Быть а не казаться самопознание 5 класс: Урок самопознания в 5 классе «Быть, а не казаться»
Школа: КГУСОШ № 46 г. Караганда
Дата: …………………………………….
Тема №11-12: Быть, а не казаться
Ценность: праведное поведение
Качества. цельность, ответственность, отзывчивость, стремление к самосовершенствованию.
Педагог: Лавник Ф.В.
Класс: 5 , Кол-во учащихся: ……
Задачи:
— раскрыть смысл понятия «единство слов и поступков» и его значение для процесса становления личности;
– развивать уважение, отзывчивость и доброту в мыслях, словах и поступках;
– воспитывать стремление совершенствовать характер и ответственность за свои слова и поступки.
Ресурсы:
Учебник Самопознание. 5 класс.
ННПООЦ «Бобек», 2016, тетрадь по самопознанию для 5 класса
Музыка Ф.Шопена
Ход урока.
Оргмомент: (проверка рабочих мест, готовности к уроку). Приветствие. Информация об отсутствующих.
Позитивный настрой: Концентрация на свет. Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.
Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.
Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести меня только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.
Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.
Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временно непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте ещё немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя…
Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните её такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.
Рассказывание истории (подарок учителя) –
Однажды Садовник пришел в свой сад и обнаружил, что все его цветы, деревья и кустарники умирают. Дуб пояснил, что умирает, так как не может быть таким высоким, как Сосна… Садовник застал Сосну поверженной: она согнулась под тяжестью мысли, что не могла давать виноград, как Лоза… А Лоза погибала, потому что не могла цвести, как Роза… Роза плакала, так как не была столь сильной и могучей, как Дуб… Тогда он нашел одно растение – Фрезию, цветущую и прекрасную, как никогда… Садовник спросил:”Как же так? Ты растешь посреди этого увядшего и мрачного сада, а у тебя такой здоровый вид?” Красавица ответила:”Я не знаю… Возможно, я всегда думала, что, сажая меня, ты хотел именно Фрезию… Если бы ты хотел иметь в саду еще один Дуб или Розу, ты бы посадил их… Тогда я сказала себе: я постараюсь быть Фрезией настолько хорошо, насколько смогу…”
http://lidiyainshina.ru/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=5&Itemid=6
— Почему в саду выжила только Фрезия?
— Объясни, что значит «быть самим собой»? Легко ли быть самим собой? Почему? Что для этого необходимо каждому из нас? Это вопросы сегодняшнего урока «Быть, а не казаться».
Цитата урока. На лице твоём совесть и честность,
А в поступках твоих человечность.
Казахская пословица
(чтение учитель – хором)
-Как объясните в чём смысл пословицы, какую мудрость сохранил до наших времён казахский народ?
Альберт Энштейн говорил, что следует стремиться к тому, чтобы быть значимым, а не успешным. Наверное, он прав в том, что наша значимость делает нас успешными.
Как вы думаете что значит быть значимым, а не успешным?
Чтение + Беседа (домашнее задание-опережающее чтение.) с……………….
Дал слово – держи по рассказу Г. Бектемисовой
— Назовите имена друзей. Какой период их жизни описан в рассказе?
(чтобы ободрить своего друга и сделать его счастливым, потому что победа поддержит его и будет подарком для его мамы. Если у него получилось, то и мама справится с болезнью).
Какие качества, по мнению учителя, помогли Санжару стать хорошим человеком? Какие еще качества мальчиков свидетельствуют о том, что они ответственные за свои поступки?
Что понял учитель из поступка Санжара? (сегодня я понял, как важно уметь держать свое слово).
Как вы понимаете слова «важно уметь держать свое слово»?
Поддерживаете ли вы своих друзей? Расскажите об этом.
***Как вы думаете, чем закончилась эта история?
Творческая деятельность
Задание 1. Прочитайте размышления А. Арына.
Воля формирует представление о единстве мысли, слова и дела. Это значит то, что было задумано, нужно сделать, совершить в интересах собственного Я и в интересах общества. Это одинаково важно и для взрослого, и для ребенка.
** О чем эти тексты? Как стать человеком слова и дела? Всякое ли дело должно быть воплощением слова, мысли? (только хорошее). Какие дела могут считаться хорошими (которые делаются для пользы окружающих)
Задание 4. Разрешите ситуации.
Ситуация первая: Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние сто тенге. Как вы поступите? Ситуация вторая: Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но соседке учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трех ошибок, которые увидел в ее тетради. Ваши действия?
Трудно ли вам было поступить по совести?
Учебная информация(узнаем новое) чтение про себя и прокомментировать информацию..
Характер – отличительные качества, присущие каждому человеку. Характер проявляется в поведении, поступках и в отношении человека к другим людям, к окружающему миру. Каждый человек способен совершенствовать свой характер, трудясь над собой, воспитывая в себе лучшие нравственные качества
*** ценная информация –какая информация в данной рубрике наиболее ценная для вас?
Домашнее задание (опережающее чтение): Совесть» А.Гайдар.
.
Заключительная минута тишины. «От сердца к сердцу»
Закройте глаза и вспомните всё хорошее, что было на занятии, все доброе и мудрое , о чем говорилось, поместите это знание и понимание в своё сердце и поступайте в соответствии с законами праведного поведения, любви , добра.
Урок по самопознанию «Быть,а не казаться» 5 класс
Поурочный план по самопознанию
Школа__№ _________________Дата____________№___11__
Тема:Быть,а не казаться
Ценности: праведное поведение Качества:отзывчивость,уважение и доброта
Учитель:
класс ___5___
Количество учащихся _______
Цель урока: расширение представления учащихся о Праведном поведении как общечеловеческой ценности через осознание своего истинного ЯЗадачи: раскрыть смысл понятия «единство слов и поступков» и его значение для процесса становления личности человека развивать уважение,отзывчивость и доброту в мыслях,словах и поступках
Воспитывать стремление совершенствовать характер и ответственность за свои слова и поступки
Ресурсы: (материалы, источники) музыка,песня
Ход урока:
1.Организационный момент. Позитивный настрой
Мысленное путешествие в подводное царство. Учитель:Представьте, что вы идете по берегу моря (вдоль берега). Послушайте (прислушайтесь) к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, чтобы взять вас с собой на дно моря. Это очень деликатное существо, и он терпеливо ждет вас. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой, когда вы чувствуете себя в безопасности и удобно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких красивых, рыбок, скользящих как радуга туда-сюда. Опускаясь вглубь моря, смотрите, как меняется все вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь поглядите вон туда … это огромный осьминог. До чего забавный и увлекательный мир здесь под водой. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая, полная тишина. Побудьте в этом состоянии покоя. (Учитель может помолчать несколько секунд).
А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир. Посмотрите как следует вокруг. Рассмотрите еще раз все удивительные цвета и прислушайтесь к тишине. Как освежающе действует на нас такой покой. Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас в такое интересное путешествие.
Возвратитесь в класс и вернитесь на ваше место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины.
2.Проверка домашнего задания
Дал слово –держи
Какое обещание дал другу Санжар? Почему он хотел это сделать?
• Какие качества, по мнению учителя, помогли Санжару стать хорошим человеком?
• Как вы понимаете слова «важно уметь держать свое слово»?
• Как вы поддерживаете своих друзей? Расскажите.
• Придумайте окончание этой истории.
Примечание
3.Позивное высказывание (цитата)
На лице твоем совесть и честность,
А в поступках твоих человечность.
Казахская пословица
Как вы понимаете смысл этой пословицы?
4.Рассказывание истории (беседа)
Притча Светлячок
Солнце садилось. По полянке бежали зеленые волны, пропадая на горизонте. Вокруг пахло вечерней прохладой. Птицы замолчали, уступив место нашему герою. Он вскарабкался на остатки трухлявого пенька, чтобы быть повыше, и запел. Это был светлячок — маленькая букашечка. Его пение нельзя сравнить с трелью соловья. Он просто пел, пел от любви, которая наполняла его маленькое существо, от любви к жизни. И, хоть его вокальные данные были не ахти, он думал, что поет прекрасно, ведь у него всегда было так много слушателей, они им восхищались, каждый хотел быть его другом. Но глупый светлячок не понимал, что это все не потому, что он пел задушевные песни о красоте и был парнем «что надо», а лишь потому, что он обладал очень необычным свойством: в отличие от всех остальных светлячков, его панцирь не просто горел зеленым огоньком, а переливался всеми цветами радуги, как хорошо граненый бриллиант. А бриллианты в цене, поэтому-то он и стал таким популярным светлячком. Ведь у людей тоже есть одна интересная черта: если один человек сказал, что он знаком с чудесным светлячком, который блестит, как бриллиант, то другой решит во что бы то ни стало стать его другом (ведь он ничем не хуже), за ним третий, четвертый и т. д., а зачем — никто не знает, просто это престижно.
А светлячок безмятежно пел свою незатейливую песенку. Он не знал наизусть слов этой песни и не повторил бы ее дважды. Он просто пел о том, что видел, а видел он прекрасную картину заката, красивое небо, зеленое море травы, слезы росы и любовь. Он во всем видел любовь.
Закончив песенку, светлячок заметил, что у него появился слушатель: белокурый мальчик сидел рядом в траве, повернув голову к заходящему солнцу.
Светлячок обрадовался, что у него есть зрители (он уже привык к вниманию), и постарался вложить в перелив своего панциря всю красоту, которую только мог. Но, к его удивлению, мальчик не взглянул в его сторону. Светлячок даже чуть-чуть обиделся. Но решил все-таки узнать, понравился ли мальчику его блеск (хотя он в этом не сомневался):
— Ну, как? — деловито спросил он, играя лучами уходящего солнца.
— Красиво… — сказал мальчик с каким-то изумлением в голосе.
— Какое красивое солнце, будто зрелая вишня, — фальшивил светлячок, придумывая все новые и новые сравнения. А мальчик продолжал неподвижно сидеть, смотря в сторону остатков уходящего солнца.
Светлячок до утра пел мальчику, а на рассвете убежал к своим друзьям, которые наперебой звали его к себе, чтобы похвастаться известным гостем — бриллиантовым светлячком.
Светлячок пропадал среди лести и восхищения и лишь иногда прибегал на полянку, где в любое время его ждал мальчик. Светлячок ему пел, рассказывал о своих похождениях, а потом исчезал. Они были знакомы уже целый год.
Время шло, безжалостно пожирая минуты, часы, дни, года. И светлячок постарел. И, о, беда, он потускнел и перестал быть похожим на бриллиант. И однажды, когда он пел свои дифирамбы красоте перед толпой зевак, кто-то шепнул: «Чего вы тут глазеете, слепые что ли? Он же тускл, как кусок стекла». Один сказал…
Друзей больше не было, в гости не звали, им не восхищались, а кто-то еще и сказал, что слуха у него нет. В отчаянии побрел светлячок, куда глаза глядят. И прибрел, на свое удивление, все на ту же полянку, где ждал его мальчик. Светлячок подошел к нему и вздохнул. Но мальчик услышал и, не оборачивая головы, спросил:
— Что случилось? Я так по тебе соскучился.
— А разве ты не видишь?
— Нет, — честно ответил мальчик
— Ну, и ладно, — сказал светлячок.
— Расскажи мне, что ты видишь, — попросил мальчик.
— Что? — удивился светлячок.
— Ну, спой свою песенку. Мне так нравится слушать, как ты красиво описываешь природу, небо, солнце, траву… Вот бы хоть разок взглянуть на это.
И только тут до светлячка дошло, что мальчик слепой и ему все равно, блестит он или нет. Ему важно то, что он говорит, то, что он приходит. Он ему нужен даже без блеска. Он ему нужен!
— Давай я тебе сегодня расскажу про дружбу.
— А что это такое? Ты раньше не пел мне об этом.
— Раньше я просто не знал, что это такое, а теперь знаю.
Вопросы:
Почему у светлячка было много слушателей?
Почему светлячок каждый раз убегал к своим?
Для чего ему нужно было приходить к мальчику?
Почему от него отвернулись те, кого он считал друзьями или поклонниками?
Почему светлячок решил рассказать уже мальчику не про красоту, а про дружбу?
5.Творческая деятельность,групповая работа
Зад 1 Расскажи о человеке, который в жизни является для тебя примером следования принципу единства слова и дела?
Зад 2 Подумай, на что похожа совесть? Нарисуй.
Зад 3 Напиши сочинение-размышление на тему одного из высказываний.
Человек отражается в своих поступках.
Подать добрый пример так же хорошо, как и следовать ему.
Только осознав важность единства мысли, слова и дела, можно стать личностью.
6.Групповое пение Проснись и пой Слова: В. Луговой Музыка: Г. Гладков Этот закон давно известен – Неинтересен мир без песен! Но если даже дождь идет с утра, Надо, чтоб люди точно знали: Нет оснований для печали, Завтра все будет лучше, чем вчера. Припев: Проснись и пой, Проснись и пой. Попробуй в жизни хоть раз – Не выпускать улыбку из открытых глаз. Пускай капризен успех – Он выбирает из тех, Кто может первым посмеяться над собой. Пой, засыпая, пой во сне, Проснись и пой! Все позабыть, что миновало, Все потерять, что вмиг пропало, Все, что ушло, Обратно не вернешь. Только – «туда» и нет – «обратно», То, что сейчас невероятно – Завтра с утра опять произойдет
7.Домашнее задание Совесть Гайдар
8.Заключительная минута урока
Ребята, вспомните, чему научились на уроке, выражайте свою любовь ко всем людям, рассылая эти мысли вокруг, желая спокойствия всему миру! Спасибо всем вам за урок, за ваши хорошие ответы, за размышления, за уважение ко всем людям!
Тема урока самопознания в 5 классе : «Быть, а не казаться» Урок 11-12 Учитель КГУ «Экономический лицей» — Тускеева Марина Валерьевна. | ||
Цель: | Углубление ценностного представления о предназначении человека через практику общечеловеческой ценности Праведное поведение. | |
Задачи: |
| |
Ценность: | Праведное поведение | |
Качества: | чуткость, заботливость, ответственность | |
Ход урока | ||
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | |
Позитивный настрой. | Позитивный настрой под музыку «Хрустальная печаль» Текст о свете и добре. Пожалуйста, сядьте поудобнее, спинку держите прямо. Мысленно представьте себе теплый летний день. Яркое солнышко вам улыбается. Птички поют веселые песни. Каждая травинка рада солнышку и теплу, которое оно дарит. На душе у вас тихо и спокойно. Идите вперед. Там, вдали, виднеется синева озера. Подойдите поближе к озеру. Взгляните на его зеркальную гладь, почувствуйте его спокойствие. Никакие бури и ветры не страшны ему, оно спокойно так же, как и ваше сердце. Сейчас, когда вы смотрите на это озеро, в мире ни один человек не обидел другого, ни один человек не причинил вреда Матушке-Природе и братьям нашим меньшим. Ни одно существо на земле не страдает. У всех на душе тишина и спокойствие. На земле царят мир и согласие. Сейчас вы можете ничего не бояться. Человечество забыло о предательстве и унижении, об обиде и страхе. И так будет всегда. На сердце мир и покой. Запомните это чувство, сохраните его как можно дольше. Давайте вспомним о чем мы начали разговор на прошлом уроке (О характере человека) Проверка домашнего задания (проверка сочинения на тему: Рассказ о себе или мой характер. Обсуждение. Притча «Принять себя» Однажды король пришел в сад и увидел вянущие и гибнущие деревья, кусты и цветы. Дуб сказал, что он умирает, потому что не может быть таким высоким, как сосна. Обратившись к сосне, король нашел ее опадающей потому, что она не может давать виноград подобно виноградной лозе. А лоза умирала, потому что она не может цвести, словно роза. Вскоре он нашел одно растение, радующее сердце, цветущее и свежее. После расспросов он получил такой ответ: – Я считаю это само собой разумеющимся, ведь когда ты посадил меня, ты хотел получить радость. Если бы ты хотел дуб, виноград или розу — ты посадил бы их. Поэтому я думаю, что не могу быть ничем другим, кроме того, что я есть. И я стараюсь развивать свои лучшие качества. Ты здесь потому, что существование нуждалось в тебе таком, какой ты есть! Взгляни на себя. Ты можешь быть только собой … невозможно, чтобы ты стал кем-то другим. Ты можешь радоваться и цвести, или можешь завянуть, если ты не принимаешь себя. Твое единственное обязательство на протяжении всей твоей жизни – быть самим собой. • Почему вяли и погибали растения в саду? • Какой ответ получил король от радующего сердце растения? • Объясни, что значит «быть самим собой»? • Как вы думаете, трудно ли быть самим собой? Почему? • Какие лучшие качества вы развиваете в себе? Итак , тема урока: «Быть, а не казаться» (записываем в тетрадь) | «Хрустальная грусть» композиция |
| На лице твоем совесть и честность, А в поступках твоих человечность. Казахская пословица Объясните смысл пословицы. Назовите, какие дела могут сделать честь человеку в вашем возрасте. | |
| ||
| Чтение. Дал слово – держи по рассказу Г. Бектемисовой Санжар всегда был самым первым в классе, его уважали не только за отличную учебу, больше – за помощь, которую он оказывал своему другу – Сабиту. Мальчики жили рядом, их отцы когда-то служили вместе, с тех пор и дружили. Сабит старался не отставать от своего друга, так и шел за ним. Пять лет назад погиб отец Сабита, этот сильный удар сказался на здоровье мамы Сабита, и она через несколько лет серьезно заболела. Родители Санжара помогали во всем, но основные заботы все равно легли на плечи Сабита. День и ночь он ухаживал за своей мамой, но с каждым днѐм она слабела всѐ больше и больше. Два месяца Сабит не мог ходить в школу. Санжар каждый день приходил к другу, и они вместе делали уроки, разбирали задания, читали. Санжар дал слово, что его друг закончит год хорошо и обязательно займет первое место в школьной олимпиаде. Когда приблизился конец учебного года, маму Сабита увезли в город на операцию. С ней уехали и родители Санжара. Мальчики стали усердно готовиться к олимпиаде. Но волнение за маму очень сильно мешало заниматься Сабиту. И вот настал день конкурса. Сабит старался и выполнил все задания, быстро справился с работой и Санжар. Все думали, что Санжар займѐт и в этом году первое место. Однако учитель был сильно удивлѐн, когда, проверяя работу Санжара, нашел две грубейшие ошибки. Несмотря на то, что все задания были знакомы и не раз выполнены, Санжар не смог решить некоторые из них. Учитель позвал к себе Санжара и спросил, с какими трудностями он столкнулся при выполнении заданий. Санжар помолчал немного, а потом рассказал учителю свой секрет: – Вы знаете, что все эти годы я занимал первое место. В этом году я дал слово своему другу, что он обязательно займет первое место на олимпиаде, и я ему в этом помогу. Но болезнь его мамы сильно мешала занятиям. Я не выполнил два задания, чтобы Сабит смог набрать больше баллов, чем я, и занять первое место. Это ободрит его и сделает счастливым, поддержит его и будет подарком для его мамы. Если у него получилось, то и мама справится с болезнью. Учитель смахнул слезу со щеки и похлопал Санжара по спине. Он сказал: – Мой мальчик, сегодня я понял, как важно уметь держать свое слово. Твоя дружба, поддержка и ответственность по отношению к Сабиту – великие качества. Они помогут тебе стать хорошим человеком. • Какое обещание дал другу Санжар? Почему он хотел это сделать? • Какие качества, по мнению учителя, помогли Санжару стать хорошим человеком? • Как вы понимаете слова «важно уметь держать свое слово»? • Как вы поддерживаете своих друзей? Расскажите. • Придумайте окончание этой истории. | Стр54 |
5. Творческая деятельность, групповая работа | Задание 1. Прочитайте размышления А. Арына. Есть люди, о которых говорят: это человек слова и дела. Значит, такой человек не предаст, его не надо приневоливать к выполнению своего обещания. На него можно положиться. Воля формирует представление о единстве мысли, слова и дела. Это значит то, что было задумано, нужно сделать, совершить в интересах собственного Я и в интересах общества. Это одинаково важно и для взрослого, и для ребенка. Как стать такими людьми? Расскажите. Задание 2. . Человек слова – это человек, который не бросает слов на ветер. Если он уж что-то пообещал, то он непременно это выполнит. О таком человеке можно сказать, что на него всегда можно положиться. Ситуации.. Работа в группах Стр.56 учебника | |
| Напишите список, в котором будут перечислены все планы на ближайшее время (неделю, месяц, год). По истечении каждой недели просматривайте перечень и вычеркивайте то, что, по вашему мнению, стало уже неактуальным. Таким образом, у вас останутся только важные дела, которые вы должны воплощать в жизнь. • Не торопитесь. Выполняйте все обещанное постепенно. • Не забывайте себя хвалить. • Расскажите о своем обещании вашему ближайшему другу, это поможет вам быстрее сдержать слово, потому что вы будете нести ответственность не только перед самим собой, но и перед другим человеком. Стр.36-37 раб тетрадь. Рефлексия. Сегодня на уроке я…. Научился… Было интересно.. Было трудно… Мои ощущения… Этот урок дал мне для жизни…. Больше всего понравились задания… | |
2урок 1.работа в группах. | Проверка домашнего задания.стр.36 раб.тетрадь Чтение рассказа стр.57 Задание 1. Составьте высказывание о человеке, используя слова: честность, доброта,уважение,любовь к людям, сотрадание, милосердие, готовность помогать другим. Проверка дом.задания .Рисунок на что похожа совесть. Обсуждение 2. Чтение рассказа. Совесть А. Гайдар Характер – отличительные качества, присущие каждому человеку. Характер проявляется в поведении, поступках и в отношении человека к другим людям, к окружающему миру. Каждый человек способен совершенствовать свой характер, трудясь над собой, воспитывая в себе лучшие нравственные качества. Задание для групп. Составьте вопросы по рассказу. Почему Нина, вернувшись к своим вещам, заплакала? Что значит «жить по совести» Случалось ли в вашей жизни. Когда голос совести подсказал вам мудрое решение? 3. Разминка для глаз.(В лесу) Чтение стихотворения.(подарок учителя) Э. Асадов Люблю человека слова: – Приду! – И явился в срок. – Я сделаю. – И готово! Не надо спрашивать снова: – А сможет? – Сказал и смог! 4.Задание . Стр.58 учебника. Работа в группах. Домашнее задание. Стр.38,40 раб.тетрадь. | Стр.57 |
7. От сердца к сердцу Групповое пение | Проснись и пойСлова: В. Луговой Музыка: Г. Гладков Этот закон давно известен – Неинтересен мир без песен! Но если даже дождь идет с утра, Надо, чтоб люди точно знали: Нет оснований для печали, Завтра все будет лучше, чем вчера. Припев: Проснись и пой, Проснись и пой. Попробуй в жизни хоть раз – Не выпускать улыбку из открытых глаз. Пускай капризен успех – Он выбирает из тех, Кто может первым посмеяться над собой. Пой, засыпая, пой во сне, Проснись и пой! Все позабыть, что миновало, Все потерять, что вмиг пропало, Все, что ушло, Обратно не вернешь. Только – «туда» и нет – «обратно», Рефлексия. «БЛАГОДАРЮ» В конце урока предложить каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. |
Классный час на тему «Познай самого себя», 5 класс
Классный час в 5 классе. Познай себя
Психологический классный час для 5 класса
Классный час на тему «Познай самого себя», 5 класс
Классный час психологической направленности, посвященный самооценке личности. Эта тема приобретает особую актуальность в младшем подростковом возрасте. Пятиклассники, выйдя за порог младшей школы, сталкиваются со многими проблемами социализации.
По мнению многих психологов и педагогов, для пятиклассников характерны переоценка своих возможностей, отсутствие адаптации к неудачам. Стремление к самоутверждению иногда толкает их к деструктивному поведению. Задача данного классного часа — помочь детям посмотреть на себя со стороны, задуматься над тем, что причины неудач человека кроются прежде всего в нем самом, а не в окружающих, вселить веру в собственные силы.
В ходе классного часа дети выполняют разнообразные задания с целью самонаблюдения, самоанализа, самооценки. Руководитель должен создать спокойную, доброжелательную, доверительную обстановку во время занятия. Нельзя заставлять детей открывать результаты своих тестов, нельзя ставить оценки за выполнение тестовых заданий. Детям следует объяснить, что эти результаты должны дать им информацию для размышления о себе. А в дальнейшем — и для работы над собой.
Цели: познакомить детей с некоторыми приемами самопознания, дать детям представление о том, как находить в себе главные черты, определять свои личные особенности; развивать у детей умение правильно оценивать себя и других; способствовать формированию веры в свои силы, в возможность стать лучше; побуждать подростков к самопознанию, самовоспитанию.
Подготовительная работа с детьми
Перед классным часом нужно объединить детей в группы по 4 человека (сидящие на 2 соседних партах поворачиваются лицом друг к другу).
Оборудование
На парту каждому ученику необходимо положить:
— альбомные листы для автопортретов;
— тетрадные листочки для тестов.
Музыкальное оформление
Можно приготовить 1-2 музыкальных фрагмента по 3-5 минут для сопровождения самостоятельной работы детей (создание автопортрета, тестирование).
План классного часа
1. Вступительное слово.
2. Интерактивная беседа «Нужно ли знать себя?»
3. Определение знаний детей о себе:
а) дискуссия «Какого человека можно назвать уникальным?»
б) создание автопортретов;
в) игра в группах «Кто я? Какой я?»
4. Мини-лекция «Что такое самооценка?»
5. Тест «Самооценка».
6. Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
I. Вступительное слово
Классный руководитель. Ребята, тема нашего сегодняшнего классного часа — «Познай самого себя». Эти слова принадлежат величайшему философу древности Сократу, который жил много веков назад. Уже тогда человек задумывался: кто он, какой у него характер, что он любит, чего не любит, каковы его цели в жизни, как к нему относятся другие люди? Этот процесс называется самопознанием.
II. Интерактивная беседа «Нужно ли знать себя?»
Классный руководитель. Начнем нашу беседу с ответов на вопросы.
— Как вы считаете, в наше время человек должен стремиться познать себя?
— Что лучше: переоценить или недооценить себя?
— Как вы понимаете слова «самонаблюдение», «самоанализ», «самоиспытание»?
— Как вы думаете, знаете вы себя?
Дети высказывают свои предположения.
Классный руководитель. Познать себя необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он сможет развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче общаться с окружающими людьми, потому что, определив свою индивидуальность, он сможет увидеть индивидуальность другого человека. Он будет чувствовать себя успешным, счастливым.
Как же узнать себя? Для этого есть такие приемы (они записаны на доске):
1. Самонаблюдение.
2. Самоанализ.
3. Самоиспытание.
4. Самооценка.
Сегодня мы будем учиться самопознанию. А значит, будем проводить самонаблюдение, самоанализ, самоиспытание и самооценку. Чтобы ваша работа была более плодотворной, вам следует объединиться в группы.
III. Определение знаний детей о себе
Дискуссия «Какого человека можно назвать уникальным?»
Классный руководитель. Для начала предлагаю вам в группах провести дискуссию. «Какого человека можно назвать уникальным?» Через 1 минуту представители групп выскажутся по этому вопросу.
Включается тихая музыка. Дети обсуждают ответы в группах.
Минута истекла. Слушаем мнения групп. Какого человека можно назвать уникальным?
Примерные ответы детей:
— Это яркий, талантливый, незаурядный человек.
— Это человек, который отличается от других людей.
— Это необычный, странный человек, чудак.
— Это любой человек, даже самый обыкновенный. Он отличается от других людей даже отпечатками своих пальцев.
Создание автопортретов
Классный руководитель. Да, ребята, каждый человек в мире уникален, неповторим. Слово «уникальный» означает «единственный», «неповторимый». Я хочу, чтобы каждый из вас задумался о своей уникальности. Для этого предлагаю вам нарисовать свой портрет на альбомном листке, который лежит у вас на парте.
Включается музыка, и в течение 3-5 минут дети рисуют себя.
У вас получились уникальные автопортреты. А теперь мы подпишем эти автопортреты. Для этого поиграем в игру «Кто я?», «Какой я?»
Игра в группах «Кто я? Какой я?»
Классный руководитель. Для начала мы напишем слева в столбик десять раз букву «я», а рядом с каждой буквой напишем ответ на вопросы «Кто я?», «Какой я?» Это могут быть суждения о себе, о своей внешности, характере, внутреннем мире, о своих увлечениях, переживаниях, о том, за что вы себя уважаете.
Включается музыка. В течение 3-5 минут дети работают.
А теперь прочитайте свои ответы членам группы, но так, чтобы получился активный рассказ.
Дети в группах рассказывают о себе (8-10 минут).
А теперь послушаем по одному представителю от группы, тех, у кого получился самый интересный рассказ. Кто хочет представить себя всему классу?
Представители групп встают с мест, повторяют рассказы о себе.
Как вы считаете, можно сказать, что эти ребята думают о себе, пытаются разобраться в себе, узнать себя?
Дети отвечают.
IV. Мини-лекция «Что такое самооценка?»
Классный руководитель. Но знать себя недостаточно, нужно иметь правильную самооценку. Самооценка — это оценка своих достоинств и недостатков. Не каждый человек может себя правильно оценить. Самооценка бывает завышенной, заниженной и верной.
Люди с заниженной самооценкой считают себя глупыми, слабыми, некрасивыми. Эти люди очень обидчивы, необщительны, неуверенные в себе.
Люди с завышенной самооценкой, наоборот, считают себя самыми умными, красивыми, талантливыми. Они очень общительны, самоуверенны, но они часто берутся за работу, которая им не по силам и не доводят ее до конца.
И только люди с правильной самооценкой знают свои сильные и слабые стороны, не боятся критики, не боятся общения, они уверенно возьмутся за дело, которое им по силам, доведут его до конца и заслужат уважение окружающих.
Верная самооценка помогает человеку сохранять свое достоинство и жить в ладу с самим собой.
V. Тест «Самооценка»
Классный руководитель. Итак, ребята, мы сегодня учимся оценивать самих себя.
Сейчас мы пройдем с вами испытание и узнаем, какая у каждого из вас самооценка.
У каждого из вас на парте лежит тетрадный листок. На этих листочках мы будем выполнять специальные задания, которые помогут вам немного разобраться в самих себе.
Нарисуйте на этом листке 8 кружочков в один ряд. Лучше расположить листок в ширину.
Дети рисуют кружочки. Учитель проверяет, чтобы у всех были нарисованы в 1 ряд 8 кружочков.
Быстро напишите букву «я» в любом кружке.
Дети пишут букву «я» в одном из кружков. Учитель контролирует правильность выполнения задания.
А теперь вы можете узнать, какая у вас самооценка. Чем ближе к левому краю, тем ниже ваша самооценка. Чем ближе к правому краю, тем выше ваша самооценка, а те, кто поставил букву «я» в середине, имеют правильную самооценку.
Результат, который вы получили, не обязательно открывать всем. Этот результат должен дать вам пищу для размышлений, для дальнейших наблюдений над собой. Ведь только узнав свои слабости, мы сможем исправить их и стать сильнее. От этого зависит, насколько успешной будет наша жизнь.
VI. Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. Подведем итоги сегодняшней нашей встречи:
— Была ли вам интересна тема познания себя?
— Что вы узнали о различных вариантах самооценки?
— Как может верная самооценка помочь человеку в жизни?
— Что нового узнали вы сегодня о себе?
— Думаете ли вы продолжить наблюдение над собой?
— Понравился ли вам наш классный час?
Примерные ответы детей:
— Было интересно что-то узнать о себе, о своем характере.
— Узнал о том, какая бывает самооценка, у меня пока не такая, как мне хочется.
— Нужно себя оценивать правильно, чтобы люди тебя уважали, чтобы быть уверенным в себе.
— Обязательно буду изучать себя, чтобы верно оценить свои силы.
— Понравилось, как мы рисовали автопортреты и рассказывали о себе.
Дополнительный материал
Вербальная диагностика самооценки личности
Инструкция
А. Вы должны заготовить табличку из 5 столбиков.
№
вопроса
«Очень часто» (4 балла)
«Часто» (3 балла)
«Редко» (2 балла)
«Никогда» (0 баллов)
Сумма баллов
1
+
2
+
+
+
32
+
Итого
8
3
2
0
13
В первом столбике записать числа от 1 до 32 — это номера вопросов. В остальных столбиках нужно записать варианты ответов: «очень часто», «часто», «редко» или «никогда» в зависимости оттого, насколько свойственны вам мысли, описанные в тесте.
Б. Учитель читает вопросы, ученики ставят в соответствующей графе знак+.
Опросник
1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
2. Постоянно чувствую свою ответственность в учебе.
3. Я беспокоюсь о своем будущем.
4. Многие меня ненавидят.
5. Я обладаю меньшей инициативой, чем другие.
6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.
7. Я боюсь выглядеть глупым.
8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.
9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.
10. Я часто допускаю ошибки.
11. Как жаль, что я не умею говорить с людьми как следует.
12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.
13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.
14. Я слишком скромен.
15. Моя жизнь бесполезна.
16. Многие неправильного мнения обо мне.
17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.
18. Люди ждут от меня очень многого.
19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.
20. Я слегка смущаюсь.
21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.
22. Я не чувствую себя в безопасности.
23. Я часто волнуюсь понапрасну,
24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.
25. Я чувствую себя скованным.
26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.
27. Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.
28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
29. Меня волнует, как люди относятся ко мне.
30. Как жаль, что я необщителен.
31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.
32. Я думаю о том, чего ждут от меня одноклассники.
Ключ к тестовому заданию
Когда табличка будет заполнена ответами, ученики должны произвести подсчет баллов. Подсчет баллов производится по схеме:
— «очень часто» — 4 балла;
— «часто» — 3;
— «редко» — 2;
— «никогда» — 0.
0-25 баллов свидетельствуют о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, уверен в себе, правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в необходимости своих действий.
26-45 баллов — показатель среднего уровня самооценки, человек редко страдает комплексом неполноценности, лишь время от времени старается подстроиться под мнение других людей.
46-128 баллов — уровень самооценки низкий, человек болезненно переносит критические замечания, не уверен в себе.
Важное замечание! Не стоит расстраиваться из-за результатов. Во-первых, они могут меняться. Во-вторых, всегда лучше узнать свои уязвимые места и начать работать над собой. А у человеческой психики есть одна особенность: человек всегда становится таким, каким он хочет себя видеть.
Психогеометрическая самооценка личности (С. Делингер в адаптации А.А. Алексеева, Л.А. Громовой)
Инструкция
А. Посмотрите на 5 фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг), изображенных на рисунке. Выберите из них ту, о которой вы можете сказать: «Скорее всего, это я». Только не занимайтесь никаким психологическим анализом. Ненужные умопостроения ни к чему не приведут.
Доверьтесь интуиции. Если вы испытываете затруднение, выберите ту фигуру, которая первой привлекла вас. Запишите ее название под № 1.
Б. Теперь расположите оставшиеся 4 фигуры в порядке предпочтения. Перед вами будет упорядоченный ряд геометрических фигур. Какую бы фигуру вы ни поместили на первое место, это ваша основная фигура. Она даст возможность определить черты вашего характера и особенности поведения в разных ситуациях.
Последняя фигура указывает на тип человека, взаимодействие с которым будет представлять для вас наибольшие трудности. Если же ни одна из фигур не подходит, то вас можно описать комбинацией 2 или даже 3 фигур.
Результаты теста
Социально-психологические особенности «геометрических» типов личности
Фигура
Положительные
Отрицательные
Квадрат
Любовь к порядку
Педантизм
Внимательность к деталям
Возможность упустить главное
Аналитичность
Холодная рассудительность
Рациональность
Излишняя осторожность
Упорство, настойчивость
Упрямство
Бережливость
Скупость
Треугольник
Лидерские качества, способность взять ответственность на себя
Эгоцентризм, эгоизм
Категоричность
Решительность
Сконцентрированность на проблеме
Безразличие ко всему, пока цель не будет достигнута
Нацеленность на победу, склонность к соревнованию
Коварство
Уверенность в себе
Самонадеянность
Честолюбие
Карьеризм
Неудержимость
Энергичность
Прямоугольник
Возбудимость
Напряженность, замешательство
Любознательность
Легковерность
Настрой на свое
Наивность
Чувствительность
Эмоциональная неустойчивость
Неамбициозность
Низкая самооценка
Смелость
Безрассудство
Круг
Доброжелательность
Мягкотелость, нетребовательность
Добродушие
Беспечность
Фигура
Положительные
Отрицательные
Заботливость, преданность
Навязчивость
Щедрость
Расточительность
Доверчивость
Легковерность
Великодушие
Склонность к самобичеванию
Бесконфликтность
Конформность, уступчивость
Зигзаг
Креативность
Неорганизованность и разбросанность
Мечтательность
Прожектерство
Экспрессивность
Несдержанность
Остроумие
Эксцентричность
Интуитивность
Нелогичность
Раскованность
Непрактичность
Урок самопознания в 5 классе Быть, а не казаться
План урока «Самопознание»
Школа №8 г. Костанай Дата_______________ Урок № 11
Тема: «Быть, а не казаться»
Ценность: Праведное поведение
Качества: сила воли, уверенность в себе, жить в единстве мысли, слова и дела.
Педагог Червякова О.В. Класс 5 Кол-во уч-ся__________
Цель: расширение представления учащихся о Праведном поведении как общечеловеческой ценности через осознание своего собственного Я.
Задачи:
1. Раскрыть смысл понятия «единство слов и поступков» и его значение для процесса становления личности человека.
2. Развивать уважение, отзывчивость и доброту в мыслях, словах и поступках.
3. Воспитывать стремление совершенствовать характер и ответственность за свои слова и поступки. Ресурсы:
Компьютер, учебник рабочая тетрадь, раздаточный материал аудиозапись «Дождь и скрипка»;
Ход урока:
Орг.момент. Позитивный настрой.
Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.
Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.
Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Вы спокойны и счастливы. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пусть свет наполнит их сердца. Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя… Свет снова возвращается в ваше сердце. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… Свет вокруг меня». Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо. Откройте глаза и улыбнитесь! Спасибо.
Обсуждение:
— Что вы почувствовали?
Позитивное высказывание
На лице твоем совесть и честность,
А в поступках твоих человечность.
Казахская пословица
— Как вы понимаете смысл этой цитаты? Проверка домашнего задания. Введение в тему урока.
Презентация кластер «Качества моего характера»
Тема урока: «Быть, а не казаться»
— Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
Чтение рассказа стр. 54-55
Дал слово – держи
По рассказу Г. Бектемисовой
Санжар всегда был самым первым в классе, его уважали не только за отличную учебу, больше – за помощь, которую он оказывал своему другу – Сабиту. Мальчики жили рядом, их отцы когда-то служили вместе, с тех пор и дружили. Сабит старался не отставать от своего друга, так и шел за ним. Пять лет назад погиб отец Сабита, этот сильный удар сказался на здоровье мамы Сабита, и она через несколько лет серьезно заболела. Родители Санжара помогали во всем, но основные заботы все равно легли на плечи Сабита. День и ночь он ухаживал за своей мамой, но с каждым днѐм она слабела всѐ больше и больше. Два месяца Сабит не мог ходить в школу. Санжар каждый день приходил к другу, и они вместе делали уроки, разбирали задания, читали. Санжар дал слово, что его друг закончит год хорошо и обязательно займет первое место в школьной олимпиаде. Когда приблизился конец учебного года, маму Сабита увезли в город на операцию. С ней уехали и родители Санжара. Мальчики стали усердно готовиться к олимпиаде. Но волнение за маму очень сильно мешало заниматься Сабиту. И вот настал день конкурса. Сабит старался и выполнил все задания, быстро справился с работой и Санжар. Все думали, что Санжар займѐт и в этом году п
Урок по самопознанию «Быть, а не казаться»
План урока «Самопознание»
СШ №4 Дата: 20.10.15 Тема: Быть,а не казаться
Ценность: истина Качества: целеустремленность, настойчивость
Педагог: Тукешева Р.С. Класс: 10 Кол-во уч-ся ____ Отсут _______
Цель: раскрытие ценностного смысла понятия «достоинство» в становлении человека как личности.
Задачи:
-расширить представления о понятиях «достоинство», «лицемерие»;
— развить потребность в самоуважении и уважении достоинства окружающих;
— воспитывать чувство собственного достоинства.
Ресурсы:(материалы, источники) видеоролики, презентация,
Ход урока:
Орг.момент. Позитивный настрой «Подводное путешествие»
Проверка домашнего задания (воросы Быть человеком)дисскусия
Примечания
Позитивное высказывание
Для того, чтобы добровольно и свободно признавать и ценить чужие достоинства, надо иметь собственное. Артур Шопенгауэр
Мало обладать выдающимися качествами, надо еще уметь ими пользоваться. Ф. Ларошфуко
Притча Однажды ученики пришли к старцу и спросили его:
— Почему дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые — трудно и остаются непрочны в нем.
— Что будет, если здоровое семя оставить на солнце, а больное зарыть в землю? — спросил старец.
— Доброе семя, что оставлено без почвы, погибнет, а плохое семя прорастет, даст больной росток и худой плод, — ответили ученики.
— Так поступают люди: вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые начатки, они выставляют их напоказ и тем губят. А свои недостатки и грехи, чтобы их не увидели другие, люди прячут глубоко в душе. Там они растут и губят человека в самом его сердце. Вы же будьте мудры.
Ученики возблагодарили старца за поучение и удалились в размышлении.
Беседа
Творческая деятельность, групповая работа
Рассмотрите ситуации. В какой из этих ситуаций проявляется лицемерие? Почему?
1. Учитель ведет урок, строго следит за дисциплиной, и учащиеся внимательно слушают его. Как только он вышел, все тут же начинают заниматься всем, чем угодно, только не учиться.
2. В учреждении ожидается приезд высокого началъ ства. Перед этим в помещении, в документах наводят порядок, «чтобы пустить пыль в глаза». После визита все возвращается в прежнее русло.
3. Продавщица, обсчитывая покупателей, оправдывает ся, что сделала это по невнимательности, когда вы выра зили неудовольствие по поводу того, что она неправильно дала сдачу. Она извиняется, возвращает вам деньги, но продолжает это делать со следующими покупателями.
4. Подросток дома вежлив и послушен. В компании друзей он ведет себя развязно, употребляет слова, которые дома родители от него никогда не слышали.
Лицемерие — несоответствие слов, поступков человека истинным чувствам, убеждениям, намерениям. С лицемерием связаны притворство, лукавство. Иногда человек действует так в силу обстоятельств, чтобы не противоречить устоявшимся стереотипам поведения. Но именно это способствует утрате верных жизненных ориентиров, расшатыванию нравственных основ личности.
Б)работа с письмами по группам (белое, красное)
В)чтение в учебнике NB
г) опыт с купюрой
Запись в тетради о лицемерии
Групповое пение.
Каждый выбирает по себе
Домашнее задание.
Эссе «А я какой?»
Заключительная минута (афирмации)
В различных ситуациях стереотипы действия человека различны . Возьмем школьника. Находясь со своими родителями, школьник будет вести себя так, как они позволяют ему делать это. То есть, он будет приспосабливаться к данным условиям. Например, он не будет при родителях нецензурно выражаться, если это не поощряется, и не будет делать то, что он позволяет себе, находясь рядом со своими друзьями. Друзья создают условия, отличные от домашних. И к ним придется по-другому приспосабливаться. Придется постоянно терпеть на себе подавление и подавлять самому, а также приобретать общий с компанией стереотип и принимать общие увлечения. В школе свой кодекс чести и мои правила поведения. Каждый человек видит и понимает, как он хочет, только его собственный контекст. То есть школьнику приходится постоянно менять маски, и во всех контекстах он не будет полностью самим собой. Он будет лицемером со своими родителями, когда будет уверять их, что не курит и не выражается нецензурными словами, что не дерется и старается уделять больше внимания учебе. Искренность здесь исключена, ведь родители тоже не видят всего положения дел. Они не знают, что среди друзей невозможно приспособиться и занимать достойное место, если жить по правилам родителей, то есть не курить, быть вежливым и хорошо учиться. Друзьям тоже придется лицемерить, ведь у них разные стереотипы и условия в их семьях. Одни не имеют возможности хорошо учиться, поэтому не уважают тех, кто имеет успехи в учении. И к их мнению придется приспособиться, если это выгодно. Другие, Наоборот, ценят порядочность и ответственность. Поэтому каждый раз придется находить компромисс с каждым индивидуально.
Лицемерие — это основной способ приспособиться к многообразию условий. Нет на Земле ни одного человека, который вел бы себя одинаково во всех ситуациях. Разные стереотипы и взгляды на жизнь вынуждают нас не понимать Друг друга и всегда осуждать. В каждой семье люди осуждают своих соседей, друзей, коллег по работе, начальников, уличая их в жадности и пронырливости, нечестности и равнодушии. Но стоит оказаться с ними рядом, как они начинают изображать радушие и свое благосклонное отношение к ним, сдерживая порывы высказать свое настоящее мнение о них.
«… Меня с детства учили думать, мыслить самостоятель¬но, развивать ум, насколько это возможно. Отец мой моряк, поэтому я не успел с ним подружиться… Человек он хоро¬ший, но суровый и поэтому собственные мнения не высказы¬вает, а декретирует. Во мне с малых лет начал развиваться некий аналитический комплекс, видимо, компенсирующий комплекс неполноценности. Что же, говорил я себе, я не красавец. В жизни мне не везет (так полагал я тогда), будем развивать то, что для меня, имеющего солидный наследственный потенциал и поглощающего с четырех лет все виды информации, наиболее выигрышно…
Моей первой любовью была девочка из соседнего класса, наш роман — в основном телефонный — тянулся два месяца. Потом я ей «надоел». Ее новый парень, которому она пожаловаться, что я надоедал ей по телефону два месяца, меня отколотил. И все же, если бы после этого она позвала меня, я побежал бы к ней и совершил бы ради нее все, что угодно. Но она не позвала. Тогда мой гнев начал расти, наконец он обрушился, но не на нее и нового ее «возлюбленного» — на меня самого. Я подумал: что толку в моих душевных и умственных качествах, если я несчастлив?! И начал работу по перекраиванию себя самого.
Я решил построить танк. Из брони рассудочности и равнодушия. С вооружением из всех известных миру честных и не честных методов жизнепроходства. Всю установку решил поставить на шасси из работоспособности, изворотливости и упорства. Я ввел эту машину в эксплуатацию ко дню моего совершеннолетия. И я теперь
торжествовал. Люди не могли достать меня за толстой броней, в то время как мне удавалось многое. Самое существенное: я научился не думать о потерях. Ведь идет война, где каждый за себя, это означает, что потери только у врагов.
Cейчас я воспринимаю мир таким, каков он есть, и обращаюсь с ним так, как он того заслуживает. И мне везет. Не хватает лишь одного — человеческого общения. Но ведь недаром о нем говорят, что это роскошь.
Владимир»
«Мне захотелось рассказать вам о моей жизни, точнее -образе жизни, о поисках этого образа. Я — тихоня. Когда я училась в институте и жила в общежитии, обо мне говорили: « Да к ней в комнату и крокодила поселить можно, она с ним уживется». Меня, пожалуй, любили, обо мне говорили, пожалуй, хорошо. Но в этой любви было что-то обидное, потребительское, что ли. Стрясется беда — бегут ко мне, потому что я могу посочувствовать, дать дельный совет. Но при этом никто не интересовался, чем я живу, почему печальная или веселая, никто. И никто из моих общительных подруг или уха¬живающих за мной молодых людей не пытался углубить отношения со мной. Не уродина я, красивее многих (это не мое мнение), и веселой могу быть в компании, а вот по-настоящему никому не нужна… Я стала докапываться: почему? И один молодой человек объяснил: «Ты не такая, как все: дело даже не в том, что ты не красишься и одета… э-э-э, ну, ты уж не обижайся… скромненько… а дело в том, что ты внутренне не такая, а это нехорошо. Тебя поняты почти невозможно: существо иного порядка…» Я пере-! спросила: «Неужели невозможно?» «Если поломать голову, то, конечно, можно, — ответил он мне. — Но ты сама посуди, кому же охота ее ломать. Тихая ты… лично я боюсь тихонь».
Вот тогда-то я и решила: играть в жизни определенную роль, что-то убить в себе — убить то, что мешает мне в общении с окружающими людьми, мешает быть «как все»…
Начала с того, что изменила, «усовершенствовала» внеш¬ность. Прическа теперь — как у всех, одежда теперь — как у всех, макияж на лице — как у всех. И говорю теперь то же, что и все. Болтаю с уверенным видом, порою тошно себя слушать самой. Раньше только изредка улыбалась — теперь хохочу в голос.
Молодой человек позволил себе лишнее — дала по морде и вмиг перестала быть загадкой, над которой надо ломать голову. А раньше, наверное, заплакала бы… Когда надо было, по столу кулаком ударила, где было надо — локтями соседей распихала. Начинают разговор — и я тут как тут.! Понимаю или не понимаю, о чем говорят, но к месту пару «умных» слов введу, анекдот расскажу.
Бог ты мой! Совсем иначе стали ко мне люди относиться. Говорят: су пер девочка! Но почему-то от этого мне было не по себе. Смыла я косметику, надела старенькие джинсы и на том эксперимент закончился. И снова я одна, мне двадцать один год и не нужно мне того ненастоящего, что было, когда я играла за какие коврижки не нужно. Не могу я ничего в себе убить, не могу… Я поняла, что самое страшное – насилие над собственной душой, я поняла, что нельзя играть безнаказанно чужую роль в жизни, мне кажется, я что-то утратила внутренне ценное от этой игры.
ПОТОМУ и пишу это письмо, хочется кому-то покаяться. А -не кому. Не пойдешь же к тем, кто восхищался «супер девочкой»?
Екатерина»
Тема урока самопознания в 5 классе : «Быть, а не казаться» Урок 11-12 Учитель КГУ «Экономический лицей» — Тускеева Марина Валерьевна. | |||
Цель: | Расширить представление о праведном поведении как общечеловеческой ценности через осознание своего собственного Я. | ||
Задачи: | — Раскрыть значение понятия «единство слов и поступков» и его значение для процесса становления личности человека. -развивать уважение, отзывчивость и доброту в мыслях, словах и поступках. -воспитывать стремление совершенствовать свой характер и ответственность за свои поступки и слова. | ||
Ценность: | Праведное поведение | ||
Качества: | Ответственность, отзывчивость, доброта | ||
Ход урока | |||
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | ||
Позитивный настрой. | Позитивный настрой Пожалуйста, сядьте поудобнее, спинку держите прямо. Мысленно представьте себе теплый летний день. Яркое солнышко вам улыбается. Птички поют веселые песни. Каждая травинка рада солнышку и теплу, которое оно дарит. На душе у вас тихо и спокойно. Идите вперед. Там, вдали, виднеется синева озера. Подойдите поближе к озеру. Взгляните на его зеркальную гладь, почувствуйте его спокойствие. Никакие бури и ветры не страшны ему, оно спокойно так же, как и ваше сердце. Сейчас, когда вы смотрите на это озеро, в мире ни один человек не обидел другого, ни один человек не причинил вреда Матушке-Природе и братьям нашим меньшим. Ни одно существо на земле не страдает. У всех на душе тишина и спокойствие. На земле царят мир и согласие. Сейчас вы можете ничего не бояться. Человечество забыло о предательстве и унижении, об обиде и страхе. И так будет всегда. На сердце мир и покой. Запомните это чувство, сохраните его как можно дольше. Давайте вспомним о чем мы начали разговор на прошлом уроке (О характере человека) Проверка домашнего задания (проверка сочинения на тему: Рассказ о себе или мой характер. Обсуждение. Притча «Принять себя» Однажды король пришел в сад и увидел вянущие и гибнущие деревья, кусты и цветы. Дуб сказал, что он умирает, потому что не может быть таким высоким, как сосна. Обратившись к сосне, король нашел ее опадающей потому, что она не может давать виноград подобно виноградной лозе. А лоза умирала, потому что она не может цвести, словно роза. Вскоре он нашел одно растение, радующее сердце, цветущее и свежее. После расспросов он получил такой ответ: – Я считаю это само собой разумеющимся, ведь когда ты посадил меня, ты хотел получить радость. Если бы ты хотел дуб, виноград или розу — ты посадил бы их. Поэтому я думаю, что не могу быть ничем другим, кроме того, что я есть. И я стараюсь развивать свои лучшие качества. Ты здесь потому, что существование нуждалось в тебе таком, какой ты есть! Взгляни на себя. Ты можешь быть только собой … невозможно, чтобы ты стал кем-то другим. Ты можешь радоваться и цвести, или можешь завянуть, если ты не принимаешь себя. Твое единственное обязательство на протяжении всей твоей жизни – быть самим собой. • Почему вяли и погибали растения в саду? • Какой ответ получил король от радующего сердце растения? • Объясни, что значит «быть самим собой»? • Как вы думаете, трудно ли быть самим собой? Почему? • Какие лучшие качества вы развиваете в себе? Итак , тема урока: «Быть, а не казаться» (записываем в тетрадь) | ||
| На лице твоем совесть и честность, А в поступках твоих человечность. Казахская пословица Объясните смысл пословицы. Назовите, какие дела могут сделать честь человеку в вашем возрасте. | ||
| |||
| Чтение. Дал слово – держи по рассказу Г. Бектемисовой Санжар всегда был самым первым в классе, его уважали не только за отличную учебу, больше – за помощь, которую он оказывал своему другу – Сабиту. Мальчики жили рядом, их отцы когда-то служили вместе, с тех пор и дружили. Сабит старался не отставать от своего друга, так и шел за ним. Пять лет назад погиб отец Сабита, этот сильный удар сказался на здоровье мамы Сабита, и она через несколько лет серьезно заболела. Родители Санжара помогали во всем, но основные заботы все равно легли на плечи Сабита. День и ночь он ухаживал за своей мамой, но с каждым днѐм она слабела всѐ больше и больше. Два месяца Сабит не мог ходить в школу. Санжар каждый день приходил к другу, и они вместе делали уроки, разбирали задания, читали. Санжар дал слово, что его друг закончит год хорошо и обязательно займет первое место в школьной олимпиаде. Когда приблизился конец учебного года, маму Сабита увезли в город на операцию. С ней уехали и родители Санжара. Мальчики стали усердно готовиться к олимпиаде. Но волнение за маму очень сильно мешало заниматься Сабиту. И вот настал день конкурса. Сабит старался и выполнил все задания, быстро справился с работой и Санжар. Все думали, что Санжар займѐт и в этом году первое место. Однако учитель был сильно удивлѐн, когда, проверяя работу Санжара, нашел две грубейшие ошибки. Несмотря на то, что все задания были знакомы и не раз выполнены, Санжар не смог решить некоторые из них. Учитель позвал к себе Санжара и спросил, с какими трудностями он столкнулся при выполнении заданий. Санжар помолчал немного, а потом рассказал учителю свой секрет: – Вы знаете, что все эти годы я занимал первое место. В этом году я дал слово своему другу, что он обязательно займет первое место на олимпиаде, и я ему в этом помогу. Но болезнь его мамы сильно мешала занятиям. Я не выполнил два задания, чтобы Сабит смог набрать больше баллов, чем я, и занять первое место. Это ободрит его и сделает счастливым, поддержит его и будет подарком для его мамы. Если у него получилось, то и мама справится с болезнью. Учитель смахнул слезу со щеки и похлопал Санжара по спине. Он сказал: – Мой мальчик, сегодня я понял, как важно уметь держать свое слово. Твоя дружба, поддержка и ответственность по отношению к Сабиту – великие качества. Они помогут тебе стать хорошим человеком. • Какое обещание дал другу Санжар? Почему он хотел это сделать? • Какие качества, по мнению учителя, помогли Санжару стать хорошим человеком? • Как вы понимаете слова «важно уметь держать свое слово»? • Как вы поддерживаете своих друзей? Расскажите. • Придумайте окончание этой истории. | Стр54 | |
5. Творческая деятельность, групповая работа | Задание 1. Есть люди, о которых говорят: это человек слова и дела. Значит, такой человек не предаст, его не надо приневоливать к выполнению своего обещания. На него можно положиться. Воля формирует представление о единстве мысли, слова и дела. Это значит то, что было задумано, нужно сделать, совершить в интересах собственного Я и в интересах общества. Это одинаково важно и для взрослого, и для ребенка. Как стать такими людьми? Расскажите. Задание 2. Человек слова – это человек, который не бросает слов на ветер. Если он уж что-то пообещал, то он непременно это выполнит. О таком человеке можно сказать, что на него всегда можно положиться. Ситуации.. Работа в группах Стр.56 учебника | ||
| Стр.36-37 раб тетрадь. Рефлексия. Сегодня на уроке я…. Научился… Было интересно.. Было трудно… Мои ощущения… Этот урок дал мне для жизни…. Больше всего понравились задания… | ||
2урок 1.работа в группах. | Проверка домашнего задания.стр.36 раб.тетрадь Чтение рассказа стр.57 Задание 1. Составьте высказывание о человеке, используя слова: честность, доброта,уважение,любовь к людям, сотрадание, милосердие, готовность помогать другим. Проверка дом.задания .Рисунок на что похожа совесть. Обсуждение 2. Чтение рассказа. Совесть А. Гайдар Характер – отличительные качества, присущие каждому человеку. Характер проявляется в поведении, поступках и в отношении человека к другим людям, к окружающему миру. Каждый человек способен совершенствовать свой характер, трудясь над собой, воспитывая в себе лучшие нравственные качества. Задание для групп. Составьте вопросы по рассказу. Почему Нина, вернувшись к своим вещам, заплакала? Что значит «жить по совести» Случалось ли в вашей жизни. Когда голос совести подсказал вам мудрое решение? 3. Разминка для глаз.(В лесу) Чтение стихотворения.(подарок учителя) Э. Асадов Люблю человека слова: – Приду! – И явился в срок. – Я сделаю. – И готово! Не надо спрашивать снова: – А сможет? – Сказал и смог! 4.Задание . Стр.58 учебника. Работа в группах. Домашнее задание. Стр.38,40 раб.тетрадь. | Стр.57 | |
7. От сердца к сердцу Групповое пение | Проснись и пой Слова: В. Луговой Музыка: Г. Гладков Этот закон давно известен – Неинтересен мир без песен! Но если даже дождь идет с утра, Надо, чтоб люди точно знали: Нет оснований для печали, Завтра все будет лучше, чем вчера. Припев: Проснись и пой, Проснись и пой. Попробуй в жизни хоть раз – Не выпускать улыбку из открытых глаз. Пускай капризен успех – Он выбирает из тех, Кто может первым посмеяться над собой. Пой, засыпая, пой во сне, Проснись и пой! Все позабыть, что миновало, Все потерять, что вмиг пропало, Все, что ушло, Обратно не вернешь. Только – «туда» и нет – «обратно», Рефлексия. «БЛАГОДАРЮ» В конце урока предложить каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. |