Технология запоминания – 9 хитрых способов быстро запоминать все, что угодно :: Инфониак

Содержание

Методы запоминания — психология

Необычные методы запоминания

Методы запоминания - психология

№1 Подсознательная фотография

Восприятие играет большую роль в запоминании. Чем сильнее раздражитель, чем интереснее материал, тем лучше мы его запомним. А если материал нам совсем не интересен? Психологи рекомендуют использовать различные методы: испытывать при запоминании яркие эмоции, делать передышки почаще, начать запоминать информацию, как только проснешься.

Некоторые даже советуют применить сексуальную ассоциацию. Но в любом случае, если материал не интересен, как ни крути а запомнишь мало. Из подсознания постоянно будет идти установка «тебе это не нравиться, зачем ты это учишь. Иди лучше посмотри телевизор или поиграй в компьютерную игру».

Что делать в этом случай? Ответ прост – войти в подсознание и обмануть эту ненужную установку.

Что развивает этот метод запоминания? В первую очередь он развивает способность «запоминать глазами». Многие люди так делают, у многих этот вид запоминания хорошо развит, но его можно развить еще сильнее используя этот метод.

Теперь перейдем непосредственно к методу. Предположим, Вы хотите запечатлеть большое количество информации за короткий промежуток времени. Для начала необходимо расслабиться. Сядьте в удобное кресло. Включите приятную тихую медленную музыку.

Расслабьте все тело, закройте глаза. Рядом положите тот источник информации, который необходимо запомнить (книга, журнал, газета). Вам необходимо войти в состояние самогипноза используя аутотренинг. Это просто.

Спокойным голосом вслух начинаете говорить следующее: «Я только что родился. Сейчас я открою глаза, посмотрю прямо. То, что я увижу, я увижу впервые. Все, что я увижу мне не знакомо». Повторите этот текст 5 раз и откройте глаза .

Запоминание будет длиться всего несколько секунд. Все увиденное Вами перед собой (если самогипноз окажется удачным) не забудется до конца жизни.

Этот метод хорошо использовать тогда, когда  Вы устали и материал трудно запоминается, когда необходимо срочно выступить с докладом , или когда просто решили взглянуть на окружающий мир «свежим сознанием».

Как у любого метода, у метода «Подсознательная фотография» есть некоторые ограничения. Максимально эффективно им воспользоваться получиться далеко не у каждого, а только у тех, кто человек творческий, тех, кто склонен к гипнозу, самогипнозу, внушению.

№2 Развивающее усложнение

Этот метод запоминания пришел к психологам из спорта. Для начала ответим на вопрос: Как эффективно увеличить скорость удара руками? Необходимо утяжелить грузом руки и наносить удары. Только техника не должна от этого пострадать. Этот принцип работает и с запоминанием. Если немного усложнить процесс запоминания, оно станет более эффективным. Парадокс! Вот конкретный пример.

Попросите друга, чтобы он придумал Вам несколько слов для запоминания (например, 15). Как только друг произнесет первое слово из списка, тут же начинайте собирать бумажный самолет (бумагу подготовьте заранее). По началу, конечно, будет сложно.

Экспериментируйте, используйте различные методы и тренируйтесь чаще.

Например, можно еще больше усложнить вышеописанный эксперимент, после окончания запоминания слов, пусть друг предложит Вам запомнить ряд цифр, при этом через каждую цифру Вам необходимо вслух припомнить слово из предыдущего списка. Эффективного развития!

Источник: http://zhurnal-razvitie.ru/psihologiya-lichnosti/neobychnye-metody-zapominaniya.html

Лучшие приемы запоминания в Вашем арсенале!

Методы запоминания - психологияЛучшие приемы запоминания в Вашем арсенале!

Как лучше воспринимать и запоминать обилие информации, которое обрушивается на мозг современного человека? Наверняка, каждый задается таким вопросом, особенно, когда это становится чрезвычайно актуальным, например, во время учебы, экзамена, выступления перед аудиторией, чтения научной литературы.

Чтобы процесс получения и сохранения информации был более действенным, существуют различные приемы запоминания.

Использование систем мнемотехники

В психологии определено, что для овладения любой деятельностью необходимо формирование определенных навыков. Такое же правило применяется для успешного запоминания большого объема знаний. Основные навыки этого процесса приобретаются и формируются под влиянием различных технологий. Какие же методы запоминания могут считаться самыми эффективными?

Сейчас все большую популярность приобретает мнемотехника или искусство запоминания, которая состоит из совокупности (системы) определенных способов, методов, приемов и техник, значительно облегчающих работу с текстовыми материалами.

Мнемотехника ценилась во все времена, люди проявляли к ней особый интерес и интенсивно разрабатывали технологии, добиваясь, чтобы главными свойствами их приемов стали простота, универсальность, эффективность.

Подтверждением такой технологии является система Джордано. Сущность ее содержится в том, что работа памяти идет поэтапно.

Сначала происходит кодирование информации в зрительные образы; затем наступает сам процесс запоминания; следом — необходимое усвоение последовательности материала, на последнем этапе – закрепление и сохранение информации в мозге. Исходя из этого, приемы запоминания информации будут систематизироваться по разработанным этапам.

Как отмечают специалисты, система Джордано самая эффективная и практичная в повседневной жизни из всех существующих, используется для усвоения, сохранения часто встречающейся, достаточно четкой, информации. Например, нужно зафиксировать в памяти цифры телефонного номера, название улицы, фамилию, имя, отчество, точные даты, географические названия.

Эта же техника запоминания может служить при работе с энциклопедическими материалами, учебными текстами, если только правильно уметь выделять ключевые слова или фразы. Нужно только учитывать, что материал запоминается не досконально, а близко к тексту, при этом используется принцип «от частного к целому».

Подобная система предполагает необходимость развития навыка запоминания, так как сам процесс работы с информацией зависит от степени тренированности человека, от сложности материала. Например, даже самая непродолжительная тренировка дает возможность за 3 секунды запомнить двузначное число, а за 5 минут можно запомнить 100 двузначных чисел.

Интересно то, что, работая по методу Джордано, можно быстро находить в уме знания, содержащие одинаковые элементы, к примеру, похожие числами даты.

Другой, не менее эффективной технологией, рассчитанной на запоминание большого объема информации, считается методика Цицерона, при которой выстраивается последовательная система образов-ассоциаций. Она может содержать до 50 образов и больше, поэтому запоминаемая информация будет более объемной, чем предполагают другие способы запоминания.

Технология запоминания по методике Цицерона заключается в том, что важные для восприятия объекты нужно мысленно расставлять в строго определенном порядке, используя обстановку комнаты. Далее при воспроизведении материала достаточно вспомнить комнату.

Таким же образом поступал Цицерон, когда готовился к своим речам. Прогуливаясь по дому, он мысленно размещал везде важные пункты своего выступления, потом, припоминая обстановку дома, вспоминал ключевые фразы.

Для построения системы образов можно использовать обстановку других помещений или даже придуманную комнату.

Как варианты данной системы, часто используется дорога, по которой человеку ежедневно приходится ходить, ил

obu4ayka.ru

Технология запоминания информации / Habr


Не так давно везде говорили о проблеме поиска нужной информации в интернете. Сейчас появляется уже другая проблема — найти можно практически всё, что угодно, но что делать дальше? Если информация была нужна для разового использования, то проблемы нет — можно и забыть. А если она полезна не только «здесь и сейчас»? Многие используют онлайновые и офлайновые блокноты, закладки и даже персональные вики… Но лично у меня они все постепенно превращались в «кладбище информации», в которой тоже нужно постоянно что-то искать или постоянно всё организовывать и оптимизировать. Можно ли сохранять информацию, хотя бы в небольших объёмах, сразу в память? В человеческую память?

Сразу оговорюсь, что речь не о каких-то чудо-приёмах и чёрно-белой магии. Речь идёт о комбинации интервального повторения и довольно простых упражнений, реализованных в виде несложной программки для смартфона.

Итак, идея простая — запоминать короткие отрывки текстовой информации (например, афоризмы, определения, идеи, которые не хочется забыть, и пр.). Для этого можно использовать две несложные техники: интервальное повторение и упражнения для работы с текстом.

Интервальное повторение

Интервальное повторение — любимая технология многочисленных «тренажёров слов». Суть довольно проста — программа предлагает пользователю вспомнить материал через всё большие промежутки времени, если он успешно запоминает его, и наоборот — сокращает промежутки, если пользователь не может вспомнить материал. Например, если вы хотите запомнить перевод слова cat — кот, то программа интервального повторения сначала попросит вас воспроизвести перевод через час, а если вы это успешно сделали, то следующий раз — через два часа, потом — через четыре часа, и так далее. Если же вы совершили ошибку и неправильно вспомнили перевод, то интервал наоборот — сократится. Есть масса различных реализаций (используемых обычно для запоминания слов), но принцип у них один и тот же.
Работа с коротким текстом

С запоминанием слов и их переводов всё просто — впиши слово или его перевод (как вариант — выбери из нескольких данных). Но с текстом так не получится — вписать сразу весь текст сложно, да и не нужно. В большинстве случаев нет смысла запоминать текст активно, то есть уметь его воспроизводить полностью. Вполне достаточно запомнить его смысл. Но и сам смысл сообщения содержится не во всех словах, а только в основных. Например, предлоги и местоимения не так важны для запоминания сути, как существительные и глаголы.
Что получилось

Получилось простое приложение, которое при помощи алгоритма интервального повторения периодически показывает текст в виде трёх разных типов заданий.

Первый тип — нужно постараться вспомнить весь текст, почти все слова в котором закрыты. Можно открыть некоторое количество слов, но если открыть больше — программа решит, что текст, увы, забыт.

Второй вариант предлагает расставить основные слова в соответствующие пропуски в тексте. Это довольно простое задание, которое позволяет запомнить суть текста.

Ну а если нужно запомнить текст более детально, есть задание, в котором нужно вписать недостающие слова. Это сложнее и требует хорошей памяти (а также и навыка печати на экране мобильного телефона).

Что с этим можно делать

Запоминать короткие тексты — пословицы, афоризмы, определения, хорошие идеи, стихи и даже формулы (в текстовой записи, конечно) и пр. Так как приложение не зависит от конкретного языка, то можно ещё изучать иностранные языки (практически любые). В общем, можно добавлять любой короткий текст, который вы хотите запомнить.

Приложение по сути — эксперимент, а потому — бесплатное. Чтобы попробовать описанную выше технологию запоминания, можно установить приложение из Google Play

habr.com

Читать книгу Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления

Марат Зиганов, Владимир Козаренко МНЕМОТЕХНИКА Запоминание на основе визуального мышления

В пособии изложены основные положения мнемотехники и способы запоминания наиболее распространенных видов информации.

ВВЕДЕНИЕ

Предисловие

Энциклопедический словарь дает следующее определение мнемотехники:

Мнемотехника (или мнемоника) — от греч. mnemonikon — искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет. Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно: ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.

Далеко не полный перечень людей, чьи имена связаны с искусством памяти (так в древности называли мнемонику) включает: Сенеку, Августина, Симплиция, Квинтилиана, Хармада и Метродора из Скепсиса, Семонида Кеосского, Марциана из Карфагена, Альберта Великого и Фому Аквинского, Джакопо Рагоне, Ромберха, Джулио Камиллу, Раймонда Луллия, Джордано Бруно (Тени, Цирцея, Печати, Статуи, Образы), Петра Рамуса, Перкинса, Кампанеллу, Ламберта Шенкеля, Адама Бруксия, Лейбница, Бэкона, Декарта.

Может быть, мнемотехникой увлекались только в далеком прошлом, а в наше время интерес к ней пропал? Ничего подобного.

Основатель отечественной школы нейропсихологии А. Р. Лурия длительное время изучал память мнемониста, который мог с однократного восприятия последовательно запоминать ряды из 100 цифр и более.

В литературе описаны случаи проявления феноменальной памяти. 26-летняя китайская телефонистка из Харбина помнила 15 000 телефонных номеров 10 городов Китая.

Доминик о’Брайен из Великобритании запомнил последовательность карт в 40 различных колодах лишь с одной ошибкой. Причем каждая карта была показана ему только один раз. Рекорд установлен им 26 ноября 1993 года в студии «Би-би-си» в Элстри (Великобритания). 25 марта 1994 года на презентации мировых рекордов Гиннеса Доминик запомнил последовательность карт в одной колоде за 43, 59 секунды (продемонстрировав скорость запоминания 0, 84 секунды на одну карту).

Двадцатитрехлетний индиец С. Махедеван, студент-психолог из города Мангалур, установил мировой рекорд памяти в запоминании цифровой информации. За три часа и тридцать девять минут он запомнил и повторил наизусть 31811 цифр. Прежний рекорд составлял 28013 цифр за 9 часов 14 минут. Если предположить, что запоминание цифр осуществлялось на основе деления ряда на трехзначные, числа-образы, то в первом случае скорость запоминания составила 1, 2 секунды, а во втором — 3, 6 секунды на один зрительный образ, в котором закодированы сразу три цифры.

В этих рекордах поражает высокая скорость запоминания, т. е. среднее время, затраченное на запоминание одной единицы информации.

Как видите, интерес к мнемотехнике в настоящее время не угас. Более того, виды мнемонической техники запоминания постоянно совершенствуются на основе новых представлений о механизмах памяти человека. Сейчас феноменальная память из разряда чудес переходит в разряд обыкновенных, доступных каждому навыков запоминания, которые можно сформирова

www.bookol.ru

можно запомнить всё / Habr

habrahabr.ru/post/179397 Вторая часть уже здесь!
Что такое мнемоника?

Я не люблю писать определения из википедии, поэтому объясню своими словами, что такое мнемоника. Мнемоника — это способы запомнить информацию путем смены типа информации. Вместо запоминания цифр запоминаете слова. Вместо слов можно запоминать места. Вместо ходов в шахматах — стихотворение.

Самым простым примером мнемоники можно привести пример стишка, благодаря которому можно легко запомнить первые цифры после запятой в числе Пи:

Чтобы нам не ошибаться,
Надо правильно прочесть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть.
Ну и дальше надо знать,
Если мы вас спросим —
Это будет пять, три, пять,
Восемь, девять, семь.


пишите в комментариях другие примеры стишков для числа Пи. Я знаю, что их очень много

Скажу откровенно, я специально не искал на хабре информацию по мнемонике. Я хочу изложить взгляд со своей стороны: то, что знаю я. У меня не было желания “разбавлять” информацию другими источниками. Под катом много полезной информации, которую я очень долго собирал по крупицам.

Мнемоника очень обширна: в ней есть десятки способов запоминать все, что вам нужно. Некоторые способы я посчитал плохими, некоторые слишком сложными. Поэтому я выделил несколько лучших, на мой взгляд, приемов мнемоники. Я специально не буду вставлять описания с посторонних сайтов, объясняя все своими словами.

Дворец памяти (дорога Цицерона)

Описание

Древний философ и оратор Цицерон ежедневно ходил на “работу” пешком. Обладая блестящим вниманием, он изо дня в день замечал различные особенности в дороге, по которой он шествовал. Спустя долгое время, Цицерон запомнил дорогу настолько хорошо, что мог безукоризненно вспомнить любой ее промежуток со всеми деталями.
После этого Цицерон научился “привязывать” к дороге какие-нибудь предметы в своей памяти. И когда он вспоминал место на дороге, он моментально вспоминал о предмете, который был “привязан” к месту. Это называется ассоциативная связь.

Метод дворца памяти (здесь и далее я имею в виду и дорогу Цицерона) заключается в сильных ассоциативных связях, благодаря которым можно запомнить

любое количество информации в правильном порядке.

Как запомнить?

Чтобы воспользоваться дворцом памяти, нужно обладать хорошей фантазией. На самом деле любой человек может воспользоваться этим методом, но хорошая фантазия в этом очень поможет.

Возьмем абстрактный случайный набор продуктов, которые нужно купить в супермаркете:

  1. Пачку сахара
  2. Сухариков
  3. Банку горошка
  4. Крабовых палочек
  5. Клубничного джема
  6. Моркови
  7. Десяток яиц
  8. Кусок мяса
  9. Связку бананов
  10. Пакет молока

как видите, у меня с фантазией не так все хорошо

Теперь нам нужно найти “дорогу”, к которой мы будем привязывать этот список покупок. Люди с богатой фантазией могут придумывать сотни различных мест и хорошо их помнить (космическая станция, футбольная площадка в подводном лагере, что угодно), но для небольшого списка из десяти предметов можно воспользоваться настоящей дорогой.

Я приведу в пример свою “дорогу” и покажу, как привязывать к ней предметы. Вот мой путь, который я проделываю утром каждый день:

  1. Кровать (я на ней просыпаюсь)
  2. Туалет (стоит ли писать?)
  3. Кухня (завтрак)
  4. Коридор (одеваюсь, обуваюсь)
  5. Подъезд (спускаюсь по лестнице)
  6. Щит с рекламами напротив подъезда.
  7. Светофор, который я прохожу ежедневно.
  8. Магазин с мороженым.
  9. Шлагбаум перед школой.
  10. Крыльцо школы.

Чем больше информации нужно запомнить, тем подробнее стоит делать дорогу. Или длиннее — что вам проще. Главное — безукоризненно помнить в голове всю дорогу. С моей дорогой проблем не возникает, я хожу в школу каждый день.

Теперь займемся привязкой списка покупок. Самое важное в ассоциативной связи: сделать уникальные, необычные, смешные или ужасающие, любые неординарные ассоциации. Простые ассоциации “на кровати лежит пачка сахара” не подходят. Старайтесь добавить чувства к вашим ассоциациям: звук (хруст сухариков), осязание (противный сахар).

  1. Всю ночь я спал не на кровати, а на пачке сахара. Пачка была дырявая и у меня повсюду крошки сахара, они неприятно трескают, фу!
  2. Я захожу в туалет и наступаю на сухарики (мерзкий звук), от испуга поскальзываюсь и падаю лицом в унитаз. (чего не сделаешь для мнемоники)
  3. Выбравшись из этого ада, я захожу на кухню, открываю шкафчик, а на меня вываливается огромная гора горошка, скользкого и мерзкого (я не люблю горошек)
  4. В коридоре вместо ложки использую крабовые палочки для того, чтобы надеть обувь. Естественно, она ломается и я надеваю обувь с палочкой внутри.
  5. Я выхожу в подъезд, начинаю спускаться по лестнице и поскальзываюсь на джеме (что-то зачастил с падениями, ай-яй-яй)
  6. На щите красуется объявление о покупке планеты Морковий.
  7. На светофоре, когда я перехожу дорогу, меня закидывают яйцами из машин.
  8. Решаюсь купить мороженного, а на месте списка мороженного разные куски мяса (мерзость, никогда этого не забуду)
  9. Шлагбаум открывает макака за связку бананов. Квест!
  10. Только наступаю на крыльцо, весь пол превращается в молочный бассейн! А я не умею плавать! Ух…

Скорее всего мои ассоциации покажутся вам глупыми или неудачными. Но это первое, что пришло мне в голову. А это самое важное. Вам не нужно долго думать над ассоциацией, выбирайте первое, что придет в голову, иначе потом будете вспоминать так же долго, как придумывали. Попробуете всего несколько раз и будете делать это очень быстро, поверьте.

Благодаря этому способу я легко запоминаю 50-60 объектов, а потенциально — их может быть неограниченно — насколько хватит вашей дороги или дорог (никто не запрещает использовать несколько!).

Привязка к цифрам

Еще один способ, как запомнить какой-нибудь список или другую информацию. Способ несколько сложнее, требует подготовки, но в нем нет необходимости придумывать или запоминать дорогу.

Каждому числу от 1 до [сколько вам нужно] вы придумываете рифму, которая первой придет на ум. Вместо рифмы можно использовать сильную ассоциацию, которая у вас связана с цифрой. Главное — быть изобретательным. У меня выходит так:

  • Один — Алладин
  • Два — Литва
  • Три — потри (лампу)
  • Четыре — дырки в сыре
  • Пять — опят
  • Шесть — Шест. (схоже по написанию)
  • Семь — Джеймс Бонд (007)
  • Восемь — Снеговик. (8 похоже на снеговика)
  • Девять — лебедь
  • Ноль — Колобок

Теперь, чтобы запомнить (привязать какой-то предмет) нужно лишь составить ассоциативную связь с этим предметом. Преимущество этого способа в отсутствии дороги, мы легко можем идти по числам. Недостатком метода является подготовка.
Интересный факт

Японец Хидеаки Томойори может воспроизвести число ПИ до 40 000 знаков. На запоминание такого количество цифр у него ушло около 10 лет.
mnemotexnika.narod.ru/sport_01.htm
P.S

О других способах я расскажу в следующий раз. О том, как запоминать цифры, слова, существует множество разных методов. А сейчас несколько истин относительно мнемоники, которые я заметил в момент занятий:
  • Нужно минимум практики. Уже через две-три попытки вы будете хорошо составлять ассоциативные связи.
  • В жизни это нужно достаточно редко.
  • Зато это развивает обычную память!
  • Большинство ваших друзей не смогут запомнить 20 предметов в правильном порядке, можно будет красоваться 😉

Откуда черпал?

  • Corinda — 13 steps to mentalism
  • Доминик О’Брайн — Как развить совершенную память
  • Степанов — Мнемоника. Правда и вымыслы (так себе книжка)

Если найдете ошибки в тексте — пишите в личные сообщения, оперативно исправлю. Спасибо 🙂

habr.com

Лучший метод запоминать новую информацию

Ночь, конспект и банка энергетика — эта нездоровая картина знакома всем. В школе, университете или на работе мы все оказывались в ситуации, когда предстояло выучить огромный объём информации за короткое время. В этом случае почти все из нас обращаются к многовековой традиции читать учебник снова и снова в надежде, что хоть что-то да останется в голове.

Такой метод обучения не только утомителен и однообразен, но и абсолютно неэффективен. Он совершенно не соответствует тому, как устроен и функционирует наш мозг. К счастью, учёные, которые это выяснили, готовы предложить альтернативные способы запоминать информацию, учитывающие особенности мозга. Один из них — метод интервальных повторений — претендует на звание лучшего и поможет вам в изучении нового языка или при подготовке к экзамену.

Что такое метод интервальных повторений

Чтобы научиться запоминать информацию методом интервальных повторений, нужно будет сделать следующее: поделить информацию на равные части, записать каждый отрывок (в форме вопроса и ответа) на карточку, а затем поделить их на тематические секции. Составьте расписание, согласно которому будете просматривать карты в каждой из секций. Если вы отвечаете на вопрос правильно, то есть выучили информацию на карточке, откладывайте её в сторону. Такие карты вы будете просматривать реже. Если вопрос на карточке даётся с трудом, перемещайте её в раздел для частого посещения.

Прелесть данной системы состоит в том, что её можно организовать согласно вашим потребностям. Почему она работает? Потому что она идеально подходит для нашего мозга и тех механизмов, по которым он функционирует.

Как работает мозг

Просто объяснить, как функционирует наш главный орган, невозможно. Если мы спросим себя: «Как работает мозг?» — то ответом будет, скорее всего, что-то вроде: «Как компьютер». Это неудивительно: мы живём в цифровом мире и легко связываем два понятия на ассоциативном уровне.

Тем не менее мы с лёгкостью забываем о фундаментальных различиях в принципах работы мозга и компьютера, которые касаются обработки и хранения информации. Компьютер хранит ту информацию, которую ему велели хранить. Однако мы с трудом контролируем мозг и его способность запоминать информацию. Именно поэтому вы можете вспомнить текст песни Дмитрия Маликова, услышанной несколько лет назад, а вот воскресить в памяти то, что только что учили наизусть, не способны.

Как мозг создаёт воспоминания

Второе фундаментальное различие между мозгом и компьютером состоит в том, как обрабатывается информация. Очень приятно представлять себе, как в нашей голове аккуратно сложены файлики с информацией, каждый в своей отдельной ячейке. Но когда мы представляем, что открываем некий архив и достаём оттуда нужные данные, мы очень сильно ошибаемся.

как запоминать информациюМолекулы перемещаются внутри мозга, чтобы создать новые воспоминания / YouTube.com

Наука говорит нам, что память — это не одна конкретная точка в нашем мозге. Это результат активной работы, который сохраняется в различных участках. Когда мы узнаём что-то, оно не хранится в одной локации, но мгновенно рассеивается по разным областям мозга.

Кроме того, возможности мозга ограничены, и решить эту проблему пока не представляется возможным. Учёные говорят: мы способны запоминать не более пяти-семи отрывков информации за раз.

Как взломать мозг

Мы знаем, что мозг в основном хранит ту информацию, которую он считает важной. Он укрепляет воспоминания о тех событиях и вещах, которые встречает наиболее часто. Поэтому интервальное повторение, основанное на регулярном пересмотре информации, использует именно этот принцип работы мозга.

Интервальные повторения — это простой, но очень действенный способ, который будто взламывает механизмы функционирования мозга. Он заставляет нас делать попытки выучить информацию снова и снова, тренируя ум как мышцы. Мозг реагирует на эти стимулы и усиливает связи между нервными клетками. Таким образом вы создаёте долгосрочные воспоминания и, попробовав этот способ обучения единожды, никогда уже от него не откажетесь. Используйте вспомогательные инструменты — приложения, которые помогут организовать процесс и упростят его.

как запоминать информацию

Цена: Бесплатно

Весь фокус в том, что вы знаете, какие ограничения есть у вашего разума, и используете эти недостатки мозга себе во благо.

lifehacker.ru

Преимущества метода интервального запоминания / Цифровые Экосистемы corporate blog / Habr

Представьте, что вы могли бы ускорить свой процесс обучения и улучшить запоминание основ, техник и команд программирования.

Сегодня я расскажу вам, как это сделать с помощью интервального запоминания и бесплатного open-source инструмента под названием Anki.



Многие люди отмечают преимущества интервального запоминания:

  • Чемпион игры Jeopardy! (“Своя игра” по-американски) Роберт Крэйг говорит, что своими успехами обязан, среди прочего, программе Anki, которую он использует для запоминания фактов.
  • Джон Вошэм, ведущий блог под ником Googley as Heck, где рассказывает о том, как он активно обучался в течение 8 месяцев, чтобы пройти собеседование в Google, говорит: «Интервальные повторения – это ключ к запоминанию… Периодически возвращаясь к заученному материалу и повторяя его, со временем вы станете экспертом… Применяя эту методику, вы дойдете до уровня, когда просто не сможете забыть детали».
  • А Дерек Сиверс, основатель CDBaby, пишет, что метод интервального запоминания – “самая полезная техника, которая ему встречалась за 14 лет компьютерного программирования”.

Лично для меня Anki cтала неотъемлемой частью процесса обучения работе с кодом. Я использую этот метод, чтобы запоминать важные идеи из HTML, CSS, JavaScript и команды из Git и Bash.

В данный момент я в очереди на зачисление на юридический фаультет Калифорнийского университета в Беркли, и Anki однозначно будет фигурировать в моей стратегии по изучению права.

В это статье мы коснемся следующих тем:

  • Что такое интервальное запоминание
  • Как Anki с ним помогает
  • И как это может ускорить ваше образование и способствовать запоминанию понятий, связанных с разработкой.

Что такое интервальные повторения?

Интервальные повторения призваны решить проблему забывания. Согласно этой методике, лучше всего новая информация запоминается в тот самый момент, когда ты вот-вот ее забудешь.

Например, представьте, что вы не знаете, какой город является столицей Колумбии. И представьте еще, что я прямо сейчас говорю вам, как она называется.

Столица Колумбии — Богота́.

Давайте предположим, что возможности вашей памяти позволят вам помнить этот новый факт – что столица Колумбии называется Богота́ — ровно 20 минут после того, как вы его узнали. Потом вы это забудете.

Но если через 19 минут 59 секунд за чашечкой кофе, я напомню вам…

Столица Колумбии — Богота́.

… теория интервального запоминания утверждает, что теперь вы будете помнить эту информацию уже 40 минут. А потом забудете.

Но если через 39 минут и 59 секунд я снова напомню вам, что…

Столица Колумбии — Богота́.

…вы сможете удержать в памяти этот факт из географии уже на более долгий период, скажем, на один час.

И если мы продолжим в том же духе, то есть я буду напоминать вам, что столица Колумбии — Богота́ точно в тот момент, когда вы вот-вот забудете, время между «провалами» в памяти будет расти в геометрической прогрессии, от часов к дням, затем к месяцам и годам.

И постепенно, как уверят методика, знание того, что Богота́ — столица Колумбии, более-менее прочно засядет в вашей памяти.

Это явление — ослабление памяти с течением времени — известно как кривая забывания. Оно было открыто Германом Эббингаузом в 1885 году.

Stahl et al 2010; CNS Spectr

Идея о том, что более действенно и эффективно разбивать учебный процесс на разделенные промежутками этапы, а не просто зазубривать материал в один прием, известна под названием «интервальные повторения».

Вместе кривая забывания и интервальные повторения составляют основу методики интервального запоминания.

В зависимости от вашей кривой забывания, вы определяете оптимальный интервал для напоминания себе объекта заучивания (то есть любого кванта информации) и соответственно этому задаете промежутки для закрепления того или иного факта.

Петр Возняк, пионер в области исследования памяти, обобщил эти идеи следующим образом:

Оптимальные интервалы рассчитываются на основе двух противоречивых критериев:
  1. Интервалы должны быть как можно больше, чтобы получить минимальную частоту повторений и наилучшим образом использовать так называемый эффект распределения, согласно которому более длинные интервалы между повторами, до определенного предела, помогают закрепить воспоминания.
  2. Интервалы должны быть достаточно короткими, чтобы гарантировать, что знания до сих хранятся в памяти.

Теперь логично задаться вопросом: «Но как понять, когда именно факт про столицу Колумбии начнет забываться? Как узнать, какой интервал времени будет оптимальным?»

Конечно, было бы сложно рассчитать интервал до секунды без долгой череды проб и ошибок, а также скрупулезного внимания к деталям, достойного Дарвина. Но, к счастью, такая дотошность не нужна, ведь нам может помочь старый добрый друг – софт. (Вы также можете использовать неавтоматизированную методику под названием Система Лейтнера).

Программное обеспечение, созданное на базе на колоссальных исследований памяти, может помочь вам определить оптимальное время для закрепления воспоминаний. В частности, существует софт, разработанный специально для интервальных повторений.

Так что такое Anki?

Anki – это open-source инструмент для интервального запоминания, созданный и поддерживаемый Дамиеном Элмесом. Вы можете воспринимать его как своего рода «программу с умными флэш-карточками», которая использует интервальные повторения и делает процесс запоминания более эффективным.

В основе Anki лежит предположение, что знания лучше всего сохраняются в памяти при периодических, статегически разнесенных во времени напоминаниях. Иными словами, она выполнена с учетом всех требований и возможностей теории интервального запоминания.


Источник

Вы можете использовать Anki, чтобы запоминать практически все, что требуется запомнить.
Заметьте, однако, что Аnki не заменит учебный процесс. Вы должны сначала уяснить материал, который изучаете, а затем уже загрузить его в программу, которая отлично поможет вам сохранить приобретенные знания. То есть Anki – это часть учебного процесса, которая следует за пониманием.


Источник

Существуют и другие подобные программы, например, SuperMemo, созданное вышеупомянутым Петром Возняком. Anki по сути повторяет версию алгоритма, реализованного в SuperMemo.

В статье я так подробно рассказываю именно про Anki по трем причинам: во-первых, я привык к нему, во-вторых, он работает без сбоев, а в-третьих, он бесплатный и имеет открытый исходный код. Если вы использовали SuperMemo или другой инструмент с теми же функциями, пожалуйста, поделитесь своим опытом в комментариях.

Если же вы тоже захотите использовать Anki, я, тем не менее, советую вам почитать о Возняке и ознакомиться с его точными и проницательными наблюдениями о памяти, процессе обучения и креативности.

Что касается девайсов, которые поддерживают программу, у Anki есть версия для десктопа, и именно с нее рекомендуется начать, если раньше вы не пользовались подобными программами. Но имеются и другие варианты:

  • Бесплатное веб-приложение AnkiWeb.
  • Бесплатное Android-приложение, синхронизированное с десктопной и веб-версиями.
  • Для пользователей iPhone на AppStore есть платное приложение AnkiMobile

Как работает Anki

Имейте в виду, что при желании можно изучить программу значительно глубже и настроить ее так, как вам нужно. Я лишь предлагаю вам беглый обзор, чтобы раскрыть суть.

1. Вы создаете «колоды», которые состоят из группы карточек определенной тематики. Темой колоды может быть, например, JavaScript» или Столицы.

Вот пример колоды в десктопном приложении (не беспокойтесь, позже я объяню, что значит New, Learning или To Review):


Пример колоды

2. Вы добавляете «карты» в свои колоды, которые кастоматизируются с помощью HTML и CSS.
Карта может быть стандартной двусторонней флэш-карточкой. В таком случае программа сначала покажет вам ее лицевую сторону.


Пример карты стандартного типа — лицевая сторона

Вы же, когда будете готовы ответить, нажмете на кнопку Show answer, чтобы увидеть обратную сторону карточки. Вот пример карточки из колоды с темой «Столицы»:

Пример карты стандартного типа — лицевая и обратная стороны

Совет: там есть и другие виды карт, помимо двусторонних — например обучающий тест, в котором некоторые слова заменены пробелами. Этот тип карточек очень удобен, я сам его постоянно использую, так как он прост и эффективен в плане организации информации.

Еще один совет: создание карточек в Anki – целое искусство. Чем больше вы практикуетесь – тем лучше у вас будет получаться. В общем и целом, старайтесь следовать приниципу минимума информации. Или, если проще, приницпу ТП – Тупому Понятно. Нужно делать свои карточки макимально простыми, так как простое легче запоминать.

3. Когда закончите добавлять карточки, приступайте к практике.

Давайте вернемся к карте Колумбия-Богота́, чтобы посмотреть, как работает этот процесс.


Выберите, когда вы бы хотели, чтобы вам напомнили о повторении

После того, как вы нажмете Show Answer и перейдете на другую сторону карты, спросите себя:

Насколько трудно мне было ответить?

Если вы вообще не смогли вспомнить ответ, вам следует выбрать кнопку Again — и программа покажет вам эту же карточку меньше чем через минуту.

Если вы ответили не сразу, напрягая память, вам нужно выбрать кнопку Good, тогда вы в следующий раз увидите карточку меньше чем через 10 минут.

А если ответили без всяких затруднений, то выбирайте Easy, и вы не увидите эту карточку в течение 4 дней.

Anki отслеживает ваш прогресс, чтобы определить какие карточки показывать и когда. Это значит, что программа берет утомительную работу по вычислению кривой забывания для каждой карты на себя. Вот что дает автоматизация интервальных повторений с помощью ПО.

Следует заметить, что вы можете менять некоторые из переменных интервального повторения в алгоритме программы. Это можно сделать, перейдя в настройки вашей колоды и изменив те параметры, которые вы бы хотели поменять (например, сколько карт показывается в день, длина временных интервалов и так далее).


Изменение настроек колоды

Однако, возможно, на первых порах не стоит трогать настройки, лучше просто оставить все по умолчанию. А уже позже, когда подружитесь с программой, можете подойти к выбору настроек колоды более творчески.

Теперь вернемся к нашей колоде JavaScript:


Пример колоды в Anki

New значит, что вы добавили 4 новые карты в свою колоду JavaScript и их уже можно использовать в процессе обучения.

Learning следует понимать так: если вы в процессе работы с выбранной колодой, нажмете Good (менее 10 минут), программа добавит эту карточку в очередь в категорию Learning и покажет ее через 10 минут. Подробнее тут.

To Review отображает количество карт в очереди на изучение.

Чем больше вы используете Anki, тем понятнее становится вся эта система.

C чего начать

Что касается туториалов и инструкций, документация на сайте — просто космос, она наверняка ответит на большую часть ваших вопросов. И вот еще несколько полезных видео-туториалов.

Тем не менее, я предлагаю вам пошаговую инструкцию, как начать работу с Anki, потому что пошаговые инструкции – полезная штука.

1) Прочитайте статью Дерека Сивера об интервальном повторении: она подкрепляет те данные, которые я изложил.

2) Интервью с Петром Возняком даст вам целостный взгляд на интервальное повторение, обучение и исследования памяти.

3) 20 правил формирования знаний, от Петра Возняка помогут вам разобраться с техниками формулировки и структурирования карточек Anki.

Важно помнить, что метод интервального повторения не является заменой обучения. Очень важно сначала хорошо понять материал, прежде чем вы начнете использовать метод. Сначала усвойте, а затем уже закрепляйте с помощью Anki. Не забывайте использовать метод ТП для создания карточек, а также добавлять на них изображения, когда это возможно.

4) Создавайте собственные колоды.

5) Помните, что тематику для колоды следует задавать широкую и довольно общую. Например, если вы учите JavaScript, не создавайте колоду под названием «Замыкания» и другую под названием «Прототипное наследование». Вместо этого создайте одну колоду «JavaScript». Обратитесь к разделу Using Decks Appropriately в документации за дополнительной информацией.

6) Заводите карточки с контекстом, в котором отдельные ключевые слова заменены пробелами — это очень мощный инструмент обучения.

7) Разберитесь с недостатками.

У интервального повторения есть несколько недостатков. Один из них — смешение воспоминаний.

К примеру, легко себе представить, что вы будете путать столицы Мавритании и Маврикия — ведь у этих стран очень похожие названия. Совсем устранить смешение воспоминаний трудно, однако вы можете свести его к минимуму, соблюдая принцип ТП.

Больше информации о недостатках вы можете найти здесь (пролистайте до раздела Downsides) и здесь (пролистайте до раздела Combat interference).

8) Не забывайте синхронизовать свои карточки и колоды. Выберите одну «исходную версию», например, десктопную версию, и далее синхронизируйте ее с веб-версией Anki и мобильными приложениями каждый раз, когда вносите изменения. Вы прикладываете усилия, создавая карточки и колоды. Оградите себя от мук переделывания своей же работы заново.

9) Введите работу с Anki в привычку. Чтобы оценить всю магию этой программы, нужно собрать волю в кулак и прогонять все свои карточки день за днем. Можно даже ассоциировать Anki с чашкой кофе. Или с утром. Или с обедом. Или с чем-то еще приятным. Найдите способ сделать Anki привычкой.

habr.com

«Чертоги разума» или «Римских комнат»

В этой статье речь пойдет об одном из лучших методов запоминания информации в долговременную память, существующих в мнемотехнике.

Он носит название метод “Локаций”, также известный как: “Чертоги разума”, “Дворец памяти”, метод “Цицерона”, “Римских комнат”, метод “Локусов”, техника дорог, опорных образов. Несмотря на такое разнообразие названий, суть его одна и заключается в следующем.

Суть метода локаций

Запоминание новой информации происходит путем ее преобразования через ассоциации в визуальные образы и присоединения на старые, хорошо знакомые элементы, некоторые ячейки в нашей памяти, которыми и являются локации.

Для создания локаций мы можем последовательно выделить образы в любом помещении или на маршруте. Эти приемы выделения называются “Коттедж” и “Городки”.

Любые предметы, которые находятся в знакомом вам помещении — дверь, шкаф, зеркало, диван, стол, стул, люстра — все это локации.

И также существуют другие приемы выделения. Однако мы не будем останавливаться на них подробно и просто перечислим, поскольку каждый заслуживает отдельного внимания и рассмотрения.

Приемы выделения локаций

  1. Коттедж — это выделение объектов в помещении.
  2. Городки — это выделение мест на маршруте в городе.
  3. Микроскоп — это выделение деталей в предмете, то есть в небольшом объекте — маленькие локации.
  4. Последовательность — это выделение из знакомых нам последовательностей. Например: ноты, алфавит, порядок планет и другие.
  5. Строительство — это процесс, когда мы сами придумываем локации через ассоциации, то есть они вымышленные.
  6. Комбо — это процесс чередования всех вышеназванных приемов.

Нюансы выделения

  1. Локации, которые выделите лично вы, будут эффективнее для запоминания, чем чужие.
  2. Объекты должны быть крупными, яркими и четкими.
  3. Визуально разные. Внимание! Если в помещении находятся два одинаковых синих утюга, то мы можем использовать только один из них. Если же цвет, форма, размер у них отличаются, то можно использовать два варианта.
  4. Необходимо знать последовательность всех элементов, которые вы создали. Важно! Не выделять хаотично, потому что потом мы не сможем по порядку называть запоминаемую информацию.
  5. Необходимо фиксировать конкретную последовательность, которая существует на момент создания. Это означает, что если после выделения элементов что-то исчезнет на вашем маршруте, поменяется, переместится, то изменения вносить в уже зафиксированный маршрут не стоит.
  6. Количество должно быть кратно 5-10. Чтобы при вспоминании информации ничего не пропустить, важно понимать какое их количество находится на том или ином маршруте или помещении.
  7. Создавать отдельные группы локаций под разные цели (исторические даты, номера телефонов, сведения о людях).
  8. После выделения необходимо повторять последовательности 3-5 раз. Первый раз лучше выписывать на листочек и повторять их по памяти.
  9. После добавления новой локации маршрут следует повторить, чтобы надежно ее зафиксировать. Лучше вносить изменения в последовательность, которую вы использовании менее 100 раз. В противном случае есть вероятность пропустить ее на автоматизме.
  10. Определить направление выделения. Например, если выделение локаций горизонтальное, то по часовой или против часовой стрелке; вертикальное — сверху вниз или снизу вверх.

После создания локации на маршруте, можно приступать к запоминанию информации.

Как запоминать информацию на локации? Нюансы

Необходимо убедиться, что количества локаций для запоминания информации будет достаточно. Чаще всего к одному элементу привязывается один визуальный образ.

Рассмотрим на примере

Представим, что у нас есть 5 локаций, которые мы выделили по приему “Коттедж”: дверь, стол, шкаф, батарея, диван.

Количество слов для запоминания тоже равно 5: магнит, тетрадь, груша, дерево, рюкзак.  

Все слова легко представимы. Они имеют уже готовые визуальные образы. Число локаций является подходящим по количеству. Поэтому используем воображение и соединяем их с данными образами.

Важно! Локации — это статические объекты, к ним мы всегда присоединяем запоминаемую информацию, а не наоборот.

В нашем воображении это может выглядеть так:

  • на Двери висит огромный Магнит;
  • на Столе лежит разорванная Тетрадь;
  • из Шкафа торчит Груша;
  • Дерево растет из Батареи;
  • Рюкзак (допустим, одушевленный) сидит на Диване.

Чтобы надежно закрепить информацию в нашем сознании, необходимо каждую связь образа удерживать в течение 5 секунд в воображении и только  потом переходить к соединению следующих.

При этом, если вам нужно запомнить информацию на элементы, которые ранее уже были использованы, то перед новым запоминанием старые слова нужно снять с этих локаций, то есть очистить их.

Если этого не сделать, то высока вероятность при вспоминании перепутать старую и новую информацию между собой.

Рекомендации для очищения:

  1. Можно представлять чистые локации, без привязанных визуальных образов. Пробежаться по всему маршруту 2-3 раза.
  2. Видоизменить. Представить, как локация горит или заморозилась.
  3. Запомнить на них новые образы. Представляя новую связь, дольше ее удерживайте по времени, чем обычно.

Минусы и плюсы метода локаций

Характеристика методаПлюсыМинусы
Доступно для пониманияVX
Можно использовать без подготовкиXV
Низкое количество ошибокVX
Легкость определения порядкового номераVX
Отсутствие лишних визуальных образовVX
Можно запоминать образные коды (например: на числа) VX

Таким образом, метод локаций является самым эффективным для запоминания информации.

Единственным его минусом является то, что самое эффективное использование доступно тогда, когда в голове есть уже готовые локации, то есть объекты заранее выделены.

Видео: метод локаций

Практика применения

Попробуйте самостоятельно выделить 10 локаций по приему “Коттедж” и запомнить на них следующие слова:

Трактор, планшет, юбка, микрофон, камера, лифт, фонтан, мотоцикл, перчатки, капуста.

Не забудьте поделиться своим результатом в комментариях!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google

Telegram

Загрузка…

zapomnivse.com

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *