Сущность направленности личности – —
Сущность и содержание направленности личности
Подходы к рассмотрению психологической структуры личности весьма разнообразны, они определяются спецификой основных теорий личности. Рассмотрим один из подходов.
Психологическую структуру личности следует рассматривать как относительно устойчивую связь и взаимодействие всех сторон личности, как целостное образование.
Направленность личности — психическое свойство — система потребностей-доминант, ценностей, устремлений, смыслообразующих мотивов, выражающаяся в жизненных целях человека, его установках, перспективах, намерениях, стремлениях и активной деятельности по их достижению.
Направленность выражается в жизненных целях, активной деятельности по их достижению. Одна из форм проявления направленности личности — особенности ее поведения в той или иной сфере жизнедеятельности.
Когда мы говорим, что направленность личности проявляется через ее поведение, влияя на него и формируя его, мы имеем в виду именно устойчивые формы такого проявления. Устойчивость личности — это еще одна базовая характеристика, неразрывно связанная с ее направленностью.
Устойчивость выражается в последовательности и предсказуемости поведения, в повторяющейся идентичности реакций на одни и те же раздражители независимо от ситуации.
В направленности личности обычно выделяют мировоззренческую (общественно-политическую), профессиональную, бытовую направленность.
Направленность личности, система побуждений, обуславливающая избирательность отношений и активность человека. Она имеет определенные формы и характеризуется определенными качествами.
Качества направленности личности:
— Уровень — общественная значимость направленности человека.
— Широта — определяется количеством интересов.
— Устойчивость — характеристика направленности во времени.
— Действенность — активность человека для реализации целей в своей деятельности.
Формы направленности личности:
— Влечение — явно неосознанное, смутное стремление, направленное на какой-либо предмет или действие, движимое маловыраженной потребностью.
— Желание — недостаточно полное и глубоко осознанное стремление к чему-либо.
— Интерес — относительно высокая форма направленности на предмет, являющаяся стремлением к его познанию, обычно социально обусловленный.
— Склонность — эмоциональное предпочтение той или иной деятельности, ценности, базирующееся на устойчивой потребности в ней.
— Мировоззрение — система взглядов, представлений и понятий о мире, его закономерностях, об окружающих человека явлениях, природе, обществе.
— Убеждения — форма направленности личности, выражающаяся в глубоко осмысленной потребности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями, органически сливающейся с чувствами и волей человека и получившей для него личностный смысл. Система! убеждений человека отражает его мировоззрение.
Мировоззрение — ядро общественного и индивидуального сознания. Будучи способом осознания действительности, мировоззрение включает в себя и принципы жизни, обусловливающие характер деятельности людей. Важнейшая компонента мировоззрения — идеалы как решающие жизненные цели. По общественной значимости мировоззрение бывает революционным или консервативным и т.д.
По общественной значимости мировоззрение бывает революционным или консервативным и т.д.
Мировоззрение имеет огромный практический смысл. Оно воздействует на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер его жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы. Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда обретает характер убеждений.
Мировоззрение и убеждения человека определяют его моральные качества.
Мораль — обобщающее понятие, в общественном и индивидуальном сознании — нравственные нормы и ценности, которыми руководствуется человек в своей жизнедеятельности.
Совесть — нравственная самооценка человеком своих поступков.
Мировоззрение формируется как в результате критического осмысления естественно-научных, социально-исторических, технических И философских знаний, так и под влиянием непосредственных условий жизнидеятельности, передаваясь из поколения в поколение в виде культурно-исторического наследия.
По мнению 3. Фрейда, мировоззрение — интеллектуальная конституция, которая единообразно решает все проблемы нашего бытия, исходя из некоего высшего предположения; в ней ни один вопрос не остается открытым, и все, что вызывает интерес, занимает определенное место.
Потребность — объективно испытываемая субъектом нужда в чем-то которая отражается и субъективно, являясь источником активности, развития личности. Потребность выступает основной движущей силой развития человека. В самом общем виде потребности людей делятся на Апологические (материальные) и социальные (духовные).
Первично биологической формой потребности является нужда. В организме постоянно возникают определенные состояния напряженности; они связаны с нехваткой тех или иных веществ (предметов), необходимости для его нормального функционирования (поддержания состояния гомеостаза). На восполнение нужды направлены соответствующие инстинкты и поведенческие акты.
Потребности не остаются неизменными, они меняются и совершенствуются в зависимости от роста общей культуры человека, уровня его знаний об окружающей действительности и отношения к ней. С одной стороны, потребности являются «двигателем» общественного развития, но с другой — человечество может погибнуть под грузом отходов от удовлетворения своих материальных потребностей. Удовлетворение материальных потребностей вступает в противоречие с окружающей средой и приводит к возникновению целого комплекса экологических проблем.
Потребности рассматриваются также как особые психические состояния — состояния «напряжения», «неудовлетворенности», «дискомфорта» и т.д., отражающие несоответствие между внутренними и внешними условиями деятельности. Данные состояния могут осознаваться, могут проявляться в неосознанных влечениях, мотивах деятельности, установках и др. Потребности изменчивы, динамичны, биологически и социально обусловлены, их удовлетворение протекает в результате целенаправленной деятельности.
Подходы к классификации потребностей весьма разнообразны. Наиболее популярные принадлежат А.Маслоу и X. Меррею. По мнению Х. Меррея, их список включает в себя двадцать ключевых потребностей.
Важную роль играет процесс опредмечения потребности — «узнавание» потребностью своего предмета. Через опредмечение потребность получает свою конкретизацию.
В процессе опредмечения обнаруживаются важные черты потребностей.
Опредмечение — очень важное событие: в этом акте рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности. Поэтому мотив еще определяется как опредмеченная потребность. Вслед за опредмечением деятельности и появлением мотива резко меняется тип поведения — оно обретает направленность, зависящую от мотива.
Мотив — конкретное побуждение к деятельности, субъективная причина (осознанная или неосознанная) того или иного поведения, действия человека- психическое явление, непосредственно побуждающее человека к выбору того или иного способа действия и его осуществлению. В качестве мотива могут выступать инстинкты, влечения, направленные на определенный объект, эмоции, установки, идеалы, элементы мировоззрения и др. От мотива следует отличать мотивировку.
Мотивы отличаются:
— видом потребности, которая в них проявляется;
— формами, которые они принимают;
— широтой или узостью;
— содержанием деятельности, в которой они реализуются.
Мотивировка — вербальное объяснение, иногда оправдание тех или иных действий. Она может не совпадать с истинным мотивом в случае сознательного или бессознательного искажения его. С помощью такой Мотивировки человек старается сохранить свой статус, свое «Я», удовлетворить актуализированную потребность, сохранить цельность своего «Я», выглядеть лучше среди окружающих, нередко и в своих глазах, при совершении неблаговидных, аморальных поступков. Стремясь тем самым избежать или уменьшить степень психотравмирующего влияния на свою личность тех или иных факторов.
Источник развития мотивов — процесс общественного производства материальных и духовных ценностей. Одним из основных признаков п ива является множество действий, собирающихся вокруг одного предмета. Эта совокупность действий, вызываемых одним мотивом, и называется деятельностью, точнее — деятельностью особенной.
С одной стороны, мотив может удовлетворяться набором разных действий; с другой — действие может побуждаться разными мотивами. Если взять конкретного индивида, то его действия, как правило, побуждаются сразу несколькими мотивами. Этот процесс называется полимотивираванностью и является типичным для большинства людей.
По своей роли не все мотивы, побуждающие к некоей деятельности, однозначны: один из них, главный, называется мотивом ведущим, второстепенные-мотивами-стимулами.
Ведущий мотив — главный, основной мотив, побуждающий к некоей деятельности в случае ее полимотивированности. Он выполняет смыслообразующую функцию.
Мотив стимул — второстепенный мотив, побуждающий к определенной деятельности в случае ее полимотивированности. Он лишь дополнительно стимулирует эту деятельность.
Большинство мотивов не осознанны. Осознание мотивов происходит в процессе самопознания и нравственного самосовершенствования.; К осознаваемым мотивам (мотив-цель)
Важную роль для самореализации личности играет соотношения мотивов достижения и избегания. Они являются устойчивой мотивационной чертой личности.
Мотив достижения успеха (мотив достижения) — потребность добиваться успеха в различных видах деятельности. Устойчивая личностная мотивационная черта.
Мотив избегания неудачи (мотив избегания) — стремление во всякой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи, особенно если результаты деятельности воспринимаются и оцениваются другими людьми.
Дтя «успешной» личности характерно преобладание мотива достижения.
Следует различать мотивацию и мотивировку.
Совокупность стойких мотивов образует мотивацию — систему побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.
При рассмотрении личности в контексте социума важным является; знание и учет социальной установки.
Социальная установка — готовность субъекта к той или иной деятельности, актуализирующаяся при предвосхищении им появления определенного объекта, явления и несущая на себе черты целостной структуры личности с постоянным набором характеристик.
Когнитивный компонент — совокупность знаний и оценочных суждений и убеждений об объекте.
Эмоциональный компонент включает систему чувств, связанных с соответстствующим объектом или событием.
Поведенческий компонент — предрасположенность к реальным (положительным или отрицательным) действиям по отношению к объекту.
На формирование и изменение социальной установки оказывает влияние целый ряд факторов.
psyera.ru
сущность, структура и проблема изучения
Верхова Ю.Л.
Московский психолого-социальный институт, Москва
Впервые понятие «интенциональность», аналогичное понятию «направленность», встречается в древне-греческой философии. В философских работах раскрывается проблема соотношения понятий направленности личности и ценностей: содержание направленности раскрывается через систему ценностно-побудительных ориентаций.
Значительная роль отводится направленности как ведущему компоненту личности в социологической литературе, посвященной проблеме личности (В.П.Тугаринов, Г.Л.Смирнов, И.С.Кон, В.А.Ядов, Л.Г.Сагатовская, В.Ф.Сержантов, А.Т.Москаленко и др.).
В зарубежной психологии используются понятия, близкие понятию «направленность личности», но не тождественные ему. Содержание понятия «направленность» трактуется в зависимости от принадлежности исследователя к определенной психологической школе.
Так, в гуманистической психологии А.Маслоу и К.Роджерса и др. направленность личности связана с категорией «самоактуализация». Направленность личности рассматривается как стремление к самоактуализации.
К.Левин использовал термин «побудительность» для обозначения понятия, сходного с понятием «направленность личности».
Э.Берн, Ф.Эрнст именуют направленность личности «жизненной позицией». В исследованиях Дж.Боулби, К.Бартеломью рассматривается понятие близкое направленности – «паттерн привязанности».
В отечественной психологии акцентируется социальная обусловленность направленности, ее зависимость от сознательного выбора личности. В изучении направленности личности сложились различные направления: теория потребностей и мотивов (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Ю.М.Орлов), теория значимости (Н.Ф.Добрынин), теория установки (Д.Н.Узнадзе), отношений личности (В.Н.Мясищев, Б.Ф.Ломов). Все теории в той или иной степени взаимосвязаны между собой и под направленностью личности понимается такое психическое свойство личности, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели ее жизни и деятельности.
А.Н.Леонтьев, разделяя мотивы на понимаемые и реальнодействующие, заложил основу выделения двух аспектов направленности: когнитивного и поведенческого. Таким образом, в направленности личности могут быть выделены следующие аспекты: эмоциональный, когнитивный, поведенческий.
К.К.Платонов выделяет уровни направленности личности: широту, интенсивность, устойчивость, действенность.
В основу выделения функций направленности могут быть положены психологические функции мотивов, которые проецируются на всю мотивационно-смысловую сферу личности: побудительная функция мотива, функция придания направленности деятельности, смыслообразующая функция мотива.
В 70-е годы направленность личности изучали: П.К.Анохин, Л.И.Анцыферова, Б.И.Додонов, Т.Е.Конникова, В.П.Кузьмин, А.А.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.С.Мерлин, Е.В.Осипова, В.Д.Шадриков, В.В.Шеляч, В.А.Якунин и др.
В последние десятилетия направленности личности посвящены труды А.А.Бодалева, Е.Е.Насиновской, А.Г.Асмолова, Д.И.Фельдштейна, Л.Вайткунене, Ю.М.Забродина, Л.М.Митиной, Н.Н.Обозова, Б.М.Петухова, Н.И.Рейнвальд, Б.А.Сосновского и др. Исследования в основном касаются экспериментального изучения психологического содержания различных типов направленности личности и ее содержательных характеристик.
Содержательная сущность направленности может быть представлена различными психологическими категориями. Условная вертикаль, определяющая содержание направленности личности: «нужда» – «потребность» — «мотив» — «ценность» — «идеал» (Петровский А.В., 2000).
Содержание направленности может быть рассмотрено и через триаду «мотив – смысл – ценность». Смыслообразование осуществляет не мотив, а человек посредством всей иерархизированной структуры направленности, которая соотносится как «внутри себя», так и с различными «внешними» явлениями и условиями жизни. Признание полимотивированности деятельности означает принятие факта ее полиосмысленности. Мотив и смысл существуют в единстве, но не тождестве (А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь, Б.А.Сосновский). Связь мотива со смыслом представлена так, что стремление к смыслу есть первичная мотивационная сила в человеке, а ценность выступает как мост между смыслом и личностью.
Мотивационно-смысловые образования — это потребностно-мотивационные феномены: достижение, аффилиация, познание, доминирование, субъективное отношение человека к своей деятельности. Они не являются ни «потребностями», ни «мотивами». Эти специфические и вполне определенно очерченные мотивационно-смысловые образования – проявления, параметры направленности человека.
Мотивационно-смысловое описание и измерение направленности позволяет детальнее анализировать феномены мотивации, не сводя их только к побудителям деятельности. Создаются возможности субъектного анализа действительной направленности человека во всех ее проявлениях. С целью выявления мотивационно-смысловых структур направленности человека необходимо исследовать все группы иерарахий мотивов и смыслов, а также их соотношения.
Таким образом, в трактовке базового понятия «направленность личности» обнаруживаются несоответствия, проецирующиеся на теоретические основы исследований. Отсюда, необходимо различать понятия «направленность личности» и «направленность деятельности». Направленность личности объединяет в себе все субъективные, в том числе, недеятельностные устремления и предпочтения, тенденции, смыслы, ценности и т.д., которые характеризуют содержательную избирательность всей психики субъекта, всех его отношений с миром: от потребностей и эмоций до структуры деятельности и поведения, до специфики психологических этапов жизненного пути. Проявления и функции направленности не исчерпываются выбором направленности поведения и деятельности, то есть структурированием и включением иерархии соответствующих «побудителей».
В настоящее время нет общепринятой классификации видов направленности. Наибольшее распространение получила классификация, где за основу взяты отношения личности, имеющие первостепенное значение для субъекта. В целом можно отметить, что универсальных критериев типологизации направленности личности не существует. Некоторые модели лежат в основе конкретных методик изучения направленности личности (Д.А.Леонтьев, Е.М.Никиреев, Т.А.Шилова, В. Смекал, М.Кучер, А.Басс и др.).
Результаты исследований показывают, что направленность личности может быть двойственной или комплексной. Направленность может выступать в роли устойчивого, доминирующего фактора в наиболее значимых ситуациях и по отношению к наиболее значимым ценностям. В зависимости от ситуаций, интересы, потребности, склонности, конформные тенденции личности могут приобретать самостоятельное направляющее значение. Однако для выявления общей направленности личности во множестве ситуаций важно определение ее побуждений, целей и идеалов.
Среди проблем, подлежащих решению, отмечена необходимость систематизации и содержательной классификации факторных мотивационно-смысловых структур, проведение широких сопоставлений результатов опросных и психосемантических процедур исследования направленности личности.
studfiles.net
Направленность личности сущность, структурные элементы
Оглавление
Введение………………………………………………………………………..3
1.Понятие личности…………………………………………………………..4
2.Жизненная позиция личности……………………………………………..6
3. Понятие и сущность направленности личности,
Основные составляющие……………………………………………………8
Заключение…………………………………………………………………..14
Список литературы………………………………………………………….15
Введение
Данная работа посвящена теме: «Направленность личности: сущность, структурные элементы». Человек входит в жизнь как целостный феномен. Жизненная деятельность человека всегда несет на себе отпечаток уровня его развития как личности во всей ее разносторонности.
Личность есть системное и поэтому «сверчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его врожденными и приобретенными свойствами. Они, эти свойства, составляют лишь условия (предпосылки) формирования и функционирования личности, как и внешние условия и обстоятельства жизни, выпадающие на долю индивида.
Характеризуя «личность» имеют в виду «целостность», но такую «целостность», которая рождается в обществе. Индивид выступает как преимущественно генотипическое образование, в основе созревания которого лежат в основном адаптивные приспособительные процессы.
Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания. Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм.
1.Понятие личности.
Что такое личность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «индивид», «личность». Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род (homo sapiens), человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. Благодаря этому способу жизнедеятельности, человек на всех этапах исторического развития, во всех точках земного шара остается тождественным самому себе, сохраняет определенный онтологический статус.
Итак, существует человечество как специфическая материальная реальность. Но человечество как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием «индивид». «Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью абстрагироваться от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного общества и более развитых исторических эпох. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием «индивид» используют и понятие «личность». Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто- и филогенеза человека, личность – итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.
Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т. е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.
Проблема изучения личности в философии является одной из центральных, поскольку каждый философ для понимания сущности человека, системы взаимосвязей людей в обществе обязан понять, что движет поступками каждого конкретного человека. Индивидуальное поведение, таким образом. представляет собой основу понимания жизни всей социальной группы или общества.
В связи с этим в ходе изучения личности в контексте социальных связей необходимо дать ответы на вопросы о формировании личности в социальном окружении, месте, занимаемом личностью в социальном пространстве, включенности личности в социальные группы, восприятии личностью культурных норм, отклонениях от этих культурных норм.
2.Жизненная позиция личности.
Изменения, происходящие в обществе, затрагивают каждого человека, вносят свои штрихи в его социально-психологический портрет. Многообразные связи, возникающие между социальными группами, а также внутри них, оказывают влияние на развитие интеллектуального, нравственного, эстетического отношения к бытию. В тоже время личность способна воздействовать на общественные отношения.
Жизненная позиция — определенно сложившееся образование, имеющее свою относительную, фиксированную структуру. Она может меняться или оставаться неизменной в зависимости от характера и способа решения конфликтных ситуаций. Следует заметить, что для изменения жизненной позиции необходимо разрешение значимых ситуаций, противоречий. Жизненно значимыми являются те противоречия, которые служат средством, способом изменения взглядов, привычек, отношений личности с обществом, с самой собой.
В системе жизненных отношений формируются и характеристику самого субъекта (с точки зрения его целостности), и способы построения жизни, а также ценностные характеристики различных сфер жизни (труда, конкретной профессии как личностно значимых для данного человека). Формирование жизненной позиции (как целостности личности и ее жизненных отношений) в дальнейшем определяет то, на сколько успешно личность находит свое место в жизни в соответствии с системой жизненных ценностей, на сколько адекватно она самовыражается.
В исследованиях Л. И. Божович, посвященных психологии юношеского возраста, главное внимание обращается на развитие мотивационной сферы личности: определение своего места в жизни, формирование мировоззрения и его влияние на познавательную деятельность, самосознание. Решающее значение предается динамики «внутренней позиции» формирующейся личности. «Внутренняя позиция» складывается из того, как ребенок на основе предшествующего опыта, собственных возможностей, ранее возникших потребностей и стремлений относится к тому объективному положению, которое он занимает в настоящее время в жизни и какое положение он хочет занять. Именно это «внутренняя позиция» обуславливает определенную структуру его отношения к действительности, к окружающим и самому себе. Через «внутреннюю позицию» и преломляется в каждый момент воздействия, идущие от окружающей среды.
Таким образом в психологической структуре личности отношения выступают необходимыми условиями общественного становления личности; формой динамического взаимодействия человека с миром; способом перевода общественной жизни в индивидуальное содержание личности; устойчивым внутренним качеством, существенным основанием жизни человека; универсальной формой самопознания, самоопределения, самореализации человека в мире.
3. Понятие и сущность направленности личности,
основные составляющие.
Сегодня вопрос о направленности личности, её потребностях, мотивах, интересах недаром ставится на первое место. Задумываясь над особенностями своего внутреннего мира, мы вольно или невольно стремимся осознать свои потребности и желания, свои способности и характер. Направленность личности — это совокупность устойчивых мотивов, взглядов,
убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенные поведение и деятельность, достижение относительно сложных жизненных целей.
Направленность всегда социально обусловлена и формируется в
mirznanii.com
Направленность личности. Основы психологии
Направленность личности
Направленность — важнейшее ϲʙᴏйство личности, в кᴏᴛᴏᴩом выражается динамика развития человека как социального и духовного существа, главные тенденции его поведения.
Направленность личности — ведущее психологическое ϲʙᴏйство личности, в кᴏᴛᴏᴩом представлены система ее побуждений к жизни и деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
Как бы ни различались трактовки личности в психологии, практически все исследователи считают, что ведущим компонентом структуры личности, ее системообразующей характеристикой будет направленность личности. Именно в ϶ᴛᴏм ϲʙᴏйстве выражаются цели, во имя кᴏᴛᴏᴩых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на проявление темперамента или на развитие способностей), но и на психические состояния (например, преодоление стресса) и всю область протекания психических процессов.
Направленность воплощается в различных формах — ценностных ориентациях, симпатиях или антипатиях, вкусах, склонностях, привязанностях и пробудет в различных сферах жизнедеятельности человека: профессиональной, семейной, политической и т.д. Именно в направленности выражаются цели, во имя кᴏᴛᴏᴩых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности, т.е. вся система се характеристик.
В общем плане направленность личности в психологии определяют как систему устойчивых потребностей, интересов, идеалов, т.е. всего того, чего хочет человек. Направленность задает главные тенденции поведения. Человек с ярко выраженной позитивной направленностью обладает трудолюбием, целеустремленностью, высокой социальной активностью.
Формирование направленности личности
Несмотря на различие трактовок личности во всех подходах выделяется ее направленность в качестве ведущей характеристики. В разных концепциях эта характеристика раскрыта по-разному: как “динамическая тенденция” (С. Л. Рубинштейн), “смыслообразующий мотив” (А. Н. Леонтьев), “доминирующее отношение” (В.Н. Мясищев), “основная жизненная направленность” (Б. Г. Ананьев), “динамическая организация сущностных сил человека” (А. С. Прангишвили). Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что направленность выступает как обобщенное ϲʙᴏйство личности, кᴏᴛᴏᴩое определяет ее психологический склад.
Совокупность устойчивых мотивов, кᴏᴛᴏᴩые ориентируют деятельность личности деятельность и будут относительно независимыми от данных ситуаций, называются направленностью личности человека. Стоит заметить, что она всегда социально обусловлена и формируется посредством воспитания.
Направленность — ϶ᴛᴏ установки, ставшие ϲʙᴏйствами личности.
В направленность включаются несколько связанных форм, кᴏᴛᴏᴩые мы кратко опишем:
- влечение — наиболее примитивная биологическая форма направленности;
- желание — осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному;
- стремление — возникает при включении в структуру желания волевого компонента;
- интерес — познавательная форма направленности на предметы;
- склонность — возникает при включении в интерес волевого компонента;
- идеал — есть конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности;
- мировоззрение — система данныеческих, эстетических, философских, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир;
- убеждение — высшая форма направленности — ϶ᴛᴏ система мотивов личности, побуждающих ее поступать в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со ϲʙᴏими взглядами, принципами, мировоззрением.
Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам. А функция мотива заключается в том, ɥᴛᴏбы придавать направленность производимой деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
Недостаточно исключительно запустить деятельность и постоянно “подпитывать”. Ее крайне важно вести, реализовывать. Еще одна функция мотива будет смыслообразованием, благодаря кᴏᴛᴏᴩому понятие мотива выходит на личностный уровень. Смысл — ϶ᴛᴏ ответ на вопрос: зачем? Для чего нужен личности предмет ее потребности и деятельности? Человек будет существом ориентированным на смысл. В случае если нет убедительного личностного смысла, то мотив как побудитель не сработает. Деятельности не будет и останется нереализованный мотив.
Надо заметить, что потребностно-мотивационная сфера характеризует направленность личности исключительно частично, являясь ее основой, базисом. На ϶ᴛᴏм фундаменте формируются жизненные цели личности. В виду ϶ᴛᴏго крайне важно различать цель деятельности и жизненную цель. Человек реализует в течение жизни множество многообразных деятельностей, в каждой из кᴏᴛᴏᴩых реализуется ϲʙᴏя цель. Жизненная цель выступает в качестве объединения всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями. С жизненными целями связан уровень достижений личности.
Стоит отметить, что осознание не только цели, но и реальности рассматривается человеком как перспектива личности.
Состояние расстройства, подавленности, противоположное переживаниям, ϲʙᴏйственным человеку, осознающему перспективу, называется фрустрацией. Стоит заметить, что она возникает в тех случаях, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с реально непреодолимыми препятствиями, барьерами, или когда они воспринимаются таковыми.
Понятие и сущность направленности личности, основные составляющие направленности
Направленность личности — ϶ᴛᴏ совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенное поведение и деятельность, на достижение относительно сложных жизненных целей.
Направленность всегда социально обусловлена и формируется в процессе обучения и воспитания, выступает как ϲʙᴏйство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в ϲʙᴏбодное от основной деятельности время (рыбалка, вязание, фото и изобразительное творчество, спорт и др.).
Во всех видах активности человека направленность пробудет в особенностях интересов личности.
Потребности человека занимают центральное место и играют ведущую роль в системе направленности (рис. 1) личности как в сложном ее психическом ϲʙᴏйстве, включающем в себя систему побуждений, кᴏᴛᴏᴩая определяет активность личности и избирательность ее отношений к действительности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
Система направленности личности включает следующие основные элементы (компоненты): ценностно-смысловые образования и притязания личности, основанные на оценке ею ϲʙᴏих возможностей и ситуации, ожиданиях определенных результатов ϲʙᴏих действий, поведения, отношения к ней окружающих и т.п. Притязания личности, или потребность в статусе, — интегральная форма выражения ценностей, уровня и характера самооценки личности; ϶ᴛᴏ претензии на определенное место в системе профессиональных и других социальных и межличностных отношений, на успех в действиях, поступках, на то или иное место в жизни и т.п. Самооценка — одно из базовых личностных образований.
Потребностные состояния личности зависят от объективных обстоятельств, объектов и предметов потребностей человека, а также от его систем смысловых и ценностных образований, притязаний и других личностных особенностей. Возникновение у человека тех или иных потребностных состояний обусловливает постановку ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих целей и возникновение мотивов их реализации.
Потребности человека реализуют две основные функции — целеполагания и побуждения. Первая обусловливается системой смысловых образований, а вторая — системой ценностных образований личности.
Рисунок № 1. Система направленности личности (по В.А. Сластенину и В.П. Каширину):
- СЦСОЛ — система ценностно-смысловых образований личности;
- ПС — субъективная потребность личности, ее потребности ее состояние;
- МЦ — мотив цели;
- МПССРЦ — мотивы путей, средств, способов реализации цели;
- Ц- цель;
- Д — деятельность
Характеристика направленности
Учитывая зависимость от сферы проявления различают такие виды направленности личности, как профессиональная, нравственная, политическая, бытовая и др., например в сфере творчества, спортивной деятельности и т.п.
Направленность личности характеризуется:- уровнем зрелости — степенью общественной значимости основных устремлений личности, ее нравственным обликом, идеологической позицией и т.п.;
- широтой — диапазоном сфер проявления устремлений личности;
- интенсивностью — силой устремлений личности по реализации поставленных целей;
- иерархией видов направленности конкретной личности (ведущие виды, главные, доминантные и др.).
Еще Ч. Дарвин, признавая, что определенные реакции и поступки человека основаны на врожденных механизмах, вместе с тем отмечал, что многое в поведении человека обусловлено общественными нормами. К примеру, такие врожденные реакции, как переживание чувства страха, стремление к избеганию опасности или самозащите, способные вызвать физиологический аффект, могут сдерживаться, контролироваться и направляться сознанием человека. Исключая выше сказанное, данные эмоции, как показывают медицинские исследования, можно ослабить или усилить посредством медикаментов, следовательно, они не замкнуты фатально на прирожденных механизмах психики. При ϶ᴛᴏм все специфическое для поведения человека не будет врожденным, а все врожденное не носит черт, специфических только для человека. Так, переживания и эмоции, порождаемые как внешними, так и внутренними причинами, выражаются у человека обычно в форме, принятой в той культуре, к кᴏᴛᴏᴩой он принадлежит.
Направленность в разных научных подходах к личности выделяется в качестве ведущей характеристики, хотя и толкуется по-разному: как динамическая тенденция (С.Л. Рубинштейн), как смыслообразующий мотив (А.Н. Леонтьев), как доминирующее отношение (В.Н. Мясищев), как основная жизненная направленность (А.С. Прангишвили).
Как говорилось выше, мотивы могут быть осознанными в большей или меньшей степени и совсем неосознанными.
Стоит отметить, что основная роль в направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путем воспитания. Направленность личности — ϶ᴛᴏ обусловленная системой побуждений личная целеустремленность человека, совокупность мотивов, определяющие деятельность и поведение человека.
xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai
Профессиональная направленность личности: сущность, формирование и развитие
Еще в период самого раннего антропогенеза возник процесс общественного производства, который никак не мог обойтись без необходимости учета профессиональной направленности. Когда древние люди только начинали жить общиной, труд довольно быстро был разделен, ведь даже самое примитивное хозяйство должно поддерживаться и быть защищенным от всех угроз, которых во все времена было предостаточно.
Как разделяли труд
Профессиональная направленность требует учета задатков, данных человеку природой, его физических данных и способностей, которые были приобретены в процессе взросления. Каждый субъект выполнял конкретную общественную задачу в своей деятельности на пользу племенной общине. Команда сильных мужчин, например, изначально имела профессиональную направленность к защите рода от нападений крупных животных и людей из других племен, а также именно они добывали пищу — охотились. А женщины работали дома — растили потомство, готовили еду, выделывали шкуры для одежды и тому подобное.
Правы были Карл Маркс и Фридрих Энгельс, когда говорили об углублении социального познания путем материалистического понимания вещей. Природа каждого общественного процесса сугубо деятельностная, и здесь профессиональная направленность играет первую скрипку. Жизнь — деятельность, преследующая цели, поставленные человеком. Это самое общее и наиболее фундаментальное понятие, обозначающее социальные формы материи и ее движение.
Характер жизнедеятельности заключает в себе все особенности вида с его родовыми чертами, а свобода сознательной деятельности и есть родовая характеристика человека. Даже стадия зарождения общества в самой примитивной его форме показывает, что каждому человеку свойственно заниматься каким-то конкретным видом трудовой деятельности на благо общества. Такое разделение труда и есть профессиональная направленность личности, какова бы ни была историческая формация данного времени.
Самоопределение от Древнего мира
Постепенно эта проблема профессиональной направленности личности приобрела новую актуальность, поскольку требования общественного развития постоянно изменялись. Возросло материальное производство, которому требовались именно специалисты. Сферы приложения труда разделились и количественно, и качественно. В связи с профессиональной направленностью личность могла заниматься строительством, земледелием, военной защитой, орошением земель, наконец, управлением все более разрастающимся хозяйством.
Теперь возник вопрос специальной подготовки людей к конкретной деятельности. Помимо приобретенных навыков потребовалась и внутренняя предрасположенность, направленность профессионально-прикладная к той или другой более узкой специальности. Наиболее ценными считались морально-нравственные, интеллектуальные и физические свойства людей (вспомним Спарту и подготовку мальчиков к взрослой жизни).
О профессиональной направленности физической культуры писали многие древние мудрецы: Аристотель, Платон, Марк Аврелий и другие мыслители Древних Греции и Рима, позже на том же останавливались средневековые теологи: Августин Блаженный, Фома Аквинский и другие известные ученые эпохи Возрождения. До сих пор актуальны работы государственных деятелей и ученых Дж. Локка, Н. Макиавелли. А в Новом времени эти же постулаты относительно развития профессиональной направленности отмечали Ф. Гегель и Э. Кант на ряду с другими знаменитыми исследователями своего времени.
А что можно сказать о более близком для нас времени?
Направленность и профессиональная деятельность в 19 и 20 веках
Надо сказать, что мыслители прошлого выражали идею специального обучения на морально-этических позициях, где требования предъявлялись к конкретному виду профнаправленности, а психологическую составляющую не учитывали. Каждая личность была обязана участвовать в процессах социальной деятельности. И это все. Была упущен важнейший нюанс, более всего влияющий на результат деятельности. Сформировали полностью понятие направленности и профессиональной деятельности психологи второй половины XIX века, когда зародилась эта наука вместе с ее собственным экспериментальным методом. И до сих пор этими вопросами занимаются именно психологи.
Задача профессиональной направленности учителя, например, рассматривается как чисто психологический феномен. Термин «направленность» появился в последней четверти XIX века и используется до сих пор, обозначая целый комплекс мотивов, помогающих осуществить занятие тем или иным видом деятельности. Правда, широкое употребление этот термин получил уже в 1911 году, когда появились работы известного ученого В. Штерна. Он трактовал направленность как склонность к конкретной деятельности. У тех же истоков изучали сущность направленности классические психологи и педагоги С. Л. Рубинштейн, А. Маслоу, Б. Г. Ананьев и многие другие исследователи, определившие структуру и сущность данного понятия.
Труды С. Л. Рубинштейна
Определение профессиональной направленности представляет огромную значимость для научного подхода к этой проблеме. По мнению Рубинштейна, направленность личности ближе к динамическим тенденциям, мотивационно определяющим человеческую деятельность в тесной связи с ее задачами и целями. Ученый воспринимал это как интегративное целостное свойство, которое не только регулирует деятельность, но и пробуждает активность. В сущности направленности им было выявлено два основных аспекта взаимного предметного содержания. Формирование профессиональной направленности происходит в связи с особым вниманием к какому-либо предмету, а также в связи с напряжением, которое при этом возникает.
Также ученый отмечал, что направленность может выражаться в тенденциях, которые постоянно расширяются и обогащаются, служа источником разносторонней и многообразной деятельности. В этом процессе исходящие мотивы изменяются, обогащаются, перестраиваются, приобретают новое содержание. По его утверждениям, это целая система мотивов или побуждений, которые должны определить поле деятельности человека.
Ориентация к действию
Чем определялась профессиональная направленность физической культуры в Древней Греции или в Древнем мире? Безусловно, запросами социума: велись бесконечные войны, а здоровый дух — в здоровом теле. Сначала интересы, затем идеалы, и очень быстро это перерастает в потребность. Вряд ли возможно найти что-то более важное из того, чем определяется профессионально-прикладная направленность физического здоровья. И во главе угла — мотивация деятельности субъекта, помогающая преодолевать любые трудности и даже препятствия на пути к выбранной профессии.
Например, профессиональная направленность педагога — ориентация к действию, направленному на развитие личности подрастающего поколения, стремление стать учителем, быть им и оставаться им в любой ситуации, даже самой неблагоприятной (когда эта профессия перестает быть уважаемой и престижной, когда не платят достаточное количество денег для удовлетворения самых насущных нужд и так далее). Общество постоянно изменяется, изменяются и его приоритеты. Судя по последним тенденциям, хороших учителей у нас в стране скоро не останется.
Становление личности и социально-политические условия
Динамическая сторона направленности, выделенная Рубинштейном, предполагает изменения направленности личности в связи с модификацией общественных реалий. Знаменитый ученый Б. Г. Ананьев тоже это отмечал в своих работах, говоря о зависимостях в изменении целей, мотивов, уровней, способов, результатов от классового положения, в частности, семьи ребенка или в общем всей общественной формации.
Именно эти условия и определяют конкретную форму труда: будет он физическим или умственным и какова будет система производственных отношений. Социально-политическая обстановка, в которой происходит становление личности, самым прямым образом влияет на результаты выбора профессии субъектом и его дальнейшее функционирование на той или иной стезе.
Заключения выдающегося ученого А. Маслоу, автора замечательной пирамиды потребностей, представили человечеству и классификацию групп, где описана динамика трансформации личности под влиянием создавшихся условий. Именно он сделал вывод о приоритетных потребностях, которые требуют удовлетворения: сначала самые простые и насущные — еда, жилье, затем уже и остальные с переходом от уровня к уровню. Именно этим и определяется поведение и профессиональная направленность субъекта.
Мотивационные установки
Классики психологии заложили фундамент для развития главных направлений изучения вопросов профессионального выбора и профессиональной деятельности, составив классификацию потребностей и установив закономерности возникновения мотивационной составляющей. Также была выявлена и четко обозначена зависимость выбора профессии от социальных условий и политической обстановки, от способностей и задатков личности. Это поспособствовало и дальнейшему, еще более глубокому исследованию столь важнейшей проблематики.
Например, известный психолог Д. Маклелланд определил желание как потребность (отсюда происходит термин «мотив»). Желания могут выступить как мотивационная установка, склонность к достижению поставленной цели, к успеху, к власти. А также желание (или мотив) рассматривается как представление о результате (в научных терминах это звучит как антиципаторное, аффективно заряженное целевое состояние). Оно становится актуальным, если влияют те или иные стимулы. Мотив — это периодически повторяющийся интерес к целевому состоянию, и он основан на самом естественном побуждении.
Мотивирующие факторы
Ученым Ф. Херцбергом было определено стимулирование как факторы «гигиенические», наличие которых работников мотивировать не будет, но чувство неудовлетворенности собственной работой предотвратит. Высокая мотивация должна обеспечивать не только «гигиенические» стимулы, но и мотивирующие факторы, только в совокупности их люди получают источник направленности к профессии. Это более всего зависит от конкретных людей — их запросов и потребностей, а люди все разные. Именно поэтому для мотивации применяются самые разнообразные факторы: это материальное вознаграждение, благоприятные условия, созданные на рабочих местах, которые включают в себя и межличностные отношения (сотрудников между собой и начальника с подчиненными).
Важны и бытовые условия, и климатические, и стабильность в экономике в тот период, когда действует контракт, и наличие социальных гарантий, и соблюдение всех требований регионального трудового законодательства, и многое другое. Основные мотивы были категоризованы, и на их основе спроецирована теория мотивации к профессиональной деятельности. Понятие «мотив» у Херцберга рассматривается точно так же, как процесс движения к цели, а также подчеркивается зависимость его от индивидуальных потребностей субъекта. Таким образом, учет потребностей способствует плодотворной деятельности в конкретной профессии. Уже во второй половине двадцатого века ученые разработали основные процессуальные теории мотивации.
Теория ожиданий
В 1964 году была изложена теория мотивации в научном труде американского исследователя Виктора Врума «Работа и мотивация», которая считается в настоящее время фундаментальной. Стимулирующий эффект, согласно данной теории, производит не наличие определенных потребностей индивида, а тот мыслительный процесс, когда оценивается реальность в достижении той цели, которая была поставлена, а также получение за это того или иного вознаграждения (это могут быть материальные блага или удовлетворение честолюбия — не так важно).
Впоследствии модель В. Врума была существенно дополнена известными учеными Э. Лоулером и Л. Портером. Они проводили совместные исследования и выяснили, от чего зависят те результаты, которые достигает субъект в том или ином виде деятельности. Это зависит от «стоимости», то есть ценности вознаграждения, от степени удовлетворения в реальности, от воспринимаемых и действительно затраченных усилий, от индивидуальных особенностей и способностей человека (никакая мотивация не поможет неприспособленному к клавишам пианисту отрастить длинные пальцы, как у Шопена, или нельзя стать балериной, если не получилось родиться с высоким и гибким подъемом стопы). Кроме того, человек должен четко осознавать свою роль в трудовом процессе (ролевое восприятие).
Из этой концепции можно сделать вывод, что результаты профессиональной деятельности должны вести к росту удовлетворенности человека, и это является самым сильным мотивом. Но есть и обратная зависимость. Существует и удовлетворенность простым чувством выполненной работы, что также весьма сопутствует дальнейшей результативности, развивает творческий подход к профессиональным обязанностям и повышает ценность вложенного труда. Нужно отметить, что ученые в СССР очень много работ посвящали именно этой тематике, и их исследования были ничуть не менее успешны трудов зарубежных коллег.
Выводы
Если исходить из всего, изложенного выше, направленностью личности к определенной профессии можно считать некую внутреннюю предрасположенность, склонности, задатки, способности, мотивацию к конкретному роду занятий. Это в совокупности — индивидуальные черты и свойства личности, ее качества, ценностные ориентации, побуждения и взгляды. И одновременно профессиональные притязания, характерные для той или иной деятельности, готовность применить все указанные компоненты, выполняя должностные обязанности.
К составляющим профессиональную направленность необходимо отнести способность к данному виду деятельности, а также многие индивидуальные качества человека, его мировоззрение, куда входит и система ценностей, его идеалы, доминирующие мотивы с побуждающими потребностями во всем их многообразии. Здесь необходимы и определенные «гигиенические» факторы, обеспечивающие успех работы в выбранной сфере деятельности.
fb.ru
Направленность личности | Диплом по психологии
Понятие направленности личности
В отечественной психологии системообразующим свойством личности, ее ведущей характеристикой считается направленность. Направленность – это мотивационно-ценностная сфера личности, включающая глубокие, устойчивые и относительно независимые от наличной ситуации потребности, мотивы и цели, а также базирующиеся на них ценностные ориентации, убеждения и склонности, в совокупности составляющие мировоззрение человека. Направленность определяет избирательность всех форм активности человека.
Структура направленности личности
- Потребность – это испытываемая человеком нужда в каком-либо объекте окружающей среды, переживаемая как дефицит. Потребность включает два основных элемента: предметное содержание (объект внешней среды) и напряжение, которое сопровождает возникновение потребности. Данное напряжение вызывает дискомфорт, от которого человек стремится избавиться путем удовлетворения потребности. Таким образом, потребности являются движущими силами активности человека.
- По мере осознания человеком предметного содержания потребности возникает внутреннее побуждение к определенному акту поведения, направленному на удовлетворение потребности. Такие побуждения называются мотивами; по сути, мотивы являются осознаваемыми потребностями.
- Различные мотивы переходят в определенные цели – предвосхищаемые результаты актов поведения человека.
На основе иерархии устойчивых мотивов формируются убеждения, склонности и ценностные ориентации, образующие мировоззрение – систему взглядов человека на окружающую действительность и ее отдельные компоненты. - Ценностные ориентации – это представления человека об идеальных конечных целях и идеальных способах поведения для достижения этих целей.
- Убеждения – это глубокая и обоснованная уверенность личности в истинности принципов и идеалов, которыми она руководствуется в процессе регуляции собственного поведения.
- Склонности характеризуют направленность человека на определенные виды деятельности; в структуру склонностей входят интересы и волевой компонент.
Мировоззрение человека, и прежде всего ценностные ориентации личности как составляющие мировоззрения, проявляют сущность самой личности.
Характеристики направленности личности
- Уровень направленности – это соотношение высших и низших потребностей; чем выше уровень направленности, тем более зрелая и духовно богатая личность.
- Широта направленности характеризуется разнообразием ее основных компонентов и оказывает определяющее влияние на богатство внутреннего мира и разносторонность личности.
- Интенсивность направленности – это степень осознанности потребностей и мотивов: низкая интенсивность направленности характеризует направленность как систему неосознанных влечений, высокая интенсивность – как систему принципиальных убеждений.
- Устойчивость направленности определяется постоянством и непротиворечивостью ее отдельных компонентов, от устойчивости направленности зависит целостность личности.
- Действенность направленности – это степень настойчивости личности в реализации целей, мотивов и т.д., обуславливающая активность жизненной позиции личности.
Направленность обусловлена, прежде всего, социально и формируется в процессе воспитания человека.
psy-diplom.ru