Кинетическая речь связана – —

Виды речи. Значение кинетическая речь в лингвистическом энциклопедическом словаре

Основные виды речи

Речь человека весьма многообразна и имеет разнообразные формы. Однако любая форма речи относится к одному из двух основных видов речи: — устной, — письменной. Оба эти вида, разумеется, имеют между собой определенное сходство. Оно заключается в том, что в современных языках письменная речь, как и устная, является звуковой: знаки письменной речи выражают не непосредственное значение, а передают звуковой состав слов. Таким образом, для неиероглифических языков письменная речь является лишь своеобразным изложением устной. Как в музыке музыкант, играющий по нотам, каждый раз воспроизводит практически без изменения одну и ту же мелодию, так и чтец, озвучивая изображенное на бумаге слово или фразу, каждый раз будет воспроизводить почти один и тот же звукоряд.

Разговорная речь

Основным исходным видом устной речи является речь, протекающая в форме разговора. Такую речь называют разговорной, или диалогической (диалоговой). Главная особенность диалогической речи — она является речью, активно поддерживаемой собеседником, т. е. в процессе разговора участвуют двое, используя простейшие обороты языка и фразы. Разговорная речь в психологическом плане является наиболее простой формой речи. Она не требует развернутого изложения, поскольку собеседник в процессе разговора хорошо понимает то, о чем идет речь, и может мысленно достроить фразу, произнесенную другим собеседником. В диалоге, сказанное определенном контексте, одно слово может заменить одну или даже несколько фраз.

Монологическая речь

Монологическая речь это речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют. Примеры монологической речи (монолога): речь публичного деятеля, преподавателя, докладчика. Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогичес

gmchan.ru

кинетическая речь — это… Что такое кинетическая речь?


кинетическая речь

общение посредством языка жестов.

Толковый переводоведческий словарь. — 3-е издание, переработанное. — М.: Флинта: Наука. Л.Л. Нелюбин. 2003.

  • кинетика
  • кинетический язык

Смотреть что такое «кинетическая речь» в других словарях:

  • Кинетическая речь — Кинетическая речь  см. Жестов языки …   Лингвистический энциклопедический словарь

  • КИНЕТИЧЕСКАЯ РЕЧЬ — [от греч. kinetikos относящийся к движению] общение посредством языка жестов (см. Жестов языки) …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • кинетическая — (греч. kinetikos относящийся к движению) речь. Ручная речь, общение при помощи языка жестов …   Словарь лингвистических терминов

  • ручная речь — То же, что кинетическая речь …   Словарь лингвистических терминов

  • ручная речь — то же, что кинетическая речь …   Толковый переводоведческий словарь

  • Корпускулярно-кинетическая теория М. В. Ломоносова — Корпускулярно кинетическая теория тепла  выдвинутая в середине XVIII века М. В. Ломоносовым система принципов и взглядов, основанная на ряде теоретических положений, вытекающих из логических рассуждений и математических расчётов, и …   Википедия

  • язык жестов — Использование выразительных жестов, различных телодвижений в качестве средства общения (см. кинетическая речь, ручная речь) …   Словарь лингвистических терминов

  • Сравнительная психология (comparative psychology) — Предметом С. п. яв ся поведение животных. Исслед. в С. п. могут преследовать либо одну из двух, либо обе главные цели. Первая состоит в открытии принципов и построении теорий, позволяющих управлять поведением животных. Эти принципы и теории могут …   Психологическая энциклопедия

  • КОБАХИДЗЕ, Александр Григорьевич — (1899 ?)   Грузиновед и арменовед, исследователь средневек. груз. лит ры. Род. в г. Батум, в семье счетовода. Ок. ФФ ТифлисГУ (1923 27). В студ. годы работал с груз. рукописями в Центр. архиве Грузии; внешт. сотр. КИАИ, где изучал груз. и арм.… …   Биобиблиографический словарь востоковедов — жертв политического террора в советский период

  • КИНЕМИЧЕСКИЙ ЯЗЫК — [от греч. kinema движение] совокупность выразительных жестов, различных телодвижений (за исключением движений речевого аппарата), используемых в качестве средства общения (см. Кинетическая речь) …   Психомоторика: cловарь-справочник


perevodovedcheskiy.academic.ru

3. Основные виды и функции речи.

Речь человека весьма многообразна и имеет разнообразные формы. Однако какую бы форму речи мы ни использовали, она будет относиться к одному из двух основных видов речи: устной или письменной (рис. 3). При этом оба вида имеют определенное сходство. Оно заключается в том, что в современных языках письменная речь, как и устная, является звуковой: знаки письменной речи выражают не непосредственное значение, а передают звуковой состав слов.

Рис. 3. Общая характеристика речи

Основным исходным видом устной речи является речь, протекающая в форме разговора. Такую речь называют разговорной, или диалогической (диалоговой). Ее главная особенность состоит в том, что она является речью, активно поддерживаемой собеседником, т.е. в процессе разговора участвуют двое, используя простейшие обороты языка и фразы. Вследствие этого разговорная речь в психологическом плане является наиболее простой формой речи. Она не требует развернутого выражения речи, поскольку собеседник в процессе разговора хорошо понимает то, о чем идет речь, и может мысленно достроить фразу, произнесенную другим собеседником. В подобных случаях одно слово может заменять собой целую фразу.

Другую форму речи представляет собой речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют. Такую речь называют монологической, или монологом. Монологической речью является, например, речь оратора, лектора, докладчика и др. Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она требует от говорящего умения связно, строго последовательно излагать свои мысли. При этом говорящий должен оценивать то, как усваивается передаваемая им информация слушателями, т. е. он должен следить не только за своей речью, но и за аудиторией.

Характеризуя эти два вида устной речи — речь диалогическую и монологическую, — надо иметь в виду не их внешнее, а психологическое различие. По своей внешней форме эти два вида речи могут быть похожи друг на друга. Так, например, монолог может быть построен по своей внешней форме как диалогическая речь, т. е. говорящий обращается периодически или к слушателям, или к воображаемому оппоненту.

Как диалогическая, так и монологическая речь может быть активной или пассивной. Оба эти термина, конечно, условны и характеризуют деятельность говорящего или слушающего человека. Активная форма речи — это речь говорящего человека, речь же слушающего человека выступает в пассивной форме. Дело в том, что когда мы слушаем, мы повторяем про себя слова говорящего. При этом внешне это не проявляется, хотя речевая деятельность присутствует. Следует отметить, что у детей развитие активной и пассивной формы речи происходит не одновременно. Ребенок прежде всего учится понимать чужую речь, а потом начинает говорить сам. Однако и в более зрелом возрасте люди различаются по степени развития активной и пассивной форм речи. Очень часто бывает так, что человек хорошо понимает речь другого человека, но плохо передает свои собственные мысли. И наоборот, человек может достаточно хорошо говорить, но совершенно не умеет слушать другого.

Другим видом речи является письменная речь. Письменная речь отличается от устной не только тем, что она изображается графически, с помощью письменных знаков. Между данными видами речи существуют и более сложные, психологические различия.

Одно из важнейших отличий устной речи от письменной заключается в том, что в устной речи слова строго следуют одно за другим, так что когда звучит одно слово, предшествующее ему уже не воспринимается ни самим говорящим, ни слушающими. В письменной речи дело обстоит иначе — как пишущий, так и читающий имеют в поле своего восприятия одновременно ряд слов, а в тех случаях, когда в этом есть потребность, они могут вновь вернуться на несколько строк или страниц назад. Это создает определенные преимущества письменной речи перед устной. Письменную речь можно строить более произвольно, так как написанное всегда перед нашими глазами. По той же причине письменную речь легче понимать. С другой стороны, письменная речь является более сложной формой речи. Она требует более продуманного построения фраз, более точного изложения мыслей, потому что мы не можем придать письменной речи эмоциональную окраску, сопроводить ее необходимыми жестами. Кроме того, процесс формирования и выражения мысли протекает в устной и письменной речи неодинаково. Об этом может свидетельствовать тот факт, что нередко одним людям легче выразить свою мысль письменно, а другим — устно.

Следует отметить, что существует еще один вид речи — кинетическая речь. Данный вид речи сохранился у человека с давних времен. Первоначально это был основной и, вероятно, единственный вид речи, он выполнял все речевые функции: обозначения, выражения и др. Со временем этот вид речи утратил свои функции и в настоящее время используется в основном в качестве эмоционально-выразительных элементов речи — жестов. Очень часто мы сопровождаем свою речь жестами, что придает ей дополнительную выразительность.

Тем не менее, существуют довольно большие группы людей, для которых кинетическая речь по-прежнему остается основной формой речи. Имеются в виду люди глухонемые от рождения или потерявшие возможность слышать или говорить в результате несчастного случая или заболевания. Однако и в данном случае кинетическая речь существенно отличается от кинетической речи древнего человека. Она более развита и обладает целой системой знаковых сигналов.

Существует еще одно общее деление видов речи на два основных вида: внутренняя и внешняя речь. Внешняя речь связана с процессом общения, обмена информацией. Внутренняя речь прежде всего связана с обеспечением процесса мышления. Это очень сложное с психологической точки зрения явление, которое обеспечивает взаимосвязь речи и мышления.

Следует отметить, что любой вид речи, в том числе устная и письменная речь, имеет свое предназначение, т. е. выполняет определенные функции. Основными функциями речи являются выражение, воздействие, сообщение, обозначение.

Функция выражения заключается в том, что с помощью речи человек высказывает свое отношение к определенному предмету, явлению и к самому себе. Как правило, при высказывании нашего отношения к чему-либо речь имеет определенную эмоциональную окраску, что способствует пониманию окружающими нашего отношения к предмету, о котором идет речь.

Функция воздействия заключается в том, что с помощью речи мы пытаемся побудить другого человека или группу людей к определенному действию или формируем у слушателей определенную точку зрения на что-либо. Как правило, данная функция речи осуществляется через приказ, призыв или убеждение. Физиологической основой осуществления данной функции речи является особое положение второй сигнальной системы в структуре психической регуляции организма и поведения человека. Так, с помощью суггестии врач-психотерапевт может вызвать у человека определенные ощущения, в том числе связанные с лечебным эффектом. Например, внушение чувства тепла часто позволяет снять приступ астмы. С помощью внушения также можно помочь человеку отказаться от курения, употребления алкоголя и др.

Функция сообщения заключается в обмене мыслями и информацией между людьми с помощью слов. Данная функция обеспечивает осуществление контактов между людьми. В процессе этих контактов мы организуем не только обмен информацией, но и наше взаимодействие. Можно предположить, что именно данная функция в историческом плане явилась основным первоисточником развития речи человека.

Функция обозначения заключается в способности давать названия предметам и явлениям. Благодаря данной функции мы в состоянии мыслить отвлеченно с помощью абстрактных понятий, а также вести обмен информацией с другим человеком. Можно предположить, что данная функция является высшей функцией речи, осуществление ее стало возможным лишь на высших ступенях речевого развития.

studfile.net

Кинетическая речь. Основные виды речи

общение посредством языка жестов.

  • — kinetic proofreading — .Mеханизм выбраковки ошибочно активируемой аминокислоты на уровне соответствующего аминоациладенилата, функционирующий на стадии активации аминокислот…

    Молекулярная биология и генетика. Толковый словарь

  • — энергия механич. системы, зависящая от скоростей её точек. К. э. Т материальной точки измеряется половиной произведения массы т этой точки на квадрат её скорости, т. е. Т — …

    Физическая энциклопедия

  • — энергия механич. системы, зависящая от скоростей её точек. К. э. Т матер. точки равна: T=mv2/2, где m — масса этой точки, v — её скорость. К. э. механич…

    Физическая энциклопедия

  • — см. Кинетическое уравнение…

    Химическая энциклопедия

  • — физическая теория о силах, действующих между частицами, и энергии, которой они обладают. Простейшая форма кинетической энергии основана на следующих принципах: вещество состоит из мельчайших частиц…
  • — энергия, которой обладает движущийся предмет. Получает ее, начав двигаться. Зависит от массы предмета и его скорости, согласно равенству: К. э. = 1/2mv2…

    Научно-технический энциклопедический словарь

  • — параметр, определяющий Максвелла распределение частиц к.-л. сорта по скоростям. В условиях теплового равновесия К. т. частиц всех сортов одинаковы и совпадают с темп-рой всей системы…
  • — энергия механич. системы, зависящая от скоростей движения составляющих её частей. В классич. механике К. э. материальной точки массы т, движущейся со скоростью v, равна 1/2 mv2…

    Естествознание. Энциклопедический словарь

  • — графическое изображение скорости какого-либо процесса во времени…
  • — энергия механической системы, зависящая от скорости движения ее точек. Кинетическая энергия материальной точки измеряется половиной произведения массы m этой точки на квадрат ее скорость ν, тоесть Т = 1/2mν2…

    Энциклопедический словарь по металлургии

  • — энергия механической системы, зависящая от скоростей движения её точек. К. э. Т материальной точки измеряется половиной произведения массы m этой точки на квадрат её скорости υ, т. е. Т = 1/2 mυ2…

    Большая Советская энциклопедия

  • — параметр, определяющий Максвелла распределение частиц какого-либо сорта по скоростям. В условиях теплового равновесия кинетические температуры частиц всех сортов одинаковы и совпадают с температурой всей системы…

    Большой энциклопедический словарь

  • — См. ЯЗЫК -…
  • — речь. Ручная речь, общение при помощи языка жестов…

    Словарь лингвистических терминов

  • — См. РОЗНОЕ -…

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • — Учение о газах, состоящих из множества мелких частиц, находящихся в движении…

    Словарь иностранных слов русского языка

«кинетическая речь» в книгах

Белла Ахмадулина. Речь и речь нерасторжимы…Избранные стихотворения и статьи

Из книги Поэзия народов Кавказа в переводах Беллы Ахмадулиной автора Абашидзе Григол

Белла Ахмадулина. Речь и речь нерасторжимы…Избранные стихотворения и статьи СТИХОТВОРЕНИЕ, ПОДЛЕЖАЩЕЕ ПЕРЕВОДУ Стихотворение, подлежащее переводу, проживает сложную, трёхкратную жизнь. Оно полнокровно существует на родном языке и потом как будто умирает в

Речь, произнесенная в палате депутатов 27 января 1848 года при обсуждении проекта пожеланий в ответ на тронную речь

Из книги Демократия в Америке автора де Токвиль Алексис

Речь, произнесенная в палате депутатов 27 января 1848 года при обсуждении проекта пожеланий в ответ на тронную речь Господа!Я не намереваюсь продолжать обсуждение того частного вопроса, который здесь поднят. Я полагаю, что это окажется более полезным, когда нам придется

КИНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ГАЗОВ

Из книги Максвелл автора Карцев Владимир Петрович

КИНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ГАЗОВ Настало теперь время пояснить, почему Фарадей, стоя наве

bogemasamara.ru

Кинетическая речь в психологии. Кинетическая речь

Переводчики ЖЯ — Дебра Рассел (Канада) и Анна Комарова (Россия)

Же́стовый язы́к — самостоятельный язык , состоящий из жестов , каждый из которых производится руками в сочетании с мимикой , формой или движением рта и губ, а также в сочетании с положением корпуса тела. Эти языки в основном используются в культуре глухих и слабослышащих с целью коммуникации . Использование жестовых языков людьми без нарушения слуха вторично, однако довольно распространено: часто возникает потребность в общении с людьми с нарушениями слуха, являющимися пользователями жестового языка.

Одним из главных неправильных представлений о жестовых языках является представление, что они каким-то образом зависят от словесных (звуковых и письменных) языков или произошли от них, что эти языки были придуманы слышащими, однако это не так. Также, часто за жестовые языки принимается дактилирование букв (на самом деле используется в жестовых языках в основном для произнесения имён собственных, географических названий, а также специфичных терминов, взятых из словесных языков), калькирующая жестовая речь или жестовое артикулирование , используемая слышащими для передачи информации жестами грамматически идентично словесному языку. На самом же деле, жестовые языки почти полностью независимы от словесных и они продолжают развиваться: появляются новые жесты, отмирают старые — и чаще всего это мало связано с развитием словесных языков. Количество жестовых языков в стране не связано с количеством в ней словесных языков. Даже в одной стране, где присутствуют несколько словесных языков, может быть единственный общий жестовый язык, и в некоторых странах даже с одним словесным языком могут сосуществовать несколько жестовых.

Использование жестов, взамен голосового общения, может быть предпочтительно во многих ситуациях, где передавать информацию голосом или невозможно, или представляет определённые трудности. Однако, такие системы жестов называть сформировавшимися жестовыми языками не представляется возможным из-за их примитивности. Однако в отсутствие возможности использования звукового языка человек инстинктивно начинает использовать для этого жесты.

История появления

Естественно, что в тех обществах, где существовали жестовые языки слышащих, немногочисленные глухие использовали их, творчески обогащая. Однако такие функционально развитые и лексически богатые варианты оказывались недолговечны, их употребление не выходило за узкий круг общения глухого. Многочисленные сообщества глухих, способные поддерживать функционально богатый язык и передавать его новым членам, — явление по́зднее, возникающее при высокой плотности населения в городских условиях. (Бывают и исключения: у племени урубу , живущего небольшими поселениями на северо-востоке Бразилии , чрезвычайно велико число глухих — каждый семьдесят пятый; неудивительно, что здесь сложился развитый жестовый язык, используемый глухими, но известный всем членам племени).

В Европе с увеличением мобильности населения в Новое время на больших территориях, в рамках целых государств стали складываться единые, национальные языки. В некотором смысле параллельный процесс происходил и в случае жестовых языков. Важнейшим толчком к развитию и распространению жестовых языков на территории целых государств стало возникновение в конце XVIII в. учебно-воспитательных центров для детей с нарушениями слуха: во Франции — под руководством аббата Шарля Мишеля де л’Эпе , в Германии — под руководством Самуэля Гейнике . Основную задачу сурдопедагоги видели в том, чтобы дети могли овладеть письменной формой соответствующих языков; основой языков обучения стали естественные жестовые языки, развившиеся в национальных соо

bogemasamara.ru

внешняя, внутренняя, устная, письменная, кинетическая речь


Подборка по базе: Возникновение науки и основные стадии ее развития.docx, Министерство образования и науки РФ.docx, МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc, Урок 17. Основные понятия органической химии.docx, тех мех начало статика — понятия.ppt, Заявление История и политические науки.doc, Т1 Предмет экономической науки.pptx, Лекция 1 Основные понятия безопасности КС и сетей(11.09.17).pptx, Основные этапы становления этики как науки.docx, МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.do.

4. Виды речи: внешняя, внутренняя, устная, письменная, кинетическая речь.
Внешняя – служит для передачи информации (экспрессивная, обозначающая, коммуникативная)

Внутренняя – интеллектуальная функция (прежде всего), коммуникативная

Письменная – с помощью системы графических знаков

Устная — с помощью звуков-знаков.

Диалогическая – участвуют два или более

— активная – человек занимает в разговоре активную позицию

— пассивная – пассивную.

Монологическая – речь одного человека.

— активная – активная позиция

— пассивная – может быть замещением внутренней, может выполнять экспрессивные функции

Кинетическая – речь с помощью жестов (самая древняя).

5. Формы устной речи: диалогическая и монологическая речь.
Внешняя речь включает устную (ди­алогическую и монологическую) и письменную. Диалог — это непосредственное общение двух или нескольких чело­век.

Диалогическая речь — это речь поддерживаемая; со­беседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориен­тировать ее).

Разновидностью диалогического общения является бе­седа, при которой диалог имеет тематическую направ­ленность.

Монологическая речь — длительное, последователь­ное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог не прерываем, по­этому активное, экспресивно-мимическое и жестовое воз­действие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно из­меняется смысловая сторона. Монологическая речь — связ­ная, контекстная. Ее содержание должно прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и доказа­тельности в изложении. Другое условие, неразрывно свя­занное с первым,— грамматически правильное построе­ние предложений.  

Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи.

Содержательная сторона монолога должна сочетаться о выразительной. Выразительность же создается как язы­ковыми средствами (умение употребить слово, словосо­четание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыко­выми коммуникативными средствами (интонацией, сис­темой пауз, расчленением произношения какого-то сло­ва или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жес­тикуляцией).     

Таким образом, устная монологическая речь актера меньше всего похожа на непосредственное «воплощение» во внешней речи исходного замысла или готовой мысли. Подготовка устной монологической речи представляет собой также сложнейший процесс перехода от начального замысла к связной речи, при котором, как говорил Л. С. Выготский, «мысль совершается в речи».

Отмеченные особенности отличают устную монологическую речь от диалогической речи. Однако существует ряд особенностей, общих для устной диалогической и устной монологической речи. Устная монологическая речь всегда есть речь, обращенная к живому собеседнику. Реакции собеседника позволяют говорящему корригировать свое высказывание по ходу сообщения — опускать уже известное, дополнять и развертывать неизвестное или недостаточно понятое. Таким образом, устная монологическая речь в некоторых случаях может переходить в скрытую форму диалогической речи и корригироваться извне, обнаруживая разные стадии развернутости.

Устная монологическая, как и устная диалогическая, речь располагает кроме средств языковых кодов еще целым рядом дополнительных выразительных средств или «маркеров». К ним относятся «просодические» маркеры: интонация, выделение голосом отдельных компонентов текста, использование системы пауз и т. д. К ним относятся и внеязыковые средства такие, как мимика и выразительные жесты.

Все эти средства могут успешно дополнять устойчивые коды языка, выделяя существенно новое, важное, вскрывая существенные элементы смысла. Хорошо известно, что различная интонация и мимика могут придавать разный смысл, казалось бы, одинаковым синтаксическим конструкциям.

Наличие этих средств — жеста, мимики, интонации, пауз — дает возможность перемещать смысловую организацию от синсемантических к симпрактическим компонентам, что и составляет особенность устной монологической речи.

Устная монологическая речь, как и диалогическая, в известных пределах может допускать неполноту высказывания (элизии или эллипсы), и тогда ее грамматическое строение может приближаться к грамматическому строению диалогической речи
6. Функции речи.
1. Коммуникативная – связана с общением, основное средство коммуникации в совместной деятельности.

2. Указывающая (индикативная функция речи) – позволяет использовать язык для указания внешних предметов.

3. Экспрессивная – связана с эмоциями, передает отношение к событиям.

4. Обозначающая (сигнификативная) – передает значение слов языка.

5. Называющая – номинативная функция.

6. Интеллектуальная (назвал Рубинштейн) – формулируя мысль, мы ее формируем, речь обслуживает мышление.

7. Теории речи: теория научения, теория Н.Хомского, когнитивная теория Ж.Пиаже, теория взаимосвязи мышления и речи Л.С.Выготского, теория УПК Н.И.Жинкина-И.Н.Горелова, теории эгоцентрической речи Л.С.Выготского и Ж.Пиаже, теория автономной речи (Л.С.Выготский).
Теория научения

Бихевиоральный подход (необихевиоризм) Скиннер.

Ребенок обладает врожденной потребностью и врожденной способностью к подражанию. Важнейшая форма подражания – звукоподражание. Звукоподражание, которое подкрепляется положительной эмоциональной регуляцией, ведет к быстрому усвоению звуков, слов и предложений.

Формирование речи происходит по законам научения и основные механизма формирования речи: подражание и подкрепление.
Теория специфических задатков Н. Хомского

В организме и мозге человека есть специфические задатки к усвоению речи и основных ее атрибутов. Окончательно эти задатки складываются и закрепляются к одному году. Возраст 1-3 г. является сензитивным для формирования речи.
Когнитивная теория Пиаже

Развитие речи происходит за счет врожденной способности ребенка воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. Первые высказывания ребенка относятся к той информации, которую он воспринял и интеллектуально переработал. Развитие речи происходит во взаимосвязи с развитием интеллекта или мышления.

1 – 3 года – речь формируется наиболее активно.
Теория взаимосвязи мышления и речи Л.С. Выготского
Единство мышления и речи заключается в значении слова.

Высшим уровнем единства мышления и речи является речевое мышление.

Мышление и речь имеют разные генетические корни. Первоначально они развиваются отдельно.

Исходная функция речи – коммуникативная. Она возникла из необходимости организовать совместную деятельность.

Первой ступенью мышления в филогенезе было наглядно-действенное, неречевое. Когда развитие мышления достигает стадии наглядно-образного мышления – развитие мышления и речи происходит совместно. Переход коллективного мышления в индивидуальные формы происходит по схеме формирования психической функции.

Таким образом, сформировалось словесно-логическое мышление и внутренняя речь.

Теория Жинкина-Горелова

Жинкин выдвинул теорию о существовании универсального предметного кода (УПК) значения слова или понятия.

УПК существует независимо от языка, он непроизвольный, форма существования мысли. УПК имеет изобразительный или образный характер. Он может быть одинаков у всех народов.

Горелов экспериментально проводил эту гипотезу.

Выводы:


  1. у человека существует невербальный базис речи, он и есть УПК.

  2. УПК имеет изобразительно-жестовый характер, т.е. он двигательный.

Теории эгоцентрической речи Л.С. Выготского и Ж.Пиаже

Согласно учению Пиаже, эгоцентрическая речь ребенка представляет собой прямое выражение эгоцентризма детской мысли, который, в свою очередь, является компромиссом между изначальным аутизмом детского мышления и постепенной его социализацией; так сказать динамическим компромиссом, в котором по мере развития ребенка убывают элементы аутизма и нарастают элементы социализированной мысли, благодаря чему эгоцентризм в мышлении, как и в речи, постепенно сходит на нет.

Из этого понимания природы эгоцентрической речи вытекает воззрение Пиаже на структуру, функцию и судьбу этого вида речи. В эгоцентрической речи ребенок не должен приспособляться к мысли взрослого; поэтому его мысль остается максимально эгоцентрической, что находит свое выражение в непонятности эгоцентрической речи для другого, в ее сокращенности и других ее структурных особенностях. По своей функции эгоцентрическая речь в этом случае не может быть ничем иным, как простым аккомпанементом, сопровождающим основную мелодию детской деятельности и ничего не меняющим в самой этой мелодии. Это скорее сопутствующее явление, чем явление, имеющее самостоятельное функциональное значение. Эта речь не выполняет никакой функции в поведении и мышлении ребенка. И наконец, поскольку она является выражением детского эгоцентризма, а последний обречен на отмирание в ходе детского развития, естественно, что ее генетическая судьба есть то же умирание, параллельное умиранию эгоцентризма в мысли ребенка. Поэтому развитие эгоцентрической речи идет по убывающей кривой, вершина которой расположена в начале развития и которая падает до нуля на пороге школьного возраста. Таким образом, естественно, что эта речь является прямым выражением степени недостаточности и неполноты социализации детской речи.

Согласно противоположной теории эгоцентрическая речь ребенка представляет собой один из феноменов перехода от интерпсихических функций к интрапсихическим. Этот переход является общим законом для развития всех высших психических функций, которые возникают первоначально как формы деятельности в сотрудничестве и лишь затем переносятся ребенком в сферу своих психологических форм деятельности. Речь для себя возникает путем дифференциации изначально-социальной функции речи для других. Не постепенная социализация, вносимая в ребенка извне, но постепенная индивидуализация, возникающая на основе внутренней социальности ребенка, является главным трактом детского развития. В зависимости от этого изменяются и наши воззрения на вопрос о структуре, функции и судьбе эгоцентрической речи. Структура ее, представляется нам, развивается параллельно обособлению ее функций и в соответствии с ее функциями. Иначе говоря, приобретая новое название, речь, естественно, перестраивается и в своей структуре сообразно с новыми функциями.
Выготский пришёл к выводу, что эгоцентрическая речь — это не выражение интеллектуального эгоцентризма, как утверждал Пиаже, а переходный этап от внешней к внутренней речи. Эгоцентрическая речь первоначально сопровождает практическую деятельность.
Теория автономной речи Выготского

В развитии речи можно выдвинуть два основных периода:

1) соответствует младенческому возрасту (до 1 года), безязычный период (формирование звуков).

2) раннее детство – языковой (ребенок начинает произносить слова).

Между этими периодами существует период автономной речи. Возникает приблизительно в один год (кризис одного года).

Элиасберг – ввел термин «автономная речь».

Дарвин: Первый описал феномен этой речи и выделил ее своеобразные особенности. Он выделил основные особенности автономной речи.


  1. Фонетический состав речи – звуковой состав речи ребенка отличается от речи взрослого.

  2. Артикуляционные и моторные компоненты речи отличаются.

  3. Смысловая сторона речи. Значение слов автономной речи представляет собой целый комплекс значений.

  4. (Выготский) – с помощью автономной речи ребенок особым образом общается со взрослыми, он может связаться только с теми, кто его понимает. Слово употребляется тогда, когда оно представлено в какой-то конкретной ситуации (в поле зрения ребенка). Яркие эмоциональные реакции связаны с трудностями в понимании.

  5. (Выготский) – своеобразная связь слов. В этой речи нет грамматических правил связи слов.

К. Штумпф – после выхода его работы активизировалось изучение автономной речи. Учение об автономной речи включает два основных положения:

1. Период автономной речи – это необходимый этап в развитии речи.

2. Автономная речь ярко проявляется при различных аномалиях и задержке в развитии речи.

8. Онтогенетическое развитие речи.
Основные этапы (периоды):


  1. Период подготовления словесной речи (до 1 года).

— фаза гуления (2-3 мес.) – гласные

— фаза лепета – повторяющиеся слоги

— фаза жестов – связана с пониманием слов и с жестами (после шести месяцев)


  1. Период первоначального овладения языком и формирование расчлененной звуковой речи (1-3 года),

  2. Дошкольное детство (3-7 лет) – развитие языка в процессе речевой практики

  3. Период овладения письменной речью и систематическое обучение языку (в школе).

1. Основные проблемы психологии эмоций
1. Основные проблемы психологии эмоций: условия возникновения эмоций, эмоции и процессы познания, эмоции и процессы мотивации, функции эмоций.
Эмоции – это психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость внешних и внутренних ситуаций для человека.

В связи с тем, что эмоция является субъективным, кратковременным и ситуативным процессом в их изучении возникает ряд проблем:

1. Трудность диагностики эмоций

2. Проблема регуляции эмоциональных состояний

3. Проблема понимания причин возникновения эмоций.
Особенности проявления эмоций у человека по сравнению с животными:


  1. Только у человека есть высшая форма эмоций — чувства (это субъективное проявление удовлетворения или неудовлетворения внешних (социальных) потребностей (любовь, ревность, презрение и пр.). У каждого человека есть свой путь выражения на уровне человека.

  2. Человек умеет овладевать своими эмоциями, сдерживая неуместные проявления или маскируя негативные эмоции.

  3. У человека эмоции могут приобретать смешанный характер (амбивалентность чувств).

Влияние эмоций на познавательные процессы:


  1. Эмоции влияют на восприятие окружающей действительности. Эмоции влияют на выделение фигуры из фона и оценку величины воспринимаемых объектов (эмоции определяют избирательность восприятия) (ТАТ Мюррей)

  2. Эмоции оказывают избирательное действие на процесс запоминания и воспроизведения материала:

    1. процесс заучивание в условиях тревожности личности проходит намного хуже, чем в нейтральной ситуации.

    2. Существует тенденция к лучшему воспроизведению приятных событий.

    3. Запоминание зависит от силы эмоции. Наиболее эффективное запоминание происходит при оптимальном эмоциональном состоянии.

  3. Эмоции влияют на мышление. Эмоции активизируют мыслительные процессы, а также оказывают избирательное влияние на содержание мышления. Интенсивные эмоции могут приводить к деформации процесса мышления и нарушения его логической структуры. (Пример, массовая паника в США в связи с радиоспектаклем о вторжении марсиан. Интесивная эмоция страха сформировала ошибочные убеждения у людей). На сегодняшний день существуют данные о влиянии эмоционального возбуждения на выполнение сложной интеллектуальной деятельности. Снижение интенсивности эмоций приводит к блокированию мыслительных процессов. Тихомиров исследовал деятельность шахматистов и обратил внимание, что эмоции в деятельности шахматистов выполняют важные функции:

    1. эмоции «сужают» зону поиска

    2. позволяют фиксировать найденные успешные решения

    3. готовят принятие решения

Т.о. эмоции определяют избирательность познавательных процессов и их направленность. Кроме этого, эмоции могут либо активизировать познавательные процессы, либо подавлять их.
Влияние эмоций на мотивационно-потребностную сферу личности

Эмоции и мотивация – это параллельно протекающие процессы. Основная функция эмоций в мотивации – определение направленности поведения человека. Эмоции обеспечивают неосознаваемое побуждение человека к деятельности.

Связь эмоций и потребностей – эмоции способствуют выделению предметов, отвечающих потребностям личности, и стимулируют деятельность, направленную на их удовлетворение.

П Э М

Фильтр

Эмоции являются показателем процесса удовлетворения потребности. Положительные эмоции — удовлетворена, отрицательные – неудовлетворенна.
Эмоции – это субъективное отражение потребности личности. Эмоции всегда связаны с определенной значимостью для человека каких-либо событий.
Функции эмоций:

1. Функция оценка (В. Вилюнас) – эмоция дает возможность оценить смысл ситуации для человека. Эмоциональная оценка предшествует развернутой сознательной переработке информации.

2. Функция мобилизации (Ганс Селье) – проявляется на физиологическом уровне (выброс в кровь гормонов, учащение сердцебиения, изменение соматических процессов). Функция позволяет организму сосредоточить все усилия на преодолении негативной ситуации.

3. Функция следообразования – эмоциональное предвосхищение событий, которые произойдут в будущем. Функция связана с формированием ассоциаций в нервной системе или условно-рефлекторных связей.

4. Регулятивная функция – эмоции сопровождают удовлетворение потребности человека и таким образом направляют его деятельность.

5. Экспрессивная функция – эмоции участвуют в передаче информации о состоянии человека.

6. Функция организации поведения – оптимальные по интенсивности эмоции способны обеспечивать эффективное протекание деятельности. Длительное действие интенсивных эмоций может оказывать негативное (дезорганизующее) влияние на поведение человека.

topuch.ru

внешняя, внутренняя, устная, письменная, кинетическая речь.

Внешняя – служит для передачи информации (экспрессивная, обозначающая, коммуникативная)

Внутренняя – интеллектуальная функция (прежде всего), коммуникативная

Письменная – с помощью системы графических знаков

Устная — с помощью звуков-знаков.

Диалогическая – участвуют два или более

— активная – человек занимает в разговоре активную позицию

— пассивная – пассивную.

Монологическая – речь одного человека.

— активная – активная позиция

— пассивная – может быть замещением внутренней, может выполнять экспрессивные функции

Кинетическая – речь с помощью жестов (самая древняя).

5. Формы устной речи: диалогическая и монологическая речь.

Внешняя речь включает устную (ди­алогическую и монологическую) и письменную. Диалог — это непосредственное общение двух или нескольких чело­век.

Диалогическая речь — это речь поддерживаемая; со­беседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориен­тировать ее).

Разновидностью диалогического общения является бе­седа, при которой диалог имеет тематическую направ­ленность.

Монологическая речь — длительное, последователь­ное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог не прерываем, по­этому активное, экспресивно-мимическое и жестовое воз­действие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно из­меняется смысловая сторона. Монологическая речь — связ­ная, контекстная. Ее содержание должно прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и доказа­тельности в изложении. Другое условие, неразрывно свя­занное с первым,— грамматически правильное построе­ние предложений.  

Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи.

Содержательная сторона монолога должна сочетаться о выразительной. Выразительность же создается как язы­ковыми средствами (умение употребить слово, словосо­четание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыко­выми коммуникативными средствами (интонацией, сис­темой пауз, расчленением произношения какого-то сло­ва или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жес­тикуляцией).     

Таким образом, устная монологическая речь актера меньше всего похожа на непосредственное «воплощение» во внешней речи исходного замысла или готовой мысли. Подготовка устной монологической речи представляет собой также сложнейший процесс перехода от начального замысла к связной речи, при котором, как говорил Л. С. Выготский, «мысль совершается в речи».

Отмеченные особенности отличают устную монологическую речь от диалогической речи. Однако существует ряд особенностей, общих для устной диалогической и устной монологической речи. Устная монологическая речь всегда есть речь, обращенная к живому собеседнику. Реакции собеседника позволяют говорящему корригировать свое высказывание по ходу сообщения — опускать уже известное, дополнять и развертывать неизвестное или недостаточно понятое. Таким образом, устная монологическая речь в некоторых случаях может переходить в скрытую форму диалогической речи и корригироваться извне, обнаруживая разные стадии развернутости.

Устная монологическая, как и устная диалогическая, речь располагает кроме средств языковых кодов еще целым рядом дополнительных выразительных средств или «маркеров». К ним относятся «просодические» маркеры: интонация, выделение голосом отдельных компонентов текста, использование системы пауз и т. д. К ним относятся и внеязыковые средства такие, как мимика и выразительные жесты.

Все эти средства могут успешно дополнять устойчивые коды языка, выделяя существенно новое, важное, вскрывая существенные элементы смысла. Хорошо известно, что различная интонация и мимика могут придавать разный смысл, казалось бы, одинаковым синтаксическим конструкциям.

Наличие этих средств — жеста, мимики, интонации, пауз — дает возможность перемещать смысловую организацию от синсемантических к симпрактическим компонентам, что и составляет особенность устной монологической речи.

Устная монологическая речь, как и диалогическая, в известных пределах может допускать неполноту высказывания (элизии или эллипсы), и тогда ее грамматическое строение может приближаться к грамматическому строению диалогической речи

studfile.net

Читайте также:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о