Тип восприятия аудиал: Как взаимодействовать с визуалом, аудиалом, кинестетом в работе?

Содержание

определить тип восприятия – iq2u – Бесплатные онлайн тесты, преподаватели, объявления, ВУЗы, интересные факты, полезные материалы для учеников и преподавателей

Тип восприятия окружающего мира определяет доминирующее направление, по которому человек получает информацию. Все эти типы так или иначе развиты в каждом человеке, но основным можно назвать, как правило, один из них.

Аудиалы – это люди, которые воспринимают информацию, ориентируясь на слух. Они умеют хорошо слушать, но при этом любят много говорить сами. Обладателям чуткого слуха необязательно налаживать зрительный контакт с собеседником, им достаточно слышать и участвовать в разговоре. Они прекрасные рассказчики, наделены цепкой слуховой памятью – один раз услышав историю, смогут воспроизвести ее, не упустив ни одной детали. Аудиала можно отличить по ряду маркеров в его речи: «я слышал», «рад был слышать», «звучит великолепно», «раздражающий звук».

Визуалами называются тип людей, которые основную информацию получают органами зрения. Они наблюдательны к окружающим, четко фиксируют малейшие движения собеседника, во время разговора от их внимания не ускользают даже мимолетные мимические изменения. Это импульсивные люди, их решения часто порывисты. Для визуала важную роль играет эстетика, они получают удовольствие от красоты. Нередки случаи, когда люди такого типа предпочитают красивую и броскую одежду более практичной. В их разговоре отличительными выражениями являются: «посмотрим», «выглядит заманчиво», «я вижу», «смотрите».

Третий основной тип восприятия – кинестетики. Для них лучше воспринимается информация, получаемая через определенные ощущения – тактильные, душевные. Это открытые эмоциональные люди, не лишенные чувства юмора. Кинестетик может смело называть себя «человек действия», ему хочется быть занятым чем-то более важным, нежели прослушивание любимых песен или созерцание природы. Для таких людей важна суть происходящего – будь то фильм, разговор или проект. В своей речи кинестетики часто используют выражения, описывающие ощущения: «я чувствую», «держать себя в руках», «приятные ощущения», «наладить контакт».

Определив тип восприятия окружающих людей, можно направить это знание на достижение своих целей. Для того, чтобы добиться желаемого результата, достаточно следовать ряду правил в общении с каждым из перечисленных типов:

1) С аудиалом обязательно нужно разговаривать. Лучше всего внимательно выслушать его, дать ему высказаться. Поскольку понимание некоторых вопросов приходит к ним в процессе диалога, то в рабочей сфере рекомендуется аргументированно объяснить аудиалу свою точку зрения. Не стоит повышать голос на человека такого типа, при этом желательно контролировать свою речь и не допускать опрометчивых высказываний;

2) При общении с людьми визуального типа рекомендуется смотреть в глаза, поскольку зрительный контакт для них – неотъемлемая часть хорошей беседы. Визуалы замечают все мелочи, поэтому в разговоре с ними нужно попытаться контролировать свое выражение лица и жесты. Что касается рабочих отношений – для того, чтобы донести свою точку зрения до человека такого типа, нужно представить информацию максимально наглядно – графики, читабельные таблицы, диаграммы;

3) Чтобы расположить к себе кинестетика, достаточно позволить ему тактильный контакт с собеседником – похлопывания по плечу, рукопожатия, прикосновения. В личных отношениях с людьми такого типа важно позволять им чувствовать себя комфортно, ведь они ценят удобство больше прочего. Кинестетики в большинстве своем очень любят вкусно поесть, здесь будет уместно вспомнить крылатую фразу о том, как лежит путь к сердцу мужчины.

Разумеется, каждый человек использует типы восприятия в комплексе, однако после определения доминантного типа будет значительно проще понять, как нужно взаимодействовать с собеседником. Для достижения поставленных целей имеет смысл общаться с человеком на том языке восприятия, который ему ближе.

Визуал аудиал кинестетик: тест

Каждый человек наделен пятью основными органами чувств: зрением, слухом, осязанием, обонянием, вкусом. Но, в зависимости от особенностей восприятия и переработки информации, людей условно можно разделить на три основные категории: визуалы, аудиалы и кинестетики. И у каждого человека обязательно будет один доминирующий орган чувств. От того, как мы воспринимаем действительность, зависит очень многое.

Если попросить нескольких людей вспомнить, например, лес, то один сразу же представит себе зелёную крону деревьев; другой будет ассоциировать лес с пением птиц; а третий вспомнит свежий воздух и прикосновения травы, листьев, паутинок к коже.

Также и дети. Один ребёнок, чтобы понять должен всё записать, другому достаточно просто услышать информацию, а третий, если не потрогает, ничего не запомнит.

Школьное обучение для ребенка — это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации. От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков.

Рассмотрим каждый из каналов восприятия информации.

Как же понять к какому типу относится ребёнок?

Предлагаю пройти очень полезный тест для детей «КАНАЛЫ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ»

Тест предназначен для дошкольников и младших школьников.

Читая вопросы, отмечайте черты, присущие вашему ребенку. Затем суммируйте и сравните полученные результаты.

1. ОБЩЕНИЕ

Если мой ребенок хочет что-нибудь сказать, то…

Визуал — говорит, используя самые простые обороты речи, неправильно произносит некоторые слова и звуки, пропускает наречия и предлоги.

Аудиал — использует те же обороты речи, что и взрослые, использует грамматически правильные предложения, рассказывает тщательным образом продуманные истории.

Кинестетик — речь тяжело понять, говорит короткими, грамматически неправильными предложениями, стремится изобразить события, вместо того, чтобы рассказать о них.

2. ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ И СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ

Во время игры мой ребенок…

Визуал — отдает предпочтения головоломкам и настольным играм, наслаждается компьютерными играми или играми с калькулятором, узнает о новых вещах, наблюдая.

Аудиал — любит слушать аудиозаписи, любит книги и игру фантазии. учится новому, читая инструкции.

Кинестетик — любит играть на свежем воздухе, наслаждается пребыванием в бассейне, на катке или горке, почти каждой игрушке находит полноценное применение.

3. СЛОЖНЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ

Когда мой ребенок начинает что-то делать руками, то…

Визуал — пишет старательно, его художественные изделия очень аккуратны и красивы, легко вырезает, раскрашивает, склеивает.

Аудиал — пишет достаточно неплохо; во время работы он разговаривает сам с собой.

Кинестетик — пишет тяжело, многие буквы и цифры у него получаются некрасивыми, его работы неопрятны.

4. ПРОСТЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ

Когда мой ребенок начинает двигаться…

Визуал — настольные игры он считает лучшими, чем игры на свежем воздухе, любит игры с четко установленными правилами.

Аудиал — больше разговаривает, чем играет; отдает предпочтение играм, требующим вербального общения; во время какой бы то ни было деятельности разговаривает сам с собой.

Кинестетик — игры на свежем воздухе считает лучше настольных игр, имеет хорошую координацию, не ходит спокойно, а носится.

5. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАВЫКИ

Когда мой ребенок находится в окружении других детей, то…

Визуал — даже в толпе остается одиноким; прежде чем принять участие в игре, следит за тем, как играют другие; долго привыкает к новым людям.

Аудиал — буквально расцветает в кругу друзей; может мешать во время занятий, поскольку очень много разговаривает; часто отвечает за других и ведет себя несколько пренебрежительно.

Кинестетик — коллективистский, но не очень разговорчивый; может причинять беспокойство, поскольку во время занятий в классе мешает своим соседям, любит пошалить.

6. ЭМОЦИИ

Когда ребенка что-то тревожит, то он…

Визуал — не очень эмоционален, начинает нервничать, чувствуя обеспокоенность других.

Аудиал — свободно рассказывает о своих ощущениях, может пойти на конфронтацию с другими по поводу своих ощущений.

Кинестетик — эмоционально зависим и легко обижается; когда его призывают к порядку, реагирует гневно, не стесняясь и не раскаиваясь.

7. ПАМЯТЬ

Когда мой ребенок занимается, он…

Визуал — может воспроизводить буквы и цифры по памяти; помнит о том, что ему показывали.

Аудиал — лучше всего учится, заучивая наизусть; знает звуки, соответствующие буквам алфавита.

Кинестетик — плохо запоминает, легко отвлекается.

8. ШКОЛЬНЫЕ НАВЫКИ

Когда мой ребенок находится в классной комнате, он…

Визуал — следит за опрятностью своей одежды и за чистотой своего рабочего места; в свободное время отдает предпочтение конструкторам, головоломкам, разным видам искусства и ремесел; медленно привыкает к новой ситуации.

Аудиал — его внешний вид не очень неряшлив, но и не очень опрятен; ему приходится напоминать о том, чтобы он убрал свое рабочее место; он внимательный и послушный.

Кинестетик — абсолютно не заботится о своем внешнем виде и нередко бывает весьма неопрятен; работает в окружении полнейшего беспорядка; способен переворошить свое рабочее место за несколько минут; проявляет большую активность во время игр; вынужденный сидеть на одном месте, буквально корчится и извивается.

Одно из определений – аудиал (слуховое восприятие), визуал (зрительное восприятие) или кинестетик (тактильное восприятие) – набрало скорее всего большее количество отметок. Этот канал восприятия информации и означает тот способ познания, который наиболее характерен для вашего ребенка.

Особенности каждого типа восприятия

Визуалы

Особенность этого типа людей в том, что они восприимчивы к тому, что является видимым. Они ценят красоту в окружающем пространстве, плохо переносят беспорядок, грязь. В жизни визуала много идей, мечтаний, грез. Они часто являются генераторами идей, поскольку могут в своем воображении создать совершенно необычные ассоциации и связи.

Аудиал

Воспринимают окружающий мир, особенно сильно обращая внимание на звуки. Любят музыку, мелодии, сами часто могут мурлыкать себе под нос, напевать песни. Чувствительны и восприимчивы к разговорам, у аудиалов острый слух и хорошая память, особенно слуховая. Часто выбирают родом своей деятельности все, что связано с музыкой, мелодиями, ораторским искусством.

Кинестет

Кинестеты очень чувствительны ко всему, что происходит вокруг. Их телесные и эмоциональные ощущения тесно переплетены. Они любят телесный комфорт, удобство окружающего пространства. Неудобная одежда или ниточка, щекочущая им шею может вывести из себя кинестета. Любят глубокие личностные дискуссии, общение с эмоциональным обменом, обсуждением того, то чувствуют другие. Для кинестета прикосновение имеет глубочайший смысл и большую ценность.

Дигитал

Люди этого типа восприятия встречаются реже. Им свойственно воспринимать окружающий мир через внутреннюю речь, через диалог с самим собой. Такие люди, прежде всего, ориентированы на восприятие смысла, логики, последовательности. Дигиталы всегда стремятся понять, осмыслить суть происходящего. Они могут быть чувствительны и ранимы, но мир для них интересен с точки зрения познания смысла и логики, закономерностей. В стрессовой ситуации именно дигиталы лучше всего сохраняют самообладание и спокойствие, могут сохранять ясность мысли и восприятия окружающего пространства.

Строго говоря распределение людей на типы визуал, аудиал, кинестет, дигитал весьма упрощенно. На самом деле каждый из этих типов может быть смешанным, а может быть с разной ведущей полушарной системой, что увеличивает количество вариантов. Но об этом мы поговорим позже.

Безусловно, в каждом из нас нет чистого одного типа восприятия, иногда они смешиваются, иногда тип восприятия отличается в спокойной и экстренной обстановке, в разных ситуациях. Но понимание своей ведущей системы позволит более качественно усваивать любую информацию, понимать собеседника и более качественно доносить свои мысли до него. Понимание своего типа восприятия (визуал, аудиал, кинестет, дигитал), позволит вам понять, как учиться именно вам, с учетом ваших индивидуальных особенностей.

Ребенок-визуал

Визуалы мгновенно запоминают лица, но часто забывают имена и фамилии. Легко находят дорогу даже туда, где были только раз. Речь детей-визуалов наполнена словами «посмотрите», «вы видели», «красивый», «яркий», «красный», «зеленый»… Думают они образами. В процессе мышления в их голове возникают картинки из прошлого, представления о будущем, образы, проигрываются воображаемые ситуации. У маленьких визуалов бурная и живая фантазия.

Малыши с визуальным восприятием не любят объятия и поцелуи, но зато охотно поговорят с вами на взрослые темы. Выглядят обычно старше своих лет, потому что держатся обособленно и немного высокомерно. Любят поучать старших и цитировать фразы «из телевизора», который обожают. Улавливают по выражению лица ваши настроение и желания, но не всегда дают вам понять это (конечно же, в своих интересах). У визуалов превосходная зрительная память, отлично развита мелкая моторика, но они с трудом понимают словесные инструкции, часто переспрашивают задания. Быстро запоминает цвет, форму, размер. Им легко даются рассказы по картинкам. Их глаза всегда ищут информацию.

Дети-визуалы рано начинают писать печатными буквами и уже до школы умеют достаточно бегло читать. В воспитании визуала необходимо уделять внимание развитию речи (он неразговорчив), коммуникабельности (умению общаться), физической координации. Визуалы-школьники легче запоминают объяснения учителя, если они дублируются на школьной доске или на плакатах-схемах: им проще увидеть и зрительно запомнить слово, чем понять правило, почему надо писать именно так. Наглядные пособия, иллюстрации, использование цветных карандашей: зарисуй, воспроизведи, выдели — все это способствует лучшему усвоению материала.

Разрешайте своему ребенку подчеркивать цветными ручками важные пункты в книге. Визуалам им жизненно необходимо иметь черновик, в котором можно чертить, рисовать.

Визуальный (зрительный) канал

Если у человека доминирует визуальный (зрительный) канал (или в данный момент он настроен на восприятие видеоинформации), то внешне это будет выражаться в следующих признаках:

1. Глаза будут смотреть вверх, выше линии горизонта. Что вполне объяснимо: вверху небо, солнце — там больше света;

2. Дыхание верхнее, грудное;

3. Голос высокий;

4. Речь быстрая, иногда взахлёб. Часто заметное повышение интонации к концу предложения. Что тоже объяснимо: верхнее дыхание самое неэффективное — вдыхается малый объём воздуха и за время выдоха надо успеть высказать мысль, закончить предложение;

5. Вся жестикуляция сверху — на уровне плечевого пояса и выше;

6. Такой человек любит одеваться ярко;

7. Внешность: лицо бледное. Тело, чаще всего, стройное, худощавое. Плечи относительно широкие и, обычно приподняты. Голова запрокинута;

8. Предикаты: светло, темно, ярко, красиво, вижу, посмотри,… Т. е. слова, которые относятся к характеристикам света, цвета и визуального восприятия.

Примечание: предикаты — это слова, которые человек использует для описания своих восприятий.

Визуальный канал связан с чакрой аджной (третьим глазом), а также с ментальным телом.

Ребенок-аудиал

Эти дети помнят в мельчайших подробностях, кто, где, когда, что и какими словами сказал. Они мгновенно «схватывают» имена-отчества, но легко забывают лица. Самое большое удовольствие для них — беседа, они никогда не заинтересуются книгой, если есть с кем поговорить. Все секреты и новости им тут же становятся известны. Нет, они не стремятся специально узнать, о чем вы беседуете, просто слух у них развит намного лучше, чем у других. Малыши-аудиалы имеют большой словарный запас, но могут немного отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительным (поиск отличий на картинках) и моторным (умение ловко залезать на горку, быстро и долго бегать) восприятием.

В своей речи аудиалы часто употребляют слова «послушайте», «слышишь», «шумно», «тихо».

Думают такие дети посредством внутренней речи, мысленно проговаривая свои реплики и ответы собеседника, предполагая, какой у него будет голос, какая интонация. Любят радио. Им нравятся телевизионные передачи, где преобладают «слова», а не «картинки». Они очень внимательны в разговорах. В беседе с аудиалом полезно использовать голосовые возможности: паузы, интонацию, громкость.

В младшей школе аудиалы часто хорошо учатся, их сильная сторона — развитые слуховая память и речь, но нередко бывают трудности с правописанием и рисованием. В средней школе аудиалы, привыкшие эксплуатировать свою память, обычно демонстрируют значительно меньшие успехи. В этот период стоит уделять больше внимания чтению, проговариванию, повторению правил вслух. Аудиалы музыкальны и легко «схватывают» иностранные языки. Им рекомендуется пользоваться в первую очередь аудиоматериалами. При выполнении домашнего задания такие дети могут шевелить губами и говорить сами с собой. Еще одна особенность аудиалов, с которой связаны трудности в школе, — способность рассказывать только с самого начала.

Визуал, аудиал, кинестет, дигитал в общении

Визуалы

«Встречают по одежке…» начало этой известной пословицы всецело относится именно к визуалам. Они весомое значение придают внешнему виду человека и всегда обращают внимание на то, как человек выглядит, какая на нем одежда, какие черты лица, как двигается.

В общении могут спокойно и долго смотреть в глаза. Визуальный контакт, обращенность позы в общении, открытые позы необычайно важны именно для визуала. При этом они не любят быть близко к собеседнику, держатся на расстоянии. Главное — это хорошо видеть. Представители этого типа восприятия быстро на интуитивном уровне считывают сигналы языка жестов и мимики, часто этого не замечая. Иногда им кажется, что по одному только взгляду они знают мысли другого человека.

В случае, если Вам нужно произвести впечатление на визуала, старайтесь наибольшее внимание уделить внешней красоте. Обстановка, Ваша одежда, походка, мимика, жесты должны быть максимально располагающими. В доказательство своих слов приводите наглядные примеры, графики, рисунки, обязательно демонстрируйте на образцах и опытах свои аргументы. Вместо чисел покажите рисунок: визуалы плохо поймут разницу между 1000 и 10 000, но наглядный пример разницы убедит их в большинстве случаев.

Сами визуалы неплохие рассказчики. Они могут представить себе удивительно яркие и наполненные деталями картины и рассказывать о них часами.

Аудиал

Разговор с аудиалом бывает часто очень приятен. Аудиалы сами требовательны к своей речи, говорят размеренно, с грамотными изменением интонации. Их приятно слушать, приятно разговаривать с аудиалом. Но и сами аудиалы весьма требовательны к речи своих собеседников, не выносят ошибок в речи, непонятной и исковерканной речи. На аудиалов совершенно нельзя кричать или повышать голос, это приведет к отчуждению человека. Аудиала всегда приятно слушать, это прекрасные рассказчики и не менее прекрасные собеседники, которые по интонации и манере речи могут понять с полуслова.

Кинестет

Кинестеты особенно чувствительны к пространственной обстановке и дистанциям между собеседниками. Близких людей допускают в личную зону, а людей малознакомых держат на расстоянии. Для кинестета вторжение в их личную зону является оскорбительным, они начинают испытывать сильные отрицательные эмоции. Лучше всего завоевать внимание и доверие кинестета действиями, совместными делами, общей деятельностью.

Если приходится что-то запоминать, то лучше это написать или нарисовать самому собственными руками. Разговоры и словесные доказательства произведут наименьшее впечатление на человека этого типа восприятия. А к близким людям кинестет всегда стремится прикоснуться, погладить. Ему важно телесное соприкосновение.

Дигитал

Малочувствительны в общении, редко проявляют эмоции на людях. Особенно сильно обращают внимание на смысловую, содержательную часть разговора. Красивая, но пустая речь им неприятна. С дигиталом лучше всего в разговоре переходить к сути дела, доказывая логичности и верность своих слов числами и фактами.

Аудиальный (слуховой) канал

Если у человека доминирует аудиальный (слуховой) канал, то внешне это будет выражаться в следующих признаках:

1. Глаза будут двигаться примерно в горизонтальной плоскости, по линии горизонта. Это связано с тем, что человек-аудиальщик настроен на восприятие звуков. В природе звуки, заслуживающие внимания, обычно возникают на уровне земли, или на небольшом расстоянии от неё;

2. Дыхание среднее, реберное;

3. Голос средний — не высокий и не низкий;

4. Речь выразительная, ровная, без повышения и понижения интонации;

5. Жестикуляция на среднем уровне, примерно на уровне груди. Это уровень стола или трибуны;

6. В одежде такой человек предпочитает официальный стиль или хотя бы не слишком яркий;

7. Внешность: лицо ровной окраски, телосложение может быть разным;

8. Предикаты: тихо, громко, послушай, шумно, слышал и т.д. — слова относящиеся к характеристикам звука;

Аудиальный канал в некоторой степени связан с чакрами: манипурой, анахатой и вишудхой. А также с астральным телом.

Каналы приема и переработки информации и их роль в обеспечении учебного процесса.

Каналы приема и переработки информации и их роль в обеспечении учебного процесса

.

Человек извлекает информацию из окружающей среды через несколько каналов восприятия: глазами – визуальный канал приема информации, ушами – аудиальный канал, и через прикосновение к объекту, несущему интересующую нас информацию – кинестетический канал. (Некоторые исследователи считают, что есть ещё один канал восприятия – когда мозг не использует «периферию», а воспринимает информацию полевого свойства, «читая» информационное поле окружающего пространства – знаменитое шестое чувство.)

Каждый человек обладает способностью принимать и анализировать информацию через все перечисленные каналы, но, как правило, отдает предпочтение одному или двум.

Есть такие ситуации, когда информация представлена текстом, надо её читать глазами, а есть ситуации, когда для решения задачи можно (а иногда и нужно) использовать разные каналы. Согласно исследованиям ученых, всего у трети людей генетически определено предпочтение какой-либо модальности. В основной массе человечество обладает одинаковым уровнем развития способности работать в разных модальностях. Однако сам этот уровень развития может быть различный, и зависеть не только от наследственности, но и от того, насколько часто востребуется данный канал для восприятия информации.

Школьное обучение для ребенка — это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации.

В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории:

Визуалы — люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.

Аудиалы — те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.

Кинестетики — люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.

Дискреты — у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен.

Почему важно знать, каким образом учащийся воспринимает информацию?

На уроке учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений.

Если ребенок учится в начальной школе или в средних классах, выводы делаются в основном по наблюдениям.

Определить ведущую модальность можно

По наблюдениям:

  • Визуалы – вспоминая, устремляют свой взгляд вверх. Это движение ярко выражено.
  • Аудиалы – вспоминая, водят глазами от уха к уху.
  • Кинестетики – смотрят прямо или куда-то вниз.

При записи домашнего задания

  • Визуалы – послушно откроют дневник и перепишут с доски то, что задано.
  • Аудиалы – переспросят у учителя или соседа по парте. Дома могут перезвонить однокласснику и уточнить, что задано.
  • Кинестетики – чаще всего долго роются у себя в портфеле, задание предпочитают отметить прямо в учебнике.

Предикаты (предпочитаемые слова)

  • Визуалы (в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением) – ясный, цветной, грязный, блестящий, яркий, темно, светло, красиво.
  • Аудиалы (характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием) – звук, шум, крик, стук, слушать, кричать, громкий, тихий.
  • Кинестетики (в основном включает слова, описывающие чувства или движения) – холод, жара, ласка, чувствовать, шершавый, пушистый.

Особенности внимания.

  • Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно;
  • аудиал легко отвлекается на звуки;
  • визуалу шум практически не мешает.

Особенности запоминания.

  • Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами.
  • Аудиал — то, что обсуждал; запоминает слушая.
  • Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.

Есть еще такие характеристики, как предпочитаемая поза, телодвижения, тембр голоса, темп речи. Однако существующие по этим пунктам мнения пока достаточно противоречивые.

Наблюдения на уроке дает следующую информацию:

  • Выраженный визуал — ученик, обращающий большое внимание на вид своей тетради, свой внешний вид; его раздражает беспорядок на столе, на доске и т. д.
  • Выраженный аудиал — часто произносит вслух то, что хочет понять. Прислушивается к себе, ведет как бы монолог с собой. Часто исключает зрение: смотрит в окно, чертит абстрактные узоры, но при этом слышит все, что вы говорите. Он лучше расскажет, чем напишет.
  • Выраженный кинестетик — чаще всего очень подвижный, легко отвлекающийся, мгновенно реагирующий на прикосновение, легко проявляет эмоции, часто неаккуратен «потому что — какая разница…». Однако, зачастую может проявлять высокую способность к интуитивным способам решения учебных задач. Эти дети создают для учителя обычно много проблем, однако, из кинестетиков, если они осваивают и другие способы общения с миром, получаются яркие творческие личности.

Многое даст наблюдение за поведением детей на перемене.

  • Визуал: чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное — возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.
  • Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось «держать рот на замке».
  • Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.

Особенности обучаемости детей с разным типом восприятия

  • Визуалы – лучше воспринимают новый материал, когда он написан в книге, на доске, представлен схематически. Визуалы лучше справляются с письменными заданиями, а не с устными. Они лучше овладевают правилами правописания и меньше делают орфографических ошибок. Для осмысления и запоминания материала визуалу нужно чертить, штриховать, рисовать, записывать с доски то, что он там увидел. Визуал любит картинки и краски, а также видеть и составлять таблицы и схемы.
  • Аудиалы – лучше воспринимают информацию на слух, с большей охотой говорят и слушают, запоминая произношение слов и интонации, читают вслух, учат стихи и готовят пересказы. Предпочитают слушать информацию, записанную на магнитофон, нежели читать её про себя. Они лучше пишут изложения, диктанты. Но аудиалы и самые отвлекаемые на любой звук ученики.
  • Кинестетики – лучше усваивают материал, когда могут его исследовать через активные движения. Кинестетикам необходимы действия: что-то подчеркнуть, обвести, соединить, переставить, наклеить, вырезать и т.д. У них хорошо развита моторная память, и они легче усваивают новую информацию, записывая её за учителем или списывая из источника. Эти дети с удовольствием пишут на доске. Любят принимать участие в разыгрывании сценок по изученному материалу.

Знание таких особенностей учащихся дает учителю возможность не только лучше понимать внешние и внутренние реакции учеников, но и предлагать задания, рассчитанные на разные особенности и потребности. А это как путь к лучшему взаимопониманию, так и способ облегчить восприятие и освоение школьного предмета. Чтобы наладить эффективное взаимодействие, учителю необходимо учиться “присоединяться” поочередно к каждой группе учеников, т.е. один и тот же материал давать 3 раза, но на разных “сенсорных языках”. Учет сенсорных особенностей учеников позволяет учителю избежать многих трудностей при обучении, помогает заложить более прочную базу знаний, и, следовательно, значительно повысить эффективность деятельности педагога.

Примеры методов и приёмов личностного подхода в обучении младших школьников с учётом их доминирующего канала восприятия:

  • При изучении нового материала составлять опорные схемы при активном участии детей. Аудиалы, проговаривая правила, хорошо их запоминают. Схемы оформлять в разных цветах и на доске работать мелом разного цвета. Это очень важно для визуалов. После того, как схема коллективно составлена, дети переписывают её в тетрадь. Это помогает лучшему усвоению материала кинестетиками.
  • Объясняя новый материал, стараться говорить выразительно, важные моменты выделять интонацией. Просить детей повторить. Это важно для аудиалов. Прочитать это правило в учебнике, разберём его. “Как поняли?” (Для визуалов)
  • Советую родителям детей-кинестетиков испробовать такую методику при изучении правил или стихов: проговаривать текст и одновременно наматывать нитки на клубок, а потом их разматывать.
  • При работе с орфограммами подчёркивать их ручкой зелёного цвета.
  • Ежедневно проводить “Минутку орфографического проговаривания”. Читаем слова так, как они пишутся.
  • Детям-кинестетикам очень трудно сидеть без движения, поэтому я регулярно проводить физкультминутки.
  • Ребенок-визуал, как правило, немногословен. Поэтому развитию речи нужно уделить особое внимание, так же как и коммуникабельности. Если малыш шалит, самое эффективное замечание – жест, например, пригрозить пальцем или укоризненно покачать головой. Аудиал отреагирует на устное замечание, а расшалившегося кинестетика можно успокоить, положив ему руку на плечо.

Тест на определение ведущей системы восприятия мира

Выберите из данных ниже словосочетаний одно, которое, по вашему мнению, является наиболее подходящим, точным для Вас к данному понятию.

Плохая погода

  1. Завывание ветра, стук капель.(*)
  2. Зябко, ощущение сырости, влажный воздух.(-)
  3. Тусклое небо, серые тучи.(+)

Мёд

  1. Сладкий запах, липкие губы, тягучий.(-)
  2. Золотистая прозрачная жидкость.(+)
  3. Хлопок открывающейся банки, звон ложек, жужжание пчёл.(*)

Море

  1. Сине-зелёная вода, большие волны с белыми гребешками.(+)
  2. Тёплая солёная вода, горячий песок.(-)
  3. Шум прибоя, шелест волн, крики чаек.(*)

Яблоко

  1. Звонкий хруст укуса.(*)
  2. Круглый плод красного, желтого или зеленого цвета на высоком дереве.(+)
  3. Кисло-сладкий , сочный вкус, запах варенья.(-)

Снег

  1. Сверкающее, искрящееся на солнце белое покрывало. (+)
  2. Холодный, мягкий, пушистый.(-)
  3. Скрипит под ногами, потрескивание наста.(*)

Ключ к тесту:

Если среди ответов больше тех, что обозначены знаком “+” — это визуалы, больше со знаком “*” — аудиалы, больше ответов со знаком “-“ — кинестетики.

Можно использовать тест для родителей “Методика определения основного канала восприятия” — из книги серии “Мир вашего ребенка” — “Психология детства – азбука для родителей” О.А.Кулягинова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008

3

Слуховое восприятие

Что такое слуховое восприятие?

Звонит телефон, и когда вы отвечаете, вы слышите, как мама с другой стороны спрашивает, как вы. Вы сможете быстро и легко расшифровать, что она говорит, узнать ее голос и услышать ее эмоциональное состояние уже в первые несколько мгновений звонка. Однако эта, казалось бы, простая задача на самом деле очень сложна и требует использования ряда областей мозга, специализирующихся на слуховом восприятии и распознавании его подкомпонентов.

Восприятие — это способность интерпретировать информацию, которую наши органы чувств получают из окружающей среды. На самом деле, эта интерпретация является активным процессом, зависящим от наших когнитивных процессов и предшествующих знаний. Слуховое восприятие можно определить как способность получать и интерпретировать информацию, достигающую ушей посредством волн слышимой частоты, передаваемых по воздуху или другими способами. Существует ряд процессов, которым необходимо следовать, чтобы воспринимать окружающие нас звуки:

  • Получение информации : Когда объект вибрирует, как в случае с человеческим голосом (вибрируют голосовые связки), волны, создаваемые этим действием, передаются по воздуху или другими средствами. Когда эти волны достигают внутреннего уха, активируются определенные клетки.
  • Передача информации : Клетки производят сигнал, который передается через различные ядра, пока, наконец, не достигнет медиального коленчатого ядра в таламусе.
  • Манипулирование информацией : Наконец, слуховая информация, полученная ухом, отправляется в слуховую кору височных долей. Информация обрабатывается и отправляется в остальную часть мозга, чтобы вы могли взаимодействовать с ней.

Характеристики звука и фазы слухового восприятия

Чтобы произошло слуховое восприятие, мозг должен проанализировать свойства и характеристик звука является высоким или низким.

  • Тон : Относится к тому, выше или ниже звук
  • Тембр : Позволяет различать и узнавать голоса, инструменты или звуки. Их обычно идентифицируют как «цвет» звука.
  • Продолжительность : Время, в течение которого длится вибрация звука
  • Слуховое восприятие представляет собой многоэтапный процесс.

    • Обнаружение : Самая основная часть способности воспринимать слуховой стимул заключается в том, что он имеет достаточную интенсивность, чтобы достичь наших ушей. Также необходимо, чтобы звук находился в пределах слышимости. Если он соответствует этим двум требованиям, мозг способен определить, где находится объект, производящий вибрацию, и даже сказать, движется ли он. Если кто-то говорит слишком тихо, мы его не слышим.
    • Дискриминация : Чтобы воспринимать и оценивать звук, мы должны уметь отличать его от других фоновых шумов. Если вы находитесь в ресторане или на вечеринке, где много шума, вы можете не слышать, что говорит говорящий.
    • Идентификация и распознавание : Мы должны быть в состоянии определить, откуда исходит звук: голос, инструменты или любой другой звук. Это включает в себя признание нашего личного отношения к звуку (например, «это голос моего друга»). Для того чтобы воспринимать голос, нам нужно уметь идентифицировать его как таковой и не путать с другим звуком, а также идентифицировать голос как голос своего, а не незнакомого человека.
    • Понимание : Очень важно понимать звук, который мы слышим, будь то сообщение (кто-то говорит нам что-то) или значение звука (звонок, показывающий, что урок окончен). Если друг на вечеринке говорит вам, что он должен уйти, важно, чтобы мы поняли сообщение, которое он передает,

    Логически, слуховое восприятие играет очень важную роль в нашей повседневной жизни, присутствуя в почти все задачи, которые мы выполняем. Это позволяет правильно взаимодействовать с окружающей средой, плавно общаться, предупреждать нас о любых потенциальных угрозах вокруг нас и позволяет наслаждаться музыкой.

    Примеры слухового восприятия

    • Начиная с момента начала вашего первого занятия в детском саду и до последнего класса колледжа, хорошее слуховое восприятие является необходимой частью академических занятий, поскольку оно позволяет вам следовать и понимать, что говорит учитель . Плохое слуховое восприятие без дополнительной помощи, будь то визуальные или другие ресурсы, может вызвать проблемы с пониманием во время разговора или чтения, что приведет к плохой успеваемости в школе.
    • Будь то встречи на собраниях или беседы, большинство профессий требуют постоянного использования слухового восприятия. Плавная коммуникация — основа работы с клиентами, поэтому слуховое восприятие важно для эффективного профессионального развития.
    • Слуховое восприятие является ключевой частью безопасного вождения. В опасных ситуациях звук гудка другого автомобиля может помочь вам сосредоточиться и предупредить вас о том, что что-то не так. Кроме того, прослушивание звука автомобиля и мотора подскажет вам, есть ли что-то не так с автомобилем и нужно ли его осмотреть.
    • Для музыки слуховое восприятие — это все. Если вы хотите сыграть песню на гитаре или фортепиано и добиться, чтобы она звучала красиво, вы должны серьезно проверить свое слуховое восприятие и обратить внимание на каждую ноту. Прослушивание и восприятие музыки также обычно требует слухового восприятия (хотя также возможно чувствовать вибрации и воспринимать их таким образом).
    • Обнаружение, идентификация, распознавание и понимание звуков вокруг вас позволяет соответствующим образом вписаться в вашу среду. Это не только позволяет вам адаптироваться на улице или дома, но, поскольку мы социальные животные, это также позволяет нам легче и эффективнее общаться с другими людьми.

    Патологии и расстройства, связанные с проблемами слухового восприятия

    Изменение слухового восприятия может быть связано с множеством проблем разного уровня.

    Неспособность воспринимать звуки или какой-то недостаток этого процесса называется глухотой . Это может быть вызвано повреждением рецепторов или проводящих путей, передающих информацию в мозг (гипоакузия и гиперакузия), или областей мозга, отвечающих за обогрев (корковая глухота).

    Однако восприятие не работает само по себе. Конкретные повреждения, такие как инсульт или черепно-мозговая травма, могут изменить каждый из конкретных процессов, упомянутых выше. Эти типы расстройств вызваны повреждением определенных частей мозга, отвечающих за измененные процессы. Афазия Вернике относится к неспособности понимать язык (пациент будет чувствовать, что слышит незнакомый язык). Однако слуховая агнозия — это неспособность распознать услышанный объект, что означает, что они не распознают, когда кто-то устно обращается к объекту. Это также может привести к неспособности воспринимать и ценить музыку, что известно как amusia (неспособность распознавать или воспроизводить тона или музыкальные ритмы). В некоторых случаях повреждение может носить более специфический характер, утрачивая только способность находить или имитировать звуки.

    Помимо расстройств, вызывающих нарушение слуха, существуют некоторые расстройства, при которых человек слышит звуки, которых нет. Наиболее распространенным из этих расстройств является шум в ушах , из-за которого человек слышит постоянный звон. В других случаях проблема заставляет мозг ошибочно активировать слуховую кору, что приводит к галлюцинациям. Это может происходить при таких расстройствах, как шизофрения , где галлюцинации могут быть угрожающими. Другие случаи включают музыкальных галлюцинаций , когда человек слышит музыку, как если бы она исходила из радио, но не может ее выключить. В случае paracusis Willis слуховые галлюцинации сопровождаются ослаблением слуха.

    Как измерить и оценить слуховое восприятие?

    Слуховое восприятие позволяет нам эффективно и быстро выполнять многие ежедневные действия. Наша способность комфортно вписываться в окружающую среду тесно связана со слуховым восприятием, поэтому понимание того, насколько хорошо наше слуховое восприятие, может очень помочь в самых разных областях. Например, в академическая область , чтобы узнать, нуждается ли ребенок в визуальной помощи или поддержке в классе, или если потенциальные трудности в обучении связаны с плохим слуховым восприятием, в медицинских областях , чтобы узнать, полностью ли пациент понимает свое лекарство и может ли он правильно подобрать в своей среде и в профессиональной обстановке , чтобы сотрудник мог хорошо общаться внутри компании при работе с общественностью.

    С помощью полного нейропсихологического обследования , можно эффективно и надежно оценить ряд фундаментальных когнитивных функций, таких как слуховое восприятие. Тесты, которые CogniFit («КогниФит») использует для оценки слухового восприятия, были вдохновлены классическим тестом NEPSY Коркмана, Кирка и Кемпа (1998), тестом симуляции памяти (TOMM) и тестом переменных внимания (TOVA). Помимо слуховой памяти, тесты также измеряют называние, время реакции, скорость обработки, контекстуальную память, рабочую память, когнитивную гибкость, зрительную память, зрительное восприятие и узнавание.

    • Идентификационный тест COM-NAM: Объекты представлены в виде изображения или со звуком. Пользователь должен будет определить, был ли объект представлен как изображение, как произнесенное слово или он не был представлен ранее.
    • Запрос Тест REST-COM: В течение короткого периода времени будет отображаться серия изображений. После этого пользователь должен как можно быстрее подобрать слова, соответствующие изображениям.

    Как можно восстановить или улучшить слуховое восприятие?

    Каждую когнитивную способность, включая слуховое восприятие, можно тренировать и улучшать. CogniFit («КогниФит») может помочь в этом с помощью своих профессиональных инструментов.

    Пластичность мозга является основой восстановления слухового восприятия и других когнитивных навыков. В CogniFit («КогниФит») есть набор упражнений , предназначенных для восстановления нарушений слухового восприятия и других когнитивных функций. Мозг и нейронные связи можно укрепить, бросая им вызов и работая над ними, поэтому, часто тренируя эти навыки, структуры мозга, связанные со слуховым восприятием, станут сильнее. Это означает, что когда ваши уши отправляют информацию в мозг, а мозг обрабатывает ее, связи будут работать быстрее и эффективнее, улучшая общее слуховое восприятие.

    В CogniFit работает команда специалистов, изучающих синаптическую пластичность и процессы нейрогенеза, что позволило создать персонализированную программу когнитивной стимуляции для индивидуальной тренировки каждого пользователя. Эта программа начинается с точной оценки слухового восприятия и других основных когнитивных функций. Затем программа берет результаты оценки и создает персонализированную программу, которая помогает тренировать самые слабые навыки пользователя.

    Ключом к улучшению слухового восприятия является адекватная и последовательная тренировка. CogniFit («КогниФит») предлагает профессиональные инструменты для оценки и обучения , помогающие как отдельным лицам, так и профессионалам оптимизировать эту функцию. Это занимает всего 15 минут в день, два-три раза в неделю.

    Персонализированная программа когнитивной стимуляции от CogniFit доступна онлайн. Существует множество интерактивных занятий и игр для мозга, в которые можно играть на компьютере или мобильном устройстве. После каждого сеанса CogniFit («КогниФит») предоставит подробный график когнитивного прогресса пользователя .

    СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ

  • .

    ..например, маленькие дети с незрелыми нейронными сетями; люди с дисфункцией мозга или гораздо более пожилые люди, такие как я (с истончением волос и клеток мозга), могут запутаться.

  • Теперь мы не знаем, был ли заказ CAT, TAC или ACT. В речи, конечно, это имеет большое значение.


      • Как вы понимаете, количество возможных комбинаций резко возрастает. Были ли слова SCAT, TASC, TACS, CATS и т.д. и т.п.? Какая запутанная задача для человека со слабой временной разрешающей способностью! Заметьте, однако, что риску подвергается не только значение слова, но и значение, которое может проявиться через структуру связанных морфем!

          • Если ребенок не воспринимает «s» и другие связанные морфемы на концах слов, как он/она будет изучать принципы грамматики, такие как множественное число, притяжательные формы и тому подобное? Это может негативно сказаться на развитии речи детей, навыках чтения и успеваемости.

          • Эта программа разработана и продается Научной учебной корпорацией в Беркли, Калифорния. В этой программе согласные удлиняются, чтобы у ребенка было больше времени для обработки и распознавания порядка фонем. В приведенных ниже примечаниях представлены, соответственно, веб-страница компании, информация о Fast Forward, обсуждение и образец фильма.

                ПРИМЕЧАНИЯ: веб-страница Fast Forward

                ПРИМЕЧАНИЯ: Введение в Fast Forward

                ПРИМЕЧАНИЯ: Узнайте, как научиться использовать ускоренную перемотку вперед

                .

                ПРИМЕЧАНИЯ: Смотрите и слушайте краткий обзор ускоренной перемотки вперед.

                  ПРИМЕЧАНИЯ: Послушайте несколько примеров последовательности.

              • Локализация звука: поскольку мы можем не осознавать порядок или даже дискретность двух очень близких последовательных стимулов, это не означает, что наша система восприятия потеряла связь с вовлеченными временными интервалами.

                • По мере того, как источник звука перемещается к нашему центру (спереди или сзади), разница во времени между ушами уменьшается, и кажется, что звук движется к центру. В любой момент времени мы осознаем только расположение звука в одной горизонтальной плоскости справа или слева.


                • Если это короткий звук, мы не можем точно определить, находится ли его источник спереди или сзади, над нами или под нами.

                        ПРИМЕЧАНИЯ: Информация по локализации звука.

                        ПРИМЕЧАНИЯ: дополнительная информация о локализации звука.

                    • А пока мы должны признать роль памяти именно в слуховом процессе. Две вещи имеют решающее значение в прослушивании. Слуховой стимул преходящ, а сообщение дискурсивно. Это означает, что сигнал растянут во времени. Он не задерживается достаточно долго, чтобы мы могли воспринять все сообщение за один «присест», как мы можем, когда смотрим на картинку.

                    • При прослушивании процессам памяти остается удерживать фрагменты исчезнувшего стимула, чтобы мы могли обращаться с ними так, как если бы у нас было целое. Обратите внимание, что я сказал процессы (во множественном числе), потому что память (как и язык) представляет собой систему множества подпроцессов.

                    • Из множества подпроцессов памяти мы пока упомянем два: кратковременную и долговременную память.

                    • Кратковременная память — это способность удерживать сигнал в течение коротких периодов времени — от миллисекунд до часов. Однако это не один процесс, а группа подпроцессов:

                      Сенсорный, Перцептивный и Письменная память.
                      • Кратковременная сенсорная память больше относится к действию преобразователя. Во многих отношениях это аналог послеобраза в визуальном, но с другой целью.
                        • Кратковременная сенсорная память удерживает изображение с датчика достаточно долго, чтобы мы могли распознать его структуру.

                        • Например, без остаточного свечения на экране радара было бы трудно различить закономерности. Сенсорная кратковременная память выполняет ту же функцию. Это позволяет нам распознавать звуковые паттерны, такие как фонемы.

                        • Кратковременная перцептивная память, относится к нашей способности запоминать цепочки слов, пока мозг расшифровывает их фонологическое, морфологическое, синтаксическое, семантическое и прагматическое значение. Это поистине удивительный процесс!
                            • В предложении может быть от 20 до 50 слов. Мы должны держаться за слова, извлекать смысл и делать это достаточно быстро, чтобы быть готовыми принять следующее предложение, которое придет прямо за ним по пятам, а также следующее и следующее.

                            • Для детей (или взрослых) с резко ограниченной кратковременной памятью (скажем, 4 или менее битов информации) и с несколькими стратегиями, на которые можно положиться (например, плохая грамматика и/или недостаток жизненного опыта) декодирование устное предложение может быть серьезной проблемой.

                            • Но когда я записался на латынь III (вдохновленный моим очевидным успехом в латыни II), меня ждал «Последний бой Кастера». Здесь мы читаем произведения Цицерона, который никогда не писал короткого предложения, я уверен, меньше двух страниц. Я никогда не мог сразу уложить в голове целое предложение.

                            • К тому времени, когда я добрался до глагольной группы через все относительные предложения и т. д., я полностью забыл, что такое именная группа, не говоря уже о информации, которая была во всех придаточных и встроенных предложениях.


                  • Письменная память — это процесс краткосрочной памяти, который мы используем, чтобы удерживать информацию достаточно долго, сохраняя списки предметов, которые нужно взять из магазина, или факты, которые нужно извергнуть на тесте.

                          ПРИМЕЧАНИЯ: Послушайте короткую демонстрацию краткосрочной памяти