Пацифизм что это такое – ПАЦИФИЗМ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история
ПАЦИФИЗМ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история
ПАЦИФИЗМ — идеология, политика и общественное движение, выступающие против войн и любого рода насилия.
Термины «Пацифизм» и «пацифист» (сторонник Пацифизм) сформулированы в 1901 году группой участников 10-го Всеобщего конгресса мира в Глазго и предложены президентом Лиги мира и свободы Э. Арно (1864-1921 годы) для обозначения движения борцов за мир. Идеология Пацифизма изложена Арно в трактате «Код мира» (1901 год).
Пацифизм основан на убеждении, что убийство человека человеком, как и в целом насилие в отношениях между людьми, есть нарушение мирового порядка, зло, пусть даже и вынужденное. Исторически это убеждение по преимуществу было связано с религиозным сознанием человека. Принцип отказа от причинения вреда всему живому (ахимса) широко представлен в инд. «практической философии», он получил развитие у адживиков, в буддизме, джайнизме и других. В христианском понимании причина насилия в мире заключается в отпадении человека от Бога, нарушении Его воли и тем самым в разрушении изначального порядка отношений Бога, человека и мира. Объективный характер пребывания мира в искажённом состоянии делает невозможным полное избавление от насилия до момента окончательного воссоединения творения с Богом. Вместе с тем на субъектном уровне преодоление насилия полагается возможным и даже обязательным. Эпоха Ветхого Завета была далека от идеала мирного сосуществования как народов, так и отдельных людей, тем не менее, наряду с принципом ограничения мести «око за око, зуб за зуб» (Левит 24:19-20), была дана заповедь «не убий» (Исход 20:13). Ветхозаветное пророчество о временах, «когда не поднимет народ на народ меча» (Исход 2:4), относится к перспективе за пределами исторического времени. Новый Завет исполнен призыва любви к врагам (Матфей 5:43-48, Лука 6:27-28) и Божия благословения миротворцам (Матфей 5:9). Даже в условиях объективно существующего насилия в обществе, по христианскому учению, не следует воздавать «злом за зло», по возможности быть «в мире со всеми людьми» (Римляне 12:17-18). Последовательный и бескомпромиссный Пацифизм характерен для некоторых еретических движений и христианских направлений: катары, адвентисты седьмого дня, швейцарские братья, моравские братья, гуттерское братство, квакеры, меннониты, духоборцы, молокане, пятидесятники, толстовцы и другие.
Философское осмысление Пацифизма имеет свои истоки в учении древне-греческих натурфилософов о космосе как мировом порядке, гармонии и равновесии. Пифагор учил жить в согласии, творить добро врагам, не убивать невинных животных, не наносить вреда растениям. Состояние мира в Римской империи воспевал Вергилий. В стоической традиции идеи Пацифизма развивали Цицерон, Сенека, Марк Аврелий, в поздней античности — Макробий, Боэций. В средние века на пацифистские теории определяющее влияние оказывало христианство. В эпоху Просвещения разрабатывалась идея «вечного мира» (М. де Бетюн Сюлли, Ш. Сен-Пьер, Ж.Ж. Руссо) — соединение всех европейских государств, включая Россию, в единый союз. Среди мыслителей Нового и Новейшего времени, развивавших идеи Пацифизма, — Эразм Роттердамский, Ф. Пасси, Л.Н. Толстой, Б. фон Зутнер, Махатма Ганди, М.Л. Кинг. Особой популярностью идеи Пацифизма пользовались после 1-й мировой войны, 1920-е годы известны как «эра пацифизма» (создание Лиги Наций, Келлога — Бриана пакт 1928 года, движение за всеобщее разоружение и тому подобное). Государственные и политические деятели (А. Бриан, П. Пенлеве во Франции, Р. Сесил, О.Чемберлен в Великобритании, Ф.Келлог, У. Бора в США и другие) активно использовали пацифистскую риторику для оправдания своих действий на международной арене (диктовались прежде всего интересами их собственных государств). В западно- европейских странах 1920-1930-х годов апелляция к пацифистским настроениям населения была важным фактором и при проведении внутренней политики, для успеха на выборах в представительные органы власти.
В России в конце XIX — начала XX веков теоретическую базу Пацифизма разрабатывали юристы и социологи М.А. Энгельгардт («Вечный мир и разоружение», 1899 год), Ф.Ф. Мартенс («Современное международное право цивилизованных народов», тома 1-2, 1882-1883 годы), Л.А. Камаровский («Главные моменты идеи мира в истории», 1895 год), М.А. Таубе («Принципы мира и права в международных столкновениях средних веков», 1899 год), князь В.В. Тенишев («Вечный мир и международный третейский суд», 1909 год) и другие. Российский Пацифизм получил государственную поддержку в форме инициированной Россией Международной конференции по вопросу ограничения вооружений и учреждения международного арбитража (1899 год). В развитие этой инициативы на Гаагских конференциях мира 1899 и 1907 годов были приняты международные конвенции о законах и обычаях войны, ставшие неотъемлемой частью норм международного гуманитарного права. В начале XX века Пацифизм принял в России форму антивоенного движения, он имел общественную поддержку прежде всего в интеллигентских кругах. Созданы Санкт-Петербургское и Московское общества мира, Киевское общество друзей мира (все в 1909 году) и другие. Впервые делегация пацифистов из России приняла официальное участие в 18-м Всеобщем конгрессе мира в Стокгольме (1910 год), глава российской делегации Павел Д. Долгоруков был избран вице-президентом конгресса. В последующий исторический период до 1990-х годов российский Пацифизм как движение не имел достаточных политических условий для независимого развития, уступил место движению сторонников мира, направлявшемуся партийной и госсударственной властью.
В современном мире понятие «Пацифизм» используется для обозначения мировоззренческой и нравственной позиции, идеологии общественного движения. В качестве мировоззренческой позиции Пацифизм может не ограничиваться антивоенной установкой, но представлять различные доктрины ненасилия, пассивного сопротивления, морального совершенствования, нравственной чистоты. В качестве нравственной позиции Пацифизм означает индивидуальный отказ от насилия и соучастия в нём, в частности отказ от службы в армии и от того, чтобы брать в руки оружие. В роли идеологии Пацифизм обосновывает необходимость и возможность установления всеобщего мира, используя взаимосвязанные принципы: абсолютной недопустимости войны, абсолютного запрета насилия или применения силы и абсолютной неприемлемости убийства. Как общественное движение Пацифизм предполагает широкую пропаганду миротворческих идей и ценностей, проведение манифестаций в защиту мира, осуждение гонки вооружений, призыв к снижению военной активности государств, ратование за мирное урегулирование международных и внутригосударственных конфликтов, осуждение терроризма международного. К совркмкнным пацифистским организациям относятся: Международное бюро мира (основано в 1891-1892 годы), Всемирный совет мира (1949-1950 годы), Пагуошское движение, Международная кризисная группа (основана в 1995 году) и другие. Они тесно взаимодействуют с международными и межправительственными организациями [ООН, ЮНЕСКО, ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), Движение неприсоединения и другие].
© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)
w.histrf.ru
ПАЦИФИЗМ • Большая российская энциклопедия
ПАЦИФИ́ЗМ (от лат. pacificus – миротворческий), идеология, политика и общественное движение, выступающие против войн и любого рода насилия. Термины «П.» и «пацифист» (сторонник П.) сформулированы в 1901 группой участников 10-го Всеобщего конгресса мира в Глазго и предложены президентом Лиги мира и свободы Э. Арно (1864–1921) для обозначения движения борцов за мир. Идеология П. изложена Арно в трактате «Код мира» (1901).
П. основан на убеждении, что убийство человека человеком, как и в целом насилие в отношениях между людьми, есть нарушение мирового порядка, зло, пусть даже и вынужденное. Исторически это убеждение по преимуществу было связано с религ. сознанием человека. Принцип отказа от причинения вреда всему живому (ахимса) широко представлен в инд. «практической философии», он получил развитие у адживиков, в буддизме, джайнизме и др. В христианском понимании причина насилия в мире заключается в отпадении человека от Бога, нарушении Его воли и тем самым в разрушении изначального порядка отношений Бога, человека и мира. Объективный характер пребывания мира в искажённом состоянии делает невозможным полное избавление от насилия до момента окончат. воссоединения творения с Богом. Вместе с тем на субъектном уровне преодоление насилия полагается возможным и даже обязательным. Эпоха Ветхого Завета была далека от идеала мирного сосуществования как народов, так и отд. людей, тем не менее, наряду с принципом ограничения мести «око за око, зуб за зуб» (Лев. 24:19–20), была дана заповедь «не убий» (Исх. 20:13). Ветхозаветное пророчество о временах, «когда не поднимет народ на народ меча» (Ис. 2:4), относится к перспективе за пределами историч. времени. Новый Завет исполнен призыва любви к врагам (Мф. 5:43–48, Лк. 6:27–28) и Божия благословения миротворцам (Мф. 5:9). Даже в условиях объективно существующего насилия в обществе, по христианскому учению, не следует воздавать «злом за зло», по возможности быть «в мире со всеми людьми» (Рим. 12:17–18). Последовательный и бескомпромиссный П. характерен для некоторых еретич. движений и христианских направлений: катары, адвентисты седьмого дня, швейцарские братья, моравские братья, гуттерское братство, квакеры, меннониты, духоборцы, молокане, пятидесятники, толстовцы и др.
Филос. осмысление П. имеет свои истоки в учении др.-греч. натурфилософов о космосе как мировом порядке, гармонии и равновесии. Пифагор учил жить в согласии, творить добро врагам, не убивать невинных животных, не наносить вреда растениям. Состояние мира в Рим. империи воспевал Вергилий. В стоич. традиции идеи П. развивали Цицерон, Сенека, Марк Аврелий, в поздней античности – Макробий, Боэций. В средние века на пацифистские теории определяющее влияние оказывало христианство. В эпоху Просвещения разрабатывалась идея «вечного мира» (М. де Бетюн Сюлли, Ш. Сен-Пьер, Ж. Ж. Руссо) – соединение всех европ. государств, включая Россию, в единый союз. Среди мыслителей Нового и Новейшего времени, развивавших идеи П., – Эразм Роттердамский, Ф. Пасси, Л. Н. Толстой, Б. фон Зутнер, Махатма Ганди, М. Л. Кинг. Особой популярностью идеи П. пользовались после 1-й мировой войны, 1920-е гг. известны как «эра пацифизма» (создание Лиги Наций, Келлога – Бриана пакт 1928, движение за всеобщее разоружение и т. п.). Гос. и политич. деятели (А. Бриан, П. Пенлеве во Франции, Р. Сесил, О.Чемберлен в Великобритании, Ф.Келлог, У. Бора в США и др.) активно использовали пацифистскую риторику для оправдания своих действий на междунар. арене (диктовались прежде всего интересами их собств. государств). В зап.-европ. странах 1920–30-х гг. апелляция к пацифистским настроениям населения была важным фактором и при проведении внутр. политики, для успеха на выборах в представит. органы власти.
В России в кон. 19 – нач. 20 вв. теоретич. базу П. разрабатывали юристы и социологи М. А. Энгельгардт («Вечный мир и разоружение», 1899), Ф. Ф. Мартенс («Современное международное право цивилизованных народов», т. 1–2, 1882–1883), Л. А. Камаровский («Главные моменты идеи мира в истории», 1895), М. А. Таубе («Принципы мира и права в международных столкновениях средних веков», 1899), кн. В. В. Тенишев («Вечный мир и международный третейский суд», 1909) и др. Рос. П. получил гос. поддержку в форме инициированной Россией Междунар. конференции по вопросу ограничения вооружений и учреждения междунар. арбитража (1899). В развитие этой инициативы на Гаагских конференциях мира 1899 и 1907 были приняты междунар. конвенции о законах и обычаях войны, ставшие неотъемлемой частью норм междунар. гуманитарного права. В нач. 20 в. П. принял в России форму антивоенного движения, он имел обществ. поддержку прежде всего в интеллигентских кругах. Созданы С.-Петерб. и Моск. об-ва мира, Киевское об-во друзей мира (все в 1909) и др. Впервые делегация пацифистов из России приняла офиц. участие в 18-м Всеобщем конгрессе мира в Стокгольме (1910), глава рос. делегации Павел Д. Долгоруков был избран вице-президентом конгресса. В последующий историч. период до 1990-х гг. рос. П. как движение не имел достаточных политич. условий для независимого развития, уступил место движению сторонников мира, направлявшемуся парт. и гос. властью.
В совр. мире понятие «П.» используется для обозначения мировоззренч. и нравств. позиции, идеологии обществ. движения. В качестве мировоззренч. позиции П. может не ограничиваться антивоенной установкой, но представлять разл. доктрины ненасилия, пассивного сопротивления, морального совершенствования, нравственной чистоты. В качестве нравств. позиции П. означает индивидуальный отказ от насилия и соучастия в нём, в частности отказ от службы в армии и от того, чтобы брать в руки оружие. В роли идеологии П. обосновывает необходимость и возможность установления всеобщего мира, используя взаимосвязанные принципы: абсолютной недопустимости войны, абсолютного запрета насилия или применения силы и абсолютной неприемлемости убийства. Как обществ. движение П. предполагает широкую пропаганду миротворч. идей и ценностей, проведение манифестаций в защиту мира, осуждение гонки вооружений, призыв к снижению воен. активности государств, ратование за мирное урегулирование междунар. и внутригосударств. конфликтов, осуждение терроризма международного. К совр. пацифистским организациям относятся: Междунар. бюро мира (основано в 1891–92), Всемирный совет мира (1949–50), Пагуошское движение, Междунар. кризисная группа (основана в 1995) и др. Они тесно взаимодействуют с междунар. и межправительств. организациями [ООН, ЮНЕСКО, ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), Движение неприсоединения и др.].
bigenc.ru
Пацифизм — это… Что такое Пацифизм?
(от лат. pacificus — миротворческий, умиротворяющий) — антивоенное миротворческое движение, представители которого выступают за прекращение практики военного разрешения политических конфликтов. Одним из первых мыслителей, заявивших, что мир является одной из главных ценностей, был Ш. Монтескье. Практически движение пацифизма оформилось в прошлом веке.
Идеологической основой пацифизма выступают либеральные и гуманистические ценности. Носителями идей пацифизма являются различные слои населения: интеллигенция, религиозно настроенные миротворцы, молодежь, неформальные организации, включающие энтузиастов, и т. д. В основе пацифизма лежит идея о всеобщем братстве людей, необходимости преодолеть военные формы разрешения политических проблем. Пацифизм традиционно опирался на идею мирного разрешения политических конфликтов. Он имеет множество форм, но основной формой борьбы за мир представители этого движения считают убеждение и личный пример. Для пацифистов характерна пропагандистская деятельность. Они теоретически и идеологически доказывают, что политические и военные конфликты необходимо решать за столом переговоров. В практической сфере они действуют на основе личного примера: отказываются принимать участие в политических актах насильственного характера, организуют различные массовые акции, направленные на мирное урегулирование конфликтов, непосредственно занимаются миротворческой деятельностью и т.д. Пацифизм зарождался как идейное направление. Его сторонники исходили не столько из реальной политической практики, сколько из своего понимания общества, человека и мира политики, т. е. из мировоззрения.В то же время ограничить или исключить практику разрешения политических споров военным способом является очень сложной задачей. Поэтому пацифизм до сих пор несет на себе отпечаток утопизма. Многие политики к этому движению относятся довольно иронически. Практическая сторона этого движения до сих пор не развита — пацифистам не удалось достичь серьезных результатов, несмотря на то, что война к концу XX в. себя просто изжила. Подобная ситуация связана с национально-государственной формой организации политического пространства и преобладанием идеологии патриотизма над космополитизмом. Например, в России пацифизм традиционно считается антипатриотическим настроением. При социализме пацифизм был поставлен вне закона — защита Отечества являлась гражданской обязанностью мужской части населения и военнообязанных женщин. В постсоветской России отношение к пацифизму меняется очень медленно.
Политология. Словарь. — М: РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.
- Пацифизм
(от лат. pacificus миротворческий)
международное, антивоенное движение, выступающее против всяких войн.
Политическая наука: Словарь-справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010.
Политология. Словарь. — РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.
dic.academic.ru
пацифизм — это… Что такое пацифизм?
ПАЦИФИЗМ — ПАЦИФИЗМ (от лат. pacifer примиряющий, приносящий мир; pax, pacis мир) доктрина, призывающая к полному избавлению от войн, милитаризма и насилия. Как жизненная позиция пацифизм предполагает отказ от какого либо участия в любых войнах. Так… … Философская энциклопедия
Пацифизм — (pacifism) Отказ от войны (War) как средства разрешения споров. Связан с различными философскими школами, такими как гандизм (Gandhi – Ганди), квакерство (Quakers – квакеры. Некоторые исследователи ввели новый термин пацифицизм (отказ от силового … Политология. Словарь.
пацифизм — а, м. ПАСИФИСМ а, м. pacifisme m. <лат. pacificus миротворческий. Пропаганда мира в эпоху империалистических войн, не сопровождающаяся призывом к революционной борьбе с империалистическими правительствами и к свержению буржуазного строя. Одной … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ПАЦИФИЗМ — и (редк.) пасифизм, пацифизма, мн. нет, муж. (от лат. pacificus мирный) (полит.). Пропаганда мира в эпоху империалистических войн, не сопровождающаяся призывом к активной революционной борьбе с империалистическими правительствами и к свержению… … Толковый словарь Ушакова
пацифизм — миролюбивость, пасифизм, миролюбие Словарь русских синонимов. пацифизм сущ., кол во синонимов: 4 • антимилитаризм (1) • … Словарь синонимов
ПАЦИФИЗМ — (от лат. pacificus миротворческий) антивоенное движение, участники которого выступают против всякой войны … Большой Энциклопедический словарь
ПАЦИФИЗМ — ПАЦИФИЗМ, а, муж. Политическое течение и мировоззрение, осуждающее любые войны. | прил. пацифистский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ПАЦИФИЗМ — (от лат. pacificus миротворческий) англ. pacifism; нем. Pazifismus. 1. Безоговорочное осуждение всякой войны; отказ от войны как средства внешней политики. 2. Движение, представители к рого стоят на позиции морального осуждения всяких войн и… … Энциклопедия социологии
ПАЦИФИЗМ — (от лат. pacificus миротворческий), антивоенное движение, участники которого выступают против всякой войны … Юридическая энциклопедия
Пацифизм — Пацифистский символ (пацифик) Пацифизм (от лат. pacificus миротворческий, от pax мир и facio делаю) идеология сопротивления насилию … Википедия
Пацифизм — по [7]: ( сказано в 1987 г.) вера в то, что мир это благо и к нему надо стремиться. Пацифизм обычно проявляется в виде двух предрассудков. 1) Согласно первому, достичь мира можно, разоружив миролюбивые народы. 2) Согласно второму, война должна… … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений
popular.academic.ru
ПАЦИФИЗМ — это… Что такое ПАЦИФИЗМ?
ПАЦИФИЗМ — ПАЦИФИЗМ (от лат. pacifer примиряющий, приносящий мир; pax, pacis мир) доктрина, призывающая к полному избавлению от войн, милитаризма и насилия. Как жизненная позиция пацифизм предполагает отказ от какого либо участия в любых войнах. Так… … Философская энциклопедия
Пацифизм — (pacifism) Отказ от войны (War) как средства разрешения споров. Связан с различными философскими школами, такими как гандизм (Gandhi – Ганди), квакерство (Quakers – квакеры. Некоторые исследователи ввели новый термин пацифицизм (отказ от силового … Политология. Словарь.
пацифизм — а, м. ПАСИФИСМ а, м. pacifisme m. <лат. pacificus миротворческий. Пропаганда мира в эпоху империалистических войн, не сопровождающаяся призывом к революционной борьбе с империалистическими правительствами и к свержению буржуазного строя. Одной … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ПАЦИФИЗМ — и (редк.) пасифизм, пацифизма, мн. нет, муж. (от лат. pacificus мирный) (полит.). Пропаганда мира в эпоху империалистических войн, не сопровождающаяся призывом к активной революционной борьбе с империалистическими правительствами и к свержению… … Толковый словарь Ушакова
пацифизм — миролюбивость, пасифизм, миролюбие Словарь русских синонимов. пацифизм сущ., кол во синонимов: 4 • антимилитаризм (1) • … Словарь синонимов
ПАЦИФИЗМ — (от лат. pacificus миротворческий) антивоенное движение, участники которого выступают против всякой войны … Большой Энциклопедический словарь
ПАЦИФИЗМ — ПАЦИФИЗМ, а, муж. Политическое течение и мировоззрение, осуждающее любые войны. | прил. пацифистский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ПАЦИФИЗМ — (от лат. pacificus миротворческий) англ. pacifism; нем. Pazifismus. 1. Безоговорочное осуждение всякой войны; отказ от войны как средства внешней политики. 2. Движение, представители к рого стоят на позиции морального осуждения всяких войн и… … Энциклопедия социологии
ПАЦИФИЗМ — (от лат. pacificus миротворческий), антивоенное движение, участники которого выступают против всякой войны … Юридическая энциклопедия
Пацифизм — Пацифистский символ (пацифик) Пацифизм (от лат. pacificus миротворческий, от pax мир и facio делаю) идеология сопротивления насилию … Википедия
Пацифизм — по [7]: ( сказано в 1987 г.) вера в то, что мир это благо и к нему надо стремиться. Пацифизм обычно проявляется в виде двух предрассудков. 1) Согласно первому, достичь мира можно, разоружив миролюбивые народы. 2) Согласно второму, война должна… … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений
sociology_encyclopedy.academic.ru
Пацифизм — определение, эра пацифизма
Пацифизм — это идеология или же философия, как угодно, которая пропагандирует лояльный и толерантный способ решения конфликтов, будь то политические или узко социальные конфликты. Придерживаясь пацифизма, человек в острых ситуациях стремится сохранять человечность, гуманный подход ко всем. Пацифисты считают войну глупостью, пережитком прошлого, стыдного в нашем веке. В человеческой истории произошло множество войн и силовых захватов. Да и теперь, при наличии, казалось бы, большого арсенала других цивилизованных методов, военный конфликт остается наиболее часто выбираемым способом. Поэтому любая война понимается как негативное явление, но полностью естественное, оно прижилось очень стабильно у нас в сознании.
Размышляя, почему происходят войны, интерес приводит к актуальной теме пацифизма, принципа ненасилия, избегания войн. Приверженцы этого подхода переосмысливают необходимость силовых методов с целью разрешения конфликтов. Они настаивают на возможности мирного решения.
Позиция пацифиста является неким протестом против всех боевых действий. Пацифист отвергает все, касающееся войны – он против оружия, насилия и нахождения в армии. Пацифисты уверяют, что если деньги, которые ежедневно закладываются в армию, войну, вложить в другое, правильное русло, то бы всех людей государство могло избавить от голода, нищеты и наделить достойным жильем.
Пацифизм, что это такое
Что же есть пацифизм с позиции терминологии? Термин пацифизм достаточно молодой, происходит он от древних латинских корней «pax» – мир и «facio» – делать и дословно обозначает миротворчество. Слово пацифизм появилось на заре 20 века, тогда проходили так называемые конгрессы мира, участники которых – писатели, журналисты, политические и культурные деятели – объединялись и обсуждали, какие механизмы можно придумать для того, чтобы правительства стран в спорных вопросах не объявляли войн, а решали спор мирным путем.
Далее определение пацифизм несколько менялось и расширяло свое значение. Пацифистами начали себя называть люди, которые были против несения военной службы. Далее появился знак пацифизма – пацифик, разработанный профессиональным дизайнером изначально для марша за ядерное разоружение. В этом знаке семафорной азбукой зашифрована аббревиатура ND – «nuclear disarmament», в переводе с английского ядерное разоружение. Также считается, что здесь изображена лапка голубя как символа мира. Благодаря молодежным движениям этот знак был распространен и получил сегодняшнюю широту применения, обозначая принцип ненасилия, отказа от силовых методов решения конфликтов. В Советском Союзе к идеям пацифизма относились достаточно иронично, его принципы высмеивались официальными представителями власти. И в результате у многих людей сформировалось представление, что пацифисты это субтильные, несколько фейковые фигуры.
Что же представляют идеи пацифизма на сегодняшний день? Сторонники пацифизма объясняют, что их взгляды предельно просты и заключаются только в отрицании необходимости войны в пользу сотрудничества.
Пацифисты обосновывают пользу своей теории в том, что при отказе от войны, от самой подготовки военных действий как содержания военного арсенала и службы в армии – страны освободят множество ресурсов. Ряд исследований подтвердили также, что сотрудничество выгоднее конкуренции. Однако эти взгляды не работают на уровне государств, так как возможны только при полном принятии их двумя сторонами, а никто не решается доверять другой стороне настолько, чтобы отказаться от защиты – истории известны множество примеров нарушения мирных договоров.
Эра пацифизма
Сегодня идеи пацифизма стали как никогда актуальны, так как мир стал, по мнению многих, большой деревней – стремительное развитие новых скоростных видов транспорта позволяет нам легко и без значительных усилий быстро добираться в любой уголок мира. Путешествие сейчас может занять всего несколько дней. Также резкое развитие получили и средства коммуникации, и теперь мы можем иметь связь с людьми по всему миру. Поэтому мы теперь уже не можем легко начать войну с какой-либо страной на другой стороне света, и не чувствовать никаких угрызений совести, оттого что едва знаем этих людей. Нет, сегодня мы так широко общаемся со всем миром, таким количеством разных стран, что не иметь представления об их гражданах мы просто не можем. А вступать в войну с теми, с кем ты уже довольно неплохо знакомы – значительно труднее, чем напасть на территорию как на безликий военный объект.
Здесь стоит сказать о философии космополитизма – видения себя не гражданином отдельного государства, а жителем мира. Космополит утверждает, что разобщение – это иллюзия, и не может не являться пацифистом, ведь считая себя частью единого мира, он не видит смысла воевать со своими собратьями. Космополиты стараются отделиться от идеологии отдельной страны, прививающей своим гражданам патриотизм и националистические взгляды, и рассматривают их как искусственные инструменты управления массами от политики.
Также эра пацифизма связана с внедрением и распространением ядерного оружия. Сегодня мы в глобальном понимании все являемся соседями, и, учитывая разрушительную силу ядерного оружия, и еще тот факт, что война может разразиться с применения обычного оружия, накалиться до запуска ядерного. Это ведет к тому, что пацифисты отвергают саму категорию справедливой войны, как и войны в защиту национальных интересов.
Идеи пацифизма
Изучая тему пацифизма, стоит обратить свой взгляд к идеям христианской философии, исторически рассматривающей этот вопрос. Нельзя поставить равенство между понятием христианства и понятием пацифизма. Позиция тотального пацифизма не тождественна христианству, несмотря на популярные наставления возлюбить ближнего или подставить вторую щеку, когда бьют по первой. В уравновешивание этим наставлениям в Библии написана история, как Христос помогает изгнать менял из здания храма, причем делает это очень активно.
Христианский пацифизм не агитирует к пассивной позиции в жизни, скорее напротив. Ближний человек в евангельском видении – это нуждающийся в помощи, тот, кто в конкретный момент предстает на твоем пути жизни, кому ты имеешь силы помочь. Если помог, не прошел мимо в эту нужную минуту, значит исполнил христианское призвание. Что же означает изречение подставить иную щеку? Это обозначает не дать разгореться злу, это есть позиция непротивления злу или пассивного подчинения ему, определенные формы пацифизма. Обычно в обществе зло разгорается как искра от костра, оно передается дальше другому человеку и так умножается. Так эта цепь зла, передаваясь между людьми, может охватить целые массы народа. Когда кто-то отыскивает у себя силы разорвать эту череду зла – например, его ударили, а он не ответил, не дал сдачи – он тем самым преграждает путь дальнейшему распространению зла. Как же противостоять злу, не применяя насилие? Миротворческая деятельность оценивается в христианстве очень высоко. В Библии есть не одно обещание вечной жизни за миротворчество.
Конфликт в христианстве рассматривается, как несогласие людей, зависимых между собой. Они тесно связаны вместе, и попытка одного достичь личных целей в ущерб таким же интересам другого или же просто без внимания к его потребностям ведет к блокировке друг друга, оба участника конфликта теряют, что могли приобрести при согласии между собой. Согласно христианству, только Бог может применить насилие, это поясняется тем, что лишь он знает объективно, что есть абсолютное добро, а что зло. Человек же всегда действует субъективно. Это есть христианский пацифизм.
Проблемы пацифизма, как мы рассмотрели на примере христианства, касаются нахождения грани между миротворчеством и необходимостью дать отпор. Ведь даже ярые приверженцы пацифизма, находясь в здравом уме, не будут, бездействуя, наблюдать за нападением на своих близких. И эта грань весьма хрупка, в отдельных ситуациях сложно найти баланс и однозначно рассудить, кто прав, а кто виновен. Для решения такой проблемы пацифизма на общественном уровне подключается государственная судебная система. Однако лично для каждого этот вопрос остается подчас открытым, очень сложным для однозначного разрешения и требующим длительной внутренней работы, для того чтобы не вступить в сделку с совестью.
psihomed.com
пацифизм — это… Что такое пацифизм?
ПАЦИФИЗМ — ПАЦИФИЗМ (от лат. pacifer примиряющий, приносящий мир; pax, pacis мир) доктрина, призывающая к полному избавлению от войн, милитаризма и насилия. Как жизненная позиция пацифизм предполагает отказ от какого либо участия в любых войнах. Так… … Философская энциклопедия
Пацифизм — (pacifism) Отказ от войны (War) как средства разрешения споров. Связан с различными философскими школами, такими как гандизм (Gandhi – Ганди), квакерство (Quakers – квакеры. Некоторые исследователи ввели новый термин пацифицизм (отказ от силового … Политология. Словарь.
пацифизм — а, м. ПАСИФИСМ а, м. pacifisme m. <лат. pacificus миротворческий. Пропаганда мира в эпоху империалистических войн, не сопровождающаяся призывом к революционной борьбе с империалистическими правительствами и к свержению буржуазного строя. Одной … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ПАЦИФИЗМ — и (редк.) пасифизм, пацифизма, мн. нет, муж. (от лат. pacificus мирный) (полит.). Пропаганда мира в эпоху империалистических войн, не сопровождающаяся призывом к активной революционной борьбе с империалистическими правительствами и к свержению… … Толковый словарь Ушакова
пацифизм — миролюбивость, пасифизм, миролюбие Словарь русских синонимов. пацифизм сущ., кол во синонимов: 4 • антимилитаризм (1) • … Словарь синонимов
ПАЦИФИЗМ — (от лат. pacificus миротворческий) антивоенное движение, участники которого выступают против всякой войны … Большой Энциклопедический словарь
ПАЦИФИЗМ — ПАЦИФИЗМ, а, муж. Политическое течение и мировоззрение, осуждающее любые войны. | прил. пацифистский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ПАЦИФИЗМ — (от лат. pacificus миротворческий) англ. pacifism; нем. Pazifismus. 1. Безоговорочное осуждение всякой войны; отказ от войны как средства внешней политики. 2. Движение, представители к рого стоят на позиции морального осуждения всяких войн и… … Энциклопедия социологии
ПАЦИФИЗМ — (от лат. pacificus миротворческий), антивоенное движение, участники которого выступают против всякой войны … Юридическая энциклопедия
Пацифизм — Пацифистский символ (пацифик) Пацифизм (от лат. pacificus миротворческий, от pax мир и facio делаю) идеология сопротивления насилию … Википедия
Пацифизм — по [7]: ( сказано в 1987 г.) вера в то, что мир это благо и к нему надо стремиться. Пацифизм обычно проявляется в виде двух предрассудков. 1) Согласно первому, достичь мира можно, разоружив миролюбивые народы. 2) Согласно второму, война должна… … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений
dic.academic.ru