Креативные качества личности – 10 качеств креативной личности — Практическая психология на Aboutyourself.ru

Содержание

10 качеств креативной личности — Практическая психология на Aboutyourself.ru

Автор kwon в . Опубликовано Вдохновение и творчество, Когнитивная психология Последнее обновление: 30/11/2017

В своей книге 1996 года «Креативность: работа и жизнь 91 известного человека» психолог Михай Чиксентмихайи предположил, что «из всей человеческой деятельности творчество ближе всего к обеспечению целостности, которую мы все надеемся получить в нашей жизни».

Творчество позволяет нам расширять мировоззрение, заниматься новыми и увлекательными вещами и тем, что делает нас на один шаг ближе к раскрытию нашего полного потенциала.

Так что же это делает человека креативным? Люди рождаются такими, или это что-то, что можно развивать так же, как мышцы?
Чиксентмихайи предполагает, что некоторые люди обладают тем, что он называет творческими чертами. Хотя некоторые люди обладают ними от рождения, всё же включение некоторых из практик в вашу повседневную жизнь, может помочь раскрыть ваш потенциал креативности.

Продолжив читать, вы узнаете больше о исследованиях Чиксентмихайи и о десяти навыках, которые, по его мнению, присущи творческим людям.

1 Творческие люди энергичны, но сосредоточены

Творческие люди обладают большой энергией, как физической, так и умственной. Они могут часами работать над одной вещью, которая привлекает их внимание, но при это всё время сохранять энтузиазм. Это не означает, что творческие люди гиперактивны или маниакальны. Они проводят много времени в покое, спокойно размышляя и обдумывая то, что их интересует.

2 Творческие люди умны, но и наивны

Творческие люди умны, но исследования показали, что наличие очень высокого IQ не обязательно взаимосвязано с более высокими уровнями творческих достижений. В знаменитом исследовании одаренных детей Льюисом Терманом, было показано, что дети с высоким IQ лучше работают в жизни в общем, но те, у кого был очень высокий уровень IQ, небыли творческими гениями. Очень немногие из тех, кто участвовал в исследовании, позже продемонстрировали высокие уровни артистических достижений в жизни.

Чиксентмихайи отметил, что исследования указали на существующий порог IQ, это примерно 120. Показатель интеллекта выше среднего может увеличивать креативность, но IQ выше 120 не обязательно приведет к большей креативности.

Вместо этого, Чиксентмихайи предполагает, что креативность включает в себя определенное количество и мудрости, и ребячества. Креативные люди умны, но они способны сохранять свое чувство любопытства, удивления и способность смотреть на мир свежим взглядом.

3 Креативные люди игривы, но дисциплинированны

Чиксентмихайи отмечает, что игривое поведение является одним из отличительных признаков креативности, но эта легкомысленность и возбуждение также отражается в главном парадоксальном качестве – настойчивости.

При работе над проектом креативные люди склонны проявлять решительность и упорство. Они будут работать часами на чем-то, часто не спать до поздней ночи, пока не будут удовлетворены своей работой.

Поразмыслите над тем, что вы думаете, когда встретите кого-то, кто является артистом. На первый взгляд это что-то волнующее, романтическое и чарующее. И для многих быть артистом – значит испытывать чувство волнения. Но быть успешным артистом требует также много труда, чего многие люди не видят. Однако творческий человек понимает, что реальное творчество включает в себя сочетание удовольствия и тяжкого труда.

4 Креативные люди – реалисты-мечтатели

Творческие люди любят мечтать и воображать возможности и чудеса мира. Они могут погрузиться в мечты и фантазии, но все же остаются в реальности. Их часто называют мечтателями, но это не значит, что они постоянно витают в облаках. Творческие типы от ученых, художников до музыкантов, могут придумать творческое решение для реальных проблем.

«Великое искусство и великая наука включают в себя прыжок воображения в мир, который отличается от настоящего», – объясняет Чиксентмихайи. «Остальное общество часто рассматривает эти новые идеи как фантазии, не имеющие отношения к текущей реальности. И они правы. Но весь смысл искусства и науки заключается в том, чтобы выйти за рамки того, что мы сейчас считаем реальным, и создать новую реальность».

5 Креативные люди экстравертированы и интровертированы

В то время как мы часто попадаем в ловушку категоризации людей как исключительно экстравертированных или интровертированных, Чиксентмихайи предполагает, что творчество требует объединения обоих этих типов личности.

Креативные люди, по его мнению, являются экстравертированными и интровертированными. Исследования показали, что люди, как правило, либо более экстравертированы, либо интровертированы, и эти черты на удивление стабильны.

С другой стороны, творческие люди склонны демонстрировать признаки обоих типов одновременно. Они общительные, и в то же время тихие; социальные и скрытные. Взаимодействие с другими людьми может порождать идеи и вдохновение, а уединение в спокойном месте позволяет творческим людям обдумать эти источники вдохновения.

6 Креативные люди горды, но скромны

Высоко креативные люди склонны гордиться своими достижениями и успехами, но всё же не забывают о своем месте. Они имеют огромное уважение к тем, кто работает в их области и к тому влиянию, которое оказали достижения предшественников в этой работе. Они могут видеть, что их работа часто отличается по сравнению с другими, но это не то, на чем они сосредоточены. Чиксентмихайи отмечает, что они часто настолько сосредоточены на своей следующей идее или проекте, что они не фиксируют свои прошлые достижения.

7 Креативные люди не отягощены жесткими гендерными ролями

Чиксентмихайи считает, что творческие люди сопротивляются, по крайней мере в некоторой степени, часто слишком жестким гендерным стереотипам и ролям, которые общество пытается навязать. Он говорит, что креативные девочки и женщины более доминантны, чем другие женщины, хотя творческие мальчики и мужчины менее агрессивны и более чувствительны, чем другие мужчины.

«Психологически обоеполый человек фактически удваивает свой репертуар ответов», – объясняет он. «Творческие люди с большей вероятностью будут иметь не только сильные стороны своего пола, но также и черты другого пола».

8 Креативные люди консервативны, но мятежны

Творческие люди по определению являются мыслителями “вне рамках”, и мы часто считаем их неконформистами и даже немного мятежными. Но Чиксентмихайи считает, что невозможно быть по-настоящему творческим, не принимая культурные нормы и традиции.

Он предполагает, что креативность требует, как традиционного подхода, так и взгляда без предрассудков. Быть способным оценить и даже принять устои прошлого, но при этом находится в поиске нового и улучшенного способа делать уже известное. Креативные люди могут быть консервативными во многом, но они знают, что инновации иногда подразумевают риск.

9 Креативные люди страстные, но целеустремленные

Творческие люди не просто наслаждаются своей работой – они горячо и страстно любят то, что они делают. Но простое увлечение чем-то не обязательно приводит к большому труду. Представьте себе, что писатель так влюблен в свою работу, что не хочет редактировать одно предложение. Представьте себе, что музыкант не хочет в своем произведении менять место, требующее улучшения.

Креативные люди любят свою работу, но они также объективны и готовы критиковать ее. Они могут отделиться от своей работы и видеть места, которые нуждаются в доработке и улучшении.

10 Креативные люди чувствительны и открыты для нового опыта, но счастливы и радостны

Чиксентмихайи также предполагает, что креативные люди, как правило, более открыты и чувствительны. Это качества, которые могут принести как награду, так и боль. Процесс создания чего-либо, появление новых идей и принятия рисков часто приводит к критике и презрению. Это может быть болезненным, даже разрушительным, посвятить чему-то годы только чтобы это потом отвергли, проигнорировали или высмеяли.

Но открытость новому творческому опыту также является источником большой радости. Это может принести огромное счастье, и многие творческие люди считают, что такие чувства стоят любой возможной боли.


Есть что сказать? Оставть комментарий!:

aboutyourself.ru

Креативная личность и ее особенности — журнал «Рутвет»

Содержание:

  1. Природа креативной личности
  2. Как распознать креативную личность?
  3. Творческие качества креативной личности: как воспитывать?
  4. Методы повышения эффективности творческого воспитания

Креативность способна проявляться в различных сферах жизнедеятельности человека, например, в мышлении, чувствах, социальных контактах, определенных сферах деятельности. Такая способность определяется не уровнем интеллекта, а восприимчивостью к новейшим идеям. Так, Э. Фромм считал креативностью способность индивидуума к удивлению и познанию, обнаружению нестандартных решений, нацеленности к новым открытиям. Более узкое определение креативного мышления – творческая способность. 

Для воспитания креативности, исходя из психологических исследований, оптимальным возрастом считается 3-5 лет. Именно в этом возрасте ярко выражено повышенное стремление к творчеству.

Существует несколько фаз развития креативности. Воспитание первичных творческих способностей, неспециализированных к определенному виду деятельности. В возрасте 3-5 лет дети активно подражают взрослым, ставя его перед собой образцом, например, пытаясь понять как быстро убраться дома, а это и есть основной механизм креативного формирования. 

Втора фаза – период юношества, длящийся с 13 до 20 лет. В это время из общих способностей выделяются специализированные. В период этой фазы особое значение уделяется профессиональному образцу семьи, а также сверстников. 

Природа креативной личности

Природа креативной личности

Креативность – особенная характеристика личности. Так как личность невозможно сформировать, ее нужно воспитывать. А воспитание – создание оптимальных условий для личностного самовоспитания. Поэтому прямое обучение творческим способностям невозможно, однако человеку по силам создавать среду, способствующую творческой деятельности. 

При создании таких условий для творческого саморазвития, необходимо учитывать, что существуют факторы, которые тормозят этот процесс. Их принято разделять на 2 группы. Первую образуют ситуативные факторы, например, отсутствие свободного времени, стрессовые состояния, страх, стремление к обнаружению быстрого решения, неуверенность, низкая или завышенная мотивация, самоцензура. Вторая группа основывается на объединении личностных факторов, например, стремление к конформизму, неуверенность в собственных силах, эмоциональная подавленность, отказ от рисков, черта характера тревожность, механизмы личной защиты. 

Как распознать креативную личность?

Как распознать креативную личность?

Интересно, что с точки зрения психологии, творческие личности (креативный человек) не имеют четких характеристик. Однако существует ряд особенностей, дающие возможность распознать личность, главной чертой которой является креативность:

  1. мечтательность. С точки зрения нейробиологии, мечтательность – основа для активизации мозговых процессов, связанных с творчеством;
  2. повышенное внимание к деталям;
  3. избегание стандартного распорядка дня. Люди, связывающие свою жизнь с творчеством, работают по вдохновению;
  4. нужда в свободном времени для уединения со своими мыслями;
  5. превращение житейских проблем в основу для творчества;
  6. извлечение личного опыта из неудач;
  7. регулярный поиск неизведанных ранее впечатлений;
  8. повышенная наблюдательность;
  9. стремление к поиску ответов на множество вопросов, как в детском, так и во взрослом возрасте;
  10. тяга к риску;
  11. поиск новых возможностей, с помощью которых реально выразить свои чувства и наблюдения;
  12. руководство внутренней мотивацией;
  13. исследование иных способов мышления, что позволяет человеку покидать привычные для него границы жизнедеятельности;
  14. утрата временного чувства;
  15. регулярный поиск эмоциональных встрясок, исследование новых вещей.

В этом видео зритель узнает о 4-х основных типах личности.

Самой важной характеристикой считается способность узреть возможности, где остальные люди их не замечают. 

Творческие качества креативной личности: как воспитывать?

По мнению многих ученых, особая роль при формировании креативных способностей отводится микросреде, к которой привязан ребенок в тот или иной период его жизни. За активизацию таких возможностей отвечает среда, характеризующаяся следующими особенностями.

  1. Повышенной степенью неопределенности, что стимулирует желание найти место расположения (ориентиры) самостоятельно.
  2. Предоставление большого количества вариантов, необходимых для обнаружения собственных решений.

Творческие качества креативной личности: как воспитывать?

Также в этой среде необходимо наличие:

  1. пониженной степени поведенческой регламентации;
  2. предметной информационной обогащенности;
  3. позитивных образцов творческого поведения;
  4. условий для подражания креативному поведению;
  5. условий, позволяющих блокировать агрессивность, деструктивность;
  6. социального поощрения творческого поведения. 

Мотивационная система формируется на основе общей одаренности, созданной микросреды.

Методы повышения эффективности творческого воспитания

Для уменьшения эффекта, подавляющего порывы творчества, разработано несколько педагогических требований:

  1. ни в коем случае нельзя подавлять интуитивную деятельность обучающихся;
  2. необходимо формировать у учеников веру в собственные силы при решении той или иной задачи;
  3. образовательный процесс должен строиться исключительно на положительных эмоциях;
  4. у учеников необходимо стимулировать желание самостоятельной постановки перед собой цели;
  5. требуется регулярно поощрять склонности к рискам;
  6. ни в коем случае нельзя допускать появлении в характере конформных черт;
  7. нельзя подавлять желание фантазировать;
  8. необходимо постоянно формировать чувствительность к противоречиям;
  9. требуется регулярно использовать проблемные методики обучения.

Методы повышения эффективности творческого воспитания

Также развитию креативного поведения будет способствовать применение в обучении задач открытого типа, которые основываются на возможности нескольких правильных решений. В процессе обучения необходимо чаще использовать эвристические приемы, которые дают возможность личности прочувствовать предмет изучения, составить о нем собственное впечатление. 

Как манипулировать человеком: описание методов. 

Кризис среднего возроста у мужчин: во сколько начинается и как с ним бороться?

В этом видео представлен интересный материал о типах личности и как это выражается в почерке. Не забывайте оставлять свои вопросы, пожелания и комментарии к статье.

www.rutvet.ru

Качества креативной личности. — КиберПедия

Постоянно взаимодействуя в про­цессе своей профессиональной деятельности с другими людьми, менеджер не может быть достаточно эффективным, не прояв­ляя в полной мере различные качества креативного человека. Анализ научной литературы показал, что качества креативной личности можно разделить на три группы: качества интеллекта, личностные качества и интуиция. Рассмотрим подробнее каждую из этих групп.

Качества интеллекта.

Дж. Гилфорд выделял, в частности, такие компоненты креативности:

— способность к обнаружению и постановке проблем;

— беглость — способность к генерированию большого числа идей;

— гибкость — способность продуцировать разнообразные идеи, относящиеся к различным смысловым категориям;

— оригинальность — способность выдвигать нестандартные, редкие идеи;

— способность усовершенствовать объекты или идеи, добавляя детали;

— способность к решению проблем на основе анализа и синтеза информации. Креативность, по мнению Е. Торренса, связана с обостренным восприятием недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии и т. п. К этой концепции близка и точка зрения Э. Де Боно, говорившего при рассмотрении проблем творчества о латеральном («боковом») мышлении, направленном на поиск путей решения проблемы на «периферии познания», путем максимального расширения виденья проблемного поля и отыскания неочевидных вариантов действий.

 

Личностные качества.

На основе обобщения большого количества признаков, характеризующих творческую личность, было выделено 12 их групп.

1. Осознанность — восприятие самого себя как человека творческого, способного создавать что-то новое.

2. Оригинальность — гибкость в идеях и мыслях, находчивость, готовность оспаривать предположения, действовать исходя из принципа «А что если?».

3. Независимость — уверенность в себе, управление своим поведением на основе внутренних ценностей и критериев, умение противостоять внешним требованиям.

4. Склонность к риску — готовность пробовать что-то новое, даже если это может привести к неблагоприятным последствиям, устойчивость к неудачам, оптимистичность.

5. Энергичность — поглощенность действиями, предприимчивость, восторженность, непосредственность, «легкость на подъем».

6. Артистичность — выразительность, эстетические интересы.

7. Заинтересованность — широта интересов, любознательность, склонность к экспериментированию и задаванию вопросов.

9. Тяга к сложности — интерес к непонятному и таинственному, тер-; пимость к двусмысленности, беспорядку, совмещению несовмес-! тимого.



10. Непредубежденность — восприимчивость к новому, к другим точкам зрения, либеральность.

11. Потребность в одиночестве — самосозерцательность, рефлексивность (склонность к самоосознанию), способность работать одному, наличие внутренних потребностей, которые обычно не раскрываются перед окружающими.

Интуитивность— проницательность, возможность видеть неявные связи и отношения, наблюдательность.

А. Маслоу в книге «Новые рубежи человеческой природы» на основе многолетнего изучения жизни и деятельности выдающихся людей описал качества творческой (самоактуализирующейся) личности. Среди них – принятие себя, других и природы, независимость, потребность в уединении, вершинные или мистические переживания, глубокие межличностные переживания, разграничение средств и целей, философское чувство юмора и другие.

Следует отметить, что не всякая креативность, даже в сочетании с личностными качествами, способствующими ее проявлению, при­водит к тому, что человек создает творческие продукты деятельности, обладающие потребительскими качествами. Возможен вариант, когда креативность остается некой «вещью в себе», проявляющейся только в области мечтаний, никак не связанных с реальностью. В связи с этим психологи говорят о «наивной» и «культурной» креативности. В первом случае — это некая «сырая» способность создавать что-нибудь новое, имеющаяся у большинства детей, но чаще всего ослабевающая по мере взросления. Во втором случае — это способность к продуктивному творчеству, основанная как на опыте, так и на интеллектуальных способностях.

Большинство людей более комфортно чувствуют себя в знакомых и поддающихся контролю ситуациях, когда точно понятно, как следует действовать, чтобы получить тот или иной результат. Когда такие люди оказываются в новой, необычной ситуации, они испытывают дискомфорт и тревогу. У них возникает потребность покинуть эту ситуацию или структурировать ее, превратить в понятную и предсказуемую. Фактически такое структурирование в большинстве случаев сводится не к тому, что видоизменяется ситуация (что во многих случаях в принципе невозможно), а к тому, что меняется ее восприятие. На нее «накладывается», зачастую без достаточных на то логических оснований, какой-то прошлый жизненный опыт, имеющийся у человека стереотип и т. п. В результате ситуация начинает восприниматься как более структурированная и предсказуемая, чем она есть на самом деле. С одной стороны, человек на основе стереотипа или аналогии с какой-то иной ситуацией предполагает, к каким последствиям она приведет (и такие предположения далеко не всегда оказываются обоснованными). С другой стороны, такое восприятие создает у него своеобразную «зашоренность», препятствует воз­можности увидеть собственные возможности повлиять на эту ситуацию, варианты ее исходов и т. п.



Это соответствует шаблонному, нетворческому мировосприятию. Ситуации новизны и неопределенности для его носителя дискомфортны, а поведение в них в большинстве случаев строится не вполне адекватно.

Таким образом, различают традиционное мышление и творческое мышление. Их отличительные особенности можно увидеть в таблице 15.

Наиболее существенное преимущество традиционного интеллектуального поиска по сравнению с творческим состоит в том, что он гарантированно приводит к достижению приемлемого результата. Но это возможно лишь при нескольких допущениях:

— проблема или задача в принципе имеет единственно правильное решение или четко ограниченный круг верных решений;

— известен алгоритм решения данной задачи;

— имеются полные и верные исходные данные для ее решения.

 

Таблица 15.

 

cyberpedia.su

16.2. Креативность как свойство личности

В широком смысле способность к творчеству обозначается тер­мином «креативность» (лат. creativity — созидательность, способ­ность к творчеству). Эта способность проявляется практически во всех психических процессах человека, в его чувствах и общении. Креативность может характеризовать личность в целом, отдельные ее стороны, продукты деятельности или процесс их создания. Все основные достижения людей, преобразующие мир, есть результат их креативности, реализации творческого потенциала. В восприя­тии креативность проявляется как непредвзятость, умение освобо­диться от фиксированной установки, активно реагировать на непо­средственные впечатления, доставляемые органами чувств; в памя­ти — как богатство ассоциаций и способность к актуализации скрытых рвойств объектов; в мышлении — как способность к не­шаблонному анализу, преодолению стереотипов, установлению раз­нообразных связей между объектами и их свойствами, к обобще­нию явлений, не связанных между собой очевидной связью; в вооб­ражении — как нестандартность создаваемых образов. В чувствах креативность проявляется в тонкости и широкой гамме пережива­ний, в высоком уровне развития интеллектуальных эмоций, возни­кающих у человека в процессах мышления и воображения. В общении креативность способствует преодолению барьеров и стереоти­пов, препятствующих адекватной социальной перцепции, возможно­сти понять внутренний мир и индивидуальность человека; конст­руктивному разрешению конфликтов, нахождению оптимальных путей и способов взаимодействия.

Исследование биографий и жизнедеятельности людей, проявив­ших способности к различным видам творческой деятельности, до­бившихся значительных успехов в творчестве, выявило большое число особенностей, характеризующих их личность и поведение. Им свойственны такие черты, как инициативность, независимость, самостоятельность, уверенность в себе, оригинальность. Отмечают­ся высокий уровень познавательной активности, любознательность, детская способность удивляться. Часто творческим людям прису­щи склонности к мечтательности, фантазерству, «сумасшедшим» идеям, неподатливость мнениям других людей. Они с трудом вос­принимают очевидные истины, не боятся осуждения и насмешек окружающих. В силу таких особенностей у творческого человека нередко возникают проблемы, связанные с адаптацией в социальных группах.

Анализ многогранных проявлений креативности в самых раз­ных сферах и сторонах личности позволяет определить ее сущ­ность, которая состоит в ярко выраженной индивидуальности чело­века, в отходе от стереотипных форм поведения, в желании и готов­ности всегда идти своим путем. Совокупность психических свойств и особенностей, характерных для творческой личности, является объектом конкретно-научного изучения посредством специальных тестов креативности.

Наблюдения и специальные исследования показывают, что люди с высоким коэффициентом креативности встречаются достаточно редко. Подавляющее большинство взрослых людей — это реалис­ты, а не мечтатели и не творцы новых идей. Они обладают большим количеством знаний, имеют высокий уровень развития абстрактно-логического мышления, и редко кто из них поднимается выше сред­него уровня развития креативности. Связи, которые они устанавли­вают между различными объектами, по большей части очевидны и стереотипны. Каждый объект они воспринимают и взаимодейству­ют с ним, используя ограниченное число свойств — полезных, при­вычных, одинаково значимых для многих людей.

Совершенно иное отношение к окружающему миру наблюдает­ся у детей. Это проявляется, например, в том, как они используют предметы, имеющие социально закрепленные способы употребле­ния. Дети с равной готовностью используют ложку и в ее прямом назначении, и как палку, и как музыкальный инструмент, и как иг­рушку. Часто посторонние способы применения предметов явля­ются для них более предпочтительными, так как в большей степени соответствуют естественной склонности к манипулированию и экс­периментированию с предметами. Дети видят мир многовариант­ным. Реально он таким и является, но взрослые люди воспринима­ют его в соответствии со своими знаниями, категориальной принад­лежностью объектов и прошлым опытом. Способность к творчеству, дающая возможность использовать предметы в новом, необычном качестве, представлять себя во всех мыслимых ролях, предаваться безудержной фантазии, присуща всем детям. Однако с возрастом у многих из них такая способность утрачивается, их творческий по­тенциал полностью не реализуется.

Образ жизни и основные типы занятий дошкольников — игры, рисование, конструирование, чтение сказок, фантазирование — яв­ляются адекватными условиями для проявления и развития у них креативности. С поступлением ребенка в школу ведущей деятель­ностью становится учение. Место и роль других занятий резко сокращаются. Игры становятся эпизодическими. Почти все дети прекращают спонтанное рисование. Им продолжают заниматься только при специальном обучении. Сказки уступают место другим литературным жанрам.

К концу дошкольного возраста подавляющее большинство де­тей показывают высокий уровень развития у них наивной креа­тивности, которая проявляется как естественное поведение ре­бенка при отсутствии стереотипов. Однако у них еще очень беден опыт, нет запаса знаний, не развиты реалистичность и критичность мышления, необходимые для самоконтроля за процессом и резуль­татами творческой деятельности.

Реализация творческого потенциала связана с развитием куль­турной креативности. В отличие от наивной она опирается на широкий ассоциативный опыт и многосторонние знания человека, на умения ориентироваться в них, проявлять беглость, гибкость и избирательность в их использовании. Культурная креативность характерна для интеллектуально развитого взрослого человека, спо­собного к саморегуляции творческой деятельности. Ее развитие зависит от особенностей микросреды и жизнедеятельности, отно­шений ребенка с социумом, от условий обучения и воспитания.

Известный ученый в области психологии творчества O.K. Тихо­миров считал, что влияние семьи и школы не столько является фактором развития, сколько в той или иной мере представляет со­бой «технику подавления творческого мышления». В большинстве

современных семей родители стремятся дать детям хорошее обра­зование, воспитать у них дисциплинированность, трудолюбие, чув­ство долга. Это, безусловно, нужные и полезные качества, но их недостаточно для того, чтобы человек мог реализовать свой твор­ческий потенциал. Хорошее поведение и высокая успеваемость для многих родителей — главные критерии успешного обучения ребен­ка в школе и залог его будущих успехов в жизни.

В традиционном школьном классе учителю легче работать с послушными, дисциплинированными, быстро усваивающими знания и ровно успевающими учащимися, которые не спорят, не задают «нелепых» вопросов, не отвлекают учителя и учеников различными «выдумками». С первых дней обучения детей в школе возникает противоречие между их естественной детской креативностью, кото­рая проявляется в играх, разговорах, рисовании, конструировании, и содержанием учебных занятий, требованиями и ожиданиями учите­лей. Усвоение знаний в основном происходит с опорой на память и логический анализ материала. Организация самостоятельного мыс­лительного поиска как основного условия развития творческого мышления и воображения в традиционной системе обучения зани­мает недостаточное место.

На это есть и объективные причины. Во-первых, количество зна­ний, которыми должны овладеть школьники, постоянно растет. Во-вторых, механизмы развития логического и творческого мышления существенно различаются. Для логического мышления главным является усвоение систем научных понятий, способов оперирова­ния ими, использование правил и алгоритмов. Развитие же креа­тивности предполагает формирование умений отходить от задан­ных правил и усвоенных идей. Совместить эти противоречивые тенденции в процессе обучения очень непросто и удается не всегда.

В воспитательной работе с учащимися жесткое регламентиро­вание их поведения и деятельности также преобладает по сравне­нию с предоставляемой детям самостоятельностью и свободным творчеством. Такие условия обучения и воспитания оказываются благоприятными для формирования эрудированных и интеллекту­ально одаренных личностей, которые могут стать квалифицирован­ными специалистами в своей области, но вряд ли сумеют создать в ней принципиально новые идеи.

Современное общество заинтересовано в создании условий для развития творческого потенциала каждого ученика. Путь к это­му — повышение уровня образования, разработка и внедрение в учебный процесс новых методов развития креативности, отношение к индивидуальности каждого ребенка как к ценности. Уже се­годня в современной школе многое делается для этого. Появляют­ся разные типы образовательных учреждений, широко используют­ся различные варианты учебных планов и программ, что создает возможности учета интересов и склонностей каждого ученика. В учебной и других видах деятельности используются активные ме­тоды обучения, ролевые и деловые игры, тренинги развития креа­тивности.

Одна из серьезных проблем на этом пути заключается в том, что многие учителя по-прежнему отдают приоритет усвоению знаний, а не развитию творческого мышления и воображения учащихся, и не считают ценностью своеобразие их личности. Стереотипы в педа­гогической деятельности, характерные для традиционного обуче­ния, не соответствуют требованиям современного общества к раз­витию креативности учащихся, и их преодоление является актуаль­ной задачей профессиональной подготовки учителя.

Контрольные вопросы

  1. Согласны ли вы с положением Л.С. Выготского о том, что воображе­ние и мышление — родственные процессы? Обоснуйте свое мнение.

  2. Что выражает закон «эмоциональной реальности воображения»?

  3. Всегда ли справедлива поговорка, что «мечтать не вредно»?

  4. Какие основные процессы воображения вам известны? Как можно их охарактеризовать?

  5. Почему у творческих личностей возникают трудности, связанные с адаптацией в социальных группах?

  6. Какие рекомендации к воспитанию творческой личности вы можете предложить?

Тестовые задания

1. Воображение, которое не стимулирует человека к активным действиям, называют…

A. Непроизвольным.

Б. Фантастическим.

B. Творческим.

Г. Пассивным.

2. В случае, если человек не верит в реальность воплощения образа воображения, то это…

A. Предвосхищение будущего.

Б. Греза.

B. Фантастическое воображение.

Г. Мечта.

3. Как называется соединение частей или свойств реально существующих объектов в необычных сочетаниях?

A. Агглютинация.

Б. Синтез.

B. Гиперболизация.

Г. Типизация.

4. Какое из перечисленных свойств характеризует креативность личности?

A. Эрудированность.

Б. Эмоциональность.

B. Оригинальность.

Г. Логичность.

studfile.net

Креативная личность – ум и креативность

Философия/2 Социальная философия

к.филос.н.Александрова Л.А.

Креативная личность,

как элемент успеха в современном мире

Институт технологий (филиал) ДГТУ в г.Волгодонске, Россия

В современных условиях креативная личность становится особенно востребованной обществом, поскольку изменения, произошедшие в экономике и социальной жизни в последние десятилетия, требуют от человека качеств, позволяющих инновационно подходить к любым жизненным изменениям и адекватно реагировать на них.Уверенность в своем решении, вопреки возникающим трудностям, умение брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнения, содействующие решению проблемы – необходимые качества, которыми должен обладать будущий специалист, способный к конкуренции в современном быстроменяющемся мире. Уникальность каждого человека не вызывает сомнений, однако проявить себя, выразить свою эксклюзивность является проблемой для большинства людей. Креативность личности позволяет не только эффективно реализовать жизненный потенциал человека, но и найти свое место в жизни.

Понятие «креативность» в настоящее время представляется как воплощение творческой человеческой мысли в традиционных сферах жизнедеятельности, но нетрадиционными способами и в необычной форме. Секрет данного мышления заключается в самой методологии создания ценностей, которая и является инновационной, находится за пределами существующих технологий, общепринятых норм и правил. Результат креативного подхода понятен, традиционен, оценивается легко и быстро. Нетрадиционен способ достижения этого результата, и именно в этом и заключается его эффективность [1, 5].

Спрос на креативные решения в силу ужесточения конкуренции растет, наданном этапе развития общества складывается социальный заказ на креативную личность. Многие предприниматели видят успех своей компании именно в креативности, которая позволит их продукту сразу выделиться из среды рыночных предложений. Для этого мало создать конкурентоспособный бизнес — нужно эффектно его преподнести: создать обычное необычным способом, прийти к традиционному нетрадиционным путем.

Авторами креативных решений могут быть: отдельные достаточно целостные и самостоятельные по своей сути и натуре личности; группы лиц, работающих и творящих коллективно; отдельные индивидуумы в группах, использующие их как среду для формирования собственной креативности или ищущие в ней выход из испытываемой ими социальной несправедливости.

Личность, обладающая креативными характеристиками, на протяжении десятилетий является предметом изучения как зарубежных, так и отечественных ученых. Большинство исследователей в области креативности склонно выделять определенные черты характера, присущие людям с креативным потенциалом. Например, известный исследователь креативности как свойства личности, проявляющейся в мыслительной деятельности и творчестве, М. Чикжентмихалий отмечает, что креативные личности содержат в себе одновременно на первый взгляд взаимоисключающие особенности: они обладают большой физической энергией, но в то же время часто находятся в состоянии покоя и отдыха; они суровы и наивны; в их личности сочетаются игривость и дисциплина, ответственность и безответственность. Он утверждал, что у индивидуума, имеющего данную характеристику мышления, перемежаются представления, фантазии и чувство реальности; проявляются особенности как экстравертов, так и интровертов. Креативные люди скромны и горды одновременно; они избегают стереотипов в области половых ролей; проявляют одновременно бунтарский дух и консерватизм. Многие из креативных личностей демонстрируют страсть к своей работе и могут в высшей степени объективно оценивать свой труд. Открытость и чувствительность креативных людей часто приводит к переживанию ими страдания и боли, также они очень любят удовольствия [2]. Обострение конкуренции, рост финансового и интеллектуального потенциала заставляют бизнесменов и руководителей компаний с целью увеличения эффективности бизнеса обращаться к методам и источникам создания нетрадиционных решений, поиску авторов и инновационных идей.

Западные психологи, исследователи в области психологии личности Т.Амабайл и М.Коллинз приводят несколько иной перечень черт креативных личностей. В набор их характеристик включены: самодисциплина в части работы, способность отсрочить удовольствие, персеверативность в ситуациях фрустрации, независимость суждений, терпимость к неопределенности, высокая степень автономности, отсутствие половых стереотипов, интернальный локус контроля (вера индивида в то, что его поведение детерминируется им самим), склонность к риску, высокий уровень самоинициации и стремление выполнять задания наилучшим образом [2].

Своеобразие мотивации креативных личностей, как считает известный психолог, сторонник теории внутренней мотивации креативности К.Мартиндэйл, определяется широким кругом их интересов. Они открыты новому опыту и предпочитают новизну. Внутренняя мотивация преобладает над внешней. Кроме того, креативные люди демонстрируют способность к широкой категоризации, свойственна им и идиосинкразия, т.е. врождённая повышенная чувствительность вегетативной нервной системы к определённым раздражителям [2].

Некоторые авторы стремятся построить типологии креативных личностей. Например, западный психолог Ф. Фарли выделяет особый тип Т – личность. Она определяется как искатель возбуждения. Люди с таким типом личности могут либо достигать высокого уровня креативности, либо демонстрировать деструктивное, даже криминальное поведение [2].

Хатчингс П. из колледжа Алверно выделяет три характерные черты креативной личности: во-первых, склонность к риску, или «право на ошибку».Всю жизнь, особенно в школе, человека предостерегают от связанных с риском поступков. Креативная же личность всегда привносит в свою деятельность определенный риск, зная, что рано или поздно он обязательно окупится. Человеку с креативным складом ума, даже если он зайдет слишком далеко, будет легче повернуть назад, чем согласиться продвигать стандартную идею. Как говорил О.Уайльд: «Не сопряженную с опасностями идею едва ли можно назвать идеей вообще» [3, 15].

Во-вторых, дивергентность мышления,являющаяся сутью креативногомышления, использование ассоциаций и изысканий для описания всех возможных вариантов. Дивергентные мыслители ищут неоднозначные, открытые способы решения проблем. Они не останавливаются на одном решении, а стремятся найти как можно больше вариантов.

Третья черта креативной личности, по мнению П. Хатчингс, чувство юмора, которое может создать атмосферу, благоприятную для рискованных действий, что является необходимым условием креативной деятельности, так как оно требует иных углов зрения, новых перспектив, неожиданных изменений направления, что является важным для решения возникающих проблем [3, 15].

Проанализировав ряд характеристик, свойственных креативным личностям, можно выделить общие, характерные для всех: во-первых, это дивергентное мышление, которое отличается от рационального, конвергентного (линейного) мышления, применяемого для получения «правильного», или логически обоснованного, решения. Дивиргентное мышление, являющееся сутью творческого и креативного мышлений, использует ассоциации и изыскание (игра ума) для описания всех возможных вариантов.

Во-вторых, правостороннее мышление – интуитивное, невербальное и эмоциональное мышление (в противоположность левостороннему – логическому, управляющему речью и письмом). Считается, что люди с доминированием левостороннего мышления логически методичны и чётко выражают свои мысли. При доминировании правостороннего мышления человек при решении задач склонен оперировать выразительными образами, эмоциями, интуитивными догадками, результатом чего являются сложные взаимосвязанные идеи, которые следует воспринимать в целом, а не отдельными частями.

В-третьих, креативные личности обладают способностью создавать свободные ассоциации, то естьсопоставлять две кажущиеся совершенно несвязными мысли.

В середине ХХ века произошли коренные изменения в мире, совершившиеся за относительно короткий срок, и каждый человек вынужден реагировать на них. Но зачастую он бывает не готов к постоянно происходящим в обществе изменениям, и чтобы соответствовать происходящим трансформациям, каждая личность должна активизировать свой творческий потенциал и развивать креативные характеристики. Быть постоянно меняющимся в изменяющемся мире – это, собственно, и есть проявление креативности.

Спрос на креативные решения в силу ужесточения конкуренции растет. В настоящее время мало создать конкурентоспособный бизнес — нужно эффектно его преподнести: создать обычное необычным способом, прийти к традиционному нетрадиционным путем. Поэтому многие предприниматели видят успех своей компании в наличии креативных сотрудников, которые позволят их продукту сразу выделиться из среды рыночных предложений.

Литература:

1. Шишова Н.В.Креативные технологии в рекламе и связях с общественностью: монография / Н.В.Шишова, Л.А.Александрова. – Ростов н/Д.: Издательский центр ДГТУ, 2010. – 128

2. Дорфман Л.Я. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве.[Электронный ресурс] / Л.Я.Дорфман, Г.В. Ковалева. – Режим доступа: file:///C:/Documents%20and%20Settings/-User-/Desktop/osnovnye-napravleniya-issledovanii-kreativnosti-v-nauke-i-iskusstve.htm

3. Джулер А.Креативные стратегии в рекламе/А.Джулер, Б.Дрюниани; пер.с англ. – СПБ.: Питер, 2003. – 384 с.

Теперь все полученные слова из «творчества» очень популярны.

Для творчества это тоже мода. При описании вакансий, ищущих работу, работодатели все чаще требуют креативности как обязательного качества. И не только в дизайнерских и рекламных компаниях, но и в крупных, серьезных корпорациях.

Несмотря на эту популярность, не так много людей правильно воспринимают и понимают, что значит быть творческим.

Творческие люди в умах городов часто бывают двух типов. Первое — это эксцентричность, как Альберт Эйнштейн.

Такой разбросанный гений. Они приходят с разными идеями, отвергают сознание людей, но полностью отрезаны от социального мира. Последние — различные люди творческих профессий: художники, дизайнеры, фотографы, модельеры и т. Д. Это означает, что их часто называют создателями тех, кто кажется особенным, необычным. Как будто креативность означает какой-то избранный, недоступный для всех.

Действительно, творчество — это не уникальная особенность или фантастический талант.

Известный психолог Авраам Маслоу полагал, что это Творчество — это творческое направление, которое характерно для всех, но большинство из них потеряло влияние окружающей среды.

 

Слово «творчество» само по себе является новообразованным словом.

Она пришла к нашей речи на английском языке и буквально является аналоговым словом творчества. Если вы посмотрите на перевод слова творчества, он имеет два основных значения:

креативность, как процесс,

креативность, как характеристика личности

Если мы продолжим и посмотрим на интерпретацию этих переводов, мы получим следующее.

креативность Это процесс человеческой деятельности, который создает качественно новые материальные и духовные ценности или результат создания субъективно нового. креативность — творческую способность человека, а именно готовность создавать принципиально новые идеи, которые отклоняются от традиционных или принятых моделей мышления.

Если вы говорите легче, тогда Творчество — это способность создавать новую.

И как новый, нет необходимости создавать шедевры искусства, изобретения для патентов, необычные продукты или идеи. Это новое может быть что угодно. Вы пришли с новой семейной трапезой — вы соскоблили их.

Вы поняли, как приятно украшать стол — вы его очистили. Вы написали хорошего друга для друга — вы набросали. Это область, в которой каждый из нас может создавать и создавать большое количество.

И способность изобретать и создавать — это тот же навык, что и написание или чтение.

Единственное различиетворческие люди из не-творческих — вот чтотворческие люди думают, что они есть. Но почему некоторые думают, что они креативны, другие — нет? Для этого есть много причин, но почти все они происходят с детства.

Короче говоря, они выглядят так:

— Ребенок склонен к одному виду творчества, и родители вынуждены делать что-то еще. И, например, средний пианист растет вместо талантливого художника.

Такой ребенок страдает, что он не сможет его поглотить, и в то же время он никогда не будет играть по своей воле. Он не прекращает создавать вообще.

— В жизни многих «не-творческих» людей в детстве он был человеком, который очень сильно критиковал и ограничивал все попытки свободного творчества.

Или по сравнению с другими детьми и получайте удовольствие. Для ребенка — это очень сильный шок. потому что Творчество для детей — настоятельная необходимость. Они всегда работают над процессом и никогда не ценят свою работу. Но если их работа начинает критиковать, они приходят к выводу, что средний и всегда отвергает дальнейшие творческие проявления.

— Часто бывает так, что родители хотят, чтобы их ребенок был превосходным, и из-за этого они требуют от него невозможного.

Незримые для самых маленьких ошибок, и они просто ждут отличной работы. И если ребенок делает что-то не очень хорошее, то наказывайте его, или они говорят, что он не понравится ему, если он потерпит неудачу. Ребенок, который теряет свою любовь к своим родителям, равен смерти, поэтому он пытается сделать все, чтобы его предотвратить. Ей просто нужна отличная работа. Но так как настоящая работа не может быть выполнена без ошибок и сбоев, ребенок решает полностью удалить работу, но не допускает даже малейшей ошибки.

Такой ребенок будет постоянно инвалидом только через творческую судьбу, но также и с жизнью.

Развитие творческого мышления

Потому что его всегда будут судить по его достижениям и многого наказывают за его ошибки.

— Когда они маленькие дети, все они очень любопытные, креативные, спрашивающие о многих необычных вопросах, о которых думают многие взрослые. и если вы имеете дело с детьми, развиваете и поддерживаете любопытство, вы можете легко развить гения любого. Но просто любопытные и активные дети, которые являются проблемой для мирных родителей, учителей в садах и учителей в школе.

Такие дети требуют большого внимания и, кроме того, часто задают свои вопросы взрослым в тупике. И те, кто не сильно нагружается и не похож на дураков, начинают всевозможными способами ограничивать инициативы и проявления детей. Но не потому, что они «плохие», а потому, что они были воспитаны в такой ситуации и не знают, что делать. Таким образом, Вместо того, чтобы развивать эти творческие способности, детей учат быть послушными, хорошими и думать «как должны, как и все остальные»,. И когда такие дети растут и становятся взрослыми, они не нужны и больше не хотят создавать.

Они используются для «не-творческих».

О том, что произойдет, если вы не будете развивать свое творчество и что вам нужно сделать, чтобы снова потерять творчество, я напишу позже.

Мария ЖИГАН, бизнес-тренер, гештальт-терапевт.

www.becreative.com.ua, www.createyourlife.com.ua

Связанные новости
  • Не оставляй жизнь без творчества
  • Самый опасный враг творческих людей
  • Тренинг «Искусство создания идей»
  • Творческий тренажерный зал.

    Развивайте свое творчество

  • Вы должны развивать свои таланты!
  • Комментарии
    информация

    Посетители группы гости, не могу комментировать эту новость.

    Какая она креативная личность?

    Что означает слово «креативность»

    Сейчас многие граждане слышат с голубых экранов и частенько замечают в интернете такое слово,как «креативность». Понять,какую смысловую нагрузку несет это слов не представляет никакого труда.Гораздо сложнее определить,когда оно впервые стало применяться и что обозначать.

    История возникновения слова «креативность»

    Впервые это слово стал использовать профессор Джо Гилфорд. Он заимствовал слово «creatio» из латинского языка,которое в переводе означало «творение» или «создание» чего либо.
    В своих исследованиях интеллекта этот профессор обнаружил два типа мышления:

    • Дивергентное мышление, которое используется для нахождения нестандартных путей решения проблем,постоянно находя все новые и новые возможности.
    • Конвергентное мышление, которое применяется при решении различных проблем используя уже известные знания.

    Вы можете спросить,неужели до возникновения термина «креативность» не существовало творческого подхода в работе?
    Если смотреть на историю России,то мы можем увидеть множество доказательств «креативности» всего русского народа.
    Например Простой посадский человек Иван Кулибин увидел у своего соседа купца прекрасные часы с кукушкой.
    Этот механизм настолько поразил восемнадцатилетнего юношу,что он выпросил у купца эти чудо-часы,принес домой и полностью разобрал.
    Сообразив,как работает механизм,он попытался скопировать и создать собственные часики с кукушкой.Он был очень упорным человеком и вырезал ножом все детали.Когда он собрал свою копию — она к его огорчению не заработала.Тогда он понял,что без подходящих инструментов ему не обойтись.Тогда он отправляется в Москву и привозит оттуда все необходимое.
    Наконец он смог собрать работающую копию часов с кукушкой.
    Это и есть «креативность», человек не имея не малейшего понятия о механике, собирает сложнейшие устройство на коленке.

    В наше время способность человека мыслить не шаблонно весьма востребована во многих профессиях.Что бы стать более заметным для руководства нужно стать более заметным,проявить себя.

    Можно ли научиться «креативности»?

    По большому счету,каждый человек наделен от рождения известной долей пытливого ума.Главное правильно развивать это свойство.
    Как правило неординарные мысли посещают человека не тогда,когда он в поте лица трудится,а в момент полного довольства и расслабления,лежа на диване.Потягивая душистый чай и смотря позитивный фильм в голову может придти интересная идея.
    Однако это не означает,что не нужно получать образование,долго и терпеливо «грызть гранит науки».

    Гражданин,который с кажущейся небрежностью генерирует интересные идеи на самом деле проделал огромную подготовительную работу над собой.

    Известный психолог Абрахам Маслоу, который создал диаграмму человеческих потребностей, считал что способность «креативно» мыслить свойственна каждому человеку.

    Однако из за неправильного образования и воспитания многими впоследствии теряется

    Как же научиться генерировать у себя вдохновение?

    Многие исследователи утверждают,что для того,что бы создать действительно нечто новое,необходимо особенное состояние психики.Они предлагают научиться нескольким упражнениям,тренируя образное мышление.Таким образом можно действительно «вернуться в прошлое», «стать ребенком», который придумывает необычные вещи.
    Если постоянно тренировать вдохновение и озарение, то в нужный момент они помогут решить стоящую перед тобой серьезную проблему.
    Более того, теперь пресность и рутина уже не для вас, вы вырвались на новый уровень, как в работе так и в личной жизни.
    Можно перефразировать поговорку — «умный человек,станет умным во всем,а креативный человек,станет креативным во всем«
    Читайте еще:значение слова — сонар

    Креативный макияж видео

    Метки:древний рим, наука

    Похожие новости

    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
    Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Что такое творчество?

    креативность (Latin creatio -. «Creation») — это способность человека создавать необычные идеи и оригинальные решения, которые отличаются от традиционных моделей мышления.

    Творчество является одним из компонентов творческой личности и не зависит от эрудиции.

    Люди с высоким уровнем творчества называются творцами.

    По мнению некоторых ученых, в проявлении творчества — или лучше, расходящегося мышления, которое является основой для творчества, роль генетических факторов, в отличие от окружающей среды, мала (R.

    Николь [Р. Nichols, 1978]; Е. Л. Григоренко, Б. И. Кочубей, 1989). Согласно последним, высокий уровень творчества наблюдался у детей с широким кругом контактов и демократического стиля отношений с матерью.

    В исследовании В.И.

    Творческий

    Тютюнник (1994) показал, что потребности и творчество развиваются с пяти лет. Ученый считает, что основным фактором такого развития является содержание отношений ребенка со взрослым. Требование успеха в послушании не способствует независимости и в результате творчества.

    Среди многих фактов, подтверждающих решающую роль семейных и родительских отношений, есть также:

    первый

    Самая большая возможность показать креативность — это обычно старший или единственный ребенок в семье.

    2. У детей, которые идентифицируют себя со своими родителями (отцом), существует меньше возможностей проявить творчество.

    Напротив, если ребенок отождествляется с «идеальным героем», у него больше возможностей стать креативными. Этот факт объясняется тем, что у большинства детей родители являются «средними», недостаточными людьми, идентификация с ними приводит к созданию не-творческого поведения ребенка.

    третий

    Чаще всего креативные дети появляются в семьях, где отец намного старше матери.

    4. Ранняя смерть родителей приводит к отсутствию модели поведения, ограничивая поведение в детстве, что способствует развитию творчества.

    5. Это полезно для развития творчества, большего внимания к способностям ребенка, ситуации, когда талант становится организацией, которая начинается в семье.

    Таким образом, семейная среда, где, с одной стороны, забота о ребенке, а с другой стороны, ввела ряд несоответствующих требований, где небольшой внешний контроль поведения, когда творческая семья продвигается, а не стереотипное поведение, приводит к развитию творчества у детей V.

    Н. Дружинин, 1999, с. 214-215).

    Т. С. Суслова (1991) показала основные характеристики, характерные для творческих личностей. Это осознание, ответственность, настойчивость, чувство долга, высокий контроль над поведением и эмоциями, решительность, инициативность, терпимость к риску, социальная смелость, локус внутреннего контроля, интеллектуальная лабильность.

    В.Н. Дружинин (1999) считает, что творчество — это развитие следующих механизмов: на основе общих грантов под влиянием микро-среды и конкуренции система мотивов и личностных качеств (нонконформизм, независимость, мотивация, самореализация) и общая поддержка преобразуется в реальное творчество, т.

    е. Творчество — это синтез таланта и определенной структуры личности.

    Избегайте проявления творчества с низким интеллектом, невротизмом и беспокойством.

    vipstylelife.ru

    Личностные качества творческого человека. Что делает их особенными

    Творческие люди живут в «своем мире»: у них свой взгляд на жизнь и они все делают по-своему. Какими личностными качествами обладают креативные личности, что делает их особенными? 🙂

    • Качества творческого человека
      • Творческие люди сильные, но не тренированные
      • Творческие люди умные, но наивные
      • Творческие люди игривы, но самоотверженны
      • Творческие люди фантазеры, но реалисты
      • Творческие люди экстраверты, но замкнуты
      • Творческие люди скромные, но гордые
      • Творческие люди мужественные, но женственные
      • Творческие люди бунтари, но консерваторы
      • Творческие люди страстны, но объективны
      • Творческие люди открыты, но счастливы

    Качества творческого человека

    Творческие люди сильные, но не тренированные

    У творческого человека довольно много физической энергии, но, к сожалению, она мало расходуется. Ведь работа творца – это, в первую очередь, работа его мозга. Концентрация исключительно на интеллектуальном труде приводит к тому, что здоровое тело выглядит слабым. Именно поэтому важно соблюдать баланс разума и тела.

    Творческие люди умные, но наивные

    Михай Чиксентмихайи признает, что творческие люди умны, их отличает гибкость и оригинальность мышления, способность слышать различные точки зрения. Но почти все наивно полагают, что измерить креативность можно творческими тестами, а развить на специализированных семинарах.

    Творческие люди игривы, но самоотверженны

    Творческие люди любят отдыхать. Как говорится, ничто гедонистическое им не чуждо. Но когда речь заходит о «рождении» нового проекта, они способны работать, как одержимые. К примеру, итальянский художник Паоло Уччелло, когда разрабатывал свою знаменитую «теорию перспективы», целую ночь не спал и ходил из угла в угол.

    Чиксентмихайи отмечает, что большинство творцов работают до поздней ночи и ничто не может их остановить.

    Творчество

    Творческие люди фантазеры, но реалисты

    Это загадка творческих людей. Они великие выдумщики, могут придумать что угодно, но при этом большинство из них смотрят на жизнь вполне реалистично. Видимо, прав был Уильям Уорд, говоривший, что пессимист жалуется на ветер, оптимист надеется на перемену погоды, а реалист ставит паруса.

    Творческие люди экстраверты, но замкнуты

    Мы привыкли делить людей на экстравертов и интровертов. Считается, что первые общительны, легко сходятся с людьми, обладают харизмой и т.д. А вторые, напротив, живут в своем внутреннем мире, куда пускают лишь «избранных».

    Но по наблюдениям Чиксентмихайи, по-настоящему творческие люди сочетают в себе обе этих черты. На людях они – душа компании, а в кругу близких тихи и немногословны.

    Творческие люди скромные, но гордые

    Творческие люди, как правило, очень скромные. Они не ждут похвалы – им важен сам процесс создания нового. Однако при этом они никому не дадут спуска и не позволят унижать собственное достоинство.

    Творческие люди мужественные, но женственные

    Михай Чиксентмихайи утверждает, что творческие люди часто не соответствуют своим гендерным ролям. Так, девушки-творцы нередко отличаются жестким нравом, а мужчины, напротив, чувственностью и сентиментальностью.

    Творческие люди бунтари, но консерваторы

    Что есть творчество? Верно – создание чего-то нового. В связи с этим творческие люди очень часто слывут бунтарями, так как их идеи выходят за рамки привычного. Но в то же время многим из них трудно расставаться со своими закостенелыми привычками, менять амплуа и прочее.

    Сальвадор Дали

    Творческие люди страстны, но объективны

    Все творческие люди страстно влюблены в свою работу. Казалось бы, страсть должна ослеплять, но по-настоящему креативные люди всегда объективно смотрят на то, что они делают.

    Чиксентмихайи подчеркивает, что творческий человек должен адекватно воспринимать критику, а также отделять свое «Я» от своей работы.

    Творческие люди открыты, но счастливы

    Одним из творческих секретов Леонардо да Винчи была «острота чувств». Творцы всегда открыты к восприятию новых событий, даже если они причиняют им боль. При этом внутренне это гармоничные счастливые люди, так как они умеют получать удовольствие от самого творческого процесса.

    Как видите, творческие люди действительно полны противоречий. Но как говорит Михай Чиксентмихайи, именно эти парадоксы помогают им адаптироваться практически в любой ситуации, приспосабливая все вокруг для достижения своих целей.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    bestlavka.ru

    Креативное развитие личности в психологии

    Общее понятие о креативности

    Определение 1

    Креативность можно определить как творческие способности личности, которые характеризуются готовностью к созданию уникальных идей и входят в структуру одаренности.

    Для креативности характерна повышенная чувствительность к существующим вокруг проблемам, к отсутствию или дефициту знаний, слабой научной базе под имеющимися знаниями, к поиску решения имеющихся проблем и задач и формулированию результата решения.

    Актуализация креативности происходит лишь в том случае, если созданы благоприятные окружающие условия. В процессе развития креативности у ребенка большое значение имеет создание такой предметной среды, которая содержит в себе образцы креативности и креативного поведения других людей. Также огромное значение имеет демонстрация результатов креативных действий и предметно-информационная обогащенность окружающего пространства.

    Для эффективного процесса формирования креативности у ребенка он должен находится на оптимальном уровне социализации и усвоения социальных норм и правил, который предполагает наличие элементарных навыков коммуникации. Однако следует иметь ввиду, что при этом не должны быть сформированы четкие и определенные стереотипы поведения. Формирование креативности как личностной характеристики в онтогенезе проявляется сначала на мотивационно-личностном уровне, а затем уже и на поведенческом. Таким образом, креативность сначала формируется как личностное новообразование внутреннего плана и затем проявляется в поведении и нестандартном мышлении ребенка.

    Особенности процесса развития креативности

    В процессе своего развития креативность проходит две фазы:

    • Для первой фазы характерно развитие «первичной» креативности как общей творческой способности, не опирающейся на определенную предметную область жизни человека. Наиболее сензитивным периодом для первой фазы развития креативности является возраст от трех до пяти лет. Основным механизмом для процесса формирования креативности на данном этапе является подражание значимому взрослому, который является креативным образцом для ребенка.
    • Вторая фаза находит свое активное развитие в подростковом и юношеском возрасте от 13 до 20 лет. Для этого периода характерно формирование так называемой «специализированной» креативности, т.е. способности к творчеству в определенной области, сфере деятельности.

    На данной фазе происходит полное отрицание подражательных форм креативности и наступает решающий момент: подросток либо остается на фазе подражания навсегда, либо развивает свои способности к оригинальному творчеству.

    Креативность определяется условиями и воздействием среды, от того какие возможности будут предоставлены в процессе развития креативности зависит ее дальнейшее развитие и формирование.

    В первую очередь на развитие креативности влияет общение ребенка со взрослыми, которые сами являются креативными личностями и обладают способностями к уникальному и неповторимому творчеству.

    Большинство исследователей сходятся во мнении, что креативность является способностью к рождению новых, ранее не существовавших идей, отклонению от традиционных схем мышления, поиск новых путей решения задач, оптимальное решение проблемных ситуаций и их последующее предвосхищение.

    Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, которые необходимы для процесса формирования и становления способностей к творчеству и созданию уникального продукта.

    На данный момент существует множество определений креативности, каждое из которых раскрывает это понятие со своей стороны и имеет право на существование, в связи с этим сложно дать общее определение креативности, объединяющее в себе все и полностью удовлетворяющее всех исследователей.

    Зачастую креативность рассматривают как противоположное явление обыденности и стандартности. Креативность всегда предполагает нестандартные подходы к решению задач и способам мышления. Это своеобразная сила ума, способная создавать новое практически из воздуха, путем изменения и создания совершенно новых связей и явлений.

    По мнению других исследователей креативность можно определить как не специальную, а общую способность, базирующуюся на констелляции общего интеллекта, личностных характеристик и способностей к продуктивному мышлению.

    Основные параметры креативности

    Можно выделить следующие основные параметры креативности:

    • беглость — выражающаяся в способности к генерации большого количества идей за определенную единицу времени;
    • гибкость – выражающаяся в способности к применению различных стратегий при решении задач, способности к быстрому переключению с одной идеи на другую;
    • оригинальность — выражающаяся в способности продуцировать необычные, уникальные, нестандартные, в корне отличающиеся от общепринятых идеи;
    • разработанность – выражающаяся в способности к детальной разработке возникших уникальных идей.

    Для измерения креативного мышления существуют психологические инструменты, самым известным из которых является тест Торренса, который позволяет оценить проявления творческого мышления у человека по следующим показателям:

    • вербальная креативность;
    • образная креативность;
    • креативные способности личности в отдельных ракурсах: беглость, гибкость, оригинальность, умение видеть суть проблемы, отсутствие шаблонного мышления и стереотипов.

    Согласно идеям Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, формулированию результата решения. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.

    spravochnick.ru

    Читайте также:

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о