Для чего нужны риторические вопросы – Зачем нужны риторические вопросы 🚩 риторический вопрос примеры 🚩 Образование 🚩 Другое

Что значит риторический вопрос и зачем он нужен? Примеры риторических вопросов. :: Инфониак

Полезные советы

Существуют такие вопросы порой на которые не нужно стремиться искать ответов, поскольку такие вопросы задаются, как правило, с особыми целями.

Для того, чтобы уметь адекватно реагировать на различные не совсем стандартные обороты в нашей речи, следует прояснить что же это такое — риторический вопрос и для какой цели его обычно принято задавать?

По сути говоря, риторичный вопрос — это не что иное, как оборот в речи человека, который обычно даже и вопросом то не является, поэтому он, как правило, не претендует на какой-либо ответ.

Получается, что риторичный вопрос, это по сути такой вопрос, ответ на который попросту не нужен, потому что он просто очевиден для окружающих. На самом деле, риторический вопрос является обычным утверждением, которое заявлено в вопрошающем виде. К примеру, вот такой речевой оборот:

«Да сколько же еще может продолжаться эта несправедливость?»

Здесь не нужен никакой ответ, а наоборот, подчеркивается, что несправедливость продолжает быть. Происходит как бы намек на то, что пришло время уже перестать ее терпеть.

Примеры риторических вопросов

7.jpg

Читайте также: Мудрые уроки спокойствия и благополучия от Тибетских монахов

Риторические вопросы в литературе:

6.jpg

Для чего требуются обычно такие вопросы?

В большинстве случаев, данный вопрос задается с той целью, чтобы придать речи усиленную выразительность 

какой-то определенной фразы. Главным фактором в данных оборотах является интонация самого вопроса и его условность, другими словами — употребление грамматического выражения.

1.jpg

Существуют специальные фигуры в разговоре, в которые входят как риторические вопросы, так и риторические обращения с риторическими восклицаниями. Это также такие обороты, которые максимально усиливают ее выразительность.

Эти обороты отличаются своей некоторой условностью, то есть, где допускается употребление какой-то восклицательной / вопросительной интонации тогда, когда они совершенно не требуются. Именно из-за них любая реплика, в которой обычно употребляются данные фигуры, начинает получать совершенно особую выраженную окраску, максимально усиливающуюся в ее выразительности

.

И поскольку риторический вопрос, как правило, является обычным высказыванием, поставленном в вопросительном тоне, то и ответ, как правило, к нему заранее уже известен.

Риторическое восклицание обладает таким же условным характером, где вопросительная манера не выливается из предложения или из содержания самого слова, а придается ей обычно в свободном порядке, показывая этим прямое обращение к этому событию.

Читайте также: Диагноз «не люблю свою работу»: как любить то, чем занимаешься

Пример риторического восклицания:

Какое лето, что это за лето! Да это ж просто колдовство!

10.jpg


Риторическое обращение также является неким условным обращением к тем предметам, к которым по сути нельзя обращаться. Сама структура данного обращения является такой же, как и в риторическом восклицании, а также в риторическом вопросе.

Пример риторического обращения:

«Вот оно, глупое счастье с белыми окнами в сад

9.jpg

Из чего следует, что все вышеперечисленные риторические фигуры являются обычными синтаксическими конструкциями, которые способны передавать патетичность повествования и известную ее приподнятость.

Такие фразы, которые маскируются под вопрошающие предложения,

пришли к нам из далеких античных времен, по наследству от древних ораторов.

Мастера красноречия тех времен довели свои выступления до полного совершенства. Они в своей речи с успехом применяли разные словесные обороты и конструкции, которые были способны придавать ей какую-то особенную выразительность и эмоциональность. И в их список попадали также риторические вопросы.

4.jpg

Интересен факт того, что сами ораторы тех времен считали данные обороты некоторыми отклонениями, которые существенно отличаются от простой речи. Они считали это неким своеобразным украшением. В настоящее время ситуация полностью изменилась и такие обороты стали вполне употребляемой частью речи.

Данные вопросы могут иметь

как положительную, так и отрицательную подоплеку. В положительной — они говорят о поддержке, о неком сопереживании, а в отрицательной — как правило, цинизм, злобу и сарказм.

Зачем нужны такие вопросы?

Без таких вопросов, которые не требуют к себе ответа, обычно сложно представить какие-то политические высказывания или статьи общественной тематики. Они зачастую находят свое применение и в художественной литературе, и в различных дебатах.

3.jpg

Да и в быту, люди, сами того, не осознавая и не замечая, постоянно пользуются наследием ораторов античных времен. Данные древние приемы, как правило, применяют для того, чтобы:

  • Аудитория смогла сделать определенные выводы
    .
  • Чтобы придать своей речи существенную окраску.
  • Сделать разговор более значительным и ярким.
  • Привлечь заинтересованность к своему высказыванию и непосредственно к своей персоне.
  • Уметь делать плавные переходы от одной теме к другой, где риторический вопрос будет служить соединительным звеном.
  • Заставить своих оппонентов начать действовать.
  • Стараться переключаться на те детали, которые должны восприниматься автоматически.
  • Иметь возможность указать плюс ко всему на опытность каких-то знаменитостей либо известных личностей.
  • Заставить своих собеседников подключаться к диалогу.
  • Данные обороты очень часто используют в рекламе.
  • Также эта фигура, используемая в речи, иногда нужна для того, чтобы поставить своего собеседника в неловкое положение
    и заставить его среагировать какими-то ответными определенными действиями.
  • Данные речевые обороты способны также выручить, когда в диалоге образовалась пустота, которую срочно необходимо чем-то заполнить.

Грамотное применение риторических вопросов

5.jpg

1. Самое главное — это правильно сформулировать вопрос. Он должен быть простым, без добавления непонятных терминов.

2. Необходимо полностью исключить из речи любую двусмысленность и какое-либо недопонимание. В первую очередь должна всегда быть четкость, структура и полная ясность происходящего.

3. Данные вопросы в категорическом понимании

требуют к себе совершенно отчетливого произношения, которое желательно сопровождать определенными жестами и мимикой.

4. Следует всегда заранее обдумывать какой эффект должен произойти от того или иного риторического вопроса.

5. Лучше всего, если данный эффект будет применим в самом начале выступления, тогда можно будет привлечь внимание и разбудить аудиторию.

6. Если вы хотите сделать какой-то хорошо запоминающийся итог, то старайтесь свой риторический вопрос задать непосредственно в конце выступления. В этом случае он будет очень эффектной завершающей точкой.

Заключение:

Необходимо помнить, что такие речевые обороты — это то, чем рекомендуется пользоваться очень грамотно и дозированно. В первую очередь, это относится к общению с

маленькими ребятишками, поскольку они могут смириться с тем, что им всегда задают условно-вопросительные предложения и они могут начать принимать другие предложения соответственно, а там, как раз, будет и нужен необходимый ответ.

 Хоть такие речевые обороты и превращают речь в более доступную для большего понимания, все-таки не стоит ею пользоваться очень часто, поскольку существует вероятность того, что все они со временем превратятся в довольно избитые фразы и вызывающие раздражение штампы.

www.infoniac.ru

Роль риторических вопросов в тексте. — КиберПедия

Роль цитат в речи.

Цитаты – это дословные выдержки из высказываний и сочинений кого – либо, приводимые для подтверждения или пояснения своей мысли.

Цитаты могут стоять при словах автора и представлять собой прямую речь.

Но цитата может вводиться в авторскую речь и как часть предложения. В этом случае она выделяется кавычками, но пишется с маленькой буквы.

Если цитата приводится не полностью, то на месте пропущенных слов ставится многоточие.

Если цитируется стихотворный текст, то он пишется в столбик и без кавычек.

Без цитат мы не смогли бы сослаться на авторитетное мнение или аргументировать своё высказывание. (примеры из текста)

Итак, цитаты важны в речи, особенно в рассуждении.

 

Зачем нужны запятые?

Запятые, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.

Запятые могут отделять части сложного предложения или однородные члены друг от друга, а могут выделять обособленные члены или слова, грамматически не связанные с предложением. Так, например, в предложении … («…») запятые отделяют (однородные члены предложения), а в предложении … («…») запятые выделяют (вводные слова, обращения, обособленные члены)

Без сомнения, запятые – очень важные пунктуационные знаки, без которых смысл предложения был бы не ясен. Вспомнить хотя бы хрестоматийную фразу: «Казнить нельзя, помиловать».

 

Зачем нужно двоеточие?

Двоеточие, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.

Двоеточие может отделять обобщающее слово от однородных членов предложения.

Также оно может отделять прямую речь от слов автора.

Двоеточие используется в бессоюзном сложном предложении.

Без сомнения, двоеточие – очень важный пунктуационный знак, без которого смысл предложения был бы не ясен.

 

Зачем нужно тире?

Тире, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.

Тире может отделять обобщающее слово от однородных членов предложения.

Также оно может отделять прямую речь от слов автора.

Тире используется в бессоюзном сложно предложении.

Кроем того, тире разделяет подлежащее и сказуемое.

Без сомнения, тире – очень важный пунктуационный знак, без которого смысл предложения был бы неясен.

 

Зачем нужна пунктуация?

Пунктуация – важный раздел языкознания, который изучает постановку знаков препинания.



Без пунктуации в языке не обойтись. Вспомнить хотя бы хрестоматийную фразу: «Казнить нельзя, помиловать». Без запятой в этом предложении будет неясно, то ли надо казнить, то ли миловать.

Знаки препинания выполняют разделительную и выделительную функцию. Они могут разделять однородные члены или части сложного предложения, как в предложении … («…») Также они могут выделять обособленные члены или слова, грамматически не связанные с предложением, как в предложении … («…»)

Без сомнения, без пунктуации в письменной речи не обойтись.

 

Зачем нужна орфография?

Орфография – важный раздел языкознания, который изучает правила написания слов.

Без орфографии в языке не обойтись.

Слова, одинаково звучащие, могут писаться совершенно по-разному. И это не для того, чтобы запутать бедных учеников, а для того чтобы различать значения слов. Так, например, в предложении … слово «…» пишется (слитно, раздельно, через дефис, с гласной …,) А если бы мы написали это слово «…», то предложением получило бы совсем другой смысл. …

Без сомнения, без орфографии в письменной речи не обойтись.

 

Роль риторических вопросов в тексте.

Риторические вопросы – это вопросы, не требующие ответа. Зачем же тогда они нужны?

Риторические вопросы используются в художественном и публицистическом стилях для создания вопросно-ответной формы изложения. С помощью неё создаётся иллюзия беседы с читателем.

Риторические вопросы также являются средством художественной выразительности. Они акцентируют внимание читателя на проблеме.

Таким образом, риторический вопрос – важное изобразительно-выразительное средство

Знаки в конце предложения

В русском языке много знаков препинания. Одни из них служат для разделения, другие для выделения, третьи для завершения. Рассмотрим точку, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие. Они ставятся в конце предложения, завершают письменное высказывание и обозначают интонацию конца.



Во-первых, точка нужна для того, чтобы закончить мысль, сообщение или повествование о чем-либо, показать, что высказывание полностью завершено. Например, она стоит в конце предложения № …: «……………». Во-вторых, в конце предложения может быть вопросительный знак. С одной стороны, он завершает мысль автора речи, но, с другой, указывает на то, что тот, спросив о чем-либо, ожидает ответа: «……………..?» (предложение № …). В-третьих, в предложении может быть и такой знак завершения, как восклицательный. Это значит, что автор высказывания не просто сообщает или спрашивает о чем-либо, но и выражает различные эмоции (радость, удивление, негодование и проч.), как, например, в предложении №…..: «…………………………….!» В четвертых, если автор высказывания высказал незаконченную мысль, представил неполную информацию или решил умолчать о чем-либо, ставится многоточие, как, например, в предложении № …..

Итак, точка, многоточие, восклицательный и вопросительный знаки служат для того, чтобы завершить письменное высказывание.

Роль архаизмов в речи.

Архаизмы — это устаревшие слова в лексике русского языка. Также архаизмами называются устаревшие слова — старославянизмы. У них есть современные русские эквиваленты . Зачем же они тогда нужны?

Архаизмы используются в речи, когда нужно создать колорит эпохи. Такие слова используются в исторических романах, в сценариях исторических фильмов.

Также архаизмы используются для создания высокого стиля речи.

Таким образом, устаревшие слова играют важную роль в современном русском языке.

 

Роль цитат в речи.

Цитаты – это дословные выдержки из высказываний и сочинений кого – либо, приводимые для подтверждения или пояснения своей мысли.

Цитаты могут стоять при словах автора и представлять собой прямую речь.

Но цитата может вводиться в авторскую речь и как часть предложения. В этом случае она выделяется кавычками, но пишется с маленькой буквы.

Если цитата приводится не полностью, то на месте пропущенных слов ставится многоточие.

Если цитируется стихотворный текст, то он пишется в столбик и без кавычек.

Без цитат мы не смогли бы сослаться на авторитетное мнение или аргументировать своё высказывание. (примеры из текста)

Итак, цитаты важны в речи, особенно в рассуждении.

 

Зачем нужны запятые?

Запятые, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.

Запятые могут отделять части сложного предложения или однородные члены друг от друга, а могут выделять обособленные члены или слова, грамматически не связанные с предложением. Так, например, в предложении … («…») запятые отделяют (однородные члены предложения), а в предложении … («…») запятые выделяют (вводные слова, обращения, обособленные члены)

Без сомнения, запятые – очень важные пунктуационные знаки, без которых смысл предложения был бы не ясен. Вспомнить хотя бы хрестоматийную фразу: «Казнить нельзя, помиловать».

 

Зачем нужно двоеточие?

Двоеточие, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.

Двоеточие может отделять обобщающее слово от однородных членов предложения.

Также оно может отделять прямую речь от слов автора.

Двоеточие используется в бессоюзном сложном предложении.

Без сомнения, двоеточие – очень важный пунктуационный знак, без которого смысл предложения был бы не ясен.

 

Зачем нужно тире?

Тире, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.

Тире может отделять обобщающее слово от однородных членов предложения.

Также оно может отделять прямую речь от слов автора.

Тире используется в бессоюзном сложно предложении.

Кроем того, тире разделяет подлежащее и сказуемое.

Без сомнения, тире – очень важный пунктуационный знак, без которого смысл предложения был бы неясен.

 

Зачем нужна пунктуация?

Пунктуация – важный раздел языкознания, который изучает постановку знаков препинания.

Без пунктуации в языке не обойтись. Вспомнить хотя бы хрестоматийную фразу: «Казнить нельзя, помиловать». Без запятой в этом предложении будет неясно, то ли надо казнить, то ли миловать.

Знаки препинания выполняют разделительную и выделительную функцию. Они могут разделять однородные члены или части сложного предложения, как в предложении … («…») Также они могут выделять обособленные члены или слова, грамматически не связанные с предложением, как в предложении … («…»)

Без сомнения, без пунктуации в письменной речи не обойтись.

 

Зачем нужна орфография?

Орфография – важный раздел языкознания, который изучает правила написания слов.

Без орфографии в языке не обойтись.

Слова, одинаково звучащие, могут писаться совершенно по-разному. И это не для того, чтобы запутать бедных учеников, а для того чтобы различать значения слов. Так, например, в предложении … слово «…» пишется (слитно, раздельно, через дефис, с гласной …,) А если бы мы написали это слово «…», то предложением получило бы совсем другой смысл. …

Без сомнения, без орфографии в письменной речи не обойтись.

 

Роль риторических вопросов в тексте.

Риторические вопросы – это вопросы, не требующие ответа. Зачем же тогда они нужны?

Риторические вопросы используются в художественном и публицистическом стилях для создания вопросно-ответной формы изложения. С помощью неё создаётся иллюзия беседы с читателем.

Риторические вопросы также являются средством художественной выразительности. Они акцентируют внимание читателя на проблеме.

Таким образом, риторический вопрос – важное изобразительно-выразительное средство

Знаки в конце предложения

В русском языке много знаков препинания. Одни из них служат для разделения, другие для выделения, третьи для завершения. Рассмотрим точку, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие. Они ставятся в конце предложения, завершают письменное высказывание и обозначают интонацию конца.

Во-первых, точка нужна для того, чтобы закончить мысль, сообщение или повествование о чем-либо, показать, что высказывание полностью завершено. Например, она стоит в конце предложения № …: «……………». Во-вторых, в конце предложения может быть вопросительный знак. С одной стороны, он завершает мысль автора речи, но, с другой, указывает на то, что тот, спросив о чем-либо, ожидает ответа: «……………..?» (предложение № …). В-третьих, в предложении может быть и такой знак завершения, как восклицательный. Это значит, что автор высказывания не просто сообщает или спрашивает о чем-либо, но и выражает различные эмоции (радость, удивление, негодование и проч.), как, например, в предложении №…..: «…………………………….!» В четвертых, если автор высказывания высказал незаконченную мысль, представил неполную информацию или решил умолчать о чем-либо, ставится многоточие, как, например, в предложении № …..

Итак, точка, многоточие, восклицательный и вопросительный знаки служат для того, чтобы завершить письменное высказывание.

cyberpedia.su

Что такое риторический вопрос и для чего его задают?

О том, что риторический вопрос не требует ответа, сказали уже до меня, причём неоднократно. Я же остановлюсь подробней на том, зачем вообще нужны такие вопросы, на которые не нужно отвечать, и как их задавать, раз уж они для чего-то нужны.

Риторический вопрос — это чаще всего переформулированное в вопросительную форму утверждение, и классическим образцов здесь служат речи Цицерона против Катилины:

Доколе же ты, Катилина, будешь злоупотреблять нашим терпением? Как долго еще ты, в своем бешенстве, будешь издеваться над нами? До каких пределов ты будешь кичиться своей дерзостью, не знающей узды?

Из чего следует:

  • Катилина злоупотребляет чьим-то терпением.
  • он издевается над кем-то, причём в бешенстве.
  • он кичится безграничной дерзостью.
  • Всё это Катилина делает в течение длительного периода времени.
  • Терпение говорящего о Катилине лопнуло.

Представляется, как эффектно выглядел Цицерон с воздетой к небу рукой, обращающийся к Катилине и сенату, примерно так

Всё это хорошо в декорациях древнего Рима и речей в сенате, неужели этим и ограничивается сфера применения риторических вопросов? (Да, это тоже риторический вопрос, в дальнейшем «р. в.» для краткости).

Давайте остановимся подробнее на стихотворении М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта», потому что это поэзия, причём русская и не такая древняя, как речи Цицерона. И здесь р. в. может быть трансформирован в утверждение:

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?…

Фактически сказано: «Это вы

сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар.

Предполагаемые «вы» ещё могут (сугубо теоретически) ответить: «Да не гнали мы его дар ни злобно, ни ещё как-нибудь, и не раздували никаких пожаров ни для потехи, ни по делу. Да отстаньте же Вы от нас, господин поэт, примите хвойную ванну — помогает от истерик».

А вот на вопросы-утверждения, относящиеся непосредственно к поэту, ответить не может никто в принципе — на них мог бы ответить лишь сам убитый поэт:

Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,

Зачем поверил он словам и ласкам ложным,

Он, с юных лет постигнувший людей?..

Получается, что сам поэт

руку дал клеветникам ничтожным,

словам и ласкам ложным,

Он, с юных лет постигнувший людей.

Оформление утверждения в виде вопроса позволяет сделать два важных шага, но не на письме, а при произнесении текста:

  • возвысить голос;
  • сделать паузу.

Послушайте классическое исполнение данного произведения, сделанное актёром, в принципе не склонным вопить и выпучивать глаза, а потому и особенно ценное:

В стихотворении «Смерть поэта» практически любой р. в. может быть переделан в утверждение, а любое утверждение — в р. в. Распределяя р. вопросы по всему тексту, М. Ю. Лермонтов либо нагнетает эмоциональное напряжение, либо чередует моменты эмоционального подъёма с более нейтральными частями текста, тем самым ещё более подчёркивая точки эмоционального накала. Финальная часть идёт на повышенных тонах, но уже без р. вопросов — одними утверждениями, в том числе и потому, что здесь уже не нужны паузы.

В ораторском искусстве, особенно, когда речь идёт об умении говорить не по бумажке, паузы говорящему нужны, как воздух.

Вот мы говорим-говорим — и вдруг потеряли мысль или срочно нуждаемся в паузе, чтобы обдумать, что говорить дальше. Один из самых простых способов взять эту паузу — задать аудитории риторический вопрос.

И пока задаем вопрос, пока держим паузу после вопроса, пока слышим односложные, короткие ответы от слушателей — у нас более чем достаточно времени, чтобы решить, о чем же говорить дальше.

Заинтригованы? Читайте полностью здесь. Да, р. вопрос — это вовсе не искусственное украшение речи из давно ушедших эпох, умение сформулировать и вставить риторические вопросы нужно до сих пор и отнюдь не для одних лишь высоких трибун.

www.bolshoyvopros.ru

Риторический вопрос | Блог 4brain

С понятием «риторический вопрос» большинство из нас знакомо не благодаря школьным урокам и знаниям лингвистики. Нет, этот термин, порой не до конца понятный, мы часто встречаем в книгах, фильмах и повседневной жизни. Например, герой или героиня романа в разговоре о любви, смысле бытия и смерти, задаваясь одним из «вечных» вопросов, заканчивает рассуждение фразой: «Можешь не отвечать, это риторический вопрос».

Многие также могут привести примеры риторических вопросов, взятые из литературы и кинематографа. Кто не знает ставших крылатыми выражений: «Какой русский не любит быстрой езды?», – Н. В. Гоголя, или: «Кто виноват?» А. И. Герцена. В этой статье мы собрали еще несколько примеров риторических вопросов и попробовали разобраться в теоретико-лингвистических аспектах этой фигуры.

Что такое риторический вопрос

Риторический вопрос – одна из риторических фигур мысли, наряду с риторическим восклицанием и обращением. Термин подразумевает такую организацию высказывания, при которой ответ на поставленный вопрос не требуется в силу его известности или очевидности. В других случаях ответ даётся самим спросившим.

Риторический вопрос – это средство художественной выразительности, с помощью которого высказанная мысль подчеркивается или выделяется среди других. Говоря простыми словами, это вопрос, который задают больше для того, чтобы добиться какого-то эффекта, а не получить ответ. Его отличительной чертой является условность, проявляющаяся в употреблении вопросительной и восклицательной интонации в ситуациях, которые, по существу, её не требуют. Благодаря этому приёму, фраза выделяется, приобретая особо подчёркнутый оттенок, усиливающий выразительность.

Подробное определение риторического вопроса дается в Энциклопедии русского языка под редакцией Ю. Н. Караулова: «Риторический вопрос – предложение, вопросительное по структуре, но передающее, подобно повествовательному предложению, сообщение, о чем-либо. Таким образом, в риторическом вопросе имеется противоречие между формой (вопросительная структура) и содержанием (значение сообщения)».

Разновидности риторических вопросов: вопросительно-риторические, вопросительно-побудительные, вопросительно-отрицательные и вопросительно-утвердительные. В каких случаях они применяются – читайте ниже.

Примеры

Много примеров риторических вопросов, как известных каждому, так и не очень, можно найти в произведениях У. Шекспира. Вот, к примеру, строчки из «Гамлета»:

Не долг ли мой – тому, кто погубил

Честь матери моей и жизнь отца,

Стал меж избраньем и моей надеждой,

С таким коварством удочку закинул

Мне самому,– не правое ли дело

Воздать, ему вот этою рукой?

 

И более известные слова из этой же трагедии:

Быть иль не быть, вот в чём вопрос.

Достойно ль

Смиряться под ударами судьбы,

Иль надо оказать сопротивленье

И в смертной схватке с целым морем бед

Покончить с ними?

 

Еще один прекрасный пример из «Венецианского купца»:

Да  разве у жида нет глаз? Разве у жида нет рук, органов, членов тела, чувств,  привязанностей,  страстей?  Разве не та же самая пища насыщает его, разве не то же оружие ранит его, разве он не подвержен тем же недугам, разве не  те  же  лекарства исцеляют его, разве не согревают и не студят его те же лето  и  зима,  как  и  христианина?  Если нас уколоть – разве у нас не идет кровь?  Если нас пощекотать – разве мы не смеемся? Если нас отравить – разве мы не умираем?

 

Поэтичный риторический вопрос из голливудского мюзикла «Звуки музыки»:

Что же нам делать с Марией?

Как поймать облако на удочку?

Что же нам делать с Марией?

Как удержать лунный луч… в ладони?

 

Богата примерами риторических вопросов и российская художественная литература. М. Ю. Лермонтов в «Бородино» писал:

И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!»

 

Стихотворение А. С. Пушкина «Пробуждение» начинается с риторического вопроса:

Мечты, мечты,

Где ваша сладость?

 

Пример из прозы. В повести А. П. Чехова «Цветы запоздалые» есть такие строки:

…она рассматривала доктора, который произвел на нее сильнейшее впечатление. На кого не действует новизна? А Топорков для Маруси был слишком нов…

И еще одна крылатая фраза из «Мертвых душ» Н. В. Гоголя, не менее известная:

Русь, куда ж несешься ты?

Роль в литературе и речи

В определении понятия «риторический вопрос», по сути, сказано и какую роль он играет. Он ставится не для получения ответа, а для привлечения внимания читателя или слушателя к тому, что важно в данный момент. М. В. Ломоносов в «Риторике» писал, что риторический вопрос «бывает не для испытания неизвестных, но для сильнейшего изображения известных вещей». Зачастую это связано с необходимостью донести различные эмоционально-экспрессивные значения. Он используется в художественных, публицистических и научных текстах, а также в разговорном стиле; как средство выразительности присущ поэтической и ораторской речи, а также употребляется для усиления драматического или комического эффекта.

4 вида риторических вопросов, о которых мы говорили выше, преследуют разные цели. Так, вопросительно-риторические вопросы призваны помочь передать чувства говорящего, такие как грусть, радость, сомнение, раздумье и др. Например: Как я не заметил, как мимо прошла жизнь?

Вопросительно-побудительные нужны для приглашения к действию. Пример: Ты закончишь наконец-то делать домашнее задание?

Вопросительно-отрицательные риторические вопросы служат для эмоционального выражения невозможности действия, события, состояния. При этом в их структуре нет отрицательных слов: Что может быть лучше теплого летнего вечера?

Вопросительно-утвердительные применяются для утверждения с оттенком неизбежности, уверенности: Как можно не любить Родину?

Как видим, риторический вопрос используется не только в литературе, а и в устной речи, и не только как художественное средство, а и как ораторский прием. В частности, ораторы могут применять риторический вопрос для усиления воздействия на аудиторию, выделения какой-то мысли и подведения итога. Самым простым примером может послужить выступление политика, во время которого он, провозглашая свою программу, задается вопросом по типу: «Как долго нам ждать проведения необходимых реформ?» или «Сколько можно терпеть постоянное повышение цен?». Здесь также проявляется роль риторического вопроса как манипуляторной техники.

Бывает и так, что, заговорившись, автор теряет нить выступления или не может быстро вспомнить продолжение речи. «Чтобы как-то заполнить возникшую паузу, он может задать аудитории риторический вопрос», – советует С. Шипунов в своей книге «Харизматичный оратор». И пока с мест раздаются одиночные утверждения, а публика одобрительно кивает головой, есть время перестроиться и продолжить.

Отзывы и комментарии

Надеемся, статья была полезной. Другие известные вам примеры риторических вопросов и свои мысли можно высказать, добавив комментарий в форме ниже.

4brain.ru

что это такое и зачем нужно?

Риторические восклицания и вопросы — художественное средство, которое часто используют авторы самых разных жанров, обогащая свои произведения эмоциями, идеями и смыслом. Ни один человек, находясь в здравом уме и увлекаясь литературой, не возьмет на себя смелость отрицать важность этих тропов. Однако каким бы простым не казался такой прием как использование риторического восклицания, недостаточно уметь выявлять его в чужих произведениях, чтобы грамотно использовать в своих. Важно разобраться, зачем оно нужно, что с его помощью можно выразить, а чего выражать не стоит.

Общее определение

Риторическое восклицание представляет собой средство художественной выразительности, основывающееся на том, чтобы передать кульминацию чувств персонажа или накал страстей в рамках описываемого события через предложение с восклицательным знаком. Этот троп еще называют экскламацией от английского exclaim — «восклицать». Другой термин — «эпекфонесис».

Различают два основных типа риторических восклицаний:

  • Аганактезис. Служит для выражения раздражения или возмущения.
  • Катаплока. Это своего рода восклицательная ставка, которая не связана грамматически с остальным предложением и как бы разрывает его пополам. Она чем-то похожа на вводное предложение, но выделяется не запятыми, а тире или заключается в скобки.

На самом деле функционал риторических восклицаний гораздо шире, однако другие их виды не получили классификации. Нельзя сказать, чтобы изучению этого тропа было уделено недостаточно внимания. Скорее, его возможности просто настолько широки и разнообразны, что классифицировать их не представляется возможным.

Зачем нужны риторические восклицания?

У разных авторов разный подход к использованию средств художественной выразительности. Нельзя говорить о том, что у риторических восклицаний есть список строго определенных функций, ведь поэты и писатели постоянно находят все новые и новые способы использовать тропы и удивлять читателей. Однако за долгие годы использования этого литературного приема в разных стилях и жанрах удалось проследить определенную закономерность.

Вот наиболее распространенные цели, преследуемые авторами, использующими риторические восклицания:

  • При помощи восклицания автор отмечает высшую точку накала страстей в произведении. Он делает акцент на том, что, на его взгляд, является наиболее важным, и таким образом высказывает наиболее яркую, осмысленную идею.
  • Восклицания помогают усилить выразительность речи, сделать ее более необычной и запоминающейся. Похожим образом в речь персонажа вводятся любимые словечки, слова-паразиты и прочие элементы выражения индивидуальности.
  • Авторское отношение к происходящему чаще всего выражается именно с помощью риторических восклицаний.
  • Через эмоциональные реплики автор привлекает внимание читателя.
  • Таким образом, также можно создать акцент на проблеме, которая поднимается в произведении.

Разумеется, это далеко не все, что можно осуществить с помощью риторических восклицаний. Это лишь неполный список закономерностей, выявленных за несколько сотен лет развития мировой литературы.

Примеры

Риторические восклицания широко используются в русской литературе. Вот несколько примеров:

«И снова вода присмирела сквозная,

и нет никаких сомнений ни в ком.

И вдруг, откуда-то — черт его знает! —

встает из глубин воднячий Ревком».

(В. В. Маяковский, «Атлантический океан»)

Сразу два восклицания в одной строфе:

«Поэты, рыцари, аскеты,

Мудрец-филолог с грудой книг…

Вдруг за лампадой — блеск ракеты!

За проповедником — шутник!

И каждый нес свои букеты

В наш без того большой цветник».

(Марина Цветаева, Perpetuum mobile)

Еще один яркий пример восклицания, являющегося, по сути, аганактезисом:

«Смерть одна на двоих. Довольно!

Я уверена, что не больно.

Ты уверен в чем-то другом».

(Анна Ахматова, «Смерть одна на двоих. Довольно»)

Любой читатель может с легкостью найти еще много примеров риторических восклицаний не только в стихах, но и в прозе.

Подводя итоги

Это средство художественной выразительности отличается яркостью и эмоциональностью. Его нетрудно найти в чужих произведениях, но бывает сложно использовать, если не знать зачем и не брать пример с профессионалов. Однако именно этот троп может стать решающим в создании ценного с художественной точки зрения произведения.

fb.ru

❶ Для чего нужно изучать риторику 🚩 Образование 🚩 Другое


В силу своей природы человек постоянно взаимодействует с себе подобными. В ходе общения мы достигаем тех целей, которые перед собой поставили. И даже если вы работаете садовником и не испытываете надобность ежедневно проводить переговоры, для устройства на работу вам пришлось стать участником диалога с работодателем.

Именно в таких беседах – долгих и минутных, незначительных и жизненно важных пригождается знание риторики. Эта наука делится на два раздела. Общая риторика посвящена искусству убедительной речи вообще. Частная риторика рассматривает ее в конкретных случаях, с учетом всех значимых обстоятельств.

В соответствии с действиями человека, который готовит речь для выступления и произносит ее, классическая риторика еще во времена античности делилась на пять частей. Спустя столетия каждая из этих частей может развить в вас навыки, полезные как в повседневности, так и в особенно важных, ответственных ситуациях.

Если вы решили изучать риторику, начните со сбора информации для речи. Только тщательный отбор, анализ и сопоставление сведений по теме помогут вам подготовить логичную, осмысленную, информативную речь. Навык сбора, систематизации информации пригодится вам и в повседневной жизни. Оценивать объективность сведений, отсеивать ненужное и углубляться в самое значимое важно даже при чтении книг и просмотре новостных лент. Только так можно рационально использовать необъятный поток информации в условиях ограниченного времени.

Второй этап подготовки речи в соответствии с канонами риторики – выстраивание ее структуры. Только последовательно изложенные вступление, тезисы, аргументы и заключение создадут у ваших слушателей правильное впечатление. Они убедятся, что вы всерьез занимались вопросом, изучили его со всех сторон и ваше мнение в итоге взвешенно и продуманно. Последовательное изложение мыслей поможет вам доступно для окружающих объяснять свою точку зрения, тратить меньше времени на уточнения, быть понятым.

Разобравшись в мыслях и уточнив порядок их изложения, нужно подобрать для них подходящие слова. Адекватно выбранные термины, остроумные замечания, средства выразительности делают речь точной, емкой, интересной и красивой. Согласитесь: такую будет приятно слушать не только за переговорным столом или во время политических дебатов.

Следующий навык будущего оратора – запоминание речи. Даже безупречно составленный текст не будет звучать убедительно, если вы прочитаете его, не отрываясь от бумажки. В пределах риторики изучаются способы запоминания выступления, которые позволят брать письменные подсказки лишь для уверенности и не пользоваться ими. Разработав память в пределах курса риторики, вы сможете успешно пользоваться ею в учебе, работе, да и просто не пропустите важную дату, запомнив ее раз и навсегда.

Пятая часть риторики – произнесение. В ходе самостоятельного изучения науки или с помощью преподавателя вы узнаете, как усилить воздействие речи, пользуясь интонацией, громкостью голоса, жестикуляцией. Множество подобных нюансов влияют на слушателя и формируют его мнение о говорящем и о предмете разговора. Некоторые «трюки» полезно будет использовать в работе – например, в деловых переговорах, и в быту — уговаривая возлюбленного купить зеленую, а не синюю вазочку.

www.kakprosto.ru

определения и примеры 🚩 тропы и фигуры речи примеры 🚩 Гуманитарные науки

Первое описание фигур речи известно еще со времен «Поэтики» Аристотеля. Великий ученый назвал тропы речи обязательной принадлежностью науки красноречия.

Тропы речи включают в себя риторические фигуры, фигуры повтора, фигуры убавления и фигуры перемещения.

Риторические фигуры — это особая группа синтаксических фигур, по формальному признаку являющихся диалогичными, но по существу монологичные: собеседник предполагается, но он не участвует в речи.

Риторический вопрос — оборот, оформленный вопросительным знаком и усиливающий эмоциональность восприятия. Ответ на риторический вопрос не предполагается. Пример: «А судьи кто?» (А.С. Грибоедов).

Риторическое восклицание — оборот речи, оформленный восклицательным знаком и усиливающий эмоциональность восприятия. Пример: «Погиб поэт!» (М.Ю. Лермонтов).

Риторическое обращение — обращение, которое используется для привлечения внимания. Пример: «Тучки небесные, вечные странники!» (М.Ю. Лермонтов).

Риторическое умолчание фиксируется многоточием. Оборот характеризуется синтаксической незавершенностью. Значение риторического умолчания заключается в создании эффекта многозначительности за счет недосказанности. Пример: «Речь не о том, но все же, все же, все же…» (А.Т. Твардовский).

Общим для фигур повтора является то, что они строятся на повторе какой-либо части высказывания.

Анафора — синтаксическая фигура, построенная на повторе слова или групп слов в начале нескольких стихов. Пример: «Мне нравится, что вы, больны не мной, Мне нравится, что я, больна не вами» (М.И. Цветаева).

Эпифора — повтор в конце нескольких стихов или строф. Пример: «Свеча горела на столе, Свеча горела» (Б.Л. Пастернак).

Анадиплосис (стык) — повтор слова или группы слов в конце стиха или строфы и начале стиха или строфы. Пример: «Повалился он на холодный снег, На холодный снег, будто сосенка…» (М.Ю. Лермонтов).

Просоподосис (кольцо) — повтор в начале стиха и в конце следующего стиха или строфы. Пример: «Мутно небо, ночь мутна» (А.С. Пушкин).

Фигуры убавления — группа фигур, основанных на нарушении грамматических связей между членами предложения.

Эллипсис (эллипс) — пропуск подразумеваемого слова. Пример: «Билет — щелк, Щека — чмок» (В.В. Маяковский).

Силлепсис (силлепс) — объединение в общем синтаксическом подчинении неоднородных членов. Пример: «Шел дождь и два студента».

Бессоюзие (асиндетон) — пропуск союзов между однородными членами или частями сложного предложения. Пример: «Катятся ядра, свищут пули, Нависли хладные штыки» (А.С. Пушкин).

Многосоюзие — избыточное количество союзов. Пример: «…И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь» (А.С. Пушкин).

Фигуры перемещения — группа фигур, основанных на перестановке, изменении традиционных позиций членов предложения.

Градация — фигура, в которой однородные члены предложения выстраиваются по усилению интенсивности признака или действия. Пример: «Не жалею, не зову, не плачу…» (С.А. Есенин).

Инверсия — нарушение привычного порядка слов. Пример: «Заметался пожар голубой…» (С.А. Есенин).

Синтаксический параллелизм — одинаковое или похожее расположение членов предложения в соседних частях текста. Пример: «Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается».

www.kakprosto.ru

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *