Завершение гештальта: Как завершить гештальт? — все самое интересное на ПостНауке

Содержание

Что такое «закрыть гештальт» (и как понять, что вам это нужно)

Вы счастливы, жизнелюбивы и полны энергии? Это значит, что скорее всего у вас нет незакрытых гештальтов, все циклы контакта завершены, и с этим миром вы находитесь в гармоничных дружественных отношениях. Другим повезло меньше — они не удовлетворены жизнью и собой и либо постоянно толкуют о необходимости закрыть гештальт, либо вовсе не понимают, что у них гештальт, и он не закрыт. Если же попросту, то для ощущения радости и полноты жизни любому человеку важно понять себя, упорядочить свою жизнь и успешно завершить начатые дела. Именно на это направлена гештальт-терапия. О том, на что она, действительно, способна и какими мифами овеяна, рассказывает наш эксперт, психолог Анастасия Лысакова.

Гештальт или не гештальт?

Гештальт в психологии — это целостный образ, включающий мысли, чувства и поступки человека. Все ли в этом мире гештальт? С точки зрения определения понятия — да, это любое дело. И закрыть его, значит дело сделать.

Но, с другой стороны, если мысли, чувства и поступки не требуют упорядочивания, осознания и осмысления, тогда это не стоит относить к гештальту. Простой поход в магазин не может быть закрытием сложного гештальта — здесь не нужно ничего упорядочивать и осознавать. Но вот когда потребность сходить в магазин появилась, но по каким-то причинам действие отсрочилось — вы получили незавершенный цикл контакта с окружающей средой и приступили к формированию гештальта, который все же потребуется закрыть. Иначе он проявится дискомфортом. Это как незаконченный ремонт: жить в такой обстановке можно, но откуда-то будет сквозить неудовлетворенностью.

Найти незакрытый гештальт позволяет одна из замечательных методик, которая часто применяется в спортивной психологии: самочувствие-активность-настроение. Диагностика САН. Если человек себя чувствует счастливым, целостным, наполненным и активным, будьте уверены, все гештальты закрыты. Но если по шкале САН не самые высокие баллы, то возможно на человека давят эти незакрытые гештальты, что-то тревожит и что-то нужно завершить. И вот тут мы вступаем в область гештальт-терапии, овеянную рядом мифов.

Гештальт и психоанализ

Гештальт — это все же не психоанализ. Гештальт-терапия — это игра на поле сознания, где важно развивать осознанность, понимать причинно-следственные связи, структурировать и упорядочивать хаос в жизни человека. Но часто для работы на уровне сознания, необходимо доставать проблему из подсознания. И тогда требуется подключать психоанализ. Сама же гештальт-терапия призвана завершать упорядочивание и помогать достраивать образ до целого.

Гештальт — не волшебная палочка

В психике человека не все просто и однозначно — это самая тонкая «материя». И здесь не существует универсальных инструментов, с помощью которых можно разрешить абсолютно все задачи. Гештальт не исключение — не волшебная палочка и не панацея. Чтобы грамотно тренировать человека в осознанности, нужно понимать бессознательное и зачастую уходить в более глубокие проработки, использовать весь арсенал психологического инструментария. Приходя к стоматологу с зубной болью, вы же не ждете, что он будет орудовать исключительно этим «буравчиком» — вам нужен результат в виде пролеченного зуба. Также и с гештальтом.

Классический пример работы гештальтистов — жена моряка дальнего плавания с ожирением. Психолог определяет перенос — женщина по ночам занимается обжорством, поскольку в период длительных рейсов компенсирует едой отсутствие близости с мужем. И это так. Но у обжорства могут быть и более глубинные истоки: коллективное бессознательное целого поколения, такое, как нищета и голод, либо напротив повышенное хлебосольство, определившие установку доедать и переедать, что тянется из поколения в поколение. Иногда не все лежит на той поверхности, где работает гештальт — нужно исследовать, наблюдать и использовать технику адекватно запросу клиента (читайте также: «Судьба или самовнушение: существуют ли родовые проклятия (и как их преодолеть)»).

Чувства и чувствительность

Одно из заблуждений состоит в том, что гештальт-терапия оперирует сугубо чувствами. Ведь на сеансе человека будут часто подталкивать к их выражению. Просто чувства — это наиболее точные маркеры общего состояния, которые позволяют оценить и понять истинные потребности, желания и нежелания. И эти чувства нужно назвать и осознать.

К примеру, комбинируя в своей работе гештальт-терапию и психоанализ, когда речь идет о разрыве болезненных отношений, и включены некие бессознательные вещи, специалист погружает человека в момент начала эпизода к его чувствам того порядка. А затем, используя гештальт-терапию, устанавливает разницу между чувствами, которые человек испытывал тогда и сейчас. Уходит острота и актуальность.

Излишняя агрессия

Люди боятся продемонстрировать чрезмерные эмоциональные реакции, не свойственные им в обычной жизни. Это следствие двух особенностей гештальт-терапии — обращения к чувствам (тут трудно оставаться спокойным) и роли психолога. Он является активным участником процесса, он вызывает и провоцирует, и многие не понимают, что именно эти эмоции и нужны в данный момент, они — правильные, эффективные и ведут к реальному осознанию проблемы и выходу из нее.

Умаление мужественности

И это еще одно следствие первого мифа о чувствах, которое касается мужчин. Им часто кажется, что психолог заставит эмоционально «обнажаться», пускать кого-то в свой, всегда закрытый мир чувств, показывать слабость. Но обращение к эмоциям в гештальт-терапии — это не нарушение, а расширение границ. И то, что кажется слабостью, в итоге становится истоками силы.

Потребности и принятие

Есть мнение, что гештальт-терапия призывает удовлетворять потребности и принимать себя таким, какой ты есть. Нет, из такого симбиоза можно вырастить по-настоящему асоциального типа. Гештальт направлен на другое — понять, кто ты есть и что тебе нужно. И принимая себя со всем набором хорошим и плохих качеств, не впасть в застой: мол, я такой и на этом все — а научиться развивать хорошие и корректировать плохие.

Самодостаточность

Гештальт-терапия не решает вопросы самодостаточности путем умаления ценности других, отделения от них и наращивания собственного превосходства. Вообще странно воспринимать самодостаточность как полнейшую автономность — это как раз полностью противоречит идее гештальта, который утверждает единение и целостность с окружающей средой. То есть самодостаточность — это осознать себя частью целого, в результате чего получить силы и энергию мира для решения своих задач.

Гештальт должен быть закрыт

И это самое распространенное заблуждение. Гештальт не обязательно завершать. Иногда необходимо отменить задачу и скорректировать жизненные цели с учетом новых условий. Единственное, что здесь нужно — осознать, что прежние задачи потеряли актуальность и не стоит мучиться ощущением незавершенности уже не важного дела.

И один из принципиальных моментов — роль психолога. В гештальт-терапии он не сторонний наблюдатель, а человек со своими взглядами, чувствами и мнениями. Он будет высказываться, оценивать и провоцировать, потому что его задача — развить осознанность, присоединить вас к миру, полному возможностей быть счастливым.

Вам пригодится

Книга «Путешествие в гештальт: теория и практика», Иванова Е. А., Лебедева Н. М.

Реклама. ООО «Яндекс»

Психолог.

Фото: Getty Images

Marie Claire Editorial

Закрыть гештальт: что это такое, как закрывают?

«Закрыть гештальт» — фраза настолько расхожая, что мы используем ее по поводу и без. Чаще — без: «Пойду закрою гештальт и домою полы». А что такое гештальт на самом деле? И зачем его закрывать? А что будет, если оставить открытым? Расспросили экспертов-психологов.

Наши эксперты:

  • Елена Соллогуб, гештальт-терапевт, семейный психолог.
  • Юлия Карачёва, врач-психиатр, психотерапевт медицинского центра «Атлас».
  • Ольга Василиадис, клинический психолог

Что такое гештальт?

Гештальт (от нем. gestalt — целый, полный образ) — образ, форма или структура, которая воспринимается как неделимая, но на самом деле состоит из многих компонентов. Возьмем для примера музыку: мы воспринимаем ее как нечто цельное, хотя это набор нот, громкость и скорость звучания, мастерство исполнителя и даже качество записи. И это все (а также настроение, воспоминания, ассоциации) влияет на ее восприятие.

Но какое отношение гештальт имеет к отчетам, глажке вещей и шопингу? Ну или к психологии?..

Откуда взялось это понятие?

Ольга Василиадис: Это понятие — основа гештальт-терапии (основатель — Фредерик Перлз). Специалисты этого направления считают, что вся наша жизнь — серия гештальтов: разнообразных потребностей, которые возникают и удовлетворяются вследствие контакта с окружающим миром. Удовлетворение потребности — закрытие гештальта. Мы проголодались — ищем возможность перекусить. Влюбились — хотим близости с объектом. Когда потребность не удовлетворяется, возникает тот самый незакрытый гештальт.

Юлия Карачёва: Говоря о незакрытом гештальте, мы имеем в виду то, что не получило логического завершения. У него есть еще одно название — эффект Зейгарник (эффект незавершенного действия). Блюма Вольфовна Зейгарник, выдающаяся отечественная специалистка в области психологии, еще в 1925 году заметила, что официанты, выполнившие заказ, тут же о нем забывают, а вот незавершенный сохраняется у них в памяти. Дальнейшие исследования помогли понять, что нерешенные задачи создают у человека эмоциональное напряжение. Именно поэтому мы так часто вспоминаем неудачи и незаконченные действия.

А можно конкретные примеры незакрытых гештальтов?

Ольга Василиадис: Нереализованные желания. Чувства, которые мы не смогли выразить: гнев, горе, печаль, возмущение. Неразрешенные ситуации в отношениях с семьей, любимыми, друзьями.

Елена Соллогуб: Классический пример в отношениях — развод. Часто, разводясь на бумаге, супруги эмоционально не завершают отношения и продолжают испытывать друг к другу разнообразную гамму чувств.

Юлия Карачёва: Когда эпизод любимого сериала обрывается на самом интересном месте. Вы запоминаете сюжет и ждете продолжения.

Чем опасен незавершенный гештальт?

Ольга Василиадис: Незавершенные гештальты заставляют возвращаться в определенную ситуацию, вести внутренней диалог с тем, кто нас не слышит. Это съедает энергию, которую мы могли направить на созидательные цели.

Незакрытый гештальт может повлиять не только на самого человека, но и на его детей. Классический пример – попытка реализовать свою детскую мечту через ребенка, не считаясь с его желаниями.

Елена Соллогуб: Мы не всегда осознаем, что вот это и есть тот самый незакрытый гештальт. А тем временем он влияет на нашу жизнь: заставляет вести себя непредсказуемо, бросать на полпути важные проекты, разрушает ценные отношения. Поэтому ситуацию нужно взять под контроль: выявить, осознать, закрыть.

Значит, любой гештальт надо закрывать?

Елена Соллогуб: Невозможно закрыть все гештальты. Но имеет смысл проработать те, что вызывают тяжелые переживания и ухудшают качество жизни. И кстати! Есть одна важная тонкость. Она касается творческих людей. Для них стресс и незакрытые гештальты могут быть источником вдохновения. Решили проблему — перекрыли источник творчества.

И как же закрыть гештальт?

Елена Соллогуб: В отношениях – попробуйте поговорить. Банальный совет, но он работает: озвучить проблему — сделать первый шаг к ее решению. Пока она крутится у вас голове, то как бы и не существует. Проговорить ее — значит сделать реальной.

Дальше — по ситуации. Если не получается разобраться самостоятельно, обратитесь к терапевту. Не обязательно именно к гештальт-терапевту — можно пойти к представителю любого направления. Не везде будут именно закрывать гештальт, способы работы у специалистов разные. Но в результате вам станет легче.

И, кстати, это касается не только отношений внутри пары. Незакрытым гештальтом, мешающим спокойно жить и развиваться, может быть проблема в семье, на работе, она может касаться карьеры и образа жизни в целом.

Ольга Василиадис: Если упростить, вам надо определить потребность, смоделировать вместе с психологом путь до удовлетворения этой потребности и пройти его — в безопасном формате отношений клиент-терапевт. Это поможет закрепить новую поведенческую и эмоциональную реакцию на ситуацию.

Можно ли сделать это самостоятельно?

Елена Соллогуб: Конечно. Люди могут закрыть большинство своих гештальтов сами. Специалист же может помочь пройти тот же путь чуть быстрее и с меньшим количеством затраченных ресурсов. Скажем, если вас мучает, что вы недоговорили с человеком, которого больше не увидите, терапевт может использовать «технику пустого стула». Вы ставите перед собой стул, мысленно сажаете на него собеседника и говорите ему все, что давно хотели высказать.

Юлия Карачёва: Есть гештальты, которые можно закрыть самостоятельно, а есть такие, где не обойтись без специалиста. Часто причина взрослых проблем — ранний детский опыт взаимодействия со значимыми людьми. И неспециалисту порой сложно понять, какие именно потребности не удовлетворялись, как научиться их замечать и удовлетворять сейчас.

А как будет помогать специалист?

Ольга Василиадис: Кроме «техники пустого стула», в арсенале гештальт-терапевта работа с заблокированным дыханием, телом и голосом, со снами, воображением, монодрама и психодрама (проигрывание пережитых эмоций по ролям). Один из ключевых моментов — налаживание контакта с собой, своими эмоциями. Самый частый вопрос, который задает гештальт-терапевт: «Что вы сейчас чувствуете?» Важно уметь осознавать и называть свои чувства.

Что, если отпустить давнюю обиду не получается: родители умерли, к бывшему мужу нет доступа?

Елена Соллогуб: Есть несколько вариантов:

  1. Обратиться к психотерапевту, у которого в арсенале различные способы разрешения внутренних конфликтов, в том числе в отношении умерших или не желающих общаться людей. В частности, техника «пустого стула», о которой говорилось выше.
  2. Использовать самостоятельные техники. Например, письменные: ведение дневников, написание неотправленных писем.
  3. Еще один способ – попытаться сублимировать энергию в творчество: рисование, танцы, вокал, написание стихов, занятия в театральной студии и т. д. Не факт, что это не поможет напрямую завершить ситуацию, но будет способствовать переработке сложных переживаний.

Поможет и сочетание этих методов.


Что мы об этом думаем?

Яна З: В детстве, ранней и не очень ранней юности я вела дневник. Классический дневник, общая тетрадка в клеточку, таких тетрадок у меня к моему тридцатнику накопилось — целый чемодан. Страшно боялась, что кто-то это все прочтет. Иногда — да, случалось, ни к чему хорошему не приводило, но я все равно писала. Не каждый божий день, конечно, — как получалось и когда хотелось. Двигали мной, как я сейчас понимаю, два обстоятельства. Во-первых, мне просто нравилось писать. Во-вторых, была потребность назвать все мои юные эмоции своими именами, а иначе б они меня просто накрыли и снесли. Но, ничего не зная про гештальт-терапию, я объяснялась со своими обидчиками и теми, кого обижала сама, брошенными парнями, родителями, которые в который раз не могли понять мою страсть не спать ночами и курить в форточку. И, черт возьми, это работало.

Короче, если что-то или кто-то вас не отпускает: «так возьми, досконально изложи на бумажной четвертушке — с кем в ладу, с кем немного не в ладу, чем допек утробный вой. Помнишь, в прошлом столетии писал Александр Сергеич Пушкин про такую забавную игру — бой Руслана с головой» (С). И, главное, не врите себе. Если страшно — ту самую бумажную четвертушку всегда можно порвать и сжечь, чтоб никто ни о чем не догадался. Но вот что интересно: нужна именно бумага и ручка. Компьютер и Word не годятся. Почему? Не знаю, но какой-нибудь гештальт-терапевт бы точно объяснил. А вы как думаете? Пробовали таким образом закрывать гештальты?:)


Наши эксперты:

Юлия Карачёва

Врач-психиатр, психотерапевт

Психотерапевт медицинского центра «Атлас». Специализируется на тревожных, депрессивных, психосоматических расстройствах, а также расстройствах приема пищи. Член Ассоциации когнитивно-бихевиоральных терапевтов и Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии.

Елена Соллогуб

Гештальт-терапевт, семейный психолог

Практикующий гештальт-терапевт и супервизор, системный семейный психотерапевт. Ведет прием в психологическом центре «Практика». Специализация: межличностные отношения, в том числе супружеские и детско-родительские; работа с травматическим опытом, фобиями, психосоматическими расстройствами, с вопросами самооценки. Опыт практической работы более 12 лет.

Фокус научных интересов: взаимоотношения супругов на стадии «опустевшего гнезда», а также работа над проблемами взаимодействия «врач-пациент».

Ольга Василиадис

Клинический психолог

Специалист в области детской и семейной психологии.


Читайте также:

  • Культура отмены: что это такое и как с этим жить?
  • Как обойтись без паники и как паниковать с пользой?
  • Помоги себе сам: мифы и факты о холистический психологии

Радость соединения и завершения – О гештальт-теории и коучинге | Listening Partnership

Перейти к содержимому Радость соединения и завершения — О гештальт-теории и коучинге

Радость соединения и завершения – О теории гештальта и коучинге

Принцип фигуры и фона в гештальте описывает то, как мы все движемся к завершению вещей, сильное человеческое желание, которое мы все чувствуем, чтобы создать четкое целое. Речь идет о восприятии, о том, как мы чувствуем себя намного лучше, когда можем соединиться и завершить то, что видим и делаем.

Во время коучинга к нам приходят люди, чтобы завершить задачу, решить проблему или создать различные варианты и действия. Они хотят найти смысл решения, смысл движения к новому действию, которое завершает их гештальт.

В конце концов, все дело в ключевой роли психологии в визуальном восприятии. Эти интересные идеи используются графическими дизайнерами для повышения осведомленности, мощной и простой передачи информации и побуждения людей к желаемому действию. Их также используют некоторые из самых успешных коучей в мире.

Основная концепция гештальта

Идея такова: наше знание прошлого влияет на наше текущее восприятие и воспоминания. Всякий раз, когда мы что-то вспоминаем, мы на самом деле реконструируем наше восприятие события. Все знания и опыт, которые мы ассимилировали и интегрировали, составляют наш фон, который придает смысл нашим возникающим «гештальтам» — общему качеству и характеру вещи.

В коучинге гештальт-метод меняет восприятие. Таким образом, это также меняет то, что возможно. Он поддерживает клиентов в создании гораздо большей осведомленности. Расширяя и углубляя восприятие клиента и выявляя различные способы мышления, восприятия и действия, гештальт-коучинг поддерживает экспериментальное, экспериментальное и ценное путешествие. Способ изучения себя, отношений и более широких систем, частью которых являются клиенты. Это создает связи, осведомленность, больший выбор и сдвиги в поведении.

Основы гештальт-принципов

Фото Джордана Макдональда

Человеческий мозг запрограммирован на выявление паттернов, замечает структуру и четко реагирует на логику. В древние времена эти навыки спасали жизни, передаваясь генетически из поколения в поколение как успешная стратегия выживания. Паттерны и структуры помогали нам понять мир — и выжить в нем — когда он был гораздо более опасным и непредсказуемым местом, чем сейчас, и они все еще остаются.

В 1920-е годы группа немецких психологов разработала теорию, объясняющую, как мы воспринимаем окружающий мир. Они назвали их гештальт-принципами. Первый называется фигурой-фоном, когда люди инстинктивно видят объекты либо на переднем плане — фигура, либо на заднем плане — фон. Большую часть времени этот процесс протекает быстро и бессознательно, и он мгновенно сообщает нам, какие вещи мы можем и не можем игнорировать.

Второй принцип — сходство. Когда вещи выглядят одинаково, мы естественным образом группируем их вместе и предполагаем, что они работают одинаково. Принцип 3, близость, говорит, что мы склонны предполагать, что вещи, расположенные близко друг к другу, более тесно связаны, чем вещи, между которыми есть большое расстояние. А принцип 4, общая область, очень похож на близость — когда вещи находятся в одной области, мы также инстинктивно группируем их вместе.

Принцип 5, непрерывность, гласит, что объекты, расположенные вдоль линии или кривой, более связаны друг с другом, чем объекты, не расположенные на этой линии или кривой. Принцип 6 называется завершением, когда мы естественным образом ищем закономерность в любом расположении визуальных элементов, а наш мозг услужливо заполняет пробелы. И, наконец, принцип 7 называется фокусом, где выделяются те вещи, которые привлекают и удерживают внимание человека больше, чем менее заметные визуально.

Как гештальт-принципы помогают клиентам повысить осведомленность

Фото Agence Olloweb

Графический дизайнер использует все вышеперечисленные принципы в визуальной форме, чтобы привлечь внимание людей в нужном направлении. Гештальт-терапевты и гештальт-коучи следуют примеру своих клиентов и верят, что все, что возникнет на сеансе, будет полезным.

Как только вы хорошо поймете, как работает человеческий мозг — насколько позволяют эти принципы — вы увидите, что из основы коуч-сессий сформируется что-то ценное. Он станет образным и, уделяя этому вопросу или потребности внимание, даст клиенту возможность обрести большее чувство завершенности. Как только клиент понимает свою общую картину, видя ее более ясно, он получает новое понимание и может сделать лучший выбор в отношении следующих шагов.

Ценное восприятие и осознание для клиентов и коучей

Восприятие, осознание, больший выбор и переход к действию лежат в основе гештальт-коучинга как для коучей, так и для клиентов, и это делает его особенно эффективным. Если вы хотите попробовать этот способ коучинга, пожалуйста, свяжитесь с

Ссылка для загрузки страницы

Завершающий гештальт-тест | Специалист по семантике

  • DOI: 10.1177/016146813103300306
  • Идентификатор корпуса: 142861327
 @article{Street1931AGC,
  title={Гештальт-тест на завершение},
  автор = {Рой Фринк Стрит},
  journal={Запись Педагогического колледжа: Голос стипендий в образовании},
  год = {1931},
  объем={33},
  страницы={1–2}
} 
  • R. F. Street
  • Опубликовано 1 декабря 1931 г.
  • Психология
  • Отчет педагогического колледжа: The Voice of Scholarship in Education

Посмотреть на SAGE

Не моя привилегия: как интерпретационный уровень объясняет реакцию на мужскую привилегию привилегированная идентичность занимает центральное место в их самоощущении. Исследование…

Вы уже видели собаку? Чтобы учащиеся установили связь между информацией и смыслом, требуется мотивированное обучение* 9.0014

  • Брайан П. Коппола
  • Образование

  • 2004

В Мичиганском университете мы начали использовать предмет органической химии в качестве основы для вводного обучения химии в 1989 году, изучение которого студенты начинают в любом…

Создание резюме и аналогий и аналитических и целостных способностей

  • М. Виттрок, К. Алесандрини
  • Психология

  • 1990

Выдвинута гипотеза и установлено, что создание аналогий или обобщений во время чтения по-разному стимулирует аналитические и целостные (т. е. образные) способности учащихся.

Отчет о клиническом случае: Сети мозга в состоянии покоя после почти полной гемисферэктомии во взрослом возрасте по неврологии

  • 2022
  • Эти данные подтверждают и расширяют недавние результаты увеличения межсетевых связей в оставшемся полушарии после хирургической гемисферэктомии по поводу трудноизлечимой эпилепсии в детстве и поддерживают модель нейропластичности с реорганизацией распределенных связей мозга в сохраненном полушарии.

    Это не то, что вы думаете.

    • A. Wilde, T. Simmers
    • Art

      Журнал о сердце Нидерландов: ежемесячный журнал Нидерландского общества кардиологов и Нидерландского кардиологического фонда

    • 2005

    Головоломка видения исследует взаимосвязь между визуальными явлениями, сознательным появлением и ролью языка в формировании образа человека.

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПРИЯТИЯ.

    Читайте также:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *