Личность формируется в деятельности – —

Деятельность и ее роль в развитии человека

Деятельность и ее роль в развитии человека

Одним из величайших достижений марксистской психологической науки является положение о единстве сознания и деятельности человека.
Критикуя идеалистическое понимание сознания, К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин убедительно показали, что не только в историческом,- но и в онтогенетическом процессе невозможно рассматривать проблему формирования сознания и становления личности вне отношения к деятельности этой личности.
Все качества, свойства личности, ее желания, цели, интересы и способности проявляются в делах этой личности, в разных видах ее деятельности. Именно в деятельности человека раскрываются его цели и мотивы, его стремления и желания, его личностные особенности.
Все качества личности не только проявляются, но и формируются в активной деятельности, в тех ее различных видах, которые составляют жизнь личности, ее общественное бытие. В зависимости от того, что человек делает (т. е. каково содержание его деятельности), как делает (способы деятельности), от организации и условий этой деятельности и от того отношения, которое эта деятельность вызывает у человека, у него упражняются, значит, формируются определенные склонности, способности и черты характера, закрепляются знания. Личность формируется в деятельности.

В разнообразных видах своей деятельности человек вступает в многочисленные и разнообразные отношения с другими людьми. На производстве он может быть одновременно и начальником, и подчиненным; в семье он муж и отец, сын и брат; он к тому же сосед и товарищ, член спортивной команды и секретарь комсомольской организации…
Чем более разнообразными видами деятельности занят человек, тем в более многообразные отношения с другими людьми он вступает, тем более разносторонними становятся его интересы, побуждения, чувства, способности.
Через деятельность, осуществляемую личностью совместно с другими людьми, человек познает самого себя. Лишь в процессе труда, этой первой общественно полезной деятельности, человек мог оценить свои силы, свои ограниченные и вместе с тем огромные возможности, свои слабости. Сравнивая себя с другими людьми, смотрясь «в другого человека, как в зеркало» (К. Маркс), человек узнавал себя.
И в процессе развития ребенка его сознание формируется в совместной со сверстниками деятельности. Он научается понимать других и себя, управлять собой и оценивать свои поступки.
Законы психического развития ребенка могут быть раскрыты лишь при изучении разных видов деятельности детей на всех ступенях перехода от младенческого возраста к подростковому и юношескому.

Характеристика разных видов деятельности и роль их в развитии ребенка

Деятельность выражена в действиях человека. Именно действия с предметами, с орудиями труда и материалами, действия, включающие различные по сложности и структур ре моторные акты — движения, составляют внешнее выражение или внешнюю (видимую) сторону деятельности человека. Чтобы судить о внутренней стороне деятельности ребенка, необходимо уметь «читать книгу» его поведения.
Для достижения желаемого результата человек определенным образом управляет выполняемыми физическими действиями, используя различные умственные операции: отбирает наиболее пригодные приемы, организует их в нужной последовательности, выполняет их в нужном темпе и с той силой и направленностью, которые отвечают поставленной цели.

Эта умственная сторона деятельности может совершенно отделиться от практических действий и превратиться в собственно умственную, мыслительную деятельность. Например, задолго до проведения праздника в детском саду музыкальный работник, воспитатели планируют его содержание и организацию: они заранее распределяют роли между группами детей, обдумывают веселые сюрпризы и роль каждого взрослого в предстоящем торжестве.
В развитии ребенка особое значение имеют время и формы включения умственной деятельности в практическую и перестройка последней.
Всякая деятельность направлена на определенную, ясно осознаваемую человеком цель. Поэтому деятельность его разумна. Развитый человек знает, чего хочет. Его действия целенаправленны. Он действует осознанно. Поставленная цель непременно фиксируется в речи: «Буду учиться», «Пойду в магазин», «Нужно прочитать эту книгу».
В любой деятельности зрелого человека «разумная цель как закон определяет способ и характер действия» (К. Маркс). Такая разумность формируется в процессе воспитания.
Цель может быть поставлена самим ребенком или подсказана ему другими людьми. Но при всех условиях достижение ее желаемо для самого действующего человека. Это желание может быть вызвано разными мотивами (побуждениями). Самое главное заключается в том, что ребенок захотел добиться цели в той деятельности, которой занят.
Любая деятельность человека требует использования определенных движений и способов действия, т. е. навыков и умений. Навыки — это обычно простые движения или действия с предметом, орудием, инструментом. Благодаря многократному повторению одних и тех же действий в одних и тех же условиях они выполняются человеком все быстрее и быстрее, все более совершенно и требуют от него все меньшего нервного труда. Приведем пример. Движения, необходимые для написания буквенного знака, очень трудны для первоклассника. Но, повторяясь изо дня в день, они становятся все более свободными, легкими и согласованными. Уже к концу первого года обучения маленький школьник пишет графически правильно и красиво, а позже эти движения автоматизируются: человек выполняет их как заученные движения, механически, они не требуют постоянного контроля за ними действующего человека. Только в тех случаях, когда что-либо мешает выполнять заученные движения, включается внимание, контроль, и человек обходит или преодолевает неожиданно возникшее препятствие. Взрослый человек уже не думает над тем, как написать все нужные буквы, составляющие какое-то слово. Его внимание занято тем, что он пишет. Сами действия он выполняет как цепь заученных движений. Такие движения, автоматизированные многократными повторениями, называются навыками. Физиологической основой навыка является выработанный многократными повторениями динамический стереотип.
Подавляющее большинство повседневных действий и движений, выполняемых взрослым и ребенком,— это навыки. К ним относятся бытовые действия: шитье, застегивание пуговиц, действия с ножом и вилкой за едой; специальные спортивные навыки: разбег, прыжок и т. д. Существуют навыки и умственной деятельности: навыки чтения, орфографические, вычислительные и др.
Любая деятельность осуществляется системой специальных навыков. Любой навык вырабатывается повторениями и разрушается, когда повторения прекращаются.
Вместе с тем любая разумная деятельность не сводится к навыку. Человек должен уметь самостоятельно использовать целые системы, или наборы, освоенных им навыков, он должен критически оценивать получаемый результат, проверять успешность своих действий, т. е. выполнять, помимо физических действий, еще целую систему умственных, мыслительных операций. Повторение таких сложных многочисленных умственных действий ведет к выработке умений, т. е. освоению способов действия.
Между навыком и умением есть общее: и та и другая категория действий вырабатывается в результате многократных упражнений и составляет исполнительную сторону всякой деятельности. Вместе с тем умения существенно отличаются от навыков.
Навык
1) Чаще всего физическое действие.
2) Вырабатывается многократными однообразными повторениями.
3) Составляет технику деятельности.
4) Быстро достигает совершенства.
5) Прекращение упражнения ведет к распаду, угасанию навыка.
6) Процесс выработки проходит так, как доказано на кривой А.
Умение
1) Сложное умственное действие по использованию выработанных навыков.
2) Вырабатывается в разнообразных упражнениях с разным содержанием.
3) Является методикой деятельности.
4) Вырабатывается медленно. Может совершенствоваться бесконечно.
5) При высоком уровне обобщения становится общим способом действия. Сохраняется как качество личности.
6) Процесс выработки проходит так, как показано на кривой Б.
Выработка у детей навыков и умений в их взаимосвязи является важнейшей задачей педагога на любой ступени развития ребенка. В любой деятельности выступает отношение к ней человека. Отношение может быть направлено на конечный результат или продукт деятельности. Его может вызывать и сам процесс деятельности. Однако чаще всего деятельность вызывает удовлетворение у человека и самим ее процессом, и получаемыми результатами. Школьник учится хорошо, когда ему интересно. Его радуют хорошие отметки и тот увлекательный труд, которого требует его учебная деятельность. Без радости, без положительных эмоций ни один вид деятельности не может оказать влияния на развитие перспективных сторон личности ребенка.
Развивающая роль любой содержательной и педагогически правильно организованной деятельности состоит в том, что она становится определенной формой практики чело века. В ней совершается упражнение, а значит, и развитие всех тех физических и психических сил, способностей, черт характера, которых требует данная деятельность.
Развитие ребенка совершается в его активном и разнообразном общении с предметным и социальным миром. Первоначально биологическая активность младенца превращается под руководством взрослых в разные виды его деятельности. От того, чем занят ребенок, о чем думает, что воспринимает, что делает, от того, как эта деятельность организована старшими, зависит и ее результат, т. е. сдвиги в развитии ребенка.
Однако каждый вид деятельности имеет свои особенности. По-разному используется активность ребенка в спортивной и игровой деятельности, в труде и пионерской жизни. Для того чтобы педагог мог с максимальным эффектом использовать образовательно-воспитательные возможности той или иной деятельности, необходимо знать природу каждой из них.
Для характеристики развивающего значения разных видов деятельности ребенка остановимся на самых основных: игре, учении, труде и специально на деятельности ребенка в быту.

mirznanii.com

Развитие личности в процессе деятельности

Содержание статьи

Весь жизненный путь человека представляет собой некий индивидуальный план развития. Безусловно, существуют определенные нормы и их границы, обусловленные многолетними наблюдениями и экспериментами. Однако, уже сразу после рождения маленький человек поддается специальным оценкам и измерениям. Рассмотрим развитие личности в процессе деятельности.

Начало жизненного пути

На протяжении первых лет жизни формируются определенные навыки, ребенок научается все новым и новым приемам, достигая некоторого уровня развития в том или ином направлении деятельности.

Постепенно один вид деятельности сменяет другой, но предыдущий этап нельзя считать отдельным, не связанным с будущим развитием. Это всегда «надстройка» на предыдущий опыт.

Таким образом, деятельность проходит «красной нитью» по жизненному пути человека, формируя и совершенствуя его.

Воспитание личности и особенности возрастных этапов

В психологической науке проблема развития и воспитания личности является достаточно актуальной. Связано это и с социальными аспектами жизни общества, и с биологически обусловленными процессами.

В разные временные периоды на первый план выходила или теория, в которой приоритетным было биологическое значение в процессе развития личности, или социальная теория, согласно которой личность формируется под влиянием социума.

Отечественная психология в качестве основных движущих сил развития личности выдвинула теорию о значимости препятствий на пути «взросления». Такие препятствия получили названия кризисов, проходя через которые личность получает некое новообразование и способность переходить на новый уровень развития.

Ярким представителем подобного подхода является Л.С. Выготский. Именно он ввел в психологию развития понятие о зоне ближайшего развития и о значимости возрастных кризисов. В его теории весомая роль отводилась возрастной периодизации и специфичности каждого периода.

Для того, чтобы развитие личности ребенка проходило гармонично и максимально эффективно, окружающие должны знать особенности каждого возрастного этапа, уметь вовремя выявить возможные отклонения в развитии, ведь психологический возраст часто не совпадает с возрастом календарным.

Дошкольный период

Дети дошкольного возраста любопытны и активны. Основной вид их деятельности – это игра.

На первых этапах ребенку требуется помощь взрослого, его участие и поддержка. Именно в этот период проявляется важный механизм развития – подражание. Маленькая личность во всем стремится повторять поведение окружающих. Чаще всего «копированию» подвергаются родители и близкое окружение.

В этом возрасте ребенок еще не имеет и не умеет проявлять свое мнение, у него не сформирован механизм обратной эмпатийной связи, поэтому подражание взрослому носит именно характер повторения, причем повторения поступков или слов различного характера, как положительных, так и отрицательных.

Школьный период

Дети школьного возраста, подростки уже умеют различать позитивные и негативные стороны поведения взрослых. Они более самостоятельны, их интеллектуальный уровень находится на более высокой ступени. К тому же важную роль на этом этапе развития играет формирование критического мышления.

В подростковом периоде активность познавательной деятельности достаточно велика, поэтому важно, чтобы на этом этапе развития у ребенка было как можно больше позитивных примеров развития, иначе впечатляющий негативный опыт может стать решающим фактором в линии развития личности.

Деятельность дошкольника в целом сводится к тому, чтобы научиться обслуживать себя самостоятельно и провести подготовку к обучению в школе. На этом этапе важным новообразованием становится появление и совершенствование речевых навыков, а также способность к размышлению, построению логических выводов.

Уже в этом периоде дети способны выполнять несложные трудовые поручения взрослых, а также овладевать первичными навыками поведения в социальной среде.

Постепенно игровая деятельность начинается замещаться деятельностью учебной. В младшем школьном возрасте происходит углубление речевых навыков, появляются знания, которые ребенок воспринимает не только с личностной позиции, но и со стороны коллектива. Происходит формирование самостоятельности поведения. Младшим дошкольникам свойственно активное включение в трудовую деятельность, ведь они уже осознаю ее значимость и необходимость.

В подростковом возрасте активность деятельности достигает чуть ли не максимальных показателей. Значительно увеличивается стремление к познанию на фоне прогрессирующего умственного развития. Подростки любознательны и устремлены в будущее. Однако положительный настрой должен быть подкреплен и положительными факторами. В противном случае существует высокая доля вероятности, что восприятие окружающего мира и деятельности, в том числе будет формироваться в искаженной форме.

Период юношества

Период юношества направлен на дружеские отношения, их формирование и укрепление. В этом возрасте личность характеризуется стойкими волевыми качествами, стремлениями к освоению и совершенствованию себя в профессии и желании встретить спутника жизни.

Развитие личности в процессе деятельности

Труд занимает значительное место в жизни каждого человека, не важно, труд этот интеллектуальный или физический.

Развитие личности в процессе трудовой деятельности начинается уже с момента овладения орудиями, средствами и результатами труда.

Знания, приобретенные человеком в процессе овладения профессиональными навыками, имеют значительное влияние на формирование мировоззрения личности в целом.

Успешность трудовой деятельности зависит от нескольких факторов, основными из которых являются включенность самой личности и ее способность к коллективному взаимодействию.

Немаловажным является и момент, учитывающий личность наставника, который ведет личность по пути развития.

Роль труда в процессе развития личности

Труд развивает способности, формирует мышление. Включенность личности в трудовой процесс приводит к изменению мировоззрения и мироощущения. Человек видит себя в новом образе, да и весь окружающий мир для него приобретает новое значение.

Коммуникативная сторона трудовой деятельности оказывает влияние на эмоционально-чувственную сферу личности. В коллективе человек может проявлять себя по-новому, используя непривычные для его повседневного поведения действия и поступки. Постепенно расширяя круг общения за счет включения во все новые и новые виды деятельности, личность проходит все новые и новые этапы социализации.

Заключение

Итак, личность вступает на путь развития практически сразу после рождения. Вначале ребенок усваивает новые знания и навыки в процессе игры, затем игру сменяет учебная деятельность, потом профессионально-трудовая сфера. Постепенно формируются и совершенствуются мыслительные способности, эмоционально-чувственные компоненты, проходя через все этапы социализации. Включаясь во все новые виды деятельности и общения, личность развивается и формирует свое особенное индивидуальное мировоззрение.


pikacho.ru

Роль деятельности в развитии личности. — Студопедия.Нет

Все качества, свойства личности не только проявляются, но и формируются в активной деятельности, в тех ее различных видах, которые составляют жизнь личности, ее общественное бытие. В зависимости от того, что человек делает (т.е. каково содержание его деятельности), как делает (способы деятельности), от организации и условий этой деятельности и от того отношения, которое эта деятельность вызывает у человека, у него упражняются, а следовательно, формируются определенные склонности, склонности и черты характера, закрепляются знания. Личность формируется в деятельности.

В разнообразных видах своей деятельности человек вступает в многочисленные и разнообразные отношения с другими людьми. Чем разнообразнее его деятельность, тем многообразнее его отношение с другими людьми, и тем более и разносторонними становятся его интересы, побуждения, чувства, способности.

Через деятельность, осуществляемую личностью совместно с другими людьми, человек познает себя. В процессе развития ребенка его сознание формируется в совместной со сверстниками деятельности.Он учится понимать других и себя, управлять собой и оценивать свои поступки.

Деятельность выражена в действиях человека. Именно действия с предметами, с орудиями труда и материалами, действия, включающие различные по сложности и структуре моторные акты – движения, составляют внешнее выражение или внешнюю (видимую) сторону деятельности человека.

Для достижения желаемого результата, человек определенным образом управляет выполняемыми физическими действиями, используя различные умственные операции. При этом в развитии ребенка особое значение имеют время и формы включения умственной деятельности в практическую, и перестройка последней.

Любая деятельность человека требует использования определенных движений и способов действия, т.е. навыков и умений.

Навыки – это обычно простые движения или действия с предметом, орудием, инструментом, автоматизированные в результате многократных повторений.

Любая разумная деятельность человека не сводится к навыкам. Человек должен уметь самостоятельно использовать системы, или наборы освоенных им навыков, он должен критически оценивать получаемый результат, проверять успешность своих действий, т.е. выполнять, помимо физических еще целую систему умственных, мыслительных операций. Повторение таких сложных многочисленных умственных действий ведет к выработке умений, т.е. освоения способов действия.

Существуют разные виды игр, характерных для детского возраста. Это подвижные игру (игры с правилами), дидактические, игры – драматизации, конструктивные игры. Особое значение для развития детей в возрасте от 2 до 7 лет имеют творческие или ролевые игры. Они характеризуются следующими особенностями:

1. Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей.

2. Отличительной особенность игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности. Игра осуществляется комплексными действиями, а не отдельными движениями (как, например, в труде, письме, рисовании).

3. Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей.

4. Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазии, комбинирования.

5. Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнения, и развития познавательных и нравственный способностей и сил ребенка.

6. В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества.

7. Разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается. При систематическом руководстве со стороны педагога игра может изменяться:

а)от начала к концу;

б)от первой игры к последующим играм той же группы детей;

в) наиболее существенные изменения в играх происходят по мере развития детей от младших возрастов к старшим. Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира путем активного соучастия в труде и повседневной жизни людей

Средствами игры являются:

а)Знания о людях, их действиях, взаимоотношениях, выраженное в образах речи, в переживаниях и действиях ребенка;

б)Способы действия с определенными предметами в определенных обстоятельствах;

в)Те нравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредных действиях людей.

 

42. Зарубежные теории личности.

43. Отечественные теории личности.

 

44. Общение, его функции, виды, стили.

Общение — это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения — взаимодействие общающихся — обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.

 

Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», «отношения».

 

Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его Структуру, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций. Мы предлагаем характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

 

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

 

Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.

 

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

 

studopedia.net

§ 3. Формирование личности, субъекта деятельности и индивидуальности

Развитие субъекта деятельности в период взрослости определяется сменой основных видов деятельности, прежде всего профессиональной. Поскольку именно в период зрелости наиболее полно выражено формирование человека как субъекта познания, общения и труда, постольку его структура определяется соотношением этих компо­нентов социальной активности. Усложнение структуры субъекта деятельности обус­ловлено обстоятельствами современного общества, ставящего перед взрослым чело­веком задачу непрерывного совершенствования своих знаний и профессионального мастерства, расширения сферы общения. Структурные изменения субъекта деятель­ности в его различных проявлениях характеризуют, как считает Б. Г. Ананьев [7], раз­личные фазы его развития: подготовительную, старт, кульминацию и финиш.

Формирование личности определяется совокупностью социальных условий (эко­номических, политических, правовых и моральных), условиями образования и вос­питания, а также социальной активностью самой личности на протяжении всей ее жизни. Периодизация жизненного пути личности и основные вехи деятельности в биографических исследованиях определяются хронологическими рамками и исто­рическими условиями данной страны. Личность всегда конкретно-исторична; она является продуктом своей эпохи. Поэтому исходным в понимании становления лич­ности является система социальных связей и отношений, в которую включен чело­век, характер взаимодействия его с комплексом различных обстоятельств, из чего складывается его целостный образ жизни. В зависимости от социально-экономиче­ской формации в этот комплекс входят явления производства материальной жизни общества и сферы потребления, социальные институции, средства массовой комму­никации и различные общности людей. Образ жизни каждого человека выступает как совокупность различных обстоятельств и событий, которые детерминируют его дея­тельность и преобразуются в процессе этой деятельности. Основой образа жизни лич­ности является ее статус, представляющий собой ее положение в обществе или место в определенной конкретной социальной структуре. Б. Г. Ананьев [7], описывая генез статуса человека, отмечал, что с момента рождения человек формируется в опре­деленной общественной среде и в зависимости от статуса или положения родителей в этой среде, их экономических, политических и правовых позиций, рода занятий, об­разования и т. д. С началом самостоятельной общественно-трудовой деятельности строится собственный статус человека, связанный со статусом семьи, из которой он вышел. Под влиянием обстоятельств жизни и исторического времени собственный статус может все более отдаляться от старого статуса и преодолевать старый уклад жизни, сохраняя, однако, наиболее ценные традиции.

Период взрослости характеризуется переходом к независимости от родителей в экономическом отношении. В это время приобретается новый статус, который скла­дывается из многообразия прав и обязанностей человека в разных сферах жизни и деятельности, в обществе, на работе, в собственной семье. Становление статуса отдельного человека зависит от системы общественных отношений и социальных преобразований. В то же время статус личности изменяется в зависимости от меры активности самого человека, который может осознавать свое положение в обществе и стремиться укрепить свой статус или, напротив, относиться к нему пассивно, при­спосабливаясь к существующему положению. «Деятельная субъективная сторона статуса выступает в виде позиции личности, которую она занимает в условиях опре­деленного статуса» [7, с. 136]. Развитие личности зависит от ее статуса в том смысле, что задаются определенные возможности собственной деятельности человека. В комплексе ролей как общественных функций реализуются характеристики субъек­та общественного поведения, такие, как система отношений к обществу, к труду, лю­дям, к себе, установки, мотивы, цели и ценностные ориентации. Согласно классифи­кации Д. Б. Бромлея [7], в период ранней взрослости строится собственный образ жизни, происходит усвоение профессиональных ролей, включение во все виды соци­альной активности. В период средней взрослости наступает консолидация социальных и профессиональных ролей. Поздняя взрослость характеризуется дальнейшие установлением социальных и специальных ролей по роду занятий и в то же время и: перестройкой, доминированием некоторых из них и ослаблением других; изменяются структура семейных отношений (уход детей из семьи) и образ жизни. Развитие статуса происходит вплоть до предпенсионного возраста. Эту стадию Д. Б. Бромлей рассматривает как «пик» наиболее общих социальных достижений — положения в обществе, авторитета.

В систему субъективных свойств личности включаются жизненные планы чело века, его мотивы и цели деятельности. Так, В. Т. Лисовский [35] выяснял жизненны планы молодежи разного пола и возраста, которые определяются объективным! условиями жизни и ценностными ориентациями личности. В группе лиц в возраст до 19 лет в первую очередь намечаются задачи, направленные на получение высшей или среднего образования, на интересную работу, поиск верных друзей, любимого человека. В группе 20-25-летних сохраняется ярко выраженная направленность на по лучение высшего образования, интересной работы. Актуальным для этой возрастное группы остается поиск любимого человека, верных друзей, проблема создания семьи. Вместе с тем в этом возрасте усиливается установка на хорошие жилищные условия материальную обеспеченность, так как многие приступают к созданию своей семьи. В следующей возрастной группе (26-30 лет) жизненные планы приобретают не сколько иной характер, ибо большинство уже имеет свою семью. В этой возрастное группе усиливается забота о хороших жилищных условиях, о правильном воспитании детей наряду с задачами, связанными с получением интересной работы, повышением квалификации, образования. Проведенное нами в 1987 г. исследование выявило аналогичную структуру жизненных планов в соответствующих возрастных труп пах студентов.

Итак, в зависимости от изменения социального положения происходят и изменения содержания жизненных планов. Внутренней основой возрастной динамики жизненных планов являются изменения в системе субъективных ценностей личности, которые складываются в результате усвоения, интериоризации общественных ценностей и собственной социальной активности. Не только жизненные планы, но и духовное развитие личности в целом имеет своим центром освоение, переживание и вое произведение ценностей жизни и культуры. В. П. Тугаринов [62] условно делил эти ценности на материальные, социально-политические и духовные. К материальным ценностям он относил технику и материальные блага; к общественно-политическим — свободу, братство, справедливость, равенство; к духовным — образование, науку, искусство. Чувство патриотизма, труд, общение с людьми являются своего рода синтетическими ценностями. Направленность личности на те или иные ценности составляет ее ценностные ориентации. Проявлениями внутренней активности личности в связи с ее ценностными ориентациями выступают такие характеристики, как совокупность сознательных отношений к обществу, труду, группе, к самой личности [37] нравственные позиции и мотивы поведения формирующейся личности [II].

В исследованиях Л. С. Бляхмана, А. Г. Здравомыслова и О. И. Шкаратана [10; 24] установлены возрастные различия в ориентациях рабочих, которые трудятся на раз­личных предприятиях. Для рабочих в возрасте 21-30 лет важное значение имеет улучшение жилищно-бытовых условий, поскольку в этот период в данной группе в основном складываются семейные отношения. В возрастной группе старше 40 лет главное место в ценностных ориентациях рабочих занимают условия труда и отды­ха. В группе лиц в возрасте 50 лет и выше ведущую роль играет ориентация на зара­боток в связи с предстоящим выходом на пенсию. В. А. Ядовым и сотрудниками его лаборатории [53; 56] также были выделены различные, типы ориентации у рабочих, такие, как ориентация на семью, образование, общественную работу, производствен­ную деятельность и на заработок. Для рабочих старшего возраста более высокое мотивационное значение имеют следующие характеристики: санитарно-гигиеничес­кие условия работы, состояние техники безопасности, оборудования. Для молодежи более значимыми являются отношения с администрацией, связанные с социальной и профессиональной адаптацией.

Важное значение имеют исследования ценностных ориентации и мотиваций в сфе­ре научной деятельности, проблема творчества в различных сферах деятельности в связи с возрастом человека. Ученые с ярко выраженным творческим складом лич­ности характеризуются четкой мотивацией по отношению к интеллектуальным до­стижениям [2; 3; 51; 66]. На фоне других мотивов интеллектуальная потребность у них явно доминирует. Д. Пельц и Ф. Эндрюс [43] связывают колебания в продук­тивности с динамикой интересов. В период спада происходит перестройка мотива­ции, увеличение роли, к примеру, родительских и семейных функций, которые ста­новятся в это время доминирующими. Вместе с тем у наиболее крупных ученых на­учные интересы доминируют всю жизнь, и поэтому спад их научной деятельности наблюдается только в преклонном возрасте, и то не всегда. Спад слабее выражен у тех научных работников, для которых характерны сильная внутренняя мотивация, боль­шой интерес к работе, доминирующий на протяжении всей жизни. Творческая лич­ность характеризуется легким восприятием новых идей и отказом от прежних, спо­собностью к переоценке ценностей в ведущей сфере деятельности, гибкостью и кри­тичностью мышления, широкой сферой интересов. Поэтому творческий процесс в своей возрастной динамике имеет сочетание постоянных компонентов в виде доми­нирующей направленности на достижения в научной деятельности и переменных, связанных с перестройкой ценностных ориентации, на основе чего возникает новый комплекс конкретных задач, целей и мотивов в различные периоды жизни личности.

Являясь объектом отношений других людей в микро- и макрогруппах, начиная с раннего детства, человек становится субъектом отношений по мере того, как он раз­вивается во множестве жизненных социально значимых ситуаций. Социогенез харак­тера состоит в том, что внешние коллективные взаимосвязи переходят во внутрен­ние отношения человека к окружающему миру, становясь чертами его характера. Особая значимость периода взрослости заключается в том, что, включаясь во все мно­гообразие общественных отношений, человек становится их субъектом, сознательно формируя свои отношения к окружающему миру. В период взрослости происходит интеграция отношений и формирование характера как системы, хотя процесс характерообразования начинается еще в детском возрасте. В качестве наиболее общих и первичных черт характера Б. Г. Ананьев [7] рассматривал коммуникативные свой­ства, которые возникают непосредственно из взаимоотношений в социальной груп­пе, закрепляясь в практике общественного поведения. В свою очередь эти черты ста­новятся внутренним основанием для образования других черт, возникающих в про­цессе развития в тех или иных видах деятельности, в разнообразных отношениях к жизненным обстоятельствам и в результате подкрепления всей системой воспитания и собственным опытом общественного поведения. Целостность характера обеспечивается формированием рефлексивных свойств и отношений к самому себе. Подчеркивая значение этих свойств, Б. Г. Ананьев писал о том, что «они наиболее интимно связаны с целями жизни и деятельности, ценностными ориентациями, выполняя функцию саморегулирования и контроля развития, способствуя образованию и стабилизации единства личности» [7, с. 157].

Преобразования внутреннего мира, отношений являются следствием главным образом сознательной саморегуляции поступков самим человеком в результате критического к себе отношения и переоценки своих ценностей. Структура личности складывается в процессе ее социального развития, оказывая влияние в качеств внутреннего фактора на человека как субъекта деятельности, познания и общения. Определяющими и ведущими в структуре личности, как считал Б. Г. Ананьев [7], являются социальные качества, сформированные на базе статуса и комплекса социальных функций человека, в процессе основной его профессиональной деятельности в обществе.

В период взрослости происходит усиление социального развития личности, максимальное включение ее в разные сферы общественных отношений и деятельности, что требует мобилизации всех ресурсов человека, в том числе природных задатке его как индивида. В то же время процесс ее развития зависит от уровня и степени социальной активности и продуктивности самой личности.

Итак, период взрослости является наиболее благоприятным для формирование основных подструктур человека, для достижения им зрелости как личности и субъекта общения, познания и деятельности, как индивидуальности.

studfile.net

Деятельность личности, ее структура, виды и формирование — Мегаобучалка

Активность любого живого организма вызывается его потребностями и направлена на удовлетворение этих потребностей.

У человека же все разнообразные формы активности связаны с потребностями совсем по-другому, нежели у животных. Поведение животного направлено всегда на удовлетворение той или иной потребности. У человека формы поведения диктуются не самой потребностью как таковой, а общественно принятым способом ее удовлетворения.

 

 

 

Рис. 3.4 Структура деятельности человека.

В то время как поведение животных целиком определяется непосредственным окружением, активность человека регулируется опытом всего человечества и требованиями общества. Такое поведение является настолько специфичным, что для его обозначения в психологии употребляется особый термин – деятельность. Одна из отличительных черт деятельности состоит в том, что содержание деятельности не определяется целиком потребностью, которая ее породила.

Потребность в качестве мотива дает толчок к деятельности, стимулирует ее, но сами формы и содержание деятельности определяются общественными условиями, требованиями и опытом. Содержание деятельности определяется не потребностью как таковой, а целью (см. рис. 3.4).

 

Итак, деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознательной целью.

 

Таблица 3.1

Особенности поведения животных и деятельности человека

Поведение животных Деятельность человека
Инстинктивно – биологическое Полностью определяется потребностями Потребности человека имеют общественно – исторический характер. Деятельность определяется не только потребностями, но и общественными условиями и нормами.
Активность животного направлена на немедленное удовлетворение потребности. Деятельность человека сознательно регулируется, может быть отсроченное удовлетворение потребности. Человек может поддерживать активность, которая сама по себе немедленно не удовлетворяет потребность – т.е. деятельность связана с волей.
Действия в рамках наглядной ситуации Абстрагирует, проникает в связи и отношения между вещами, устанавливает причинные зависимости
Наследственно закреплённые программы поведения (инстинкты). Научение ограничивается приобретением индивидуального опыта. Существует передача и хранение социального опыта через средства общения (язык и другие системы знаков) и предметы материальной культуры  
Нет совместной деятельности, групповое поведение подчинено исключительно биологическим целям Совместная деятельность – необходимое условие появления и развития человеческой психики и сознания.
Могут создавать вспомогательные средства и орудия, но не сохраняют их и не используют постоянно. Не могут изготавливать новые орудия с помощью уже существующих. Изготовление и сохранение орудий труда, передача их последующим поколениям  

 



Таким образом, чтобы можно было говорить о деятельности, необходимо выявить в активности человека наличие сознаваемой цели. Все остальные стороны деятельности – её мотивы, способы выполнения, отбор и переработка необходимой информации – могут осознаваться, а могут и не осознаваться. Они могут осознаваться не полностью и даже неверно.

В тех случаях, когда осознание цели отсутствует, нет и деятельности, а имеет место импульсивное поведение, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями. Оно выражает лишь аффекты и впечатления индивида и поэтому часто носит эгоистический, антиобщественный характер.

Мотивы – это то‚ почему‚ ради чего человек действует, а цель – желаемый результат деятельности. Мотивы и цели могут не совпадать, например, мотив (желание) ученика получить от родителей в подарок компьютер формирует у него цель деятельности получить в четверти 8 баллов по математике.

Психика человека формируется и проявляется в его деятельности. Взаимоотношения психики и деятельности носят диалектический характер. С одной стороны, психика формируется в процессе деятельности. С другой, психическое отражение свойств и качеств предметов окружающего мира, отношений между ними само опосредует процессы деятельности. Благодаря психическому, деятельность субъекта приобретает опосредованный характер. Психическое отражение, опосредуя взаимодействие индивида с окружающим миром, делает возможным предвосхищающий, целенаправленный характер деятельности, обеспечивает его ориентацию на будущий результат. Субъект, обладающий психикой, становится активным и избирательно реагирующим на внешние воздействия.

Деятельность человека имеет общественный, социальный характер. В ходе своего психического развития, в процессе социализации субъект овладевает аккумулированными в культуре формами, способами и средствами деятельности, усваивает ее задачи и мотивы. Культурно-исторический опыт, фиксированный в языке и других знаковых системах, опосредует развитие индивидуальной деятельности субъекта.

В зависимости от формы осуществления выделяют внешнюю, протекающую во внешнем плане (предметно-практическую), и внутреннюю, протекающую во внутреннем плане (умственную), деятельность. Внешняя и внутренняя деятельность тесно взаимосвязаны друг с другом и представляют собой не две различные реальности, а единый процесс деятельности. Внутренняя деятельность формируется на основе внешней, в процессе ее интериоризации, и имеет единую с ней структуру.

В структуре деятельности вычленяются собственно деятельность и входящие в ее состав отдельные действия и операции. Структурные элементы деятельности соотносятся с ее предметным содержанием − мотивами, целями и условиями. Деятельность всегда подчинена мотиву − предмету потребности. Она состоит из отдельных действий, направленных на сознательно поставленную цель. Действие как процесс достижения цели может быть осуществлено различными способами − операциями − в зависимости от конкретных условий и средств деятельности. Операция всегда подчинена логике используемого орудия (средства) деятельности.

В психологии выделяют различные виды деятельности: предметно-манипулятивную, игровую, учебную, трудовую (предметно-практическую) и др. На различных этапах онтогенетического развития определенные виды деятельности приобретают ведущее значение для формирования психики, сознания и личности в целом. Такие виды деятельности получили название ведущих.

В каждом периоде человеческого развития выделяют определенный ведущий вид деятельности. Для младенчества − это непосредственно-эмоциональное общение, для раннего детства − предметно-манипулятивная деятельность, для дошкольного возраста − игра, для младшего и среднего школьного − учение, для подросткового периода − интимно-личностное общение, для ранней юности − учебно-профессиональная деятельность, для пе­риода взрослости — профессиональная деятельность.

Осуществляя ведущую деятельность, человек социализируется, т.е. усваивает формы и способы деятельности, ее задачи и мотивы, представленные в культуре, и при этом формируется как личность.

Таким образом, человеческая деятельность служит и движущей силой общественно-исторического прогресса, и средством психического развития человека.

Деятельность – это динамическая система взаимодействий субъекта с окружающим внешним миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности.

Согласно принципу единства сознания и деятельности, деятельность и сознание не тождественны, но едины, т.е. не могут существовать друг без друга. Сознание человека формируется в деятельности предшествующей и регулирует деятельность последующую.

Деятельность человека имеет субъективный характер, что находит свое выражение в следующих аспектах активности субъекта: в обусловленности психического образа прошлым опытом, потребностями, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности, а также личностном смысле, придаваемом мотивами.

Одной из единиц анализа деятельности является действие. Следует отметить, что деятельность не сводится только к внешним предметным действиям, существуют и внутренние, психические действия:

˗ сенсорные действия – действия по восприятию объекта;

˗ (мнемические) – действия памяти;

˗ мыслительные;

˗ волевые и т.п.

Внешние предметные и внутренние психические действия взаимосвязаны. Выполняя какую-либо деятельность, человек должен воспринимать, запоминать, думать, быть внимательным, проявлять волевые качества и т.п.

В каждой деятельности можно выделить ориентировочную (управляющую), исполнительную (рабочую) и контрольно-корректировочную части.

Поведение – это внешнее проявление психической деятельности. К актам поведения относятся:

Отдельные движения и жесты (поклон, кивок, сжимание руки).

Внешние проявления физиологических процессов, связанных с каким-то состоянием, деятельностью, общением (поза, покраснение лица, дрожь, мимика, взгляды и т.п.).

Поступки — действия человека, которые имеют социальное значение (т.е. имеют значение для других людей) и связаны с нормами поведения.

Разновидностями действий являются навыки, умения, привычки.

Навык – автоматизированный способ выполнения и регуляции действия. Он позволяет быстро и точно выполнять движения, не требует значительного сознательного контроля. Формирование навыка является результатом повторения, упражнений, предполагает наличие сознательно поставленной цели, осознание способа выполнения, наличие контроля и самоконтроля. Физиологическая основа формирования навыков – образование в коре головного мозга устойчивой системы временных нервных связей – динамического стереотипа. Главным условием сохранения навыка является его постоянное использование, иначе происходит утрата быстроты, точности, плавности.

Формирование навыков включает следующие этапы:

ознакомительный – получение информации, ознакомление с приемами выполнения, создание мотивации;

аналитический (подготовительный) – сознательное, как правило неумелое выполнение отдельных элементов, нарастание скорости выполнения;

синтетический – автоматизация элементов, повышение качества, координации, устранение лишних движений. Показатели скорости не так быстро возрастают как на предыдущем этапе;

варьирующий этап, этап автоматизации – снижение сознательного контроля, развитие способности приспосабливать навык к условиям его выполнения.

Умение – готовность к выполнению деятельности, мастерство в данном виде деятельности. В основе умений также лежат знания. Само понятие «умение» имеет несколько значений:

˗ умение как начальный, элементарный уровень овладения деятельностью;

˗ умение как мастерство.

Различие умений и навыков заключается в следующем:

1) cовершенствование навыка ведет к его автоматизации, совершенствование умения – к мастерству;

2) умение требует сознательного контроля выполнения действия, навыки автоматизированы.

Умения также могут автоматизироваться и становится навыками.

Привычки – действие, выполнение которого стало потребностью. Если привычка не реализуется, человек ощущает дискомфорт. Формирование привычки не обязательно требует сознательных усилий. Путями формирования привычек являются подражание, многократное повторение‚ пример или требования окружающих, постоянство условий протеканий деятельности.

Сформировавшиеся навыки, умения и привычки могут как способствовать, так и препятствовать формированию новых.

 

Самосознание личности

Каждый человек живет в обществе, среди других людей. Взаимодействуя с ними и окружающей предметной средой, он выделяет сам себя из окружающего мира, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, начинает воспринимать себя как “Я”, противостоящее другим, и вместе с тем неразрывно с ним связанное. Переживание наличия собственного “Я” субъективно выражается прежде всего в том, что человек понимает свою тождественность самому себе и в настоящем, и в прошлом, и в будущем. Он знает, что при любых изменениях обстоятельств и перестройках его жизни это будет “Я” того же самого человека.

Переживание наличия собственного “Я” есть результат длительного развития личности, который начинается в младенческом возрасте и обозначается как “открытие Я”. В возрасте одного года ребенок начинает осознавать отличие ощущения собственного тела от тех ощущений, которые вызываются находящимися во вне предметами. Позже, к 2 – 3 годам, ребенок начинает отделять предмет и результат собственных действий от предметных действий взрослых, он впервые осознает себя в качестве субъекта собственных действий и поступков, выделяет себя из окружающей среды и противопоставляет себя остальным. В это время в его речи появляются личные местоимения и он часто говорит: “Я сам!”, “это мое; это не твое” и т. д.

На рубеже детского сада и школы, в младших классах возникает возможность при содействии взрослых подойти к оценке своих психических качеств (восприятия памяти, мышление и др.) и, наконец, в подростковом и юношеском возрасте в результате активного включения в общественную жизнь и трудовую деятельность начинает формироваться система социально-нравственных самооценок, завершается развитие самосознания и в основном складывается образ “Я”.

ОбразЯ” – это относительно устойчивое, не всегда осознаваемое, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимоотношения с другими. В образ “Я” встраиваются и отношения к самому себе: человек может относится к себе фактически так же, как он относится к другому, уважая или презирая себя, любя и ненавидя, и даже понимая и не понимая себя. Образ “Я” тем самым вписывается в структуру личности. Он выступает как установка по отношению к себе самому. Поэтому он, как всякая установка, включает в себя три компонента.

Во-первых, когнитивный компонент: представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т. д.

Во-вторых, эмоционально-оценочный компонент: самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение и т. п.

В-третьих, поведенческий (волевой) компонент:стремление быть понятым, завоевывать симпатии, уважение товарищей и окружающих, повысить свой статус или же желание остаться незамеченным, уклониться от оценки и критики, скрыть свои недостатки и т. д.

Образ “Я” – это и предпосылка и следствие социального взаимодействия. Фактически психологи фиксируют у человека не один образ его “Я”, а множество сменяющих друг друга “Я – образов”, попеременно то выступающих на передний план самосознания, то утрачивающих свое значение в данной ситуации социального взаимодействия. Следовательно, “образ “Я”” – это не статическое, а динамическое образование личности индивида.

“Я – образ” может переживаеться как представление о себе в момент самого переживания, такое его состояние в психологии обычно называют “реальное Я”. Когда, например, подросток в какой-то момент времени говорит или думает: “Я презираю себя”, то это только проявление юношеского максимализма, а не некоторая стабильная характеристика его “Я – образа”. Более чем вероятно, что его представление о себе через некоторое время сменится на противоположное.

“Я – образ” – это вместе с тем и “идеальное Я” субъекта, т.е. то, каким он должен был бы, по его мнению стать, чтобы соответствовать внутренним критериям успешности. Оно вступает как необходимый ориентир в самовоспитании личности.

Существует еще один вариант “Я – образа” – это “фантастическое Я ”, т.е. то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным, каким он хотел бы себя видеть. Этот образ очень важен в юношеском возрасте, когда человек строит планы на будущее, создание которых невозможно без фантазий. Однако он свойственен и взрослым людям.

Важнейшей стороной самосознания личности является самооценка. Это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Это свойство личности формируется в результате совместной деятельности и общения. Каждый человек все время сверяет то, что он делает с тем, что ожидают от него окружающие, справляется с их мнениями, чувствами и требованиями. В конечно счете, если не считать удовлетворение естественных потребностей, все, что человек делает для себя, он делает вместе с тем для других.

Познавая качества других людей, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную оценку. Иными словами, оценки собственного “Я” – это результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает , что и тот не безразличен к его личностным качествам, поступкам, проявлениям; все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие. При этом личность прежде всего ориентируется на некоторый круг значимых для него людей (реальных или идеальных), которые составляют референтную группу.

Самооценка представляет собой как бы “внутренний манометр”, показания которого свидетельствуют о том, как он оценивает себя, каково его самочувствие, доволен ли он собой или нет. Значение этой суммарной оценки удовлетворения своими качествами очень велико. Слишком высокая и слишком низкая самооценки могут стать внутренними источниками конфликтов личности.

Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, когда у него нет для этого реальных оснований. В результате он нередко сталкивается с противодействиями окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность или нарочитое высокомерие, агрессию и в конце концов может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться.

Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самобичевания и тревожности.

Следует заметить, что самооценка не всегда отчетливо осознается личностью, однако она во всех случаях влияет на ее поведение и самочувствие.

Однако для характеристики состояния личности недостаточно знать одну лишь самооценку, важно также иметь представление о том, какова, по мнению данного человека, оценка, которую он заслужил в данной группе, т.е. знать ожидаемую оценку личности группы. Обычно такая оценка является устойчивой по отношению к своему коллективу и колеблющейся, когда личность входит в новую группу, образует новые коммуникации.

Еще одной важной характеристикой личности является уровень ее притязаний. Обычно уровень притязаний определяют как степень трудности цели, к достижению которой стремится данная личность. Он формируется в результате переживания успеха или неуспеха в прошлых действиях. Уровень притязаний тесно связан с уровнем самооценкиличности. При этом стремление к повышению самооценки в условиях свободного выбора степени трудностей целей приводит к конфликту двух тенденций: стремления повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, или стремления снизить притязания, чтобы избежать неудачи. Тенденция повысить притязания, чтобы добиться максимального успеха (или неуспеха), связанного с достижением (или не достижением) цели, влечет за собой смещение уровня притязаний в область более трудных (или более лёгких) задач. Если же человек после успеха снижает трудность избираемой цели или же наоборот после неудачи повышает трудность цели, то это представляет собой нетипичные изменения уровня притязаний, которые говорят либо о нереалистическом уровне притязаний, либо о неадекватной самооценке.

Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью и критичностью в оценке достигнутого.

Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным (заниженным или завышенным) притязаниям. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком лёгких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать ситуаций соревнования, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т.п.

Уровень притязаний личности формируется под воздействием ряда факторов. Это стандарты успеха, существующие в социальных группах, к которым относится данная личность, уровень её самоуважения (включая самооценку), её прошлый опыт, степень осознания соответствующей социальной роли, успехи и неудачи в процессе движения к цели.

Например, успех нередко рождает стремление к более трудным целям, в то время как неудача побуждает человека понижать уровень своих притязаний. Конечно, это не исключает того, что спустя некоторое время после неудачи, проанализировав её причины, человек снова будет ставить перед собой те же самые трудные цели.

Многое зависит и от того, как личность оценивает свои возможности в данном отношении. В целом все люди в этом отношении делятся на три группы: первая – лица, которые адекватно оценивают свои возможности, вторая – склонные к постоянной их переоценке, третья – к столь же постоянной недооценке.

Уровень притязаний тесно связан с осознанием личностью её социальной роли. Если, например, человек, назначенный на руководящую должность, считает себя неспособным к выполнению руководящих функций, чувствует себя не в своей тарелке, считает, что занимает чужое место, то и уровень его притязаний в рамках этой социальной роли будет чрезвычайно низким. Такой руководитель не будет требователен к подчиненным, будет неспособен отстаивать интересы своего коллектива в спорах с вышестоящим руководством, будет проявлять нерешительность и медлить с принятием решений.

Уровень притязаний личности в области трудовой деятельности зависит от возраста, образования, пола и социального происхождения.

Например, выявлено, что с увеличением возраста (до определённого периода) уровень притязаний, связанный с “творческими” потребностями, повышается, а затем снижается. Эта переломная точка различна в разных профессиональных группах и составляет для рабочих период в 19 – 25 лет, для ИТР – в 30-35 лет.

 

 

Рис. 3.5. Структура и функции самосознания личности.

 

Возрастает уровень притязаний и с ростом уровня образования. И у рабочих, и у ИТР по мере роста уровня образования усиливается ориентация на творческие компоненты деятельности.

Связь между полом работника и уровнем его притязаний проявляется в том, что обычно запросы женщин к содержанию труда и размеру заработка существенно ниже, чем у мужчин, в то же время в отношении условий труда уровень притязаний женщин гораздо выше, чем у мужчин.

В целом, говоря об уровне притязаний, можно сказать, что чаще всего личность устанавливает его где-то между чересчур трудными и слишком легкими задачами и целями таким образом, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку.

Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но прежде всего трезвым, а иногда смутно осознаваемым учетом и оценкой прошлых успехов или неудач.

Все три показателя – самооценка, ожидаемая оценка окружающих и уровень притязаний являются элементами самосознания личности, и хочет человек того или нет, он объективно вынужден считаться с этими субъективными индикаторами его положения среди других людей.

Структуру самосознания личности можно представить в виде следующей схемы (рис. 3.5).

 

megaobuchalka.ru

3. Деятельность как фактор развития личности

Развитие личности возможно только в деятельности.

Деятельность – это все многообразие занятий человека, все то, что он делает

Основными видами деятельности ребенка являются: учение, игра, труд, общение.

Вид деятельности

Эта деятельность направлена:

Учение

на усвоение компонентов человеческой культуры (знаний, умений, навыков, ценностных установок и др.).

Труд

на создание материальных и духовных ценностей

Игра

на создание чувство радости, удовольствия от достижения игрового результата, носит не обязательный характер

Общение

на установление и развитие контактов между людьми, в формировании межличностных отношений

Каждому периоду развития ребенка соответствует своя особая ведущая деятельность, которая в определенном возрасте играет основную роль, обуславливает его развитие.

Возрастной период

Ведущая деятельность

Младенчество (от рождения до 1 года).

Эмоциональное общение ребенка с взрослыми. Это влияет на формирование зрительных, слуховых, мышечно-двигательных ощущений и восприятий

Раннее детство (от 1 – 3 лет)

Предметная деятельность (манипулятивная), где ребенок овладевает способами действий с предметами

Дошкольный возраст (от 3 – 6-7 лет)

Ролевая или сюжетная игра, в процессе которой ребенок овладевает жизненным опытом

Младший школьный возраст (1-4 кл.)

Учебная, в процессе которой активность ребенка направлена на усвоение знаний, умений, навыков, и других компонентов человеческой культуры, что способствует всестороннему развитию личности ребенка, удовлетворению потребности в познании окружающего мира

Подростковый возраст (5-9 кл.)

Ведущая — общение, заключающееся в построении взаимоотношений со сверстниками.

Вторая по значению — учебная деятельность, удовлетворяющая потребность в познании окружающего мира

Старший школьный возраст (10-11 кл.)

Ведущая — учебно-профессиональная деятельность, направленная на профессиональное самоопределение.

Вторая по значению — Общение, заключающееся в построении взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, способствующая определению морально-этнических норм в общении с окружающими

Виды деятельности так же могут классифицироваться:

— по направленности: познавательная, общественная, спортивная, художественная, техническая, ремесленническая, гедоническая (направленная на получение удовольствия) деятельность;

— по аспекту воспитания: экономическая, экологическая, эстетическая, нравственная, трудовая, патриотическая и др.

Деятельность бывает активной и пассивной.

В пассивной деятельности человек работает без желания, без настроения. Успешное развитие человека происходит только в активной деятельности, в которой человек вкладывает всю душу, полностью реализует свои возможности, выражает себя как личность. Такая деятельность приносит удовлетворение, становится источником вдохновения.

Развитие личности при одинаковых внешних условиях во многом зависит от ее собственных усилий, от ее активности, от той энергии и работоспособности, которые она проявляет в различных видах деятельности.

Итак, активность человека в деятельности непременное условие развития его способностей, достижение успеха.

studfile.net

Развитие личности в деятельности и общении

Оглавление

Введение

1. Понятие личности

2. Основные направления развития личности

3. Структура личности

4. Процесс социализации

5. Развитие личности в деятельности

6. Этапы развития деятельности

7. Развитие личности в общении

8. Понятие общения

9. Основные этапы развития общения

Вывод

Психология. Много ли мы о ней знаем? Прежде всего, психология – это наука. Впервые этот термин появился еще в 16 веке. С греческого языка, психология образована от «psyche» — душа, «logos» — наука, то есть дословно – наука о душе. Психология возникла на основе двух знаний – это философия и естественные науки. Теперь дадим общее определение психологии.

Психология – это наука, которая изучает внутренние структуры и процессы, для того чтобы дать объяснение поведения человека и животных. Также она изучает психологические особенности как группы людей, так и конкретного человека.

В настоящее время психология, как наука, довольна популярна. Более того, она продолжает расширяться и развиваться. У психологии очень много отраслей, которые действуют в качестве отдельных самостоятельных научных дисциплин. Например:

· психология труда;

· медицинская психология;

· юридическая психология;

· спортивная психология и многие другие.

Очень важную роль играет общая психология, так как изучение сущности психологии является основой, можно сказать, для всех психологических дисциплин.

Наличие стольких отраслей дает нам понять, насколько многогранна психология. Несмотря на ее деление, психология – это единая наука, которая основана на едином предмете исследования.

В своем реферате я затрону тему социальной психологии. Социальная психология – это раздел психологии, наука, которая изучает поведение человека в обществе. Включает в себя социальная психология три главных раздела:

1) социальная психология групп;

2) социальная психология общения;

3) социальная психология личности;

Среди этих разделов психологии, я более подробно рассмотрю психологию личности. Психология личности – это раздел психологии, который изучает личность и те процессы, благодаря которым, люди становятся личностями.

Передо мной стоит ответить на вопрос, как влияет общение и как влияет деятельность на развитие личности.

Хочу начать с того, что есть личность. Есть такое мнение, что каждый человек мыслящий и чувствующий может называть себя личностью. Так ли это на самом деле? Человек, который не может общаться с людьми, не может взаимодействовать с окружающим миром, не способен осознавать, воспринимать происходящее – это просто индивид. Индивид как раз характеризует человека, как носителя конкретных биологических свойств. Личностью мы можем назвать отдельного человека, взятого в системе его устойчивых социально обусловленных психологических качеств, которые проявляются в общественных отношениях, определяют нравственные поступки человека и имеют существенное значение как для него самого, так и для окружающих. На свет человек появляется индивидом, затем в процессе своего развития, он начинает формироваться как личность.

Как говорят, «Личностью не рождаются. Личностью становятся». Многие психологи согласны с такой точкой зрения. Человек не рождается сразу с готовым характером. Существуют два основных направления развития личности:

1) физическое развитие включает: рост, вес, состав крови, костей, также пищеварение, кровообращение и др.

2) социальное развитие

В реферате более подробно будет изучено социальное развитие человека, как личности. Социальное развитие включает в себя:

· психические изменения, такие как, совершенствование памяти, воли, эмоций, потребностей;

· духовные изменения;

· интеллектуальные изменения, например, обогащение и расширение знаний.

Формирование личности это сложный процесс. Он начинается с самого рождения человека и до конца его жизни. Личностные качества развиваются в процессе общения, деятельности. Структура личности включает в себя: характер, способности, темперамент, некие социальные установки. Разберем их вкратце по отдельности.

Характер состоит из качеств, которые определяют отношение одного человека к другим.

Способности – это устойчивые свойства, которые определяют успехи человека в различных видах деятельности.

Темперамент – динамическая характеристика психических процессов человека.

Социальными установками можно назвать убеждения людей.

В отечественной психологии считают, что развитие личности происходит в процессе социализации и воспитания. Человек с самого своего рождения окружен себе подобными людьми, с которыми ему как никак приходится взаимодействовать.

Общение – одно из важнейших путей развития личности. Первый опыт общения человек получает в семье, видя как общаются родители между собой, с другими людьми. Именно в семье у ребенка закладывается основа личности. Есть мнение, что основы закладываются вплоть до трех лет. Это довольно сложный период для человека, так как именно в это время происходит развитие психических процессов, у ребенка начинают формироваться его личностные качества. Развиваясь, формируясь как личность, человек получает опыт общения в детском саду, в школе, университете, на работе. Это все происходит процесс, воспроизводство индивидом социального опыта, который называется – социализацией.

Природа дала человеку много, это факт, но человек рождается слабым, еще пока ничего не знающий о жизни. У него нет ни знаний каких-либо, ни умений. Чтобы становиться сильнее, расти, нужно еще потрудиться. Поэтому нельзя сказать в каком возрасте завершится процесс социализации, так как он длится постоянно, даже в зрелом возрасте.

Процесс социализации полностью связан с общением и деятельностью людей, о чем и говорит наша тема реферата. Психологические черты человека, как личности, раскрываются именно в общении и в его деятельности.

В процессе социализации индивиды, как уже говорилось ранее, воспроизводят социальный опыт. Хотелось бы уточнить, что разные личности из одинаковых ситуаций могут выносить абсолютно различный опыт. Это же есть основа не социализации, а индивидуализации. Так как каждый человек – он уникален. С этим также трудно поспорить.

Большую роль в развитии личности играет его деятельность. Деятельность – это внутренняя и внешняя активность человека, которая регулируется осознаваемой целью. Если нет общественной деятельности, нет полноценного развития личности. Деятельность в формировании личности занимает не последнюю роль, так как без деятельности человек является просто пассивным членом в обществе. Не имея никакой деятельности, у человека и не сформируется так называемая самодеятельность. Она служит основой, залогом нормального развития общественной жизни. У человека может снизиться умственная работоспособность.

В чем же проявляется деятельность, формирующая человека, как личность? Деятельность человека можно разложить поэтапно, начиная рассматривать с самого раннего – с рождения ребенка.

· В младенчестве главной деятельностью является непосредственное взаимодействие с взрослыми, ребенок начинает эмоциональное общение;

· Следующий этап, когда ребенок начинает познавать мир вокруг себя;

· Затем начинается важная учебная деятельность, где реализуются потребности в учении;

Например в школе, ребенок получает огромный объем информации. Эти знания несут разное значение. Ученик, когда усваивает данный ему материал, он, тем самым, обогащает свой социальный опыт. Не обязательно, что это будет ценный опыт. Опыт может быть как позитивным, так и негативным.

· Уже, будучи подростком, удовлетворяются потребности в общении со сверстниками, начинается реализация учебно-профессиональной деятельности;

Общение играет немаловажную роль в развитии личности. Общение – неотъемлемая часть формирования человека, как личности. Начнем с понятия о том, что такое общение.

Общение – это вид деятельности, которая в свою очередь направлена на обмен информации между людьми. Также это процесс взаимодействия между людьми. Общение преследует некую цель – это установка взаимопонимания между людьми. Через общение человек приобретает свои познавательные качества, способности. Тем самым, при активном общении, активно идет формирование личности.

В психологи представлены основные этапы, как и в каком возрасте, общение начинает влиять на развитие. Вкратце о них:

1. Ребенок, которому отроду 3 месяца начинает познавать общение обычной мимикой и жестикуляцией.

2. В возрасте до года, начинают формироваться, функционировать основные органы чувств.

3. Затем ребенок начинает использовать язык, как средство общения.

4. Ну а до 6-7 лет, идет начальный этап общение. Ребенок научился говорить, способен сам выразить, то, что хочет.

Общение – это одна из основ формирования личности. Ведь если человек не способен общаться, не способен понять других, он будет отставать от остальных в развитии. Ничто как общение, не способно дать человеку интересующие его сведения, знания. Общение в развитии человека, в первую очередь, основано на его деятельности. Когда ребенок поступил в школу, он не только получает там знания и учится, также общается со сверстниками, с учителями, тем самым учится достигать взаимопонимания с людьми разных возрастов. Все это имеет непосредственное влияние на развитие человека, как личности.

Социальная среда – это то, что окружает человека в социальной жизни. Это проявление общественных отношений на определенных этапах развития.

mirznanii.com

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *