Стереотипы в современном обществе: Гендерные стереотипы — все самое интересное на ПостНауке

Влияние гендерных стереотипов в сфере семейно-брачных отношений на студентов

%PDF-1.5 % 1 0 obj > /Metadata 2 0 R /Pages 3 0 R /StructTreeRoot 4 0 R /Type /Catalog /Lang (ru-RU) >> endobj 5 0 obj /Author /Creator /Keywords /Producer /ModDate (D:20191126144048+07’00’) /Title >> endobj 2 0 obj > stream application/pdf

  • Сомова Ю.С.
  • Влияние гендерных стереотипов в сфере семейно-брачных отношений на студентов
  • Томский государственный университет
  • Семейно-брачные отношения
  • студенчество
  • сожительство
  • гендерные стереотипы
  • гендерная роль.
  • 2019-01-31T00:52:17+07:00Microsoft® Word 20132019-11-26T14:40:48+07:002019-11-26T14:40:48+07:00Microsoft® Word 2013Семейно-брачные отношения, студенчество, сожительство, гендерные стереотипы, гендерная роль.uuid:b3c7ecff-4562-4fc2-8138-797a2d7012e0uuid:1cfcdbd4-389b-4caa-93cd-c43d724ec733 endstream endobj 3 0 obj > endobj 4 0 obj > endobj 6 0 obj > /MediaBox [0 0 595.
    32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] /XObject > >> /Rotate 0 /StructParents 0 /Tabs /S /Type /Page /Annots [42 0 R] >> endobj 7 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Rotate 0 /StructParents 1 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 8 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Rotate 0 /StructParents 2 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 9 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Rotate 0 /StructParents 3 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 10 0 obj > /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Parent 3 0 R /Resources > /Font > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /Rotate 0 /StructParents 4 /Tabs /S /Type /Page >> endobj 11 0 obj > /MediaBox [0 0 595.
    {~(3NS{D8~

    Особенность гендерных стереотипов в современном обществе

    Половая принадлежность личности и ее свойства, а также воздействие половых особенностей на психические процессы, их динамику является актуальным вопросом современного общества.

    Исследование вопросов психологического развития представителей разных полов относится, как к отдельным их представителям, так и ко всему социуму. Оно помогает понять процессы развития общества, дать характеристику его современным тенденциям.

    Определение гендерной психологии

    Определение 1

    Гендерная психология – это раздел психологической науки, занимающийся исследованием закономерностей личностного развития, исходя из ее половой принадлежности.

    Гендерная психология возникла и оформилась в качестве отдельной отрасли психологии относительно недавно. Она занимает важное место в данном научном направлении, поскольку половая принадлежность и ее специфика играет значимую роль в развитии личности и ее основных качеств.

    Гендерная психология активно исследует взаимоотношения полов и стереотипы общественного поведения, обусловленные половой принадлежностью. Модели социального поведения, во многом, обусловлены половой дифференциацией.

    Термин «гендер» как социальная категория

    Данный термин был впервые внедрен в практику в 1975 году. Он возник в результате дифференциации социальных, культурных и конституциональных моментов, обусловленных половой принадлежностью личности, различием их качеств.

    Определение 2

    Гендер – это половая, социально-биологическая характеристика, отражающая социально-психологические признаки развития личности, обусловленные ее половой принадлежностью.

    Внедрение данного термина отражает наличие психологических различий между полами.

    Гендерные стереотипы

    Термин «гендер» является социальной категорией и включает в свою структуру определенные стереотипы поведения. Гендерные стереотипы являются моделями поведения разных полови черт характера женщин и мужчин.

    Модели поведения мужчин и женщин имеют различия, которые проявляются во всех областях жизнедеятельности. Их можно рассматривать, в качестве социальной истины при разрешении сложных вопросов, проблемных моментов.

    Гендерные стереотипы, существующие в обществе, делятся на три основные группы:

    1. Стереотипы маскулинности-фемининности. Маскулинность отражает активность и творчество, а феминность характеризует спокойствие, пассивность и репродуктивную роль. Данные характерные свойства рассматриваются в психологии в качестве противоположных характеристик, которые могут быть взаимодополняющими.
    2. Стереотип разделения социальных функций между представителями разных полов. К примеру, женщине отводится роль домохозяйки, матери и хранительницы очага. Она является для нее приоритетной. Мужчина же, должен проявить себя в профессиональной деятельности, достичь карьерных и финансовых высот, обеспечить благополучие своей семьи.
    3. Стереотипы трудовой деятельности. В данном случае идет разделение трудовых обязанностей по половому признаку. Женщины должны выполнять работы исполнительного характера, занимать должности обслуживающего персонала, оказывать помощь людям. Мужчинам отводится занятие управленческих и руководящих должностей, политическая карьера, реализация своего творческого потенциала.

    Как правило, гендерные различия устанавливаются негласными социальными нормами, которые закрепляют различные роли за представителями разных полов, их интересы и запреты.

    Рисунок 1. Гендерные стереотипы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

    Определение 3

    Гендерная роль – это разделение деятельности, прав и обязанностей личностей в зависимости от половой принадлежности.

    В обществе складывается стереотип фиксации конкретной ролевой функции за личностью женского или мужского пола. То побуждает развитие гендерных конфликтов.

    Все люди, в той или иной степени, придерживаются традиций и подчиняются традиционным гендерным ролевым функциям. Психологические характеристики личности мужского и женского пола отличаются по своей природе. Это и является предпосылкой формирования определенной модели социального поведения и проявления интересов в конкретной сфере.

    Замечание 1

    Стереотипы являются определенными схемами поведения разных полов. Они отражают статусную принадлежность мужчин и женщин, устанавливая доминирование мужчин и дискриминацию по отношению к женщинам.

    Стереотипы социума часто оказывают серьезное воздействие на личностное развитие. Они давят на сознание и приводят к нарушению многих психологических функций.

    Основными признаками социальных и гендерных стереотипов являются:

    • координированность – единые представления и мнения социальной группы;
    • схематичность;
    • эмоционально-оценочная нагрузка –навыки разграничения сторон стереотипа (когнитивного и аффективного). Мужчина и его модель поведения оценивается позитивно, а женщина и ее образ, напротив, является отрицательным;
    • для стереотипов типична их устойчивость на протяжении исторического и культурного развития общества;
    • ошибочность стереотипов проявляется в уверенности принадлежности определенных качеств представителям конкретного пола, но это может оказаться только неверной догадкой.

    Различия полов и их психологических характеристик гораздо меньше, чем установлено гендерными стереотипами. Половые различия слишком преувеличены, чтобы спрятать реально имеющееся сходство психологических портретов мужчин и женщин.

    Проблема гендерных стереотипов

    Гендерные стереотипы давно укрепились в социальной среде. Они существуют неразрывно от общественного сознания и создают немало проблем.

    Например, существует мнение о формирование конкретных качеств личности только у определенного пола. Это проявляется в одевании ребенка в розовый или голубой цвет с раннего возраста, приобретении различных игрушек для мальчиков и девочек.

    С детства детей приобщают к различным видам деятельности, обусловленной их половой принадлежностью. Мальчика не отдадут в кружок танцев или кройки и шитья, а девочку не отправят заниматься борьбой или футболом.

    При этом, стереотип может быть ошибочным т.е. девочка вполне могут заниматься различными спортивными направлениями: футболом, баскетболом, плаваньем, единоборствами, а мальчики могут иметь задатки танцоров или поваров.

    Гендерные стереотипы передаются между поколениями, что фиксирует их устойчивость в социуме. Они трудно поддаются изменению, потому что закреплены в сознании людей на протяжении многих веков.

    На сегодняшний день, проблема гендерного просвещения является одной из актуальнейших для общества. Расширять и углублять сознание его членов необходимо.

    Примеры гендерных стереотипов

    Рисунок 2. Примеры гендерных стереотипов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

    Гендерные стереотипы получают развитие и приобретают свою значимость еще до появления человека на свет.

    Современный мир требует от родителей тщательной подготовки к рождению ребенка. Знание пола ребенка побуждает родителей к выбору коляски, приобретению вещей и иных предметов быта, которыми наполнены детские магазины. Коляска выбирается по цветовой гамме – розовая или голубая, в зависимости от половой принадлежности будущего малыша. Точно так же осуществляется выбор одежды.

    Также, примером воплощения гендерного поведения является приобретение детских игрушек и организация игр. При этом, совершенно не обращается внимание на реальные увлечения детей и то, что ему не важна его половая принадлежность. Девочкам покупается посуда и куклы, а мальчикам – машины и конструкторы. Им прививается определенный стереотип, сложившийся в обществе. Так происходит закладка гендерных понятий о том, как должны выглядеть представители разных полов и, в какой деятельности они могут участвовать.

    Еще одним примером формирования стереотипов является привитие девочкам любви к домашнему хозяйству, развитие чувства аккуратности и заботливости. Прививается и тип поведения будущей женщины: молчаливость и согласие с сильным полом, проявление интереса к танцам и музыке. Мальчиком дают полную свободу в совершении действий. Они воспитываются в меньшем послушании и ограничениях. Стереотипным восприятием мужчины в обществе выступает: построение карьеры, политическая деятельность, спорт, управление, руководство слабым полом.

    Все стереотипы формируются в социальной среде, и избираются отдельными личностями, парами, семьями для себя. Один и тот же стереотип может быть актуальным для одной личности и не приниматься другой.

    В любой семье могут иметься и свои собственные стереотипы поведения. Чаще всего они основываются на традициях и обычаях народа, укладе конкретной семьи. Например, все мужчины этой семьи были врачами на протяжении нескольких поколений.

    УВКПЧ | Гендерные стереотипы

     Гендерный стереотип – это обобщенное мнение или предвзятое мнение об атрибутах или характеристиках или ролях, которыми обладают или должны обладать или выполнять женщины и мужчины. Гендерный стереотип вреден, когда он ограничивает возможности женщин и мужчин. развивать свои личные способности, заниматься профессиональной карьерой и/или делать выбор в отношении своей жизни.

    Вредные стереотипы, будь то откровенно враждебные (например, «женщины иррациональны») или кажущиеся безобидными («женщины воспитывают»), увековечивают неравенство. Например, традиционное представление о женщинах как о воспитателях означает, что обязанности по уходу за детьми часто ложатся исключительно на женщин.

    Кроме того, гендерные стереотипы, смешанные и пересекающиеся с другими стереотипами, оказывают несоразмерно негативное воздействие на определенные группы женщин, такие как женщины из меньшинств или коренных народов, женщины с ограниченными возможностями, женщины из низших каст или с более низким экономическим статусом, женщины-мигранты, и т. д. 

    Гендерные стереотипы относятся к практике приписывания отдельной женщине или мужчине определенных атрибутов, характеристик или ролей только на основании ее или его принадлежности к социальной группе женщин или мужчин. Гендерные стереотипы неправомерны, если они приводят к нарушению или нарушениям прав человека и основных свобод.

    Примеры включают:

    • Отсутствие уголовной ответственности за супружеское изнасилование, считая женщин сексуальной собственностью мужчин; и
    • Неспособность расследовать, привлечь к ответственности и вынести приговор за сексуальное насилие в отношении женщин, полагая, что жертвы сексуального насилия согласились на половые акты, поскольку они не одевались и вели себя «скромно».

    Неправильные гендерные стереотипы часто являются причиной дискриминации женщин. Это фактор, способствующий нарушению широкого круга прав, таких как право на здоровье, достаточный жизненный уровень, образование, брак и семейные отношения, труд, свобода выражения мнений, свобода передвижения, участие и представительство в политической жизни, эффективные средства правовой защиты, и свобода от гендерного насилия.

    Запрещение гендерных стереотипов и гендерных стереотипов

    Два международных договора по правам человека содержат прямые обязательства  относительно вредных стереотипов и неправомерных стереотипов.

    Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

    Статья 5 :

    Государства-участники принимают все надлежащие меры… для изменения социальных и культурных моделей поведения мужчин и женщин с целью добиваться устранения предрассудков, обычаев и всех других обычаев, основанных на идее неполноценности или превосходства одного из полов или на стереотипных ролях мужчин и женщин;

    Конвенция о правах инвалидов

    Статья 8(1)(b):

    инвалидов, в том числе по полу и возрасту, во всех сферах жизни.

    Права на недискриминацию и равенство, закрепленные в других международных договорах по правам человека, таких как Пакт об экономических, социальных и культурных правах и Конвенция о правах ребенка, также толкуются как включающие дискриминацию и неравенство, которые основаны на стереотипах, в том числе гендерных.

    Связанные публикации, исследования, отчеты и документы

    Гендерные стереотипы и судебная система: Руководство для семинаров (2020)
    PDF: английский
    Соответствующие учебные материалы: английский

    Руководство для судебных органов по гендерным стереотипам и международным стандартам в области прав женщин, Uruguay (2020)
    PDF: Español

    Руководство для прокуратуры по гендерным стереотипам и международным стандартам в области прав женщин, Uruguay (2020)
    PDF: Español

    Роль судебных органов в борьбе со стереотипами в делах о сексуальном и репродуктивном здоровье и правах – обзор прецедентного права (2017)
    PDF: английский | Español

    Одна страница: Гендерные стереотипы и стереотипы и права женщин (2014 г. )
    PDF: английский

    Устранение судебных стереотипов: равный доступ к правосудию для женщин в случаях гендерного насилия (2014 г.)
    Слово: английский

    По заказу УВКПЧ отчет: Гендерные стереотипы как нарушение прав человека (2013 г.)
    Слово: английский

    Внешние ссылки*

    Совет Европы

    Альянс нестереотипов

    *Примечание: ООН по правам человека не несет ответственности за содержание внешних ссылок.

    Стереотипы: большая проблема современного общества | Хорхе Роблес | Сборник эссе

    Лично я ненавижу стереотипы. Мне не нравится тот факт, что люди думают, что я должен вести себя так из-за моего пола, характера или национальности. Я ненавижу, когда люди думают, что я должен заниматься спортом, потому что я мужчина. Я ненавижу, когда люди думают, что я должен быть священником из-за моей личности. Я ненавижу все это, потому что люди создают представление обо мне, основываясь на том, что они видят, а не на том, кто я есть на самом деле.

    Стереотипы — большая проблема нашего общества. Он навешивает ярлыки на то, как человек должен действовать или жить в соответствии с его полом, расой, личностью и другими фактами. Это может повлиять на людей, которые, возможно, любят разные вещи или занимаются другими делами, но стыдятся этого из-за стереотипов. Стереотипы, как и все мужчины любят спорт или женщины не так сильны, как мужчины, являются одними из самых распространенных в нашем обществе. Стереотипы создали искажение того, каким должен быть каждый человек. Мы, представители поколения Y, должны знать, как эти стереотипы могут повлиять на нас как на личностей. Мы должны научиться не судить и предвзято судить о людях из-за того, какими, по нашему мнению, они должны быть, и должны изменить нашу точку зрения на стереотипы, глубоко укоренившиеся в нашем обществе.

    Негативных последствий стереотипов у людей много. Некоторыми из негативных последствий являются вред, низкая производительность в различных видах деятельности и даже проблемы со здоровьем. Согласно статье «Долгосрочные эффекты стереотипов», опубликованной на сайте psychcentral.com, Рик Нойерт утверждает, что стереотипы могут влиять на людей даже после того, как они им подверглись. Науэрт основывал свои аргументы на исследовании Университета Торонто, которое показывает, как люди страдают из-за стереотипов и как это может повлиять на их выполнение в различных задачах. «Люди более склонны к агрессии после того, как столкнулись с предрассудками в той или иной ситуации. Они более склонны демонстрировать недостаток самоконтроля. Им трудно принимать правильные, рациональные решения. И они с большей вероятностью будут злоупотреблять нездоровой пищей», — говорит Майкл Инзлихт, который руководил исследованием. Это демонстрирует, как негативные стереотипы влияют на людей негативным образом.

    Но не только плохие стереотипы вызывают негативное влияние на человека. Хорошие стереотипы также могут быть вредными и вызывать новые проблемы. Они еще хуже, потому что люди не осознают, что причиняют вред. В статье «Почему стереотипы плохи, даже если они «хороши»», опубликованной на сайте guardian.co.uk, Оливер Буркеман объясняет, как хорошие стереотипы могут создать другие проблемы, такие как сексизм и расизм. Это может быть вредно для многих людей. Аргумент Беркмана основан на исследовании Университета Дьюка, которое обнаружило, что положительные стереотипы могут быть вредными в различных ситуациях, даже если люди не осознают, что они это делают. В этом исследовании участники были ознакомлены с поддельными статьями о чернокожих. Первая статья была положительной и показывала, что чернокожие лучше занимаются спортом. В этой первой статье участники не осознавали, что это стереотип. Далее участникам была представлена ​​негативная статья о том, что чернокожие более склонны к насилию. «Когда их попросили оценить вероятность того, что гипотетическая группа людей с типично афроамериканскими именами может совершить преступление, люди, подвергшиеся воздействию позитивного стереотипа, оценили эту возможность как более высокую, чем те, кто подвергся негативному. Положительный стереотип («хороший в спорте»), по-видимому, привел к более сильным негативным представлениям о чернокожих, чем отрицательный («склонный к насилию»)» (Беркман). Это демонстрирует, что хорошие и плохие стереотипы одинаково плохи, потому что они вызывают предубеждение и ведут к более серьезным проблемам.

    Стереотипы создают неправильное представление о людях и их жизни в других культурах, религиях или странах. Это заблуждение может вызвать такие проблемы, как дискриминация. Это большая проблема в нашем мультикультурном обществе. В докладе «Опасность одной истории», опубликованном на TED.com, Чимаманда Адичи утверждает, что знание одной истории человека или страны может вызвать непонимание и создать стереотипы. Она приводит пример, когда впервые приехала в США учиться. Она говорит, что одна женщина пожалела ее, потому что она приехала из Африки, и даже спросила ее, может ли она послушать ее племенную музыку. Чимаманда рассказывает нам, как она была поражена этим, потому что она член семьи среднего класса в Нигерии и не слушает племенную музыку. Это демонстрирует, как на людей влияет одна-единственная история страны или человека, и они не знают о множестве других историй, которые могли бы изменить их восприятие. «А что, если бы моя соседка по комнате знала о моей подруге Фуми Онда, бесстрашной женщине, которая ведет телешоу в Лагосе и полна решимости рассказать истории, которые мы предпочли бы забыть? Что, если бы мой сосед по комнате знал об операции на сердце, которую сделали в больнице Лагоса на прошлой неделе? Что, если бы мой сосед по комнате знал о современной нигерийской музыке, талантливых людях, поющих на английском и пиджине, игбо, йоруба и иджо, смешивающих влияния от Jay-Z, Fela, Bob Marley и их дедов. Что, если бы моя соседка по комнате знала о женщине-юристе, которая недавно обратилась в суд в Нигерии, чтобы оспорить нелепый закон, требующий, чтобы женщины получали согласие своего мужа, прежде чем продлевать свои паспорта? «(Адичи). Что, если мы увидим в других странах, культурах или религиях не только то, во что мы верим, но и другие истории, которые могут изменить наше восприятие. Важно учиться друг у друга, чтобы понимать и избегать стереотипов, которые могут быть вредными.

    Стереотипы создают проблемы у детей. Эти проблемы могут затрагивать детей по-разному. Мы можем видеть негативные эффекты во многих областях, таких как академическая область. В статье «Осознание расовых стереотипов происходит в раннем возрасте, это имеет последствия», опубликованной на сайте berkeley.edu, Кэрол Хайман показывает нам, как стереотипы могут вызывать проблемы у людей с раннего возраста. Он поддерживает свое утверждение, основываясь на исследовании Университета Беркли, которое показывает, как расовые стереотипы заставляют детей плохо учиться в школе. Он упоминает, как мы могли бы решить эти проблемы. Хайман говорит, что школа должна «изменить способ описания тестов», «искоренить стереотипы и предрассудки» и «перенять методы работы в классе, чтобы уменьшить конкуренцию». Если мы хотим, чтобы новые поколения были успешными, мы должны что-то сделать, чтобы это изменить.
    Эта проблема сбивает детей с толку, потому что они растут, думая, что они должны быть одним путем, потому что общество считает, что это идеал. Стереотипы также создают ложное представление о том, как они взаимодействуют с другими людьми. Многие стереотипы, которые дети получают через средства массовой информации. Мы не можем изменить это, потому что так устроено наше общество, но мы можем научить наших детей ценить других людей такими, какие они есть, а не такими, какими они кажутся. Также важно научить наших детей уважать друг друга независимо от пола, сексуальной ориентации, расы, культуры, религии, личности и многого другого. Важно научить их этим ценностям, потому что они — будущее нашего общества.

    Мы, новое поколение, должны что-то сделать, чтобы избежать этой проблемы. Мы можем начать менять наше восприятие стереотипов. Мы должны осознавать, что все стереотипы плохи, независимо от того, хороши они или плохи, потому что они вызывают предвзятое суждение. Мы должны научиться уважать и понимать другие культуры, религии и страны. Это могло бы избежать многих проблем, таких как дискриминация. И что еще более важно, мы должны учить новые поколения уважать друг друга независимо от их различий.

    Читайте также:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *