Паттерн психология – ?

Содержание

Паттерны поведения пользователей / Habr

Поведение любых живых организмов, будь то инфузория или даже человек, не так уж и трудно предсказать. Для этого не нужно быть экстрасенсом. Главное — правильно классифицировать объект исследования. Итак, тема, на которую я хотел бы сегодня поговорить — паттерны поведения пользователей и их использование.

Паттерны как основа всего


Все мы, так или иначе, встречали паттерны (шаблоны) в реальной жизни. Но некоторые даже понятия не имеют насколько они распространены в нашей жизни. Их можно даже назвать божественными, т.к., согласно Библии, Адам был создан по образу и подобию бога.
Сотворение Адама, Микеланджело

Если же придерживаться теории Дарвина, то и тут найдется очень много примеров их использования. Вспомните, например, курс школьной биологии, в котором говорилось о сходстве зародышей животных на первых этапах развития, когда почти невозможно отличить эмбрион человека от, допустим, эмбриона черепахи.


Сравнение зародышей различных видов животных

Логично будет предположить, что сходство не будет ограничиваться только первоначальным видом, но будет применяться и в дальнейшем. Это может касаться нервной системы, процесса пищеварения, а так же поведения.

Все эти паттерны необходимы для одного — упростить процесс создания, ведь гораздо легче наладить конвейерный процесс, нежели постоянно изобретать велосипед, особенно если дело касается частично похожих задач.

При правильной классификации можно так же легко и предугадать, как теоретически может создаваться какой-либо объект, а так же как он будет себя вести в некоторых ситуациях.

Паттерны в психологии


Паттерны, или, точнее, классификация, наверное, является основой всех наук. Классификация помогает ученым объяснять изучаемые области и строить теории для дальнейших изучений.

Психология не стала исключением. Вы наверняка слышали про социотипы и типы темперамента, экстравертов и интровертов.


4 типа темперамента

Все это является попыткой классифицировать людей. Поняв, к какому именно типу относится человек, психолог может предугадать дальнейшие его действия и мысли. На основе полученной информации специалист пытается направить пациента к принятию какого-то решения, либо к ответу на вопрос, который он сам себе задает, но ответить по каким-то причинам не может. В идеале пациент сам должен прийти к конечному пункту.

Похожим образом поступают экстрасенсы и прочие сторонники паранормального. По своей сути их работа практически не отличается от работы психолога. За исключением элемента «мистики», которая помогает людям найти канал для нахождения интересующего их в глубине сознания ответа, когда этот самый ответ как будто бы дает третье лицо. Как пример можно рассмотреть разговоры с умершим близким. В начале экстрасенс задает наводящие вопросы об объекте, о его окружении, причинах смерти и т.д. Это необходимо для того, чтобы нащупать ту самую нить, которая позволит найти слабое место клиента. В итоге экстрасенс под видом переводчика с языка потустороннего мира говорит клиенту то, что он хочет слышать для успокоения (для примера можете открыть любую серию «Битвы экстрасенсов» или другого шоу про экстрасенсов).

Мы же не будем вдаваться в мистику и просто попытаемся применить некоторые знания психологов для работы с пользователями.

Классификация пользователей


В эпоху, когда интернет может встретиться даже в вашем холодильнике, человек частично обезличился. В интернете никто не узнает, что ты кот.
Однако, на другом конце провода все равно находится человек (до тех пор, пока системами ИИ не будет пройден тест Тьюринга, но и тогда не все будет потеряно), который имеет свои привычки, вкусы, взгляды и страхи. Основываясь на них мы, подобно психологам, можем как предсказать его поведение, так и манипулировать им. В качестве одной из основ классификаций поведения пользователей в интернете возьмем привычную нам модель поведений — темпераменты.

Адаптируем ее под реалии веба:

  1. Холерики — активисты. Как правило, такие пользователи хотят скорее получить все для него необходимое от вашего продукта. Они не любят тратить время. Что-то искать, находить, разбираться — не в их привычках.
  2. Флегматики — неспешные. Прежде чем выполнить какое-нибудь действие обязательно разбираются. Могут читать соглашения, все тексты на всплывающих окнах. Готовы посвятить свое время на изучение продукта, но только в том случае, если этим действительно необходимо.
  3. Сангвиники — горячие. Таких пользователей всегда нужно держать в тонусе, т.к. при потере интереса он попросту «сливается». Подобно холерикам, быстро реагируют на всю поступающую информацию. Отличие — легко принимают собственные ошибки.
  4. Меланхолики — боязливые. Боятся совершить ошибку. При возникающей проблеме или сложном действии предпочитают не разбираться, а просто закрыть и забыть. Такие пользователи обычно не выбирают оплату картой прямо на сайте, т.к. боятся, например, ошибиться при вводе данных.

В идеале, при проектировании продукта необходимо учитывать все эти типы (конечно, за некоторым исключением). Однако, не стоит переусердствовать, ведь, как известно, всем сразу не угодишь. На первых этапах развития лучше всего взять слабые стороны всех типов и по максимуму устранить возможность их появления.

Дорога из желтого кирпича — карта поведений


Помочь аналитикам, проектировщикам и маркетологам в разделении своих пользователей на группы может прийти карта поведений и классификаций. С помощью этой карты нужно группировать пользователей по определенным признакам (половым, возрастным и т.д.), а так же прописать соответствующее поведение для этих групп.

Для небольшого примера возьмем бизнес по продаже футболок с принтами в интернет-магазине. Составим первоначальный образ типичного покупателя — молодой парень или девушка возрастом от 16 до 30. Итак уже на первом шаге у нас образовывается небольшая классификация:


Так, уже можно работать с этими двумя классами. Можно, к примеру, строить простые логические цепочки следующего вида:
Если пользователь — мужчина (смотрит мужские футболки), то предлагать ему мужские футболки.
Пусть мало, зато у нас уже есть входные данные. Пойдем дальше. Интернет-магазин готов, футболки поступили на склад. Состоится открытие. Спустя время выясняется, что женская часть аудитории помимо женских смотрит и мужские футболки. Предполагаем, что девушки смотрят футболки в подарок своим молодым людям. Мужская же часть пользователей время от времени проявляет интерес к футболкам определенной тематики, например, хоккей и комиксы. Для первого случая делаем вывод, что в интернет-магазине необходим блок «В подарок парню», где выведем самые популярные футболки. Второй случай мы привязываем к выходу очередного фильма от Марвел или ДС, и к началу чемпионата. Следовательно, мужская часть аудитории покупает футболки с принтами какого-то массового события. В карту классификации наших клиентов добавляются несколько блоков.

Таким образом, с развитием вашего бизнеса, карта будет расширяться, вы будете делать новые предположения о том, как буду вести себя ваши пользователи, о том, как повлиять на ту или иную группу покупателей. Чем больше данных вы будете получать, тем больше вы будете знать о ваших покупателях, тем точнее вы можете организовывать ваши рекламные кампании.

Вместо заключения


Описанные в статье примеры — лишь попытка показать, в каком направлении можно «копать» при проектировании своего продукта. Не нужно забывать, что ваше решение может иметь специфичную аудиторию, которая может вести себя совершенно наоборот.

Самым лучшим вариантом будет выяснить для себя, кому примерно будет интересно ваше предложение, найти похожего человека (потенциального клиента) и просто пообщаться с ним. Это и может послужить отправной точкой.

habr.com

Статья:: Паттерны разрушения паттернов — trEnings.ru: всё о НЛП

— У меня фобия.
— В НЛП нет фобий — в НЛП есть паттерны. Нужно разрушить паттерн!
Фрэнк Фарелли

Если мы хотим изменить поведение – в НЛП часто используют термин «паттерн» — то можем использовать несколько принципиально отличающихся подходов: разрушить старое поведение, добавить более удачное новое, или сначала разрушить старое, а потом добавить новое. В НЛП чаще предпочитают добавлять варианты предполагая, что человек будет пользоваться новыми выборами. Но иногда основным фокусом внимания будет именно разрушение – если у человека фобия или зависимость, в первую очередь, ему хочется от этого всего избавиться. К тому же, разрушив старое поведение, поиск замены мы можем оставить бессознательному.

Паттерн – то, что повторяется в поведении независимо от контекста.

Так что появилась у меня мысль сфокусироваться именно на теме разрушения – посмотреть, какими способами и как это можно сделать. Но прежде чем продолжить согласуем карты:

  • если вместо паттерна ничего больше нет – был якорь, разрушили, на стимул нет реакции, — то это разрушение;
  • если вместо одного паттерна вставили другой – был якорь, но теперь на стимул новая реакция, — то это замена;
  • если к существующему паттерну добавили новые – на один и тот же стимул человек может реагировать и по-старому, и по-новому, — то это добавление.
Понятно, что это деление очень условное, но, как говориться, возьмём за основу.

Как примеры:

В НЛП  обычно после разрушения всё-равно помогают клиенту придумать что-то новое на замену разрушенному. Это может быть и инструкция бессознательному, и вполне конкретный паттерн «созидания» — так, после паттерна «Порога» рекомендуется сделать «Взмах».

Итак, какие паттерны разрушения паттернов у нас есть.

Тут термин паттерн употреблён в двух смыслах — что разрушаем и чем. Что можно разрушать: якоря, убеждения, цели, стратегии, идентичность, миссию, метасостояние. Разрушать можно либо связи — якоря, убеждения, — либо «конструкции», — миссию, цель, идентичность. Например, состояние разрушить нельзя, только перейти в другое.

Субмодальные: представить ситуацию нарисованной на стекле и стекло разбить; отодвинуть ситуацию в бесконечность; сжать в точку; убрать звук до минимума; закрасить чёрным.
Паттерн взмаха: сначала представить, как представляется сейчас — быстро новое представление — отвлечься. И так раз 5-7. Если вместо нового образа пусто — разрушение старого процесса.
Паттерн порога: можно разрушать навязчивости. Берём навязчивость, определяем критическую субмодальность, усиливаем её до тех пор, пока не перейдём порог и мозг перестанет воспринимать предмет реальным. Кстати, Бендлер предлагает применять паттерн порога для принятия решений — усиливаешь чувство недовольство собой (можно вспоминая неудачные ситуации), пока не скажешь себе: «Хватит!»

В метамодели есть довольно интересный паттерн работы с обобщениями — поиск противоположного примера:
— Ты всегда опаздываешь.
— А было ли, что я приходил во время? — типичный фокус языка. Но там есть что-то вроде паттерна порога — гиперболизация: — Всегда, всегда, всегда!? — Вот над ним стоит подумать, потому как среди фокусов языка аналоги есть только условно (расширение фрейма). И вообще можно порассматривать многие раскрутки с точки зрения преодоления порога.

Якоря: коллапс разрушает якоря. Хороший признак — на старый стимул нет реакции.
Метасостояния: по отношению к событию/человеку/вещи испытать полное равнодушие.

Быстрое обратное ассоциированное перепроживание: как в технике «Быстрое лечении фобий», тоже разрушает якоря.
Раскрутки: многие раскрутки просто разрушают убеждения, особенно те, которые показывают что оно не работает или его последствия не приемлемы, но не предлагают новых вариантов.
Пресуппозиции: можно вставить команду разрушения, вроде «Ты понимаешь, что ты лишён возможность делать это».
Хорошо Разрушенный Результат — берём пункты ХСР, и задаём вопросы про то, почему они не могут быть достигнуты.
Ограничивающие убеждения достижения цели — создаём ограничивающие убеждения (или разрушаем поддерживающие) на тему: цель не нужна, цель не достижима в принципе (безнадёжность), цель не достижима для меня (беспомощность), я не достоин достижения цели (никчёмность), я могу достигнуть цели только при чьей-то помощи (зависимость). Создавать можно как при помощи пресуппозиций, так и по стратегии создания убеждений. Разрушать можно при помощи раскруток.

Разрушать убеждения можно не только при помощи раскруток, но и проведя по стратегии разрушения убеждения – как в технике «Музей старых убеждений». По-видимому можно это сделать и чисто вербальными способами, только нужно выяснить убедители разрушения убеждения.

Можно попробовать поискать что-то общее в механизмах разрушения:

  • коллапс противоположностей: коллапс якорей, речевые парадоксы,;
  • разрушение структуры: обратное перепроживание, паттерн взмаха;
  • стирание: метасостояние «безразличия», субмодальности стирания — удаление, закрашивание и т.д.;
  • команда разрушения: всяческие речевые команды — в пресуппозициях, вложенных сообщениях, прямых внушениях и т.д.
  • мотивация к разрушению: показать что паттерн не работает или его использование не экологично.

Ну вот, немного информации подумать на досуге.

trenings.ru

Паттерны поведения. Феникс. Терапевтические паттерны Милтона Эриксона

Паттерны поведения

В форте Беннинг, штат Джорджия, я тренировал команду снайперов для международных командных соревнований по стрельбе. Однажды я обедал в зале войсковой столовой с двумя лейтенантами, и тут вошли несколько человек, и я заметил, как одна девушка взяла поднос и стала оглядывать столовую в поисках подходящего столика. Она прошла мимо нескольких столиков, где были свободные места… и села туда, где она могла сидеть с западной стороны столика. Я сказал лейтенантам: «Эта девушка — единственный ребенок в семье». Они спросили: «Откуда вы знаете?» — «Я вам скажу, только сначала проверьте, так ли это». Они пошли и спросили ее, правда ли, что она единственный ребенок в семье… и она ответила: «Да». Она поинтересовалась, почему они ее об этом спрашивают. И они сказали: «Вон тот доктор сказал, что вы единственный ребенок». — «А кто это?» Они назвали ей мое имя. «Я никогда о нем не слышала». Они вернулись… как же я узнал, что она единственный ребенок? Она оглядывала столовую в поисках столика, где она могла сесть, и в результате нашла столик, где свободной была западная сторона. Потому что дома папа сидел вот здесь, мама сидела здесь, а ей оставалось сесть здесь. В поведении людей множество. паттернов, и не пытайтесь все их сформулировать. Просто ждите, и вы увидите, как они будут проявлять себя.

Когда вы видите человека, протягивающего вам правую руку, ладонь которой ребром обращена к поверхности земли, этот жест вызывает у вас симметричную последовательность, или «паттерн», форм поведения, в соответствии с которым вы протягиваете свою правую руку, сжимаете руку другого человека и начинаете трясти ее вверх-вниз. Рукопожатие определенно не является примером особенно глубокомысленного или сложного поведения, однако оно ЯВЛЯЕТСЯ примером поведения, структурированного в виде паттерна. Под поведением, структурированным в виде паттерна, мы понимаем тот факт, что рукопожатие обладает некоторым качеством, позволяющим систематически вызывать определенный результат (в частности, устанавливать определенного рода раппорт). Протягивание руки описанным выше способом любому представителю нашей культуры практически неизменно вызовет определенную совокупность симметричных реакций со стороны этого человека, а именно — пожатие вашей руки. Таким образом, мы можем сказать, что это пример (культурного) поведенческого паттерна в том смысле, что он предсказуемым образом описывает результат некоторой последовательности форм поведения.

Диапазон форм опыта, на который распространяется структурированное подобным образом поведение, в действительности значительно шире и тоньше, чем такие с очевидностью запрограммированные формы поведения, как рукопожатие, раскуривание сигареты, нажатие на тормоз при виде красного света и т. д. Формы поведения, включающие развернутые когнитивные процессы и осознание, а также более сложные формы внешнего поведения (такие, как наступление и развитие депрессии) или же тонкие, неосознанные формы поведения (скажем, моргание при произнесении некоторых слов), столь же жестко структурированы, как и простые «привычки». На самом деле основная часть нашего поведения в высшей степени структурирована. Если вы на минуту задумаетесь о поведении членов вашей семьи или друзей в аналогичных контекстах, этот факт станет для вас очевидным. Возьмем, к примеру, еду. Некоторые люди практически всегда разрезают всю поданную им пищу на кусочки, а уже потом едят, а другие практически всегда отрезают и едят по кусочку. Одни едят быстро, другие — медленно. Одни смотрят в меню и выбирают первое блюдо, которое кажется им привлекательным, а другие не могут принять решение до тех пор, пока официант не спросит их, что им принести. Очевидно, что подобных вариаций существует бесчисленное множество. Суть же в том, что разные люди в одинаковых контекстах демонстрируют различные формы поведения и что большая часть их форм поведения в рамках определенного контексты будет повторяйся раз, когда они в очередной раз окажутся в рамках этого контекста. Иными словами, их поведение структурировано в виде паттернов. Распространите ваши размышления на любой контекст, и вы обнаружите неизменные закономерности в вашем собственном поведении и в поведении других людей.

В большинстве случаев эти поведенческие паттерны обеспечивают нам значительное преимущество, заключающееся в том, что нам не приходится сознательно отслеживать и направлять шаги, из которых состоят практически все наши действия — открывание двери, завязывание шнурков или заказ еды в ресторане. Если бы вы каждый раз задумывались о том, как вам открыть дверь, завязать шнурки или быстро выбрать блюдо, решение этих задач было бы бесконечно обременительным и крайне неэффективным (более того, если бы вы могли генерировать поведенческие альтернативы при выполнении подобного рода задач чересчур обильно, вам грозила бы опасность навеки застрять перед закрытой дверью и умереть от голода, так и не завязав шнурки). Выстраивание большинства форм нашего поведения в жестко структурированные последовательности освобождает сознательную часть нашей психики, позволяя использовать ее для других, более интересных размышлений (так, завязывая шнурки, вы можете думать о предстоящем свидании, а не о том, какой узел вам завязать). Некоторые из наших поведенческих паттернов представляют собой общепринятый культурный опыт — к их числу относится рукопожатие, тогда как многие другие паттерны являются в высшей степени индивидуальными — к ним можно отнести пристрастие начинать бритье с верхней губы, надевание сначала брюк, а потом рубашки, ожидание того, что вас пригласят на свидание, и отказ проявить инициативу, предоставление супругу права выбора фильма для просмотра и многое другое.

Как часто семейные проблемы представляют собой сущие пустяки. Супружеские пары обращаются ко мне и говорят… мы любим друг друга и наслаждаемся сексом, но когда мы пытаемся заснуть… каждая ночь заканчивается жутким скандалом. Каждую ночь, когда мы пытаемся уснуть, мы начинаем ссориться. А ведь мы любим друг друга, наша сексуальная жизнь в полном порядке, но когда мы ложимся спать, мы начинаем ссориться. И какая мысль первой приходит вам в голову? Как вы думаете, из-за чего они ссорятся? Я говорю им: «Вы оба выросли с привычкой спать на правой стороне постели или на левой стороне — поэтому вы и ссоритесь, когда ложитесь спать, что либо ВЫ оказываетесь на неудобной для вас стороне постели, либо ОН». В моей собственной семье тоже был случай, когда Майк и Арчи спали однажды ночью в одной постели, а оба они привыкли спать на правой стороне. О, какой скандал закатили Арчи и Майк, пытаясь устроиться поудобнее! То Арчи спал на правой стороне, и тогда Майк оказывался не с той стороны, то наоборот, и они никак не могли успокоиться.

Одним из способов размышления о ситуации клиента является рассмотрение возможности того, что он использует паттерн поведения, неэффективный или неадекватный в контексте, в котором используется этот паттерн. К примеру, если человек все время «предоставляет супруге право решать, какой фильм смотреть, то в контексте супружеских отношений этот паттерн вполне уместен; но если этот человек будет использовать тот же паттерн в обществе своих коллег на заседаниях правления компании, его репутация окажется под угрозой. Если он желает оказывать какое-либо влияние на будущее своей компании, то должен уметь открыто выражать свое мнение о том, в каком направлении ей следует развиваться. Аналогичным образом пианист, которого охватывает при выходе на сцену такой страх, что он не может играть, использует паттерн поведения, который, возможно, являлся бы полезным, если бы его попросили выполнить некую физически опасную задачу (к примеру, полететь на дельтаплане без предварительной подготовки), однако в контексте фортепианного концерта он неуместен. Таким образом, наша задача — не избавиться от некоторых форм поведения, а контекстуализировать их уместным образом, ограничивая эти формы поведения теми сферами, где их использование уместно, а также формируя или вызывая паттерны поведения, уместные в других контекстах. С точки зрения поведенческих изменений член правления компании добивается от вас как от своего психотерапевта изменения паттерна его поведения таким образом, чтобы в контексте заседаний правления он мог заявить о своих предпочтениях, а пианист хочет обрести способность без страха выходить на сцену и исполнять свою программу.

Чем же в таком случае определяется то, когда человек демонстрирует тот или иной КОНКРЕТНЫЙ паттерн поведения? Существует несколько способов ответить на этот вопрос. Одним из них является указание на то, что индивиды демонстрируют те паттерны поведения, которые они сами обучились использовать в данном контексте или которым их научили другие люди. К примеру, вас в раннем возрасте могли научить уступать желаниям других, когда возможен выбор вариантов. Другой способ объяснить систематическое проявление поведенческих паттернов — указать на то, что они являются логическим следствием совокупности обобщений, которыми руководствуется человек в рамках конкретного контекста. К примеру, убеждение в том, что другие люди будут любить вас, если вы будете уступать их желаниям, может найти внешнее выражение в передаче выбора другим. В первом случае реакции человека в рамках определенного контекста являются функцией форм поведения, которые были им сформированы или усвоены, тогда как во втором его реакции являются функцией совокупности убеждений или обобщений, приобретенных тем или иным способом. Разумеется, ни одно ни другое описание не является однозначно верным, — это две стороны одной медали. Когда опыт (либо в форме прямых указаний, либо в форме благоприятного стечения обстоятельств) моделирует ваше поведение в рамках определенного контекста, наряду с новыми поведенческими привычками формируются обобщения и критерии, конгруэнтные данным формам поведения. И напротив, изменение ваших обобщений или критериев в отношении определенного контекста приведет к поведенческим изменениям, конгруэнтным этим изменениям в вашей модели мира. Иными словами, то, каким образом вы будете реагировать (вести себя) в данном контексте, будут определять ваши убеждения относительного того, что хорошо, а что плохо, что полезно, а что вредно, что интересно или важно, а что опасно в конкретном контексте.

Таким образом, тот референтный опыт (критерии/убеждения/ обобщения), в пользу которого вы будете производить сортировку, в значительной степени определит характер уместного поведения в рамках соответствующего контекста, однако верно также и то, что поведенческий опыт модифицирует существующие обобщения или формирует новые (посредством пересортировки критериев). Предметом рассмотрения предыдущей главы являлось то, как Эриксон использовал точки зрения своего клиента (то есть его референтный опыт) в качестве средства для изменения его привычного поведения и достижения за счет этого более глубоких изменений. В этой главе мы рассмотрим то, как Эриксон использует паттерны поведения клиента с целью полезного изменения его точки зрения и за счет этого добивается более глубоких изменений.

Развитие способности производить вмешательство, идущее на благо вашего клиента, либо благодаря задействованию его модели мира, либо благодаря использованию его паттернов поведения, придаст вашей работе гибкость и глубину, что является очевидным преимуществом. Как же нам в таком случае выделить нужный паттерн поведения среди огромного количества поведенческой и вербальной информации, предоставляемой вашим клиентом? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала провести различение между содержанием проблемы и организацией этого содержания в форме паттернов.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Паттерн – что такое в психологии, симптомы, причины

Паттерном называется образец, шаблон, схема, то есть некая повторяющаяся константа, которая наблюдается в определенных ситуациях или обстоятельствах. Обычно говоря о паттерне, речь идет о поведении человека, которое он совершает в схожих ситуациях или при определенных обстоятельствах. Вот почему важно рассмотреть, что такое паттерн и его примеры.

Шаблонное мышление

Паттерн указывает на шаблонность в поведении, взглядах или мышлении человека. Многие люди страдают от однотипных проблем или ситуаций в своей жизни, что говорит о том, что их поведение стереотипное, то есть шаблонное. Когда человек используется паттерное поведение, тогда его жизнь становится цикличной, закономерной и даже предсказуемой.

Мозг человека запрограммирован так, чтобы быстро осваивать информацию, систематизировать ее, а потом делать ассоциации, чтобы в последующие разы, когда он будет сталкиваться с этой информацией, знал конечный результат. Вот почему, видя незнакомого человека, вы уже можете о нем что-то сказать лишь потому, что он выглядит так же, как другой, но уже знакомый вам человек. Вот почему мужчина порой думает, что все блондинки глупые. Вот почему женщины думают, будто успешными могут быть только богатые мужчины. Мозг запрограммирован так, чтобы человек не тратил свое время на постоянный анализ ситуации, если уже когда-то с ней сталкивался. Он уже знает, что происходит в этой ситуации, как можно поступить и какой результат получить. Это приводит к выживанию человеческого организма, если он еще жив.

Но шаблонное мышление (то есть ассоциативные связи знакомого с незнакомым) приводит к тому, что человек лишает себя возможности видеть различия, несоответствия, уникальности и т. п. Мужчина не может рассмотреть за белыми волосами развитый ум женщины. Человек не видит, что незнакомец абсолютно не похож по характеру на того, кого он внешне напоминает. Женщина не замечает задатков у бедных мужчин достичь успеха в будущем. Шаблонное мышление помогает выживать, но лишает возможности видеть варианты, новые ходы и решения.

О чем говорит шаблонное мышление? Если вас судят так же, как судят других людей, лишь потому, что вы в чем-то схожи между собой, это говорит о том, что вас:

  • не любят;
  • не пытаются понять.

Желание судить приводит к шаблонности. Вы о всех людях в красных курточках судите так же, как осудили уже знакомого вам человека, который тоже носил красную курточку. Все они похожи между собой, потому что носят красную курточку, а значит, ведут себя одинаковым образом, обладают одним и тем же характером. Это хорошо для вашего выживания. Но что произойдет, если вам ничто не угрожает, а вы судите шаблонно? Может оказаться, что незнакомый человек в красной курточке мог помочь вам стать успешным человеком и абсолютно быть непохожим на того, кого вы уже знаете.

Желание любить и понимать приводит к признанию уникальности каждой ситуации, даже если они чем-то похожи между собой, и принимать человека, а не его схожесть на кого-то из ваших знакомых. Вы судите не по опыту, а по тому, что познаете ситуацию или человека, который находится сейчас в вашей жизни.

Разорвите шаблонное мышление, если вам ничто не угрожает смертью, тогда заметите, что даже две похожие ситуации на самом деле являются разными, а два одинаковых человека в действительности абсолютно не похожи друг на друга.

Что такое паттерн

Паттерн используется во многих сферах жизни. Обычно под ним понимается некоторая константа (структура, схема, шаблон, образец), которая подразумевает определенный алгоритм, форму или структуру. Паттерн предполагает предсказуемость, одинаковость, постоянство некоторого явления. Если говорить о человеке, то обычно паттерн проявляется в шаблонности мышления или поведения.

Все люди предсказуемы. Оскорбили – в ответ идет оскорбление. Похвалили – им приятно, радуются. Неосознанные реакции людей на окружающий мир заставляет их быть «одними из» всех. Конечно, люди похожи друг на друга на физиологическом и психическом уровне. Но как человек имеет отличительные черты в своем теле, которые выделяют его среди остальных представителей, так и в прочем человек может быть уникален.

Стереотипность мышления и шаблонность поведения делает человека скучным и незапоминающимся. Стереотипность – это дача оценок любому явлению, предмету или человеку в соответствии с тем, какую оценку дает ему общество вообще. Если принято считать всех бомжей или нищих людей пьяницами, стереотипный человек будет думать то же самое. Если его спросить, почему он так думает, то сможет ответить лишь одно: «Не знаю. Все так думают». «Все так думают», «все так чувствуют», «все так живут», все этого хотят» и т. д. – так мыслят лишь стереотипные люди, которые привыкли руководствоваться чужим мнением, а не своим.

Почему люди становятся стереотипными? Важнее даже задать вопрос: что им дает такая позиция? На самом деле стереотипный взгляд позволяет не нести ответственности за то, что думается и делается. Если человек в чем-то виноват, то он сможет привести целый ряд примеров того, как другие люди так же поступали. Если все делают это, не получая наказаний, значит, и стереотипному человеку можно, так как он знает, что это безопасно. При этом такой индивид никогда не сделает, не скажет или не будет отстаивать то, что еще никем не испробовано или подвергается сомнению всего общества… Таких людей не запоминают, потому что они являются «одними из».

Шаблонность мышления чем-то напоминает стереотипность

Человек копирует определенные модели поведения, фразы или способы общения с другими людьми. Люди навешивают шаблоны абсолютно на все, что видят и с чем сталкиваются. Платье в бутике будет считаться самым выгодным вложением денег, если на нем будет висеть ярлык бренда. При этом человек с шаблонным стилем мышления никогда не будет интересоваться, а действительно ли это платье является творением известного дизайнера. Подобным образом люди поступают со всем, что их окружает. Если бы на лоб можно было весить отличительные ярлыки качества и состоятельности, люди бы делали это с удовольствием, так как это занятие является самым главным делом их жизни.

Самореализованные люди склонны принимать мир таким, каков он есть, и абстрагироваться от собственных реакций на жизнь. Пока человек бьется в основах своих потребностей, он полностью поглощен ими и смотрит на мир через призму этих потребностей. Самореализованные люди не придерживаются стереотипности или шаблонного мышления. Они выше этого, так как не контролируют влияние собственных потребностей, при этом видят окружающий мир в его реальном проявлении.

Сюжет эгоизма (человеческих потребностей) предсказуем. Возвысили или что-то дали, индивид цветет и радуется. Как-то оскорбили, он отвечает агрессией и возникновением конфликтов. Если вы хотите идти на поводу у своих собственных реакций, тогда это ваш выбор. Но если вы хотите быть хозяином собственных желаний, придется стать выше всего, к чему привык обычный человек.

Паттерн возникает в определенной ситуации, что делает человека предсказуемым, поскольку при создании очередной подобной ситуации он поступит точно так же. Паттерн прививается, формируется, развивается в человеке. Это могут быть привычки, автоматические реакции, рефлексы. Другими словами, паттерн можно заменить. Но проблема заключается в том, что человек зачастую его за собой не замечает, не анализирует и не устраняет, поэтому он попадает в однотипные ситуации и проблемы.

Паттерн в психологии

Абсолютно все люди обладают своими паттернами, которые в них развивались годами. Под паттерном в психологии понимается определенное поведение индивида, которое не регулируется и повторяется при конкретных обстоятельствах.

Паттерн присущ всем людям, только у каждого он свой, чаще всего в больших количествах. Если вы замечаете за другим человеком определенное поведение на то или иное обстоятельство, тогда вы можете предугадать его реакцию в последующем. То же могут делать другие люди, которые замечают, что вы определенным образом реагируете на слова, поступки и прочие раздражители. Паттерн делает человека предсказуемым. Манипуляторы могут этим умело пользоваться.

Каждый человек родом из детства. И практически любое поведение человека психологи могут интерпретировать, как наработанную схему реакции в раннем детстве. То есть человек, взаимодействуя с родителями, друзьями и другими взрослыми людьми, выработал определенное поведение, которое помогало ему контактировать с окружающими. И, как зачастую бывает, вырастая, человек не меняет своих реакций, даже если жизненные ситуации изменились.

Смените свои старые привычки и реакции. Если вы продолжаете вести себя точно так же, как и раньше, то тем самым отнимаете у себя возможность жить так, как вам того хочется. Вам судьба дает новые жизненные ситуации, а вы реагируете на них старыми способами, чем отталкиваете их от себя, поскольку зачастую все механизмы человека направлены на защиту.

Вы уже не являетесь ребенком или даже тем человеком, каким были 10 лет назад. Но если вы ведете себя точно так же, как и тогда, то многие несчастья, которые сейчас вас окружают, являются результатом вашей негибкости. Вы не изменились вместе с жизнью, которая стала другой, тем самым наносите вред себе и близким вам людям. Ярким примером неприятия реальности и отсутствия изменений являются мамочки, которые продолжают опекать своих детей, даже когда им выполнилось уже 20 лет. Женщины продолжают говорить своим повзрослевшим детям, что нужно надеть шапку, так как на улице холодно, и вернуться до 9 часов вечера, поскольку уже будет темно. Дети уже выросли, а мамы как будто упорно не хотят замечать этого. Вот почему от такой ситуации страдают не только дети, которым стыдно за то, что они не могут проявлять самостоятельность, но и самим мамам, которые постоянно наталкиваются на агрессивное отношение детей, говорящих о своей взрослости.

Смените свои старые привычки и реакции

Это касается любой сферы жизни. Вы уже не встречаетесь с тем партнером, с которым ранее гуляли, поэтому попробуйте построить совершенно новые отношения с теперешним партнером. Ваши дела на работе или в бизнесе уже не так развиваются, как это было раньше, найдите новый подход к эффективной деятельности. Ваше тело стало другим, более старым, больным или, наоборот, сильным, поэтому не требуйте от него тех же усилий, которые вы позволяли себе и раньше. Вы уже взрослый человек, а не маленький мальчик или девочка, а значит, это не родители, а вы должны за своими родственниками ухаживать.

Жизнь идет и меняется, даже если вам кажется совсем другое. Смените свои привычки и реакции в соответствии с тем, какая жизнь у вас сейчас. Присмотритесь, чему вам нужно научиться, от чего избавиться, что просто мешает. И начните вести себя по-новому, чтобы более эффективно взаимодействовать с той реальностью, которая вас окружает сейчас, а не когда-то – в детстве, 5 лет или даже полгода назад. Подстройтесь к той жизни, которая у вас есть сейчас, а не страдайте из-за того, что было раньше.

Паттерны — поведения

У каждого человека есть свои паттерны поведения. И следует понимать, что не все они являются полезными и положительными. Так, у многих есть паттерн избегания некомфортной ситуации. Есть люди, которые сначала машут руками, а потом уже выясняют обстоятельства дела.

Паттерн можно сменить, что требует от человека осознанности. Если человек не замечает за собой шаблонного поведения, тогда нужно воспользоваться услугами психолога. Хорошо помогает взгляд со стороны или снимание видео, которое показывает, как человек себя ведет в конкретной ситуации. Люди обычно думают, что ведут себя не так, как есть на самом деле.

Итог

Человеческому мозгу удобно создавать шаблоны поведения, которыми потом индивид будет пользоваться, не задумываясь. Однако если вам мешает какое-то поведение, следует его осознанно сменить, разработав новую модель поведения, которую вы будете применять в конкретной ситуации.

hydeysnami.ru

Поведенческие паттерны — Интересные вопросы социальной психологии — LiveJournal

Слово «паттерн» (от английского pattern, что можно перевести как «шаблон», «модель», «система», «структура») применяется в различных научных дисциплинах и сферах деятельности. В одной только психологии паттерны используются в нескольких разделах, в том числе в когнитивной психологии, гипнологии и некоторых других сферах.

В общем и целом паттерн обозначает определенный набор, шаблон поведенческих реакций или последовательностей стереотипических действий, поэтому относительно любой области, где человек применяет шаблоны (а это почти все сферы), можно говорить о паттернах. Например, гипнотический паттерн — это текст, который использует гипнолог, чтобы ввести человека в транс. Словесные паттерны — это речевые приемы, которые мы сознательно или бессознательно применяем в речи. Паттерны мышления — мыслительные шаблоны, в частности обобщения. В данном тексте пойдет речь об общей характеристике поведенческих паттернов.

Людям в принципе свойственна стереотипизация поведения, мы вырабатываем определенные способы взаимодействия с окружающим миром. Это объясняется принципом рациональности — вместо того чтобы каждый раз придумывать новые способы реагирования на то или иное явление, проще воспользоваться готовой моделью. Поведенческие паттерны формируются в процессе обучения, воспитания, а также наблюдения за окружающими — какие модели применяют другие люди в различных ситуациях?

Зная о том, как определенный человек вел себя в тех или иных ситуациях, какие у него имеются паттерны поведения, вы сможете определить его действия и поступки в схожих ситуациях. Правда, прежде чем делать выводы, надо хорошо изучить саму личность и ее поведенческие паттерны. Самый простой пример — если ваш друг с легкостью раздает обещания направо и налево, но еще ни одно не выполнил (или по крайней мере мало какие), каков шанс, что он сделает то, что пообещает вам? То же касается вечно занимающих и не возвращающих долги знакомых.

Выработанные в детстве паттерны если и меняются, то с трудом. Именно поэтому девушке, выбирающей жениха, стоит обратить внимание на его отношение к матери. Дело в том, что через несколько лет после брака, когда пройдет стадия влюбленности, у мужчин зачастую (но не всегда) проявляются такие же поведенческие алгоритмы к супруге, которые от выработал по отношению к матери.

Важно и то, что, как правило, для близкого общения мы выбираем людей со схожими паттернами. Поэтому про некоторых девушек говорят, что у них, например, талант к поиску подлецов. На самом деле такие представительницы прекрасного пола просто ищут человека, подходящего под реализацию их паттерна. И, видимо, в данном случае мы имеем дело с моделью поведения, при которой мужчина должен обманывать женщину, не уважать ее, он король — она никто и так далее. И тут снова можно вернуться к тому, что все идет из детства.

Иными словами, не мужчине «везет» на чрезмерно ветреных подруг, а он подсознательно ищет девушек-изменниц. И когда его бросит одна из них, он будет искать другую, на подсознательном уровне, с таким же поведением, подходящим под паттерн. Хотя на уровне сознания личности может казаться, что следующая дама сердца будет совсем другой. У использования паттернов есть и еще одна сторона, которую порой используют в НЛП, школах успеха и др. Зная шаблон поведения, при котором несколько людей добились успеха, вы можете повторить эту модель, чтобы добиться успеха самому.

psifactory.livejournal.com

Паттерн (психология) Википедия

Стереоти́п (от др.-греч. στερεός «твёр­дый» + τύπος «отпечаток») — заранее сформированная человеком мыслительная оценка чего-либо, которая может отражаться в соответствующем стереотипном поведении.

Западная традиция (У. Липпман)[ | ]

Понятие «стереотип» в общественно-политический западный дискурс вошло с лёгкой руки Уолтера Липпмана, которое он применил в описании своей оригинальной концепции общественного мнения в 1922 г.

Согласно Липпману, возможно вывести следующее определение: стереотип — это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте. Система стереотипов представляет собой социальную реальность.

Определение Уолтера Липпмана обладает значительным познавательным потенциалом для социологов и социальных психологов, так как позволяет проводить различение между тем, что предстаёт и, что представляют. Так, в 1999 году на конгрессе Европейской ассоциации экспериментальной социальной психологии, проходившем в Оксфорде, 13 из 33 симпозиумов были сфокусированы на проблематике стереотипов, предубеждений и дискриминации. В своей книге «Общественное мнение» Липпман предвосхитил основные смыслы, которые в дальнейшем исследователи обнаружили в стереотипах, а само понятие прочно вошло в обыденный язык.

Экономия усилий[ | ]

Область построения стереотипов простирается от бредовых фантазий до осознанного использования учёными округлённых результатов вычислений. Вся человеческая культура — это, главным образом (в интерпретации Липпмана, разумеется) отбор, реорганизация, отслеживание разных моделей среды. То есть формирование стереотипов — это экономия собственных усилий, так как попытка увидеть все вещи заново и в подробностях, а не как типы и обобщения, утомительна, а для занятого человека практически обречена на провал. Дополнительно следует отметить случаи отказа от типизаций: в близком кругу нет способа подменить чем-либо индивидуализированное понимание или как-то сэкономить на нём. Те, кого мы любим и кем восхищаемся, в большинстве своём — это мужчины и женщины, знают скорее нас самих, а не классификацию, под которую нас можно подвести.

Разметка мира[ | ]

Помимо экономии усилий, стереотипы, видимо, выполняют и ещё одну функцию: системы стереотипов могут служить ядром нашей личной традиции, способом защиты нашего положения в обществе. Они представляют собой упорядоченную, более или менее непротиворечивую карти

ru-wiki.ru

Паттерн (психология) Википедия

Стереоти́п (от др.-греч. στερεός «твёр­дый» + τύπος «отпечаток») — заранее сформированная человеком мыслительная оценка чего-либо, которая может отражаться в соответствующем стереотипном поведении.

Западная традиция (У. Липпман)

Понятие «стереотип» в общественно-политический западный дискурс вошло с лёгкой руки Уолтера Липпмана, которое он применил в описании своей оригинальной концепции общественного мнения в 1922 г.

Согласно Липпману, возможно вывести следующее определение: стереотип — это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте. Система стереотипов представляет собой социальную реальность.

Определение Уолтера Липпмана обладает значительным познавательным потенциалом для социологов и социальных психологов, так как позволяет проводить различение между тем, что предстаёт и, что представляют. Так, в 1999 году на конгрессе Европейской ассоциации экспериментальной социальной психологии, проходившем в Оксфорде, 13 из 33 симпозиумов были сфокусированы на проблематике стереотипов, предубеждений и дискриминации. В своей книге «Общественное мнение» Липпман предвосхитил основные смыслы, которые в дальнейшем исследователи обнаружили в стереотипах, а само понятие прочно вошло в обыденный язык.

Экономия усилий

Область построения стереотипов простирается от бредовых фантазий до осознанного использования учёными округлённых результатов вычислений. Вся человеческая культура — это, главным образом (в интерпретации Липпмана, разумеется) отбор, реорганизация, отслеживание разных моделей среды. То есть формирование стереотипов — это экономия собственных усилий, так как попытка увидеть все вещи заново и в подробностях, а не как типы и обобщения, утомительна, а для занятого человека практически обречена на провал. Дополнительно следует отметить случаи отказа от типизаций: в близком кругу нет способа подменить чем-либо индивидуализированное понимание или как-то сэкономить на нём. Те, кого мы любим и кем восхищаемся, в большинстве своём — это мужчины и женщины, знают скорее нас самих, а не классификацию, под которую нас можно подвести.

Разметка мира

Помимо экономии усилий, стереотипы, видимо, выполняют и ещё одну функцию: системы стереотипов могут служить ядром нашей личной традиции, способом защиты нашего положения в обществе. Они представляют собой упорядоченную, более или менее непротиворечивую картину мира. В ней удобно разместились наши привычки, вкусы, способности, удовольствия и надежды. Стереотипная картина мира может быть неполной, но это картина возможного мира, к которому мы приспособились. В этом мире люди и предметы занимают предназначенные им места и действуют ожидаемым образом. Мы чувствуем себя в этом мире как дома, мы составная часть его.

Поэтому неудивительно, что любое изменение стереотипов воспринимается как атака на основы мироздания. Это атака на основания нашего мира, и когда речь идёт о серьёзных вещах, то нам на самом деле не так просто допустить, что существует какое-то различие между нашим личным миром и миром вообще.

Система стереотипов — не просто способ замены пышного разнообразия и беспорядочной реальности на упорядоченное представление о ней, только сокращённый и упрощённый путь восприятия. Стереотипы служат гарантией нашего самоуважения; проецируют во внешний мир осознание наших ценностей; защищают наше положение в обществе и наши права, а следовательно, стереотипы наполнены чувствами, предпочтениями, приязнью или неприязнью, ассоциируются со страхами, желаниями, влечениями, гордостью, надеждой. Объект, который активизирует стереотип, оценивается в связи с соответствующими эмоциями.

Стереотипы и предрассудки

В повседневной жизни именно предшествующее получению соответствующих данных (априорное) суждение содержит в себе вывод, который эти данные чаще всего и подтверждают. Справедливость, прощение, истина не входят в это суждение, ибо оно предшествует получению фактических данных. Предрассудок, конечно, может быть выявлен, учтён и доработан. Но так как срок жизни человека ограничен, тот должен за отпущенное ему время получить все сведения, необходимые для освоения обширной цивилизации, поэтому ему не обойтись без предрассудков.

В обыденном сознании и в средствах массовой коммуникации о стереотипах весьма распространено мнение как об исключительно отрицательном феномене. Во многом это связано с тем, что в мировой науке чаще всего изучались негативные стереотипы, например, подвергавшихся дискриминации этнических меньшинств. Однако стереотип бывает как отрицательным, так и положительным[1], поэтому необходимо разграничивать стереотип и предрассудки, которые бывают только негативными (в книге Х.‑Г. Гадамера «Истина и метод» удачно осуществлена апология предрассудков, а также показано, что предрассудки бывают и позитивными).

Динамика стереотипов

Стереотип начинает действовать ещё до того, как включается разум. Это накладывает специфический отпечаток на данные, которые воспринимаются нашими органами чувств ещё до того, как эти данные достигают рассудка. Ничто так не сопротивляется образованию или критике, как стереотип, так как он накладывает свой отпечаток на фактические данные в момент их восприятия.

В определённой степени внешние стимулы, особенно сказанные или напечатанные, активизируют некоторую часть системы стереотипов, так что непосредственное впечатление и ранее сложившееся мнение появляются в сознании одновременно.

В случаях, когда опыт вступает в противоречие со стереотипом, возможен двоякий исход: если индивид уже утратил определённую гибкость или ему в силу какой-то значительной заинтересованности крайне неудобно менять свои стереотипы, он может проигнорировать это противоречие и счесть его исключением, подтверждающим правило, или найти какую-то ошибку, а затем забыть об этом событии. Но если он не утратил любопытства или способности думать, то новшество интегрируется в уже существующую картину мира и изменяет её.

Советская традиция

Схема стереотипа

В 1920—1930-е годы физиологическая школа И. П. Павлова активно занималась изучением феномена, названного Павловым «динамической стереотипией». В основу представления русской физиологической школы о стереотипе легла способность мозга фиксировать однотипные изменения среды и соответственно реагировать на эти изменения.

Определение динамического стереотипа (по И. П. Павлову) — слаженная уравновешенная система внутренних процессов больших полушарий, соответствующая внешней системе условных раздражителей. Отметим, что определение академика Павлова содержательно соответствует определению системности Э. А. Асратяна. Возможно привести и другое определение, где стереотип это цепь нервных следов от прежних раздражителей, срабатывающих, в отличие от условных и безусловных рефлексов, в отсутствие внешнего стимула[2].

Осознание необходимости концептуализации стереотипа пришло в ходе экспериментов по выработке условных рефлексов на чередующиеся через одинаковые паузы положительные и отрицательные звуковые и кожные раздражители. Выявленный эффект заключался в том, что после укрепления такой деятельности новые рефлексы вырабатывались очень быстро, а в ряде случаев возникали с первого же применения новых раздражителей, при этом воспроизводился ранее сформированный ритм возбуждения и торможения, соответствующий порядку применения положительных и отрицательных сигналов.

На изменение внешнего стереотипа мозг реагирует рядом характерных перестроек, которые отражаются в отдельных звеньях системы, во всей системе или, наконец, всей высшей нервной деятельности. Внешние изменения могут привести как к улучшению, так и к ухудшению протекания высших функций вплоть до развития глубокого невроза. Павлов обратил внимание, что «процессы установки стереотипа и нарушений его и есть субъективно разнообразные положительные и отрицательные чувства».

Содержательно связь между «динамической стереотипией» Павлова и стереотипами Липпмана представляется достаточно прозрачной (для обоих важно что стереотип это слепок окружающей реальности, позволяющий адаптироваться к многообразию), хотя различие подходов к изучению понятно: Липпман акцентирует внимание на социальности стереотипов и того, какое значение они играют в функционировании общества и общностей, а Павлов — на физиологии нервной деятельности.

См. также

Примечания

Литература

  • Стереотип // Большая российская энциклопедия. Том 31. — М., 2016. — С. 235—236.
  • Липпман У. Общественное мнение / Пер. с англ. Т. В. Барчунова, под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. — М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004.
  • Судаков К. В. Динамические стереотипы, или Информационные отпечатки действительности. — М.: ПЕР СЭ, 2002.
  • Ослон А. Уолтер Липпман о стереотипах: выписки из книги «Общественное мнение» // Социальная реальность. — 2005. — № 4. — С. 125—141.
  • Рябова Т. Б. Стереотипы и стереотипизация как проблема гендерных исследований // Личность. Культура. Общество. — 2003. — Т. V, вып. 1—2 (15-16). — С. 120—139.

wikiredia.ru

Читайте также:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о