Что значит когнитивный – Значение слова «когнити́вный»

Содержание

📌 когнитивный — это… 🎓 Что такое когнитивный?



познавательный

(Источник: Краткий словарь сексопатологических терминов)

Синонимы:
  • инь и ян
  • копулятивный

Смотреть что такое «когнитивный» в других словарях:

  • КОГНИТИВНЫЙ — [Словарь иностранных слов русского языка

  • КОГНИТИВНЫЙ —         (от лат. cognitio знание, познание), познаваемый, соответствующий познанию. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983 …   Философская энциклопедия

  • когнитивный — прил., кол во синонимов: 3 • познаваемый (15) • познавательный (2) • умственный (25) …   Словарь синонимов

  • когнитивный  — Познавательный [http://www.lexikon.ru/sexology.html] Тематики сексология …   Справочник технического переводчика

  • когнитивный — прил. Связанный с изучением сознания и мышления. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • когнитивный — познавательный …   Толковый переводоведческий словарь

  • когнитивный — когнит ивный …   Русский орфографический словарь

  • когнитивный — прил. познавательный …   Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • когнитивный — …   Орфографический словарь русского языка

  • когнитивный — ая, ое. [от лат. cōgnitio знание, познание]. Книжн. Связанный с познанием, с мышлением; познавательный. К. анализ (исследование процессов познания человеком окружающего мира, а также способности человека приобретать новые знания). К. система… …   Энциклопедический словарь

Книги

  • Когнитивный подход, На протяжении тысячелетий философии разгадывали загадку человеческого познания. В последнее столетие познание стало исследоваться также и представителями специальных наук, а 30 лет тому назад… Категория: Разное Издатель: Канон +, Реабилитация, Производитель: Канон +, Реабилитация, Подробнее  Купить за 1116 грн (только Украина)
  • Когнитивный анализ общечеловеческих концептов, Кошелев Алексей Дмитриевич, В книге излагается референциальный подход к описанию основного лексического значения. Оно задается не толкованием, а дуальной структурой когнитивных единиц «Прототип — Ядро», где Прототип -… Категория: Языкознание. Лингвистика Серия: Studia philologica Издатель: Рукописные памятники Др.Руси, Подробнее  Купить за 1064 руб
  • Когнитивный анализ предметных имен. Семантика и сочетаемость, Е. В. Рахилина, Эта книга — о том, что носитель русского языка думает о простых, конкретных предметах (таких, как чашка, дерево, море), когда говорит о них. Объяснение языкового поведения (прежде всего… Категория: Научная литература Издатель: Азбуковник, Подробнее  Купить за 984 руб
Другие книги по запросу «когнитивный» >>

dic.academic.ru

Что такое когнитивные функции мозга

Большинство мозговых функций тесно взаимосвязано с работой центральной нервной системы. Именно эти два элемента отвечают за управление телом и разумом. Взаимосвязанная работа этих систем осуществляет жизненно важные функции организма. Существуют базовые функции человеческого организма, такие как сон, стремление к размножению, дыхание и сердцебиение. Помимо этого, существуют высшие функции, которые «включаются» во время ведения разговора или воспоминаний. Каждый отдел головного мозга отвечает за определенный функциональный набор. За базовые функции отвечают такие элементы, как мозжечок, варолиев мост и продолговатый мозг. Высшими функциями головного мозга управляют полушария и лобные доли мозговой коры.

Слово «когнитивный» – научный термин и нечасто встречается в повседневной речи

Что означает термин «когнитивные функции»

После того как был рассмотрен порядок работы человеческого мозга, можно перейти к вопросу о том, что такое когнитивные функции. Данный термин используется для описания умственных процессов, благодаря которым человек получает возможность воспринимать, передавать, анализировать и запоминать различную информацию. Благодаря этим процессам, человек получает возможность взаимодействовать с окружающим миром.

Ежедневно человеческий мозг находится в активном состоянии. Приготовление завтрака, чтение книг, управление транспортом и ведение светских бесед осуществляется благодаря миллиардам сложных вычислений. Связи между нейронами в различных областях головного мозга позволяют наладить контакт человека с окружающей его средой. Таким образом, когнитивные функции отвечают за коммуникационный контакт не только между людьми, но и окружающими объектами.

Довольно часто при разговоре о высших когнитивных функциях, упоминаются когнитивные навыки, предназначение которых лежит во взаимодействии с окружающим миром. Несмотря на то что каждый из этих навыков рассматривается отдельно, большинство из них имеют прочную взаимосвязь и различные пересечения. Когнитивные функции мозга человека включают в себя:

  1. Внимание – довольно сложный процесс, охватывает множество мыслительных процессов. Вниманию сложно дать четкую и лаконичную характеристику и включить в определенную анатомическую структуру. Если говорить образно, то внимание является когнитивной функцией, при помощи которой человек среди внешних (запахов, звуков и образов), а также внутренних (мыслей и эмоций) стимулов выбирает те, которые будут полезны для того, чтобы реализовать умственную или двигательную активность. Именно данная формулировка позволяет наиболее точно охарактеризовать все сложные процессы, что участвуют в работе других высших функций.
  2. Память – один из самых сложных процессов, при помощи которого кодируется, хранится и воспроизводится полученная информация. Работоспособность данной системы имеет довольно значимую роль в повседневной жизни. Данный навык тесно переплетается с вниманием, так как без него получить полную информацию невозможно.
  3. Исполнительные процессы – еще одна сложная система высшего порядка. Существует достаточное количество разных определений для этого термина, однако большинство из них характеризуется контролем когнитивности и регулированием образа мышления, благодаря использованию различных процессов, имеющих маловыраженную взаимосвязь. Исполнительные процессы являются совокупностью различных способностей среди которых следует выделить направленное внимание, элементы планирования и программирования, а также регулировку преднамеренного поведения. За исполнительные функции отвечает префронтальная кора головного мозга.
  4. Речь – коммуникационная система, благодаря которой осуществляется общение между людьми. Среди основных функций речи, помимо налаживания контакта с окружающими людьми, следует выделить построение грамотной структуры мышления. Во время обработки речи активизируются разные отделы головного мозга. Основное взаимодействие различных функциональных систем наблюдается в левом полушарии мозга. В обработке речи участвуют две корковые области левого полушария, которые отвечают за принятие и выражение речи.
  5. Зрительное восприятие – к этому набору высших навыков относятся функции, которые помогают человеку различать и распознавать различные стимулы. Данный набор навыков позволяет категорировать различные объекты и запоминать их. Правильно построенная и налаженная система зрительного восприятия позволяет человеку запоминать лица людей, и дарит возможность находить различия между отверткой и платьем.
Когнитивные функции способности, которые связывают нас с окружающим миром и позволяют составить представление о нем

Каждый из вышеперечисленных навыков включает в себя несколько подгрупп, которые тесно взаимосвязаны между собой.

Как используются данные функции

Разбирая вопрос о том, когнитивные функции, что это такое, следует уделить особое внимание использованию набора этих навыков. Ежедневно человеческий мозг принимает участие в выполнении огромного количества физических задач. Каждая из этих задач требует миллиона расчётов, которые выполняются за доли секунды различными областями мозга. В качестве примера использования когнитивных навыков давайте рассмотрим следующие ситуации:

Приготовление пищи сопровождается множественными когнитивными способностями. Для того чтобы приготовить еду, необходимо вспомнить рецепт и уделить внимание степени готовности различных ингредиентов. Таким образом, мозг грамотно распределяет свою активность и ежесекундно решает множество поступающих задач. Определенные мозговые отделы отвечают за общение с окружающими людьми. Способность слушать и понимать собеседника, далеко не все когнитивные навыки, которыми сопровождается беседа. Во время разговора между людьми активируются такие способности, как концентрация и внимание. Именно благодаря этим навыкам коммуникационного общения, человек получил возможность общаться с окружающими его людьми.

Управление автотранспортом довольно сложный процесс, который требует собранности и повышенной концентрации. В активации этого навыка принимают участие миллионы нейронных связей, которые отвечают за широкую гамму когнитивных способностей. Многие люди считают, что расслабленные автоматические действия не включают в себя использование когнитивных навыков. Однако, данное мнение ошибочно. Данные способности принимают прямое участие в данном процессе, так как без них человек бы никоим образом не проявлял свою активность.

Когнитивные нарушения отрицательно сказываются на достижениях человека в самых разных сферах его жизни

Как когнитивные навыки связаны с мозговыми отделами

Давайте перейдем к вопросу, как когнитивные способности взаимосвязаны с определенными мозговыми отделами. Данный функционал является особым участком головного мозга, который обладает собственной группой нейронов. Предназначение этих нейронов – передача определенных нервных импульсов. Снижение когнитивных функций может быть вызвано нарушениями циркуляции крови, черепно-мозговыми травмами и злокачественными новообразованиями в области мозга.

Большинство из познавательных навыков формируется в области коры головного мозга. Ученые подразделяют этот отдел на три основные зоны:

  1. Ассоциативную – отвечающую за обеспечение связи между сенсорными и моторными навыками. Помимо этого, эта зона определяет реакцию сознания на импульсы, исходящие из сенсорной области.
  2. Моторная – отвечает за различные движения человеческого тела.
  3. Сенсорная – отвечает за обработку сигналов, поступающих от органов чувств.

Лобные доли принимают непосредственное участие в логическом и абстрактном мышлении, произношении и восприятии речи, а также в планировании совершаемых движений. Затылочная доля отвечает за анализ зрительной информации, а височная за слуховые ощущения. В самом центре расположена система, занимающаяся анализом сенсорных чувств. Существуют определенные мозговые отделы, которые отвечают за навыки, необходимые для выживания. К таким навыкам относятся проявление эмоций, обоняние и память.

Существуют даже мозговые отделы, которые занимаются перераспределением всей поступающей информацией, что способствует слаженной работе всего организма.

Средний мозг выполняет одну из главных задач и отвечает за осознание собственной личности. Помимо этого, данный отдел отвечает за адаптивное поведение. Передача нервного импульса между отделами осуществляется при помощи нейромедиаторов. К этим элементам относятся адреналин, серотонин, ацетилхолин и многие другие вещества. Именно эти микроэлементы отвечают за скорость различных когнитивных процессов.

Когнитивная деятельность — это способность выполнять такие функции головного мозга, как внимание, память, язык, визуально-пространственное восприятие и исполнительные функции

Различные нарушения мозговой активности

Нарушение когнитивных функций может иметь разную степень выраженности. Существует ряд определенных факторов, которые влекут за собой изменения в мозговой активности. К таким факторам относятся черепно-мозговые травмы, инфекционные и онкологические заболевания. Помимо этого, определенное влияние на работу головного мозга имеют сердечно-сосудистые патологии, такие как атеросклероз, инсульт и инфаркт.

Немаловажную роль в вопросе нарушения когнитивных способностей имеют дегенеративные заболевания, такие как болезнь Паркинсона или Альцгеймера. Развитию различных нарушений в сфере работы головного мозга способствуют проблемы с метаболизмом и функциональностью иммунной системы.

Довольно часто тип нарушения зависит от формы воздействия определенных факторов. Некоторые навыки подлежат полному восстановлению при правильном подходе к терапии заболевания. Однако сама результативность лечения напрямую зависит от своевременности обращения за медицинской помощью.

Читайте также:

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Google+

ktovdepressii.ru

📌 Когнитивное — это… 🎓 Что такое Когнитивное?

  • Когнитивное развитие — (от англ. Cognitive development)  развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика. Теория когнитивного развития была разработана швейцарским философом и… …   Википедия

  • Когнитивное картирование — метод, позволяющий выявить в политических текстах структуру рассуждения (что чему способствует/препятствует, что из чего следует и т.п.) и на основании этого делать выводы о мышлении автора текста и его видении политической ситуации. Фактически… …   Википедия

  • Когнитивное отражение информационно-обменных процессов в мышлении оператора — Когнитивное отражение информационно обменных процессов: когнитивное (познавательное) семантическое отражение в мышлении оператора информационных представлений технических сущностей, содержащихся в информационно обменных процессах… Источник:… …   Официальная терминология

  • когнитивное радио — — [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия EN cognitive radio …   Справочник технического переводчика

  • Когнитивное религиоведение — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей …   Википедия

  • когнитивное отражение информационно-обменных процессов — 3.19 когнитивное отражение информационно обменных процессов: Когнитивное (познавательное) семантическое отражение в мышлении оператора информационных представлений технических сущностей, содержащихся в информационно обменных процессах. Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Когнитивное искажение — Когнитивные искажения  это систематические ошибки в мышлении или шаблонные отклонения в суждениях, которые происходят в определённых ситуациях. Существование большинства из этих когнитивных искажений было доказано в психологических экспериментах …   Википедия

  • КОГНИТИВНОЕ СОСКАЛЬЗЫВАНИЕ — См. когнитивное крушение …   Толковый словарь по психологии

  • Когнитивное развитие — это развитие человека от состояния, при котором мышление осуществляет незначительный контроль за деятельностью, своей и чужой, к состоянию, при котором непосредственно в деятельности и в процессах отражения мира и осознания его используют сложные …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • КОГНИТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ — важнейшая составляющая процесса научного познания, основанная на понимании последнего как принципиально межсубъектного процесса, как диалога между Я и не Я (Другой). Любой мыслительный акт всегда имеет двойную интенциональность (направленность на …   Философия науки: Словарь основных терминов

  • estestvoznanie.academic.ru

    Значение слова «когнитивный»

    Лексическое значение: определение

    Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

    Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

    Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

    • Толковые Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
    • Энциклопедические В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
    • Отраслевые Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
    • Этимологические и заимствований Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон. Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
    • Глоссарии устаревшей лексики Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз. Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
    • Переводческие, иностранные Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
    • Фразеологический сборник Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике. Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
    • Определение неологизмов Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление. Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
    • Прочие 177+ Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

    Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

    Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

    Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

    Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.

    how-to-all.com

    история его исследования, примеры резонанса и как с этим бороться

    В последнее время в обществе можно всё чаще услышать такое определение, как когнитивный диссонанс. Это состояние относится к психической сфере, но не стоит его относить к болезни, ведь с подобным встречается каждый человек практически каждый день. Суть такого явления заключается в резонансе между понятием и действием. Например, нужно сделать какое-то действие, которое идёт вразрез с привычными устоями и принципами и тем самым доводит до диссонанса.

    Что такое «когнитивный диссонанс»?

    Такое психологическое явление, как когнитивный диссонанс представляет собой разногласия в человеке между его принципами и действиями. Зачастую людям приходится делать противоречивые действия, которые расходятся с устоями общества или личными принципами из-за чего, и возникает когнитивный диссонанс. Проще говоря, это совесть или чувство разногласия. В таком состоянии люди часто начинают переубеждать себя и окружающих в том, что их действия были необходимы и правильны.

    Когнитивный диссонанс вынуждает искать у себя в голове пути, которые могут оправдать некоторые поступки и тем самым успокоить эмоциональный фон. Иной раз чтобы переубедить себя, мысли направляют в новое русло и смотрят на действие под углом, который соответствует принципам общества. В таких моментах человек чаще всего просто сам себя обманывает и притупляет когнитивный диссонанс.

    Значение «когнитивный диссонанс» простыми словами

    Многие термины и явления, которые используются в психологической сфере, могут быть непонятны, хотя на самом деле они достаточно просты. Когнитивный диссонанс как раз попадает в такой список определений, которые требуют разъяснения.

    Любой человек, живущий на планете Земля, имеет свои устои, принципы, нормы и правила поведения в обществе, дома и даже наедине с собой. Многие законы жизни у каждого свои. Что хорошо для одного человека, для другого будет преступлением, но в любом случае все люди постоянно попадают в ситуации, когда приходится переступать через свои принципы. Именно в такие моменты появляется неприятное чувство, которое и носит название когнитивный диссонанс.

    Люди способны нарушать собственные правила жизни не только осознанно. Бывают моменты, когда решение или какое-то действие совершается другими лицами и при этом всё равно проявляется когнитивный диссонанс. Точнее говоря, появляются мысли, которые оправдывали бы действия перед собственными устоями и обществом. Подобрать необходимые слова при этом не всегда получается. Ощущение вины в итоге может довести до невроза или депрессии. Такое состояние чаще всего встречается у людей, которые совершают непредумышленные преступления.

    Ещё одна ситуация, когда может проявить себя когнитивный диссонанс — это принятие решения. Даже в тех случаях, когда решение уже окончательно принято, в голове всё равно витают мысли, связанные с возможными вариантами. В основном это может быть связано с сомнениями или при большом количестве вариантов решения.

    Почему возникает когнитивный диссонанс

    В явлении когнитивного диссонанса нет ничего опасного для здоровья, но всё равно это может вызвать психологический дискомфорт на некоторое время. Для того чтобы контролировать свои мысли и эмоции в первую очередь нужно понять почему возникает когнитивный диссонанс.

    Из самых распространённых причин можно выделить:

    • разногласия между идеями и понятиями при принятии определённого решения;
    • расхождение решения и жизненных правил;
    • дух противоречия, который появляется при нарушении культурных, этических, религиозных или законодательных норм;
    • новая информация или несоответствие информации полученной в определённых ситуациях.

    Автор теории о когнитивном диссонансе

    Понятие когнитивный диссонанс и его определение появилось сравнительно недавно. Его разработчиком является Леон Фестингер, который в 1957 году стал заниматься исследованием сущности, причин и закономерности этого явления. В начале исследований это состояние относили только к индивидам, которые ощущают несоответствие между личными нормами и решениями. В дальнейшем изучение когнитивного диссонанса показало, что подобное правило способно действовать даже на целый коллектив.

    Гипотезы теории

    Теория о когнитивном диссонансе, которая была разработана Л. Фестингером, основана на двух гипотезах.

    1. Из-за того, что разногласия между действием и принципами вызывает противоречие и дискомфорт, индивид будет всячески пытаться исправить положение и оправдать своё решение.
    2. Из первой гипотезы вытекая, вторая. Она гласит о том, что люди всячески избегают ситуаций, когда приходиться принимать решения, которые идёт вразрез с личными нормами и правилами.

    Л. Фестингер не только дал определение понятию когнитивного состояния, но и разработал методики, которые позволяют подавить это явление в себе. Кроме того, он рассмотрел и даже классифицировал ряд случаев, которые чаще всего пробуждают в психологии человека когнитивное состояние.

    Суть когнитивного диссонанса

    Первое на что стоит обратить внимание при рассмотрении когнитивного диссонанса, это мотивационный эффект. Точнее говоря, такое состояние часто является определяющим в поведении личности. Именно определённые идеи и убеждения, часто влияют на принятия решения человеком, а также определяют его жизненные позиции и ценности. Таким образом, нельзя сказать, что когнитивное состояние — это обычное жизненное явление, которое можно объяснить с помощью нескольких фактов. Это, прежде всего факторы мотивации, которые в повседневной жизни или нестандартной ситуации вызывают когнитивный диссонанс и психологический дискомфорт.

    Понятие когнитивного состояния объединяет в себе:

    • интеллект;
    • состояние аффекта.

    Интеллект это весь опыт, полученный в течение жизни, личные принципы и нормы этики, которые человек применяет при выборе определённого решения. В какой-то момент может наступить состояние аффекта, а точнее, говоря, ситуация с раздражителями, которая фактически стирает внутреннее противоречие и заставляет человека забыть о его личных принципах. Именно такая ситуация и называется когнитивным диссонансом.

    Явление когнитивного диссонанса неразрывно связано только с прошлыми событиями. Точнее говоря, неприятные ощущение, расслаивание, угрызение совести и оправдательный эффект наступает только после совершения действия, которое идёт вразрез с жизненными устоями. Именно после этого индивид начинает искать пути и варианты, которые помогут ему принять свой выбор, успокоиться и избавиться от психологического дискомфорта.

    Как избавиться от когнитивного состояния?

    Когнитивный диссонанс вызывает психологический дискомфорт, который может быть самого разного уровня. В некоторых случаях это могут быть обычные мысли, которые длятся не больше суток или серьёзное угрызение совести, при котором человек может сильно зациклиться и довести себя до состояния срыва. Существует несколько способов, которые способны уменьшить или полностью избавить от дискомфортного состояния.

    1. Для того чтобы изменить или убрать неприятные чувства, связанные с принятием неправильного решения, следует изменить линию своего поведения если это возможно.
    2. Попробовать переубедить себя также является действенным способом заглушить собственную совесть. Нужно заставить себя поверить, что принятое решение правильное, но в некоторых случаях это может быть даже опасно, так как размываются рамки этики и морали.
    3. Фильтрация информации может помочь избежать когнитивного состояния. Для этого негативную информацию нужно избегать или стараться не воспринимать всерьёз.
    4. Принять всё то, что произошло и попробовать просто смириться с ситуацией. Если всё-таки мучает совесть, то поможет простая смена линии поведения и движение в сторону привычных личных принципов.

    Как избежать диссонанса

    Из-за того, что когнитивный диссонанс в первую очередь сопровождается дискомфортом и психологическим напряжением, лучше всего не избавляться от него, а полностью избегать этого состояние. Один из самых действенных способов связан с фильтрацией негативной информации. Полностью абстрагироваться от негатива, не получиться, поэтому следует учиться, не принимать всё близко к сердцу. Такой метод уже давно был изучен и входит в концепцию психологической защиты. Он был разработан знаменитым Зигмундом Фрейдом и впоследствии развит его последователями.

    Естественно, что бывают случаи, когда избежать когнитивного диссонанса просто невозможно. В таких случаях следует избегать дальнейшего развития, ухудшения этого явления. Для этого человек должен ввести в свою жизнь мысли или действия, которые помогут негатив показать в выгодном и положительном свете. При этом важно полностью себя изолировать от других негативных источников информации, которые способны вернуть дискомфортное состояние.

    Один из самых распространённых способов избавиться от состояния диссонанса, это адаптироваться к неприятной ситуации или научиться не воспринимать неприятную действительность. Ситуация приемлема, и это именно те слова, которые нужно постоянно повторять у себя в голове. Только в этом случае можно быстро избавиться от когнитивного эффекта и избежать дискомфорта или депрессии.

    Примеры из жизни

    В реальной жизни когнитивный диссонанс встречается непросто часто, а практически каждый день. Это может быть простая мелочь или решения кардинально меняющее жизнь. Многочисленное количество примеров это только доказывает.

    Знаменитая история с медалистом и троечником отлично подходит в качестве примера когнитивного диссонанса. В этой истории медалист приходит в университет и естественно, преподаватели ожидают от него высоких достижений, в то время как на троечника не обращают внимание, но что если их роли поменять местами? Если медалист ответит на экзамене плохо, а троечник, наоборот, расскажет всё грамотно и по факту, у преподавателя произойдёт когнитивный диссонанс. Точнее говоря, его представления и ожидания не оправдаются.

    Ещё один пример связан с нищим на улице, который просит денег. С одной стороны, стоит помочь, но, с другой стороны, его внешний вид не вызывает доверия. В такой ситуации люди часто теряются и не знают, как поступать в этой ситуации.

    Заключение

    Проблемы когнитивного диссонанса рассматривали многие знаменитые ученные, среди которых можно выделить Леона Фестингера и Зигмунда Фрейда. Именно они доказали, что есть такое явление, которое способно вводить человека в депрессии или просто доставлять дискомфорт. Кроме этого, они ещё и выяснили, как бороться с таким психологическим состоянием и избегать его. Следуя их примерам и методикам, можно обезопасить себя от нервного срыва.

    Кроме того, помогает и адаптация к когнитивному состоянию. Это помогает не только избегать депрессий, но и в принципе научиться положительно, воспринимать негативную информацию. Главное это следовать всем рекомендациям и находить только положительные эмоции.

    psiho.guru

    что значит когнитивный? напишите, то как вы это понимаете, плиииииииииииииииииииииииз)

    процесс, с помощью которого происходит обработка информации нашим сознанием а диссонанс это не о том) ближе по смыслу к мышлению и знаниям. к дому 2 это прилагательное не приложимо)

    понимательный 🙂

    Когнити́вный диссона́нс — состояние индивида, характеризующееся столкновением в его сознании противоречивых знаний, убеждений, поведенческих установок относительно некоторого объекта или явления, при котором из существования одного элемента вытекает отрицание другого, и связанное с этим несоответствием ощущение неполноты жизни. Понятие «когнитивный диссонанс» впервые введено Леоном Фестингером в 1956 году.

    Типа знающий или умеющий как то так.

    «Когнитивный диссонанс — новая информация, входящая в противоречие со старыми знаниями, имеющимися человеком. Эвфемизм охуевания короче. В российский обиход термин введен главным образом писателем Пелевиным. » — Леонид Каганов

    Когнитивный — означает умственный, это понятие объединяющее в себе все виды мозговой активности. Например когнитивное развитие — это развитие математического анализа, пространственного мышления, восприятия, памяти, логики, воображения и т. д.

    заполонили русский язык иносранными словечками вот и парятся все теперь, зачастую это или англ или франц или лат слова, а когнетивный это похоже с англ cognition-познание; узнавание, распознавание. или cognitive- когнитивный, познавательный . или тот же диссонанс — от анг dissonance -отсутствие гармонии; несоответствие; разногласие . получается переводим cognitive dissonance — несоответствие в распознавании или типа того, вряд ли носитель ангицского языка произнося cognitive dissonance будет вкладывать в него ГЛУБОООКИй смысл как ма думаем

    Да! Без Воображения И Мышления Не Обойтись! Спасибо За Информацию

    соображаловка

    touch.otvet.mail.ru

    Когнитивность Википедия

    Позна́ниекогни́ция — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.

    Познание является основным предметом гносеологии (теории познания). Устанавливая сущность познания, его формы и принципы, теория познания стремится ответить на вопрос, как возникает знание и как оно соотносится с действительностью.

    Познание изучается не только философией. Существует ряд других специальных наук и научных дисциплин, исследующих тот же предмет: когнитивная психология, научная методология, история науки, науковедение, социология знания и т. д. Однако большинство этих наук изучает познание, рассматривая только его отдельные аспекты. В целом познание остаётся особым предметом изучения именно философии[1].

    Цель познания

    Декарт видел цель познания в овладении силами природы, а также в усовершенствовании самой природы человека.[2]

    Формы познания

    Говоря о формах познания, выделяют прежде всего научное и ненаучное познание[3], причём к последнему относятся обыденное и художественное познание[4], а также познание мифологическое и религиозное[источник не указан 158 дней].

    Научное

    Научное познание, в отличие от других многообразных форм познания — это процесс получения объективного знания, направленного на отражение закономерностей константной действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений наблюдаемой действительности.

    Художественное

    Отражение существующей реальности через знаки, символы, художественные образы.

    Философское

    Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология, онтология и этика. В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть (аксиология), то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.

    Мифологическое

    Мифологическое познание характерно для первобытной культуры. Такое познание выступает как целостное дотеоретическое объяснение действительности при помощи чувственно-наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни. Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом.

    Моторное познание

    Понятие моторного познания охватывает явление познания, воплощенного в действии, при котором моторная система участвует в том, что рассматривается как умственная обработка, включая процессы, обеспечивающие социальное взаимодействие. Моторное познание принимает во внимание подготовку и производство действий, а также процессов, участвующих в распознавании, предсказании, имитации и понимании поведения других людей. Основная единица моторной парадигмы познания — действие, выраженное как перемещения, произведенные, чтобы удовлетворить намерение определенной моторной цели, или выраженное в реакции на значимое событие в физических и социальных средах. Эта парадигма получила большое внимание и эмпирическую поддержку в последние годы со стороны множества грандов исследования (Соммервиль Ж. А., Десети Дж.), включая психологию развития, познавательную (когнитивную) нейробиологию и социальную психологию.[5]

    Уровни научного познания

    Выделяют два уровня научного познания: эмпирический (опытный, чувственный) и теоретический (рациональный). Эмпирический уровень познания выражен в наблюдении, эксперименте и моделировании, тогда как теоретический — в обобщении результатов эмпирического уровня в гипотезах, законах и теориях[6].

    История понятия

    Платон

    Всё, доступное познанию, Платон в VI книге «Государство» делит на два рода: чувственно-воспринимаемое и познаваемое умом. Отношение между сферами чувственно-воспринимаемого и умопостигаемого определяет и отношение разных познавательных способностей: ощущения позволяют познавать (хоть и недостоверно) мир вещей, разум позволяет узреть истину.

    Аристотель

    «Сущее либо воспринимается чувствами, либо постигается умом».

    «Представления — это как бы предметы ощущения, только без материи».

    Кант

    «Существуют два основных ствола человеческого познания, вырастающие, быть может, из одного общего, но неизвестного нам корня, а именно чувственность и рассудок: посредством чувственности предметы нам даются, рассудком же они мыслятся».

    Познание в психологии

    В психологии познание (когнитивность) рассматривают как способность к умственному восприятию и переработке внешней информации[7]. Это понятие применяется по отношению к психическим процессам личности и особенно к так называемым «психическим состояниям» (убеждениям, желаниям и намерениям). Данный термин также используется шире, обозначая акт познания или само знание и может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление знания и концепций, связанных с этим знанием.

    Изучение типов когнитивных процессов находится под влиянием тех исследований, которые успешно использовали парадигму «когнитивности» в прошлом. Понятие «когнитивные процессы» часто применяли к таким процессам как память, внимание, восприятие, действие, принятие решений и воображение. Эмоции традиционно не относят к когнитивным процессам. Вышеприведённое деление теперь считается во многом искусственным, проводятся исследования, изучающие когнитивную составляющую эмоций. Эмпирические исследования когнитивности обычно пользуются научной методологией и количественным методом, иногда включают также построение моделей какого-то отдельного типа поведения.

    Теория когнитивности, в отличие от нейрокогнитивности, не всегда рассматривает когнитивные процессы в их связи с мозговой деятельностью или какими-либо иными биологическими проявлениями, описывая поведение индивида в терминах информационного потока или функционирования. Сравнительно недавние исследования в таких областях, как когнитология (в общем смысле, наука о мышлении) и нейропсихология, стремятся перешагнуть этот пробел между информационными и биологическими процессами, используя парадигмы когнитивности для понимания того, каким именно образом человеческий мозг осуществляет функции переработки информации, а также каким образом системы, занимающиеся исключительно переработкой информации (к примеру, компьютеры) могут имитировать когнитивные процессы (см. также искусственный интеллект).

    Теоретическую школу, изучающую мышление с позиции когнитивности, обычно называют «школой когнитивизма» (англ. cognitivism).

    Успех когнитивного подхода может объясняться, прежде всего, его превалированием как фундаментального в современной психологии. В этом качестве он заменил бихевиоризм, господствовавший вплоть до 1950-х годов.

    В свою очередь, когнитивная теория, будучи весьма эклектичной в самом общем смысле, заимствует знания из следующих областей:

    См. также

    Примечания

    Литература

    Ссылки

    wikiredia.ru

    Читайте также:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *