Самооценка что такое – понятие, структура, виды и уровни. Коррекция самооценки

Содержание

что это такое, как формируется, ее виды и уровни

То, как личность относится к себе, «программирует» ее на дальнейшие свершения. Самовосприятие играет большую роль в жизни каждого, поэтому его не стоит упускать из вида. Базовые знания об этом не повредят никому, а, скорее всего, даже пойдут на пользу. Они помогут выделить проблемные моменты и, по возможности, скорректировать. В статье говорится о понятии самооценки, ее формировании, возможности изменения, выделяемых видах и уровнях.

Что такое самооценка

Самооценка — это уровень принятия себя, умение критически анализировать собственные возможности. Она неразрывно связана с любовью к себе. Человек с кучей комплексов не сможет испытывать это чувство, пока не избавится от них. Самооценка влияет на то, насколько индивиду легко дается общаться с другими, выполнять поставленные цели, развиваться. Те, у кого она занижена, испытывают во всех сферах серьезные трудности.

Проблема заниженной самооценки в том, что ее обладатели отказываются меняться. Зачастую они уверены, что такое отношение к себе сохраняется на всю жизнь. Это ошибочное мнение, ведь на самовосприятие влияет множество факторов; оно не может быть одинаковым на протяжении жизни.

Как формируется самооценка

Ее основы закладываются еще в детстве. После младенческого возраста ребенок начинает осознавать суть сравнений, в его системе понятий появляется самооценка. Родителям стоит быть осторожнее с высказываниями в адрес сына или дочери. Фразы вроде «Алина учится лучше по всем предметам» или «а вот Дима к своим четырнадцати уже второй язык учит» не мотивируют детей. Скорее подобные выражения заставляют их ненавидеть и Алину, и Диму, а иногда и родителей, которые наносят удар по самооценке. Ребенок/подросток не должен думать, что ему нужно заслуживать любовь близких или пытаться перегнать ровесников в надуманной гонке. Ему необходимы в первую очередь поддержка и вера. Напротив, захваливание тоже не приводит к формированию адекватной оценки.

Взрослые, внушающие ребенку, что он самый талантливый, а остальные ему в подметки не годятся, оказывают медвежью услугу. Воспитанные на похвале, даже вышедшие из пубертатного периода, не способны к самокритике. Это мешает им развиваться, искоренять собственные недостатки. Некоторые из тех, кто в свое время получил «передозировку» комплиментов и лести, в зрелом возрасте становятся забитыми, нелюдимыми. Такая модель поведения – результат сочетания родительских действий и суровой реальности. Понимание того, что в собственной уникальности он не уникален, приводит человека к депрессии и другим психическим расстройствам.

Кроме этого, на самооценку влияет и ряд других факторов, среди которых окружение (одноклассники, однокурсники, коллеги по работе, родственники), материальное положение, образование. Многие комплексы родом еще из школы. Жертвы травли долго справляются со страхами, до конца жизни подвержены фобиям. Сильно бьет по самооценке сравнение собственного материального положения с доходами более успешных. Но оценка себя не статична; она меняется в течение жизни, уровень зависит в том числе от усилий ее обладателя.

Виды самооценки

Существует три основных вида. Их названия используются не только в психологии, но и в быту. Нередко можно услышать фразы вроде «у него неадекватная самооценка». Классификация помогает разобраться в том, как личности оценивают себя, насколько их мнение приближено к объективности.

Адекватная самооценка – вид, характерный, к сожалению, для меньшинства людей. Его обладатели умеют здраво относиться к своим способностям, не отрицают недостатки, стараясь от них избавляться. Кроме этого, акцент делается на сильные стороны, которые активно развиваются. Немногие способны к адекватной самокритике. Зачастую можно наблюдать две крайности – или перебор с самобичеванием, или завышенное самомнение.

Радикальные качества – это признаки второго вида самооценки, которую принято называть искаженной (неадекватной). Ее образование – практически всегда результат комплексов, явных или скрытых. Часто за завышенной самооценкой кроется неуверенность, попытки казаться лучше в глазах остальных. Заниженная отличается тем, что ее обладатель напрямую транслирует собственные комплексы – говорит о них окружающим, ведет себя соответствующе (скованность, зажатость, трудности в общении).

Существует еще один вид, присущий большинству – смешанная. Под ней подразумевается, что в отдельные моменты жизни человек по-разному относится к себе. Он способен адекватно оценивать действия/поступки, уделять время излишней самокритике, при этом иногда переоценивать собственные умения. Увы, у большинства не получается соблюдать баланс, а подобные «колебания» чреваты проблемами с психикой.

Уровни самооценки

Основных уровней, как и видов, выделяется три. Они демонстрируют степень любви к себе, умение видеть как положительные, так и отрицательные черты, близость к балансу. Уровни связаны с видами, но все же различия есть, о чем дальше пойдет речь.

Низкая

Первый, самый нелюбимый всеми. От низкой самооценки пытаются избавиться всеми доступными способами. Существуют тысячи методик, рассказывающих, как бороться с комплексами, и некоторые из них действенны. Уровень относится к искаженному восприятию; для него характерны неумение себя хвалить, занижение достоинств, высокий уровень тревожности, постоянные сравнения с другими, более успешными. Тех, у кого проблемы с самолюбием, легко обидеть – достаточно просто над ними пошутить либо намекнуть на недостаток во внешности/знаниях. Низкая самооценка создает массу неудобств. С ней действительно стоит бороться.

Нормальная

Один из показателей того, что у человека нет серьезных проблем с психическим здоровьем. Он умеет прислушиваться к внутреннему голосу, анализирует собственные промахи, способен отпускать шутки в свой адрес. При этом такая личность не допустит, чтобы ее оскорбляли, заставляли делать бесполезную утомительную работу, игнорировали права. К этому уровню стоит стремиться, ведь он признан оптимальным.

Высокая

Третий уровень  присущий тем, кто акцентирует внимание на своих сильных качествах, упуская из виду недостатки. Она не менее опасна, чем низкая. Этот тип самовосприятия не относится к адекватному. Обладатели высокой самооценки легко игнорируют конструктивную критику. Им тяжело дается выход из зоны комфорта, они противятся этому всеми силами. Закостенелость убеждений, неприятие других – это большая проблема. Ее опасность заключается еще и в сложности распознания. Считается, что яро отстаивающий свою позицию – сильный, уверенный, надежный. Но есть и обратная сторона медали: непоколебимые убеждения тормозят развитие, не дают возможности узнавать, пробовать что-то новое.

По итогу — самооценка напрямую зависит от условий проживания, воспитания и окружения. Однако неблагоприятные факторы – еще не повод ставить на себе крест. При большом желании отношение к себе успешно поддается корректировке, и есть немало примеров, когда забитые, нерешительные мужчины и женщины превращались в раскрепощенных, сильных личностей. Все начинается с осознания проблем, стремления поменяться к лучшему и, естественно, усилий.

wikigrowth.ru

самооценка — это… Что такое самооценка?

(англ. self-esteem) — ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей

личности, деятельности, поведения. С. выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самосознания, и как процесс самооценивания. Основу С. составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я-концепции.

С. выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с др. людьми. Отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения, С. создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, постановки целей определенного уровня, т. е.
уровня притязаний личности
. Защитная функция С., обеспечивая относительную стабильность и автономность (независимость) личности, может вести к искажению данных опыта и тем самым оказывать отрицат. влияние на развитие.

С. развитого индивида образуют сложную систему, определяющую характер самоотношения индивида и включающую общую С., которая отражает уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные, частные С., характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности. С. м. б. разного уровня осознанности и обобщенности.

С. характеризуется по след. параметрам: 1) уровню (величине) — высокая, средняя и низкая С.; 2) реалистичности — адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная) С.; 3) особенностям строения — конфликтная и бесконфликтная С.; 4) временн

ой отнесенности — прогностическая, актуальная, ретроспективная С.; 5) устойчивости и др.

Для развития личности эффективным является такой характер самоотношения, когда достаточно высокая общая С. сочетается с адекватными, дифференцированными парциальными С. разного уровня. Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая С. (которая при необходимости может меняться под влиянием новой информации, приобретения опыта, оценок окружающих, смены критериев и т. п.) является оптимальной как для развития, так и для продуктивности деятельности. Отрицат. влияние оказывает чрезмерно устойчивая, ригидная С., а также и сильно колеблющаяся, неустойчивая. Конфликтность С. может иметь как продуктивный, так и дезорганизующий характер. Неустойчивость и конфликтность С. возрастает в критические периоды развития, в частности, в

подростковом возрасте.

С. формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе. Сохранение сформировавшейся, привычной С. становится для человека потребностью, с чем связан ряд важных самооценочных феноменов, таких как аффект неадекватности, дискомфорт успеха и др. См. также Зеркальное Я. (А. М. Прихожан.) Добавление ред.: Рос. психологи нередко называют С. любое суждение человека о себе: возрасте, способностях, характере, здоровье, планах, переживаниях и т. д. Напр., в сб. с амбициозным названием «Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации» предлагается «тест» под названием «Шкала самооценки» (Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина), который считается методом С. уровня тревожности (как состояния и свойства личности). «С.» здесь противопоставляется, напр., экспертной оценке.

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

psychology.academic.ru

Что такое самооценка и как ее повысить

По статистике, 80% людей в той или иной степени имеют низкую самооценку. А ведь она является движущей силой уверенности, от которой зависит успех любой из сфер нашей жизни. Самооценка формирует твои цели, ценности, отношение к вещам и людям. Поэтому высокая самооценка — это не признак нарциссизма или высокомерия, а строгие требования к самому себе, опирающиеся на большие амбиции. Соответственно, для лучшего качества жизни ее необходимо повышать, особенно если она находится ниже твоей щиколотки.

Что такое самооценка

Википедия описывает термин самооценка как «представление человека о важности своей личности, оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков». Если коротко, то самооценка — это отношение к себе, своим качествам и потенциалу. Исходя из этого, самооценка отличается от понятия самоуверенность. Последняя непостоянна и, в отличие от первой, может меняться в зависимости от ситуации. Например, обладая высокой самооценкой, ты можешь уверенно чувствовать себя во многих аспектах, но быть растерянным во время публичного выступления. Или, наоборот, твои навыки позволяют чувствовать себя уверенным в определенной области, например в спорте, но в других ситуациях ты проявляешь нерешительность.

9 советов для абсолютной уверенности в себе

Откуда берется низкая самооценка

Этот вопрос довольно сложный, поскольку затрагивает внешние факторы воздействия на человека, каждый из которых прямо или косвенно может влиять на самооценку. Одной из причин низкой самооценки психологи называют трудное детство. Когда человек растет в атмосфере гнета, критики и пренебрежения, с возрастом он может столкнуться с соответствующей проблемой. Ровно как и наоборот: если ребенок часто слышит похвалу и одобрение, то самооценка у взрослого человека будет выше.

Еще одной причиной могут служить какие-либо события, связанные с сильными травматическими переживаниями. Кто-то однажды сказал неприятную вещь, и это в дальнейшем повлияло на отношение к себе. Сюда же можно отнести опыт неудачи при достижении каких-либо целей. Серьезный провал может сильно ударить по самооценке и желанию повторить попытку снова. Немаловажную роль в построении самооценки играет культурный контекст, выраженный через рекламу, СМИ или искусство. Он задает условные стандарты красоты и успеха, не попадая под которые, человек может чувствовать себя лишенным необходимых качеств для достижения целей.

Как повысить самооценку

Как достичь высокой самооценки

Самооценку человека, по сути, можно определить по разрыву между тем, что он имеет, и тем, чего хочет достичь. Парадокс заключается в том, что в большей степени на самооценку влияют окружающая среда и люди, но изменить ее можно только самому за счет внутренних психологических процессов. Это не самая простая задача в жизни, но одна из главных, поскольку способна принести результат, к которому ты стремишься. Вот несколько базовых советов, которые помогут повысить самооценку.

1. Определи первопричину

Выше мы перечислили, что может являться причиной низкой самооценки. Как правило, это внешние факторы, исходящие из прошлого. Определив, какой именно жизненный эпизод повлиял на дальнейшее восприятие себя, ты должен признать его бессмысленность сегодня. Оценка ситуации формируется на основе психологического восприятия, которое меняется с возрастом. Поэтому твоя оценка себя могла сложиться на основе не достоверных данных, а эмоционального восприятия проблемы, которая на нее повлияла. С возрастом следует пересмотреть отношение к данной ситуации и признать ее маловажность. Для этого можно прибегнуть к помощи психолога, который поможет обнаружить и устранить источник низкой самооценки.

2. Посмотри, что видят в тебе другие

Этот метод прост и требует немного фантазии. Наверняка в твоей жизни есть человек, который любит тебя сильно и безоговорочно. И наверняка у него есть на это веские причины. Так вот, постарайся ненадолго побыть на его месте и посмотреть на себя со стороны. Так ты увидишь только положительные качества своей натуры. Убедившись, что в тебе гораздо больше добродетелей, чем ты представлял, сможешь работать дальше в сторону повышения самооценки.

3. Больше старайся

Высокая самооценка не может не иметь твердых оснований. За ней стоят какие-либо достижения или действия, приводящие к саморазвитию или улучшению качества жизни. Не стой на месте — будь подвижен и делай все возможное, чтобы стать лучше. Работа над собой, увеличение своих навыков и достижение целей — вот что является основой для высокой самооценки. И даже если не всегда происходит все гладко, понимание того, что ты сделал все возможное, не позволит испытывать сожалений и чувствовать себя виноватым.

4. Делай то, что удовлетворяет тебя

Часто люди занимаются деятельностью, которая им не интересна, а значит, не приносит желаемого удовлетворения и результата. Это заставляет человека испытывать подавленность и чувство пустоты. Это положение дел стоит менять и посвятить себя тому, что вызывает интерес и придает стимул. Занявшись тем, что удовлетворяет твой ум и эмоции, а также приносит положительный результат, ты сможешь почувствовать себя цельным и довольным собой.

5. Будь верен себе

В некоторых случаях отсутствие чувства собственного достоинства проистекает из недостатка понимания своей значимости и ценности, которую ты можешь принести. Люди так много времени тратят на то, чтобы вписаться в существующие тренды, что не обращают внимание на собственные способности. Определи свои сильные стороны, раскрой свою страсть и стремление, пойми, чего хочешь и чего можешь достичь. Тогда у тебя не будет оснований считать себя отстающим звеном и ты будешь готов в полной мере использовать свой потенциал.

6. Прими себя

Таким, каков ты есть, в полном стремлении стать лучше. Всем нравиться невозможно, а не проигрывают только те, кто ничего не делает. Сосредоточься на своих целях, работай над их достижением, и у тебя не будет неудовлетворения от самого себя, поскольку ты делаешь все возможное. В конечном счете это принесет плоды, которые заставят поверить в свои силы и изменить отношение к себе.

5 путей познания самого себя

brodude.ru

Самооценка — Психологос

Самооценка — то, как высоко или низко человек сам оценивает свои личные качества и возможности.

Показатели самооценки не очевидны. О самооценке человека можно судить на основании того, что человек о себе думает («Я в этом разбираюсь» — или «Я в этом лох», «Меня здесь знают и уважают» — либо «Я здесь никто»), что человек по поводу себя чувствует (гордость либо желание провалиться сквозь землю) и как человек себя ведет, как он себя держит (уверенно и робко, достойно либо тушуясь). См.→

Иногда о самооценке говорят как о процессе оценивания, но чаще под самооценкой имеют в виду результат оценивания, итоговое живое мнение или ощущение человека по поводу себя.

Фильм «Семнадцать мгновений весны»

​​​​​​​​​​​​​При всей близости понятий самооценку следует отличать от самоотношения: отношения к самому себе, куда входит любовь к себе и самоуважение, требовательность к самому себе и самопринятие, элементы самолюбования и самообвинения.

У человека может быть высокая самооценка: «Я талантлив!» и одновременно низкое самоуважение: «Талантлив, и при этом порядочная скотина».

Самый простой вид самооценки — оценка своей способности что-то сделать, с чем-то справиться. «Я умею прыгать через лужи» у ребенка или «Освоил быстрочтение» у взрослого – это все самооценка человеком своих способностей. Другой вид самооценки – личностная самооценка: то, как человек в целом оценивает себя как личность и свой характер, свое место среди окружающих и место по жизни.

«Ты же знаешь, у меня плохой характер», «Я – не лидер, я всегда второй» или «У меня сложно с дисциплиной, я не умею себя организовывать!» — все это варианты различных личностных самооценок.

Сюда входит и видение своего статуса, и важные для человека социальные роли, и видение жизненных задач, которые человек оценивает как «мне по силам». Личностная самооценка –– обычно скорее ощущение, нежели знание, чаще стиль жизни и поведения, нежели ясные формулировки, — эта самооценка более трудно формулируемая и менее внутренне дифференцированная, чем самооценка способностей.

Личностная самооценка и самооценка способностей внутри одного человека могут сильно различаться. «Я прекрасно чувствую людей, талантливый музыкант и неплохо рисую, но по характеру разгильдяй, не уверен в себе, мнителен и не пойму, чего же я хочу» — позитивная самооценка способностей и одновременно негативная личностная самооценка.

Личностная самооценка бывает стабильной, мало зависящей от успешности человека в тех или иных конкретных ситуациях: так, обедневшая графиня все равно может ощущать себя дворянкой и вести себя соответственно, даже если сегодня ей приходится работать официанткой. У других людей самооценка плавающая, зависящая от текущего настроения и ситуативного успеха или неудачи.

Так, многие талантливые творческие люди вдруг решают: «Если это мое произведение публика не поняла, значит я вообще никто!»

Два основных вида самооценки — общая и конкретно-ситуативная. При этом самооценка бывает адекватной (высокой, средней, низкой) и неадекватной: заниженной или завышенной. Она может быть плавающей или стабильной, настоящей и «якобы»…

Самооценку ребенка обычно определяют родители своим отношением к нему. Шире — самооценка ребенка формируется в связи с отношениями в семье, поскольку сама семья является миром ребенка. Активный ребенок подбирает себе самооценку, которая наилучшим образом решает его проблемы (это может быть и завышенная, и заниженная самооценка), самооценка пассивного ребенка — прямое отражение родительских внушений. Самооценка обычно выше у первых и единственных детей, а также у детей, занимающих особую позицию (например, у сына, родившегося после нескольких дочерей). Чем лучше атмосфера в семье, чем мама спокойнее и радостнее, а отец — авторитетнее и требовательнее, тем выше самооценка у ребенка. Если вы хвалите ребенка — это для самооценки полезно, но важно уметь хвалить правильно. См.→

Главные факторы, которые определяют самооценку взрослого человека — статус и компетентность. Кроме того, обычно влияет и мнение окружающих, и опыт успехов-неудач, и отношение человека к самому себе. А самое главное, свою самооценку человек может определять сам — ведь это же «само»-оценка. Личный выбор здесь возможен всегда. Кто-то свою самооценку произвольно завышает, кто-то — занижает.

На что влияет самооценка? Сама по себе — ни на что. Самооценка — только инструмент в руках той или иной личности, а как личность этот инструмент употребит — вопрос отдельный… Один человек с низкой самоценкой опустит руки, другой — начнет работать над собой. Ваш выбор?

Чтобы поднимать себе самооценку, нужно в первую очередь развивать свои реальные умения, повышать свою объективную ценность для людей и жизни. Однако есть и много простых фишек, которые решат вопрос хотя бы ситуативно.

Самооценка и уверенность

Высокая самооценка — практически то же самое, что высокое чувство уверенности в себе. Низкая самооценка — практически то же самое, что отсутствие чувства уверенности в себе.

Любая самооценка может сочетаться с разной степенью уверенности высказываний и разной уверенностью поведения.

«Я уверен, что с этим я не справлюсь: моя квалификация явно недостаточна» — высокая уверенность и невысокая самооценка.

«Ну, не знаю… Но мне кажется, у меня это может получиться, мне же всегда везет!» — невысокая уверенность и высокая самооценка.

www.psychologos.ru

Что такое самооценка и от чего она зависит? :: SYL.ru

Что такое самооценка? Если выражаться кратко, то это представление человека о самом себе. Заглянув в психологические словари, удастся понять, что под данным термином подразумевается еще и определенная ценность, которой индивид наделяет как себя, так и стороны своей личности. В общем, в самом определении ничего сложного. А вот в явлении, которое под ним подразумевается, кроется немало интересного.

Функции

Что такое самооценка простыми словами? То, что свойственно каждому человеку без исключения. Личностная характеристика, качество, можно сказать. И у самооценки есть определенные функции. Их три:

  • Регуляторная. Привычка и умение человека оценивать себя дает возможность что-то изменить в своем характере или образе жизни, улучшить, преобразить.
  • Защитная. Человек, знающий, что он собой представляет, является, как правило, относительно стабильной и автономной личностью.
  • Развивающая. Обычно люди, имеющие здоровую самооценку, стремятся к саморазвитию и самосовершенствованию.

Стоит отметить, что обсуждаемое явление очень динамично. Самооценка появляется на основе процессов, осуществляемых сознанием. Они проходят различные этапы. Как следствие, самооценка формируется по ходу становления личности. Значит, в случае с данным явлением отсутствует конечная стадия. Личность развивается постоянно – самооценка, соответственно, тоже. Почему? Потому что представления человека о себе чаще всего с течением жизни меняются. Как и отношение к своей личности. Вслед за этим меняются и оценочные представления.

Процесс формирования

Он довольно-таки сложный. Важнейшую роль в формировании самооценки психологи отводят сопоставлению образа реального «Я» с идеальным. То есть с представлением человека о том, каким он хотел бы быть. Считается, что самооценка выше тогда, когда разрыв между этими двумя образами минимальный.

Еще один важный фактор связан с таким понятием, как интериоризация. Под ним подразумевается формирование внутренних структур психики, происходящее вследствие обретения человеком опыта, осуществления социальной деятельности, становления его развития в целом. Говоря простыми словами, благодаря интериоризации каждый из нас имеет возможность оценивать себя так, как по отношению к нему это делают другие.

Третий важнейший фактор, играющий роль в формировании самооценки личности – это реальные достижения человека. Как правило, чем у него их больше, тем и мнение о себе выше. Хотя есть исключения, но о них будет рассказано в подробностях.

Рассказывая о том, что такое самооценка, важно оговориться – данное явление всегда субъективно. Это очень личностное образование. На самооценке отражаются особенности психического мира ее обладателя. Она не всегда объективна, но она и не должна быть таковой.

Пониженная самооценка: истоки из детства

Наверняка каждому знакомо данное явление. Низкая самооценка, как и причины ее возникновения, либо идет родом из детства, либо появляется вследствие определенных событий, повлиявших на утрату веры в себя.

Стоит рассмотреть первый случай. Итак, ребенок появляется на свет, и с этого момента практически все внимание родителей достается ему.

Но большинство взрослых, к сожалению, воздействуют на детей, руководствуясь стереотипными или ложными воззрениями, ценностями и убеждениями. У них отсутствуют собственные принципы и системы воспитания, они просто не готовы к этому. Как следствие, в родителях начинает появляться неуверенность, ощущение неполноценности, зависимости от чужих мнений и советов. Все это передается ребенку посредством их реакций и поведения. И он тоже в итоге начинает чувствовать себя недостойным, неполноценным и даже бракованным.

Проблемы в воспитании

Нередко родители не гнушаются назвать лишний раз ребенка плохим в воспитательных целях, сравнить его с кем-то, сопоставить. Естественно, он начинает верить в то, что он действительно не такой, каким стоило бы быть. Низкая самооценка крепнет. Ребенок и сам начинает сравнивать себя с другими, замечая, что остальные более талантливые, уверенные, умные, сильные, популярные и т. д. В итоге формируется чувство собственной неполноценности и воображаемые дефекты.

Хорошие родители никогда этого не допустят. Они смягчат критику и направят ее не на малыша, а на его ошибочные действия или поступки, грамотно все разъяснив ему.

Надо ли говорить о том, что низкая самооценка ребенка формируется еще и из-за игнорирования его потенциала родителями. Многие мамы и папы мечтают, дабы их чадо добилось того, что у них не получилось. И напрочь забывают о том, что это – отдельная личность со своими желаниями. Естественно, ребенку не хочется заниматься тем, чем его заставляют, или он делает это, но плохо, и в итоге вновь становится плохим для родителей.

Также к низкой самооценке школьника приводят характеры его мамы и папы. Дети, родители которых были слишком властными, заботливыми или потакающими, чаще других вырастают эмоциональными инвалидами без побуждений с уверенностью, твердостью и достоинством принимать жизненные обстоятельства. Они просто плывут по течению.

Признаки низкой самооценки

Их можно заметить в процессе общения. Как правило, заниженная самооценка подростка наделяет его следующими качествами, которые «перекочевывают» и во взрослую жизнь:

  • Нерешительность.
  • Неумение реагировать на комплимент и увиливание от похвалы.
  • Притворство.
  • Постоянное чувство жалости к себе, ощущение бессилия.
  • Озабоченность мнением окружающих.
  • Повышенная, даже параноидальная бдительность.
  • Нежелание/неумение стоять на своем, зачастую отсутствие личного мнения. Такие люди, как правило, не способны отказывать.
  • Привычка униженно просить даже чего-то совершенно обычного.
  • Повышенная ранимость.
  • Отсутствие высоких целей или каких-либо стремлений в принципе.
  • Постоянное сравнивание себя с кем-то другим.
  • Отказ самому себе в радостях и удовольствиях.

Даже по внешним признакам можно определить, что у человека заниженная самооценка. Как правило, таким людям свойственна скованность движений, сутулость, «закрытые» позы, отведение взгляда, тихая и неуверенная манера речи.

Влияние внешности

Его тоже стоит отметить вниманием, рассказывая о том, что такое самооценка. Внешность играет важнейшую роль в ее формировании. И идет это, опять-таки, из детства. Потому что дети в школах дразнят всех и каждого, придумывая обидные клички и задевая недостатки того, кого хочется обидеть. Одни за себя постоять могут, а другие начинают ненавидеть свои внешние данные. И медленно, но верно эта нелюбовь перекочевывает в более старший возраст.

Говорят, что надо любить себя таким, каким ты являешься, и принимать себя со всеми достоинствами и недостатками. Да, все верно. Но есть то, что исправить нельзя. И остается лишь смириться, назвав это своей изюминкой (что чаще всего, кстати, так и есть). А есть недостатки, от которых себя можно избавить. И делать это стоит исключительно с любовью к себе.

Например, одна из частых проблем – лишний вес. С ним можно справиться! Наладить режим, заняться спортом. Будет тяжело, но итоговый результат окажется стоящим всех трудов. К тому же самооценка повысится не только за счет приобретенной привлекательности. Ведь человек осознает, что результата он добился сам, своими силами, упорно идя к цели – а значит, он способен на многое.

Завышенная самооценка: причины

Полностью противоположна описанному ранее явлению. Под данным термином подразумевается переоценка человеком собственного потенциала.

Безусловно, тут больше плюсов, чем в предыдущем случае. Высокая самооценка наделяет человека уверенностью в себе. Но если вдруг он терпит неудачу или неуспех, то его поглощает депрессивное состояние. Ведь человек считал себя лучшим – а такие, как он, побеждают всегда.

Откуда же берется «корона на голове»? Опять-таки из детства. Чаще всего непомерное ЧСВ свойственно людям, которые были либо первенцами, либо единственными детьми в семье. С детства они чувствуют себя в центре внимания и понимают, что им подвластно подчинить интересы каждого члена семьи.

Завышенная самооценка женщины обычно связана с ее внешней привлекательностью или же с нуждой существовать в мужском мире и добиваться в нем своего «места под солнцем».

У мужчин ЧСВ, как правило, проявляется в неадекватной форме. Те, у кого самооценка сильно завышена, по жизни и беспричинно уверены в своей субъективной правоте, чего бы ни касалась тема.

Признаки завышенной самооценки

Они исчисляются десятками. Но вот какие из них относятся к основным:

  • Убежденность в собственной правоте, категоричность к противоположным мнениям. Такой человек даже не то что слушать их не будет, он не примет самого факта их существования.
  • Оставление последнего слова за собой. По его мнению, именно он должен делать выводы и решать, как действовать дальше.
  • Неумение просить прощения. Более того, люди с завышенной самооценкой и уверенностью в себе считают, что им не за что извиняться, даже когда они действительно виноваты.
  • Привычка винить в своих бедах других людей или обстоятельства. За успехи же, напротив, он благодарит только себя.
  • Постоянное соревнование с другими за право называться лучшим. Иногда даже доходит до абсурда.
  • Стремление быть совершенным и не допускать ошибок.
  • Привычка высказывать свое мнение, даже если им никто не интересовался. Он уверен, что его мысли и точку зрения хотят знать все.
  • Пренебрежительное отношение к критике. Он воспринимает ее как проявление неуважения.
  • Неадекватное расценивание собственных сил. Такой человек не просчитывает риски – он всегда берется за трудные дела.
  • Постоянное употребление местоимения «я», а также производных – «мне», «у меня», «себя» и т. д.
  • Эгоцентризм.
  • Склонность перебивать и прерывать собеседника, так как такой человек предпочитает не слушать, а говорить.
  • Высокомерный, нередко раздражительный тон. Этот человек не просит – он приказывает. А такие слова, как «спасибо» и «пожалуйста», ему и вовсе незнакомы.

В общем, ключевая особенность завышенной самооценки личности – это надменное и высокомерное поведение. Оно бросается в глаза сразу, его ни с чем не спутать.

Адекватная самооценка

Это золотая середина между двумя перечисленными явлениями. Она не завышена и не занижена – адекватная самооценка просто объективна.

Люди, которым она свойственна, реально оценивают свои возможности и силы по отношению к делу, стоящему перед ними. Они не ставят недостижимых целей, не рассчитывают на что-то несбыточное и нереальное. Эти люди – реалисты, трезво смотрящие на вещи. И данное умение говорит об их зрелости.

Вообще, о том, что такое самооценка адекватного человека, можно рассказать и другими словами. Это умение объективно осознавать свое место в мире и себя самого. Способность найти некий баланс. Такие люди знают о своих достоинствах, но себя не обманывают – им известны и их недостатки. Они знают, когда совершают хорошие и плохие поступки, когда могут рассчитывать на одобрение или заслуживать наказания.

Эти люди не ругают и не порицают себя. Они лишь исправляют свои недостатки и пытаются стать лучше. Им не свойственна зависть – таким людям легко порадоваться за других и почерпнуть из их успеха что-то полезное лично для себя.

От чего зависит самооценка

Факторов множество, и среди них – не только воспитание и родители, занимавшиеся им. Считается, что формирование самооценки также напрямую зависит от:

  • Статуса. Если в иерархии окружающих людей человек находится высоко, то и оценивать он себя будет соответствующе. С этим сложно поспорить – очень редко у детей из влиятельных семей наблюдаются проблемы в данном смысле.
  • Внушения. Если человеку постоянно говорят, что он какой-то не такой, то он и сам в это начинает верить.
  • Успешность. Нередко она определяет самооценку. И это логично. Как у человека с собственным бизнесом, любящей второй половинкой и всевозможными благами, которых он добился сам, может быть заниженная самооценка?
  • Привычки и стереотипы. Если человек привык воспринимать себя как неудачника, которым он когда-то был, то есть вероятность, что его мнение не изменится даже в случае успеха. Перестроиться удается не у каждого, да и то не сразу.
  • Телесный корсет уверенности. Говорят: «Хочешь быть успешным? Веди себя как успешный». Гордая осанка, уверенный тон, властная походка, твердый взгляд – создав себе хотя бы образ человека с хорошей жизнью и самооценкой, таковым в итоге можно стать и на самом деле.
  • Физическое состояние. У кого самооценка будет лучше – у позитивного, бодрого, крепкого и привлекательного человека или у уставшей, вялой и неухоженной особы?
  • Отношение к самому себе. Самокопания – непростое явление. Если человек сам себя за что-то не любит и проклинает каждый день, то и самооценка у него будет соответствующая.
  • Вера в себя. На самом деле немаловажную роль играет убежденность в успехе. Это отличное подспорье для хорошей самооценки.

Последний фактор можно отметить отдельно. Это личный выбор. Самооценка человека зависит от массы факторов, но в итоге именно он решает, нужно с ней что-то делать или нет.

www.syl.ru

Что такое самооценка? Подробный разбор природы явления

Многие, приходя в кабинет к психологу спрашивают: «Что же не так с моей самооценкой?». Но прежде чем отвечать на этот вопрос необходимо абсолютное понимание природы этого феномена. Так, что же такое самооценка? Это оценка самого себя, своих характеристик, степень их развитости, осознание своих достоинства и недостатков.

Она бывает завышенной и заниженной. Под первым понимается переоценка своих реальных знаний, умений, навыков. Под вторым – недооценивание собственных возможностей.

Признаки заниженной самооценки

  1. Человеку свойственно полное ориентирование на мнение общества. Как окружающие относятся к нему, так и он к себе. Соответственно, правомерно будет сказать, что как субъект оценивает себя, так окружение на него и реагирует. Если он не уважает, не ценит себя, то социум вряд ли станет считаться с его словами.
  2. Отсутствие контроля за свою жизнь. Индивид неспособен совершать выбор, принимать решения. Оправданием служат такие слова: «У меня ничего не получится!», «Я не смогу!». Такие представители всегда колеблются, находятся в нерешительности, они пытаются переложить ответственность на кого угодно.
  3. Характерен внешний локус контроля. Таким личностям свойственно «скидывать» свои неудачи на внешние обстоятельства. В их бедах виноваты то близкие, то «плохое освещение», то государство. Но наблюдается и обратная сторона – они могут прибегать к чрезмерному самобичеванию.
  4. Им характерно подстраиваться под других в ущерб себе. Для них важно быть хорошими для всех, им нужно нравиться окружающим.
  5. «Придирки» к другим. Обвиняя кого-то, они тем самым снимают ответственность за свои проступки или собственную бездеятельность с себя. Например: «Мы опоздали на поезд, потому что Вася должен был мне позвонить и сказать точное время отъезда!». Здесь, очевидно, что субъект мог бы сам позаботиться и набрать товарища.
  6. Стремятся выставить напоказ свои недостатки. Идея такая – им проще самим озвучить свои «несовершенства», чем в тревоге ждать, когда кто-то это заметит: «У меня такой ужасный цвет волос. Давно собираюсь что-нибудь с ним сделать!».
  7. Люди иногда демонстрируют неадекватность в поведении, например, в виде беспричинной агрессии. Но в то же время, впадать в апатию, пребывать в депрессивном состоянии.
  8. Некоторые склонны показывать выраженную потребность в уединении, а другие пугаются одиночества.
  9. Нередкие конфликты на почве ревности, бесконечные обиды. У человека есть установка, что, такого как он, любить нельзя. Отсюда постоянные требования в доказательстве своего расположения.
  10. Наличие эмоциональных зависимостей (советуем почитать про созависимость в паре). Из-за отсутствия личного мнения, присутствия различных фобий, комплексов личность начинает строить патологические отношения.
  11. Свойственно испытывать чувство жалости к себе, находится в образе «жертвы».

Признаки завышенной самооценки

  1. Им свойственен эгоцентризм, высокомерие.
  2. Пребывают в постоянном соперничестве, выставлении напоказ своих достоинств.
  3. Демонстрация закрытости, отстранённости, но как способ проявления высокомерия: «Вы ниже меня по статусу, я не считаю необходимым с вами иметь дело!».
  4. Такие люди уверенны в своей правоте. Никогда не станут прислушиваться к другим, не признают ошибок, даже если были неправы.
  5. Всегда хотят быть в лидерах, контролировать положение дел.
  6. Они не терпят пререканий с их мнением, требуют «сиюминутного» выполнения поставленной задачи.
  7. Перфекционисты как в отношении себя, так и в отношении других. Если не достигают задуманного уровня, то впадают в депрессию, апатию.
  8. Часто не признают совершённых ошибок, так как невыносимо испытывать вину, а за ним и чувство стыда.
  9. Несмотря на то, что находятся в атмосфере оценивания, имеют страх оценки.
  10. За внешней демонстрацией силы и могущества имеется огромный внутренний страх показать себя слабым, уязвимым. Никогда не попросят помощи, так как это для них признание собственной беззащитности. Если и просят, то выбирают для этого приказную форму.
  11. «Вечные учителя жизни». Только они знают, как правильно поступать в каких-либо ситуациях, всегда указывают на чужие ошибки.
  12. Хвастливы, заносчивы, окружающие нужны, как зрители, так как больше любят говорить, чем слушать.
  13. Не терпеливы, перебивают других во время разговора.

Причины нарушений самооценки

Все мы родом из детства, поэтому логичным было бы искать истоки таких сбоев в оценивании себя в детских годах. В возрасте от 3 до 7 ребёнок на бессознательном уровне программирует стиль взаимодействия с другими людьми через паттерны поведения, которые ему продемонстрировали значимые взрослые. Именно они своим отношением формируют самооценку малышу.

В подростковом периоде, когда человек наиболее чувствителен, уязвим, так же могут произойти нарушения.

Единственные дети в семье, привыкшие, что всё внимание приковано к ним, в дальнейшем становятся заносчивыми, фамильярными личностями. Но это при условии, что подобные качества поддерживались и подкреплялись родителями. Такие дети принимают единственную реальность – мир существует только для них.

Отсутствие одобрения, чрезмерная критика со стороны окружающих заставляет ребёнка увериться в своей «никчёмности». Здесь имеется ввиду, замечания не как мотивация для роста, которая обязательно должна сочетаться и с похвалой, а абсолютное обесценивание любых действий.

Перфекционизм со стороны родителей так же является причиной внешней демонстрации завышенной самооценки, но тщательно скрываемой низкой. В желании понравится маме или папе такие дети начинают выполнять любые их требования, ходят на множество секций, изучают 2, а то и 3 языка, участвуют во всех олимпиадах, соревнованиях и т.д. Живя в таком режиме, он привыкает быть в постоянном сравнении с кем-то, существовать в соревновательной форме.

Воспитание в семьях, по типу гиперопеки часто лишает самостоятельности, спонтанности, а главное ответственности за принимаемые решения. Ребёнок не ощущает контроля за свою реальность, не чувствует «почву под ногами». Это снижает его самооценку.

На самом деле, грань между завышенной и заниженной оценкой себя очень тонкая. Например, выпячивание своих достоинств является всего лишь компенсаторной функцией своих недостатков.

Как повысить самооценку?

Необходимо составить список сильных своих сторон, можно попросить помощи у близких. Это поможет увидеть позитивный аспект своей личности.

Далее, нужно выписать всё то, что доставляет вам удовольствие и желательно в будущем исполнять все эти пункты. Это даст вам возможность научиться заботится о себе, проявлять любовь к собственной персоне.

После, запишите все свои желания и цели. А после начать двигаться к их выполнению. Например, вы давно хотели заняться плаванием. Займитесь. Это придаст вам сил, улучшит вашу физическую подготовленность и поднимет настроение. Заодно, вы ликвидируете то время, которые бы раньше потратили на самобичевание.

Есть такая практика, как ведение дневника достижений. Во-первых, это хороший способ научиться замечать в своей жизни даже свои маленькие победы. Во-вторых, вы будет сами видеть динамику вашего развития и понимать, как её увеличить.

Окружайте себя харизматичными, подвижными людьми, от общения с которыми будете только вдохновляться.

Читайте также, как принять свои недостатки и поднять самооценку

Способы работы с завышенной самооценкой

Признание того факта, что любой человек уникален, что у каждого своя точка зрения, своё отношение к действительности – уже большой шаг для таких людей. Хорошей практикой является «слушание» других. Многие после удивляются насколько трудно посвящать своё внимание чужим словам и как порой интересно то, что говорят окружающие.

Проявляя заботу к другим, пытайтесь делать это, ориентируясь не на свои потребности, а на нужды другого. Например, вы пошли с подругой покупать ей пальто. Она выбрала синее, а вы считаете, что это не её цвет. Остановитесь в этом месте, не стоит навязывать своё мнение, отпустите ситуацию, дайте и себе, и, вероятно, приятельнице совершить ошибку.

Забудьте про «спор», не «рвите на себе рубашку» только потому, что уверены в своей правоте. Возможно это и так, но не всегда разумно доказывать что-то, все могут быть близки к истине по-своему.

Не стоит впадать в уныние, если что-то не получилось. Это хорошая основа для анализа неудач и дальнейшего их избегания. Принимайте свои промахи, как ваших учителей.

Не выпячивайте свои достоинства. Попробуйте увидеть своё поведение со стороны. Если не получается, то спросите честной оценки у близких. Вы поймёте, насколько иногда это глупо смотрится. Не бойтесь, что вас не заметят. У всех есть глаза, а скромность ценится ещё выше.

 

Существует хорошая практика, которая позволит держать себя в тонусе и не «скакать» по личному «Я». Есть три правила – иметь, делать, быть.

Первое слово требует от вас всегда существовать с какой-то целью, мечтой, желанием. Втрое – искать методы по их достижению, выстраивать стратегии. Третье – не забывать про собственное ощущение себя. Здесь важно задавать такие вопросы: «Как мне сейчас?», «Как я себя чувствую?», «Я делаю это, потому что сам хочу или это чужие желания?» и т.д. Чаще всего, с определения своей самости и возникают трудности.

psyinspire.com

Самооценка — это… Что такое Самооценка?

Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.

В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида.

Функции самооценки:

  • Регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора
  • Защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности
  • Функция развития. Самооценка является толчком к развитию личности.

Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. В теории, самооценка — это оценивание человеком самого себя.

Самосознание — не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка. Человек как личность — самооценивающее существо. Без самооценки трудно и даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и её результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния. Максимально адекватное отношение к себе — высший уровень самооценки.(Спиркин А.Г.)

Уровни самооценки

В современной психологии есть три вида самооценки:

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 14 мая 2011.

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *