Невербально это как: Что-то пошло не так (404)

Невербальное общение — Психологос

Фильм «Правила съема: Метод Хитча»

​​​​​​​​​​​​​​Невербальное общение — то, что мы говорим друг другу без слов. Не словесное, внеречевое общение, передача информации и влияние друг на друга через интонации, выражение лица, позу, жесты, изменение мизансцены общения.

Распространенное рабочее название — невербалика.

Исторически невербальное общение возникло значительно раньше общения словесного. Первобытные люди общались жестами: взмахи руками, наклон головы, поворот корпуса – всё это, как у животных, так и людей, передавало смыслы. Затем появилось мычание. Зародилась интонация, тембр – то, что современным языком называется «паралингвистика». Вербальное общение появилось значительно позже, дополнив собой уже существующие способы коммуникации.

Сегодня, 60% в общении между людьми составляет невербальная часть, то, что люди передают друг другу телом, через позу, жесты и выражение лица. Еще 30% общения происходит через интонации и звучание голоса. Таким образом, 90% того, что люди выражают друг другу, не связано с речью.

Как правило, невербальное общение происходит мало осознанно и редко преднамеренно, именно поэтому те, кто знает язык невербалики (язык тела), могут по нему много прочитать. Словами мы управляем легче, чем телом, жестом и выражением лица, поэтому невербалика чаще говорит о реальном состоянии человека и его действительном отношении к событию, ситуации или человеку.

С другой стороны, это же подсказка для профессионалов: если вы овладеете своей невербаликой (а это вполне реально), то вы всегда будете выражать именно то, что вы хотите. По крайней мере, люди вас будут гораздо лучше понимать.

Как правило, с помощью невербалики происходят разнообразные манипуляции и манипулятивные игры: они влияют, воздействуют на партнера, но партнер их мало осознает и поэтому подчиняется. Нерасшифрованная невербалика — основа бытовых манипуляций.

Понимание невербалики

Большинство жестов невербального поведения являются приобретенными, и значение многих движений и жестов культурно обусловлено. Во всем мире основные коммуникационные жесты не отличаются друг от друга. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда они печальны — они хмурятся, когда сердятся — у них сердитый взгляд. Кивание головой почти во всем мире обозначает «да» или утверждение. Похоже, что это врожденный жест, так как он также используется глухими и слепыми людьми. Покачивание головой для обозначения отрицания или несогласия является также универсальным, и может быть одним из жестов, изобретенных в детстве.

Проследить происхождение некоторых жестов можно на примере нашего первобытно-общинного прошлого. Оскаливание зубов сохранилось от акта нападения на противника и до сих пор используется современным человеком, когда он злобно усмехается или проявляет свою враждебность каким-то другим способом. Улыбка первоначально была символом угрозы, но сегодня, в совокупности с дружелюбными жестами, она обозначает удовольствие или доброжелательность.

Жест «пожимание плечами» является хорошим примером универсального жеста, который обозначает, что человек не знает или не понимает, о чем речь. Это комплексный жест, состоящий из трех компонентов: развернутые ладони, поднятые плечи и поднятые брови.

Как вербальные языки отличаются друг от друга в зависимости от типа культур, так и невербальный язык одной нации отличается от невербального языка другой нации. В то время как какой-то жест может быть общепризнанным и иметь четкую интерпретацию у одной нации, у другой нации он может не иметь никакого обозначения или иметь совершенно противоположное значение. Одной из наиболее серьезных ошибок, которую могут допустить в деле изучения языка тела, является стремление выделить один жест и рассматривать его изолированно от других жестов и обстоятельств.

​​​​​​​Например, почесывание затылка может означать тысячу вещей — перхоть, блохи, выделение пота, неуверенность, забывчивость или произнесение неправды — в зависимости от того, какие другие жесты сопровождают это почесывание, поэтому для правильной интерпретации мы должны учитывать весь комплекс сопровождающих жестов.

Развитие невербалики

Люди сильно отличаются по своему умению выражать свои чувства и отношения невербально: кто-то может все сказать без слов, у другого маловыразительное лицо и бедные, ничего не говорящие жесты. Можно ли развивать свою способность дополнять речь богатой невербаликой? — Да, вполне. Для этого полезно повторять невербалику окружающих и развивать собственные жесты и мимику. См.→

​​​​​​​

Вербальное общение — Психологос

01 января 2012 г., 10:19

Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор 
Ректор Университета практической психологии

Вербальное общение – общение словами, речью, процесс обмена информацией и эмоционального взаимодействия между людьми или группами при помощи речевых средств. Вербальное общение, в котором главное передается речью, отличают от невербального общения, где влияние происходит через интонации и изменение выражения лица, через жестикуляцию, изменение позы, дистанции в общении и других неречевых средств.

Распространено мнение, что вербальное общение сильно уступает по значимости невербальному, что основной массив информации между людьми передается через интонации, выражение лица, позы и жесты, – но это не вполне так. Это в достаточно мере справедливо для межличностного и аффилиативного общения, когда люди знакомятся и ссорятся, когда делятся своими чувствами и выражают их, когда в общении развлекаются, когда устраивают в общении треп. А вот в деловом общении ситуация меняется, и если распоряжение руководителя – это в первую очередь содержание, а не интонации, это то ЧТО сказано, а не КАК.

Важнейшее требование к вербальному общению – это ясность содержания, изложение мысли таким образом, чтобы вас могли понять. Надо признать, что это не всегда просто: мало кто умеет излагать свои мысли четко и ясно, сразу формулируя главное, что он (или она) хочет сказать. А в это же время, когда один человек говорит неясно, другой (обычным образом) слушает его невнимательно, отвлекаясь, думая о своем или понимая его сквозь призму своих эмоций и предубеждений.

..

В такой ситуации иногда приходится просто удивляться, что люди еще хоть как-то понимают друг друга.

Чему стоит учиться, чтобы наше вербальное общение было более качественным?

Просто перечислим эти умения, навыки и техники, которые так радуют нас в умелых коммуникаторах:

  • Умение говорить тезисами, четко формулируя основную мысль; искусство говорить ярко и убедительно.
  • Умение внимательно слушать, поддерживая собеседника и слыша то, что он говорит, не отвлекаясь на свое. Хороший критерий – способность дословно повторить то, что только что собеседник сказал. У вас это получается?
  • Умение слышать, умение понимать сказанное. Иногда собеседник говорит путано, начиная с конца, сбоку и отвлекаясь на лишнее и пропуская важное, и понять его сложно. В этой ситуации приходится большую часть интеллектуальной работы проделывать за него, наводить порядок в том, что он говорит, искать главное и помогать собеседнику понять его собственные мысли.
  • Отличное умение – внутренний переводчик, способность переводить слова собеседника в нужную нам сторону. Чаще всего помогает позитивный переводчик, умение понимать лучшие намерения собеседника.
  • А еще мы любим интересных собеседников, и когда-то нам важно самим быть интересным. Как этому научиться?
  • Вербальное общение
  • Автор Н.И. Козлов
  • Общение и влияние

Комментарии (11):

Таисия, 28 февраля 2015 г., 16:54

Статья супер!

1

ответ

Н.И. Козлов, 28 февраля 2015 г., 23:30

Всем, кому нравится статья, просьба — ставьте лайки!

Neo, 06 марта 2015 г., 19:12

Простите, а разве передача информации (эмоциональной) глазами, мимикой относится к вербальному общению? Вербальное общение — это передача информации с помощью речи и ее характеристики, а невербальное общение — передача жестами, мимикой( в том числе и глазами). Если так, то в первом абзаце ошибка.

2

ответа

Н.И. Козлов, 06 марта 2015 г., 19:35

Нео, просьба: посмотрите еще раз… Действительно ли в первом абзаце ошибка или просто не очень удачная формулировка, когда смысл может быть перепутан?

Гость, 03 января 2020 г., 16:27

Читай внимательней, все там правильно написано.

Юлия, 14 октября 2015 г., 22:04

Извините, но там действительно ошибка. Как выше было сказано, вербальное общение — это все что связано с речью и интонацией, а невербальное — мимика, эмоции, жесты. Пожалуйста, исправьте, а то люди, которые не знают об этом могут использовать эту информацию. «Вербальное общение – общение словами, речью, процесс обмена информацией между людьми или группами при помощи речевых средств. Невербальное общение отличают от вербального общения, в котором главное передается не речью, интонациями, а взглядом, выражением лица и другими средствами выражения отношений и эмоций.

» Вот так, будет более правильно.

2

ответа

Н.И. Козлов, 14 октября 2015 г., 22:22

Еще раз переписали. Теперь хорошо?

Гость, 24 августа 2017 г., 17:50

Привет, красавица! То что может отображать вербальное общение с людьми, не говорит от том, что надо быть СТЕРВОЙ!

1

ответ

Гость, 14 октября 2019 г., 16:24

Неадекватом быть тоже мало приятно в процессе общения.

Гость, 11 августа 2018 г., 11:10

Цель вербального общения всегда — воздействовать на собеседника (собеседников).

1

ответ

Гость, 28 апреля 2019 г., 23:57

А цель невербального? Когда люди кричат, доказывая свою правоту, визжат, брызгают слюной, тоже ведь стараются доказать свою правоту? Или не так?

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.

Переписка с горничной, как пример искажения фактов в коммуникации

«…приведу восхитительный пример прохождения информации в иерархических структурах, оказавшийся в моем распоряжении благодаря электронной почте. Это — имевшая место переписка между персоналом одного лондонского отеля и постояльцем.

1Подробнее

01 янв. 2010 г.

Умение слушать

Умение слушать — великое и достаточно редкое умение. В него включается и умения слышать, то есть умение слышать именно собеседника, а не свои разные соображения по поводу сказанного им, и умение слушать так, чтобы ваш собеседник хотел вам рассказывать, говорил открыто и с удовольствием. Умение слушать помогает установить контакт и расположить к себе собеседника, понять его точку зрения — и при необходимости повернуть ее в нужную сторону.

8Подробнее

01 окт. 2022 г.

Умение слышать

Есть мнение, что мы слышим половину сказанного, слушаем половину услышанного и понимаем половину того, что слушали.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Вербально-коммуникативный метод

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Вербальное мышление

Для меня мышление — это прежде всего модель представления и многочисленные модельные «виртуальные вычисления» (типа: а что было бы если бы? А если я сделаю так, то что будет? А если эдак? А если я скажу то-то и то-то? и т.д. и т.п.). Там всё: и визуал, и аудиал, и тактил…

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Вербальный

Вербальный (от лат. verbalis — cловесный (дословно — глагольный)) — термин, обозначающий способ передачи информации в устной, словесной форме. В педагогике используются понятия «вербальная форма обучения» и «вербализм в обучении». Под вербализмом традиционно понимается преобладание в преподавании словесных догматических форм, что ведёт к недооценке наглядных методов обучения.

0Подробнее

Каково быть невербальным… — В поисках голоса Купера

Я так взволнован и горжусь тем, что могу представить вам Пери из Not Raingirl. Я слежу за Пери уже довольно давно и пытаюсь узнать от нее все, что могу. Мало того, что она удивительна сама по себе, я знаю, что она может помочь мне стать лучшей мамой для Купера.

Прочтите, как она описывает, каково это быть невербальным.

История Пери

Я не говорил полностью, пока мне не исполнилось 10 лет. Я сказал свое первое слово в 6 лет, но больше ничего не говорил, пока мне не исполнилось 10.

Я до сих пор очень четко помню свое время, когда я был невербальным и довербальным.

Я помню чистое разочарование и изоляцию, которые я чувствовал не только вокруг себя, но и внутри себя.

Я чувствую, что мне нужно дать людям, которые все еще борются со своим голосом, право голоса, и дать общественности понять, через что они могут пройти, поделившись своим опытом, когда я был невербальным.

Мой мозг: «Ты голоден, тебе нужно попросить еды».

Я: …

Мой мозг: «Давай, просто скажи: «Папа, я голоден». Он прямо там».

Я: …

Мой мозг: «Давай, все, подойди к нему».

Я: «Аааааааааааааа!» Падает перед папой и начинает кричать.

Мой мозг: «О, вот опять, ты знаешь, чего хочешь, почему ты не можешь просто сказать это?»

Я: полный крах «Ааааааа! Неееет! Ааааааааааа!»

Мой мозг: «Ты сделал это на днях, когда тебе было больно, но ты не мог сказать своим братьям и сестрам, поэтому просто кричал, плакал и был агрессивным. Смотри, он спрашивает, не хочешь ли ты еды, тебе просто нужно кивнуть».

Я: «Аааааааааа! Хммммм!» Громкое гудение.

Мой мозг: «Полагаю, слишком далеко».

Так проходило большинство дней, когда мне нужно было что-то вроде еды.

Я точно знал, в чем проблема, но не мог выразить свои желания, потребности или чувства, что приводило к разочарованию и нервным срывам.

Игра в Барби

Помню, моя младшая сестра заставила меня играть с ней в Барби. Она, конечно, заставляла Барби говорить с моей, но раздражалась, потому что я не заставлял ее говорить.

Она была слишком мала, чтобы понять, что я делал это не нарочно, и, несмотря на то, что я не мог говорить, я заставлял куклу общаться — даже если то, что я заставлял ее делать, могло показаться странным.

Я раздевал кукол, так как моя сестра часто говорила, что это был жаркий день в мире Барби. Я заставлял куклу радостно прыгать или бешено двигал ее, если предполагалось, что она испытывает негативное чувство.

Мне было бы трудно присоединиться к этому занятию — оно не только включало в себя игру воображения, что мне было очень трудно, но также включало множество взаимодействий с использованием речи.

Многие дети, включая мою сестру, приучены слушать только ушами и сосредотачиваться на голосе как на средстве общения и взаимодействия.

Я также каждый раз помню, как моя старшая сестра, с которой я был очень близок, говорила мне, что любит меня. Мне казалось, что я просто не обращаю внимания на нее и мир вокруг меня, пока однажды, когда я не обрел голос, я не сказал: «Я тоже тебя люблю».

Она так много плакала — счастливые слезы, я уверен.

Я тоже тебя люблю

В обычной семье может быть просто сказать «Я люблю тебя» и ответить тем же, но когда в вашей семье есть человек с аутизмом, все может измениться. Иногда вам приходится слушать нас не только своими ушами.

Я долго был в замешательстве — почему она была так потрясена и счастлива, что заплакала только потому, что я сказал то, что все это время показывал ей?

Разве она не замечала, когда входила в комнату, что я прыгал, издавал радостные звуки и махал руками?

Видела ли она, как я всегда хотела, чтобы она обнимала меня, и как я буду класть в ее школьную сумку все свои любимые игрушки и еду?

По мере того, как я рос, я понял, что она, вероятно, знала, что я люблю ее в ответ, и что действия говорят громче, чем слова, но когда кто-то изголодался по чему-то, как моя семья так долго изголодалась по моему голосу, они мечтают об этом; им нужно это, чтобы подтвердить вещи.

Когда я сказал, что люблю ее, я не просто сказал ей, что люблю ее, я впустил ее в свой мир.

Пре-вербальный сценарий

Я соединялся с ней таким образом, что забирал все во мне. Слова были той частью, которая значила меньше всего; это было о действиях и ожиданиях за этим.

Я: «Э-о, э-о, время, тюбик, пока, пока, тюбик, пока, а-а-а-а». Подражание телепузикам.

Врачи: «Кажется, она нормально говорит, а просто ленится с просьбами».

Врачи: «Что вы делали сегодня в школе?»

Мой мозг: «Ты сделал несколько рисунков и немного вычислил. Затем вы играли на улице и читали рассказ. Так что давай, скажи ему».

Я: «Э-э-э-э, мы можем это исправить», — смесь «Телепузиков» и «Боба Строителя».

Мой мозг: «Пери, ну же, если ты можешь так говорить, почему ты не можешь говорить своими словами?»

Доктор: «Пери? Что ты делал сегодня в школе? Вы сделали несколько рисунков?

Я: Киваю.

Доктор: «Что ты нарисовал?»

Я: …

Доктор: «Пери?»

Я: Ааааааааа!

Мой мозг: «О боже…»

Я много писал сценариев, но часто люди думали, что только потому, что я умею писать сценарии, я тоже могу говорить свои слова. Но это было неправильно, так как я был просто попугаем, повторяя услышанные слова тем же голосом и точно так же.

Это то, что я называю «довербальным».

Удивительные истории, которые стоит рассказать

После нервного срыва я часто лежал на коленях у брата или сестры или у родителей, пока они гладили меня по волосам и говорили о том, как им хотелось бы видеть, что происходит в моей голове.

Как же я хотел им сказать.

О, как сильно я хотел кричать с крыш, кто я на самом деле, потому что было гораздо больше, чем просто эта молчаливая девушка. Там было гораздо больше, чем казалось на первый взгляд.

У меня были удивительные истории, которые я мог рассказать — истории, которые никогда раньше не слышали, истории, которые изменят мир. Истории, которые, вероятно, навсегда останутся в моей голове.

Если бы у меня была возможность тогда выразить свои чувства моим близким; если бы у меня была возможность сказать им все, что я так сильно хотел сказать, я думаю, это было бы так:

Пожалуйста, не плачь.

Я знаю, ты боишься за меня. Я знаю, ты чувствуешь мое разочарование.

Я знаю, ты просто хочешь услышать, как мой голос произнесет эти четыре маленьких слова: «Я тоже тебя люблю». Я знаю, ты хочешь, чтобы я, как другие дети, болтал о наших любимых фильмах и планах на выходные.

Но, пожалуйста, не плачь, потому что, когда ты плачешь, мне кажется, что я потерпел неудачу. Это заставляет меня чувствовать, что я терплю неудачу в том единственном, что могло бы, наконец, связать меня с тобой.

Пожалуйста, не плачь

Я пою миллион песен и танцую под свою собственную мелодию, но мои песни слишком драгоценны и нежны, чтобы мир мог их услышать.

Они слишком чувствительны, чтобы их можно было услышать ушами. Но если вы просто вдохнете и потанцуете со мной, повернетесь со мной, вы почти услышите мою песню — тише тишины, но еще прекраснее.

Возможно, однажды я смогу сделать свои песни достаточно громкими, чтобы их услышал весь мир, но если нет, то ничего страшного, потому что мне не нужно говорить, чтобы общаться с вами.

В некоторые дни я могу вести себя так, будто понятия не имею, о чем вы, но я понимаю каждое слово. Я просто так устал, пытаясь связаться с вами — так стараясь с вашими речевыми режимами и бесконечными карточными играми.

Я очень стараюсь, но я устал, поэтому, пожалуйста, послушайте мои песни. Подойдите очень близко, потому что они только для вас.

Разговор может быть для кого угодно — каждый может поговорить с кем угодно — но, видите ли, эти тихие песни только для вас, потому что я люблю вас. Единственный способ, которым я могу выразить свою боль, — это кричать и плакать; как будто мой голос в тюрьме из титановых прутьев.

Он не может выбраться и, возможно, никогда не выйдет. Может быть, у святого Иуды есть мой голос — покровитель безнадежных дел, потому что так меня называют врачи, верно? Я не могу передать вам, через что я прохожу, но, пожалуйста, не разочаровывайтесь во мне.

Поговори со мной

Поиграй со мной, дай мне терпения.

Не плачь, не сердись — я стараюсь. Я знаю, что ты любишь меня, и однажды я заговорю с тобой, даже если не своим голосом. До тех пор у нас все будет хорошо.

В конце концов я заговорил, и я благодарен за это, но на самом деле я больше благодарен за то, что нашел и улучшил свои способы общения.

Говорить и общаться — не одно и то же.

Вы можете говорить, не общаясь, и вы можете общаться, не говоря.

Письмо всегда будет моим первым способом общения, так как я чувствую, что без письма я не смог бы выразить себя так, как делаю это сегодня. Писательство — это гораздо больше, чем хобби, интерес или любовь… это мой голос, мой единственный голос.

Для меня голосу не нужно издавать звук — ему просто нужно уметь выражать чувства и рассказывать миллиарды историй. Это то, что мое письмо делает для меня, и без этого я был бы потерян.

Конечно, мой голос полезен, когда я говорю кому-то, что я голоден или что мне больно, или чтобы выполнить простые просьбы и требования. Но это не мой «голос». Он не показывает всем настоящую Пери.

Это путешествие помогло мне осознать, что все эти годы назад я не стремился говорить, я стремился к общению — к соединению с миром.

Я здесь.

Автор: Пери из Not Raingirl

Меня зовут Пери-Энн, но многие люди называют меня Пери. Я один из 11, и у меня тоже «аутизм». Мне сказали, что мои тексты могут изменить мир, поэтому, пожалуйста, заходите в мой блог Girl With Autism Blog или на Facebook в Not Raingirl и получите шанс посетить мой запутанный, но прекрасный мир.

Хотите написать для Finding Cooper’s Voice? УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

Finding Cooper’s Voice — это безопасное, юмористическое, заботливое и честное место, где вы можете отметить уникальные трудности воспитания ребенка с особыми потребностями. Потому что вы никогда не одиноки в борьбе, с которой сталкиваетесь. И как только вы найдете своих людей, своих союзников, свою деревню… все трудности и трудности покажутся вам немного проще. Добро пожаловать в наше путешествие. Вы также можете следить за нами на Facebook, подписаться на эксклюзивные видео и подписаться на нашу рассылку.

У меня невербальный аутизм. Вот что я хочу, чтобы вы знали.

У меня невербальный аутизм. Вот что я хочу, чтобы вы знали.

03 января 2018 г.

Автор: Филип и Лиза Рейес

Категории: Блог, Избранный блог

Этот блог впервые появился в личном блоге автора и повторно публикуется здесь с разрешения.

Я хочу, чтобы люди знали, что аутизм — это другой способ существования. Я устал от стереотипов, которые делают нас менее человечными, чем нейротипичные люди. Я слышала, как люди негативно отзываются об аутизме с тех пор, как мне поставили диагноз, и в результате я научилась ненавидеть себя и считать себя монстром за то, что доставила столько страданий. Я не могу позволить другим продолжать жить в рамках этих распространенных заблуждений об аутизме.

Давай представим, что ты такой же, как я. Вы не умеете говорить, но у вас хорошо работает ум, и вы можете понимать людей. Представьте, что вы отвечаете всем, кто вам что-то говорит, но слышите это только вы. Другие слышат ваш голос, говорящий вещи, которые вы не обязательно имеете в виду. Они думают, что это все, на что вы способны думать. Люди видят ваши повторяющиеся взмахи руками или постукивание и думают, что это бесполезно. Они не понимают, что в ту минуту, когда вы останавливаетесь, момент наполнен жужжащими огнями, громкими звуками, которые эхом отражаются, детьми, движущимися слишком быстро, чтобы вы не успевали, и людьми, пытающимися взаимодействовать с вами. Мне трудно отказаться от стимминга, но я стараюсь.

Люди видят ваше гипердвижение. Они предпочитают, чтобы вы сидели тихо. Мне сложно чувствовать свое тело в пространстве, поэтому я предпочитаю двигаться, потому что так лучше чувствую свое тело.

В школе интересные предметы, такие как математика, естественные науки, обществознание и словесность, стимулируют мое мышление, облегчают мой ум и учат меня чему-то о мире. Я не всегда так себя чувствовал. Многие годы моей жизни прошли в школе прикладного анализа поведения (ABA). Мне приходилось делать упражнения снова и снова, пока мне не надоели и не разочаровали мои учителя. Тогда у меня были бы срывы. Для меня ABA не решение. Я провел долгие часы, достигая целей, например, указывая на карточки и указывая на свой нос. Я считаю, что люди должны уметь ставить собственные цели. Ни один человек не должен оставаться без голоса. Я верю в обучение общению в первую очередь. Значимое общение означает возможность сказать то, что я хочу сказать. Люди должны верить, что мы способны и что наши умы нетронуты.

Мои родители были замечательными. Они поддерживают меня, рассказывая другим об аутизме и обо мне. Они играют. Они делают мою жизнь максимально нормальной.

Я теперь мирно дружу. учусь нормально. Моя школа ценит меня, и я ставлю перед собой собственные цели. Я чувствую себя любимой, когда меня принимают. Я чувствую себя любимым, когда меня видят не по моим сиюминутным недостаткам, а по моим качествам, которые делают меня полноценным человеком.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *