Мотивация детей – 10 способов правильно мотивировать ребенка

Содержание

как работает и откуда берется?

Что нужно делать родителям, чтобы мотивация работала

Безусловно, замотивировать ребенка на выполнение какой-либо работы часто бывает трудно. В этом могут помочь несложные способы.

Совместная деятельность

Вместе — не так скучно. Не секрет, что некоторая деятельность детям кажется неинтересной, нудной, трудной… Делая что-то вместе, можно подсказать, как сделать проще, интереснее, можно незаметно сделать ту часть работы, которая у ребенка не получается. Постепенно ребенок поймет, что рутина идет рука об руку с интересным и занимательным, и что скучную работу лучше не затягивать.

Поощрение и одобрение

Здесь главное не переборщить, иначе малыш привыкнет к тому, что любая его деятельность оплачивается, и начнет и посуду мыть за деньги, и школу посещать только ради нового айпада, обещанного ему в конце четверти за хорошие оценки. Тем не менее, поощрение – отличный способ мотивации, ведь взрослые люди тоже работают в основном ради денег.

Поощрения бывают не только материальными — похвала, гордость, слова одобрения — тоже будут мотивировать ребенка стараться. Ведь каждый хочет услышать от мамы «Ты молодец, я горжусь тобой, сынок!». Но подсаживать сына или дочь на постоянное «молодец» нельзя — так они будут постоянно добиваться одобрения людей и зависеть от их оценочного мнения. Отмечая достижения, доставшиеся с трудом, прогресс в каком-то деле, важно не сформировать прямую зависимость: «получилось — похвалили», чтобы вместо мотивации не выработать страх неудачи.

Утешение и поддержка

Входить в положение, помогать и поддерживать тогда, когда не получилось, не постарался, провалил — такое запоминается надолго, особенно если родители утешили поездкой, прогулкой, походом в кафе. Уже готовясь махнуть на все рукой, ребенок поверит в себя, но это в том случае, если для него изначально был важен результат.

Свобода выбора

Мотивация для человека любого возраста – свобода выбора. Предлагайте ребенку самому решать, когда ему убираться, когда выполнять домашнее задание, какую одежду приготовить в школу. Договоритесь, что вам важно, чтобы эта деятельность была выполнена. Подарите ежедневник, предложите вести его и планировать свою деятельность – так ребенок не только почувствует себя взрослым, но и будет мотивирован на выполнение необходимых дел.

Внутренняя мотивация

Дети часто хотят чего-то, думая, что быстро научатся, и не желая, например, тренироваться три раза в неделю по два часа или играть на гитаре по часу в день, быстро теряют запал, потому что успехов пока нет! Стоит поддержать мотивацию ребенка, научить получать удовольствие и от маленьких, внутренних побед (выучил красивую песню, забил нестандартный гол) которые грели бы душу в период, когда опускаются руки.

Справедливость

Интерес детей к законам жизни, справедливости можно использовать для мотивации на скучные или трудные дела — помогать по дому, заниматься лечебной физкультурой, гулять с сестренкой. Очень часто не хочется вести себя прилично, когда другие дети ведут себя, как хотят. Чувство справедливости может создать мотивацию, когда оговорены и права, и обязанности!

Если живут в квартире все, то и убирать, и мыть посуду по мере возможностей тоже должны все — это справедливо, как и то, что если полдня сидел с сестренкой, то имеешь право поиграть в любимую игру, чтобы никто не отвлекал и не трогал. Если мама помогала с поделкой в школу, то имеет право отдохнуть вечером — справедливо, что дети сами накроют стол к ужину и уберут.

Иногда отказ от деятельности заключается не в отсутствии к ней интереса, а в реальной преграде. Это может быть страх, стеснение, неуверенность в своих силах. В этом случае необходимо сначала устранить преграду, создать такие условия, в которых ребенок не будет стесняться или бояться, и тогда мотивация к деятельности вернется.

Автор: Анна Сафина

Фото с сайта shkolazhizni.ru

В подростковом возрасте оформляются основные черты личности, которые потом начинают проявляться во всех сферах жизни. В новом тесте Я – Родитель предлагает выяснить тип личности вашего ребенка

Пройти тест

www.ya-roditel.ru

Как мотивировать ребёнка на учёбу

Выбираем мотивацию — внутреннюю и внешнюю

О внутренней мотивации мы редко задумываемся. Это наши искренние желания, и, чтобы объяснить своё состояние, достаточно одного слова — «хочется». Дети с удовольствием слушают музыку любимой группы, мастерят что-нибудь своими руками или читают приключенческие романы, потому что им нравится это делать.

Внешняя мотивация бывает разной — от карманных денег до оценок в школе. Она сводится к фразе: «Сделай вот так — и получишь вот это».

Психолог Альфи Кон в книге «Наказание наградой» предостерегает не только родителей, но и учителей от различных поощрений. Одни родители обещают сводить ребёнка в зоопарк за хорошую учёбу, другие покупают гаджеты или даже платят деньги. Проблема в том, что это не работает: школьник учится так же плохо, а вдобавок ещё и обижается, что не получил то, что ему обещали!

Учителя пытаются мотивировать способами, с виду более благородными: вводят различные звания (лучший ученик месяца), дают послабления хорошистам. Чаще всего бывает так: лучшим учеником месяца становится один и тот же ребёнок, а послабления получает узкий круг школьников, состав которого никогда не меняется. Остальные просто чувствуют себя неудачниками.

Почему не работает внешняя мотивация

Когда мы говорим: «Сделай вот так — и получишь вот это», ребёнок вначале воспринимает обещание с энтузиазмом. Вместе с этим у него срабатывает и инстинкт самосохранения.

Ребёнок начинает искать не творческий способ решения проблемы, а самый надёжный и короткий.

Он спрашивает себя: «Зачем рисковать и сдавать контрольную самому? Лучше списать у отличницы, так надёжнее». Получается, что происходит подмена целей: не учёба ради знаний, а учёба ради получения награды.

Внешняя мотивация может отлично работать, но только вместе с внутренней. Сама по себе она не двигает вперёд, а заставляет «отбывать номер», поскорее получить то, что хочется, проклиная то, что делаешь ради этого.

Что влияет на интерес к учёбе

Кон выделяет три фактора, которые влияют на мотивацию:

  1. Маленькие дети готовы учиться и ничего за это не требуют. У них сильно развита внутренняя мотивация: они учатся просто потому, что им это интересно.
  2. Эффективно учатся те дети, которые сохранили внутреннюю мотивацию.
    А остальных считают неспособными, но это не так. Некоторые школьники получают сплошные двойки, но при этом проявляют себя в других областях. Например, знают наизусть десятки песен любимого исполнителя (а на алгебре не могут вспомнить таблицу умножения). Или запоем читают фантастику (тогда как к классической литературе не притрагиваются). Им просто интересно. В этом и заключается суть внутренней мотивации.
  3. Поощрения разрушают внутреннюю мотивацию. Психологи Кэрол Эймс и Кэрол Дуэк выяснили, что если родители или учителя делают акцент на каком-то поощрении, то интерес у детей неизменно снижается.

С чего начать

Вернуть мотивацию к учёбе — процесс долгий, и успех в основном зависит от родителей. Взрослым прежде всего надо задуматься над тремя «С»: содержанием, сотрудничеством и свободой выбора.

  1. Содержание. Когда ребёнок не выполняет наше требование, мы ищем способы воздействовать на его поведение. Начните с другого: задумайтесь, насколько разумно ваше требование. Наверное, не случится ничего страшного, если по физике ребёнок будет получать не только четвёрки и пятёрки. И просьбу «не шуметь» дети игнорируют не потому, что они непослушные, а из-за психологических особенностей своего возраста.
  2. Сотрудничество. К сожалению, многим родителям это слово не знакомо в контексте общения с ребёнком. Но чем старше ваши дети, тем чаще вы должны привлекать их к сотрудничеству. Обсуждать, объяснять, вместе строить планы. Попробуйте поговорить с ребёнком как со взрослым человеком. Не надо воспринимать в штыки желание 15-летнего мальчика стать космонавтом. Спокойно объясните, почему вы считаете это малореальным. Возможно, в ваших словах сын найдёт внутреннюю мотивацию для роста.
  3. Свобода выбора. Ребёнок должен чувствовать себя частью процесса, тогда он будет ответственнее подходить к решению проблем. Когда он плохо себя ведёт, спросите его о причинах. Вы можете возразить, что и так знаете, в чём дело, но всё же попробуйте. Возможно, ответ вас удивит!

Ищем внутреннюю мотивацию

Внутреннее состояние ребёнка корректировать непросто, но всё же работа в этом направлении может принести плоды.

  1. Научитесь принимать своего ребёнка. Например, вам может не нравиться новый имидж дочери, но вы должны его принять. Другими словами, речь идёт не о потакании, а о понимании.
  2. Поговорите по душам. Если вы со своим ребёнком достаточно близки, для начала просто поговорите. Спросите, что ему интересно и какие проблемы возникают в учёбе. Вместе найдите выход из ситуации.
  3. Помогите ребёнку определиться с делом жизни. Зачастую внутренней мотивации нет, потому что ребёнок не понимает, зачем ему вообще нужны эти формулы, бесконечные правила и теоремы. Важно определиться, чем же хочет заниматься ребёнок после школы. Понять это помогут и долгие разговоры с родителями, и консультации по профориентации, и книги для подростков.
  4. Постройте учебный процесс на увлечениях ребёнка. В учёбе нужно постараться соединить искренние интересы ребёнка (внутреннюю мотивацию) со школьными предметами. Этот процесс индивидуален и требует большого внимания со стороны родителей. Например, изучать английский можно с помощью любимого кино (существуют даже целые программы, посвящённые культовым фильмам). А подростка, который обожает компьютерные игры, наверняка увлечёт программирование и науки, с ним связанные.

Вытянуть из ребёнка эту внутреннюю мотивацию — вот задача из задач. Но для чутких, думающих, искренне интересующихся родителей это не станет проблемой.

По материалам книги «Наказание наградой».

Бумажная книгаЭлектронная книга

Читайте также 🧐

lifehacker.ru

19 креативных способов мотивировать вашего ребенка – Развитие ребенка

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *