Общие способности человека: Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова

26.2.

 Общая психология

Способности людей делят на виды прежде всего по содержанию и характеру деятельности, в которой они оказываются. Различают общие и специальные способности.

Общими называют способности человека, который в той или иной степени проявляются во всех видах ее деятельности. Общие способности обеспечивают относительную легкость и производительность в усвоении знаний и выполнении различных видов деятельности.

Таковы способности к обучению, общие умственные способности человека, его способности к труду. Они опираются на общие умения, необходимые в каждой отрасли деятельности, в частности такие, как умение осознавать задачи, планировать и организовывать их выполнение, используя имеющиеся в опыте человека средства, раскрывать связи тех вещей, которых касается деятельность, овладевать новыми приемами работы, преодолевать трудности на пути к цели.

К специальных способностей надлежит отнести и способности к практической деятельности: конструктивно-технические, организационно-управленческие, педагогические, предпринимательские и другие.

Под специальными способностями понимают способности, которые отчетливо проявляются в отдельных специальных областях деятельности (например, сценической, музыкальной, спортивной и др.).

Общие способности оказываются в специальных, то есть способностях к некой определенной, конкретной деятельности.

Специальные способности определено теми объективными требованиями, которые ставит перед человеком определенная отрасль производства, культуры, искусства и т.д. Каждая специальная способность

синтезом определенных свойств личности, что формируют ее готовность к активной и продуктивной деятельности. Способности не только проявляются, но и формируются в деятельности.

С развитием специальных способностей развиваются и общие их стороны. Высокие специальные способности имеют в своей основе достаточный уровень развития общих способностей.

В соответствии с другим подходом, в структуре способностей выделяют потенциальные и актуальные возможности развития. Потенциальные способности — это возможности развития личности, которые проявляются каждый раз, когда перед ней возникает необходимость решения новых задач. Однако развитие личности зависит не только от его психологических качеств, но и от тех социальных условий, в которых эти качества может или не может быть реализовано. В таком случае говорят о

актуальные способности. И действительно, отнюдь не каждый человек может реализовать свои потенциальные способности согласно своей психологической природы, поскольку для этого не может быть объективных условий и возможностей. Итак, актуальные способности составляют только часть потенциальных.

Каждая способность имеет свою структуру, в которой различают ведущие

и вспомогательные свойства. В частности, ведущими свойствами в литературных способностях есть особенности творческого воображения и мышления; яркие наглядные образы памяти и т.д.

Специфическими является пути развития специальных способностей. Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный (обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью) и творческий (обеспечивает создание нового, оригинального). Следует, однако, учитывать, что каждая репродуктивная деятельность имеет элементы творчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную, без которой она невозможна.

Принадлежность личности к одному из трех человеческих типов: «художественного», «мислительного» и «промежуточного» (по терминологии И.П. Павлова) существенной мере определяет особенности ее способностей.

Относительное преимущество первой сигнальной системы в психической деятельности человека характеризует художественный тип, относительное преимущество второй сигнальной системы — мислительний тип, определенная их равновесие — средний тип людей. Эти различия в современной науке связывают с функциями левой (словесно-логический тип) и правой (образный тип) полушарий головного мозга.

Художественном типичные присуща яркость образов, мислительному — преимущество абстракций, логических конструкций. В одной и той же человека могут быть разные способности, но одна из них более значимая, чем другие. В то же время у разных людей наблюдаются те же способности, которые, однако, не одинаковы по уровню развития.

Способности развиваются в одаренность, а затем талант.

Понятие одаренности не имеет общепризнанного определения.

ОДАРЕННОСТЬ — это система способностей человека, которая позволяет ей достичь значительных успехов в одной или нескольких видах деятельности.

Одаренность человек получает как нечто наследственное. Она является функцией всей системы условий жизнедеятельности в ее единстве, функцией личности и неразрывно связана со всем ее жизнью, оказываясь на разных этапах ее развития. Это явление выражает внутренние возможности развития организма как такового, а личности. Одаренность выражает внутренние данные и возможности человека, то есть внутренние психологические условия деятельности в их соотношении с требованиями, которые выдвигает эта деятельность.

Внутри тех или иных специальных способностей оказывается общая одаренность индивида, которая соотносится с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности.

Талант — это такой уровень развития способностей, который дает человеку возможности творчески работать и достичь чрезвычайно важных, значимых успехов в деятельности.

ТАЛАНТ — высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных. Это совокупность способностей, которые позволяют получить продукт деятельности, который отличается новизной, высоким уровнем совершенства и общественной значимости.

Талант может оказаться во всех сферах человеческого труда: в организаторской и педагогической деятельности, в науке, технике, в самых различных видах производства.

Гениальность — самый высокий уровень творческих проявлений личности, который воплощается в творчестве, что имеет историческое значение для жизни общества. Гений, образно говоря, создает новую эпоху в своей области знаний. Для гения характерные творческая продуктивность, овладение культурным наследием прошлого и в то же время решительно преодоление старых норм и традиций. Гениальная личность своей творческой деятельностью способствует прогрессивному развитию общества.



Назад  

📖 Общая одарённость и специальные способности, Глава XVIII. Способности. Основы общей психологии. Рубинштейн С. Л. Страница 144. Читать онлайн

Встречаясь в жизни с различными людьми, наблюдая за ними в работе, сопоставляя их достижения, сравнивая темпы их духовного роста, мы постоянно убеждаемся в том, что люди более или менее значительно отличаются друг от друга по своим способностям.

Термин «способность» употребляют в житейском обиходе очень широко; в психологической литературе им немало злоупотребляли. Так называемая «психология способностей» сильно дискредитировала это понятие. Наподобие мольеровского учёного врача, который «объяснял» усыпляющее действие опиума тем, что опиум имеет «способность» усыплять, эта психология объясняла любое психическое явление тем, что приписывала человеку соответствующую «способность».

Способности, таким образом, в учёном арсенале этой психологии служили нередко для того, чтобы избавиться от необходимости вскрыть закономерности протекания психических процессов. Поэтому современная научная психология выросла в значительной мере в борьбе против психологии способностей. «Функции» тоже нередко трактовались как такие способности; это в свою очередь означало, что способности трактовались как органические функции и в связи с этим рассматривались как некие первичные, природные, преимущественно врождённые особенности. Ввиду этого, прежде чем вводить понятие «способности» в систему психологической науки, необходимо точнее очертить его истинное содержание.

Всякая способность является способностью к чему-нибудь, к какой-то деятельности. Наличие у человека определённой способности означает пригодность его к определённой деятельности. Всякая более или менее специфическая деятельность требует от личности более или менее специфических данных. Мы говорим об этих данных как о способности человека.

Способность должна включать в себя различные психические свойства и данные, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые от неё исходят.

Способности имеют органические, наследственно закреплённые предпосылки для их развития в виде задатков

. Люди от рождения бывают наделены различными задатками, хотя различия эти не так велики, как это утверждают те, которые различия в способностях ошибочно целиком сводят к различию врождённых задатков. Различия между людьми в задатках заключаются прежде всего в прирождённых особенностях их нервно-мозгового аппарата — в анатомо-физиологических, функциональных его особенностях. Исходные природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках. Между задатками и способностями ещё очень большая дистанция; между одними и другими — весь путь развития личности. Задатки очень многозначны; они могут развиваться в различных направлениях. Задатки — лишь предпосылки развития способностей. Развиваясь на основе задатков, способности являются всё же функцией не задатков самих по себе, а развития, в которое задатки входят как исходный момент, как предпосылка. Включаясь в развитие индивида, они сами развиваются, т. е. преобразуются и изменяются.

Для доказательства наследования способностей обычно указывают на существование семейств, в которых несколько поколений проявляли однородную по своей направленности одарённость. Так, в семье Иоганна Себастьяна Баха в пяти поколениях его предков, братьев и потомков насчитывается не менее 18 значительных музыкальных дарований, из них 11 приходится на его родственников по нисходящей линии, причём в семье было всего 10 мужчин, не обнаруживших музыкальных дарований. Можно также указать на семью Ч. Дарвина, исключительно богатую целым рядом даровитых людей, на Миллей и др. Однако, когда из подобных данных непосредственно заключают о наследственности способностей, относя их исключительно за счёт наследственных особенностей организма, то допускают явную ошибку, ее учитывая одного обстоятельства: в семье с большим количеством музыкальных дарований музыкальный отец не только передаёт своим детям определённые гены, но и оказывает влияние на развитие детей.

Наследственность включается, конечно, в качестве одного из условий в развитие человека, но его способности являются не прямой, непосредственной функцией его наследственности. Во-первых, наследственное и приобретённое в конкретных особенностях личности образуют неразложимое единство; уже в силу этого нельзя относить какие-либо конкретные психические свойства личности за счёт одной лишь наследственности, взятой самой по себе. Во-вторых, наследственны могут быть не сами психические способности в их конкретном психологическом содержании, а лишь органические предпосылки их развития. Органические предпосылки развития способностей человека обусловливают, но не предопределяют одарённости человека и возможностей его развития.

Мы говорим о врождённости задатков, наряду с этим говорят о наследственности способностей. Необходимо уточнить и разграничить эти понятия. Под врождённым естественно понимать то, что уже имеется к моменту рождения; под наследственным то, что посредством определённых органических механизмов передаётся индивиду от его предков. Эти понятия не тожественные ни по форме, ни по существу. Первое понятие описательное: оно констатирует факт; второе — объяснительное: оно вскрывает его источник. Они не совпадают и по содержанию; то, что оказывается врождённым, т. е. наличным к моменту рождения, вовсе не должно быть продуктом одной лишь изолированно взятой наследственности; оно обусловлено и предшествующим ходом эмбрионального развития. С другой стороны, наследственно обусловленное вовсе не должно выступать уже оформившимся к моменту рождения; так, например, несомненно наследственно обусловленные изменения, связанные с половым созреванием, выступают, однако, лишь в более или менее отдалённый от рождения период.

Таким образом, врождённое не сводится к наследственному и наследственное не сводится к врождённому.

Психология bookap

Значение врождённых задатков для разных способностей различно. Значение их относительно рельефно выступает в таких способностях, как, например, музыкальные, существенной предпосылкой которых является достаточно тонкий слух, т. е. качество зависящее от свойств периферического (слухового) и центрального нервного аппарата. Особенности строения нервно-мозгового аппарата — это прирождённые задатки. Но это именно задатки для развития музыкальных способностей, предпосылки их развития, а не сами эти музыкальные способности. Музыкальные способности в подлинном смысле слова — это свойства и данные, необходимые для занятия музыкальной деятельностью, т. е. исполнения музыки, сочинения музыки (композиции) или полноценного художественного восприятия её. Музыкальные способности в этом единственно правомерном смысле слова являются не врождёнными свойствами организма, а результатом развития личности; врождённые задатки и являются лишь необходимыми предпосылками; они зависят от всего пути развития личности. Конкретно (если продолжать развитие мысли на примере музыкальных способностей) развитие музыкальных способностей композитора может зависеть от того, найдёт ли он творческие замыслы, сюжеты, адекватные его техническим средствам, и технические средства, адекватные его замыслам, и т. п.

Не подлежит сомнению, что люди очень значительно разнятся не только по своим врождённым задаткам, но и по своим способностям — как по их степени, так и по их характеру. Эти различия в способностях — продукт не врождённых задатков самих по себе, а всего хода развития личности, в который врождённые задатки включаются как исходная предпосылка.

Способность развивается на основе различных психофизических функций и психических процессов. Она — сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определённым образом организованной деятельности вырабатываются.

Психология bookap

При развитии способностей в процессе деятельности существенную роль играет своеобразная диалектика между способностями и умениями. Способности и умения, совершенно очевидно, не тожественны, но они всё же теснейшим образом друг с другом связаны; притом связь эта взаимная. С одной стороны, освоение умений, знаний и т. д. предполагает наличие известных способностей, а с другой — само формирование способности к определённой деятельности предполагает освоение связанных с ней умений, знаний и т. д. Эти умения, знания и т. д. остаются чем-то совершенно внешним для способностей человека, лишь пока они не освоены. По мере того как они осваиваются, т. е. превращаются в личное достояние, они перестают быть только знаниями, умениями, полученными извне, а способствуют развитию способностей. Так, по мере того как человек на материале определённой системы знания по-настоящему осваивает приёмы обобщения, умозаключения и т. д., у него не только накопляются определённые умения, но и формируются определённые способности. Обучение, как подлинно образовательный процесс, тем именно и отличается от простой тренировки, что в нём через умения и знания формируются способности.

Способность закрепляется в личности как более или менее прочное её достояние, но она исходит из требований деятельности и, будучи способностью к деятельности, она в деятельности и формируется. Когда мы изучали, например, воображение, мы вскрыли, как направленность личности, сознание которой отображает действительность, порождает характерную для воображения тенденцию к преобразованию отображаемого. Это была не органическая функция, как, например, чувствительность, и не способность, а определённая закономерность протекания психических процессов. Но в условиях определённой творческой деятельности — писателя, художника, музыканта — осуществление этих процессов преобразования включает целый ряд дополнительных предпосылок и данных; вбирая их в себя, человек в процессе деятельности формирует в себе специфические способности.

Если речь идёт, например, о музыкальном творчестве, то деятельность воображения предполагает, с одной стороны, наличие достаточно ярких, богатых, тонко нюансированных ощущений и представлений; с другой — эта деятельность требует для своего осуществления специальной техники, которая формируется и развивается на основе исторического развития музыки. Развитие творческого воображения музыканта как конкретной способности может (как мы видели на примере Н. А. Римского-Корсакова) оказаться скованным недостаточной или неадекватной ему техникой, и лишь овладение художником новыми техническими средствами создаёт возможность дальнейшего развития творческих музыкальных способностей. Таким образом, никак не совпадая, конечно, со способностями, умения, техника данной деятельности, навыки, знания, с ней связанные, являются, однако, существенным условием развития соответствующих способностей — так же как наличие соответствующих способностей является условием для овладения этими умениями и пр. Способности формируются по мере того как человек, осваивая их, овладевает необходимыми для деятельности умениями.

Психология bookap

Конкретная музыкальная способность к композиции — это целый комплекс различных данных, которые в самом процессе деятельности, взаимодействуя друг с другом, образуют единое специфическое целое. Так же по существу обстоит дело с каждой способностью.

Способности квалифицируют личность как субъекта деятельности: будучи принадлежностью личности, способность, конечно, сохраняется за личностью как потенция и в тот момент, когда она не действует. В итоге способность — это сложная синтетическая особенность личности, которая определяет её пригодность к деятельности. Будучи пригодной для деятельности, способность в деятельности и формируется. Более или менее специфические данные, которые требуются для определённой деятельности, лишь в деятельности и через посредство её могут сформироваться на базе тех или иных задатков.

Деятельность человека — это, говоря конкретно, трудовая деятельность, посредством которой человек в процессе исторического развития, изменяя природу, создаёт материальную и духовную культуру. Все специальные способности человека это, в конце концов, различные проявления, стороны общей его способности к освоению достижений человеческой культуры и её дальнейшему продвижению. Способности человека — это проявления, стороны его способности к обучению и к труду.

Означая способность к труду и обучению, способности человека в обучении и труде формируются. Совершенно ошибочной является та общераспространённая точка зрения, будто способности человека, как нечто готовое и законченное до своего выявления, в деятельности человека и её продуктах лишь выявляются вовне, оставаясь и после своего выявления и независимо от него тем же, чем они были до того. В действительности между способностями человека и продуктами его деятельности, его труда, этими материализованными сгустками человеческих способностей, существует глубочайшая взаимосвязь и теснейшее взаимодействие. Реализуясь в тех или иных достижениях, способности человека не только проявляются, а также формируются и развиваются. Способности человека развиваются и отрабатываются на том, что он делает. То, что человек сделал, не является только проявлением его будто бы заранее фиксированных способностей, а их реализацией и развитием.

Человеческие способности, характеризующие человека в отличие от всех других живых существ, составляют природу человека, но сама природа человека — продукт истории. Природа человека формируется и изменяется в процессе исторического развития в результате трудовой деятельности человека. Способности человека — продукт истории; они формировались в процессе исторического развития: интеллектуальные способности человека формировались, по мере того как, изменяя природу, человек познавал её; художественные — изобразительные, музыкальные и т. п. способности к искусству формировались и развивались у человека, по мере того как в ходе исторического развития создавались и развивались различные виды искусства.

На различных этапах исторического развития способности приобретают конкретно иное содержание. По мере того как человечество создавало новые области и достижения культуры, материализованные в продуктах общественной практики, порождались или развивались новые способности, и прежние способности получали новое конкретное содержание. Развитие музыки, возникновение нового музыкального строя или перспективного изображения были развитием нового художественного восприятия, новых — музыкальных или изобразительных — способностей.

С расширением человеческой трудовой деятельности и появлением всё новых видов её у человека формировались и новые способности. Человеческие способности и их структура зависят от исторически развивающихся форм разделения труда. Возрастающие разделение и специализация труда привели к специализации человеческих способностей. «Различие природных дарований у индивидов, — пишет К. Маркс, — есть не столько причина, сколько следствие разделения труда».209


209 Маркс и Энгельс, Соч., т. III, 1929, стр. 666.


Выявляя зависимость структуры человеческих способностей от исторически изменяющихся форм разделения труда, К. Маркс в блестящем и тонком анализе вскрывает изменение психики человека при переходе от ремесла к мануфактуре, от мануфактуры к крупной промышленности, от её начальных к более поздним, зрелым капиталистическим формам (см. «Капитал», т. I, гл. 12 и 13). Развитие мануфактуры и разделение труда приводит к крайней специализации способностей, к формированию «частичного рабочего, простого носителя известной частичной общественной функции» («Капитал», т. I, стр. 406, изд. 1936 г.). Дальнейшее развитие механизации промышленности, при которой различные виды физического труда теряют характер специальности, создаёт технические предпосылки для развития индивида, который уже не прикован исключительно к одной частной функции, для которого и различные общественные функции являются сменяющими друг друга формами деятельности. В условиях капиталистического общества этот новый сдвиг в технических условиях труда используется, однако, для того, чтобы ещё больше деквалифицировать рабочего, вырыть ещё бОльшую пропасть между физическим трудом, теперь уже не требующим никаких специальных знаний, и умственным трудом, посвящённым науке, отделившейся от производства, от практической деятельности работника. Лишь в условиях социалистического общества сдвиги в технике труда, связанные с ростом производительных сил, могут быть использованы и фактически используются для преодоления противоположности физического и умственного труда и для всестороннего развития всех способностей личности.

В ходе исторического развития у человечества вырабатываются различные специализированные способности. Все они являются разнообразными проявлениями способности человека к самостоятельной трудовой деятельности и к освоению в процессе обучения того, что было создано человечеством в его историческом развитии. В результате дифференцируются специальные способности к различным видам деятельности и общая способность, которая по существу является вообще способностью к обучению и труду.

Психология bookap

Общую способность часто обозначают термином «одарённость». Под одарённостью в таком случае, в отличие от специальных способностей или дарований, разумеют общую даровитость; в зарубежной литературе её обычно отожествляют с интеллектом.

Нужно, однако, сказать, что если под общей одарённостью разуметь взятую в её единстве совокупность всех данных человека, от которых зависит продуктивность его деятельности, то в неё включается не только его интеллект, но в единстве и взаимопроникновении с интеллектом и все другие свойства и особенности личности, в частности эмоциональной сферы, темперамента — эмоциональная впечатлительность, тонус, темпы деятельности и т. д.

Вопрос об общей и специальной одарённости оказался очень дискуссионным. Одни, как Э. Торндайк, склонны свести одарённость к сумме специальных способностей, вовсе собственно отрицая общую одарённость, другие, как Ч. Спирмен (Spearman), В. Штерн и А. Пьерон, признают общую одарённость, но сплошь и рядом противопоставляют её специальным способностям. Некоторые из числа этих последних, как Ч. Спирмен, трактуют её, как специальную функцию центральной нервной системы, превращая таким образом одарённость в биологически закреплённое константное свойство.

Дифференциация и специализация способностей в действительности зашла так далеко, что для ряда учёных утраченной оказалась их общая основа и внутреннее единство. При этом в процессе этой всеобщей специализации способности к различным специальным видам деятельности — технической, изобразительной, музыкальной и т. д. — стали представляться совершенно не связанными друг с другом. Далее, господство аналитических функциональных тенденций привело к тому, что ряд учёных пришёл к отрицанию единства познавательных способностей и стал сводить интеллект к совокупности отдельных механизмов и функций. Понятия такого порядка, как интеллект, раскрываются лишь в плане конкретных действенных взаимоотношений индивида с окружающей действительностью. Психология, которая знает только точку зрения механизмов и органических функций, собственно неизбежно должна прийти к расщеплению таких понятий и в них выражающейся более конкретной и синтетической психологической характеристики личности. Эти «аналитические» теории одарённости в силу свойственных им механистических тенденций грешат тем, что для них при решении вопроса об одарённости утрачивается реальное единство человеческой личности, в частности её интеллектуального облика.

С другой стороны, в тех теориях общей одарённости, в которых последняя берётся вне отношения к конкретным видам деятельности и конкретным способностям, утрачиваются конкретные черты интеллектуального облика реального живого человека. Каждый человек, о котором вообще можно с полным правом сказать, что он умён, умён по-своему; ум его по-разному проявляется в различных сферах деятельности или областях применения. Специальные способности определяются в отношении к отдельным специальным областям деятельности. Внутри тех или иных специальных способностей проявляется общая одарённость индивида, соотнесённая с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности.

В конечном счёте равно несостоятельны как попытка свести одарённость к простой механической сумме специальных способностей, так и попытка свести общую одарённость к внешнему противопоставлению специальным способностям.

Психология bookap

Лишь единство общих и специальных свойств, взятых в их взаимопроникновении, очерчивает истинный облик одарённости человека. Несмотря на многообразие своих проявлений, она сохраняет внутреннее единство. Доказательством этому служат многочисленные случаи, которыми особенно богата наша действительность, когда человек, выявивший себя в одной области, при переходе на другую работу и на ней проявляет не меньшие способности. При этом общая одарённость является не только предпосылкой, но и результатом всестороннего развития личности. Так же как образование специальных способностей является не только предпосылкой, но и следствием разделения труда в историческом плане и специализированного образования в плане индивидуального развития, так и развитие общей одарённости существенно определяется всесторонним в подлинном смысле слова политехническим обучением и всесторонним развитием личности.

Способности человека реально даны всегда в некотором единстве общих и специальных (особенных и единичных) свойств. Нельзя внешне противопоставлять их друг другу. Между ними имеется и различие и единство. Это положение относится как к взаимоотношению общих и специальных умственных способностей, так и к взаимоотношению общей одарённости и специальных способностей. Наличие определённой специальной способности, особого, достаточно ярко выявившегося таланта накладывает определённый отпечаток на общую одарённость человека, а наличие общей одарённости в ещё большей мере сказывается на характере каждой специальной способности. Общая одарённость и специальные способности в этом смысле как бы взаимопроникают друг друга; они два компонента единого целого. Но общая одарённость и. специальные способности, т. е. общие и специальные компоненты одарённости, однако, далеко не всегда совпадают. Факты свидетельствуют о том, что бывает общая одарённость без ярко выраженных, оформившихся специальных способностей, и бывают также специальные способности, которым не отвечает соответственная общая одарённость. Взаимоотношение общей одарённости и специальных способностей для разных способностей различно. Чем бОльшую роль в той или иной специальной способности играют специальные задатки (например связанные с врождёнными свойствами соответствующего нервного аппарата) и специальная техника, тем меньшим может оказаться соответствие или даже тем больше диспропорция между специальными способностями и общей одарённостью. Чем менее специфически «технический» характер носит та или иная специальная способность, тем больше её соответствие, связь и взаимопроникновение с общей одарённостью. Нередко приходится встречать музыкантов с значительными способностями виртуозов-исполнителей и очень невысоким умственным уровнем. Но нельзя быть большим музыкантом, художником, не обладая общей даровитостью. Чем более высокого порядка та или иная специальная способность, тем теснее её взаимосвязь с общей одарённостью.

Развитие реальной конкретной личности совершается в конкретных условиях; в соответствии с конкретным ходом развития личности совершенно специфично и индивидуализированно, в каждом конкретном случае по-иному, развивается и её одарённость. Одарённость одного человека так же отлична от одарённости другого, как различна и их жизнь. Способности складываются в процессе развития; в процессе развития происходит специализация одарённости, в одном случае меньшая, в другом бОльшая; у одних — более, у других — менее равномерная, в зависимости от хода развития личности, в частности от направления и характера обучения — более односторонне специализированного или более всестороннего, политехнического, более или менее совершенного. В результате у одного человека можно констатировать общую даровитость, которая проявляется по разным направлениям, при отсутствии специализированного в одном направлении таланта; у другого развитие, благодаря условиям, в которых оно происходило, направлению и характеру обучения и т. д., пошло по определённому, специализированному руслу и привело к тому, что его способности в одном каком-нибудь направлении оформились как уже определившийся специальный талант. Более раннее и успешное развитие одной способности, опередившее развитие остальных, создаёт всё новые дополнительные предпосылки — путём привлечения интереса к данной области, особенно успешного продвижения и т. п. — для дальнейшего развития данной способности, которая более или менее значительно и ярко выступает у данного человека. У третьего, наряду с одним особенно ярко выявившимся и уже оформившимся талантом, отчётливо наметился второй; развитие идёт преимущественно по двум основным руслам.

Отношение между общей одарённостью и специальными способностями не является, таким образом, каким-то статическим отношением двух внешних сущностей, а изменяющимся результатом развития. В процессе развития возникает не только тот или иной уровень, но и та или иная — более или менее значительная, более или менее равномерная — дифференциация или специализация способностей. Конкретное отношение между общей и специальной одарённостью или общими и специальными компонентами одарённости человека, их различие и единство складываются в процессе развития и в процессе развития изменяются. Развитие специальных способностей, специфический профиль одарённости каждого человека является не чем иным, как выражением индивидуального пути его развития.

Само развитие специальных способностей является сложным процессом. Каждая специальная способность имеет свой специфический путь развития, в ходе которого она дифференцируется, формируется и отрабатывается. Для каждой из них конкретно, по-иному, специфично ставится и вопрос с роли природных предпосылок; для музыкального дарования, например, в котором существенную роль играют качества слуха, природные предпосылки имеют иное значение, чем для теоретических способностей в области науки.

Психология bookap

Специфичность пути развития специальных способностей сказывается и на времени их выявления. Можно эмпирически установить определённую хронологическую последовательность выявления творческих способностей. Рано проявляются дарования в искусстве, прежде всего в музыке. Поэтому очень существенное значение имеет та большая забота, которая у нас сейчас уделяется выявлению и развитию юных художественных дарований, в частности дарований музыкальных. Примерами очень раннего проявления музыкального творчества могут служить трёхлетний В. А. Моцарт, четырёхлетний Ф. Й. Гайдн, пятилетний Я. Л. Ф. Мендельсон, С. С. Прокофьев, выступивший композитором в 8 лет, Ф. Шуберт — в 11 лет, К. М. Вебер — в 12, Л. Керубини — в 13 лет. Но, за совсем редкими исключениями, самостоятельное творчество, имеющее объективное значение, проявляется лишь к 12-13 годам. В пластических искусствах призвание и способность к творчеству проявляются несколько позже — в среднем около 14 лет. У С. Рафаэля и Ж.-Б. Греза они проявились в 8 лет, у А. Ван-Дейка и Джотто — в 10 лет, у Б. Микель-Анджело — в 13 лет, у А. Дюрера — в 15 лет. В области поэзии склонность к стихосложению проявляется очень рано, но поэтическое творчество, имеющее художественную ценность, обнаруживается, несколько позже.

Вне области искусства, где личное творчество выступает раньше, чем в науке, наиболее ранним является техническое изобретательство. Поэтому вполне обоснованным и очень важным является то внимание, которое у нас уделяется юным изобретателям. Ж. В. Понселе, будучи 9 лет, разобрал часы, которые он купил, чтобы изучить их устройство, и потом собрал их как следует. Френель в том же возрасте посредством настоящих опытов нашёл, при какой длине и каком калибре снаряд из игрушечных пушек летит всегда дальше. В научной области творчество вообще проявляется значительно позже, обычно лишь после 20 лет. Раньше всех других дарований выявляются математические. Почти все учёные, проявившие себя до 20 лет, были математиками. Примерами раннего проявления математических дарований могут служить Б. Паскаль, Г. В. Лейбниц, И. Ньютон, Ж. Л. Лагранж, К. Ф. Гаусс, Э. Галуа и др.

Общая способность Определение | Law Insider

  • означает обязательство по закупкам организаций, обслуживающих нагрузку, включая Покупателя, поскольку такие обязательства описаны в Решениях CPUC D.04-10-035 и D.05-10-042 и последующих решениях CPUC, касающихся вопросов достаточности ресурсов, поскольку эти обязательства могут время от времени изменяться в Регламенте CPUC о достаточности ресурсов (R.) 04-04-003 и (R.) 05-12-013 или в результате любого последующего разбирательства, а также все другие обязательства по достаточности ресурсов, установленные любым иное лицо, включая CAISO.

  • означает медикаментозную потерю сознания, во время которой пациенты не пробуждаются даже при болезненной стимуляции. Часто нарушается способность самостоятельно поддерживать дыхательную функцию. Пациентам часто требуется помощь в поддержании проходимости дыхательных путей, и может потребоваться вентиляция с положительным давлением из-за угнетения спонтанной вентиляции или вызванного лекарствами угнетения нервно-мышечной функции. Сердечно-сосудистая функция может быть нарушена.

  • означает термин, определенный в разделе 3501 страхового кодекса 1956, 1956 PA 218, MCL 500.3501.

  • означает высокоэффективное архитектурное покрытие, включая грунтовки, герметики, грунтовки, промежуточные покрытия или верхние покрытия, разработанные для нанесения на подложки, подвергающиеся воздействию одного (1) или более из следующих экстремальных условий окружающей среды, и маркированные, как указано в разделе 4. (4) этого правила:

  • означает усилия WAVE по исправлению условий в сети WAVE, которые могут привести к существенному сбою или отключению услуг, предоставляемых WAVE, и которые требуют немедленных действий. Аварийное техническое обслуживание может привести к ухудшению качества Услуг, предоставляемых Заказчику, включая возможные перебои в работе. Любые такие сбои являются Обоснованными простоями, которые не дают Заказчику права на кредиты в соответствии с настоящим Соглашением об уровне обслуживания. WAVE может провести Экстренное обслуживание в любое время, которое WAVE сочтет необходимым, и уведомит Заказчика о таком Экстренном обслуживании, как только это будет коммерчески осуществимо при данных обстоятельствах.

  • означает передачу отдельным держателем полиса медицинского страхования (включая семейное покрытие) кредита, полученного за ранее существовавшие условия и временные исключения, если он/она решит перейти от одного страховщика к другому.

  • означает специальную технологию, которая блокирует или фильтрует доступ через Интернет к визуальным изображениям, которые: и операции по рекультивации, в отношении которых можно обоснованно ожидать, что условия, практика или нарушение причинят существенный физический вред лицам за пределами разрешенной территории, прежде чем такие условия, практика или нарушение могут быть устранены. Разумное ожидание смерти или серьезного увечья до смягчения последствий существует, если разумный человек, находящийся в тех же условиях или действиях, которые приводят к возникновению опасности, не будет подвергать себя опасности в течение времени, необходимого для смягчения последствий.

  • означает возможность возмещения убытков и возмещения ответственности, понесенной впоследствии Департаментом, предоставляющим, в частности, проектные спецификации, скорость удаления, методы расчета и процедуры тестирования почвы, утвержденные Департаментом как способные способствовать достижению стандартов управления ливневыми стоками, указанных в этой главе. В Руководство по BMP периодически вносятся изменения Департаментом по мере необходимости для предоставления проектных спецификаций дополнительных передовых методов управления и новой информации об уже включенных методах, отражающих наилучшую доступную текущую информацию о конкретной практике и определение Департамента в отношении возможностей этой передовой практики управления. способствовать соблюдению стандартов, содержащихся в этой главе. Могут использоваться альтернативные меры по управлению ливневыми стоками, скорости удаления или методы расчета с учетом любых ограничений, указанных в этой главе, при условии, что инженер-проектировщик продемонстрирует муниципалитету в соответствии с разделом IV.F. настоящего постановления и N.J.A.C. 7:8-5.2(g), что предлагаемая мера и ее дизайн будут способствовать достижению стандартов дизайна и эффективности, установленных в этой главе.

  • означает Генеральную Ассамблею Организации Объединенных Наций.

  • означает (a) законодательство в части 5 Закона о финансах 2013 года; и (b) любое будущее законодательство, внесенное в парламент для противодействия налоговым преимуществам, возникающим в результате злоупотреблений с целью уклонения от взносов в национальное страхование;

  • или «общее разрешение» означает разрешение на работу с качеством воздуха, которое соответствует требованиям ARM 17. 8.1222, распространяется на несколько источников в категории источников и выдается вместо индивидуальных разрешений, выдаваемых каждому источнику.

  • или «ERO» означает организацию, сертифицированную Комиссией в соответствии с Разделом 39.3 ее правил, целью которой является установление и обеспечение соблюдения Стандартов надежности для системы энергоснабжения в Соединенных Штатах, подлежащих рассмотрению Комиссией. Организация, возможно, также получила признание соответствующих государственных органов в Канаде и Мексике для установления и обеспечения соблюдения стандартов надежности для систем энергоснабжения в соответствующих странах.

  • означает оценку Контролером влияния предполагаемой обработки на защиту Персональных данных.

  • или «заявление» означает запрос о защите, сделанный в государство-член гражданином третьей страны или лицом без гражданства, которое может пониматься как ищущее статуса беженца или статуса дополнительной защиты;

  • означает водоносный горизонт или его часть:

  • означает жилую единицу, которая удовлетворяет хотя бы одному из следующих критериев:

  • или «QIO» означает организацию, которая проводит экспертную медицинскую экспертизу требований Medicaid, включая проверку достоверности больничного диагноза и информации о кодировании процедур; полнота, адекватность и качество медицинской помощи; целесообразность приема, выписки и перевода; и уместность возможных случаев выброса платежей. Эти действия, осуществляемые QIO, могут быть включены в договорные отношения с предприятием Medicaid штата Айова.

  • означает внедрение соответствующих административных, технических или физических средств для защиты от несанкционированного преднамеренного или случайного раскрытия, изменения или уничтожения данных.

  • означает вероятность того, что компонент должен быть оперативно готов к выполнению своей функции при вызове в любой момент времени.

  • означает документ Министерства под названием «Основные комплексные сертификаты об одобрении (воздух) Руководство пользователя» от апреля 2004 г. с поправками.

  • означает аэрозольный клей, предназначенный для склеивания слоев обивки потолка автомобиля.

  • означает крытое здание, независимо от даты его постройки, испытавшее следующее:

  • означает выбросы веществ в воздух, воду или землю в результате деятельности либо из точек выбросов, указанных в таблице 3, либо от других локализованных или диффузных источников, которые не регулируются предельно допустимыми выбросами.

Введение в общие тесты способностей

Общие тесты способностей, используемые в процессах найма, в основном позволяют оценить врожденные, приобретенные или приобретенные способности людей в отношении выполнения конкретных задач. . Базовые способности, такие как скорость обучения, адаптация и навыки рассуждения, регулярно измеряются, и получаются осязаемые данные о способностях и слабостях человека. Общие тесты на способности, также известные как тесты интеллекта или отборочные тесты, очень полезны для отдела кадров, чтобы оценить кандидата в процессе найма. Кроме того, эти данные используются в случаях смены должности или получения повышения.

Что измеряют общие тесты способностей?

Общие тесты способностей в основном измеряют навыки адаптации, обучения и абстрактного мышления человека. Вербальное и математическое мышление, решение проблем, чтение таблиц или графиков, абстрактное и схематическое мышление, внимание и восприятие, рассуждение, сила памяти, механические навыки и темп являются основными темами тестов на общие способности в рамках оценки. Отдел кадров использует общие тесты способностей в соответствии с требованиями должности, принимая во внимание такие подзаголовки, как тесты аналитических навыков или тесты концентрации внимания.

Как готовятся общие тесты способностей?

Для подготовки экзаменационных вопросов к тестам на общие способности требуются психологи, которые являются признанными экспертами в этой области. Таким образом, вместо того, чтобы создавать все вопросы и тесты с нуля, использование готовых тестов, пожалуй, самый разумный вариант. Каждый шаг, требующий специализации сам по себе, такой как период подготовки вопросов, их анализ, их устранение, выбор подготовленных вопросов и оценка результатов, должен быть выполнен. Даже реализация экзамена, порядок вопросов и соотношение вопросов друг с другом радикально влияют на надежность теста. Продолжая статью, мы объяснили, как готовятся общие тесты способностей, необходимые для требуемого процесса.

1. Определение критериев измерения

Эксперты-психологи начинают этот процесс с определения того, что следует измерять с помощью теста. Например, определяются основные факторы, такие как навыки, которые необходимо измерить, и требуемый опыт. Определение компетенций, навыков, поведения и сильных сторон роли в отношении анализа работы и оценки сотрудников — лучший способ реализовать первый шаг.

2. Подготовка/выбор тестовых вопросов

Информация, полученная на первом этапе, раскрывает желаемый профиль. Вопросы, которые будут использоваться для оценки этих шкал, выбираются на втором этапе. Если у вас нет доступных вопросов, отвечающих нужным вам критериям, необходимо написать новые вопросы. При выборе вопросов и определении их порядка выявляется схема экзамена с его основными линиями. Таким образом подготавливаются предварительная информация и инструкции подготовленного вопроса, необходимые для проверки желаемой функции.

3. Контрольные и уточняющие вопросы

Независимо от того, соответствует ли черновик экзамена, полученный на первых двух этапах, желаемому качеству или нет, его следует проверять на людях, чей тестовый профиль известен. Самое большое преимущество профессиональных тестов, таких как KAYT, заключается в том, что на этом этапе они имеют невероятные наборы данных. Создание набора данных — одна из самых больших затрат. Не говоря уже о том, что здесь будет полезен анализ работы, использованный при создании профиля. Если результаты анализа и результаты теста совпадают, значит, тест работает хорошо. С небольшими дополнениями и исключениями вносятся точные коррективы в тест. После этих оценок ваш тест готов к использованию.

4. Проведение общих тестов способностей

Применение теста обычно выполняется онлайн, поэтому меры безопасности неизбежны. В дополнение к техническим методам, таким как ограничение доступа для кандидатов, существуют меры, которые можно предпринять для самопроверки теста. Такие варианты, как повторяющиеся и похожие вопросы в тестах, повторение экзамена, постановка разных вопросов с параллельными формами, обеспечивают безопасный и достоверный результат. Хорошо спланированный тест на общие способности должен давать примерно такие же результаты при повторном прохождении. В качестве Test Invite мы повышаем надежность экзамена с помощью повторяющихся тестов, надежности параллельных форм и коэффициентов безопасности внутренней согласованности в дополнение к наблюдению с помощью камер, сканеров и функций полноэкранной блокировки.

5. Оценка общих тестов способностей

Чтобы сделать результаты экзамена содержательными, полученные данные классифицируются, а вопросы общих экзаменов разделены на группы. Таким образом, можно увидеть, дает ли человек, проходящий тест, последовательные ответы или нет. В результате этих групп результаты заносятся в таблицу и находятся их распределение и среднее значение. Полученные результаты могут быть выражены в баллах или процентах. По сумме результатов, полученных по каждому подзаголовку, мы получаем основной балл. Контрольными точками в этих системах оценки обычно являются прошлые исследования и данные испытаний. Как видите, каждый шаг общих тестов способностей требует преданных знаний, усилий, времени и затрат. В дополнение к этому создание наборов данных, которые вы будете использовать в качестве эталона с нуля, влечет за собой совершенно другую работу и затраты. KAYT (Комплексный тест аналитических навыков), который является нашим профессиональным и утвержденным тестом на общие способности, может как избавиться от всех этих затрат, так и дать вам надежный и достоверный результат.

Каковы преимущества общих тестов способностей?

Хотя на самом деле общие тесты способностей предоставляют работодателю реальную и последовательную возможность оценки, они также позволяют работникам измерить свои собственные способности и, в частности, после этого обновить свои карьерные цели. Метод, с помощью которого человеческие способности и возможности могут быть объяснены количественно и последовательно классифицированы, дает эффективные результаты для обеих сторон. Это беспроигрышная ситуация для всех сторон.

Преимущества для работодателей:

Человеческим ресурсам очень сложно принимать решения на основе резюме или академических достижений, потому что как только отбор сделан, невыбранные кандидаты влекут за собой альтернативные издержки для компании. В этом смысле тесты общих способностей сканируют в соответствии с умственными способностями и делают объективное сканирование максимально экономичным. Стандартизированные шкалы позволяют работодателю оценить большое количество кандидатов за очень короткое время. Возможность увидеть способность кандидата выполнять определенные задачи в определенных условиях до приема на работу и возможность наблюдать, как он действует под давлением, является одним из наиболее важных преимуществ. Кроме того, кадровым ресурсам очень полезно делать выбор в случаях внутрифирменного перемещения и продвижения по службе. Каждая должность требует определенных навыков сама по себе больше, чем другие. В общем, единственное, что нужно сделать, чтобы выбрать между двумя успешными кандидатами, — это посмотреть на эти конкретные заголовки. Это помогает сделать перемещения внутри компании более справедливыми и эффективными.

Преимущества для сотрудников:

Когда конкуренция в деловой жизни растет день ото дня, неудобный для карьеры шаг отбросит вас назад. По этой причине общие экзамены талантов помогают вам принимать правильные карьерные решения. Знание своих сильных и слабых сторон поможет вам понять, на чем следует сосредоточиться. Кроме того, у вас будет возможность доказать свои навыки, которые вы не можете показать в своем резюме в процессе найма. Вы находитесь в правильном месте относительно вашего сектора и отдела? Сосредоточитесь ли вы на том, чтобы скрыть свои слабости, или вы используете это время, чтобы выделиться своими хорошими сторонами? Тест на общие способности станет для вас отправной точкой во многих областях, начиная от смены карьеры и заканчивая требованием повышения или продвижения по службе.

Каковы недостатки тестов общих способностей?

Хотя тест на общие способности помогает во многих областях, он не может измерить такие профессиональные качества, как пунктуальность, мотивация, тайм-менеджмент, организационные и социальные навыки. Для измерения таких критериев необходимы личностные тесты. Исследования, проведенные во многих престижных университетах, таких как университеты Вандербильта и Принстона, показали, что культурные различия между людьми напрямую влияют на результат теста. По этой причине одних только результатов экзамена по общим способностям недостаточно, чтобы иметь решающее значение в процессе найма. Его следует рассматривать с другими критериями оценки, и решение должно приниматься с целостной точки зрения. В качестве Test Invite мы проводим надежный Комплексный тест аналитических способностей (KAYT), который включает тему культурного разнообразия в расчеты на этапе оценки, чтобы избежать этой проблемы. В дополнение к общему тесту способностей мы предлагаем целостную оценку в процессе найма с надежными вариантами, такими как тест личностного инвентаря SONAR, тесты на знание языка и тесты по программированию.

Подводя итог, можно сказать, что подготовка, проведение и оценка тестов на общие способности являются задачами, требующими индивидуальной экспертизы, однако тесты на общие способности, которые выполняются должным образом и надежно, дают работодателям возможность выбрать лучших кандидатов, а сотрудники имеют возможность построить свою карьеру в соответствии со своими способностями и навыками.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *