Эгоцентрическое мышление – ) . —
2.2. Эгоцентрическое мышление
Как
и большинство исследователей проблемы
детского мышления, Пиаже отмечает
безусловные различия между мышлением
взрослого и ребенка. У взрослого человека
социализированная, способная к интимности
мысль. Он даже во время своей личной,
интимной работы думает социально,
испытывает потребность в контроле и
доказательстве, которая порождает
внутреннюю речь, непрерывно обращенную
к противоречащим лицам. Ребенок мыслит
эгоцентрически, мысли его не склонны к
интимности. Говорит ребенок бесконечно
больше, чем взрослый, так как не знает
интимности своего «я». Его мысли
высказываются открыто, но не потому,
что он хочет быть услышанным, а лишь
оттого, что он не осознает себя в обществе.
Пиаже пишет, что «… взрослый думает
социально, даже когда он один, а ребенок
младше семи лет мыслит и говорит
эгоцентрически, даже когда он в обществе».
Обращаясь к материалам предыдущих исследователей проблемы детского мышления, Пиаже отмечает, что психоаналитики различают два основных типа мысли: разумное и аутистическое мышление.
1) Разумное мышление (направленное), то есть такое, которое преследует цели, которые ясно представляются уму того, кто думает, стремится воздействовать на действительность. Такие мысли человек способен выразить речью.
2) Аутистическое мышление – подсознательно, цели такого мышления не представляются осознанно, не может быть выражена непосредственной речью, не приспособлена к внешней действительности.7
По мысли Ж. Пиаже помимо этих двух форм должна быть и третья, являющаяся промежуточным звеном. Он выделяет тип эгоцентрического мышления, т.е. такого, которое старается приспособиться к действительности, не будучи сообщаемым и находится в промежутке между разумным и аутистическим этапами.
Эгоцентрическая
мысль является промежуточным звеном
между аутентической и социализированный
мыслями. По своей структуре она остается
аутентической, но ее интересы уже не
направлены не удовлетворение органических
потребностей или потребностей игры,
как при чистом аутизме, а обращены также
на умственное приспособление как у
взрослого. Характерно, что в своих
рассуждениях Пиаже опирается на теорию
Фрейда: «И психоанализ пришел косвенным
путем к чрезвычайно схожему результату.
Одной из заслуг психоанализа является
то, что он установил различие между
двумя родами мышления: один — социальный,
способный быть высказанным, направляемый
необходимостью приноровиться к другим
(логическая мысль), другой — интимный и
потому не поддающийся высказыванию
(аутентическая мысль)».
Эгоцентрическое мышление и понимание как следствие общения содержат в себе два различных способа рассуждения и две различные логики. Ж. Пиаже выделяет логику эгоцентрическую и коммуникативную, отмечая, что эти два типа будут менее различаться в своих выводах, чем в функционировании. Пиаже приводит ряд отличий между двумя типами логики.
Эгоцентрическая логика:
1)Интуитивна, более синкретична, чем дедуктивная, ее рассуждения явно не выражены. Суждение перескакивает с первых предпосылок прямо к выводам, минуя промежуточные этапы.
2)Мало останавливается на доказательствах, не контролирует предложения.
3)Имеет личные схемы аналогии на основе воспоминаний о предшествующих рассуждениях.
4)Большую роль играют зрительные схемы.
5)Личные суждения и оценки имеют большее влияние, нежели коллективные.
Коллективная логика:
1)Пытается уяснить связь между предложениями, дедуктивна.
2)Более настаивает на доказательстве. Четко организует изложение мысли для большей убедительности.
3)Схемы по аналогии устраняет, заменяя их дедукцией.
4)Устраняет зрительные схемы.
5)Стремится к суждениям, выражающим коллективную оценку.10
Для ребенка наиболее характерен эгоцентрический тип логики. Эта особенность сказывается, например, тогда, когда ребенок пытается объяснить что-либо своему сверстнику. Пиаже отмечает эгоцентрический характер детского стиля, ребенок говорит сам для себя, думая, что объясняет хорошо, тогда как дети редко правильно понимают друг друга.11
Таковы
основные тезисы, высказанные Пиаже
относительно особенностей детской речи
и мышления. Трудно переоценить значение
работ этого ученого, его исследования
это целая эпоха в развитии учения о речи
и мышлении ребенка. Значение работы
Пиаже замечательно выразил Э.
Клапареди
во вступительной статье к французскому
изданию книги психолога: «В то время
как из проблемы детского мышления
сделали проблему количественного
порядка, Пиаже поставил ее как проблему
качественную. В то время как в прогрессе
детского ума раньше видели результат
известного числа сложений и вычитаний
(обогащение новыми данными опыта и
исключение некоторых ошибок, объяснение
чего наука считала своей задачей), нам
теперь показывают, что этот прогресс
зависит прежде всего от того, что ум
ребенка понемногу меняет самый свой
характер».
Можно сказать, что именно это исследование Ж.Пиаже при всей своей спорности проложило дорогу для дальнейшего изучения детской психологии. Более того, все дальнейшие теории в большей или меньшей степени отталкивались от исследований Пиаже.
studfile.net
Эгоцентрическая речь и мышление. Критика феномена эгоцентрической
Московский Педагогический Государственный Университет
Реферат:
Эгоцентрическая речь и мышление.
Критика феномена эгоцентрической
речи Л.С. Выготским.
Выполнила: Гурьянова А.Ю.
студентка филологического
факультета, 204 группы.
Москва 2005г.
П л а н:
1.Введение. Основные термины.
2.Ж. Пиаже. Теория детского эгоцентризма.
а) основные этапы научной деятельности;
б) эгоцентрическая речь;
в) эгоцентрическое мышление.
3.Л.С. Выготский. Критическое исследование теории Ж. Пиаже.
а) жизнь и научная деятельность Л.С. Выготского.
б) критика теории детского эгоцентризма Ж. Пиаже.
в) комментарии Ж. Пиаже.
4.Заключение.
5. Список использованной литературы.
1.Введение. Основные термины.
Эгоцентрическая речь и мышление ребенка очень подробно и часто рассматривались в психологии. Одним из первых эту тему рассматривал Жан Пиаже – швейцарский психолог, проводивший ряд экспериментов в этой области. Несколько позже концепцию Ж.Пиаже критиковал Л.С. Выготский, предложивший некоторые изменения в теории эгоцентрической речи и мышления. Для наиболее полного рассмотрения этой темы стоит уточнить основные термины, связанные с ней.
Очень важно различать понятия речи и эгоцентрической речи, а также наиболее точно определить понятие мышление, чтобы легче оперировать им впоследствии.
Речь — это сложившаяся исторически в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. В речи представлены внешний, чувственный, а также внутренний смысловой аспекты. Из сигналов и знаков каждый партнер по общению извлекает их содержание.
Эгоцентризм – ( от лат. «еgo» ) – термин, обозначающий познавательную позицию личности, характеризующуюся фиксацией на собственных целях, стремлениях, переживаниях и отсутствием ориентированности на внешние воздействия и переживания других людей.
Речь эгоцентрическая – одно из внешних проявлений эгоцентрических позиций ребенка. Речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка. Наблюдается в возрасте трех – пяти лет, к концу дошкольного возраста практически исчезает. Проявляется в том, что дети говорят вслух, как будто ни к кому не обращаясь, в частности, задает вопросы, не получая на них ответа и нисколько этим не беспокоясь.
Мышление – одно из высших проявлений психического, процесс познавательной деятельности индивида, анализ, синтез, обобщение условий, требований решаемой задачи и способов ее решения.
Внутренняя речь — это внутренний беззвучный речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством общения. Внутренняя речь — словесная оболочка мышления. Внутренняя речь своеобразна. Она очень сокращена, свернута, почти никогда не существует в форме полных, развернутых предложений. Часто целые фразы сокращаются до одного слова (подлежащего или сказуемого). Объясняется это тем, что предмет собственной мысли человеку вполне ясен и поэтому не требует от него развернутых словесных формулировок. К помощи развернутой внутренней речи прибегают, как правило, в тех случаях, когда испытывают затруднения в процессе мышления. Трудности, которые переживает иногда человек, пытаясь объяснить другому понятную ему самому мысль, часто объясняются трудностью перехода от сокращенной внутренней речи, понятной для себя, к развернутой внешней речи, понятной для других.
Главная задача этой работы заключается в изложении основных положений теории Ж. Пиаже и Л.С. Выготского, сопоставлении их и возможности сделать некоторые выводы, уточняющие что общего и противоречивого есть в утверждениях этих двух ученых.
2. Жан Пиаже. Теория детского эгоцентризма.
а) Основные этапы научной деятельности.
Жан Пиаже (1896-1980) известный швейцарский психолог, один из наиболее известных ученных XX века, чьи работы составили важный этап в развитии генетической психологии. Он разрабатывал когнитивную концепцию развития ребенка, которое рассматривал как постепенный процесс, проходящий несколько стадий.
Свою теорию детского мышления Пиаже строил на основе логики и биологии. Он исходил из идеи о том, что основой психического развития является развитие интеллекта. В серии экспериментов он доказывал свою точку зрения, показывая, как уровень понимания, интеллект влияют на речь детей, на их восприятие и память. Также он развивал идею о том, что мышление ребенка не может быть выведено только из врожденных психобиологических факторов и из влияний физической среды, но должно быть понято также и преимущественно из тех отношений, которые устанавливаются между ребенком и окружающей его социальной средой.
Исследование этапов развития мышления у самого Пиаже происходило постепенно. В 1919 году он был приглашен в Париж для работы над шкалами измерения интеллекта, работал в доме малютки; материалы, полученные им в этот период, легли в основу его первых книг “Суждение и рассуждение ребенка”, “Мышление и речь ребенка”, где он излагает основы своей концепции когнитивного развития ребенка. Пиаже говорил, что в процессе развития происходит адаптация организма к окружающей среде. Интеллект потому и является стержнем развития психики, что именно понимание, создание правильной схемы окружающего, обеспечивает адаптацию к окружающему миру. При этом адаптация является не пассивным процессом, а активным взаимодействием человека со средой. Эта активность — необходимое условие развития, так как схема, считает Пиаже, не даётся в готовом виде при рождении, нет её и в окружающем мире. Схема вырабатывается только в процессе активного взаимодействия со средой, она является результатом активного взаимодействия с объектом .
Таким образом, Пиаже приходит к выводу, что этапы психического развития — это этапы развития интеллекта, через которые постепенно проходит ребёнок в формировании всё более адекватной схемы ситуации. Основой этой схемы как раз и является логическое мышление.
В период 20г.г. Пиаже были сделаны открытия, имевшие огромное значение для понимания формирования интеллекта детей. Это прежде всего открытие таких особенностей детского мышления, как эгоцентризм, синкретизм (нерасчлененность), трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее), артифициализм (искусственность), анимизм, нечувствительность к противоречиям.
Следующий этап исследований Пиаже, начавшийся в 30-х годах, был связан с исследованием операциональной стороны мышления. Он приходит к выводу, что психическое развитие связано с интериоризацией, так как первые мыслительные операции — внешние, сенсомоторные, впоследствии переходят во внутренний план, превращаясь в логические, собственно мыслительные. Пиаже также открывает главное свойство этих операций – их обратимость.
Исследования привели Пиаже к выводу, что до семи лет дети находятся на предоперациональной стадии, т.е. у них начинают формироваться внутренние мыслительные операции, но они ещё не совершенны, необратимы. Только к семи годам дети начинают правильно решать предложенные задачи, но их логическое мышление связано только с конкретными проблемами, формальная логика у них только начинает развиваться. Лишь к подростковому возрасту формируется как конкретное, так и абстрактное логическое мышление.
Исследование этапов развития у Пиаже происходило постепенно, приобретя законченную и широко известную в настоящее время форму: стадия сенсомоторного интеллекта, стадия конкретных операций и стадия формальных операций. В каждой стадии Пиаже выделяет два этапа: появление необратимой операции данного уровня, а затем развитие её обратимости. Сама периодизация является как бы развитием сложности и адекватности интеллекта, что заключается в переходе операций во внутренний план и приобретений ими обратимого характера.
б) Эгоцентрическая речь.
Таковы основные исследования этого ученого, я попытаюсь более подробно осветить теорию детского эгоцентризма Пиаже. Итак, концепция детского эгоцентризма занимает как бы место центрального фокуса, в котором перекрещиваются и собираются в одной точке нити, идущие от всех пунктов. С помощью этих нитей Пиаже сводит к единству все многообразие отдельных черт, характеризующих логику ребенка и превращает их из бессвязного, неупорядоченного, хаотического множества в строго связанный структурный комплекс явлений, обусловленных единой причиной. Теперь попытаемся выяснить мысль самого Пиаже, определить в чем автор видит фактическое основание своей концепции. В своей книге «Речь и мышление ребенка» автор пытается разрешить вопрос: «какие потребности стремится удовлетворить ребенок, к
mirznanii.com
📌 Мышление эгоцентрическое 🎓²
- Мышление эгоцентрическое
- — особенности мыслительной деятельности у индивидов с таким качеством личности, как эгоцентризм. Интеллектуальному эгоцентризму свойственна, как известно, познавательная позиция, в которой личная точка зрения рассматривается как наиболее адекватная действительности. Например, ребёнок считает, что это он является главным действующим лицом в той или иной ситуации, всё вокруг него происходит для него, по его желанию, а также то, всё, как он представляет себе происходящее, должно быть свойственно и другим людям. Эгоцентризм у маленьких детей — нормальное явление, но, будучи несоразмерно выраженным с объективными отношениями в сознании взрослых людей, оно становится свидетельством задержки развития мышления и самовосприятия либо снижения этих психологических функций и личности в целом под влиянием психического расстройства. Эгоцентризм, указывает Ж.Пиаже, до сих пор оказывает значительное влияние даже на научное мышление, проявляясь в таких формах, как антропоцентризм и антропоморфизм. Основные признаки эгоцентрического мышления таковы: 1. индивид убеждён в том, что и другие люди представляют себе значение какого-либо явления точно так же, как и он сам; 2. индивид считает, что проиходящее имеет для других людей тот же смысл, как и для него самого; 3. индивид склонен приписывать окружающим те же мотивы поведения, какими руководствуется он сам; 4. индивид ограничен в способности видеть себя со стороны и оценивать своё поведение с объективных позиций. В глазах других людей, полагает он, он выглядит в точности таким же, как и в своих собственных; 5. понимание происходящего основано на приниципе непосредственной очевидности. Отсюда вытекает, во-первых, не имеющая оснований убеждённость в своей правоте и, во вторых, неразвитость рефлексии, отсутствие потребности в самоисследовании; 6. неспособность индивида адекватно принимать точку зрения других людей; 7. тенденция индивида приписывать окружающим и вообще другим живым существам собственные чувства, мысли, желания и опасения; 8. категоричность в суждениях и оценках; 9. тенденциозные представления о чести, долге, справедливости; 10. значительное влияние эгоцентризма на социальное мышление и межличностное поведение.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.
- Мышление шизофреническое
- Мышление Януса
Смотреть что такое «Мышление эгоцентрическое» в других словарях:
Мышление наглядно-образное — умственная деятельность с участием речи и посредством операций с наглядными образами, а не только с предметами. Это самая ранняя форма символического мышления, на которой можно говорить о том, что у детей появляются собственно мысли. Считается… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Мышление альтернирующее — (лат. alter один из двух) расстройство мышления, свойственное пациентам с диссоциативным расстройством идентичности. Это последовательное чередование разных стилей, форм и уровней мышления. Например, в одном состоянии личности преобладающим… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Фантазия (fantasy) — Слово «фантазия» обозначает: а) способность к фантазированию, а также б) продукт этой деятельности. Ф. занимает промежуточное место между мышлением и сенсорно перцептивными процессами. Когда разум продуцирует Ф., фантазирующий чел. испытывает… … Психологическая энциклопедия
Книги
- Речь и мышление ребенка, Жан Пиаже, Широко известен научный парадокс, согласно которому авторитет ученого лучше всего определяется тем, насколько он затормозил развитие науки в своей области. Так вот, вся современная мировая… Категория: Общая психология Издатель: Издательство «РИМИС», Подробнее Купить за 129 руб электронная книга (fb2, fb3, epub, mobi, pdf, html, pdb, lit, doc, rtf, txt)
psychology_pedagogy.academic2.ru
2.2. Эгоцентрическое мышление
Как и большинство исследователей проблемы детского мышления, Пиаже отмечает безусловные различия между мышлением взрослого и ребенка. У взрослого человека социализированная, способная к интимности мысль. Он даже во время своей личной, интимной работы думает социально, испытывает потребность в контроле и доказательстве, которая порождает внутреннюю речь, непрерывно обращенную к противоречащим лицам. Ребенок мыслит эгоцентрически, мысли его не склонны к интимности. Говорит ребенок бесконечно больше, чем взрослый, так как не знает интимности своего «я». Его мысли высказываются открыто, но не потому, что он хочет быть услышанным, а лишь оттого, что он не осознает себя в обществе. Пиаже пишет, что «… взрослый думает социально, даже когда он один, а ребенок младше семи лет мыслит и говорит эгоцентрически, даже когда он в обществе».6
Обращаясь к материалам предыдущих исследователей проблемы детского мышления, Пиаже отмечает, что психоаналитики различают два основных типа мысли: разумное и аутистическое мышление.
1) Разумное мышление (направленное), то есть такое, которое преследует цели, которые ясно представляются уму того, кто думает, стремится воздействовать на действительность. Такие мысли человек способен выразить речью.
2) Аутистическое мышление – подсознательно, цели такого мышления не представляются осознанно, не может быть выражена непосредственной речью, не приспособлена к внешней действительности.7
Эти формы мышления имеют разное происхождение, разумное мышление социально и выполняет функцию обработки и передачи получаемой информации; аутистическое мышление индивидуально.
По мысли Ж. Пиаже помимо этих двух форм должна быть и третья, являющаяся промежуточным звеном. Он выделяет тип эгоцентрического мышления, т.е. такого, которое старается приспособиться к действительности, не будучи сообщаемым и находится в промежутке между разумным и аутистическим этапами.
Эгоцентрическая мысль является промежуточным звеном между аутентической и социализированный мыслями. По своей структуре она остается аутентической, но ее интересы уже не направлены не удовлетворение органических потребностей или потребностей игры, как при чистом аутизме, а обращены также на умственное приспособление как у взрослого. Характерно, что в своих рассуждениях Пиаже опирается на теорию Фрейда: «И психоанализ пришел косвенным путем к чрезвычайно схожему результату. Одной из заслуг психоанализа является то, что он установил различие между двумя родами мышления: один — социальный, способный быть высказанным, направляемый необходимостью приноровиться к другим (логическая мысль), другой — интимный и потому не поддающийся высказыванию (аутентическая мысль)».8Однако под влиянием внешних факторов эгоцентрическое мышление постепенно социализируется. Активное начало этого процесса можно отнести к 7-8 годам («первый критический период»), результатом же является переход к форме мышления, которую Пиаже называл социализированной, стремясь подчеркнуть завершенность процесса.9
Эгоцентрическое мышление и понимание как следствие общения содержат в себе два различных способа рассуждения и две различные логики. Ж. Пиаже выделяет логику эгоцентрическую и коммуникативную, отмечая, что эти два типа будут менее различаться в своих выводах, чем в функционировании. Пиаже приводит ряд отличий между двумя типами логики.
Эгоцентрическая логика:
1)Интуитивна, более синкретична, чем дедуктивная, ее рассуждения явно не выражены. Суждение перескакивает с первых предпосылок прямо к выводам, минуя промежуточные этапы.
2)Мало останавливается на доказательствах, не контролирует предложения.
3)Имеет личные схемы аналогии на основе воспоминаний о предшествующих рассуждениях.
4)Большую роль играют зрительные схемы.
5)Личные суждения и оценки имеют большее влияние, нежели коллективные.
Коллективная логика:
1)Пытается уяснить связь между предложениями, дедуктивна.
2)Более настаивает на доказательстве. Четко организует изложение мысли для большей убедительности.
3)Схемы по аналогии устраняет, заменяя их дедукцией.
4)Устраняет зрительные схемы.
5)Стремится к суждениям, выражающим коллективную оценку.10
Для ребенка наиболее характерен эгоцентрический тип логики. Эта особенность сказывается, например, тогда, когда ребенок пытается объяснить что-либо своему сверстнику. Пиаже отмечает эгоцентрический характер детского стиля, ребенок говорит сам для себя, думая, что объясняет хорошо, тогда как дети редко правильно понимают друг друга.11
Таковы основные тезисы, высказанные Пиаже относительно особенностей детской речи и мышления. Трудно переоценить значение работ этого ученого, его исследования это целая эпоха в развитии учения о речи и мышлении ребенка. Значение работы Пиаже замечательно выразил Э. Клапареди во вступительной статье к французскому изданию книги психолога: «В то время как из проблемы детского мышления сделали проблему количественного порядка, Пиаже поставил ее как проблему качественную. В то время как в прогрессе детского ума раньше видели результат известного числа сложений и вычитаний (обогащение новыми данными опыта и исключение некоторых ошибок, объяснение чего наука считала своей задачей), нам теперь показывают, что этот прогресс зависит прежде всего от того, что ум ребенка понемногу меняет самый свой характер».12
Можно сказать, что именно это исследование Ж.Пиаже при всей своей спорности проложило дорогу для дальнейшего изучения детской психологии. Более того, все дальнейшие теории в большей или меньшей степени отталкивались от исследований Пиаже.
studfile.net
Патология эгоцентрического мышления
Расстройство эгоцентрического мышления характеризуется триадой следующих признаков:
- склонность к оценочным суждениям;
- сенситивные идеи отношения;
- тенденциозное мышление.
Наиболее ярким признаком нарушения являются сверхценные образования в виде паранойяльных реакций и параноического развития личности.
| При патологиях мышления у кого-то из близких Вы можете записаться на консультацию в нашей клинике онлайн или позвонить нам |
Оценочные суждения — высказывания, в которых содержательный аспект суждения подменяется категорической оценкой того или иного явления или сочетается с такой оценкой таким образом, что именно последняя образует основное содержание суждения. Например, индивид говорит, что «тут холодно», «это плохая мысль», «это дурацкая затея» или «это глупо», «это поверхностный взгляд на вещи» и т. п. В подобных суждениях выражается сугубо личное отношение индивида к чему-либо и одновременно с тем уверенность, что такой же точно должна быть точка зрения и других людей. Эмоциональный тон оценочных суждений может быть разным, чаще, пожалуй, он выражает недовольство, возмущение тем, что индивиду не нравится или кажется ему неприемлемым. Вот как, к примеру, выглядит надпись на книге, подаренной в знак благодарности врачу-психиатру:
«Лариса Фёдоровна! Я считаю, что психически «здоровый» человек в наше время, это: наглый беспринципный человек, без малейших угрызений совести. Такой человек вызывает чувство омерзения. Лариса Фёдоровна! Ваши пациенты заслуживают сострадания. Психически «здоровые» люди — это просто мерзость». Можно предполагать, что стало причиной такого негодования «здоровым человеком», но совершенно ясно одно, а именно: что при этом имеется в виду, остаётся «за кадром», так, будто всем остальным людям должно быть заведомо понятно, о ком, собственно, идёт речь.
Сенситивные идеи отношения — склонность приписывать собственные суждения о себе окружающим людям. Обычно это касается суждений, в которых отражаются почему-либо волнующие пациента мысли о себе самом. Например, мысль о своей физической непривлекательности либо, напротив, мысли о своей очень приятной наружности. У психиатрических пациентов нередко встречаются сенситивные идеи отношения, выражающие беспокойство о состоянии собственного психического здоровья. Им кажется, будто окружающие догадываются, что с ними, пациентами, происходит что-то неладное, и даже выражают своё отношение к этому какими-то словами, мимикой, жестами.
Тенденциозное мышление — мышление, в котором логические отношения искажаются в угоду чрезмерному самолюбию. Некоторые исследователи отождествляют тенденциозное и паралогическое мышление. В них действительно есть нечто общее, а именно «искривление» логики в том или ином направлении.
Между тем, полагаем, в них есть и существенные отличия. Таких отличий несколько:
Паралогическое мышление существует в связи с бредом определённого содержания, за пределы которого оно не распространяется. Тенденциозное мышление может затрагивать различные содержательные аспекты, но лишь в той мере, в какой это касается болезненно высокой самооценки. В типичных случаях паралогические суждения связаны с бредовыми, а тенденциозные суждения — со сверхценными идеями;
Суждения паралогического мышления психологически непонятны, они не связаны с конкретной ситуацией и как бы извне накладываются на эту ситуацию. Суждения тенденциозного мышления психологически понятны, вполне конкретны, в них учитываются обстоятельства реальной ситуации;
Паралогическое мышление представляет пациенту ситуацию в ложном свете, в глазах пациента это совсем иная ситуация, нежели та, что имеет место в действительности. Тенденциозное мышление не меняет коренным образом значения ситуации, оно представляет лишь иное отношение к ней со стороны пациента.
Считается вполне возможным, что тенденциозное мышление в некоторых случаях трансформируется в паралогическое. Это происходит в двух случаях:
- если сверхценная идея превращается в паранойяльный бред;
- бредовая идея в начале своего развития имеет вид сверхценной идеи.
Тенденциозность мышления в той или иной степени свойственна едва ли не большинству людей, включая здоровых лиц, которые не идентифицируют себя с объективной точкой зрения в силу недоразвития или снижения уровня функционирования концептуального мышления, отчего логика мышления становится в значительной степени аффективной.
К содержанию
psyclinic-center.ru
Эгоцентрическая речь и мышление. Критика феномена эгоцентрической
1) Повторение (эхолалия). Речь и идет лишь о повторении слов и слогов. Ребенок повторяет их ради удовольствия говорить, не думая ни о том, чтобы обратиться к кому-нибудь, ни даже о том, чтобы произносить осмысленные слова. Это один из последних остатков младенческого лепета, не содержащий в себе, видимо, никакой общественной направленности. Действительно, в первые годы жизни ребенок любит повторять слова, которые он слышит, имитировать слоги и звуки даже тогда, когда они не имеют смысла. Пиаже замечает, что функции этого явления невозможно определить в одной формуле, т.к. это психическое состояние составляет « полосу деятельности ребенка – полосу, которую можно найти в любом возрасте с иным только содержанием, но всегда тождественную в своих функциях». Пиаже находит в этом явлении сходство с игрой, ребенок повторяет слова ради удовольствия, развлечения. Т.е. ребенок повторяет слова не для того, чтобы приобщиться к разговору, а просто, чтобы поиграть с ними.
2) Монолог . Ребенок говорит сам с собой, как если бы он громко думал. Он ни к кому не обращается. « Слово для ребенка ближе к действию, чем для нас». Пиаже выделяет два важных следствия из этого утверждения, важных для понимания монологов ребенка: 1) ребенок, действуя, должен говорить, даже когда он один, и должен сопровождать свои движения и игры криками и словами; 2) если ребенок говорит, чтобы сопровождать словами свое действие, он может видоизменить это отношение и воспользоваться словами, чтобы произнести то, без чео действие не могло бы само осущствиться.
Как правило, цель монолога – сопровождение какого – либо действия или замена желаемого действия его проговариванием. В своей книге Пиаже приводит такой пример детского монолога: (Ребенок, глядя в аквариум) «ах, как она (саламандра) удивляется этому великану (рыбе) и восклицает: « Саламандра, надо есть рыб!».
3) Монолог вдвоем или коллективный монолог. Пиаже так пишет об этом типе эгоцентрической речи: «Внутреннее противоречие этого названия хорошо парадоксальность детских разговоров (о чем мы только не говорили!), во время которых каждый приобщает другого к своей мысли или действию в данный момент, но не заботиться о том, чтобы и в самом деле быть услышанным или понятым. Позиция собеседника никогда не принимается в расчет, собеседник только возбудитель». Автор считает коллективный монолог наиболее социальной формой из всех имеющихся эгоцентрических разновидностей языка. При использовании монолога данного типа ребенок говорит не только для себя, но и для окружающих. Но дети не слушают такие монологи, поскольку коллективный монолог обращен на себя: «ребенок лишь думает вслух о своем действии и вовсе не желает ничего никому сообщать».
Пиаже выделяет отношение эгоцентрической речи к общей сумме свободных высказываний ребенка[2] по итогам многочисленных исследований ученый приходит к выводу, что эгоцентрическая речь достигает 50 ‰ всей их спонтанной речи. Позже, многие исследователи проводили подобные подсчеты и опровергали это утверждение Пиаже.
Как мы видим, выделенные Ж. Пиаже типы эгоцентрической речи ребенка, используются детьми в зависимости от ситуации и их потребностей. По мысли автора речь для ребенка 2-6,7 лет является не столько средством общения, как для взрослых людей, сколько вспомогательным, подражательным действием. В представлении психолога, ребенок дошкольного возраста представляет собой нечто замкнутое и обращенное на себя. Подобный тип поведения обусловлен особенностями мышления маленького ребенка. О детском мышлении в представлении ученого речь пойдет в следующем пункте этой главы.
в) Эгоцентрическое мышление.
Как и большинство исследователей проблемы детского мышления, Пиаже отмечает безусловные различия между мышлением взрослого и ребенка. У взрослого человека социализированная, способная к интимности мысль. Он даже во время своей личной, интимной работы думает социально, испытывает потребность в контроле и доказательстве, которая порождает внутреннюю речь, непрерывно обращенную к противоречащим лицам. Ребенок мыслит эгоцентрически, мысли его не склонны к интимности. Говорит ребенок бесконечно больше, чем взрослый, так как не знает интимности своего «я». Его мысли высказываются открыто, но не потому, что он хочет быть услышанным, а лишь оттого, что он не осознает себя в обществе. Пиаже пишет, что «… взрослый думает социально, даже когда он один, а ребенок младше семи лет мыслит и говорит эгоцентрически, даже когда он в обществе» (С.40).
Обращаясь к материалам предыдущих исследователей проблемы детского мышления, Пиаже отмечает, что психоаналитики различают два основных типа мысли: разумное и аутистическое мышление.
1) Разумное мышление (направленное) , то есть такое, которое преследует цели, которые ясно представляются уму того, кто думает, стремится воздействовать на действительность. Такие мысли человек способен выразить речью.
2) Аутистическое мышление – подсознательно, цели такого мышления не представляются осознанно, не может быть выражена непосредственной речью, не приспособлена к внешней действительности.
Эти формы мышления имеют разное происхождение, разумное м. социально и выполняет функцию обработки и передачи получаемой информации; аутистическое м. индивидуально и несообщаема. По мысли Ж. Пиаже помимо этих двух форм должна быть и третья, являющаяся промежуточным звеном. Автор выделяет тип эгоцентрического мышления, т.е. такого, которое старается приспособиться к действительности, не будучи сообщаемым и находится в промежутке между разумным и аутистическим этапами.
Эгоцентрическая мысль является промежуточным звеном между аутентической и социализированный мыслями. По своей структуре она остается аутентической, но ее интересы уже не направлены не удовлетворение органических потребностей или потребностей игры, как при чистом аутизме, а обращены также на умственное приспособление как у взрослого. Характерно, что в своих рассуждениях Пиаже опирается на теорию Фрейда: «И психоанализ пришел косвенным путем к чрезвычайно схожему результату. Одной из заслуг психоанализа является то, что он установил различие между двумя родами мышления: один — социальный, способный быть высказанным, направляемый необходимостью приноровиться к другим (логическая мысль), другой — интимный и потому не поддающийся высказыванию (аутентическая мысль)». Однако под влиянием внешних факторов эгоцентрическое мышление постепенно социализируется. Активное начало этого процесса можно отнести к 7-8 годам («первый критический период»), результатом же является переход к форме мышления, которую Пиаже называл социализированной, стремясь подчеркнуть завершенность процесса.
Эгоцентрическое мышление и понимание как следствие общения содержат в себе два различных способа рассуждения и две различные логики[3] . Автор выделяет логику эгоцентрическую и коммуникативную, отмечая, что эти два типа будут менее различаться в своих выводах, чем в функционировании. Пиаже приводит ряд отличий между двумя типами логики.
Эгоцентрическая логика:
1)Интуитивна, более синкретична, чем дедуктивна, ее рассуждения явно не выражены. Суждение перескакивает с первых предпосылок прямо к выводам, минуя промежуточные этапы.
2)Мало останавливается на доказательствах, не контролирует предложения.
3)Имеет личные схемы аналогии на основе воспоминаний о предшествующих рассуждениях.
4)Большую роль играют зрительные схемы.
5)Личные суждения и оценки имеют большее влияние, нежели коллективные.
Коллективная логика:
1)Пытается уяснить связь между предложениями, дедуктивна.
2)Более настаивает на доказательстве. Четко организует изложение мысли для большей убедительности.
3)Схемы по аналогии устраняет, заменяя их дедукцией.
4)Устраняет зрительные схемы.
5)Стремится к суждениям, выражающим коллективную оценку.
Для ребенка наиболее характерен эгоцентрический тип логики. Эта особенность сказывается, например, тогда, когда ребенок пытается объяснить что-либо своему сверстнику. Пиаже отмечает эгоцентрический характер детского стиля, ребенок говорит сам для себя, думая, что объясняет хорошо, тогда как дети редко правильно понимают друг друга.
Таковы основные тезисы, высказанные Пиаже относительно особенностей детской речи и мышления. Трудно переоценить значение работ этого ученого, его исследования это целая эпоха в развитии учения о речи и мышлении ребенка. Значение работы Пиаже замечательно выразил Э. Клеопард во вступительной статье к французскому изданию книги психолога: «В то время как из проблемы детского мышления сделали проблему количественного порядка, Пиаже поставил ее как проблему качественную. В то время к
mirznanii.com
19. Проблема эгоцентрической речи и эгоцентрического мышления (ж.Пиаже, л.С.Выготский).
см предыдущие вопросы
Пиаже попытался раскрыть качественное своеобразие детского мышления с его положительной стороны. В его исследованиях в центр внимания было поставлено то, что у ребенка есть, чем обладает его мышление в качестве отличительных своих особенностей и свойств. Клинический метод.
Центральное звено, позволяющее свести к единству все отдельные особенности детского мышления, заключается в эгоцентризме детского мышления. Пиаже определяет эгоцентрическую мысль как переходную, промежуточную форму мышления, располагающуюся с генетической, функциональной и структурной точек зрения между аутистической мыслью,
и направленным разумным мышлением. Направленная мысль, или сознательная, т.е. она преследует цели, которые ясно представляются уму того, кто думает. Аутистическая мысль подсознательна, т.е. цели, которые она преследует, или задачи, которые она себе ставит, не представляются сознанию. Как таковая она не может быть выражена непосредственно речью, она выявляется непосредственно в образах. Первая форма мышления социальна. Она по мере развития всё больше и больше подчиняется законам опыта и чистой логики. Мысль же аутическая индивидуальна и подчиняется сумме специальных законов.
«Мы назвали мысль ребёнка эгоцентрической, желая показать, что эта мысль остаётся ещё аутистической по структуре, но что её интересы уже не направлены исключительно на удовлетворение органических потребностей или потребностей игры, как при чистом аутизме, но направлены также и на умственное приспособление, подобно мысли взрослого» (Ж.Пиаже)
Корни эгоцентризма Пиаже видит в двух обстоятельствах:
вслед за психоанализом, в асоциальности ребёнка
в своеобразном характере его практической деятельности.
Эгоцентрический характер мысли настолько необходимо внутренне связан с самой психологической природой ребёнка, что он проявляется всегда закономерно, неизбежно, устойчиво, независимо от детского опыта.
Основное положение: аутизм является первичной и основной ступенью, над которой надстраиваются все дальнейшие ступни в развитии мышления.
Особенности эгоцентрической речи:
не направлена на собеседника
не выполняет коммуникативной ф-ции
ничего не меняет в деятельности
фрагментарна и предикативна
Для оценки динамики изменения эгоц речи ввел понятие коэффицент эгоц речи = отношению количества эгоц выск ребенка к общему числу высказываний.Пик в 4-5 лет, потом сниж, но никогда не достиг нуля.
Пиаже:
1). Эгоцентризм, принуждение, сотрудничество — таковы 3 направления, между которыми
беспрестанно колеблется развивающееся мышление ребёнка
2). Биологическое — изначальное, первичное, заключенное в самом ребёнке. Социальное действует посредством принуждения как внешняя, чуждая по отношению к ребёнку сила, вытесняющая биологическое.
3). Реализм мышления, анимизм и артифициализм являются тремя доминирующими чертами детского мировоззрения.
4). Существует не только эгоцентризм, но и логический эгоцентризм — логические и онтологические категории ребёнка эволюционируют параллельно.
5) Речь – прямое выражение мышления.
Выготский:
1). Аутистич мышление не может быть исходнй стадией в развитии мышления ребенка
2) недостаточный учет Пиаже предметной практической деятельности в развитии мышления.
3) Эгоцетрическая речь очень легко становится средством мышления в собственном смысле, т.е. начинает выполнять функцию образования плана разрешения задачи, возникающей в поведении.
4). Связь между фактом эгоцентрической речи и вытекающим из этого факта признанием эгоцентрического характера детского мышления не выдерживает экспериментальной критики.
5). Эгоцентрическая речь — есть переходная форма от речи внешней к речи внутренней.
6). Пиаже недостаточно принимает во внимание значение социальной ситуации. Говорит ли ребёнок более эгоцентрически или социально — зависит не только от его возраста, но и от условий, в которых он находится.
Коэф эгоц речи резко падал в ситуации когда ребенок видел ,что его не понимают сверстники.
При затруднениях – всплеск эгоц речи.
Эгоц речь – переход от коммуникативной речи к планирующей.
Главное отличие Пиаже и Выг: У Пиаже эгоц речь выражает особую познавательную позицию ребенка, А у Выг – этап интериоризации речи.
В итоге в совр психологии разделили эти позиции: эгоц речт и речь для себя (РДС). Отличия:
эгоц речь отражает умственный эгоц ребенка, РДС явл переходной формой от внешн к внутр способу мышл
эгоц речь не зависит от условий, РДС зависит от трудностей(коэф возр)
эгоц отмирает с возрастом, РДС сохр вплоть до зрелого возр
studfile.net