Структура личности схема: Структура личности — Общие дети, г. Воронеж

Структура личности — Психологос

В зависимости от того, как мы представляем психологическую структуру личности, мы по-разному строим свою работу с нею. В синтон-подходе главные элементы структуры здоровой личности с точки зрения ее жизнедеятельности — это направленность личности и ее личностная база: мировосприятие, опыт и способности человека, его темперамент и характер, а также рисунок тела. Подробнее об этом:

  1. Когнитивная сфера — все то, что выполняет у человека функцию рационального познания: память, внимание, восприятие, понимание, мышление, принятие решений, действия и воздействия — в той мере или в той части, в какой они заняты познавательными процессами, а не чем-то другим (влечениями, развлечениями…). Сильно упрощая, можно сказать, что это компетентность и знания, умения и навыки, разум в самом широком его понимании.
  2. Аффективная сфера — все психические процессы, которые промоделировать разумным образом не представляется возможным. В первую очередь, это все, что связано с мотивационно-потребностной сферой, процессы эмоционально-чувственного отношения к жизни и взаимодействия с миром, собой и людьми.
    Так же упрощая, это обычно чувства и предчувствия, желания и импульсы, мотивы и потребности, впечатления и переживания. Это все то, что противопоставляют Разуму.
  3. Мировосприятие — общее видение мира и отношение к нему. Мировосприятие бывает позитивным и негативным, реалистичным и мистическим, детским и взрослым, мужским и женским. Я-концепция — важный элемент мировосприятия личности. См.→
  4. Сознание и бессознательное…
  5. Направленность личности — это то, что человеку действительно дорого, к чему он на самом деле стремится. Интегральная характеристика направленности личности — способность человека самому определять свои цели и ценности, быть не только организмом, но быть личностью. См.→
  6. Опыт — отложившиеся в процессе жизни и деятельности знания, умения и навыки человека, в том числе стиль его жизни, его привычки и автоматизмы. См.→
  7. Способности — важнейший инструментарий личности. Чем более развиты у человека способности, тем больше он может сделать. Главные способности человека — это умственные, волевые, душевные и телесные способности. Частных способностей — множество, это способности музыкальные, художественные, счетные, способности к усвоению самых разнообразных навыков. См.→
  8. Характер, или психотип — совокупность устойчивых способов поведения и естественного реагирования человека. Соответственно, как о чертах характера, говорят о том, что есть люди по характеру (по психотипу) спокойные и нервные, рассудительные и импульсивные, решительные и сомневающиеся, люди-спринтеры и стайеры — вариантов не счесть. См.→
  9. Темперамент — энергия и динамика поведения человека, яркость, сила и скорость его эмоционального реагирования. Темпераментный человек — реагирующий ярко, быстро, громко! Общераспространённо деление людей по типу темперамента на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов. См.→
  10. Рисунок тела. Рисунок тела складывается из рисунка походки, разворота плеч или сутулости, определенной посадки головы и определенного рисунка жестов, характерной мимики и привычных интонаций. См.→

В личности есть много и других интересных и важных частей и элементов (самосознание и роли, самооценка и уровень притязаний, убеждения и ценности), но такая детализация возможна лишь при анализе разных уровней структуры личности. Важно, что в зависимости от типа и уровня развития личности в человеке может быть разный набор элементов психологической структуры и разное отношение между ними. Например, у человека-организма разум подчинен его чувствам, человек-личность подчиняет свои чувства разуму. У некоторых людей воля развита и присутствует, у других ее нет. Также далеко не у всех людей есть настоящее внутреннее «Я»: хозяин, который умеет всем этим внутренним хозяйством управлять.

Чем менее развита личность, тем больше гены определяют тело, тело определяют душу, а душа определяет ум. Чем более личность развивается, тем более ум вразумляет душу, душа дружит с телом, ум и душа строят тело, а в теле накапливается новый генный фонд. В повседневной жизни у большинства людей дух обычно спит, ум обслуживает душевные импульсы, а душой руководит их тело.

Похоже, 90% людей живет преимущественно своим телом. Тело — их господин, душа и ум — их слуги, о духе вспоминаем лишь когда напомнят, и то со страху. По замыслу о личности, дух должен быть во главе, руководя умом, душой и телом. У сильного человека ум и душа — помощники духа, а тело — воспитуемый ими ребенок.

Структура проблемной личности

Структура проблемной личности отличается от личности здоровой. Такой личности уже не до того, чтобы к чему-то настоящему стремиться, ей нужно решить свои проблемы, избавиться от напряжения или боли. На первые места начинают выходить вопросы психологической защиты… См.→

Что такое структура личности? :: SYL.ru

Длинное пальто и эффектный шарф: зимние комбинации одежды красного цвета

Как прийти на первое свидание во всеооружии: главные бьюти-процедуры

Нанесите от уголков и распределите по центру: делаем губы омбре с помощью румян

Здоровый, с минимумом калорий: делаем дома белый шоколад разными способами

Тыквы, специи и листья: осенний тренд на окрашивание волос

Стильный костюм-пиджак: как вписать брюки-бермуды в свой осенне-зимний образ

Тренды причесок на короткие волосы в 2023 году: интересные варианты

Куртка с принтом и джинсы: с чем миксовать армейские ботинки глубокой осенью

«Я устал. Я ухожу»: Авербух срочно ищет замену Милохину

Женщинам за 50 чернослив особенно полезен для здоровья костей

Автор

Структура личности – это достаточно сложный вопрос в современной психологи. Основными элементами структуризации являются так называемые черты личности. Их довольно много, и называются они психологическими особенностями и свойствами.

История развития проблематики значения понятия «структура личности»

Развитие данной проблематики началось с постановки важного вопроса о соотношении социального и биологического факторов в индивидуальности человека.

Впервые этими вопросами задались древние греки, например, Теофраст, ученик знаменитого Платона. Другой великий греческий ученый и философ, Гиппократ, разработал учение о типах темперамента. Однако основные положения для определения такого понятия, как структура личности, были заложены Ананьевым.

Подсистемы Б. Г. Ананьева

В своих работах исследователь обозначил три категории:

  1. Первая категория была названа интраиндивидной подсистемой. Ее также называют внутрииндивидной. Это характеристика внутренней организации индивидуальности человека (характер, темперамент, способности и таланты).
  2. Вторая категория, разработанная Ананьевым для определения понятия «структура личности», называется интериндивидная. Также ее именуют внеиндивидной. Это характеристика человека в пространстве межличностных отношений.
  3. Третья категория получила название метаиндивидная. Слово «мета» переводится как «над». Эта подструктура характеризует проявления личности не только в контактах с другими людьми, но и за их пределами.

Структура личности в работе исследователя К. К. Платонова

Платонов, тщательно проанализировав некоторые исследования и сравнив наборы слов русских, грузинских и болгарских языков, которые используются для описания особенностей личности, выдвинул свою идею. Разработка Платонова заключается в том, что он рассматривает подсистемы такого понятия, как структура личности, в виде ступеней иерархической лестницы. Ученый выделяет четыре подструктуры:

  1. Биологическая, или же биопсихическая. Сюда Платов отнес половые и возрастные свойства, темперамент.
  2. Психологическая, которая учитывает индивидуальные особенности. Сюда относят свойства памяти, воли, мышления, ощущений, чувств, эмоций.
  3. Социальный опыт: знания, привычки, навыки.
  4. Направленность личности (или же мотивационная структура личности). Эта подструктура характеризует влечения, интересы, идеалы, желания и склонности, мировоззрение, принципы и убеждения отдельно взятого индивидуума.

Структура личности по Юнгу

Карл Юнг в данном вопросе выделяет Индивидуальное и Коллективное бессознательное. Как противовес и как связующее звено отдельно стоит Сознание. Структура личности довольно проста: есть Персона (или же «я для окружающих») и Эго («я для себя»).

Структура личности по Фрейду

Так как весь психоанализ Фрейда базируется на двух принципах (удовольствия и реальности), то ученый выделил 3 основных психических компонента:

  1. Я (механизм приспосабливания человека к окружающей среде).
  2. Оно (инстинкты и рефлексы, бессознательные действия и восприятие).
  3. Сверх-Я (моральные принципы, совесть, чувство вины или страха).

Похожие статьи

  • Расположение органов у человека (фото). Внутренние органы человека: схема расположения
  • Структура личности в психологии. Основные теории
  • Шизоидный тип личности. Диагностика шизоидного типа личности
  • Кто такой индивид? Это особенный человек!
  • Структура личности в социологии: подходы к изучению
  • Пропорции лица человека при рисовании портрета: схема. Идеальные пропорции лица
  • Структура психики: что общего у человека с машиной?

Также читайте

Примеры Ид, Эго и Суперэго

Ид, Эго и Суперэго — это названия трех частей человеческой личности, которые являются частью психоаналитической теории личности Зигмунда Фрейда. Согласно Фрейду, эти три части в совокупности создают сложное поведение человека. Давайте рассмотрим несколько примеров ид, эго и суперэго.

Иконки ножниц и ручек с примерами идентификаторов, эго и суперэго

Реклама

Идентификатор: Удовлетворение основных потребностей

Ид — основная часть личности. Он также представляет наши самые животные побуждения, такие как желание еды и секса. Ид ищет мгновенного удовлетворения наших желаний и потребностей. Если эти потребности или желания не удовлетворяются, человек может стать напряженным, тревожным или злым.

  • Салли хотелось пить. Вместо того чтобы ждать, пока официант снова наполнит ее стакан воды, она протянула руку через стол и отпила из стакана мистера Смита, к его большому удивлению.
  • Голодный ребенок плакал, пока его не накормили.
  • Малышка, которая хотела еще одну порцию десерта, беспрестанно ныла, пока ей не дали еще одну порцию.
  • В очереди в салат-баре Эми так проголодалась, что засунула в рот горсть сухариков, ожидая, когда очередь переместится.
  • Барт застрял в пробке. Он просто хотел, чтобы его машина двигалась! Разъяренный ситуацией, Барт вытащил свою машину на обочину и помчался вперед, не заботясь о том, что он подрезал боковые зеркала людей, пытаясь опередить машины перед ним.

Эго: Работа с реальностью

Эго имеет дело с реальностью, пытаясь удовлетворить желания Ид социально приемлемым способом. Это может означать отсрочку удовлетворения и помощь в избавлении от напряжения, которое оно испытывает, если желание не исполняется сразу. Эго признает, что у других людей тоже есть потребности и желания, и быть эгоистичным в долгосрочной перспективе нехорошо.

  • Салли хотелось пить. Однако она знала, что ее официант скоро вернется, чтобы наполнить ее стакан с водой, поэтому она ждала до тех пор, чтобы выпить, хотя на самом деле ей просто хотелось выпить из стакана мистера Смита.
  • В очереди в салат-бар Эми очень хотелось засунуть в рот горсть сухариков. Однако, поскольку ее босс был там, она решила подождать еще минуту или две, пока не сядет за стол.
  • Мэри очень хотела одолжить у мамы ожерелье, но знала, что мама рассердится, если она возьмет его без спроса, поэтому она спросила у мамы, можно ли ей надеть его.
  • Хиллари так вспотела после тренировки, что захотела переодеться прямо у машины. Однако она знала, что другие люди вокруг нее не одобрят этого, поэтому она подождала, пока не окажется в туалете, чтобы переодеться.
  • Тим очень хотел врезать Марку за то, что он только что сказал. Однако Тим знал, что если он ударит Марка, его выкинут из бейсбольной команды, и, поскольку он любил бейсбол, он разжал кулаки и ушел.

Суперэго: добавление морали

Суперэго развивается последним и основано на морали и суждениях о добре и зле. Даже если Суперэго и Эго могут прийти к одному и тому же решению в отношении чего-либо, причина такого решения Суперэго больше основана на моральных ценностях, тогда как решение Эго больше основано на том, что подумают другие или какие могут быть последствия действия. человек.

  • Сара знала, что может украсть припасы с работы, и никто об этом не узнает. Однако она знала, что воровать нехорошо, поэтому решила ничего не брать, хотя, вероятно, ее никогда не поймают.
  • Мэгги не могла вспомнить ответ на контрольный вопрос №12, хотя училась. Нейт был самым умным ребенком в классе, и с того места, где сидела Мэгги, она могла видеть его ответы, если слегка повернула голову. Когда миссис Арчер повернулась спиной, Мэгги чуть не сжульничала, но совесть остановила ее, потому что она знала, что это неправильно. Вместо этого Мэгги предположила ответ, а затем сдала свою работу.
  • Кассир взял с пары плату только за один прием пищи, хотя они съели два. Можно было бы заплатить только за один, но указали на ошибку кассира и предложили оплатить оба блюда. Они хотели быть честными и знали, что владелец ресторана и сотрудники должны зарабатывать на жизнь.
  • На детской площадке двое детей подшучивали над Джозефом из-за того, что он носил очки. У Джона было искушение присоединиться, чтобы выглядеть хорошо, но когда он подумал о том, как плохо, должно быть, уже чувствует себя Джозеф, он понял, что не может.
  • Весь сезон Уилл упорно трудился, чтобы побить школьный рекорд в беге по пересеченной местности. Во время своей последней гонки у него была возможность срезать угол и, следовательно, сократить свое время, потому что за этой частью трассы не наблюдали официальные лица. Как бы он ни хотел побить школьный рекорд, Уилл знал, что не почувствует себя хорошо, если смошенничает, поэтому он придерживался курса и бежал так быстро, как только мог.

Реклама

Ид, Эго и Суперэго

Ид, Эго и Суперэго работают вместе, создавая человеческое поведение. Ид создает требования, эго добавляет потребности реальности, а суперэго добавляет нравственности к предпринимаемым действиям.

Несмотря на то, что каждый из этих элементов определяет поведение человека, они также являются одними из наших любимых персонажей в книгах, которые мы читаем. Взгляните на этот список примеров черт характера, чтобы понять, что вы хотели бы включить в свой следующий рассказ или роман.

Юнгианская модель психики

Мало кто оказал такое большое влияние на современную психологию, как Карл Юнг; мы должны поблагодарить Юнга за такие понятия, как экстраверсия и интроверсия , архетипы , современный анализ сновидений и коллективное бессознательное . Психологические термины, придуманные Юнгом, включают архетип , комплекс, синхронность , и именно на основе его работы был разработан индикатор типов Майерс-Бриггс (MBTI), популярный сегодня основной продукт личностных тестов.

Среди наиболее важных работ Юнга был его глубокий анализ психики, который он объяснил следующим образом: « Под психикой я понимаю совокупность всех психических процессов, как сознательных, так и бессознательных », отделяя это понятие от общепринятого понятия разума, которое обычно ограничивается процессами только сознательного мозга.

Юнг считал, что психика является саморегулирующейся системой , похожей на тело, которая стремится поддерживать баланс между противоположными качествами, постоянно стремясь к росту. .

Юнг рассматривал психику как нечто, что можно разделить на составные части с комплексами и архетипическими содержаниями, персонифицированными в метафорическом смысле и функционирующими скорее как вторичные самости, которые вносят свой вклад в целое. Его концепция психики разбита следующим образом:

Эго

Для Юнга эго было центром поля сознания , частью психики, где находится наше сознательное осознание, наше чувство идентичности и существования. Эту часть можно рассматривать как своего рода «командный штаб», организующий наши мысли, чувства, чувства и интуицию и регулирующий доступ к памяти. Это та часть, которая связывает внутренний и внешний мир вместе, формируя то, как мы относимся к тому, что является внешним по отношению к нам.

То, как человек относится к внешнему миру, согласно Юнгу, определяется его уровнем экстраверсии или интроверсии и тем, как он использует функции мышления, чувства, ощущения и интуиции. Некоторые люди развили больше одного или двух из этих аспектов, чем другие, что формирует их восприятие окружающего мира.

Происхождение эго лежит в архетипе себя, где оно формируется в ходе раннего развития, когда мозг пытается добавить смысл и ценность своему разнообразному опыту.

Однако эго — это всего лишь небольшая часть самости ; Юнг считал, что сознание избирательно, а эго — это часть личности, которая отбирает наиболее важную информацию из окружающей среды и выбирает на ее основе направление, в то время как остальная информация погружается в бессознательное. Поэтому оно может проявиться позже в виде снов или видений, проникая таким образом в сознательный разум.

Личное бессознательное

Личное бессознательное возникает в результате взаимодействия между коллективным бессознательным и личностным ростом и было определено Юнгом следующим образом:

«Все, о чем я знаю, но о чем в данный момент не думаю». ; все, что я когда-то сознавал, но теперь забыл; все воспринимаемое моими чувствами, но не отмеченное моим сознательным умом; все то, что я невольно и не обращая на это внимания чувствую, думаю, вспоминаю, хочу и делаю; все будущие вещи, которые складываются во мне и когда-нибудь осознаются; все это составляет содержание бессознательного… Кроме них мы должны включить все более или менее преднамеренные вытеснения болезненных мыслей и чувств. Я называю сумму этих содержаний «личным бессознательным».

В отличие от Фрейда, Юнг рассматривал вытеснение как один из элементов бессознательного, а не как его все. Юнг также рассматривал бессознательное как дом потенциального будущего развития, место, где еще неразвитые элементы сливаются в сознательную форму.

Комплексы

Комплексы, в юнгианском смысле, представляют собой тематические организации в бессознательном уме, сосредоточенные вокруг паттернов воспоминаний, эмоций, восприятий и желаний, паттернов, которые формируются в результате опыта и реакций человека на этот опыт. . В отличие от Фрейда, Юнг считал, что комплексы могут быть очень разнообразными, а не просто люди, имеющие основной сексуальный комплекс.

Комплексы часто ведут себя автоматически, что может привести к тому, что человек почувствует, что поведение, возникающее из-за них, выходит из-под его или ее контроля . Люди, которые психически больны или ошибочно названы «одержимыми», часто имеют комплексы, которые регулярно и заметно берут верх над ними.

Комплексы находятся под сильным влиянием коллективного бессознательного и, как таковые, имеют архетипические элементы. У здорового человека комплексы редко представляют собой проблему и, скорее всего, являются ключом к уравновешиванию довольно односторонних взглядов на эго, чтобы могло произойти развитие. Однако, если человек психически нездоров и не может регулировать себя (как видно у тех, кто испытывает диссоциацию между этими состояниями), комплексы могут стать явными и более серьезными. В этих случаях эго повреждено и поэтому недостаточно сильно, чтобы использовать комплексы посредством звукового отражения, предоставляя им полноценную и неуправляемую собственную жизнь.

При лечении таких людей Юнг больше обращал внимание на будущее развитие, чем просто имел дело с их прошлым; он пытался выяснить, что означают симптомы и надеялся достичь, и работать с ними под этим углом зрения.

Коллективное бессознательное

Теория коллективного бессознательного — одна из наиболее уникальных теорий Юнга; Юнг считал, в отличие от многих своих современников, что все элементы индивидуальной природы присутствуют с рождения, и что среда человека выявляет их (а не среда, создающая их). Юнг считал, что люди рождаются с уже заложенным в них «планом», который будет определять ход их жизни, что, хотя и вызывало споры в то время, довольно широко поддерживается сегодня из-за большого количества доказательств, имеющихся в животном мире. для различных видов, рождающихся с репертуаром поведения, уникально адаптированного к их среде. Было замечено, что это поведение у животных активируется стимулами окружающей среды таким же образом, как Юнг считал, что человеческое поведение выдвигается на первый план. Согласно Юнгу, «термин архетип означает не унаследованную идею, а скорее унаследованный способ функционирования, соответствующий врожденному способу, которым цыпленок появляется из яйца, птица строит свое гнездо, определенный вид осы». жалит двигательный ганглий гусеницы, и угри находят путь к Бермудским островам. Другими словами, это «модель поведения». Этот аспект архетипа, чисто биологический, является предметом научной психологии».

Юнг считал, что эти чертежи находятся под сильным влиянием различных архетипов в нашей жизни, таких как наши родители и другие родственники, важные события (рождения, смерти и т. д.) и архетипы, происходящие из природы и нашей культуры ( общие символы и элементы, такие как луна, солнце, вода, огонь и т. д.). Все эти вещи объединяются, чтобы найти выражение в душе и часто отражаются в наших историях и мифах.

Юнг не исключал духовного, несмотря на биологическую основу, которую он описал у личности; он тоже чувствовал возникла противоположная духовная полярность, сильно влияющая на психику .

Самость

Самость, согласно Юнгу, была совокупностью психики со всеми ее возможностями. Это та часть психики, которая смотрит вперед и содержит стремление к наполнению и целостности. В этом говорилось, что Самость управляет процессом индивидуации, стремлением человека максимально реализовать свой потенциал.

В этой области Юнг снова отличается от Фрейда; в теории Фрейда эго отвечает за описанный выше процесс и образует ось, на которой вращается индивидуальная психология человека, тогда как в юнгианской теории эго — это всего лишь одна часть, которая поднимается из (бесконечно более сложной) самости.

Персона

Юнг сказал, что Персона — это элемент личности, который возникает «по причинам адаптации или личного удобства». Если у вас есть определенные «маски», которые вы надеваете в различных ситуациях (например, та сторона себя, которую вы представляете на работе или в семье), это персона. Персону можно рассматривать как часть эго, отвечающую за связи с общественностью, часть, которая позволяет нам относительно легко взаимодействовать в обществе в различных ситуациях.

Однако те, кто слишком сильно идентифицирует себя со своей персоной, могут столкнуться с проблемами. снисходительно ко всем. Выполнение вышеупомянутого может сильно затормозить чей-то личностный рост, поскольку другие аспекты личности не могут должным образом развиваться, нанося вред общему росту. 9″ Тень».

Тень

Те черты, которые нам не нравятся или скорее игнорируются, объединяются, чтобы сформировать то, что Юнг называл Тенью. Эта часть психики, на которую также сильно влияет коллективное бессознательное, представляет собой форму комплекса и, как правило, является комплексом, наиболее доступным для сознательного разума.

Юнг не считал, что Тень бесполезна или бесполезна; он чувствовал, что «там, где есть свет, должна быть и тень», то есть тень играет важную роль в уравновешивании психики в целом. Без хорошо развитой теневой стороны человек может легко стать мелким и крайне озабоченным мнением других , ходячей Персоной. Точно так же, как конфликт необходим для развития сюжета любого хорошего романа, свет и тьма необходимы для нашего личного роста.

Юнг считал, что, не желая прямо смотреть на свои Тени, многие люди проецируют их на других, имея в виду, что качества, которые мы часто не выносим в других, мы имеем в себе и желаем не видеть. Чтобы по-настоящему расти как личность, нужно перестать сознательно слепо относиться к своей Тени и попытаться сбалансировать ее с Персоной.

Анима и анимус

Согласно Юнгу, анима и анимус являются контрасексуальными архетипами психики, при этом анима присутствует в мужчине, а анимус – в женщине. Они строятся из женских и мужских архетипов индивидуального опыта, а также опыта общения с представителями противоположного пола (начиная с родителя) и стремятся сбалансировать возможный в противном случае односторонний гендерный опыт. Как и Тень, эти архетипы, как правило, проецируются, только в более идеализированной форме; человек ищет отражение своей анимы или анимуса в потенциальном партнере, объясняя феномен любви с первого взгляда.

Юнг видел либо мужественность, либо женственность как «высшую» сторону гендерной медали (в отличие от многих его сверстников, которые отдавали предпочтение мужественности), но просто как две половины одного целого, такие как свет и тень , половинки, которые должны уравновешивать друг друга.

Индивидуация

Индивидуация для Юнга была поиском целостности, который неизменно предпринимает человеческая психика, путешествием к осознанию себя как уникального человеческого существа, но уникального только в том смысле, что мы все , не больше и не меньше, чем другие.

Юнг не пытался перейти от важности конфликта к человеческой психологии; он видел это как неотъемлемое и необходимое для роста. Имея дело с вызовами внешнего мира и собственными внутренними противоположностями, человек постепенно становится более сознательным, просветленным и творческим. Результатом преодоления этих столкновений стал «символ», который, по мнению Юнга, будет способствовать новому направлению, в котором справедливость будет отдана всем сторонам конфликта.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *