Гендерную – Что такое гендерный признак: определение термина, особенности, примеры

Содержание

Что такое гендерный признак: определение термина, особенности, примеры

Социальные определения «мужественности» и «женственности» и их отличия от биологических половых признаков потребовали введения нового термина — гендера. Пол определяется анатомо-физиологическими особенностями, позволяющими разделять всех людей на две группы — женщин и мужчин — и причислять себя к одной из них.

Формирование гендерной идентичности

С возникновением этого понятия связано становление самосознания и биологическое развитие. В возрасте двух лет дети знают собственный пол, однако не понимают смысла этого знания. Под влиянием ожиданий и примера взрослых они формируют собственные установки и учатся определять пол окружающих по гендерному признаку. Неизменность собственного биологического пола осознается ребенком к семи годам.

Окончательное формирование гендерной идентичности происходит в подростковом возрасте: половое созревание, сопутствующие изменения тела, эротические желания и романтические переживания. Под воздействием перечисленных факторов осваиваются нормы поведения и происходит становление характера в соответствии с представлениями близких и окружающих о мужественности и женственности.

Гендерное равенство

Идея за последние несколько десятилетий получила широкое распространение, породив различные международные документы и отразившись в национальных законах. Под гендерным равенством подразумевают равные права, обязанности и возможности для женщин и мужчин во всех сферах жизни. Включая доступ к здравоохранению и образованию, рабочим местам, участии в государственном управлении, создании семьи и воспитании детей.

Гендерное неравенство приводит к появлению насилия и дискриминации по гендерному признаку. Женщинам и мужчинам приписывается сценарий сексуального поведения, основанный на архаичных стереотипах. Мужчины агрессивны и активны, женщины обязаны подчиняться мужчине и быть пассивными. В результате чего они становятся объектами сексуальной эксплуатации.

Равные в различии

Идеалы, которым должны соответствовать мужчина и женщина, существовали на протяжении многих лет, однако различались в зависимости от эпохи и национальности. К тому же представления о том, что такое гендерный признак, могут отличаться в разных семьях.

Женские и мужские качества оказывают влияние на поведение, внешний вид, занятия и увлечения, в том числе и жизненные ценности. Принятые в социуме стереотипы предполагают, что женщины больше ценят семью и любовь, а мужчины — независимость и социальную успешность. В реальной жизни окружающие демонстрируют сочетание различных личностных черт — как маскулинных, так и фемининных, — причем ценности могут изменяться.

Австрийский ученый Отто Вейнингер по результатам проведенных исследований сделал вывод, что у женщин и мужчин имеются черты как своего, так и другого пола, а индивидуальность человека определяется преобладающими чертами. Фемининные или маскулинные черты, действующие в одних ситуациях, в других могут не проявляться. Сочетание мужских и женских черт обозначается термином «андрогинность».

Половые гормоны были открыты практически сразу же после публикации работы Вейнингера «Пол и характер». Сочетание и концентрация их не только формируют биологический пол человека, но и влияют на его сексуальное поведение и внешний облик.

Психологи придерживаются мнения, что андрогинные личности обладают более гибким поведением, соответственно, более психологически адаптивны и благополучны. По этой причине воспитание детей в рамках гендерных стереотипов может привести к плохим последствиям.

Стереотипы

Устоявшиеся архаичные стереотипы о том, что такое гендерный признак, приводят к тому, что родители поощряют у детей игры и поведение, свойственные их полу. И категорически запрещают обратное. В том, что ребенок занимается вещами, свойственными другому полу, нет ничего плохого — наоборот, это формирует у него важные характеристики и готовит к жизни в современном обществе.

Невольное воспроизведение родителями в воспитании своих детей гендерных стереотипов — к примеру, запрет мальчику на проявление эмоций и слезы, потому что он «не девочка», — приводит формированию агрессивного поведения и ощущения его превосходства над девочками и, в дальнейшем, над женщинами. Аналогично в случае с девочками призывы вести себя тише и скромнее могут привести к тому, что во взрослом возрасте они будут отступать на второе место и подчиняться мужчинам.

Как формируется социальный пол

Согласно Википедии, гендерный признак — это субъективное чувство принадлежности человека к девочкам или мальчикам. В трехлетнем возрасте дети предпочитают для игр компанию своего пола. Совместные игры не менее важны для приобретения социальных навыков и общения друг с другом. Дошкольники стараются соответствовать тем представлениям о поведении девочек и мальчиков, о которых им говорят взрослые, особенно — родители. Для ребенка, вне зависимости от его пола, важен как женский, так и мужской образ. Кроме того, родители формируют базовый пример отношений между мужчиной и женщиной. Именно он определяет дальнейшее поведение ребенка с противоположным полом и его способность строить отношения.

Максимальная восприимчивость детей к внешнему воздействию фиксируются на протяжении первых 10 лет их жизни. Поведенческие гендерные стереотипы, устоявшиеся в обществе, усваиваются ребенком во время тесного общения со сверстниками противоположного пола. Начинающиеся в детском саду ролевые игры с течением времени становятся сложнее. Дети должны принимать участие в них: они выбирают пол в них в соответствии со своим, учатся соответствовать конкретной гендерной роли. Ребенок, изображая женщину либо мужчину, отражает принятые в социуме стереотипы о том, что такое гендерный признак, проявляет качества, считающиеся окружающими маскулинными либо фемининными.

Проявления в подростковом возрасте

С 7 до 12 лет — в препубертатном периоде — дети начинают объединяться в социальные группы, избегая при этом представителей противоположного пола. Белорусский психолог Яков Коломинский проводил исследования, согласно которым при необходимости выбрать трех одноклассников мальчики отдают предпочтение мальчикам, а девочки — девочкам. Однако при условии сохранения анонимности большинство детей выбирают представителей противоположного пола. Подобное поведение свидетельствует о том, что ребенок опасается того, что его предпочтения могут заставить окружающих сомневаться в том, как он усвоил собственную роль и то, что значит гендерный признак.

В пубертатный период мальчики, пытаясь проявить мужественность, проявляют интерес к занятиям спортом, показывают силу и решительность, активно демонстрируют интерес к вопросам секса и противоположному полу. Если за юношей этого не замечено, то он становится объектом насмешек. Девушки в это время замечают, что их «слабость» и «беспомощность» привлекает внимание парней, которые стараются проявлять силу и выступить в роли покровителя и защитника. Подростки подчеркивают собственные гендерные качества.

Мнение взрослых теряет свою авторитетность для подростков. В пубертатном периоде они ориентируются на гендерные стереотипы, принятые в обществе и массово продвигаемые в культуре. Девушки могут избрать своим идеалом успешную, сильную и самостоятельную женщину. Доминирование мужчины в вопросах семьи, любви все реже воспринимается как норма. Гетеросексуальная нормативность, то есть допустимость влечения к представителям противоположного пола, ставится под сомнение. Нестандартная гендерная самоидентификации встречает все больше понимания: подростки и молодые люди сегодня более либеральны в сексуальных и межличностных отношениях.

Определение того, что такое гендерный признак, и становление собственной идентификации является результатом совокупности природных задатков, особенностей человека и окружающего его социума. Ребенок, родители которого оказывают посильную помощь в раскрытии его индивидуальности, не навязывая собственные стереотипы, в подростковом и более старшем возрасте не сталкивается с проблемами, связанными с общением с противоположным полом и принятием собственного.

Без двойных стандартов

Прежде всего они затрагивают сексуальное поведение в отношении мужчин и женщин. Согласно стереотипам, мужчина может иметь многочисленные сексуальные контакты как до, так и после брака, в то время как женщина обязана хранить девственность до замужества и верность супругу после него. Измены мужчин не осуждаются так строго, как женщин, в случаях требования взаимной верности. В сексуальных отношениях двойные стандарты подразумевают опытность и ведущую роль мужчины. Тогда как женщинам оставляют ведомую и пассивную.

Воспитание вне стереотипов

Если говорить простыми словами, гендерный — это то, что принято в социуме. Воспитать ребенка в гендерном равенстве возможно только при условии того, что он видит одинаковое отношение к людям. Профессия или бытовая деятельность не должны быть привязаны к конкретному полу в разговорах с ребенком: мама может водить машину и заниматься отделочно-ремонтными работами, папа может готовить и убирать дом. В отношении мужчин и женщин не должно быть двойных стандартов, желательно проявлять нетерпимость к любому виду насилия вне зависимости от того, кто его проявляет — девочка или мальчик. Если говорить ребенку о том, что это такое — гендерный признак — простыми словами, то нужно помнить, что равенство по нему не отменяет биологических различий и не приравнивает представителей мужского и женского пола. Однако позволяет любому человеку самореализоваться и определить дальнейший жизненный путь без привязки к стереотипам.

psychbook.ru

Гендерная идентичность — это… Что такое Гендерная идентичность?

Гендерная идентичность — один из компонентов человеческой сексуальности, определяемый как самоидентификация индивида с тем или иным гендером, как внутреннее самоощущение в качестве мужчины, женщины или кого-то промежуточного (бигендерное или кроссгендерное самоощущение).

Традиционная точка зрения заключается в том, что гендерная идентичность имеет биологический характер, заложена в каждом человеке с рождения и не является предметом выбора, не подлежит воспитанию[1]. Ряд авторов, преимущественно из западных стран придерживаются мнения, что гендерная идентичность формируется под воздействием социальных факторов, воспитания и среды[2]. По их мнению, единственными существенными врожденными, биологическими различиями между мужчинами и женщинами, имеющими социальное значение, оказывающими влияние на поведение и ощущение себя человеком определенного пола, являются способность женщин к рождению детей, и, как правило, более высокие показатели физической силы мужчин, чем женщин. С их точки зрения, гендерные различия по мере достижения равноправия женщин и мужчин должны постепенно исчезать, а гендерная идентичность уступать место идентификации себя, прежде всего, как человека.

Однако, по мнению противников данной теории (относящейся к школе социального научения), данные нейроэндокринологии и опыта проведения хирургических операций по конверсии (изменению) пола у маленьких детей, демонстрируют существование врожденных детерминант психического пола у человека (см. статью гендерные различия), что с их точки зрения свидетельствует о несостоятельности этой теории[3].

Психический пол

Психический пол — в широком смысле слова комплекс психических, психологических и поведенческих характеристик, отличающих мужчину от женщины и которые могут применяться для определения и идентификации мужчин и женщин по их поведению и психологическим особенностям.

Само явление различия мужчин и женщин по психологии и поведению носит название полового дипсихизма, по аналогии с тем, как различие мужчин и женщин по анатомическому и морфологическому строению называется половым диморфизмом.

Различное поведение мужчин и женщин в различных ситуациях (не только сексуальных) называется полодиморфическим поведением, хотя этимологически и терминологически правильнее было бы связывать различное поведение не с половым диморфизмом (различием анатомического строения), а с половым дипсихизмом (различием психических и поведенческих реакций).

В узком смысле слова психический пол — это синоним понятия гендерная идентичность, то есть тот пол, в котором человек сам себя ощущает и осознаёт, пол самоощущения, пол самоидентификации.

Психический пол (и в широком, и в узком смысле слова) не обязательно совпадает с биологическим полом, и также не обязательно совпадает с полом воспитания, социальным полом или с паспортным полом. Такое несовпадение может порождать транссексуальность или трансгендерность (трансгендерами обычно называют людей, чувствующих себя представителями иного пола, чем врожденный биологический, но не собирающихся изменять свой пол хирургическим путем, в отличие от транссексуалов).

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 26 июня 2011.

Примечания

См. также

Ссылки

dal.academic.ru

что такое гендерная вариативность и почему деление на мужчин и женщин устарело

Западное общество привыкло к бинарной гендерной модели: есть мужчины, есть женщины. Но мир устроен сложнее: современные исследования доказывают, что гендер — это изменчивый и податливый социальный конструкт. T&P публикуют сокращенную главу из книги социолога Салли Хайнс «Может ли гендер меняться?» — о том, как проявляется гендерная вариативность в разных сообществах и почему она не обязательно связана с гомосексуальностью.

Салли Хайнс
Издательский проект «А+А» — совместный импринт Ad Marginem и дизайн-студии ABCdesign. Серия «The Big Idea». 2019
1
Хиджра — термин в Юго-Восточной Азии, описывающий человека, которому при рождении присвоен мужской пол, но который идентифицируется и живет как женщина. На протяжении истории в регионе проживало много сообществ хиджра, существуют они и сегодня.

На протяжении человеческой истории существовало множество сообществ, в которых гендерные практики выходили за рамки только одной гендерной модели — мужчины и женщины. Например, в индийской мифологии и истории общества в целом отчетливо прослеживается гендерное разнообразие. Джейкоб Оглз в своей статье «Девятнадцать ЛГБТ божеств индуизма» («19 LGBT Hindu Gods»; 2016) отмечает: «Индуистская литература, мифология и религиозные тексты веками описывали божеств, отрицающих бинарность гендера». В частности, в индийской культуре община хиджра1 имеет давнюю историю.

Ве-Вха — представитель североамериканского коренного народа зуни, «две души», XIX век. В традициях коренных американцев гендерно-вариативные и интерсекс-люди пользовались большим уважением и считались особенно одаренными в духовном плане.

Интерсекс (интерсексуалы) — это люди, рожденные с половыми признаками, отличными от типичного определения мужского или женского тела. — Прим. T&P.
2
Третий пол — юридическая или социальная гендерная категория, которая не относится ни к мужчинам, ни к женщинам. Существует в обществах, где такая гендерная роль существовала исторически, и в обществах, где недавно признали право некоторых членов не определять себя ни как мужчина, ни как женщина.

Первые упоминания о хиджра встречаются в Камасутре, написанной около II века н.э., а также в Рамаяне (около 300 года до н. э.) и Махабхарате (около 400 года н. э.). Согласно исследованию Серены Нанда, проведенному в 2010 году, большинству в сообществе хиджра при рождении присваивается мужской пол, хотя среди них встречаются и интерсекс-индивидуумы*. Нанда выяснила, что хиджра живут сплоченными сообществами, формируя, в ее терминах, «институциализированную третью гендерную роль». Исторически хиджра считали асексуальными и наделяли их особыми священными качествами, однако в современном индийском обществе многие из них занимаются секс-работой и отправлением определенных религиозных обрядов. В 2014 году они были юридически признаны в Индии в качестве третьего пола2. Впрочем, не все хиджра согласны с такой классификацией.

Эта группа хиджра из Южной Азии, где этим термином называют трансгендеров и интерсексуалов. Традиционно уважаемые члены общества, многие хиджра сегодня страдают от дискриминации и нищеты.

3
Травести — в некоторых южноамериканских культурах люди с женской идентичностью, которым при рождении присвоен мужской пол. Травести часто прибегают к имплантатам или инъекциям силикона, чтобы выглядеть более женственно, но могут и не определять себя полностью как женщина или мужчина, а объявлять себя отдельным гендером со своими правилами.
4
Муше (muxe) — гендерная идентичность, принятая у сапотеков, малочисленного коренного населения Мексики. Муше при рождении присваивают мужской пол, но они перенимают некоторые черты женского поведения: носят женскую одежду и макияж, занимаются традиционно женской работой, например вышиванием. Муше также относятся к третьему полу благодаря сочетанию мужского тела и характеристик обоих полов.
5
Маху (mahu) — буквально «посередине» — идентичность третьего пола в гавайской и таитянской культурах. Маху традиционно пользовались уважением за способность сочетать в себе мужские и женские черты, играли особую роль в жизни общества.

Многие культуры признают существование более двух полов. Во многих частях Латинской Америки издавна существуют травести3.

Исторически травести воспринимались как мужчины и женщины одновременно, но сегодня их, как и индийских хиджра, часто относят к третьему полу.

В культуре сапотеков, существовавшей на территории Мексики до испанской колонизации, муше4 были традиционно признанным третьим полом, хотя сегодня это слово иногда используют как синоним транссексуалов. В некоторых полинезийских культурах схожее место традиционно занимали маху5, а в самоанском обществе фаафафины выполняли конкретную культурную функцию: согласно обычаю, если в семье не хватало девочек для ведения хозяйства, одного из сыновей воспитывали как фаафафина6, прививая ему и мужские, и женские черты. Словом «катой» (kathoey) в Таиланде и Лаосе называют разные небинарные идентичности. Также документально засвидетельствованы проявления гендерной вариативности в Китае, Иране, Индонезии, Японии, Непале, Южной Корее и Вьетнаме. В Индонезии, самой многонаселенной мусульманской стране мира, вария7, которым при рождении присваивается мужской пол, открыто живут как женщины.

Свадьба трансгендерной женщины и ее жениха в мексиканской рыбацкой деревне Хучитан, где действует матриархат и принято гендерное разнообразие; 2002 год.

6
Фаафафин (fa’afafine) — признанная гендерная идентичность в Самоа. При рождении им присваивается мужской пол, но семья решает воспитывать их как девочек, чаще всего в случае, если в семье много сыновей и нет дочерей — либо они сами принимают такое решение. Фаафафины перенимают женские черты поведения и выполняют задачи, традиционно связываемые с женственностью. Некоторые из них, но не все, идентифицируют себя как женщины.
7
Вария — сообщество людей третьего пола в Индонезии, которым при рождении присваивается мужской пол, но которые считают, что обладают женской душой. Вария также включает людей, которые на Западе считались бы женоподобными мужчинами-геями. Многие вария отказываются от хирургической операции по смене пола по религиозным соображениям.

Говоря о гендерной вариативности, важно учитывать контекст местных представлений и практик. Например, у многих коренных американских народов традиционно существовал целый спектр гендерно-вариативных сообществ, в том числе зуньи-ла’мана, винкте, алиха и хваме. Первые французские завоеватели, а позднее и другие колонизаторы стали называть представителей этих категорий общим термином «бердаши» (во французском языке слово «berdache» означало младшего партнера в мужских гомосексуальных отношениях). Сегодня представители этих сообществ, как правило, предпочитают зонтичный термин «две души»8, учитывая колониальные и уничижительные коннотации слова «бердаши». Соплеменники почитали таких людей, а

присутствие женской и мужской души в одном теле считалось благословением,

но в XX веке европейско-американское и христианское влияние нарушило эту традицию.

Представитель вария наносит макияж согласно традиции сьявалан, Джокьякарта, Индонезия, 2015 год.

Вплоть до конца XX века в антропологических исследованиях гендерно-вариативные практики часто считались персонификацией однополого влечения.

Хиджра репетируют танец, готовясь к выступлению на шоу талантов в рамках «Хиджра Прайд», третьего секс-парада, организованного в поддержку признания хиджра на государственном уровне. Бангладеш, 2014 год.

8
Термин «две души» (англ. two spirit) описывает разные смешанные гендерные роли и группы, встречающиеся у многих коренных народов США и первых наций Канады. Определение «две души» пришло на смену устаревшему и некорректному названию «бердаши», которым изначально пользовались колонизаторы.

В некоторых исследованиях гендерно-вариативных сообществ коренных американцев эти культурные традиции рассматриваются как выражение гомосексуального стиля жизни в частности потому, что люди с «двумя душами», которые биологически были мужчинами, но переняли женские черты, часто вступали в брак с мужественными мужчинами, и наоборот. Некоторые геи и лесбиянки из числа коренного американского населения называют себя «две души», чтобы подчеркнуть традиционное для их культуры уважение к альтернативному сексуальному и гендерному стилю жизни. Другие антропологи, которые, напротив, относят такие сообщества к транссексуальной культуре, оспаривают позиционирование людей с «двумя душами» как праотцов гомосексуалов.

«Хиджра Прайд» 2014 года был организован Ассоциацией социальной защиты Банду. На фото хиджра готовятся к параду.

Впрочем, понятие «транссексуальность» появилось на Западе относительно недавно. Более современный подход позволяет предположить, что

«две души» не связаны ни с гомосексуальными, ни с трансгендерными практиками, а демонстрируют существование альтернативной гендерной и сексуальной классификации в культуре коренных народов,

у которой нет западного аналога. Гендерно-вариативные практики часто путают с гомосексуальностью, особенно в западной культуре.

Путаница отчасти объясняется тем, что во многих обществах понятия гендера и сексуальности тесно связаны. Если трансгендер, поменявший пол с мужского на женский, при этом сохраняет влечение к женщинам, то в глазах общества он также меняет свою ориентацию с гетеросексуальной на гомосексуальную, хотя в действительности сексуальная ориентация остается неизменной. […]

В древнегреческой мифологии также встречаются многочисленные отсылки к андрогинности, кросс-гендерным практикам и интерсексуальности. Например, божество Афродитус — одна из ипостасей традиционно представленной женственной Афродиты — изображался с женской грудью и пенисом. Многие источники того времени утверждают, что во время жертвоприношений Афродитусу мужчины и женщины обменивались одеждой и гендерными ролями. […]

Несмотря на то что с начала ХХ века исследования гендера и сексуальности ушли далеко вперед, изменить предложенную в сексологии модель оказалось непросто. Представления о гендере и сексуальности по-прежнему тесно переплетены, и во многих современных теориях сексуальность до сих пор связывается с гендером.

Например, социобиолог Саймон Левей (род. 1943) предлагает теорию «гей-гена», согласно которой гомосексуальная ориентация у мужчин вызвана размером определенных клеток мозга. В своей генетической теории Дин Хэймер (род. 1951) также предлагает биологическое обоснование сексуального поведения, утверждая, что у геев меньше Х-хромосом, чем у мужчин-гетеросексуалов. Это положение связывает мужскую гомосексуальность с биологическими особенностями мужского пола, подразумевая, что геи генетически более «женственны», чем гетеросексуалы.

Идею о том, что геи «такими родились», поддерживают некоторые сегменты ЛГБТКИ-сообщества, использующие ее как аргумент против дискриминации. Однако у биологической модели сексуальности не меньше противников, чем у биологической модели гендера.

В 1940–1950-х годах американский сексолог Альфред Кинси (1894–1956) опубликовал «Отчеты Кинси» («Kinsey Reports»), в которых предположил, что сексуальность — это континуум. Хотя многие люди располагаются либо на одном (гетеросексуалы), либо на другом (гомосексуалы) конце шкалы, огромное количество людей, как утверждает Кинси, находятся между двух полюсов (бисексуалы). В книге «Сексуальное поведение самца человека» (1948) Кинси пишет:

«Люди не делятся на две обособленные группы — гетеросексуальную и гомосексуальную. Мир не делится на козлов и баранов. Фундаментальное правило таксономии — природа редко имеет дело с дискретными категориями».

Альфред Кинси считал свое исследование подтверждением того, что человеческая сексуальность представляет собой спектр, а не бинарность «гомо- vs гетеросексуальность». Эти спектры аналогичным образом отражают разные аспекты гендера. Такие линейные схемы тоже изображают гендер в виде бинарности, подразумевая, что небинарные вариации находятся между полюсами мужского и женского.

Исследования в социальных науках также позволяют утверждать, что сексуальность обладает текучестью, то есть люди могут выбирать и выбирают свою сексуальную ориентацию. Социологи Линда Гарнетс и Энн Пепло в 2006 году представили результаты изучения женской сексуальности, согласно которым ориентация женщин скорее гибкая, а не жестко установленная. На нее влияет жизненный опыт, социальные и культурные факторы, такие как «образование женщины, ее социальный статус и властное положение, экономические возможности и представления о женской роли». С этой точки зрения, сексуальная идентичность, предпочтения и практики могут меняться на протяжении всей жизни человека, как могут меняться гендерная идентичность и опыт. […]

Слева: Эта нелинейная схема изображает гендерную идентичность как совокупность пересекающихся между собой возможностей, а не как бинарную модель мужского и женского. Cправа: На рисунке показаны возможные связи между полом и сексуальностью, включая женские, мужские и интерсексуальные вариации. Асексуальность, однако, в эту систему не входит.

Если в общий набор включить агендеров и асексуалов вместе с гендерфлюидами и гендерфлаксами, которые по определению не вписываются в общий спектр, то

гендерную идентичность и сексуальную ориентацию следует понимать как индивидуальную для каждого человека комбинацию сложных сочетаний личных черт.

Комбинации этих признаков бывают «более женственными», «более мужественными», не теми и не другими; они могут быть «более гетеросексуальными», «более гомосексуальными» или вне этих категорий. У человека может быть много «мужских» гендерных признаков и при этом несколько «женских» (или наоборот), может быть поровну тех и других или превалировать «гендерно-нейтральные» черты; то же самое можно сказать и о сексуальности. Сочетание всех этих признаков формирует гендерную идентичность и сексуальную ориентацию. Поскольку мы все лучше разбираемся в этом вопросе, наличие разнообразных комбинаций в последнее время привело к расширению терминологии для описания гендерной идентичности и сексуальной ориентации. […]

В рубрике «Открытое чтение» мы публикуем отрывки из книг в том виде, в котором их предоставляют издатели. Незначительные сокращения обозначены многоточием в квадратных скобках. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Читайте нас в Facebook, VK, Twitter, Instagram, Telegram (@tandp_ru) и Яндекс.Дзен.

theoryandpractice.ru

Гендер — это… Что такое Гендер?

Ге́ндер (англ. gender, от лат. genus «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.[1]

В психологии и сексологии понятие «гендер» употребляется в более широком смысле, подразумевая любые психические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и фемининностью и предположительно отличающие мужчин от женщин (раньше их называли половыми свойствами или различиями)[источник не указан 678 дней].

Пол и гендер

Понятие гендерная роль («gender role») заимствовал из грамматики и ввел в науки о поведении сексолог Джон Мани, которому в 1955 при изучении интерсексуальности и транссексуальности потребовалось разграничить, так сказать, общеполовые свойства, пол как фенотип, от сексуально-генитальных, сексуально-эротических и сексуально-прокреативных качеств. Затем оно стало широко использоваться социологами, юристами и американскими феминистками.[1]

В общественных науках и особенно в феминизме «гендер» приобрёл более узкое значение, обозначая «социальный пол», то есть социально определяемые роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества. Центральное место в гендерных исследованиях занимает проблема социального неравенства мужчин и женщин.

Словоупотребление грамматической категории «гендер» подразумевало то, что видимые различия личностных и поведенческих характеристик мужчин и женщин не связаны напрямую с действием биологических факторов, а определяются спецификой социального взаимодействия[2].

С точки зрения структурной социологии, и в полном соответствии с традицией Дюркгейма, пол сам по себе есть явление социальное, поэтому использование термина «гендер» представляет собой плеоназм, но его использование призвано подчеркнуть, что речь идёт о социологическом подходе к вопросу пола, когда речь идёт о широкой дискуссии[1].

Слово гендер в английском языке обозначает различаемую мужественность или женственность личности, некой характеристики или человеческого организма. Деление на мужское и женское аналогично делению на мужской и женский пол в биологии[3].

В странах, где развито документарное подтверждение личности, социальный пол обычно совпадает с закреплённым в документах полом, то есть с паспортным полом, исключая случаи трансгендерности.

Гендер (социальный пол) в широком понимании не обязательно совпадает с биологическим полом индивида, с его или её полом воспитания или с его/её паспортным полом.

Обычно в обществе можно различить два гендера — мужской и женский, однако набор гендеров бывает гораздо шире, в частности, в Таиланде распознаётся пять гендеров, включая катой и два гендера лесбиянок, отличающихся маскулинностью и феминностью. У чукчей до конца XX века различались мужчины-гетеросексуалы, мужчины-гетеросексуалы, носившие женскую одежду, мужчины-гомосексуалы, носившие женскую одежду, женщины-гетеросексуалки и женщины, носившие мужскую одежду. При этом ношение одежды могло означать и выполнение соответствующих социальных функций[4].

См. также

Примечания

Литература

  1. Анисимов Е. В. Женщины у власти в XVIII веке как проблема // Вестник истории, литературы, искусства. Отд-ние ист.-филол. наук РАН. — М.: Собрание; Наука, 2005. — С. 328—335.
  2. Бурдьё П. Мужское господство / Бурдье П. Социальное пространство. Поля и практики. — М., СПб, 2005 г. ISBN 5-89329-761-X.
  3. Дугин А. Г. «Социология пола (Структурная социология)» // «Структурная социология». — М., 2010.
  4. Ильин Е. П. Дифференциальная психология мужчины и женщины. Глава 2. Гендерные стереотипы, или Мужчины и женщины в глазах общества — СПб.: Питер, 2007, ISBN 5-318-00459-8.
  5. Кон И. С. «Пол и гендер. Заметки о терминах»

Ссылки

biograf.academic.ru

Гендерная принадлежность. Формирование гендерной принадлежности у дошкольников :: SYL.ru

Проблема определения и закрепления гендерной идентичности у ребенка в современном обществе становится все более актуальной. В том, что формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств и системы ценностей являются необходимыми условиями процесса социализации личности, сомнений нет. Однако есть большие сомнения в том, как эту принадлежность формировать у ребенка и стоит ли вообще акцентировать его внимание на данном аспекте в раннем детстве.

Пол и гендер

В современном обществе принято различать понятия пола и гендера. Пол является биологической характеристикой индивида, определяющей отличительные признаки мужчины и женщины на хромосомном, анатомическом, гормональном и репродуктивном уровнях. Под гендером принято подразумевать социальный пол индивида, различия между мужчинами и женщинами, зависящие от социальных условий. В качестве таких условий могут выступать социальные функции, система общественного разделения труда, культурные стереотипы и др. Таким образом, гендер выступает в качестве социокультурного феномена, означающего, что значит быть мужчиной/женщиной в определенном обществе. Например, если мужчина не работает, а занимается воспитанием своих детей, то в традиционном обществе его поведение будет считаться нетипичным (немужским) с точки зрения гендерных ролей. Однако, несмотря на это, по биологическим характеристикам данный индивид не становится «менее мужчиной».

Что же касается приемлемости тех или иных норм, которые определяет гендерная принадлежность индивида, то они изначально задаются самим обществом и его культурой. В американской социологической теории концепция гендера складывалась постепенно. При этом на разных этапах развития данной концепции в центре внимания были различные аспекты:

— гендер с позиции социальных ролей мужчины и женщины,

— гендер как выражение отношений власти,

— гендер в качестве контроля за поведением мужчины и женщины,

— гендер в качестве особого социального института.

Социальные роли мужчин и женщин принято рассматривать в двух направлениях – вертикальном и горизонтальном. Так, в первом случае гендерная принадлежность рассматривается в контексте таких понятий, как доход и богатство, власть, престиж и др. С позиции же горизонтального подхода рассматривается институциональный аспект дифференциации (политика, экономика, образование, семья) и функциональный (разделение обязанностей в процессе выполнения труда).

Согласно концепции Сандры Бем (1944), следует выделять три типа гендерной принадлежности: маскулинный, фемининный и андрогинный.

Маскулинная гендерная принадлежность

Определение гендерной принадлежности подразумевает отнесение индивида к тому или иному гендеру. Маскулинный тип отличается характеристиками, которые в обществе традиционно приписываются мужчинам:

— сильный,

— решительный,

— уверенный в себе,

— напористый,

— независимый,

— доминирующий и др.

Фемининный тип

Часто рассматривается как противоположность маскулинному типу. Фемининная гендерная принадлежность подразумевает наличие у индивида таких черт, как:

— женственность,

— отзывчивость,

— пассивность,

— мягкость,

— эмоциональность,

— уступчивость и др.

При этом традиционно считалось, что фемининнось, как и маскулинность, имеет биологическую обусловленность. Соответственно, доминирующим было мнение, что это сугубо женские качества, и каждая женщина, в то или иной мере, должна им соответствовать. Наличие же подобного рода качеств у мужской части населения считалось, в лучшем случае странным, а в худшем – неприемлемым. Однако проведение феминистических исследований повлекло за собой открытие нового взгляда на природу фемининности: она не столько биологически обусловлена, сколько сконструирована с детства. Если девочка недостаточно женственна, она подвергается осуждению со стороны окружающих. Согласно концепции французских феминистских теоретиков Э. Сиксу и Ю. Кристевой, фемининность является произвольной категорией, которую за женщинами закрепил патриархат.

Андрогинный тип

Андрогинная гендерная принадлежность подразумевает совмещение в себе маскулинных и фемининных черт. Считается, что в с точки зрения адаптивности данная позиция наиболее оптимальная – личность как бы вбирает в себя все самое лучшее от двух типов. Многочисленные исследования показали, что мужественность и женственность не являются в строгом смысле антиподами друг друга – их жесткое противопоставление является ошибочным. Было установлено, что лица, строго придерживающиеся характеристик, традиционно приписываемых их полу, часто плохо приспособлены к жизненным условиям. Были выявлены следующие закономерности:

— женщины с низким уровнем маскулинности и мужчины, с высоким уровнем фемининности часто тревожны, беспомощны, пассивны и более склонны к депрессии;

— женщины и мужчины с высоким уровнем маскулинности имеют трудности в установлении и поддержании межличностных контактов;

— молодые семейные пары, жестко придерживающиеся традиционных моделей мужского/ женского поведения, часто имеют сексуально-психологические дисгармонии в семье, а также половые расстройства;

— андрогинность, как психологическая характеристика, имеет положительную связь с уровнем самоуважения, мотивацией к достижению, ощущением внутреннего благополучия и др.

Андрогинная личность обладает богатым набором полоролевого поведения, гибко используя его в зависимости от динамики изменяющихся социальных ситуаций.

Формирование гендерной принадлежности детей может проходить в соответствии с полоролевой либо гендерной позицией ближайшего окружения. И здесь следует различать два основополагающих подхода: полоролевой и гендерный.

Полоролевой подход

Основой данного подхода является теория структурного функционализма, разработанная американскими социологами Толкоттом Парсонсом (1902-1979) и Робертом Бейлсом. Авторы используют жесткую дифференциацию ролей между индивидами, в соответствии с их половой принадлежностью. Таким образом, мужчине присваивалась роль добытчика, а женщине – роль матери и домохозяйки. Данный вариант распределения ролей считался авторами оптимальным для функционирования семьи и общества в целом. Полоролевой подход являет собой образец традиционно-патриархатной модели поведения, получившей свое распространение и закрепление в рамках доиндустриального общества.

В соответствии с полоролевым подходом, формирование гендерной принадлежности в процессе социализации ребенка должно происходить за счет усвоения типичных характеристик своего пола. Так, мальчиков ориентируют на создание (инструментальная роль) и созидание, а девочек – на заботу и обслуживание. Считается, что так предусмотрено самой природой. Применительно к американскому обществу, под инструментальной ролью прежде всего подразумевалась финансовая поддержка семьи. В свою очередь женщина, пока мужчина работает, заботится о детях и доме, поддерживая атмосферу взаимной любви и поддержки. При этом склонности и интересы самой личности, также определяющие воспитание гендерной принадлежности независимо от пола, не учитывались. Точнее, они могли просто совпадать в том случае, если мужчина или женщина имели склонности и интересы, соответствующие их полоролевым позициям. Если же этого не происходило (мужчина или женщина проявляли интерес к не типичным для их пола видам деятельности), то приходилось просто смиряться с установленными образцами поведения. Таким образом, задача общества – воспитывать мужчину и женщину в соответствии с традиционными гендерными ролями, обусловленными их биологической принадлежностью.

Гендерный подход

В основе гендерного подхода лежит теория социального конструирования реальности Питера Бергера (1929) и Томаса Лукмана (1927). «Революционным» положением данного подхода становится идея о том, что гендерные роли не имеют врожденного характера, а создаются в процессе взаимодействия индивидов в обществе. Соответственно, формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности личности должно проходить с учетом прежде всего ее индивидуально-психологических особенностей (характер, темперамент, интересы, способности и др.), а не пола. Как женщина, так и мужчина могут выполнять те виды деятельности, к которым испытывают больше интереса. В современном обществе, например, уже давно стали привычными мужчины-модельеры, женщины-руководители и др. Тем не менее стереотипность мышления относительно гендерных ролей в обществе продолжает существовать.

Таким образом, сторонники гендерного подхода проводят идею о том, что формирование гендерной принадлежности у дошкольников должно обуславливаться прежде всего его личностными особенностями. Мальчику не будет внушаться мысль, что плакать – это не по-мужски, а слезы – это показатель слабости. В свою очередь, девочка не будет считать, что она должна быть аккуратной «потому что она девочка» – так как аккуратность не является сугубо женской чертой. Выбирая игрушки для своего ребенка, родители (если они сторонники гендерного подхода) не станут руководствоваться избитой схемой, по которой, как правило, формируется гендерная принадлежность дошкольников в традиционной системе воспитания: мальчикам – машинки, девочкам – куклы. Малышка точно так же может заинтересоваться машинками, а парень – куклой, и этот не будет возбраняться. При этом девочка не станет «менее девочкой», а мальчик — «менее мальчиком».

Гендерные схемы в развитии ребенка. Процесс полотипизации

Формирование фемининности/маскулинности у детей происходит в раннем возрасте. Так, примерно к 4-5 годам закрепляется гендерная принадлежность (во второй младшей группе детского сада). Дети начинают отдавать предпочтения типичным играм, соответствующие их полу. Данное соответствие, как уже упоминалось, задается культурными нормами общества. Также формирование гендерной принадлежности у дошкольников проявляется в том, что дети предпочитают больше играть с детьми — представителями своего пола. Типизация по полу (англ. sex-typing) получила в психологической науке название полотипизации. Она сопровождается приобретением индивидом предпочтений, личностных установок, навыков, «я»-концепции и др. Значимость полотипизации, определяющей формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности у дошкольников рассматривается по-разному в различных психологических теориях развития.

Полотипизация в психоаналитической концепции

В основе полотипизации, в качестве ее первичного механизма, психоанализ выделяет процесс идентификации ребенка с родителем своего пола. Процесс идентификации осуществляется в рамках исследования ребенком собственных гениталий как половых различий. Появление зависти к пенису и страха кастрации, возникающие у мальчиков и девочек, приводят к успешному разрешению Эдипова комплекса. Однако данная концепция также подвергалась критике со стороны феминистических школ, поскольку делала упор на биологической обусловленности гендерных различий.

Полотипизация и теория социального научения

В отличие от психоанализа, теория социального научения делает акцент на значимой роли системы поощрения-наказания в воспитании гендерной идентичности ребенка. Если ребенок наказывается за поведение, считаемое родителями неприемлемым для его пола (либо, наоборот, поощряется, за приемлемое) то происходит процесс закрепления в сознании ребенка определенных паттернов поведения. Вторым значимым аспектом в теории социального научения считаются процессы наблюдения и моделирования.

Соответственно, теория социального научения рассматривает источник полотипизации в сфере социализации, дифференцированной по полу. Одним из достоинств данной теории является применение к развитию женской и мужской психологии общего принципа научения, хорошо известного в отношении развития множества других видов поведения.

Полотипизация в рамках теории когнитивного развития

Данная теория прежде всего делает акцент на первичных агентах полоролевой социализации личности. Процесс половой типизации осуществляется неизменно, естественным путем, исходя из всеобщих принципов когнитивного развития. Иными словами, с точки зрения теории когнитивного развития, так как дети нуждаются в когнитивной стабильности самоопределения себя как женщин или мужчин, это мотивирует их ценить то, что кажется им более похожим на них самих, в терминах гендера. Основанная на гендерной аспекте система оценивания, в свою очередь, способствует мотивации ребенка действовать активно, соответственно своему гендеру, прилагая соответствующие усилия для освоения гендерных установок, а также отдавая предпочтение сверстникам, идентичным с ним по гендерной принадлежности.

www.syl.ru

Какие сейчас существуют гендеры? | GQ Russia

Кто вы? Бигендерный интерсекс-полисексуал-трансвестит? Или заурядный цисгендерный маскулинный гетеросексуальный мужчина? И что это вообще за нагромождения жутковатых терминов? Увы, времена, когда человеку достаточно было носить бороду, чтобы считаться мужчиной, или платье, чтобы называться женщиной, давно прошли. Наступила эпоха гендерной идентичности. Чтобы понять свою сущность, недостаточно провести инспекцию между ног. Все изменилось с появлением гендера – так называемого социального пола. Американский Tinder включил в свою линейку 36 вариантов гендера для более точных совпадений. А Facebook добавил в профайлы пользователей возможность отметить свою принадлежность к одному из 71 варианта гендерной идентичности (спойлер: в России такая опция не работает). Словом, это не рыба или мясо в самолете на выбор – это очень густой борщ.

ЧТО МЕЖДУ НОГ

КТО МЕНЯ ВЛЕЧЕТ

Вариантов ­сек­суальности великое множество. Вот всего лишь некоторые из основных ее проявлений.

Влечение бывает романтическим или сексуальным, направленным на мужчин, женщин, а также на их феминность и маскулинность. Бывает и отсутствие всякого влечения. Вас возбуждают маскулинные спортсменки, но на свидания ходить не хочется совершенно ни с кем? Да, такое бывает, и это ­нормально.

КАК Я ВЫГЛЯЖУ

Трансгендер Это тот, кому психологически сложно вписаться в общепринятые представления о своем поле. Большинство трансгендеров, кстати, против того, чтобы их приписывали к гомосексуалам или гетеросексуалам, так как это неуважительно по отношению к их гендерной идентичности.

КАК Я СЕБЯ ОЩУЩАЮ

Гендер – это, в ­сущности, ­«социальный» пол: то есть то, как человек ощущает и преподносит себя в обществе. Так как общества бывают самые разные, гендеров тоже бесконечное количество.

У гендеров есть мас­­кулинные и фемин­ные качества, соче­тающиеся в разных пропорциях. Только не думайте, что у настоящего мужчины ползунок «маскулинность» выставлен на 100 % – так мы по­лу­чим только неандертальца с дубиной. Культура, искусство, забота о ближних, разные хобби – все это относится, ско­­рее, к феминным свойствам.

Цисгендеры Люди, чей анкетный и социальный пол со-впадают. Таких большинство.

Вероятно, вам также будет интересно:

20 самых сексуальных фильмов этого века

Как же теперь девушкам выкладывать в инстаграм свои сексуальные фотографии?

100 самых сексуальных женщин в истории человечества

Фото: Giphy; пресс-материалы

Часто проверяете почту? Пусть там будет что-то интересное от нас.

www.gq.ru

Гендер | Словарь гендерных терминов

Гендер

Гендер (от англ. «gender» — род) — социокультурная, символическая конструкция пола, которая призвана определять конкретную ассоциативную связь, обеспечивать полноценную коммуникацию и поддерживать социальный порядок.

Иными словами, гендер — это смоделированная обществом и поддерживаемая социальными институтами система ценностей, норм и характеристик мужского и женского поведения, стиля жизни и образа мышления, ролей и отношений женщин и мужчин, приобретенных ими как личностями в процессе социализации, прежде всего определяется социальным, политическим, экономическим и культурным контекстами бытия и фиксирует представление о женщине и мужчине в зависимости от их пола (Мельник, 2004, с. 11).

Первоначально термин «гендер» использовался в лингвистике для обозначения грамматической категории «род». В социальные исследования категория «гендер» была введена , чтобы заменить доминировавшие в общественных науках понятия половой роли и полоролевого подхода. Идея различения биологического и социального пола высказывалась еще в 1935 г. Маргарет Мид (Margaret Mead) в книге «Пол и темперамент в трех примитивных обществах». Но сам термин вошел в употребление в западной науке в 1970-х гг. (в отечественной науке – в 1990-х гг.) благодаря трудам американского ученого Роберта Джесси Столлера (Robert Jesse Stoller). Он выступил на конгрессе психоаналитиков в Стокгольме с докладом о понятии социополового или, как он назвал его, гендерного самосознания, положив начало изучению процессов гендерной идентификации и гендерной социализации. Столлер впервые обозначил различие понятий пола (англ.– sex) и гендера (англ. – род). Его концепция строилась на разделении биологического и культурного: изучение пола, считал Столлер, является предметной областью биологии и физиологии, а анализ гендера может быть рассмотрен как предметная область исследований психологии, социологии, анализа культурно-исторических явлений  (Шилова, 2013, с. 148).

Следует различать понятия «пол» и «гендер». Термин «пол» употребляется для обозначения биологических, анатомических, физиологических различий между женским и мужским организмами, выражающиеся разным участием мужчины и женщины в репродуктивном процессе, отличными гениталиями, набором хромосом. Если биологический пол дается человеку от рождения, то гендер конструируется социально и обусловлен культурой общества в конкретный исторический период. Гендер — это социальный пол, что формирует поведенческие, культурные, психологические, визуальные и другие социально-культурно обусловленные различия между мужчинами и женщинами.

Гендер — достаточно сложное понятие, поскольку раскрывает многообразное содержание явления. В научной литературе оно употребляется в нескольких значениях:

  • гендер как социально-ролевая и культурная интерпретация черт личности и моделей поведения мужчины и женщины, в отличие от биологической;
  • гендер как приобретение социальности индивидами, родившихся в биологических категориях женского или мужского пола;
  • гендер как политика равных прав мужчин и женщин, а также деятельность по созданию механизмов ее реализации (Мельник, 2004, с. 12).

Например, Ольга Воронина выделяет три направления понимание гендера:

  • гендер как социальная конструкция через механизмы социализации, разделения труда, гендерных ролей, масс-медиа, стереотипизирования;
  • гендер как сеть, структура или процесс, то есть понимание гендера как стратификационной категории вместе с другими стратификационными категориями;
  • гендер как культурная метафора в философских и постмодернистских концепциях (Малес, 2004, с. 122–123).

Джудит Лорбер (Judith Lorber) подробно структурирует гендер в его отношении к социуму и личности. Как социальный институт гендер включает в себя следующие понятия:

  • гендерные статусы — социально признанные нормы, которые проявляются в поведении, жестах, языке, эмоциях и внешнем виде;
  • гендерное разделение труда — распределение продуктивной и домашней работы между мужчинами и женщинами;
  • гендерные родственные связи — семейные права и обязанности для каждого пола, сексуальные предписания;
  • гендерные структуры личности — комбинации характерных черт, которые проявляются в чувствах и поведении;
  • гендерный социальный контроль — формальное или неформальное принятие и поощрение конформистского поведения и стигматизация, социальная изоляция, наказание, медицинское лечение нонконформистского поведения;
  • гендерное идеология — оправдание гендерных статусов, в частности, их различные оценки;
  • гендерные образы — культурные репрезентации гендера и воплощение гендера в символическом языке и художественной продукции воспроизводит и узаконивает гендерные статусы.

Применительно к личности гендер включает следующие компоненты:

  • категория пола — принадлежность к биологическому полу с рождения в зависимости от гениталий;
  • гендерная идентичность — личное восприятие своей половой принадлежности применительно к функции работника/-цы и члена семьи;
  • гендерный брачный и репродуктивный статус — совершение или несовершение разрешенного или непозволительного типа ухаживания, беременности, рождения детей и родительских ролей;
  • сексуальная ориентация — социально или индивидуально принятые образцы сексуальных желаний, чувств, практик и идентификаций;
  • гендерное структура личности — внутренне присущие образцы социально признанных эмоций, организованных структурой семьи и родительства;
  • гендерные процессы — социальные практики обучения, обучаемости, необходимых ролевых реплик, делающих поведение гендерно приемлемым (или неприемлемым), развитие гендерной идентичности;
  • гендерные убеждения — принятие или сопротивление гендерной идеологии;
  • гендерный дисплей — презентация себя как определенного типа гендерной личности через одежду, косметику, украшения, постоянные и временные телесные маркеры (Шакирова, 2000).

Литература:

Мельник, Т. М. (2004). Ґендер як наука та навчальна дисципліна. Основи теорії ґендеруНавчальний посібник (c. 10 – 29). Київ: «К.І.С.».

Шилова, Е. Э. (2013). Гендер как инновационный научный и философский дискурс. Вестник МГИМО Университета. Философия, 148–152.

Малес, Л. В. (2004). Біологічні, психологічні та соціокультурні чинники. Основи теорії ґендеру: Навчальний посібник (с.109–131). Київ: «К.І.С.».

Шакирова, С. (2000). Толкования гендера. Пол женщины. Сборник статей по гендерным исследованиям (с. 15–26). Алматы: Центр гендерных исследований.

Добавить комментарий

a-z-gender.net

Читайте также:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о