Уровни развития личности в психологии – 2.4. Уровни развития личности. Зрелая личность

2.4. Уровни развития личности. Зрелая личность

Отметим,
что основными понятиями, отражающими
личностное развитие, личностный рост,
являются: самосовершенствование,
саморазвитие, жизненный путь, развитие
потенциала личности, творческая
деятельность.

Самореализация
это
осуществление индивидных и личностных
возможностей Я посредством собственных
усилий, а также содеятельности с другими
людьми.

Феномен
самореализации имеет сложный
междисциплинарный характер. Он
представляет интерес для педагогов,
социологов, философов, социальных и
медицинских работников. Но, прежде
всего, несомненно, проблема самореализации
имеет психологическую природу. Термин
«самореализация» (self-realization) впервые
приводится в Словаре философии и
психологии, изданном в 1902 г. в Лондоне.
Понятие «самореализация» начал
использовать в своих работах А. Адлер.
С появлением гуманистического направления
понятие «самореализация» стало
синонимичным понятию «самоактуализация».
Вместе с тем и А. Адлер, и К. Роджерс, и
А. Маслоу, и Э. Фромм в своих концепциях
опираются на философские подходы к
проблеме самореализации. Анализ
разноплановых работ показал, что
самореализация может рассматриваться
как цель, средство, явление, процесс,
состояние, результат и итог [6,17,28, 33 ].

В
общем виде самореализация
как процесс реализации себя

это
осуществление самого себя в жизни и
повседневной деятельности, поиск и
утверждение своего особого пути в этом
мире, своих ценностей и смысла своего
существования в каждый момент времени.

В некотором роде самореализация выступает
атрибутом самого существования человека.
Самореализация играет важнейшую роль
на всем жизненном пути личности, по
сути, определяя его. Предпосылки к
самореализации заложены в самой природе
человека и существуют как задатки,
которые с развитием человека, с
формированием его личностных свойств
становятся основой способности к
самореализации. Критерий самореализации,
который входит в оценочную систему
психической деятельности каждого
человека, отражает удовлетворенность
общества личностью и удовлетворенность
личности социальными условиями. Это
понимание и оценка обусловлены знаниями
и практическим опытом, личностными
характеристиками и социальными умениями.

Л.И.Анциферова
выделяет
три
уровня развития личности.

На
первом уровне
субъект
недостаточно адекватно осознает свои
истинные побуждения, не учитывает
качество и степень своего воздействия
на ситуацию и тем самым препятствует
достижению целей. Качества субъекта
проявляются через целеполагание и
действия по преодолению трудностей на
пути к достижению цели.

На
втором уровне
личность
выступает как субъект, сознательно
соотносящий цели и мотивы действий,
намеренно формирующий ситуации своего
поведения, прогнозирующий результаты.
Он способен адекватно соотносить свои
возможности с требованиями ситуации.

На
третьем, высшем уровне личность
становится
субъектом своего жизненного пути,
который она сознательно соотносит с
требованиями времени. На первый план
здесь выступают качества индивидуальности,
но в аспекте ее общественно-исторической
значимости
[16].

Зрелость
личности

Уровень
развития личности часто соотносится
со степенью ее социализированности.
Критерии зрелости, соответственно,
предстают критериями социализации.
Вместе с тем вопрос о критериях зрелости
личности не является раз и навсегда
решенным в отечественной психологии.
Среди показателей зрелости:

• широта
социальных связей, представленная на
субъектном уровне: Я-другой, Я-другие,
Я-общество в целом, Я-человечество;

• мера
развития личности как субъекта;

• характер
деятельности – от присвоения к реализации
и сознательному воспроизводству;

• социальная
компетентность.

 К.
Г. Юнг увязывал достижение зрелости с
принятием индивидом ответственности
прежде всего за свои проекции, их
осознавание и последующую ассимиляцию.
К. Роджерс рассматривал ответственность
в тесной связи с осознанностью, свободой
быть самим собой, управлением собственной
жизнью и выбором
[45,64].

В
представлении Г. Олпорта психическое
здоровье, разум, зрелость – понятия
одного уровня. Он выделяет шесть
основных критериев зрелости.

1. Расширение
чувства Я, которое постепенно возникает
в младенчестве, не формируется полностью
в первые 3–4 года или даже в первые 10 лет
жизни, а продолжает расширяться с опытом,
по мере увеличения круга того, в чем
человек участвует. Здесь важным является
активность Я, которая должна быть
обязательно целенаправленна.

2. Теплота
в отношениях к другим. Человек должен
быть способен на значительную интимность
в любви (в крепкой дружбе). И в то же время
– избегать праздной, навязчивой
собственной вовлеченности в отношения
с другими людьми, даже с собственной
семьей.

3. Эмоциональная
безопасность (принятие себя). Зрелый
человек выражает свои убеждения и
чувства, учитывая убеждения и чувства
других и не ощущая угрозы вследствие
выражения эмоций – собой или другими.

4. Реалистическое
восприятие, умения и задачи. Зрелая
личность должна быть сосредоточена на
проблеме, на чем-то объективном, что
стоит делать. Задача заставляет забыть
об удовлетворении влечений, удовольствиях,
гордости, защите. Этот критерий, очевидно,
связан с ответственностью, которая
является экзистенциалистским идеалом
зрелости. Вместе с тем зрелая личность
тесно соприкасается с реальным миром.

5. Самообъективация
– понимание, юмор. Человек, действующий
напоказ, не осознает, что его обман
прозрачен, а поза неадекватна. Зрелый
человек знает, что «подделать» личность
невозможно, можно только намеренно
сыграть роль ради развлечения. Чем выше
самопонимание, тем ярче выражено у
человека чувство юмора. Стоит помнить,
что настоящий юмор видит за каким-то
серьезным объектом или субъектом
(например, собой) контраст между видимостью
и сущностью.

6. Единая
философия жизни. У зрелой личности
обязательно есть ясное представление
о своей цели жизни. Зрелый человек
обладает относительно ясным Я-образом.
Этот критерий связан с «взрослостью»
совести. Зрелая совесть – это ощущение
долга поддерживать свой Я-образ в
приемлемой форме, продолжать свою
выбранную линию проприативных стремлений,
создавать собственный стиль бытия.
Совесть – разновидность руководства
собой [36
].

 Важно
отметить, что процесс социализации не
прекращается и в зрелом возрасте. Более
того, он не завершается никогда, но
всегда имеет осознанную или неосознанную
цель. Таким образом, понятия «зрелость»
и «взрослость» не синонимичны. По сути,
даже на индивидном уровне понятия
«зрелость» и «взрослость» не полностью
совпадают. В рамках одной парадигмы
проблема зрелости может рассматриваться
на уровне соотношения между различными
уровнями организации человека: индивида,
личности, субъекта деятельности. По
мнению А. А. Бодалева, в процессе развития
человека существует некая взаимосвязь
между проявлениями индивида, личности
и субъекта деятельности. Характер этой
взаимосвязи можно представить в четырех
основных вариантах.

1. Индивидное
развитие человека значительно опережает
его личностное и субъектно-деятельностное
развитие. Человек физически уже взрослый,
но усвоение им основных ценностей жизни,
отношение к труду, чувство ответственности
недостаточны. Чаще это возникает в тех
семьях, где родители «продлевают детство»
своим детям.

2. Личностное
развитие человека идет более интенсивно,
чем его индивидное и субъектно-деятельностное
развитие. Все качества (ценности,
отношения) опережают темпы физического
созревания, и человек как субъект труда
не может выработать привычки к
повседневному трудовому усилию,
определиться в своем призвании.

3. Субъектно-деятельностное
развитие лидирует по сравнению с двумя
другими. Человек может почти фанатически
любить трудиться на уровне своих еще
небольших физических возможностей и
слабо сформированных положительных
личностных качеств.

4. Налицо
относительное соответствие темпов
индивидного, личностного и
субъектно-деятельностного развития.Это
соотношение наиболее оптимально для
развития человека на всем протяжении
его жизни. Нормальное физическое
развитие, хорошее физическое самочувствие
является одним из факторов не только
более успешного усвоения, но и проявления
основных ценностей жизни и культуры,
находящих свое выражение в мотивах
поведения человека. А положительная
мотивация, за которой стоит
эмоционально-потребностное ядро
личности, выступает одним из непременных
компонентов структуры человека как
активного субъекта деятельности.

 А.
А. Реан, пытаясь обобщить известные
подходы к психологическому пониманию
уровня зрелости личности, выделяет
четыре, по его мнению, базовых, или
основных компонента, которые не являются
«рядовыми»:

  • ответственность;

  • терпимость;

  • саморазвитие;

  • позитивное
    мышление или позитивное отношение к
    миру, определяющее позитивный взгляд
    на мир.

 Последний
компонент является интегративным,
поскольку охватывает все остальные,
одновременно присутствуя в них.

Развитие
личности не завершается обретением
автономности и самостоятельности. Можно
сказать, что развитие личности – процесс,
который никогда не завершается, что
свидетельствует о бесконечности и
неограниченности самораскрытия личности.
Он проходит длинный путь, одним из этапов
которого является достижение
самодетерминации, самоуправления,
независимости от внешних побуждений,
другим – реализация личностью заложенных
в нее сил и способностей, третьим –
преодоление своего ограниченного Я и
активное освоение более общих глобальных
ценностей.

На
саморазвитие оказывает влияние большая
группа факторов: индивидуальные
особенности, возраст, отношения с
окружающими, профессиональная
деятельность, семейные отношения и
т. д. Процесс саморазвития взрослого
человека неравномерен, изменения
отношений личности на определенных
отрезках жизни носят прогрессивный
характер, поднимают ее до уровня «акме»,
затем начинаются процессы эволюции,
приводящие к «застою» или регрессу
личности.

Ступень
зрелости и одновременно некая вершина
этой зрелости – акме (в переводе с
греческого обозначает «вершина»,
«острие») – это многомерное состояние
человека, которое хотя и охватывает
значительный по временной протяженности
этап его жизни, никогда не является
статичным образованием и отличается
большей или меньшей вариативностью и
изменчивостью. Акме показывает, насколько
личность состоялась как гражданин, как
специалист в определенном виде
деятельности, как супруг, как родитель
и т. д.

Акмеология
— это наука, возникшая на стыке
естественных, общественных, гуманитарных,
технических дисциплин, изучающая
феноменологию, закономерности и механизмы
развития человека на ступени его зрелости
и особенно при достижении им наиболее
высокого уровня в этом развитии.

Понятие
«акмеология» было предложено в 1928 г.
Н. А. Рыбниковым, а новую область научных
исследований в человекознании начал
создавать в 1968 г. Б. Г. Ананьев. Одной
из важнейших задач акмеологии является
выяснение характеристик, которые должны
быть сформированы у человека в дошкольном
детстве, младшем школьном возрасте, в
годы отрочества и юности, чтобы он во
всех отношениях смог успешно проявить
себя на ступени зрелости [цит. по: 49 ].

.

studfiles.net

Уровни развития личности

Важнейшим для характеристики личности является типичный, преобладающий для нее способ отношения к другому человеку, другим людям и самому себе. Исходя из доминирующего способа отношения к себе и другому человеку было намечено несколько принципиальных уровней в структуре личности.


Первый, эгоцентрический уровень — определяется преимущественным стремлением лишь к собственному удобству, выгоде и престижу, отношение к другим сугубо потребительское, лишь в зависимости от того, помогает ли другой человек личному успеху или нет, выгоден он или нет, т. е. другой человек выступает как вещь. Личное счастье и благо важнее всего, вне зависимости от того, счастливы или несчастливы другие.

Следующий уровень, группоцентрический — человек идентифицирует себя с какой-либо группой, и отношение его к другим людям зависит от того, входят ли эти другие в его группу или нет. Если другой входит в такую группу, то он ценен не сам по себе, а своей принадлежностью к группе, достоин жалости, уважения, снисхождения, прощения, любви.

Если другой в эту группу не входит, то эти чувства могут на него не распространяться, т. е. мир делится на «своих» и «чужих». Благо и счастье связаны с процветанием той группы, с которой идентифицирует себя человек. Он не может быть счастлив, если терпит несчастье его группа.

Просоциальный, или гуманистический уровень личности предполагает, что себя и других людей ценят и признают для них равные права, свободы и обязанности; здесь работает принцип: «Поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой». Счастье и благополучие подразумевает их распространение на всех людей, все человечество.

Духовный, или эсхатологический уровень предполагает взгляд на человека как на существо, жизнь которого не кончается вместе с концом жизни земной, а связана с духовным миром, т. е. это уровень, в рамках которого решаются субъективные отношения человека с Богом, возникает ощущение связи с Богом и представление о счастье как служении и соединении с Ним.

Все четыре уровня так или иначе присутствуют в каждом, и в какие-то моменты, хотя бы ситуативно, побеждает один уровень, а в какие-то — другой. Однако можно говорить и о некотором типичном для данного человека профиле, типичном устремлении. Культура и образ жизни того или иного общества влияет на формирование этого типичного устремления.

Русская культура стремилась к реализации в человеке духовного, эсхатологического уровня: любое дело, чтобы быть признанным, должно было быть оправдано, соотнесено с христианским намерением, с Христом. Для русского типа характера были присущи тонкая душевная организация, лиризм, милосердие, сострадание к униженным и оскорбленным, возвышенный идеализм и религиозность, а ключевым стержнем являлась совесть.

Советская культура формировала иной тип личности — группоцентрический: «главными были класс, партия, коммунистическое общество, а все, что вокруг — враги, против которых возможны любые средства борьбы» (Братусь). Для советского типа характера были присущи грубый материализм и воинствующий атеизм, ключевым стержнем были «классовое сознание, классовая польза».

Западная культура, по мнению Братуся, выносила в себе просоциальную, гуманистическую ориентацию, стремление в идеале нести благо всем людям, человечеству в целом, стремление к правовому обществу, в котором каждый член был бы в равной степени защищен законом и ответственностью перед ним.

Современное российское общество является переходным, периодом слома прежней идеологии и культуры и несформированности другой культуры, в результате психологическое состояние людей можно оценить «как переходное потребностно-мотивационное состояние, когда, образно говоря, «пойди туда, не знаю куда, и принеси то, не знаю что. Да побыстрее, мне не терпится именно там и это получить». Человек в подобном состоянии может еще сказать о том, чего он не хочет, но не о том, что именно ему действительно потребно. Вот и мечется человек в таком состоянии, часто капризничает, дурит». Состояние это весьма опасно своей тягостностью, возможным отчаянием, а также вероятностью обмана, выбора ложного предмета, не отвечающего на деле сути личностного роста, вероятностью выбора ложного пути и ложных целей. Идет перебор, увлечение то одним, то другим, но ни один из выборов не окончательный: то, что вчера восхвалялось, сегодня — подвергается хуле, происходит резкая перемена символов и увлечений, но, с другой стороны, прежние советские группоцентрические, часто неосознаваемые установки продолжают действовать. Группоцентризм сейчас не только не преодолен, но обрел новые формы: сепаратизм, национализм, всевозможные формы группирования, кучкования и противопоставления.

www.psyvsem.ru

Уровни личности.

1.
пассивная личность, характеризуется
незначительным уровнем личностного
развития.

2.
активная личность.

3.
безличность. Это человек, который не
личность. Это больной с тяжелыми
психическими расстройствами, с полным
нарушением работы мозга.

Бехтерев
говорил любопытные вещи об условиях
развития здоровой личности.

Условия
развития личности.

1.
Антропологические особенности, расы.
Наследие отцов оставляет свой результат.
Черная раса людей, далека от совершенства.
У них вместимость черепа меньше, чем у
представителей белой расы.

2.
Очень важны условия зачатия. Даже если
у ребенка хорошая наследственность, но
у родителей были вредные привычки, то
произойдет задержка в развитии.

3.
Экономические условия. Особое внимание
уделял питанию. Неправильное, или
недостаточное питание приведет к
физическому ослаблению организма.
Человек будет быстро истощаться и это
нарушит нормальное развитие личности.

4.
Самое главное условие развития личности
– это наличие общественной деятельности.
Не может быть полного развития личности,
если нет общественной деятельности.
Страны, где общественная деятельность
не востребована, порождают пассивных
личностей.

5.
Фактор воспитания и обучения. Как и
чему воспитывать, что такое гигиена
физической и умственной деятельности.
Прежде всего, важно приучение к
систематическому труду. Второе, это
развитие самостоятельного мышления.
Третье, стойкость характера.

Вот
так идет формирование человека активного,
относительно независимого, который
может отстаивать свои позиции.

40. В.Н. Мясищев. Личность как система отношений.

Владимир
Николаевич Мясищев

– очень яркая личность в психологии.
Развивая
идеи А.Ф.Лазурского об отношении личности,
Мясищев строит свою концепцию личности,
выбирая в качестве центрального
элемента понятие отношения.

Отношение
личности

это активная, сознательная, интегральная,
избирательная основанная на опыте связь
личности с различными сторонами
действительности.

По Мясищеву отношения бывают объективные
и субъективные.
Отношения объективные в силу того, что
между людьми существуют различные
статусы, различные дистанции, различный
уровень образования. Объективный фактор
отношений может изменяться, а субъективный
фактор отношений находится во власти
каждого человека.

Отношения
избирательны,
потому как к разным сферам реальности
у людей складываются разнообразные
отношения. Эта система отношений никогда
не бывает одинаковой. Мясищев говорит,
что, сколько явлений в жизни, столько и
отношений. Мы описываем самые важные,
которые характерны для каждого человека.
Это отношения к себе, к людям, к
деятельности, к миру.

Отношения
сознательны,
хотя степень осознанности отношений
может быть разной. Здесь намек на
бессознательные явления в системе
отношений.

Интегральная
характеристика, потому, что если человек
включается в новую реальность, то у него
формируются новые отношения. Если
человек вошел в отношения, то преобразуется
вся личность в целом. Одно отношение
может преобразовать всю личностную
структуру. Вот почему это интегральная
характеристика, основанная на опыте с
различными сторонами действительности.

Отношение
бывают различной степени обобщенности
– от связей субъекта с отдельными
сторонами или явлениями внешней среды
до связей со всей действительностью в
целом.

По
мысли В. Н. Мясищева отношение
– это системообразующий элемент
личности
.
Сама личность представляется как
система отношений. Отношения личности
формируются под влиянием общественных
отношений, которыми личность связана
с окружающим миром в целом и обществом,
в частности.

С
момента рождения человек вынужден
вступать именно в общественные отношения.
Сначала с матерью в непосредственно-эмоциональные
отношения. Затем с окружающими его
близкими, сверстниками, воспитателями,
педагогами и так далее. Отношения,
преломляясь через «внутренние условия»,
способствуют формированию, субъективных
отношений человека. Эти отношения
выражают личность в целом и составляют
внутренний потенциал человека. Именно
они проявляют, т. е. обнаруживают для
самого человека скрытые, невидимые его
возможности и способствуют появлению
новых возможностей. Автор особо
подчеркивает регулятивную роль отношений
в поведении человека.

В
структуре отношения. В.
Н. Мясищев выделяет стороны:

  • «эмоциональную»,

  • «оценочную»
    (когнитивную, познавательную) и

  • «конативную»
    (поведенческую).

Каждая
сторона отношения определяется характером
жизненного взаимодействия личности с
окружающей средой и людьми, включающего
различные моменты от обмена веществ до
идейного общения.

Эмоциональный
компонент

способствует формированию эмоционального
отношения личности к объектам среды,
людям и самому себе. Эмоциональная
сторона отношения выражается посредством
привязанности, любви, симпатии и
противоположных по знаку чувств –
неприязни, вражды, антипатии.

Познавательный
компонент

отношений способствует восприятию и
оценке (осознанию, пониманию, объяснению)
объектов среды, людей и самого себя.
Познавательная или оценочная сторона
проявляется в принятых личностью
моральных ценностях, выработанных
убеждениях, вкусах, склонностях, идеалах.

Поведенческий
(конативный)

компонент
способствует осуществлению выбора
стратегий и тактик поведения личности
по отношению к значимым (ценным) для нее
объектов среды, людей и самому себе.
Поведенческая сторона отношения
выражается посредством потребностей,
поскольку сама потребность, указывая
на свой предмет, тем самым дает и косвенное
указание на способ достижения этого
предмета.

Отношения
разделяются на виды: положительные и
отрицательные как с точки зрения
эмоциональной, так и рациональной
оценок.

Процесс
развития личности обусловливается
ходом развития отношений. В. Н. Мясищев
указывает, что первоначальный период
возрастающей избирательности поведения
человека характеризуется предотношением,
в
котором отсутствует элемент сознательности.
Нечто, что человек не осознает, побуждает
его к деятельности (неосознаваемая
мотивация поведения).

В
дальнейшем у 2-3-х летнего ребенка
развивается выраженная избирательность
отношения – к родителям, воспитателям,
сверстникам.

В
школьном возрасте увеличивается число
отношений, возникают внесемейные
обязанности, учебный труд, необходимость
в произвольном управлении своим
поведением.

В
старшем школьном возрасте формируются
принципы, убеждения, идеалы.

В.Н.Мясищев
разделяет понятия «отношение»
и «установка»
(каждая
из них претендовала на роль всеобъемлющей
психологической категории).

И
отношения, и установки В. Н. Мясищев
рассматривает в качестве интегральных
психических образований,
которые
возникают в процессе индивидуального
опыта. Установка
бессознательна

и потому она безлична, а отношение
сознательно
,
«хотя, как подчеркивает В. Н. Мясищев,
мотивы или источники его могут не
осознаваться». Другое отличие отношения
от установки заключается в том, отношение
характеризуется избирательностью, а
установка готовностью.

Таким
образом, отношения и установки это
отличные друг от друга психические
образования. Поскольку понятие отношения
несводимо к другим психологическим
категориям (установке, потребностям,
мотивам, интересам и т. д.) и не разложимо
на другие, оно представляет самостоятельный
класс психологический понятий.

Отношения
тесно связаны с различными подструктурами
личности. Подструктуры личности – это
темперамент, характер, способности и
самосознание. Все эти подструктуры
можно раскрыть с точки зрения отношений.
Например, темперамент как природная
фактура отношений будет явно проявляться
с позиции отношений, или же маскироваться
через призму отношений. Если человек
медлителен в силу своих природных
свойств, а его деятельность требует от
него быстрой реакции, то у него, при
условии позитивного отношения к выбранной
деятельности будет формироваться
индивидуальный стиль работы, маскирующий
медлительность.

Характер
– это система отношений и способ их
осуществления человеком. Это фиксированное
отношение в типичных ситуациях.

Способности
человека находятся в закономерном
соотношении со склонностями,
которые представляют движущую силу
развития способностей. Склонность
представляет собой отношение к
определенному виду деятельности и нужду
в этом виде деятельности.

Мясищев
В.Н. стал первым, кто в открытой форме
поставил вопрос о структуре личности.
«Структурная
характеристика освещает нам человека
со стороны его целостности или
расщепленности, последовательности
или противоречивости, устойчивости или
изменчивости, глубины или поверхности,
преобладания или относительной
недостаточности тех или иных психических
функций»
.
Это принципиальное положение, по-видимому,
и определило специфику его взглядов

На
структуру личности, где нет отдельных
составляющих, но есть психологическая
данность – отношение, замыкающая на
себя все другие психологические
характеристики личности. Именно отношение
по мысли В. Н. Мясищева является
интегратором
этих свойств, что и обеспечивает
целостность, устойчивость, глубину и
последовательность поведения личности.
Развитие личности предполагает не
только изменение отношений, но, прежде
всего изменение ее структуры, то есть
изменение взаимоотношений между ее
отдельными элементами.

Положения
психологии отношений легли в основу
разработанной Мясищевым патогенетической
концепции неврозов.
Невроз трактуется как болезнь личности,
вызванная обстоятельствами значимости
в системе ее личностных отношений.

studfiles.net

Этапы и уровни развития личности

Одной из наиболее интересных тем в психологии является тема выделения этапов развития личности. Исследователи и специалисты в этой области используют возрастную градацию развития личности по З .Фрейду и Э. Эрикосону, рассматривающую изменения сознания человека в процессе его взросления.

Этапы развития личности

Младенчество.

Данную стадию также называют «оральной стадией» по Фрейду. Период – от 0 до 1 года. Основы личности и ее отношение к окружающему миру закладываются именно на этом этапе.

В жизни младенца особую роль играет мама, представляющая для него целый мир, поскольку ребенок нуждается в материнской ласке и заботе. Развитие личности зависит от первых дней жизни. При наличии хорошего воспитания, любви ребенок умеет доверять, он воспринимает мир позитивно, как надежный. Такой младенец спокойно переносит трудности и временное отсутствие рядом матери. В противоположном случае, если отсутствует материнская забота, у ребенка возникает чувство страха и недоверия.

Замечание 1

Итак, в основе периода младенчества лежит противопоставление «доверие-недоверие».

Раннее детство.

Так называемая «анальная стадия» по Фрейду. Период – от 1 до 3 лет. На этой стадии ребенок овладевает способностью самоконтроля своих функций. Малыш становится физически крепким, умеет выполнять сложные действия – ходить, прыгать, умываться и т.д.

В этом возрасте проявляются призывы к самостоятельности – «Я сам». Родители непосредственно должны оказывать помощь в самостоятельных действиях ребенка, однако чересчур его опекать ни в коем случае нельзя, так как это приносит вред развитию. Отец и мать должны предоставить своему чаду возможность для развития и саморазвития. При положительном и соответствующем воспитании развивается самоконтроль и воля.

Дошкольный возраст.

По Фрейду называется «фаллической стадией». Период – от 3 до 6 лет. В этом возрасте дети осознают половое различие, расширяется их социальное взаимодействие – общение, игры со сверстниками, возникает интерес к труду.

На данной стадии есть все предпосылки для обучения и воспитания ребенка. От самостоятельных действий дети испытывают радость, ассоциируют себя с взрослыми людьми, ставят перед собой цели. Уже в возрасте 6 лет дети проявляют фантазию, могут самостоятельно создавать собственные развлечения или выбирать игры. Следует отметить, что родителям и воспитателям необходимо поощрять самостоятельность ребенка, это будет служить основой для развития независимости, инициативности, а также творческому развитию мышления.

Школьный возраст.

«Латентный период» по Фрейду. Период – от 6 до 12 лет. В этом возрасте у ребенка отмечается спокойствие, уравновешенность, он изучает внешний мир, находит друзей. Он стремится к освоению новых знаний. Его девиз: «Я то, чему могу научиться». В школе детям прививается дисциплина, они принимают участие в реализации различных целей. Как и в любом возрасте, с 6 до 12 лет ребенок нуждается в поддержке взрослых, поскольку его личность только развивается.

Юность.

Период – от 12 до 19 лет. Наблюдается идентификация личности и самоопределение. Ребенок определяет, ищет свое место в жизни, подбирает подходящие роли, переосмысливает жизнь и ценности. На этом этапе становятся явными ошибки прошлых периодов, допущенные при воспитании. При этом есть риск возникновения негативной самоидентификации – подросток может войти в неформальные группы, в том числе, связанные с алкоголизмом и наркоманией.

Если же развитие личности происходит при положительном развитии событий, то развиваются такие качества, как верность, способность самостоятельно решать задачи и проблемы, а также определять дальнейший жизненный путь.

Молодость.

Период – от 20 до 25 лет. Именно с этого этапа начинается взрослая жизнь, возникает привязанность, любовь, потребность в самостоятельной жизни, создании семьи. Для человека важно наличие взаимности, уважения в отношениях, формируются межличностные отношения.

Зрелость.

Период – от 26 до 64 лет. Человек в этом возрасте сконцентрирован на заботе о подрастающем поколении, внимателен к внешнему миру и другим людям, будучи готовым оказать посильную помощь. Если потребности не могут быть реализованы, то возникает «кризис среднего возраста» и человек теряет смысл жизни.

Замечание 2

Несомненно, в данном возрасте человек достигает определенных результатов в жизни, у него возникает потребность в передаче знаний, умений и опыта подрастающему поколению.

Старость.

С 65 лет начинается самая последняя стадия развития личности. В этом возрасте человек переосмысливает жизнь, вспоминает прожитые годы, осознает правильность своих поступков. Человеку важно быть удовлетворенным в прожитой жизни, находить радостные моменты в ней. Напротив, не обретя спокойствие, человека ждут огорчения по упущенным возможностям, поэтому необходимо жить так, чтобы в преклонном возрасте радоваться своим достижениям.

Стадии развития личности

Стадии развития личности:

  1. Первобытный человек. Этот этап является самым низким уровнем развития личности. Человеческое поведение приближено к животному миру, основная цель – удовлетворение животных инстинктов. Человека на этапе первобытности практически не интересуют социальные нормы. Однако возможно проявление интереса к другим этапам, для этого необходимо осознание потребности, а также искоренить насилие на мыслительном уровне.
  2. Обыватель. Такой человек мало думает о жизни, основную информацию берет из СМИ, газет и телевидения, при этом не анализируя ее, не критикуя. В обществе личность ведет себя согласно правилам, однако на уровне мыслей позволяет себе оскорблять других людей. В основе этапа лежит потребность в удовлетворении низменных потребностей (алкоголь, курение и т.д.).
  3. Начальник. Человек становится хозяином собственных чувств и требует от окружающих порядка. В основе поведения – желание управлять и подчинять. Такой человек требует внимания от окружающих, особенно от противоположного пола.
  4. «Блаженный». Человек готов брать ответственность и заботиться о других людях. Происходят изменения в восприятии жизни, чувства и эмоции глубоки. Для управления своей силой у личности появляются необходимые знания. Этот этап характерен для периода зрелости.
  5. Мудрец. Личность самостоятельно управляет собственным сознанием, понимает устройство мира. Он осознает, что все события имеют свои причины. Человек видит глубинный смысл процессов. При данном этапе возникает мудрость, понимание жизни и развитие личности.
  6. Просветление. Переход на данный этап является откровением, озарением. Человек осознает, где настоящая истина, такие личности являются спокойными и стойкими к любым жизненным ситуациям.

Таким образом, независимо от положения, у человека всегда есть возможность двигаться вперед. В жизни необходимо использовать все необходимые инструменты для самопознания, развития своего дела, творчества и т.д.

spravochnick.ru

Уровни развития личности — Психологос

Разный уровень развития личности — реальность. Человека высокой культуры никто не спутает с человеком, у кого культуры нет или явно недостаточно. Любой руководитель знает, что такое человек ответственный, и печалится, когда видит, что сотрудник до нужной планки не дотягивает. Человек, живущий только как организм, всегда отличается от человека, живущего на уровне личности.

Уровень развития личности определяется двумя основными характеристиками: направленностью личности и ресурсами личностной базы человека. Что это такое, о чем это?

Направленность личности — главный показатель уровня развития личности

Характеристики направленности личности, говорящие о разном уровне развития личности — высота его целей и ценностей, концентрация его стремлений, способность человека самому определять свои цели и ценности, быть не только организмом, но быть личностью.

Основные показатели способности быть личностью:

  • Выбор и развитость авторской жизненной позиции,
  • Развитость основных позиций восприятия, возвышение до позиции Ангела.
  • Уровень ответственности, в том числе деловой (деловая ответственность): иждивенец, наемный работник, специалист, ответственный сотрудник, руководитель среднего звена, директор, владелец.
  • Уровни взрослости: инфантил, человек-ребенок, растущая (опускающаяся) личность, взрослый человек,
  • Способы жизни: убираем из своей жизни ситуации, когда мы проявляем себя как Паразиты, далее от существования Потребителей и Романтиков переходим к жизни Творца. Так, постепенно, можно повышать свой уровень социального развития.

Ресурсы личностной базы — второй показатель уровня развития личности

Однако, как бы ни были сильны и высоки стремления человека, результат его жизни определяется не только этим. Что умеет человек, каковы его возможности, велики ли его ресурсы? Личностная база — это социальные, личностные, психологические и телесные особенности человека, его инструментарий и опыт.

К показателям развитости личностной базы личности можно отнести:

К более локальным показателям развития личностной базы можно отнести развитие следующих качеств и способностей:

www.psychologos.ru

Как определить уровень развития личности

Показатели личностного развития:

·      Развитие интеллекта: дурачок, адекватный, умный, разумный, мудрый. 

·      Объем заботы, взросление: от человека-ребенка к взрослому человеку, далее большому и великому человеку. Ступени от 0 до 2: 0 Дети. Человек-ребенок — нуждаются (у них нужды) в утешении и директивах. Человек-подросток — заинтересованы в консультациях и поддержке, но борются за признание своей самостоятельности. 2 Состоявшаяся (взрослая) личность 

·      Уровень развития инициативыи ответственности. А именно,ступени иждивенец, исполнитель, специалист, ответственный сотрудник, руководитель среднего звена, директор, владелец.

·      Уровень культуры, куда входит грамотность, в том числе психологическая грамотность. 

·      Уровень душевного здоровья: от невротика к здоровому. Умение находиться в гармонии с собой и окружающими, продуктивность конфликтов, любовь к себе и окружающим. 

·      Воспитанность, эстетическое развитие.

·      Умение развиваться и привычка к развитию.

Каждая личность имеет свой круг ценностей, определяющий как ее рост и развитие, так и стиль ее жизни. Это — направленность личности. Три основные направленности личности -Собственный рост и развитие, Личная жизнь, Дело-работа-бизнес.Так или иначе складываясь, разные показатели дают Общий уровень развития личности. При этом какой-то показатель уровня развития личности может быть развит в одной области (сфере) и не развит — в другой. 

Уровень развития личности и этапы жизненного пути личности

Уровень развития личности и этапы жизненного пути личности — разные вещи. В процессе здорового естественного роста, с возрастом, личность проходит определенные закономерные этапы: младенец, ребенок, подросток, молодой человек, взрослый — со своими психологическими особенностями. Какие? И всегда ли проходят? Разные исследователи описывают эти процессы по своему. 

econet.ru

II. Уровень психического развития.

1. Особенности речи и мышления.

Интеллектуальность, активность,
подвижность, тонкость, правильность
эмоциональности мышления. Соотношения
наглядно-чувственного и абстрактно-логического
(специально человеческий тип, по Павлову).
Богатство речи и мышления, выразительность
речи.

2. Волевые качества.

Способен к усилию, владеет собой. Степень
волевой выносливости, подвижности и
устойчивости. Направления, в которых
четко проявляются волевые качества или
недостаток их.

3. Особенности свойств сенсорики,
моторики, памяти, внимания, фантазии.

4. Специальные способности: технические,
художественные, поэтические, умственные,
моторные и т.п.

III. Темперамент.

1. Сила, слабость, активность, пассивность,
работоспособность, утомляемость,
уравновешенность или неуравновешенность
(возбудим, уравновешен), подвижность
(моторная подвижность и общая подвижность
психическая или медлительность).

Тип темперамента по Павлову. Проявление
темперамента в отношениях и в сложных
процессах нервно-психической деятельности.

2. Эмоциональные особенности: степень
выраженности, устойчивость, неустойчивость
эмоций. Какие эмоции преобладают.
Колеблется ли настроение и как. Что
более вызывает радость, печаль, гнев,
возмущение, обиду (насколько сильны
эмоции и определяют поведение или
подчиняются).

IV. Структурно-психологические качества.

Уравновешенность, цельность; широта
или узость диапазона реактивности.
Поверхностность, глубина реакций и
переживаний; соотношение формы и
содержания поведения.

Заключение.

Основные положительные и отрицательные
черты личности: их происхождение,
мероприятия и способы, необходимые для
укрепления положительных черт и
устранения недостатков.

Личность и отношения человека (вместо заключения).

Человек, член общества, рассматривается
социологией, психологией и педагогикой
как личность, хотя он при этом остается
организмом; в основе всех сторон
деятельности личности лежит деятельность
мозга. Единицей, рассматриваемой в
перечисленных науках, является не
организм, а личность человека, которая
характеризует его как деятеля и более
или менее заметного участника
общественно-исторического процесса.
Личность в основном определяется как
общественно-исторически обусловленное
высшее, интегральное психическое
образование, свойственное только
человеку, как сознательный потенциальный
регулятор его психической деятельности
и поведения.

В связи с этим можно сказать несколько
слов о психических образованиях и о
потенциальном психическом. Термин
«психическое образование» применяется
время от времени различными авторами
при не вполне уточненном его значении.
Так, процесс зрительного восприятия
отличается логически и эмпирически от
памяти образов; мышление как процесс
умственного овладения отличается от
интеллекта или ума как основы того или
иного уровня мыслительного процесса.

В психическом можно установить две
категории:

а) процессуальное; б) потенциальное.
Процессуальное и потенциальное не
существуют друг без друга, это — единство,
но вместе с тем это — различные, а не
тождественные понятия.

Потенциальное психическое не является
предметом непосредственного наблюдения,
а определяется на основе умозаключения.
Это скрытая переменная, как ее определяет
Б. Грин (В. F.Green,
1963), а также П. Лазарсфельд. В этой связи
важным является соотношение процессуального
и потенциального психического и отношений
человека. Креч и Крачфилд (D.KrechandR.S.Crutchfield,
1948) определяют отношение как упроченную
организацию мотивационных, эмоциональных,
перцептивных и познавательных процессов
в связи с некоторыми аспектами индивида.
Г. Оллпорт (G.W.Allport, 1935) определяет
отношение как психическое и нервное
состояние готовности выполнить
директивное влияние, ответ индивида на
объекты и ситуации, с которыми он
соотносится. Фьюзон (М. М.Fuson,
1942) характеризует отношение как
вероятность выявления определенного
поведения в определенной ситуации.
Упомянутые авторы характеризуют
отношение и склонность как заключение
о вероятности определенной реакции на
определенные обстоятельства. Предлагаются
разные методы измерения склонности и
отношений, о чем здесь нет возможности
говорить. Вместе с тем в экспериментальной
психологии обнаруживается и сейчас
глубокое непонимание многообразия
личности в связи с многообразием ее
отношении. Такие крупные психологи, как
П. Фресс, Ж. Пиаже (1966) в редактируемой
ими экспериментальной психологии в
параграфе «Поведение и отношение»
пользуются формулой поведения: С
(ситуация), П (персона, личность), Р
(реакция). Устанавливая отношения членов
этой формулы, они предусматривают
варианты ситуации (С1; С2, С3) и варианты
реакций (Р1; Р2; Р3), но рассматривают
личность как одно недифференцированное
целое. Они говорят, что изучают влияние
изменений С на изменения Р, или различные
соотношения на различные ситуации.
Учитываемые особенности личности (пол,
возраст) остаются формальными, а отношения
личностей к содержанию ситуации или
задаче в расчет не принимаются. Это
показывает, что содержательное
исследование личности в ее отношениях
не заняло еще надлежащего места в
экспериментальной психологии.

Психические образования являются
потенциальным психическим, реализующимся,
формирующимся в процессе психической
деятельности. Личность человека
представляет собой сложнейшее и высшее
в психике человека образование. Высшим
оно является в том смысле, что оно
непосредственно определяется влияниями
и требованиями социальной среды и
общественно-исторического процесса.
Общественные требования относятся
прежде всего к идейной стороне поведения
и переживаний человека.

Одним из недостатков психологического
исследования является до сих пор не
вполне изжитый формализм в рассмотрении
его психики. Процессы психической
деятельности, а также лежащие в их основе
психические образования рассматриваются
без достаточной связи с содержаниями
психической деятельности. Рассмотрение
психического процесса в связи с его
предметом и обстоятельствами, его
вызывающими, является основой
содержательного исследования. Особенности
содержания, с которыми связана психическая
деятельность, определяют функциональную
сторону психического процесса. Но эта
структура, активность процесса, его
характер (в смысле положительной или
отрицательной реакции на объект), его
доминирование в сознании и поведении
зависят от отношения человека, от
положительной или отрицательной
значимости содержания процесса, от
степени этой значимости для человека.
Без учета этой роли психической активности
отношений никакой процесс не может быть
правильно освещен, не могут быть правильно
определены способности человека,
осуществляющего ту или иную деятельность;
характер исследуемого процесса обусловлен
не только особенностями задачи
деятельности, но и отношением человека
к этой задаче. Надо подчеркнуть, что
речь идет только об отношениях человека
или человеческих отношениях. Подчеркнуть
это нужно потому, что без этого широко
и в различных планах применяемый термин
отношений окажется нечетким и расплывчатым.
В этом смысле отношения человека — это
потенциал, проявляющийся сознательной
активной избирательностью переживаний
и поступков человека, основанной на его
индивидуальном, социальном опыте. Чем
элементарнее организм, тем в большей
степени его избирательность основана
на врожденной связи реакций с объектом.
Это физиологически определяется как
безусловный, или простой, рефлекс. И. П.
Павлову принадлежит формула: «Психические
отношения и есть временные связи», т.е.
условно-рефлекторные образования;
временные, приобретенные связи
представляют, по Павлову, психические
отношения. И. П. Павлов не давал ни
определения, ни характеристики отношений
человека, поэтому, говоря о Павлове,
здесь мы укажем лишь на два момента:

1) психические отношения как условные
временные связи черпают свою силу из
безусловных;

2) у человека все отношения перешли во
2-ю сигнальную систему. Это значит, что
отношения, основанные на индивидуальном,
или личном, опыте, опираясь на безусловные,
«инстинктивные» тенденции, реализуются
в системах высших «второсигнальных»
собственно человеческих процессов,
определяющих и регулирующих деятельность
человека. А эти высшие отношения и
лежащие в их основе нервно-физиологические
и в то же время нервно-психические
образования неразрывно связаны с
сознательным мышлением и разумной волей
человека.

Нет надобности говорить о том, что
собственно-человеческий уровень
отношений является продуктом
общественно-исторического существования
человека, его общения с членами
человеческого коллектива, его воспитания,
его сознательной трудовой деятельности
в коллективе. Здесь уместно вспомнить,
что К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, что
«животное не «относится» ни к чему и
вообще не «относится»; для животного
его отношение к другим не существует
как отношение» (Маркс К. и Энгельс Ф.
Соч. Т.3. С. 29). Положение о том, что для
животных их отношения «не существуют
как отношения», обозначает, что эти
отношения не осознаются животными.
Возвращаясь к Павлову, укажем, что
установленная им зависимость силы
условно-рефлекторных корковых процессов
от заряжающей их силы подкорковых имеет
решающее значение для понимания динамики
высших процессов у животных. Условные
пищевые рефлексы обнаруживаются
отчетливо, если животное голодно, и не
выявляются, если оно сыто. Но эта
отчетливая зависимость меньше сказывается
на конкретно-личных отношениях человека,
например, в привязанностях к кому-нибудь
или интересах к чему-нибудь. Она совсем
не сказывается на высших идейных
отношениях, хотя они также возникают
на основе физических временных связей.
Их сила и прочность определяются
психосоциальной значимостью объекта
и эмоциональным характером отношений
человека. Можно сказать: чем более то
или иное проявление характеризует
личность, тем менее оно связано с
витально-биологическими отношениями
и тем более явно выступает зависимость
его от истории формирования личности.
Человек есть социально-историческое
образование, впитавшее в себя все
общественные условия и влияния конкретной
истории его развития и проявления
которого обусловлены и могут быть поняты
только на основе этой истории. Подытоживая
все, сказанное здесь и ранее об отношениях
человека, можно рассматривать их как
потенциал избирательной активности
человека в связи с различными сторонами
действительности. Они содержательно
характеризуют деятельность человека,
проявляются не какой-либо одной
функциональной стороной психики, а
выражают всю личность в ее связи и с той
или иной стороной деятельности. Они
характеризуются тем большей активностью
психических процессов, чем более значим
для личности объект отношений, отличаясь
положительным или отрицательным знаком
(тяготение — отвращение, любовь —
вражда, заинтересованность — безразличие).
Чем выше уровень развития личности, тем
сложнее и процессы психической
деятельности и тем дифференцированнее
и богаче ее отношения.

А. Ф. Лазурский (1921), основатель
психологического учения об отношениях
человека, писал, что экзопсихика, иначе
говоря, отношения, и эндопсихика
представляют собой две стороны психики
человека. Неправильно было бы упрекать
А. Ф. Лазурского в дуализме. Его позиция
обозначает не двойственность, не дуализм,
а синтез двух обязательных планов
рассмотрений. Аналогично этому
характеристика силы электрического
тока существует одновременно с
характеристикой напряжения тока, что
вовсе не обозначает дуализма в понимании
природы электричества.

Как мною неоднократно указывалось,
отношения человека — это не часть
личности, а потенциал ее психической
реакции в связи с каким-либо предметом,
процессом или фактом действительности.

Отношение целостно, как и сама личность.
Исследование личности является, в
значительной степени, ее исследованием
в ее отношениях. Развитие личности
представляет процесс образования
усложняющихся, обогащающихся, углубляющихся
связей с действительностью, накопление
в мозгу потенциала действий и переживаний.
Развитие личности — это развитие
психики, а значит, это развитие и
усложнение психических процессов и
накопление опыта — психического
потенциала. Опыт осуществляется в форме
накопления:

1) знаний;

2) навыков;

3) умений;

4) отношений.

Все четыре вида потенциального
психического в той или иной мере
характеризуют личность. Но, вместе с
тем, ясно, что личность характеризуют
не знания, навыки и умения, а, как уже
говорилось выше, отношения. Исследование
личности в ее развитии представляет
историческое изучение личности в
динамике ее содержательных отношений.

Исследование отношений представляет
тот необходимый для психологии подход,
в котором объединяется объективное с
субъективным, внешнее с внутренним.
Отношения существуют между личностью
человека — субъектом и объектом его
отношений. Отношение реализуется или
проявляется во внешнем факторе, но
вместе с тем отношение выражает внутренний
«субъективный» мир личности. Личность
— это субъект отношений так же, как
субъект внешней деятельности. На этом
единстве внутреннего и внешнего,
объективного и субъективного основывается
материалистическая психология.

Принцип системности и целостности,
который с наибольшей отчетливостью
вошел в учение о мозге, организме и
личности в свете объективного ее
исследования со времени работ И. П.
Павлова, заставляет рассматривать
личность как систему и единство
психических процессов и образований,
в котором действенно потенциальным
является система отношений. Личностность
психических процессов заключается в
том, что в них реализуется потенциал
сознательных отношений личности.

С психологической проблемой личности
и ее отношений тесно связан ряд
интегральных психологических понятий.
Прежде всего, сюда относится идущее от
В. Штерна (W.Stern,
1921) понятие направленности
(Richtungsdispositionen). У нас
довольно широко применяется в психологии,
и в особенности в связи с учением о
личности, термин «направленности». Этот
термин, по сути, характеризует понятие
топографически-векторно, в применении
к психологии это означает доминирующее
отношение. Термин «направленность»
вместе с тем является очень общим. Его
употребление вызывает вопрос не только
о том, что есть то, на что направлено, но
и что направлено. Так, говорят о
направленности вкусов, взглядов, желаний,
мечтаний, интересов, симпатий, склонностей
и т.п. Направленность интересов —
законное понятие. Оно характеризует
доминирующие интересы личности. Но к
понятию личности направленность менее
применима. Личность многосторонне
избирательна. Личность имеет характеристику
не линейную и не плоскостную. Если
пользоваться пространственным образом,
личность представляет не только
трехмерную величину, как статуя, но, в
отличие от нее, как все живое, она
динамична и различно в разных системах
меняется в процессе жизни. Характеристика
личности направленностью не только
односторонняя и бедная, но она мало
подходит для понимания большинства
людей, поведение которых определяется
внешними моментами; они не имеют руля
доминирующей направленности. Отношения
человека многообразны, а поэтому именно
они могут раскрыть многообразие
человеческой психики.

Многие советские авторы применяли
понятие позиции личности, которое
впервые было предложено в этом смысле
А. Адлером (A.Adler,
1912). Позиция личности означает, в сущности,
интеграцию доминирующих избирательных
отношений человека в каком-либо
существенном для него вопросе.

Многостороннее разрабатываемое
грузинскими психологами понятие
установки также относится к психическим
интегральным образованиям, особенно
когда речь идет об установке личности.
В этом случае, в отличие от сенсо-моторной
установки, вырабатываемой экспериментально,
это понятие близко к только что указанному
понятию позиции личности. Однако
установка как бессознательное образование
безлична. Установка — это приобретенная
готовность к опытно-обусловленным
особенностям протекания психических
процессов. Может существовать система
установок, интегральная установка,
отдельные и частные установки. Д. Н.
Узнадзе охарактеризовал установку как
готовность личности к определенной
обусловленной потребностью деятельности,
как опирающийся на действенный опыт
механизм, предопределяющий особенности
реагирования. Нужно заметить, что в
установке как в бессознательной инерции
прошлого противостоят сознание настоящего
и перспективы будущего, объединяемые
в каждом поступке и переживании человека.
В этом смысле установка сходна с условным
рефлексом, хотя по механизму своего
развития она не связана обязательным
образом с безусловным раздражителем.
В теорию установки с большим основанием
включается понятие потребности, которая,
однако, в основном эксперименте по
исследованию установки отсутствует.
Это показывает, что понятие установки,
применяемое в психологии, шире, богаче
и глубже той экспериментальной модели,
которой иллюстрируется само понятие,
демонстрирующей лишь инерцию и ее
приобретенный механизм.

В мотивационной психологии особое место
занимает понятие мотива. Это понятие
значимо для всякой психологии и важно
для психологии отношений. При этом нужно
отдавать себе отчет в том, что понятие
мотива имеет двоякий смысл: а) побудительной
движущей силы поведения или переживания,
или б) основание поступка, решение,
мнение. Так называемое мотивированное
действие имеет в своей основе движущую
силу побуждения и основание действия.
Так называемое немотивированное действие
имеет только одну мотивационную категорию
— побуждение, другая же, представляющая
основание действия, отсутствует. В так
называемом немотивированном действии
его основание не осознается. Отношение
может быть основанием мотива, например,
когда ученик учится из любви к знанию,
из любви к родителям, из тенденции
честолюбивого самоутверждения и т.д.

Мотивом отношения может быть то или
иное переживание, например, переживание
учебной неудачи может стать мотивом
отрицательного отношения к учению;
успехи другого ученика могут стать
мотивом враждебно-завистливого отношения
к нему. Таким образом, понятие «мотив»
не имеет определенного однопланового
психологического содержания. Действенность
того или иного обстоятельства всегда
связана с отношением к нему человека,
но неправильно смешивать мотивы и
отношения или говорить о мотивах
независимо от отношения и подменяя
отношение мотивами.

Нет надобности говорить о необходимости
различать понятия свойств личности и
характера при их близости и иногда
совпадении. В необходимости их различения
никто не сомневается, тем не менее об
этом сказать уместно, потому что это
разграничение не всегда четко. Характер
— это психическое своеобразие человека,
интеграл всех его свойств. В основном
характер — это единство отношений и
способа их осуществления в переживаниях
и поступках человека. Личность — это
человек, рассматриваемый с точки зрения
собственно человеческих социальных
его особенностей. Некоторые психические
свойства могут относиться и к характеру,
и к личности, некоторые же только к тому
или другому. Например, порядочный или
непорядочный, идейный или безыдейный,
сознательный или несознательный,
творческий или нетворческий. Это все
черты личности. Коллективизм или
индивидуализм, честность или бесчестность,
благородство или подлость — эти черты
характеризуют личность. Они свидетельствуют
об уровне общественно-нравственного
развития человека. Некоторые из этих
черт могут быть отнесены к характеру,
например, благородство или подлость. В
этом случае они имеют определяющее
значение в системе всех психических
свойств человека. Перечисленные черты
так тесно связаны с особенностями
отношения человека, что не будет ошибки
сказать о личности, как о человеке в его
отношениях к действительности. Сами
отношения при этом, имея личностный
характер, являются элементами, в которых
реализуется личность в процессе ее
деятельности. Человек как личность
является не только сознательно
преобразующим действительность, но и
сознательно относящимся к ней.

Рассмотренные только что интегральные
понятия, таким образом, имеют существенное
значение, их нельзя отвергать, но они
получают уточнение, и в этом уточнении
существенное место занимают их различные
связи с понятием отношений.

В связи с вопросом о развитии личности
упоминался вопрос о развитии отношений.
Мы здесь коснемся еще только одной
стороны, а именно, изменчивости и
устойчивости реакций личности. Нередко
устойчивость и лабильность или
изменчивость рассматривается в
формально-динамическом плане, но это
рассмотрение становится содержательным
лишь с учетом отношений. Стойкость при
этом рассматривается в связи с
определенными содержаниями, например,
стойкость и привязанность к близкому
лицу, стойкость убеждений, нравственная
стойкость. Указанные черты выражают
отношение человека. Реакции, выражающие
эти отношения, а следовательно, и сами
отношения, могут быть устойчивые или
неустойчивые, варьируя от моментальной
ситуативной лабильности до высокой
стабильности. Но стабильные отношения
могут быть и инертно стойкими. Не эта
стабильность является основой в развитии
отношений, важна принципиальная
устойчивость. Принципиальная устойчивость
основывается на некотором осознанном
и обобщенном принципе.

Установление различий в устойчивости
отношений в зависимости от инертности
механизма или от стойкости принципа
требует рассмотрения отношений личности
и психофизиологических механизмов
деятельности, в которой они осуществляются.
Нет отношений без отражения, т.е. отношения
всегда связаны с объектом, который
отражается в сознании. Для понимания
личности и психики существенно не только
их единство, но и различие. Человеческое
суждение, мышление вообще, может быть
бесстрастным, страстным и пристрастным.
Первое не препятствует адекватному
отражению, но и недостаточно для глубины
его, второе содействует глубине и
богатству отражения, а третье искажается
тенденциями, в которых субъективные
компоненты отношения делают отражение
неадекватным, неправильным.

В особой области психических расстройств,
преимущественно психогенных, мы
встречаемся с тремя категориями
патогенеза, связанного с нарушением
механизмов нервно-психической деятельности
и с болезненным нарушением отношений.
Это: а) реактивные депрессии; б)
паранойяльные образования; в) распад
личности. Реактивная депрессия связана
с утратой объекта, вызванной смертью,
изменой, несправедливостью. В этом
случае развивается состояние угнетения,
и вся нервно-психическая и нервно-вегетативная
динамика человека оказывается
болезненно-измененной. Человек лишается
того, что было существенным в системе
его оценочных отношений, его ценностей.
Паранойяльные идеи и паранойяльные
отношения представляют прежде всего
эмотивно-конативно (конативный от
латинского conare— стремиться,
домогаться) обусловленные искажения,
при которых при сохранности в основном
интеллектуальных операций мышление и
представление искажаются в области
болезненных эмотивно обостренных
отношений, связанных с состоянием
неудовлетворенности. Причем возникает
паранойяльный бред величия, ревности,
преследования. Наконец, третья категория
— это регресс личности, при котором
распадаются сформированные жизнью
связи, избирательные отношения, личность
регрессирует (прогрессивный паралич,
старческое слабоумие, острые психотические
состояния токсического или инфекционного
генеза).

Если в патогенезе болезненных психогенных
состояний личности, а также организма
играют роль влияния и складывающиеся
отношения его с действительностью, то
в формировании личности их роль имеет
решающее значение. Педагогика и управление
всей психодинамикой и взрослого, и
подрастающего человека существенно
связана с формированием отношений
человека. Все, что делает человек, он
делает ради или для чего-то. Когда мы
формируем у человека способность
управлять своим поведением, самоконтроль,
самообладание, саморегуляцию, то и
развитие этой способности, и реализация
всегда осуществляются ради чего-то или
для чего-то. Движущей силой этого
развития, мотивом являются идейно-социальные
требования.

Успешное развитие регулятивной
доминирующей роли идейных отношений
приводит к формированию полноценных
личностей. Воспитание человека есть,
прежде всего, воспитание его отношений.
Роль отношений в воспитании неоднократно
подчеркнута А. С. Макаренко.

Эти понятия не только жизненно важны,
а потому и научно и теоретически важны.
Не отрицая роль функционального
процессуального рассмотрения психологии
человека, нельзя не учесть, что
содержательно-синтетическое восприятие
является как исходным, так и завершающим
моментом психологического исследования
и психологической характеристики.
Отсюда вытекает вопрос о месте понятия
психическое или личностное, или
человеческое отношение в системе
психологических понятий. Исходя из
того, что это понятие отношения несводимо
к другим и неразложимо на другие, надо
признать, что оно представляет
самостоятельный класс психологических
понятий. Выделение этого класса особенно
важно в борьбе за личностную психологию
против безличной функционально-процессуальной
и за содержательную психологию личности.

studfiles.net

Читайте также:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о