Восприятием: ВОСПРИЯТИЕ • Большая российская энциклопедия

ВОСПРИЯТИЕ • Большая российская энциклопедия

ВОСПРИЯ́ТИЕ, пер­цеп­ция (лат. perceptio), не­по­сред­ст­вен­но-чув­ст­вен­ное от­ра­же­ние ок­ру­жаю­ще­го ми­ра че­ло­ве­ком и жи­вот­ны­ми. Под В. по­ни­ма­ет­ся как сам про­цесс (или со­во­куп­ность пси­хо­фи­зио­ло­гич. про­цес­сов), так и его ре­зуль­тат (образ). В. – од­но из центр. меж­дис­ци­п­ли­нар­ных по­ня­тий фи­лос. тео­рии по­зна­ния, пси­хо­ло­гии, ког­ни­тив­ной нау­ки, ней­ро­фи­зио­ло­гии и сен­сор­ной фи­зио­ло­гии, эс­те­ти­ки, эр­го­но­ми­ки и не­ко­то­рых раз­де­лов ин­фор­ма­ти­ки.

Восприятие в истории философии и психологии

В. трак­то­ва­лось в фи­ло­софии как вид по­зна­ния, от­лич­ный от ощу­ще­ний («ато­мов» В., ото­бра­жаю­щих лишь отд. ка­че­ст­ва вос­при­ни­мае­мо­го ми­ра, та­кие как «хо­лод­но», «свет­ло» и т. п.) и мыш­ле­ния. В цен­тре фи­лос. рас­смот­ре­ния В. бы­ли во­про­сы о спе­ци­фике В. и об ис­тин­но­сти по­лу­чае­мых с помо­щью ор­га­нов чувств зна­ний. Ил­лю­зии вос­при­ятия и псев­до­вос­прия­тие (сно­ви­де­ния, гал­лю­ци­на­ции) по­слу­жи­ли ос­но­вой для кри­ти­ки чув­ст­вен­но­го по­зна­ния пред­ста­ви­те­ля­ми ра­цио­на­лиз­ма. Г. В. Лейб­ниц опи­сал В. (пер­цеп­цию) как со­стоя­ние не­яс­но­го соз­на­ния, по­сте­пен­но пе­ре­хо­дя­ще­го под влия­ни­ем вни­ма­ния (ап­пер­цеп­ции) в со­стоя­ние от­чёт­ли­во­го и ос­мыс­лен­но­го осоз­на­ния пред­ме­та. И. Кант по­ка­зал, что на­ми все­гда вос­при­ни­ма­ет­ся не­рас­чле­ни­мое да­лее един­ст­во чув­ст­вен­ных дан­ных и ка­те­го­рий рас­суд­ка; вся­ко­му ак­ту В. пред­ше­ст­ву­ют, как ми­ни­мум, ап­ри­ор­ные ка­тего­рии про­стран­ст­ва и вре­ме­ни. В фи­лосо­фии эм­пи­риз­ма от­гра­ни­че­ние В. от ощу­ще­ний и от пред­став­ле­ний про­во­ди­лось на ба­зе пред­по­ло­же­ния об объ­е­ди­не­нии ощу­ще­ний в В. и В. в пред­став­ле­ния на ос­но­ве прин­ци­па ас­со­циа­ции (Т. Гоббс, Дж. Локк).

Для экс­пе­рим. ис­сле­до­ва­ний В. боль­шое зна­че­ние име­ло соз­да­ние в сер. 19 в. ме­то­дов из­ме­ре­ния ин­тен­сив­но­сти сен­сор­ных впе­чат­ле­ний Э. Г. Ве­бе­ром и Г. Фех­не­ром (см. Пси­хо­фи­зи­ка), а так­же из­ме­ре­ние ско­ро­сти про­ве­де­ния нерв­но­го раз­дра­же­ния Г.  Гельм­голь­цем и хро­но­мет­рич. опы­ты голл. оф­таль­мо­ло­га Ф. К. Дон­дер­са. Од­но­вре­мен­но про­ис­хо­ди­ло уточ­не­ние ана­то­мо-фи­зио­ло­гич. строе­ния ор­га­нов чувств и центр. моз­говых ме­ха­низ­мов ана­ли­за сен­сор­ных дан­ных разл. мо­даль­но­стей, вы­явив­шее, напр., роль за­ты­лоч­ных от­де­лов ко­ры для про­цес­сов зре­ния и верх­них ви­соч­ных струк­тур для слу­ха (К. Брод­ман).

До­ми­ни­рую­щей тео­ри­ей В. во 2-й пол. 19 в. ста­ла тео­рия бес­соз­на­тель­ных умо­зак­лю­че­ний Г. Гельм­голь­ца, со­глас­но ко­то­рой В. стро­ит­ся по схе­ме ре­ше­ния сил­ло­ги­стич. за­дач: на ос­но­ве зна­ния ти­пич­но­го со­от­но­ше­ния па­ра­мет­ров сти­му­ла и свойств пред­ме­тов (боль­шая по­сыл­ка сил­ло­гиз­ма) и зна­ния па­ра­метров сен­сор­но­го сти­му­ла (ощу­ще­ния – ма­лая по­сыл­ка) де­ла­ет­ся очень бы­ст­рый, не­дос­туп­ный для осоз­на­ния вы­вод о свой­ст­вах пред­ме­тов. Пер­вые на­уч. на­блю­де­ния дви­га­тель­ной ак­тив­но­сти (дви­же­ний рук, ощу­пы­ваю­щих пред­мет, и дви­же­ний глаз), со­про­во­ж­даю­щей про­цес­сы В. , по­слу­жи­ли ос­но­вой для ран­них ги­по­тез о сен­со­мо­тор­ной ос­но­ве В., вни­ма­ния и соз­на­ния (Н. Н. Лан­ге, Т. Ри­бо, И. М. Се­че­нов).

Восприятие в современной психологии

Но­вый этап изу­че­ния В., на­ча­тый пред­ста­ви­те­ля­ми геш­тальт­пси­хо­ло­гии, оп­ре­де­лял­ся дву­мя по­став­лен­ными К. Коф­фкой во­про­са­ми: «По­че­му мы вос­при­ни­ма­ем мир имен­но та­ким?» и «По­че­му мы вос­при­ни­ма­ем пред­ме­ты, а не про­ме­жут­ки ме­ж­ду ни­ми?». Ге­штальт­пси­хо­ло­ги об­на­ру­жи­ли за­ви­си­мость отд. час­тей вос­при­ни­мае­мой кар­ти­ны от це­ло­го. При уст­ра­не­нии об­ще­го кон­тек­ста В. труд­но­сти вы­зы­ва­ет да­же про­стей­шая за­да­ча зри­тель­ной ло­ка­ли­за­ции: не­под­виж­ный объ­ект в тем­но­те или в го­мо­ген­ном по­ле на­чи­на­ет ка­зать­ся хао­тиче­ски дви­жу­щим­ся (ил­лю­зия ав­то­ки­не­тич. дви­же­ния). На­про­тив, ес­ли при из­ме­не­нии всех час­тей со­хра­ня­ют­ся их струк­тур­ные от­но­ше­ния, то со­хра­ня­ет­ся и В. (так, ме­ло­дия, про­иг­ры­вае­мая в дру­гой то­наль­но­сти, лег­ко уз­на­ёт­ся). При этом мы не толь­ко не за­ме­ча­ем, но ча­ще все­го про­сто не мо­жем оп­ре­де­лить из­ме­не­ния отд. ощу­ще­ний.

Инвариантность соотношения воспринимаемых удалённости и величины.

На­ря­ду с це­ло­ст­но­стью для В. ха­рак­тер­на кон­стант­ность – от­но­сит. не­за­ви­си­мость свойств вос­при­ни­мае­мых пред­ме­тов от па­ра­мет­ров сти­му­ля­ции ор­га­нов

чувств. Напр., при уда­ле­нии ви­ди­мо­го объ­ек­та вдвое раз­ме­ры его про­ек­ции на сет­чат­ке так­же умень­ша­ют­ся в два раза, од­на­ко мы про­дол­жа­ем ви­деть его ве­ли­чи­ну не­из­мен­ной. Со­глас­но геш­тальт­тео­рии, ме­ха­низ­мом этой и др. ви­дов кон­стант­но­сти (на­прав­ле­ния, цве­та, фор­мы и т. д.) слу­жат ин­ва­ри­ант­ные от­но­ше­ния ме­ж­ду вос­при­ни­мае­мы­ми ве­ща­ми и их ок­ру­же­ни­ем, вы­пол­няю­щим функ­цию сис­те­мы от­счё­та.

М. Верт­хай­мер вы­де­лил 6 за­ко­нов «пер­цеп­тив­ной ор­га­ни­за­ции», поз­же объ­е­ди­нён­ные в еди­ный «за­кон пре­гнант­но­сти». Объ­ек­ты, ко­то­рые (1) рас­по­ло­же­ны близ­ко друг к дру­гу, (2) име­ют сход­ные ха­рак­те­ри­сти­ки яр­ко­сти и цве­та, (3) ог­ра­ни­чи­ва­ют не­боль­шую замк­ну­тую и (4) сим­мет­рич­ную об­ласть, (5) ес­те­ст­вен­но про­дол­жа­ют друг дру­га, (6) дви­жут­ся при­мер­но с рав­ной ско­ро­стью в од­ном на­прав­ле­нии, ско­рее бу­дут вос­при­ня­ты как еди­ное це­лое, или как фи­гу­ра, а не как раз­роз­нен­ные эле­мен­ты фо­на.

Кри­ти­ка по­пы­ток вы­ве­де­ния В. из ло­каль­ных ощу­ще­ний бы­ла про­дол­же­на во 2-й пол. 20 в. Дж. Гиб­со­ном и его по­сле­до­ва­те­ля­ми. Гиб­сон опи­сал ком­плекс­ные пе­ре­мен­ные сти­му­ля­ции, спе­ци­фи­ци­рую­щие для под­виж­но­го ор­га­низ­ма объ­ек­тив­ные свой­ст­ва сре­ды, пред­ме­тов и со­бы­тий. Напр., на рис. при­сут­ст­вует т. н. гра­ди­ент ве­ли­чи­ны и плот­но­сти (узор брус­чат­ки и ко­лонн по бо­кам про­хо­да), ко­то­рый в лю­бом ес­теств. окру­же­нии спе­ци­фи­ци­ру­ет глу­би­ну оп­тич. про­стран­ст­ва и обыч­но пре­дос­тав­ля­ет воз­мож­ность для дви­же­ния впе­рёд. В про­цес­се та­ко­го про­дви­же­ния воз­ника­ет ди­на­мический гра­ди­ент, спе­ци­фи­ци­рую­щий ско­рость и на­прав­ле­ние, в ча­ст­но­сти, не­под­виж­ная центр. точ­ка (фо­кус гра­ди­ен­та) со­от­вет­ст­ву­ет на­прав­ле­нию дви­же­ния. Для об­ра­бот­ки от­кры­тых Гиб­со­ном гра­ди­ен­тов не тре­бу­ет­ся умо­зак­лю­че­ний или па­мя­ти, дос­та­точ­но про­стой ре­цеп­ции со­от­вет­ст­вую­щей ин­фор­ма­ции.

Идея ак­тив­но­го об­сле­до­ва­ния ок­ру­же­ния со­дер­жит­ся в пред­ло­жен­ном Дж. Гиб­со­ном по­ня­тии «пер­цеп­тив­ных сис­тем», под ко­то­ры­ми по­ни­ма­ют­ся не толь­ко сен­сор­ные ме­ха­низ­мы той или иной мо­даль­но­сти, но и все­воз­мож­ные дви­же­ния ор­га­нов чувств и ор­га­низ­ма, на­прав­лен­ные на В. внеш­не­го ми­ра. Роль дви­же­ний в В. под­чёр­ки­ва­ет­ся и в тео­рии пер­цеп­тив­ных дей­ст­вий, раз­ви­той рос. пси­хо­ло­га­ми А. В. За­по­рож­цем, В. П. Зин­чен­ко, Б. Ф. Ло­мо­вым. Так, пер­цеп­тив­ные дей­ст­вия с ис­поль­зо­ва­ни­ем кож­ной и сус­тав­но-мы­шеч­ной чув­ст­ви­тель­но­сти пред­по­ла­га­ют разл. ви­ды дви­же­ний: при вос­при­ятии свойств тек­сту­ры по­верх­но­сти пред­ме­та это сколь­зя­щие дви­же­ния паль­цев, твёр­до­сти – дав­ле­ние на по­верх­ность, тем­пе­ра­ту­ры – ста­тич­ный кон­такт, ве­са – под­держ­ка в ла­до­ни без опо­ры, объ­ё­ма – ох­ват, фор­мы – со­че­та­ние ох­ва­ты­ваю­щей под­держ­ки од­ной ру­кой и ощу­пы­ва­ния кон­ту­ров дру­гой.

Со­глас­но У. Найс­се­ру, В. – это ак­тив­ный про­цесс из­вле­че­ния ин­фор­ма­ции из ок­ру­жаю­ще­го ми­ра, ко­то­рый управ­ля­ет­ся схе­ма­ми В., ие­рар­хи­че­ски увя­зан­ны­ми друг с дру­гом (напр., схе­ма ком­на­ты, до­ма, ули­цы, го­ро­да, ми­ра). А. Н. Ле­он­ть­ев раз­ра­бо­тал пред­став­ле­ние о це­ло­ст­ной схе­ме ре­аль­но­сти – обра­зе ми­ра и о его взаи­мо­дей­ст­вии со схе­мой те­ла субъ­ек­та как о не­об­хо­ди­мом ус­ло­вии вос­при­ятия.

В ря­де на­прав­ле­ний пси­хо­ло­гии 2-й пол. 20 в. вслед за Г. Гельм­голь­цем В. рас­смат­ри­ва­лось как про­цесс, по­доб­ный ре­ше­нию ин­тел­лек­ту­аль­ных за­дач и за­ви­ся­щий от раз­ви­тия струк­тур ин­тел­лек­та (Ж. Пиа­же) или осо­бен­но­стей язы­ко­вых струк­тур (Лин­гвис­ти­че­ской от­но­си­тель­но­сти ги­по­те­за). Со­глас­но Дж. Бру­не­ру, В. воз­мож­но бла­го­да­ря про­цес­су ка­те­го­ри­за­ции, не­осоз­на­вае­мо­го ос­мыс­ле­ния и при­ня­тия ре­ше­ния об от­не­се­нии вос­при­ни­мае­мо­го к то­му или ино­му клас­су объ­ек­тов или про­цес­сов, на ос­но­ва­нии со­от­не­се­ния с «пер­цеп­тив­ны­ми эта­ло­на­ми», или ка­те­го­рия­ми.

В ког­ни­тив­ной пси­хо­ло­гии бы­ло по­ка­за­но, что В. вклю­ча­ет мно­же­ст­во внутр. ком­по­нен­тов и эта­пов пе­ре­ра­бот­ки ин­фор­ма­ции, сре­ди ко­то­рых есть как экс­пли­цит­ные, дос­туп­ные соз­на­нию, так и им­пли­цит­ные, бес­соз­на­тель­ные (см. Под­по­ро­го­вое вос­при­ятие). К чис­лу внутр. ком­по­нен­тов В. от­но­сят­ся пер­цеп­тив­ные ожи­да­ния и вни­ма­ние к оп­ре­де­лён­ным ас­пек­там си­туа­ции. Вни­ма­ние, как ра­нее ап­пер­цеп­ция, час­то счи­та­ет­ся фак­то­ром, ко­то­рый обес­пе­чи­ва­ет ин­те­гра­цию отд. при­зна­ков в об­раз це­ло­ст­но­го пред­ме­та. Ка­ж­дый акт В. ос­тав­ля­ет из­ме­не­ния в разл. звень­ях про­цес­сов пе­ре­ра­бот­ки ин­фор­ма­ции. Эти из­ме­не­ния им­пли­цит­но влия­ют на В. сле­дую­щей пор­ции све­де­ний («эф­фек­ты прай­мин­га»). Ис­сле­до­ва­ния за­ви­си­мо­сти В. от па­мя­ти и пер­цеп­тив­но­го обу­че­ния по­каза­ли, что адап­та­ция к ис­ка­жён­ным ус­ло­ви­ям В., как пра­ви­ло, ока­зы­ва­ет­ся воз­мож­ной толь­ко в ус­ло­ви­ях собств. дви­га­тель­ной ак­тив­но­сти на­блю­да­те­ля.

Изу­че­ние он­то­ге­не­за че­ло­ве­ка и жи­вот­ных по­зво­ли­ло ус­та­но­вить для мно­гих форм В. (напр., для В. ре­чи) на­личие сен­зи­тив­ных пе­рио­дов в пер­вые го­ды жиз­ни, во вре­мя ко­то­рых по­вы­ша­ет­ся чув­ст­ви­тель­ность к оп­ре­де­лён­ным фак­то­рам сре­ды и про­ис­хо­дит ин­тен­сив­ное пер­цеп­тив­ное нау­че­ние. От­сут­ст­вие взаи­мо­дей­ст­вия с оп­ре­де­лён­ны­ми фак­то­ра­ми сре­ды (напр., от­сут­ст­вие фо­нем /р/ и /л/ в япон. яз.) ве­дёт к вы­па­де­нию со­от­вет­ст­вую­щих пер­цеп­тив­ных воз­мож­но­стей. Ис­сле­до­ва­ния по­зна­ват. спо­соб­но­стей в диф­фе­рен­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии по­ка­за­ли, что па­ра­мет­ры В. и ин­тел­лек­та от­но­си­тель­но не­за­ви­симы друг от дру­га, но их кор­ре­ля­ция су­ще­ст­вен­но уси­ли­ва­ет­ся в на­ча­ле и в кон­це жиз­ни.

Восприятие в нейрофизиологии и нейропсихологии

­ Ней­ро­ког­ни­тив­ные ис­сле­до­ва­ния В. про­во­дят­ся на разл. уров­нях ор­га­ни­за­ции: от мо­ле­ку­ляр­ных и ней­рон­ных ме­ха­низ­мов до це­ло­ст­но­го по­ве­де­ния и лич­но­сти. Пер­вич­ные, вто­рич­ные и ас­со­циа­тив­ные (ин­тер­мо­даль­ные) зо­ны ка­ж­дой из сен­сор­ных сис­тем вклю­ча­ют мно­же­ст­во ней­роа­на­то­мич. под­сис­тем, чис­ло ко­то­рых толь­ко в слу­чае кор­ти­каль­ных ме­ха­низ­мов зри­тель­ной сис­те­мы пре­вы­ша­ет 30. Вы­яс­не­ны ней­рон­ные ме­ха­низ­мы зре­ния и слу­ха, обес­пе­чи­ваю­щие В. раз­но­об­раз­ных сен­сор­ных при­зна­ков, та­ких как вы­со­та то­на, ори­ен­та­ция, цвет и т. п. Ие­рар­хич. объ­е­ди­не­ние ин­фор­ма­ции о при­зна­ках по­зво­ля­ет вы­де­лять и иден­ти­фи­ци­ро­вать пред­ме­ты и со­бы­тия (ка­те­го­ри­за­ция), вклю­чать их в кон­текст эмо­цио­наль­но­го со­стоя­ния, на­лич­ных по­треб­но­стей и за­дач. В слу­чае зре­ния та­кое объ­е­ди­не­ние свя­за­но с т. н. вен­траль­ным по­то­ком пе­ре­ра­бот­ки ин­фор­ма­ции, ко­то­рый ве­дёт от пер­вич­ных и вто­рич­ных зон зри­тель­но­го ана­ли­за в за­ты­лоч­ных об­лас­тях ко­ры к её ниж­не­ви­соч­ным струк­ту­рам. Дру­гой, дор­заль­ный по­ток ве­дёт от за­ты­лоч­ных до­лей (и, воз­мож­но, суб­кор­ти­каль­ных струк­тур) к зад­ним от­де­лам те­мен­ных до­лей и да­лее в лоб­ные об­лас­ти ко­ры и обес­пе­чи­ва­ет бы­ст­рую про­стран­ст­вен­ную ло­ка­ли­за­цию объ­ек­тов, а так­же ре­гу­ли­ру­ет сен­со­мо­тор­ные взаи­мо­дей­ст­вия с ни­ми. Ана­ло­гич­ные дан­ные об ана­то­мо-функ­цио­наль­ном раз­де­ле­нии про­цес­сов ло­ка­ли­за­ции и иден­ти­фи­ка­ции по­лу­че­ны и в от­но­ше­нии ме­ха­низ­мов слу­хо­во­го вос­при­ятия.

Важ­ным мо­мен­том совр. ис­сле­до­ва­ний яв­ля­ет­ся ма­те­ма­тич. мо­де­ли­ро­ва­ние функ­ций В. и реа­ли­за­ция та­ких мо­де­лей с по­мо­щью ком­пь­ю­тер­ных сис­тем рас­по­зна­ва­ния об­ра­зов. Рас­про­стра­нён­ным сред­ст­вом мо­де­ли­ро­ва­ния В. слу­жат т. н. ис­кус­ст­вен­ные ней­рон­ные се­ти, де­мон­ст­ри­рую­щие воз­мож­ность обу­че­ния и по­сте­пен­ной оп­ти­ми­за­ции сво­ей ра­бо­ты.

Прикладное значение исследований восприятия

Зна­ние за­ко­но­мер­но­стей В. иг­ра­ет ре­шаю­щую роль для та­ких об­лас­тей че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти, как ис­кус­ст­во, ар­хи­тек­ту­ра, ди­зайн, рек­ла­ма, пи­ще­вая и пар­фю­мер­ная пром-сть, ки­но и ин­ду­ст­рия зву­ко­за­пи­си и др. Важ­ное зна­че­ние име­ет ис­сле­до­ва­ние за­ко­но­мер­но­стей фор­ми­ро­ва­ния эс­те­тич. В. де­тей и под­ро­ст­ков. Де­таль­ное изу­че­ние ме­ха­низ­мов на­ру­ше­ний В. в ре­зуль­та­те за­бо­ле­ва­ний и ло­каль­ных по­ра­же­ний моз­га, ве­ду­щих к аг­но­зии, афа­зии, глу­хо­те, сле­по­те, по­мо­га­ет в раз­ра­бот­ке ме­то­дов кор­рек­ции, уси­ле­ния и про­те­зи­ро­ва­ния сен­сор­ных и пер­цеп­тив­ных воз­мож­но­стей че­ло­ве­ка. К боль­шо­му клас­су при­клад­ных ис­сле­до­ва­ний В. от­но­сят­ся ра­бо­ты по мо­де­ли­ро­ва­нию ин­ди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей В., рас­по­зна­ва­нию лиц и эмо­ций. Боль­шое прак­тич. зна­че­ние име­ет соз­да­ние муль­ти­ме­дий­ных ин­фор­мац. сис­тем (напр., для ин­ду­ст­рии раз­вле­че­ний) и сис­тем вир­ту­аль­ной ре­аль­но­сти (напр., раз­ра­бот­ка тре­на­жё­ров, ими­ти­рую­щих ус­ло­вия В. и дей­ст­вия в спец. ви­дах проф. дея­тель­но­сти).

Восприятие

Восприятие — это процесс отражения в сознании человека предметов и явлений реального мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при их непосредственном воздействии на органы чувств.

В формировании восприятия принимают участие ощущения, двигательные компоненты, жизненный опыт индивида, память, мышление и речь, волевые усилия и внимание, интересы, цели и установки человека.


Восприятие возникает на основе ощущений, но оно не сводится к их простой сумме (в подобных случаях говорят, что процесс не является аддитивным). Это качественно новый, более сложный психический процесс по сравнению с ощущением. Восприятие направлено на узнавание опознавательных признаков воспринимаемого объекта и построение его копии (модели) в сознании. Результат восприятия — это целостный перцептивный образ объекта, а не отдельные его свойства, информацию о которых дают человеку ощущения. Это, однако, не значит, что вместе с целостным образом объекта воспринимаются все его мелкие детали.

Существуют две модели формирования образа в процессе восприятия:

  • стимульная, «чисто» рефлекторная, утверждающая, что появление образа объекта вызвано только его отражением в сознании при воздействии раздражителей на сенсорные каналы;
  • деятельностная, утверждающая, что образ, который человек воспринимает, является не столько результатом реакции психики на раздражители, сколько следствием непрерывного построения субъектом перцептивных гипотез, «встречных» отражаемой среде (человек, используя свой опыт, как бы предвидит основные свойства воспринимаемого объекта).

Сложность изучения восприятия как познавательного процесса состоит в том, что из всех воздействующих признаков в сознании человека отражаются лишь ведущие, а несущественные остаются за пределами восприятия. Это обусловлено не только особенностями объекта, но и тем, что именно в объекте представляет интерес для индивида, с какой целью индивид включился в процесс восприятия, каковы его предварительные установки на восприятие.

Узнавание объекта как одна из составляющих восприятия зависит от жизненного опыта человека, его знаний об этом объекте. Например, знакомое слово можно восстановить (воспринять) буквально по предъявлении одной-двух составляющих его букв, незнакомое же потребует для этого гораздо больше букв.

Для восприятия иногда требуется концентрация внимания на объекте и определенные волевые усилия. Особенно это характерно для случаев, когда интерес к объекту у индивида невелик или отсутствует осознание необходимости изучения объекта. Конечно же, изучение и узнавание объекта через процесс восприятия не могут состояться без подключения памяти и мышления. Ведь при этом осуществляются сложные процессы сопоставления признаков объекта с эталонами, хранящимися в долговременной памяти человека, мысленного анализа и синтеза системы этих признаков и принятия решений.

Немаловажно, что информация для этого поступает одновременно от многих органов чувств (зрение, слух, обоняние и др.). В частности, существенный вклад в формирование образа воспринимаемого объекта вносят двигательные компоненты посредством глаз, проговаривания звуков, ощупывания. Слуховой анализатор помогает при восприятии ориентироваться в пространственном положении источника информации.

Наконец, перцептивный процесс распространяется на высшие уровни психической деятельности, такие как речь. Ведь человек мыслит… словами. Выделяя ведущие признаки воспринимаемого объекта, он обговаривает, обозначает их словом.

Таким образом, восприятие представляет собой упорядоченную систему активных перцептивных действий, формируемую в процессе жизнедеятельности индивида.

Общая характеристика

Восприятие — это отражение в сознании человека целостных комплексов свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Восприятие отличается от ощущений тем, что в нем происходит отражение всей совокупности свойств предмета, и формируется его целостный образ. Восприятие основано на взаимосвязи сенсорной и мыслительной деятельности индивида, является результатом функционирования системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-сенсорной деятельностью мозговых отделов анализаторов.

В основе восприятия лежат два вида нервных связей:

  1. образуемые в пределах одного анализатора;
  2. межанализаторные.

Благодаря связям, образуемым между анализаторами, мы отражаем и воспринимаем такие свойства предметов пли явлений, для которых нет специально приспособленных анализаторов (например, величина предмета, удельный вес и т. д.).

Перцептивная система — совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия. При этом один анализатор может быть ведущим, а остальные дополнять восприятие предмета.

Восприятие и действие. Восприятие является своеобразным действием, направленным на обследование воспринимаемого объекта и на создание его копии. Всякое восприятие включает двигательный (моторный) компонент, способствующий вычленению объекта из окружающего фона, в виде ощупывания предмета, движения глаз, движения гортани. Поэтому процесс восприятия рассматривают, как перцептивную деятельность субъекта.

Основные свойства восприятия

К основным свойствам восприятия как познавательного психического процесса относятся: предметность, которая выражается в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира: целостность, отражающая факт, что восприятие есть всегда целостный образ предмета, а не отражение отдельных его свойств; структурность, проявляющаяся в том, что человек воспринимает фактически абстрагированную от ощущений обобщенную структуру: осмысленность восприятия, определяющаяся пониманием сущности предмета; константность восприятия — относительное постоянство образов предметов, в частности, их формы, цвета. Величины при изменении условий восприятия; избирательность проявляется в преимущественном выделении отдельных объектов и зависит от интересов и установок личности.

Восприятие времени и движения, пространства. Восприятие пространства включает в себя восприятие величины, формы, взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления.

Восприятие времени — отражение длительности и последовательности явлений или событий.
Восприятие движений — отражение направления и скорости пространственного существования предметов.

Иллюзии восприятия. Иллюзии проявляются в неадекватном отражении воспринимаемого объекта. Наиболее изученными являются иллюзорные аффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений — так называемые «оптико-геометрические иллюзии», которые заключаются в кажущемся искажении соотношений между фрагментами изображений (равные линии кажутся неравными и т. д.). К другому классу иллюзий относится феномен яркостного контраста (так, серая полоска на светлом фоне кажется темнее, чем на черном).

Определение восприятия и значение | Dictionary.com

  • Основные определения
  • Синонимы
  • Тест
  • Связанный контент
  • Примеры
  • Британский

Показывает уровень сложности слова.

[ per-sep-shuhn ]

/ pərˈsɛp ʃən /

Сохранить это слово!

См. синонимы для: восприятия / восприятия на Thesaurus.com

Показывает уровень оценки в зависимости от сложности слова.


сущ.

действие или способность восприятия или понимания посредством чувств или разума; познание; понимание.

немедленное или интуитивное признание или оценка моральных, психологических или эстетических качеств; в поле зрения; интуиция; проницательность: художник редкой проницательности.

результат или продукт восприятия, в отличие от акта восприятия; восприятие

Психология. единое объединенное осознание, полученное из сенсорных процессов при наличии стимула.

Закон. получение ренты, урожая, прибыли и т. д.

ДРУГИЕ СЛОВА ДЛЯ восприятия

1 осознание, чувство, узнавание.

См. синонимы слова «восприятие» на Thesaurus.com

ВИКТОРИНА

Сыграем ли мы «ДОЛЖЕН» ПРОТИВ. «ДОЛЖЕН» ВЫЗОВ?

Должны ли вы пройти этот тест на «должен» или «должен»? Это должно оказаться быстрым вызовом!

Вопрос 1 из 6

Какая форма обычно используется с другими глаголами для выражения намерения?

Происхождение восприятия

1350–1400; Среднеанглийское percepcioun (<старофранцузское percepcïon) <латинское perceptiōn- (основа perceptiō) понимание, буквально, принятие. ·восприятие, существительноене·восприятие·ал, прилагательноере·восприятие, существительное

самовосприятие, существительноене·восприятие·ал, прилагательное

Слова рядом с восприятием

процентиль, знак процента, процент, перцепт, воспринимаемый, восприятие, перцептивный, перцептивный, перцептивная защита, перцептивное картирование, персеваль

Dictionary. com Полный текст На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2022

Слова, относящиеся к восприятию

подход, внимание, отношение, осознание, концепция, сознание, чувство, образ, впечатление, суждение, знание, понятие, мнение, признание , смысл, вкус, мысль, точка зрения, проницательность, предчувствие

Как использовать восприятие в предложении

  • Бурла признал, что дата в конце октября, наступившая прямо перед выборами, создала ощущение политической причастности, что могло подорвать доверие в вакцине.

    Альберт Бурла из Pfizer: усилия по вакцинации улучшают репутацию Большой Фармы|Алан Мюррей|10 сентября 2020 г.|Fortune

  • За последние три десятилетия общественное восприятие информационных технологий резко изменилось.

    Гонка за вакциной против COVID-19 демонстрирует силу «общественной разведки»|matthewheimer|9 сентября 2020 г.|Fortune

  • Я действительно думаю, однако, что люди в уличных организациях считают, что полиция не делают свою работу.

    Что могут сделать мэры, когда полиция перестанет выполнять свою работу?|Алек МакГиллис|3 сентября 2020 г.|ProPublica

  • Считалось, что большинство заочных избирателей были республиканцами, поэтому демократы сосредоточились на избирателях в день выборов и заполучили их на выборы.

    Председатель Республиканской партии, назвавший голосование по почте «чреватым опасностью», проголосовал по почте 22 Straight Times|Эндрю Киттс|10 августа 2020 г.|Голос Сан-Диего общественное мнение о проблемах ЛГБТК.

    Слежка за гонщиком представляет угрозу конфиденциальности ЛГБТК|Кристофер Вуд|7 августа 2020 г.|Вашингтон Блэйд

  • Его герой, Брюс Спрингстин, миллионер, но ему все еще удается производить впечатление обычного парня, так что восприятие — это реальность .

    Сожалеет ли Крис Кристи о своих ковбойских объятиях?|Мэтт Льюис|5 января 2015 г.|DAILY BEAST

  • Клинтон ушел в далекое прошлое, и существует мнение, что тогда все было радугой, солнцем и леденцами.

    Как кандидатура Джеба Буша навредит Крису Кристи и встряхнет Республиканскую партию 2016 года|Дэвид Фридлендер|16 декабря 2014|DAILY BEAST

  • Такое восприятие ложно и часто отражает не только невежество, но также элитарность и расизм.

    Забудьте о детях, которые не могут попасть внутрь; А как насчет тех, кто даже не подает заявку?|Джона Эдельман|9 декабря 2014 г.|DAILY BEAST

  • Их интерес, как всегда, состоит в том, чтобы протолкнуть представление о том, что Вашингтон недееспособен.

    Внутри ужасного провала демократами промежуточных выборов|Майкл Томаски|5 ноября 2014|DAILY BEAST

  • Это было негативное и очень личное, и по большей части это было, вероятно, моим собственным восприятием вещей.

    Тайная попытка самоубийства Рона Перлмана|Уильям О’Коннор|28 октября 2014|DAILY BEAST

  • Здесь, как и во многих других детских любованиях, мы имеем дело не с чисто эстетическим восприятием.

    Детские пути|Джеймс Салли

  • И все же, если присмотреться, сквозь шумиху и пижонство все же просвечивает часть обаяния и проницательности этого мужчины.

    Письмо мистера Сиббера мистеру Поупу|Колли Сибберу

  • У детей с более тонким восприятием переход к правильному виду в профиль может быть осуществлен гораздо дальше.

    Детские пути|Джеймс Салли

  • Родившийся 29 марта 1769 года, он рано отличился не по годам развитым и сообразительностью.

    Маршалы Наполеона|Р. П. Данн-Паттисон

  • Заставляя себя поверить, что он стал жертвой какого-то иллюзорного восприятия, он энергично сдерживал свои чувства.

    Еще три истории ДЖОН Молчание | Алджернон Блэквуд

Британские определения словаря для восприятия

Восприятие

/ (Pəˈsɛpʃən) /


Общество

.

способность или способность воспринимать

способ восприятия; осознание или сознание; viewadvertising влияет на восприятие товара покупателем

процесс, посредством которого организм улавливает и интерпретирует информацию из внешнего мира с помощью сенсорных рецепторов

закон сбор, получение или завладение арендной платой, урожаем и т. д.

Производные формы восприятия

перцептивный, прилагательное

Слово Происхождение для восприятия

C15: от латинского perceptio понимание; см. воспринимать

Английский словарь Коллинза — полное и полное цифровое издание 2012 г. © William Collins Sons & Co. Ltd., 1979, 1986 © HarperCollins Publishers 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012

Perception (TV Series 2012–2015) — IMDb

Episode guide
  • Cast & crew
  • User reviews
  • Trivia

IMDbPro

  • Сериал
  • 2012–20152012–2015
  • TV-14TV-14
  • 42m

IMDb RATING

7.5/10

21K

YOUR RATING

POPULARITY

Play trailer0

:

33

4 Videos

92 Photos

CrimeDramaMystery

Доктор Дэниел Пирс — эксцентричный нейропсихиатр, который использует свое уникальное мировоззрение, чтобы помочь федеральному правительству раскрыть сложные уголовные дела. Дэниел Пирс — эксцентричный нейропсихиатр, который использует свое уникальное мировоззрение, чтобы помочь федеральному правительству раскрыть сложные уголовные дела. Дэниел Пирс — эксцентричный нейропсихиатр, который использует свое уникальное мировоззрение, чтобы помочь федеральному правительству раскрыть сложные уголовные дела.

IMDb RATING

7.5/10

21K

YOUR RATING

POPULARITY

  • Creators
    • Kenneth Biller
    • Mike Sussman
  • Stars
    • Eric McCormack
    • Rachael Leigh Cook
    • Kelly Rowan
  • Создатели
    • Кеннет Биллер
    • Майк Сассман
  • Звезды
    • Эрик МакКормак
    • Рэйчел Ли Кук0004
    • Kelly Rowan
  • См. Производство, Касса и компания Информация
    • 57USER Обзоры
    • 25CRITIC.

      Просмотреть серии

      ТопС самым высоким рейтингом

      3 сезона

      321Посмотреть все

      4 года

      201520142013Видео2012Посмотреть все

      909200321

      Клип 1:40

      Смотреть Восприятие: Полный Первый Сезон

      Клип 1:19

      Смотреть Восприятие: Полный Первый Сезон

      Клип 1:28

      Смотреть Восприятие: Полный Первый Сезон

        4 Трейлер 33

        ЧАСОВАЯ Восприятие

        Photo92

        TOP CAST

        ERIC MCCORMACK

        • DANIEL PIERCE

        RACHALE LEEGH COUK

        • KATE MORETTI
        • 9004
        9004 9004 9004 9004 9004 40044444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444449. 0017
        • Natalie Vincent…

        Arjay Smith

        • Max Lewicki

        LeVar Burton

        • Paul Haley

        Scott Wolf

        • Donnie Ryan

        Brad Rowe

        • FBI Agent Dalton…

        Джонатан Скарф

        • Роджер Проберт

        DJ Куоллс

        • Агент Руди Флекнер

        Дэн Лаурия

        • Джо Моретти
        • 0015

          Шейн Коффи

          • Д. Дж. Pierce…

          Robert Curtis Brown

          • Dr. Josiah Rosenthal

          Chris Gartin

          • Father Pat

          David Paymer

          • Rueben Bauer

          Peter Coyote

          • James Alan Pierce

          Jamie Бамбер

          • Майкл Хэтэуэй

          Перри Ривз

          • Миранда Стайлз

          Лиза Бреннер

          • Tasha Ogden
          • Creators
            • Kenneth Biller
            • Mike Sussman
          • All cast & crew
          • Production, box office & more at IMDbPro

          More like this

          Body of Proof

          Lie для меня

          Навсегда

          Незабываемое

          Поляны

          Риццоли и острова

          Начальная школа

          Numb3rs

          На виду

          4 Искатель0017

          Восприятие

          Covert Affairs

          Сюжетная линия

          Знаете ли вы

          • Соединения

            Показаны в Watchmojo: Top 10 2000S Stars, которые провалились в 2010S (2019).

            10/

            10

            Я думаю, это здорово!

            Я бы не согласился с некоторыми постами.. Это не похоже на менталиста.. Это напоминает мне «Прекрасный разум». Я думаю, что это увлекательно и есть сюжетная линия. После просмотра прошлой серии я зацепился, я уже с нетерпением жду следующей недели последней серии. Я думаю, что персонаж Эрика чрезвычайно убедителен. Я предсказываю, что он получит Эмми за эту роль. Мне также нравится, как другие персонажи достаточно убедительны, чтобы позволить полностью раскрыть роль Эрика. Я думаю, что в этой сюжетной линии есть нечто большее, и мы узнаем об этом в следующем сезоне. Я также предсказываю, что из-за ADD зрителей сериал продлится всего около 3 или 4 сезонов. Я мог бы смотреть это вечно, потому что я всегда был очарован человеческим разумом. Я люблю это!

            Полезно • 83

            21

            • Vnklinger2003
            • 11 сентября 2012 г.

            Подробная информация

            • Дата выпуска
              • июля.
              • Официальный сайт
                • Официальный сайт
              • Язык
                • Английский
              • Также известен как
              • Компании-производители
                • Paperboy Productions
                • Signature ABC
              • См. Больше кредитов компании на IMDBPRO

              Технические спецификации

              • Runtime

                42 минуты

              • Color
              • Sound Mix

                • Color
                • .

    Читайте также:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *