Самооценка в психологии это – понятие, структура, виды и уровни. Коррекция самооценки
Самооценка личности в психологи: понятие, проблемы, виды
Социальная значимость человека неоспорима. Именно в обществе личность развивается, через коммуникации познает собственную сущность. Поэтому самооценка личности в психологии занимает одно из центральных мест при изучении, т.к. именно от этой характеристики зависят стремления и занимаемая роль в обществе.Понятие самооценки личности
Собственное отношение к своему внутреннему «Я» постепенно формируется из оценки окружающих людей к человеку. Дополнительно существуют другие факторы активности, которые влияют на самооценку. Например, оценивание себя в различных сферах деятельности с точки зрения успешности, привлекательности или профессионализма.Самооценка – это существенная ценность индивида, благодаря которой личность оценивает себя, собственные достоинства, возможности, характеристики, а также понятие выступает, как основной критерий занимаемого места среди других людей.
Проблема самовосприятия занимает чуть ли не центральное место в психологии, т.к. это необходимый компонент для самосознания и осознания себя, как личности. Через призму самостоятельного оценивая, человек познает собственные физические и умственные способности, может критично отнестись к себе и к окружающим людям.
Самоанализ играет ключевую роль при оценке притязаний индивида, когда требуется выполнить, какое-либо действие человек примеривает на себя определенные цели. И уже в зависимости от уровня самовосприятия принимается решение о способности к выполнению задачи. При этом пути влияния на самооценку личности могут быть самые разнообразные. Основными и главенствующими является воздействие окружающих, родных, близких, друзей и даже малознакомых людей.
Как уровень самооценки влияет на личность человека?
Данный вопрос считается одним из ключевых в психологии, и ответ зависит от выполняемых функций самостоятельного оценивания:- принятие собственного выбора и решений;
- обеспечение независимости и стабильности личности;
- стимулирование к самосовершенствованию;
- адекватное оценивание собственных поступков и действий;
- удовлетворенность своими качествами и характеристиками;
- приспособление к окружающему социуму;
- регулирование и контроль в процессе деятельности.
Типы самооценки личности
Психологическая сущность самооценки личности зависит от уровня адекватного восприятия себя. В связи, с чем существует деление собственного восприятия на типы:- Низкая самооценка часто становится результатом воспитания чрезмерно опекающих родителей, что ведет к неуверенности в собственных силах, к конфликтам, как с окружающими, так и к появлению комплексов и требовательности к себе. Индивид с низкой самооценкой безынициативен и замкнут. Из-за страха быть отвергнутым обществом у такой личности сохраняется склонность к депрессии, оценка коммуникативных навыков остается на достаточно низком уровне.
- Высокое восприятие собственных способностей указывает на то, что человек не способен критически относиться к своим ошибкам, поступкам и к поведению. Завышенная самооценка приводит к развитию нарциссизма, идеализации, к доминированию и демонстрации себя и собственных ощущений. С точки зрения психологии высокий уровень восприятия все же лучше заниженной самооценки, т.к. личность более уверенна, не подвержена депрессии и комплексам, что в итоге приводит к вполне нормальной и гармоничной жизни.
- Нормальная или адекватная самооценка наиболее приемлемый вариант внутреннего восприятия себя. Человек способен четко и правильно ставить перед собой цели, трезво смотреть на собственные недостатки и достоинства.
Любая методика исследования личности включает в себя аргумент по самооценке, который определяется через уравновешенность темперамента и характера индивида с окружающей действительностью. При изучении и анализе самовосприятия для человека важно постоянное одобрение и уважение близких людей, и только в более зрелом возрасте человек способен не оценивать себя глазами окружающих.
mixtests.com
Самооценка: виды и уровни — адекватная самооценка
Что такое самооценка
Психология определяет самооценку как совокупность понимания человеком своих возможностей и перспектив. Он оценивает себя, сопоставляя с окружением, как бы наблюдая со стороны за собой и примечая способности и недостатки, формируя мнение об истинном «Я», в течении всей жизни.
Сравнение с другими идет на уровне «похуже», «получше», «обычный» — все происходит инстинктивно, если даже человек не хочет себя сопоставлять другим. На первое место выходят качества, которые ценятся в современном социуме.
В 19 веке юноша дворянского происхождения мог похвалиться тем, что он лучше, чем князь Волконский, бьется на шпагах. Он сравнивал себя с человеком своего сословия и замечал, что превосходит его, тем самым повышая самооценку. Такое качество было актуальным для 19 века, в современном мире свои приоритеты, и никто не станет самоутверждаться за счет фехтования.
Этот пример нам показывает, что оценка своих способностей и недостатков зависит от приоритетов общества. Ценности, которые культивирует социум, в котором существует человек, являются мерилом для самооценки.
Самооценкой человек занимается постоянно: то он доволен и готов похвалить себя, гордиться своими поступками, то напротив, недоволен и переживает за свои действия, ругает себя за какой-либо проступок. Оценка своей личности дает человеку понять себя, пусть она меняется в зависимости от ситуации, но именно она регулирует и выстраивает мнение о себе.
Рассмотрим два варианта оценки своего какого-то действия людьми с разной самооценкой:
1. Совершив ошибку, человек с высокой самооценкой признается себе: «Тут я был не прав, но как же это получилось, ведь я всегда поступал правильно» и тут же забудет неприятный инцидент и пойдет дальше.
2. Человек с низкой самооценкой может зациклиться на своей ошибке, будет долго вспоминать свои действия, корить себя, даже может решить, что он ни на что не способен, как всегда, у него все выходит не так.
Виды и уровни самооценки
Психологи отмечают два вида самооценки:
· адекватная;
· неадекватная.
Также можно услышать и другую классификацию: оптимальная и неоптимальная, когда речь идет о чуть завышенной самооценке, что само по себе не критично. Вот только грань, где заканчивается оптимальная и начинается неоптимальная, очень тонка.
Адекватная самооценка
Когда самооценка у человека адекватная, он видит себя со стороны и оценивает свои возможности почти так, как есть на самом деле. Идеальных людей, наверное, не бывает и каждый по-своему воспринимает себя в этом мире и в социуме.
Характеризуя себя, кто-то завышает возможности, а кто-то недооценивает. Когда погрешности по сравнению с реальностью немного, самооценку называют адекватной.
Если человек признается, что его руки растут не с того места, он не страдает заниженной самооценкой, просто он хочет сказать, что не любит или не умеет что-то делать своими руками.
Адекватная самооценка показывает, что индивид может разумно оценивать свое и чужое поведение, взгляды.
Человек с такой самооценкой воспринимает мир следующим образом:
1. Его «хочу» и «могу» соответствуют возможностям.
2. Дает себе правильные и достижимые установки, не витая в облаках на счет своего потенциала.
3. Может критически оценить себя, убирая «розовые шторы» с глаз.
4. Он знает, к чему приведут его действия.
Кто готов трезво посмотреть на себя, не будет против услышать и чужое мнение о себе любимом. Его не покоробит точка зрения других, ведь он сам прекрасно знает свои плюсы и минусы, и не зацикливается на мнении со стороны.
Неадекватная самооценка
Отличают два вида неадекватной самооценки: завышенная и заниженная. Они, в свою очередь, различаются по степени неадекватности. Если человек оценивает себя немного пониже нормы, или повыше – это никак не отражается на его характере и повадках, он нормально общается с окружением, у него не возникает проблем с адаптацией и нормами социума.
Неадекватную самооценку, чуть превышающую средний показатель, невозможно выявить без психологического тестирования человека. Немного завышенная самооценка даже не требует корректировки, это всего лишь чувство собственного достоинства, которое помогает человеку жить и ценить собственные достижения.
Другое дело, если самооценка зашкаливает в ту или иную сторону. Это сразу видно по поведению человека, она мешает жить, создает проблемы в социализации личности, приводит к конфликтным ситуациям.
Индивидуальные особенности людей с завышенной самооценкой
Если самооценка завышена, человек постоянно старается выделиться, он несколько заносчив, всегда высказывается по любому поводу, даже если не компетентен в вопросе, ставит себя выше других и пытается командовать.
Отличительные черты таких людей:
· У них на первом месте собственное «Я», придают большое значение своей персоне.
· Неадекватно реагируют на замечания со стороны, им не понравится мнение, отличающееся от их собственного.
· Они авторитарны, смотрят на других с высока.
· Не приемлют помощи со стороны, отвергая его, даже если нуждаются в ней.
· По их мнению, у них нет слабостей, свои отрицательные качества видят в положительном свете, пытаются выдать за достоинства.
· Эгоцентричны, самолюбивы, думают только о себе, забывая о других.
· У них проявляется манерность в поведении, нарочито поступают во многих случаях.
Иногда можно услышать, что завышенная самооценка лучше, чем заниженная. Это утверждение не всегда верно характеризует ситуацию, общаться и существовать рядом с человеком, у которого слишком завышенная самооценка, не всегда приятно и комфортно.
Заниженная самооценка
Люди с заниженной самооценкой не любят выделяться, они существуют в своем тихом мире и стараются вести себя так, чтобы их не заметили.
На первый взгляд, они просто скромны и деликатны, но если узнать их получше, выявятся черты, не совсем пригодные для нормального существования:
· Бесконечные колебания по любому поводу, нерешительность.
· Они постоянно оборачиваются на других, не могут брать инициативу в свои руки.
· Не любят брать обязательства, стараются переложить риски на других.
· Не видят в себе перспективы, чувствительны, уязвимы, не могут найти точки соприкосновения с окружением или не хотят.
· Дотошны и капризны, стремятся к безупречному поведению и от других требуют того же.
· Щепетильны, злопамятны, ревнивы.
· Их поступки иногда невозможно понять, они стремятся всем доказать свою значимость, и это выливается в ненормальные выходки.
Люди с сильно неадекватной самооценкой со знаком минус, также являются эгоцентричными, но уже по другому поводу. Они могут не обращать внимание на окружающих, полностью уйти в свою проблему. От этого проигрывают близкие, ведь за своими «страданиями» человек не замечает тех, кто рядом. Среди них есть те, кто ни разу в жизни не любил серьезно, у них нет ощущения уважения к другим, зацикленность на себе мешает этим чувствам.
fatecenter.ru
Что такое самооценка: виды в психологии
Автор Ирина Кирьянова На чтение 9 мин. Опубликовано
Личностная самооценка – ключевой компонент самосознания, который состоит из сочетания физических и человеческих характеристик, нравственных черт, навыков и поступков человека. Именно уровень самооценки определяет степень центрального личностного образования и степень интеграции в социум. Рассматриваемый компонент самосознания является своеобразным регулятором поведенческой модели человека. Самооценка тесно взаимосвязана с уровнем самоуважения. Люди, адекватно воспринимающие собственную личность, отличаются уравновешенным поведением, низкой конфликтностью и наличием независимой линии поведения. В данной статье, мы предлагаем детально рассмотреть вопрос о том, что такое самооценка личности.
Самооценка является частью самосознания человекаРазвитие личностной самооценки
Формирование самооценки человека происходит в результате межличностных связей. На уровень оценки собственной личности имеет особое влияние общественное мнение. Оценка окружающих людей в сочетании с личными достижениями, являются одним из важных критериев в рассматриваемом вопросе. Самооценка в психологии – это представление о степени значимости собственной личности для окружающих. Фундаментом для формирования оценки служат личные качества, недостатки и достоинства, чувства и поступки человека.
По мнению психологов, данный компонент самосознания имеет повышенную устойчивость к внешнему влиянию. Так как развитие личностной оценки формируется в детском возрасте под влиянием социальных и врожденных факторов, устоявшееся мнение с трудом поддается коррекции. На развитие самооценки оказывает влияние взаимоотношение с окружающими людьми, поскольку каждому человеку свойственно проводить сравнение своих поступков с поступками других людей. Определить уровень оценки собственной личности можно, изучив такие критерии, как темперамент, склад характера, и степень взаимодействия с другими людьми.
Предназначение самостоятельной оценки личности
Проводимые исследования позволили выявить, что самостоятельная оценка человеческой личности обладает тремя важными функциями:
- регулировка, оказывающая влияние на личностный выбор;
- защита, служит залогом психической стабильности и независимой поведенческой модели;
- развитие – способствует постоянному саморазвитию.
Основываясь на этом факте, специалисты из области психологии рекомендуют своим пациентам как можно чаще сосредотачивать внимание на самом себе. Только проведя детальный анализ собственных качеств, можно найти ответы на многочисленные вопросы. Помимо этого, подобный подход позволяет избавиться от различного «хлама», который мешает саморазвитию. Наведение внутреннего порядка, устраняет имеющиеся конфликты и позволяет достичь гармонии.
Самооценка представляет собой мнение индивида относительно себя и собственной значимостиЛичностная самооценка является важным звеном в формировании человеческого самосознания.
Детальный анализ собственных возможностей, навыков и индивидуальных черт характера, позволяет определить свое назначение в социуме. При помощи самоотчета, самоанализа и самонаблюдения, человек производит сравнение собственной личности с окружающими людьми. Важно понимать, что этот элемент самопознания не имеет схожих черт с банальным любопытством. В рассматриваемом вопросе, в качестве стимулов развития личности, выступают такие качества, как самосовершенствование, самолюбие и желание достичь успеха. Именно эти цели толкают человека вести каждодневную борьбу с самим собой и постоянно расширять круг своих интересов.
Самооценка — это единственный способ познать собственное «Я», сравнив свои прошлые поступки с планами на будущее. Анализ различных аспектов своей индивидуальности позволяет ознакомиться с собственными достоинствами и недостатками, а также определить стратегию развития собственной поведенческой модели в различных условиях. Именно этот анализ, является механизмом запуска нравственного саморазвития.
Самооценивание личности подразделяется на два ключевых элемента: эмоциональный и когнитивный. Первый отвечает за взаимосвязь с индивидуальными чертами собственной личности, среди которых следует выделить темперамент, характер, модель поведения и привычки. Когнитивная сфера основывается на информации, что поступает из внешнего мира.
Взаимосвязь самооценки и степени личностных притязаний
По мнению американского психолога У. Джемса, формула расчета самооценки выглядит следующим образом: «Успех / Степень притязаний = Самооценка». В данной формуле степень притязаний является своеобразным стимулом для достижения поставленных целей в разных сферах. Такие стимулы, как карьера, социальный статус и уровень материального достатка определяют поведение человека. Под термином «успех» в вышеприведенном примере следует воспринимать конкретные результаты, которых удалось достичь путем выполнения набора действий. Основываясь на этой формуле, можно сказать о том, что для повышения самооценки, человеку требуется снизить степень притязаний либо увеличить эффективность действий, направленных на достижение успеха.
Виды самооценки в психологии подразделяются на три категории: заниженная, адекватная и завышенная. Отклонение чаши весов в любую сторону от среднего значения становится причиной появления психологического дискомфорта и внутренних конфликтов. К сожалению, далеко не каждый человек способен увидеть истинную причину подобных проблем, что приводит к появлению ошибочных выводов.
Наличие завышенной самооценки часто сопровождается чувством собственного превосходства, и комплекса двухлетнего ребенка. Высокое самомнение приводит к созданию собственного идеала, что мешает адекватно подойти к анализу имеющихся возможностей и способностей. На данной почве создается ошибочное мнение о собственной значимости для социума. Даже в случае неудач, люди с высоким самомнением предпочитают сохранять верность идеи о высокой важности своей личности, для того, чтобы избежать психологического дискомфорта.
Самооценка – целостное образование, составляющая концепции своего «Я» (Я-концепции) и самосознания человекаНеправильная оценка личностных качеств заставляет человека принимать собственные слабости за сильные черты характера. На этом фоне, упрямство и агрессия может расцениваться как воля и решительность. Рассматриваемая модель поведения препятствует формированию двухстороннего контакта с окружающими людьми, поскольку человек с высокой самооценкой наплевательски относится к мнению окружающих. Когда на пути подобного человека появляются различные трудности, что препятствуют достижению успеха, он списывает их на жизненные обстоятельства и другие внешние факторы. В его понимании, каждый поступок является правильным и не может стать ошибкой. Многие люди с завышенным самомнением негативно относятся к критике от окружающих и принимают подобное отношение за зависть и стремление придраться.
Если основываться на вышеприведенной формуле, можно сказать о том, что человек с завышенным самомнением ставит перед собой трудновыполнимые задачи, при которых степень притязаний не соответствует уровню возможностей. Специфическими чертами личности при завышенной самооценке являются грубое и агрессивное, местами жестокое поведение, высокомерие и зазнайство. Независимое поведение, выставляемое напоказ, может восприниматься окружающими людьми, как проявления высокомерия и пренебрежительности.
Люди с завышенным самомнением часто страдают от невротических и истерических приступов, так как находятся в твердой уверенности о высокой значимости собственной личности. Различные трудности воспринимаются как невезение, что редко побуждает человека изменить свое отношение к окружающим. По мнению психологов, для рассматриваемого типа личности свойственна стабильность в поведении и отличительные черты во внешнем виде. Так для людей с высоким самооцениванием свойственны прямая осанка, наличие «командного» голоса и высокое положение головы.
Заниженная самооценка выражается в виде тревожного акцентирования характера. Данный тип людей испытывает проблемы с уверенностью в своих силах, проявляет чрезмерную осторожность, застенчивость и нерешительность. Совершая определенные поступки, такие люди ждут одобрения и поддержку от окружающих. Люди с низким уровнем самооценивания легко поддаются внушению, что заставляет их действовать на поводу у окружающих. Наличие комплекса неполноценности и трудностей с самореализацией приводит к тому, что человек постоянно ищет новые цели, которые помогут ему самоутвердиться. При этом, стимулом для достижения служит не сама цель, а желание обрести значимость в глазах окружающих. Психологи отмечают, что степень притязания таких людей значительно ниже их способностей.
Наличие жизненных трудностей и различных преград воспринимается как катастрофа вселенского масштаба. Люди, относящиеся к этому типу личности, проявляют высокие требования не только в отношении себя, но и окружающих. Отличительными чертами характера, в данном случае является самокритичность, замкнутость, завистливость, жестокость, подозрительность и мстительность.
Самооценка нередко приравнивается к любому личностному суждению о себе, своих характеристиках, особенностях, возрасте, планах и переживанияхПричиной многих конфликтов, включая семейные и профессиональные, является повышенная требовательность, занудность и внимание к мелочам. Для этой манеры поведения свойственны такие особенности внешнего вида, как нерешительная походка, нежелание устанавливать визуальный контакт и втянутость шеи.
Адекватный подход к оценке собственной личности основывается на наличии двух процессов, имеющих противоположное значение: защитный и познавательный. Тяга к познанию содействует адекватности, а защитные механизмы действуют в противоположном направлении. Защитные процессы обусловлены инстинктом самосохранения, который в примере с самооценкой имеет направленность в самооправдании поведенческой модели. Помимо этого, данный процесс является единственным способом защитить свой психологический комфорт.
Степень самооценки
Рассматривая вопрос о том, какая бывает самооценка, следует уделить внимание методике определения уровня восприятия собственной личности. Для этого, на листе бумаге рисуется лестница, состоящая из десяти ступеней. Каждой из ступеней следует присвоить порядковый номер. После этого, человеку разъясняется, на самой нижней ступени находятся «отрицательные персонажи», а верхушку занимают «идеальные люди». После этого, человеку предлагается сделать выбор, какую ступень занял бы он.
По словам психологов, место с первой по третью ступень занимают люди с заниженной самооценкой, а от восьмой до десятой с завышенной. Первый показатель является наглядной демонстрацией наличия робости и неуверенности, а также отсутствием возможности реализовать собственный потенциал. Добиться намеченной цели и реализовать скрытые способности мешает критичное отношение к самому себе.
Формирование самооценки происходит в ходе познания самого себяПромежуточное звено, что является адекватным оцениванием собственных качеств, позволяет правильно соизмерять имеющиеся возможности и способы для достижения целей. Люди с данным складом характера предпочитают ставить перед собой достижимые задачи, а при возникновении трудностей, адекватно подходят к их анализу. Такой человек определяет свои слабые и сильные стороны, после чего прикладывает все силы для устранения недостатков и дальнейшего саморазвития.
Завышенное самомнение – результат создания идеализированного образа своей личности и неадекватная оценка собственной значимости для окружающих людей. В этом случае, любые неудачи и жизненные трудности игнорируются, поскольку на первом месте у человека стоит психологический комфорт. Любые попытки критического оценивания со стороны окружающих могут быть расценены как придирчивость и зависть. Такие люди не признают собственные недостатки и ошибки.
Проблемы с самооценкой влияют на качество самоконтроля и управления собственным поведением. У многих лиц с данной проблемой наблюдаются трудности в построении коммуникативных связей из-за повышенной конфликтности.
ktovdepressii.ru
Самооценка в психологии — это что? Виды и понятие самооценки в психологии
Каждый человек склонен постоянно оценивать себя, свое поведение и поступки. Это необходимо для гармоничного развития личности и построения отношений с окружающими людьми. Способность дать себе правильную оценку оказывает огромное влияние на то, как общество воспринимает человека, и на его жизнь в целом.
Понятие самооценки в психологии
Все люди время от времени анализируют свой характер, ищут в себе плюсы и минусы. Понятие самооценки в психологии – это способность сознания человека составлять представление о себе и своих действиях, а также судить о своих навыках, умениях, личных качествах, достоинствах и недостатках. Самооценка позволяет людям критически относиться к себе, ставить различные цели и достигать их, соизмерять свои возможности с требованиями в тех или иных жизненных сферах, обдумывать действия и принимать взвешенные решения.
Способность к самоанализу оказывает большое влияние на формирование поведения людей. Такие качества личности, как неуверенность и решительность, активность и сдержанность, общительность и замкнутость напрямую зависят от самооценки. Мнение человека о себе определяет и отношение к нему окружающих.
Виды самооценки в психологии
Какие же типы существуют? В зависимости от того, насколько правильно себя оценивает человек, можно выделить следующие основные виды самооценки в психологии: адекватную и неадекватную.
Если мнение человека о себе совпадает с тем, каков он в действительности, то она считается адекватной. Она должна быть присуща всем взрослым людям. Адекватная самооценка в психологии – это способность индивида более-менее объективно формировать мнение о своей персоне.
У людей с неадекватной самооценкой представление о себе резко расходится с тем, что о них думают окружающие. При этом такое мнение может быть завышенным или заниженным.
В зависимости от подверженности влиянию внешних факторов выделяют стабильную и плавающую самооценку. Стабильная самооценка в психологии – это неизменное мнение человека о себе в любой ситуации. В тех случаях, когда представление о себе меняется в зависимости от настроения, успехов или поражений, одобрения или осуждения окружающих, она является плавающей.
Что влияет на формирование самооценки
Каждый человек склонен сравнивать себя с неким идеальным образом, с тем, кем он хотел бы быть. Совпадение реального представления о себе с желаемым играет огромную роль в формировании самооценки. Чем дальше истинный образ от совершенного, тем ниже мнение человека о себе.
Существенное влияние на формирование самооценки оказывает отношение к индивиду окружающих. Особое значение имеют мнения самых близких людей: родителей, родственников и друзей.
Реальные достижения человека в той или иной сфере деятельности также влияют на самооценку. Чем выше личностные успехи, тем лучшего мнения о себе человек.
Как привить ребенку положительную самооценку?
Все родители хотят видеть своего ребенка преуспевающим и счастливым. То, насколько больших результатов сможет достичь в жизни человек, напрямую зависит от самооценки. Чтобы привить ребенку положительное самомнение, необходимо придерживаться рекомендаций, которые дает психология. Самооценка человека начинает формироваться в самом раннем детстве. Для малыша важно одобрение и поощрение со стороны взрослых и своих сверстников. Если такового нет, у ребенка складывается заниженная самооценка.
Дети очень четко улавливают внимание к ним со сторон взрослых. Если ребенок замечает, что его игнорируют, у него складывается впечатление, что он неинтересен окружающим. В свою очередь, это негативно отражается на его самооценке. Таким образом, чтобы сформировалось положительное мнение ребенка о себе, он должен постоянно чувствовать защищенность, значимость и важность.
К каким проблемам приводит неадекватная самооценка?
Когда люди не умеют правильно оценивать себя, адекватно судить о своих достоинствах и недостатках, у них может возникнуть немало проблем. Как низкая, так и завышенная самооценка негативно влияет на жизнь человека.
При низкой самооценке люди склонны всегда делать выбор в худшую сторону, считая, что другого они не достойны. Это касается поиска партнера, работы и многого другого. В результате люди испытывают постоянную неудовлетворенность, но при этом боятся предпринять решительные шаги, чтобы как-то изменить ситуацию.
Завышенная самооценка в психологии – это когда человек считает себя гораздо лучше, чем он есть на самом деле. Это также большая проблема для человека. Прежде всего, она влияет на взаимоотношения с окружающими. Людям тяжело общаться с теми, кто постоянно ставит себя выше других, хвастается и превозносит свою персону. Как правило, у человека с чересчур завышенной самооценкой очень мало друзей.
Для любого человека важно чувствовать уверенность в себе. Однако слишком высокое мнение о себе чаще наносит вред, чем пользу.
Вычислить человека с завышенной самооценкой достаточно легко. Эти люди очень эгоистичны. Свои интересы они всегда ставят превыше чужих. Они любят рассказывать о себе, часто перебивают и переводят тему разговора, если она им не интересна. Они не хотят знать мнения других людей, считают свою точку зрения по любому вопросу единственно верной. Человек с завышенной самооценкой с удовольствием берется за сложную, порой невыполнимую работу, а в случаях неудачи впадает в отчаяние и депрессию.
Что же приводит к формированию завышенной самооценки у людей? В первую очередь это неправильное воспитание. Когда родители во всем потакают своему чаду, ни в чем не ограничивают и готовы выполнить по первой же просьбе все его желания, у ребенка формируется мнение, что он самый главный человек в мире, а все должны его боготворить и поклоняться ему.
Как научиться адекватно оценивать себя?
Если вы заметили, что у вашего ребенка завышенная самооценка, необходимо срочно принимать меры, направленные на то, чтобы он научился формировать о себе адекватное мнение, иначе впоследствии ему будет очень сложно построить отношения с окружающими. Прежде всего, стоит ограничить похвалу малыша, стараться объяснить, в каких ситуациях успех является его заслугой, а в каких к нему привели удачно сложившиеся обстоятельства.
Исправить завышенную самооценку у взрослого человека намного сложнее. Такие люди чаще всего не видят или не хотят видеть проблему, а соответственно, и бороться с ней. Объяснить человеку, что у него неадекватная самооценка, практически невозможно.
Если же вы осознаете, что ваше представление о себе завышено, необходимо приложить немалые усилия, чтобы научиться оценивать себя адекватно. Самое главное, нужно понять, что каждый человек имеет право на свое мнение, и если оно отличается от вашего, то это совсем не значит, что оно неправильное. Научитесь слышать других, идти на уступки, бескорыстно помогать людям.
Заниженная самооценка в психологии – это состояние, при котором человек думает о себе намного хуже, чем он есть на самом деле. Она приводит к таким проблемам, как неуверенность в себе, замкнутость, скованность, ревность, зависть, обидчивость.
Проблемой многих индивидов является низкая самооценка. Психология таких людей такова, что они, как правило, стремятся устроиться на должность, требующую минимальной степени ответственности. При выборе партнера они неосознанно притягивают к себе людей, которые только укрепляют их неуверенность в себе. Они склонны к излишней самокритике, концентрации на своих недостатках. Такие люди часто жалуются, считают себя невезучими и беспомощными.
Как повысить свою самооценку?
По статистике, мужчины чаще завышают представление о себе. Женщины же более склонны к занижению своих достоинств, они чаще ищут в себе недостатки – такова их психология. Повышение самооценки является для них очень сложной проблемой.
Как правило, причина заниженной самооценки у женщин кроется в недовольстве своей внешностью или фигурой, а также в скрытых комплексах, вызванных неудачами в личных отношениях или карьере.
Как повысить самооценку женщине? Психология советует прежде всего начать концентрироваться на своих достоинствах. Подумайте, каковы ваши положительные качества? Почему вы достойны в жизни лучшего, чем имеете? Каждая женщина сможет найти в себе что-то хорошее. Например, кто-то отлично готовит, кто-то прекрасно поет, танцует, кто-то наделен аналитическими способностями. Список своих положительных качеств необходимо повторять как можно чаще, чтобы они отложились на уровне подсознания.
Для повышения самооценки старайтесь общаться с людьми, которые вас уважают и поддерживают. Следите за своим внешним видом, одевайтесь так, чтобы чувствовать себя комфортно и уверенно. Повысить свою самооценку бывает очень сложно, главное, не сдаваться и верить, что у вас все получится.
fb.ru
Самооценка как социально-психологический феномен | Социальная сеть работников образования
Самооценка как социально-психологический феномен
В отечественной и зарубежной психологии накоплено большое количество эмпирических данных о связи уровня самооценки с другими свойствами личности и типами поведения. Большой научный вклад в разработку данной проблематики внесли Р. Бернс, С.А. Матошук, Хекхаузен, Л.В. Бороздина, Ю.А. Борисов, В.В. Столин, С.Р. Пантелеев, И.А. Галкина, Л.Н. Корнеева, И.А. Кудрявцев, И.И. Чеснокова и др.
Самооценка как результат интеграции процессов самопознания и самоотношения играет важную роль в психической жизни личности, выступает внутренним фактором регуляции поведения и деятельности.
Согласно трактовке Большого психологического словаря «самооценка — ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения»[1]. Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру, в значительной степени определяя социальную адаптацию и являясь своеобразным механизмом регуляции поведения и деятельности .
В зарубежной психологии, благодаря работам Бернса, самооценка связана с понятием «Я-концепция». Под «Я-концепцией» понимают динамическую систему представлений индивида о себе. В «Я-концепции» выделяют три структурных компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Когнитивный компонент — «Образ Я» — система знаний субъекта о себе. Эмоционально-ценностный — переживание отношения к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности и деятельности (самоотношение). Потенциальная поведенческая реакция — внешние проявления когнитивного и эмоционального компонентов. Самооценка в этой схеме отождествляется с эмоционально — ценностным отношением к себе.
Психологи, при изучении феномена самооценки, сталкиваются с определённой сложностью. Эта сложность обусловлена тем, что самооценка включает в себя два взаимосвязанных аспекта: процессуальный и структурно-итоговый, то есть её рассматривают и как процесс, и как результат — личностное образование. Двуединая природа самооценки нашла отражение и в определениях, которые ей даются в психологической литературе. Наиболее распространённым является следующее определение. Самооценка — оценка человеком собственных возможностей, качеств, достоинств и недостатков, места среди других людей.
В отечественной психологии самооценку принято рассматривать как компонент самосознания. При исследовании проблемы самосознания самооценке отводится ведущая роль: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель уровня его развития, интегрирующее начало и его личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания. Самооценка рассматривается как компонент самосознания, функционирующий на определенном ее уровне. Она определяется как продукт самосознания, отражающий субъективные ощущения индивида (его представления о себе, образе Я, об окружающих, его отношение к данным аспектам), а также является инструментом изучения уровня развития самосознания личности.
Классик отечественной психологии С.Л. Рубинштейн связывал развитие личности со становлением самосознания человека, которое представляет собой специфическую форму сознания личности и проявляется в осознании человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающему, к другим людям и к самому себе.
Проблеме самосознания посвящено много работ. Исследовательские интересы психологов направлены на понимание сути феномена, сопоставление его с понятиями «Я — концепция», «образ Я» и т.д., создание многоуровневой модели самосознания и описание его элементов.
Так, В.В. Столин[2] рассматривает проблему выделения уровней самосознания, соотнося их с различными уровнями активности человека как организма, индивида, личности. Таким образом, им выделяется три уровня, на первом из которых находятся функции, играющие важную роль «обратной связи» в формах активности организма. В данном случае речь идет о процессах «самовыделения и принятия себя в расчет» в перцептивных и двигательных актах. Следующий уровень представляет собой совокупность процессов; связанных с принятием точки зрения другого на себя, идентификацией с родителями, усвоением стандартов выполнения действий и формированием самооценки, формированием самоидентичности в рамках семейных отношений и отношений со сверстниками, формированием половой и профессиональной идентичности, становлением самоконтроля. Данный уровень именуется «самосознанием индивида». Наконец, высшим уровнем развития самосознания автор называет выявление социальной ценности и смысла бытия, формирование и изменение представлений о будущем, прошлом и настоящем. Именно на этом уровне может идти речь о самосознании личности.
В качестве важнейших компонентов самосознания, обеспечивающих его динамику, принято выделять процессы идентификации, самопознания или рефлексии. Процесс идентификации играет ключевую роль в становлении самосознания личности и связан с формированием личности в контексте социального взаимодействия. Рассматривая процесс идентификации как основу становления самосознания, В.В. Столин описывает выбор субъектом определенной «модели», в качестве которой изначально чаще всего выступают родители. Начальным этапом данного процесса становится усмотрение ребенком своего сходства с данной «моделью», затем к действию подключается- механизм переживания субъектом «викарных аффективных реакций», соответствующих событиям, в которых оказывается «модель». Субъект также стремится обладать теми чертами избранного образца, которые кажутся ему желательными, стремится к сходным целям, усваивает его установки и особенности поведения.
Таким образом, идентификация представляет собой процесс формирования идентичности, а, следовательно, самосознания зрелой личности. Идентификация обеспечивает наличие у индивида объективной и дифференцированной самооценки, подчёркивал А.Б. Орлов.
В процессе развития индивида происходит усложнение его когнитивных способностей, основой и следствием данного процесса становится развитие рефлексии. Рефлексия представляет собой и способ, и форму деятельности самосознания, она обеспечивает его постоянное наполнение новым материалом, способствует его структурированию и помогает субъекту адекватно реагировать на существующие условия. Процесс рефлексии делает самосознание важным положительным фактором самоконтроля, сохранения своего поведения в принятых индивидом нормативных рамках.
Рефлексия наделяет самосознание обратной связью, благодаря которой человек может оценивать намеченную цель с точки зрения перспектив успеха, корректировать ее с учетом различных норм, чувствовать себя ответственным за возможные результаты, продумывать их последствия для себя и окружающих .
Рефлексивность при самооценке, также как и способность к осознанию ее средств, является показателем достаточно высокого уровня ее развития. Именно с рефлексией наиболее тесно связано произвольное управление собственным поведением и его регуляция. Самооценка является результатом рефлексивности психического отражения. Весь продукт отражения можно разделить на образ внешней действительности (природной и общественной) и образ «Я». Образ «Я» состоит из всей сохранившейся в памяти информации о собственной личности. Процессы самопознания, которые формируют образ «Я», можно разделить на описательные и оценочные. Продуктом первого вида процессов являются эмоционально нейтральные, дескриптивные элементы образа «Я», а продуктом второго вида процессов — разнообразные самооценки, которые характеризуют данный поведенческий акт, данное переживание или устойчивое свойство личности как более или менее желательное с точки зрения определенных ценностных ориентаций. Эти самооценки связаны с определенными эмоциями, такими как удовлетворенность самими собой, гордость, стыд и т.д.
Как уже было отмечено, процесс рефлексии тесным образом связан с самопознанием личности. Самопознание — развернутый во времени процесс движения от единичных, ситуативных образов к целостному образованию — образу собственного «я» как субъекта, отличного от других субъектов. В случае направленности самопознания на публичные аспекты «Я», оно способствует формированию социально-нормативного поведения, фиксация на внутренних аспектах «самости», напротив, снижает значимость оценок социума и социальную активность в целом. Самопознание выводит нас на уровень самооценки, которая, наряду с самокритичностью как способностью личности оценить особенности своей личности и поступков, и составляет основу самопознания .
Результаты интегративной работы в сфере самопознания и в сфере эмоционально-ценностного отношения объединяются в особое образование самосознания личности — в самооценку [3]. Самооценка выражает фундаментальные свойства личности и, наряду с другими факторами, отражает ее направленность, активность. Кроме этого, самооценка является показателем определенного уровня психического развития личности .
Затрагивая проблему рефлексии и самопознания личности в контексте феномена самооценки, перейдем к рассмотрению основной ее функции — регуляции поведения. В концепции Дж. Боулби, регулятивная функция самооценки связана с процессом осознания своих качеств и проявления их вовне, во взаимодействии. Так, опираясь на сформированную «рабочую модель себя и мира» индивид оценивает свои «новые» (с точки зрения осознания) качества, которые могли проявиться в общении с другими. На основании этой оценки возникает чувство удовольствия либо неудовольствия, что побуждает индивида к определенному действию (поведению), которое снова подвергается оценке по этой же схеме. В этом заключается регулятивная функция самооценки.
Среди регулятивных функций самооценки A.B. Захарова выделяет оценочные, контрольные, стимулирующие, блокирующие и защитные.
Самооценка также тесно связана с таким феноменом как уровень притязаний личности. Данное явление впервые получило свое рассмотрение в школе К. Левина, а наибольшую содержательную наполненность приобрело в работах Хоппе, которая определила его как «совокупность сдвигающихся с каждым достижением то неопределенных, то более точных ожиданий, целей и притязаний к собственным будущим достижениям». [4] Соотношение уровня самооценки и уровня притязаний во многом определяет специфику психологических переживаний личности. Значительное расхождение данных показателей, проявляющееся чаще всего в виде низкой самооценки в сочетании с неадекватно завышенным уровнем притязаний, как правило, влечет за собой невротизацию личности.
Основные параметры самооценки — это высота, устойчивость и адекватность. Кроме перечисленных трех основных параметров выделяются следующие аспекты анализа самооценки: реальная — идеальная; завышенная — заниженная; глобальная или частная самооценка. При адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди. У человека с неадекватно завышенной самооценкой возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности. Самооценка может быть и неадекватно заниженной, т.е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе и невозможности реализовать свои способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе [5].
Реальная самооценка — это восприятие того, какие мы есть (Я- реальное), идеальная — то, какими мы стремимся быть (Я — идеальное). По К. Роджерсу, Я — идеальное отражает те атрибуты, которые человек хотел бы иметь, но пока не имеет. Это «Я», которое человек ценит и к которому стремится. Большое расхождение между реальной и идеальной самооценкой приводит к дисгармонии и невротизации личности.
Однако наиболее распространено выделение двух основных видов самооценки: общей (глобальной) и частных самооценок. Глобальная самооценка соотносится с оценкой целостного образа «Я» в концепции К. Роджерса . Эта структура самооценки может носить как осознанный, так и бессознательный характер, но зависит глобальная самооценка от общего отношения личности к самой себе. Общую самооценку рассматривают как одномерную переменную, отражающую принятие или непринятие личностью себя, т.е. позитивное или негативное отношение ко всему тому, что входит в сферу «Я».
В связи с введением понятия «глобальная самооценка», возникает проблема его определения и соотнесения с таким понятием как «самоотношение». Необходимо отметить, что В.В. Столин и С.Р. Пантелеев рассматривают «глобальную самооценку» и «самоотношение» как синонимы. Однако С.Р. Пантелеев подчеркнул различие между данными компонентами самосознания. Согласно его гипотезе, принципиальная разница между самооценкой и самоотношением заключается в различии оснований этих видов самооценивания. Самооценка является отражением субъект-объектных отношений превосходства и предпочтения, т.е. основана на социальном сравнении. Самоотношение имеет своим основанием сопоставление «Я» с самим собой и отражает отношение к себе только в координатах «Я» — «Я».
И.С. Кон [6] отмечает, что между общей и частной самооценками существует гибкая связь. Например, снижение частной самооценки в контексте низкой глобальной самооценки значительно более болезненно для индивида, чем подобное явление, но в рамках изначально высокой общей самооценки. В формировании единой глобальной самооценки большая роль принадлежит самоанализу, который является ее рациональным компонентом. Благодаря самоанализу происходит осознание своих личностных качеств и, соответственно, их оценивание. Определяя сущность глобальной самооценки, большинство авторов указывают на то, что она не является простой суммой частных самооценок. Общая самооценка отождествляется с эмоционально-оценочным отношением к себе, мерой удовлетворенности собой. Показателем особенностей общей самооценки является также мера уверенности личности в себе или «сила Я», связанная с развитием волевых качеств индивида и эмоциональной стабильностью.
Частная самооценка отражает отдельный аспект функционирования личности на определенном уровне. Частные самооценки являются оценками личности отдельных сторон жизнедеятельности, своих физических и психических качеств, особенностей социального статуса, способностей и возможностей. Частные самооценки выполняют функцию структурирования- информации относительно определенного аспекта «Я». Поскольку самооценка тесно связана с уровнем притязаний, можно говорить о взаимосвязи самооценки с субъективным прогнозом индивидуальных успехов и достижений личности.
Организация самостоятельной активности учащихся на уроке с возможностью выбора заданий, дифференцированных по степени трудности, эвристичности и пр. способствует развитию самооценки учащихся. При этом процесс формирования адекватной самооценки и уровня притязаний личности, в процессе обучения будет эффективным при соблюдении ряда условий:
- Учащиеся с помощью педагога включаются в систематический и последовательный процесс взаимодействия по анализу и оценке своей познавательной деятельности
- Педагог разделяет традиции гуманистической педагогики и психологии, поддерживает их положительное эмоциональное состояние при оценке и самоанализе деятельности, оказывая своевременную поддержку в форме совета, корректировки и пр.
- Педагог побуждает школьников к осмыслению собственных достижений посредством самоанализа и самооценки учебной деятельности -> рефлексивно-оценочный этап деятельности (адаптационно-ориентировочный, репродуктивно-деятельностный этапы деятельности)
Целью опытно-экспериментальной работы по проблеме «Организация в общеобразовательном учреждении системы и использования данных оценки учащихся для мониторинга их ежегодного прогресса» является определение критериев и показателей развития самооценки учащихся на основе познавательной самостоятельности
Изучение самооценки личности учащихся проводилось с помощью процедуры тестирования с использованием опросника Г.Н. Казанцевой и шкалы самооценки A.M. Пригожина. Исследование проводилось фронтально, в исследовании участвовали учащиеся 6 «А» класса (18 чел), учащиеся 6 «Б» класса (23 чел), 8 «А» класса (23 чел).
Необходимо отметить, что экспериментальной группой выступают учащиеся 6 «А» и 8 «А» классов, то есть классов, участвующих в опытно-экспериментальной работе, тогда как 6 «Б» класс – контрольная группа. Исследование самооценки учащихся проводились дважды, первый срез – сентябрь 2016 года, второй срез – декабрь 2016 года
Результаты исследования самооценки с помощью методики Г.Н. Казанцевой представлены в Таблице 1, на рисунке 1 (I срез)
Таблица 1
Результаты эмпирического исследования общей самооценки учащихся
(по методике Г.Н. Казанцевой)
Высокая с/о | Низкая с/о | Средняя с/о | ||||||
6 «А» | 6 «Б» | 8 «А» | 6 «А» | 6 «Б» | 8 «А» | 6 «А» | 6 «Б» | 8 «А» |
10 чел | 17 чел | 9 чел | 1 чел | — | 2 чел | 7 чел | 6 чел | 12 чел |
Согласно результатам исследования высокие показатели общей самооценки свойственны 74 % учащихся 6 «Б» класса, тогда как в 6 «А» классе высокие показатели общей самооценки выражены у 56 % респондентов. Необходимо отметить, что среди учащихся 6 «Б» класса респондентов с низкими показателями общей самооценки не выявлено. Таким образом, выборка 6 «Б» класса по общей самооценки дифференцирована на две группы – высокую и среднюю (26%).
Рис.1. Общая самооценка учащихся
В рамках выполнения данной работы, представляет интерес не только изучение общей самооценки, как меры удовлетворенности собой, но и исследование частных самооценок, оценок учащимися отдельных сторон жизнедеятельности, своих качеств, способностей и возможностей. Для исследования частных самооценок использованы следующие самооценочные шкалы: «Ум», «Авторитет у сверстников», «Умелые руки», «Уверенность в себе». Результаты исследования по самоооценочным шкалам представлены в таблице 2 (I срез), на рисунке 2,3,4.
Таблица 2
Результаты эмпирического исследования по самооценочным шкалам
Название шкалы | Завышенный уровень с/о | Заниженный уровень с/о | Средний уровень с/о | ||||||
6 «А» | 6 «Б» | 8 «А» | 6 «А» | 6 «Б» | 8 «А» | 6 «А» | 6 «Б» | 8 «А» | |
Ум | 14 чел | — | — | 1 чел | 7 чел | 2 чел | 3 чел | 11 чел | 21 чел |
Авторитет у сверстников | 5 чел | 7 чел | 4 чел | 6 чел | 5 чел | 2 чел | 7 чел | 11 чел | 17 чел |
Умения | 9 чел | 9 чел | 5 чел | 5 чел | 5 чел | 4 чел | 4 чел | 9 чел | 14 чел |
Уверенность в себе | 10 чел | 8 чел | 3 чел | 4 чел | 4 чел | 2 чел | 4 чел | 11 чел | 18 чел |
Рис.2. Результаты исследования по самооценочным шкалам учащихся 6 «А» класса
Рис.3. Результаты исследования по самооценочным шкалам учащихся 6 «Б» класса
Рис.4. Результаты исследования по самооценочным шкалам учащихся 8 «А» класса
Согласно результатам исследования 78 % учащихся 6 «А» класса характеризуются завышенными показателями по шкале «Ум», у 50 % учащихся 6 «А» класса выявлены завышенные показатели по шкале «Умения», 56 % учащихся 6 «А» имеют завышенные показатели по шкале «Уверенность в себе», а 28 % — завышенные показатели по шкале «Авторитет у сверстников».
Представляет интерес результаты исследования учащихся 6 «Б» класса. По результатам тестирования низких показателей общей самооценки не выявлено, однако, при исследовании частных самооценок 30% учащихся — заниженный уровень самооценки по шкале «Ум», 22 % — заниженный уровень самооценки по шкале «Авторитет у сверстников» и по шкале «Умения». Таким образом, можно о рассогласованности показателей общей самооценки и частных самооценок учеников 6 «Б» класса. Необходимо отметить, что у респондентов 8 «А» класса показателях частных самооценок и общей самооценки доминируют средние величины.
Результаты исследования общей и частных самооценок учащихся, полученные при проведении второго среза не различаются значимо с количественными результатами первого среза. Однако, представляет интерес качественный анализ ответов учащихся, полученный при тестировании. Учащимся было предложено обосновать свои оценки по каждой самооценочной шкале. При проведении первого среза, учащиеся (во всех классах) задавали множество вопросов по поводу выполнения данного задания, очевидно, что они испытывали затруднения при обосновании своих оценок, при этом полученные ответы носили свёрнутый характер, учащиеся часто ссылались на мнение других людей и их оценки. В частности комментарии к оценкам по шкале «Ум» — «не знаю, так считает учитель математики Л.Н.», «отметил исходя из своих оценок», «так считает учитель математики», «по оценкам по некоторым предметам», «судил по оценкам», «потому, что у меня 2-3 в четверти, а оценки для меня – мои результаты», «По многим предметам 5-4». Данная тенденция прослеживается по иным шкалам «не знаю», «авторитет так себе», «говорят, что у меня руки- крюки», «все так считают», «так считает большинство» и пр.
При проведении второго среза, учащиеся 6 «А» и 8 «А» классов предпринимают попытки обосновать частные самооценки исходя из собственных представлений, обоснования приобретают характер рассуждения, наполняются смыслом, становятся более осознанными. В частности, «ум отметил 80 % потому, что я больше узнал нового», «умения – могу сколотить скворечник, шкатулку», «много делаю домашнего задания, отвечаю и работаю», «я так считаю, потому что у меня недостаточно знаний, что бы выйти на более высокий уровень», «поставила чёрточку здесь, потому, что знаю многие вещи и многое понимаю», «я боюсь ошибиться, поэтому иногда не уверена в себе», «потому, что со мной многие общаются, спрашивают советы, дружат», «просто я работаю над собой, хочу сделать себя лучше», «умственные способности – понял химию», «я умный, но ленивый», «способная, но этой способностью не пользуюсь», «я уверен в себе, зная свои плюсы, и, забывая о недостатках», «если работаем командой и получается накалённая обстановка я помогаю отвлечься и поднять настроение», «я довольно начитанный человек, люблю Айзенка, некоторые произведения Пушкина, имею большой словарный запас», «неплохо умею шить, учусь хорошо рисовать, я постепенно развиваю свою умелость», «авторитет – не всегда мои идеи нравятся другим», «ум потому, что я начал думать о том, кем я буду в будущем». Выявленная особенность указывает на развитие рефлексивного компонента самосознания учащихся.
Таким образом, формирование самооценочной деятельности учащихся в рамках формирующего эксперимента привело к развитию рефлексивных умений учащихся.
[1] Абульханова К.А. Психология и сознание личности. М., 2009.
[2] Столин В.В. Самосознание личности. М., 2003.
[3] Чеснокова И. Н. собенности развития самосознания в онтогенезе // Принцип развития в психологии. М., 2008, с. 26-27.
[4] Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. Изд-во: Смысл, Академия. 2010.
[5] Творогова Н.Д. «Я» в контексте успеха // Мир психологии. М., 2002, № 2, с. 53-60.
[6] Кон И.С. «Психология юношеского возраста», М., 2011.
nsportal.ru