Условия для формирования личности: Факторы и условия развития личности в психологии
Факторы и условия развития личности в психологии
Определение понятия личности
Феномен личности не имеет единой трактовки, определения понятия личности зависят от точки зрения автора на процесс ее развития и становления.
По мнению одних авторов процесс формирования и развития личности основывается на врожденные способности, роль же социального окружения второстепенна. Исследователи, придерживающиеся другой точки зрения, уверены в том, что основным источником развития личности является именно социальная среда, а врожденные качества играют незначительную роль.
Помимо этих крайних точек зрения существует теория о взаимосвязи биологического и социального начал в процессе развития личности индивида.
Факторы развития личности
Для более полного определения и анализа процесса развития личности необходимо выделить основные факторы, влияющие на него в той или иной степени.
Данные факторы можно разделить на следующие типы:
- биологическая наследственность индивида;
- физическое окружение;
- особенности общественной и культурной жизни индивида, его социальное окружение;
- опыт групповых отношений;
- неповторимый индивидуальный опыт индивида.
Основу процесса социализации личности составляет групповой опыт взаимодействия конкретного индивида. На основе этого опыта формируется образ «Я», зависящий от того, как окружающие оценивают данную личность. Для успешного восприятия индивид примеряет на себя роли других и их глазами производит оценку своего поведения и внутреннего мира. Таким образом, происходит процесс социализации индивидуальный для каждого индивида, опыт которого неповторим и уникален.
Процесс развития личности
В процессе роста и развития личности важную роль играет стремление к процессу, постоянное самосовершенствование и поиск наиболее оптимальных путей и решений индивидуально и ювелирно подобранных для каждой конкретной личности и ситуации.
- Для чего необходим процесс развития?
- На что необходимо обратить пристальное внимание в процессе изменений?
- Какие условия будут оптимальными для протекания процесса развития?
Условия развития личности
Определение 1
Условия — это основные элементы и характеристики окружающей среды в которых происходит процесс развития личности.
Существующая система условий жизнедеятельности индивида образует среду обитания личности. Она включает в себя биологические, психологические и социальные условия. Условия развития личности можно разделить на необходимые и достаточные. Рассмотрим их более подробно.
- Необходимые условия — это условия развития личности, включающие в себя внутренние объективные закономерности развития личности.
- Достаточные условия развития личности в своей основе имеют причины, основания и противоречия развития.
Таким образом, можно говорить о том, что личность по природе своей социальна и основные источники и соответственно условия развития находятся в окружающей среде индивида.
Рассматривая процесс развития личности в данном ключе его можно обозначить как усвоение индивидом существующего социального опыта в непосредственном общении с окружающими людьми. Результатом этого процесса является формирование психических особенностей индивида: интересы, характер, склонности, поведенческие реакции.
Замечание 1
В психологии психические особенности человека определяются как прижизненные онтогенетические образования, ведущую роль в формировании которых играет имеющийся социальный опыт индивида, условия, окружающие его, а также уровень воспитания и обучения.
Основами становления психических особенностей человека являются среда, воспитание и обучение. Большую роль при этом играет воздействие старшего, более опытного поколения на младшее, с целью передачи накопленного опыта и формирования определенных качеств личности.
Однако следует подчеркнуть, что человек не является пассивным объектом воздействия среды. В связи с этим внешнее воздействие влияет на психику человека не напрямую, а с помощью процесса непосредственного взаимодействия индивида с окружающей средой. Именно через взаимопроникновение и взаимное влияние человека и окружающей среды и происходит процесс развития личности и общества в целом.
Говоря о внешних условиях и воздействиях на развитие психики человека нельзя забывать о внутренних условиях, являющихся непременным условием для развития. Своеобразие психики индивида, его неповторимый индивидуальный опыт имеют огромное влияние на течение процесса развития.
Человек являясь активным существом способен к сознательному, самостоятельному изменению своей личности с помощью самовоспитания и самосовершенствования в течение всей своей жизни. Источником мотивации для изменений чаще всего выступает именно социальная среда в активном взаимодействии, с которой он находится. Так что и здесь влияние среды оказывается опосредованным.
Определение 2
Социализация – процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями.
Одно поколение сменяет другое, обеспечивая преемственность культуры, включая язык, ценности, нормы, обычаи, мораль.
Именно посредством систематического взаимодействия с другими людьми у индивида формируются свои собственные убеждения, моральные стандарты, привычки – всё то, что создаёт уникальность личности. Таким образом, социализация имеет две функции: передача культуры от одного поколения другому и развитие Я.
Формирование и развитие личности: процесс, факторы, условия, этапы
Личность – системное качество индивида, приобретаемое им в ходе культурно-исторического развития (А. Н. Леонтьев). Как личность человек проявляет себя в системе отношений. Однако отношения в свою очередь оказывают влияние на формирование личности. Какие еще закономерности можно выявить в развитии личности, и какие факторы влияют на ее становление – давайте разберемся.
- 1 Детерминанты развития
- 1.1 Наследственность
- 1.2 Окружение
- 1.3 Ситуация
- 1.4 Деятельность как условие формирования личности
- 2 Кто такая сформированная личность
- 3 Критерии развития
- 4 Самосознание как отдельный компонент и признак становления личности
- 5 Процесс развития
- 6 Стадии развития личности
- 6. 1 Концепция Э. Эриксона
- 6.2 Концепция В. И. Слободчикова
- 6.2.1 Оживление (до года)
- 6.2.2 Одушевление (от 11 месяцев до 6,5 лет)
- 6.2.3 Персонализация (от 5,5 лет до 13-18 лет)
- 6.2.4 Индивидуализация (от 17-21 года до 31-42 лет)
- 6.2.5 Универсализация (от 39-45 лет и далее)
- 6.3 Жизненный путь
- 6.4 Личностный рост
- 7 Послесловие
Детерминанты развития
Детерминанты – факторы и условия, оказывающие ведущую роль в развитии чего-либо. В нашем случае это ведущие факторы становления личности.
Наследственность
В статье «Понятие личности в психологии: сущность и структура» мы выяснили, что феномен человека как личности подразумевает рассмотрение обоих элементов: биологического и социального. Врожденные особенности человека, то есть темперамент и конституция тела, задатки и другое, несомненно, вносят свою лепту в формирование личности.
- Изначально в теориях о личности придерживались только этого подхода. Было принято считать, что наследственность передает гены, гены формируют гормональный фон, тот – телосложение и психику, они – придают форму личности.
- Чуть позже стало ясно, что индивидуальные особенности вносят свою лепту, но на личностное формирование большее влияние оказывают социальные факторы.
Окружение
Личность формируется под влиянием психологии группы, с членами которой она находится на равных позициях. Окружение влияет на формировании личности через:
- культуру;
- нормы и ценности семьи, круга друзей, других социальных групп;
- устройство страны.
Социальное окружение формирует характер, который является одним из элементов структуры личности.
Интересный факт: научно доказано, что даже порядок рождения ребенка играет важную роль в формировании личности. Так, дети, рожденные первыми и в дальнейшем имеющие брата или сестру, чаще:
- заботятся о социальном принятии или непринятии;
- трудолюбивы и ответственны;
- склонны к сотрудничеству, подчинению авторитетам;
- не стремятся нарушать правила;
- отличаются честолюбием;
- склонны к чувству вины и беспокойству.
Ситуация
Этот фактор стали выделять в отдельную категорию не так давно. Предполагается, что он сдерживает и социальное, и природное в человеке. Это своеобразный регулятор личности.
- Не секрет, что некоторые ситуации диктуют стиль поведения и границы допустимого или недопустимого. Чем чаще человек оказывается в ситуации вынужденного поведения, тем проще ему потом постоянно показывать себя в таком виде.
- Однако именно из-за ситуативности нельзя судить о личности человека изолированно.
В настоящее время предпринимаются попытки выделения конкретных ситуаций, их описания и сути влияния на личность. Но практически сделать это очень сложно. Пока для оценки личности остается необходимым иметь сведения о его поведении в различных ситуациях.
Деятельность как условие формирования личности
Основное условие формирования личности – деятельность:
- трудовая,
- учебная,
- игровая,
- общение.
Каждая деятельность специфична и оказывает определенную роль в развитии человека, отвечает его возрастным потребностям, развивает определенные компоненты личности. Подробнее о деятельности можно прочитать в статье «Деятельность человека – что это в психологии. Виды деятельности и их характеристика».
Кто такая сформированная личность
Психологией доказано, что личностью не рождаются, а становятся. Однако вопрос о том, кого можно считать личностью, так и остается открытым. До сих пор нет единого списка требований, описания свойств или классификации критериев. Но некоторые черты, свойственные сформированной личности, выделить можно.
- Активность. Подразумевает произвольность деятельности, умение управлять своей жизнью в любой ситуации.
- Субъектность. Предполагает контроль над своей жизнью и ответственность за выбор, то есть занимаемая роль автора жизни.
- Пристрастность. Умение оценивать окружающую действительность, принимать что-то или не принимать, то есть не быть равнодушным к миру и своей жизни.
- Осознанность. Способность выражать себя в общественных формах.
Критерии развития
Из описанного выше можно выделить критерии развития личности, или личностного роста:
- усиление субъектности;
- целостность и интегрированность в мир;
- рост продуктивности;
- развитие душевных (духовных) качеств и способностей.
Характерная черта зрелой личности – преодоление эгоцентризма и приобретение широкой идентичности (способность отождествлять себя с миром, обществом, ситуациями, природой; ощущение общности и понимания).
- У детей и подростков развитие личности оценивается по характеристикам социализации и рефлексии.
- У взрослых – по способности к самоактуализации, умению принимать ответственность и выделяться из общества, сохраняя связь с ним.
Самосознание как отдельный компонент и признак становления личности
Самосознание (продукт которого – Я-концепция) активно формируется в подростковом возрасте, хотя зарождение начинается куда раньше. Оно вытекает из сознания личности. Это система установок, отношение к самому себе. Подробнее о самосознании можно прочитать в статье «Самосознание – что это в психологии. Его структура и функции».
Процесс развития
Развитие личности можно охарактеризовать через развитие системы ее потребностей. То есть человек развивается как личность, когда:
- протяженность действия потребностей увеличивается;
- потребности становятся осознанными и приобретают социальный характер;
- потребности переходят от низших к высшим (духовным, экзистенциональным).
Стадии развития личности
Цель развития личности – обретение личностной свободы. Существует несколько классификаций стадий развития личности.
Концепция Э. Эриксона
Интересной в плане рассмотрения развития личности мне кажется теория Э. Эриксона. Психоаналитик отметил 8 стадий, на каждой из которых человек сталкивается с противоположными силами своей личности. Если конфликт решается благополучно, то формируются определенные новые черты личности, то есть и происходит развитие. В противном случае человека настигает невроз и дезадаптация.
Итак, среди этапов развития личности можно выделить следующие:
- Противоречие доверия и недоверия к окружающему миру (от рождения до года).
- Противоречие независимости со стыдом и сомнениями (от года до 3 лет).
- Противоречие инициативности и чувства вины (от 4 до 5 лет).
- Противоречие трудолюбия и чувства неполноценности (от 6 до 11 лет).
- Противоречие осознания идентичности с каким-то полом и непонимания поведения, свойственного ему (от 12 до 18 лет).
- Противоречие стремления к интимным отношениям и чувству изолированности от окружающих (ранняя взрослость).
- Противоречие жизненной активности и сосредоточенности на своих проблемах, потребностях, интересах (средняя взрослость).
- Противоречие ощущения полноты жизни и отчаяния (поздняя взрослость).
Концепция В. И. Слободчикова
Психолог рассматривал становление личности с позиции развития субъектности человека по отношению к его поведению и психики.
Оживление (до года)
Характерная черта этого этапа – знакомство ребенка со своим телом, его осознание, которое отражается в двигательных, сенсорных и общительных действиях.
Одушевление (от 11 месяцев до 6,5 лет)
Начинается определение ребенком себя в мире, для чего малыш учится ходить и орудовать с предметами. Понемногу малыш овладевает культурными навыками и способностями. В 3 года ребенок осознает свои желания и возможности, что выражается позицией «Я сам».
Персонализация (от 5,5 лет до 13-18 лет)
На этом этапе человек впервые осознает себя как творца (реального или потенциального) собственной жизни. Во взаимодействии со старшими наставниками и ровесниками личность выстраивает границы идентичности, начинает понимать собственную ответственность за будущее.
Индивидуализация (от 17-21 года до 31-42 лет)
На этом этапе человек присваивает и индивидуализирует все общественные ценности, пропуская их через призму собственного мировоззрения, личностной позиции. Человек преодолевает групповые ограничения, оценки окружения и выстраивает свою «самость». Он отходит от стереотипов, мнений извне и давления. Впервые он сам принимает или не принимает то, что дает ему мир.
Универсализация (от 39-45 лет и далее)
Для этапа универсализации характерен выход за рамки индивидуальности на уровень экзистенциальности. Человек осмысливает себя как элемент всего человечества в контексте того, что было в истории мира и что будет.
Как мы видим, развитие личности тесно связано с возрастным развитием. Но если обратить внимание на указанные в скобках сроки, то можно отметить их широкий разброс. Причем чем старше физиологически становится человек, тем шире разброс личностного развития. Из этого и возникает то, что в народе называют «развит не по годам» или «застрял в развитии». Но теперь-то вы знаете, что, возможно, никто нигде не застрял и не «убежал», дело в отличии физического и личностного развития.
Кроме этого, можно рассматривать развитие личности как изменение индивидуального психологического пространства человека, в которое входят:
- тело;
- окружающие личностно значимые предметы;
- привычки;
- отношения, связи;
- ценности.
Эти элементы не появляются сразу, они накапливаются по мере физического развития ребенка. Но у взрослой личности можно выделить все эти элементы. Для благоприятного развития личности важна неприкосновенность названных выше компонентов.
Жизненный путь
Структура личности формируется в процессе жизненного пути, то есть в развитии человека как субъекта собственной жизни. Цели, мотивы и ценности личности отражаются в жизненном плане, который структурирует жизненный путь.
Проще говоря, это жизненный сценарий человека. До сих пор не существует единого мнения относительно этого вопроса.
- Одни ученые (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев), преимущественно отечественные, придерживаются мнения, что исключительно человек формирует и регулирует свой сценарий. То есть сознательно выбирает путь, но не без помощи и влияния родителей.
- Другие исследователи (Адлер, Берн, Роджерс) придерживаются теории бессознательного. А среди ведущих факторов, определяющих сценарий, называют стиль воспитания родителей и их личностные особенности, порядок рождения ребенка, имя и фамилию, случайные стрессовые факторы и ситуации, воспитание прародителями.
Личностный рост
Личностный рост – продукт жизненного пути, рассматриваемый через оценку способности личности управлять своей жизнью, строить отношения с окружающими, отстаивать свои убеждения, воспринимать жизнь едино во всем ее многообразии.
- Основа этого – рефлексия. Качество, которое начинает формироваться еще в детском возрасте и которое подразумевает анализ человеком собственных поступков. Это элемент самосознания – самоанализ.
- Второй базисный элемент, вытекающий из рефлексии – автономия личности, то есть владение собой, принятие ответственности за свой выбор и право этого выбора.
Личностный рост тесно связан с самооценкой и оценкой, а точнее это не что иное, как переход от системы внешних критериев к системе внутренних, основанных на личностных убеждениях.
Послесловие
Развитие личности – процесс трудный и противоречивый, протекающий всю жизнь. Остановка в развитии чревата деградацией и распадом личности.
Формирование личности – целенаправленный и организованный процесс. Вначале его организуют родители и окружение ребенка, позже – сам человек и окружение.
Таким образом, формирование и развитие личности происходит в процессе взаимодействия человека с окружающим миром и людьми. Однако для того, чтобы стать личностью, нужно научиться ставить границы между пониманием «себя» и «не себя». Что подразумевает:
- участие в жизни общества, но не тотальное растворение в нем;
- умение противостоять и сохранять индивидуальность.
В последнее время актуально говорить не только о созидательном элементе личности, но и творческом начале, под чем и подразумевается «быть творцом жизни».
До сих пор не поставлена точка в вопросе границ влияния биологического и социального в человеке при развитии личности. Продолжаются исследования генов. Ученые не исключают, что в будущем какие-то феномены, признанные приобретенными, будут фактически переведены в категорию наследственных.
Вы рождаетесь с личностью или она развивается позже?
Что делает вас тем, кто вы есть? Это ваша природа или ваш опыт способствовали развитию вашей личности?
Ваша личность может быть столь же определяющей, как и ваше физическое присутствие. Он представляет собой то, «кто вы есть», и является частью того, что создает отношения, стимулирует инновации и способствует личностному росту.
Что касается аспектов вашей личности, эксперты сходятся во мнении, что врожденные черты сочетаются с приобретенным поведением, но этапы этого развития менее определены.
Личность неосязаема, и каждый человек обладает уникальной личностью. Это затрудняет изучение личности в психологии. Фактически, большая часть того, что известно о развитии личности, основана главным образом на теории.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что личность развивается со временем. Когда вы рождаетесь, у вас есть личность — она существует в своей фундаментальной форме, известной как темперамент.
Ваш темперамент, состоящий из врожденных характеристик, таких как уровень энергии, настроение и манера поведения, а также эмоциональная отзывчивость, может затем управлять опытом обучения, который формирует вашу личность на протяжении всей жизни.
Существует несколько общепринятых моделей личности, хотя исходная эгоцентрическая теория Зигмунда Фрейда остается одной из самых выдающихся.
«Психоаналитическая теория Фрейда известна различными стадиями развития личности, — говорит Анико Данн, психолог из Сан-Франциско. «В нем говорится, что личность состоит из трех элементов, называемых ид, эго и суперэго. Эти элементы работают вместе, чтобы сформировать сложное человеческое поведение».
ИД
В теории психоанализа Фрейда ИД присутствует при рождении. Это то, что многие люди называют вашим темпераментом, врожденными чертами, которые бессознательны и инстинктивны. ID не зависит от опыта.
Эго
В период между рождением и 3 годами эго развивается в соответствии с теорией личности Фрейда. Эго — это часть вашей личности, которая выражает импульсы ИД и принимает решения о том, как выражать чувства миру.
Суперэго
Фрейд предположил, что в возрасте от 3 до 5 лет появилось суперэго.
Иногда называемая «внутренним голосом», эта часть вашей личности представляет собой эволюцию эго, которая контролирует импульсы, но также способствует сознательному мышлению, связанному с моралью и самокритикой.
Фрейд считал, что суперэго состоит из двух основных компонентов: идеального «я» и совести.
Ваше идеальное «я» или версия себя, к которой вы стремитесь, может управлять совестью. Несоблюдение собственных стандартов, например, может вызвать у совести выражение вины или стыда.
В рамках теории психоанализа Фрейда находится его концепция психосексуального развития.
Психосексуальная теория, которая в настоящее время считается весьма спорной из-за неравного гендерного подхода, предполагает, что развитие ид, эго и суперэго связано с пятью стадиями идентификации принципа удовольствия:
- оральный
- анальный
- фаллический
- латентный
- генитальный
На каждом этапе Фрейд утверждал, что определенные реакции удовольствия — например, реакции ребенка на исследование предметов во рту — дают важные жизненные уроки.
Он считал, что необходимо «преодолеть» трудности на одном этапе, чтобы перейти к следующему. Неспособность сделать это, по Фрейду, может способствовать расстройству личности в более позднем возрасте.
Преодоление каждой фазы, считал он, способствует и является ключом к развитию вашей личности в целом.
Фрейд заложил основу современной теории личности, и после его работ по психоанализу появилось несколько других основных концепций развития личности.
Вот некоторые из самых популярных:
Пиаже
Теория Жана Пиаже предполагает наличие четырех стадий развития личности, определяемых когнитивным развитием и интеллектом.
Работа Пиаже была сосредоточена на вере в то, что дети думают иначе, чем взрослые, и то, как они видят мир, определяет развитие личности на каждой когнитивной стадии.
Кольберг
Лоуренс Кольберг использовал части теории Пиаже для создания своей собственной шестиэтапной теории нравственного развития.
Он считал, что обоснование моральных решений оказывает большее влияние на развитие личности, чем сами решения.
Эриксон
Эрик Эриксон разработал свою теорию восьми стадий, опираясь на оригинальные работы Фрейда. Однако вместо стимулов удовольствия социальные отношения рассматривались как определяющий фактор в теории личности Эриксона.
Он считал, что основные социальные взаимодействия между людьми, такие как ситуация, которая учит доверять или недоверию, сильно влияют на развитие личности в раннем возрасте.
Как и Фрейд, Эриксон считал, что преодоление личностных уроков имеет решающее значение для развития. Однако, в отличие от первоначальной теории Фрейда, Эриксон считал, что личность продолжает развиваться на протяжении всей жизни.
«Существует множество внешних факторов, влияющих на развитие личности, — объясняет Данн.
Она указывает, что эти факторы могут включать:
- Семейная среда
- Количество детей в семье
- Школьная среда
- Учителя и группы сверстников
- Отношения с семейством
- СМИ
- Социальные медиа
- Культурная среда
Это не означает, что оно существенно изменится — это лишь говорит о том, что есть шанс, что ваше мнение и личные стандарты могут измениться в зависимости от жизненного опыта.
Расстройства личности определяются как долгосрочные модели поведения и мышления, которые отклоняются от того, что ожидается в обществе или в процессе развития.
Они могут проявляться через ваши эмоциональные реакции, ваше отношение к другим и ваш внутренний диалог.
В рамках некоторых теорий личности расстройства такого рода развиваются, когда естественное развитие личности прерывается или на него сильно влияет неблагоприятное событие, например, травматическое событие.
Данн отмечает, что существует множество исследований, предполагающих, что генетика, жестокое обращение и нестабильная или хаотичная жизнь в детстве могут способствовать развитию расстройства личности.
«Расстройство поведения в детстве, изменения в химическом составе и структуре мозга, а также другие факторы могут способствовать развитию обсессивно-компульсивных, нарциссических или других расстройств личности», — добавляет она.
Продолжаются споры о сложности развития личности. Однако большинство экспертов считают, что опыт и врожденные склонности каким-то образом смешиваются, чтобы сделать вас тем, кто вы есть.
Когда жизненный опыт слишком велик, чтобы его преодолеть, или представляет собой серьезную проблему, это может повлиять на развитие вашей личности.
Жизненные трудности могут повлиять на развитие личности или привести к развитию расстройства личности или сдвигу личности.
То, как жизненный опыт влияет на вашу личность, может зависеть от времени в вашей жизни, когда вы столкнулись с проблемой, и от общего влияния, которое она оказала на ваше мировоззрение.
Личность рождается или она развивается позже?
Что делает вас тем, кто вы есть? Это ваша природа или ваш опыт способствовали развитию вашей личности?
Ваша личность может быть столь же определяющей, как и ваше физическое присутствие. Он представляет собой то, «кто вы есть», и является частью того, что создает отношения, стимулирует инновации и способствует личностному росту.
Что касается аспектов вашей личности, эксперты сходятся во мнении, что врожденные черты сочетаются с приобретенным поведением, но этапы этого развития менее определены.
Личность неосязаема, и каждый человек обладает уникальной личностью. Это затрудняет изучение личности в психологии. Фактически, большая часть того, что известно о развитии личности, основана главным образом на теории.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что личность развивается со временем. Когда вы рождаетесь, у вас есть личность — она существует в своей фундаментальной форме, известной как темперамент.
Ваш темперамент, состоящий из врожденных характеристик, таких как уровень энергии, настроение и манера поведения, а также эмоциональная отзывчивость, может затем управлять опытом обучения, который формирует вашу личность на протяжении всей жизни.
Существует несколько общепринятых моделей личности, хотя исходная эгоцентрическая теория Зигмунда Фрейда остается одной из самых выдающихся.
«Психоаналитическая теория Фрейда известна различными стадиями развития личности, — говорит Анико Данн, психолог из Сан-Франциско. «В нем говорится, что личность состоит из трех элементов, называемых ид, эго и суперэго. Эти элементы работают вместе, чтобы сформировать сложное человеческое поведение».
ИД
В теории психоанализа Фрейда ИД присутствует при рождении. Это то, что многие люди называют вашим темпераментом, врожденными чертами, которые бессознательны и инстинктивны. ID не зависит от опыта.
Эго
В период между рождением и 3 годами эго развивается в соответствии с теорией личности Фрейда. Эго — это часть вашей личности, которая выражает импульсы ИД и принимает решения о том, как выражать чувства миру.
Суперэго
Фрейд предположил, что в возрасте от 3 до 5 лет появилось суперэго.
Иногда называемая «внутренним голосом», эта часть вашей личности представляет собой эволюцию эго, которая контролирует импульсы, но также способствует сознательному мышлению, связанному с моралью и самокритикой.
Фрейд считал, что суперэго состоит из двух основных компонентов: идеального «я» и совести.
Ваше идеальное «я» или версия себя, к которой вы стремитесь, может управлять совестью. Несоблюдение собственных стандартов, например, может вызвать у совести выражение вины или стыда.
В рамках теории психоанализа Фрейда находится его концепция психосексуального развития.
Психосексуальная теория, которая в настоящее время считается весьма спорной из-за неравного гендерного подхода, предполагает, что развитие ид, эго и суперэго связано с пятью стадиями идентификации принципа удовольствия:
- оральный
- анальный
- фаллический
- латентный
- генитальный
На каждом этапе Фрейд утверждал, что определенные реакции удовольствия — например, реакции ребенка на исследование предметов во рту — дают важные жизненные уроки.
Он считал, что необходимо «преодолеть» трудности на одном этапе, чтобы перейти к следующему. Неспособность сделать это, по Фрейду, может способствовать расстройству личности в более позднем возрасте.
Преодоление каждой фазы, считал он, способствует и является ключом к развитию вашей личности в целом.
Фрейд заложил основу современной теории личности, и после его работ по психоанализу появилось несколько других основных концепций развития личности.
Вот некоторые из самых популярных:
Пиаже
Теория Жана Пиаже предполагает наличие четырех стадий развития личности, определяемых когнитивным развитием и интеллектом.
Работа Пиаже была сосредоточена на вере в то, что дети думают иначе, чем взрослые, и то, как они видят мир, определяет развитие личности на каждой когнитивной стадии.
Кольберг
Лоуренс Кольберг использовал части теории Пиаже для создания своей собственной шестиэтапной теории нравственного развития.
Он считал, что обоснование моральных решений оказывает большее влияние на развитие личности, чем сами решения.
Эриксон
Эрик Эриксон разработал свою теорию восьми стадий, опираясь на оригинальные работы Фрейда. Однако вместо стимулов удовольствия социальные отношения рассматривались как определяющий фактор в теории личности Эриксона.
Он считал, что основные социальные взаимодействия между людьми, такие как ситуация, которая учит доверять или недоверию, сильно влияют на развитие личности в раннем возрасте.
Как и Фрейд, Эриксон считал, что преодоление личностных уроков имеет решающее значение для развития. Однако, в отличие от первоначальной теории Фрейда, Эриксон считал, что личность продолжает развиваться на протяжении всей жизни.
«Существует множество внешних факторов, влияющих на развитие личности, — объясняет Данн.
Она указывает, что эти факторы могут включать:
- Семейная среда
- Количество детей в семье
- Школьная среда
- Учителя и группы сверстников
- Отношения с семейством
- СМИ
- Социальные медиа
- Культурная среда
Это не означает, что оно существенно изменится — это лишь говорит о том, что есть шанс, что ваше мнение и личные стандарты могут измениться в зависимости от жизненного опыта.
Расстройства личности определяются как долгосрочные модели поведения и мышления, которые отклоняются от того, что ожидается в обществе или в процессе развития.
Они могут проявляться через ваши эмоциональные реакции, ваше отношение к другим и ваш внутренний диалог.
В рамках некоторых теорий личности расстройства такого рода развиваются, когда естественное развитие личности прерывается или на него сильно влияет неблагоприятное событие, например, травматическое событие.
Данн отмечает, что существует множество исследований, предполагающих, что генетика, жестокое обращение и нестабильная или хаотичная жизнь в детстве могут способствовать развитию расстройства личности.
«Расстройство поведения в детстве, изменения в химическом составе и структуре мозга, а также другие факторы могут способствовать развитию обсессивно-компульсивных, нарциссических или других расстройств личности», — добавляет она.