Треугольник маслоу: Треугольник потребностей Маслоу — Сайт о кадрах и управлении

Содержание

Злой Бизнес-Тренер — тёмная сторона T&D public group

Автор Андрей Ващенко

Пирамида Маслоу — миф№1

Я продолжаю публиковать фрагменты моей новой книги. Раздел мифы и иллюзии в деловых коммуникациях.

Совет№1 для желающих научиться манипуляциям в деловых коммуникациях.

Используйте геометрические иллюзии для быстрого формирования доверия к Вашим словам и аргументам. Это поможет в конкурентной борьбе. Например: любые слова, заключенные в пирамиду, чудесным образом преображаются, становятся логичными, стройными, полезными, имитируют наличие идеи, глубокого смысла и скрытого контекста.

Если Вы хотите кому-то продать идею, хорошо и при этом кратко обосновать свою точку зрения, не используйте простое повествование, применяйте матричную систему изложения аргументов или включайте свои основные аргументы в иерархическом порядке внутрь треугольника (пирамиды).

Образ пирамиды (треугольника) значительно увеличивает скорость усвоения материалы и запоминания выученного. Удобно при написании скриптов и зазубривания наизусть.
Почему-то наша психика способна оправдать и принять на веру всё, что вписано в треугольник. Возможно виной всему мифологическая страсть к устойчивым геометрическим фигурам.

• Геометрический объект, пирамиду (и его образ треугольник) в большинстве религиозных конфессий наполняют эзотерическим, религиозным смыслом. Самые известные пользователи геометрических иллюзий – масоны, иллюминаты, египетские жрецы, и …. последователи Абрахама Маслоу.
• Геометрические оптические иллюзии делают невидимое – видимым, а видимое – невидимым.
• Критическое восприятие, недоверие к Вашим словам и аргументам можно преодолеть юмором, милотой, геометрией. Пирамида выполняет функцию «психологического тарана», которым маркетологи заглубляют в наше сознание любые бредни, минуя механизм критического мышления.

💩 Одна из самых мощных геометрических иллюзий – треугольник (пирамида). Если слова, термины, названия вписаны внутрь треугольника, мы относимся к ним с ещё большим доверием, чем если они представлены в виде таблицы или в матрицы. И что особенно опасно: наш мозг начинает самостоятельно искать и строить логические мостики между словами, расположенными в иерархическом порядке внутри треугольника. У нас мощное ассоциативное мышление, и мы способны придумать надёжное, логическое объяснение почти любого бреда, вписанного в фигуру треугольника в иерархическом порядке. Так проявляет себя самовнушение.

Этим чудесным свойством нашего мозга пользуются и ученые, и маркетологи, и мошенники.

Миф № 1 «Пирамида потребностей Маслоу».

В умах миллионов людей по всему миру существует абсолютное убеждение, что некто под именем Абрахам Маслоу совершил потрясающее открытие. Сравнимое по простоте и достоверности с законом сохранения энергии. Якобы у всех людей во всем мире одинаковые потребности. Эти потребности имеют иерархию внутри психики человека, такая иерархия представлена миру в виде «Пирамиды потребностей Маслоу».

Это чудесное открытие включено почти во все учебники по менеджменту, продажам, маркетингу и рекламе в нашей стране, как аксиома, не требующая никаких доказательств. Хотя в Америке эта теория была разоблачена ещё в 1968 году. В России до сих пор её преподают и студентам и аспирантам, используют в дипломных и докторских работах по тематике менеджмент, маркетинг и реклама.
Крупные российские компании используют данное изобретение для обучения персонала, планирования своей работы и обоснования стратегии своего развития на рынках B&C.

Обсудим этот миф. Начнём с истории.
Пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации — теорию иерархии потребностей. Эта теория известна также как теория потребностей (need theory) или теория иерархии (hierarchy theory). Изначально идея была изложена в работе «Теория человеческой мотивации» (1943), более подробно — в книге 1954 года «Мотивация и личность» (Motivation and Personality).

Маслоу в своих исследованиях использовал описание всего 11 человек (в т.ч. исторических личностей), и он не проводил эмпирических исследований, используя библиографии (просто прочёл 11 книг и всё).

Интересовала Маслоу в своём исследовании, прежде всего, «самоактуализация» на примерах великих людей, в том числе, таких как Энштейн, Элеонора Рузвельт и Линкольн. Маслоу писал, что «пирамида» создана для успешных людей.

Справка: Теория иерархии потребностей, несмотря на свою популярность, не подтверждается и имеет низкую валидность (Hall and Nougaim, 1968; lawler and Suttle, 1972).

Кроме того, сам Маслоу в своих работах не использовал пирамиду (треугольник) для представления иерархии потребностей. Визуализацию в виде пирамиды придумали впоследствии пропагандисты, для упрощения рекламы этой теории в СМИ.

Ну, хорошо, скажете Вы, не придумывал Абрахам пирамиду, не подтверждается она научными исследованиями, ну и что? Какой реальный вред?

В нашей стране за 26 лет изучения этого бреда, выросло целое поколение научных сотрудников, преподавателей, тренеров и экспертов, которые с детства запомнили пирамиду Маслоу. Можно сказать, впитали с молоком матери. Это как неправильно выученная таблица умножения. Навсегда печаталась в мозг и определяет форму и методы принятия решений.

Готовится рекламная компания, разрабатывается проект строительства дома, проектируется автомобиль. При расчёте расходов на его производство и продажу, а также на последующую рекламу и продвижение используются негодные средства. Компания надеется, используя иерархию потребностей человека в пирамиде Маслоу спрогнозировать и предсказать будущий спрос со стороны клиентов. И раз за разом промахивается.
УСИЛИЯ НАПРАВЛЯЮТСЯ НЕ ТУДА!

Но мы не сдаемся и просто увеличиваем силу рекламных ударов (говорим громче, в тщетной надежде быть понятыми). Вот Вам простейший пример долгосрочного вреда для конкурентоспособности нашей страны и множества больших и малых компаний.

Резюме: использовать пирамиду Маслоу, как форму обучения сотрудников отделов продаж для выявления потребностей покупателей, как основу рекламных или иных маркетинговых кампаний крайне вредно.

Это псевдологическое построение, хорошо объясняющее, но не дающее возможности прогнозировать с нужной точностью. Человек может демонстрировать высокий уровень самоактуализации и прекрасные социальные отношения даже тогда, когда его основные физиологические потребности, а также потребность в безопасности полностью не выполнены. Иными словами, порядок выполнения низших или высших потребностей не имеет определяющего значения в удовлетворённости жизнью и ощущении счастья.

Профессия как потребность | Лагерь «Нить Ариадны»

Четвертый уровень — потребность в уважении. Постепенно работа начинает становиться сферой самореализации, инструментом и способом достижения успеха. На сцену выходят такие потребности как компетентность, одобрение и признание. Человек становится специалистом.

После того, как человек позаботился о материальной составляющей своей жизни, обозначил себя в социуме, добился успеха в общепринятом понимании ему открывается уровень познания — знать, уметь и понимать больше. Человек переходит в категорию профессионала и начинает уделять все больше внимания качеству своей работы.

Шестой уровень — эстетические потребности. Профессия становится своего рода искусством, наблюдать за работой такого человека истинное наслаждение. Навыки оттачиваются до совершенства.

И последний уровень — потребность в самореализации. Реализация своих целей, способностей, развитие своей собственной личности. Выход за установленные и принятые рамки профессии. Работа — акт творения и раскрытия своей личности. Жизнь и профессия становятся удины «я живу = я творю». Это уровень осознания и реализации своей миссии.

Что происходит, когда развитие происходит не последовательно? Низкооплачиваемые специалисты, постоянные потери работы, смены профилей, непонимание чем хочется заниматься, спустя много лет с момента начала работы и тд.

Что нам дает понимание этой схемы развития? Это не ограничения или инструкция к действиям. Скорее, возможность сориентироваться в хаосе. Для тех, кто сейчас уже работает — определить свое положение в пирамиде и скорректировать вектор развития, при необходимости, произвести переоценку ценностей.

Для родителей — помочь ребенку в планировании своего профессионального пути. Например, понимание этой структуры упрощает момент принятия решения относительно первой работы. Так же, чем лучше у человека закрыты базовые потребности, тем легче ему преодолеть первые ступени пирамиды — в этом тоже можно помочь своим детям.

Для ребят, надеюсь, будет интересно и полезно посмотреть на четкую структуру и понять, что все довольно просто и понятно. Удачи!

Базовые принципы маркетинга лояльности и пирамида Маслоу. Читайте на Cossa.ru

Модель Маслоу, описывающая иерархию человеческих потребностей в процессе развития от базовых физиологических в основании до самореализации и преобразований окружающего мира на вершине треугольника, может быть применена не только к личности, но и группам людей, с которыми мы взаимодействуем в программах лояльности.

Три базовых принципа маркетинга лояльности — это вознаграждение клиента, признание его ценности для бренда через сбор информации о нем и изучение, наконец, вовлечение и создание персонализированного потребительского опыта взаимодействия. Если соотнести их с упрощенной иерархией потребностей Маслоу, то получается любопытная инфографика о психологии мотивации сотрудников, клиентов и партнеров.

Основной принцип построения лояльности – так называемая транзакционная лояльность – помогает оправдать ожидания клиента на получение вознаграждения в обмен за выбор товара или услуги компании. Таким образом, на этом уровне мы  просто провоцируем потребителей потратить свои деньги, мотивируя их на достижение определенных целей, которые доступны в конкретной программе.

Признание приходит на втором уровне, когда компания накапливает достаточно знаний и на их основе формирует свои позиции по отношению к компаниям-конкурентам и разным сегментам потребителей. Например, достижение платинового статуса в программе лояльности дает потребителю ощущение выполненного долга и часто может послужить поводом для еще большей приверженности к бренду.

И, наконец, когда мы работаем над развитием клиентского опыта, мы на самом деле стремимся выполнять основные потребности (возможно даже еще непризнанные) своих потребителей.  У  них  развивается чувство общих целей с компанией. Именно это чувство перемещает их к вершине треугольника, в ту точку, где они видят бренд уже совсем иначе. Проще говоря, в этой точке участник программы становится евангелистом бренда.

Тест по теории потребностей Маслоу

Тест по знаменитой пирамиде потребностей Маслоу, более детально с основными понятиями можно ознакомится в статье о самой пирамиде потребностей.

Тест выявит те потребности, что являются для вас самыми существенными и главенствующими, какие мотивы на данный момент вами движут.

Отметьте, соответственно, самое верное для вас высказывание (в скобках, верность высказывания по пятибалльной шкале, 5 – истинно и точно, … 1 – совершенно не верно и ложно)

1. Мне больше нравится спокойная работа

a) Именно так (5/5)
b) Скорей всего верно (4/5)
c) Частично верно (3/5)
d) Скорее нет, чем да (2/5)
e) Не верно (1/5)

2. Самая лучшая для меня работа – та, которую выполняю сам, без посторонней помощи

a) Именно так (5/5)
b) Скорей всего верно (4/5)
c) Частично верно (3/5)
d) Скорее нет, чем да (2/5)
e) Не верно (1/5)

3. Ценность человека для компании должна отражаться в его зарплате

a) Именно так (5/5)
b) Скорей всего верно (4/5)
c) Частично верно (3/5)
d) Скорее нет, чем да (2/5)
e) Не верно (1/5)

4. Поиск счастья – самое важное для меня

a) Именно так (5/5)
b) Скорей всего верно (4/5)
c) Частично верно (3/5)
d) Скорее нет, чем да (2/5)
e) Не верно (1/5)

5. Безопасная работа – не самое важное для меня

a) Именно так (5/5)
b) Скорей всего верно (4/5)
c) Частично верно (3/5)
d) Скорее нет, чем да (2/5)
e) Не верно (1/5)

6. Для меня мои друзья – имеют первостепенное значение

a) Именно так (5/5)
b) Скорей всего верно (4/5)
c) Частично верно (3/5)
d) Скорее нет, чем да (2/5)
e) Не верно (1/5)

7. Думаю, что многие страдают завышенной самооценкой

a) Именно так (5/5)

b) Скорей всего верно (4/5)
c) Частично верно (3/5)
d) Скорее нет, чем да (2/5)
e) Не верно (1/5)

8. Работа, которая позволяет саморазвиваться – более приоритетная для меня

a) Именно так (5/5)
b) Скорей всего верно (4/5)
c) Частично верно (3/5)
d) Скорее нет, чем да (2/5)
e) Не верно (1/5)

9. Стабильный доход – лучше всего

a) Именно так (5/5)
b) Скорей всего верно (4/5)
c) Частично верно (3/5)
d) Скорее нет, чем да (2/5)
e) Не верно (1/5)

10. Очень близкие отношения на работе лучше избегать

a) Именно так (5/5)
b) Скорей всего верно (4/5)

c) Частично верно (3/5)
d) Скорее нет, чем да (2/5)
e) Не верно (1/5)

11. Моя самооценка наиболее важна для меня, чем мнение других

a) Именно так (5/5)
b) Скорей всего верно (4/5)
c) Частично верно (3/5)
d) Скорее нет, чем да (2/5)
e) Не верно (1/5)

12. Гнаться за мечтой – не для меня

a) Именно так (5/5)
b) Скорей всего верно (4/5)
c) Частично верно (3/5)
d) Скорее нет, чем да (2/5)
e) Не верно (1/5)

13. Хорошая будущая пенсия – является веским показателем хорошего трудоустройства

a) Именно так (5/5)
b) Скорей всего верно (4/5)

c) Частично верно (3/5)
d) Скорее нет, чем да (2/5)
e) Не верно (1/5)

14. Предпочитаю работу, предполагающую общение с другими людьми

a) Именно так (5/5)
b) Скорей всего верно (4/5)
c) Частично верно (3/5)
d) Скорее нет, чем да (2/5)
e) Не верно (1/5)

15. Я очень сильно расстраиваюсь, если кто-то присваивает мои достижения на работе

a) Именно так (5/5)
b) Скорей всего верно (4/5)
c) Частично верно (3/5)
d) Скорее нет, чем да (2/5)
e) Не верно (1/5)

16. Я люблю ставить собственные цели и лимиты

a) Именно так (5/5)
b) Скорей всего верно (4/5)
c) Частично верно (3/5)
d) Скорее нет, чем да (2/5)

e) Не верно (1/5)

17. Страховка здоровья – важный атрибут хорошей политики компании

a) Именно так (5/5)
b) Скорей всего верно (4/5)
c) Частично верно (3/5)
d) Скорее нет, чем да (2/5)
e) Не верно (1/5)

18. Сплоченный коллектив – для меня самое главное

a) Именно так (5/5)
b) Скорей всего верно (4/5)
c) Частично верно (3/5)
d) Скорее нет, чем да (2/5)
e) Не верно (1/5)

19. Я уважаю себя именно за собственные достижения

a) Именно так (5/5)
b) Скорей всего верно (4/5)
c) Частично верно (3/5)
d) Скорее нет, чем да (2/5)
e) Не верно (1/5)

20. Мне лучше выполнять то, в чем я уже разбираюсь, чем пытаться делать нечто новое

a) Именно так (5/5)
b) Скорей всего верно (4/5)
c) Частично верно (3/5)
d) Скорее нет, чем да (2/5)
e) Не верно (1/5)

5 секретов детского счастья. Потребности ребенка

Как это работает?!

Смотрите видео или читайте объяснение.

Для понимания нам нужно разобраться с некоторыми понятиями.

Истинные потребности – это врожденные желания каждого человека, будь то голод или желание учиться.

Всего истинных потребностей по Маслоу пять:


У детей, как и у взрослых, есть глубинные, истинные потребности; и постоянное их  удовлетворение закономерно приводит к формированию здоровой личности.

Маслоу называл людей с высокой степенью удовлетворения потребностей высокоактуализированными людьми, т.е. людьми, которые максимально раскрыли свой потенциал.

Маслоу: «Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято».

Фрустрация — неудовлетворение потребностей, приводит к тому, что ребенок растет несчастным. Систематическая фрустрация потребности приводит к торможению и искажению формирования личности ребёнка.

Маслоу: «Неудовлетворенная потребность вызывает у него чувство униженности, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, служат почвой для уныния, запускают компенсаторные и невротические механизмы».

Узнайте о важности детских потребностей!

Физиологические потребности – это основание в пирамиде.

Замечали, что дети во время болезни или при недосыпе становятся капризными? Вот это самый простой пример фрустрации физиологических потребностей растущего организма.

Проблемы со здоровьем всегда накладывают отпечаток на личность ребёнка.

Так как это фрустрация базовой потребности, то, как снежный ком, она влечёт за собой фрустрацию и других потребностей.

Без крепкого фундамента дом рухнет.

И при фрустрациях вышестоящих потребностей зачастую в первую очередь достается физиологии.

Это болезни от нервов, т.е. если банально, то ребенок перевозбудился, перенервничал и заболел.

Но это может быть разово, а может быть закономерностью, которая конкретно так портит жизнь всем членам семьи.

 

Подробнее в видео:

Потребности в безопасности

«потребность в безопасности; в стабильности; в зависимости; в защите; в свободе от страха, тревоги и хаоса; потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях; другие потребности» (А.Маслоу).

К каким последствиям ведет неудовлетворенность  потребности в безопасности?

1) К общему чувству тревоги, которое может выливаться в конкретные страхи.

2)К нарушению аппетита и сна, т.е. физиологических потребностей.

3) К зависимости от родителей, т.е. не происходит самоактуализация ребенка. Ребенок ничего не может сделать  сам, спит с родителями, не отпускает маму и т.п.

4) Это может быть непослушание, ребенок может истерить, драться в поисках стабильных границ.

Полную картину я раскрываю здесь:

Потребность в любви – база для построения доверительных отношений с ребенком. Это потребность ребенка в безусловной любви родителей.

К сожалению, большинство тех, кто сейчас уже стал родителями, сами в детстве не знали безусловной любви.

Если вас постоянно одергивали,
навешивали ярлыки,
пытались из вас вылепить какого-то человека,
порицали за слезы и гнев,
требовали от вас каких-то результатов,  и т.п.
то значит, и вы выросли в условиях фрустрации потребности в любви.

И вроде вполне себе счастливы, да?

Только те детские обиды,
то желание доказать родителям, что ты лучше, чем есть на самом деле,
боязнь лишний раз поделиться чем-то сокровенным, т.к. родители не поймут,
страх неудачи, неуверенность в себе,
злость на слёзы уже своих детей,
непонимание, как реагировать на истерики – это всё оттуда…

Без всего этого вы были бы гораздо счастливее.


Потребность в социализации – желание быть частью коллектива.

Это одна из высших потребностей.

Один ребенок может воевать за место под солнцем.

Он может агрессивно отстаивать свое, драться, обзываться и т.п. И каждый раз получать негативную оценку своему поведению, и  вероятно  своей личности в целом.

Отсюда пойдет уже фрустрация потребности принятия и любви, а этот сценарий мы уже обсуждали.

Другой ребенок, наоборот, замкнется, постарается стать серым и незаметным. Здесь другая опасность.

Такой ребенок с большой вероятностью станет зависимым от кого-то, т.е. потеряет свою самостоятельность.

В чем суть родительской помощи детям? Смотрите в видео:

Потребность в самоактуализации – это многоуровневая потребность. Здесь и потребность в самостоятельности, и в познании, и в справедливости, эстетике, самовыражении и т.п.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются родители, это несамостоятельность, лень, отсутствие желания учиться.

Всё это следствия фрустраций!

Что вызывает  фрустрацию потребности в самоактуализации, я рассказываю в видео:

Как же вырастить ребёнка счастливым?

Теперь вы понимаете, что плохое поведение, конфликты, непослушание и т.д. – это всё признаки фрустраций.

А значит, вы можете перестать ходить вокруг да около,  сможете вырваться из замкнутого круга и наконец-то удовлетворить истинные потребности ребёнка.

Система потребностей позволяет разложить всё по полочкам!

Конечно, одного знания о самих потребностях мало.

Это лишь начало вашего пути.

И движетесь вы в правильном направлении.

Следующие ваши шаги:

 

 

Иерархия потребностей по Маслоу. Пирамида Маслоу – AG Media

 

Абрахам Маслоу родился в Бруклине (Нью-Йорк) в 1908 году. Он учился на факультете психологии в Университете Висконсина и сначала стал стипендиатом Карнеги в колледже подготовки профессоров колледжа, а затем адъюнкт-профессором психологии в Бруклинском колледже. В середине тридцатых годов он начал работу над тем, что впоследствии стало главным произведением его жизни, книгой «мотивация и личность» ( « Motivation and Personality”), изданной в 1954 году. Как пишет сам Маслоу, ” я хотел бы синтезировать целостный, динамический и культурологический подходы, которые были так популярны у молодых психологов того времени. Я чувствовал глубокую взаимосвязь между этими подходами и воспринимал их как отдельные аспекты единого всеохватывающего целого”(Маслоу, 1954, ix). Маслоу начал серьезную подготовку этого синтеза: он изучал гештальтпсихологию вместе с Карлом Вертгеймером и Куртом Коффкой в новой школе социальных исследований и изучал психоанализ, включая Эриха Фромма. Познакомившись с психоанализом, он продолжил изучение психологии под руководством Альфреда Адлера. Он изучал антропологию вместе с Рут Бенедикт и Маргарет Мид, а также участвовал в экспедиции, занимавшейся изучением индейского племени “северные черноногие”, одного из алгонкинских племен.

В 1943 году он опубликовал две работы:” предисловие к теории мотивации “ (”введение в теорию мотивации“) и” теория человеческой мотивации “ (”теория человеческой мотивации”), где сформулировал положительную теорию мотивации, определяемую им как “обобщенная динамика”.”Между 1947 и 1949 годами Маслоу оставил свою академическую карьеру и организовал компанию Maslow Cooperage Corporation, решив начать свой собственный бизнес. Тем не менее, он сохранил свои академические связи и продолжал публиковать статьи в научных периодических изданиях в этот период. Вернувшись к академической деятельности, он стал сначала доцентом, затем полноправным профессором и заведующим кафедрой в Университете Массачусетса Брандейса. Поздние работы Маслоу становятся все более утопическими и даже мистическими. Абрахам Маслоу умер в 1970 году.

1. Сущность теории иерархии потребностей А. Маслоу

Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу, иногда называемая “пирамидой” или “лестницей” Маслоу, является фундаментальной теорией, признанной экспертами по управлению во всем мире. В своей теории Маслоу разделил человеческие потребности на пять основных уровней по иерархическому принципу, что означает, что человек, удовлетворяя свои потребности, движется подобно лестнице, переходя с низкого уровня на более высокий (Рис.1). 1.1).

Согласно Маслоу, ” человеческие потребности упорядочены в иерархии. Иными словами, появлению одной потребности обычно предшествует удовлетворение другой, более насущной. Человек-это животное, постоянно испытывающее определенные желания ” (Маслоу, 1943, с. 370). Маслоу определяет пять наборов целей, которые он называет основными потребностями. Он относится к ним: физиологические потребности, потребность в безопасности, потребность в любви, потребность в удовлетворении самоуважения и, наконец, потребность в самоактуализации. Иерархическая природа этих потребностей или целей означает “что ” доминирующая цель монополизирует сознание и определенным образом стимулирует и организует различные способности организма, необходимые для ее достижения. Менее насущные потребности сведены к минимуму, или даже забыты, или отвергнуты ”(Маслоу, 1943, стр. Маслоу рассматривает в основе этой иерархии физиологические потребности и, прежде всего, потребность в пище. Вот что он пишет::

Без сомнения, физиологические потребности-это самые насущные из всех потребностей. Прежде всего, это означает, что для человека, у которого вообще ничего нет, физиологические потребности будут основой мотивации, а не чем-то другим. Человек, лишенный пищи, безопасности, любви и уважения, естественно, прежде всего будет стремиться к получению пищи. Тяга к написанию стихов, желание купить автомобиль, интерес к американской истории, желание купить новую обувь в случае крайней необходимости полностью забываются или становятся второстепенными. Для человека, испытывающего сильное чувство голода, нет никакого другого интереса, кроме еды. Он мечтает и думает о ней, он помнит ее и стремится найти ее … Свобода, любовь, чувство общности, уважительное отношение – все это сметается как мишура, потому что они не могут наполнить желудок. Воистину, такой человек живет только хлебом единым. (Maslow, 1943, PP.)

Маслоу пишет, что в США и других развитых сообществах такой хронический острый голод встречается редко. В то же время он отмечает, что люди часто принимают здоровый аппетит за чувство голода.

Действительно, в развитых обществах такие трудные условия жизни и голод, скорее всего, могут быть просто следствием какого-то чрезвычайного положения. Естественно, в этом случае должны быть удовлетворены и другие физиологические потребности, такие как, например, потребность в воздухе или воде.

Маслоу пишет:

Когда нет хлеба, человек действительно живет только хлебом. Но что происходит с человеческими желаниями, когда он не испытывает недостатка в хлебе? Сразу же появляются другие (более “повышенные”) потребности, которые заменяют физиологические потребности и становятся доминирующими. Когда они находят удовлетворение , возникают новые (и опять же “более возвышенные”) потребности и т. д.

Именно это мы имеем в виду, когда говорим, что основные человеческие потребности формируют иерархию относительного доминирования … Только неудовлетворенные потребности являются доминирующими для организма и его поведения. Если голод удовлетворен, то чувство голода теряет свое значение в системе факторов деятельности индивида. (Maslow, 1943, p. 375)

Если физиологические потребности будут удовлетворены, то, согласно Маслоу, возникнут новые потребности, в данном случае потребности в безопасности. Он считает “ что ” все сказанное о физиологических потребностях может быть – хотя и в несколько меньшей степени – связано с желаниями такого рода. Тело может быть достигнуто только ими.

Они могут выступать едва ли не единственными детерминантами поведения начал, которые подчиняют себе все способности тела, что позволяет нам в данном случае представить себе тело как механизм, стремящийся к безопасности ”(Маслоу, 1943, С. 376). Маслоу иллюстрирует свою идею потребности в безопасности, рассматривая желание безопасности у ребенка и поведение взрослых невротиков или почти невротиков, которые во многих случаях ведут себя так же, как ребенок, который не чувствует себя в безопасности.

Как и в случае с физиологическими потребностями, он считает, что ” потребности в безопасности здорового, нормального, успешного взрослого человека в рамках нашей культуры находят достаточное удовлетворение … в результате чего такие потребности не играют активной мотивационной роли. Точно так же, как сытый человек не чувствует голода, человек, находящийся в безопасности, не испытывает большого беспокойства в этом смысле ”(Маслоу, 1943, С. 378-379).

Если и физиологические потребности, и потребность в безопасности достаточно удовлетворены, то, согласно Маслоу, возникает потребность в любви, привязанности и чувстве принадлежности к определенному сообществу людей, и весь цикл, описанный в отношении физиологических потребностей и потребностей в безопасности, повторяется .

Так, ” человек начинает особенно остро ощущать отсутствие друзей, возлюбленной, жены или детей. Он жаждет чувственных отношений с другими людьми, старается занять определенное место в определенной группе и активно стремится к достижению этой цели. Он хочет этого больше всего на свете и обычно совершенно забывает, что в то время, когда он был голоден, любовь заставляла его улыбаться ”(Маслоу, 1943, С. 380-381). В отличие от потребности в безопасности и физиологических потребностей, потребность в любви, привязанности и принадлежности к определенной группе людей гораздо сложнее удовлетворить в современном обществе.

Как указывает Маслоу “ “неспособность удовлетворить эти потребности обычно является причиной всевозможных расстройств и более серьезных психических патологий” (Maslow, 1943, p. 381). И опять же, при достаточном удовлетворении этих потребностей возникают другие виды потребностей. Маслоу пишет::

Все люди в нашем обществе (за исключением патологических случаев) испытывают потребность в устойчивой, прочной (и, как правило, высокой) самооценке, самоуважении или достоинстве, которые должны подкрепляться уважительным отношением со стороны других людей.

Под основательностью самоуважения мы понимаем чувство, которое вызывают определенные реальные достижения и соответствующее уважительное отношение других людей … Удовлетворение потребности в самоуважении приводит к чувству уверенности в себе, достоинства, чувству собственной силы, способности, полезности и потребности в этом мире. Невозможность удовлетворения этих потребностей приводит к возникновению чувства неполноценности, слабости и беспомощности. (Maslow, 1943, PP. 382-383)

 

Маслоу считал самореализацию, самоактуализацию последней и высшей ступенью в иерархии потребностей. Если физиологические потребности и потребности в безопасности, любви и уважении удовлетворяются в достаточной степени, то “ мы вправе ожидать, что у человека появится (это не всегда происходит) новая потребность, если только он уже не делает то, что, по его мнению, он призван. Музыкант должен создавать музыку, художник должен писать картины, поэт должен писать стихи, иначе они не будут чувствовать себя счастливыми людьми. Человек должен стать тем, кем он может стать. Мы называем эту потребность самоактуализацией. Она состоит в желании все больше и больше становиться тем, что вы есть, становиться всем тем, что определяется вашей способностью к становлению ”(Маслоу, 1943, С. 382).

Маслоу охотно соглашается, что эта потребность может сильно варьироваться от человека к человеку. Он вновь подчеркивает, что предпосылкой потребности в самоактуализации является удовлетворение физиологических потребностей в безопасности, любви и уважении. Он пишет: “Мы имеем право называть людей, которые удовлетворили указанные потребности [первых четырех уровней]”, в основном удовлетворенными людьми ”; а отсюда следует, что мы можем ожидать от них самого полного (и здорового) творчества. Поскольку ” в основном удовлетворенные люди ” являются исключением в нашем обществе, мы не знакомы с феноменом самоактуализации, как экспериментально, так и клинически. Его исследования – это вопрос будущего ” (Маслоу, 1943, С. 385).

Мы уже говорили о саморазвитии человека, важности своевременного признания и удовлетворения потребностей, и сегодня я хочу еще раз поговорить о том, что же это такое, пирамида Маслоу человеческих потребностей. Ведь она не утратила актуальности в современном мире и позволяет взглянуть, со стороны психологии, на ваши жизненные ценности.

А в чем они нуждаются?

Потребности активизируют организм человека так, что он собирает все свои ресурсы и занимается поиском путей удовлетворения тех потребностей, которые обостряются им самим. Благодаря умению распознавать и реализовывать их, мы развиваемся, добиваемся успеха и живем, в конце концов. Абрахам Маслоу, психолог и ученый, однажды решил выявить основные потребности человека и структурировал их, расставляя по порядку в виде пирамиды.

Она имеет 7 уровней, которые расположены в иерархии, то есть до тех пор, пока мы не удовлетворим самый низкий уровень, остальные не будут актуальны для нас и, в принципе, недоступны для достижения.

Это классификация основных потребностей каждого человека, которые зависят от его образа жизни и системы ценностей, потому что кто-то может найти ее достаточной для удовлетворения самых основных потребностей более низкого уровня, и человеку не нужно будет двигаться дальше. А кто-то пытается достичь высот и не останавливается, постепенно переступая через каждый шаг.

Пирамида Маслоу

Для начала, чтобы было понятнее, я предоставлю вам рисунок для изучения, на котором вы четко увидите каждый шаг, который человек, стремящийся достичь своих целей, стремится перешагнуть:

1. Физиология

Прежде всего, у каждого человека есть потребность в пище, воде, здоровье и сексе. Без их удовлетворения жизнь абсолютно любых существ на планете просто невозможна. И уж тем более реализация других целей. Ведь когда жажда или голод мучают, у человека нет мыслей о признании среди других людей или о походе в театр, а тем более не о поиске своего собственного смысла в жизни. В конце концов, разве это случилось, когда вы были так голодны, что ничто не представляло ценности и интереса? Кстати, бывает, что меняется как раз философия будущего.

Например, когда человек постоянно недоедает, все его ресурсы и энергия направлены только на утоление голода, тогда у него будут фантазии, что если бы он пришел туда, где всегда есть еда, то он был бы самым счастливым человеком . Но тогда, если вдруг это происходит, то у него появляется другая потребность, которую он стремится реализовать, и поэтому постоянно, добиваясь чего-то, появляются другие цели, которые мы пытаемся победить.

2.Безопасность

Когда мы сыты и не испытываем жажды, вопрос безопасности становится актуальным. То есть, о комфорте, есть ли какое-то место для сна, чтобы было тепло и уютно. И у каждого человека есть свое представление о комфорте и уверенности в завтрашнем дне. Ведь для кого-то достаточно иметь хоть какую-то крышу над головой, а кому-то еще и нужно установить безопасность, для большего душевного спокойствия.

Когда есть пространство, в котором мы можем расслабиться и выдохнуть, тогда мы можем реализовать наши другие желания, не застревая на чувстве тревоги и ожидании опасности. Например, те же самые младенцы, только утолив свой голод, уже нуждаются во взрослом человеке, его защите. Чтобы он держал его в руках, покачиваясь, и только чувствуя, что они в безопасности и не одни, они расслабляются и засыпают.

3.Любовь и сопричастность

Очень важный аспект, когда есть желание общаться, знакомиться с новыми людьми, чувствовать интерес к себе и переживать его по отношению к другим. Важно проявлять любовь и принимать ее, заботиться о партнере, чувствовать его внимание и поддержку. Мы-социальные существа, и без чувства принадлежности к чему-то очень трудно выжить. Это может быть семья, группа по интересам, профессиональное сообщество. Это обеспечивает ресурс, когда мы знаем, откуда мы пришли и на кого мы можем положиться.

Одному человеку в этом мире трудно выжить, и когда есть понимание, что я принадлежу к какой-то части общества, это становится намного легче. Это как корни дерева. Например, случилось ли это с вами, когда вы встретили своего земляка в другой стране или городе и испытали неописуемую радость, как будто вы знали его всю свою жизнь?

4. Распознавание

Именно тогда, когда мы обнаруживаем свою принадлежность, возникает вопрос о признании. Например, в профессиональном кругу , когда меня называют коллегой, это означает, что они меня узнают. И тогда я хочу, чтобы меня уважали, замечали таланты и умения, оценивали как профессионала. И чем больше это желание, тем больше у человека амбиций, он чувствует уверенность в себе и добивается успеха.

Важно заметить это желание в себе, потому что бывает так, что мы куда-то гораздо глубже вдавливаем в себя потребность в признании по разным причинам, например, считая, что стыдно или страшно быть активным и энергичным. И тогда это нереализованное желание быть признанным превращается в саморазрушение, когда наступает депрессия или уход в любой вид зависимости. Ведь в нем очень много энергии, которая останавливается и не реализуется, а, не находя выхода, просто разрушает личность и здоровье.

5. Самореализация

Становится важным достичь высот, реализовать свой потенциал и развить свой духовный уровень. Иерархия стремлений достигает той точки, где просто профессиональная деятельность не удовлетворяет, хочется добавить еще креатива. Например, ходить в театр, путешествовать, танцевать … На этой стадии человек спрашивает о смысле своего существования и вообще о смысле бытия. Очень много интереса возникает к окружающей действительности, к качеству своей жизни. Именно в этот период происходит переоценка ценностей и убеждений.

Это сокращенная версия классификации, когда именно основные потребности являются первыми 5 шагами. Остальные 2 нужны людям, для которых самореализация и продвижение по службе очень важны, когда прежние желания по большей части нашли свой выход из энергии.

6. Эстетика

Человек в поисках достижения внутренней гармонии, она направлена на созерцание этого мира, его красоты и удивительных проявлений. Физическое здоровье и выносливость организма становится важным фактором. Таким образом, гармония достигается и во внешнем виде. Первые позиции в системе ценностей отводятся искусству, от которого человек получает эстетическое наслаждение.

7. Самореализация

Достижение своих целей, планов, когда желание достичь высот преобладает в человеке, и он на этом не останавливается. Постоянно стремясь к совершенствованию и развитию. Такой человек, как говорится, постиг дзен, потому что он понимает структуру мира, он осознает и знает, почему, как и для чего он что-то делает, он знает, как распознать свои чувства, и принимает других такими, какие они есть. Такой человек находит свой путь, это удивительное состояние, когда хобби человека приносит ему хороший доход, потому что он осознал свои природные наклонности и сумел раскрыть свой потенциал.

Вывод

Теория Абрахама Маслоу об иерархии человеческих потребностей актуальна и по сей день. Кроме того, он используется не только в психологии, но и в менеджменте. Потому что время идет, техника не стоит на месте, любые открытия происходят каждый день, и несмотря на все это, потребности человечества остаются прежними, происходит лишь изменение способов их реализации.

Треугольник Маслоу поможет вам осознать, на каком уровне вы находитесь и вообще понять, к чему обычно стремится человек. Реализуйте себя, свой потенциал, будьте внимательны к своим желаниям и способам достижения поставленных целей.

Помимо уникальных архитектурных сооружений, здесь есть пирамиды иного рода, которые, тем не менее, вызывают далеко не слабый ажиотаж вокруг себя. Их можно назвать интеллектуальными структурами. И одна из них-это пирамида потребностей Абрахама Маслоу, известного американского психолога, основоположника гуманистической психологии.

«Пирамида Маслоу» (5-7 и 8 Уровней Потребностей)

Каждый слышал, но не каждый точно знает, что такое пирамида Маслоу? Модель пирамиды – это 7 уровней потребностей, которые отражают мотивации поведения и показывают эволюционный путь человека к высшему предназначению.

В статье я расскажу, какие идеи заложены в теории, как на практике работает модель, и так ли однозначно трактует знаменитая пирамида Маслоу потребности человека.

Краткое содержание:

Пирамида Маслоу: что это такое?

Разберём, что значит пирамида Маслоу, по своему значению и построению.

Известная пирамида потребностей Маслоу — это наглядная модель идеи американского психолога Абрахама Маслоу, демонстрирующая, как выглядит иерархия потребностей человека. Диаграмма Маслоу — это теория мотивации человека, представленная в виде уровней.

В основе пирамиды Маслоу лежат жизненные потребности человека, которые последовательно формируются с рождения и далее при взрослении. В базовом уровне расположены потребности физиологические — нужда в тепле, утолении жажды, голода. В верхней части пирамиды, у её вершины, находятся другие потребности — эстетические (гармония, красота) и потребности в самовыражение, личностном развитии, реализации своих целей (самоактуализация).

Согласно теории, человеческие потребности более низких уровней должны удовлетворяться перед тем, как люди приступят к реализации «высоких» потребностей. Автор писал, что когда «живот человека регулярно полный», то у него возникают другие потребности, более высокого уровня.

📽 Смотрите видео о пирамиде Маслоу:

Идею наглядно отражает классическая пирамида Маслоу — картинка-диаграмма показывает эволюцию потребностей человека от самых базовых примитивных до «высоких», духовных потребностей другого уровня.

Пирамиду иногда представляют как «треугольник Маслоу» или «таблица Маслоу», где с пятой по седьмую ступень (потребности в эстетике, самоактуализации и познании иногда объединяют в одну — под общим названием «потребность в личностном росте»).

Автор модели А. Маслоу полагал, что пика пирамиды способен достигать лишь очень незначительный процент всех людей. Те, кто входит в этот «процент», достигают высшей степени зрелости, они более независимы, демократичны, креативны. Люди, чьи потребности лежат на вершине уровневой пирамиды, философски воспринимают действительность и продуктивны в разных сферах деятельности.

Вопрос, когда была создана пирамида Маслоу, требует разъяснения. В работе «Мотивация и личность» в 1954 г. автор изложил общие этапы системы формирования потребностей людей, которые достигли успеха. При этом он не заключал свои выводы в какие-либо графики, диаграммы, таблицы.

Идея представить теорию упрощённо, в виде пирамиды, принадлежала не самому Маслоу, а его последователям. Впервые «треугольник Маслоу» опубликован в 70-е годы прошлого века.

Теория потребностей Абрахама Маслоу

▪️Теория потребностей Абрахама Маслоу классифицирует их по иерархии — от низших к высшим. Базовые нужды находятся в основании диаграммы, они самые важные, насущные, доминирующие. Базовые потребности держат всю тяжесть пирамиды. Потребности высшего порядка становятся актуальными и возможными тогда, когда у пирамиды прочное основание, и «низшие» потребности полностью удовлетворены.

Автор пирамиды потребностей Абрахам Маслоу родился в 1908 г. в Нью-Йорке в семье еврейского эмигранта из Киева. Семья жила в «нееврейском» районе, и в школе застенчивый Абрахам столкнулся с ярко выраженным антисемитизмом и непризнанностью по отношению к себе. По этому поводу он писал, что удивляется, что остался здоровым психически при столь несчастном детстве и постоянном чувстве одиночества.

▪️Маслоу получил классическое образование в области бихевиоризма. В 30-е годы прошлого века в Америку, спасаясь от гонений нацистов, переехали многие знаменитые европейские психологи. После знакомства с европейскими «светилами» и проникнув их идеями, Маслоу начал работу в направлении гуманистической психологии. Впоследствии будущий автор «пирамиды» возглавил Американскую ассоциацию психологов.

▪️Формирование направления гуманистической психологии явилось переворотом в представлениях об образе человека, его мышлении, концепции ценностей и положении в обществе.

▪️Содержательная теория американского психолога представляет собой схему мотивационной модели иерархии человеческих потребностей. Благодаря психологу Абрахаму Маслоу была сформирована иерархия потребностей человека. На этом основании в экономической науке удалось смоделировать теории поведения и мотивации потребителей.

▪️На основании модели Маслоу маркетологи следят за изменениями потребностей и подстраивают под них работу по продвижению товаров. При определении целевой аудитории продукта маркетологи подчёркивают и выделяют потребность, которую этот продукт способен удовлетворить.

▪️Пирамида Маслоу и теория мотивации в классическом понимании предполагает, что у человека возникает стремление реализовать высокие потребности после того, как мы утолим низшие.

▪️Человек работает менеджером, делает карьеру постепенно, шаг за шагом, обеспечивает себя, семью, строит дом, получает признание в обществе. Реализация этих уровней должна обеспечить человеку возможность получить то, что находится на вершине пирамиды Маслоу. Например, возможность реализовать своё давнее предназначение — начать заниматься рисованием, к которому он стремился с юности.

Пирамида Маслоу 5 ступеней

Пирамида Маслоу представляет выразительную иерархию потребностей. Согласно идее, по мере удовлетворения низших потребностей у человека возникают другие желания и стремления, более высокого уровня. Все потребности можно сгруппировать в пять уровней.

Пирамида потребностей Маслоу: 5 уровней

Рассмотрим, каковы 5 уровней иерархии потребностей Маслоу выделяют:

1. Потребности физиологические, основные — удовлетворение голода, жажды, тепла, половых инстинктов. Физическое выживание — базовая потребность. Если не удовлетворить эти потребности, тело человека не сможет полноценно «функционировать». Маслоу выделял важность основного этапа пирамиды.

2. Потребности в чувстве безопасности и уверенности связаны с желанием иметь комфортные условия жизни, избавиться от страхов и неудачи. Людям хочется иметь в своей жизни контроль, предсказуемость и порядок. Человек нуждается в социальной, эмоциональной стабильности, финансовой безопасности, соблюдении закона и порядка.

3. Потребности социальные для человека заключаются в необходимости общения и совместных действий с другими людьми. На этом уровне возникает необходимость в межличностных отношениях — это дружба, любовь, привязанность, доверие.

4. Потребности в признании заключаются в формировании уважения человека к себе (достоинство и независимость), и к окружающим (престиж, статус, положение, высокая оценка других людей).

5. Потребности духовные (личностная реализация) объединяет самовыражение, идентификация, самоактуализация человека. Это высший уровень, высшая потребность реализации человеческого потенциала. Люди по-разному воспринимают эту потребность. Одни приходят к духовному росту, вторые — стремятся стать лучшими в карьере, спорте, искусстве, третьи — реализуют потребность стать идеальными родителями.

Маслоу пояснял, что буквальное понимание модели пирамиды как поступательного движения от полного удовлетворения одного уровня к другому, является не совсем верным. По словам Маслоу, к реализации уровня не нужно относиться как «всё или ничего». Достаточно на нижних этапах прикрыть нужды «более или менее», и стремление человека вполне может развернуться на завоевание «вершины» пирамиды-треугольника.

☝️Отметим, что 5 ступенчатая модель Маслоу немного позже расширили, в неё включили когнитивные, эстетические и более поздние — трансцендентные потребности индивидуума. С выделением изменений и добавлений получили распространение 7-ступенчатая и 8-ступенчатая модели.

7 уровней пирамиды Маслоу

Рассмотрим, как изменилась таблица в связи с добавлением уровней. И соответственно — каковы 7 основных потребностей человека.

Пирамида Маслоу: 7 уровней, рисунок🔺🔺🔺 с пояснениями🔻🔻🔻

1. Биологические (физиологические) потребности.

► В основании диаграммы — физиологические базовые «органические» нужды и потребности: чувства жажды, голода, сексуальные (половые) желания.

2. Потребности в безопасности и комфорте.

► Ступенью выше расположены потребности человека чувствовать себя комфортно, безопасно защищённой — от агрессии, страха, неудачи.

3. Потребности в любви и принадлежности — дружба, любовь, семья, доверие.

► На третьей ступени человек испытывает потребность в общении, любви, принятии и коммуникациям в социуме.

4. Потребность в уважении других и самоуважении.

► Далее, на четвёртой ступени, лежит потребность человека получать одобрение, признание, уважение и завоевать авторитет у других людей.

5. Потребности в познании — любопытство, тяга к знаниям.

► Ступенью выше расположены потребности к познанию, исследованиям, накоплению разного рода знаний, умений.

6. Потребности в эстетике — стремление к гармонии и идеальной форме.

► На шестой ступени, в верхней части пирамиды расположились эстетические потребности личности — в красоте, порядке, гармонии.

7. Потребности в реализации личностного потенциала. Маслоу называл это желанием «стать всем кем можно стать».

► На пике пирамиды лежат потребности в развитии личности, самовыражении, реализации собственного предназначения.

8-ступенчатая модель пирамиды Маслоу

В этой модели к семи ступеням добавляется ещё одна (см выше):

► Трансцендентные потребности (в треугольнике отмечено зелёным цветом) — глубокая религиозность, мистические практики, максимальное соединение с природой, служение другим людям.

Как работает пирамида Маслоу?

Высший смысл предназначения человека — это выявление и развитие своих личных способностей, талантов и возможностей. Для каждого из нас в конечном счёте в жизни важны личностный рост и самореализация.

Путь человека к высшему предназначению это и есть пирамида Маслоу, для чего нужна наглядная схема движения человека к личностному росту.

Каждый человек достоин и способен на личностный рост, саморазвитие, на формирование и выражение своего уникального «я». Проблемой многих современников является то, что они не могут раскрыть свои таланты и найти себе применения. Часто такие люди прочно «застревают» на низших уровнях пирамиды — довольствуются достигнутыми атрибутами достатка, комфорта и безопасности.

Многие отдают практически всё своё время нелюбимой работе, а для собственного развития не остаётся ни сил, ни времени. При этом человек, закрывая физические потребности, часто не чувствует себя успешным и не ощущает удовлетворения от жизни. Такие люди страдают от того, что их личная реализация в жизни не происходит.

Каждый человека способен подняться на «вершину» пирамиды. По пути к вершине, к самовыражению, человеку мешают многие блокирующие факторы — от отсутствия самоуважения до синдрома жертвы.

Эволюционирование личности может прерваться из-за неудовлетворённости на более низких уровнях. Например, — потеря работы оставляет не удовлетворенной потребность в безопасности, а несчастная любовь или развод — потребность в любви и уважении.

В психологии используют модель пирамиды Маслоу для того, чтобы понять, нереализованность каких этапов мешает достигнуть успеха и тормозит самореализацию. Возможно, двигаться вверх человеку не дают «не закрытые» низменные (низшего уровня) потребности и отсутствие признания в социуме.

Дети в средних школах и студенты, к примеру, испытывают большую потребность в безопасности и уважении к себе в классе или группе. Только в условиях принятия и признания они смогут эффективно развиваться и раскроют свой потенциал.

Некоторые люди просто не хотят заниматься саморазвитием, потому что это не просто и, по их мнению, — скучно. Для саморазвития и работы над собой требуется время, но не каждый человек готов «жертвовать» своё время на личностный рост. Можно сравнить это с тем, что человек не может накопить деньги на крупную дорогую вещь, потому что не готов отказаться от мелких, не всегда необходимых, покупок.

Когда пирамида Маслоу не работает?

Теория Маслоу об иерархии потребностей пользуется популярностью, но не всегда подтверждается, и от этого подвергается критике. Несмотря на чёткую структуру, которую имеет пирамида Маслоу, применение её может вызвать неточные обобщения.

К примеру, многие великие произведения искусства являлись средством самовыражения автора. При этом их иногда писали люди, не получившие признания в социуме, испытывавшие разочарование в любви, а бывало, — живущие в бедности и голодающие. Получается, что достижение высокого уровня самовыражения и развития не всегда связано с полным удовлетворением базовых потребностей.

Определённая категория людей, пройдя и реализовав первые два уровня потребностей, останавливаются. Таких людей называют «бессознательными», хотя сами они вполне удовлетворены тем, что имеют и не стремятся двигаться к вершине пирамиды Маслоу.

Теорию Маслоу критикуют за то, что она не работает ещё по причине того, что сформулированные потребности не могут быть реализованы и удовлетворены полностью. Это касается, в первую очередь, физиологических потребностей — в еде, воде, сне.

Для своих выводов Маслоу проводил так называемый «биографический анализ» и изучал жизненные пути успешных людей, среди них американский президент Авраам Линкольн, американский дипломат и философ Томас Джефферсон, писатель Олдос Хаксли, физик, учёный-гуманист, обладатель Нобелевской премии Альберт Эйнштейн и другие.

Абрахама Маслоу существенно меньше интересовали биографии успешных женщин. В панели исследуемых были немногочисленные представительницы прекрасного пола, в том числе — святая католическая монахиня Мать Тереза и жена президента и американский общественный деятель Элеонора Рузвельт. Такая избирательность не отражала потребностей большинства людей и неизбежно искажала выводы психолога.

Маслоу вывел схожие черты самореализовавшихся личностей. Все они адекватно принимали себя, реальность, других людей и были заняты заботами о благополучии человечества. Большинство изученных личностей были творческими, отличались спонтанностью действий, имели демократичные взгляды и строгие этические стандарты. Любопытной деталью в характерах людей, успешных на жизненном пути, являлось необычное чувство юмора.

Наглядные примеры, когда пирамида Маслоу не работает, это отшельники или монахи. Таким людям удаётся добиться глубокого самопознания, при этом приходится жертвовать более «приземлёнными» уровнями пирамиды.

В теории Маслоу критике подвергается сама идея, что потребности в любви, признании и самовыражении возникают лишь тогда, когда «закрываются» физиологические потребности низшего уровня. В качестве аргумента можно привести многочисленные народы и народности по всему миру (например, в Африке или Индии), живущие в бедности. При очевидной нехватке еды и комфорта, этим людям ничто не мешает любить, стремиться к признанию и уважению.

Последние годы жизни Абрахам Маслоу отказался от строгой иерархии в своей модели «пирамиды». Американский психолог в виде предположения выделил два уровня новой версии потребностей — нужды и развития.

Обилие критики и отказ от теории многими специалистами, вызывают вопрос, действительно ли умерла пирамида Маслоу и больше не работает.

Практическое применение модели Маслоу вызывает сложности, модель пирамиды нельзя назвать безусловной. Маслоу не считал свою модель жёсткой, и допускал исключения с учётом особенности личности человека и влияния внешних факторов. Он понимал, что часть людей останавливаются в иерархии развития на низших уровнях, другие — стремятся к самовыражению, жертвуя безопасностью, признанием и некоторыми базовыми потребностями.

Классическая модель пирамиды Маслоу не является строгой классификацией человеческих потребностей. Иерархические уровни следует рассматривать как более и менее значимые для человека.

Физиологические базовые потребности актуальны для большинства людей, но для кого-то высшие потребности будут намного важнее. Порядок потребностей зависит от внешних обстоятельств и индивидуальных особенностей человека и может быть гибким. Иногда потребность в самовыражении затмевает даже элементарные базовые нужды. А потребность в стабильности безопасности и комфорте является «вершиной» мотивации.

Некоторые современные специалисты в области человеческой психологии рекомендуют рассматривать теорию Маслоу не как методическое пособие, а как философский труд, объясняющий мотивацию поведения человека.

В заключение приведу ряд рекомендаций от коучей по личностному росту. Чтобы достичь пика Маслоу и наиболее полно реализовать свой личностный потенциал, человеку можно посоветовать:

1. Жить в переживаниях и любопытстве, похожими на те, в которых вы жили в детстве.

2. Вместо поиска безопасного пробовать новое.

3. Прислушиваться к себе в принятии важных решений, не нужно слепо идти за большинством.

4. Быть собой всегда, в любой ситуации.

5. Быть готовым к непризнанности обществом.

6. Усердно трудиться.

7. Уметь брать ответственность на себя.

Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни.
В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».

Похожие статьи:

Иерархия потребностей Маслоу | Введение в психологию

В то время как теории мотивации, описанные ранее, относятся к основным биологическим побуждениям, индивидуальным характеристикам или социальным контекстам, Абрахам Маслоу (1943) предложил иерархию потребностей, которая охватывает спектр мотивов, начиная от биологических до индивидуальных и заканчивая личными мотивами. Социальное. Эти потребности часто изображают в виде пирамиды (рис. 7).

Рис. 7. Здесь проиллюстрирована иерархия потребностей Маслоу. В некоторых версиях пирамиды когнитивные и эстетические потребности также находятся между уважением и самоактуализацией.Другие включают еще один уровень на вершине пирамиды для самопревосхождения.

В основании пирамиды находятся все физиологические потребности, необходимые для выживания. За ними следуют основные потребности в безопасности, потребность быть любимой и иметь чувство принадлежности, а также потребность в самооценке и уверенности. Верхний уровень пирамиды — это самоактуализация, потребность, которая по существу приравнивается к достижению полного потенциала, и она может быть реализована только тогда, когда удовлетворены потребности нижних слоев пирамиды.Для Маслоу и теоретиков-гуманистов самоактуализация отражает гуманистический акцент на положительных аспектах человеческой природы. Маслоу предположил, что это непрерывный процесс, продолжающийся всю жизнь, и что лишь небольшой процент людей действительно достигает самореализованного состояния (Francis & Kritsonis, 2006; Maslow, 1943).

Согласно Маслоу (1943), нужно удовлетворить потребности более низкого уровня, прежде чем обращаться к потребностям, которые возникают на более высоких уровнях пирамиды. Так, например, если кто-то изо всех сил пытается найти достаточно еды, чтобы удовлетворить свои потребности в питании, маловероятно, что он потратит чрезмерное количество времени на размышления о том, считают ли его другие люди хорошим человеком или нет.Вместо этого вся его энергия будет направлена ​​на то, чтобы найти что-нибудь поесть. Однако следует отметить, что теорию Маслоу критиковали за ее субъективный характер и неспособность объяснить явления, происходящие в реальном мире (Леонард, 1982). Другое недавнее исследование обращалось к тому, что в конце жизни Маслоу предложил уровень самотрансценденции над самоактуализацией — чтобы представить стремление к значению и цели за пределами собственных интересов (Koltko-Rivera, 2006). Например, люди иногда идут на самопожертвование, чтобы сделать политическое заявление или в попытке улучшить положение других.Мохандас К. Ганди, всемирно известный защитник независимости посредством ненасильственного протеста, несколько раз объявлял голодовки в знак протеста против определенной ситуации. Люди могут морить себя голодом или иным образом подвергать себя опасности, демонстрируя мотивы более высокого уровня, выходящие за рамки их собственных потребностей.

Ссылка на обучение

Ознакомьтесь с этим интерактивным упражнением, которое иллюстрирует некоторые важные концепции иерархии потребностей Маслоу.

Просмотрите иерархию потребностей Маслоу, а также другие теории мотивации в этом видео ускоренного курса.

Подумай над

1. Можете ли вы вспомнить недавние примеры того, как иерархия потребностей Маслоу могла каким-то образом повлиять на ваше поведение?

Ошибка разрыва связи

    Приборная панель

    СУРГ 113 — 3892

    Перейти к содержанию Приборная панель
    • Авторизоваться

    • Панель приборов

    • Календарь

    • Входящие

    • История

    • Помощь

    Закрывать