Инь и янь философия – Философия Инь Ян

Философия инь ян. Что означает Инь-Янь

В современной философии Ян и Инь — высшие архетипы: Ян — белое, мужское, акцент на внешнее; Инь — чёрное, женское, акцент на внутреннее.

Ссылки

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Инь и Янь» в других словарях:

    Даосская монада, изображающая концепцию Инь ян Инь и ян (кит. трад. 陰陽, упрощ. 阴阳, пиньинь yīn yáng; яп. ин ё) одна из основных концепций древнекитайской философии. В современной философии Ян и Инь высшие архетипы: Ян белое, мужское, акцент… … Википедия

    Эта статья часть 5 династий и 10 царств 5 династий Поздняя Лян Поздняя Тан Поздняя Цзинь Поздняя Хань Поздняя Чжоу 10 царств У У Юэ … Википедия

    Инь Янь Йо!!! Сокращения YYY, 3Y Жанры семейный, приключения, комедия Мультсериал … Википедия

    Инь Янь Йо!!! Сокращения YYY, 3Y Жанры семейный, приключения, комедия Мультсериал … Википедия

    — (阴阳家, пиньинь: yīn yáng jiā) философская школа древнего Китая, специализировавшаяся в натурфилософско космологических и оккультно нумерологических вопросах. Школа Тёмного (Инь) и светлого (Ян) начал. Последователи этой школы пытались дать… … Википедия

    — (кит., букв. школа, осн. на учении о силах инь и ян), одна из десяти филос. школ, выделенных учёными периода Хань (206 до н. э. 220 н. э.) в др. кит. философии. Возникла, вероятно, как результат астрономич. наблюдений. До нас не дошло ни… … Философская энциклопедия

    — (кит., букв. школа инь ян) школа натурфилософов, одна из шести основных филос. школ Др. Китая. Разрабатывала вопросы космо и онтогенеза, сущности и происхождения мира вещей и их связей с общественными процессами и природой человека. Возникновение … Философская энциклопедия

    Может означать: Янь (царство) (Yan), древнее государство на севере Китая Янь (фамилия), китайская фамилия искажённое написание «ян»; см. Инь и ян, Ян (фамилия), Ян … Википедия

    Одно из основных понятий древнекитайской натурфилософии. Одна из универсальных (наряду с Янь) космических полярных постоянно переходящих друг в друга сил. Символизирует некое пассивное начало, отождествляемое также с женским, холодным и т.п. Инь… … Религиозные термины

Инь Ян – мужское и женское… О том, что все вещи, окружающие нас, и даже мы сами несём в себе мужское и женское начала инь и ян, сейчас даже стыдно не знать. Вся наша безграничная Вселенная состоит из двух этих сильных энергий, которые просто не смогут существовать друг без друга, они всегда должны взаимодействовать.

Допустим, пространство, которое находится внутри чашки – это инь, но она не может существовать без самой чашки, а значит, чашка – это ян. Чёрный кофе, налитый в эту чашку – спокойная иньская энергия, а вот тепло, которое отдаёт кофе – это активная янская энергия.

О слиянии этих начал, об их взаимном переливании и перетекании друг в друга, о важности учитывать этот факт в решении жизненных и внутренних проблем говорят эзотерики, любители китайской философии фэн-шуй и психологи.

Причём тот, кто хорошо разбирается в значении этого символа, знает, что это не просто мужское и женское начала, философия инь ян гораздо шире и глубже. Эту древнекитайскую философскую концепцию применяют во многих сферах нашей жизни, от медицины до музыки.

Как учит философия инь ян, сверхзадача для человека, желающего постичь и понять загадки окружающего мира и самого себя – это научиться контролировать и правильно использовать энергии инь ян, чтобы прийти к настоящей гармонии с собой и Вселенной.

Инь – это женское начало, это лунная, тёмная сторона, это интуиция, мягкость, мудрость. Инь в определённой концентрации нужна каждому человеку, чтобы развивать в себе творческие способности, проявлять эмоции, ощущать и чувствовать малейшие изменения внутри себя и вокруг.

Инь – это наше внутреннее «я», к которому мы часто не прислушиваемся, о котором не заботимся, что приводит к дисгармонии. Пассивная женская энергия символизирует хаос, тот, что существовал до появления всего материального.

stroydoma74.ru

Что такое китайская теория Инь — Ян

Что такое теория Инь Ян

Когда мы говорим об учении Инь и Ян, мы чаще всего представляем себе китайскую  монаду или Tai-Chi ( тай-чи) (на рисунке).

Белый цвет здесь отражает энергию Ян, мужскую, светлую, идущую от небес.

Черный цвет обозначает энергию Инь- женскую, темную, идущую от земли.

На черном фоне существует белое пятно- Ян, а на белом фоне — черное пятно Инь.

В священной книге «Нэй-цзинь» сказано, что Инь и Ян соответствуют принципу Дао и Великому принципу неба и земли.

Это начало и конец: жизнь и смерть.

Дао по китайской философии- это путь развития, или закон , по которому развивается Вселенная и человек в том числе.

Дао — это путь, по которому идет природа.

Наивысшей добродетелью на Востоке считается следование Дао.

Монада очень мудро устроена: Ян рождает Инь, затем Инь растет, Ян уменьшается, затем Инь рождает Ян. Ян растет, Инь уменьшается. И все начинается сначала.

Древняя китайская медицина сохранила свою актуальность, в том числе и теорию Инь-Ян до настоящего времени потому, что она имеет свою уникальную идеологию, свою философию. Учение Инь- Ян является  одним  из 7 главных учений традиционной китайской медицины.

Эта философия  основана на гармонии человека с окружающим миром.

Я уже много раз писала, что человек в этой теории является микрокосмом, частичкой Вселенной, подчиняющейся всем ее законам.

Но если Вселенная бессмертна, то как может быть смертна ее частичка?

Значит,тогда  и человек бессмертен , да? Этот вывод меня просто потрясает!

Умение видеть Дао позволяет добиться гармонии со Вселенной.

Путь Дао существует независимо от нас. Мы можем лишь принять участие в нем.

Дао- изначальный единый принцип Вселенной.

Разделяясь, Дао порождает две силы: Инь и Ян.

Это две стороны, два противоположных начала, два полюса.

Согласно теории Инь -Ян, все явления. существующие в природе, имеют два взаимно противоположных начала: Инь- женское начало, и Ян- мужское начало.

Они одновременно  противоположны друг другу и в то же время они взаимообусловлены друг другом.

В учении Инь-Ян заложен принцип дуализма или двойственности.

В теории марксизма-ленинизма (кто еще помнит такую) это был принцип единства и борьбы противоположностей.

Дуализм окружающих явлений всем очевиден: день и ночь, верх и низ, черное и белое, радость и печаль, смех и слезы, мужчина и женщина и так далее.

Полярность , в соответствии с китайской философией, свойственна всему в мире: растениям, животным, человеку.

Дуализм относится также и к проявлениям духовного, эмоционального и ментального, как у отдельного человека, так и в целом всей Вселенной.

Нет чистого Инь и чистого Ян.

В структуре каждой противоположности можно обнаружить элементы другой.

Если мы говорим слово радость, то его значение мы понимаем потому, что известно противоположное значение- печаль.

Одно понятие включает в себя другое. То есть в Ян заложен Инь  и, в свою очередь, в Инь заложен элемент Ян. Таким образом, образуется взаимопроникающая связь.

Взаимодействуя и развиваясь, Инь и Ян порождают тончайшие энергетические токи- жизненную энергию ци.

Ци вокруг нас и внутри нас. Круг У-Син показывает движение этой энергии от органа к органу.

Все наши внутренние органы также разделяются на Инь и Ян.

Ян органы (и соответствующие им меридианы): тройной обогреватель, тонкий кишечник, желудок, толстый кишечник, мочевой пузырь, желчный пузырь.

Это полые органы или Фу-органы.

Вас , наверное, интересует, что это за орган: тройной обогреватель.

В нашей западной медицине нет такого понятия.

В китайской медицине тройной обогреватель-это некая обобщенная функция, которая имеет отношение ко всем внутренним органам.

При этом все органы разделяются на 3 группы:

1. «верхний обогреватель». Это сердце, легкие, перикард.

2. «средний обогреватель». Это органы средней части туловища: печень, желчный пузырь, желудок, селезенка и поджелудочная железа.

3. «Нижний обогреватель». Он включает органы нижней части брюшной полости (толстый кишечник, тонкий кишечник,почки).

Плотные органы-это инь-органы: сердце, перикард, селезенка (поджелудочная железа), легкие, почки, печень.

Более подробно я расскажу о них в следующих записях.

Гармония, равновесие энергии Инь и Ян в организме и есть здоровье.

Дисбаланс энергий- это болезнь.

Что такое учение Инь-Ян

   9 голосов
Средняя оценка: 4.1 из 5

www.prodolgoletie.ru

что такое Инь и Янь

Инь и Янь, как часто мы видим этот всем известный черно-белый символ, слышим о равновесии и спокойствии, о порядке в доме и в душе, об энергии, но что все это значит? Вернее, откуда ноги растут? Люди активно следуют фен-шую, расставляют в квартире мебель строго по правилам, делают массу каких-то вещей, которые вроде влияют на ауру и вообще жизнь человека.

Если начать разбираться, то следует обратиться к профессионалам, откроем книгу «Дао де Цзин», автор которой — древнекитайский философ Лаоцзы. Он пишет, что вселенная появилась таким образом: изначально родились две силы, они были противоположны друг другу, как вы уже поняли, это Инь и Янь. А вот союз этих двух сил породил энергию жизни, зовётся она Чи. Теперь посмотрим, что это за энергия, она состоит из пяти стихий: огонь, вода, земля, металл и дерево. Так, все названные стихии имеют связь и постоянно взаимодействуют друг с другом. Автор говорит, что в каждом человеке (по китайской философии) должны соседствовать все стихии, гармония должна царить между ними. А вот если она нарушается, то человек должен принять меры — окружить себя той стихией, энергии которой ему не хватает. Так, если у вас мало энергии воды, то вам китайские мудрецы дадут совет чаще проводить время на берегу рек и озёр, морей, можно вовсе переехать к воде поближе. Если таких возможностей нет, можно хотя бы завести дома фонтанчик, аквариум или посещать бассейн. Идём дальше, Инь и Янь создали все живое, а вот Чи уже пронизывает все живое, она есть везде, во всем — предметах, животных, людях. Неважно, одушевлен предмет или нет, он носит в себе энергию Чи. Если вы хоть раз сталкивались с фэн-шуем, то знаете, о чем идёт речь. Вообще, китайская философия говорит нам, что Чи имеет прямое отношение к счастью человека, успеху и богатству. Так что, если вы не верите в Чи, не уважаете эту силу, то она не принесёт вам ничего хорошего. Радость и счастье вашего дома, родных и близких — все зависит от Чи, так гласит китайская философия. А вот привлечь Чи в дом можно только при соблюдении правил фэн-шуя, так что, задумайтесь.

Существует 12 каналов, по которым энергия Чи движется сквозь тело человека. Называют такие каналы меридианами, они соединены, как это ни странно, нашими органами. Итак, если у вас с энергией жизни все хорошо, то Си движется по каналам свободно, здоровье всегда в порядке, человек счастлив и радуется жизни. А вот если вас настигли негативные эмоции — гнев и раздражение, то самочувствие явно подпортится. В таких случаях жизненная энергия блокируется, в организм проникают болезни. 

Другая проблема — застой энергии, считается, что в таком случае человек рискует здоровьем, ведь у него нарушен баланс Инь и Янь. То есть, если вы стрессуете, то гармонии нет, надо срочно заняться медитацией, она является лучшим способом избавления от стресса. Также можно просто глубоко дышать, закрывать глаза и представить самое приятное для вас место, это тоже очень действенный способ. Как раз-таки тут вы и узнаете, какой энергии у вас не хватает, вернее — какой стихии. Если, закрыв глаза, вы представили себя у моря, океана, то вам не хватает стихии воды, а если вы мысленно перенеслись в лес, то ваш стресс вызван недостатком энергии дерева. Вот такая она, китайская философия. Не теряйте гармонии и будьте счастливы вместе со своими Инь и Янь. Искать ли Чи, искать ли равновесие, в порядке ли у вас все со стихиями? Думайте сами, решайте сами, но имейте ввиду, что китайская философия дисбаланса в энергии жизни не терпит.

Еще по теме:

Восточные мудрецы об отношениях мужчины и женщины

Укрепляем семью по фэн-шуй

Умеете ли вы дарить подарки

Дао — путь к гармонии и любви

О долгах, деньгах и… красных трусах серьезно

www.glavtema.ru

ИНЬ-ЯН | Энциклопедия Кругосвет

ИНЬ-ЯН. Одна из пар основополагающих категорий китайской философии, выражающая идею универсальной дуализированности мира и конкретизирующаяся в неограниченном ряду оппозиций: темное и светлое, пассивное и активное, мягкое и твердое, внутреннее и внешнее, нижнее и верхнее, женское и мужское, земное и небесное и т.д. Этимологические значения инь-ян – теневой и солнечный склоны холма или берега реки.

В Го юй (5–3 вв. до н.э.) инь-ян впервые представлены как две ипостаси «пневмы» (ци1) – соответственно «земная» и «небесная», нарушение порядка взаимодействия которых приводит к стихийным бедствиям и смутам. В Гуань-цзы (4–3 вв. до н.э.) с взаимодействием инь-ян сопряжены смена времен года, дня и ночи. В Чжуан-цзы (4 в. до н.э.) инь-ян связаны с категориями Дао дэ цзина «покой» и «движение» (см. ДУН – ЦЗИН). В традиционной космогонии появление инь-ян знаменует собой первый шаг от недифференцированного («хаотического» – хунь дунь) единства первозданной «пневмы» к многообразию всей «тьмы вещей» (вань у) (Дао дэ цзин). В процессуальном аспекте главный закон инь-ян – дао, т.е. их взаимопревращение по достижении определенной фазы развития: «одно инь1, одно ян1 – это и есть дао» (Си цы чжуань, 4 в. до н.э.). Наивно-диалектические представления отражены и в субстанциальном осмыслении инь-ян: каждое из этих противоположных начал содержит в себе потенцию другого. Таким образом, модель инь-ян определяет не только развитие, но и устройство всего сущего в мире. Данный принцип полярной дуализации реализуется на всех уровнях существования объектов: и любая сторона инь, и любая сторона ян в свою очередь делятся на инь-ян и т.д. Эта теория универсального дуализма сформировалась в середине I тысячелетия до н.э. и впервые была систематически изложена в Чжоу и, где инь-ян названы «двумя образцами» (лян и), рожденными «Великим пределом» (тай цзи), и отождествлены с элементарными компонентами гексаграмм (см. ГУА) – прерванной и целой чертами соответственно. Наибольшее развитие она получила в школе инь-ян цзя, а Дун Чжуншу (2 в. до н.э.) была синтезирована с учением о «пяти элементах» (у син1), что в дальнейшем стало основой практически всех философских и научных построений.

Уже в Си цы чжуани действие инь-ян было конкретизировано в ряду понятийных оппозиций, в том числе распространявшихся на общественные и семейные отношения, а Дун Чжуншу перенес идею инь-ян также на категории социальной оценки – моральные качества, награды и наказания: «Все дурное исчерпывается в инь1, все доброе – в ян1»; «в ян1 – высокое начало, в инь1 – низкое» (Чунь цю фань лу). Чжоу Дуньи (11 в.) связал рождение инь-ян с динамикой «движения» и «покоя» собственно «Великого предела» как своего рода программы упорядоченного развития мира. В неоконфуцианстве в целом постулировалась субстанциальность инь-ян, реализующихся в «пневме». Ван Чуаньшань (17 в.) акцентировал «взаимопроникновение» инь-ян, объясняя им относительную устойчивость субстанциальных образований. Ныне концепция инь-ян продолжает играть важную роль в теории китайской медицины.

Литература:

Древнекитайская философия, тт. 1–2. М., 1972–1972
Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994
Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998

www.krugosvet.ru

Инь и Янь

Одна из основных концепций древнекитайской натурфилософии. Учение об Инь и Янь составляет мировоззренческую основу традиционной китайской медицины. Все явления окружающего мира, включая человека и природу, интерпретируются китайской медициной как взаимодействие между двумя началами инь и ян, представляющими собой различные аспекты единой действительности.

Инь Янь — основополагающая парная категория кит. философии, выражающая идею дуальности мира. Этимологически восходит к идеограммам, обозначающим теневой (инь) и солнечный (ян) склоны холма. Обозначает универсальный ряд противоположных сторон мира вещей: темное и светлое, женское и мужское, пассивное и активное, мягкое и твердое, земное и небесное, и т.д. инь янь — главное понятие древней кит. натурфилософии (Инь—ян цзя), вошедшее в категориальный аппарат ведущих филос. школ Китая. Впервые упоминается в письменном памятнике «Го юй» (5—3 вв. до н.э.) как две формы проявления пнев-мы (ци): их правильное взаимодействие есть основа порядка и покоя в Поднебесной. В трактате «Дао дэ цзин» инь янь выступает источником появления качественно отличных вещей. В «И цзин» («Книга перемен») подчиняется действию дао, взаимопревращаясь и образуя порождаемые Великим Пределом (Тай Цзи) «два образца», запечатленные в графике гексаграмм. Взаимодействие этих сил (инь и ян) обусловливает все многообразие перемен в мире. Категория «инь янь» использована мыслителем-конфуцианцем Сюнь-цзы (3 в. до н.э.) для обоснования «естественных» причин качественных изменений в мире вещей. Дун Чжуншу (2 в. до н.э.) соединил учение об инь и ян с концепцией «пяти стихий» (у син), создав цельную систему этико-политического учения, носящего характер универсальной космологии. В неоконфуцианстве, в частности, во взглядах Чжоу Дуньи (11 в.) категория «инь янь» увязывается с состоянием Великого Предела, ее порождающего, и в целом приобретает субстанциальный характер.

Источник: «Философский энциклопедический словарь».

Вернуться в оглавление «Рассказы»

www.bambooclub.ru

Закон Инь Янь

Закон Инь Янь (阴阳) описывает статические взаимоотношения вещей сквозь призму двух полярных аспектов в отличии от философии У Син, или пяти элементов, которая описывает динамические превращения вещей посредством пяти фундаментальных процессов.

Законы  Инь Ян (阴阳)

Все трансформации во Вселенной являются частью процесса нахождения единого равновесия.

Законы  Инь Янь описывает отношения между двумя полярными аспектами, Инь и Ян. Во всем сущем и во всех феноменах Инь   Янь (阴阳) имеют такие взаимоотношения:

  • они существуют;
  • они зависимы друг от друга;
  • они подпитывают друг друга;
  • они сдерживают друг друга;
  • они трансформируются друг в друга.

Главное  знать, что Инь  Ян — это не вещи, а характеристики вещей. Философия демонстрирует, как природа существует и трансформируется.

Законы  Инь янь является основой китайской традиционной медицины.  В  древнекитайском медицинском трактате «Су Вэнь»  сказано: » Когда избыток Инь, заболевает Ян, когда избыток Ян, начинает болеть Инь». В этой же медицинской книге  описывающей философию Инь Янь также указано: » Инь находится внутри и охраняет Ян, а Ян находится снаружи и бережет Инь».

Применение законов  Инь Янь (阴阳) в медицине:

Все органы и ткани человека связаны в единое целое и подразделяются на две категории — Инь и Ян.  В медицинской анатомии:

  • верхняя часть тела -Ян;
  • нижняя часть человека — Инь;
  • Наружная часть человека (живот, лицо) — Ян;
  • Внутренняя -Инь.

По своей функции органы человека делятся на плотные органы, которые относятся к Инь, и полые органы -Ян.

Заболевание -это результат потери естественного баланса между Инь и Ян.  Кстати, суть метода иглоукалывания состоит в восстановлении равновесия между Инь  Янь (阴阳).

Четыре Закона  Инь  Янь (阴阳)

Два аспекта, темный и светлый, представляют две противоположные силы в каждом Тай-Тзи — в каждой вещи, в каждом процессе, каждом действии, каждой мысли. Их взаимоотношение динамично, а не статично; они перемешаны  и не существуют отдельно один без другого; они Символ противоположностей постоянно взаимодействуют. Белая точка на темной стороне и черная точка на белой стороне символизируют присутствие Ян в Инь и Инь в Ян; а поскольку точка — это круг, она тоже является полным Тай Цзи. Каждая часть содержит в себе семена другой, без этого они не смогли бы превращаться одна в другую.

Взаимодействие между Инь  Ян (阴阳) традиционно описываются четырьмя законами:

  1. Инь Янь объединяются т противостоят друг другу;
  2. Инь Янь являются причиной друг друга;
  3. Инь и  Ян растут и уменьшаются;
  4. Инь  иЯнь преобразуются друг в друга.

Закон  1. Инь  Янь объединяются и противостоят друг другу.

Каждое явление во вселенной имеет два аспекта: верх и низ, правый, левый, небо и земля, динамика и статика, жара и холод. Крайний контраст существует между Ци и формой.  Они отдельны, но объединяются в один феномен. Будучи отдельными, они  создают импульс для развития каждой вещи, будучи объединенными, они поддерживают динамическое равновесие и взаимосвязь. Все вещи развиваются и угасают в процессе взаимного ограничения и сотрудничества Инь и Янь.

Закон 2. Инь и Янь являются причиной друг друга

Один аспект не может существовать без друго: если нет верха, не может быть и низа, если нет левой части, тонет и правой части. Один аспект может существовать, только если существует другой аспект. В природе существует фундоментальноя полярность энергии Ци и форма. Если живой организм не имеет энергии Ци, он не может обладать формой, и наоборот: без формы не может проявляться функция, без  энергии Ци нет физиологического преобразования, а значит нет и самой жизни. Изолированная Инь не может дать жизнь, изолированный Янь не может расти.

(阴阳) Инь Янь  Таблица

Инь

Янь

Земля

Небо

Луна

Солнце

Ночь

День

Мать

Отец

Женское

Мужское

Низ

Верх

Правое

Левое

Холод

Жар

Вода

Огонь

Гора

Вода

Статичное

Динамичное

Вдох

Выдох

Закрытое

Открытое

Горизонтальное

Вертикальное

Отступление

Наступление

Неудача

Успех

Материал

Функция

Форма

Ци

Квадрат

Круг

Внутреннее

Внешнее

Мягкое

Твердое

Проигрыш

 Выигрыш

Мир

Война

Медленно

Быстро

Это обобщенная таблица  Инь Ян. Медицинские таблицы органов Инь ян можно посмотреть  здесь.

Закон 3. Инь и Ян растут и уменьшаются.

Они противоположны и взаимозависимы, но никогда не пребывают в статическом состоянии. Они всегда изменяются. Если оного недостаточно, значит другого в избытке, это используется в  традиционной китайской медицине. Обычно в организме существует предел уменьшения или увеличения, что позволяет поддерживать здоровье человека. Если они превосходят этот предел, ситуация выходит за рамки нормы, что приводит к болезни.   На социальном уровне вызывает социальный каллапс.

Закон 4. Инь Ян преобразуется друг в друга.

В традиционной китайской медицине  согласно законам  природы Инь  Ян взаимно преобразуются. День превращается в ночь, а ночь в день.  Объекты могут преобразовываться друг в друга, потому что каждый объект содержит в себе возможность возникновения другого.  Поэтому любой Жизненная энергия успех несет в себе семя поражения, а любое поражение несет в себе семя успеха и возрождения. Количественные изменения могут перерасти в качественные.

Люди говорят о быть «в гармонии с природой».  Быть в гармонии — значит быть в равновесии. Когда  вещи находятся в равновесии они резонируют. Когда они резонируют, вся ци соединяется, когда Ци соединяется, она течет и дает жизнь.. Вот почему важно видеть дальше формы, добираясь до Ци. Тогда если что-то пойдет не  так, к примеру человек заболеет, мы сможем проследить проблему до ее источника: до Ци, — не ограничиваясь внешними проявлениями. Ци и форма постоянно превращаются друг в друга, как волна и частица  света. 

re-fleks.com

ИНЬ И ЯН — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

ИНЬ И ЯН (кит., букв. — тём­ное и свет­лое) — од­на из пар ос­но­во­по­ла­гаю­щих кате­го­рий китайской фи­ло­со­фии, кон­кре­ти­зи­рую­щая­ся в не­ог­ра­ни­чен­ном ря­ду оп­пози­ций: пас­сив­ное и ак­тив­ное, мяг­кое и твёр­дое, внут­рен­нее и внеш­нее, ниж­нее и верх­нее, жен­ское и муж­ское, зем­ное и не­бес­ное и т. д. Эти­мо­ло­гические зна­че­ния Инь и янь — те­не­вой и сол­неч­ный скло­ны хол­ма или бе­ре­га ре­ки.

В «Го юй» Инь и Ян впер­вые пред­став­ле­ны как две ипо­ста­си «пнев­мы» (ци) — со­от­вет­ст­вен­но «зем­ная» и «не­бес­ная», на­ру­ше­ние взаи­мо­дей­ст­вия ко­то­рых при­во­дит к сти­хий­ным бед­ст­ви­ям и сму­там. В «Гу­ань-цзы» с взаи­мо­дей­ст­ви­ем Инь и Ян со­пря­же­ны сме­ны вре­мён го­да, дня и но­чи. В «Чжу­ан-цзы» Инь и Ян свя­за­ны с ка­те­го­рия­ми «Дао дэ цзи­на» «по­кой» и «дви­же­ние». В тра­диционной кос­мо­го­нии по­яв­ле­ние Инь и Ян зна­ме­ну­ет со­бой пер­вый шаг от не­диф­фе­рен­ци­ро­ван­но­го («хао­тич­но­го») един­ст­ва пер­во­здан­ной «пнев­мы» к мно­го­об­ра­зию всей «тьмы ве­щей» («Дао дэ цзин»).

В про­цес­су­аль­ном ас­пек­те глав­ный за­кон Инь и Ян — дао, то есть их взаи­мо­пре­вра­ще­ние по дос­ти­же­нии оп­ре­де­лён­ной фа­зы раз­ви­тия: «од­но инь, од­но ян — это и есть дао»; при этом ка­ж­дое из про­ти­во­по­лож­ных на­чал со­дер­жит в се­бе по­тен­цию дру­го­го. Таким образом, мо­дель инь — ян оп­ре­де­ля­ет не толь­ко раз­ви­тие, но и уст­рой­ст­во все­го су­ще­го в ми­ре. Прин­цип дуа­ли­за­ции реа­ли­зу­ет­ся на всех уров­нях су­ще­ст­во­ва­ния объ­ек­тов: лю­бая сто­ро­на инь и лю­бая сто­ро­на ян в свою оче­редь де­лят­ся на инь — ян и т. д.

Эта тео­рия уни­вер­саль­но­го дуа­лиз­ма сфор­ми­ро­ва­лась в середине I тысячелетия до нашей эры и впер­вые бы­ла сис­те­ма­ти­че­ски из­ло­же­на в «И цзи­не», где Инь и Ян на­зва­ны «дву­мя об­раз­ца­ми», ро­ж­дён­ны­ми «Ве­ли­ким пре­де­лом» (тай цзи), и ото­жде­ст­в­ле­ны с эле­мен­тар­ны­ми ком­по­нен­та­ми гек­са­грамм (гуа) — пре­рван­ной и це­лой чер­та­ми со­от­вет­ст­вен­но. Наи­боль­шее раз­ви­тие она по­лу­чи­ла в шко­ле инь­ян цзя. Цзоу Янь и Дун Чжун­шу со­еди­ни­ли её с уче­ни­ем о пя­ти эле­мен­тах (у син), что в даль­ней­шем ста­ло ос­но­вой прак­ти­че­ски всех тра­ди­ци­он­ных фи­лософских и на­учных по­строе­ний в Ки­тае.

Уже в «Си цы чжуа­ни» (ком­мен­ти­ру­ю­щей час­ти «И цзи­на») дей­ст­вие Инь и Ян рас­про­стра­ня­лось на об­щественные и се­мей­ные от­но­ше­ния, а Дун Чжун­шу пе­ре­нёс идею Инь и Ян так­же на ка­те­го­рии со­ци­аль­ной оцен­ки — мо­раль­ные ка­че­ст­ва, на­гра­ды и на­ка­за­ния: «Всё дур­ное ис­чер­пы­ва­ет­ся в инь, всё доб­рое — в ян»; «в ян — вы­со­кое на­ча­ло, в инь – низ­кое». Чжоу Ду­ньи свя­зал ро­ж­де­ние Инь и Ян с ди­на­ми­кой «дви­же­ния» и «по­коя» «Ве­ли­ко­го пре­де­ла» как сво­его ро­да про­грам­мы упо­ря­до­чен­но­го раз­ви­тия ми­ра. Кон­цеп­ция Инь и Ян про­дол­жа­ет иг­рать важ­ную роль в современной ки­тай­ской ме­ди­ци­не.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература
  • Graham A. C. Yin/Yang and the na­ture of correlative thinking. Kent Ridge, 1986
  • Ки­тай­ская гео­ман­тия / Сост. М. Е. Ер­ма­ков. СПб., 1998

w.histrf.ru

Читайте также:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о