Как начать сказку – Как начать сказку 🚩 придумать детскую сказку 🚩 Литература

С каких слов начинаются сказки 🚩 виды зачинов 🚩 Литература

Начальные строки народных сказок

Если человеку задать вопрос «С каких слов начинаются сказки?», он, скорее всего, назовет фразу «Жили-были…». Действительно, это наиболее частый зачин русских народных сказок. Кто-нибудь обязательно еще вспомнит: «В некотором царстве, в некотором государстве…» или «В тридесятом царстве, в тридесятом государстве…» — и тоже будет прав.

Некоторые сказки начинаются с обычного слова «однажды». А в иных, как, например, в сказке «Три царства – медное, серебряное и золотое» время описывается как будто конкретнее, но все же очень расплывчато, по-сказочному: «В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки…»

Русские народные бытовые сказки, больше похожие на анекдоты, обходятся без традиционных зачинов. Например, «У одного мужика была жена сварливая…» или «В одном селе жили два брата».

Подобные зачины можно встретить не только в русских народных сказках, но и в сказках других народов.

О чем же говорят все эти присказки? Все очень просто. Слушатель или читатель сразу вводится в действие, узнает, с кем, где и в какое время будут происходить сказочные события. И ждет продолжения. Важно и то, что эти фразы ритмично построены таким образом, чтобы создать определенную напевность.

Зачины авторских сказок

Если обратиться к авторским сказкам, то, конечно же, можно встретить значительно большее разнообразие зачинов. Хотя «Жили-были…» и тут будут лидировать.

У А.С. Пушкина в «Сказке о золотом петушке» собраны воедино сразу два сказочных зачина:
«Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон».

Многие сказки начинаются отнюдь не с традиционных фраз. Например, первая строчка в сказке Андерсена «Огниво» такая: «Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два!»

Или вот для примера зачины сказочных повестей Астрид Линдгрен: «В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живёт самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантесон». («Малыш и Карлсон») «В ту ночь, когда Рони должна была появиться на свет, грохотал гром». («Рони – дочь разбойника»)

Но и здесь можно проследить, что сказки начинаются либо с представления героя, либо с обозначения места действия, либо говорят о времени.

Очень редко можно встретить сказки, начало которых посвящено пространным описаниям. Обычно зачины достаточно динамичны.

Например, один из любимейших российских детских поэтов Корней Иванович Чуковский без предисловий, сразу, будто на бегу вводит читателя в гущу сказочных событий. «Одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягушка, ускакала от меня». («Мойдодыр») «Скачет сито по полям, а корыто по лугам». («Федорино горе»)

Хороший зачин в сказке важен. От него зависит настрой, с которым слушатель или читатель погрузится в повествование.

www.kakprosto.ru

Десять советов, как рассказывать детям сказки

Все дети любят сказки, ведь именно из них малыши получают первые познания о мире, о чувствах, об эмоциях. Но не все взрослые умеют их рассказывать.

Даже когда ребенок еще не умеет толком разговаривать, родители, как правило, ему уже рассказывают или читают сказки. А когда он подрастает, то зачастую сам начинает просить, чтобы мама или папа ему почитал волшебные истории. Но сказки, как оказывается, тоже нужно уметь доносить в верном ключе, в определенном расположении духа и с должной интонацией. Cказки желательно рассказывать самим, не прибегая к помощи компьютера или CD-проигрывателя. Для ребенка очень важно родительское общение, живой контакт. Давайте же узнаем, как это делать.

  1. Прежде чем начать рассказывать или читать сказку постарайтесь создать располагающую атмосферу. Ребенок должен чувствовать вашу интонацию и видеть мимику лица. В течение первых 30 секунд попробуйте имитировать звуки ветра, скрип дверей или вой совы. Впишите начало рассказа в это аудиальное действо, чтобы привлечь внимание вашего ребенка и заинтересовать его.
  2. После первых вводных строк спросите своего малыша, может ли он предположить или же догадаться, о чем будет эта история и что в ней может произойти. Предполагаемое развитие событий помогает детям в последующем лучше понять саму историю и все нюансы с ней связанные.
  3. После этого можете начать с привычных строк: «Давным-давно», «В некотором царстве, в некотором государстве…» или «В одной далекой стране…» Рассказывать нужно тихо, спокойно, не торопясь, делая паузы, четко проговаривая звуки, дикция должна быть правильной, понятной.
  4. Слушая, дети воссоздают в своем воображении образы героев. Чтобы помочь ребенку чётче представить героев сказки, опишите главных персонажей, используя колоритные сравнения, к примеру: «У нее были длинные пряди волос соломенного цвета» или «Его голос был низким, как у медведя».
  5. По мере развития сюжета добавляйте в свое повествование различного диапазона возгласы, шумы и необычные звуки, чтобы история стала более оживленной. Чем больше вы вовлечены в процесс, тем больше удовольствия получит и ваш ребенок. Нельзя рассказывать сказку ребенку, думая о своих бытовых проблемах. Нужно отключиться на это время от всех домашних дел и посторонних предметов. Взрослый должен сам прочувствовать сказку, погрузившись в ее мир, тогда он расскажет её малышу с большим чувством, расстановкой и с упоением.
  6. Примерно посредине сказки активизируйте свой внутренний потенциал, описывая самую захватывающую часть истории. Жесты, мимика, тембр голоса – всё это имеет немаловажное значение. Ведь малыш все чувствует, запоминает и повторяет. Говорите одни реплики громче, другие чуть тише, некоторые фрагменты сказки можно воспроизвести, припеваючи. Пронзительный взгляд или характерное выражение лица может придать большую выразительность вашему голосу.
  7. Не забудьте изменять тембр своего голоса, подстраиваясь для разных персонажей. Например, перейти на высокий фальцет, озвучивая фею, или же низкий бас для устрашающего дракона.
  8. Ближе к концу сказки вы должны замедлить темп своего повествования и использовать более тихий голос. Интонационно ваш ребенок должен осознавать, что история подходит к финалу. Ваш голос должен быть ровным, нежным и ласковым. Это успокоит и расслабит малыша, повышая его сонливость.
  9. Когда история подойдет к концу, поинтересуйтесь у своего ребенка, что ему больше всего запомнилось и понравилось. Так вы поймете, как ребенок понял и усвоил сказку, его впечатления, и на что обратить большее внимание при следующем рассказе. Иногда у детей могут возникнуть вопросы. Постарайтесь ответить на все из них, поскольку малыш может не спать, мучаясь от любопытства.
  10. Часто дети слушают одну и ту же сказку по нескольку раз. И если ваше чадо просит рассказать сказку уже в пятый или шестой раз, то не отказывайте ему, т.к. при каждом рассказе он улавливает все больше мелких деталей, и только при многократном прослушивании он добирается до глубинного смысла. Помните, что в сказках всегда присутствует добро и зло, и ребенок должен понимать, что добро должно побеждать зло. Должен отличать хороших героев от плохих. Именно со сказок малышу прививается тяга к добрым делам. Это ему поможет в дальнейшей жизни, в период становления личности и выбора своего пути.

По материалам сайта: telegraph.co.uk

Читайте также. Маст-рид для родителей

fathersclub.com.ua

Как создать сказку в своей жизни (о методе сказкотерапии)

Сегодня хочу рассказать о том, как такой волшебный и доступный каждому из нас метод, как сказкотерапия, может превратить жизнь каждого из нас в добрую и счастливую сказку.


Конкретные инструкции и АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ! Как говорила сова из мультика про Винни-Пуха, БеЗВозМездно. Берите, хватайте, используйте! И пишите потом нам о вашей сказочной жизни.


Итак, когда-то давным-давно жил ребенок, который верил в сказки и чудеса: в то, что шоколадные батончики и велосипеды приносит добрая фея (а не мама покупает, если у нее остались деньги от зарплаты). 

В то, что, если он пожалуется в письме бабе-Яге на обидевшего мальчишку, она так отлупит ночью его метлой, что тот близко не подойдет. И мир был чудесен: когда нужно, появлялся велосипед, соседский мальчишка переставал драться.
А потом мы выросли и поняли, что «сказок не бывает» и их не стало в нашей жизни.

Выбиваясь из сил, зарабатываем на «велосипед», не знаем куда деться от обид соседских дядь и теть.
Мы не виноваты. Так уж принято в нашей эпохе прагматиков и пессимистов: сталкиваясь со «злом и несправедливостью» и не найдя помощи феи, мы перестаем верить в то, что мир-чудесная сказка, начинаем жить в сером мире, лишая себя возможности что-то менять самим, получать помощь от мира и добрых помощников.
А кто Вам сказал, что фея будет бежать по первому зову, где Вы видели сказку без злых сил?:) И без победы героя над ними? 
То-то и оно. А с помощью сказок можно изменить любую жизненную ситуацию.

Как? Потерпите немного, сейчас расскажу.


Но прежде, для тех, кому нужно научное обоснование всех этих пассов руками, ногами и головой, расскажу, что такое сказкотерапия.


Это метод в психологии, использующий сказочную форму для решения сложных ситуаций, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.


Сказкотерапия хороша, как для детей, так и для взрослых. Работая с младшеклассниками в школе, мне удавалось только за 1 сказку, написанную под ситуацию ребенка, и «оживление» ее вместе с ним, снять его страхи, негативное поведение и.т.п.
С «не волшебными» и скептически настроенными взрослыми работа происходит дольше.

Для сказкотерапии нужно определенное состояние мышления, готовность к игре, приходу чудес в жизнь.


А если Вам удалось «поймать» такое состояние – даю бесценный алгоритм, как превратить свою жизнь в сказку. Это один из методов работы с Вашей сказкой.

  1. Пишете сказку под свою ситуацию, которую хотите решить.

Главного героя и действующих лиц (людей, проблемы) изображаем в виде сказочных героев. Наделяем их определенными свойствами и действиями.
Хорошо придумать свою сказку, со своим сюжетом. 
Если свою сложно — можно взять за основу какую-нибудь уже известную. В сказке обязательно Ваше главное желание (как Вы хотите решить ситуацию) должно совпадать с главным желанием Героя сказки.

Пример: мужчина полгода не может найти работу. 
Цель: хорошо оплачиваемая работа с командировками по всему свету. 
Можно переделать сказку про гадкого утенка, а можно…

Жил-был мышонок, серенький такой, незаметный. Очень хотел он быть полезным, совершить какое-нибудь Великое Дело, поездить по разным государствам, мир посмотреть. 


Пришел к пруду и начал просить уток: возьмите меня теплые страны посмотреть, я полезный, буду червяков Вам добывать из-под земли.
Ха-ха-говорят утки. Ты себя видел, маленький, никчемный, не сможешь ты червяков добывать, иди отсюда.

Закручинился мышонок, пошел дальше. Видит, крот тоннели роет.
-Давай, крот я тебе помогать буду.
-А что хочешь за это?
-Корочку хлеба.
-Ишь, какой! И без тебя справлюсь, ты, небось, и рыть-то не умеешь.

Хорошо, когда, как во всех сказках, у Вашего героя 3 попытки! И только на третью или после третьей получается!

Расстроился мышонок, видно, совсем никчемный, оставаться ему в своем сарае и жить впроголодь или сразу лучше в лапы к коту..


Жил так жил мышонок и вдруг…

  1. А теперь меняем резко сюжет сказки и все становится, как Вам хочется.

Прислушиваемся к себе: как, какими методами Вам хочется изменить Вашу сказку?
Какой вариант решения подсказывает Ваша душа? Как дальше сказка пишется? 
Ваше подсознание часто уже на этом этапе выдает Вам вариант решения проблемной ситуации. (для этого важно сказку не только сочинять в голове, но и записывать на бумагу)

Вдруг….подумал мышонок, а повяжу-ка я себе на хвостик красивую красную ленточку и стану ярким и заметным красавцем-мышем, выучу тарабарский язык и пойду к мышам на должность посла мышиного государства.
Сказано-сделано. 
Пришел на следующий день к мышиному королю бравый мыш в красном сюртучке с алой лентой и как заговорил по тарабарски, так сразу его послом и назначили в далекую Папуандию и выдали столько сыра, что еле смог унести!

  1. Так, теперь у нас две задачи:

3.1. Сначала меняем свой образ и свою реальность в игровой форме, совершаем некие «ритуальные действия», как в сказке.
Одеваем мышиные уши и представляем себя мышом. 
Потом вяжем красную ленточку и делаем ритуал преображения в СУПЕРМЫША!
Это может быть танец мыша, вылезание из норки в красной ленте и.т.п. и уверенная речь на тарабарском.

3.2.Совершаем действия, которые были в сказке, в реальности. Например, учим английский, меняем имидж, стиль поведения.

На собеседования ходим с красной ленточкой в кармане.

Метод работает потрясающе. Мягко, без ломки меняет нашу внутреннюю и внешнюю реальность. 
В сказкотерапии нет такого сопротивления изменениям, как в других методах, т.к. работаем мы на сказочном языке метафор. 
Попробуйте! Для этого Вам нужна только ручка и листочек!

 

Добро пожаловать в Вашу сказку!

 

Полная или частичная публикация материалов возможна только со ссылкой на авторство и на первоисточник www.treningi.me.

 

Олеся Добровольская. Центр Позитивной Психологии «ТАК!» www.treningi.me

====================================================

все статьи автора    Олеся Добровольская  в группе  Онлайн тесты, психология и самопознание

subscribe.ru

Воспитание сказкой: как выбрать правильную сказку и как ее рассказывать

Получается, сказкой можно все вылечить, преодолеть любые психологические проблемы и воспитать самое разумное и доброе? Конечно, универсального лекарства нет, все вылечить невозможно. Но и недооценивать возможности сказки неразумно.

В замечательной книге Р.М. Ткач «Сказкотерапия детских проблем» все сказки распределены по конкретным проблемам детей раннего возраста:

  • сказки для тех, кто боится врачей;
  • сказки для гиперактивных малышей;
  • для тех, кто испытывает проблемы с приемом пищи, с мочевым пузырем;
  • сказки, помогающие малышу справиться с переживаниями в связи с отношениями между родителями, с появлением маленького братика или сестренки;
  • сказки для агрессивно настроенных детей;
  • сказки, помогающие пережить потерю любимых животных или близких людей.

Получается, сказкой можно все вылечить, преодолеть любые психологические проблемы и воспитать самое разумное и доброе? Конечно, универсального лекарства нет, все вылечить невозможно. Но и недооценивать возможности сказки неразумно. И тут, как и в медицине, важно правильно выбрать метод и лекарство. И грамотно им воспользоваться.

Как выбрать нужную сказку?

Для начала стоит разобраться, какие бывают сказки.

Сказки о животных. Очень важны в возрасте примерно пяти лет — как раз в этом возрасте дети часто ассоциируют себя с животными. И в этот период им легче понять отношения в мире через подобные аллегории.

Бытовые сказки. Содержат в себе рассказы о семейной жизни, описывают конфликтные и комичные ситуации. Формируют у детей старшего возраста здоровое чувство юмора по отношению к трудностям, помогают создать образ нормальных семейных отношений.

Художественные сказки. Сказки, содержащие в себе элементы мифов, притч, истории. К этому виду можно отнести и авторские художественные сказки, которые в зависимости от проблемы могут содержать в себе психокоррекционный, дидактический и медитативный материалы.

Страшные сказки. К этой категории можно отнести сказки о нечистой силе, ведьмах, леших и прочих загадочных неведомых существах. Слушая ( или читая) такую сказку, ребенок словно «проживает» заведомо травмирующую ситуацию и вырабатывает новую реакцию, освобождаясь от напряжения и неизвестности. Подобные сказки рассчитаны на детей от 7 лет. Секрет терапии — в актерском мастерстве рассказчика и в обязательно неожиданном и смешном счастливом конце.

Волшебные сказки. Больше всего они подходят для детей 6-7-летнего возраста. Дети в этом возрасте уже отдают себе отчет в «нереальности » происходящего, и жизненная мудрость хорошо усваивается их сознанием.

Дидактические сказки. В основном эти сказки предлагаются на занятиях в дошкольных учреждениях. В процессе занятий дети часто выступают соавторами сказки, они должны выполнять различные задания, ведь только они, малыши, обладающие разными качествами, владеющие знаниями и умениями, могут помочь герою, которого в конечном итоге ждет удача.

Воспитатель детского сада Марина Миронова каждый день перед тихим часом читает воспитанникам «Вежливые сказки», «Осторожные сказки», герои которых попадают в различные опасные или забавные ситуации, в конце каждой сказки дети получают ценный опыт и совет. По словам Марины Алексеевны, «сказки помогают малышам выразить свои мысли и доступно объяснить важность или опасность того или иного поступка».

Что же делать со сказками?

В современной педагогике все больше внимания уделяется интеллектуальному развитию ребенка — введение в его словарный запас научных, по мнению родителей, важных для будущей жизни понятий. Дети получают больше знаний в области материальной жизни взрослых, хотя часто они к этому не готовы психологически. Современные родители пропускают очень важный этап развития своего ребенка — становление внутренней жизни, эмоций, творчества и чувств.

Что же делать родителям, которые решили применять «сказкотерапию» как метод воспитания?

Для начала нужно просто…начать читать сказки, то есть сделать чтение неким ритуалом. Не стоит превращать первое чтение в особое событие, тогда у ребенка будет больше возможности без помех пофантазировать и самому понять, что такое сказка именно для него.

Через некоторое время после такого «необременительного» чтения, можно попробовать проанализировать сказку вместе с ребенком, задать ему вопросы по поводу поведения героев, узнать, как он оценивает это поведение. Стоит заметить, что взрослому не надо ждать быстрой реакции и правильного пересказа и суждений. Вы просто ненавязчиво подскажите ребенку, что он может самостоятельно оценивать поведение отрицательных и положительных героев, что он вообще может рассуждать, оценивать, размышлять, фантазировать! А это очень важно для маленькой личности!

Дальше — больше: ребенок может сам придумывать продолжение и окончание сказки, а родители могут анализировать состояние ребенка, наблюдать, «подсматривать»: что волнует его, какие у него отношения с другими детьми, с вами, чего он боится и чего бы хотел.

Детям младшего возраста было бы интересно на этом этапе увидеть любимую сказку в кукольном исполнении, а старшим дошкольникам уже хочется самим придумать инсценировку волшебной истории и стать главными героями.

На этом этапе можно уже безгранично фантазировать, смешивать сказки и переделывать их на свой лад, даже сочинять свои собственные сказки.

Какой должна быть терапевтическая сказка?

Для каждого возраста — свои герои. Детям 3-4 лет подойдут рассказы о маленьких человечках или зверьках, игрушках. Детям с 5-летнего возраста уже нужны сказки о феях, принцах, различных волшебниках. Подросткам больше всего подойдут притчи или бытовые сказки.

Сказка должна иметь четкий сюжет.

Завязка. Здесь мы знакомимся с героями и окружающей обстановкой.

Неожиданное событие, обозначение проблемы героя. Например, плохой поступок персонажа или поступок по отношению к нему. Это может быть непредвиденная ситуация, с которой героям придется справиться.

Способ решения проблемы, попытки героев справиться со сложностями. Попытки могут сопровождаться трудностями. Стоит продумать окружающую среду, которая может способствовать созданию настроения. Например, это может быть дождик или даже ураган.

Кульминация — герои решают все трудности. Стоит отметить, что трудности должны решаться только благодаря благоразумию персонажей, их стараниями (это может быть избавление от дурной привычки).

Позитивная развязка. Она очень важна, все герои должны быть счастливы, и они должны понять, как правильно себя вести. Не стоит «обижать» плохим финалом даже самых скверных героев.

Мораль сказки. Как герои поняли причину возникновения трудностей, каковы дальнейшие варианты развития событий.

Сюжет сказки должен напоминать проблемную ситуацию, но не повторять ее полностью. То есть герои должны носить другие имена, обстановка не должна полностью соответствовать реальной.

Как говорят психологи, с помощью сказки должен быть предложен замещающий опыт, посредством которого ребенок примет собственное решение. И ребенок с помощью полученной информации должен «по умолчанию» разбираться в ситуации и знать, кто прав и кто виноват. Такой эффект достигается только при помощи правильно выстроенного сюжета.

Герой должен по возрасту и темпераменту соответствовать малышу, и даже сказочная страна должна напомнить ребенку среду его проживания. Малыш должен узнавать себя и обстановку, но не понимать до конца, что это он и есть.

Переживания героя, которого нужно искусственно направлять героя к изменениям, должны быть понятны ребенку. Можно даже придумать целую группу существ, оказавшихся в сложной ситуации, и дать им правильные наставления, которые в итоге приведут к счастливому изменению.

 Как рассказывать сказки?

При чтении или рассказывании необходимо точно передавать эмоции и чувства. Нужно научиться с помощью голоса точно выражать любые эмоции. Грусть это, или восторг, или неуверенность.

Не стоит выдерживать слишком долгих пауз, если же пауза все-таки возникла, необходимо обыграть сюжет в ее пользу. Или же нужно заранее подготовить ту сказку, в которой вы хорошо ориентируетесь.

Не стоит «на блюдечке» преподносить ребенку решение проблемы. Ребенок не должен слушать сказку как некое правило, не стоит давать точных «установок» поведения, не следует также «на ходу» давать свою оценку поступкам персонажей, особенно в виде «резонерских» реплик.

Как закрепить эффект?

Хорошо подобранная и прочитанная на ночь сказка — это еще не полный список «сказкотерапевтических» приемов. Есть несколько интересных занятий, не только закрепляющих эффект, но и развивающих творческие способности.

Cказку можно нарисовать (на следующий день или сразу после прослушивания). Желательно карандашами или гуашью.

Сказку можно слепить. Занятие подходит для групповой терапии. По цветовой гамме можно определить степень влияния сказки на ребенка. Насыщенные цвета выражают бурные переживания и чувства.Сказку можно сшить или сделать из подручных материалов. Воссоздать персонажа сказки, озвучить его и, помещая его в различные проблемные ситуации, находить различные пути решения.

При игре с воплощенной из материала сказкой, голос необходимо адаптировать к внутренней характеристике персонажа, также важно каждое движение и действие персонажа.

Можно сделать сказку даже из песка! Для этого необходимо иметь поднос с сухим или влажным песком. Здесь важно ощущение «облачения» переживаний в тактильную форму.

Существует особая форма сказкотерапии — так называемый «кататимный подход в сказку», суть которого в том, что с помощью психологических приемов осуществляется полное «участие» ребенка в сказке, однако эта методика имеет множество противопоказаний:

  • острый и хронический психоз или предшествующее ему состояние;
  • недостаточная мотивация;
  • церебрально-органические синдромы;
  • недостаточное интеллектуальное развитие.

Сказка — это не только мощный воспитательный инструмент, но и способ достижения доверия и поиска общего языка между ребенком и родителем или ребенком и педагогом.

Надо обязательно помнить о том, что подбирать сказки следует в соответствии с возрастом и существующими проблемами в воспитании, возрастными проблемами. Остальное решает только родительская любовь и фантазия!

azbyka.ru

Читайте также:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о