Творческая жизнь – 10 советов, как добавить творчество в вашу жизнь!

Содержание

10 советов, как добавить творчество в вашу жизнь!

Окт 30, 2015

in Полезные статьи по рисованию

10 советов: как добавить творчество в вашу жизнь!

(Перевод статьи Nicole Tinkham “10 Ways to get more art into your life”)

Взгляните на свою жизнь – присутствует ли в ней Творчество?

Ни для кого не секрет, что большинство из нас обычно очень заняты, и когда дело доходит до занятий творчеством, мы предпочитаем пойти на попятную.

Иногда кажется почти невозможным – выкроить немного свободного времени после работы. Ты бежишь домой, попутно выполняя несколько дел, готовишь ужин и начинаешь готовиться ко сну. И тогда мысль о том, чтобы начать заниматься чем-то новым и интересным, возможно последнее, что придет тебе в голову.

Знакомая история, не правда ли?

Приготовьтесь, потому что вы должны быть максимально требовательны к себе.

Творчество – это часть вашей жизни, и это важная ее часть. Впишите занятия творчеством в свой график, независимо от того насколько вы заняты, и  занимайтесь творчеством каждый день.

Nicole Tinkham

1. Составьте список всего того, от чего Вы можете отказаться в повседневной жизни, и что не привносит в Вашу жизнь каких-либо улучшений.

Запишите все Ваши:

  • 10 минут в соцсетях во время обеденного перерыва
  • полчаса перед телевизором во время ужина
  • чтение рекламных журналов в комнатах ожидания
  • или даже то время в автобусе, когда Вы просто сидите сложа руки.

Выберите хотя бы 3 вещи из списка, от которых Вы можете отказаться в пользу занятий творчеством.

2. Используйте это освободившееся время для прогулок.

Очистите свои сознание, оглянитесь внимательно по сторонам, почувствуйте вдохновение!

Возьмите с собой блокнот или скетчбук и записывайте все мысли, которые придут в голову  во время прогулки.

Это поможет вам в развитии творческого мышления.

 

3. Начните вести журнал.

Заполняйте его каждый день. Неважно, что там будет:

  • быстрая зарисовка или шедевр
  • стих или короткая история
  • личном опыт и наблюдения

Все это различные пути как проявить свое творческое начало, и вам не обязательно быть художником для того, чтобы вести свой журнал.

Есть 5 минут свободного времени? Это все, что нужно, чтобы записать свои мысли и идеи!


СЕМИНАР. Скетчбукинг. Свобода самовыражения


4. Читайте то, что вас вдохновляет.

Вместо рекламных журналов отдайте предпочтение хорошей книге или посмотрите художественные сайты, блоги, которые заставляют задуматься и воодушевляют вас.

5. Ведите себя как ребенок время от времени.

Вы все еще должны быть ответственным взрослым (иногда), но находите время и для того, чтобы просто подурачиться и повеселиться.

У детей есть та беззаботность мышления, которую мы часто теряем с возрастом. 

Чтобы вернуться в то свободное и творческое состояние души, мы должны расслабиться и почувствовать себя детьми снова!


МАСТЕР-КЛАСС: рисуем портрет внутреннего ребенка


6. Повторите вслух: “Я – художник”.

Думайте о себе, во-первых, как о художнике, а во-вторых о том, что это ваша профессия. Практикуйтесь, повторяя “Я – художник”.

Никогда не думайте о том, что вы недостаточно хороши. Вы хороши!

Перестаньте сомневаться и честно себе признайтесь , что вы действительно художник.


7. Выясните, чего Вы боитесь.

Если вы не занимались творчеством в течение долгого времени, скорее всего есть что-то, что удерживает вас от занятий. Для того, чтобы появилась возможность двигаться дальше, вам необходимо определить что же это.

Мы обнаружили, что многие художники боятся быть несовершенными. Вы же знаете как это глупо?

Единственный способ, чтобы улучшить свое мастерство – попробовать и делать это снова и снова!

Выясните истинную причину, по которой вы не поставили творчество в приоритет, и спросите себя, что плохого может случиться, если вы просто попробуете.


ВИДЕО: Почему мы боимся рисовать?


8. Воспринимайте свое творчество серьезно.

Продаете ли вы свои картины с целью получения прибыли, висят ли они в галереях, или же вы просто рисуете по выходным для себя – важно относиться к этому серьезно.

Вы действительно настоящий художник. Пришло время, чтобы жить с этим.

 

9. Работайте на публике.

Используйте для занятий творчеством каждый шанс, который появляется.

Есть множество способов занять себя творчески, находясь в автобусе, в ожидании приема у врача, в течение перерыва в обеденной комнате, или в любом другом месте, где вы оказались.

Находясь вне дома, можно, например:

  • заполнить арт-дневник
  • просмотреть арт-приложения в вашем телефоне
  • сделать фотографии

Советы по рисованию на пленэре


10. Позвольте креативности войти в вашу жизнь.

Как только Вы почувствуете ее, не боритесь с ней!

Чем больше вы используете свой творческий ум, тем больше идей придет к вам.

Всегда носите с собой блокнот, альбом или смартфон, чтобы иметь возможность кратко записать свои идеи!

Наполняйте творчеством каждый новый день вашей жизни!

Делитесь своими открытиями в комментариях к этой статье!

Изображения: Firestock.ru, Freeimages.com

Перевод: @Творческая Мастерская с Мариной Трушниковой


Полезная статья: Как развить воображение и придумать сюжет картины?


izo-life.ru

Жизнь – это творчество

Автор:
Алексей Лукьянов


Жизнь – это творчество. Вы свободны в выборе своего пути и от природы имеете все возможности для реализации ваших желаний.

Творчество и успех неотделимы друг от друга. Нет готовых шаблонов успеха. Каждый успех индивидуален. Вы можете повторить то, что сделал другой человек, но станете ли вы действительно успешным?

Скорее всего нет. Каждый человек – это уникальный набор чувств, желаний и стремлений. Во многом они схожи. Но итоговая комбинация всегда разная. Это как отпечатки пальцев – вроде бы одно и тоже, но одинаковых, сходных на 100 процентов нет.


Творчество способно принести изобилие в вашу жизнь. Посмотрите на известных спортсменов, бизнесменов, музыкантов, художников. Почему они так богаты?

Ответ один –их жизнь – это творчество, они делают что-то уникальное и неповторимое, которое мало кто может повторить. И самое главное – это доставляет им грандиозное удовольствие.

Их секрет прост – они определили свой талант и стали его развивать, а достигнув определенного уровня мастерства,  стали творить.

Но если все так просто, почему так много людей недовольны своей жизнью. Ответ прост – в их жизни абсолютно нет творчества. Каждый их день как две капли воды похож на предыдущий. Жизнь абсолютного большинства людей загнана в жесткие рамки и шаблоны, где нет места творчеству.

Почему же так происходит? Все начинается с рождения.

Покупая какую-либо технику вместе с ней вы получаете инструкцию о  ее использовании.

При рождении ребенка такой инструкции никто не дает. Ни родители, ни сам ребенок не могут дать точного ответа – что делать дальше, как развиваться и куда идти.

И это к лучшему. Представьте, если бы при рождении каждый родитель получал подробную инструкцию о способностях малыша и что с ними делать. Это была бы

жизнь без творчества, когда каждый знает, что делать дальше и когда.

Вместо этого каждый ребенок получает возможности – чувства, самообучающийся мозг, талант и свободу выбора – все, что надо, чтобы превратить свою жизнь в творчество и достигнуть успеха.

Но большинство родителей не знают как определить и развить эти способности в ребенке. И начинают воспитывать их также,  как воспитывали их. В итоге ребенок подпадает под пресс стереотипов и привычек – детский сад, школа, институт и работа. Всякое проявление творчества губится на корню, ребенок получает кучу страхов и предубеждений. И как результат — творческое начало в нем засыпает. И жизнь его превращается в день сурка – сегодня как вчера.

Но способности эти никуда не исчезают. Просто доступ к ним закрывается страхами, привычками, ленью и еще много чем.

Остаются только чувства. Человек ощущает, что жизнь течет не так как надо, нет счастья и радости, нет удовлетворения и равновесия внутри. Надо что-то менять, но куда идти и что делать человек не знает.

И это чувство перемен толкает человека на поиски себя и своего предназначения – читаются десятки книг, посещаются тренинги, некоторые вступают в различные сообщества по интересам, посещают психологов – вообщем человек пытается найти ключ к успеху во внешней обстановке.

В этом и заключается ошибка.

ИСКАТЬ НУЖНО В СЕБЕ, в своих ощущениях и чувствах. У каждого человека есть особенный талант, то, что он делает лучше всего. Для его определения нам даны чувства.

Чем бы вы не занимались, внутри себя вы всегда можете дать  однозначный ответ – нравится вам это или нет, стали бы это делать дальше, если бы деньги вас больше не беспокоили.

Но лишь небольшое число людей прислушивается к своим чувствам и начинает менять свою жизнь в соответствии с ними.

Поэтому все ваши внешние поиски ни к чему не приведут, так как вы просто не знаете, что искать. И когда спрашиваешь у таких людей об этом, их ответ один —  ЧТО ИЩУ НЕ ЗНАЮ, НО КАК НАЙДУ, СРАЗУ ПОЙМУ.

А теперь подумайте – Как можно найти то, не знаю что и непонятно где?

И естественно многие люди так и не находят.

Поэтому начинать нужно с себя, своих ощущений и желаний. Подарите себе несколько дней свободного времени и определите свою цель в жизнь.

Для ее определения вам помогут следующие вопросы –

Если бы деньги меня больше не беспокоили и мне бы принадлежало все время и все деньги всего мира, что бы я стал делать?

Если бы мне оставалось жить всего один год – чему бы я посвятил эти 365 дней, от чего бы отказался?

Что из того, что я делаю, приносит мне дискомфорт?

Что из того, чем я занимаюсь, я делаю только за деньги?

Отвечайте на них со всей искренностью – обманывать самого себя нет никакого смысла.

Индикатором правильности ваших мыслей будут ваши чувства.

Записывайте любые идеи, которые приходят в вашу голову, дайте волю фантазии, позвольте творчеству наконец войти в вашу жизнь. Не упускайте ни одной идеи, какой бы невероятной она ни казалась на данный момент. Творчество не приемлет ограничений, поэтому не ограничивайте вашу будущую жизнь.

Если одна мысль об этом уже приносит вам радость и удовольствие, вы теряете чувство времени, размышляя на эту тему,  вы в предвкушении дальнейших событий и горите огромной страстью к этому делу – значит вот оно ваше предназначение.

Здесь нет каких-то четких рекомендаций – впадите в транс, научитесь медитировать.

Все просто – научитесь чувствовать себя и  свои ощущения. Представьте, что вы это делаете – каковы ваши ощущения. Если вы чувствует дискомфорт – значит ищите дальше.

Определившись со своим талантом, вы уже будете знать, что искать и где искать. И тут на помощь вам дан мозг, который поможет развить ваши навыки и способности. И вот здесь как раз и необходима внешняя помощь – книги и  учителя. Знание ваших желаний подскажет направление поисков.

Развив необходимые навыки и умения в вашем любимом деле, вы будете способны реализовывать творчество в своей жизни.

То есть делать что-то уникальное, неповторимое и самое главное, доставляющее радость вам.

Поэтому отбросьте все привычки и стереотипы, страх и лень. Впустите творчество в вашу жизнь – прислушайтесь к чувствам, найдите себя и начинайте действовать.


release-me.ru

Творчество как образ жизни: создаем креативную атмосферу в семье


Екатерина Ушахина

Творчество — часть повседневной жизни. Ежедневные рутинные дела, работа, семейные обязанности — все содержит в себе творческое начало.

Автор книги «Творческое воспитание» Джин Ван’т Хал уверена: даже приготовление ужина или прополка грядок могут быть интересными, если добавить в них немного фантазии.

Посмотрим, как сделать интереснее свою жизнь и жизнь близких?

Что такое творчество?

В повседневности можно и нужно экспериментировать. Ведь творчество учит находить альтернативу и делать выбор, решать проблемы и оценивать результаты. И самое главное — учит широко мыслить.

Как родитель и художник я не верю в разделение жизни и творчества, хотя это поощряется и поддерживается нашей культурой. В результате творчество прячут в отдельную, аккуратную, легко моющуюся коробку.

На самом деле стать творческой семьей можно не только занимаясь искусством. Творчество — это все, что наполнено красотой и вдохновением с небольшой долей причуды. Можно делать абсолютно все с фантазией.

Преимущества жизни, наполненной творчеством

Психотерапевты утверждают, что творчество полезно всем и особенно детям, ведь оно учит справляться со страхом и пробуждает эмоции. Способность к творчеству все чаще называют одним из наиболее важных факторов успеха как отдельной личности, так и общества.

И вот почему:

— Творчество выстраивает нейронные связи

В зависимости от типа упражнений творческий процесс может задействовать все чувства — зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. В это время в мозге образуются и закрепляются новые нейронные связи.

— Творчество развивает способность самостоятельно решать задачи

Творчество, где важен процесс, а не результат, — учит справляться с  нерешительностью и развивает гибкость мышления, а эти качества помогают быть увереннее в себе.

— Творчество помогает познать себя и окружающий мир

Это особенно важно для детей. Они впитывают невероятное количество информации, поэтому им необходимо научиться обрабатывать полученные знания. Движение, изображение, цвет, линия, фантазия — с помощью всего этого дети самовыражаются.

Как создать в доме вдохновляющую атмосферу?

Сделайте это, чтобы незаметно вовлечь членов семьи в творческий процесс. Ежедневно проходя мимо таких мест в доме, они обязательно захотят сделать что-нибудь своими руками.

• На стол для занятий положите лист черного картона, белый мел или банку белой краски.

• Оставьте на подоконнике восковые мелки или маркеры для рисования на окнах.

• Прикрепите скотчем к столу несколько листов бумаги для акварели, положите рядом акварельные краски, кисточку и поставьте стакан с водой.

• Насыпьте фасоль, рис и  макароны разного цвета в  формы для кексов и оставьте их на столе вместе с клеем и листом картона.

Живопись действия и рисование в стиле Поллока

Предлагаем пару мастер-классов для всей семьи.

Живопись действия

Что будет, если уронить воздушный шар, наполненный краской, со стула? Живопись действия (ее еще называют абстрактным экспрессионизмом) была придумана художниками Марк Ротко и Виллем де Кунинг (в той же манере писали Василий Кандинский и Пабло Пикассо), и она прекрасно подходит для всей семьи.

Юным художникам потребуется объединить усилия, чтобы катать покрытые краской мячи в детском бассейне.

Материалы

Клейкая лента

Обои или крафтовая бумага

Детский бассейн

Гуашь

Формы для выпечки или глубокие тарелки

Несколько мячей разного размера

Инструкция

1. На дно детского бассейна прикрепите большой лист бумаги (с помощью клейкой ленты).

2. Налейте небольшое количество краски в каждую из форм.

3. Окуните мячи в краску.

4. Положите покрытые краской мячи в бассейн.

5. Двое или несколько детей могут взяться за разные края бассейна и приподнимать его, таким образом катая мячи и создавая уникальные узоры.

Рисование брызгами в манере Джексона Поллока

Выполняйте это уникальное задание на  улице, иначе вам слишком долго придется заниматься уборкой. Если вы не  знакомы с  Поллоком и  его стилем, прочтите «Джексон действия» Яна Гринберга и Сандры Джордан.

Материалы

Старая белая простыня (или крафтовая бумага, ватман, большой холст на подрамнике)

Кисточки

Гуашь в чашках

Инструкция

1. Разложите простыню или бумагу на улице, придавите углы камнями. Вы также можете повесить «холст» на забор или на бельевую веревку.

2. Окуните кисточку в краску и поднимите ее над простыней, позволяя краске капать вниз.

3. Снова окуните кисточку в краску и взмахните кистью, чтобы разбрызгать краску по простыне.

4. Продолжайте капать, поливать и разбрызгивать краску всеми возможными и невозможными способами.

5. Высушите картину.

6. Повесьте картину и любуйтесь ею.

Варианты

Вы можете создавать полотна разных размеров. Мы делали как небольшие открытки, забрызганные краской, так и  разрисовывали огромные простыни (которые отлично подходят для строительства шалаша).

Если вы не хотите, чтобы рисунок на  простыне легко смывался (на- пример, если работа будет висеть на улице), используйте разбавленные водой акриловые краски.

Творчество — это открытия, эксперименты, рост, риск, нарушение правил, ошибки и удовольствие. Творчество нельзя израсходовать. Чем больше вы им занимаетесь, тем больше его становится. Творите каждый день и делитесь вдохновением со своими близкими.

По материалам книги «Творческое воспитание».

deti.mann-ivanov-ferber.ru

Творчество — наша жизнь!, или 9 причин, чтобы вступить в ряды творческих личностей

В наше время все больше и больше набирает популярность ручная работа, она снова в моде!

В первую очередь потому, что всем уже просто надоел китайский ширпотреб, на прилавках магазинов однообразный товар.

Люди устали уже от этого барахла, душа требует праздника, радости глаз, креатива, позитива и неповторимости! Ведь как приятно смотреть на что-либо и знать, что больше точно такого не будет ни у кого, или что это сделано специально для меня. учитывая все пожелания и финансовые возможности заказчика.

А вы замечали как меняется взгляд, когда рассматривают ручную работу? Как добреет лицо и светится душа! Ведь сколько счастья творческие люди способны подарить просто воплотив какую-либо идею в реальность! А как воодушевляется и окрыляется мастер, когда слышит добрые слова о своих творениях?! И это простое чаловеческое счастье! добро, проникающее в порой серые реалии нашей жизни! Лучики тепла!

Такая работа никогда не надоест и не полетит на помойку, потому что у нее есть «душа»! Частичка души автора и частичка души заказчика!

И какое счастье, что сейчас столько возможностей, где можно показать и продать свой труд, уйма магазинов, где можно приобрести все,что угодно или не найдя желаемое, заказать не хватающих деталей у другого творца. И как здорово, что те, кто не умеют (это они так думают, кстати) ничего делать своими руками, готовы покупать и заказывать хэндмейд! И отдельное огромное спасибо этому сайту: Ярмарке Мастеров (всем его разработчикам, участникам и всем, кто хоть как-то к нему причастен) за то, что вы есть! За то, что создали этот творческим мир! Мир, где люди становятся уютнее, добрее и счастливее!

Видов рукоделия такое множество (и наверняка не обо всех нам ещё известно: мир не стоит на месте), что на самом деле, думаю, что каждый может найти что-то своё, найти себя! Все мы от рождения несем в себе творческое начало! 🙂

Быть творческой личностью в наши дни очень интересно, полезно для здоровья, модно и даже выгодно.

На протяжении всей истории человечества творчество неотделимо от человека. Ручной и мозговой труд — двигатель прогресса. И чем новее и ярче идея, тем длиннее шаг в будущее! При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности. Таким образом, делая что-то новое, украшая жизнь, человек улучшает свою личность, поскольку повышается его креативность! 🙂

А наши дети!?) Ведь они никогда не задаются вопросом «зачем заниматься творчеством?», они им просто живут! Только посмотрев на них, занимаясь с ними..не передать словами: сколько в этом счастья и вдохновения! Новых мыслей и радости!

Даже на бытовом уровне мы постоянно проявляем креатив: находим выходы из казалось бы нерешаемых на первый взгляд задач, находим замены, способы и пути, приспосабливаясь и двигаясь дальше!

Творчество обладает и целительным действием само по себе, поскольку творчество дает возможность выразить и заново пережить какие-то эмоции (увы, не всегда хорошие), оно успокаивает, освобождает от негативных моментов и повышает энергетику, создавая некую ауру — уютную зону, где можно остаться наедине с собой и своими мыслями… отвлечься и жить дальше!

Творчество пронизывает всю нашу жизнь, помогает нам решать сложные задачи, получать удовольствие от самых обычных вещей, находить что-то новое в самом привычном. Именно наше творческое начало наполняет нас энергией, радостью и ощущением молодости, игривости, яркости каждого прожитого момента.

Поэтому совершенно не важно, чем вы занимаетесь: рисуете, лепите, вяжете, валяете, плетете, танцуете, поете, т.п., главное — получайте от этого удовольствие! Делайте! ТВОРИТЕ! И серая жизнь заиграет яркими красками, а ненастный день — станет светлым и радостным! Этим самым вы можете осчастливить не только себя, но и своих близких, или даже просто постороннего вам человека, который просто нужнается в тепле.

А у кого не получается, не расстраивайтесь 🙂 Начинайте рукодельничать понемногу и в своё удовольствие — успех приходит в процессе творчества — как аппетит во время еды 🙂 И все у вас обязательно получится! Было бы желание 🙂
И, пожалуйста, не превращайте это все в чистую комерцию! Не марайте душу.

Подведем итоги: несколько причин, чтобы вступить в ряды «творческих личностей»

1. Это умиротворяет. Рукоделие — известный вид успокоительного лекарства.

2. Это несложно. Просто нужно найти «своё».

3. Это креативно, развивает фантазию (когда придет желание создавать собственные дизайны — тогда творческий полёт ограничить невозможно ничем).

4. Это созидательно. Когда творишь красоту своими руками, невозможно не чувствовать себя художником, мир обогащается положительными эмоциями.

5. Это красиво. Украшение окружающего нас мира — вот главная цель рукодельницы. И неважно, будет ли это огромная картина на четверть стены или простейший шарфик, — мир украсится шедевром!

6. Это увлекательно. Сам процесс рукоделия, конечно же, будет занимать ваше время, но с появлением этого хобби у вас загорят глаза, появятся новые интересы и знакомые, а в мыслях будет частая мысль: «как всё и сразу хочется!».

7. Это — повод для гордости, некий способ для самоутверждения. (Ваши родные и близкие начнут гордиться и восхищаться вами и вашими произведениями. И часто будет решена проблема с оригинальностью и индивидуальностью подарков).

8. Это — след в истории. Занимаясь рукоделием, вы соприкасаетесь с историей и сохраняете тот или иной вид для следующих поколений, а заодно и оставляете частичку себя на этой Земле.

9. Это доходно. Как ни странно, но рукоделие может вполне приносить прибыль. И не столько путем продаж собственных работ (hand-made изделия — слишком штучный товар, на который еще нужно найти своего покупателя), сколько посредством участия в многочисленных конкурсах, которые часто проводят в сетях, и конечно же, бартеры были всегда актуальны.

Большое спасибо за внимание! Всем творческого вдохновения, приятных знакомств и радостных приобретений!
Захарова Светлана (Rainb0wH0rse).

www.livemaster.ru

30 заповедей творческих людей | Блог издательства «Манн, Иванов и Фербер»


Юлия Скрипник

Есть те, кто считает, что у творческих людей есть особые тайные силы и врожденные таланты. Но это не так. В любом есть креативность. Сделали подборку из 30 заповедей, следуя которым, вы сможете разбудить творческую силу и сделать свою жизнь ярче.

1. Творчество начинается в сердце

Прислушиваясь к своим заветным желаниям, причем внимательно, мы получаем возможность не только заниматься творчеством, о котором мечтаем, но и мечтать о том, чтобы это творчество достигло значительных масштабов.

2. Творчество нужно питать постоянно

Талант или интерес — живая часть вас, как рука, или ухо, или глаз. Все это нужно использовать, нужно питать, иначе это атрофируется и вы не будете тем, кем должны быть.

Способ тренировать свою креативность каждый день — творческий блокнот «1 страница в день». Источник — творческий инстаграм МИФа @miftvorchestvo

3. Видение обладает магическими свойствами

Магия есть умение видеть результаты без того, чтобы видеть процесс, к ним ведущий. Именно видение, внутреннее зрение, позволяет заметить, чего не хватает произведению, а также помогает увидеть то, чего раньше никто не видел. Это невероятный человеческий дар — видеть дальше настоящего и прошлого и из того далекого, неведомого, извлекать нечто, что до сей поры не существовало.

Великий композитор ХХ века Карлхайнц Штокхаузен писал: «Нам необходимо просто прикрыть глаза и ненадолго прислушаться. Вокруг нас, в воздухе, всегда звучит нечто ранее не слыханное».

4. Лучшее место начала творческого процесса — его конец

Пусть каждое новое творение будет возникать у вас в уме как бы из ничего. Форма, структура творения, впечатления и ощущения, которые оно оставляет, сама его жизнь — все это сразу проступает, даже в самой простенькой картинке. Вообразите результат. Добавьте элементы. Рискните удалить часть старых. Осмотрите воображаемое создание изнутри, снаружи. Вы узнаете много нового о своей концепции.

Способность представлять себе свое творение в завершенном виде дает возможность трудиться со знанием дела, а не строить работу на предположениях. В этом знании и кроется причина, почему многие профессиональные творцы бывают так уверены в себе.

@miftvorchestvo

5. Творчество — не проблема, решение проблем — не творчество

Кто-то всю жизнь решает одни и те же проблемы, кто-то приобретает новые. Главная побудительная сила для них — острота проблемы. Как только самое плохое сглажено, мотивация к действию слабеет. Борьба с проблемами как стиль жизни — заведомо проигрышный вариант, ведь она ведет к затуханию активности, причем направленной на то, чтобы решить проблемы!

Когда вы получаете на руки большую и аппетитную проблему, вам больше не надо мыслить — у вас уже есть навязчивая идея. А если бы у вас вдруг не стало проблем? О чем бы вы тогда думали? Чем занимались?

6. Упрямство художников делает этот мир лучше

К счастью для нас, художники — люди упрямые. Автору бестселлеров ее психотерапевт посоветовал ориентироваться на карьеру секретаря, но она продолжила писать (это я). Известного режиссера отстранили от документального проекта, но он продолжил снимать фильмы (Мартин Скорсезе). Талантливую актрису отчислили с актерской программы Бостонского университета (обладатель «Оскара» Джина Дэвис). Юрист, которому «следовало бы» тратить время на «дела», доказал, что писать ему тоже следовало (Джон Гришэм). Эти художники прислушались к своему внутреннему голосу, да и несколько внешних голосов шептали — или кричали, что тоже знают, кто мы на самом деле. Эти люди укрепили нашу уверенность и изменили наши судьбы.

@miftvorchestvo

7. Место для творчества есть всегда и везде

Тексту ведь все равно, где вы его создаете. Важно, что вы пишете. Вы делаете это. То же истинно и для рисунка. Один художник потерял целый год, потому что «не мог работать без мастерской». Когда мастерская появилась и он вернулся к работе, то создал несколько довольно крупных картин, но гораздо больше — прекрасных миниатюр углем и карандашом, которые мог бы рисовать даже на тумбочке для телевизора, если бы было такое желание. А он не работал — и не потому, что мастерской не было, а потому что просто не работал. Место для творчества есть в любой жизни, какой бы насыщенной событиями и людьми или, наоборот, скучной и пустой она ни была.

8. Искусство маленьких шагов

Если вы — начинающий музыкант и хотите научиться играть на фортепиано, то сядьте за него и коснитесь клавиш. Отлично. Завтра вы можете снова сесть за фортепиано и коснуться клавиш. Пять минут в день лучше, чем ноль. Пять минут могут превратиться в десять, совсем как легкие объятия могут перерасти в нечто более страстное.

@miftvorchestvo

Целую книгу я сегодня написать на смогу, а одну страницу — вполне. Я не смогу сразу стать состоявшимся пианистом, но в состоянии выделить 15 минут на занятия музыкой. Пусть вы не можете сегодня рассчитывать на персональную выставку в Сохо, но вполне способны нарисовать своего кокер-спаниеля, вальяжно устроившегося в старом кожаном кресле, или сделать набросок руки любимого человека. Вы можете начать.

9. Волшебство в действии

Гете сказал: «Всякий раз, когда вы думаете или верите, что можете сделать что-то, беритесь за дело, поскольку в действии есть волшебство, благодать и сила».

10. Всегда есть возможность сделать что-то позитивное

Неудобная правда заключается в том, что всегда есть возможность сделать нечто позитивное — да, черт возьми, всегда, даже если мы к этому не расположены. Оптимизм по отношению к себе и своим возможностям — уже сознательный выбор. Мы можем сделать этот выбор, поверить в лучшее, а не в худшее, но для этого нужно услышать звучащий в голове негативный саундтрек и решиться на его замену.

11. Используйте конструктивное и практическое мышление

Конструктивное мышление — это генерация сырых идей, без всяких оценок и суждений. Стратегия состоит в том, что нужно придумать максимально много как очевидных, так и самых сумасшедших идей, и критика в это время неуместна. Придумав побольше идей, измените подход, включив практическое мышление. Нужно выявить, какие из них обладают наибольшей ценностью. Эдисон однажды заявил, что придумал 3000 разных теорий электрического освещения. Каждая из них выглядела разумно, но он остановился на самой практичной и выгодной. Первой его целью было создать как можно больше возможностей, а затем он занялся оценкой — выявлением наиболее здоровой и жизнеспособной идеи.

Конструктивное мышление и практическое — это две отдельные мыслительные операции, и компромиссной, средней позиции между ними не существует. — Иллюстрация из книги «Взлом креатива»

12. Мышление без суждений динамично и гибко

Творческий человек способен думать свободно и гибко. Он допускает неограниченное развертывание идей, их организацию в шеренги, своеобразный автостоп вариантов, их любые сочетания для изобретения новых, пока не придет к конечному прорывному результату, заставляющему воскликнуть «Эврика!». Идеи сменяют друг друга, порождая дополнительные идеи и их сочетания, что умножает возможности.

13. Проверяйте творчество эмоциями

Измерять свой успех очень важно. Прекрасный способ измерить успех — определить, как вы хотите себя чувствовать. Выделите немного времени и набросайте список эмоций, которые хотите получать от своего бизнеса. Возможно, он будет чем-то похож на этот.

  • Свобода
  • Счастье
  • Полнота
  • Жизнерадостность
  • Уверенность в себе
  • Защищенность
  • Творчество
  • Завершенность

Регулярно сверяйте свои ощущения с этим списком. Дает ли вам бизнес те чувства, о которых вы мечтаете? Например, ощущаете ли вы защищенность? Если да, значит, вы добились успеха в вашем определении. Поздравляем! А если нет, постарайтесь понять почему. Что можно сделать, чтобы изменить ваши ощущения?

14. Наушники помогают приглушить шум окружающего мира

Наушники, с музыкой или без, создают вокруг вас своего рода буфер. Особенно это полезно, если вы — женщина и пытаетесь работать над романом в кафе. Для определенного типа общительных людей (имеются в виду мужчины) вид дамы с насупленными бровями, что-то бешено печатающей на ноутбуке в общественном месте, вызывает единственную ассоциацию: надо подойти и познакомиться. Наушники — отличная возможность держать этих благонамеренных, но очень надоедливых граждан на расстоянии.

«Я всегда пишу романы в наушниках. Иногда даже вспоминаю, что не худо бы их к чему-нибудь подключить. Наушники помогают приглушить шум окружающего мира. А когда они подсоединены к плееру, то гонят музыку со страшной скоростью прямо мне в мозг, четким контуром обводя формы моих мыслей и придавая силу появляющимся на странице предложениям».

15. Вы и есть ваша работа

Вы меняетесь, и ваша работа становится другой. Когда вы развиваетесь, то же происходит с вашим творчеством. Ваша работа живет и дышит, потому что вы живете и дышите. Проживая жизнь во всей полноте, вы совершенствуете коллективный человеческий опыт. Как писал Уильям Блейк, «все, что живет, живет не одно, не для себя». Больше нет различий между вами и другими, между тем, что вы даете и что получаете. Это все одно и то же, вечно меняющийся танец, постоянный разговор, в котором нельзя сказать больше, где начинается одно и заканчивается другое.

16. Каждому художнику — по артбуку

Ваш артбук — это билет в свободное творческое плавание. Это ваша «песочница», в которой можно испытать новые художественные средства и техники, новые цвета и их эффекты, попробовать свои силы в разных форматах, не ограничивая себя. Если есть вдохновение — пишите стихи. Пусть мысли находят словесное выражение так же, как и графическое.

@miftvorchestvo

17. Заниматься творчеством ради творчества, а не ради денег

Пообещайте заниматься тем, что любите, и увидите, что все нужные ресурсы сами идут вам в руки. Когда мы занимаемся творчеством ради творчества, то в итоге, как правило, начинаем и зарабатывать на этом. Деньги — это энергия, и они текут тем маршрутом, который мы для них прокладываем. Когда мы обещаем что-то сделать, обязательно появляются и необходимые финансовые возможности. Данное нами обещание привлечет нужные ресурсы. Это сверхъестественный закон, хотя нас и не учили в него верить.

Когда мы инвестируем в мечту свою энергию, кто-то другой оказывается готовым инвестировать в нее деньги. Одаренный юный пианист вдруг получает годовую стипендию от пожилой пары из родного города: они готовы сделать ставку на его талант. Кто-то неожиданно выделяет молодому актеру, прозябающему в безвестности, деньги на поездку в консерваторию для прослушивания, и он неожиданно проходит по конкурсу и даже получает стипендию. Если мы посвящаем себя мечте, получаем взамен какие-то блага. Благоприятным совпадениям нет конца.

18. Устраивайте творческие свидания с собой

Метод, жизненно необходимый для творческого развития, — это творческое свидание. Оно основано на стремлении к приключениям и автономии и представляет собой еженедельную часовую одиночную экспедицию ради исследования чего-то яркого или интересного для творческой составляющей вашей личности.

«Я отправляюсь в магазин, где продают ткани. Или пуговицы. Проскальзываю в пыльную букинистическую лавку. Забредаю в отдел с птицами зоомагазина, где зяблики, волнистые попугайчики и кореллы пытаются привлечь внимание меланхоличного и неторопливого африканского серого попугая.»

19. Хотя бы иногда ничего не делайте

Включите музыку, лучше одновременно и спокойную, и жизнерадостную. Лягте на пол. Выпрямите спину, сложите руки, как вам удобно, и отпустите свое воображение. Закройте глаза и позвольте мыслям течь свободно в каком угодно направлении — в прошлое, будущее, в какие-то моменты настоящего, которые вы из-за занятости не смогли до конца осознать. Слушайте музыку, следите, как лениво разворачиваются мысли, и время от времени повторяйте простую фразу: «Я достаточен… я достаточен…»

Перестаньте стремиться к чему-то большему и примите себя таким, какой вы есть.

20. Творчество исключает позицию жертвы

Перемены начинаются в сердце. Начиная изнутри и двигаясь наружу, выражая свою любовь и свои ценности, мы улучшаем собственную жизнь, чувствуем себя лучше, и мир в целом становится здоровее. Именно из-за необходимости снова и снова делать выбор творчество исключает позицию жертвы. Когда жизнь кажется несправедливой, на вопрос «Ты хочешь что-то сделать с этим?» правильный творческий ответ — «Да».

21. Центр сцены принадлежит тем, кто готов там оказаться, независимо от уровня их таланта

Главная сложность творческой жизни заключается не в описании знакомой территории, а в тех пространствах, которые никто, кроме нас, не видел. Человеческие истории стары как мир, но сознание всегда нацелено на границы изученного мира, словно мощные телескопы — в глубины космоса. Мы, художники, постоянно делаем шаг за пределы видимого, напрягаем глаза, чтобы различить и зафиксировать движение теней, рождающихся во мраке.

22. Чем легкомысленнее мы ведем себя в творческой жизни, тем более серьезную работу можем выполнить

Вот такой парадокс. А чем большее бремя на себя взваливаем, чем более ограниченными чувствуем себя, тем более уязвимыми становимся перед лицом творческих неудач. При виде слова «совершенство» дух спонтанности вылетает в окно. Начинаешь думать, что нельзя считаться великим композитором, если позволишь себе сочинить детям простенькую колыбельную или дурачиться, импровизируя на фортепиано. Мы так преклоняемся перед «великим» искусством, что всегда, хронически недооцениваем себя. Мы так беспокоимся о том, сможем ли играть в высшей лиге, что не играем вовсе.

Все, что стоит делать, нужно делать, пускай даже плохо. Чем сильнее ваш аппетит к приключениям, тем более авантюрный набор творческих элементов окажется в руках, когда вы приступите к работе.

23. Сбавьте скорость

Скорость создает ощущение неуязвимости. Мы стремительно мчимся по жизни и лишаемся возможности почувствовать ее глубину. Понимая это, лишь пришпориваем себя, чтобы жить интенсивнее, вместо того чтобы жить медленнее и осознаннее. Снижению оборотов хорошо помогает мантра, которую следует регулярно повторять про себя: «Никакой срочности нет».

Если никакой срочности в вашей жизни нет, в чем она могла бы развиваться более размеренно? Возьмите ручку. Проставьте на листке цифры от 1 до 5. Перечислите пять областей своей жизни, в которых чувствуете спешку и давление. Спросите себя, оправданно ли это. Часто мы тревожимся о том, что разворачивается вполне естественным образом. Торопим свой рост, словно мы тепличные помидоры, вместо того чтобы позволить дозреть ситуации — и самим себе. Снова вернитесь к пяти областям спешки, которые отметили. Можете ли в каждой из них растянуть график так, чтобы жизнь стала бы более комфортной?

Сбавьте скорость и побудьте в зоне комфорта. @miftvorchestvo

24. Ведите себя «как будто»

Простой способ развить в себе креативность и творческую уверенность — вести себя «как будто». Рисуйте, как будто вы Ван Гог, пишите — как будто Киплинг. Действуйте, как будто заслуживаете работу, на которую хотите устроиться. Работайте так, как будто вы первоклассный сотрудник.

25. Очень маленькое обязательство на месяц

Правила просты: каждый день в течение получаса делайте что-нибудь, пока у вас не начнет получаться хорошо. Не важно что: готовьте омлеты, приседайте, пока живот не станет плоским, или учитесь жонглировать. Но делайте это каждый день и старайтесь добиться успеха. Повторяйте одно и то же снова, и снова, и снова, пока не заметите результаты.

Вам необходимо усвоить следующее: упорно занимаясь каким-то делом, вы научитесь тому, чему нельзя научиться по-другому. Занимаясь (не бросая) одним простым и небольшим проектом в течение месяца, вы наверняка поймете то, что может изменить вашу жизнь: преданность делу и мастерство не закрывают двери, а открывают их. Сделав выбор, вы не загоняете себя в рамки, а освобождаетесь, чтобы полностью развить свои дарования.

26. Вы принадлежите только себе

Тренируйте автономность. Что это вообще такое? Не будучи автономным, вы рассуждаете так: начальнику понравится (не понравится) этот доклад; семья одобрит (не одобрит) эту работу; терпеть не могу, когда меня заставляют делать неинтересные мне вещи. Если вы автономны, вы мыслите по-другому: мне нравится (не нравится), как я справился с докладом; если родственникам не понравится моя работа, это их проблема; мне интересно все, чего я еще не знаю.

Всякий раз, когда вы чувствуете недостаток автономности, записываете это, и сразу же подумайте над ответом — мыслью, которая будет вас вдохновлять. Предположим, слева вы написали: «Из-за слов брата я почувствовала себя глупой». Тогда отреагировать можно так: «Позволять другим решать, что ты за человек, — признак пассивности. Активная позиция — не слушать, что говорят другие».

27. Понойте и возьмите себя в руки

Если вы хотите посетовать на нынешнюю жизнь, пожалуйста. Не всегда удается отогнать негативные чувства волевым усилием, да это и не нужно. Жалобы, если вы жалуетесь правильно, — здоровый и естественный способ справиться с негативными чувствами. Засеките десять минут и выдайте все самое ужасное, что думаете о своей жизни. Попросите друзей послушать и поаплодировать. Будьте невыносимы. Рычите и войте. Оттянитесь на славу. А потом прекратите. Потому что у вас есть дело поважнее.

28. Окружите себя творчеством

Для любого творческого человека очень важно окружать себя книгами, красивыми вещами, посещать всевозможные выставки и пересматривать работы других одаренных людей.

29. Нельзя получить все, что хочет ребенок внутри вас

Вы не сможете заставить злодеев отменить несправедливость многолетней давности, не сможете утолить печали родителей, не сможете получить любовь, недоданную вам в детстве. Не получится вылечить больную маму. И даже если бы вам дали именно такую любовь, какую вы хотели в детстве, вы уже не способны принять ее. Вы никогда не измените финал очень старой драмы и не исправите очень старое зло.

Но…

30. Все, о чем вы мечтаете как взрослый человек, можно получить

Можно найти хорошую работу. Можно заниматься любимым делом, стать известным и уважаемым, многого достичь, радоваться. Можно совершить великие дела, увидеть далекие земли, найти пару, завести семью, быть звездой. Любая прекрасная мечта, которая придет вам в голову, доступна.

По книгам: «Профессия-иллюстратор», «О чем мечтать», «Литературный марафон», «Долгие прогулки», «Взлом креатива», «Путь наименьшего сопротивления», «Между надо и хочу».

Обложка поста: Лина Жолобова

blog.mann-ivanov-ferber.ru

Жизнь как творчество | СиЗОЖ

Фактически, вся наша жизнь — это творчество.

Непрерывный процесс творения.

Создание чего-то нового и изменение уже существующего.

Так давайте же пользоваться этим!

Творец — это тот, кто полностью берёт управление жизнью в свои руки.

И каждый шаг для него — это словно мазок кистью на картине.

Творец осознаёт, что за свою жизнь ответственен только он сам, и никто другой.

Поэтому для такого человека жизнь становится холстом художника, где с каждым мгновеньем вырисовывается что-то новое, уникальное и неповторимое. Вырисовывается не само, нет. Постепенно проявляющееся изображение на картине полностью подчинено воле и кисти художника! Сначала такая картина представляет собой невнятную мазню. Но с каждым штрихом всё яснее становится первоначальный замысел творца.

Если мы подходим к своей жизни творчески, то она складывается удивительно красиво. Беря ответственность за свою жизнь в свои руки, мы действительно способны на многое.

Главное — не обвинять судьбу, случайности, трудное детство и т.д. Всё это — лишь плацдарм для того, чтобы мы стали лучше. Когда мы осознаём, что даже ошибки и поражения можно обратить себе на пользу — то жизнь уже никогда не будет прежней.

Человек, который относится к своей жизни творчески, всегда знает, что и для чего делает.

Конечно, мы не можем контролировать всё без исключения, но это и не нужно. Творец лишь задаёт направление течения потока жизни, и с благодарностью принимает то, что встречается ему на пути.

Жизнь творца идёт рука об руку с раскрытием его предназначения.

Дело всей жизни, цель, воплощение мечты в реальность — для такого человека это не пустые слова.

То, что испытывают люди, нашедшие то, что им по душе в этой жизни — сложно описать словами. Ясность и гармония — вот наиболее подходящее определение жизни творцов. В их жизни всё имеет смысл, ничто не происходит просто так.

Чёткое понимание, зачем мы здесь и что должны сделать — что может быть лучше? Творцы в полной мере обладает таким пониманием. Именно поэтому они, в большинстве своём, живут радостно и счастливо.

И этим творцом можешь стать ты.

То, какой будет твоя жизнь — зависит только от тебя.

Друзья, описание подхода «жизнь как творчество», вероятно, будет понятым не всеми. И дело здесь совсем не в нас. Просто это тоже самое, что пытаться объяснить человеку вкус фрукта, который тот ни разу не пробовал. Конечно, можно создать отдалённое представление при помощи слов. Но не более. Понимание придёт только после того, как человек на личном опыте прочувствует то, о чём говорится в этой статье.

Искренне желаю тебе, уважаемый читатель СиЗОЖа, ощутить это на себе. Это — самое настоящее волшебство, и ты обязательно поймёшь это, когда попробуешь.

sizozh.ru

Жизнь как творчество

Смерть неизбежна. Жизнь лишена смысла. У творческого человека есть возможность не замечать бессмысленность существования.

«Самое страшное в моем деле – отсутствие принуждения к работе. Я могу прийти в мастерскую и ничего не делать. Могу не ходить, а пить пиво у телевизора. Но каждое утро я спускаюсь туда, беру глину и начинаю ее мять. И боюсь, что наступит тот момент, когда мне откажет воля», – сказал мне в порыве откровенности знакомый костромской скульптор. Природа творчества не имеет никакого отношения к внешней активности, как ее ни назови – «надситуативной» (Д.Богоявленская), «сверхнормативной» (В.Петровский) и т.д., и т.п.

Но без внутреннего импульса к созиданию творчества не может быть, как не может быть здания без тверди земной. Мы работаем по обязанности и живем по необходимости: так случилось по воле или против воли наших родителей. Необязательности нашего существования на свете противостоят влечения, толкающие нас на действия, значение которых не понятно нам, но почему-то понятно окружающим, а, кроме того, есть масса обязанностей – приводных ремней и шестеренок. Они тянут и цепляют нас, заставляя вращаться по кругу, но это не круг, а отрезок.

Творчество – процесс, побуждаемый лишь внутренним состоянием души. Нельзя творить по приказу, за деньги. Под угрозой смерти можно заставить человека качественно сделать отвратительную и нелюбимую им работу. За деньги можно писать оды и оперы, детективы и поп-композиции, и зачастую продукт оправдывает цену, которую платит заказчик. Можно сказать, что «заказ» и «принуждение» могут маскировать творчество или совмещаться во времени с творческой активностью, в некоторых случаях могут ее инициировать, но никогда – заменить.

Творческий человек предоставлен сам себе и зависит лишь от своей инициативы. Более того, общество как может препятствует человеку в осуществлении инициатив, нагружая его постоянно все новыми и новыми обязанностями. В наихудшем положении оказывается самый исполнительный и обязательный из талантливых: он выполняет все поручения и все обязательства, а следовательно не оставляет времени для личного творчества.

Творчество – это процесс порождения новой реальности, которая может быть осмыслена человеком и другими людьми, то есть его продукт может быть потенциально составляющей человеческой культуры. Оно открывает новые смыслы в мире. Метод глубинных аналогий сравнения двух и более аспектов действительности, возможно, является главной (и единственной) операцией творческого мышления.

Процесс и продукт творческой деятельности не вписывается в «социальную статику». По крайней мере, если общественные структуры направлены на сохранение status quo, они выступают главными врагами творца. Любая власть – есть возможность заставить людей делать то, что они никогда не стали бы делать, если были бы предоставлены сами себе. Следовательно, власти изначально противны частная инициатива и воля к действию, исходящая от личности.

Наиболее нелюбимы властью поэты. Слово является главным инструментом власти. Причем власть тоталитарная соединяет насилие физическое с духовным, подкрепляя право на власть идеологией. Она желает, чтобы ей не только повиновались, но и верили, чтобы ее не только боялись, но и любили. Тоталитарная власть желает быть единственной, а ее идеология – единственным толкователем значений слов.

Поэт как творец новых сочетаний слов, ритмов и смыслов пытается (и ему это удается) привлечь внимание читателя и слушателя. Он становится источником слова и его толкователем, что с позиций любой власти предосудительно. Но более того: поэт забавляется со словом и смыслом, он выявляет новые оттенки смысла, создает новые реальности, играет «смехом и слезами».

Однозначность подменяется многозначностью, императивность – необязательностью, простота – сложностью, а безусловность – условностью. Любой приказ может быть осмыслен как пародия, а идеологема на фоне стихотворения читается как трюизм.

Итак, поэт виновен в двух преступлениях: он претендует на внимание людей наравне с властью (по крайней мере), он конкурирует с властью как творец и толкователь слов и смыслов.

Собственно, само его существование опровергает мысленную модель мира, которую власть стремиться утвердить в обществе. Поэзия, подчиненная политической власти, перестает быть поэзией. Она не претендует на место власти в структуре общества, просто она с властью несовместима. Если власть сильна (а хуже того – абсолютна), она расправляется с поэзией и поэтами любыми доступными ей средствами – от дуэлей и травли в печати до концлагерей и расстрелов. Лучшее, что может сделать власть, – не замечать поэзию, худшее – приблизить поэтов к власти, обласкать их. Ненависть власти к поэтам уничтожает поэтов, а любовь власти к поэтам – убивает поэзию.

Все сказанное в равной мере относится к любому виду творчества, а не только к художественному творчеству. Не удержусь, чтобы не привести цитату из Нобелевской лекции поэта Иосифа Бродского.

«Если искусство чему-то и учит (и художника – в первую голову), то именно частности человеческого существования. Будучи наиболее древней – и наиболее буквальной – формой частного предпринимательства, оно вольно и невольно поощряет в человеке именно его ощущение индивидуальности, уникальности, отдельности – превращая его из общественного животного в личность. Многое можно разделить: хлеб, ложе, убеждения, возлюбленную – но не стихотворение, скажем, Райнера Мария Рильке. Произведения искусства, литература в особенности и стихотворение в частности, обращается к человеку тет-а-тет, вступая с ним в прямые, без посредников, отношения. За это-то и недолюбливают искусство вообще, литературу в особенности и поэзию в частности ревнители всеобщего блага, повелители масс, глашатаи исторической необходимости. Ибо там, где прошло искусство, где прочитано стихотворение, они обнаруживают на месте ожидаемого согласия и единодушия – равнодушие и разногласие, на месте решимости к действию – невнимание и брезгливость. Иными словами, в нолики, которыми ревнители всеобщего блага и повелители масс норовят оперировать, искусство вписывает «точку-точку-запятую с минусом», превращая каждый нолик в пусть не всегда привлекательную, но человеческую рожицу».

Бродский подчеркивает несовместимость с властью базового (необходимого, но недостаточного, как сказал бы математик) условия любого творчества: творчество, равно как и его понимание, суть инициативные процессы, основанные на субъективности индивида, его вкусах, способностях, пристрастиях и пр.

Творческий процесс – внутренний, интрапсихический. Идея – первична, а ее внешняя реализация в тексте, нотной записи, на CD или на бетонной стене – вторична. Человек, находящийся в творческом состоянии, отдается на волю своей психической реальности; точнее было бы сказать: «человек рефлексирующий» становится пассивным соучастником жизни своего «второго Я» – «человека творческого». Если творческое состояние превращается в процесс и захватывает основную часть жизни, внутренняя работа души отвлекает человека от внешней стороны бытия. Он как бы выпадает из пространства и времени: «Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?» (Б.Пастернак). Реалии окружающего мира для него становятся случайными и необязательными. С. Довлатов о своем друге И. Бродском говорил, что тот не боролся с советской властью, а как бы нетвердо знал о ее существовании.

Прошлое – недоступно, будущее – неясно. О будущем даже не думается, а есть лишь настоящее. Но и оно не имеет никакого значения по сравнению с вечностью. «Жизнь бессмысленна, но творческий человек имеет возможность этого не замечать», – фраза моего случайного знакомого, который занимается компьютерной графикой.

Поэтому равнодушие к делам семьи, общественным и служебным обязанностям, непривязанность к месту и времени типичны для творческого человека. Об этом писал еще в XIX веке итальянский психиатр и криминолог Чезаре Ломброзо.

Ньютон и Ландау забывали, обедали они сегодня или нет, ибо творческий процесс выталкивает человека из состояния «здесь и сейчас». Жизнь воспринимается и как вечность, и как одно мгновение, но время никогда не является ресурсом, который тратится на дело или на пустяки. Создавая новую реальность, какой смысл считаться с реальностью как таковой? И все беды начинаются тогда, когда жизненная реальность призывает человека вернуться к себе. Неизбежно наступает мгновение проверки творческого продукта на «функциональность». И эксперты, а затем публика судят о поэте, романе, кинофильме или видеоклипе. Изобретение проверяется промышленностью на эффективность. Научная теория или гипотеза становится добычей экспериментаторов. Перед творцом два пути. Первый путь – отождествить себя со своей идеей и испытать триумф или погибнуть вместе с ней в реальной жизни. Другой путь – отделить свое «Я» от продукта творчества и предоставить ему жить самому по себе. Этот вариант «психологической защиты», характерный для творческих людей, достаточно подробно описан в литературе.

Жизнь делится на «жизнь внешнюю» и «жизнь внутреннюю»: подлинной для субъекта становится жизнь внутренняя, которой он предан, и которую он творит сам: «Лишь жить в себе самом умей, есть целый мир в душе твоей» (Ф.Тютчев), «В своей душе я создал мир иной и образов иных существованье» (М.Лермонтов).

«Внешняя жизнь» – конечна, ибо человек смертен (верх банальности!). А «внутренняя жизнь»? Время внутренней творческой жизни иссякает вмести с исчерпанием творческого потенциала личности. Завершение творчества, когда источник мыслей и образов пересыхает, ведет к завершению внутренней жизни, а с этим не каждый творец способен смириться. Не в этом ли причина ранней смерти художников, поэтов, артистов, музыкантов? Превосходный анализ проблемы жизни и смерти творческих людей дал М. Зощенко в книге «Перед заходом солнца». Другой выход – вернуться в «жизнь внешнюю». И Джон Леннон становится отцом семейства, на годы скрываясь от продюсеров и поклонниц. Артур Рембо уезжает в Африку и становится торговцем. Выдающийся физик ведет жизнь тихого дачника, выращивая гладиолусы и помидоры, а талантливая в прошлом актриса открывает маленький шляпный магазин.

Даже слава, тиражи и награды не компенсируют ощущения исчерпанности внутренней жизни. Джек Лондон словами Мартина Идена, восклицающего, что успех пришел, но все эти рассказы были написаны раньше, задолго до успеха, – выразил чувства многих и многих авторов.

Погружение во внешний успех, в алкогольное или наркотическое безумие – такова цена полной дереализации, поглощенности творчеством.

Общество напоминает творцу о своем существовании законами, правилами, регламентом, стереотипами поведения, которые он должен соблюдать. Непредсказуемость поведения творческого человека – не только помеха для окружающих, она становится его бедой и виной. В конце концов, большинство людей желает существовать спокойно, уютно, без неожиданностей, а любая новизна воспринимается как угроза. О связи ориентировочного и оборонительного рефлексов психофизиологи знают уже с 50-х годов нашего века, после работ Е.Н.Соколова.

И какие же варианты бытия остаются у творческой личности, чтобы не ускорить развязку трагедии? Первый и самый очевидный: воевать с врагом, «внешней жизнью», ее же оружием – ритуалом и регламентацией. Придумывать свои привила и ритуалы, регламент поведения, обезопасив себя от внешней угрозы – это значит построить свои «Пенаты», где жизнь течет по придуманному Ильей Репиным распорядку; разработать распорядок жизни, как Иммануил Кант, и прогуливаться каждое утро по семи кенигсбергским мостам, вести богемную жизнь – жизнь скомороха, ваганта, шута, которому все дозволено, пока он не претендует на королевскую власть.

Многое позволялось советским артистам, писателям и физикам при советской власти, даже при сталинском режиме! Как сказал в частной беседе один выдающийся советский психолог, ныне уже покойный: «Мы живем в самой свободной стране в мире! Требуется только одно – не выступать против советской власти!»

Другой вариант более трудный: делить время жизни на «жизнь внешнюю» и «жизнь внутреннюю», отдавая богу – богово, а кесарю – кесарево. В этом случае творец обречен на вечное раздвоение личности. Он должен быть одновременно истинным великим поэтом и главным редактором советского литературного журнала (как А.Твардовский) или министром крохотного Веймарского государства (как В.Гете). Успех этого дела определяется исключительно эмоциональной стабильностью индивида. Но кто определит заранее необходимый баланс? «Слишком много кесарю отдал», – так напишет о себе талантливый Сергей Наровчатов в одном из своих лучших стихотворений (к слову – преемник Твардовского на посту редактора «Нового мира»).

Существует ли для творческой личности дихотомия: «жизнь подлинная» – «жизнь предварительная»? Наверное, существует. Но подлинной жизнью творец считает внутреннюю жизнь – «жизнь духа». Он не готовится к жизни, он живет в каждый момент времени «здесь и теперь», но не как гедонист и «жизнелюб»; для него не значимы внешние признаки существования, но важно, реализуется ли внутреннее содержание его личности во внешнем мире. Он как бы вынужден каждый раз напоминать «внешнему миру» о существовании себя, точнее – своего «внутреннего мира». Для него это – единственный путь не впасть в аутизм. Отсюда и парадоксальная повышенная ранимость творческих людей, чувствительность к успеху и неудаче.

Чем сильнее эмоциональная «обратная связь» от «внешней жизни», тем, как это ни парадоксально, выше психологическая устойчивость творческой личности, не позволяющая ему уйти в «хрустальный замок» собственных мыслей и чувств и потерять связь с миром. Ибо, разумеется, только внешний мир является первоисточником содержания творческого процесса. На мой взгляд, идея А.Ф.Лазурского о различении эндопсихики и экзопсихики адекватно описывает именно психическую реальность творческой личности (очевидно, сам Лазурский был творческим человеком).

Внутренняя мотивация активности, разделенность психической жизни на «жизнь внешнюю» и «жизнь внутреннюю», необходимость постоянно координировать два потока событий, происходящих внутри и вовне, «выпадение из времени» порождают своеобразный вариант жизненной стратегии, мало описанный в психологической литературе.

К слову, я не могу отнести стиль жизни так называемой самоактуализирующейся личности по А.Маслоу к вариантам жизни личности творческой, ибо самоактуализирующаяся личность направлена только вовне, и актуализация для нее важнее внутреннего созидания (судя по описанию, которое дал Маслоу).

studfiles.net

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *