Структура личности это – Урок 3. Личность в психологии
Структура личности
1) По Дж. Миду, структура сформировавшейся личности состоит из двух компонентов: «Я – сам» (объект самосознания, самопонимания) и «Я – меня» — рефлексия на оценки других и общество в целом;
2) Ч. Кули (концепция зеркального «Я») считал, что личность – продукт социальных взаимодействий – интеракций. Представления человека о себе (а это, по Кули, и есть структура личности) формируются в процессе взаимодействия с другими людьми. Человек познает себя, представляя, что о нем думают другие, т.е. в интеракциях, как бы отражается в представлениях о нем других людей, как в зеркалах, создает свое зеркальное «Я», которое состоит из трех элементов:
— представление о том, что другие видят меня;
— представление о том, как другие оценивают меня;
— ощущение «Я» как ответ на представление и оценки меня.
3) По представлениям З. Фрейда, человек всегда находится в конфликте с обществом и его биологические побуждения противоречат социальным нормам. Именно в постоянной борьбе с природными инстинктами, с социальным контролем формируется структура личности, которая состоит из трех компонентов:
— Ид («Оно») – бессознательное, энергия инстинктов (два основных инстинкта – Эрос (инстинкт продолжения жизни, сексуальная энергия) и инстинкт смерти – Танатос). Основной принцип существования Ид – «Хочу». При освобождении Ид ослабляется внутреннее напряжение и возникает удовлетворение.
— Эго («Я») – сознание, действует по принципу «Могу». Индивидуализирует поступки человека. Развивается по мере роста самосознания личности.
— Суперэго (сверх-«Я») – компонент личности, который сложился под влиянием социального контроля, культурных норм и запретов. Основной принцип – «Надо».
Согласно концепции К. К. Платонов, существует 4 уровня структуры личности (биологические и социальные).
1. Низший уровень личности — биологически обусловленная подструктура, в которую входятвозрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента.
2. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т. е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств.
3. Следующий уровень личности — индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер.
4. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.
Различие людей между собой значительно: на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенные психологические знания в сочетании с наблюдательностью.
Выдающийся отечественный психолог С. Л. Рубинштейн различал в личности направленность, способности, темперамент, характер, самосознание.
А. Н. Леонтьев считал, что личность — это социальная сущность человека, и поэтому темперамент, характер, способности и знания человека не входят в состав личности в качестве ее подструктур, они лишь условия формирования этого образования, социального по своей сущности. Направленность и воля принадлежат личности, ибо волевой поступок невозможно рассматривать вне иерархии мотивов, так и направленность есть непосредственное выражение мотивационных структур, т. е. ядра личности.
Направленность личности — это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенные поведение и деятельность, достижение относительно сложных жизненных целей.
Направленность всегда социально обусловлена и формируется в онтогенезе в процессе обучения и воспитания, выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное от основной деятельности время (например, изобразительным творчеством, физическими упражнениями, рыбалкой, спортом и др.).
Направленность — это установки, ставшие свойствами личности.
В направленность включаются несколько связанных форм, которые мы кратко опишем:
влечение — наиболее примитивная биологическая форма направленности;
желание — осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному;
стремление — возникает при включении в структуру желания волевого компонента;
интерес — познавательная форма направленности на предметы;
склонность — возникает при включении в интерес волевого компонента;
идеал — есть конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности;
мировоззрение — система этических, эстетических, философских, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир;
убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.
9 установка — готовность индивида к определенной деятельности, актуализирующаяся в создавшейся ситуации. Она проявляется в устойчивой предрасположенности к определенному восприятию, осмыслению и поведению индивида. Установка выражает позицию человека, его взгляды, ценностные ориентации по отношению к различным фактам быта, общественной жизни и профессиональной деятельности. Она может быть позитивной, негативной или нейтральной. При позитивной установке явления, события и свойства предметов воспринимаются доброжелательно и с доверием. При негативной — эти же признаки воспринимаются искаженно, с недоверием или как чуждые, вредные и неприемлемые для данного человека.
Установка опосредует влияние внешних воздействий и уравновешивает личность со средой, а знание ею содержания этих воздействий позволяет с определенной степенью достоверности прогнозировать поведение в соответствующих ситуациях;
10 позиция — устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении. Она включает в себя совокупность мотивов, потребностей, взглядов и установок, которыми индивид руководствуется в своих действиях. В систему факторов, определяющих конкретную позицию человека, включаются также его притязания на определенное положение в социальной и профессиональной иерархии ролей и степень его удовлетворения в этой системе отношений;
11. цель — желаемый и представляемый результат конкретной деятельности человека или группы людей. Она может быть близкой, ситуационной или отдаленной, общественно ценной или вредной, альтруистической или эгоистической. Личность или группа людей ставят перед собой цель на основе потребностей, интересов и возможностей ее достижения.
В целеполагании важную роль играют информация о состоянии вопроса, мыслительные процессы, эмоциональное состояние и мотивы предполагаемой активности. Целевыполнение складывается из системы действий, направленных на достижение предполагаемого результата. Направленность формируется в онтогенезе, в процессе обучения и воспитания молодых людей, при подготовке их к жизни, профессиональной и общественно полезной деятельности, служению своей Родине. Здесь важно, чтобы подрастающее поколение усвоило, что их личное, семейное благополучие, достижения в различных сферах деятельности и социальный статус взаимосвязаны с готовностью к служению своему народу и государству, в котором они живут. Выделяют три основных вида направленности личности: личная, коллективистическая и деловая.
Личная направленность – создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает, занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует, на потребности окружающих его людей: игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников.
Направленность на взаимные действия – имеет место тогда, когда поступки человека определяется потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе, учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя может и не способствовать успешному выполнению задания, нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его фактическая помощь может быть минимальной.
Деловая направленность – отражает преобладание мотивов порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремится к сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи
Установлено что лица с направленностью на себя имеют такие черты характера:
– больше заняты собой и своими чувствами, проблемами
– делают необоснованные и поспешные выводы и предположения о других людях, также ведут себя в дискуссиях
– пытаются навязать свою волю группе
– окружающие в их присутствии не чувствуют себя свободно
Люди с направленностью на взаимные действия:
– избегают прямого решения проблемы
– уступают давлению группы
– не высказывают оригинальных идей и не легко понять, что такой человек хочет выразить
– не принимают на себя руководство, когда речь идет о выборе задач
Люди с деловой направленностью:
– помогают отдельным членам группы выражать свои мысли
– поддерживают группу, чтобы она достигла поставленной цели
– легко и доступно излагают свои мысли и соображения
– берут в свои руки руководство, когда речь идет о выборе задачи
– не уклоняются от непосредственного решения проблемы.
Способности человека определяют его успехи в различных видах деятельности.
СПОСОБНОСТИ — индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.
Задатки – первичные, природные (биологические) особенности, с которыми человек рождается и которые созревают в процессе его развития. Это, главным образом, врожденные анатомические и физиологические особенности строения тела, двигательного аппарата, органов чувств, нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной асимметрии больших полушарий и др.
Именно своеобразие индивидных характеристик выступает в качестве природных задатков. Задатки не заключают в себе способностей и не гарантируют их развития. Они могут превратиться и не превратиться в способности, в зависимости от воспитания и деятельности человека. При отсутствии надлежащего воспитания и деятельности даже большие задатки не станут способностями, а при соответствующем воспитании и деятельности даже из небольших задатков могут развиться способности достаточно высокого уровня.
Задатки прежде всего проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность).
Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка, (или взрослого) к определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой).
Темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.
Б.М. Теплов дает следующее определение темперамента: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т.е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и сило их – с другой». Таким образом, темперамент имеет два компонента – активность и эмоциональность. К числу наиболее значимых свойств темперамента были отнесены следующие:
Эмоциональная возбудимость. Под этим свойством понималась способность реагировать на очень слабые внешние и внутренние воздействия.
Возбудимость внимания – это свойство темперамента обусловливает приспособительные функции психики индивида. Оно состоит в способности замечать предельно малое изменение интенсивности воздействующего раздражителя.
Сила эмоций. Главную функцию данного свойства Теплов видел в «энергизации деятельности» в зависимости от удовлетворения или неудовлетворения мотивов. (Современные психологи это свойство называют интенсивностью и модальностью эмоциональных проявлений.)
Тревожность. Под тревожностью Теплов понимал эмоциональную возбудимость в угрожающей ситуации. Причем он принципиально разделял тревожность и эмоциональную возбудимость в обычных условиях. Одним из оснований для такого мнения является то, что эмоциональная возбудимость не зависит от силы раздражителя, а тревожность, наоборот, находится с ней в прямой зависимости.
Реактивность непроизвольных движений. Функция данного свойства заключается в увеличении интенсивности приспособительных реакций к ситуациям и раздражителям, непосредственно действующим в данный момент.
Активность волевой целенаправленности деятельности. Данное свойство, по мнению Теплова, проявляется в повышении активности приспособления путем преобразования ситуации в соответствии с поставленной целью.
Пластичность – ригидность. Функция этого свойства заключается в приспособлении к изменяющимся требованиям деятельности.
Резистентность. Данное свойство заключается в способности оказывать сопротивление всем внутренним и внешним условиям, ослабляющим или тормозящим начатую деятельность.
Субъективизация. Функцию данного свойства Теплов видел в усилении степени опосредования деятельности субъективными образами и понятиями.
К свойствам темперамента относятся индивидуальные особенности, которые
1. регулируют динамику психической деятельности в целом;
2. характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;
3. имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени;
4. находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента;
5. однозначно обусловлены общим типом нервной системы.
Выделенные Павловым свойства нервных процессов могут образовывать определенные комбинации, которые определяют так называемый тип нервной системы, или тип высшей нервной деятельности.
Сила нервных процессов – это способность нервных клеток переносить сильное возбуждение и длительное торможение, т.е. выносливость и работоспособность нервных клеток. Сила нервного процесса выражается в соответствующей реакции на сильные раздражители: сильные раздражения вызывают у сильной нервной системы сильные процессы возбуждения, у слабой нервной системы – слабые процессы возбуждения и торможения.
Уравновешенность предполагает пропорциональное соотношение данных нервных процессов. Преобладание процессов возбуждения над торможением выражается в быстроте образования условных рефлексов и медленном их угасании. Преобладание процессов торможения над возбуждением определяется замедленным образованием условных рефлексов и быстротой их угасания.
Подвижность нервных процессов – это способность нервной системы быстро в ответ на требования условий внешней среды сменять процесс возбуждения процессом торможения и наоборот.
Выделенные Павловым типы нервной системы не только по количеству, но и по основным характеристикам соответствуют четырем классическим типам темперамента:
Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный тип.
Флегматик – сильный, уравновешенный, малоподвижный (инертный) тип.
Холерик – сильный, но неуравновешенный, со слабыми по сравнению с возбуждением тормозными процессами.
Меланхолик – слабые процессы возбуждения и торможения (слабый тип).
Характер — приобретенные в конкретных социальных условиях общие способы взаимодействия личности со средой, составляющие тип ее жизнедеятельности. Своеобразие характера каждого человека определяется его направленностью (устойчивой мотивационной сферой личности) и особенностями осуществления деятельности — волевыми качествами.
Характер является индивидуально-типологическим сочетанием ценностных ориентаций и регуляционных особенностей личности. Различаются черты характера и типы характеров. Черты характера выражаются в отдельных общих особенностях поведения, а тип характера — в общих способах взаимодействия со средой. Многообразные черты характера объединяются в следующие группы.
1. Волевые черты характера — устойчивые индивидуально-типологические особенности сознательной, понятийно-опосредованной регуляции деятельности и поведения. К ним относятся: целенаправленность, самостоятельность, решительность, настойчивость и др.
2. Эмоциональные черты характера — устойчивые индивидуально-типологические особенности непосредственного, спонтанного регулирования поведения.
3. Интеллектуальные черты характера — устойчивые индивидуально-типологические особенности умственных способностей.
Теория личности – это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека.
В современной психологии выделяют 7 основных подходов к изучению личности. Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения.
1. Психодинамический (классический психоанализ).
studfile.net
Структура и теория личности в психологии
Понятие «личность» настолько обширно и многогранно, что это вполне закономерно привело к проблеме его структуризации. Именно поэтому необходимо вспомнить о мнении Г. Олпорта, в своем труде «Личность: проблема науки или искусства» указавшего, что воспринимать личность стоит целостно, без разделения на отдельные свойства и функции. Но, при этом, он же утверждал, что чисто научное, доказательное и объективное изучение личности невозможно без разделения целого на части, на отдельные составляющие. Данного дробления требует сама специфика научного эксперимента, хотя полнота описания личности становится возможной исключительно в рамках целостного подхода к индивиду.
Сформулировано большое число теорий, представляющих собственные личностные структуры. Отдельное место среди них занимают те, которые выделяют в личности такие базовые подструктуры, как социальное и биологическое. Была озвучена мысль, что личность распадается на эндопсихологическую и экзопсихологическую подструктуры.
Определение 1Эндопсихика – это некий внутренний механизм личности, который включает в себя особенности ощущений, восприимчивость, темперамент, задатки.
Экзопсихика, в свою очередь, определяет взаимодействие человека с внешней средой. К экзопсихике относятся способности, характер, волевые качества, мотивация, эмоции, социальные установки. Эндопсихика обусловлена чисто биологически, и сам человек не способен ее изменить, в то время как экзопсихика, в основном, формируется под влиянием социального фактора, то есть среды и воспитания, и индивид способен менять ее самостоятельно.
Рисунок 1. Структура личности
Теории личности в основных психологических направлениях
Теорию личности можно объяснить в качестве совокупности гипотез либо предположений касательно природы и механизмов развития личности. Теория психологии личности старается не только объяснить, но даже и предугадать поведение индивида.
zaochnik.com
Структура личности — это… Что такое Структура личности?
- Структура личности
- (лат. – строение) – основные составляющие проявления личности как целостной индивидуальной системы. Эта структура многомерна (стратометрична). Личность можно представить как единство духовного, душевного и телесного в человеке при ведущей и определяющей роли духовного начала. Личность – это и единство сознания, чувств и поведения человека, что по смыслу очень близко к первому пониманию ее структуры. Есть вариант «деления» личностного в человеке на потенциальную, требующую развития, и актуальную, т.е. уже реализующуюся сферу. Согласно другой монистической концепции многомерного развития личности в ней различают: направленность деятельности (общения, игры, труда), уровни освоения деятельности (обучение, воспроизведение, учение, творчество), формы реализации деятельности (умственная, речевая, перцептивная, моторная в смысле материальная), эстетические переживания в деятельности (позитивные переживания возвышенного, прекрасного и негативные – низменного, безобразного). Здесь структура личности выделяется на основе функционирования индивидуальности. По соотношению природного и социального в личности выделяют общую конституцию, составляющие ее задатки (потребности, свойства нервной системы), направленность (интересы, склонности, целеустремленность, мировоззрение), а также механизмы их взаимодействия (побуждения, мотивация, эмоциональность, темперамент, активность, способности, воля, характер, побуждения). Согласно видового строения человеческой деятельности выделяются пять подструктур, таких как познавательная, ценностная, творческая, коммуникативная и художественная. Есть и другие представления о структуре личности.
Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.
- Строгость
- Стыд
Смотреть что такое «Структура личности» в других словарях:
структура личности — asmenybės struktūra statusas T sritis švietimas apibrėžtis Biologinių ir psichologinių žmogaus savybių vienovė, apibūdinanti individą kaip aktyvią būtybę. Yra įvairių asmenybės struktūros modelių. Ugdymui parankus toks psichologinis asmenybės… … Enciklopedinis edukologijos žodynas
Структура личности — Строение и соподчинение относительно устойчивых свойств личности, в иерархии которых основное значение, определяющее проявление всех свойств индивида и его поведение, играют его идеалы … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь
Структура личности — (Personality structure). В теории личности понятие структуры имеет отношение к наиболее стабильным и неизменным свойствам, проявляемым индивидуумами в разное время и в различных ситуациях … Теории личности: глоссарий
БАЗИСНАЯ (базовая) СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ — см. Модальная личность. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия
этническая структура личности — иерархически построенная совокупность черт личности представителя определенной национальной общности, отражающая ее внутреннее содержание и влияющая на действия, поступки и поведение человека. Э. с. л. сложна и многослойна. В ней можно выделить… … Этнопсихологический словарь
ЭТНИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ — иерархически построенная совокупность черт личности представителя определенной национальной общности, отражающая ее внутреннее содержание и влияющая на действия, поступки и поведение человека. Э. с. л. сложна и многослойна. В ней можно выделить… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Базовая (модальная) структура личности — устойчивая совокупность личностных черт, присущая большинству носителей определенной культуры и приобретаемая ими в результате характерных для этой культуры процессов социализации … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник
Структура и функции ТРИЗ — Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) разработана советским ученым Генрихом Альтшуллером [1] [2][3][4][5][6][6] … Википедия
ЛИЧНОСТИ ЖИЗНЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ — англ. individual s lifeorganization; нем. Personlichkeitslebensorganisation. По У. Томасу и Ф. Знанецкому структура установок и ценностных ориентации личности, обобщающая соц. опыт индивида и находящая свое выражение в присущей ему концепции «Я» … Энциклопедия социологии
Личности структура — (лат. structura расположение, порядок) тип или способ организации, соподчинения различных качеств личности (биологических, характерологических, психологических, духовных). Термин «тип личности», против условности которого выступают некоторые… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Книги
- Структура и смысл жизненного мира человека, А. Л. Никифоров. Представляется, что окружающий мир предметов с их свойствами и отношениями существует «объективно», т. е. независимо от нас. Автор показывает, что такое представление ошибочно, мы сами… Подробнее Купить за 781 руб
- Психология личности и высшая нервная деятельность. О сознании, о&# 171;я&# 187;, о счастье. Психофизиологические очерки, Дерябин В.С.. Настоящий научный труд представляет собой публикацию научного наследия видного физиолога и психиатра В. С. Дерябина. Монография состоит из трех разделов, носящих авторские названия: «О… Подробнее Купить за 710 руб
- Структура сознания подростков в среде дополнительного образования, Хисамбеев Шамиль Раисович. В монографии представлено обоснование эконсихологического полхода к проблеме исследования сознания подростков. Данный подход позволил автору выявить особенности структуры и динамики сознания… Подробнее Купить за 385 грн (только Украина)
spiritual_culture.academic.ru
Что такое структура личности? :: SYL.ru
Структура личности – это достаточно сложный вопрос в современной психологи. Основными элементами структуризации являются так называемые черты личности. Их довольно много, и называются они психологическими особенностями и свойствами.
История развития проблематики значения понятия «структура личности»
Развитие данной проблематики началось с постановки важного вопроса о соотношении социального и биологического факторов в индивидуальности человека. Впервые этими вопросами задались древние греки, например, Теофраст, ученик знаменитого Платона. Другой великий греческий ученый и философ, Гиппократ, разработал учение о типах темперамента. Однако основные положения для определения такого понятия, как структура личности, были заложены Ананьевым.
Подсистемы Б. Г. Ананьева
В своих работах исследователь обозначил три категории:
- Первая категория была названа интраиндивидной подсистемой. Ее также называют внутрииндивидной. Это характеристика внутренней организации индивидуальности человека (характер, темперамент, способности и таланты).
- Вторая категория, разработанная Ананьевым для определения понятия «структура личности», называется интериндивидная. Также ее именуют внеиндивидной. Это характеристика человека в пространстве межличностных отношений.
- Третья категория получила название метаиндивидная. Слово «мета» переводится как «над». Эта подструктура характеризует проявления личности не только в контактах с другими людьми, но и за их пределами.
Структура личности в работе исследователя К. К. Платонова
Платонов, тщательно проанализировав некоторые исследования и сравнив наборы слов русских, грузинских и болгарских языков, которые используются для описания особенностей личности, выдвинул свою идею. Разработка Платонова заключается в том, что он рассматривает подсистемы такого понятия, как структура личности, в виде ступеней иерархической лестницы. Ученый выделяет четыре подструктуры:
- Биологическая, или же биопсихическая. Сюда Платов отнес половые и возрастные свойства, темперамент.
- Психологическая, которая учитывает индивидуальные особенности. Сюда относят свойства памяти, воли, мышления, ощущений, чувств, эмоций.
- Социальный опыт: знания, привычки, навыки.
- Направленность личности (или же мотивационная структура личности). Эта подструктура характеризует влечения, интересы, идеалы, желания и склонности, мировоззрение, принципы и убеждения отдельно взятого индивидуума.
Структура личности по Юнгу
Карл Юнг в данном вопросе выделяет Индивидуальное и Коллективное бессознательное. Как противовес и как связующее звено отдельно стоит Сознание. Структура личности довольно проста: есть Персона (или же «я для окружающих») и Эго («я для себя»).
Структура личности по Фрейду
Так как весь психоанализ Фрейда базируется на двух принципах (удовольствия и реальности), то ученый выделил 3 основных психических компонента:
- Я (механизм приспосабливания человека к окружающей среде).
- Оно (инстинкты и рефлексы, бессознательные действия и восприятие).
- Сверх-Я (моральные принципы, совесть, чувство вины или страха).
www.syl.ru