Способы тренировки внимания – 5 способов как развить внимание
5 способов как развить внимание
Внимание – важное качество человека, позволяющее ему не упустить из виду какие-либо детали. Этот навык развит далеко не у каждого. Поэтому люди очень часто попадают в неприятные ситуации. Как развить внимание, чтобы избежать неудач. В чем заключается тренировка внимания? Можно ли это проделать своими силами или только с посторонней помощью? Как улучшить внимание на бытовом уровне? Существуют ли эффективные способы развития внимания, позволяющие улучшить этот навык предельно быстро? Обратите внимание на советы, которые содержатся в данной статье.
Можно ли развить внимание
Как тренировать внимание? — вопрос важный, но прежде следует понять, можно ли это сделать в принципе. Для этого разберем, что такое внимание. Внимание – это способность избирательного восприятия. Как другие навыки человека, внимание поддается развитию. Но, прежде чем начинать тренировку, стоит выяснить какие имеются виды и свойства внимания. Ведь работа с ними имеет свою специфику.
Внимание бывает
Второе – сознательное психическое действие, сопряженное с волевым усилием, чтобы сконцентрироваться в определенном направлении. Здесь и проявляется управление вниманием, которое можно развивать и тренировать.
Третье – возникает при появлении интереса к объекту восприятия. В данном случае также, как и при пассивном внимании, не приходится совершать волевых усилий. Это связано с актуальностью для наблюдателя.
Свойства внимания
Внимание характеризуется пятью основными компонентами:
- Направленность – фокусировка на определенном объекте;
- Концентрация – удержание внимания в необходимом направлении;
- Объем – возможность наблюдать несколько объектов одновременно;
- Переключаемость – смена объектов наблюдения.
Каждое из этих свойств поддается улучшению и тренировке.
Тренировка внимания
В этом разделе перечислим самые эффективные методы развития внимания. От умения фокусироваться на объекте зависит насколько быстро он попадает в поле внимания. Концентрация вместе с устойчивостью позволяют сосредотачиваться. Объем определят размеры «поля обозрения». Переключаемость позволяет оперативно реагировать на новые обстоятельства.
Каждый параметр имеет значение в жизни человека и не стоит думать, что самая важная только тренировка концентрации внимания. Например, водители знают, как полезны умения быстро переключаться или держать в поле зрения большое количество объектов (дорогу, других участников движения, дорожные знаки и т.д.).
Следует помнить, что тренировка любого навыка должна этот самый навык задействовать. То есть, если хочется увеличить объем внимания, то и упражнения следует выполнять именно на увеличение объема.
Секундная стрелка
Лучший ответ на вопрос, как развивать внимание, особенно, если речь идет об умении концентрироваться. Практически у каждого есть часы со стрелками, которые висят в доме или офисе на видном месте. Можно установить такие часы на рабочий стол компьютера или экран телефона. Так вот, чтобы улучшить внимание, следует сфокусироваться на секундной стрелке, не отвлекаться от ее движения в течение нескольких минут. Это поможет развить навык концентрации и устойчивости внимания.
Более сложный вариант этого упражнения – наблюдать за секундной стрелкой при включенном телевизоре, либо компьютере. Желательно, чтобы транслировалась любимая передача или фильм. В данном случае развитие внимания окажется самым эффективным.
Поиск отличий
Игра, которой увлекались еще советские школьники. Две практически идентичные картинки, отличающиеся несколькими элементами. Вот эти самые отличия найти и нужно. Помогает улучшить внимание, особенно такие его свойства, как объем и переключаемость. Ведь необходимо держать в поле зрения одновременно оба изображения, очень быстро переключаться между аналогичными фрагментами.
Развитие Интернета и мобильных приложений позволяет тренироваться онлайн, либо скачивать такие игры. В них представлены сотни заданий различной сложности, так что скучно не будет.
Метод Сасаки
Как улучшить внимание, когда в голове постоянно «роятся» миллионы мыслей? Существует оригинальная методика, названная в честь Криса Сасаки.
Согласно этому подходу, необходимо научиться следующей психологической установке. Каждый раз, когда человек ощущает, что «отрывается» от реальности, ему нужно самому себе сказать «Внимание». Затем оглядеться по сторонам, четко понять, где он, что происходит вокруг и т.д.
Проделать это упражнение можно где угодно. Достаточно на 10 минут сконцентрировать внимание на определенном объекте. Каждый раз, когда мысли будут «уноситься в облака», повторять отчетливое слово «Внимание».
Этот прием постепенно научит управлять вниманием, улавливать происходящие рядом события.
Подсчет чисел
Этот метод развития внимания заодно помогает улучшить и математические способности человека. Такое упражнение можно найти в Интернете, либо проделать вместе с кем-то. Необходимо на лист бумаги в случайном порядке записать большое количество простых чисел от 1 до 9.
Например, 123256372587685432517896654564767… и т.д. Далее дается задание, например найти все тройки или другие цифры, либо их комбинации (58, 78, 564 и пр.). Этот прием прорабатывает направленность внимания, умение фокусироваться, выбирать один объект.
Верно/неверно
Интересная онлайн игра, которую можно реализовать на листах бумаги. Для этого следует взять цветные фломастеры и на каждом отдельном листе записать по одному слову, обозначающему цвет: «Красный», «Синий», «Желтый», «Фиолетовый», «Зеленый» и т.д. В одних случаях слово и цвет фломастера совпадают, в других – нет. Участнику необходимо как можно быстрее сказать верно или неверно. Его напарник держит стопку листов перед собой, убирая по одному. Например, если на бумаге красным фломастером написано «Зеленый», то это ошибочное утверждение, а если зеленым, то верное. Упражнение, на первый взгляд, детское, но поможет развить внимание и взрослому человеку.
Тренировка внимания – процесс щепетильный. Спешка здесь не уместна. Ведь как развить внимание, если делать это впопыхах? Наоборот, улучшая внимание, человек становится более сдержанным. Это позволяет меньше отвлекаться на ненужные вещи, стать более целеустремленным и организованным.
wikigrowth.ru
Концентрация внимания: развитие, тренировка, упражнения
Концентрация внимания – попросту говоря, умение сосредотачивать внимание, когда это требуется. Человеку способному вовремя сконцентрировать внимание, не отвлекаясь на внешние факторы, легче идти по жизни и добиваться успехов. Развитие внимательности с помощью упражнений и специальных техник поможет повысить концентрацию внимания.
Причины недостаточной концентрации внимания
Занимаясь важным делом, человек отвлекается на посторонние звуки, переключается на другое занятие, тем самым сбиваясь с нужного пути. Плохая концентрация и потеря внимательности может быть спровоцирована следующими факторами:
- недостаточный сон;
- неполноценное питание;
- включенный телевизор;
- шум транспорта;
- посторонние разговоры и действия;
- усталость;
- стресс и депрессия;
- лекарственное или алкогольное воздействие.
Чтобы исключить нарушение концентрации внимания во время работы, и обеспечить развитие концентрации оградите себя от перечисленных помех.
Как оценить уровень концентрации внимания
Чтобы понять состояние вашей внимательности, разработана методика изучения концентрации и устойчивости внимания. Прежде чем ответить на вопрос как повысить концентрацию внимания рекомендуется пройти тест.
- Методика Мюнстерберга.
Тест поможет определить уровень концентрации, избирательности внимания и помехоустойчивости.
Среди указанных букв присутствуют слова, которые нужно выделить. На тест отводиться две минуты. Добейтесь того, чтобы концентрация внимания была максимальной.
За две минуты нашли все зашифрованные слова — сосредоточенность на должной высоте. Отведенного времени на тест показалось много – отличный результат. Двух минут не хватило – концентрация внимания низкая. Добавьте себе 5 секунд за каждое слово, которое не смогли найти.
- «Десять слов».
Данный тест проверяет состояние сосредоточенности и работу кратковременной памяти.
Чтобы пройти тест нужно, чтобы другой человек прочитал для вас десять слов. Выбранные слова не могут быть связаны смыслом или ассоциациями.
Пример:
Подушка, пирог, снег, пудель, тетрадь, фокус, тапочки, осень, корабль, кирпич.
Если после первого прочтения слов вы назвали 8 – уровень концентрации внимания на высоте. Повторили 7 слов – удовлетворительное состояние концентрации. Назвали меньше 7 слов – концентрация внимания на низком уровне.
Используйте одну таблицу для одной попытки. В каждой из таблиц среди вразброс расположенных цифр нужно показывать и называть цифры по порядку от 1 до 25. Засекайте время, потраченное на тест.
Концентрация внимания на высоте, если вы потратили на тест (одна таблица) не больше чем 40 секунд. На тест ушло от 40 до 50 секунд – средний уровень внимания. Затратили больше 50 секунд – низкий уровень внимательности. Методика Шульте – проверка уровня сосредоточенности и одновременно тренировка внимания.
Упражнения для развития концентрации внимания
После проверки уровня внимательности, рассмотрим, как развить концентрацию внимания. Эффективным методом усиления сосредоточенности является упражнение. Следующие упражнения не требуют много времени и сил, выполняются ежедневно, при каждом удобном случае.
- Осознание происходящего.
Находясь дома, на улице, на работе не пребывайте в прострации. Постарайтесь сконцентрировать внимательность на том, что происходит вокруг. Сосредотачивайтесь на том, что делаете, кто рядом, чем заняты люди, какая погода.
Данное упражнение поможет легко повысить уровень сосредоточенности.
- Выполнение осознанных действий.
Научитесь выполнять привычные действия осознанно и внимательно. К каждому моменту жизни относитесь серьезно, как будто многое зависит от того как вы переставляете ноги при ходьбе, протираете пыль, надеваете одежду.
Такого рода упражнение научит сосредоточенно относиться к делам. Занятие поможет увеличить силу внимания.
- Умение видеть скрытое.
Выполняя упражнение, смотрите на предметы вокруг и замечайте новые свойства, качества вещей, внешний вид предметов. Постарайтесь увидеть то, что не замечали раньше.
Упражнение сформирует навык переключения сосредоточенности с одного предмета на другой, не теряя концентрации.
Для выполнения занятия приготовьте белый лист бумаги, ручку или карандаш. Линию нужно вести плавно и медленно. Сконцентрируйте внимание на проводимой линии. Как только поняли, что отвлеклись, проведите линию вверх. Должно получиться похоже на кардиограмму. Упражнение проводится 3 минуты.
Результат положительный только в том случае, если линия осталась прямой.
Классическая музыка для концентрации внимания – способ увеличить уровень сосредоточенности. Улучшение внимательности в ходе прослушивания музыки происходит за счет воздействия мелодичности и гармонии классического жанра на правое полушарие мозга. При выполнении задания нужно расслабиться и отвлечься от посторонних мыслей. Для упражнения подойдет музыка Гайдна, Мендельсона, Моцарта и Чайковского.
Техники для развития концентрации внимания
Развитие сосредоточенности пойдет быстрее, если использовать для тренировки внимания упражнения и специальные техники.
- «Черная точка».
Данная техника развития внимательности подразумевает длительное удержание высокой сосредоточенности на предмете.
Для занятия приготовьте белый лист бумаги с нарисованной посередине черной точкой. Закрепите рисунок на расстоянии одного метра от вас. Примите удобную позу так, чтобы лист с точкой оставался на уровне глаз. Закройте глаза и отвлекитесь от мыслей и образов. После погружения в состояние покоя откройте глаза и посмотрите на точку. Постарайтесь не отводить глаз, не моргать. Ни о чем не думая, не напрягаясь, удерживайте внимание только на черной точке. Техника выполняется в течение 20–30 минут. По окончании занятия закройте глаза, наблюдая остаточное явление черной точки до полного исчезновения.
- «Горящая свеча».
Техника сосредоточенности на пламени горящей свечи помогает повысить уровень внимательности. Поставьте зажженную свечу в полуметре от себя. Сядьте так, чтобы пламя горело на уровне глаз. Обеспечьте тишину в комнате, чтобы ничего не отвлекало от занятия. Отключите источники света и шума. Закройте глаза и абстрагируйтесь от навязчивых мыслей и образов. Когда вы расслабитесь и успокоитесь, посмотрите на пламя свечи. Не моргая, зафиксируйте взгляд на кончике огня. Техника занимает 30 минут. Далее, продолжите смотреть на свечу с закрытыми глазами до полного исчезновения картинки.
Научитесь медитировать. Техника медитации поможет добиться высочайшего уровня концентрации внимательности за счет отвлечения от постороннего и сосредоточения на внутренних ощущениях.
Для выполнения занятия возьмите механические часы и положите на стол. Займите удобное положение и расслабьтесь. Нужно сконцентрировать внимание на стрелке часов, не думая ни о чем. Техника выполняется до тех пор, пока в ходе полного оборота секундной стрелки вас не посетит ни одна мысль, ничего не отвлечет от процесса.
Техника «Часы» тренирует внимание и помогает сконцентрироваться.
Примите удобную позу и расслабьтесь. Дышите плавно и свободно. Переведите взгляд на кончик носа, и зафиксируйте внимание на нем. Следите только за ощущениями, дыханием и взглядом на кончике носа, отвлекитесь ото всех мыслей. Как только мысли переключатся на что-то другое, верните в начальную точку.
Каждая техника или упражнение помогает развивать внимательность и учит сосредотачиваться, абстрагируясь от посторонних шумов, запахов, действий другого человека. Тренировка концентрации – залог успешного выполнения поставленных задач.
Теперь вам известно как улучшить концентрацию внимания и добиться высокого уровня сосредоточенности в работе. Уделяя время занятиям по развитию внимания, вы одновременно натренируете и память.
yourspeech.ru
Тренировка внимания | Блог 4brain
Одно из самых важных умений человека – умение концентрироваться на информации и запоминать ее. Чтобы добиться этого, необходимо в первую очередь тренировать внимание. Без него вы не сможете выделить главное и дать команду мозгу запомнить нужное. В этой статье мы поговорим об упражнениях, которые помогут прокачать это умение.
Концентрация внимания – поведенческий и когнитивный процесс избирательного сосредоточения на дискретном аспекте информации, независимо от того, считаются ли они субъективными или объективными, игнорируя при этом другую воспринимаемую информацию. Если говорить проще, то это избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.
Внимание остается важной областью исследований в области педагогики, психологии, нейробиологии, когнитивной науки и нейропсихологии. Области активного исследования включают в себя определение источника сенсорных сигналов, которые вызывают внимание, влияние этих сигналов на настраивающие свойства сенсорных нейронов и взаимосвязь между вниманием и другими поведенческими и когнитивными процессами, такими как рабочая память и бдительность.
Наши органы чувств воспринимают огромное количество информации и при этом большую ее часть нам не нужно запоминать. Важно фокусироваться лишь на том, что мы считаем важным. Для этого и нужно внимание: оно является как бы указателем мозгу относительно того, на что нужно обратить осознанный интерес.
Клиническая модель внимания
Внимание лучше всего описывать как постоянную направленность когнитивных ресурсов на информацию при фильтрации или игнорировании посторонней информации. Внимание – это простая функция, которая часто является предшественником всех других неврологических и когнитивных функций.
Одна из часто используемых методик для оценки внимания – модель Сольберга и Матеера. В ней описываются пять различных видов внимания в зависимости от их трудности. Если хотите повысить уровень, нужно тренировать их постепенно от самого легкого до сложного:
- Сосредоточенное внимание: способность реагировать отдельно на определенные зрительные, слуховые или тактильные раздражители.
- Устойчивое внимание (бдительность и концентрация): способность поддерживать последовательный поведенческий отклик при непрерывной и повторяющейся деятельности.
- Селективное внимание: способность поддерживать внимание перед лицом отвлекающих или конкурирующих стимулов.
- Чередование: способность умственной гибкости, позволяющая людям переключать внимание между задачами, имеющими разные познавательные требования.
- Разделенное внимание: это самый высокий уровень внимания, и он относится к способности одновременно реагировать на несколько задач.
При этом для тренировки внимания особенно важен навык осознанности. Если вы осознанны, то повышение уровня происходит намного быстрее.
Учтите, что наше внимание работает постоянно и его можно разделить на два вида: произвольное и непроизвольное.
При непроизвольном (пассивном) внимании отсутствует сознательный выбор направления и в его основе лежат неосознанные установки человека. Причины возникновения: внутреннее состояние, контрастность предметов и явлений, новизна раздражителя.
Во время произвольного (сознательного) внимания человек прилагает значительную силу воли, фокусируется. Он может подавить желание концентрироваться на раздражителях, которые отвлекают от работы или умственной деятельности.
Говоря о тренировке внимания, мы имеем в виду воспитание сознательного внимания. Это значит вовремя заметить свою пассивность и при помощи силы воли заинтересоваться наиболее важным для нас объектом или источником информации.
Когда вы читаете книгу и отвлекаетесь на первый же шум – это значит, что вы включили непроизвольное внимание. А при помощи произвольного можно возвратиться к чтению за считанные секунды и не потерять главную мысль повествования.
Поэтому тренировка внимания очень важна, если вы хотите повысить качество памяти, научиться концентрироваться и развивать когнитивные функции.
Тренировка памяти и внимания
Упражнений для тренировки памяти и внимания существует огромное множество, но общий смысл в них один – как можно дольше удерживать свой фокус на чем-то одном и менять его, если потребуется.
Данные упражнения могут показаться простыми, но главное в них то, что они действительно работают. Тренируйтесь каждый день, чтобы получить лучший эффект.
- Фокус на одном слове. Найдите приятное тихое место, где можете посидеть как минимум пять минут, чтобы никто не прерывал вас (это требование для всех упражнений). Неважно, что именно это за слово, важно чтобы оно вдохновляло, а не нагоняло скуку: любовь, успех, мужество, счастье, успех. Повторяйте его мысленно в течение 5 минут. Когда почувствуете, что можете больше, доведите количество времени до 10 минут.
- Считать слова. Эта особая умственная деятельность очень эффективна в усилении вашего умственного внимания. Возьмите любую книгу – роман или школьный учебник – и попробуйте подсчитать количество слов на странице. Усложните упражнение, доведя подсчет слов до 5-10 страниц или даже целой главы. При этом вы должны использовать только глаза, водить пальцем по странице нельзя.
- Наблюдение. Упражнение состоит из трех этапов. Каждый из них может длиться от 1 до 5 минут. Первый: возьмите физический объект. Это может быть фрукт, игрушка или предмет. Обратите внимание на его характеристики и особенности, не давая своему уму отвлечься от этого процесса. Отдайте полностью внимание тому, что находится у вас в руках. Второй: держите в руках тот же объект, но при этом не думайте о его характеристиках. То есть не допускайте ни одной мысли. Существуете лишь вы и этот предмет. Третий: закройте глаза и мысленно представьте этот объект во всех подробностях. «Покрутите» его в своей голове.
- Воспоминание. Вспомните, как прошел сегодняшний день. Если сейчас утро, думайте о вчерашнем. Закройте глаза и представьте, что смотрите фильм по телевизору, где вы главный герой. Вспомните, что произошло утром от момента пробуждения, все детали. Что говорили, что было необычного или обыденного. Не пропускайте ни одной картинки.
- Читать и переписывать. Чем больше сознательного внимания мы уделяем информации, тем больше фактов сохраним в памяти. Это упражнение показывает, насколько хорошо вы можете оттачивать то, что делаете. Прочитайте одну статью, после чего попытайтесь воссоздать содержимое. Сравните результат.
- Утро. Проснувшись рано утром, сделайте несколько упражнений. Первое: вращайте глазами в правую, потом в левую сторону, вверх, вниз в течение 30 секунд. Второе: закройте глаза, постарайтесь представить свой ежедневник, включая запятые, сокращения, зачеркивания. Третье: возьмите по ручке в каждую руку и попытайтесь одновременно нарисовать две разные фигуры. Это заставит оба полушария мозга работать одновременно, что положительно скажется на вашем внимании.
- Игра «Числа». Эта игра отлично подходит для чередования внимания (четвертый уровень сложности по модели Сольберга и Матеера, о которой мы говорили выше).
Помимо этого, вам нужно тренировать свою осознанность, что, как мы уже выяснили, является очень важным навыком, который необходим для развития внимания. Заведите себе дневник, в котором 5-10 раз в день (заранее решите, сколько именно) вы будете отвечать на следующие вопросы:
- Что я сейчас делаю?
- Зачем я это делаю?
- Что я сейчас ощущаю?
- Какие мысли в моей голове сейчас?
- На что уходит мое время?
- Это то самое занятие, которое мне нужно здесь и сейчас?
Фокус в том, что при помощи этих простейших вопросов вы начнете возвращать себя в настоящее, а также осознавать свое внимание. К концу дня вы уже с удовольствием будете размышлять о том, на что же его направить.
Тренировать свое внимание можно и онлайн – при помощи игр, упражнений и тренажеров. У нас они доступны по PRO-подписке.
Тренировка внимания у детей
Многим детям сложно концентрироваться – они неусидчивы, часто переключают внимание и берутся за разные дела. Что делать, если это вредит, например, занятиям? Способность к концентрации можно развивать и у детей. Вот несколько типичных упражнений:
- «Замри! Фокусируйся!». Это одно из самых эффективных упражнений, которое покажет вашему ребенку, что он в состоянии сознательно управлять своим вниманием. Оно также докажет ему, что он не должен фокусироваться на всем, что попадает в поле его зрения. Когда он меньше всего этого ждет, скажите ему: «Замри!» и заставьте застыть на месте (начните с десяти секунд). Когда время выйдет, попросите его перечислить три вещи, которые он видел, когда был заморожен. То же самое проделайте, говоря: «Фокусируйся!». Через какое-то время ребенок сам начнет давать себе команды, когда понадобится фокусироваться.
- Линия. Дайте ребенку лист бумаги и карандаш и поставьте условие: медленно рисовать линию до тех пор, пока ему в голову не придет отвлекающая мысль. Когда это случилось, он должен сделать маленький пик наверх. После чего пускай ведет линию дальше. Таким образом, вы сможете наглядно увидеть количество отвлечений и параллельно тренировать его внимание.
- Запрещенная буква. Отличная и забавная игра, в которой вам нужно договориться с ребенком обсудить какую-то тему и при этом ни один из вас не должен употреблять одну букву («п», «ж», «с» или любую другую). Вы можете хитрить и задавать такие вопросы, которые предполагают, что ребенок назовет именно ту букву. Например, «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?».
- «Что изменилось?». Разложите на столе около десяти предметов перед ребенком. Пусть он в течение минуты изучает их, а потом закроет глаза. Спрячьте или передвиньте предмет, а ребенок должен угадать, какой именно.
Главный принцип, которого вы должны придерживаться во время занятий с ребенком – ему должно быть интересно. Все, что не вызывает в нем интереса, будет проигнорировано, а о сознательном внимании можно будет забыть.
Желаем вам удачи!
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook
4brain.ru
4 простых упражнения для концентрации внимания
Как развить внимание
Внимание как фонарик, луч которого можно направить на что угодно. А так как примерно 50% бодрствования мы отвлекаемся, получается, этот луч мечется из стороны в сторону. Чтобы научиться контролировать своё внимание, психолог из Университета Майами Амиши Джа предлагает тренировать осознанность.
По данным её исследований, у людей, которые не занимаются подобными упражнениями, во время сильного стресса внимание рассеивается. У тех же, кто регулярно тренирует мозг, оно, наоборот, улучшается. Есть у осознанности и другие плюсы: снижение тревожности и риска повторной депрессии, улучшение кратковременной памяти.
Осознанность — это концентрация внимания на настоящем моменте без эмоциональной реакции.
«Для этого не нужен особый взгляд на мир или религиозные убеждения», — говорит Джа. Такие упражнения просто тренируют мозг. Они делятся на две категории: пристальное внимание и свободное наблюдение. Все эти упражнения развивают способность мозга концентрироваться на одном объекте.
1. Дыхание
Начните с осознанного дыхания. Сядьте в удобной позе, выпрямив спину. Сосредоточьте всё внимание на ощущениях от дыхания. Почувствуйте, как прохладный воздух попадает в ноздри или как приподнимается и опускается живот.
Когда отвлечётесь на что-то, мягко направьте внимание обратно на дыхание. Не удивляйтесь и не огорчайтесь, если придётся повторять это много раз. Представьте, что ваше внимание, — это щенок, которого вы учите ходить на поводке. Каждый раз, когда он убегает в сторону, мягко притягивайте его обратно.
2. Ходьба
Сосредоточьтесь на ощущениях при ходьбе: почувствуйте прикосновение ног к земле, ветер на коже, окружающие звуки. Неважно, где вы ходите: на улице или в помещении.
3. Сканирование тела
Если внимание — это фонарик, то во время сканирования тела нужно последовательно осветить им весь организм. Начните с пальцев ног, заметьте ощущения в них. Вы можете почувствовать покалывание, тепло или холод. Потом медленно продвигайтесь вверх.
Когда вы научились концентрировать и удерживать внимание на одном объекте, можно переходить к свободному наблюдению.
4. Свободное наблюдение
Оно помогает замечать то, что происходит вокруг вас, но не цепляться за это. Здесь не нужно сосредотачиваться на конкретных объектах. Вместо этого будьте открытым для любых возникающих ощущений. «Не анализируйте и не думайте, — объясняет Джа. — Просто замечайте их и давайте им рассеяться».
Для этого сядьте в удобную позу и постарайтесь замечать все ощущения, мысли и эмоции, но не удерживать их. Можно помечать их в соответствии с разными категориями. Например, планы, тревога, осуждение, воспоминания. Делайте это вслух или про себя — как вам удобнее. Пометив ощущение или мысль, отпустите их.
Это то же самое, что наблюдать за облаками. Только сейчас вы следите за тем, как протекают ваши мысли.
Иногда вы будете застревать на одной мысли, и это естественно. Если отпустить её не получается, сделайте упражнение на пристальное внимание, чтобы вернуть себе чувство опоры.
Что делать, если не получается
Если вы попробовали эти упражнения, но удерживать внимание всё равно не выходит, не расстраивайтесь. Так бывает довольно часто. Не забрасывайте тренировку осознанности. Вам просто нужно больше практики, как и в любом новом занятии.
Суть не в том, чтобы отучить себя отвлекаться. А в том, чтобы замечать, когда вы отвлеклись, и направлять внимание обратно.
Обычно люди начинают ощущать положительный эффект через четыре недели 15-минутных тренировок по пять дней в неделю. Если это кажется слишком сложным, начинайте постепенно. Например, пообещайте себе каждый день пару минут делать одно из упражнений. Скорее всего, вам захочется продлить тренировку. Придерживайтесь первоначальной цели в течение месяца, а потом увеличивайте время упражнений, пока не дойдёте до 15 минут пять дней в неделю.
Чтобы это вошло в привычку, поставьте себе напоминания на телефон и найдите тихое удобное место, а также подходящее время, когда вас никто не будет отвлекать.
Читайте также
lifehacker.ru
Тренировка внимания — Психология Дома Солнца
Мышление служит для решения различных задач, речь проявляется в словах и предложениях, а внимание не существует само по себе и не приносит никакого отдельного результата, однако его отсутствие резко ухудшает результаты любой деятельности.В настоящее время существуют методики, позволяющие воспитывать внимание в детском возрасте, но точно также можно развивать внимание и у взрослых, но в этом случае требуются дополнительные упражнения, способствующие расслаблению и остановке “внутреннего диалога” (блуждание ума). Во время выполнения упражнений в голове не должно быть ни одной мысли.
Что нам дает “пустота” в голове? Мысль есть энергия. Когда энергия не спокойна, “носится” в хаосе, то в таком состоянии гораздо сложнее достигнуть желаемого результата. При этом человек быстро устает, забывает, т.е. теряет ход мыслей, информацию. Полное отсутствие мыслей и владение вниманием дает удивительное состояние легкости и свободы. Для начала разберем состояние “пустоты” в голове и яркости воображения. Выбери предмет или точку. Он должен вызывать приятное или безразличное отношение. Смотри на него, ни о чем не думая (взгляд концентрируется в центре и охватывает весь предмет), сколько это будет возможно, впитывая в воображение предмет. Как только почувствуешь, что вот-вот возникнет отвлекающая мысль, закрывай глаза и старайся максимально ярко увидеть предмет. Это позволит удержать состояние безмыслия и усилить четкость видения предмета.
В течение дня всегда есть множество возможностей упражняться. Неожиданно для себя остановись, бросив взгляд на картину перед глазами, и закрой их. Постарайся восстановить в воображении только что виденное.
Старайся почувствовать всем телом. Учти, что каждый предмет, ситуация вызывает, пусть почти неуловимое, но совершенно определенное состояние всего тела. Постарайся “поймать” это состояние и увидеть нужную картину, помогая состоянием. Тренируясь таким образом, постепенно научишься запоминать состояния, а затем, при желании, их воспроизводить. Например : художник, поэт, композитор сможет воспроизвести и удержать состояние вдохновения. Вначале это будет напоминать фотографирование в тумане. Через некоторое время оно начнет “проявляться” и постепенно ты будешь получать все более резкий и четкий “снимок”. Причем, в момент, когда ты закрыл глаза, все мысли должны исчезнуть.
Тренируйся так 10-15 раз в день по 15-20 секунд. Постепенно доводи время проявления и удержания снимка до 5 минут. Во время выполнения упражнения возникнет ощущение отдыха и свежести в голове
Предлагаю различные методы тренировки внимания и памяти.
Метод Тратака
Этот способ для развития внимания, концентрации и памяти был известен еще в древней Индии. Возьми стандартный белый лист, в центре которого нарисуй черный кружок диаметром 1-2 см. Рисовать желательно красками или вырезать из цветной бумаги, чтобы не было разводов.
Сядь на стул или в йогическую позу, при этом, позвоночник и затылок составляют одну прямую линию, руки в спокойном положении лежат на коленях, дыхание естественное. Прикрепи лист вертикально на расстоянии 1,5-2м от себя на уровне глаз. Сосредоточься на точке. Отбрось все посторонние мысли, просто смотри, не отвлекаясь. Желательно, чтобы при выполнении упражнения вокруг не было внешних раздражителей. Такая концентрация может быть рассмотрена как типичная медитация на “янтру” (графическое изображение).
Тренировка ритма внимания
В удобном положении, расслабившись, рассматривай кисть руки, стараясь почувствовать каждый миллиметр. Смотреть только на кисть (можно моргать). Если внимание пытается “уйти”, постарайся его вернуть. Причем, каждый новый подход делать по-разному (под разным углом зрения, в разном положении, в другом кресле, в другом настроении и т.д.). Упражнение освоено, когда ты сможешь удерживать взгляд на кисти руки, ни о чем не думая, столько, сколько хочешь.
Запечатление – стирание
Найдите приятный или безразличный тебе предмет. Смотри на него неотрывно в течение 3 — 5 секунд, стараясь запомнить, “сфотографировать” (на вдохе). Закрывай глаза и в течении 3 — 5 секунд старайся его вызвать (на задержке дыхания), теперь выдыхай, мысленно растворяя образ (сжигая, выбрасывая куда-либо и т.д.). Каждые 3 — 5 раз меняй способ запечатления-стирания, скорость, ритм. Постоянно ищи новые способы и вместе с ними состояния удивления и озарения. Это позволит очень быстро двигаться вперед.
Повторяй упражнение 30-50 раз, начиная с 5-7 и доведя до 50 раз. Задача — научиться по желанию “повторять” образ в воображении и “стирать” его. Тренироваться нужно не менее двух раз в день по 10-15 минут. Объекты внимания необходимо чередовать, например, части тела. Причем, когда ты стараешься вызвать в воображении часть тела, помогай себе ощущениями — почувствуй пульс в этом месте, тепло, теплую волну и т.д. Напоминаю: в голове в момент выполнения упражнения не должно быть ни одной мысли, она должна “пустой”!
Запечатление – удержание
В течение трех-десяти минут в состоянии “пустоты”; в голове смотри внимательно на предмет (смотреть лучше в центр, стараясь охватить весь предмет или часть тела). Затем закройте на 3-4 минуты глаза, и постарайся вызвать соответствующий образ как можно ярче и четче. Желательно, чтобы он был цветной. Повтори 5-10 раз за один подход, постоянно сличая с оригиналом. Не забывай каждый новый раз выполнять по-другому, не допускайте однообразных повторов. Когда ты четко научился видеть запечатленный предмет с закрытыми глазами, переходи к следующему упражнению. В течении 3-10 минут (сколько удастся смотреть на предмет до появления первой мысли) смотри на предмет, выполняя все вышеуказанные рекомендации. Затем отвернись от предмета на 180 градусов и смотри на заранее приготовленный белый лист бумаги, стараясь вызвать соответствующий образ.
Когда ты легко будешь удерживать различные предметы, переходи к запечатлению картин, открыток и т.д. Когда получится с картинами, переходите к отдельным буквам, слогам, словам, словосочетаниям, предложениям, абзацам, постепенно дойдя до страницы (запечатление букв книжных размеров).
Скрытая камера
Сядь где-либо на лавочке или в другом месте, выберете прохожего, брось на него взгляд, закрой глаза. У тебя получилось “мгновенное фото”, но ты постарайся не останавливать ситуацию в воображении, а увидеть с закрытыми глазами, как и куда продолжает двигаться человек. Сначала это может не получиться, но, потренировавшись 1-2 недели, ты сможешь оживить картину и постепенно уменьшить количество ошибок при сравнении с действиями идущего.
Фигуры
Попроси кого-либо разложить спички на столе и накрыть листом бумаги, а затем на 1-2 секунды поднять его и показать тебе полученную фигуру. Посмотрев, ты закрываешь глаза и стараешься посчитать количество. Затем открываешь глаза и выкладываешь из запасенных ранее спичек сфотографированную фигуру. Затем поднимаешь лист и сверяешь количество и правильность расположенных спичек с оригиналом. По мере тренированности запоминаешь разноцветные спички или палочки (количество, место расположения и цвет). Переходить к следующему упражнению можно в случае, если ты свободно удерживаешь в воображении не менее десяти спичек.
Оживление (метод запоминания)
Попробуй представить какого-либо зверя, животное. Теперь представь, что он ожил и начал двигаться. Отпусти его, пусть живет своей жизнью в твоем воображении. Поупражнявшись с живыми существами, переходи к оживленным предметам по той же схеме. Упражнение выполняется сначала с закрытыми глазами, а затем и с открытыми.
Всего “оживить” предлагается 50 живых существ и 100 предметов. Можно представлять, что ты касаешься предмета, и он оживает, дуете на него и т.д. Теперь попробуй выполнять какие-либо операции с предметами или живыми существами по Вашей воле. Необходимо достигнуть состояния, когда ты свободно манипулируешь предметами.
Метод патриция
Он заключается в том, что ты запоминаешь предметы, расставляя их на заранее запомненных объектах. Это может быть твоя квартира, путь на работу, запомненные ранее слова. Суть метода: к каждому отдельному объекту (в углах квартиры, на улицах города, к отдельным словам) ты привязываешь запоминаемую информацию.
Правила запоминания:
1. Образы “ставятся” на хорошо освещенные места;
2. Маленькие образы увеличиваются до больших размеров, большие уменьшаются до маленьких;
3. Связка должна быть яркой, необычной, динамичной.
Кроме этого, сознательно фиксируйся на деталях. Например, рассматривая комнату, отмечай все светлые вещи или темные, или квадратные, или округлые и т.д. Закрой глаза и представь все то, что увидел. Запиши и проверь себя. Аналогичные упражнения можно делать с текстом. Выделяя на листе красные строки, определенные слова, буквы или даже знаки.
Общие рекомендации по выполнению упражнений
Занимайся каждый день по несколько минут. Не назначай себе твердого, конкретного времени дня, не откладывай удовольствие. Учти, что попытка четко утвердить строгое время занятий редко приводит к хорошим результатам. Гораздо более продуктивно заниматься небольшими отрывками, достигая с помощью удивления состояния творческого подъема. Лучше, если все предложенные упражнения станут потребностью, превратятся в удовольствие, и ты будешь заниматься значительно больше предложенного.
Перед каждым упражнением закрывай глаза и проигрывай в воображении до мельчайших деталей его выполнение, воображая нужный результат. Этот способ позволяет повысить эффективность интеллектуальных и физических упражнений в два-три раза. Учти, что любое упражнение без намерения малоэффективно. Предложенные мною здесь способы не исчерпывает все многообразие упражнений по развитию нераскрытых возможностей человека.
www.sunhome.ru
Как развить внимательность: 6 эффективных упражнений
Умение управлять вниманием важно в любом деле. Когда мы увлечены, заставлять себя сосредоточиться не нужно. А что делать, если мысли постоянно уносятся вдаль от скучной работы или не слишком интересного занятия?
Как быстро развить внимание
Наше внимание подвижно: оно может быть направлено как на один предмет, так и на несколько сразу, оно может ослабевать или переключаться. Его можно сравнить с прожектором, направляющим яркий или слабый, широкий или узкий луч, освещающий один или несколько объектов.
Внимательность – это способность концентрироваться на чем-либо, совершать действия, не отвлекаясь на посторонние дела. Антоним «внимательности» — «рассеянность».
Вспомним басню Крылова «Ворона и лисица», в которой ворона собралась вкусно позавтракать сыром, да отвлеклась на льстивые речи лисицы, которая имела свои виды на этот сыр. И дело закончилось тем, что «Ворона каркнула во все воронье горло: сыр выпал – с ним была плутовка такова».
А детское стихотворение Самуила Маршака о человеке рассеянном с улицы Бассейной? Оно также о том, к чему приводит невнимательность: «Вместо шапки на ходу он надел сковороду. Вместо валенок на пятки натянул себе перчатки».
Миру очень повезло, что человек рассеянный не был конструктором самолетов, аптекарем, хирургом, банковским служащим – наверно, он был «свободным художником», потому что трудно найти профессию, где бы не требовалась внимательность.
Более того, немецкий пастор Вильгельм Буш заметил, что многие люди стали богатыми потому, что были внимательны к мелочам и не пренебрегали ими. А старая поговорка гласит: «Посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Поскольку рассеянность не болезнь, от нее можно избавиться своими силами. Мы же не хотим ставить свою судьбу в зависимость от собственных ошибок, сделанных по невнимательности?
Как стать внимательным
Психологи шутят, что особенно внимательными мы становимся тогда, когда в рабочее время занимаемся посторонними делами и стараемся не пропустить момент, когда войдет начальник.
Упражнений на совершенствование внимания множество. И они направлены на развитие и тренировку разных его свойств: способности к переключению, совершению параллельных действий, концентрации, устойчивости.
1. Повышаем концентрацию внимания с помощью цвета
Вернее, трех цветов – желтого, синего и зеленого. Давно известно, что цвета сильно влияют на наше настроение. Французский художник Жак Вьено заметил, что «от цвета можно ждать чудес, но он же может вызвать и катастрофу».
Если мы хотим иметь ясный ум, быть сообразительными и внимательными, если то и дело принимаем участие в мозговых штурмах, то при нам стоит обратить внимание на солнечный желтый цвет. При работе над проектами, требующими длительной концентрации внимания, нам облегчит задачу синий и зеленый цвета.
Разумеется, мы не можем изменить интерьер рабочего кабинета в соответствии с этими пожеланиями, но в наших возможностях оформить свой рабочий стол так, как мы хотим. Ручки, блокноты и прочие канцелярские принадлежности, фотографии мы можем подобрать в цветах, настраивающих нас на рабочий лад и повышающих концентрацию внимания. Кстати, эти же цвета не советуют использовать в спальнях.
На рабочем месте не стоит использовать яркий красный цвет, вызывающий возбуждение, из-за чего человеку трудно сосредоточиться и он допускает больше ошибок.
2. Упражнение «Назови цвет»
Напишите на бумаге названия цветов, как в примере ниже, а затем возьмите цветные фломастеры и закрасьте каждое слово другим цветом.
Фиолетовый. Синий. Желтый. Синий. Коричневый. Зеленый. Красный. Черный. Розовый. Оранжевый. Голубой. Красный. Коричневый. Фиолетовый. Желтый. Черный. Зеленый. Синий. Голубой.
Смотрим на эти слова и вслух быстро называем цвета, но не те, которые написаны, а те, которыми слова закрашены. Это не так уж просто, как кажется.
3. Не переключаемся
Наше внимание так и норовит увести нас в сторону от неотложных дел. Мы только включились в рабочий процесс, как тут до нас донесся соблазнительный кофейный аромат – и вот мы уже забыли, над чем собрались работать, и бежим варить кофе. На монитор рабочего компьютера упал солнечный луч – и вот мы мыслями уже в отпуске. Наш взгляд наткнулся на букет цветов – и мы погрузились в воспоминания, потому что такие цветы росли в бабушкином палисаднике. Время идет, усилием воли мы таки заставляем себя взяться за дело, но в спешке совершаем ошибки, и это итог нашей невнимательности.
Берем себя в руки и начинаем контролировать моменты переключений. Открываем блокнот, который отныне будет у нас под рукой, и отмечаем их. В конце дня подсчитываем. Не забываем каждый раз при переключении мысленно себя спрашивать: «Действительно ли я хочу сейчас об этом думать?». Такие вопросы самому себе не дадут остаться переключениям незамеченными, и мы сможем их контролировать.
Если мы все же позволим себе отвлечься, то запишем время, которое уйдет у нас на посторонние размышления. В итоге может набраться немало минут, а то и часов, потраченных впустую. Возможно, этот способ заставит нас больше ценить время и лишний раз не переключаться на бесплодные размышления.
4. Учимся концентрироваться
Здесь понадобится немного терпения: в течение двух минут наблюдаем за движением секундной стрелки. Затем на листе бумаге также на протяжении двух минут рисуем прямую линию, сосредоточившись только на этом процессе. Подумали о чем-то другом – нарисовали петлю и снова ведем прямую линию. Делаем так несколько раз в день и смотрим, есть ли прогресс: стало ли петель меньше?
5. Тренируем внимание
Попросим кого-нибудь оставить на столе несколько предметов – пусть их сначала будет 5. Окидываем взглядом, запоминаем, отворачиваемся и просим один убрать. Поворачиваемся и называем предмет, которого не стало. Постепенно доводим количество предметов до 30.
Заведем дневник и полчаса в день уделим записям: опишем любое событие дня, которое произвело на нас наибольшее впечатление, обращая внимание на детали. Также можно полчаса в день уделить рисованию: рисуем все, что придет на ум, например, как сегодня выглядела наша коллега. Такое упражнение развивает внимательность, наблюдательность, креативность, память и дает возможность сосредоточиться.
В течение двух-трех минут рассматриваем картину или фотографию. Закрываем глаза и мысленно стираем сохранившийся образ. Делаем так несколько раз, вплоть до 50. Далее картину не стираем, а воспроизводим в памяти, стараясь не упустить никаких деталей. Открываем глаза, сверяем запечатленное в памяти изображение с оригиналом, отмечая, какие детали были упущены. Снова проделываем то же самое, пока образ не удастся мысленно воспроизвести с максимальной точностью.
6. Упражнение «Луч внимания»
Врач-психотерапевт Владимир Леви в книге «Искусство быть собой» для тренировки внимания предложил еще одно упражнение: смотрим в окно и находим несколько отдаленных объектов, например многоэтажный дом, церковные купола, телевизионную вышку. Наш взгляд – это луч, одновременно охватывающий эти объекты. Держим этот луч внимания две – три минуты, а затем направляем его на свой кончик носа и держим столько же. Опять направляем луч внимания на дальние объекты – и снова на кончик носа. И так несколько раз. Затем закрываем глаза и мысленно проделываем те же действия.
Это упражнение будет хорошей гимнастикой и для глазных мышц.
Мы подготовили специально для вас интересный тест, при помощи которого можно определить, насколько вы внимательны.
© Тимошенко Елена, BBF.ru
bbf.ru
Способы тренировки и коррекции внимания. Экспериментальные исследования внимания
Способами как развития, так и тренировки внимания, могут быть:
— медитация (один из терминов, употребляющихся для обозначения способа переключения внимания с внешнего мира на мир внутренний). Существуют разные техники медитативного погружения: медитация на пламени свечи, на медитативных свечах, прослушивание аудиокассет с записью сеанса медитации.
— пальминг (происходит от слова palm, что в переводе на русский язык означает “ладонь”). Ладони человека представляют собой превосходный инструмент для защиты глаз. Когда человек закрывает глаза, это способствует их расслаблению и отдыху. Однако глаза, самой природой предназначенные для восприятия света, не могут полностью расслабиться, когда на них подает даже ничтожное количество его лучей. Упражнение, позволяющее добиться этого было названо Уильямом Бейтсом “пальминг”. Упражнение: поставить перед собой какую-нибудь из любимых вещей (лучше яркого цвета). Затем несколько минут смотреть на предмет внимательно, спокойно. После этого следует закрыть глаза, попытаться вспомнить предмет в деталях и удержать их в уме. Затем открыть глаза, посмотреть на предмет и определить, какие подробности были забыты в умственном образе. Упражнение следует повторять до тех пор, пока предмет не будет точности воспроизведен в умственном образе.
Еще одним способ тренировки внимание может быть способ “запоминания лиц”. Для этого следует сесть, сосредоточиться и попробовать описать черты лица знакомых: нос, глаза, рот, подбородок, цвет волос, общую форму головы. Оказывается, что не каждый человек может в точности воспроизвести в памяти лица даже самых близких людей. Это упражнение хорошо тренирует наблюдательные способности.
— активизация слухового центра. Известный российский физиолог академик П. Анохин в своих исследованиях установил, что в деятельности человеческого мозга порой возникают ситуации, когда происходит активизация всех его структур. В этом случае они работают как одно целое и выполняют поставленную задачу наиболее эффективно. Для создания такой ситуации разработан комплекс специальных упражнений, вовлекающих в процессы деятельности мозга дополнительные структуры, в частности слуховой центр.
1. Проходя по улице, нужно стараться поймать и удержать в памяти отдельные фразы проходящих мимо людей.
2. Нужно стараться различать голоса часто встречающихся людей и припоминать каждый персонифицированный голос, когда вновь услышите его. Таким образом, можно составить себе зрительный образ говорящего.
3. Стоя так, чтобы не видеть разговаривающих между собой людей, попытаться различить их голоса и установить личность каждого из них.
4. Можно постараться припомнить слова, обращенные к вам в течение прошедшего дня. Очень немногие люди в состоянии дословно повторить то, что им было сказано всего несколько минут назад.
5. Присутствуя на лекции, собрании, заседании, постараться затем записать все, что запомнили из услышанного. Мысленно обсуждая речь, передайте, по возможности дословно, употребленные в ней слова. Это не только полезно для развития слухового восприятия, сосредоточения и внимания, но и служит одним из лучших средств в совершенствовании ораторского искусства.
Исследование объема внимания обычно производится путем анализа числа одновременно предъявляемых элементов (чисел, букв и т. п.), которые могут быть с ясностью восприняты субъектом. Для этих целей используется прибор, позволяющей предъявить определенное число раздражителей так быстро, чтобы испытуемый не мог перевести глаза с одного объекта на другой. Это позволяет измерить число объектов, доступных для одновременного опознания.
Для измерения устойчивости внимания обычно используются таблицы Бур дона, состоящие из беспорядочного чередования отдельных букв, причем каждая буква повторяется в каждой строке одно и то же число раз. Испытуемому предлагается в течение длительного времени (3—5—10 мин) вычеркивать заданные буквы (в простых случаях одну или две буквы, в сложных — заданную букву лишь в том случае, если она стоит перед другой, например гласной). Экспериментатор отмечает число букв, вычеркнутых в течение каждой минуты и число обнаруженных пропусков. Аналогичное значение имеют таблицы Крепелина, состоящие из столбиков цифр, которые испытуемый должен складывать в течение длительного времени. Продуктивность работы и число допускаемых ошибок могут служить показателем колебаний внимания.
Исследование распределения внимания имеет большое практическое значение. Для этой цели используются так называемые таблицы Шульте. На этих таблицах изображены два ряда беспорядочно разбросанных цифр, красных и черных. Испытуемый должен в определенной последовательности называть серию цифр, чередуя каждый раз красную и черную цифру. Иногда эксперимент усложняют — на красную цифру надо показывать в прямом порядке, а на черную — в обратном. Как показали исследования, у отдельных испытуемых здесь отчетливо выступают значительные индивидуальные различия. Исследователи (в частности, А.Р.Лурия) считают, что эти различия могут надежно отражать некоторые вариации силы и подвижности нервных процессов и с успехом использоваться в диагностических целях.
Исследование объема внимания обычно производится путем анализа числа одновременно предъявляемых элементов (чисел, букв и т.п.), которые могут быть с ясностью восприняты субъектом. Для этих целей используется прибор, позволяющий предъявить определенное число раздражителей так быстро, чтобы испытуемый не мог перевести глаза с одного объекта на другой. Это позволяет измерить число объектов, доступных для одновременного опознания, с помощью прибора, называемого тахнстоскопом. Обычно он состоит из окошечка, отделенного от рассматриваемого объекта падающим экраном, прорезь которого может произвольно изменяться так, что рассматриваемый объект появляется в ней на очень короткий промежуток времени (от 10 до 50—100 мс). Число ясно воспринимаемых предметов и является показателем объема внимания. Если предъявляемые объекты достаточно просты и разбросаны по демонстрируемому полю в беспорядке, объем внимания колеблется от 5 до 7 одновременно ясно воспринимаемых объектов. Вообще-то объем внимания — величина индивидуально изменяющаяся, но классическим показателем объема внимания у людей считается равный 5+2.
Устойчивость может определяться периферическими и центральными факторами. Экспериментальные исследования показали, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды таких колебаний, в частности по НЛанге, равны обычно 2—3 с, доходя максимум до 12 с. Если прислушиваться к тиканью часов и пытаться сосредоточиться на нем, то человек будет то слышать, то не слышать их. Иной характер носят колебания при наблюдении более сложных фигур — в них попеременно то одна, то другая часть будет выступать как фигура. Такой эффект, например, дает изображение усеченной пирамиды: если присмотреться к ней в течение некоторого времени, то она будет поочередно казаться то выпуклой, то вогнутой.
megaobuchalka.ru