Мотивация от и к – Модель НЛП:: Метапрограмма: Мотивация К-ОТ
Мотивация «От» и мотивация «К»
Предлагаю поговорить о том, какие два основных вида мотивации бывают.
Это мотивация «От» и мотивация «К».
Главное отличие этих мотиваций в том, что применяя мотивацию «От», мы пытаемся уйти от того, что нас не устраивает. Например, от бедности, проблем в отношениях, избавиться от лишнего веса и так далее.
Главная мотивирующая сила в данном случае имеет негативный окрас – мы бежим от текущей ситуации, которая нас не устраивает.
Мотивация «К» наоборот – мы отталкиваемся не от того, что нас не устраивает, а от того, что мы хотим получать. Накачать мышцы, заработать денег, создать счастливую семью и так далее.
Главная сила в мотивации «К» – положительная, это ожидание удовольствия от достижения желанной цели.
Когда применять мотивацию «От», а когда «К»?
Возможно, вы знаете, но большинство людей лучше мотивируются мотивацией «От». Гораздо больше людей начинают действовать, когда проблема уже нависла над их голой и не действовать уже нет возможности.
Мало кого привлекает перспектива прилагать дополнительные усилия, чтобы получить что-то хорошее. Скорее люди готовы действовать, когда в противном случае их ждут серьезные проблемы.
Исходя из этого, если вы попытаетесь мотивировать неподготовленного человека мотивацией «К», то вы заметите, что работает это гораздо хуже, если бы вы использовали мотивацию «От».
Но такая тенденция сохраняется не всегда.
Люди, развившие в себе определенный уровень осознанности и достигшие хорошего уровня эффективности, часто предпочитают мотивацию «К». Они привыкли работать ради достижения результатов, и их уже больше мотивирует желание достичь новых целей, чем желание убеждать от проблем.
Если не вдаваться в долгие рассуждения, которые в этой статье будут не к месту, можно подвести простой итог – мотивация «От» лучше работает на менее осознанных людях. Более же реализовавшиеся в жизни люди предпочитают мотивацию «К».
Это правило не является универсальным, но на основании своих наблюдений за людьми я вывел такую закономерность, в какой-то момент она может оказаться вам полезной, если вы работаете с людьми, управляете отделом, проектной командой или компанией.
Если вы, к примеру, захотите мотивировать низкоквалифицированного рабочего, лучше «пригрозите» ему штрафами, чем обещаниями бонусов за хорошую работу. Бонусы его мало мотивируют, а вот нежелание получить штраф сработает хорошо. Скорее всего.
В отношении себе я советую комбинировать эти 2 метода мотивации. Они хорошо дополняют другу друга.
Если вы хотите повысить свою работоспособность и тем самым достигать больших результатов в жизни, вам может оказаться полезным мой курс по самомотивации.
Вы можете посмотреть его описание по той ссылке.
Либо вы можете лично обратиться ко мне с вопросом, написав мне по контактам на этой станице.
Буду рад вам помочь!
Если мысли в этой заметке вам понравились, то будет классно:
🙂 Если вы оставите комментарий ниже – что вам понравилось, что не понравилось, какие вопросы есть? Мне будет приятно почитатьvasi1y.ru
Факторы мотивации — «ОТ» и «К»
Приветствую вас, друзья! И поздравляю всех с началом новой недели. Как раз сегодня я поделюсь такой темой как факторы мотивации. Как мне кажется они основопологающие, то есть все остальное уже идет от них.
Спонсор сегодняшнего поста: Журнал Интернет-предпринимателя с 7-летним стажем
Естественно, что кто-то уже про это слышал, а кто-то даже хорошо знаком и использует на практике. Об этом достаточно много написано в различных изданиях и на различных сайтах. Я постараюсь дать мою позицию, какими я вижу эти факторы мотивации. Как использую их в жизни, работе и блоггинге.
Как всем должно быть понятно, мотивация это такая невидимая сила, которая заставляет людей достигать каких то целей. Делать что-то в своей жизни. Двигаться дальше, поднимать свое тело утром с дивана и идти на работу.
Я догадываюсь, что всем нравится жить в комфортных условиях, хорошо кушать, отдыхать на море или зимних курортах, ездить на хорошем автомобиле и т.п. Но жизнь так хитро устроена, что для этого всего нужно зарабатывать деньги. По другому, ну никак не получается. Надо что-то делать, работать. Исключения конечно есть — это те с детства привык жить в режиме:
— Пап, дай денег на морожное!
— Сынок, иди возьми пару сантимеров и не мешай!
Также есть еще вариант, заняться дауншифтингом, чтобы сказать, я не приемлю ваши ценности, вы глупые людишки. Я понял в чем смысл жизни 🙂 . Кстати, как мне видится, даже те кто долго и упорно пытался соскочить со своей рабочей рутины и превратить жизнь в отдых, в итоге там и находят свои цели и тоже начинают чего-то хотеть и достигать.
Ну а те, кто по эту сторону барикад, рано или поздно, начинают искать способы как делать какое-то дело с бОльшим желанием, получать от этого бОльшее удовольствие. И конечно тут можно посоветовать, дружище, просто занимайся любимым делом. Брось ты эти свои бизнесы, которые отнимают все твои жизненные силы и нервы. Но сделать это, зачастую человек не может, по ряду причин.
Так вот давайте посмотрим на то, что движет человеком при его движении от цели к цели, изо дня в день.
Факторы мотивации — «ОТ» и «К» с примерами
Под мотивацией «ОТ» понимается, что человек хочет от чего-то уйти — это им и движет. Под мотивацией «К» понимается, что человек хочет к чему-то придти.
Простой пример мотивации «ОТ» — когда я работал в офисе, мой рабочий график был с 9 до 18. Я должен был быть на месте к 9 утра, иначе при систематических опазданиях это бы закончилось плохо. Например, сокращением зарплаты или увольнением. Хочешь не хочешь, а вставать НАДО.
Когда я уволился и стал фрилансером, работая в одиночку, у меня начались серьезные проблемы с ранним утренним подъемом, я долго не мог с этим справиться, но сейчас не про это 🙂 .
Типичная мотивация «К» — сделать себе подарок, устроить праздник — естественно только после достижения определенной цели. Чем сложнее цель, тем больше подарок.
О примерах мотивацией «ОТ» и «К» я еще напишу ниже.
Пародокс вот в чем, мотивация «К» очень сложно поддающаяся к воспитанию в себе штука, но при этом человек который полностью живет по мотивации «К» эффективнее в сотни раз того, кто полностью живет мотивациями «ОТ».
Помните, что я говорю со своей колокольни, как это чувствую именно я, как это работает со мной. Просто решил напомнить, чтобы недопонимания потом не было.
Так вот мы реально ВСЮ жизнь привыкли жить мотивацией «ОТ». С самой школы — нужно хорошо написать диктант, чтобы не получить двойку и потом не получить люлей от родителей. Нужно хорошо закончить учебный год, чтобы летом не заставили учиться. Бывали конечно просветления в виде «морковки» — закончишь без троек — куплю машинку. Вы рвали жопу и заканчивали, оценки были нужны не вам, зато машинка была такая блестящая и с пультом управления.
Потом был универсистет — исключительно от сессии до сессии. А перед сессией включалась такая мотивация «ОТ», что курсовые писались за ночь, а диплом за неделю.
Потом работа, где надо, сука, вставать к 9 утра, чтобы получить ЗП. Взять кредит до кучи. У вас было по другому? У меня было именно так 🙂 . Потому-то, когда я сбежал от этого всего, я не понимал, что случилось и почему, казалось все проблемы пропали, а дела почему-то стали делаться еще хуже.
Ладно, разошелся я что-то.
Это все написано к тому, что мотивации «К» нужно будет учится, постепенно включая ее в свою жизнь. Итак, что еще можно отнести к этому фактору мотивации.
Про подарки и праздники для себя я уже сказал, то есть при достижении цели мы устраиваем себе какой-либо отдых, то чего больше всего нравится. Например я люблю ходить в кино, брать с собой кока-колы и чипсов, да это не так уж полезно, но со мной это очень хорошо работает. Естественно это «награды» за небольшие цели.
Праздники должны быть как большие так и маленькие. Соответственно вы себя балуете в конце дела, а не в середине или начале — это понятно, я думаю.
Это самая рабочая тема для мотивации «К». Так уж мы устроены — любим похвалу. Еще к мотивации «К» можно отнести такие штуки как понимание зачем я все это делаю, своей миссии и дальнейшего пути, целей. Я сюда даже заглядывать не буду, это очень личное и если вы уже разобрались с этим для себя, то у вас скорее всего все нормально и мои сотрясения воздуха тут не интересны. Опять же, если это ваш путь, а не то, что диктует общество, ваши мама, папа и бабушка.
Про мотивацию — «ОТ»
Так уж молучилось, что без нее нам никуда, сейчас я понимаю, что мотивация «ОТ» тоже необходима в жизни, просто нужно осознанно к ней относиться и понимать суть процесса.
Например, даже я, чтобы увеличить посещаемость на блоге до 1000 уников к 1 мая, поставил публичную цель и пообещал денег читателям, если не достигну. Это мотиваци «ОТ» в чистом виде. Но это то, что мне нужно.
Сюда же можно отнести: любые виды публичных обещаний, споры на деньги, крупные кредиты. И менее заметные вещи, например: занятие в зале с тренером, вы ему платите (кроме всего прочего) за «пинки», вы договариваетесь с другом делать пробежку каждое утро, вы организовываете совместный бизнес. Это все сюда.
Еще раз скажу, что мотивация «ОТ» это не вселенское зло, это наша жизнь. Цель этого поста не заставить вас искать в вашей жизни все случаи мотивации «ОТ» и срочно избавляться от них.
Цель в том, чтобы постепенно начать включать в жизнь мотивацию «К» и со временем все встанет на свои места 🙂 .
¶
Как и обещал, упоминать тех, кто тоже поставил себе цель и достигает ее. Сегодня это Евгений, который поставил себе цель к 1 июня 700 уников в сутки. Пожелаю ему успехов и упорства в достижении цели. Только в перед!
¶
Игорь (Luckyboy)
cyber-promo.ru
МК:: 6-е занятие. Мотивация — trEnings.ru: всё о НЛП
Мотивация нужна в том случае, когда вам нужно сделать что-то, что вам не нравится: постирать, встать утром, подготовиться к экзаменам. Для того, чтобы сделать что-то, что вам нравится, мотивироваться не нужно.
Вспомните состояние человека увлеченного компьютерной игрой или чтением интересной книги – его нужно мотивировать на то, чтобы прекратить.
Мотивация – это что-то вроде дополнительной энергии, необходимой для преодоления «силы отрицания».
И в общении вам постоянно приходится мотивировать другого человека. Если вам нужно, чтобы он что-то сделал, чтобы он обратил на вас внимание, чтобы совершил покупку, чтобы он внимательно вас выслушал, чтобы перезвонил. Мы постоянно мотивируем друг друга. Например, в большинстве случаев, единственная задача менеджера при работе с клиентом – это его мотивировать.
При чем иногда – мотивировать как можно быстрее покинуть помещение :).
Когда родители говорят сыну, что «если не поступишь в институт, то пойдешь в армию», то они пытаются его мотивировать. Когда продавец говорит покупателю, что «если вы купите эту зубную пасту, то вторую получите со скидкой» – он его мотивирует.
Кстати, действительно, для многих важнее не сама цена, а наличие скидки.
Когда девушка соблазняет парня – она его мотивирует (и наоборот). И так далее.
Есть два базовых типа мотивации – это К (мотивация тем, как будет хорошо, когда вы это сделаете) и ОТ (мотивация тем, как будет плохо, если это не сделать).
Движение К.
Этого человека волнует то, что он выиграет, приобретет, достигнет. Больше обращает внимание на то, что ему нужно, а не на то, от чего он хочет уйти. Это человек, который “идет на новую работу” а не “уходит со старой”.
Эти люди хорошо могут определить, чего они хотят достигнуть, но у них могут возникнуть трудности с определением того, что надо избежать.
Фокусированы на своих целях. Продвигаются к тому, чего они хотят.
Лучше справляются с делами там, где необходима способность неотступно стремиться к определенной цели.
Движение ОТ.
Этот человек уходит от негатива, от того, что ему не нравится. Это не означает, что у него нет цели, просто в первую очередь он обращает внимание на то, что ему не нравится, чего он хочет избежать. Он “уходит со старой работы”, а не “идет на новую”.
Эти люди хорошо определяют, чего им стоит избегать, и с трудом – к чему они стремятся.
Превосходно обнаруживают ошибки и будут хорошо работать, например, контролерами качества.
Мотивация К обычно менее “взрывная”, чем ОТ.
Людям, мотивирующимся К для этого нужно создать представление прекрасного будущего в результате совершенного действия:
— Пылесос Kaiff сделает вашу жизнь счастливой!
— Вы хотите иметь красивые и здоровые волосы? Покупайте шампунь Milo!
— Если вы положите деньги в НАШ БАНК, то будете получать по 110% прибыли ежемесячно!
Мотивирующиеся К хорошо представляют, что они хотят получить, это их привлекает и тянет к себе. И чем приятнее и прекраснее “это”, тем сильнее их мотивация. Именно поэтому в рекламе такая куча описаний достоинств предложения, зачастую весьма нереальных и неэкологичных:
— Только наш товар сделает вас совершенно счастливыми.
— Жуя исключительно жевательную резинку Rezina вы будете иметь белые красивые зубы.
Людям, мотивирующимся ОТ для этого требуется создание ужасающей картины, и чем ужасать она будет сильнее, тем сильнее будет мотивироваться человек данного типа. Ужасающая картина кариеса или не менее поражающее воображение появление перхоти приводящие по представлениям создателей рекламы чуть ли не к преждевременной смерти достаточно характерный пример этого. Предложенные выше рекламные лозунги направленные на мотивирующихся ОТ будут выглядеть приблизительно так:
— Без пылесоса Kaiff ваша жизнь превратится в каторгу!
— Ваши волосы стали хрупкими, ломкими? И вы хотите избавиться от перхоти? Покупайте шампунь Milo!
— Если вы не положите деньги в НАШ БАНК, то не будете получать 110% прибыли ежемесячно!
Эти люди обычно прекрасно представляют чего нужно избегать, но то, чего они хотят достичь им определить несколько труднее.
В быту это может быть так.
Мотивирующийся К для того, чтобы заставить себя помыть пол представляет себе все прелести сверкающей чистоты, похвалы родственников и ощущение достижения.
Мотивирующийся ОТ для того же самого будет представлять себе все ужасы полного захламления, ругани живущих вместе и осуждения соседей а так же суровые укоры самого себя.
Естественно, что обычно люди пользуются обеими способами мотивации. И некоторые сначала говорят, от чего они уходят, а потом – к чему стремятся.
— Ваши волосы стали хрупкими и ломкими? А вы хотите видеть их здоровыми и сильными? Покупайте шампунь Shampunn!
Может быть и обратная ситуация – когда человек сначала говорит к чему стремится, а потом от чего уходит. Важно здесь, как и при определении других метапрограмм именно преобладание, то, с чего человек начинает и чем больше пользуется в данном контексте.
При этом можно сказать, что люди с мотивацией К более ориентированы на “плюсовые” стороны жизни, а люди с мотивацией ОТ – на “негативные”. Поэтому с этой точки зрения более гармонизировать эту мета программу можно следующей техникой.
Мотивация и ценности
Про калибровку ценностей см 4-е занятие «Карта и территория».
Мотивация К – ОТ – это всего лишь направление движения. Но то, что привлекает или отталкивает должно быть действительно важным для человека.
Рассказ одного мужчины: «Как я бросил курить».
— Я как-то лежал в больнице. Были проблемы со здоровьем. Легкие и т.д. Врач мне говорил, что если я буду продолжать в том же духе (а я выкуривал в день по две пачке папирос), то скоро умру. Это как-то не действовало. Но однажды ко мне в палату положили парня после операции: молодой, красивый… Но ему только что удалили ногу. Как ни странно из-за курения (что-там с сосудами). И вот когда я понял, что могу стать инвалидом из-за курения, вот тогда я курить и бросил. Как отрезало.
То, что важно для одного может совершенно не важным для другого. Одна из важнейших задач при мотивации – вам нужно понять, какие собственно ценности у Клиента. На какие из них он реагирует.
Пример. При покупке для кого-то важно: качество, надежность, скидка.
— А разве надежность не входит в качество?
Для кого-то входит, для кого-то нет… Люди скорее реагирую на сами слова, чем на то, что за ними стоит. Некоторые даже слабо себе представляют, что такое «качество» данного предмета – например пылесоса. Если вы попросите их объяснить, что такое «качественный пылесос» некоторые начнут сердится и нести какую-то чушь
Итак, в одном случае вам нужно будет мотивировать К:
— Если вы купите этот пылесос, то вы приобретете качественную, надежную машину. При чем сегодня вы получите его со скидкой.
Если вам нужно мотивировать ОТ, то это может звучать так:
— Если вы не купите этот пылесос сегодня, то вы потеряете возможность получить такую качественную и надежную машину со скидкой.
Но не все так просто. Сейчас мы говорили только о ценностях самой вещи, но часто вещи важны не сами по себе, а для чего-то. Например, наш друг пылесос нужен для уборки, шампунь – для мытья волос, платье для того, чтобы его носили. И можно говорить о самом платье (качественное, красивое, фирменное, дешевое, натуральное), так и о «последствиях» его приобретения:
— В этом платье вы будете выглядеть обворожительно (соблазнительно, ярко, заметно, интересно, привлекательно)!
— Если вы не хотите выглядеть оборванкой…
Еще одно правило: человек должен быть убежден, что это действительно произойдет, если он это сделает (не сделает). Многие студенты при подготовке к экзаменам строят себе страшные картинки того, что их выгонят из института, если они не сдадут этот экзамен. Некоторых это мотивирует, а многих совсем нет. И не потому, что остаться в институте для них не важно – они не верят, что это действительно произойдет. Или верят, что прорвутся…
Например, многие рекламируют товары связывая их с некой очень важной ценностью. Связывают настолько, что данные товары начинают их олицетворять:
1) Нескафе Классик – молодость и успешность;
2) Спрайт – «быть самим собой»;
3) Ментос – находчивость («свежее решение»).
Но на создание данной связки требуются большие деньги и время. Не всегда они есть. Так что обычно во время общения требуется определить уже существующие убеждения.
Так что для мотивации вам необходимы две вещи:
1) ценности Клиента;
2) тип мотивации.
И если про калибровку ценностей мы уже говорили, то с мотивацией придется поработать…
Упражнения
Упражнение 1 «Анализ рекламы»
Просмотрите телерекламу и определите, какой тип мотивации используется в каждом конкретном случае.
1. Спрайт – ОТ.
2. АСE – ОТ + К.
3. …
20 минут.
Упражнение 2. «Пассивная калибровка»
Слушая человека, определите его базовый тип мотивации.
- Учтите, что ориентированный ОТ постоянно уходит от чего-то, а ориентированный К идет к чему-то.
30 минут.
Упражнение 3. «Контекст — мотивация»
1. Определите контекст, с которым вы хотите поработать (то есть, кого и на что вы хотите мотивировать): подчиненных – приходить вовремя, покупателя – купить шампунь…
2. Сделайте карточки с ценностями, которые связаны с данным контекстом: уважение, скидка, чистота, качество… Не менее 10 карточек.
3. Вытягивая «в слепую» по 3 карточки сделайте по два небольших текста – с мотивацией К и мотивацией ОТ. В данных текстах должны использоваться те ценности, которые указаны в карточках.
Контекст: приход подчиненных на работу вовремя. Ценности: уважение, зарплата, карьера.
— Иван Петрович! Если вы хотите сохранить и дальше мое уважение, я думаю вам стоит приходить вовремя. А то это может отразиться на вашей зарплате и карьере.
— Если вы прекратите опаздывать, вы сможете укрепить мое уважение к вам, и это будет серьезным аргументом, когда будет поднят вопрос об увеличении вам зарплаты. И, я думаю, это положительно может сказаться на вашей карьере.
Не менее 15 раз.
Упражнение 4. «Декартовы Координаты»
Еще одно упражнение. Я уже говорил, что мотивирующиеся К хорошо представляют себе чего хотят достичь и с трудом – что им может помешать. У мотивирующихся ОТ проблема обратная – они вполне прекрасно представляют себе проблемы которые могут возникнуть, но то, чего они достигнут им дается с большим трудом.
Когда возникает необходимость что-то выбрать, то вам надо ответить на 4 вопроса:
Что будет, если это произойдет?
Что будет, если это не произойдет?
Чего не будет, если это произойдет?
Чего не будет, если это не произойдет?
Несмотря на то, что эти вопросы в чем-то определяют приблизительно одно и то же, но определяют это с разными оттенками.
Упражнение 5 «Активная калибровка»
Определив ценности собеседника в данном контексте, сделайте два текста (с мотивацией К и ОТ) и посмотрите на невербальную реакцию.
Не менее 5 раз.
Упражнение 6. «Ценности и мотивация»
Определив ценности собеседника в данном контексте и его мотивацию, постарайтесь мотивировать его (на поведение покупку и т.п.) и добиться результата. Результат должен быть однозначно определен.
Не менее 7 раз.
Если кратко..
1. Мотивация нужна в том случае, когда вам нужно сделать что-то, что вам не нравится.
2. Есть два базовых типа мотивации – это К (мотивация тем, как будет хорошо, когда вы это сделаете) и ОТ (мотивация тем, как будет плохо, если это не сделать).
3. Для того, чтобы мотивировать человека нужно знать его ценности.
4. Для того, чтобы мотивировать необходимо знать две вещи:
- ценности Клиента;
- тип мотивации.
Вопросы
— А какая мотивация в сексе? Разве это что-то неприятное? Зачем мотивировать?
Мотивировать часто нужно не столько само действие, сколько начать им заниматься. Если про секс – мотивировать нужно начать им заниматься, то есть перейти из одного состояния в другое. Чаще всего это связано с преодолением определенных ограничивающих убеждений Для того, чтобы эти убеждения преодолеть, человеку и нужна дополнительная энергия, которую и дает мотивация. А когда уже начали заниматься, то мотивировать уже вроде бы не нужно. Ну только если партнер ленивый или стеснительный…
— На какое действие человек мотивируется при покупке?
Если умно – на принятие решения покупки данного предмета. А если кратко – на то, чтобы он расстался с деньгами.
trenings.ru
Мотивация «от» и «к». Бог в твоей жизни. Аналитическая психология. Сэлф-маркетинг
Мотивация «от» и «к»
Пришёл второй день работы группы. Пришли все, кто был и на первой встрече. Анатолий подошёл к О.Г. и сказал, что он очень просит к «своим ребятам» относиться снисходительно. Ему очень важно, чтобы они тоже здесь были. Она ему сказала, что не может ему это обещать, тогда она нарушит свои принципы – работать только с теми, кто хочет. Они явно не хотели. Но пришли, шумели, смеялись. Уже было неприятно находиться с ними в одном пространстве. Она решила, что сегодня для них последний день в группе.
Дима, действительно, сделал ей комплимент, такой тонкий и изящный:
– О. Г, всё, что Вы сказали на том уроке, я жене рассказал. Она была в восторге от вас и тоже хочет к нам сюда. Я сказал, что спрошу вас.
– Очень приятно, Дима, такое слышать. И то что вы рассказали жене, и то что жена хочет посещать наши занятия. Конечно, пусть приходит, – она знала, что жена придёт, чтобы оценить её как конкурентку, успокоиться, что возраст не тот и спокойно будет отпускать мужа на эти занятия. Раньше было сложнее, она была моложе и жёны её клиентов ревновали своих мужей к ней. Но ей всегда это было неприятно, потому что поводов у них для этого не было. Но она их понимала и не обижалась, любая жена должна проверить, кто влияет на её мужа и проанализировать опасности. В жизни всякое бывает.
– Начнём? И продолжим…, – так она соединяла предыдущее занятие с сегодняшним. Союз «и» очень хорошо соединяет даже несоединимое. – На том занятии мы с вами поняли, как правильно ставить цели, как различать цели и мечты и как с ними работать. Кто-нибудь дома сделал карту сокровищ?
– Мы всей семьей сделали, – сказал Дима, – я свои мечты приклеил, жена – свои и дочка с сыном – свои тоже приклеили.
– А что можно и детям так? – спросил Андрей, его глаза «горели огнём радости», ему было интересно, он всем корпусом подался вперёд и его уже не интересовали «друзья – куча».
– Конечно, можно. У детей это получается ещё даже лучше. Сколько мы делали такие упражнения на тренингах я заметила, что у детей это получается легче, они как-бы играются желаниями и потому получают то, что хотят. Однажды на одном тренинге была семья из мужа, жены и их старшего сына. А они разговаривали об этом упражнении дома. Младший сын услышал их разговор и тоже приклеил на карту сокровищ своё желание – ролики. И вот однажды он шёл мимо ЗАГСа и нашёл конверт с деньгами, который не был подписан. Он принёс его родителям. Родители сначала сходили в ЗАГС, сказали о находке, оставили свой номер телефона, подождали месяц, но так никто не обратился. И тогда они купили ролики на эти деньги, их как раз хватило. Вообще, таких примеров очень много, когда то, что вы наклеите, будет у вас появляться ниоткуда. Главное, чтобы это желание было искренним и вашим. И, как вы помните, лучше чтобы на всех уровнях были ответы на вопросы. Почему ребёнку не важно доходить до верхнего уровня? Потому что он хочет искренне. Если вы тоже можете искренне хотеть как дети, то и вам не нужно ходить по уровням. Но, на сколько я знаю, здесь собрались все рассудительные люди. Ну или почти рассудительные, – сказала она и посмотрела на Егора, он скорее эмоциональный, чем логический. – Есть два типажа людей, логики и этики. Одни рассуждают, анализируют, думают логически, Юнг назвал такой тип мышления аполлоническим, от греческого бога Аполлона. Другие – эмоционально живут и реагируют на мир, они чувствительны и эмоциональны, дионисийский тип мышления по Юнгу. Первые принимают решения, обдумав всё. Другие – порывисто, под воздействием эмоций. Но важно, что «внизу» в бессознательном обязательно будет противоположное состояние, чем «наверху», в сознании. Т. е. если вы человек логически мыслящий, то в аффекте, в шоковом состоянии обязательно будете вести себя нелогично, эмоционально, но зато потом сможете объяснить и себе, и окружающим, логику ваших действий. И наоборот, эмоциональный человек в критической ситуации наверняка поведет себя «трезво» рассудительно, будет собран и всё «разрулит». Вот эмоциональным людям достаточно просто правильно захотеть что-то и у них всё случается. Рассудительным зато можно молиться и Бог даст то, что нужно.
– Значит, лучше быть чувствительным? Но ведь это как бы женское поведение, – спросил Денис.
– Это в народе так считается, что женщина больше эмоциональна. На самом деле Юнг провёл большое исследование, ему можно доверять, да и по опыту работы я в этом убедилась, разделение по стилю мышления: логическое или эмоциональное, не подвергается половому различию. Как, впрочем, и другие различия. Например, экстраверты – это люди, кто больше уделяет внимание внешнему, у них много друзей и знакомых, они общительны, но они не выделяют кого-то одного, для них все равны и все близки. Им важно чужое мнение. Интроверты, наоборот, погружены в себя, ориентируются или на своё мнение или только очень близкого человека. Они не так общительны, даже малообщительны. У них мало друзей, но если есть, это очень близкие люди. И надолго. И тоже нет основания считать, что пол может как-то на это влиять. Вот и следующее разделение тоже не зависит от пола. Это мотивация «от» и «к». Мы именно на этом и остановились на прошлом занятии. Как мотивировать персонал? Для этого сначала нужно определить, какова мотивация сотрудника. Одни люди уходят с работы, когда находят новую, лучшую работу. Разводятся, когда находят новых партнеров. Работают лучше, если им пообещать премию за выполнение задания. Это люди с мотивацией «к», т. е. «к чему-то». Другие люди уходят с работы, когда эта надоела или не нравится, но не обязательно новая нашлась. Разводятся, когда просто отношения достали, но нет куда идти. И работают лучше, когда их ругают, чтобы избежать наказания, от противного, от чего-то бегут, уходят. Это люди с мотивацией «от».
Все задумались. Скорее всего, вспоминали свои действия, она на это рассчитывала.
– Я не совсем понял, – уточнял Дима.
– Ну, например. Вы стоите в болоте. На кочке. Если у вас мотивация «от», то вы когда кочка пойдет вниз, прыгните просто с неё. Куда уж получится. А если у вас мотивация «к», то вы, не дожидаясь когда кочка будет уходить из под ног, начнёте палкой проверять подходящее место, куда бы прыгнуть и прыгните, когда найдёте. Это, конечно, легко сейчас представить. Но нелегко определить не то, чтобы у других, но даже у себя. Но по нескольким фактам можно определить. Хотя, если вы ушли с работы, которая вам не нравилась в никуда, вы не всегда с мотивацией «от». Может вы пришли к спокойствию, это мотивация «к». Но как только вы определитесь с мотивацией у своих сотрудников, так легче вам будет ими управлять. Вот, например, вы знаете, что у всех людей есть свои потребности. По иерархии Маслоу потребности бывают такие: начинаем снизу – физиологические потребности (еда, сон, секс), потребности в безопасности, потребности в уважении и любви, в признании, в самореализации. Да, вы знаете, что если у человека нечего дома есть, а вы ему предлагаете самореализоваться, то это не будет мотивирующим фактором. Значит, ему нужны деньги на еду. И тут важно знать, какая у него мотивация «от» или «к». Если мотивация «от», то вы ему говорите, если не выполнишь задание, премии не будет, зп уменьшится, разряд понизится, должность понизится, т. е. чтобы напугать, что денег станет меньше. Если же мотивация «к», то такого сотрудника такие слова не мотивируют, а удивят, шокируют, испугают, некоторых обидят. Ему надо сказать, что за выполнение задания у него будет премия, зп повысится и т. д. Т. е. нужно знать не только на каком уровне потребностей стоит ваш сотрудник, но и какая у него мотивация.
– А какая мотивация правильная? – спросил Анатолий.
– Не знаю. Смотря для чего и для кого правильная. Вот бывает работает человек на нелюбимой работе, много лет работает. Страдает, плачется. Но у него нет подходящей, куда уйти. А он с мотивацией «к», он так и страдает. Так и не уйдёт. Хорошо бы ему мотивацию «от». Ну а уйдет, найдет ли новую. Никто не знает и не может поручиться за это. Человек с мотивацией «от» может уходить от плохой, но не находить хорошую работу, потому что у него же нет ориентиров. Поэтому сложно сказать, какая мотивация правильная. В любых священных книгах всегда пишется и для тех и для других. Пишется, что если делать так не будем, то будет нам ад. Если будем делать так как надо Богу, то будет рай. Это для всех мотиваций сразу. Чтобы все поняли. Одних напугали, других – заинтересовали. Вот это и есть метод кнута и пряника. Делать это нужно осторожно. Потому что сотрудника с мотивацией «к» достаточно один раз обидеть, чтобы он стал искать другую работу. Делать это сразу у вас получится только если у вас очень привлекательное предприятие для работников. И те и другие выстоят, выдержат. А в других предприятиях надо знать, кому «кнут», а кому «пряник». Потому что люди с мотивацией «к» не будут работать только от кнута, да и обидятся, уволятся, они могут работать только за что-то им важное. А те кто с мотивацией «от» «наедятся пряников», а толку не будет. Им не премия, ни хорошее отношение, ни грамоты не нужны, они им как мертвому припарка, толку от них не будет. Они как не работали, или плохо работали, так и будут работать. Пока под зад им не дать, – улыбаясь, сказала О.Г.
– Значит, нужно это точно знать? А как? – Анатолий хотел точных механизмов.
– Только практикой. Даже на собеседовании можно выяснить, почему человек уходил с предыдущих мест работы и как уходил. И разводился или нет. Но даже если вы это не смогли заметить в разговоре, то на практике вы это поймёте. Если даёте задание и предлагаете премию или процент, то человек с мотивацией «к» за это ухватится. И сделает всё как надо. А если не сделает, дайте новое задание и заметьте, что если не справится, то его испытательный срок еще не закончился. Если ваша работа ему нравится и он хочет это место, то он сделает всё, чтобы остаться и не вылететь. Возможно, это мотивация «от». Но может быть, он просто очень нуждается в этой работе.
– Как всё сложно, – печально сказал Анатолий.
– Человек – сложное существо. Мы в работе с одним клиентом долгое время определяем его тип, да и то не всегда правильно. И он, будем надеяться, с нами более открытый. Конечно, на любой работе сотрудник хочет показать себя с лучшей стороны. Поэтому определить тип сотрудника сложно. Поэтому многие руководители сначала заморачиваются на эти темы, потом плюют и отдаются на волю случая. Тогда сотрудники либо сами соберутся под руководителя, например, сотрудники с мотивацией «от» очень хорошо работают с деспотичным руководителем, который только кричит и ругается, лишает всех премий. Но если такому предприятию нужны будут сотрудники с мотивацией «к», например, продавцы, менеджеры по продажам, тот, кто хочет развития, то тогда будет сложно всем. Потому что мотивация «к» – это мотивация, которая в психологии называется Либидо, энергия развивающая, стремление к жизни. А мотивация «от» – это Мортидо, энергия или стремление к смерти. Либидо – это развитие, это новое, это интерес. Мортидо – это деградация, разрушение. Вот тут можно понять, что полезнее для человека. Чтобы развивать себя, надо развивать Либидо. Надо много узнавать, читать, общаться с интересными людьми, которые развивают. А компьютерные игры, которые уводят от общества, от общения, от развития, которое вклинивает человека в узкую полосу прыжков с уровня на уровень, деградируют человека, развивают его Мортидо, стремление к смерти. Конечно, нужно развиваться. А эти две силы, Либидо и Мортидо, внутри нас постоянно конфликтуют. Конечно, нужно развивать своих сотрудников. Если мы помогаем развиваться другим, то и сами развиваемся. Да, Либидо, это сексуальная энергия. Это и есть энергия жизни. Именно она заставляет людей что-то делать, чего-то добиваться. Если молодые люди находят выплеск сексуальной энергии в любое время, то у них нет достижений, им они не нужны. Их, так называемая энергия Кундалини, не развивается в полной мере. Представьте себе, что у нас у всех внизу лежит как бы скрученная змея, Кундалини, это и есть сексуальная энергия, энергия жизни, Либидо. Вот она на уровне нижней чакры Муладхары трезвонит нам, что хочется секса. Если ей дать это, то она успокоится и опять ляжет спать. Потребность удовлетворена. А если нет? То она будет подниматься от злости. И поднимется до следующей чакры, чакры карьеры, работы. Это когда человек становится уверенным работником, он имеет работу, должность. Тогда его Кундалини удовлетворена. И секс тоже имеется, и человек уверенный. Дальше развивая Кундалини, можно поднять её во весь рост. Это уже будет реализация человека во всем его проявлении: и секс есть, и карьера, и любовь, и есть с кем общаться, и мудрость и духовное единение с Богом. Вот как высоко мы хотим поднять свою энергию!
psy.wikireading.ru
Тест:: Мотивация К-ОТ — trEnings.ru: всё о НЛП
НЛП-ПРАКТИК
по вторникам с 17 декабря
НЛП-МАСТЕР
по четвергам с 16 января
Интегральная Графика
простая технология для работы с собой
по средам с 4 декабря
Повседневный Гипноз 1
транс в повседневном общении
по вторникам с 17 декабря
НЛП-кино
разбираем фильм «Мервец»
в четверг 26 декабря
Повседневный Гипноз 2
фокусы языка и терапевтические метафоры
по четвергам с 16 января
В Поисках Смысла
разбираемся в глобальных вопросах
по средам с 29 января
trenings.ru
Беседа «Мотивация «К» и «ОТ»»
Беседа на тему: «МОТИВАЦИЯ «К» и «ОТ»»
Быть эффективным в этом мире означает
добиваться тех результатов, которые вы выбираете
(Д. О’Коннор, Д. Сеймор)
Деятельность является основанием личности и занимает важное место в жизни человека.
От чего же зависит успешность деятельности? Почему одни добиваются успехов в учебе, высот в профессиональной деятельности, в жизнедеятельности вообще, а другие только сетуют, что им не повезло, они бы тоже так смогли, но…?
Ответы обучающихся
В основе любой произвольной деятельности находится мотивация.
Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.
Мотивационная сфера человека разнообразна. Один из компонентов мотивационной сферы – преобладающие мотивы, которые определяют отношение к достижению целей. Они опираются на две тенденции: мотивация к достижению успеха и мотивация к избеганию неудачи. Еще их называют мотивация “К” (добиться успеха) и мотивация “ОТ” (избежать неудачи). Конечно, каждый человек хочет чувствовать себя на высоте. Никому не нравиться ошибаться. Но у каждого человека при достижении цели преобладает какой-то один тип мотивации.
Далее сопровождать беседу рисунком на доске
Есть цель.
Один человек будет упорен в достижении цели, будет стараться преодолевать препятствия. И даже если цель с первого раза не покорилась – продолжит ее достижение с установкой «это мне надо, мне интересно, я все равно добьюсь и т.д.» Такая мотивация называется мотивация «К».
Другой — достигая цели с установкой избегания неудачи, будет думать о том, что главное — не совершать ошибок, избежать порицания и т.д., а не сделать лучше. Если цель не покоряется — может изменить ее для облегчения достижения или вообще от этого отказаться. Такая мотивация называется мотивацией «ОТ»
Мотивация достижения успеха – одна из разновидностей мотивации, связанная с потребностью индивида добиваться успехов в деятельности и избегать неудач.
Человек, мотивированный на достижение успеха:
целеустремлен, настойчив в достижении своих целей;
стремится к достижению и улучшению высоких результатов;
старается сделать все как можно лучше;
выбирает самый результативный путь, а не легкий или короткий.
Например, два раза в год цель практически всех обучающихся – сдать сессию. Какие установки будут у мотивированных на достижение успеха? Как будут действовать?
Ответы обучающихся
(У мотивированных «К» – сдать ее как можно лучше: (повышается самооценка – я смог, буду получать стипендию, проверю качество своих знаний, доставлю радость родителям – мне это будет очень приятно).
Мотив избегания неудачи — относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях; связан с оценкой другими людьми результатов его деятельности. По мнению Конюхова Н.И. (доктор психологических наук) для личности с преобладанием мотивации избегания неудач главное – не допустить ошибки, избежать неудачи даже ценой сильной трансформации первоначальной, главной цели, ее частичного или полного недостижения.
Человек, движимый мотивом избегания неудачи, не проявляет инициативу. Если и ставит перед собой цель, то не очень высокую и при первых же трудностях отказывается от достижения цели или изменяет ее. Мотивированные на избегание неудачи не стараются прилагать усилия к выполнению трудной задачи и к работе над собой.
Следовательно, люди, мотивированные на избегание неудачи, не ставят перед собой цели, требующие усилий для достижения: выбирают лёгкие задания, не требующие особых трудовых затрат, ищут причины отказа ответственных заданий. А бывает, что выбирают очень сложные задания, заранее прогнозируя неудачу как следствие обстоятельств (от меня ничего не зависит в данном случае). Продуктивность деятельности и степень её активности часто зависит от экстернального (внешнего) контроля. Например, та же цель – сдать очередную сессию. Какие установки будут у мотивированных на избегание неудачи? Как будут действовать?
(Мотивация «ОТ»: надо сдать хотя бы на «тройки»; не буду доказывать, что знаю на более высокую оценку — это бесполезно, ко мне предвзято относится преподаватель и т.д.).
А еще одна отличительная особенность этих мотивов — это умение брать на себя ответственность. Человек, движимый мотивом достижения успеха, как правило, понимает о собственных ошибках и причинах неудач (например, «мало приложил усилий»). А человек, движимый мотивом избегания неудач, склонен винить обстоятельства, окружающих, объясняет неуспех невезением, отсутствием способностей, чьей-то личной неприязнью к себе и т.д.
Конечно, необходимо развивать в себе продуктивную мотивацию — мотивацию стремления к успеху, мотивацию «К», которая будет являться личностной составляющей, оказывающей влияние на дальнейшую жизнь.
Основа мотивации «К» — самомотивация.
Предлагаю Вам сейчас выполнить упражнение, которое помогает развитию самомотивации. Оно основано на технике правильной постановки цели и формирования результата (Приложение).
В ходе выполнения данного упражнения обучающиеся учатся правильно формулировать цель, планировать действия для достижения результата, конкретизировать его, находить собственные ресурсы, анализировать реальность цели для достижения результата, предвидеть последствия достижения цели. Данная работа помогает в развитии умения переключения мотива «избегания неудач» на мотив «к успеху». Это упражнение могут взять на заметку и преподаватели, и кураторы (классные руководители).
После выполнения упражнения.
В заключении хотелось бы обсудить с вами еще один аспект. Слышали ли вы такое выражение: «Цель оправдывает средства». Как вы его понимаете? Согласны ли с ним?
Ответы обучающихся
На эту тему существует множество споров, разных мнений. Но, считаю, что достигая цель, человек все-таки должен учитывать и соблюдать моральные и социальные нормы.
Приложение
УПРАЖНЕНИЕ НА ОВЛАДЕНИЕ ТЕХНИКОЙ ПРАВИЛЬНОЙ ПОСТАНОВКИ ЦЕЛИ И ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТА
При выполнении упражнения рекомендуется прописывать на бумаге ответы на поставленные вопросы.
1. Подумайте о том, чего вы хотите, а не о том, чего не хотите. Спросите: “Что я хотел бы иметь?” “Чего я в действительности хочу?” То есть ставьте цель «К», а не цель «ОТ».
2. В процессе формировании цели спросите: “Что я буду делать, чтобы достичь своего результата, какие буду выполнять шаги, какие задачи буду решать?».
3. Представьте себе результат настолько конкретно, насколько можете. Спросите: “ Когда, где, что и как конкретно?”
4. Спросите себя: “Что я увижу, услышу и почувствую, когда буду иметь это? Как я узнаю, что это уже есть у меня?”, а затем проживите это в своих мыслях, как-будто вы этого уже достигли.
5. Есть ли у вас подходящие ресурсы и выборы, необходимые для того, чтобы получить ваш результат? Спросите: “В каких ресурсах я нуждаюсь, чтобы получить свой результат?”
6. Имеет ли результат подходящие размеры? Если он слишком велик, спросите: “Что мешает мне его получить?” – и разбейте конечный результат на более мелкие. Сделайте их достаточно ясными и достижимыми. Если же он слишком мал для того, чтобы быть мотивирующим, спросите: “Если я получу этот результат, что это мне даст?”
7. Проверьте последствия, которые возникнут в вашей жизни и взаимоотношениях в том случае, если вы получите свой результат. Спросите: “Кого еще затронет этот результат?” “Что случится, если я его получу?” “Если бы я получил его немедленно, смог ли бы я им воспользоваться?”
Будьте внимательны к своему ощущению сомнения, которые начинаются со слов: “Да, но…” Какие соображения это чувство сомнения представляет? Как вы можете изменить свой результат, чтобы принять в расчет эти соображения?
Последний шаг – начинайте действовать. Вам следует сделать первое движение.
Используемые источники:
Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: Учеб.пособие / Калинигр. ун-т. – Калининград, 2000.
Котов С. В. Мотивация «на успех» и мотивация «на избегание неудач» в контексте позитивной психологии / С. В. Котов // Молодой ученый. — 2012. — №4.
Практикум по возрастной психологии: / Под.ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.
– СПб.: Речь, 2001.
Реан А.А.. Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология – СПб.: Издательство
Столяренко Л.Д. Основы психологии. 12-е изд. Учебное пособие / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
Интернет-источники:
Бордовская Н., Реан А. Педагогика — http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/Bordo/index.php
Гордашников В.А., Осин А.Я. Образование и здоровье студентов медицинского колледжа. «Академия Естествознания», — http://www.rae.ru/monographs/77
Джозеф О’Коннор, Джон Сеймор. Введение в нейролингвистическое программирование. Новейшая психология личного мастерства — http://lib.ru/NLP/nlp.txt
Лукьянова М. Учебная мотивация школьников как показатель результативности образовательного процесса в школе. — http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2013/03/13
Наши мотивы. Про успех и неудачу — http://psychologblog.ru/motivaciya/motiv-dostizheniya-uspexa-i-izbeganiya-neudach.html#more-255
Степанский В. И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности — http://www.voppsy.ru/issues/1981/816/816059.htm
Психологические упражнения для мотивации обучающихся — http://sport-ksl.com/6192-2
infourok.ru
2 вида мотивации: какой из них ваш?
В последнее время я всё чаще слышу жалобы на отсутствие мотивации и вопросы о том, как себя мотивировать на действия. На индивидуальных консультациях мы с клиентами разбираем каждый случай отдельно, определяем причины и находим ресурсы для действий. В рамках статьи это сделать невозможно, но я попробую дать хотя бы небольшую подсказку, которая, возможно, окажется для кого-то важным открытием и поможет сменить неработающую тактику на эффективную.
Случается, что именно в выборе правильного, «своего», вида мотивации и кроется секрет успеха. Сегодня мы поговорим о двух видах мотивации: мотивация «от» и мотивация «к». Давайте рассмотрим каждый из них подробнее.
Мотивация «от»
Как можно предположить из названия, мотивация «от» предполагает уход от чего-то. Она появляется, когда текущая ситуация настолько не устраивает, что очень хочется от неё убежать, когда терпеть то, что есть на данный момент, нет уже никаких сил. Желание убежать от этого и является примером мотивации «от», когда уже нельзя ничего не делать, иначе наступит ужас ужасный. В народе такую мотивацию называют «Жареный петух клюнул». Это тот самый метод кнута, когда человек делает, чтобы избежать неприятностей. Часто, начав делать что-либо на мотивации «от», человек останавливается, как только ситуация более-менее стабилизировалась. При исчезновении угрозы у него нет стимула двигаться дальше вперед. Он убежал от опасности и теперь будет ждать следующего «клюющего петуха», чтобы совершить ещё один рывок.
Мотивация «к»
У этого вида мотивации стимул прямо противоположный. Мотивация «к» — это морковка, которая висит перед осликом, это цель, к которой стремится человек, это желаемые блага и приятные образы. Если в предыдущем пункте мы говорили о кнуте, то здесь мотивирует, безусловно, пряник. Такой вид мотивации хорош для реализации каких-то серьезных планов. Именно мотивация «к» заставляет человека на протяжении длительного периода времени двигаться к своей цели, потому что он понимает ради чего это делает, понимает что это даст ему в будущем. Он не бежит от неприятностей, а действует сейчас ради результата впереди.
А что лучше?
Нельзя однозначно сказать какой из этих видов мотивации лучше. Каждый из них хорошо по-своему. Для одних людей работает один, для других – другой. Чаще всего тип мотивации связан со стратегией поведения, формирующейся с самого детства. Это или стремление избежать неприятностей (мотивация «от») или стремление получить поощрение (мотивация «к»).
Есть люди, которые выбирают разные виды мотивации в зависимости от ситуации. Например, сегодня человек уволился с работы, потому что больше не было сил терпеть этого начальника, да и сама работа надоела до невозможности (мотивация «от»), а через неделю он пойдет на курсы переподготовки, чтобы спустя несколько месяцев начать заниматься любимым делом и стать самому себе начальником (мотивация «к»). Это, пожалуй, самая выигрышная стратегия, когда комбинируются оба вида мотивации, она позволяет человеку максимально полно использовать возможности и «от», чтобы начать движение, и «к», чтобы его продолжить.
Подумайте, какой вид мотивации чаще всего выбираете вы. Как результаты? Устраивают ли они вас? Если результаты вашей стратегии не очень обнадеживают, значит пришло время попробовать её изменить. Возможно, это окажется той самой «волшебной таблеткой».
Ещё по теме:
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!Поделиться в социальных сетях:
psy-day.ru