Внутренний мотив – Урок 4. Мотивация деятельности человека
21. Явление мотивации. Понятия потребности, мотива, мотивации. Связь мотивации с деятельностью. Внешняя и внутренняя мотивация.
Активная длительная и избирательная направленность поведения составляет сущность явления, определяемого как мотивация. мотивация является одновременно источником активности и направленности поведения; точнее, согласно этой концепции, поведения понимается как направленная активность. Эти два аспекта — динамический аспект и аспект направленности — часто отделяются друг от друга при изучении мотивации.
Мотивационное поведение характеризуется следующими признаками:
энергичность. Воздействие мотивации пропорционально количеству расходуемой энергии.
Настойчивость. Мотивированный индивид с трудом прекращает свою деятельность.
Изменчивость. Человек упорно продолжает свои усилия, чтобы достичь у спеха не повторяя одно и то же действие.
Три класса мотивирующих факторов:
Биологические влечения ( наиболее простые формы мобилизации энергии возникают как следствие определенных биологических потребностей)
Эмоции ( отличаются от биологических прежде всего тем, обусловлены внешними \, а не биологичсекими ситуациями)
Интересы и ценности.
Мотивация формируется развивается в процессе деятельности.
Потребности – состояние объективной необходимости (нужды). Главная характеристика потребностей их предметность. Собственно потребность, это потребность- в чём-то, что лежит вне организма; последнее и является ее предметом. Другую важнейшую характеристику потребностей состовялет их динамика : их способность актуализироваться и изменять свою напряженность, способность угасатьи воспроизводиться вновь. Отражение субъектом динамики своих потребностей имеет и кроме сигнальной функции, отражения внешней действительности,, опережающую функцию внутреннего регулирования.
Потребность сама по себе – негативное состояние, состояние нужды, свою позитивную характеристику она получает только в результате встречи с объектом, своего опредмечивания.
При появлении в среде новых объектов и исчезновении прежних потребности продолжают удовлетворяться, приобретая теперь конкретно-предметное содержание. Развитие потребностей происходит через развитие их объектов.
Потребности различаются по следующим критериям:
низшие (витальные, биологические) – ими обладают и животные и человек. Второй уровень потребности высшие, духовные (познавательные, потребности в общении). У животных тоже могут быть потребности в общении. Специфика потребностей человека состоит в том, что они удовлетворяются с помощью куьтурных средств. Они не заданы от природы, а приобретаются в процессе социализации.
Два уровня различают в потребностной сфере. 1ур. – базовые потребности 9базльные) – те над которыми надстраиваются потребности второго уровня. 2 ур. Вторичные производные потребности. Они формируются при жизни человека, при помощи различных механизмов преобразования базовых потребностей. Часто но не всегда базовые потребности являются врожденными.
Специфической задачей различения базовых потребностей считал для себя МакДауголл. Он считал базовые потребности общими для животных и людей и называл их инстинктами. Инстинкт представляет собой единство из трех звеньев: когнитивного компонента (знания об объекте) – предъявление предрасположенности по отношению к определенным объектам, эмоциональный импульс (отношение к объекту) – является постоянным ядром инстинкта, моторный ( устремленность к объекту или от него)
Примеры инстинктов: бегство (эм.ядро – страх), неприятие ( отвращение), любознательность (удивление), агрессивность (гнев).
Классификация получена эмпирическим путем
Позже за критику того что нет критериев для выделения уровней, переименовал понятие инстинкт в устремленность, склонность.
У Джеймса инстинкт это базовый мотивационный компонент, эквивалентен слову потребность. Механизм преобразования базовых потребностей – импритинг.
В бихевиоризме первичные побуждения это драйвы., связаны с безусловными поведенческими реакциями. Бихевиоризмы интересовались не столько драйвами сколько механизмами их преобразования во вторичные потребности – научением.
В психоанализе базовая основа поведения – либидозная энергия. Анализируются механизмы преобразования этой энергии (замещение, проекция, отрицание. Сублимация)
В гуманистической психологии: первичные потребности типа А, вторичные потребности типа В.
Тип А: витальные потребности (природные нужды, физиологические потребности)
Тип В: собственно человеческие потребности.
Потребности типа А не являются теми над которыми надстраивается тип В. Они различаются по способу удовлетворения. Тип А путем редукции напряжения, Тип В наооброт создание напряжения.
Потребности типа А иВ можно выстраивать в иерархию (Маслоу)
Мотив – предмет потребности. Мотив – то, ради чего осуществляется деятельность. Мотив деятельности имеет несколько функций:
Любая деятельность полимотивирована. Здесь можно выделить несколько мотивов, участвующих в нормальном протекании деятельности. Мотивы находятся в самоподчинении.
Иерархия мотивов.
Смыслообразующие мотивы, главные мотивы
Мотивы нижележащие, мотивы-стимулы
Мотивы-стимулы не осуществляют направляющую функцию, выполняя только побуждающую функцию. Они участвуют в регуляции деятельности, подпитывая и стимулируя ее. Если мотив переходит на другой уровень, то меняется деятельность. Иерархия мотивов есть ключ к пониманию личности. Первый параметр определения личности по Леонтьеву: широта мотивационной сферы. В процессе социализации ребенок знакомится с различными видами деятельности. Второй параметр: степень иерархизации мотивов в сфере личности. Третий параметр: мотивационная сфера человека находится в постоянном движении. Она динамична, что связано с развитием личности. Мотивы могут осознаваться, а могут и не осознаваться, но в любом случае они отправляют, реализуют свои функции, направляя и побуждая деятельность.
Критерия различения мотивов:
место мотива в иерархии мотивационной сферы (мотивы ведущие. Смыслообразующие; мотивы второстепенные, стимулы)
социальная оценка (социальноодобряемы, социальнонеодобряемые)
Отношение мотива к сознанию, мотивы могут не всегда осознаваться 9мотивы-цели осознаются всегда) если мотив осознается не правильно – это мотивировка.
связан с именем Левина, отношение мотива к конкретной ситуации, постоянная мотивация, ситаутивная мотивация.
Данный критерий будет относитяся к различению таких понятий как внешняя и внутрянняя мотивация., то есть связан с источником мотивации.
Данный аспект можно рассматривать с точки зрения субъекта и с точски зрения предметного содержания деятельности.Если с точки зрения субъекта: то внешняя мотивация задается средой) источник внутренней мотивации сам субъект)
Чтобы внешнее стало внутренним оно должно интериоризироваться. Внешняя мотивация обладает только побуждающей функцией, а внутрянняя ещё и смыслообразующей.
По отношению к предметному содержанию деятельности внешняя мотивация относится к внешним условиям деятельности, внутрянняя к самой деятельности).
studfile.net
Виды мотивов в психологии
Определение 1
Мотивом называется явление, которое служит стимулом для совершения необходимого действия.
Мотив придает человеку вдохновение и яркие переживания, которые характеризуются либо позитивными чувствами, связанными с ожидаемыми событиями, либо с негативными чувствами из-за разочарования при неудачно сложившихся обстоятельствах.
Виды мотивов подразделяются на 2 уровня
- мотив сохранения, он встречается в жизни человека чаще всего. При этом сила эмоций оказывать влияние в короткий период времени, а основная активность устремлена на то, чтобы сохранить то, что имеется;
- мотив достижения, он направляет основные ресурсы человека, при его активной деятельности в процессе достижения желаемого.
Функции и виды мотивов человека
Теперь проанализируем подробно имеющиеся виды мотивов:
Внешний мотив. Обуславливается различными факторами внешнего мира или чужим мнением. Например, если кто-то из знакомых купил новую вещь, а вам она тоже понравилась, тогда появляется мотивация приобрести себе такую же.
Внутренний мотив. Возникает внутри человека, например, появляется внутреннее желание отправиться в путешествие или сделать перестановку в доме.
Отрицательный мотив.Служит поводом для того, чтобы уберечь человека от возможной ошибки. Например – если я не сделаю сейчас, то потом уже будет поздно.
Положительный мотив. Строится благодаря положительным примерам и мыслеформам. Примером может служить такая формулировка – если много заниматься, тогда я стану лучшим в своей группе.
Устойчивый мотив. Формируется на основе нужд человека и не нуждается в дополнительном подкреплении со стороны других.
Неустойчивый мотив. Постоянно требует подтверждения своих мыслей со стороны авторитетных людей.
Функции мотивов
Главные функции мотивов человека заключаются в следующем:
побуждать к действию. Поиск мотивов и стимулов, заставляющих человека предпринимать необходимые действия;
направлять деятельность. С помощью этой функции можно определить вектор и направленность действий для реализации своих замыслов;
контроль и поддержание. Осуществляется за счет поведения, которое нацелено на достижение желаемого. Уделяя внимание конечной цели, человек может корректировать свое движение, учитывая её достижения и промежуточный результат.
Мотивы деятельности в социуме
Замечание 1
Деятельность человека – это основная жизненная функция. Поэтому мотивы деятельности создаются на потребностях человека достигать своих жизненных целей. При этом поведение человека определяется в прямой зависимости от того, к какому конечному итогу он хочет прийти.
Так как в социальной среде главной деятельностью служит работа, поэтому и мотивы связаны с процессом осуществляемой работы:
материальное вознаграждение. Сюда относятся денежные поощрения и уверенность в стабильности своей работы, а также социальная защищенность;
свободное время. Этот мотив является существенным для творческих людей и для тех, у кого есть маленькие дети или тех, кто сочетает свою работу с учебой;
значимость работы. Этот мотив показывает социальный статус человека, учитывается престижность профессии.
Тем не менее, важнее всех мотивов, определяющих поведение человека, будет «самомотивация» человека. Это внутренние ощущения и побуждения, которые формируют собственные устремления человека. Только из самомотивации возникают остальные виды мотивов, которые ведут к достижению желаемого.
spravochnick.ru
Виды мотивации — Психологос
Разновидностей мотивации много. В первую очередь, мотивация других людей отличается от мотивации самого себя, от самомотивации.
Кроме того, мотивация бывает естественной и искусственной. Естественная мотивация — происходящая в силу естественных причин и обстоятельств, и искуственная — создаваемая людьми для целей тех или иных воздействий.
Усталый человек вечером хочет найти ночлег, замерзший — стремится к теплу. Это естественная мотивация. Телевизионная реклама сникерсов, дезодорантов и стиральных порошков, играющая цветом, звуками и образами — искусственно создаваемая мотивация↑.
Мотивация бывает позитивная и негативная, она же мотивация «к» и мотивация «от». Позитивная мотивация, стремление, основывается на положительных стимулах или позитиве, содержащемся в самом деле. На отрицательных — негативная мотивация, избегание.
«Если я разберу на столе, я получу конфету» или «если я не буду баловаться, то получу конфету» — положительная, позитивная мотивация. «Если я разберу на столе, то меня не накажут» или «если я не буду баловаться, то меня не накажут» — отрицательная, негативная мотивация↑.
В целом мотивация относится к мягким формам влияний (в сравнении с физическим воздействием и другими средствами принуждения), однако в исполнении разных людей мотивация может происходить очень различно. Если мотивация в исполнении Душки — заинтересовывание и обращение к чувствам, то Силовик действует жестче: по чувствам бьет и на чувства давит↑.
Есть мотивация внешняя, есть мотивация внутренняя↑. Внешняя мотивация — побуждение или принуждение что-то делать внешними для человека обстоятельствами или стимулами.
Грозовая туча на горизонте очень мотивирует быстро бежать из леса домой. Пообщали людям премию — они стали шевелиться быстрее.
Внутренняя мотивация — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.
Я работаю не за зарплату, я люблю свое дело. Здесь у меня есть все, чтобы быть счастливым.
Если за какое-то дело хорошо платят — это мотивация внешняя, если дело интересно человеку само по себе — у него мотивация внутренняя. При этом внешняя мотивация может быть мотивацией извне (морковка, стимул, организация ситуации, См.→) и мотивацией изнутри (через управление видением ситуации, чувствами и состоянием).
Иногда различают мотивацию реактивную (в связи с происшедшим, в связи с виной, возможностями или ошибками) и проактивную (в связи с планами на будущее).
В работе, на производстве важно помнить, что мотивация бывает материальная и нематериальная.
Материальная – поощрение деньгами или ценными подарками, нематериальная – способы взаимодействия с сотрудником, демонстрирующие признание и его значимость в компании. А вот корпоративные мероприятия, обустройство удобных рабочих мест, медицинское страхование и аналогичные вещ, где сотрудник на руки вроде бы ничего не получает, но работодатель деньги тратит отнести к материальной или нематериальной мотивации сложно.
www.psychologos.ru
Внешние мотивы деятельности
Определение 1
Под мотивом к реализации деятельности в современной психологической науке понимают обобщённое видение, образ материальных объектов или идеальных феноменов, представляющих определенную ценность для личности и определяющих направление ее деятельности с целью достижения указанных объектов.
Мотив переживается субъектом в форме положительных эмоций ожидания достижения желаемых объектов, либо в форме отрицательного психологического ощущения неполноты настоящего положения.
Вся совокупность мотивов, побуждающих личность к деятельности, представлена внешними и внутренними факторами. Внешние и внутренние стимулы, мотивы не являются противостоящими полюсами, но формируют единство мотивационной сферы личности, могут успешно взаимозаменять, взаимопереходить друг в друга.
Классификация внешних мотивов деятельности
Определение 2
Экстринсивная, внешняя мотивация представляет собой побуждение к реализации деятельности, не связанное с содержанием самой деятельности, обусловлено внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.
Совокупность социальных, внешних мотивов представлена тремя группами стимулов:
- широкие социальные мотивы, обусловленные стремлением личности к реализации социально значимой, полезной академической, профессиональной или иной деятельности, направленной на развитие, повышение уровня благополучия социума, страны. Мотивы данной группы могут приводить к вовлечению личности в социально значимую деятельность;
- позиционные социальные мотивы. Узкие социальные мотивы определяются стремлениями личности занять определенную социальную позицию в обществе, заслужить уважение окружающих. Позиционные социальные мотивы могут привести к чувствительности личности к критике, неадекватному восприятию негативного оценивания личности со стороны окружающих, что может, в свою очередь, стать причиной отказа индивидуума от реализации определенного вида деятельности;
- мотивы социального сотрудничества регулируют деятельность личности за счет желания установления коммуникативного взаимодействия с окружающими. Указанные стимулы проявляются в активном участии личности в коллективных, групповых видах работ.
В отдельную группу отдельные исследователи выделяют творческие мотивы, которые представляют собой синтез, слияние внутренних и внешних стимулов.
Уровни внешней мотивации
Уровень мотивации может меняться, переходить от внешней к внутренней. Механизм восприятия внешних стимулов в качестве своих собственных называется интернализацией.
Определение 3
Под данным процессом в психологической науке понимается процесс принятия личностью внешней системы аксиологических ценностей, убеждений, идей как своих собственных.
Выраженность процесса интернализации формирует четыре уровня внешней мотивации: экстернальную, интроецированную, идентификационную и интегративную виды регуляции.
Экстернальная регуляция
Данный вид мотивации характеризуется наименьшим уровнем реализации процесса интернализации, при котором поведение регулируется за счет результатов, которые не связаны с непосредственной реализацией деятельности. При данном виде мотивации смысл деятельности придают исключительно внешние факторы, однако, личность не ощущает себя полноправным субъектом деятельностных процессов, поскольку их реализация направляется стимулами, заданными другими. Реализация профессиональной, академической деятельности не приносит удовлетворения, осуществляется исключительно в связи с ожиданием внешних поощрений или санкций.
При интенсивно выраженном уровне протекания интернализации формируется интегративный вид регуляции, при котором внешние факторы принимаются личностью как собственные побуждения, что приводит к максимально эффективному осуществлению деятельности, реализации и развитию творческого потенциала.
spravochnick.ru
Мотив — Психологос
Фильм «Школа разума. Консультирует А. Рапопорт.»
Настоящий мотив не всегда очевиден даже самому человеку.
скачать видео
Иногда человека по жизни несет, иногда он ведет себя сам, чаще поведением человека управляют его мотивы. Мотив — внутреннее побуждение к действию на основе личного интереса. Мотив — объяснение ради чего человек делает то или иное, ответ на вопросы: «Что тебя побудило? Каков твой интерес?»
Что побудило человека к преступлению: деньги? месть? — Это мотивы преступного поведения.
А каковы мотивы осознанного материнского поведения? Когда-то — радость и здоровье ребенка, когда-то — получение статуса Мамы, занять свое время и развлечься. См.→
Мотив стоит не за каждым действием. Направление движение алкоголика определяет бутылка, ветер и земное тяготение, но не мотивы. Бывает, что девушку несут одни эмоции, у людей наблюдается и немотивированное поведение — поведение по привычке либо по принуждению. Мотивы — только одна из движущих сил поведения, наряду с привычками, разумными соображениями, страхами и состояниями аффекта, стимулами, мотиваторами, жизненными целями и ценностями. На фоне поведения, определяемого общепонятными традициями и привычками, поведение с мотивом выделяется как особенное и привлекает внимание («Зачем он это сделал?»)
Три ключевых слова, задающим содержание понятия мотив, это: «побуждение», «внутреннее» и «личное».
Мотив — это не страхи, не стремление от, не то что отвращает. Мотив — это стремление к, это всегда побуждение.
Мотив — это всегда внутреннее. Внешние побудители поведения называются стимулами или мотиваторами, см.→
Мотив — это не просто внутреннее, а — личное. За безличными действиями, побуждаемыми например привычками, мотива может и не стоять, но за каждым личным поступком мотив стоит всегда. Вокруг нас много привлекающих нас вещей или пугающих нас обстоятельств, но этот человек сделал свой личный выбор, среди многого выбрал одно. Мотив, это всегда личное, это ответ на вопрос» «Что побудило именно тебя?»
За одним действием могут стоять одновременно несколько мотивов, какие-то из них могут быть вполне осознанными, другие — плохо осознаваемыми, а то и вовсе бессознательными. Чаще осознаются и предъявляются окружающим мотивы более социально приемлемые, однако бывает и наоборот, когда люди в силу тех или иных причин свои мотивы представляют в более невыгодном свете, чем это есть на самом деле.
При том, что мотив характеризует человека как личность, жизнь и действия на основе мотивов едва ли могут быть признаны верхом личностного развития. Мотив выражает только одну из сторон человеческой жизни, а именно выражает первую позицию восприятия, действие на основе личных интересов. Если же человек действует из других позиций восприятия, действует на основе понимания своего долга, воплощает свои жизненные цели и ценности, трудно утверждать, что этим человеком управляют его мотивы. Скорее, такой человек рассматривает смыслы от смыслообразующих мотивов, принимает собственные решения и действует потому, что он так решил, во имя того, что ему дорого.
Виды и формы мотивов
Мотивы могут быть явные и скрытые, проактивные и реактивные, смыслообразующие и мотивы-стимулы, низкие и благородные. Мотив выступает иногда как отношение, чувство и потребностное состояние, иногда — как внешний привлекательный предмет. См.→
Мотив и мотивация
Мотив вместе со стимулами и мотиваторами создают мотивацию (как позитивную, так и негативную). Смотри Влечение, Желание, Интересы, Мотив, Мотиваторы, Обстоятельства, Потребность, Стимул, Увлечение, Цель, Ценность — словарь
www.psychologos.ru