Кризисы возрастов – Возрастные кризисы — это что такое

Содержание

Возрастные кризисы у детей и взрослых. Кризисы возрастного развития

Возрастные кризисы представляют собой закономерные изменения психики человека в зависимости от этапа развития. Они проявляются в изменении мировоззрения, характера реакции на привычные вещи и базовой линии поведения.

В каждом возрасте человек выполняет определенные социальные роли и задачи. Со сменой возраста они также меняются, что может стать причиной появления кризиса.

Л. Выготский, советский психолог, занимавшийся изучением когнитивного развития ребёнка, определил кризис как переломный пункт в нормальном течении психического развития, когда накапливаются изменения структуры личности, появляются возрастные новообразования и дают резкие сдвиги в развитии.

Л. Выготский называл новообразованием качественно новый тип личности и взаимодействия человека с действительностью, отсутствующий как целое на предыдущих этапах его развития. На каждом возрастном этапе он выделял центральное новообразование, характеризующее перестройку всей личности человека на новой основе, и частные новообразования, относящиеся к отдельным сторонам личности.

Также у человека меняются потребности и побуждения, которые формируют их поведение.

По Л. Выготскому, можно определить признаки «нормального детского развития» и стабильных стадий. Нормальное развитие начинается во время рождения ребенка и заканчивается в 17 лет.

Любой переходный период сопровождается стрессовой реакцией организма, на фоне которой развивается повышенная личная раздражительность от непонимания и отсутствия адаптации. Это считается нормальным течением. Но если социальная среда оказывает давление и не способствует мягкому прохождению переходного этапа, то кризис может затянуться или трансформироваться в более серьезные состояния.

В каком возрасте бывают кризисы?

Наиболее часто встречается информация относительно того, как проявляются возрастные кризисы у детей. Это связано с тем, что именно в раннем возрасте происходят формирование психики и частая смена физиологических процессов на фоне взросления. То, как личность преодолевает самые первые переходные состояния, во многом определяет ее характер. Именно поэтому максимальное внимание уделяется изучению и преодолению ранних кризисов.

Детские кризисы

В психологии разработана классификация жизненных кризисов в зависимости от возрастного этапа:

  1. Новорожденность. Считается наиболее тяжелым для организма кризисом, поскольку требует максимального уровня адаптации – от условий внутриутробного пребывания к специфике окружающего мира. Несмотря на то, что ребенок не вполне осознает, что именно произошло, такое состояние приравнивается к переживанию смерти. Глубина стресса усугубляется тем, что сам младенец не имеет никаких навыков и способностей к тому, чтобы хоть как-то изменить ситуацию.

Первые 3 месяца жизни ребенка многими специалистами считается четвертым триместром беременности. По сути, мать «донашивает» ребенка снаружи, но в этот период «психологическая пуповина» еще очень крепкая. Ребенок развивается неотрывно от матери, у него начинается формирование базового доверия к миру (что ляжет в основу развития его личности). Вот почему важно, чтобы первые 3 месяца прошли благополучно, чтобы все потребности новорожденного удовлетворялись вовремя.

Для успешного прохождения кризиса новорожденности и формирования чувства безопасности нужно вовремя ухаживать за ребенком, кормить по требованию, уделять ему достаточно внимания как маме, так и папе (родители носят ребенка на руках, от них исходит тепло, любовь и спокойствие). Результат благополучного преодоления кризиса новорожденности – адаптация к новым условиям жизни.

  1. Первый год жизни. Считается периодом приобретения автономии – ребенок сам кушает, делает первые шаги, произносит первые слова, учится контролировать позывы своего мочевого пузыря и кишечника. У каждого ребенка этот кризисный период может смещаться. В среднем он длится от 1 до 2 лет. Также на этом этапе происходит становление коммуникативной функции, появляется возможность вербализировать свои требования и недовольства. То есть ребенок уже не просто реагирует на хаос окружающей среды с помощью эмоций, но и получает возможность им управлять, хоть и в малой степени. Чтобы ребенок благополучно прошел эту стадию, нужно быть с ним рядом, но не навязываться. Например, давать ложку, чтобы ребенок ел сам, давать возможность выбирать одежду для прогулки, хвалить, помогать, если он сам не справляется. При этом рекомендуется обойтись без оценочной лексики, поощряя правильные действия, но не комментируя, какой ребенок сам по себе.
  2. 3 года. Второе его название «Я сам!». У ребенка формируется внутреннее «Я», чувство самоидентичности, осознание себя как отдельного субъекта отношений и взаимодействия. Появляются первые самостоятельные поступки и решения, строятся новые системы общения со значимыми взрослыми. На этом возрастном этапе ребенок получает доступ к активному исследованию мира, что приводит одновременно и к развитию личности, и к получению массы стрессов от контакта с реальностью, правила которой еще не до конца изучены. Конфликты возникают из-за стремления ребенка к проявлению самостоятельности (часто это упрямство и непослушание) и желанием родителей оградить его от опасности. Взрослым следует быть спокойными, проявить терпение и понимание, чтобы ребенок благополучно преодолел эту стадию. Ни в коем случае нельзя сравнивать его с другими детьми, поддаваться манипуляциям и срываться на нем.
  3. Школьный (7 лет). Связан с потребностью осваивать новые социальные навыки и нормы, уметь концентрироваться на задачах, выстраивать взаимодействие со сверстниками, принимать чужую позицию и отстаивать свою. Это период получения знаний и воспитания силы воли. Если родители вместо помощи в преодолении будут поучать ребенка и ужесточат правила в семье по отношению к нему, это может повлечь за собой последствия в виде развития комплексов.

Система образования в нашей стране все еще построена на оценивании и сравнении, что в итоге может снижать самооценку и мотивацию ребенка. С другой стороны, именно включение в социальную группу формирует истинную волю человека, а не просто способность озвучивать свои желания – на этом этапе приходится действительно учитывать сложившуюся ситуацию и мнение людей. Старые схемы взаимодействия с другими людьми (манипуляции, ласка, послушание) могут перестать работать, поэтому возникает необходимость искать новые.

Опасность данного кризиса заключается в том, что если ребенок плохо адаптируется в школе, т.е. не проходит этот кризис благополучно, у него могут появиться конфликты со сверстниками или развиться такие комплексы, как неуверенность в себе, нежелание учиться. В этом возрасте для ребенка важно, чтобы родители отнеслись серьезно к его будущей адаптации в школе. Можно предварительно водить его на курсы подготовки, чтобы он понимал, какими будут режим и задания, чем школа отличается от садика и т. д.

Новообразование, рождающееся в этом кризисе – произвольность и осознанность психических процессов и их интеллектуализация.

  1. Подростковый. Имеет более размытые временные границы – от 11 до 15 лет, что обусловлено физиологическими изменениями в связи с половым созреванием. Это самый настоящий переходный возраст от детства к взрослой жизни, когда разница между полами замечается не только на уровне понимания, но и чувств. Половое влечение дает новый вектор и энергию для действий и развития, выступает мощным мотивом для изменений жизни. Оно меняет сферу интересов и смещает акценты в поведении. Девочки начинают больше времени уделять внешности, мальчики работают над своей репутацией. При этом стремление казаться взрослым часто конфликтует с отсутствием возможности вынести необходимый уровень ответственности и справиться со всеми задачами. В подростковом периоде сам человек не совсем понимает, что с ним происходит, только замечает, что мир необратимо меняется, и теперь нужно опять адаптироваться. Некоторые впадают от стресса в оцепенение, кто-то ажитируется и развивает бурную деятельность, возрастает количество конфликтов со старшими.

Кризисы взрослого возраста

В зрелом возрасте люди также проживают переоценку жизненных смыслов, которая не всегда проходит гладко. Успешно пройдя все детские этапы формирования, взрослая жизнь продолжает требовать от человека изменений и трансформаций.

Виды кризисов взрослого возраста:

  1. Юношеский – начинается в момент окончания школы и первых курсов института и заканчивается в 21-25 лет в зависимости от развития личности. Он связан с переходом во взрослую жизнь, когда благодаря подростковым ошибкам уже получено достаточно опыта, выбрана профессия и примерный жизненный план. Стресс и страх порождаются шагами, определяющими дальнейшую жизнь – выбор партнера, получение образования, уход в армию, переезд и прочее. Этап принятия судьбоносных решений при довольно малом практическом опыте всегда кризисный.
  2. Кризис среднего возраста. В зависимости от условий жизни и зрелости личности он проживается в 30-40 лет и даже позже. К примеру, если человек в 30 лет живет с родителями, у него данный кризис может наступить и в 45 лет. Все зависит от конкретного человека, его интеллекта, от личностного развития. На данном этапе происходит оценка правильности выбора судьбоносных решений: профессия, работа, место проживания, партнер, а также переоценка выбранных ориентиров. Настоящая личностная зрелость наступает именно к этому периоду.

Смелые и находящиеся в ресурсном состоянии люди при необходимости способны в данном возрасте кардинально изменить свою жизнь в сторону сознательных выборов и гармоничных решений. Есть и те, кто больше углубляется в депрессию, продолжает терпеть и делать вид, что все в порядке, но их внутреннее напряжение тем временем растет. При игнорировании кризиса среднего возраста случаются тяжелые аффективные расстройства, появляются зависимости и пагубные увлечения как способы отвернуться от реальности.

  1. Кризис осознания старения и выхода на пенсию – связан с ощущением собственной бесполезности и невостребованности. Большое количество освободившегося времени, ухудшение здоровья и осознание конечности жизни вгоняют в тоску и тревогу, поскольку, привыкнув к постоянной занятости, человек вдруг сталкивается с самим собой и обнаруживает пустоту. Чтобы выйти из этого состояния, нужно разобраться и прислушаться к себе, понять, что нравится, чем давно хотелось заняться, на что есть ресурсы, как человек хотел бы потратить отведенное ему время.

Особенности кризисов

Особенности каждого кризиса заключаются в яркости их переживания. Рассмотрим отдельно особенности кризисов для детей и взрослых.

Для детей

Проявляются детские кризисы эмоциональными вспышками, непослушанием, протестным поведением. Все это не является его личным отношением к людям. Так ребенок показывает непонимание и сопротивление происходящим переменам, у него происходит психическая перестройка и адаптация к новой социальной роли. Как только ребенок усваивает необходимые навыки и у него формируются необходимые для возраста психические новообразования, кризис прекращается.

Для взрослых

Возрастной кризис во взрослом возрасте менее ярок и насыщен поведенческими аффективными проявлениями. Обычно наступает постепенно, но длится дольше, чем у детей (от 1 года до 3 лет).

Основой для наступления переходного момента обычно служит не столько физиология, сколько достижение определенной точки в своем развитии, после которой ситуация становится тупиковой. Это потребность в изменении взглядов, деятельности, сферы приложения усилий, а также нахождении новых смыслов. Если ее не удовлетворить, то наступает деградация.

Большинство людей самостоятельно преодолевают возрастные рубежи, но когда кризисное состояние затягивается, имеет смысл обратиться за консультацией к психологу.

При детских и подростковых кризисах могут появиться такие проблемы, как невроз, истерики, попытки манипуляции, с которыми родителям сложно справиться, тогда стоит обратиться к детскому психологу. Специалист проводит занятия с ребенком, консультирует родителей по стилю воспитания, по взаимодействию с ребенком сейчас и в дальнейшем.

При кризисах зрелого возраста человек сам обращается к специалисту для решения психологических затруднений и экзистенциальных вопросов. Часто бывает так, что кризис становится причиной появления проблем в супружеских отношениях, выборе партнера, неудовлетворенности семейным положением и т.д. В таких случаях необходимо обращаться к семейному психологу.

Психологи в центре «Ember» помогают разобраться с внутренними конфликтами, провоцирующими негативное состояние у детей и взрослых. На первичной встрече наши специалисты проводят психологическую диагностику и клиническую беседу, в процессе которой выясняются подробности жизни человека, его индивидуальные особенности. Затем психолог подбирает методики работы с клиентом, заключается психотерапевтический контракт, оговариваются сроки коррекции, количество встреч, ставятся задачи терапии в соответствии с пожеланиями и видением клиента.

emberint.ru

Возрастные кризисы у детей – таблица и описание

Психолог Светлана Мерченко о том, как помочь ребенку преодолеть сложные возрастные периоды

фото_Мерченко.png""

Досье КС

Светлана Мерченко

Город: Новосибирск

Практикующий псифхолог, специалист в области детско-родительских отношений, психолог организации усыновителей «День аиста», бизнес-тренер, многодетная ­мама

Про кризисы развития детей слышали, пожалуй, все современные родители. То и дело кто‑то вздыхает: «У нас кризис трех лет» или «У нас подростковый возраст». Что же это значит? Возрастные кризисы — это такие периоды в развитии человека, при которых происходят резкие психические изменения. Еще вчера ваш школьник был вполне себе милым и покладистым, а сегодня вдруг стал спорить, противоречить, расстраиваться по пустякам, утрированно реагировать на любые замечания в свой адрес, и вы понимаете — вот оно, началось! Здравствуй, подростковый возраст! Однако проходит какое‑то время — год, два, три, и вы замечаете, что ребенок вернулся «в свои берега». Но при этом стал другим, более независимым, ответственным, самостоятельным. Кризис миновал, а результаты его ­­остались. Возрастные кризисы встречаются на всем протяжении процесса взросления: как у детей дошкольного возраста, так и у подростков, поэтому особенно важно знать их отличительные черты и значение.

«Штормовые» периоды

О кризисах развития писали и Зигмунд Фрейд, и Лев Выготский, и другие известные ученые. В их трудах есть много общего (например, возрастные этапы кризисов) и принципиально разного. Но оставим тонкости профессионалам — родителям важнее знать главные особенности каждого кризиса, чтобы помочь своему ребенку пережить эти непростые ­­периоды. В таблице ниже кратко описаны основные возрастные кризисы у детей.

Шпаргалка для родителей: возрастные кризисы

Таблица кризисов в разные периоды жизни ребенка:
ВозрастПредмет конфликтаБлизкое окружениеИсход кризиса
0—1 годСтоит ли доверять этому миру?

+

Поддержка, удовлетворение потребностей, забота, контакт, эмоциональное общение

+

Доверие к людям, позитивное отношение к себе

Отсутствие поддержки, плохая забота, непоследовательность, эмоциональная «глухота»

Недоверие к людям, недоверие к себе
2—3 годаМогу ли я контролировать этот мир?(или только свое поведение?)

+

Поддержка, введение разумных ограничений, адекватная степень свободы, отсутствие родительской агрессии в наказаниях

+

Автономия, стремление управлять собой

Гиперопека, отсутствие поддержки и доверия, жесткие или унизительные наказания

Сомнения в своих возможностях, стыд или тревожность
4—5 летМогу ли я быть независимым от родителей и где границы моих возможностей? Что значит быть мальчиком и девочкой?

+

Поощрение активности, наличие исследовательских возможностей, признание прав ребенка, поло-ролевое признание

+

Инициативность, уверенность в своих силах, признание своего пола

Неодобрение активности, постоянная критика, обвинения, неприятие себя как девочки или мальчика

Вина за поступки, ощущение собственной «плохости». Негативное отношение к собственному полу
6—11 летМогу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру?

+

Мягкое обучение и воспитание, наличие хороших примеров для подражания

+

Трудолюбие, наличие личных интересов и желания добиваться целей

Несистемное или противоречивое обучение, отсутствие руководства, позитивных примеров для подражания

Чувство неполноценности, неуверенность и страх перед трудностями
12—18 летКто я без влияния родителей? Каковы мои личные убеждения, взгляды, позиции?

+

Внутренняя устойчивость и преемственность, наличие четко определенных половых моделей для подражания, признание права ребенка на собственный внутренний мир

+

Идентичность, внутренняя целостность

Неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределенные ожидания

Смешение ролей, противоречие ценностей, эмоциональная зависимость

Кризис первого года жизни

«Стоит ли доверять этому миру?»

Первый кризис происходит у детей в возрасте до года. Младенец, только появившийся на свет, беззащитен и беспомощен. Он буквально не может выжить, если рядом не окажется людей, которые позаботятся о нем. Но ребенку важно не только быть накормленным и умытым. Малышу нужна уверенность: его тут ждали. Ему необходимо видеть радость и счастье на лицах людей, которые заботятся о нем, чтобы впоследствии доверять людям, себе и миру. Постоянной заботой, лаской, надежным присутствием, бесконечными объятиями и поцелуями мама и папа доказывают: родиться — это ­прекрасно!

Но если малыш сталкивается с плохим уходом, равнодушием или наблюдает, что близкие люди страдают, печалятся, ругаются, часто отсутствуют, он делает целый ряд неутешительных выводов. Вывод о себе: «я их не радую, значит, я плохой». Вывод о людях в целом: «люди ненадежны, нестабильны, и доверять им не стоит». Все эти выводы ребенок делает неосознанно, но они становятся его руководством к действию, ведь это его реальный опыт. Поэтому в дальнейшем одни люди видят стакан наполовину полным, а другие — пустым. Одни видят возможности, а другие — проблемы. Одни находят силы бороться с трудностями, а другие сдаются без боя, ибо в глубине души знают, что всё бесполезно, ведь «я плохой» и «никому верить ­нельзя». Такое значение имеет первый возрастной кризис, наблюдаемый у детей до года.

Кризис 2–3 лет

«Самостоятельность или неуверенность?»

Дети учатся ходить, управлять своим телом: привыкают пользоваться туалетом, питаются за общим столом и постепенно становятся всё более независимыми. И эта «свобода» их манит: нужно всё потрогать, схватить, раскидать, то есть изучить. Дети становятся капризными и требовательными, потому что хотят понять, как управлять родителями, как сделать так, чтобы они по‑прежнему выполняли все их желания. А у родителей другая задача — научить ребенка управлять не миром, а собой. Самому ходить на горшок, самому есть, самому уметь останавливаться, слышать родительское «нет», реагировать на запреты и ограничения. Это трудное ­время.

Требовательным двухлетним «террористам» нужны разумные ограничения, когда «нельзя» — это всегда «нельзя», и адекватная степень свободы. Родителям стоит набраться терпения и подождать, пока «Я сам» моет руки, метет веником, открывает ключами дверь. Так рождается уверенность в своих силах, первое «я могу!» и самостоятельность. В результате ребенок стремится управлять собой, а не манипулировать родителями. Но поиск «родительской кнопки» характерен для всех трехлеток, поэтому очень важно не перегнуть с наказаниями, не проявлять физической агрессии, не стыдить ребенка, не унижать, ведь пока он умеет очень ­мало.

Чем жестче вы «вбиваете» в него правила, чем чаще вините в проступках, чем больше будет критики и насмешек над «неряхой» и «грязнулей», тем более неуверенным и неуправляемым может стать человек в будущем. Такой взрослый будет вынужден спорить с правилами и законами, доказывать своё право на уважение, видеть угрозу своему достоинству в любом косом взгляде и приказе начальства. Корни деспотизма, агрессивности, тотальной неуверенности также часто лежат в этом ­периоде.

Кризис 4–5 лет

«Что значит быть мальчиком или девочкой?»

В возрасте четырех-пяти лет дети узнают, как устроен мир, интересуются, какое место в нем отведено взаимоотношению полов. Игры в «дочки-матери», в рыцарей и суперменов, в «магазин», в «больницу» — все это отражает желание ребенка найти свое место в мире, понять, что несет в себе знание «я девочка/я мальчик»? Быть девочкой — это значит быть красивой, как принцесса, трудолюбивой как Золушка или жертвенной, как Русалочка? А мальчик — это кто? Тот, кто не плачет, ничего не боится, может дать всем «сдачи», или тот, кто умный, добрый и ­терпеливый?

Все наши гендерные стереотипы и ожидания закладываются в этот период и переносятся из отношений родительской пары. Девочка и мальчик внимательно наблюдают за поведением родителей, они чувствительны к их словам и оценкам. Таким как «настоящий мужчина никогда не позволит женщине нести сумки» или «настоящая женщина не нуждается в помощи, она всё может сама». Ребенок считывает отношения родителей между собой, их проговоренные и негласные ожидания друг к другу, и таким образом формируется его будущее отношение к людям своего и противоположного пола. Где та граница, чего я никогда не смогу только потому, что я мальчик или девочка? Почему мальчикам нельзя красить ногти, ведь это красиво? Почему девочке нельзя прыгать с гаража, ведь получается? Чем больше у родителей противоречивых чувств к полу ребенка, тем сложнее ему сформировать свое представление об этих ­нормах.

В современном обществе эти границы всё больше размываются, поэтому именно родители играют решающую роль в том, что будет понимать ребенок под словом «девочка/женщина» и «мальчик/мужчина». Чем больше он в детстве слышит негативных, обесценивающих фраз о том, что «все бабы дуры» и «мужики перевелись», чем хуже отношения между родителями, тем сложнее и запутаннее становится его личная жизнь в будущем. А если перед глазами есть пример довольно счастливых отношений родителей, когда каждый доволен своей судьбой и ролью, реализован и в семье, и в карьере, у ребенка нет мучительных переживаний относительно своего пола, — у него есть четкие ориентиры, как стать счастливым. Чтобы помочь ребенку успешно пройти этот кризис, родителям нужно ни много ни мало — всего лишь быть ­счастливыми.

Кризис 6–11 лет

«Как выжить и приспособиться к миру?»

Возраст 6–7 лет во многих культурах связан с началом обучения. Ребенок идет в школу, он осваивает ту систему знаний, которую накопили предыдущие поколения. Очень важно сделать обучение поддерживающим, а не карающим. Ребенок теряет интерес, когда не видит заинтересованности взрослых (родителей, учителей) самим процессом, когда им важнее академические оценки, шаблоны, стандарты, чем живой блеск в глазах ребенка. Когда в процессе обучения вместо поддержки ребенок слышит от взрослого оскорбления, угрозы «стать дворником», это не только принижает самооценку, но и губит желание ­учиться.

Родителям важно найти ту область, которая ребенку действительно интересна, и своим поведением убедить его: «Я верю в тебя, ты сможешь, у тебя получится!». Если это не математика, то, возможно, футбол; не футбол, так танцы; не танцы — так бисероплетение. Часто родители видят «успешность» исключительно в пределах школьной программы, но это неправильно. Если же ребенку вообще «ничего не интересно», значит, количество критики уже зашкалило и у малыша сформировалось устойчивое представление о себе как о неумехе и никчемном ­человеке.

Ребенку важно видеть в своем близком окружении взрослых, которые увлечены своим делом, имеют хобби, получают удовольствие от своих занятий. Это становится источником вдохновения и рождает стремление учиться самому. Если же он слышит ворчание об опостылевшей работе, наблюдает вечное ожидание пятницы и выходных, однообразие и рутину, то ему не с кого брать положительный пример. «Зачем чему‑то учиться, чтобы потом так же мучиться?».

Трудолюбие взращивается через удовольствие, через обретение чувства «я могу!», которые стимулируются поддержкой и заинтересованностью родителей. А чувство неполноценности рождается в результате родительского равнодушия и чрезмерной критики. В итоге, став взрослыми, люди ставят себе совершенно разные по амбициозности планки: кого‑то интересует «журавль в небе», а кто‑то довольствуется «синицей в ­руках».

Кризис 12–18 лет

«Кто я без влияния родителей?»

Вся жизнь ребенка — это ряд разных ролей: ученика или друга, старшего брата или сестры, спортсмена или музыканта. В подростковом возрасте возникает главный вопрос: «Кто же я на самом деле?». До этого периода дети практически не критикуют своих родителей и значимых взрослых, они на веру принимают все наши правила, убеждения и ценности. В отрочестве важно разобраться в этих идеях, ролях, отстраниться от родителей и собрать все представления о себе в одну целостную идентичность. Идентичность — это чувство собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям. Поиск своей идентичности, ответа на вопрос: «Кто я?» — и есть главная задача этого ­периода.

Под влиянием разных людей у ребенка за всю его жизнь накапливаются весьма противоречивые ценности. Например, в семье есть важная ценность — учеба. А у ребенка важная ценность — дружба. И друзья как на подбор те, кто ценности учебы не видит. Подросток встает перед выбором: или «забить» на учебу вместе с друзьями, или, выбрав учебу, потерять компанию друзей. Родителям в этот период приходится нелегко именно потому, что суть самого кризиса — в уходе из‑под влияния родителей. Отсюда явное непослушание, неповиновение, споры, «уход в себя», хлопанье дверями и другие варианты подросткового ­бунта.

Родителям важно найти баланс между отстаиванием требований, от которых они не откажутся, и новой свободой в идеях и поступках, которую получает подросток. Например, алкогольное опьянение — ни при каких обстоятельствах. Это недопустимо. Точка. Зато твой гардероб — может, нам он и не нравится, — но он твой, сам решай. Постарайся только одеваться по погоде, а красота и стиль — твои прерогативы. От действий родителей во многом зависит, сможет ли человек стать самодостаточной устойчивой личностью, со своими внутренними принципами, или будет постоянно зависим от мнения сначала родителей, потом второй половины, начальника и других значимых ­людей.

Кризис завершается тогда, когда чувство внутренней уверенности подростка перестает быть в постоянном конфликте, споре, диалоге: «Как поступить? Что выбрать? Как правильно? Кому поверить?», когда ответы найдены и появляется устойчивость: «я знаю себя, я действую, опираясь на свои, а не на навязанные ­ценности».

Всё можно исправить

farma_2016_04_цветы-жизни_03.png

Но что если по каким‑то причинам кризис пройден в негативном ключе? Неужели уже ничего не исправишь? Конечно, это не так. У любого человека на протяжении всей жизни есть возможность измениться. А дети очень гибки и пластичны, они способны «добирать» то, чего им не хватило когда‑то. Например, дети, лишенные в младенчестве родительского тепла и любви, пережившие эмоциональное отвержение или потерю родителей, могут вырасти вполне адаптированными взрослыми, если будут получать больше любви и внимания на следующих этапах. Однако в процессе взросления неправильно пережитый кризис будет отражаться на поведении ребенка, на его эмоциональном мире до тех пор, пока не разрешится «с другим ­выводом».

Поэтому родителям важно понимать две вещи. Первое — последствия негативного выхода из детского кризиса отражаются на качестве жизни человека всю оставшуюся жизнь. Второе — если во время кризиса допущены какие‑то ошибки, их можно исправить и дать ребенку, независимо от его возраста, возможность пережить этот конфликт в другом ­ключе.

Современным родителям приходится непросто. Новые знания по воспитанию, советы психологов, давление общества, страх быть неуспешным родителем, страх вырастить неуспешного ребенка… Всё это выдержит не каждый. Известный педагог-гуманист Януш Корчак сказал по этому поводу: «Не мучь себя, если не можешь сделать что‑то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано всё ­возможное».

www.katrenstyle.ru

Возрастные кризисы старости в психологии — краткое описание, что это,

Старость — особый этап в жизни человека. Новообразованием возраста является мудрость. Мудрость возникает, только если человек видит и понимает единство своей жизни, невозможность изменить ее. Но само старение не обязательно означает возникновение мудрости.

Период старости изучен в меньшей мере, чем другие этапы, но с каждым годом он вызывает все больший интерес со стороны исследователей. Изучением особенностей жизни людей пожилого возраста занимается геронтопсихология (одна из отраслей психологии). Ощущение ненужности и «выброшенности за борт» – главная опасность этого возраста. Дети выросли, пенсия наступила, здоровье ухудшается – неужели это конец жизни? Или же новое начало?

Старость и кризисы

  • Суть и симптомы кризиса
  • Особенности периода старости
  • Типы личности в старости
  • Как пережить кризис
  • Послесловие

Суть и симптомы кризиса

В рамках старости принято выделять три этапа: старение (60-75 лет), старость (75-90 лет), долгожительство (больше 90 лет). Альтернативные названия периодов – ранняя, средняя и глубокая старость соответственно. Это период подготовки к выходу на пенсию, непосредственно выход, адаптация к новому социальному статусу и поиск новых форм занятости. Стоит отметить, что физические сроки периодов могут отличаться. В старости они еще больше размыты, чем во взрослости.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Новообразование возраста – мудрость. Мудрость возникает, только если человек видит и понимает единство своей жизни, невозможность изменить ее. Американский психолог  Эрик Эриксон определял старческую мудрость так: «Состояние духа, взгляд в прошлое, настоящее и будущее одновременно, освобождающий историю жизни от случайностей и дающий возможность установить связь и преемственность поколений». Это высшее достижение старости. Именно достижение, само старение не обязательно означает возникновение мудрости.

Ранняя старость

При нормальном преодолении кризиса зрелости, то есть профессиональной и семейной самореализации, старение плавно вытекает из поздней зрелости. Этот период не считается кризисным и острым.

Старость

Опасным является следующий этап – средняя старость. По силе этот кризисный момент напоминает переходный возраст. Происходит новый слом ценностей, осознание конца и ухода жизни. Этот период еще называют критичной старостью. Она нередко сопровождается депрессией, ощущением покинутости и ненужности, потерей интереса к жизни. Депрессия способна перейти в суицидальные наклонности и попытки суицида.

Глубокая старость

При благоприятном прохождении кризиса наступает период глубокой старости. Это этап старческого слабоумия. Для сенильности (старческое слабоумие) характерны свои особенности:

  • ощущение себя над временем, вне него;
  • исчезновение страха смерти;
  • впадение в детство (психологически старики близки к детям).

Последняя особенность проявляется инфантильностью, эгоцентризмом, привлечением внимания, растущим интересом к играм и безделушкам, непосредственностью, фантазированием и уходом в мечты.

Особенности периода старости

Для периода старости и выхода на пенсию характерны следующие изменения:

  • изменение образа жизни;
  • потеря социальных ролей и статусов, привычного положения в обществе;
  • отделение от прежней значимой и авторитетной группы;
  • резкое обеднение круга общения;
  • изменение восприятия времени, обилие свободного времени.

Выраженность кризиса связана с характером труда, отношением личности к работе, ценностью работы, личностными особенностями, психологической готовностью, жизненной позицией.

Если личность ощущает, что не достигла установленных ранее целей или не может свести свои жизненные этапы и поступки в одно целое, то возникает страх смерти, отчаяние и безысходность. Избежать этого можно через внутреннюю работу над собой, самопознание.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

Эрик Эриксон выделил два сценария преодоления кризиса старости: благополучный и неблагополучный. При благополучном разрешении наблюдается:

  • упорядоченность и значимость «Я»;
  • признание прошлого, положительное отношение к опыту, принятие настоящего;
  • принятие своего жизненного пути и участников этой жизни;
  • понимание личной ответственности в жизни;
  • чувство целостности с культурой, временем, цивилизацией;
  • мудрость (радость успехам молодого поколения, беспрепятственное отношение, частичные уступки своего места).

При неблагоприятном сценарии развития кризиса наблюдается:

  • отчаяние и безысходность из-за отсутствия чувства целостности личности;
  • неудовлетворенность жизнью, понимание ее ограниченности;
  • осознание невозможности изменения негативного сценария жизни.

Неблагоприятное переживание кризиса отражается на поведении: непринятие и недовольство в отношении окружающих людей и социальных институтов.

Психологический портрет старения сложно определить в силу субъективности процесса. Исследователи отмечают, что заостряются личностные черты и особенности характера (по типу акцентуаций). Острее процесс старения переживают интровертированные личности.

Типы личности в старости

Зарубежным психологам удалось определить несколько характерных для периода старости типов личности:
  • Конструктивный тип. Характерна внутренняя уравновешенность, оптимизм, позитивное мышление, критичное отношение к себе, терпимость к другим людям, высокая самооценка, планы на будущее, ожидание поддержки, позитивное отношение к потере работы.

Подписывайтесь на наш канал VIBER!

  • Зависимый тип. Наблюдается хорошая способность к адаптации вполне социальными путями. Зависимая личность не имеет профессиональных и личностных амбиций на дальнейшую жизнь, склонна к подчинению, полностью ориентируется на семью и надеется на помощь других людей.
  • Защитный тип. Характерна защитная скупость на эмоции, прямолинейность в словах и поступках, привычках. Человек с трудом принимает помощь, старается сам обеспечивать себя.
  • Агрессивно-обвинительный тип. Перекладывает ответственность за собственные жизненные промахи на других людей. Характерна импульсивность, подозрительность, негативные переживания, отрицание старения, страх смерти, неадекватное восприятие себя и мира, негативное отношение к окружающим.
  • Самообвинительный тип. Характерна пассивность, вера в судьбу, депрессивные наклонности, отсутствие желания бороться с трудностями, безынициативность. Самообвинительный тип негативно относится к жизни и себе, страдает от одиночества, в смерти видит избавление от мучений.опубликовано econet.ru.

Задайте вопрос по теме статьи здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

Возрастные кризисы: что нужно знать и над чем работать — Психология

Астрология точно выделяет возраст, в котором каждый сталкивается с кризисом. WomanHit.ru предлагает несколько полезных советов, чтобы он прошел с пользой для вас

Ксения Парфенова

25 февраля 2019 19:02

кризис может пройти безболезненно

Фото: pixabay.com

Человек впервые сталкивается с кризисом в момент рождения. Вы наверняка удивитесь этому, но еще больше вас заставит задуматься сама трактовка возрастного кризиса. Принято считать, что кризис — момент, когда человек наиболее агрессивен, эгоистичен и недружелюбен по отношению к себе и окружающим. На самом же деле такие «симптомы» проявляются далеко не у всех — те, кто сумеет справиться с собственным «я», проконтролировать его, вынесут из этапа перезагрузки много полезного. Рассказываем, в каком возрасте люди сталкиваются с кризисом и как пережить его безболезненно.

Кризис 3 лет

В психологии кризис этого возраста связан с первым оформлением эго — осознания «я» как отдельной личности. Ребенок еще не умеет сдерживать эмоции, поэтому может ярко проявлять черты характера — капризничать, отказываться выполнять просьбы родителей, драться с другими детьми и прочее. Здесь родители выступают регуляторами результатов кризисного периода — в их силах вести себя спокойно, настойчиво повторять свои просьбы и располагать ребенка к себе. Запрещено кричать, угрожать или бить — это может отложиться в подсознании ребенка, что обязательно скажется на его будущей жизни в плохом ключе. Астрологи отмечают, что в 3 года по натальной карте, оценивающей нашу личность с астрологического подхода, сменяется знак Сатурна, соответственно наблюдается «перелом» — новый этап жизни.

важно разговаривать с ребенком спокойно

Кризис 7 лет

Теперь самосознание ребенка как отдельной личности сталкивается с социумом — он больше не ограничивается семьей, ближайшими родственниками и друзьями. Ребенок входит в «большой мир»: идет в школу, где встречает новых людей — одноклассников и учителей. Переход на новый уровень образования — теперь ребенок несет ответственность за получение знаний и оценок как результата их оценивания. Некоторые дети, которые не посещали детский сад или были в коллективе «серыми мышками», могут столкнуться с трудностями. Родители могут помочь социализации ребенка, записав его на кружки, секции и дополнительные занятия по иностранному языку и общеобразовательным предметам. Чем больше вы вложите в ребенка на этом этапе, тем ярче проявится его личность в будущем.

Кризис 14—15 лет

Кризис переходного возраста — тяжелый период не только для юного человека, но и для окружающих его людей. В это время подросток осознает свою независимость от коллектива — если раньше он привыкал быть частью его и мыслить вместе с другими, то теперь он отделяется. Его мысли развиваются на более высоком уровне, оформляются на основе полученного ранее опыта и знаний. Также в это время он осознает собственную сексуальность, проявляется открытый интерес к противоположному полу и соответствующему опыту интимной близости. Важно дать подростку возможность самовыражаться — носить нестандартную одежду, красить волосы и наносить макияж. Если у вашего ребенка появилась вторая половина — не вмешивайтесь в их отношения, пока вас не попросят совета, и не обесценивайте его чувства. Как и в предыдущих кризисах, ваша задача — быть поддержкой и опорой, общаться с ребенком и быть ему другом, а не надсмотрщиком.

подросток осознает свою сексуальность

Кризис 23—24 лет

Западные психологи считают этот возраст выходом из пубертатного периода, хотя среди отечественных распространено мнение, что подростковый возраст заканчивается раньше — в 16—17 лет. Этот этап «обнуления» связан с определением жизненных целей — человек получил высшее образование, первый опыт работы. Он готов определиться, по какому пути идти. Часто в этом возрасте у молодых людей начинаются первые серьезные отношения, в которых к ним приходит осознанность — что хотят видеть в партнере, сколько времени и сил готовы ему уделять, с чем категорически не будут мириться. Это первый кризис, который человек проживает независимо от окружающих, а значит сам способен контролировать его протекание и влиять на результаты. Важно провести несколько практик — написать письмо в будущее на 5 лет, где определите, каким хотите себя видеть, сформировать примерные жизненные цели, описать навыки, необходимые для успешного движения по карьерной лестнице. И главное — двигаться в обозначенном направлении. Если вы сумеете совладать с эмоциями, то кризис пройдет незаметно.

Кризис 28—31 года

Это сложный кризис, который не проходит бесследно. В этом возрасте человек может повернуть свое сознание на 180 градусов, полностью поменяв жизненные установки. Важно проработать все моменты прошлого, в особенности те, которые вызывали сильный эмоциональный всплеск — расставания, неудачи в карьере, предательство близких или плохие отношения с родителями. Лучше обратиться за помощью к психологу, который поможет вам разобраться с проблемами. Если вы поработаете над собой в эти годы, то сможете перейти в новый этап другим человеком — с непоколебимыми жизненными принципами, достойным вас окружением, теплыми отношениями с близкими и любовью партнера. Касаемо последнего, обычно к этому возрасту мужчины принимают решение связать себя узами брака с избранницей, планируют рождение детей. У женщин период «гнездования» может сместиться на более ранний срок. Важно найти баланс между эгоизмом и альтруизмом примерно посередине, отклонение в любую из сторон негативно повлияет на вашу личность.

в 30 лет вы успешный человек с оформленными стремлениями и установками

Кризис 36—38 лет

Осознание середины жизни и взгляд в прошлое. Вы оцениваете, чего добились за предыдущие годы — должность, имущество, семья, друзья, ваш внешний вид. К этому возрасту ваши дети, скорее всего, достигают подросткового периода — желают отделиться от вас. Привыкнув к ним как к малышам, важно осознать свою самостоятельность и дать им свободу. Если вы недовольны какой-либо сферой жизни, смело меняйте ее — вы достаточно молоды, чтобы суметь построить новую карьеру с учетом предыдущего опыта или отказаться от тяготящих отношений в пользу нового партнера.

Кризис 40—43 лет

«Кризис среднего возраста», как называют его психологи. В этот период вы пожинаете плоды последни× 4—5 лет с предыдущего кризиса. Окончательно оформляется «самость» — «я» как отдельная единица со своими установками, желаниями и потребностями. Вы хотите получать то, о чем мечтаете, желательно побыстрее и без компромиссов с желаниями других. Важно понять, что вы не маг и не волшебник, чтобы получать все по первому требованию — нужно быть в балансе между своими эмоциями и эмоциями важных вам людей. Считайтесь с мнением людей, которых уважаете и которым доверяете, на остальных обращайте меньше внимания. Вы достаточно опытны, чтобы уметь говорить «нет» и находить альтернативы.

www.womanhit.ru

Кризис среднего возраста — что такое, симптомы, как пережить кризис

Кризис среднего возраста относится к числу глубоких душевных переживаний человека, связанных с переосмыслением своей значимости. Индивидуальные достижения в этот период подвергаются тщательному пересмотру. То, что раньше составляло центр существования личности, теперь безжалостно отвергается. Иначе его еще называют кризисом середины жизни. Подобный этап в жизни никто не может миновать. Самое неприятное заключается в том, что человек никогда не готов к проживанию этого кризиса, он застает его врасплох. Личность не может найти внутреннее равновесие внутри себя, постоянно анализирует поступки прошлого и настоящего. Создается лишь ощущение, что душевные силы стремительно иссякают, а проблемы, напротив, нарастают. Чем больше мы сопротивляемся происходящим изменениям, тем сильнее страдаем. Чтобы преодолеть кризис среднего возраста, необходимо запастись колоссальным терпением.

Симптомы кризиса среднего возраста

Кризис среднего возраста имеет свои симптомы. Обычно эти проявления достаточно яркие, их невозможно не заметить. Обычно окружающие люди первыми замечают происходящие изменения и начинают проговаривать человеку, что ему в чем-то необходимо меняться. Сама личность тоже постоянно ощущает в себе некоторую эмоциональную неудовлетворенность. Возрастные рамки кризиса колеблются от 35 до 45 лет. Главным вопросом, который задает себе личность, является следующий: соответствуют ли мои достижения моим настоящим желаниям? Вопрос часто ставит в тупик, приводит к отчаянию.

Недовольство собой

Оно выходит на первый план, когда наступает пора переоценки ценностей. Недовольство собой достигает глобальных размеров, поскольку личность теряет необходимую опору под ногами. Кризис среднего возраста характеризуется повышенными требованиями к себе. Человек концентрируется на любых своих переживаниях и считает их поводом для того, чтобы расписаться в собственной слабости перед самим собой. Конечно, подобные переживания вряд ли кому-то озвучиваются, кроме близких людей. Примечательно, что мужчины стесняются выражать свои чувства и потому скрывают от окружающих, насколько сильны их переживания.

Сравнение себя с другими

Переживая кризис середины жизни, человек чувствует себя уязвленным и беззащитным. Он начинает неосознанно сравнивать свои имеющие достижения с теми, которые имеют его сверстники. Для многих подобное сравнение может обернуться настоящим испытанием. Поскольку личность и так ощущает себя достаточно уязвленной, возникают тревожные мысли. Их не удается избежать даже тем, кто привык легко относиться к жизни. Откуда-то вдруг появляется пессимистичный настрой, а будущее видится только в темных тонах. Некоторые люди настолько сильно разочаровываются в собственных достижениях, что начинают совершать глупости.

Жажда самореализации

Именно в период 35-45 лет у людей начинается переосмысление собственных заслуг. Возникает жажда самореализации, хочется успеть везде, где по каким-то причинам раньше опаздывал. Со стороны иногда создается впечатление, что человек потерял над собой контроль. Некоторые особо впечатлительные личности начинают метаться по жизни в поисках подходящего для себя занятия. Многие на полном энтузиазме, не задумавшись, меняют работу, начинают осваивать новую профессию. Их подталкивает вперед мысль о том, что жизнь проходит напрасно. Люди начинают страдать от одной этой мысли, чувствуют, что ни в чем не могут чувствовать себя уверенными. Вот почему в момент кризиса так сложно понять, что с вами происходит.

Депрессивные расстройства

К сожалению, кризис среднего возраста способствует развитию депрессии. Человек начинает стремительно растрачивать душевные силы, которые, к тому же, практически ничем не восполняются. Если личность и без того мнительная, то она начинает искать подтверждения собственной состоятельности. Могут присутствовать попытки доказать что-то себе и окружающим. Наличие депрессивных расстройств – характерный симптом кризиса среднего возраста. В этот момент очень трудно найти равновесие внутри себя. Кажется, что привычный мир рушится и уже никогда не станет таким, как прежде. Погруженность в собственные переживания иногда не дают замечать то прекрасное, что есть в жизни. В трудный период мы часто не видим выхода именно потому, что излишне концентрируемся на собственных переживаниях.

Поиск смысла жизни

Кризис среднего возраста относится к числу настоящих испытаний. Как правило, люди оказываются к нему совершенно не готовы. Просто они в какой-то момент замечают, что обычное существование перестает их занимать так, как прежде. Куда-то уходят радости, способность видеть в жизни что-то прекрасное и светлое. Так как привычные стереотипы разрушаются, люди начинают искать новые приоритеты. Вот почему меняются увлечения, настроение. Поиск смысла жизни – яркий симптом кризиса среднего возраста. Зрелый человек в какой-то момент начинает вести себя, точно подросток: ему хочется ярких впечатлений, радостных эмоций и позитива.

Кризис у женщин

У женщин кризис среднего возраста во многих случаях связан с переживаниями о собственной внешности. Большинству представительниц прекрасного пола трудно сразу принять возрастные изменения. По этой причине они становятся нервными и раздражительными, когда речь заходит об ушедших годах. Они начинают думать о том, что прожитые лета были напрасными, так как женщины не успели насладиться своей красотой и молодостью. У каждой дамы в связи с внешностью в определенный промежуток времени всегда возникают индивидуальные переживания. Все потому, что ей хочется как можно дольше оставаться привлекательной для противоположного пола.

Кризис у мужчин

У мужчин кризис среднего возраста, как правило, развивается гораздо более стремительно. Представители сильного бола больше зацикливаются на своих индивидуальных достижениях, нежели женщины. Они очень переживают, если осознают, что не смогли воплотить в жизнь какие-то свои задумки и мечты. Явственным симптомом кризиса среднего возраста у мужчин становится появление выраженного беспокойства. Они словно бы начинаются метаться по жизни, осознавая, что лучшие годы прошли, а многого еще так и не удалось достичь. Если у мужчины в юности имелась какая-то заветная цель, то, скорее всего, ее реализация для него очень важна.

кризис среднего возраста

Как пережить кризис среднего возраста

Столкнувшись с кризисом среднего возраста, многие люди теряются, не знают, как им жить дальше. Некоторые начинают делать глупости: уходят из семьи, оставляют работу. Иногда эти действия помогают, но все же в большинстве случаев жесткая категоричность способна только навредить. Как пережить кризис среднего возраста и успешно справиться с его симптомами? Попробуем разобраться.

Дать себе время

Это первое, с чего следует начать. Не рекомендуется торопиться, действовать бездумно, порывисто. Когда ценности меняются, появляются новые приоритеты, их тоже очень непросто сразу принять. Потребуется время для того, чтобы осмыслить происходящие изменения, сделать правильный выбор. Необходимо принять свои чувства как данность, а не осуждать себя за каждую «непозволительную» эмоцию. Нет никакой слабости в том, чтобы испытывать страх, разочарование или желание избежать неприятной ситуации. Человек не может всегда быть сильным. Если он станет всегда и во всем демонстрировать свою состоятельность, в конце концов, произойдет внутреннее перенапряжение. Нервная система не может постоянно находиться в напряженном состоянии.

Действовать обдуманно

Кризис среднего возраста – достаточно серьезное испытание для психики. Необходимо действовать последовательно для того, чтобы не запутаться и не отчаяться. Иногда может показаться, что нет никаких значимых результатов. Однако это не так. Если постоянно двигаться в направлении желаемого, то постепенно изменения становятся заметными.

Обозначить достижения

В кризисный период крайне важно осознавать имеющиеся победы. Лучше всего написать их на бумаге и держать перед глазами. Только тогда возможно осознать, насколько велики на самом деле имеющиеся заслуги. Достижения не обязательно должны быть столь значительными, чтобы ими восхищался весь мир. Достаточно того, что именно для вас они представляют большую ценность и неподдельный интерес.

Принятие своего возраста

Обязательный пункт, который необходимо принять во внимание. Если постоянно убегать от своего реального возраста, то можно так никогда и не почувствовать себя действительно счастливым человеком. Принятие своего возраста – это важный шаг, который высвобождает большое количество энергии для великих свершений. Когда мы перестаем зацикливаться на том, сколько нам на самом деле лет, то можем достичь гораздо больших результатов. Все потому, что происходит освобождение от всяческих ограничений и тягостных мыслей.

Таким образом, кризис среднего возраста представляет собой переходный этап от одного периода развития к другому. Совершенно естественно в этот момент ощущать подавленность, растерянность или даже полное разочарование в жизни. Важно только не опускать руки, не стремиться разобраться одним махом с множеством препятствий. Однако совсем не обязательно сражаться с трудностями в одиночку. Если вы не знаете, как пережить то, что происходит в вашей душе, можно обратиться за помощью в центр психологии Ираклия Пожариского. Специалист поможет вам разобраться в глубинных проблемах, наметить эффективные способы избавления от переживаний.

psyhoterapy.info

32. Возрастные кризисы психического развития: детские возрастные кризисы.

Психологи говорят о нескольких основных кризисах раннего детского возраста: кризис 1 года, 3 лет, 7 лет.

Кризис 1года связан с серьезной перестройкой физиологии малыша. Учеными доказано, что мозг ребенка за этот период времени осваивает столько материала, сколько взрослый человек мог бы освоить не менее чем за 60 лет. Каждая минута первых трех лет жизни на вес золота в плане обучения и познания.

Кризис 3 лет.Малыш все еще продолжает активно исследовать окружающий мир, но большой и важной его частью становятся социальные контакты. Каждый контакт уникален и не всегда понятен ребенку. Уже есть возможность что-то делать самому. Нужно помочь ребенку: научиться анализировать окружающий мир, разбираться в особенностях взаимодействия с другими людьми, понимать собственные эмоции, а значит, и регулировать их. Обсуждайте с ребенком события, которые значимы для него, говорите об эмоциях, спрашивайте, что чувствовал малыш в тот или иной момент.

Кризис 6-7 лет не случаен. Он происходит в очень значимый момент в жизни ребенка: малыш становится первоклассником.

Для ребенка, пришедшего в школу, жизнь в одночасье изменилась. Вот прошел первый эмоциональный подъем, связанный с первым сентября и значимостью новой роли, которую получил ребенок в семье. Однако теперь оказывается, что школа — это не только новенький ранец, яркие учебники и красивая форма. Нужно жить по строгому режиму, выполнять уроки, нести постоянную ответственность за свои успехи и неуспехи. К этому прибавляются и социальные сложности. Учитель уже не склонен так много уделять внимания тебе одному, как это было до школы в семье; твои одноклассники — все люди со своими характерами и особенностями, возникает еще и сложный психологически момент оценочности, и, неизбежно, сравнения с другими детьми в классе. Быстро накапливается утомление от непривычной нагрузки. Все это может вызвать разного рода сложности. Проявляются они у всех по-разному. У кого-то в виде перевозбуждения, у кого-то апатии, снижения работоспособности, эмоционального тонуса. Человечек вынужден не только полностью перестроить собственную жизнь, но и переоценить себя заново, найти свое место в новой социальной системе. Тут от нас, взрослых, опять понадобится терпение, понимание и поддержка.

33. Возрастные кризисы психического развития во взрослом возрасте.

Ранняя зрелость.

В период ранней зрелости человек проходит кризис 30 лет ( усл.)

Он анализирует свои достижения, сопоставляет с задачами, которые ставил перед собой ранее. Может быть приходит к выводу, что его достижения не соответствуют потребностям. В этот период часто распадаются браки, возникает переживания по поводу ухода молодости, ускоряется субъективный темп времени. В детстве и юности время как бы растянуто, в зрелости возникает страх не успеть что-то сделать, ощущение ограниченности времени. Человек пытается что-то изменить: получить новую профессию, завести новую семью и т.д.- меняются ценности.

Кризис как бы заставляет взглянуть назад, он связан с противоречивостью развития.

Средняя зрелость (усл. 30-35 лет)

Этот возраст характеризуется изменением в личностном плане: самооценка реалистична, рациональна, человек избавляется от иллюзий. Самооценка обобщена и менее противоречива, могут быть личностные конфликты, выполняется много различных ролей на работе, дома и т.д. Эти роли различны, происходит примирение конфликтов различных ролей.

Основные потребности в этот период: творческая реализация, совершенствование профессиональной деятельности, потребность в хороших отношениях с родными и близкими, желание подготовиться к старости. Потребность учить других охватывает все сферы жизни. Человек идентифицируется со своей профессией.

Деформацией профессиональной деятельности является трудоголизм . Термин эмоционального сгорания введен в 1974 г. Фреденбергером -психическое состояние людей, которые в сфере своей профессии общаются с клиентами в эмоционально напряженной атмосфере (врачи, учителя, менеджеры и т.д.)

Признаки эмоционального сгорания:

1) эмоциональное истощение (усталость). Работник чувствует, что не может отдаться своей профессии.

2) деперсонализация -циничное, негативное отношение к клиенту.

3) низкая оценка себя как профессионала, чувство разочарования.

Если симптомы не уходят после отдыха, то говорят об эмоциональной усталости. Выход в этой ситуации-смена работы, если это невозможно, то включаются механизмы психологической защиты. Работник уходит в болезни, семью, строительство, политику, общественную деятельность и т.д., т.е происходит смещение центра тяжести.

Профессия способствует развитию творческого потенциала. Период акме- период взлета творческой энергии.

Кризис середины жизни (усл. около 40 лет).

С одной стороны чувство стабильности, с другой, правильно ли понято основное предназначение в жизни (ключевой смысл кризиса).

Человек оценивает и анализирует свою жизнь: к чему пришел, чего достиг, хотел ли этого.

Если человек не состоялся, нет результатов, то как правило, возникают отрицательные эмоции. Человек чувствует убывание сил, замедляется темп. Мужчины и люди творческих профессий острее переживают кризис. Женщины более рассредоточены (работа, семья, карьера).

В этом возрасте возникает страх старости. Последняя возможность что-то изменить, прожить жизнь заново. Человек может бросить семью, поменять работу, переехать в другой город и т.д.

Позитивным выходом из кризиса считается изменение сферы деятельности, постановка новых целей.

Любой кризис сопровождается изменением ценностей. Позитивная сторона кризиса-человек становится более свободным, как бы отбрасывается лишнее.

Психология поздней зрелости (55-60 лет)

Старость -понятие абсолютное, генетически определенное. С другой стороны, относительное, как человек считает и понимает старость.

Считается, что в старости ухудшается интеллект, пожилые люди забывчивые. Это не так, механическая память ухудшается, но смысловая память сохраняется хорошо.

Закономерность вербального и невербального мышления углубляется.

Интеллект: критерием является увеличение времени реакции (между стимулом и ответом). Скорость и пластичность психических процессов ниже, медленнее думает и обрабатывает информацию.

В понятие кризис пожилого возраста добавляются свои моменты-сокращается временная перспектива, человеку кажется, что все кончено. Неопределенность жизненной перспективы-основной момент кризиса.

Человек, уходя на пенсию, не знает, что будет делать, чувствует себя некомфортно.

Появляется много свободного времени, позитивное влияние оказывает посещение театра, общение с природой. Люди в этом возрасте становятся чувствительнее и эмоциональнее.

Ш. Бюлер выделила четыре типа отношения к старости:

1) старость как продолжение активной жизни;

2) желание отдохнуть, расслабиться, получить удовольствие.

3) недовольство своей жизнью -депрессия.

4) недовольство жизнью -фрустрация (невозможность удовлетворения значимой потребности, препятствие, которое невозможно преодолеть).

Как средство профилактики-творческая деятельность: стихи, пение и т.д., обращение к религии.

studfile.net

Читайте также:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о