Элементы психологической структуры личности – —

Содержание

3.Психологическая структура личности, основные компоненты мира психических явлений (изобразить схематически, дать определения и раскрыть понятия).

Билет
1. Психология как наука: определение,
предмет, объект и их характеристика,
система отраслей и подотрслей, место
психологии в системе научного познания.

Психология
– наука о психике и психологической
деятельности индивида и малых групп.

Предмет
психологии

— это психика как высшая форма взаимосвязи
живых существ с предметным миром,
выраженная в их способности реализовывать
свои побуждения и действовать на основе
информации о нем.

Предмет
психологии понимался различно в течение
истории и с позиции различных направлений
психологии: первый этап – психология
наука о душе, второй этап – психология
как наука о сознании, третий этап –
психология наука о поведении, четвертый
этап – психология наука о психике.

Основной
объект
психологии

— человек как субъект, включенный во
множество отношений с физическим,
биологическим и социальным миром,
выступающий как субъект деятельности,
познания, общения. Психология изучает
внутренний мир субъективных (душевных)
явлений, процессов и состояний,
осознаваемых или неосознаваемых самим
человеком, а также его поведение. Таким
образом, психологию сегодня можно
определить как научное исследование
поведения и внутренних психических
процессов, а также как практическое
применение получаемых знаний.

Психика
– это свойство мозга, заключающееся в
отражении картины мира, её построении
и поведении в соответствии с ней.

В
настоящее время психология – сложная
разветвленная система наук. Каждая
входящая в эту систему отрасль науки
представляет собой относительно
самостоятельное развивающееся
направление, имеющее свой предмет и
использующее свои методы.
Основной базисной отраслью психологии
является общая психология.

Если
в основу классификации отраслей
психологии положить ее принципы, то
получим следующую классификацию
отраслей.
1.
По принципу деятельности:
психология
труда, военная,
педагогическая,
спортивная, науки,
космическая,
и д р.
2.
По принципу развития:
Возрастная,
сравнительная, патопсихология,
психогенетика и др.
3.
По принципу отношения личности и
общества: социальная, политическая,
экологическая, экономическая,
личности.
Некоторые
отрасли возникли на стыке психологии
и биологии: психофизиология, нейропсихология,
дифференциальная и др.
Научную
психологию условно можно разделить
также на фундаментальную, прикладную
и практическую. Фундаментальную
психологию интересуют психология
развития и др. Она стремится к получению
и обобщению новых знаний. Прикладная
психология также стремится к получению
новых знаний, но приоритет отдает
изучению психических явлений в
естественной обстановке и использованию
полученных в фундаментальной науке
знаний в конкретных ситуациях и условиях
(эргономика, психология рекламы,
основополагающие проблемы психики и
др.). Практическая психология решает на
научной основе конкретные задачи,
возникающие в реальной жизни и деятельности
людей и коллективов, а получение нового
знания является, как правило, необязательным
приложением.

Место
психологии в системе познания
:
психология взаимодействует с многими
науками и обслуживает практику медицины,
педагогики, инженерии и т.д. В одних
случаях психология использует достижения
других наук для решения своих проблем.
А в других – науки используют
психологические знания для объяснения
или решения своих определенных вопросов.
В разработке вопросов, психология
опирается на данные биологии (анатомии
и физиологии), на учения о высшей нервной
деятельности. Педагогика использует
психологические закономерности обучения
и воспитания, а психология базируется
на данных педагогики при изучении
психологии формирования личности.

Билет
2. Проблема личности в
психологии.
различные подходы к оценке личностных
свойств, типологии и классификации.

В
психологии личность относиться к числу
базовых понятий, но оно также изучается
другими науками( фил-я, соц-я, педаг-ка
и т.д.). Психология изучает личность, как
один из уровней человеческой организации:
индивид, субъект деятельности, личность,
индивидуальность. (Человек становится
личностью, когда включается в систему
общественных взаимоотношений и
процессов).

Личность —
это конкретный человек, взятый в системе
его устойчивых социально обусловленных
психологических характеристик, которые
проявляются
в общественных связях и отношениях. Они
определяют его нравственные поступки
и имеют существенное значение для него
самого и окружающих.

Свойства
личности. 1) способности – это индивидуально
устойчивые свойства человека, определяющие
его успехи в различных видах деятельности.
2) Темперамент – это динамическая
характеристика психический процессов
человека. 3) Характер содержит качества
определяющие отношение человека к
другим людям.

4)
Мотивация — это совокупность побуждений
к деятельности, а социальные
установки
— это убеждения людей.

Типология
личности — фундаментальная проблема
психологического познания. Вопросы
типологии не ограничиваются общими
принципами группировки отдельных
личностных свойств и подструктур, но
предполагают рассмотрение личности
как цельного субъекта, отличающегося
от других субъектов не только по
темпераменту и характерологическим
проявлениям, но и по специфическому
образу жизни, способу восприятия
окружающего мира, мировоззрению, системе
ценностей и т.д.

Пример
системной разработки проблем типологии
личности — теория психологических
типов К.Г.
Юнга.
В теории Юнга выделяются две установки
или ориентации сознания, соответствующие
двум направлениям психической
энергии: интроверсия
и экстраверсия.

Интроверсия предполагает
направленность психической активности
на феномены и содержания внутреннего
мира субъекта, его мысли, фантазии,
переживания. Экстраверсия,
наоборот, обращает человека к миру
внешних явлений и событий. При этом
наблюдается преимущественная
направленность вовне, на объект:
зависимость от него или повышенный
интерес к нему.

В
зависимости от этого фактора человек
в своем восприятии мира и поведении
преимущественно опирается либо на
рациональное суждение, либо на
эмоциональную и этическую оценку
событий; либо на факты и впечатления,
либо на интуитивное (целостное и до
конца не осознанное) понимание.

По
данному критерию выделяются следующие
типы: мыслительный,
эмоциональный, сенсорный и интуитивный
.
Каждый тип может быть интровертированным
или экстравертированным, поэтому всего
Юнгом детально описаны восемь возможных
типов личности.

Также
прмемром может быть индивидуаьный
типрологический опроснк Собчик.(рис.1)

Психологическая
структура личности.

  1. Психические
    процессы —
    это процессы, происходящие в голове
    человека и отражающиеся в динамически
    изменяющихся психических явлениях.
    Они подразделяются на познавательные,
    эмоциональные и волевые.

Познавательные
психические процессы обеспечивают
отражение мира и преобразование
информации. Они включают в себя
ощущение и восприятие,
процессы памяти и воображения,
процесс мышления.

Эмоциональный
процесс – это психофизиологический процесс,
мотивирующий и регулирующий
деятельность
(поведение, восприятие,
мышление)
и отражающий субъективное значение
объектов и ситуаций. Среди эмоциональных
процессов выделяют
аффекты,
эмоции,чувства
и настроения.

Волевые
процессы — это сознательное
регулирование человеком своего поведения
и деятельности, связанное с преодолением
внутренних и внешних препятствий, с
мобилизацией всех своих сил на достижение
поставленных целей. Человек использует
свою волю при принятии решений, при
выборе цели, при
осуществлении
действий для преодоления препятствий
на пути к цели.

  1. Психические
    свойства —
    индивидуально-психологические
    особенности, определяющие постоянные
    способы взаимодействия человека с
    миром.

Как
и любая система, психика человека
обладает психическими свойствами,
имеющими индивидуальную меру выраженности.
Эти свойства относительно неизменны
во времени, хотя и могут изменяться в
ходе жизни под влиянием внешних
воздействий, опыта деятельности и
биологических факторов. К психическим
свойствам относят темперамент, характер,
способности и направленности личности.

  1. Психическое
    состояние —
    целостная внутренняя характеристика
    индивидуальной психики, относительно
    неизменная во времени. Они подразделяются
    на:

  • Психофизиологическое
    состояние;

  • Эмоционально-волевое
    состояние;

  • Когнитивное
    состояние (творчество).

  1. Психические
    образования
     
    это
     лабильные (подвижные,
    изменчивые)
     психические
    явления, формирующиеся в ходе учения
    и определяющие качество профессиональной
    и всякой другой деятельности человека
    .
    По сути, это психические явления,
    формирующиеся в процессе приобретения
    человеком жизненного опыта. В
    их структуру входят
    знания, навыки и умения, а также привычки
    и убеждения. Интегральным психическим
    образованием, формирующимся как в
    процессе учения, так и воспитания,
    выступает сознательность.

Структура
личности по Юнгу

Эго –
это сознательный ум. Оно строится из
сознательных перцепций, воспоминаний,
мыслей и чувств. Эго отвечает за чувство
идентичности и непрерывности и с точки
индивидуального человека рассматривается
как центр сознания.

Личное
бессознательное –
 это
регион, примыкающий к Эго. Он состоит
из переживаний, некогда бывших
сознательными, но вытесненных, подавленных,
забытых или игнорируемых, и из переживаний,
которые при появлении своем были слишком
слабы, чтобы произвести впечатление на
уровне сознания. Содержание личного
бессознательного доступно сознанию:
между личным бессознательным и эго идет
сильное «двустороннее движение». 

Коллективное (или
трансперсональное) бессознательное –
наиболее сильная и влиятельная психическая
система, и в патологических случаях она
перекрывает эго и личное бессознательное
(К. Юнг, 1936, 1943, 1945). Коллективное
бессознательное – хранилище скрытых
воспоминаний, унаследованных от предков;
это наследуемое прошлое включает не
только расовую историю людей как особого
биологического вида, но и опыт
дочеловеческих и животных предков. Оно
почти полностью отделено от личного в
жизни индивида, и, по-видимому, универсально.
Коллективное бессознательное –
врожденное, расовое основание всей
структуры личности. На нем вырастают
эго, личное бессознательное и другие
индивидуальные приобретения. 

Структурные
компоненты коллективного бессознательного
называются архетипы
(доминанты, изначальные образы, имаго,
мифологические образы, поведенческие
паттерны).
 Архетип
– это универсальная мыслительная форма
(идея), содержащая значительный
эмоциональный элемент. Эта мыслительная
форма создает образы или видения, в
обычной бодрствующей жизни соответствующие
некоторым аспектам сознательной
ситуации. Например, архетип матери
продуцирует образ матери, который затем
идентифицируется с реальной матерью. 

Предполагается,
что в коллективном бессознательном
содержится множество архетипов. Хотя
все архетипы могут быть рассмотрены
как автономные динамические системы,
относительно независимые от остального
в личности, некоторые развились настолько,
что в полной мере оправдывают отношение
к себе как к отдельным системам внутри
личности. Это: Персона, Анима, Анимус,
Тень. 

Персона –
это то, каким мы представляем себя миру.
Она включает наши социальные роли,
индивидуальный стиль выражения. Персона
имеет как позитивный, так и негативный
аспекты. Доминирующая Персона может
подавлять, даже задушить индивидуальность.
Те, кто отождествляет себя со своей
Персоной, начинают видеть себя только
с точки зрения своих поверхностных
социальных ролей или фасада. К. Юнг
называл также Персону архетипом
конформности. Вместе с тем Персона не
только негативна, она защищает Эго и
душу в целом от различных социальных
сил и направленных на нее покушений.
Персона – прекрасное орудие коммуникации. 

Анимус,
анима.
 К.Юнг
постулирует бессознательные структуры,
которые представляют интросексуальную
связь в душе каждого. Фемининный архетип
в мужчине называется Анима, маскулинный
в женщине – Анимус. Эти архетипы не
только являются причиной наличия у
представителей каждого пола черт
противоположного; они также действуют
как коллективные образы, мотивирующие
представителей каждого пола на то, чтобы
понять представителей другого и
ответить. 

Архетип
Тень
 –
центр личного бессознательного, фокус
для материала, который был вытеснен из
сознания. Он включает тенденции, желания,
воспоминания, переживания, которые
отрицаются индивидуумом как несовместимые
с его персоной или противоречащие
социальным стандартам и идеалам. 

Самость –
это центр личности, вокруг которого
группируются все остальные системы.
Она удерживает эти системы вместе и
обеспечивает личности единство,
равновесие и стабильность. Самость –
это цель, к которой люди постоянно
стремятся, но которой редко достигают.
Прежде, чем самость воплотится, необходимо,
чтобы различные компоненты личности
прошли полное развитие и индивидуализацию.
По мнению К. Юнга личность может
достичь равновесия лишь в
результате длительного
процесса психологического созревания,
называемого
 иминдивидуализацией .

СТРУКТУРА
ЛИЧНОСТИ. ФРЕЙД

studfiles.net

Структура личности по Фрейду, Юнгу, Платонову, Рубинштейну

Структура личности. Личность – это стойкая система совершенно индивидуальных, психологических, социальных характеристик. Психология, как наука рассматривает только психологические особенности, которые формируют структуру личности. Понятие и структура личности является спорным вопросом между многими психологами, одни считают, что ее совсем нельзя как-либо структурировать и рационализировать, другие же, наоборот, выдвигают новые теории личностной структуры. Но все-таки есть определенные характеристики, которые так или иначе, но они имеются, и их стоит описать.

Характер является важнейшей составляющей личности, он демонстрирует все отношения человека в мире. Отношение к другим личностям, к какому-то предмету, ситуации и вообще ко всей действительности, что его окружает.

Темперамент – это проявление динамических свойств психических процессов человека.

Способности – это набор индивидуально-типологических особенностей, способствующих проявлению успехов в определенной деятельности.

Направленность личности определяет ее склонности и интересы к какому-то предмету деятельности. Волевые качества отображают готовность в какой-то момент себе поставить запрет, а что-то позволить.

Эмоциональность является важной составляющей личностной структуры, с ее помощью человек выражает свое отношение к чему-либо, определенной реакцией.

Мотивация человека есть совокупностью мотивов, которые определяют поведение человека. Большую роль в личности имеют ее социальные установки и ценности. Именно их воспринимает социум в первую очередь и определяет свое отношение к индивиду. Этот список характеристик не есть исчерпывающим, в разных теориях личности можно найти дополнительные свойства, выделены разными авторами.

Психологическая структура личности

Личностная структура в психологии характеризуется через определенные психологические свойства, не затрагивая особым образом ее отношений с социумом и всем окружающим миром.

Структура личности в психологии кратко. В психологии личности выделяются несколько компонентов.

Первый компонент структуры — это направленность. Структура направленности охватывает установки, потребности, интересы. Какой-то один компонент направленности определяет деятельность человека, то есть выполняет ведущую роль, а все другие компоненты на него опираются, подстраиваются. Например, человек может иметь потребность в чем-то, но интереса к определенному предмету у него, по сути, нет.

Второй компонент структуры —  это способности. Они дают человеку возможность реализоваться в определенной деятельности, добиваться в ней успехов и новых открытий. Именно способности составляют направленность человека, определяющую его основную деятельность.

Характер, как проявление поведения личности есть третьей составляющей структуры. Характер есть таким свойством, которое легче всего наблюдается, поэтому человека иногда судят просто по ее характеру, не беря во внимание, способности, мотивацию и другие качества. Характер является сложной системой, включающей в себя эмоциональную сферу, интеллектуальные способности, волевые качества, моральные качества, определяющие главным образом поступки.

Еще одним компонентом есть система саморегуляции. Самоконтроль человека обеспечивает правильное планирование поведение, коррекцию действий.

Психические процессы тоже входят в структуру личности, они отражают уровень психической деятельности, которая выражается в активности.

Социальная структура личности

При определении личности в социологии, ее не должны сводить исключительно к субъективной стороне, главным в структуре является социальное качество. Поэтому, у человека должны определятся объективные и субъективные социальные свойства, которые формируют его функциональность в деятельности, зависящей от влияния общества.

Структура личности в социологии кратко. Она составляет систему свойств индивида, которые формируются на базе его разнообразной деятельности, которая находится под воздействием общества и тех социальных институтов, в которые включен индивид.

Личностная структура в социологии имеет три подхода к обозначению.

В рамках первого подхода личность имеет такие подструктуры: деятельность – целеустремленные поступки человека по касательству к какому-то предмету или человеку; культура – социальные нормы и правила, которыми человек руководится в своих поступках; память – совокупность всех знаний, приобретенных ею в жизненном опыте.

Второй подход раскрывает личностную структуру в таких компонентах: ценностные ориентации, культура, социальные статусы и роли.

Если объединить эти подходы, то, можно сказать, что личность в социологии отображает определенные свойства характера, которые она приобретает в процессе взаимодействия с социумом.

Структура личности по Фрейду

Структура личности в психологии Фрейда имеет три компоненты: Оно, Эго и Супер Эго.

Первый компонент Оно – это самая старая, бессознательная субстанция, которая несет энергию человека, отвечающая за инстинкты, желания и либидо. Это примитивный аспект, действующий по принципам биологического влечения и удовольствия, когда разряжается напряжение выдержанного желания, оно осуществляется через фантазии или рефлекторные действия. Оно не знает границ, поэтому его желания могут стать проблемой в социальной жизни человека.

Эго – это сознание, контролирующее Оно. Эго удовлетворяет желания Оно, но только после анализа обстоятельств и условий, так чтобы эти желания, высвободившись, не противоречили правилам общества.

Супер Эго – это вместилище морально-этических принципов, правил и табу человека, которыми он руководится в поведении. Они формируются в детском возрасте, примерно, в 3 – 5 лет, когда родители наиболее активно занимаются воспитанием ребенка. Определенные правила закрепились в идеологической направленности ребенка, и он дополняет ее уже собственными нормами, которые приобретает в жизненном опыте.

Для гармоничного развития важны все три компоненты: Оно, Эго и Супер Эго должны равносильно взаимодействовать. Если какая-то из субстанций будет слишком активной, тогда нарушится баланс, что может привести к психологическим отклонениям.

Благодаря взаимодействию трех составляющих вырабатываются защитные механизмы. Основные из них: отрицание, проекция, замещение, рационализация, формирование реакций.

Отрицание подавляет внутренние импульсы личности.

Проекция – приписывание другим собственных пороков.

Замещение значит замену недоступного, но желаемого объекта на другой, более допустимый.

С помощью рационализации личность может дать разумное объяснение своих поступков. Формирование реакции – это применяемое личностью действие, благодаря которому она делает действие, противоположное своим запретным импульсам.

Фрейд выделял в структуре личности два комплекса: Эдипа и Электры. Согласно им, дети рассматривают своих родителей, как половых партнеров и ревнуют другого родителя. Девочки воспринимают мать, как угрозу, потому что она много времени проводит с ее папой, а мальчики ревнуют свою мать до отца.

Структура личности по Рубинштейну

По Рубинштейну личность имеет три составляющих. Первый компонент – это направленность. Структура направленности состоит из потребностей, убеждений, интересов, мотивов, поведения и мировоззрения. Направленность человека выражает его я-концепцию и социальную сущность, ориентирует деятельность и активность человека независимо от конкретных условий окружающей среды.

Второй компонент составляют знание, умение и навыки, основные средства деятельности, которые человек приобретает в процессе познавательной и предметной деятельности. Наличие знаний помогает человеку хорошо ориентироваться во внешнем мире, умения обеспечивают исполнение определенной деятельности. Навыки помогают достигать результатов в новых сферах предметной деятельности, они могут преобразоваться в умения.

Индивидуально — типологические свойства составляют третий компонент личности, они проявляют себя в характере, темпераменте и способностях, которые обеспечивают своеобразность человека, уникальность его личности и определяют поведение.

Единство всех подструктур обеспечивает адекватное функционирование человека в социуме и его психическое здоровье.

Также у человека, можно определить некоторые уровни организации, которые осуществляют ее как субъекта жизни. Жизненный уровень – в него входят опыт прожитой жизни, нравственные нормы, мировоззрение. Личностный уровень составляют индивидуально-характерологические особенности. Психический уровень составляют психические процессы и их активность и специфичность.

У Рубинштейна, личность формируется, через взаимодействие с миром и обществом. До ядра личности относятся мотивы осознанных действий, но также, человек имеет неосознаваемые побуждения.

Структура личности по Юнгу

Юнг выделяет три компоненты: сознание, индивидуальное бессознательное и коллективное бессознательное. В свою очередь, сознание имеет две подструктуры: персона, которая выражает человеческое «Я» для других и собственно я, какой есть – эго.

В структуре сознания персона является самым поверхностным уровнем (архетип конформности). Этот компонент структуры личности включает социальные роли и статусы, через которые человек социализируется в обществе. Это своего рода маска, которую человек надевает при взаимодействии с людьми. С помощью персоны люди обращают на себя внимание и производят впечатление на других. За внешними признаками, символами прикрытия себя одеждой, аксессуарами, человек может утаить истинные свои мысли, он прячется за внешними свойствами. Важное место также имеют символы подтверждения социального статуса, например, автомобиль, дорогая одежда, дом. Такие знаки могут появляться в символических снах беспокоящегося за свой статус человека, когда ему снится, например, тот предмет, что он боится потерять в реальной жизни, он теряет его во сне. С одной стороны, такие сны способствуют возрастанию тревожности, страха, но с другой стороны, они действуют таким образом, что человек начинает мыслить иначе, он начинает более серьезно относиться к потерянной во сне вещи, чтобы в жизни ее сохранить.

Эго является ядром личности в ее структуре и совмещает в себе всю известную человеку информацию, его мысли и переживания, и осознает сейчас себя, все свои поступки и решения. Эго обеспечивает ощущение связности, целесности происходящего, стойкость психической деятельности и непрерывность течения чувств и мыслей. Эго является продуктом бессознательного, но является самым сознательным компонентом, поскольку действует исходя из личного опыта и опираясь на полученные знания.

Индивидуальным бессознательным являются мысли, переживания, убеждения, желания, которые ранее были очень актуальными, но пережив их, человек стирает их из своего сознания. Таким образом, они отошли на второй план и остались в принципе забытыми, но их невозможно просто вытеснить, поэтому бессознательное есть хранилищем для всех переживаний, ненужных знаний и трансформирует их в воспоминания, которые иногда будут выходить наружу. Индивидуальное бессознательное имеет несколько составляющих архетипов: тень, анима и анимус, самость.

Тень – это темный нехороший двойник личности, в нем заключены все порочные желания, злобные чувства и аморальные идеи, которые личность считает очень низкими и пытается поменьше глядеть на свою тень, чтобы не сталкиваться со своими пороками в открытую. Хоть тень является центральным элементом индивидуального бессознательного, Юнг говорит о том, что тень не вытесняется, а является другим человеческим я. Личность не должна игнорировать тень, она должна принять свою темную сторону и уметь оценить свои хорошие черты в соответствии до тех негативных, скрывающихся в тени.

Архетипы представляющие начала женщины и мужчин – это анима, которая представлена у мужчин, анимус – у женщин. Анимус наделяет женщин мужскими чертами, например, твердей волей, рациональностью, сильным характером, анима позволяет мужчинам иногда проявлять слабости, нетвердость характера, иррациональность. Эта идея построена на том, что в организмах обоих полов имеются гормоны противоположных полов. Наличие таких архетипов позволяет мужчинам и женщинам легче находить общий язык и понимать друг друга.

Главным среди всех индивидуальных бессознательных архетипов является самость. Это стержень человека, вокруг которого собираются все другие компоненты и обеспечивается целостность личности.

Юнг говорил, что люди путают значение эго и самости и придают больше значения именно эго. Но самость не сможет состояться пока, не будет достигнута гармония всех компонентов личности. Самость и эго могут существовать вместе, но личности нужен определенный опыт, чтобы достигнуть сильной связи эго и самости. Достигнув этого, личность становиться по-настоящему целостной, гармоничной и реализованной. Если у человека нарушился процесс интеграции его личности, это может привести к неврозам. И в таком случае применяют аналитическую психотерапию, ориентированную на оптимизацию деятельности сознательного и бессознательного. В основном целью психотерапии является работа с «извлечением» из бессознательного эмоционального комплекса и работать с ним так, чтобы человек переосмыслил его и взглянул на вещи по-другому. Когда человек осознает этот бессознательный комплекс – он на пути к выздоровлению.

Структура личности по Леонтьеву

Понятие и структура личности в А. Н. Леонтьева выходит за грани плоскости отношений к миру. За его определением личность – это другая индивидуальная реальность. Это не смесь биологических особенностей, это высокоорганизованное, общественное единство особенностей. Человек становится личностью в процессе жизнедеятельности, определенных поступков, благодаря которым приобретает опыт и социализируется. Личность и есть сам опыт.

Личность – это не человек полностью, как он есть со всеми его биологическими и социальными факторами. Есть особенности, которые в личность не включаются, но пока оно не проявилось об этом заранее трудно сказать. Личность появляется в процессе отношений с обществом. Когда личность возникает, то можно говорить о ее структуре. Вся личность – это связанное, целостное единство, независимое от биологического индивида. Индивид – это единство биологических, биохимических процессов, систем органов, их функций, они не играют роли в социализации и достижениях индивида.

Личность, как небиологическое единство возникает в ходе жизни и определенной деятельности. Поэтому получается структура индивида и независимая от него личностная структура.

Личность имеет иерархическую структуру факторов, сформированных историческим ходом событий. Она проявляется через дифференциацию разных видов деятельности и их перестроение, в процессе возникают вторичные, более высокие связи.

Личность за А. Н. Леонтьевым характеризуется, как большое разнообразие действительных отношений субъекта, которые определяют его жизнь. Эта деятельность составляет фундамент. Но не вся деятельность человека определяет его жизнь и строит из него личность. Люди делают множество разных поступков и дел, которые не имеют отношений посредственно к развитию личностной структуры и могут быть просто внешними, не затрагивать поистине человека и не способствовать ее строению.

Второе, через что характеризуется личность – это уровень развития связей вторичных действий между собой, то есть образование мотивов и их иерархия.

Третья обозначающая личность характеристика являет собой тип строения, он может быть моновершинным, поливершинным. Не каждый мотив для человека есть целью его жизни, не есть его вершиной и не может выдержать всю нагрузку вершины личности. Эта структура являет собой перевернутую пирамиду, где вершина вместе с ведущей жизненной целью находиться внизу и держит на себе всю нагрузку, которая связанная с достижением этой цели. В зависимости от поставленной главной жизненной цели будет зависеть сможет ли она выдержать всю конструкцию и связанные с ней действия и получаемый опыт.

Основной мотив личности должен быть определен так, чтобы держать всю конструкцию на себе. Мотив задает деятельность, исходя из этого, структуру личности можно определить, как иерархию мотивов, стойкую конструкцию основных мотивационных действий.

А.Н. Леонтьев выделяет в личностной структуре еще три базовых параметра: широту отношений человека с миром, уровень их иерархизированности и совместную их структуру. Также психолог выделил один интересный аспект теории, как второе рождение личности, и анализ того, что с ней в это время происходит. Человек овладевает своим поведением, формируются новые способы решения мотивационных конфликтов, которые связаны с сознанием и волевыми свойствами. Разрешить конфликт и выступить опосредующим механизмом при овладении поведением может такой идеальный мотив, который независящий и лежащий вне векторов внешнего поля, который способен подчинить себе действия с антагонистично направленными внешними мотивами. Только в воображении человек может создать то, что поможет ему овладеть собственным поведением.

Структура личности по Платонову

В К. К. Платонова личность владеет иерархической структурой, в которой имеются четыре подструктуры: биологическая обусловленность, формы отображения, социальный опыт и направленность. Эта структура изображена в форме пирамиды, фундамент в которой образуют биохимические, генетические и физиологические особенности индивида, как организма, в общем те свойства, которые дают жизнь и поддерживают жизнедеятельность человека. К ним причисляют такие биологические признаки, как пол, возраст, патологические изменения, зависящие от морфологических изменений мозга.

Второй подструктурой являются формы отражения, зависящие от психических познавательных процессов — внимания, мышления, памяти, ощущений и восприятия. Их развитость дает человеку больше возможностей быть активнее, наблюдательнее и лучше воспринимать окружающую действительность.

В третьей подструктуре находятся социальные особенности человека, его знания, навыки, которые он приобрел в личном опыте через общение с людьми.

Четвертую подструктуру образует направленность человека. Она определяется через убеждения, мировоззрение, желания, стремления, идеалы и влечения человека, которые он использует в произведении, работе или любимом занятии.

psihomed.com

Структура личности

Одной из проблем изучения личности
является понимание ее психологической
структуры. Во второй половине прошлого
века в отечест-венной психологии
сложилось представление о личности как
эпицентре индивидуального и социального.
Все больше и больше отечественных
психологов склонялось к мысли о том,
что именно личность есть узел общественных
отношений, а это означает, что природа
личности конкретно-исторична; личность
– мера индивидуальной активности,
самовыражения, самоактуализации,
самоутверждения, творчества; личность
– субъект истории, существующий в
социальной целостности. Главной
детерминантой станов-ления личности в
отечественной психологии признается
деятельность. Деятельность всегда
субъективна. Условием ее осуществления
и ее основным продуктом является человек,
который всегда вполне определенно
относится к окружающему миру. Его
сознание обусловлено структурой самой
деятель-ности, направленной на
удовлетворение потребностей. То, что
человек полу-чает в результате труда,
должно прежде существовать в его
представлении. В представлении же
заложено то, что определяет структуру
его личности.

Психологическая структура личностипредставляет собой целостное системное
образование, совокупность социально
значимых свойств, качеств, позиций,
отношений, алгоритмов действий и
поступков человека, сложившихся
прижизненно и определяющих его поведение
и деятельность.

Психологическую структуру личности
составляют ее психические свойства
(направленность, характер, темперамент,
способности), жизненный опыт, характерные
психические состояния, индивидуальные
особенности психических процессов,
самосознание и т.д. Структура личности
складывается постепенно в процессе ее
социального развития и является продуктом
этого развития, эффектом всего жизненного
пути человека. Функционирование такого
образования возможно лишь посредством
взаимодействия личностных свойств,
являющихся компонентами структуры
личности

В современной психологии существуют
различные точки зрения на внутреннее
строение личности (табл. 4).

Таблица 4.

Структура личности в представлении
отечественных психологов

Автор

Компоненты
структуры личности

С.Л.
Рубинштейн

Направленность

Знания,
умения, навыки

Индивидуально-типологические
особенности

В.Н.
Мясищев

Направленность

Уровень
развития

Динамика
нервно-психической реактивности
(темперамент)

Мотивация

Отношение
и тенденции личности

А.Г.
Ковалев

Направленность

Характер

Возможности

Система
упражнений

Б.Г.
Ананьев

Определенный
комплекс коррелируемых свойств
индивида

Динамика
психофизиологических функций и
структура органических потребностей

Статус
и социальные функции-роли

Мотивация
поведения и ценностные ориентации

Структура
и динамика отношений

А.Н.
Леонтьев

По
мнению автора, структура личности
представляет собой относительно
устойчивую конфигурацию главных¸
внутри себя иерархизованных,
мотивационных линий. Внутренние
отношения главных мотивационных линий
образуют как бы общий «психологический»
профиль личности.

Все
это позволяет А.Н. Леонтьеву выделить
три основных параметра личности:

деятельностей)

ванных
в иерархию смыслообразующих мотивов
(мотивов-целей)

лей

Процесс
становления личности по А.Н. Леонтьеву
есть процесс «становления связной
системы личностных смыслов»

Наиболее известной является динамическая
функциональная психологическая структура
личности К.К. Платонова (рис. 3). Его
концепция удобна в практическом
применении (например, при составлении
характе-ристики лиц, отбираемых в
правоохранительные органы).

Элементы
подструктуры

Соотношение

биологического

и
социального

Убеждение,
мировоззре-ние, личностные смыслы,
интересы

Социальный
уровень (биоло-гическое практически
отсутс-твует)

Подструктура

направленности

Социально-биологический
уровень (социального больше, чем
биологического)

Знания,
умения, навыки, привычки

Подструктура

социального
опыта

Биосоциальный
уровень (биологического больше, чем
социального)

Особенности
познаватель-ных процессов (памяти,
внимания и др.)

Подструктура
особенностей психических
процессов

Биологический
уровень (соц-иальное практически
отсутст-вует)

Скорость
протекания нер-вных процессов, баланс
процессов возбуждения, торможения и
т.п.; поло-вые, возрастные свойства

Подструктура
биопсихических свойств

Рис. 3. Иерархическая структура личности
(К.К. Платонов)

Направленность.Черты личности,
входящие в эту подструктуру, не имеют
непосредственно врожденных задатков,
а отражают индивидуально преломленное
групповое общественное сознание. Данная
подструктура формируется путем воспитания
и включает в себя убеждения, мировоззрения,
стремления, интересы, идеалы, желания.
В этих формах направленности личности
проявляются и отношения, и моральные
качества личности, и различные виды
потребностей. При этом один из компонентов
направленности доминирует и имеет
ведущее значение, в то время как другие
выполняют опорную роль. Доминирующая
направленность определяет всю психическую
деятельность личности.

Подструктура направленности личности
тесно связана с правосознанием, особенно
в той части, которая определяет отношение
субъекта к соблюдению норм права
(нравственные принципы, ценностные
ориентации, мировоззрение). Изучение
направленности личности индивида
позволяет определить его социальные
воззрения, образ мыслей, ведущие мотивы,
уровень его нравственного развития и
во многом прогнозировать его поведение
и поступки.

Социальный опыт.Эта подструктура
объединяет знания, навыки, умения,
привычки, приобретенные на основе
личного опыта путем обучения, но уже с
заметным влиянием и биологически, и
даже генетически обусловленных свойств
личности (например, способность к
быстрому запо-минанию, физические
данные, лежащие в основе образования
двигательных навыков и т.п.). Эту
подструктуру иногда называют индивидуальной
куль-турой, или подготовленностью, но
лучше ее кратко называть опытом.

Через подструктуру опыта личность
наиболее отчетливо проявляется в своем
развитии, в выборе ведущих форм
деятельности, в достижении опре-деленных
результатов. С одной стороны, успешность
овладения знаниями и умениями во многом
определяется задатками и способностями
человека, с другой, огромную роль в
приобретении знаний и умений играют
направлен-ность личности и ее мотивы.

Индивидуальные особенности психических
процессов.
Данная подструктура
объединяет индивидуальные особенности
отдельных психи-ческих процессов, или
психических функций: памяти, ощущений,
восприятия, мышления, эмоций, чувств,
воли, которые формируются в процессе
социальной жизни. Познавательные
психические процессы и другие формы
отражения действительности вместе с
приобретенными человеком знаниями и
опытом во многом определяют такое
сложное интегративное образование
личности, как интеллект, положительно
коррелирующий с умственным развитием.
Процесс формирования и развития
индивидуальных особенностей психических
процес-сов осуществляется путем
упражнений.

Биопсихические свойства.Это
биологически обусловленная подструк-тура
объединяет типологические свойства
личности, ее половые, возрастные
особенности и патологические изменения,
которые в значительной степени зависят
от физиологических и морфологических
особенностей мозга. Актив-ность этой
подструктуры определяется силой нервных
процессов, а изучается она на
психофизиологическом, а иногда и на
нейропсихологическом, вплоть до
молекулярного, уровне. Процесс формирования
данной подструктуры осущест-вляется
путем тренировки.

Различные черты и свойства личности,
входящие во все названные подструктуры,
образуют две наиболее общие подструктуры:
характер и способ-ности, понимаемые как
общие интегративные качества личности
(рис. 4).

Рис. 4. Структура личности (К.К. Платонов)

Характер, или стиль поведения
человека в социальной среде – это
сложное синтетическое образование, где
в единстве проявляются содержание и
форма духовной жизни человека. Хотя
характер и не выражает личности в целом,
однако представляет сложную систему
ее свойств, направленности и воли,
интеллектуальных и эмоциональных
качеств, типологических особеннос-тей,
проявляющихся в темпераменте. В системе
характера тоже можно выделить ведущие
свойства, к которым относятся в первую
очередь моральные и волевые, составляющие
его основу.

Способности обеспечивают успех
деятельности, они взаимосвязаны и
взаимодействуют друг с другом. Как
правило, одни из способностей доминиру-ют,
другие им подчиняются. Подчиненная
способность усиливает основную, ведущую
способность.

Все эти поструктуры тесно связаны между
собой и проявляются в виде единого
целого, выражающего такое сложное
интегративное понятие, как личность.
Не только каждая из этих четырех
подструктур, рассматриваемая как целое,
в свою очередь, имеет свои подструктуры,
но и каждая черта личности, также имеет
свою структуру.

Применяя на практике знания о структуре
личности, юрист овладевает неоценимым
психологическим «инструментом» анализа
в оценке человека, необходимым для
верного выбора методов и приемов
взаимоотношений с разными категориями
граждан и способов самосовершенствования.

studfiles.net

Исследование структуры личности и всех ее составляющих в психологии

На вопрос «Кем я являюсь?» каждый из нас, скорее всего, ответит: «человеком, полноправным членом социума, личностью», поэтому неудивительно, что многим людям интересно больше узнать о том, какие элементы являются составляющими личности, без каких черт и свойств индивид не состоится как полноценная личность в социокультурном обществе, как происходит сам процесс становления личности. Личность — базовое понятие в психологии; без детального исследования ее структуры и механизмов становления невозможны дальнейшие психологические и социологические исследования. 

 

Психологи определяют личность как устойчивую структуру социально значимых черт, характеризующих человека как члена определенного общества. Исходя из определения, можно сделать вывод, что процесс становления индивида как личности невозможен в отрыве от социума, а все черты и подструктуры личности формируются и развиваются под воздействием общества. Структура личности в психологии тщательно изучена и описана специалистами с мировым именем, и несмотря на тот факт, что некоторые известные социологи, психологи и психиатры расходились во мнении об основных свойствах и характеристиках личности, существует несколько общепринятых разделений и классификаций элементов структуры.

 

Психологическая структура личности

Все подструктуры личности присущи каждому человеку, проживающему в социокультурном обществе, однако в разных индивидов они находятся на различных уровнях развития. Одна из главных задач, которую ставят перед собой психологи, исследуя составляющие структуры — определение механизмов развития, корректирования той или иной подструктуры. Одно из наиболее полных и развернутых описаний структуры личности в психологии включает 10 подструктур, главные из которых  — мировосприятие, опыт, направленность, характер. Рассмотрим все подструктуры подробнее.

 

Мировосприятие

Мировосприятие — субъективное восприятие индивидом окружающего мира, всех происходящих событий, и обозначение своего места в мире. Как правило, мировосприятие является результатом пропускания получаемой информации через призму собственного опыта и оценивания внешнего мира по внутренним критериям. Важнейшей составляющей данного элемента структуры психологи считают формирование «Я-концепции» — определения себя в внешнем мире и в отдельных его проявлениях. Мировосприятие может быть пессимистическим, оптимистическим, реалистическим, мистическим, атеистическим, идеалистическим, мужским, женским, детским, однако однозначно классифицировать мировосприятие людей по каким-либо критериям невозможно — каждый человек видит и воспринимает реальность вокруг себя по-своему.

  

Опыт

Опыт — важнейшая составляющая структуры личности в психологии, являющая собой совокупность накопленных в процессе жизнедеятельности и развития, а также полученных во время пребывания в социуме привычек, навыков, знаний и умений. В процессе накапливания опыта формируется определенный стиль жизни. Как правило, от величины накопленного опыта зависит мировоззрение, кругозор, широта мышления человека и определенность направленности личности.

 

Направленность

Направленность личности — это ценности, стремления, ориентиры человека. Реализация себя в профессиональной деятельности, поиск места в жизни, воплощение мечты и желаний, соблюдение определенных моральных и нравственных правил и норм — все это направленности личности. По таким критериям, как умение человека самостоятельно и без постороннего содействия устанавливать для себя цели, по широте, устойчивости, действенности направленности личности и по степени влияния общества на формирование его стремлений определяется общий уровень развития личности.

 

Характер

Характер психологи также называют психотипом — совокупностью устойчивых особенностей поведения человека при определенных обстоятельствах и его реакций на какие-либо ситуации. Как правило, под понятием «характер» психологи подразумевают наиболее типичные черты личности, проявляющиеся в виде субъективного реагирования на объективные обстоятельства; очень часто характер описывают одним ключевым словом — взрывной или спокойный, решительный или мнительный, импульсивный или рассудительный и т.д.

 

Темперамент

Темперамент — это объединение устойчивых свойств личности, связанных с динамическими аспектами деятельности и определяющих тип высшей нервной деятельности человека. Психологи выделяют четыре основных типа темперамента, в основе которых лежит сила и уравновешенность процессов возбуждения и торможения нервной системы. Наиболее распространенной классификацией типов темперамента является выделение четырех типов: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. 

 

Способности

Главными способностями каждого человека являются волевые, умственные, душевные и телесные; также все люди в той или иной мере обладают и рядом других способностей — музыкальных, математических, художественных и пр. Способности как составляющая структуры являются одним из важнейших инструментов личности, ведь чем больше развиты способности, тем более человек интегрирован в общество и тем больше он может сделать полезного для социума и себя.

 

Когнитивная сфера

К когнитивной сфере относятся все составляющие психики и разума, направленные на рациональное познание и восприятие мира — логическое мышление, память, внимание, критическое и аналитическое восприятие, принятие решений и т.д.  

 

Аффективная сфера

Данная сфера, в противовес когнитивной, состоит из процессов, касающихся эмоций, чувств, потребностей и мотивации. К данной сфере можно отнести психологические процессы, которые нельзя объяснить из рациональной точки зрения — импульсивные реакции, эмоции, чувства, желания, предрасположенности, переживания, волнения, интуицию, скрытые мотивы, субъективные впечатления и др.

 

Сознание и подсознание

Структура личности в психологии также включает в себя все проявления сознания, подсознания и бессознательные психологические процессы. К сознанию относятся все осознанные и контролируемые разумом процессы и мыслительная деятельность, а к бессознательному — те психические явления и процессы, которые происходят без осознанного контроля. В подсознании происходят психологические процессы, которые имеют определенную логику, но не поддаются осознанному контролю.

 

Рисунок тела

Рисунок тела является подструктурой личности, в которую включают строение тела, характерную для человека мимику, привычные для него жесты, манеру разговаривать, походку и др. Рисунок тела определяют как подструктуру личности по той причине, что очень многие психологи придерживаются мнения о наличии связи между строением тела и характером человека. (Более подробно о связи жестов и мимики с психологическими процессами можно прочитать в статье Психология жестов — наука о чтении мыслей и чувств)

 

Структура личности в психологии — это целостная система личностных качеств и свойств, которая полностью и всесторонне характеризует все психологические особенности индивида. Помимо описанных выше элементов, в структуру личности входит еще много других составляющих — самооценка, ценности, сила воли и др. От того, на каком уровне развития находится личность, определяется сила влияния физиологических, эмоциональных и когнитивных составляющих. В высокоразвитых индивидов, обладающих широким мировоззрением, сильной волей и направленностью личности, а также развитыми способностями, как правило, сознательные и когнитивные составляющие, основанные на собственном опыте, берут верх над бессознательными проявлениями, инстинктами, эмоциями и темпераментом.   

sam-sebe-psycholog.ru

Психологическая структура личности — это что такое? Понятие, особенности, структура

Знание основ психологии может пригодиться в жизни каждому из нас. Они позволят максимально продуктивно достигать поставленных целей. Понимание психологической структуры личности при этом даст возможность эффективно взаимодействовать с людьми. Понадобится для этого и представление о том, как происходит развитие каждого индивидуума, и какими особенностями обладает данный процесс. Сделать жизнь более гармоничной, комфортной и продуктивной позволят и знания о составляющих элементах, а также типах личности. Попробуем освоить эти столь важные для каждого из нас основы.

Что такое личность?

Та реальность, которая описывается данным понятием, находит свое проявление в самой этиологии термина. Первоначально словом «личность», или persona, называли актерские маски, закрепленные за теми или иными типами действующих лиц. В римском театре название было несколько иным. Там актерские маски называли «личинами», то есть лицами, обращенными к аудитории.

Позже слово «личность» стало означать роль, а также самого актера. А вот у римлян термин persona приобрел более глубокий смысл. Это слово употреблялось с обязательным указанием той социальной функции, которая была присуща роли. Например, личность судьи, личность отца и т. д. Какой из этого может быть сделан вывод? По своему первоначальному значению понятие «личность» указывало на определенную функцию человека или его социальную роль.

Сегодня психология трактует этот термин несколько иначе. Она указывает на личность как на социально-психологическое образование, сформировавшееся благодаря жизни индивида в обществе. Человек, являясь существом коллективным, при вступлении в отношения с окружающими его людьми непременно приобретает новые качества, которые прежде у него отсутствовали.

Стоит отметить, что феномен личности является уникальным. В связи с этим у этого понятия на сегодняшний день нет однозначного определения. Так, личностью называют человека, обладающего некоторым набором психологических свойств, являющихся основанием для его поступков, значимых для общества. Этот же термин означает и внутреннее отличие человека от всех остальных.

Также под личностью понимают социальный субъект в совокупности с его социальными и индивидуальными ролями, привычками и предпочтениями, имеющимся у него опытом и знаниями.

Означает это понятие и человека, самостоятельно выстраивающего и контролирующего свою жизнь, полностью отвечающего за нее.

Сопутствующие понятия

Термин «личность» часто употребляют с такими словами, как «человек» и «индивид». По своему содержанию все эти термины не являются тождественными, но при этом отделить их друг от друга просто невозможно. Дело в том, что анализ каждого из этих понятий позволяет более полно раскрыть значение личности.

Что такое человек? Понятие это относят к родовым. Оно указывает на нахождение существа на самой высшей ступеньке развития природы. Данное понятие утверждает собой генетическую предопределенность в развитии человеческих качеств и признаков.

Под индивидом понимают отдельного члена общества, рассматриваемого в качестве уникальной совокупности имеющихся у него врожденных и приобретенных качеств. Те специфические свойства и способности, имеющиеся у людей (сознание и речь, трудовая деятельность и т. д.), не передаются им по биологической наследственности. Они формируются в течение всей жизни при усвоении той культуры, которая создана предшествующими поколениями. Ни один человек не способен самостоятельно выработать у себя систему понятий и логическое мышление. Для этого он должен участвовать в труде и в различных видах общественной деятельности. Результатом этого является развитие специфических особенностей, которые уже были ранее сформированы человечеством. Будучи живыми существами, люди подчиняются основным физиологическим и биологическим законам. Если рассматривать их жизнь с социальной точки зрения, то здесь они находятся в полной зависимости от развития общественных отношений.

Еще одним понятием, тесно связанным с «личностью», является «индивид». Данный термин указывает на единичного представителя homo sapiens. В этом качестве все люди имеют отличия не только по своим морфологическим признакам (цвету глаз, росту, телесной конституции), но и по психологическим свойствам, выражающимся в эмоциональности, темпераменте и способностях.

Под термином «индивидуальность» понимают единство имеющихся у человека уникальных личностных свойств. Данное понятие означает своеобразие психофизической структуры каждого из нас, в которое входит тип темперамента, интеллект, психические и физические особенности, жизненный опыт и мировоззрение. Эту многогранность понятия «индивидуальность» сводят к обозначению духовных качеств человека, а его сущность связана со способностью человека быть самим собой, проявляя самостоятельность и независимость.

Этапы исследования личности

Проблема понимания сущности человека как социально-психологического образования не решена и до настоящего времени. Она продолжает оставаться в списке самых интригующих тайн и трудных задач.

В целом в понимание личности и путей ее формирования вносят свою лепту различные социально-психологические теории. Каждая из них дает свое объяснение тому, почему имеют место индивидуальные различия между людьми и как происходит развитие и изменение индивида на протяжение всей его жизни. Однако ученые утверждают, что адекватной теории личности создать пока еще никому не удалось.

Теоретические исследования в этом направлении велись с древнейших времен. Их исторический период можно разбить на три этапа. Это философско-литературный и клинический, а также экспериментальный.

Истоки первого из них можно найти в трудах древних мыслителей. Причем длился философско-литературный этап вплоть до начала 19-го в. Основными проблемами, которые рассматривались в данный период, являлись вопросы, касающиеся социальной и нравственной природы человека, его поведения и поступков. Первые данные мыслителями определения личности были весьма широкими, включая в себя все то, что имеется в человеке, и все то, что он считает своим.

В начале 19-го в. проблемы психологии личности стали предметом интереса врачей-психиатров. Они занялись систематическими наблюдениями за личностью пациентов в клинических условиях. При этом исследователи изучали жизнь больного. Это позволяло им более точно объяснить его поведение. Результатами таких наблюдений стали не только профессиональные заключения, непосредственно связанные с диагностикой душевных заболеваний и их лечением. Свет увидели и общенаучные выводы, касающиеся природы человеческой личности. При этом принимались во внимание различные факторы (биологический, психологический). Структура личности на данном этапе стала проявляться более полно.

Клинический период продолжался до начала 20-го в. После этого проблемы личности попали в поле зрения профессиональных психологов, которые ранее обращали свое внимание только на изучение состояний и познавательных процессов человека. Эти специалисты придали исследованиям в описываемой области экспериментальный характер. При этом для точной проверки выдвигаемых гипотез и получения максимально достоверных фактов проводилась математико-статистическая обработка данных. На основе полученных результатов и строились теории личности. Они включали в себя уже не умозрительные, а экспериментально проверенные данные.

Теории личности

Под этим термином понимают совокупность предположений или гипотез о механизмах и природе развития человека как социально-психологического образования. Причем каждая из существующих теорий личности делает попытки не только объяснить поведение индивида, но и предсказать его. На сегодняшний день их существует несколько.

В их числе:

  1. Психодинамическая теория личности. Ее вторым, более известным названием является «классический психоанализ». Автор этой теории – ученый из Австрии З. Фрейд. В своих трудах он рассматривал личность как систему агрессивных и сексуальных мотивов. При этом он разъяснял, что эти факторы уравновешиваются защитными механизмами. Чем является психологическая структура личности по Фрейду? Она выражается в индивидуальной совокупности отдельных защитных механизмов, свойств и блоков (инстанций).
  2. Аналитическая. Эта теория личности по своей сути близка к выводам З. Фрейда и имеет с ними большое количество общих корней. Самым ярким представителем аналитического подхода к этой проблеме можно назвать швейцарского исследователя К. Юнга. Согласно высказанной им теории, личность является совокупностью врожденных, а также реализованных ею архетипов. При этом психологическая структура личности определена индивидуальным своеобразием соотношений. Они касаются определенных блоков сознательного и бессознательного, свойств архетипов, а также интровертированной и экстравертированной установки индивида.
  3. Гуманистическая. Основными представителями этой теории личности являются А. Маслоу и К. Роджерс. По их мнению, главным источником в развитии индивидуальных качеств человека являются врожденные тенденции, предполагающие самоактуализацию. А что означает понятие «личность»? В рамках гуманистической теории данный термин отражает тот внутренний мир, который характерен для человеческого «Я». Что при этом можно назвать психологической структурой личности? Это не что иное, как индивидуальное соотношение между реальным и идеальным «Я». При этом в понятие психологической структуры личности этой теории включается и тот индивидуальный уровень развития, которым обладает потребность к самоактуализации.
  4. Когнитивная. Суть этой теории личности близка к рассмотренной выше гуманистической. Но при этом у нее все же имеется ряд довольно существенных отличий. Основоположником данного подхода, американским психологом Дж. Келли, было высказано мнение о том, что каждый человек в своей жизни хочет знать лишь то, что с ним уже произошло, и какие события ждут его в будущем. Согласно данной теории, под личностью понимают систему индивидуальных организованных конструкторов. В них и происходит переработка, восприятие и интерпретация полученного человеком опыта. Если рассматривать кратко психологическую структуру личности, то, согласно мнению, высказанному Дж. Келли, ее можно выразить в качестве индивидуальной и своеобразной иерархии конструкторов.
  5. Поведенческая. Эту теорию личности называют еще и «наученческой». Данный термин имеет свои объяснения. Дело в том, что главным тезисом поведенческой теории является утверждение о том, что личность человека представляет собой продукт научения. Она является системой, в которую входят, с одной стороны, социальные навыки и условные рефлексы, а с другой – совокупность внутренних факторов, в числе которых самоэффективность, субъективная значимость и доступность. Если изложить кратко психологическую структуру личности согласно поведенческой теории, то, по мнению ее автора, она представляет собой сложно организованную иерархию социальных навыков или рефлексов. Ведущая роль в ней отдана внутренним блокам доступности, субъективной значимости и самоэффективности.
  6. Деятельностная. Эта теория личности наиболее популярна в отечественной психологии. Наибольший вклад в развитие деятельностной гипотезы внесли А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская и С. Л. Рубинштейн. В рамках данной теории личность представляет собой сознательный объект, который занимает некоторое положение в обществе. При этом она выполняет определенную социально-полезную функцию. Что представляет собой при этом психологическая структура личности человека? Она является сложно организованной иерархией определенных блоков, состоящих из направленности, самоконтроля, характера и способностей, отдельных свойств, а также системных бытийных и экзистециональных качеств индивида.
  7. Диспозициональная. Сторонники этой теории полагают, что личность в качестве своих главных источников для развития, использует факторы, характерные для генно-средового взаимодействия. Причем у этой гипотезы существуют различные направления. Представители некоторых из них полагают, что основное влияние на личность оказывает генетика. Существует и явно противоположное мнение. Представители несколько иных направлений диспозиционной теории утверждают, что основное влияние на индивида оказывает все же среда. Но тем не менее диспозициональное рассмотрение проблемы указывает на личность как на сложную систему темперамента или формально-динамических качеств. Сюда же входят основные черты человека и его социально-обусловленные свойства. Психологическая характеристика структуры личности, данная представителями диспозициональной теории, выражается в организованной иерархии определенных биологически детерминированных качеств. Причем все они включены в некие соотношения, что позволяет образовывать определенные типы черт и темперамента. Кроме того, одним из элементов структуры психологических свойств личности является совокупность, включающая в себя содержательные свойства. Они также оказывают влияние на индивидуальность человека.

Структура личности

Данное понятие в психологии никоим образом не затрагивает отношения индивида с окружающим миром и социумом. Оно рассматривает их только с сточки зрения определенных свойств.

Понятие и психологическая структура личности наиболее детально стали изучаться во второй половине 20-го в. В этот период каждого человека исследователи стали представлять эпицентром социального и индивидуального. Все большее количество отечественных психологов стало склоняться к мысли о том, что личность представляет собой сложный узел, в который вплетены общественные отношения. Это позволило сделать вывод, что данное понятие является определенной мерой самовыражения, индивидуальной активности, творчества, самоутверждения. Кроме этого, личность стала рассматриваться как субъект истории, способный существовать лишь в социальной целостности.

Главной предпосылкой для ее становления при этом является деятельность. Этот факт окончательно признан отечественными исследователями. Каковы взаимоотношения деятельности и личности? Психологическая структура деятельности позволяет судить о ней как о субъективном факторе. При этом ее основным продуктом и условием существования является сам человек, определенным образом относящийся к окружающему миру. Сознание людей формируется исходя из структуры деятельности, основная цель которой состоит в удовлетворении потребностей. Те блага, которые человек получает в результате своего труда, прежде всего имеют место в его представлении. Сюда же заложено и то, что определяет структуру личности каждого из нас.

Так что же означает данное понятие? Психологическая структура личности в психологии – это системное целостное образование. Оно представляет собой совокупность определенных социально значимых качеств, отношений, позиций, поступков и алгоритмов действий человека, которые сложились у него прижизненно и которые определяют его деятельность и поведение.

Важнейшими элементами психологической структуры личности являются такие ее свойства, как характер и направленность, способности и темперамент, жизненный опыт, персональные особенности происходящих в индивиде психологических процессов, психические состояния, характерные для конкретного человека, самосознание и проч. Причем все эти черты приобретаются людьми постепенно, параллельно с процессом обучения социальным навыкам.

Развитие психологической структуры личности является продуктом жизненного пути, пройденного человеком. Каким образом функционирует данное образование? Это становится возможным при взаимодействии всех компонентов психологической структуры личности. Они представляют собой индивидуальные качества человека. Рассмотрим их подробнее.

Направленность

Это один из основных элементов психологической структуры личности. Что же представляет собой направленность?

Это первый компонент в психологической структуре личности. Направленность личности олицетворяет собой ее интересы, установки и потребности. Один из этих компонентов и определяет всю деятельность человека. Он играет ведущую роль. Все же другие элементы психологической структуры личности в области направленности лишь подстраиваются к нему и на него опираются. Так, у человека может быть потребность в чем-то. Однако никакого интереса к определенной вещи он не проявляет.

Способности

Это второй из существующих элементов психологической структуры личности. Способности предоставляют человеку возможность самореализации в определенной сфере деятельности. Они представляют собой индивидуально-психологические качества личности, обеспечивающие успех человека в общении и работе. При этом способности нельзя сводить к навыкам, умениям и знаниям, которые есть у человека.

Ведь этот элемент в социально-психологической структуре личности лишь обеспечивает их более легкое приобретение, дальнейшую фиксацию, а также эффективное применение на практике.

Способности классифицируют на:

  1. Естественные (природные). Такие способности связаны с врожденными задатками человека и обусловлены его биологическими особенностями. Их формирование происходит при имеющемся у индивида жизненном опыте и при использовании механизмов научения, представляющих собой условно-рефлекторные связи.
  2. Специфические. Эти способности бывают общими, т. е. определяющими успехи человека в различных направлениях деятельности (память, речь и т. д.), а также специальными, характерными для определенной области (математики, спорта и т. д.).
  3. Теоретические. Эти способности в психологической структуре личности определяют склонность индивида к абстрактному и логическому мышлению. Они лежат в основе успехов человека к осуществлению конкретных практических действий.
  4. Учебные. Эти способности оказывают непосредственное влияние на успех педагогического воздействия на человека, усвоение им навыков, умений и знаний, приходящих к формированию основных жизненных качеств.

Существуют также способности к общению с людьми, предметной деятельности, связанные со взаимодействием людей с техникой, природой, художественными образами, знаковой информацией и т. д.

Стоит отметить, что способности являются образованиями не статичными. Они находятся в динамике, а их первоначальное формирование и дальнейшее развитие является следствием организованной определенным образом деятельности, а также общения.

Характер

Это третий по значимости из всех существующих компонентов психологической структуры личности. Характер проявляется через поведение человека. Именно поэтому определить его и наблюдать в дальнейшем является задачей несложной. Недаром человека чаще всего судят только по его характеру, не учитывая при этом способности, направленность и прочие качества.

При изучении особенностей психологической структуры личности характер выступает как довольно сложная категория. Ведь он включает в себя эмоциональную сферу, волевые и моральные качества, а также интеллектуальные способности. Все они в совокупности главным образом и определяют поступки.

Отдельные компоненты характера связаны друг с другом и находятся во взаимной зависимости. В целом они образуют единую организацию. Ее и называют структурой характера. Данное понятие включает в себя две группы черт, то есть тех или иных особенностей личности, которые регулярно проявляются в самых различных сферах деятельности человека. Именно по ним и можно давать предположение о возможных поступках индивида в определенных условиях.

В первую группу входят черты, которые выражают направленность личности, то есть ее цели и идеалы, склонности и интересы, установки и устойчивые потребности. Это целая система отношений между человеком и окружающей действительностью, представляющая собой характерные только для этого индивида методы осуществления подобных отношений. Во вторую группу входят волевые черты характера. Рассматриваются в ней и эмоциональные проявления.

Воля

Понятие и психологическая структура личности включают в себя и этот компонент. Что такое воля? Это способность человека сознательно регулировать свои поступки и действия, требующие определенного преодоления внешних и внутренних трудностей.

На сегодняшний день понятие воли начало терять научную ценность в области психологии. Вместо этого термина все чаще ставят мотив, сущность которого определена потребностями человека и теми явлениями, которые непосредственно с ними связаны.

Воля является одним из специфических и существенных свойств в поведении людей. При этом она имеет сознательный характер. Подобное обстоятельство позволяет человеку находиться на недоступном для животных уровне. Присутствие воли дает возможность людям осознавать поставленную цель, а также средства, необходимые для ее достижения, которые определяются еще до начала деятельности. Большинством психологов воля рассматривается в качестве сознательного характера поведения. Подобное мнение позволяет дать определение всякой активности человека. Ее можно считать одним из направлений волеизъявления, так как такая деятельность предполагает наличие осознанной цели. Причем основную природу данного компонента можно обнаружить в структуре всего поведения человека в целом, а для ее выяснения понадобится выявить особенность содержательной стороны поступков, их мотива и источника.

Темперамент

Данный элемент в психологической структуре личности представляет собой динамику и энергию поведения человека. Исходя из темперамента, проявляются скорость, сила и яркость эмоционального реагирования индивида.

Этот элемент психологической структуры личности является врожденным. Его физиологические основы были изучены академиком И. П. Павловым. В своих работах ученый обратил внимание на то, что темперамент зависит от типа нервной системы, которые были охарактеризованы им следующим образом:

  1. Безудержный. Этот тип высшей нервной деятельности является неуравновешенным, подвижным и сильным. Он соответствует темпераменту холерика.
  2. Живой. Это уравновешенный, но в то же время подвижный и сильный тип нервной системы. Он характерен для сангвиников.
  3. Спокойный. Под ним понимают инертный, уравновешенный и сильный тип НС. Такой темперамент можно встретить у флегматиков.
  4. Слабый. Малоподвижный, неуравновешенный и слабый тип НС. Данный темперамент встречается у меланхоликов.

Те различия, которые имеют место между людьми, довольно многоплановы. Именно поэтому порой становится так сложно понять человека, избежать конфликтов с ним и принять правильную линию поведения. Для того чтобы глубже понять других людей, и нужны приведенные в этой статье психологические знания, которые стоит применять в сочетании с наблюдательностью.

fb.ru

Психологическая структура личности | PSYERA

Личность как целостная сложно организованная система состоит из множества взаимосвязанных элементов (подструктур), каждый из которых имеет определенное функциональное назначение. Они и составляют психологическую структуру личности. Понимание личности предполагает выделение образующих ее элементов, установление характера их связи и функционального назначения. Вопрос о структуре личности в разных теоретических школах решается неоднозначно. Например, в теории личности Алексея Леонтьева в качестве основной структурной единицы рассматривается мотив, а сама личность представляется как система мотивов. В.Н. Мясищев определяет личность как систему отношений, единицей которой служит отдельное отношение. В психоаналитической концепции личность понимается как система, состоящая из трех структурных элементов: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Оно представляет собой множество неосознавемых и нравственно осуждаемых потребностей, мотивов и влечений, выполняющих энергетическую функцию. «Сверх-Я» — это система усвоенных человеком нравственных норм, запретов и ограничений. Они выступают в роли своеобразных нравственных ограничений и контролеров, стоящих на пути бессознательных влечений. «Я» -это сознание человека, представляющего собой арену борьбы «Оно» и «Сверх-Я» и поиска возможностей удовлетворения актуализированных потребностей и влечений.

Развитие личности приводит к существенному изменению ее психологической структуры. Она становится социализированной. Поэтому мы считаем целесообразным и возможным более широкое понимание психологической структуры личности. В качестве основных структурных компонентов личности (личностно образующих элементов) можно выделить следующие: потребностно-мотивационный, волевой, познавательный, эмоциональный, характер, способности и самосознание.

Потребностно-мотивационная сфера личности представляет собой систему устойчивых потребностей и мотивов. Они могут иметь форму интересов, убеждений, идеалов, мечты, влечений, желаний и установок. Эти личностные образования выступают как источники жизненной активности человека и придают его действиям необходимый энергетический потенциал. Без соответствующей мотивации никакие действия просто невозможны. Потребности и мотивы актуализируются в ситуациях, когда для нормального и благополучного существования человека чего-то недостает: пищи, информации, общения и т.д. Субъективно это переживается как состояние дискомфорта в форме соответствующих желаний, влечений и т. п. феноменов.

Воля — это система психических действий и механизмов сознательной саморегуляции и реализации человеком собственного поведения: целостной деятельности, отдельных действий и актов общения (содействий). Такое поведение называется произвольным. Именно оно характерно для человека как социального существа. Разновидностью произвольного поведения является поведение волевое. Необходимость в нем возникает в ситуациях препятствий и трудностей в реализации поставленных целей. В основе волевого поведения лежат такие психические действия, как целеобразование, смыслообразование, принятие решения, постановка задачи, планирование, регулирование процесса реализации и контроль. Субъективно подобные действия переживаются в форме следующих феноменов: волевое усилие, напряжение, сомнение, чувство ответственности, принятие решения, представление результата действия и т.п.

Познавательная сфера складывается из системы взаимосвязанных познавательных психических процессов: ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения и внимания. Субъективно они представлены в форме всевозможных образов, представлений, мыслей, фантазий, воспоминаний и т. д. Каждый их них выполняет свои особенные и уникальные функции, которые невозможно компенсировать с помощью других познавательных процессов. Рассмотрим их основное функциональное назначение:

  1. обеспечивают ориентировку человека в окружающей действительности, в других людях и в самом себе, без которой невозможно выполнение практических действий;
  2. служат инструментом получения и накопления жизненного опыта человека (информации) в форме субъективных образов, понятий и психомоторных схем всевозможных действий;
  3. составляют очень важную часть души человека и принимают самое непосредственное участие в ее построении, развитии и функционировании.

Эмоциональная сфера представлена системой психических процессов непосредственного субъективного переживания жизненной значимости для себя предметов, явлений или событий. Субъективно они представлены в форме разнообразных по силе, знаку, окраске и продолжительности эмоций: радости, удивления, огорчения, удовольствия и т.п. Они являются составной частью душевной жизни человека. Основная функция эмоций — субъективная оценка значимости предметов, людей, явлений или событий. Они ориентируют человека в том, насколько полезно или вредно для него что-либо (кто-либо). К другим их функциям относится побуждение к активности, воздействие на работу организма и познавательные процессы. Эмоциональные переживания актуализируются в ситуациях столкновения человека с жизненно значимыми ситуациями, которые либо препятствуют, либо способствуют удовлетворению потребностей и мотивов.

Способности — устойчивые индивидуально-психологические особенности человека, являющиеся условием успешного освоения и выполнения деятельности. Они выступают как своеобразные психологические средства (орудия) личности, делающие ее пригодной к деятельности. В них как бы аккумулированы социально выработанные способы оптимального выполнения различных видов деятельности. Особенно ярко они проявляются в сложных и нестандартных ситуациях, требующих поиска принципиально новых нетрадиционных способов действия. Субъективно способности проявляются в форме ощущения легкости выполнения деятельности, удовольствия от ее выполнения, интереса к ней, чувства озарения (инсайта) в момент открытия нового способа.

Характером называется система индивидуальных, устойчивых личностных свойств, проявляющихся в типичных для человека способах поведения в различных жизненных ситуациях и выражающих его отношение к кому-либо или чему-либо: к людям, к деятельности, к Родине, к вещам, к себе и др. (доброта, ответственность, патриотизм, индивидуализм и др.). Каждая черта характера актуализируется в соответствующих ей конкретных жизненных ситуациях, которые являются критическими для нее. В чертах характера зафиксирован социальный опыт человека, то есть усвоенные им общественно выработанные способы поведения. Поэтому характер образует своеобразный каркас личности. Субъективно каждая черта характера проявляется в форме сложных, синтетических психических состояний, включающих в себя эмоциональные переживания, желания, мысли, образы, сомнения и др.

Самосознание — это особая личностная подструктура, выражающаяся в способности человека выделять себя как нечто самостоятельное, отдельное и отличное от всего окружающего. Благодаря самосознанию человек становится хозяином самого себя, то есть он способен планировать свою жизнедеятельность, ставить перед собой жизненные цели, соотносить с ними свои возможности, управлять своими действиями, контролировать и оценивать себя, относиться к себе. В этом и заключается его функциональное назначение. Критическими для актуализации самосознания представляются жизненные ситуации, требующие выделения самого себя в любых своих ипостасях и измерениях: как индивида, как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. По своей генетической основе это ситуации преодоления собственной индивидной (природной) сущности. Субъективно самосознание выражается в переживании чувства «Я», которое является неотъемлемым компонентом любых действий, выполняемых человеком в соответствующих ситуациях: Я пишу, Я хочу, Я думаю, Я опасаюсь и т.д. Самосознание является своеобразным ядром, центром, высшей инстанцией и духовной основой личности.

psyera.ru

Краткая характеристика психологической структуры личности

Психологическая структура личности человека представляет собой сложную психическую систему, находящуюся в состоянии непрерывного движения, динамики, развития. Как системное образование личность включает в себя элементы (компоненты, блоки), которые в совокупности образуют устойчивую личностную организацию, часто называемую психологической структурой.

Термин «структура» (лат. structure, — строение, взаиморасположение) обычно используется, когда возникает необходимость подчеркнуть целостность, неделимость психологического объекта, достигаемую за счет устойчивых взаимосвязей его элементов. Целостность такого объекта не нарушается даже при изменении состава элементов (конечно, в определенных границах). В этой связи выделение отдельных элементов в личности человека является условной процедурой, служащей лишь для «погружения» в более тонкие механизмы функционирования психики. Понятие «структура» служит напоминанием о том, что все выделенные элементы находятся в единстве, образуя саму личность (ее психические качества, возможности по саморегуляции поведения и деятельности и т.д.).

Чтобы описать личность, процессы ее становления, необходимо знать состав элементов, а также как они взаимодействуют. Когда человек становится личностью? Каковы закономерности формирования и развития личности?

На первый вопрос психологи обычно отвечают: «Очевидно, годика в три, когда ребенок в первый раз скажет: «Я сам!»». Ответ красивый, но расплывчатый, неконкретный. По второму вопросу однозначные отпеты могут быть получены лишь при едином понимании вопроса о психологической структуре личности. До сих пор договориться об этом представителям различных направлений в психологии не удалось. Обвинять каждого из них в субъективности выло бы неверно. Скорее можно сказать, что каждая из теорий личности выдвигает заслуживающую внимания, но одностороннюю гипотезу о структуре личности и ее развитии.

psyera.ru

Читайте также:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о