О творчестве: Творчество – цитаты и афоризмы

Содержание

Творчество – цитаты и афоризмы

Творчество есть прежде всего полная сосредоточенность всей духовной и физической природы. Она захватывает не только зрение и слух, но и все пять чувств человека, она захватывает, кроме того, и тело, и мысль, и ум, и волю, и чувство, и память, и воображение. Вся духовная и физическая природа должна быть устремлена при творчестве на то, что происходит в душе воображаемого мира.
К. Станиславский

Творчество — непосредственное единство мысли и дела, осуществляется только в непрерывной деятельности, в творении. Творчество — тождественно с творением, ибо вне творения нет творчества.
Э. Дембовский

Творчество — особый вид деятельности, оно в самом деле несёт удовлетворение.
С. Моэм

Творчество — это не сумма знаний, а особая направленность интеллекта, особая связь между интеллектуальной жизнью личности и проявлением её сил в активной деятельности. Я бы назвал творчество самой сутью жизни в мире знаний и красоты. Творчество — это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности, это своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку.

В. Сухомлинский

Цель творчества — самоотдача, а не шумиха, не успех.
Б. Пастернак.

Творчество – это загадка, которую художник задает сам себе.
Станислав Ежи Лец (1909 – 1966), польский поэт и афорист

Не будь гордым – твори.
Бог сотворил мир в минуту смирения.
Григорий Ландау (1877 – 1941), философ, критик

«Сначала думать, потом говорить» – девиз критики; «сначала говорить, а потом думать» – девиз творчества.
Эдуард Форстер (1879 – 1970), английский писатель и критик

Мало кто создает что либо творческое после 35 летнего возраста. Причина этого в том, что мало кто создает что либо творческое до 35 летнего возраста.

Джоэл Хилдебранд (1881 – 1983), американский химик

Творчество рождает творца.
Максим Звонарев (р. 1956), журналист

Догматизм есть цельность духа; творящий – всегда догматичен, всегда дерзновенно избирающий и творящий избранное.
Николай Бердяев (1874 – 1948), философ

Мастерство – это когда «что» и «как» приходят одновременно.
Всеволод Мейерхольд (1874 – 1940), режиссер

Ждут своего времени только те, для кого оно никогда не наступит.
Григорий Ландау

Его творчество достигло двойного дна.
Веслав Брудзиньский (р. 1920), польский сатирик

Состояние творческой импотенции, увы, не мешает творить.
Лешек Кумор, польский афорист

Всякое творчество есть по сути своей молитва. Всякое творчество направлено в ухо Всевышнего.
Иосиф Бродский

Творчество — обшее дело, творимое уединенными.
Марина Цветаева

Всякий человек меньше самого прекрасного своего создания.
Поль Валери

Изобретение можно усовершенствовать, творению можно лишь подражать.
Мария Эбнер-Эшенбах

Я закрываю глаза, чтобы лучше видеть.
Поль Гоген

Произведение — это испорченный замысел.
Альфред Шнитке

Карьера художника всегда начинается завтра.

Джеймс Уистлер

Полная свобода творчества была разве что у Всевышнего, да и то лишь в первый день творения.
Максим Звонарев

Делать легко то, что для других трудно, — это талант; делать то, что для таланта невозможно, — это гений.
А. Амиель

Великие таланты чужды мелочности.
О. Бальзак

Если талант не имеет в себе достаточной силы стать в уровень со своими стремлениями и предприятиями, он производит только пустоцвет, когда вы ждете от него плодов.
В. Белинский

Способность творчества есть великий дар природы; акт творчества в душе творящей есть великое таинство; минута творчества есть минута великого священнодействия.
В. Белинский

Уровень чести общества зависит от уровня уважения (даже почтения, поклонения) таланту; нет большего удара по чести, чем торжество посредственности.

Е. Богат

Способности человека, насколько учат нас опыт и аналогия, безграничны; нет никакого основания полагать даже какой-нибудь воображаемый предел, на котором остановится человеческий ум.
Г. Бокль

Творящий бедности не знает.
Далекий от мирских щедрот,
Добычею богатств не занят, —
Он из души их достает.
Л. Болеславский

Великие творения человеческого духа подобны горным вершинам: их белоснежные пики поднимаются перед нами все выше и выше, чем дальше мы от них отходим.

С. Булгаков

Там, где есть жизнь и свобода, есть место и для нового творчества.
С. Булгаков

Нам кажется, что люди плохо знают как свои возможности, так и свои силы: первые они преувеличивают, вторые преуменьшают.
Ф. Бэкон

Изобретательность как раз и состоит в умении сопоставлять вещи и распознавать их связь.
Л. Вовенарг

Нет покровителей надежнее, чем наши собственные способности.
Л. Вовенарг

Иной бесцветен в первом ряду, но во втором блистает.
Вольтер

Изобретать самому прекрасно, но то, что найдено другими, знать и ценить — меньше ли, чем создавать.
И. Гёте

Кто рожден с талантом и для таланта, тот обретает в нем свое лучшее существование.
И. Гёте

Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует.
И. Гёте

Способность предполагается заранее, но она должна стать умением.
И. Гёте

Следы исчезнут поколений,
Но жив талант, бессмертен гений.
М. Глинка

Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить.
Н. Гоголь

П риемам творчества не научи шься. У вся кого творца есть свои приемы. Можно только подражать высшим приемам, но это ни к чему не ведет, а в работу творческого духа проникнуть нельзя.
И. Гончаров

Не умея держать в руке топор — дерева не отешешь, а не зная языка хорошо — красиво и всем понятно — не напишешь.
М. Горький

Талант — это вера в себя, в свою силу…

М. Горький

Великие таланты — продукты болезненной страсти…
Ж. Д’Аламбер

Не золотом, не серебром прославлен человек. Своим талантом, мастерством прославлен человек.
А. Джами

По сравнению с тем, какими мы должны были бы быть, мы пребываем еще в полудремотном состоянии. Мы используем только незначительную часть своих физических и умственных ресурсов. В общем, можно сказать, что человек живет, таким образом, далеко не в меру своих возможностей. Он обладает способностями самого различного рода, которые им обычно не используются.
У. Джеймс

Талант на одну треть состоит из инстинкта, на одну треть — из памяти и на одну треть — из воли.

К. Досси

Таланту нужно сочувствие, ему нужно, чтоб его понимали.
Ф. Достоевский

Творчество… есть цельное, органическое свойство человеческой природы… Оно есть необходимая принадлежность человеческого духа. Оно так же законно в человеке, пожалуй, как две руки, как две ноги, как желудок. Оно неотделимо от человека и составляет с ним целое.
Ф. Достоевский

Что такое талант? Талант есть… способность сказать или выразить хорошо там, где бездарность скажет и выразит дурно.
Ф. Достоевский

Неспособных людей нет. Есть неспособные определить свои способности, развить их.
А посколько эти задачи решаются в детстве, то вина в этом прежде всего родителей. Без их помощи ребенку эти проблемы не решить.

В. Зубков

Истинные дарования не остаются без награды: есть публика, есть потомство. Главное дело не получать, а заслуживать.
Н. Карамзин

Талант великих душ есть узнавать великое в других людях.
Н. Карамзин

Творчество — высокий подвиг, а подвиг требует жертв. Всякие мелкие и эгоистические чувства мешают творить. А творчество — это самозабвенное служение искусству народа.
В. Качалов

Высшая задача таланта — своим произведением дать людям понять смысл и цену жизни.
В. Ключевский

Талант — искра божия, которой обыкновенно человек сжигает себя, освещая этим собственным пожаром путь другим.

В. Ключевский

Кто мешает тебе выдумать порох непромокаемый?
Козьма Прутков

Талантами измеряются успехи цивилизации, и они же представляют верстовые столбы истории, служа телеграммами от предков и современников к потомству.
Козьма Прутков

Только в творчестве есть радость — все остальное прах и суета.
А. Кони

Таланты истинны за критику не злятся:
Их повредить она не может красоты,
Одни поддельные цветы дождя боятся.
И. Крылов

Между умом и талантом то же соотношение, что между целым и частью.
Ж. Лабрюйер

Человеческие дарования подобны деревьям: каждое обладает особенными свойствами и приноситлишьему присущие плоды.

Ф. Ларошфуко

Я стою на том, что плохая голова, обладая вспомогательными преимуществами и упражняя их, может перещеголять самую лучшую, подобно тому, как ребенок может провести по линейке линию лучше, чем величайший мастер от руки.
Г. Лейбниц

Талант надо поощрять.
В. Ленин

Кто не использует свои таланты для обучения и воспитания других, тот либо плохой, либо ограниченный человек.
Г. Лихтенберг

Существует нечто более редкостное, более незаурядное, чем одаренность. Это способность признавать одаренность других.
Г. Лихтенберг

Мы рождаемся на свет со способностями и силами, позволяющими делать почти все, — во всяком случае эти способности таковы, что могут повести нас дальше, чем можно себе легко представить; но только упражнение этих сил может сообщить нам умение и искусство в чем-либо и вести нас к совершенству.

Д. Локк

Каждый чувствует, каковы его силы, на которые он может рассчитывать.
Лукреций

Чем иным является богатство, как не абсолютным выявлением творческих дарований человека…
К. Маркс

Неукоснительно следовать своим склонностям и быть в их власти — это значит быть рабом самого себя.
М. Монтень

«Невозможно» — это слово, которое можно найти только в словаре глупцов.
Наполеон I

Способности мало значат без возможностей.
Наполеон

Кто творит, тот любит в этом самого себя; поэтому ему приходится глубочайшим образом и ненавидеть самого себя — в этой ненависти он не знает меры.
Ф. Ницше

Призвание есть становой хребет жизни.
Ф. Ницше

Талант иного человека кажется меньшим, чем он есть, потому что он ставит себе всегда слишком большие задачи.
Ф. Ницше

Творчество! Вот великое спасение от страданий, великое облегчение жизни!
Ф. Ницше

Творческая работа — это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд.
Н. Островский

Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи.
К. Паустовский

Творческий процесс в самом своем течении приобретает новые качества, усложняется и богатеет.
К. Паустовский

Самый высокий талант легко опозорится, если слишком самоуверенный захочет с первого раза измерить свои силы в таком деле, которое требует огромных предварительных сведений, зрелости ума в суждении и опыта в жизни.
Н. Пирогов

Воплотить в себе эпоху может только сильный талант.
Д. Писарев

Все, что вызывает переход из небытия в бытие, — творчество.
Платон

Давно уже было замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют общественные условия, благоприятные для их развития.
Г. Плеханов

Что остается надолго, то рождается от цельной личности в муках и радостях, совершенно так же, как в природе рождается жизнь. Добраться бы в себе до этого синтеза рождения личности, как ученые добираются до синтеза белка, — вот соблазнительный и опасный путь творчества.
Г. Плеханов

По существу, чтобы глубоко оценить творение того, что мы называем гением, нужно самому обладать гениальностью, необходимой для такого свершения.
Э. По

Первая ступень всякого творчества есть самозабвение.
М. Пришвин

Творчество — это страсть, умирающая в форме.
М. Пришвин

Все мы, увы, не ко всем делам одинаково годны.
Проперций

Когда море спокойно, всякий может быть кормчим.
Публилий Сир

Всегда оставаться неудовлетворенным: в этом суть творчества.
Ж. Ренар

Одно только и есть счастье: творить. Живой лишь тот, кто творит. Остальные — это тени, блуждающие по земле, чуждые жизни. Все радости жизни — радости творческие…
Р. Роллан

Творить есть не что иное, как верить.
Р. Роллан

Творить — новую ли плоть или духовные ценности — значит вырваться на волю из плена своего тела, значит ринуться в ураган жизни, значит быть Тем, кто Есть. Творить — значит убивать смерть.
Р. Роллан

Творчество — начало, даюшее человеку бессмертие.
Р. Роллан

Как жаль, что отпрыск неразумный
Рождается от мудреца:
Не получает сын в наследство
Талант и знания отца.
Рудаки

Какой главный признак настоящего таланта? Это постоянное развитие, постоянное самосовершенствование.
В. Стасов

Призвание можно распознать и доказать только жертвой, которую приносит ученый или художник своему покою или благосостоянию, чтобы отдаться своему призванию.
Л. Толстой

Там, где труд превращается в творчество, естественно, даже физиологически исчезает страх смерти.
Л. Толстой

Вы еще не знаете, есть ли у вас талант? Дайте ему время вызреть; а если его даже не окажется, разве человеку необходим именно поэтический талант, чтобы жить и действовать?
И. Тургенев

Талант, как и характер, проявляется в борьбе. Одни люди приспосабливаются к обстоятельствам, другие отстаивают такие необходимые человеческие принципы, как честь, добросовестность, верность. Приспособленцы исчезают. Принципиальные, преодолев все трудности, остаются.
В. Успенский

Где нет простора для проявления способностей, там нет и способности.
Л. Фейербах

С течением жизни мы узнаем пределы своих способностей.
3. Фрейд

Творческая личность подчиняется иному, более высокому закону, чем закон простого долга. Для того, кто призван совершить великое деяние, осуществить открытие или подвиг, двигающий вперед все человечество, — для того подлинной родиной является уже не его отечество, а его деяние. Он ощущает себя ответственным в конечном счете только перед одной инстанцией — перед той задачей, которую ему предназначено решить, и он скорее позволит себе презреть государственные и временные интересы, чем то внутреннее обязательство, которое возложили на него его особая судьба, особое дарование.
С. Цвейг

Пусть каждый познаёт свои способности и пусть строго судит себя, свои достоинства и пороки.
Цицерон

Большой талант требует большого трудолюбия.
П. Чайковский

В правде сила таланта; ошибочное направление губит самый сильный талант.
Н. Чернышевский

Талант… дает всякому двойную цену.
Н. Чернышевский

Любой человек средних способностей может надлежащею работой над собой, усердием, вниманием и упорством сделаться всем, чем захочет, кроме как хорошим поэтом.
Ф. Честерфилд

Краткость — сестра таланта.
А. Чехов

Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения уже не существуют.
А. Чехов

Я вообще не верю в одну единственную силу таланта, без упорной работы. Выдохнется без нее самый большой талант, как заглохнет в пустыне родник, не пробивая себе дороги через пески…
Ф. Шаляпин

Бессонница — колыбель творчества.
И. Шевелев

В творчестве максимальная отдача не истощает, а тонизирует.
И. Шевелев

Отрицание своего дарования — всегда ручательство таланта.
У. Шекспир

На самом деле творец обыкновенно испытывает одни огорчения.
Л. Шестов

Творцы великих идей относятся очень пренебрежительно к своим творениям и мало заботятся об их судьбе в мире.
Л. Шестов

Обыкновенные люди хлопочут только о том, чтобы скоротать время; а кто имеет какой-нибудь талант, — чтобы воспользоваться временем.
А. Шопенгауэр

Всякий работник, будь то писатель, художник, композитор, ученый, деятель науки и культуры, не может создавать, оторвавшись от общественной работы, от жизни. Без впечатлений, восторгов, вдохновенья, без жизненного опыта — нет творчества.
Д. Шостакович

Открытия делаются тогда, когда все думают, что этого быть не может, а один человек этого не знает.
А. Эйнштейн

Рубрика

Близкие темы

Популярные темы

Комментарии

О творчестве и креативности — Журнальный зал

 

 

Ольга Игоревна Глазунова — лингвист, литературовед, специалист по русскому языку как иностранному. Работает в Институте русского языка и культуры филологического факультета СПбГУ, старший научный сотрудник.

 

 

Современную культуру отличает широкая свобода шарить в мировых запасах и поглощать все возможные стили.
Подобная свобода основывается на том факте, что основополагающими принципами современной
культуры являются самовыражение и трансформация собственного «я» с  целью самореализации.

Ричард Флорида

Стремительность, с которой англицизмы стали входить в нашу речь в 90-х годах прошлого века, не давала возможности осмыслить этот процесс в полной мере, осознать его причины и проанализировать возможные последствия. Безусловно, все эти вопросы станут предметом пристального изучения в будущем, но уже сегодня можно отметить разницу, которая сложилась в языке между традиционными и заимствованными вариантами лексических синонимов.

В предыдущей заметке (Нева. 2013. № 12) мы обратились к словам толерантность и терпимость и пришли к выводу, что их использование в наши дни в большей степени зависит от политических предпочтений. Данная публикация посвящена сосуществованию в русском языке существительных творчество и креативность, разница между которыми, на наш взгляд, представляет собой проблему антропологического характера.

В современном русском языке существительное креативность и слова с тем же корнем в большей степени употребляются в профессиональной сфере. Например, появившаяся в реестре профессий должность креативного директора подразумевает «ведение и контроль исполнения креативных концепций проектов, реализуемых агентством с целью выведения предоставляемых бизнес-услуг агентства на новый качественный уровень». В обязанности креативного директора входят встречи с клиентами с целью выяснения их потребностей и представлений о заказе, выработка и презентация идеи и составление технического задания.

Однако несколько лет назад, когда Минсоцразвития выступило с предложением заменить креативный на творческий и ввести должность творческого директора, стало ясно, что прилагательное креативный в русском языке не приживается. Что же произошло и почему в последнее время это слово стало изгоем?

Прилагательное креативный получило распространение в послеперестроечной России в силу его иноязычного происхождения, когда влияние западного образа жизни оказалось столь востребованным. Красивая упаковка была необходима для продвижения новых услуг, и креативный директор отвечал за создание такой упаковки. Особенно широко это слово использовалось во вновь появившихся отраслях коммерческой деятельности и маркетинговых коммуникаций: в рекламе, средствах массовой информации, индустрии развлечений и дизайн-студиях.

В истории вхождения в русский язык иностранных слов немаловажной составляющей является стремление части населения обозначить собственную исключительность, выработать свой язык и стиль жизни, которые выделяли бы их на общем фоне. Однако, по сути, в деле распространения англицизмов мы имеем дело с тем же жаргоном, который в России восходит к арго «офеней» — бродячих торговцев XIX века, использовавших при общении друг с другом специальный язык для того, чтобы их речь оставалась недоступной для окружающих.

Прилагательное креативный было заимствовано из английского языка (creative — творческий), куда оно, в свою очередь, пришло из латинского. Русские словари дают весьма обширный ряд соотносящихся с этим словом синонимов: высококачественный, необычный, созидательный, модный, новый, инновационный и даже крутой.

Стоит отметить, что в английском языке наряду с существительным creativity, образованным от прилагательного creative, используется отглагольное существительное creation. Разница между ними имеет принципиальное значение: creation — то, что было создано; creativity — способность творить, создавать.

Отглагольное существительное creation происходит от глагола create (создавать, делать), который обозначает действие; creativity же имеет непосредственное отношение к прилагательному, указывающему на качественное значение. Очевидно, что creation в языке характеризует объекты, а creativity — субъекты действия.

Многие словари указывают на тот факт, что английское существительное creativity обозначает творческий потенциал, а русское творчество — соотносится, с одной стороны, с процессом, а с другой — с результатами деятельности вовлеченного в этот процесс человека. Данная трактовка позволяет понять разницу в использовании существительных.

По сути, креативность направлена на демонстрацию человеком своих намерений, на необходимость инициировать и развивать идеи, активно обмениваясь ими с окружающими. Результат же этой деятельности, как правило, имеет второстепенное значение. В то время как творчество подразумевает внутреннюю деятельность души и сознания, а также (и это немаловажно) создание того, что способно стать значимым явлением в науке и культуре общества на всех последующих этапах его развития.

Существительное творчество имеет корень —твор-, от которого образуются глаголы отворить, затворить, указывающие на закрытость и в то же время на выход вовне, за рамки пространственных ограничений. Это во многом объясняет семантику существительного. Творчество — это способность человека создавать то, что не имеет аналогов в материальном мире, но способно существовать в пространстве и времени, передавая представления о красоте и гармонии, определяя духовное развитие нации и становление отдельной личности.

Творчество — процесс закрытый, обособленный от внешнего мира. Как писал Ортега-и-Гассет, «нет другого способа оказаться близ Бога, как через одиночество, потому что только в состоянии одиночества душа находит свое истинное бытие»1. В то время как креативность предполагает «совместные действия», «соучастие», «коммуникацию» при осуществлении какого-то проекта. И еще одно немаловажное замечание: творить — значит уподобляться в своих делах Творцу, Богу. Для более приземленных дел в русском языке существует другой глагол — создавать; отсюда — слово здание, которое, согласно словарю, обозначает постройку большого размера.

Образованное от создавать отглагольное существительное создание, как и сознание, имеет префикс со-, указывающий на осуществление совместных действий. Сознавать — значит воспринимать и трактовать окружающую действительность, исходя из существующих в обществе традиционных схем мышления. Сознание подразумевает сходное понимание представителями общества того, что происходит вокруг; в то время как творчество изначально ориентировано на уникальность восприятия отдельной личности. Те же самые выводы можно сделать в отношении слова создание. Очевидно, что, в отличие от творчества, существительное создание в большей степени обозначает построение чего-то обычного и ординарного.

Не случайно в Библии речь идет не о создании, а о сотворении мира: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1. 1). Любопытным является тот факт, что наряду с глаголом творить в Библии используется глагол созидать, который в русском языке сочетается с такими словосочетаниями, как «духовные ценности» или «новые формы жизни»: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2. 3).

Интересные данные дает нам морфологический анализ видовых пар творитьсотворить и создавать создать. В первом случае совершенный вид глагола сотворить образуется от формы несовершенного вида с помощью префикса со-, указывающего на совместность действия: сотворить с кем? — возможно, с Богом, получив его одобрение на заключительном этапе работы, когда уже есть результат.

Видовая пара создавать создать имеет обратный алгоритм построения: форма несовершенного вида создавать образуется от глагола совершенного вида создать с помощью суффикса —ва-, который в русском языке наряду с суффиксами -ива- (-ыва-) указывает на повторяемость действия. Сравните: нес. вид стучать — сов. вид постучать — нес. вид постукивать. Следовательно, создавать по своей семантике не предназначен для обозначения принципиально нового, он лишь указывает на осуществление действия по известной ранее схеме.

Таким образом, в русском языке слова креативный и творческий существенно отличаются по семантике, и смешивать их не стоит, как не стоит путать божий дар с яичницей. Кстати, интересно посмотреть, каким образом русская идиома путать божий дар с яичницей переводится на английский язык. Вопрос этот представляется крайне важным: прежде чем говорить о причинах несовпадения понятийного содержания существительных творчество и креативность, надо понять, насколько существенным является противопоставление физической и духовной сфер жизни человека в современном английском языке и каким образом разница между ними находит отражение в устойчивых оборотах речи.

В русско-английских словарях выражению путать божий дар с яичницей соответствует вариант compare apples to oranges (сравнивать яблоки с апельсинами), который указывает на фальшивую аналогию и попытку сопоставления абсолютно разных вещей. Надо признать, что данная идиома не слишком удачна, даже среди английских лингвистов нет согласия по поводу правомерности ее существования в языке. В частности, в работах указывается на тот факт, что выражение compare apples to oranges оказывается неверным с точки зрения значения, которое ему приписывается. Действительно, яблоки и апельсины поддаются сопоставлению по самым разным параметрам: размеру, форме, цвету и т. д. А тот факт, что они относятся к фруктам (а не к овощам), еще больше усиливает сходство между ними.

Но в данном случае нас интересует другое: бытовой, наглядно-прагматический характер объектов, выбранных для сравнения в английском языке, и метафизический смысл русского идиоматического выражения. Кстати, для выражения значения, приписываемого apples and oranges,в русском языке могут быть использованы фразы В огороде бузина, а в Киеве дядька; Я про Фому, а ты про Ерёму, которые передают отсутствие сходства именно по формальным признакам.

Таким образом, не только внешние показатели — образ жизни, традиции, культура, — но и принципы мировосприятия у носителей русского и английского языков существенно отличаются, и эти данные подтверждаются фактами самих языков. Надо сказать, что даже в буквальном переводе на английский язык выражение путать божий дар с яичницей (to mess god’s gift with scrambled eggs) нуждается в комментариях. Обычно в тексте указывается на значение «to lose distinction in things» (терять различие в вещах), хотя, по сути, речь в русском варианте идет о противопоставлении совсем иного уровня.

Разница в подходах просматривается и в семантике существительных творчество и креативность. По мнению американского экономиста, автора теории креативного класса Ричарда Флориды, «креативность не является целиком принадлежностью нескольких избранных гениев, наделенных сверхчеловеческими талантами, которым их борьба с шаблонами сходит с рук. Эта способность в различной мере свойственна практически всем людям»2. С данной мыслью трудно не согласиться.

В книге «Креативное мышление» Маргарет Боуден, занимающаяся философскими аспектами создания искусственного интеллекта, отмечает тот факт, что «для креативности значение имеют ординарные человеческие способности. Все таланты обычного человека — наблюдательность, память, зрение, речь, слух, умение понимать речь и распознавать аналогии — по-своему ценны». С другой стороны, по мнению Боуден, в этом случае может возникнуть противоречие: на самооценку обычного человека гениальность избранных влияет пагубным образом.

Однако «для того, кто полагает, что креативность базируется на обычных способностях, общих для всех, а также на опыте и компетентности, которых мы все можем добиться»3, возможен и совершенно иной подход и, соответственно, стиль поведения: эпатаж, нарочитая уверенность в собственной правоте, отсутствие сомнений в собственной компетентности и готовность в любой момент нарушить общепринятые правила ради того, чтобы доказать свою состоятельность.

Безусловно, тезис о равных возможностях человека имеет большое значение, например в методике школьного обучения, когда ученик нуждается в поддержке и должен постоянно чувствовать интерес к своим работам и уважение со стороны преподавателя. Но если креативность просыпается в человеке в зрелые годы при отсутствии специальной подготовки, необходимой образовательной базы и усвоенных в течение долгих лет обучения этических, эстетических и аналитических схем мышления, это может привести к весьма печальным последствиям. В этом случае недостаток таланта и знаний часто компенсируется повышенной активностью, а стремление привлечь к себе внимание любой ценой влечет за собой использование недобросовестных методов и приемов воздействия на сознание обывателя.

Надо сказать, что подобный подход становится все более востребованным в современном обществе, более того — процесс его внедрения в общественное сознание находит поддержку на достаточно высоком уровне. Например, в одном из своих интервью директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова отметила, «что какая-нибудь сушилка или унитаз в зале музея — это произведение искусства».

Как ни странно это прозвучит, попробуем поразмышлять над тем, что такое «унитаз в музее» с точки зрения философии. Данный ракурс осмысления вполне естествен, ведь речь идет об искусстве. Цель любого автора заключается не в том, чтобы собрать в одном месте далекие друг от друга предметы или перечислить факты, а в том, чтобы интерпретировать их с этической, эстетической, художественной точек зрения, привлечь внимание к проблеме, заставить задуматься над вопросами, которые раньше не попадали в поле зрения читателя, слушателя или зрителя, возможно, в силу их недостаточной компетенции.

Если самый заурядный предмет в наше время способен стать «произведением искусства», то смысл такой презентации состоит в воздействии на внутренний мир человека, на его сознание и душевное состояние: поставить зрителя в тупик или заставить его поразмышлять над тем, какой смысл автор вложил в свою презентацию. Безусловно, сама по себе идея пробудить внутреннюю активность человека весьма плодотворна, но вряд ли можно при этом гарантировать, что данный процесс приведет к благим результатам: оставит в душе позитивный след или пробудит творческое начало.

Отход от традиционных представлений диктует и одиозность образа, который может быть выбран на роль произведения искусства. Чем более противоречивые чувства он вызовет у зрителя, тем сильнее будет оказанное им воздействие. Правда, сила подобного воздействия еще не гарантирует художественную значимость самого явления, но если все мы равны, если нет избранных, то пробить себе путь наверх можно только с помощью провокации.

С другой стороны, мысль о том, что в обществе нет и не может быть избранных, влечет за собой другие далеко идущие последствия. Например, захочет кто-то стать депутатом или занять место начальника, исходя исключительно из своих представлений о собственной значимости, — все окажется возможным, и даже сомнений не возникнет в правомерности подобных претензий. Если «унитаз» имеет полное право находиться в музее в качестве экспоната, то почему в других сферах общества должно быть по-другому. Вот и получается, что безобидное на первый взгляд замечание об унитазе, который без всяких на то оснований может быть наделен статусом произведения искусства, может рассматриваться с позиций идеологии, принципиально важной для определенной части нашего общества.

Технологии современного шоу-бизнеса охватили сегодня практически все сферы нашей культуры, включая телевидение и художественную литературу. Но если в самом шоу-бизнесе некоторые его представители уже сомневаются в правильности выбранного пути, то в современной русской литературе, например, такие словосочетания, как «книжный шоу-бизнес» или «литературный бизнес», начинают звучать все чаще. Хотя давно бы уже следовало признать, что подобного рода новшества и заимствования ни к чему не приводят, ведь за все послеперестроечное время нам не удалось даже приблизиться к уровню русской классической литературы XIX и ХХ веков.

Американский политолог и публицист Майкл Линд в интервью Terra America, размышляя об условиях жизни в странах с так называемой «постиндустриальной» экономикой, где финансовые структуры определяют все сферы жизни, крайне резок в своих оценках: «Это чисто паразитическая экономическая модель, и └креативный класс“ — часть этой паразитической модели, и он никак не способствует росту экономики»4.

Удручает тот факт, что в последнее время к так называемому креативному классу начинают активно причислять себя не только рекламщики и шоу-менеджеры, но и представители бывшей советской интеллигенции, которые в Советском Союзе занимались совсем иными делами: сеяли разумное, доброе, вечное; вели научные изыскания; создавали произведения литературы и искусства, которые становились явлениями в жизни общества.

Удручает это потому, что понятие интеллигенция всегда было русским по своей сути: на Западе активно использовался другой термин — интеллектуал (intellectual). Интеллектуалами называли людей, профессионально занимающихся умственной деятельностью; никакой другой составляющей — например, культурной или духовно-нравственной — эти занятия не подразумевали. Судя по всему, постепенно и здесь мы начинаем приближаться к западному стандарту.

В 2007 году в российском сегменте Интернета появилось новое слово «интеллигентуал», которое было образовано с помощью сложения существительных интеллигент и интеллектуал. Рискну дать ему свое определение: интеллигентуал — результат сращения советского интеллигента средней руки с интеллектуалом западного образца: менеджером, политиком, государственным чиновником, образованным бизнесменом. Отличается переходным типом мировоззрения: от хранителя «высших ценностей и идеалов» в российском представлении к западному индивидуалисту, защитнику собственных интересов и благополучия.

Если при обозначении интеллигента старой школы на первое место выходили его нравственные убеждения и уровень культуры, то в наше время определяющими становятся формальные показатели: сфера занятости, наличие высшего образования, умение поддержать разговор и соответствовать ситуации.

Конечно, процесс интеграции, начало которому было положено во время перестройки, остановить невозможно — мы неуклонно движемся по направлению к западным ценностям. Однако вот парадокс: никакие заимствования достижений западной цивилизации не могут удержать молодых и талантливых специалистов в нашей стране, и они продолжают уезжать в поисках лучшей жизни. Видимо, изменения по формальным показателям не предполагают развития, да и качественного рывка в таких условиях ждать не приходится. Выход один: или менять подход к оценке того, что происходит в стране и обществе, или смириться с существующим положением дел, отгородившись от захлестнувшей страну креативной реальности всеми доступными способами.

«Главное — это величие замысла», — любила повторять Анна Ахматова слова Иосифа Бродского. Существительное замысел (план, намерение) восходит к глаголу мыслить, подразумевающему умение самостоятельно решать проблемы, а не соучаствовать в их постановке, используя старые, разработанные кем-то сценарии.

Нет сомнений в том, что все в нашей жизни вернется на круги своя, иначе и быть не может. Вот только хотелось бы, чтобы к тому времени, когда это произойдет, у нас еще остались представления о том, что такое русский язык и какое значение для нас, граждан страны, имеют отечественная история и культура.

 

_________________________

1Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М.: Наука. 1991. С. 145.

2  Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. Пер. с англ. М.: Издательский дом «Классика-XXI». 2005. Интернет-версия: http://prepod.nspu.ru/file.php/149/met.prob. psikh./Florida_Kreativnyi_klass.pdf

3 Boden M., The Creative Mind: Myths and Mechanisms. 2nd ed. 2004. Интернет-версия: http://www.docstoc.com/docs/70706645/The-Creative-Mind-Myths-and-Mechanisms

4 См. интернет-ресурс: http://voprosik.net/kreativnyj-klass-na-zapade/

Цитаты и афоризмы о творчестве

Здравствуйте, Мастера и посетители этого чудесного сайта! Сайта, где живет волшебство, которое Мастера делают своими руками. Ведь это настоящие чудеса. Когда из ничего рождается прекрасное. Преклоняюсь перед такими умельцами и считаю слово «Мастер» всегда должно писаться и произносться с большой буквы. те, кто занимаются творчеством, и живут в этом мире, не удивляются превращениям, которые происходят у них в руках. Я сама, заглядывая на странички других Мастеров, порой просто прихожу в восторг. А кто-то удивляется тому, что получается у меня. Но есть то, что знают только Мастера. Через что проходят ежедневно. Что творчество и чудеса, которые получаются — это огромный труд. Это большой путь, это огромная затрата сил и времени. И сама, знакомясь с результатами творчества Мастеров, считаю цену, короую они указывают для своих изделий несправедливой. Эти вещи поистине бесценны. Ведь каждая вещь имеет часть души Мастера, таиство ее рождения и огромную любовь, короую каждый Мастер вкладывает в свое творчество. А это не имеет цены. Это бесценно!

Дорогие Мастера, Мастерицы, труженники и труженницы, ниже выкладываю подборку всеми нам известных людей о творчестве, о ручном труде, о месте «таланта» в нашей жизни. Эти высказывания тоже бессмерты. Как и все, что можно найти на страницах этого сайта!

Вдохновения Вам, дорогие Мастера и открытий Вам, дорогие посетители сайта!!

«Всякое творчество есть по сути своей молитва. Всякое творчество направлено в ухо Всевышнего.»
Иосиф Бродский

«Творчество — обшее дело, творимое уединенными.»
Марина Цветаева

«Всякий человек меньше самого прекрасного своего создания.»
Поль Валери

«Изобретение можно усовершенствовать, творению можно лишь подражать.»
Мария Эбнер-Эшенбах

«Я закрываю глаза, чтобы лучше видеть.»
Поль Гоген

«Произведение — это испорченный замысел.»
Альфред Шнитке

«Карьера художника всегда начинается завтра…»
Джеймс Уистлер

«Полная свобода творчества была разве что у Всевышнего, да и то лишь в первый день творения.»
Максим Звонарев

«Делать легко то, что для других трудно, — это талант; делать то, что для таланта невозможно, — это гений.»
А. Амиель

«Великие таланты чужды мелочности.»
О. Бальзак

«Если талант не имеет в себе достаточной силы стать в уровень со своими стремлениями и предприятиями, он производит только пустоцвет, когда вы ждете от него плодов.»
В. Белинский

«Способность творчества есть вел и кий дар природы; акт творчества в душе творящей есть великое таинство; минута творчества есть минута великого священнодействия. «
В. Белинский

«Уровень чести общества зависит от уровня уважения (даже почтения, поклонения) таланту; нет большего удара по чести, чем торжество посредственности.»
Е. Богат

«Способности человека, насколько учат нас опыт и аналогия, безграничны; нет никакого основания полагать даже какой-нибудь воображаемый предел, на котором остановится человеческий ум.»
Г. Бокль

«Творящий бедности не знает.
Далекий от мирских щедрот,
Добычею богатств не занят, —
Он из души их достает.»
Л. Болеславский

«Великие творения человеческого духа подобны горным вершинам: их белоснежные пики поднимаются перед нами все выше и выше, чем дальше мы от них отходим.»
С. Булгаков

«Там, где есть жизнь и свобода, есть место и для нового творчества.»
С. Булгаков

«Нам кажется, что люди плохо знают как свои возможности, так и свои силы: первые они преувеличивают, вторые преуменьшают.»
Ф. Бэкон

«Изобретательность как раз и состоит в умении сопоставлять вещи и распознавать их связь.»
Л. Вовенарг

«Нет покровителей надежнее, чем наши собственные способности.»
Л. Вовенарг

«Иной бесцветен в первом ряду, но во втором блистает.»
Вольтер

«Изобретать самому прекрасно, но то, что найдено другими, знать и ценить — меньше ли, чем создавать.»
И. Гёте

«Кто рожден с талантом и для таланта, тот обретает в нем свое лучшее существование.»
И. Гёте

«Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует.»
И. Гёте

«Способность предполагается заранее, но она должна стать умением.»
И. Гёте

«Следы исчезнут поколений,
Но жив талант, бессмертен гений.»
М. Глинка

«Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить.»
Н. Гоголь

«Приемам творчества не научишься. У вся кого творца есть свои приемы. Можно только подражать высшим приемам, но это ни к чему не ведет, а в работу творческого духа проникнуть нельзя.»
И. Гончаров

«Не умея держать в руке топор — дерева не отешешь, а не зная языка хорошо — красиво и всем понятно — не напишешь. «
М. Горький

«Талант — это вера в себя, в свою силу…»
М. Горький

«Великие таланты — продукты болезненной страсти…»
Ж. Д’Аламбер

«Не золотом, не серебром прославлен человек. Своим талантом, мастерством прославлен человек.»
А. Джами

«По сравнению с тем, какими мы должны были бы быть, мы пребываем еще в полудремотном состоянии. Мы используем только незначительную часть своих физических и умственных ресурсов. В общем, можно сказать, что человек живет, таким образом, далеко не в меру своих возможностей. Он обладает способностями самого различного рода, которые им обычно не используются.»
У. Джеймс

«Талант на одну треть состоит из инстинкта, на одну треть — из памяти и на одну треть — из воли.»
К. Досси

«Таланту нужно сочувствие, ему нужно, чтоб его понимали.»
Ф. Достоевский

«Творчество… есть цельное, органическое свойство человеческой природы… Оно есть необходимая принадлежность человеческого духа. Оно так же законно в человеке, пожалуй, как две руки, как две ноги, как желудок. Оно неотделимо от человека и составляет с ним целое.»
Ф. Достоевский

«Что такое талант? Талант есть… способность сказать или выразить хорошо там, где бездарность скажет и выразит дурно.»
Ф. Достоевский

«Неспособных людей нет. Есть неспособные определить свои способности, развить их.
А посколько эти задачи решаются в детстве, то вина в этом прежде всего родителей. Без их помощи ребенку эти проблемы не решить.»
В. Зубков

«Истинные дарования не остаются без награды: есть публика, есть потомство. Главное дело не получать, а заслуживать.»
Н. Карамзин

«Талант великих душ есть узнавать великое в других людях.»
Н. Карамзин

«Творчество — высокий подвиг, а подвиг требует жертв. Всякие мелкие и эгоистические чувства мешают творить. А творчество — это самозабвенное служение искусству народа.»
В. Качалов

«Высшая задача таланта — своим произведением дать людям понять смысл и цену жизни. «
В. Ключевский

«Талант — искра божия, которой обыкновенно человек сжигает себя, освещая этим собственным пожаром путь другим.»
В. Ключевский

«Кто мешает тебе выдумать порох непромокаемый?»
Козьма Прутков

«Талантами измеряются успехи цивилизации, и они же представляют верстовые столбы истории, служа телеграммами от предков и современников к потомству.»
Козьма Прутков

«Только в творчестве есть радость — все остальное прах и суета.»
А. Кони

«Таланты истинны за критику не злятся. Их повредить она не может красоты. Одни поддельные цветы дождя боятся.»
И. Крылов

«Между умом и талантом то же соотношение, что между целым и частью.»
Ж. Лабрюйер

«Человеческие дарования подобны деревьям: каждое обладает особенными свойствами и приноситлишьему присущие плоды.»
Ф. Ларошфуко

2Я стою на том, что плохая голова, обладая вспомогательными преимуществами и упражняя их, может перещеголять самую лучшую, подобно тому, как ребенок может провести по линейке линию лучше, чем величайший мастер от руки.»
Г. Лейбниц

«Талант надо поощрять.»
В. Ленин

«Кто не использует свои таланты для обучения и воспитания других, тот либо плохой, либо ограниченный человек.»
Г. Лихтенберг

«Существует нечто более редкостное, более незаурядное, чем одаренность. Это способность признавать одаренность других.»
Г. Лихтенберг

«Мы рождаемся на свет со способностями и силами, позволяющими делать почти все, — во всяком случае эти способности таковы, что могут повести нас дальше, чем можно себе легко представить; но только упражнение этих сил может сообщить нам умение и искусство в чем-либо и вести нас к совершенству.»
Д. Локк

«Каждый чувствует, каковы его силы, на которые он может рассчитывать.»
Лукреций

«Чем иным является богатство, как не абсолютным выявлением творческих дарований человека…»
К. Маркс

«Неукоснительно следовать своим склонностям и быть в их власти — это значит быть рабом самого себя. «
М. Монтень

««Невозможно» — это слово, которое можно найти только в словаре глупцов.»
Наполеон I

«Способности мало значат без возможностей.»
Наполеон

«Кто творит, тот любит в этом самого себя; поэтому ему приходится глубочайшим образом и ненавидеть самого себя — в этой ненависти он не знает меры.»
Ф. Ницше

«Призвание есть становой хребет жизни.»
Ф. Ницше

«Талант иного человека кажется меньшим, чем он есть, потому что он ставит себе всегда слишком большие задачи.»
Ф. Ницше

«Творчество! Вот великое спасение от страданий, великое облегчение жизни!»
Ф. Ницше

«Творческая работа — это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд.»
Н. Островский

«Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи.»
К. Паустовский

«Творческий процесс в самом своем течении приобретает новые качества, усложняется и богатеет.»
К. Паустовский

«Самый высокий талант легко опозорится, если слишком самоуверенный захочет с первого раза измерить свои силы в таком деле, которое требует огромных предварительных сведений, зрелости ума в суждении и опыта в жизни.»
Н. Пирогов

«Воплотить в себе эпоху может только сильный талант.»
Д. Писарев

«Все, что вызывает переход из небытия в бытие, — творчество.»
Платон

«Давно уже было замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют общественные условия, благоприятные для их развития.»
Г. Плеханов

«Что остается надолго, то рождается от цельной личности в муках и радостях, совершенно так же, как в природе рождается жизнь. Добраться бы в себе до этого синтеза рождения личности, как ученые добираются до синтеза белка, — вот соблазнительный и опасный путь творчества.»
Г. Плеханов

«По существу, чтобы глубоко оценить творение того, что мы называем гением, нужно самому обладать гениальностью, необходимой для такого свершения.»
Э. По

«Первая ступень всякого творчества есть самозабвение. «
М. Пришвин

«Творчество — это страсть, умирающая в форме.»
М. Пришвин

«Все мы, увы, не ко всем делам одинаково годны.»
Проперций

«Когда море спокойно, всякий может быть кормчим.»
Публилий Сир

«Всегда оставаться неудовлетворенным: в этом суть творчества.»
Ж. Ренар

«Одно только и есть счастье: творить. Живой лишь тот, кто творит. Остальные — это тени, блуждающие по земле, чуждые жизни. Все радости жизни — радости творческие…»
Р. Роллан

«Творить есть не что иное, как верить.»
Р. Роллан

«Творить — новую ли плоть или духовные ценности — значит вырваться на волю из плена своего тела, значит ринуться в ураган жизни, значит быть Тем, кто Есть. Творить — значит убивать смерть.»
Р. Роллан

«Творчество — начало, даюшее человеку бессмертие.»
Р. Роллан

«Как жаль, что отпрыск неразумный
Рождается от мудреца:
Не получает сын в наследство
Талант и знания отца.»
Рудаки

«Какой главный признак настоящего таланта? Это постоянное развитие, постоянное самосовершенствование.»
В. Стасов

«Призвание можно распознать и доказать только жертвой, которую приносит ученый или художник своему покою или благосостоянию, чтобы отдаться своему призванию.»
Л. Толстой

«Там, где труд превращается в творчество, естественно, даже физиологически исчезает страх смерти.»
Л. Толстой

«Вы еще не знаете, есть ли у вас талант? Дайте ему время вызреть; а если его даже не окажется, разве человеку необходим именно поэтический талант, чтобы жить и действовать?»
И. Тургенев

«Талант, как и характер, проявляется в борьбе. Одни люди приспосабливаются к обстоятельствам, другие отстаивают такие необходимые человеческие принципы, как честь, добросовестность, верность. Приспособленцы исчезают. Принципиальные, преодолев все трудности, остаются.»
В. Успенский

«Где нет простора для проявления способностей, там нет и способности.»
Л. Фейербах

«С течением жизни мы узнаем пределы своих способностей. «
3. Фрейд

«Творческая личность подчиняется иному, более высокому закону, чем закон простого долга. Для того, кто призван совершить великое деяние, осуществить открытие или подвиг, двигающий вперед все человечество, — для того подлинной родиной является уже не его отечество, а его деяние. Он ощущает себя ответственным в конечном счете только перед одной инстанцией — перед той задачей, которую ему предназначено решить, и он скорее позволит себе презреть государственные и временные интересы, чем то внутреннее обязательство, которое возложили на него его особая судьба, особое дарование.»
С. Цвейг

«Пусть каждый познаёт свои способности и пусть строго судит себя, свои достоинства и пороки.»
Цицерон

«Большой талант требует большого трудолюбия.»
П. Чайковский

«В правде сила таланта; ошибочное направление губит самый сильный талант.»
Я. Чернышевский

«Талант… дает всякому двойную цену.»
Я. Чернышевский

«Любой человек средних способностей может надлежащею работой над собой, усердием, вниманием и упорством сделаться всем, чем захочет, кроме как хорошим поэтом.»
Ф. Честерфилд

«Краткость — сестра таланта.»
А. Чехов

«Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения уже не существуют.»
А. Чехов

«Я вообще не верю в одну единственную силу таланта, без упорной работы. Выдохнется без нее самый большой талант, как заглохнет в пустыне родник, не пробивая себе дороги через пески…»
Ф. Шаляпин

«Бессонница — колыбель творчества.»
И. Шевелев

«В творчестве максимальная отдача не истощает, а тонизирует.»
И. Шевелев

«Отрицание своего дарования — всегда ручательство таланта.»
У. Шекспир

«На самом деле творец обыкновенно испытывает одни огорчения.»
Л. Шестов

«Творцы великих идей относятся очень пренебрежительно к своим творениям и мало заботятся об их судьбе в мире.»
Л. Шестов

«Обыкновенные люди хлопочут только о том, чтобы скоротать время; а кто имеет какой-нибудь талант, — чтобы воспользоваться временем. «
А. Шопенгауэр

«Всякий работник, будь то писатель, художник, композитор, ученый, деятель науки и культуры, не может создавать, оторвавшись от общественной работы, от жизни. Без впечатлений, восторгов, вдохновенья, без жизненного опыта — нет творчества.»
Д. Шостакович

«Открытия делаются тогда, когда все думают, что этого быть не может, а один человек этого не знает.»
А. Эйнштейн

Писатели о творчестве и себе самих

Политика публикации отзывов

Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:

1. Мы хотим увидеть ваш уникальный опыт

На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте [email protected].

2. Мы за вежливость

Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.

3. Ваш отзыв должно быть удобно читать

Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.

4. Отзыв не должен содержать сторонние ссылки

Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.

5. Для замечаний по качеству изданий есть кнопка «Жалобная книга»

Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».

Недовольны качеством издания?
Дайте жалобную книгу