Пустотой – Пустота — Психология PRO

Пустота — Психология PRO

Пустота предшествует всему. Пустота – начало творения, «отсутствие» чего-либо, предшествующее проявлению. В контексте этой статьи, я поведу речь о пустоте не как о философской концепции, но как о реальном спектре жизни, который существует здесь и сейчас, вмещая в себя протяженность прошлого, будущего и бесчисленные объекты реальности. Эта статья относится к разряду эзотерических. А это значит, что теория изложенная здесь – сложнопроверяема на практике. Я советую не брать подобные теории на веру, а использовать их как гипотезы, способные расширить горизонт познания.

Тантрические учения говорят о том, что пустота воспринимаемого мира ощущается, когда вы отвлекаете внимание от ментальной деятельности. Созерцание неподвижной пустоты приносит ни с чем не сравнимое успокоение и невозмутимость. Качества пустоты сложно выразить, т.к. мысли всегда относятся к миру объектов. В определенном смысле все происходящее является пустотой. Но разум, проводящий различие, разделяет пустоту на многообразные спектры, и тогда обнаруживаются отдельные объекты. Сами по себе объекты состоят из отдельных мельчайших частиц: молекул и атомов. Но и эти частицы не являются абсолютно плотными, иначе вес любого объекта был бы бесконечно великим. Атом состоит из протонов, нейтронов и электронов, которые, по сути, являются чистой энергией.

На тончайшем уровне – все пустотно.

Во время однонаправленного созерцания мы подходим к восприятию тончайших аспектов реальности. Различая бесконечно малое, мы сталкиваемся с бесконечно великим – с пустотой не ограниченной формами и расстояниями. При растворении первоэлементов мы обнаруживаем пустоту, как исконное, бесформенное состояние чистого бытия и свободы.

Самые малые «элементарные» частицы на тончайшем уровне имеют волновую природу. Квантовая механика рассматривает природу реальности и как материальную, и как волновую, энергетическую одновременно. Волновая природа запредельна ментальному познанию, т.к. мысли по определению не могут выразить то из чего сами же и состоят – из более тонких элементов. Волновая природа доступна прямому «сущностному» познанию. На уровне мыслей можно сказать, что это – некая парадоксальная энергия, не имеющая четких характеристик, пребывающая одновременно в любых местах вселенной, и способная преодолевать мгновенно любые расстояния.

В пустоте все расстояния – условны. Она является посредником между реальностью пространства, времени и действительностью за пределами этих категорий. Ее свойства просты и в то же время бесконечно сложны и многогранны, если разделяются на спектры. Концентрируясь в едином потоке, эта энергия порождает из пустоты реальность, создает видимость более плотных элементов. Плотность и материальность вселенной – категории весьма относительные и условные, потому что составляющие первоэлементов видимой физической реальности не имеют какой бы то ни было устойчивой основы. Все в этом мире является пустотой, которая позиционирует себя в любых возможных проявлениях, не теряя своей истинной природы.

Уровень плотности вселенской пустоты можно условно разделить на следующие подуровни: 1. плотный мир (физически осязаемые предметы), 2. вода (жидкость), 3. газообразные субстанции, 4. эфирные субстанции, 5. астральные энергии, чувства, 6. ментальные энергии, мысли, 7. Каузальные энергии, пустота сознания, 8. чистое существование.

Первые семь уровней по степени вибрации (пустоты) соответствуют семи энергетическим центрам (чакрам) в теле человека. Восьмой уровень – это зритель жизни, Высшее «Я».

В привычной жизни тонкая энергия ощущается – как чувства, мысли, сознание и само существование. Уровень каузального (причинного) плана соответствует «началу» творения реальности. Считается, что на этом тончайшем уровне действительности изначально прописана вся информация о предстоящем творении, «уплотнении» изначальной пустоты в более плотные грубые планы. Переживание самой пустоты относится к высшему каузальному плану в том виде, когда его первичная волновая субстанция пребывает в равновесии, не порождая видимости плотных объектов.

Физическую реальность мы различаем как плотную и твердую благодаря привычным импульсам, исходящим от тела. Мы привыкли к этим импульсам и не всматриваемся в их природу, которая при условии проницательного созерцания открывается как невыразимая пустота, без всякой основы. Если обратить внимание на такой аспект жизни как пространство, можно уловить тонкое расширение сознания, охватывающее жизнь не как плотную точку «на горизонте», а как переживание наполненного тонкого «объемного» существования. Это не просто пустота, это – сама жизнь. Поначалу эта грань воспринимается неуловимой, слишком тонкой для восприятия, и кажется, что почти невозможно на ней концентрироваться длительный промежуток времени. Но со временем, по ходу практики созерцания, эта свобода становится все более доступной для различения. Самый большой барьер, сдерживающий расширение сознания – это сомнение и слепая вера в незыблемость привычных взглядов на жизнь.

Чтобы прийти к переживанию пустоты, также, подходит практика созерцания возникновения (начала) мысли и ее растворения (окончания). Эта практика позволяет осознать тот факт, что мысль возникает из тончайшего пространства пустоты. Существование чистого сознания – это свобода, бессмертие и независимость от каких-либо материальных стимулов. Человек в своей сущности – и есть это бытие, в котором сменяется материя.

Некоторых искателей волнует вопрос, существует ли высшее «Я», как единое целое, или же оно разделено на множество «Я» присущих каждому отдельному индивиду. Некоторые практики утверждают, что Пуруш (Высшее «Я» в йоге) много, у каждого есть свой Пуруша, и все они являются каплями в океане единого Брахмана (Творца). Другие говорят о едином Атмане (высшее «Я» в адвайте), который всегда один и неделим для всех существ. В буддизме говорится о тотальной пустоте, без упоминаний о том, что она обладает «свойством» оживлять и «одушевлять» формы. На progressman.ru теме высшего «Я» посвящена отдельная статья.

Возможно, все это – не так уж важно, ведь даже если бы высших «Я» могло быть много, то не было бы никакого различия между множеством идентичных «Я». Высшее «Я» имеет однородную идеальную природу пустоты и чистого, ничем не окрашенного абсолютного существования. Существование, как таковое невозможно поделить на два, три и более. А если представить себе такое разделенное на разные части существование, то между этими частями должен стоять аспект небытия, отделяющий одно бытие от другого, и должен наличествовать некий еще более тонкий фактор, вышестоящий над этими существованиями, чтобы можно было констатировать их наличие.

Все, что только может быть, происходит в рамках существования, ни одно явление не может пребывать за его пределами. В этих вопросах не стоит буксовать на конкретных концепциях, потому что законы логики рушатся и теряют свою основательность, соприкасаясь с этими категориями. Сколько не дели пустоту, в итоге получишь ноль, сколько не дели бесконечность, в итоге получишь бесконечность.

Атман не подвержен каким-либо изменениям и является созерцающим субъектом. В этом смысле Атман является единственным совершенным прибежищем. Все, что Атман созерцает подвержено постоянным переменам. Жизнь и смерть как одно целое, как проявление и растворение происходят одновременно в пустоте высшего «Я». Фактор пустотного существования не ощущается большинством людей в силу привязанности к переживанию знакомой плотной реальности, создающей иллюзию устойчивости. Безжизненность и мрак пустоты – это проекции ума, не способного отразить ее безграничную свободу. Ум переживает шок, сталкиваясь с пустотой за пределами его двойственных построений. Ясное сознание, напротив, переживает пустоту, как свет и высшее блаженство, наполненное сутью жизни.

Для эго пустота – гибель, для нашей истинной природы, пустота – свобода.

Иллюзорная устойчивость материи, как «заслонка» мешает свободному току энергии, фиксирует и центрирует ощущение реальности, создает иллюзию отдельного существования. По мере расслабления и растворения этой напряженной «устойчивости», энергия начинает циркулировать все более свободно, а сознание обретает свободу пустоты без начала, конца, без какой-либо фиксации вообще. Плотные объекты остаются, но уже не являются единственными и основными в спектре внимания. Они словно подвешены в пустоте без верха, низа и каких-либо координат, пропитаны пустотой и состоят из нее. И так было всегда, просто осознание этого факта сдерживалось неготовностью разума принять эти факты, интегрировав их со своим опытом. Все это проживается путем простого глубинного расслабления с сохранением ясности сознания.

Мы ищем самих себя во внешних формах: в друзьях, любимых, событиях, достижениях. Пытаемся зафиксировать иллюзорное, преходящее самоощущение – сделать смертное вечным. То, что я называю здесь пустотой, можно также верно назвать абсолютной «наполненностью», завершенностью, единственной, реальной, устойчивой, нашей истинной природой.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

progressman.ru

Пустота — Викицитатник

Примитивный насос для демонстрации вакуума;
одного из видов (относительной) пустоты.

Пустота́ — широкое физическое или философское понятие, означающее отсутствие содержания, заполнения чего-либо, также — неясность или отсутствие понимания. Термин, близкий к понятию «Ничто», а временами совпадающий с ним. В буддизме пустота — то же, что шуньята. В космологии — область Вселенной, не заполненная галактиками; в физике — антипод материи; в математике — пустое множество; в информатике — нулевой указатель или пробел. Пустота — идеальное понятие, существующее прежде всего в представлении.

пустота физическая[править]

Для решения вопроса в ту или другую сторону надо выяснить, что обозначает это название. Пустота действительно кажется местом, в котором ничего нет. Причина этому — убеждение, что все существующее есть тело, всякое же тело <находится> в месте, а пустота <имеется> в том месте, в котором нет никакого тела, так что, если где-нибудь нет тела, там есть пустота. Всякое тело, опять же, считают осязаемым, а таким будет то, что обладает тяжестью или легкостью. Таким образом, путём умозаключения получается, что пустота есть то, в чем нет ничего тяжёлого или легкого. Все это, как мы говорили и раньше, вытекает из умозаключения. Нелепо при этом считать пустотой точку: она должна быть местом, в котором имеется протяжение осязаемого тела. Итак, по-видимому, в одном из значений пустотой называется то, что не наполнено воспринимаемым путём осязания телом, причем воспринимаемое путем осязания тело обладает тяжестью или легкостью. (Здесь может возникнуть недоумение: что сказать, если протяжение имело бы

ru.wikiquote.org

пустота — Викисловарь

В Википедии есть страница «пустота».

Содержание

  • 1 Русский
    • 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 1.2 Произношение
    • 1.3 Семантические свойства
      • 1.3.1 Значение
      • 1.3.2 Синонимы
      • 1.3.3 Антонимы
      • 1.3.4 Гиперонимы
      • 1.3.5 Гипонимы
    • 1.4 Родственные слова
    • 1.5 Этимология
    • 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
    • 1.7 Перевод
    • 1.8 Библиография

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падежед. ч.мн. ч.
Им.пустота́пусто́ты
Р.пустоты́пусто́т
Д.пустоте́пусто́там
В.пустоту́пусто́ты
Тв.пустото́й
пустото́ю
пусто́тами
Пр.пустоте́пусто́тах

пу-сто-та́

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 1d по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -пуст-; суффикс: -от; окончание: [Тихонов, 1996].

Произношение[править]

  • МФА: ед. ч. [pʊstɐˈta] 
    (файл)
    мн. ч. [pʊˈstotɨ]

Семантические св

ru.wiktionary.org

Значение слова ПУСТОТА. Что такое ПУСТОТА?

ПУСТОТА́, -ы́, мн. пусто́ты, ж.

1. Свойство по прил. пустой (в 1, 2, 3 и 4 знач.). Пустота шара. Пустота жизни. Пустота разговоров.[В комнате] было пусто, и ветерок шевелил противомоскитную сетку, подчеркивая пустоту помещения. Тихонов, Серый Хануман. Теперь пароход был в безграничной тьме, в пустоте океана и ночи. Бунин, Братья. [Николай Иванович] упрекал Екатерину Дмитриевну в душевной пустоте, в легкомысленной трате денег. А. Н. Толстой, Сестры.

2. Пустое, ничем не заполненное пространство. Я стремительно протянул вперед руки, но… они встретили пустоту. Куприн, Прапорщик армейский. Чугунные плиты заросли травой, а постучишь — под ними пустота. 562 Кузьмин, Круг царя Соломона. || перен. Одиночество, отсутствие близкого общения с людьми или с кем-л. близким. Аникина говорила и говорила. Видно было, что она тяготится пустотой, в которой невольно оказалась вместе с мужем среди товарищей по группе. Каверин, Косой дождь. Даже самый беззаботный детский визг не мог заполнить пустоты, которая образовывалась в нашей жизни во время отъездов отца. В. Андреев, Детство. || перен. Отсутствие каких-л. ощущений, сознания. — Почему же все так боятся смерти? — думал он. — Да, смерть — это пустота и одиночество. Бондарев, Батальоны просят огня.

3. перен. Состояние душевной опустошенности, отсутствие интересов, стремлений. [Иванов:] Я не чувствую ни любви, ни жалости, а какую-то пустоту, утомление. Чехов, Иванов.

4. Полое место внутри сплошного материала. Пустоты в чугунном литье.Подземные реки нередко образуют в земных недрах большие пустоты — там, где породы не стойки к воде, легко в ней растворяются. Мезенцев, Энциклопедия чудес.

В пустоту ( смотреть, идти и т. п.) — без определенного направления, в пространство. Бородин, не шевелясь, не мигая, смотрел перед собой — в пустоту, не видя Терентия. А. Иванов, Повитель.
Торичеллиева пустота см. торичеллиев.

kartaslov.ru

Пустота — Психология PRO

Пустота предшествует всему. Пустота – начало творения, «отсутствие» чего-либо, предшествующее проявлению. В контексте этой статьи, я поведу речь о пустоте не как о философской концепции, но как о реальном спектре жизни, который существует здесь и сейчас, вмещая в себя протяженность прошлого, будущего и бесчисленные объекты реальности. Эта статья относится к разряду эзотерических. А это значит, что теория изложенная здесь – сложнопроверяема на практике. Я советую не брать подобные теории на веру, а использовать их как гипотезы, способные расширить горизонт познания.

Тантрические учения говорят о том, что пустота воспринимаемого мира ощущается, когда вы отвлекаете внимание от ментальной деятельности. Созерцание неподвижной пустоты приносит ни с чем не сравнимое успокоение и невозмутимость. Качества пустоты сложно выразить, т.к. мысли всегда относятся к миру объектов. В определенном смысле все происходящее является пустотой. Но разум, проводящий различие, разделяет пустоту на многообразные спектры, и тогда обнаруживаются отдельные объекты. Сами по себе объекты состоят из отдельных мельчайших частиц: молекул и атомов. Но и эти частицы не являются абсолютно плотными, иначе вес любого объекта был бы бесконечно великим. Атом состоит из протонов, нейтронов и электронов, которые, по сути, являются чистой энергией. На тончайшем уровне – все пустотно.

Во время однонаправленного созерцания мы подходим к восприятию тончайших аспектов реальности. Различая бесконечно малое, мы сталкиваемся с бесконечно великим – с пустотой не ограниченной формами и расстояниями. При растворении первоэлементов мы обнаруживаем пустоту, как исконное, бесформенное состояние чистого бытия и свободы.

Самые малые «элементарные» частицы на тончайшем уровне имеют волновую природу. Квантовая механика рассматривает природу реальности и как материальную, и как волновую, энергетическую одновременно. Волновая природа запредельна ментальному познанию, т.к. мысли по определению не могут выразить то из чего сами же и состоят – из более тонких элементов. Волновая природа доступна прямому «сущностному» познанию. На уровне мыслей можно сказать, что это – некая парадоксальная энергия, не имеющая четких характеристик, пребывающая одновременно в любых местах вселенной, и способная преодолевать мгновенно любые расстояния.

В пустоте все расстояния – условны. Она является посредником между реальностью пространства, времени и действительностью за пределами этих категорий. Ее свойства просты и в то же время бесконечно сложны и многогранны, если разделяются на спектры. Концентрируясь в едином потоке, эта энергия порождает из пустоты реальность, создает видимость более плотных элементов. Плотность и материальность вселенной – категории весьма относительные и условные, потому что составляющие первоэлементов видимой физической реальности не имеют какой бы то ни было устойчивой основы. Все в этом мире является пустотой, которая позиционирует себя в любых возможных проявлениях, не теряя своей истинной природы.

Уровень плотности вселенской пустоты можно условно разделить на следующие подуровни: 1. плотный мир (физически осязаемые предметы), 2. вода (жидкость), 3. газообразные субстанции, 4. эфирные субстанции, 5. астральные энергии, чувства, 6. ментальные энергии, мысли, 7. Каузальные энергии, пустота сознания, 8. чистое существование.

Первые семь уровней по степени вибрации (пустоты) соответствуют семи энергетическим центрам (чакрам) в теле человека. Восьмой уровень – это зритель жизни, Высшее «Я».

В привычной жизни тонкая энергия ощущается – как чувства, мысли, сознание и само существование. Уровень каузального (причинного) плана соответствует «началу» творения реальности. Считается, что на этом тончайшем уровне действительности изначально прописана вся информация о предстоящем творении, «уплотнении» изначальной пустоты в более плотные грубые планы. Переживание самой пустоты относится к высшему каузальному плану в том виде, когда его первичная волновая субстанция пребывает в равновесии, не порождая видимости плотных объектов.

Физическую реальность мы различаем как плотную и твердую благодаря привычным импульсам, исходящим от тела. Мы привыкли к этим импульсам и не всматриваемся в их природу, которая при условии проницательного созерцания открывается как невыразимая пустота, без всякой основы. Если обратить внимание на такой аспект жизни как пространство, можно уловить тонкое расширение сознания, охватывающее жизнь не как плотную точку «на горизонте», а как переживание наполненного тонкого «объемного» существования. Это не просто пустота, это – сама жизнь. Поначалу эта грань воспринимается неуловимой, слишком тонкой для восприятия, и кажется, что почти невозможно на ней концентрироваться длительный промежуток времени. Но со временем, по ходу практики созерцания, эта свобода становится все более доступной для различения. Самый большой барьер, сдерживающий расширение сознания – это сомнение и слепая вера в незыблемость привычных взглядов на жизнь.

Чтобы прийти к переживанию пустоты, также, подходит практика созерцания возникновения (начала) мысли и ее растворения (окончания). Эта практика позволяет осознать тот факт, что мысль возникает из тончайшего пространства пустоты. Существование чистого сознания – это свобода, бессмертие и независимость от каких-либо материальных стимулов. Человек в своей сущности – и есть это бытие, в котором сменяется материя.

Некоторых искателей волнует вопрос, существует ли высшее «Я», как единое целое, или же оно разделено на множество «Я» присущих каждому отдельному индивиду. Некоторые практики утверждают, что Пуруш (Высшее «Я» в йоге) много, у каждого есть свой Пуруша, и все они являются каплями в океане единого Брахмана (Творца). Другие говорят о едином Атмане (высшее «Я» в адвайте), который всегда один и неделим для всех существ. В буддизме говорится о тотальной пустоте, без упоминаний о том, что она обладает «свойством» оживлять и «одушевлять» формы. На progressman.ru теме высшего «Я» посвящена отдельная статья.

Возможно, все это – не так уж важно, ведь даже если бы высших «Я» могло быть много, то не было бы никакого различия между множеством идентичных «Я». Высшее «Я» имеет однородную идеальную природу пустоты и чистого, ничем не окрашенного абсолютного существования. Существование, как таковое невозможно поделить на два, три и более. А если представить себе такое разделенное на разные части существование, то между этими частями должен стоять аспект небытия, отделяющий одно бытие от другого, и должен наличествовать некий еще более тонкий фактор, вышестоящий над этими существованиями, чтобы можно было констатировать их наличие.

Все, что только может быть, происходит в рамках существования, ни одно явление не может пребывать за его пределами. В этих вопросах не стоит буксовать на конкретных концепциях, потому что законы логики рушатся и теряют свою основательность, соприкасаясь с этими категориями. Сколько не дели пустоту, в итоге получишь ноль, сколько не дели бесконечность, в итоге получишь бесконечность.

Атман не подвержен каким-либо изменениям и является созерцающим субъектом. В этом смысле Атман является единственным совершенным прибежищем. Все, что Атман созерцает подвержено постоянным переменам. Жизнь и смерть как одно целое, как проявление и растворение происходят одновременно в пустоте высшего «Я». Фактор пустотного существования не ощущается большинством людей в силу привязанности к переживанию знакомой плотной реальности, создающей иллюзию устойчивости. Безжизненность и мрак пустоты – это проекции ума, не способного отразить ее безграничную свободу. Ум переживает шок, сталкиваясь с пустотой за пределами его двойственных построений. Ясное сознание, напротив, переживает пустоту, как свет и высшее блаженство, наполненное сутью жизни. Для эго пустота – гибель, для нашей истинной природы, пустота – свобода.

Иллюзорная устойчивость материи, как «заслонка» мешает свободному току энергии, фиксирует и центрирует ощущение реальности, создает иллюзию отдельного существования. По мере расслабления и растворения этой напряженной «устойчивости», энергия начинает циркулировать все более свободно, а сознание обретает свободу пустоты без начала, конца, без какой-либо фиксации вообще. Плотные объекты остаются, но уже не являются единственными и основными в спектре внимания. Они словно подвешены в пустоте без верха, низа и каких-либо координат, пропитаны пустотой и состоят из нее. И так было всегда, просто осознание этого факта сдерживалось неготовностью разума принять эти факты, интегрировав их со своим опытом. Все это проживается путем простого глубинного расслабления с сохранением ясности сознания.

Мы ищем самих себя во внешних формах: в друзьях, любимых, событиях, достижениях. Пытаемся зафиксировать иллюзорное, преходящее самоощущение – сделать смертное вечным. То, что я называю здесь пустотой, можно также верно назвать абсолютной «наполненностью», завершенностью, единственной, реальной, устойчивой, нашей истинной природой.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

progressman.ru

пустота — это… Что такое пустота?

  • ПУСТОТА — ПУСТОТА, пустоты, мн. пустоты, жен. 1. только ед. отвлеч. сущ. к пустой в 1, 2, 3 и 4 знач. Пустота дома. Пустота характера. 2. только ед. Состояние душевной опустошенности, отсутствие интересов, стремлений. «Остались мне одни страданья, плоды… …   Толковый словарь Ушакова

  • пустота — вакуум; бессодержательность, несерьёзность; опустелость, пустое пространство, безыдейность, шуньята, легкомыслие, каверна, чепуховость, легкомысленность, пшик, пустозвонство, несерьезность, безлюдность, пустотелость, бездумье, опустошенность,… …   Словарь синонимов

  • пустота — ПУСТОТА1, ы, ж Перен. Состояние одиночества, отсутствия близкого общения с людьми или с кем л. близким. Анна чувствовала, что последние дни она живет в какой то душевной пустоте. ПУСТОТА2, ы, ж Перен. Состояние бесчувствия, отсутствия каких л.… …   Толковый словарь русских существительных

  • пустота — ы; мн. пустоты; ж. 1. к Пустой (1, 5 7 зн.). Привычная п. в доме. П. жизни. П. разговоров. Душевная п. В кошельке п.! На улицах п. П. в (на) душе, сердце. Провалиться в пустоту (о потере сознания, чувств). 2. Пустое, ничем не заполненное… …   Энциклопедический словарь

  • ПУСТОТА — ПУСТОТА, ы, мн. оты, от, отам, жен. 1. см. пустой. 2. ед. Отсутствие интересов, стремлений (книжн.). Душевная п. 3. Пустое (в 1 знач.) пространство (спец.). Пустоты в литье. | прил. пустотный, ая, ое (к 3 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И.… …   Толковый словарь Ожегова

  • пустота — •• [от пустой, ср. словен. pustota пустошь – аграрно экономический термин, лат. mansi desolati, mansi nоn lосаti, уже в XIII в. в виде глосс; см. Кос, Slavistična Revija 3, 1950, стр. 397 и сл. – Т.] …   Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  • пустота́ — пустота, ы; мн. пустоты, пустот, пустотам …   Русское словесное ударение

  • Пустота — ж. 1. Незаполненность чем либо. отт. Отсутствие вещей, мебели, обстановки где либо. отт. Безлюдность. отт. перен. Состояние потери кого либо, чего либо. 2. перен. Отсутствие содержания, смысла, глубины. отт. разг. Неосновательность, несерьезность …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • пустота — пустота, пустоты, пустоты, пустот, пустоте, пустотам, пустоту, пустоты, пустотой, пустотою, пустотами, пустоте, пустотах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • ПУСТОТА — (Vacuum) см. Вакуум. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 …   Морской словарь

  • dic.academic.ru

    Пустота — это… Что такое Пустота?

  • пустота — сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? пустоты, чему? пустоте, (вижу) что? пустоту, чем? пустотой, о чём? о пустоте; мн. что? пустоты, (нет) чего? пустот, чему? пустотам, (вижу) что? пустоты, чем? пустотами, о чём? о пустотах 1. Пустотой… …   Толковый словарь Дмитриева

  • ПУСТОТА — ПУСТОТА, пустоты, мн. пустоты, жен. 1. только ед. отвлеч. сущ. к пустой в 1, 2, 3 и 4 знач. Пустота дома. Пустота характера. 2. только ед. Состояние душевной опустошенности, отсутствие интересов, стремлений. «Остались мне одни страданья, плоды… …   Толковый словарь Ушакова

  • пустота — вакуум; бессодержательность, несерьёзность; опустелость, пустое пространство, безыдейность, шуньята, легкомыслие, каверна, чепуховость, легкомысленность, пшик, пустозвонство, несерьезность, безлюдность, пустотелость, бездумье, опустошенность,… …   Словарь синонимов

  • пустота — ПУСТОТА1, ы, ж Перен. Состояние одиночества, отсутствия близкого общения с людьми или с кем л. близким. Анна чувствовала, что последние дни она живет в какой то душевной пустоте. ПУСТОТА2, ы, ж Перен. Состояние бесчувствия, отсутствия каких л.… …   Толковый словарь русских существительных

  • пустота — ы; мн. пустоты; ж. 1. к Пустой (1, 5 7 зн.). Привычная п. в доме. П. жизни. П. разговоров. Душевная п. В кошельке п.! На улицах п. П. в (на) душе, сердце. Провалиться в пустоту (о потере сознания, чувств). 2. Пустое, ничем не заполненное… …   Энциклопедический словарь

  • ПУСТОТА — ПУСТОТА, ы, мн. оты, от, отам, жен. 1. см. пустой. 2. ед. Отсутствие интересов, стремлений (книжн.). Душевная п. 3. Пустое (в 1 знач.) пространство (спец.). Пустоты в литье. | прил. пустотный, ая, ое (к 3 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И.… …   Толковый словарь Ожегова

  • пустота — •• [от пустой, ср. словен. pustota пустошь – аграрно экономический термин, лат. mansi desolati, mansi nоn lосаti, уже в XIII в. в виде глосс; см. Кос, Slavistična Revija 3, 1950, стр. 397 и сл. – Т.] …   Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  • пустота́ — пустота, ы; мн. пустоты, пустот, пустотам …   Русское словесное ударение

  • Пустота — ж. 1. Незаполненность чем либо. отт. Отсутствие вещей, мебели, обстановки где либо. отт. Безлюдность. отт. перен. Состояние потери кого либо, чего либо. 2. перен. Отсутствие содержания, смысла, глубины. отт. разг. Неосновательность, несерьезность …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • пустота — пустота, пустоты, пустоты, пустот, пустоте, пустотам, пустоту, пустоты, пустотой, пустотою, пустотами, пустоте, пустотах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • ПУСТОТА — (Vacuum) см. Вакуум. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 …   Морской словарь

  • dic.academic.ru

    Читайте также:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *