Жизненный путь это в психологии: Жизненный путь . Что такое «Жизненный путь «? Понятие и определение термина «Жизненный путь » – Глоссарий

Содержание

Жизненный путь личности. (Рубинштейн С. Л. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ)

ГЛАВА XX. САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ

Жизненный путь личности
*

* Уже в «Основах психологии» 1935 г. С. Л. Рубинштейн обращается к проблеме жизненного пути личности, давая одновременно позитивную и критическую оценку работы 1928 г. Ш. Бюлер, посвя­щенной проблеме жизненного пути личности как индивидуальной истории. Возражая против тези­са Бюлер, что личность в последующем жизненном пути есть лишь проект того, что заложено в детстве (хотя сама же Бюлер предлагала изучать жизненный путь как эволюцию внутреннего ми­ра личности), С. Л. Рубинштейн выдвигает идею о жизненном пути, с одной стороны, как некоем целом, с другой – как некоторых качественно определенных этапах, каждый из которых может благодаря активности личности стать поворотным, т. е. радикально изменить ее жизненный путь.

Существенно то, что концепция жизненного пути личности, разработанная С.

Л. Рубинштейном в данном труде и работе 1935г., позволила дать более широкое определение личности, чем те, которые сводили теорию личности к ее структурам и соотношению составляющих в них. К про­блемам уже не жизненного пути в строго психологическом смысле слова, но жизни как способа бытия человека в философском смысле С. Л. Рубинштейн обращается в своей последней работе «Человек и мир». Однако и здесь он раскрывает специфику человеческой жизни именно на индивидуальном уровне, т. е. применительно к личности. Тем самым реализуется определение личности через характеристику всей системы связей с внешним миром, через характеристику вы­бираемого ею, осуществляемого и утверждаемого способа существования. (Примеч. сост.)

Личностью, как мы видели, человек не рождается; личностью он становится. Это становление личности существенно отлично от развития организма, совершаю­щегося в процессе простого органического созревания. Сущность человеческой личности находит свое завершающее выражение в том, что она не только разви­вается как всякий организм, но и имеет свою историю.

В отличие от других живых существ человечество имеет историю, а не просто повторяющиеся циклы развития, потому что деятельность людей, изменяя дей­ствительность, объективируется в продуктах материальной и духовной культу­ры, которые передаются от поколения к поколению. Через их посредство созда­ется преемственная связь между поколениями, благодаря которой последующие поколения не повторяют, а продолжают дело предыдущих и опираются на сде­ланное их предшественниками, даже когда они вступают с ними в борьбу.

То, что относится к человечеству в целом, не может не относиться в известном смысле и к каждому человеку. Не только человечество, но и каждый человек является в какой-то мере участником и субъектом истории человечества и в известном смысле сам имеет историю. Всякий человек имеет свою историю, по­скольку развитие личности опосредовано результатом ее деятельности, анало­гично тому как развитие человечества опосредуется продуктами общественной практики, посредством которых устанавливается историческая преемственность поколений.

Поэтому, чтобы понять путь своего развития в его подлинной челове­ческой сущности, человек должен его рассматривать в определенном аспекте: чем я был? – что я сделал? – чем я стал? Было бы неправильно думать, что в своих делах, в продуктах своей деятельности, своего труда личность лишь выявляется, будучи до и помимо них уже готовой и оставаясь после них тем же, чем была. Человек, сделавший что-нибудь значительное, становится в извест­ном смысле другим человеком.
Конечно, правильно и то, что, чтобы сделать что-нибудь значительное, нужно иметь какие-то внутренние возможности для этого. Однако эти возможности и потенции человека глохнут и отмирают, если они не реализуются; лишь по мере того как личность предметно, объективно реализует­ся в продуктах своего труда, она через них растет и формируется. Между лич­ностью и продуктами ее труда, между тем, что она есть, и тем, что она сделала, существует своеобразная диалектика. Вовсе не обязательно, чтобы человек ис­черпал себя в том деле, которое он сделал; напротив, люди, в отношении которых мы чувствуем, что они исчерпали себя тем, что они сделали, обычно теряют для нас чисто личностный интерес.
Тогда же, когда мы видим, что, как бы много самого себя человек ни вложил в то, что он сделал, он не исчерпал себя тем, что он совершил, мы чувствуем, что за делом стоит живой человек, личность которого представляет особый интерес. У таких людей бывает внутренне более свободное отношение к своему делу, к продуктам своей деятельности; не исчерпав себя в них, они сохраняют внутренние силы и возможности для новых достижений.

Речь, таким образом, идет не о том, чтобы свести историю человеческой жизни к ряду внешних дел. Меньше всего такое сведение приемлемо для психологии, для которой существенно внутреннее психическое содержание и психическое развитие личности; но суть дела в том, что само психическое развитие личности опосредовано ее практической и теоретической деятельностью, ее делами.

Ли­ния, ведущая от того, чем человек был на одном этапе своей истории, к тому, чем он стал на следующем, проходит через то, что он сделал. В деятельности чело­века, в его делах, практических и теоретических, психическое, духовное развитие человека не только проявляется, но и совершается.

В этом ключ к пониманию развития личности – того, как она формируется, совершая свой жизненный путь. Ее психические способности не только предпо­сылка, но и результат ее поступков и деяний. В них она не только выявляется, но и формируется. Мысль ученого формируется по мере того, как он формули­рует ее в своих трудах, мысль общественного, политического деятеля – в его делах. Если его дела рождаются из его мыслей, планов, замыслов, то и сами его мысли порождаются его делами. Сознание исторического деятеля формируется и развивается как осознание того, что через него и при его участии совершается, наподобие того когда резец скульптора из глыбы каменной высекает образ че­ловеческий, он определяет не только черты изображаемого, но и художественное лицо самого скульптора. Стиль художника является выражением его индиви­дуальности, но и сама индивидуальность его как художника формируется в его работе над стилем произведений. Характер человека проявляется в его поступ­ках, но в его поступках он и формируется; характер человека – и предпосыл­ка, и результат его реального поведения в конкретных жизненных ситуациях; обусловливая его поведение, он в поведении же и складывается.

Смелый чело­век поступает смело и благородный ведет себя благородно; но, для того чтобы стать смелым, нужно совершить в своей жизни смелые дела, и чтобы стать действительно благородным, – совершить поступки, которые наложили бы на человека эту печать благородства. Дисциплинированный человек обычно ведет себя дисциплинированно, но как становится он дисциплинированным? Только подчиняя свое поведение изо дня в день, из часа в час неуклонной дисциплине.

Точно так же, чтобы овладеть высотами науки и искусства, нужны, конечно, известные способности. Но, реализуясь в какой-нибудь деятельности, способно­сти не только выявляются в ней; они в ней же и формируются, и развиваются. Между способностями человека и продуктами его деятельности, его труда суще­ствует глубочайшая взаимосвязь и теснейшее взаимодействие. Способности че­ловека развиваются и отрабатываются на том, что он делает. Практика жизни дает на каждом шагу богатейший фактический материал, свидетельствующий о том, как на работе, в учебе и труде развертываются и отрабатываются способно­сти людей.

<…>

Для человека не является случайным, внешним и психологически безразлич­ным обстоятельством его биография, своего рода история его «жизненного пу­ти». Недаром в биографию человека включают прежде всего, где и чему учился, где и как работал, что он сделал, его труды. Это значит, что в историю человека, которая должна охарактеризовать его, включают прежде всего, что в ходе обуче­ния он освоил из результатов предшествующего исторического развития челове­чества и что сам он сделал для его дальнейшего продвижения – как он вклю­чился в преемственную связь исторического развития.

В тех случаях, когда, включаясь в историю человечества, отдельная личность совершает исторические дела, т. е. дела, которые входят не только в его личную историю, но и в историю общества, – в историю самой науки, а не только науч­ного образования и умственного развития данного человека, в историю искус­ства, а не только эстетического воспитания и развития данной личности и т. д., – она становится исторической личностью в собственном смысле слова. Но свою историю имеет каждый человек, каждая человеческая личность. Всякий человек имеет историю, поскольку он включается в историю человечества. Можно даже сказать, что человек лишь постольку и является личностью, поскольку он имеет свою историю. В ходе этой индивидуальной истории бывают и свои «собы­тия» – узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется жизненный путь человека.

При этом все то, что делает человек, опосредовано его отношением к другим людям и потому насыщено общественным человеческим содержанием. В связи с этим дела, которые делает человек, обычно перерастают его, поскольку они явля­ются общественными делами. Но вместе с тем и человек перерастает свое дело, поскольку его сознание является общественным сознанием. Оно определяется не только отношением человека к продуктам его собственной деятельности, оно формируется отношением ко всем областям исторически развивающейся чело­веческой практики, человеческой культуры. Через посредство объективных про­дуктов своего труда и творчества человек становится человеком, поскольку че­рез продукцию своего труда, через все то, что он делает, человек всегда соотно­сится с человеком.

* * *

За каждой теорией всегда в конечном счете стоит какая-то идеология; за каждой психологической теорией – какая-то общая концепция человека, кото­рая получает в ней более или менее специализированное преломление. Так, оп­ределенная концепция человеческой личности стояла за традиционной, сугубо созерцательной, интеллектуализированной психологией, в частности психологи­ей ассоциативной, которая изображала психическую жизнь как плавное течение представлений, как протекающий целиком в одной плоскости процесс, урегули­рованный сцеплением ассоциаций наподобие бесперебойно работающей машины, в которой все части прилажены друг к другу; и точно так же своя концепция человека как машины или, вернее, придатка к машине лежит в основе поведен­ческой психологии.

Своя концепция человеческой личности стоит и за всеми построениями на­шей психологии. Это реальный живой человек из плоти и крови; ему не чужды внутренние противоречия, у него имеются не только ощущения, представления, мысли, но также и потребности, и влечения; в его жизни бывают конфликты. Но сфера и реальная значимость высших ступеней сознания у него все ширятся и укрепляются. Эти высшие уровни сознательной жизни не надстраиваются вне­шним образом над низшими; они все глубже в них проникают и перестраивают их; потребности человека все в большей мере становятся подлинно человечески­ми потребностями; ничего не утрачивая в своей природной естественности, они сами, а не только надстраивающиеся над ними идеальные проявления человека, все в большей степени превращаются в проявления исторической, общественной, подлинно человеческой сущности человека.

Это развитие сознательности человека, ее рост и укоренение ее в нем совер­шаются в процессе реальной деятельности человека. Сознательность человека неразрывно связана с действительностью, а действенность – с сознательно­стью. Лишь благодаря тому, что человек, движимый своими потребностями и интересами, объективно предметно порождает все новые и все более совершен­ные продукты своего труда, в которых он себя объективирует, у него формиру­ются и развиваются все новые области, все высшие уровни сознания. Через продукты своего труда и своего творчества, которые всегда являются продукта­ми общественного труда и общественного творчества, поскольку сам человек является общественным существом, развивается сознательная личность, ширится и крепится ее сознательная жизнь. Это в свернутом виде также цельная психо­логическая концепция. За ней, как ее реальный прототип, вырисовывается облик человека-творца, который, изменяя природу и перестраивая общество, изменяет свою собственную природу, который в своей общественной практике, порождая новые общественные отношения и в коллективном труде создавая новую куль­туру, выковывает новый, подлинно человеческий облик человека.

Жизненный путь и кризисы. Психологический практикум для начинающих

Жизненный путь и кризисы

На протяжении жизненного пути нас всех ждет немало переломных моментов, меняющих ход событий и дальнейшую жизнь. Их называют «уроками жизни» (термин введен Б. М. Тепловым[8]). Подобным уроком может стать очевидное для других изменение – поступление на учебу или новую работу, свадьба, рождение детей. Но уроки могут остаться скрытыми для посторонних – важный разговор, встреча, изменившая жизнь, безответная влюбленность, раздумья в бессонную ночь. Серьезными уроками становятся потери: смерть близких, тяжелая болезнь, а также война, дефолт и другие общественные катаклизмы.

Существуют периоды в жизни каждого человека, когда уроки жизни многочисленны и приводят к существенным изменениям. Тогда обычно говорят о кризисе. Кризисы на жизненном пути человека, по мнению психологов, – необходимый этап развития каждого, а то, как они проходят и разрешаются, во многом определяет последующие этапы жизни.

Личность обладает внутренней (и часто скрытой от человека) тенденцией к изменению, которая на определенном этапе приводит к необходимости внешних изменений. «Кое в чем мы похожи на ракообразных, – пишет американская журналистка Гейл Шихи (1999).  – Рак развивается, сбрасывая защитные панцири. Он освобождается от панциря, который начинает ему мешать, и становится ранимым и чувствительным, пока не нарастет новый панцирь. У человека переход на новую ступень развития заставляет его разрушать устойчивую структуру, в рамках которой он чувствует себя защищенным. Вступая в переходный период/кризис, он становится ранимым и чувствительным».

Сколько кризисов переживает человек на протяжении жизни? Наиболее известная теория, отвечающая на этот вопрос, создана американским психологом Эриком Эриксоном. Она описывает восемь стадий жизненного цикла (из них три приходятся на время «взрослой» жизни – после 18 лет) и восемь возрастных кризисов, успешное или неуспешное разрешение которых определяет возможности последующего развития. Г. Шихи говорит о кризисах «отрыва от родительских корней», «исканий в двадцать лет», «осознания своих тридцати», «десятилетия подведения итогов» (кризис середины жизни) и, наконец, об «обновлении» (около 50 лет).

Надо сказать, что одни кризисы (такие, как кризис трех лет или кризис переходного возраста) присутствуют (под разными названиями) в подавляющем большинстве классификаций, по поводу других авторы классификаций расходятся. Последнее замечание относится, прежде всего, к кризисам, которые переживаются по завершении взросления.

Учитывая разнообразие вариантов, некоторые исследователи задаются вопросом: что, собственно, отражают кризисы – общечеловеческие закономерности развития или особенности жизненного пути конкретной социальной группы в конкретном обществе (например, американского и западноевропейского среднего класса, среди которого живут авторы большинства классификаций). А может быть, развитие каждого (во всяком случае в периоды взрослой жизни) настолько уникально, что его невозможно свести к неким единым для всех кризисам и периодам?

Признаки кризиса разнообразны и, как правило, заметны окружающим. Это разнообразные проявления дискомфорта – беспокойство (причины которого часто непонятны), неудовлетворенность, депрессия, раздражительность, нервные срывы и пр. Это могут быть изменения состояния здоровья и соматические заболевания. Учащаются или обостряются конфликты с близкими. Меняются привычные стереотипы поведения – интересы, привычки, круг знакомств, формы проведения досуга. Наконец, кризисам сопутствуют серьезные жизненные изменения – развод или вступление в новые связи, смена работы, учебы, профессии, переезды – часто непродуманные или непонятные для окружающих.

Хотя, как правило, основные движущие силы кризиса содержатся во внутреннем мире человека, очень важный аспект кризиса – сопутствующие ему жизненные события и изменения. В некоторых случаях внешние события могут являться основной причиной кризиса, например, смерть близкого человека, потеря работы, война или общественные изменения могут полностью изменить практически все, что составляло привычную жизнь, и привести к необходимости преодолевать утрату и заново искать свое место в мире. События могут стать толчком, своего рода «спусковым крючком» назревшего кризиса, например, смерть сверстника может стать толчком к так называемому «кризису середины жизни», заставляя вплотную соприкоснуться с конечностью своего существования и под этим углом зрения заново переоценить достижения, цели, жизненные планы. Иногда событие служит хорошим объяснением кризисного состояния для тех, кто не хочет искать его внутренние причины: «Все из-за переезда» или «из-за моей болезни», или…

Значимые события не только предшествуют кризису, но и являются его «симптомами», а также признаками его разрешения.

Многие пытаются игнорировать кризис и продолжать жить по-старому, как будто ничего не происходит. Однако такой вариант, скорее всего, окажется тормозом для развития и личностного роста. Как правило, внутренние изменения требуют своего внешнего выражения. Поэтому жизненные изменения предсказуемы и желательны. Они означают развитие.

Будущее человека не предопределено. Но оно связано с прошлым тысячами неразрывных нитей, и для того, чтобы успешнее строить «завтра», надо лучше понять и принять свое «вчера».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Жизненный путь это (проблема выбора)

Жизненный путь человека… Что это? Простой набор фактов биографии или субъективная картина мира, нечто предначертанное или подвижное, меняющееся по воле самой личности?

Вопросы, на которые так просто не ответить. Однако поразмышлять и посмотреть, какие мнения высказывают об этой фундаментальной проблеме ученые, можно.

Что говорит наука

Проблема жизненного пути изучается множеством дисциплин: это и психология, и история, и философия, и биология… И конечно, специалисты в каждой области предлагают смотреть на эту проблему с определенной стороны. К примеру, биологи говорят о важности так называемых сенситивных периодов в жизни человека, то есть таких, в которые создаются наиболее благоприятные условия для формирования определенных свойств и качеств организма (например, период развития речи).

Социологи отмечают значимость социальных ритуалов: достижения совершеннолетия, вступления в брак… Ведь действительно, после таких событий, как правило, у человека появляется новый набор прав и обязанностей, меняется его отношение к самому себе и отношение к нему других.

Сейчас психология определяет жизненный путь личности весьма широко: процесс индивидуального развития от рождения до смерти. Но в самом ли деле индивидуального? На каждого из нас влияют принятые в обществе правила и нормы, те самые социальные ритуалы, существующие во всякой культуре.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Считается, что нужно закончить школу, затем вуз, работать, завести семью… Или одинаковые для всех организмов одного вида биологические стадии развития, о которых мы тоже уже упоминали? И тогда как найти свой, действительно свой путь, если за тебя уже, кажется, все решено?

Рекомендуем: Интроспекция в психологии

Тут появляется еще один термин — «жизненный цикл». Он как раз и включает повторяющиеся, уже определенные стадии развития, которые должны проходить все люди, — стадии биологические и социальные. К первым, например, относятся рождение, детство, юность, взросление, старение… Ко вторым — усвоение какой-либо социальной роли, ее исполнение, а затем отказ от нее.

К чему мы идем

Именно от определения жизненного цикла отталкивалась Шарлотта Бюлер, исследовательница, предложившая понятие «жизненный путь личности». В отличие от жизненного цикла в жизненный путь включается возможность выбора из множества вариантов. Рассматривая связь между фазами жизненного цикла и изучая биографии реальных людей, принадлежащих к различным социальным группам, она выделила три линии, задающие направление человеческой жизни.
  • Объективные события, приходящие друг другу на смену.
  • То, как человек переживает смену этих событий, его духовный мир.
  • Результаты действий человека.

В целом, как считала Бюлер, главной силой, которая заставляет личность двигаться по жизненной дороге, становится стремление к «самоосуществлению», то есть достижение всех целей, осознанных или неосознанных. Бюлер выделила этапы жизненного пути, основываясь на двух факторах – возрасте человека и его отношении к целям в каждый период развития.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

  • До 16-20 лет: перед самоопределением. Вопросы о том, как найти свой жизненный путь, человека еще не беспокоят.
  • До 25-30 лет: активизация тенденций к самоопределению. Человек ищет подходящий ему вид деятельности, выбирает спутника жизни. Цели и планы на жизнь еще носят предварительный характер.
  • До 45-50 лет: кульминация самоопределения. Это пора расцвета: считается, что удалось определить профессиональное призвание, создать стабильную семью. Уже есть результаты, которые можно сравнить с намеченными целями. Однако на данном этапе может наступить и кризис. Личность может осознать, что цели не достигнуты или были неправильно поставлены.
  • До 65-70 лет: снижение тенденций к самоопределению. Меняется психология личности: отныне человек больше обращен назад, к прошлому, а не к возможности новых свершений.
  • От 70 лет: после самоопределения. Человеком овладевает стремление к размеренности и покою. На этом этапе личность может оценить жизнь как целое.

Как элементарную структурную единицу жизни Бюлер выделяла событие, причем, как она полагала, события могут быть объективными (происходящими во внешнем мире) и субъективными (во внутреннем мире личности). Интересно, что большое количество последних, по мнению исследовательницы, свидетельствует о более активных попытках узнать свое предназначение, о более сильном желании самоопределения.

Событийного подхода придерживался и первый из отечественных ученый, рассмотревший проблему жизненного пути, — С. Л. Рубинштейн. По его мнению, к событиям могут быть отнесены только некие поворотные моменты, которые задают направление развития личности в дальнейший период жизни. Рубинштейн настаивал на том, что жизненный путь необходимо рассматривать не только как процесс развития организма, но и как индивидуальную историю конкретной личности.

Рекомендуем: Индивидуальность — это

Индивидуальный вклад человека подчеркивает и К. А. Абульханова-Славская. Исследовательница не отрицает, что личность ограничена социумом и господствующими в нем нормами, однако в то же время она способна, сравнивая себя с другими, найти свое место в мире. Важен особый взгляд на собственную жизнь – ее нужно рассматривать как управляемую, подчиняющуюся разуму и усилиям человека.

В поисках себя

Современная психология в целом отмечает несколько факторов, влияющих на жизненный путь человека: определенный исторический период, объективные события, происходящие во время него, общественные нормы, поступки личности, ее внутренние переживания и так далее.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Что такое интуиция?

Так или иначе, сложно не признать, что выбор жизненного пути во многом зависит от самого человека. Любая периодизация развития жизни условна, каждый подход субъективен.

Например, можно поспорить с этапом старости в концепции Бюлер. Да, безусловно, это менее активный период по сравнению со зрелостью, но жизнь (особенно в наш век) совсем не прекращается после 70 лет. Так же и с самым ранним этапом: известны отдельные личности, уже в подростковом возрасте определившиеся с планами на всю жизнь.

Об этом нельзя забывать, пытаясь найти свой жизненный путь: в конечном итоге выбор всегда за вами. Конечно, проблема выбора жизненного пути после прочтения этого текста не решится. Не решится она и после десятка таких текстов или более серьезных психологических трудов.

Рекомендуем: Геронтопсихология — это

Психология тут может помочь только отчасти, однако грамотный психологический тренинг или консультация специалиста, возможно, подскажут, в каком направлении следует двигаться. В любом случае вы начали поиск ответа, а значит, ступили на сложный, но невероятно интересный и полезный путь самосовершенствования. И это уже здорово! Автор: Евгения Бессонова

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

Жизненный путь личности.

Жизненный путь личности.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                               С.  Л. Рубинштейн

Отношения педагога к ученикам

и учеников к педагогу,

которые определяют сущность

педагогической ситуации,

далеко не равнозначны.

Педагог должен заботиться

об установлении правильных

отношений с учащимися,

если он ставит перед собой задачу

не только передачи знаний, умений и навыков,

но еще и формирования личности. 

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889–1960) – советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР (1943, Отделение истории и философии), действительный член АПН РСФСР (1945). Автор фундаментальных учебников для вузов: «Основы психологии», «Основы общей психологии», «Бытие и сознание», «О мышлении и путях его исследования», «Принципы и пути развития психологии» и др. 

Первый советский психолог – лауреат Сталинской премии (1942), Государственная премия СССР (1942) за работу «Основы общей психологии». Основатель кафедры и отделения психологии при философском факультете МГУ, первой в СССР организации психологов, созданной под эгидой АН СССР, – Сектора психологии Института философии АН СССР. Вошел в первый состав редакционной коллегии журнала «Вопросы психологии».

Занимался философскими и методологическими проблемами психологии, изучением восприятия, памяти, речи, мышления. Разрабатывал проблему детерминизма в психологии, проблему человека в плане онтологии, гносеологии и этики.

Общее направление научных исследований – психология, гносеология, этика; основоположник деятельностного подхода в психологии. На основе диалектического принципа детерминизма – «внешние причины действуют только через внутренние условия, составляющие основание развития» – разработал философско-психологическую концепцию человека и его психики. И в этом контексте – систему категорий: бытие и материя, социальное и природное, субъект и объект, деятельность и созерцание, свобода и необходимость, субъективное и объективное, материальное и идеальное, психическое и физиологическое, сознательное и бессознательное. В частности, показал неправомерность сведéния бытия к объекту и материи, нашел оригинальное решение проблемы первичных и вторичных качеств, разработал принцип решения психофизиологической проблемы и т. п.

Разработал оригинальную концепцию философской антропологии, создал философско-психологические теории мышления как деятельности и процесса, теории речи, эмоций и др. Диалектика объективирования и субъективирования, соотнесение индивида с другими людьми в деятельности, высший тип активности как модус субъекта, многослойность личности составляют основу философской антропологии Рубинштейна.

Личностью, как мы видели, человек не рождается – личностью он становится. Это становление личности существенно отлично от развития организма, совершающегося в процессе простого органического созревания. Сущность человеческой личности находит свое завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий организм, но и имеет свою историю.

В отличие от других живых существ человечество имеет историю, а не просто повторяющиеся циклы развития. Деятельность людей, изменяя действительность, объективируется в продуктах материальной и духовной культуры, которые передаются от поколения к поколению. Через их посредство создается преемственная связь между поколениями, благодаря которой последующие поколения не повторяют, а продолжают дело предыдущих, опираясь на сделанное их предшественниками, даже когда они вступают с ними в противоречие.

То, что относится к человечеству в целом, не может не относиться в известном смысле и к каждому человеку. Не только человечество, но и каждый человек является в какой-то мере участником и субъектом истории человечества и в известном смысле сам имеет историю. Чтобы понять путь своего развития в его подлинной человеческой сущности, человек должен его рассматривать в определенном аспекте: чем я был, что я сделал, чем я стал? Человек, сделавший что-нибудь значительное, становится в известном смысле другим человеком. Конечно, правильно и то, что, чтобы сделать что-нибудь значительное, нужно иметь какие-то внутренние возможности для этого. Однако эти возможности и потенции человека глохнут и отмирают, если они не реализуются; лишь по мере того как личность предметно, объективно реализуется в продуктах своего труда, она через них растет и формируется. Между личностью и продуктами ее труда, между тем, что она есть, и тем, что она сделала, существует своеобразная диалектика. Вовсе не обязательно, чтобы человек исчерпал себя в том деле, которое он сделал; напротив, люди, в отношении которых мы чувствуем, что они исчерпали себя тем, что они сделали, обычно теряют для нас чисто личностный интерес. Тогда же, когда мы видим, что, как бы много самого себя человек ни вложил в то, что он сделал, он не исчерпал себя тем, что он совершил, мы чувствуем, что за делом стоит живой человек, личность которого представляет особый интерес. У таких людей бывает внутренне более свободное отношение к своему делу, продуктам своей деятельности; не исчерпав себя в них, они сохраняют внутренние силы и возможности для новых достижений.

Речь, таким образом, идет не о том, чтобы свести историю человеческой жизни к ряду внешних дел. Суть дела в том, что само психическое развитие личности опосредовано ее практической и теоретической деятельностью, ее делами. Линия, ведущая от того, чем человек был на одном этапе своей истории, к тому, чем он стал на следующем, проходит через то, что он сделал.

В этом ключ к пониманию развития личности – того, как она формируется, совершая свой жизненный путь. Ее психические способности не только предпосылка, но и результат ее поступков и деяний. В них она не только выявляется, но и формируется. Мысль ученого формируется по мере того, как он формулирует ее в своих трудах, мысль общественного, политического деятеля – в его делах. Если его дела рождаются из его мыслей, планов, замыслов, то и сами его мысли порождаются его делами.

Характер человека проявляется в его поступках, но в его поступках он и формируется; характер человека – и предпосылка, и результат его реального поведения в конкретных жизненных ситуациях; обусловливая его поведение, он в поведении же и складывается. Смелый человек поступает смело, и благородный ведет себя благородно. Но для того чтобы стать смелым, нужно совершить в своей жизни смелые дела, и чтобы стать действительно благородным – совершить поступки, которые наложили бы на человека эту печать благородства. Дисциплинированный человек обычно ведет себя дисциплинированно, но как становится он дисциплинированным? Только подчиняя свое поведение изо дня в день, из часа в час неуклонной дисциплине.

Точно так же, чтобы овладеть высотами науки и искусства, нужны, конечно, известные способности. Но, реализуясь в какой-нибудь деятельности, способности не только выявляются в ней – они в ней же и формируются, и развиваются. Между способностями человека и продуктами его деятельности, его труда существует глубочайшая взаимосвязь и теснейшее взаимодействие. Способности человека развиваются и отрабатываются на том, что он делает. Практика жизни дает на каждом шагу богатейший фактический материал, свидетельствующий о том, как на работе, в учебе и труде развертываются и отрабатываются способности людей.

Для человека не является случайным, внешним и психологически безразличным обстоятельством его биография, своего рода история его жизненного пути. Недаром в биографию человека включают, прежде всего, где и чему он учился, где и как работал, что он сделал, его труды. Это значит, что в историю человека, которая должна охарактеризовать его, включают, прежде всего, что в ходе обучения он освоил из результатов предшествующего исторического развития человечества и что сам он сделал для его дальнейшего продвижения – как он включился в преемственную связь исторического развития.

В тех случаях, когда, включаясь в историю человечества, отдельная личность совершает исторические дела, т. е. дела, которые входят не только в его личную историю, но и в историю общества, историю самой науки, а не только научного образования и умственного развития данного человека, в историю искусства, а не только эстетического воспитания и развития данной личности и т. д. – она становится исторической личностью в собственном смысле слова. Человек лишь постольку и является личностью, поскольку он имеет свою историю. В ходе этой индивидуальной истории бывают и свои события – узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется его жизненный путь.

Все то, что делает человек, опосредовано его отношением к другим людям и потому насыщено общественным содержанием. В связи с этим действия, которые делает человек, обычно перерастают его, поскольку они являются общественными деяниями. Но вместе с тем и человек перерастает свое дело, поскольку его сознание является общественным сознанием.

За каждой теорией всегда стоит какая-то идеология; за каждой психологической теорией – какая-то общая концепция человека, которая получает в ней более или менее специализированное преломление. Так, определенная концепция человеческой личности стояла за традиционной, сугубо созерцательной, интеллектуализированной психологией. В частности, психология ассоциативная изображала психическую жизнь как плавное течение представлений, процесс, протекающий целиком в одной плоскости, урегулированный сцеплением ассоциаций наподобие бесперебойно работающей машины, в которой все части прилажены друг к другу. Точно так же концепция человека как машины или, вернее, придатка к машине, лежит в основе поведенческой психологии.

Своя концепция человеческой личности стоит и за всеми построениями нашей психологии. Это реальный живой человек из плоти и крови. Ему не чужды внутренние противоречия, у него имеются не только ощущения, представления, мысли, но также и потребности, и влечения; в его жизни бывают конфликты. Но сфера и реальная значимость высших ступеней сознания у него все ширятся и укрепляются. Эти высшие уровни сознательной жизни не надстраиваются внешним образом над низшими – они все глубже в них проникают и перестраивают их. Потребности человека все в большей мере становятся подлинно человеческими потребностями, превращаясь в проявления исторической, общественной, подлинно человеческой сущности индивида.

Это развитие сознательности человека, ее рост и укоренение ее в нем совершаются в процессе реальной деятельности. Лишь благодаря тому, что человек, движимый своими потребностями и интересами, объективно предметно порождает все новые и все более совершенные продукты своего труда, в которых он себя объективирует, у него формируются и развиваются все новые области, все высшие уровни сознания. Через продукты своего труда и своего творчества, которые всегда являются продуктами общественного труда и общественного творчества, поскольку сам человек является общественным существом, развивается сознательная личность, ширится и крепится ее сознательная жизнь. Это в свернутом виде цельная психологическая концепция. За ней, как ее реальный прототип, вырисовывается облик человека-творца, который, изменяя природу и перестраивая общество, изменяет свою собственную природу, который в своей общественной практике, порождая новые общественные отношения и в коллективном труде создавая новую культуру, выковывает новый, подлинно человеческий облик человека.

Просмотры (1023)

Жизненный путь личности

Цели, поступки, отношение к окружающим, ведение личной жизни, формирование отношений, участие в профессиональной сфере. Эти области касаются индивида и в науке объединены под одним термином – жизненный путь человека. Поскольку люди во время существования затрагивают множество областей, то изучают жизненный сценарий философы, психологи, этнографы, социологи. Но, ближе к жизненному пути психология. Эта наука изучает становление личности, постановку целей, достижение задуманного. Что собой представляет жизненный путь личности?

Понятие жизненный путь личности

Что скрывается под этими тремя словами? Жизненный сценарий человека протекает по индивидуальной схеме. Нет одинаковых или похожих историй. Личность отличается от других существ на планете образом жизни. Человек не только существует и проходит этапы развития по отношению к временному отрезку, но и закладывает основы личностного становления.

Понятие жизненный путь личности включает множество аспектов и зависит от места обитания человека. Так законом установлена норма закончить среднее образование, обществом – выйти замуж или жениться, продолжить род. Социум к этим понятиям устанавливает сроки, когда следует закончить учебу, создать семью. Нормы давят на человека и заставляют придерживаться установок. Не принято становиться студентом в 40 лет или жениться в 50. Хочет человек или нет, но подсознательно он строит жизненный путь с учетом установленных норм. Небольшие отклонения и отличия являются индивидуальным жизненным сценарием.

Получается, на развитие жизненного пути человека влияют психологические, возрастные, общественные, социальные факторы и личные желания.

Проблема жизненного пути личности

В научном мире данным вопросом впервые озадачился Рубинштейн С.Л. Именно на него и его работу «Человек и мир» ссылаются при изучении предмета в высших заведениях и трактовании проблемы жизненного пути личности. В своих трудах автор ссылается на личную жизнь человека, которая оказывает влияние на развитие жизненного пути. У каждой личности свои взгляды на отношения, быт и другие сферы. Совокупность этих понятий формирует жизненный мир человека. Отсюда вытекает мотивация личности и выстраивается индивидуальный сценарий. На развитие жизненного пути влияет качество и глубина отношений. При их изменении корректируются действия человека, и меняется сценарий.

Личность развивается в зависимости от поступков, решений, ответственности. Участие в развитии отношений формируют субъекта жизни. Получается, что индивид меняется и развивается в ходе жизненного пути. Данное явление автор назвал деятельностным опосредованием.

Проблемой жизненного пути личности занимался ряд специалистов:

Леонтьев А.Н. Его теория основана на том, что быт людей складывается из действий, которые они практикуют. На основании этого формируется индивидуальный сценарий. Следовательно, жизненный путь складывается только из тех видов деятельности, которые осуществляет конкретный человек.
Ананьев Б.Г. Основной упор делает на происшествиях, с которыми человек сталкивается в жизни. Из них формируется индивидуальная жизнь личности. Происшествия автор разделяет на две группы, которые взаимосвязаны между собой. Первая касается среды и окружения. Это природные факторы, социальные изменения. Вторая группа формируется на фоне жизненных обстоятельств, другими словами исходит из поведенческого фактора.
Абульханова-Славская К.А. Теории строится на том, что человек зависим от множества факторов: социальных норм, жизненных условий, структур. Личность опирается на условия, проводит сравнительный анализ. Главная задача индивида – это сравнить себя с установленными нормами и найти место в жизни. При этом социум заинтересован в развитии индивида. Но, человек самостоятельно создает условия для получения профессиональных навыков, формирует семейные отношения, заводит социальные связи. Из этого выходит основная мысль. Необходимо осознать жизненный путь как проблему, не допуская стихийного развития, а подключая усилия и ум.        

По мнению последнего автора, жизненный путь представляет структуру, складывающуюся из трех составляющих:

жизненной позиции – выбор человека как вести свою жизнь, который отображается на жизненных проявлениях;
жизненной линии – возможности и потенциал людей, которые зарождаются в настоящем и переходят в будущее;
смысла жизни – включает осознание конкретной личностью жизни, как целостной машины.

Влияние возраста индивида на жизненный путь личности

На жизненный сценарий влияют возрастные ожидания. Человек подстраивается под установленные нормы, иногда отклоняется от них. Изменения, касающиеся опережения следующего возрастного этапа вызывают у окружающих восхищение. Таким образом, личность завоевывает авторитет. В свою очередь отставание от возрастных установок вызывает у общественности негативные эмоции. Человек реагирует на такие осуждения болезненно. Из этого видна прямая связь, как влияет возраст индивида на жизненный путь личности.

Осталось выяснить, какой возраст рассматривается при притягивании личности к социальным нормам. Существуют следующие понятия:

Биологический возраст. Не всегда совпадает с цифрой в паспорте. Для определения берется состояние здоровья человека, учитывается, как протекает обмен веществ. Полученные данные сравнивают со среднестатистическими показателями схожего индивида.
Психологический возраст. Рассматривается развитие человека, эмоциональная и психологическая составляющая. Затем проводят сравнительный анализ, ориентируясь на психические показатели, признанные нормой для конкретного возраста. Из подобных исследований исходят заключения: гиперактивный, инфантильный или слишком умный человек.
Социальный возраст. Изучаются навыки, которыми обладает личность на данный момент. Деятельность индивида сравнивается с общепринятыми нормами, которыми должен обладать среднестатистический человек.                                                  

Жизненный путь со стороны социологии рассматривается с учетом программ, установок, целей индивида. Психологи же изучают формирование взгляда человека на жизнь, реальное представление себя в будущем. Социология включает уровень оптимизма и представление будущего человеком с учетом определенных социальных групп и конкретных жизненных обстоятельств.

Развитие и жизненный путь личности

Рассматривая этот вопрос, за основу берут изучения Бюлера Ш. Для определения концепции, жизненный сценарий человека рассматривался с учетом линий развития (было найдено 97 видов). Линии касаются разных сфер: социальной, психологической, профессиональной, семейной, трудовой. На основании исследований были выведены 5 фаз, определяющие развитие и жизненный путь личности:

Первая фаза не включается в жизненный сценарий человека. Считается, что от рождения и до возраста 16–20 лет личность еще не создала семью и не начала профессиональную деятельность.                
Второй период посвящается поиску второй половинки, попытках завязать контакты. С 16–20 лет и до 30 человек пробует различные виды деятельности. В этот период появляются первые мечты, цели, наброски будущей жизни. Вторая фаза характеризуется жаждой действий наравне с неуверенностью и рассеянностью.
Третья фаза включает зрелый возраст человека. Максимальный порог от 25 до 50 лет. Начало третьего периода определяется созданием семьи или постоянной профессией. Человек ставит реалистичные цели, достигает их. Благодаря этим действиям формируется самооценка личности.

Четвертая ступень от 45 до 70 лет. Происходит постепенный спад жизненной активности. Профессиональная деятельность завершается выходом на пенсию, дети вырастают и покидают семейное гнездышко. Это время итогов и самокопаний. Для многих тяжелый период, поскольку включаются процессы старения, происходит биологическое увядание. Пожилой человек склонен к ностальгии, предается воспоминаниям, остается в одиночестве. Будущие планы строятся с учетом подведенных итогов и сегодняшних обстоятельств.
Пятая фаза. В возрасте от 65 лет люди прощаются с работой. Цели, поставленные в юношестве, становятся неактуальными. Мысли человека остаются в прошлом, снижается социальная активность. Личность сосредотачивается на хобби, путешествиях, отдыхе. О будущем думать не хочется, так как очевиден скорый конец жизни. Подводится окончательная черта жизненного пути. Человек, выполнивший цели, чувствует удовлетворение. Личность, не достигшая поставленных задач, испытывает разочарование.

Выбор личностью своего жизненного пути

Человек так устроен, что жизненные ошибки и неудачи списывает на коварства судьбы. А удачу присваивает на свой счет, рассказывая какие титанические усилия были приложены для достижения цели. Начните анализировать ошибки, понимать, почему произошло так. С этого и начинается выбор личностью своего жизненного пути. Анализа и понимания, что последует после совершения действий или поступков.

Жизненный путь человека включает доход, успех, профессиональную деятельность и мировоззрение. Отношение к окружающему миру формирует жизненный путь личности. Что вы выберете разрушение или созидание? Чтобы не было разочарований, ставьте достижимые цели и не проживайте жизнь понапрасну, раздражаясь, злясь и обижаясь на окружающих. Человек сам выбирает и формирует жизненный путь.

../../Экзистенциальный взгляд на проблему «жизненного пути» в творчестве С.Л. Рубинштейна

Abrosimova E.A. Existential sight on a problem of «a vital way» to domestic psychology. The Chelyabinsk state university, 2007.

The article is devoted to an existential sight on a problem of a vital way in domestic psychology. From positions of existential psychology concepts of a vital way of S.L.Rubinshtejna.

Статья посвящена экзистенциальному взгляду на проблему жизненного пути в отечественной психологии. С позиций экзистенциальной психологии рассматривается концепция жизненного пути, предложенная С.Л.Рубинштейном.

Термин «жизненный путь» предложила Шарлота Бюлер в начале 20 века, проведя аналогию между процессом жизни и процессом истории и объявив жизнь личности «индивидуальной историей». В 1920-х годах к проблемам жизненного пути обращался Н.А.Рыбников, который занимался изучением биографий и предложил методику биографического изучения душевной жизни человека (психограмму). Однако наиболее полно в отечественной психологии концепция жизненного пути рассматривалась Рубинштейном С.Л. и Ананьевым Б.Г. Современные отечественные исследователи этой проблемы — К.А. Абульханова-Славская, А.А. Кроник, Р.А. Ахмеров, Н. А. Логинова и др.

Данная статья рассматривает экзистенциальные аспекты взглядов отечественных психологов на проблему жизненного пути. В чем проявляется эта экзистенциальность? Для того чтобы это выяснить, необходимо вначале рассмотреть особенности экзистенциальной психологии и уточнить, чем она отличается от других психологических школ. Если говорить об экзистенциальной психологии вообще, то выясняется, что она очень разная. Эта школа не имеет единого основателя, у нее нет собственной теории личности, и она зародилась одновременно в разных европейских странах после второй мировой войны. Тем не менее, психологов и психотерапевтов, которые называют себя «экзистенциальными», многое объединяет. Р.Кочюнас, директор института экзистенциальной и гуманистической психологии (Литва) считает, что экзистенциальных психологов объединяют следующие моменты: [2]

1) В экзистенциальной психологии разграничиваются данности нашей жизни от наших уникальных, индивидуальных ответов на эти данности. А именно, экзистенциальная психология разделяет то, что нам всем дано в жизни (например, все мы родились в определенной семье, все мы вынуждены разделять свое существование с другими, все мы существуем во времени, время нашей жизни ограничено границами нашего рождения и нашей смерти и т.д.) от того, как мы переживаем эти данности нашего существования. То есть экзистенциальная психология занимается не онтологическими, а онтическими характеристиками, индивидуальным существованием.

2) Экзистенциальная психология понимает человека как «бытие-в-мире». Человеческое существование есть со-бытие, то есть бытие с другими людьми, с миром. Человек может быть понят лишь в контексте своих отношений с другими людьми; будучи частью этого контекста, человек является также со-творцом этого контекста. Экзистенциальный взгляд на человека — интерсубъективный, а не индивидуалистический. Экзистенциальная психология рассматривает человека с точки зрения взаимосвязанности с миром. Неопределенность, тревога, сомнения, переживаемые человеком, — все это аспекты этой взаимосвязанности.

3) Экзистенциальное консультирование — это феноменологическое исследование жизненного пространства человека в контексте бытия с другими людьми. Цель экзистенциальной терапии — не изменить клиента, а увидеть, что есть в его жизни такого, что он хочет или не хочет изменить. Экзистенциальная психология отказывается давать окончательные ответы на вопросы, она стремится продвинуться в сторону наибольшего понимания клиента и его жизненного мира. В этом феноменологическом исследовании жизни клиента очень большую роль играет консультативный контакт, понимаемый как определенный способ «быть» с клиентом: быть взаимосвязанным с ним, быть открытым ко всему новому, что человек привносит в консультирование, быть открытым к чувствам. Здесь также важна установка консультанта на понимание, а не на объяснение: попытаться понять, что то или иное событие значит для клиента — это и есть феноменологический подход. Если мы пойдем еще дальше и укрупним эти черты экзистенциальной психологии в одну единственную особенность, то мы увидим, что можно говорить о такой характеристике как «взаимосвязанность», и она будет достаточно полно отражать то общее, что есть у всех экзистенциальных авторов. Человек с точки зрения взаимосвязанности может быть понят только в единстве с миром и другими людьми. Свобода, сопровождающая ее тревога, выборы, которые делает человек, «плата» за эти выборы, вина, ответственность, смыслы — все то, что составляет ракурс экзистенциальной психологии — могут быть поняты именно с точки зрения этой взаимосвязанности.

Проявляются ли данные аспекты экзистенциальной психологии в работах отечественных ученых? В своей последней, незаконченной работе «Человек и мир» С.Л. Рубинштейн пытается определить место человека в бытии, рассмотреть совокупность отношений человека с миром, природой, другими людьми. Рубинштейн считает, что центральная абстракция, которая вытеснила человека в философии и в психологии — это сознание, познание (центральная проблема философии, например, это проблема бытия и сознания). То есть человек заменился абстракцией. Учение о бытии все больше становилось предметом не философского, а конкретно-научного объяснения и все больше отдалялось от учения о человеке. С.Л. Рубинштейн пытается вернуть человека в бытие, и, как считает К.А. Абульханова-Славская, создает некую целостную концепцию, объединяя онтологию, философскую антропологию и гносеологию. Рубинштейн выдвигает генеральную идею о том, что человек как субъект подчинен всеобщим закономерностям бытия, включается в бытие и сам является особым уровнем развития бытия. Человек, по мнению Рубинштейна, не есть некая «наличность» в бытии, не есть еще один предмет наравне с другими: он вступает с бытием в особые отношения: практические, познавательные и этические. То есть человек — это особый уровень развития бытия с особым способом существования. Наличие у человека сознания и действия — вот отличительные черты существования человека. [4, с.19]Выделим те аспекты концепции С. Л. Рубинштейна, где его идеи очень близки современной экзистенциальной традиции:

1) Понимание Рубинштейном человека как субъекта, который проявляется в отношениях с другими людьми и с миром. Здесь экзистенциальное «существование есть со-бытие» проявляется в концепции С.Л.Рубинштейна в полной мере. Человек не может быть без мира и нет мира без человека. Жизненный путь для Рубинштейна — не сумма жизненных событий, отдельных действий, продуктов творчества. Жизненный путь — это целостное, непрерывное явление; каждый человек, по мнению Рубинштейна, имеет свою собственную историю и даже становится личностью именно потому, что имеет свою жизненную историю! [3, с.643] Для Рубинштейна важно не просто выделить возрастные этапы, а учесть, как каждый этап подготавливает последующий и влияет на него. Каждый этап играет важную роль в жизненном пути, но не определяет его с фатальной неизбежностью. У Рубинштейна психическое развитие личности опосредовано ее практической и теоретической деятельностью: «линия, ведущая от того, чем человек был на одном этапе своей истории, к тому, чем он стал на следующем, проходит через то, что он сделал. В деятельности человека, в его делах, практических и теоретических, психическое, духовное развитие человека не только проявляется, но и совершается». [3, с.642] Важными моментами жизни человека становятся для ученого так называемые «поворотные этапы» жизни, поскольку «показывают» историю формирования личности, становление собственно человека. Эти поворотные этапы Рубинштейнназывает «событиями»: «В ходе этой индивидуальной истории (истории жизни) бывают и свои «события» — узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется дальнейший жизненный путь человека». [3,с.643] То есть человек может изменить собственную историю с помощью своих поступков, действий. В этом смысле Рубинштейн спорит с Ш. Бюлер, которая утверждала, что личность в своем жизненном пути есть только проект того, что заложено в детстве. Итак, человек (или субъект жизни) для С. Л. Рубинштейна — это высший уровень развития бытия, а также центр реорганизации бытия. Сущность бытия человека — это свобода и человечность отношений к другому человеку. Если учесть то, что для многих ученых советского времени сущностью человека были общественные отношения по классическому определению марксизма, то такое представление Рубинштейна о сущности человека как свободе и человечности было довольно смелым для того исторического времени, когда создавался «Человек и мир». Человека характеризуют, по мнению Рубинштейна, отношения — но не только познавательные, которые являются производными от реального бытия людей, но и практические, действенные и этические отношения. Как и в экзистенциальной психологии, у Рубинштейна человек раскрывается прежде всего через свое отношение к другому человеку; истинную, специфическую онтологию человека характеризуют этические, моральные отношения, то есть те отношения, где реализуются ценности и смыслы жизни. Гуманное отношение к человеку, моральное отношение, не как к функции полезности или «вещи» — вот суть специфически человеческих отношений по Рубинштейну.[4, с.100]

2) Еще одна позиция Рубинштейна, близкая экзистенциальному взгляду, это понимание человека как ответственного бытия. Центральная проблема личной жизни, выделенная Рубинштейном еще в 20-е годы, — это сможет ли личность стать субъектом собственной жизни. Это означает, сможет ли личность стать индивидуально активным человеком, строящим свою собственную жизнь и свое к ней отношение. [1, с.28] Рубинштейн считает, что стать субъектом собственной жизни можно только в силу способности решать свои проблемы и отвечать за свои поступки, за счет ответственности в отношениях с другими людьми. В своем понимании ответственности Рубинштейн очень близок современной экзистенциальной психологии. По С.Л. Рубинштейну, ответственность — это воплощение истинного, самого глубокого и принципиального отношения к жизни. Это ответственность за осознание последствий всего содеянного, а также ответственность за все упущенное. Ответственность — это способность человека детерминировать события, действия в момент их осуществления вплоть до радикального изменения своей жизни. Ответственность — в свободе своего выбора (человек должен постоянно спрашивать себя: а нельзя ли поступить иначе?). «Последний завершающий вопрос, который встает перед нами в плане психологического изучения личности, — это вопрос о самосознании, о личности как «я», которое в качестве субъекта сознательно присваивает себе все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки и сознательно принимает на себя за них ответственность в качестве их автора и творца. Проблема психологического изучения личности не заканчивается на изучении психических свойств личности — ее способностей, темперамента и характера; она завершается раскрытием самосознания личности».[3, с.635] Абульханова-Славская, развивая эти идеи, говорит о том, что построить свое отношение к жизни человек может в силу своей способности решать жизненные противоречия. Вслед за Рубинштейном она предлагает рассматривать жизненный путь личности в его целостности, а стратегия жизни, по ее мнению, должна заключаться в раскрытии и разрешении подлинных причин противоречий, а не в уходе от них путем жизненных перемен. [1, с.67]

3) Экзистенциальным является отношение С.Л. Рубинштейна к конечности человеческой жизни, к смерти. Он очень глубоко и личностно говорит о ней: «Факт смерти превращает жизнь человека не только в нечто конечное, но и окончательное. В силу смерти жизнь есть нечто, в чем с известного момента ничего нельзя изменить. Смерть превращает жизнь в нечто внешне завершенное и ставит, таким образом, вопрос о ее внутренней содержательности. Она снимает жизнь как процесс и превращает его в нечто, что на веки вечные должно остаться неизменным. Жизнь человека в силу факта смерти превращается в нечто, чему подводится итог. В смерти этот итог фиксируется. Отсюда и серьезное, ответственное отношение к жизни в силу наличия смерти. Для меня самого моя смерть — это не только конец, но и завершенность, то есть жизнь есть нечто, что должно не только окончиться, но и завершиться, получить в моей жизни своей завершение… Таким образом, наличие смерти превращает жизнь в нечто серьезное, ответственное, в срочное обязательство, в обязательство, срок выполнения которого может истечь в любой момент. Это и есть закономерно серьезное отношение к жизни, которое в известной степени является этической нормой». [4, с.81-82]

В этих взглядах на человека и на его жизненный путь С.Л. Рубинштейн очень близок современной экзистенциальной психологии. Рассмотрим те моменты его концепции, где он спорит с экзистенциализмом.

1) Первым и главным предметом спора Рубинштейна с экзистенциализмом является разное понимание феноменов сущности и существования. Критика экзистенциализма Рубинштейном относится, более всего, к работам Ж.П. Сартра и М. Хайдеггера. Рубинштейн, например, не приемлет нигилистической концепции Сартра. Экзистенциальная психология всегда пыталась преодолеть разрыв между сущностью и существованием, но утверждая при этом примат существования. С.Л. Рубинштейн также говорит о том, что существование и сущность не должны разрываться, но он не согласен с тем, что существование в экзистенциальном подходе абсолютизируется, а сущность противопоставляется человеку: «Экзистенциализм выворачивает эту проблему наизнанку. Абсолютизация существования — превращение его в сущность человека — приводит к неверному пониманию, при котором утверждается примат существования; утверждение свободы снимает детерминацию, связь с прошлым. Человек выступает как исходное: он оказывается не только началом, но и концом, поскольку нет возможности выйти в сферу бытия в целом. Мир, в котором живет человек, — это только шатер, который он сам над собой сооружает. Именно поэтому экзистенциалист М.Хайдеггер, создав онтологию человеческого бытия, не может создать второй том онтологии — онтологии бытия как такового». [4, с.18] То есть Рубинштейн против того утверждения экзистенциальной психологии, что не существует объективной реальности, а только самими людьми конструируемая реальность. С.Л. Рубинштейн считает, что экзистенциалисты превращают бытие в «кажимость», в «мое представление» и утверждает, что бытие реально существует. Критикует Рубинштейн и то положение экзистенциализма, что все в человеке — из будущего, не будучи никак не детерминировано ни прошлым, ни человеческой природой (М.Хайдеггер). Однако современная экзистенциальная психология не отвергает причинно-следственной обусловленности. Она всего лишь против «грубо» понятого детерминизма: «это — причина, а это — следствие». Но ведь и сам Рубинштейн пишет о том, что не все в человеке причинно обусловлено его прошлой жизнью, именно в этом, по его мнению, отличие жизненного пути человека — в способности изменить ход жизни, благодаря совершению тех или иных поступков. Да, жизненный путь Рубинштейн видит только в преемственности и связи прошлого, настоящего и будущего, но человек способен, по его мнению, это будущее изменять, будущее не задано неизменно.

2) Еще один предмет спора С.Л. Рубинштейна с экзистенциальной психологией — в понимании свободы. Проблема свободы решается С.Л. Рубинштейном в рамках диалектики внешнего и внутреннего. Внешние причины всегда действуют через внутренние условия, так сказать, преломляются через внутренние условия: с этих позиций решается проблема свободы и необходимости в общественной жизни человека: внешние условия — это условия общественной жизни, а внутренние — это моральные установки личности. То есть свобода возможна не как свобода от всего, а свобода по отношению к конкретным условиям, к наличному бытию, к ситуации. Диалектика свободы по Рубинштейну состоит в том, что человек может изменять данные ему условия, но вначале эти условия ему даны, он должен отталкиваться от уже данного, «иными словами, материал, из которого человек строит, одновременно и создан им, и дан ему». [4, с.85] Таким образом, свобода — это не только отрицание данного (как ее понимал Ж.П. Сартр), но и утверждение его. Рубинштейн отрицает свободу как «отрицание», как абсолютную свободу, не связанную с жизнью в обществе, государстве и, в целом, человечестве. «Свобода духовная и величие человека возможны только в обществе», пишет Рубинштейн. [4, с.88] Настоящая, аутентичная жизнь для Рубинштейна возможна только в нахождении связей между единичным и общественным. То есть Рубинштейн против экзистенциального понимания человека как одинокого и «вброшенного» в мир существа. Человек, на его взгляд, активное и деятельное существо. Здесь, как мне кажется, представленные позиции не противоположны, а являются, скорее, двумя сторонами одного и того же: да, человек живет в обществе и может жить в обществе очень активно, но перед главными вопросами своей жизни он остается в одиночестве.

Итак, С.Л. Рубинштейн в своих трудах пытается представить целостный подход к наукам о человеке, объединяя философскую антропологию, гносеологию и онтологию. Жизненный путь для Рубинштейна — это не сумма жизненных событий и не последовательность этапов жизни; это целостное, непрерывное явление, которое прежде всего определяется этическими, нравственными отношениями человека к другим людям. Для Рубинштейна личность человека — это его жизненный путь, его деятельность на этом жизненном пути, деятельность, которая способна изменить не только жизнь человека, но и мир вокруг него. Личность как субъект жизни у Рубинштейна — это индивидуально-активный человек, строящий условия жизни и свое отношение к ней; субъектом жизни человек становится, если начинает ответственно подходить к самой жизни и ее выборам; жизненный путь должен, по мнению Рубинштейна, заканчиваться стремлением вверх — к нравственным, этическим ценностям. Концепция Рубинштейна, его понимание бытия и сущности человека во многом противостоит экзистенциализму М.Хайдеггера, но в тех моментах, где он говорит собственно о существовании человека, о его человеческой ситуации, о свободе и необходимости, о человеческой смертности, об ответственности и человечном отношении к другим людям — он становится по-настоящему экзистенциальным философом.


Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни — М.: «Мысль», 1991

2. Кочюнас Р. В чем экзистенциальность экзистенциальной психологии // Материалы 4-ой Международной конференции «Экзистенциальное измерение в психологии и психотерапии», Литва, г. Бирштонас, 2006 год;

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, 4-издание,С.-П.: «Питер», 2004. — 678 с.

4. Рубинштейн С.Л. Человек и мир — М.: «Наука», 1997, — 190с.

Абросимова Е.А.,

Абросимова Е.А. Экзистенциальный взгляд на проблему «жизненного пути» в творчестве С.Л. Рубинштейна. Челябинский государственный университет, 2007.

См. также

Цитаты и афоризмы о жизненном пути

Предлагаем вашему вниманию афоризмы и цитаты великих философов и мыслителей о жизненном пути, предназначении, смысле жизни, успехе, самореализации:

1. Если ты знаешь свой путь, то удачи и неудачи равно продвигают тебя вперед. (Законы Вселенной)

2.  Все пути одинаковы — они ведут в никуда. Спроси себя, есть ли у этого пути сердце? Если есть — путь хорош; если нет — он бесполезен. Все пути ведут в никуда, но у одного пути есть сердце, а у другого — нет. Один путь доставляет радость, и пока ты идёшь по нему — ты неотделим от него; а другой путь заставляет тебя проклинать всю свою жизнь. Один путь наделяет тебя силой, другой — лишает её. (Карлос Кастанеда)

3. Не существует единой тропы для всего живого. В мире множество троп и у каждого — своя.  Тот путь, что принёс тебе счастье, для другого может оказаться губительным. Не тяни за собой, но если кто возымеет желание идти одной тропою, будь добрым попутчиком. (Аму Мом)

4. Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно. Идти. (Оноре де Бальзак)

5. Трудности возрастают по мере приближения к цели. Но пусть каждый совершает свой путь подобно звездам спокойно, не торопясь, но беспрерывно стремясь к намеченной цели. (Иоганн Гёте) 

6. Человек может сделать великим путь, которым идет, но путь не может сделать человека великим. (Конфуций)

7. У каждого из нас есть только одно истинное призвание — найти путь к самому себе.  (Герман Гессе)

8. Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, который сбился с пути. (Фрэнсис Бэкон)

9. Кто начинает идти уверенно закончит сомнениями, а тот, кто начинает свой путь в сомнениях, закончит его в уверенности. (Джонатан Свифт)

10. Когда достигаешь цели, понимаешь, что путь и был целью. (Поль Валери)

11. Всегда выбирайте самый трудный путь — на нём вы не встретите конкурентов. (Шарль де Голль)

12. Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага. (Лао-цзы)

13. Любой путь — лишь один из миллиона возможных путей. Поэтому воин всегда должен помнить, что путь — это только путь; если он чувствует, что это ему не по душе, он должен оставить его любой ценой. На любой путь нужно смотреть прямо и без колебаний. (Карлос Кастанеда)

14. Либо я найду свой путь, либо проложу его сам. (Филип Сидни)

15. На пути постижения мудрости не надо бояться, что свернёшь не туда. (Пауло Коэльо)

16. Человек с ясной целью будет продвигаться даже по самой тяжкой дороге. Человек безо всякой цели не продвинется и по самой гладкой дороге. (Томас Карлейль)

17. Главное в этом мире не то, где мы стоим, а то, в каком направлении движемся. (Оливер Холмс)

18. Тот, кто несет фонарь, спотыкается чаще, чем тот, кто идет следом. (Жан Поль)

19. Кто идет медленно и не спеша, тому не длинна никакая дорога; кто терпеливо готовится в путь, тот непременно приходит к цели. (Жан Лабрюйер)

20. Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно. (Данте Алигьери)

Оцените статью:

 

 

Другие статьи, которые могут быть вам интересны:

  • Назад: Великие цитаты великих людей. Лао-Цзы.

Как число вашего жизненного пути описывает вас — Психология против судьбы

PinВ настоящее время широко распространено профилирование личности. Например, некоторые из этих популярных моделей — это типы Карла Юнга / Майерса Бриггса, Эннеаграмма и Пять факторов. Однако нумерологию можно считать необычным типом профилирования личности. Он уникален по сравнению с другими психологическими типологиями, которые задают вам вопросы о ваших поведенческих тенденциях и умственных способностях. Эти методы следуют аналитической линии исследования, стремясь понять, как формируется ваше эго , чтобы создать вашу личность .Причина, по которой нумерология становится такой интересной, заключается в том, что она не спрашивает, кто вы? Вместо этого задается вопрос: , кем вам суждено было быть?

Не поймите меня неправильно, с точки зрения разума есть очень необходимое место для области типирования личности. Однако я чувствую, что мы чего-то упускаем, когда отвергаем или пренебрегаем более тонкой, универсальной и духовной эволюцией того, как мы пришли.

Нумерология как план вашей жизни

Подобно астрологии, мы выходим за пределы генетической составляющей, формирования психики и нашей социализации, на арену «вероятности вас». Нумерология говорит на языке возможности и вероятности определенных подходов, стилей и образов жизни . Это то, что делает воссоединение с нашими числами таким невероятно поучительным. Это их способность отражать то, кем мы являемся, прямо на нас.

Это похоже на то, как если бы прямо перед нами был план нашего собственного дизайна, и у нас появилась возможность прояснить, где мы теряем себя и где мы находимся в настоящий момент. Это катализатор, который поможет вам приблизиться к своей подлинности. .Вы не можете отрицать достоверность и силу вашей даты рождения и имени при рождении. С другой стороны, вы можете подвергнуть сомнению фильтры, благодаря которым возникли многие психологические типологии, потому что они должны сначала родиться из разума другого человека, какими бы полезными с научной точки зрения ни были, в каждой из них есть намек на сомнение. модели. Вы можете возразить, что даже обзор нумерологии должен, конечно, происходить через фильтр нумеролога, и поэтому используемые знания, навыки и интерпретация будут определять способ представления или понимания информации о вас.

Вы и Вселенная: одни и те же строительные блоки

Хотя, независимо от того, был ли достигнут достаточный успех в передаче вам плана вашего энергетического числа, вы были ознакомлены с конкретностью чисел вокруг и внутри вас. Это не может быть изменено. Это факт и ткань. С квантовой точки зрения ткань Вселенной построена на числах, и вы тоже. У вас есть уникальная вибрация вашего существа, на которую влияет вся ваша жизнь, которую вы сделали и продолжаете делать, во всех ментальных, физических и эмоциональных областях, а также есть ваша дорожная карта, которая говорит о том, кем вы были с самого начала.

Когда вы начинаете понимать настоящие чувства и расположение чисел, их способность влиять как на определенные положительные, так и на отрицательные черты и поведение в вас, это похоже на видение потока цветов или музыкальных гармоний, сливающихся вместе, чтобы создать вашу уникальную смесь. Это код и рецепт того, что должно произойти или не произойти. У каждого из нас разный состав, мы должны быть такими, иначе все было бы скучно, не говоря уже о неэффективности.

Число жизненного пути: основа того, кто вы есть

При составлении карты всей вашей нумерологической таблицы мы найдем четыре основных числа из даты вашего рождения и имени при рождении, которые передают ваш основной шаблон чисел.Но числовая информация на этом не заканчивается; Еще немало формул создают эффектную картину вашей личности и пути. Однако число жизненного пути, о котором мы слышим чаще всего, действует как костяк, которому подчиняются все остальные числа в вашей таблице. Он предоставляет вам важнейшие жизненные возможности.

Расчет числа жизненного пути

Вот краткое объяснение того, как вычислить число своего жизненного пути, используя нумерологию Пифагора.Когда у вас будет свой номер, прокрутите вниз, чтобы узнать о своей основной сущности.

Добавьте дату своего рождения в отдельные столбцы, например

.

20 июнь 1985 г.

2 6 23

Уменьшите их еще больше, если у вас нет числа 11 или 22 (это основные числа, которые всегда сохраняются и складываются как двузначные числа)

2 6 5

Сложите

2 + 6 + 5 = 13

Добавьте последнее число, чтобы уменьшить его до одной цифры, кроме числа 11 или 22

1 + 3 = 4

В этом случае номер вашего жизненного пути = Число 4!

Пример с мастер-номером:

3 рд ноябрь 1968

3 11 24

3 11 6

3 + 11 + 6 = 20

2 + 0 = Число 2


Обзор числа вашего жизненного пути

Путь PinLife 1

Мир благодарит вас за твердую голову и прирожденного лидера.Больше всего вы любите вещи, когда идете по собственному плану и принимаете важные решения для группы. Ты современный воин! Благодарим вас за независимость и оригинальность.

Жизненный путь 2

Мир благодарит вас за чуткость и внимательный характер. Вам больше всего нравится, когда вы погружены в богатство всех ваших отношений с людьми. Вы гордитесь тем, что являетесь хорошим другом, сетевиком и прирожденным дипломатом. Мы благодарим вас за помощь и спокойствие.

Жизненный путь 3

Мир благодарит вас за беззаботный подход к жизни. Лучше всего, когда вы можете повеселиться, проявить скрытый творческий потенциал и позволить вечеринке освободиться. Люди тянутся к вашей оптимистической и притягательной энергии. Благодарим вас за чувство юмора и стиль.

Жизненный путь 4

Мир благодарит вас за вашу трудолюбие и дисциплину. Когда у вас хороший распорядок дня и гигантский проект, вы в своей стихии.Решительность и внимание к деталям — вот название игры для вас. Мы аплодируем вам за преодоление трудностей и за то, что вы столкнулись с фактами.

Жизненный путь 5

Мир благодарит вас за исследовательский ум и приключения. Любая возможность сменить обстановку или немного разнообразия — и вы в игре. У вас потрясающая способность изобретать себя заново. Мы аплодируем вам за ваше стремление к большему, чем жизнь, и за ваши сгустки энергии.

Жизненный путь 6

Мир благодарит вас за вашу способность заботиться и любить всех и вся.Мы знаем вас лучше всего дома, с детьми, с домашними животными и лучшим обучением. В каком-то смысле у вас красивая артистическая вспышка. Мы аплодируем вам за ваше ласковое, заботливое и ответственное отношение.

Жизненный путь 7

Мир благодарит вас за острый ум и практический интеллект. Вы можете путешествовать по краям ума и парить в местах для медитации. Вы умеете наблюдать, размышлять и давать советы. Мы аплодируем вам за ваши мистические, духовные, интровертные размышления и творения.

Жизненный путь 8

Мир благодарит вас за вашу силу воли и способность действовать. Вы умеете добиваться хороших результатов и создавать желаемый образ жизни. Процветание и изобилие легко приходят, когда вы над этим работаете. Мы аплодируем вам за то, что вы добились успеха из всех ваших попыток.

Жизненный путь 9

Мир благодарит вас за ваши гуманитарные действия и вашу благотворительность. Вы чувствуете себя лучше всего, когда проводите время в группе с другими людьми, у которых схожая цель или намерение добиться положительных изменений.Мы аплодируем вам за вашу мудрость и острое чувство суждения.

Жизненный путь 11

Мир благодарит вас за ваш вдохновляющий и мотивирующий характер. Открытие правды о ситуации — вот что приносит вам радость. Ваши интуитивные способности поражают даже самых упорных критиков. Вы любите мечтать и учить тому, что любите. Мы аплодируем вам за то, что вы воодушевляете и заряжаете энергией людей, с которыми вы встречаетесь.

Жизненный путь 22

Мир благодарит вас за вашу способность использовать свой трудолюбивый характер во благо всех нас.Прагматизм — ваше второе имя. Тайм-аут может позволить вам разозлиться и снова подключиться к сети. Мы аплодируем вам за ваш скрупулезный нрав и стремление к точности.

Вы там оказались? Просто помните, вы можете быть только один, поэтому не пытайтесь изменить то, кем вам суждено быть. Ваша основная нумерологическая вибрация выходит за рамки вашего известного ума и привычных ментальных паттернов. Это мощное творение!

Число жизненного пути 11 — Token Rock

Целитель

Введите дату вашего рождения

МЕСЯЦЯнварьФевральМартАпрельМайИюньИюльАвгустСентябрьОктябрьНоябрьДекабрь

DAY12345678910111213141516171819202122232425262728293031

YEAR202120202019201820172016201520142013201220112010200920082007200620052004200320022001200019991998199719961995199419931992199119
  • 919881987198619851984198319821981198019791978197719761975197419731972197119701969196819671966196519641963196219611960195919581957195619551954195319521951195019491948194719461945194419431942194119401939193819371936193519341933193219311930192919281927192619251924192319221921192019191918191719161915191419131912191119101909190819071906190519041021

    00

    +

    Рассмотрите уравнение жизненного пути Вы знаете, что вы другой, вам не нужно, чтобы другие говорили вам об этом.Жизнь как Life Path 11 наполнена таинственными связями и переживаниями, которые кажутся «всплывающими». Вы более интуитивны или чувствительны, чем другие люди, которых вы знаете.

    Вы здесь, чтобы помочь людям в некоторой степени исцелять, и, возможно, вы уже занимаетесь классической профессией целителя, но вы также можете помогать людям своим искусством, словами или другими творческими выходами. Возможно, вам будет очень приятно подключиться к своей духовной стороне и позволить полностью осознать или расширить свою сущность или дары.

    Возможно, вы обнаружили, что ваша жизнь колеблется от одной напряженной ситуации к другой. Хотя иногда это может утомлять, знайте, что это дает вам более глубокий опыт, чтобы вы могли расти быстрее. Вас считают «раненым целителем», тем, кто помогает себе, помогая другим.

    Некоторые из профессий, которые лучше всего подходят для участников Life Path 11, включают должности, на которых они прислушиваются и работают над улучшением жизни человека. Например: министр, психолог, учитель и благотворитель.

    Среди ваших коллег по Life Path 11: Майкл Джордан, Билл Клинтон, принц Уильям, Дэвид Бекхэм, Рональд Рейган, Вольфганг Амадей Моцарт и Гарри Гудини.

    Предупреждение: не позволяйте поиску духовного просветления преодолеть вашу жизнь и близкие отношения. Многие считали, что должны отправиться в трудный путь самопознания только для того, чтобы понять, что им не потребовались суровые уроки этого путешествия, чтобы найти то, что они искали.Этот добровольный сценарий может непреднамеренно привести к разрыву или разрушению отношений с друзьями и членами семьи, которые могли быть полезны или вознаграждены в стремлении к просветлению в «Жизненном пути 11».

    * Примечание. Большинство Life Path 11 также будут иметь некоторые характеристики Life Path 2.

    Психология Lifepath | healthdirect