Менталитет россии – 12 черт русского менталитета, в которых вы узнаете себя

12 черт русского менталитета, в которых вы узнаете себя

Вообще, менталитет — это преобладающие схемы, стереотипы и шаблоны мышления. Россияне — не обязательно русские. Отдельный человек может гордиться тем, что он «казак», «башкир» или «еврей» в пределах России, но за ее пределами всех россиян (бывших и настоящих) по традиции называют (независимо от происхождения) русскими. Для этого есть основания: как правило, все они имеют сходство в своей ментальности и стереотипах поведения.

Twimg.com

Россиянам есть чем гордиться, у нас огромная и сильная страна, у нас талантливые люди и глубокая литература, при этом мы сами знаем и свои слабые стороны. Если мы хотим становиться лучше — мы обязаны их знать.

Итак, давайте посмотрим на себя со стороны, а именно со стороны строго научных исследований. Что отмечают исследователи культуры как специфические черты российского менталитета?

1. Соборность, примат общего над личным: «мы все свои», у нас все общее и «а что люди скажут». Соборность оборачивается отсутствием понятия приватности и возможностью любой соседской бабушке вмешаться и высказать вам все, что она думает по поводу вашей одежды, манер и воспитания ваших детей.

Из той же оперы понятия «общественность», «коллектив», отсутствующие на Западе. «Мнение коллектива», «не отделяться от коллектива», «а что люди скажут?» — соборность в чистом виде. С другой стороны, вам скажут, если у вас торчит ярлычок, развязался шнурок, забрызганы брюки или порван пакет с продуктами. А также — помигают фарами на дороге, чтобы предупредить о ГИБДД и спасти от штрафа.

2. Стремление жить по правде. Термин «правда», часто встречающийся в древнерусских источниках, означает правовые нормы, на основании которых вершился суд (отсюда выражения «судить право» или «судить в правду», то есть объективно, справедливо). Источники кодификации — нормы обычного права, княжеская судебная практика, а также заимствованные нормы из авторитетных источников — прежде всего Священного Писания.

За пределами российской культуры чаще говорится о законопослушности, правилах приличия или следовании религиозным заповедям. В восточном менталитете о Правде не говорится, в Китае важно жить по заветам, оставленным Конфуцием.

3. В выборе между разумом и чувством русские выбирают чувство: искренность и душевность. В российском менталитете «целесообразность» практически синоним корыстного, эгоистичного поведения и не в чести, как что-то «американское». Среднему российскому обывателю трудно представить, что можно разумно и осознанно действовать не только ради себя, но и ради кого-то, поэтому действия бескорыстные отождествляются с действиями «от сердца», на основе чувств, без головы.

Российское — нелюбовь к дисциплине и методичности, жизнь по душе и настроению, смена настроения от миролюбия, всепрощения и смирения к беспощадному бунту на полное уничтожение — и обратно.

Русский менталитет живет скорее по женской модели: чувство, мягкость, всепрощение, реагируя плачем и яростью на последствия такой жизненной стратегии.

4. Определенный негативизм: большинство россиян чаще видят в себе недостатки, а не достоинства. За рубежом, если человек на улице случайно задел другого человека, шаблонная реакция практически любого: «Sorry», извинение и улыбка. Они так воспитаны. Печально, что в России такие шаблоны — более негативные, тут можно услышать и «Ну ты, куда смотришь?», и нечто более резкое. Россияне хорошо понимают, что такое тоска, при том что это слово непереводимо на другие европейские языки. На улицах у нас не принято улыбаться, смотреть в лица окружающим, неприлично знакомиться и просто заговаривать.

5. Улыбка в русском общении не является обязательным атрибутом вежливости.

На Западе чем больше улыбается человек, тем он больше проявляет вежливости. В традиционно русском общении приоритет — требованию искренности. Улыбка у русских демонстрирует личное расположение к другому человеку, которое, естественно, не распространяется на всех. Поэтому если человек улыбается не от души, это вызывает неприятие.

Можно обратиться за помощью — скорее всего помогут. Нормально попрошайничать — и сигаретку, и деньги. Человек с постоянно хорошим настроением вызывает подозрение — то ли больной, то ли неискренний. Тот, кто обычно приветливо улыбается другим — если не иностранец, то, конечно, подхалим. Конечно, неискренний. Говорит «Да», соглашается — лицемер. Потому что искренний российский человек обязательно не согласится и возразит. И вообще самая настоящая искренность — это когда матом! Вот тогда — человеку веришь!

6. Любовь к спорам.

В русском общении традиционно большое место занимают споры. Русский человек любит спорить по самым различным вопросам, как частным, так и общим. Любовь к спорам по глобальным, философским вопросам — яркая черта русского коммуникативного поведения.

Русского человека часто интересует спор не как средство нахождения истины, а как умственное упражнение, как форма эмоционального, искреннего общения друг с другом. Именно поэтому в русской коммуникативной культуре спорящие столь часто теряют нить спора, легко отходят от первоначальной темы.

При этом совершенно нехарактерно стремление к компромиссу или к тому, чтобы дать собеседнику сохранить лицо. Бескомпромиссность, конфликтность проявляется очень ярко: нашему человеку некомфортно, если он не доспорил, не смог доказать свою правоту. «Как сформулировал это качество английский учитель: «Русский всегда спорит на победу».

И наоборот, характеристика «бесконфликтный», скорее, носит неодобрительный оттенок, как «бесхребетный», «непринципиальный».

7. Русский человек живет верой в добро, которое когда-то спустится с небес (или просто сверху) на многострадальную русскую землю: «Добро обязательно победит зло, но потом, когда-нибудь». При этом его личная позиция — безответственная: «Нам принесет правду кто-то, но не я лично. Я сам ничего сделать не могу и делать не буду». Главным врагом русского человека на протяжении уже нескольких столетий считается государство в образе служило-карательного сословия.

8. Принцип «не высовывайся». В русском менталитете пренебрежительное отношение к политике и демократии как форме политического устройства, при котором источником и контролером деятельности власти выступает народ. Характерна убежденность в том, что реально люди нигде ничего не решают и демократия — это ложь и лицемерие. В то же время терпимость и привычка ко лжи и лицемерию своей власти по причине убежденности, что иначе нельзя.

9. Привычка к воровству, мздоимству и обману. Убежденность в том, что воруют везде и все, а честным путем заработать большие деньги невозможно. Принцип — «не украдешь — не проживешь». Александр I: «В России такое воровство, что я боюсь идти к дантисту — сяду в кресло, и украдут челюсть…» Даль: «Русский человек не боится креста, а боится песта».

При этом для россиян характерно протестное отношение к наказаниям: наказывать за мелкие нарушения — нехорошо, как-то мелочно, нужно — «прощать!», а когда на этом фоне люди привыкают законы не уважать и от мелких нарушений переходят к крупным — тут российский человек будет долго вздыхать, пока не разозлится и не устроит погром.

10. Вытекающая из предыдущего пункта характерная черта российского менталитета — любовь к халяве.

Фильмы нужно скачивать через торрент, платить за лицензионные программы — западло, мечтою является радость Лени Голубкова в МММ-пирамиде. Наши сказки рисуют героев, которые лежат на печи и в итоге получают царство и сексапильную королеву. Иван-Дурак силен не трудолюбием, а сообразительностью, когда за него все сделают Щуки, Сивки-Бурки, Коньки-Горбунки и прочие волки, рыбы и жар-птицы.

11. Забота о здоровье ценностью не является, спорт — странно, болеть — нормально, но категорически не допускается бросать убогих, в том числе считается нравственно недопустимым уходить от тех, кто не заботился о своем здоровье и в результате стал по факту беспомощным инвалидом. Женщины ищут богатых и успешных, а любят убогих и больных. «Как же он без меня?» — отсюда созависимость как норма жизни.

12. Место гуманизма у нас занимает жалость.

Если гуманизм приветствует заботу о человеке, ставя на пьедестал свободного, развитого, сильного человека, то жалость направляет заботу на несчастных и больных. По статистике Mail.ru и ВЦИОМ, помощь взрослым по популярности стоит на пятом месте после помощи детям, старикам, животным и помощи экологическим проблемам. Людям больше жалко собак, чем людей, а из людей из чувства жалости важнее поддержать нежизнеспособных детей, а не взрослых, которые еще могли бы жить и работать.

В комментариях к статье кто-то соглашается с подобным портретом, кто-то обвиняет автора в русофобии. Нет, автор любит Россию и верит в нее, уже которое десятилетие занимаясь просветительской и образовательной деятельностью для своей страны. Здесь врагов нет и не нужно здесь их искать, наша задача в другом: а именно, думать, как нам поднимать нашу страну и воспитывать детей — наших новых граждан.

Об авторе: Николай Иванович Козлов, доктор психологических наук, профессор, ректор Университета практической психологии, основатель сайта «Психологос».

www.factroom.ru

что значит быть русским человеком?

Иностранным гостям русская душа кажется сложной и непонятной. Они считают, что у нас отсутствует логика, мы живем по зову чувств, агрессивны и не образованны. Но в то же время создается контраст на фоне общего мнения, если начать изучение культурного наследия России.

Художники, поэты, писатели, архитекторы, творившие вдохновленные красотой родной природы и противоречивостью русского народа, опровергают это мнение. Поэтому зарубежные, а теперь и российские историки и ученые, изучают феномен русского менталитета и выясняют, что повлияло на его становление и каковы его особенности.

Что такое менталитет

Под этим словом подразумевается совокупность общих черт поведения, нравов, устоев и стереотипов того или иного народа. Менталитет формируется под действием множества факторов, таких как территориальное расположение, погодные условия, исторические события и другие.

Россия – большая страна, с точки зрения географии и этнической принадлежности. У нас русским называют каждого, кто входил в состав великой державы. Будь то украинец или казах, белорус или кто-либо еще. В этом и заключается особенность российского менталитета – на него повлияли ранее сложившиеся народные культуры, и каждая внесла в него свои черты.

Что думают иностранцы о России

Понятие ментальность народа появилось еще в начале ХХ века, но русские узнали о нем только к 80 годам. Тогда искусствоведы, историки и психологи нашей страны стали усиленно изучать сложившиеся черты личности ее жителей. Но зарубежные ученые начали это делать гораздо раньше. И они пришли к любопытным для нас выводам. Мифы о суровых зимах и медведях на улице отошли на второй план. Их место заняли другие занимательные наблюдения.

Что думают иностранцы о России:

иностранцы считают русский народ вычурным, так как мы одеваемся и ведем себя вульгарно и вызывающе;
мы громко разговариваем, носим красивую, но неудобную и непрактичную одежду, женщины ярко красятся, мы хвастаемся успехами и указываем на неудачи других;
зарубежные гости поражены русским гостеприимством, когда они думали, что у нас живут одни бандиты;
зарубежные предприниматели знают, что русские любят переплачивать за качество и пользуются этим;
к сожалению, в зарубежных странах до сих пор уверены, что все русские пьют;
но, к счастью, даже иностранцы заметили насколько крепки в России семейные узы. Если за границей принято перестать помогать взрослым детям, а пожилых родителей отправлять в дом престарелых, то у нас это считается дикостью.

Это не все занимательные факты о русском менталитете глазами зарубежных гостей. Но и их достаточно для того, чтобы понять некомпетентность в этом вопросе.

Отличительные черты русского менталитета

Почему иностранцы не могут сказать ничего конкретного о русском человеке, кроме глупых стереотипов, навеянных Западом. Потому что наш менталитет многогранен и сложен, он имеет черты, которые, совершенно не совместимы, но прекрасно уживаются между собой.

Чтобы выделить главные из них, потребовалось не одно десятилетие. Еще Гитлер положил начало этому исследованию, и не закончено оно до сих пор. По сей день мы являемся предметом изучения иностранных ученых. Делается это в благих целях и для того, чтобы найти уязвимое место, которое поможет подчинить русский народ.

Почему эта кампания до сих пор не принесла успеха. Те, кто вырос на других континентах и не имеет такой истории, не поймет, что и зачем делает русский человек. Отличный склад ума и особенности мышления не дают сделать однозначные выводы и заключения.

Соборность

Эта главная черта российского менталитета. На нас очень влияет общественное мнение, более того, мы допускаем вмешательство в нашу жизнь посторонних людей. Ни в какой другой стране не принято подходить к незнакомым людям и высказывать им свое мнение. За рубежом это считается верхом неприличия. У нас же наоборот, каждый норовить озвучить свое мнение и даже навязать его окружающим.

Почему так происходит. Русский человек отличается простотой и добродушием и укоряет прохожих, соседей или знакомых не из негативных побуждений, а стараясь исправить ситуацию, повлиять на него своими советами. Точно так же к вам могут подойти и подсказать, что вы испачкали юбку или обронили платок. Кстати, за границей это тоже не принято. Люди пройдут мимо и ничего вам не скажут.

Правдивость и искренность

В генах русского человека заложено добиваться правды в любой ситуации. Эта черта менталитета преследует нас со времен Древней Руси. Тогда правдой называли свод законов, основанных, в большинстве, на Священном писании. С тех пор выражение «вершить право» и «правосудие» укоренились как единственно верные способы решения конфликта.

Этому способствует и другая яркая черта менталитета русского народа – следование чувствам. Чтобы добиться правды и справедливости разжигались восстания, свержения правителей, творился самосуд. Люди знали, что шли против логики и разума, что им грозит гибель, но не могли отказаться от своей идеи.

Многие исторические события привели к тому, что русский народ приобрел еще одно качество – отсутствие дисциплины. Мы не любим, когда нами управляют и командуют, не верим правительству и думаем, что знаем больше, чем те, кто во главе страны.

Так сложилось, что у нас отсутствует рациональность, мы считаем, что если искать личную выгоду в каком-то предприятии – это признак корыстности. Может, поэтому Россия помогает всем, кроме самих себя.

Негативизм

Русский человек часто недооценивает свои способности. Поэтому в стране много подавленных и потерянных личностей. Эта черта менталитета сложилась в связи с тем, что мы любим искренность и высказываем друг другу все, что на душе. Если в других странах принято быть вежливым и до последнего сохранять спокойствие в любой ситуации, то русский человек выскажет все как есть, даже если вы просто наступили кому-то на ногу.

Мы не улыбаемся незнакомым людям, как принято на Западе. В России это признак недалекого ума. Но это не мешает нам быть добродушными и чувствительными людьми. Если попросить незнакомого человека о помощи, то он непременно это сделает.

Мы не остаемся равнодушными к тем, кому плохо, нам жалко больных людей, бездомных животных и всех тех, кто слабее нас. Мы помогаем, даже если нас об этом не просят. Не для того, чтобы получить благодарность, а просто так.

Философский дар

Несмотря на то, что большинство жителей нашей страны живут неблагополучно, нас мало интересуют материальные вопросы. В компании друзей любой разговор рано или поздно приобретает черты вселенского масштаба.

А как русский человек любит поумничать и поспорить. Доказать собеседнику свою правоту, добиться его согласия с вашими словами – это черта русского характера. Любой разговор плавно перетекает в спор, который закончится только тогда, когда один из участников сдастся другому. Это происходит, потому что мы любим правду. На чьей она стороне, тот и сильнее.

Русские не любят проспоривать, поэтому часто, чтобы доказать свою правоту, начинают громко и грозно разговаривать. Если иностранец может воспринять это как грубость и невоспитанность, то для русского – это демонстрация своей правоты и нежелания уступать.

Мы часто ругаемся, но такое общение не несет негатива, на следующий день два вчерашних противника могут стать лучшими друзьями. Наоборот, когда кто-то может отстоять свое мнение, люди проникаются к нему уважением и симпатией.

Вера в чудеса

Виноваты в этой черте характера русского человека религиозное прошлое и культурное наследие в виде народных сказок. Нас с детства учат, что нужно делать добро и тогда оно вознаградиться, что все будет хорошо и все мечты сбудутся. И даже став взрослыми мы продолжаем в это верить.

Вспомните, как героям русских народных сказок везло. Один лежал на печи 30 лет, другой был младшим и бесполезным сынком. Но появлялись волшебные звери и все делали за них. И вот у Иванушки дурачка уже невеста и полцарства в придачу.

У каждого из нас есть мечта, но чтобы ее осуществить мы ничего не делаем. Вместо этого ждем, когда она сбудется сама по себе. Поэтому часто наши мечты находятся за гранью возможного, мы хотим все и сразу. Ведь кто-то это сделает за нас.

Мы работаем как обычно, занимаемся домашними делами и ни на грамм не приближаемся к нашей мечте день за днем. Мы лучше купим лотерейный билет, чем начнем наконец-то откладывать деньги на квартиру или машину. Мы лучше будем ждать изобретения волшебной таблетки, чем наконец-то возьмем себя в руки и похудеем.

Нездоровый образ жизни

Как это ни грустно, но жители страны не заботятся о своем здоровье. Любимая фраза русских: «Само пройдет!». Доверять врачам у нас не принято, а принято использовать рецепты народной медицины. Некоторые даже рак лечат травами и волшебными аппаратами.

Происходит это по тому, что за такой долгий период существования страны, мы не акцентировали внимание на здоровье. Мы не образованы в этой сфере и неправильно понимаем смысл поговорки: «То, что нас не убивает, делает нас сильнее». Любовь к праздному образу жизни приводит русских людей к нелюбви к себе и своему телу.

К счастью, сегодня молодое поколение начинает интересоваться своим здоровьем, увлекается спортом, ходит в тренажерный зал для обретения красивой фигуры. Но это только начало большого пути после осознания того, что Россия катилась вниз.

Жизнь «по блату»

Еще одна сложившаяся отличительная черта русского народа – это взятничество. 200 лет назад в России было принято давать чиновникам плату за услуги, но даже когда это право отменили, привычка осталась.

Чиновники настолько прижились в комфортных условиях, что ни за что не хотели терять финансовых вливаний со стороны народа. Поэтому вопросы до сих пор решаются не по закону, а «по блату».

Искоренить эту черту на данном историческом этапе России невозможно, так как существуют другие глобальные проблемы, но борьба уже началась и приносит успехи.

Выносливость

Исторические события, такие как восстания, войны, блокады и постоянные смены правителей привели к неблагополучию русского народа. Это и позволило воспитать в людях выносливость, терпеливость и умение противостоять невзгодам.

Русский человек только недавно привыкает к комфорту. Раньше мы много времени проводили на полях, чтобы прокормить семью, часто годы были неурожайными, поэтому приходилось работать в режиме без сна и отдыха.

Погодные условия тоже повлияли на становление русского менталитета. Иностранцы жутко боятся холода. Для них 0 градусов уже повод надеть дубленку. Русский народ привык к таким температурам и прекрасно их переносит. Стоит только вспомнить традицию окунаться в прорубь на рождество. Некоторые русские вообще практикуют моржевание всю зиму.

Сегодня Россия выходит из кризиса, перед народом встают новые задачи. Поэтому менталитет постепенно меняется, обретая новые черты. Но некоторые из них навсегда останутся в русских душах и помогут оставаться непобедимыми и неустрашимыми перед опасными врагами.

sunmag.me

Русский менталитет — Russia.com

Говоря об особенностях русского национального характера, нередко употребляют выражение «загадочная русская душа». Русский человек – нередко загадка, ведь в нем нередко уживаются самые яркие крайности. Всему миру известны русские неприхотливость и терпение, когда люди могут жить в чудовищных условиях нищеты и унижений. Однако, когда доведенное до отчаяния население поднимается на бунт, оно идет до конца. Безрассудная смелость и жертвенность ради «общего» (прежде всего, Родины, народа) – очень русская черта.

Сфера интересов русского человека лежит вне материальной плоскости этого мира. Поэтому отношение к деньгам, к бизнесменам – от недоверчивого до негативного. Ведь главное – это душа, доброта, правда, а «через золото слезы льются», согласно одной русской пословице. Интерес к духовному, к глубокому смыслу мироздания проявляется и в любви к философским разговорам и спорам. А русская неулыбчивость – на самом деле проявление искренности, ведь русский человек не хочет обманывать окружающих и мир «дежурной» улыбкой.

Русский человек верит в свою мистическую удачу. Многие вещи (а порой и самые невероятные изобретения) получаются именно потому, что кто-то верил в чудо и пошел на недопустимый при более рациональном подходе риск. Чисто русское понятие «авось», то есть «а вдруг получится?!» – очень ярко иллюстрирует подобное мнение. Хладнокровное планирование и подсчеты – не для русской нации, ее толкают вперед гениальные озарения и нестандартное мышление. Вместе с тем, ценится и трудолюбие – но не прилежание в ожидании выгоды, а искренняя любовь к своему делу.

Русские – люди «общего», преобладающего над частным. Им очень важно, как они выглядят со стороны, что у них все не хуже (но и не лучше!), чем у других. Выскочкам приходится непросто, ведь их инстинктивно стремятся «задавить» не только из-за их успешности, но и из-за простого отличия от других. И наоборот: к сирым и убогим русский народ всегда был жалостлив, и нищим неизменно подают милостыню. А русское гостеприимство уже стало притчей во языцех: ведь даже если гость не слишком желанный, к его приходу обязательно накроют богатый стол. Что уж говорить о гостях желанных?

russia.com

12 черт русского менталитета, в которых вы узнаете себя

Предлагаем вниманию читателя очень интересную статью. В ней Николай Иванович Козлов, доктор психологических наук, называет черты менталитета россиян, которые невозможно не узнать как в себе, так и в соотечественниках.

Вообще, менталитет — это преобладающие схемы, стереотипы и шаблоны мышления. Россияне — не обязательно русские. Отдельный человек может гордиться тем, что он «казак», «башкир» или «еврей» в пределах России, но за ее пределами всех россиян (бывших и настоящих) по традиции называют (независимо от происхождения) русскими. Для этого есть основания: как правило, все они имеют сходство в своей ментальности и стереотипах поведения.

Россиянам есть чем гордиться, у нас огромная и сильная страна, у нас талантливые люди и глубокая литература, при этом мы сами знаем и свои слабые стороны. Если мы хотим становиться лучше — мы обязаны их знать.

Итак, давайте посмотрим на себя со стороны, а именно со стороны строго научных исследований. Что отмечают исследователи культуры как специфические черты российского менталитета?

1. Соборность, примат общего над личным: «мы все свои», у нас все общее и «а что люди скажут». Соборность оборачивается отсутствием понятия приватности и возможностью любой соседской бабушке вмешаться и высказать вам все, что она думает по поводу вашей одежды, манер и воспитания ваших детей.

Из той же оперы понятия «общественность», «коллектив», отсутствующие на Западе. «Мнение коллектива», «не отделяться от коллектива», «а что люди скажут?» — соборность в чистом виде. С другой стороны, вам скажут, если у вас торчит ярлычок, развязался шнурок, забрызганы брюки или порван пакет с продуктами. А также — помигают фарами на дороге, чтобы предупредить о ГИБДД и спасти от штрафа.

2. Стремление жить по правде. Термин «правда», часто встречающийся в древнерусских источниках, означает правовые нормы, на основании которых вершился суд (отсюда выражения «судить право» или «судить в правду», то есть объективно, справедливо). Источники кодификации — нормы обычного права, княжеская судебная практика, а также заимствованные нормы из авторитетных источников — прежде всего Священного Писания.

За пределами российской культуры чаще говорится о законопослушности, правилах приличия или следовании религиозным заповедям. В восточном менталитете о Правде не говорится, в Китае важно жить по заветам, оставленным Конфуцием.

3. В выборе между разумом и чувством русские выбирают чувство: искренность и душевность. В российском менталитете «целесообразность» практически синоним корыстного, эгоистичного поведения и не в чести, как что-то «американское». Среднему российскому обывателю трудно представить, что можно разумно и осознанно действовать не только ради себя, но и ради кого-то, поэтому действия бескорыстные отождествляются с действиями «от сердца», на основе чувств, без головы.

Российское — нелюбовь к дисциплине и методичности, жизнь по душе и настроению, смена настроения от миролюбия, всепрощения и смирения к беспощадному бунту на полное уничтожение — и обратно. Русский менталитет живет скорее по женской модели: чувство, мягкость, всепрощение, реагируя плачем и яростью на последствия такой жизненной стратегии.

4. Определенный негативизм: большинство россиян чаще видят в себе недостатки, а не достоинства. За рубежом, если человек на улице случайно задел другого человека, шаблонная реакция практически любого: «Sorry», извинение и улыбка. Они так воспитаны. Печально, что в России такие шаблоны — более негативные, тут можно услышать и «Ну ты, куда смотришь?», и нечто более резкое. Россияне хорошо понимают, что такое тоска, при том что это слово непереводимо на другие европейские языки. На улицах у нас не принято улыбаться, смотреть в лица окружающим, неприлично знакомиться и просто заговаривать.

5. Улыбка в русском общении не является обязательным атрибутом вежливости. На Западе чем больше улыбается человек, тем он больше проявляет вежливости. В традиционно русском общении приоритет — требованию искренности. Улыбка у русских демонстрирует личное расположение к другому человеку, которое, естественно, не распространяется на всех. Поэтому если человек улыбается не от души, это вызывает неприятие.

Можно обратиться за помощью — скорее всего помогут. Нормально попрошайничать — и сигаретку, и деньги. Человек с постоянно хорошим настроением вызывает подозрение — то ли больной, то ли неискренний. Тот, кто обычно приветливо улыбается другим — если не иностранец, то, конечно, подхалим. Конечно, неискренний. Говорит «Да», соглашается — лицемер. Потому что искренний российский человек обязательно не согласится и возразит. И вообще самая настоящая искренность — это когда матом! Вот тогда — человеку веришь!

6. Любовь к спорам. В русском общении традиционно большое место занимают споры. Русский человек любит спорить по самым различным вопросам, как частным, так и общим. Любовь к спорам по глобальным, философским вопросам — яркая черта русского коммуникативного поведения.


Русского человека часто интересует спор не как средство нахождения истины, а как умственное упражнение, как форма эмоционального, искреннего общения друг с другом. Именно поэтому в русской коммуникативной культуре спорящие столь часто теряют нить спора, легко отходят от первоначальной темы.

При этом совершенно нехарактерно стремление к компромиссу или к тому, чтобы дать собеседнику сохранить лицо. Бескомпромиссность, конфликтность проявляется очень ярко: нашему человеку некомфортно, если он не доспорил, не смог доказать свою правоту. «Как сформулировал это качество английский учитель: «Русский всегда спорит на победу». И наоборот, характеристика «бесконфликтный», скорее, носит неодобрительный оттенок, как «бесхребетный», «непринципиальный».

7. Русский человек живет верой в добро, которое когда-то спустится с небес (или просто сверху) на многострадальную русскую землю: «Добро обязательно победит зло, но потом, когда-нибудь». При этом его личная позиция — безответственная: «Нам принесет правду кто-то, но не я лично. Я сам ничего сделать не могу и делать не буду». Главным врагом русского человека на протяжении уже нескольких столетий считается государство в образе служило-карательного сословия.

8. Принцип «не высовывайся». В русском менталитете пренебрежительное отношение к политике и демократии как форме политического устройства, при котором источником и контролером деятельности власти выступает народ. Характерна убежденность в том, что реально люди нигде ничего не решают и демократия — это ложь и лицемерие. В то же время терпимость и привычка ко лжи и лицемерию своей власти по причине убежденности, что иначе нельзя.

9. Привычка к воровству, мздоимству и обману. Убежденность в том, что воруют везде и все, а честным путем заработать большие деньги невозможно. Принцип — «не украдешь — не проживешь». Александр I: «В России такое воровство, что я боюсь идти к дантисту — сяду в кресло, и украдут челюсть…» Даль: «Русский человек не боится креста, а боится песта».

При этом для россиян характерно протестное отношение к наказаниям: наказывать за мелкие нарушения — нехорошо, как-то мелочно, нужно — «прощать!», а когда на этом фоне люди привыкают законы не уважать и от мелких нарушений переходят к крупным — тут российский человек будет долго вздыхать, пока не разозлится и не устроит погром.

10. Вытекающая из предыдущего пункта характерная черта российского менталитета — любовь к халяве. Фильмы нужно скачивать через торрент, платить за лицензионные программы — западло, мечтою является радость Лени Голубкова в МММ-пирамиде. Наши сказки рисуют героев, которые лежат на печи и в итоге получают царство и сексапильную королеву. Иван-Дурак силен не трудолюбием, а сообразительностью, когда за него все сделают Щуки, Сивки-Бурки, Коньки-Горбунки и прочие волки, рыбы и жар-птицы.

11. Забота о здоровье ценностью не является, спорт — странно, болеть — нормально, но категорически не допускается бросать убогих, в том числе считается нравственно недопустимым уходить от тех, кто не заботился о своем здоровье и в результате стал по факту беспомощным инвалидом. Женщины ищут богатых и успешных, а любят убогих и больных. «Как же он без меня?» — отсюда созависимость как норма жизни.

12. Место гуманизма у нас занимает жалость. Если гуманизм приветствует заботу о человеке, ставя на пьедестал свободного, развитого, сильного человека, то жалость направляет заботу на несчастных и больных. По статистике Mail.ru и ВЦИОМ, помощь взрослым по популярности стоит на пятом месте после помощи детям, старикам, животным и помощи экологическим проблемам. Людям больше жалко собак, чем людей, а из людей из чувства жалости важнее поддержать нежизнеспособных детей, а не взрослых, которые еще могли бы жить и работать.

В комментариях к статье кто-то соглашается с подобным портретом, кто-то обвиняет автора в русофобии. Нет, автор любит Россию и верит в нее, уже которое десятилетие занимаясь просветительской и образовательной деятельностью для своей страны. Здесь врагов нет и не нужно здесь их искать, наша задача в другом: а именно, думать, как нам поднимать нашу страну и воспитывать детей — наших новых граждан.

Об авторе: Николай Иванович Козлов, доктор психологических наук, профессор, ректор Университета практической психологии, основатель сайта «Психологос».

источник

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь ими со своими друзьями! 🙂

musthaveforyou.mediasole.ru

особенности, черты, отличия человека, народа

Менталитет – похожий склад ума одной и той же категории лиц.

Менталитет простым языком

Каждая страна представляет нам общество людей, проживающих на одной и той же территории. Такая группа и есть нация. Каждый относится к определенной нации. Это образует общий национальный характер. Народный тип мышления гораздо сильнее проявляется не в одной личности, а в группе. Определено любой человек имеет своих тараканов, но отличить француза от китайца не составит большого труда. Речь идет далеко не о внешности, а об отношениях данных рас к миру. Собрав все выше сказанное в кучу, мы получаем менталитет.

Русский человек

Прежде чем нам предстоит разобраться, что же такое этот «северо-восточный менталитет», расскажем вам об его представителях. Какой человек является по-настоящему русским? И что делает его таковым? Однозначно его нутро и мировоззрение. Не обязательно иметь стандартную для этой нации внешность, достаточно жить там, чтобы понимать живых вокруг тебя. Поэтому русским человека делает именно его окружение. Для более правильного ответа на поставленный ранее вопрос, приведем пару фактов о «нутре обычного смертного».

68% населения России считают себя патриотами. Огромная цифра, учитывая, сколько народов, помимо огромной нации уживается на территории федерации.

Особенность характера каждого представителя обычного жителя это – сочувствие. Масштабным примером является помощь беженцам из Украины и огромная помощь Сирии со стороны постсоветского парламента. Но это только государственная сторона. Что же на счет обычного, не вовлеченного во всю эту политику, человека? Многие жители страны – огромной души люди. Определенно каждый имеет проблемы, как серьезные, так и мелкие. Но они требуют не только сострадания, но так же решения. Будь это прикрутить перегоревшую лампочку на кухне или сходить больной соседке за лекарствами. Для любого обычного русского – это не труд. Вряд ли они пройдут мимо чьего-либо горя, зная все его тяготы…

Россияне – очень любопытные. В случае чего, они часто спросят что, да как. Поэтому ничего странного нет в том, что каждый ваш сосед знает про вас фактически все.

Неприятие индивидуализма. Каждому прожившему хоть один день известно, что человек, словно волк, всегда сам за себя. Но многие россияне относят себя не к волкам, а наоборот, к стаду. Им легче придерживаться мнения другого человека, чем высказать свое. Конечно, многие любят поспорить, правда, доказывают они не свою точку мнения, а навязанную.

Доля СССР в каждом из нас. Прошлое столетие сыграло огромную роль на характеристике русского. Особенно это заметно в более взрослых, ведь они еще и до распада пожить успели. У каждого из таких жителей есть в голове чисто советские обычаи и привычки. И в точности все хоть раз употребляли фразу «В Советском Союзе такого не было» или «Раньше было лучше». Но было ли лучше?

Русский менталитет

Разобрав все по пунктами и полочкам для большего понятия, мы можем поговорить о главной теме данной статьи. Часто говоря об особенности характера, общество использует выражение «загадочная русская душа».

Люди в России являются поистине терпеливыми. Многие живут в бедности, работая за пару копеек, выполняя сложную и тяжелую работу. В основном это делается для обеспечения семьи финансами. Для этого народа не самое главное, сколько вы имеете денег, ведь наверняка его представитель не самый богатый. И в какой-то степени это даже плюс. Не живя на широкую ногу, начинаешь замечать другие богатства и людей вокруг себя. Именно поэтому для русского народа самое важное это доброта, отзывчивость, умение слушать и слышать. Примером глубокого познания всех нелегкостей жизни являются душевные разговоры на самой обычной кухне любого дома. Выходцам огромной державы не важна обстановка. Они сами создают уют, неподдельный уют вокруг себя и других…

Многие приезжие часто отзываются о русских людях, как об очень угрюмых и несчастных. Данные слова обусловливаются отсутствием улыбки на лицах людях. Но это не правда. Русские не дарят свою улыбку всем, кому попало. Это никак не знак угрюмости. Наоборот! Это знак искренности. Ведь лучше вам не будут улыбаться вообще, чем делать это с огромной натяжкой и комом в горле.

Славянская душа предрасположена не только к вере во что-то высшее, но также к вере во что-то потустороннее. Так многие люди верят в свою удачу, судьбу, в приметы, обычаи. Все это создает менталитет. Ведь, какие-никакие вычисления образуют у среднего славянского человека нестандартный склад ума и мышления. Каждый народ имеет разные приметы, кто-то придерживается им больше, кто-то меньше. Русский точно отнесут себя к первому! Невольно вздрагиваешь, когда черных кот переходит дорогу, хоть в глубине души и понимаешь, что все это далеко нелепость, ведь вряд ли этот пушистый комок сможет обречь тебя на несчастье.

Многие русские притворяются, им всегда важно как они выглядят со стороны. Печально осознавать, но многие видят в себе больше плохого, чем хорошего, даже если это и не является правдой. Россияне как никто другой отлично понимают значение слова тоска. Многие из них одиноки. А как известно, грусть воспитывают в себе нежеланную пассивную агрессию. Они копят злость внутри себя, выплескивая ее в случае огромного накопления при удобном случае. Если кто-то по чистой случайности наступит вам на ногу в какой-нибудь другой стране, то этот человек обязательно извинится перед вами. Но в России не удивительно на данный случай получить еще и кусок непонятной злобы, вроде «Смотри под ноги!». И это печально. Будем смотреть правде в глаза, россияне далеко не злые, они просто несчастные.

Русский человек – плохой человек?

Безусловно, подводя итоги, нельзя засунуть абсолютно всех под одну гребенку. Каждый индивидуален. Но хоть одно утверждение, что было выше перечислено, отнесет под себя какой-нибудь русский, читающий эту статью. Славянский народ далеко не злой, его просто надо понять и изучить. Русские подарили миру прекрасную и богатую литературу, открытия, даже первое исследование космоса тоже стояло за ними! Это бесспорно талантливые и умные люди.

Россияне – не обязательно должны быть русского происхождения. Не происхождение играет роль в характере человека, а именно менталитет, который складывают вокруг себя общество.

w.today

Особенности российского менталитета в культурно-исторических проявлениях

Русские купцы договора не подписывают.

В философско-антропологических учениях человек рассматривается, как правило, отвлеченно от какого-либо типа национальной культуры. Между тем природа человека допускает уникальные особенности, выделяющие его как представителя той или иной нацио­нальной культуры. Общие для всех людей качества проявляют себя по-разному, когда одно из них приобретает ни просто верховное, державное значение, но и в таком своем значении выглядит специфично, отражая сущность природы человека, принадлежащего к известному культурному образованию.

К какому приему можно прибегнуть, чтобы попытаться осмыслить феномен рус­ского человека, сущность его природы, особенности нравственно-психологического укла­да?

Представление о важнейших свойствах русского менталитета можно попытаться по­лучить из опыта русской истории и культуры. Оговорюсь сразу, что само понятие культуры в отношении России употребляется мной достаточно условно. Речь должна идти не о куль­туре как таковой, но об особом типе духовности, который и в своем идеальном содержании и в своих проявлениях глубоко антиномичен всяким культурным представлениям. Под сло­вом «культура» я понимаю накопленную в данном обществе сумму универсальных знаний и навыков, которые можно использовать в самых различных целях, но все эти знания орга­нично спаяны в одну систему со своеобразными моральными ценностями. Такая спаянность ни есть нечто само собой разумеющаяся. Она может быть очень слабой или отсутствовать вовсе. Еще славянофилы замечали, что в России существует глубокая антитеза между рус­ским типом духовности и культурой. Такое обстоятельство, на мой взгляд, имеет не только негативное, но и позитивное значение.

Общественные процессы позволяют достаточно хорошо выявить «истинно человече­ское», а в нашем случае «истинно русское». Своего рода путеводителем, направляющим наше внимание при обращении к отечественной истории и культуре, будет служить спор славянофилов и западников, начавшийся, как известно, в России в 40-х годах XIX в. и про­должающийся в наши дни.

Вспомним сначала, что согласно славянофилам Россия должна исторически разви­ваться самобытно, следуя своим духовным традициям. Пытаться европеизировать страну не только бессмысленно для нее, но и губительно. О каких самобытных традициях, образую­щих пропасть между Западом и Россией, может идти речь?

В первую очередь следует сказать о решительном возвышении милосердия над спра­ведливостью. Если на Западе человек будет отстаивать свои права из принципа, то назван­ная особенность русского типа нравственности делает русского очень инертным и снисхо­дительным, всепрощающим даже тогда, когда активных действий требует насущная необ­ходимость, просто инстинкт самосохранения. Следующим качеством, отличающим нравст­венно-психологический тип русского человека, можно назвать его нелюбовь к формализму, в том числе к правовому. Русским свойственно импровизировать закон. В России формаль­ные соглашения не любили купцы, которые, заключая договор о сделке, часто, что называется, били по рукам, доверяясь данному партнером слову, не любили и крестьяне, никогда не признававшие юридических правил поведения, а руководствовавшиеся в своей жизни обычаями и традициями.

Нелюбовь русских к формализму можно заметить уже даже по тому, как мы общаемся. В России принято общение «по душам», т.е. простота и правдивость в разговоре с собе­седником. Делиться личными переживаниями, иногда с первым встречным, это для нас норма. Отмечая такую особенность нашего поведения, европейцы говорят, что у них люди принципиально стараются держать дистанции между собой. Формализм ими блюдется как подстраховка в личной жизни.

Правовая культура — вопрос, на котором стоит остановиться чуть подробнее. В пра­вовом сознании западного индивида живут убеждения, родственные его нравственному миру. Но это не значит, что развитое правовое сознание является само по себе критерием высокой нравственности. К нравственным этическим принципам, способствующим эффек­тивному функционированию права, следует отнести приоритет справедливости над мило­сердием и эгоистическое самопринуждение. Нравственное содержание наличествует в лю­дях в разной степени. Справедливость выше милосердия, но не всегда превыше всего. Когда мы говорим о правовой этике, речь должна идти о том, что именно из нравственных качеств преобладает в человеке. Так, приоритет справедливости над милосердием, а не наоборот, будет отвечать такому правовому принципу, как равномерное воздаяние за содеянное. Пра­вовые нормы, призванные, как хорошо показал Б.Н. Чичерин (Чичерин Б.Н. Нравственный мир // Русская философия права: философия веры и нравственности. (Анто­логия). СПб.: Алетейя, 1997. С.81-110.), защищать прежде всего личный интерес, при условии определенного его ограничения, совпадают с такой этической нормой, как эгоистическое самопринуждение. Не прогресс нравственности привел людей на Западе к правовому строю, но последний удерживает их от нравственного регресса.

Западный человек может нарушить закон, но, во всяком случае, его менталитет дела­ет его более иммунизированным от такого желания, чем русского. Русский же поступает согласно правовым требованиям только для того, чтобы избежать неприятностей, посколь­ку его нравственные мотивы, как правило, выходят за рамки формального права. При этом существует одна опасность. Если в обществе процветает правовой скептицизм при отсутст­вии этического эквивалента, тогда общество деградирует в нравственном отношении. В Японии таким эквивалентом являются так называемые гири, т.е. традиции и обычаи. В Ко­рее это буддийская этика. В Китае — конфуцианская культура с ее принципом внешней целесообразности. В России такой замены нет. Православная этика решительно утверждает милосердие и любовь, всепрощение как принципы межличностных и общественных отно­шений. Но любое гражданское общество предполагает своим основанием социальную спра­ведливость, а не любовь и сострадание. Правовая система развитых правовых государств имеет свое основание в сознании живущих там людей. Это люди, которые все оценивают исходя из своих личных интересов. Эгоизм в этом мире есть норма жизни, но эгоизм обла­гороженный или, по выражению Маркса, сдержанный. Он находит поддержку в юридиче­ском праве, призванном прежде всего охранять круг личных интересов граждан. В России всегда существовал примат общего над личным как один из критериев русского типа нрав­ственности, русской духовности. Уродливые формы, которые принимает сегодня индиви­дуализм в России, показывают, что его нет в традициях русской культуры.

Торжество принципа внешней целесообразности в западной культуре чрезвычайно плодотворно сказалось на практической стороне жизни. Достижение какого-либо результа­та должно быть максимально облагорожено, как и сам результат. Так, например, еще сред­невековый мастер тратил время и силы на то, чтобы изготовить искусное клеймо на внут­ренней части замка, которое, как он знал, никто не увидит. Существующие сегодня в России немецкие поселки снабжены водопроводом усилиями самих поселенцев. Важно не просто получать воду, но делать это максимально удобно. Русские в соседних поселках, презрев такое удобство, будут носить воду на руках с помощью ведер. Они понимают, конечно, что и как можно сделать, чтобы облегчить свой труд, но русским несвойственно прилагать спе­циальные дополнительные усилия ради того, чтобы избавить себя от внешних неудобств, которые в их представлении, в общем, терпимы. Внешние бытовые неудобства, встречаю­щиеся сплошь и рядом в России, есть не результат случайных обстоятельств, а результат специфики русской культуры.

Можно утверждать, что благоприятные условия какой-либо деятельности не являют­ся для русских ее атрибутами. Потому русский будет эффективно работать в таких услови­ях, в которых европеец работать с таким же результатом не сможет. Полуголодные русские рабочие в годы Великой Отечественной войны работали за станками зимой под открытым небом, перевыполняя норму. И сегодня, в мирных условиях, русские люди работают за пла­ту, которая едва позволяет им не голодать. Значение такой особенности русской ментально­сти для экстремальных ситуаций переоценить нельзя.

Когда мы говорим о духовных традициях какого-то народа, то имеем в виду те убеж­дения людей, которые освящены в их сознании, укоренены в их нравственно­психологическом укладе. Что-то здесь, по выражению А.С.Хомякова (Хомяков А.С. «Семирамида» // Хомяков А.С. Соч. в 2 т. Т.1. Работы по историософии. М., 1994. С.15- 446.), является высшей точкой всех его (народа) помыслов и желаний. Это некий идеал, который в отношении рус­ского народа можно сформулировать примерно так: если жить хорошо, то жить хорошо всем. У американца его идеальное стремление может быть выражено следующим образом: жить так, как я хочу. Американская эгоистичная идея получает ограничение в таком миро­устройстве, как демократическое правовое государство, обеспечивающее сохранение при­мата личного интереса любого из граждан над интересом общественным, но не дающее вы­литься личному эгоизму в нарушение прав других. Это и есть собственно культурный под­ход, когда ограничивается, облагораживается естественное и некрасивое. Русская идея, ко­торая прекрасна сама по себе, привела к деспотизму. Этика любви и милосердия не может возвышаться над этикой закона в человеческом обществе. Если политическая власть ставит перед собой цель реализации абсолютных, ничем не ограниченных ценностей, тогда и при­нуждение становится неограниченным, поскольку не закон, а такие ценности превыше все­го. Конечно, при деспотизме любовь и милосердие становятся совершенно отвлеченными понятиями. Пожалуй, первым из русских философов осознал это Вл. Соловьев (Соловьев В.С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории // Соловьев В. С. Соч. в 2 т. 2-е изд. Т.2. М.: Мысль, 1990. С.635-762.).

Насильственная европеизация страны Петром I не сделала Россию Европой, не вы­травила из России духовное содержание, обеспечившее в будущем победу большевиков. Феномен большевизма в России некоторые современные исследователи-патриоты объяс­няют инфекционным заражением, а источником инфекции называют Запад. Но для того, чтобы организм начал болеть, необходимо взаимодействие инфекционных бактерий и орга­низма. Если на Западе коммунизм с его учениями тяжелых последствий не имел, то в Рос­сии коммунизм пришелся как огонь к хворосту.

Сегодня мы освободили себя от внешнего насилия, отринув, казалось бы, идею, ко­торая помогала такому насилию осуществляться, но в нас не рождается иное достойное со­держание. Мы продолжаем мечтать о государстве, которое само по себе будет заботиться о людях, которое можно будет любить и уважать. В русских простых людях нет понимания того, что государство не может быть справедливым без контроля со стороны самих граж­дан, без наличия гражданского общества, способного поставить перед государством свою волю как закон. Вообще русскому тяжело основать свое благополучие на справедливости. Русским нужна, прежде всего, не социальная справедливость, а полюбовное идеальное со­глашение. Если русского поставить в ситуацию, которая даст ему возможность почувство­вать себя судьей, и он будет волен наказать по справедливости или простить, то скорее все­го он простит.

В конце XVII в. Россия подошла к краю пропасти и чтобы сохранить себя, должна была начать развиваться вопреки своему духовному укладу. Реформы Петра I не могут быть оценены однозначно уже потому, что, будучи необходимыми для внешнего мироустройст­ва, для традиций русского духа они были чужими и лишними. По меткому замечанию А.Толстого (Толстой А. Один день из жизни Петра // Толстой Алексей. Избранное. М., 1984. С.25-42.), Петр не вывел Россию на европейский двор как равную среди равных, а вытащил ее туда за волосы, излупив до крови. Россия стояла среди европейских дам в неле­пом для себя наряде, вытирая кровь рукавом и дико озираясь, вызывая страх и неприязнь. Но Россия выжила и заставила считаться с собой других. Феноменально терпеливый рус­ский народ построил государство, чрезвычайно крепкое внешне, но лишенное прочной внутренней связи. Страна выросла и окрепла как государство, но то оформление общест­венной жизни, которое стало получать русское общество, никак не отвечало его внутренне­му миру, его душе.

Такое противоречие внешнего и внутреннего присуще русскому человеку. В нем живет мечта о земном рае, не требующем строгого оформляющего начала, необходимого для любо­го исторического развития. Такую мечту обоснованно попытались выразить еще славянофи­лы. Ошибочно думать, что они говорили о какой-то особенной форме государственного уст­ройства как о самом заветном. В своих желаниях они шли гораздо дальше. Славянофилы во­обще отрицали всякую форму, всякое государство как цель. Государство им виделось только средством, которое до времени следует сохранить и которое поможет прийти к идеальному общественному мироустройству. И это были планы не о небесном, но о земном.

Русский человек, каким его создала природа, за призрак счастья, за журавля в небе готов пуститься во все тяжкие и обречь себя на годы страданий и великие несчастья. И это действительность, которую надо принять. Почему-то, рассуждая о судьбе России и пытаясь увидеть выход из неудачно складывающейся истории, считают само собой разумеющимся, что такой выход есть и его нужно только найти. Куда больше оснований полагать, что Рос­сия едва ли перестанет быть страной «униженных и оскорбленных». Простые русские лю­ди, не разучившиеся доверять своим непосредственным переживаниям, пессимистично смотрят на свое будущее в отличие от ученых, черпающих свои суждения из книг.

Многие русские мыслители, показывая негативные черты русского менталитета, го­ворили о необходимости их исправления. Любой нации свойственна определенного типа духовность, которая во многом обуславливает ее тип культуры. В определенной степени любая культура должна быть консервативна, что позволяет нации сохранить ее лицо. В то же время любая культура должна исторически развиваться во всех своих аспектах. Факто­ром такого развития является содержание существующих духовных традиций. В противном случае народ обречен на историческое прозябание, какими бы внешне эффектными явле­ниями периодически не давала о себе знать его история. В такой стране всегда будет что-то начинаться, но начатое никогда не будет получать определенного завершения…

www.psychologos.ru

Национальный характер и особенности русского менталитета

Национальный характер, особенности русского менталитета относятся к этно- и социопсихологическим факторам развития культуры России.

История вопроса о национальном характере

Вопрос о национальном характере не получил общепризнанной формулировки, хотя имеет значительную историографию в мировой и российской дореволюционной науке. Эту проблему изучали Монтескье, Кант, Гердер. И мысль, что у разных народов есть свой «национальный дух», сформировалась в философии романтизма и почвенничества как на Западе, так и в России. В немецком десятитомнике «Психология народов» была подвергнута анализу сущность человека в разных культурных проявлениях: быте, мифологии, религии и т. п. Социальные антропологи прошлого века также не обошли эту тему своим вниманием. В советском обществе гуманитарными науками было принято за основу преимущество классового над национальным, поэтому национальный характер, этническая психология и подобные вопросы оставались в стороне. Им тогда не придавали должного значения.

Понятие национального характера

На данном этапе понятие национального характера включает в себя разные школы и подходы. Из всех толкований можно выделить два основных:

  • личностно-психологическое

  • ценностно-нормативное.

Личностно-психологическая трактовка национального характера

Такое толкование подразумевает, что у людей одних культурных ценностей есть общие личностные и психические черты. Комплекс таких качеств отличает представителей этой группы от других. Американский психиатр А. Кардинер создал концепцию «базисной личности», на основе которой делал вывод о «базисном типе личности», который присущ каждой культуре. Эту же идею поддерживает Н.О. Лосский. Он выделяет главные черты русского характера, который отличается:

  • религиозностью,
  • восприимчивостью к высшим образцам навыков,
  • душевной открытостью,
  • тонким пониманием чужого состояния,
  • мощной силой воли,
  • пылкостью в религиозной жизни,
  • кипучестью в общественных делах,
  • приверженностью к крайним взглядам,
  • вольнолюбием, доходящим до безначалия,
  • любовью к отечеству,
  • презрением к обывательщине.

Подобные изыскания обнаруживают и результаты противоречащие друг другу. У любого народа можно найти абсолютно полярные черты. Здесь необходимо провести более глубокие исследования, применяя новые статистические методики.

Ценностно-нормативный подход к проблеме национального характера

Такой подход допускает, что национальный характер претворяется не в индивидуальных качествах представителя нации, а в социокульурном функционировании его народа. Б.П. Вышеславцев в работе «Русский национальный характер» поясняет, что человеческий характер не очевиден, наоборот, это есть что-то тайное. Поэтому его сложно понять и случаются внезапности. Корень характера не в выразительных идеях и не в сути сознания, он произрастает из бессознательных сил, из подсознания. В этой подоснове зреют такие катаклизмы, которые не предугадать, глядя на внешнюю оболочку. По большей мере это применимо к русскому народу.

Такое общественное состояние духа, основанное на установках группового сознания, принято называть менталитетом. В связи с этим толкованием, особенности русского характера проявляются как отражение ментальности народа, то есть, являются достоянием народа, а не совокупностью черт, присущих отдельным его представителям.

Ментальность

  • отражается в поступках людей, их образе мыслей,
  • оставляет свой след в фольклоре, литературе, искусстве,
  • порождает самобытный уклад жизни и особенную культуру, свойственные тому или иному народу.

Особенности русского менталитета

Изучение русской ментальности было начато еще в  XIX веке сначала в работах славянофилов, исследования были продолжены на рубеже следующего столетия. В начале девяностых годов прошлого столетия вновь возник интерес к этому вопросу.

Большинство исследователей отмечают наиболее характерные особенности менталитета русского народа. В его основе лежат глубинные композиции сознания, которые помогают делать выбор во времени и пространстве. В контексте этого существует понятие хронотопа — т.е. связи пространственно-временных отношений в культуре.

  • Бесконечное движение

Ключевский,  Бердяев, Федотов отмечали в своих трудах характерное для народа России чувство Пространства. Это бескрайность равнин, их открытость, отсутствие границ. Такую модель национального Космоса отразили в своих произведениях многие поэты и писатели.

  • Открытость, незавершённость, вопрошание

Весомой ценностью русской культуры является ее открытость. Она может постичь другого, чуждого ей, и подвластна разным воздействиям извне. Некоторые, например, Д. Лихачев именуют это универсализмом, другие, как Блок, отмечают всепонимание, называют это, как Г. Флоровский, всеобщей отзывчивостью. Г. Гачевым было подмечено, что многие отечественные классические шедевры литературы остались незаконченными, оставляя путь к развитию. Такой является и вся культура России.

  • Несоответствие шага Пространства и шага Времени

Особенность российских ландшафтов и территорий предопределяет переживание Пространства. Линейность христианства и европейский темп определяет переживание Времени. Огромные территории России, бесконечные просторы предопределяют колоссальный шаг Пространства. Для Времени же используются европейские критерии, примеряются западные исторические процессы, формации.

По мнению Гачева, в России все процессы должны протекать более медленно. Психика русского человека более медленная. Разрыв между шагами Пространства и Времени порождает трагедию и является роковым для страны.

Антиномичность и поляризованность русской культуры

Расхождение в двух координатах — Времени и Пространстве создает постоянный накал в русской культуре. С этим связана еще одна ее особенность – антиномичность. Многие исследователи считают эту черту одной из самых отличительных. Бердяев отмечал сильную противоречивость национальной жизни и самосознания, где глубокая бездна и безграничная высота соединяются с подлостью, низменностью, нехваткой самолюбия, холопством. Он писал, что в России безграничное человеколюбие и сострадание может сосуществовать с мизантропством и изуверством, а стремление к свободе уживается с рабской безропотностью. Эти полярности в русской культуре не имеют полутонов. У других народов тоже существуют противоположности, но только в России из анархизма может родиться бюрократизм, а из свободы – рабство. Эта специфика сознания отражена в философии, искусстве, литературе. Такой дуализм как в культуре, так и в личности, лучше всего отражен  в произведениях Достоевского. Литература всегда предоставляет большую информацию для изучения ментальности. Двоичный принцип, который важен в отечественной культуре, отражается даже в произведениях российских писателей.  Вот список, подобранный Гачевым:

«Война и мир», «Отцы и дети», «Преступление и наказание», «Поэт и Толпа», «Поэт и Гражданин», «Христос и Антихрист».

О большой противоречивости мышления говорят названия:

«Мёртвые души», «Живой труп», «Поднятая целина», «Зияющие высоты».

Русский менталитет с его бинарной комбинацией взаимоисключающих качеств отражает скрытую полярность русской культуры, которая присуща для всех периодов ее развития. Непрерывное трагическое напряжение проявлялось в их коллизиях:

язычество — христианство,

кочевничество — оседлость,

славянофильство — западничество

и т.п.

Г.П. Федотов в своей работе «Судьба и грехи России» исследовал самобытность русской культуры и изобразил национальный менталитет, его устройство в форме эллипса с парой разнополюсных центров, которые непрерывно борются  и сотрудничают. Это вызывает постоянную неустойчивость и изменчивость в развитии нашей культуры, одновременно побуждает намерение разрешить проблему моментально, через вспышку, бросок, революцию.

«Умонепостигаемость» русской культуры

Внутренняя антиномичность культуры России порождает и ее «умонепостигаемость». Над целесообразным и осмысленным в ней всегда преобладает чувственное, душевное, алогичное. Ее своеобразие трудно проанализировать с точки зрения науки, а также передать возможностями искусства пластики. В своих работах И.В.Кондаков пишет, что наиболее созвучной национальной самобытности русской культуры является литература. В этом кроется причина глубокого уважения к книге, слову. Это особенно заметно в русской культуре средневековья. Классическая русская культура девятнадцатого века: живопись, музыка, философия, общественная мысль, отмечает он, создавалась в большей части под впечатлением литературных произведений, их героев, замыслов, фабул. Нельзя недооценивать роль воздействия литературы на сознание российского общества.

Культурная идентичность России

Русская культурная самоидентификация затруднена спецификой ментальности. Понятие культурной идентичности включает отождествление личности с культурной традицией, национальными ценностями.

У западных народов национально-культурная идентичность выражается по двум признакам: национальному (я – немец, я- итальянец и т.п.) и цивилизационному ( я – европеец). В России такой определенности нет. Это связано с тем, что культурная идентичность России зависит от:

  • многоэтнической основы культуры, где есть масса местных вариантов и субкультур;
  • промежуточной позиции между Востоком и Западом;
  • свойственного дара участливости и сопереживания;
  • неоднократных порывистых преображений культурной парадигмы.

Эта неясность, непоследовательность порождает рассуждения о ее исключительности, неповторимости. В русской культуре глубока мысль о неповторимом пути и высшем призвании народа России. Эта мысль претворилась в популярном социально-философском тезисе о русской идее.

Но в полном согласии со всем, о чем говорилось выше, наравне с осознанием национального достоинства и убежденности в собственной исключительности существует национальное отрицание, достигающее самоуничижения. Философ Вышеславцев подчеркивал, что сдержанность, самобичевание, покаяние составляет национальную черту нашего характера, что не существует народа, который так критиковал себя, разоблачал, шутил бы над собой.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

velikayakultura.ru

Читайте также:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о