Меланхолия в психологии – что это такое, симптомы, лечение, причины

Содержание

это что за понятие в психологии? :: SYL.ru

Слово «меланхолия» обычно вызывает ассоциации с дождем за окном, клетчатым пледом и бокалом горячего грога. Ну, или какао с зефиром, если речь идет об убежденном противнике алкоголя. Меланхолия, «Сплин», «достать чернил и плакать…». А понятие это, собственно, вполне из области психологии.

От древней Греции до современной психиатрии

Впервые термин «меланхолия» (melancholia) ввел еще Гиппократ. Он объяснял это состояние дисбалансом жидкостей в организме – это была весьма популярная в те годы медицинская теория. Меланхолия, по мнению Гиппократа, вызывалась переизбытком желчи. Много веков именно эта концепция была единственной, других вариантов объяснения причины угнетенного настроения не существовало.

Зигмунд Фрей, основатель современного психоанализа, написал целый труд, посвященный этому состоянию, «Печаль и меланхолия». Сейчас слово стало просто разговорным, изменило свое значение. Меланхолия – это печаль, грусть, уныние. Но это просто настроение, никоим образом не являющееся причиной для беспокойства. Раньше же этим словом обозначали еще и депрессию, которую теперь выделяют как отдельное патологическое стояние психики, требующее коррекции, в отличие от меланхолии.

Фрейд – первопроходец психологического анализа

Зигмунд Фрейд полагал, что меланхолия связана либо с потерей близкого человека, либо с утратой нематериального объекта, привязанность к которому по силе сопоставима с любовью к человеку. Это может быть родина, честь, работа и т. д. То есть он рассматривал такое состояние исключительно как психологическую реакцию, в отрыве от физиологических аспектов.

Конечно, по мнению Фрейда, депрессия, меланхолия связаны с либидо. Он был первым психиатром, признавшим исключительную важность сексуальности в жизни человека, но его внимание именно к этому аспекту человеческих взаимоотношений временами чрезмерно. Возможно, это было следствием образа жизни, принятого в те годы. Пуританская чопорность вела к сексуальной неудовлетворенности, особенно в отношении женщин, лишенных возможности «нелегитимной» разрядки, к примеру, посещения представителей древнейшей профессии. И, как следствие, пациентки доктора Фрейда демонстрировали психологические проблемы, в обязательном порядке осложненные сексуальной дисфункцией. Такая статистическая подборка могла повлиять на результаты исследований ученого.

Меланхолия как чувство утраты

По мнению Зигмунда Фрейда, меланхолия – это болезнь, связанная с утерей близкого человека или какой-либо нематериальной ценности исключительного значения и, как следствие, отсутствие возможности реализовать связанное с этими объектами либидо. В свете теории Фрейда фраза «любовь к родине» приобретает особый, ни с чем не сравнимый смысл.

Пациент, страдающий меланхолией, подсознательно осознает необходимость отказа от либидо, но так же подсознательно сопротивляется этому как процессу неестественному для человеческой психики.

Истинная подоплека

Меланхолия – это состояние, сопровождающееся самоуничижением пациента, аутоагрессией, презрением и ненавистью к самому себе. Больной высказывается о себе в крайне нелицеприятном ключе, жалеет тех, кто вынужден общаться с такой недостойной личностью, иногда ранит себя или даже решается на попытки суицида. Фрейд рассматривал подобные проявления как перенесенную агрессию. На самом деле неприятие у пациента вызывает не он сам, а тот человек или объект, который был утрачен. Вот только рассудок, зная, что потеря – это нечто важное, ценное и глубоко любимое, подавляет проявления недовольства и агрессии. До конца справиться с эмоциями не удается, и тогда подсознание просто переключает их на другой объект – на самого больного.

Опасности глубокой депрессии

Именно поэтому черная меланхолия — это состояние, для пациента опасное. Этим термином врачи прошлого обозначали глубокую депрессию, приводящую к мыслям о суициде. Желание наказать себя, уничтожить себя – это на самом деле желание отомстить утраченному ценному объекту, наказать его за предательство в виде исчезновения.

Подобный подход несколько однобок, он не охватывает состояний, вызванных сугубо физиологическими факторами (послеродовая депрессия) или обстоятельствами непереносимой тяжести (различного рода посттравматические синдромы). Но в ряде случаев, действительно, именно описанными Фрейдом причинами и объясняются такие явления, как депрессия, меланхолия. Описание этого состояния, данное отцом современной психоаналитики, исключительно точное. Угнетенное настроение, погруженность в себя, в собственные переживания, отстраненность от внешнего мира, недовольство собой, ненависть к себе, бессонница и апатия – все это классические признаки такого рода расстройства.

Борьба с угнетенностью

Лекарство от меланхолии, по мнению Фрейда, — это прежде всего тщательный анализ причин, приведших к этому состоянию, и осознание пациентом истинных реалий болезни. Фрейд полагал, что меланхолия – результат некоторой нарциссической направленности личности. В определенном смысле она проявляется как потеря самоуважения, любви к себе. Пациент охотно ругает себя, обращает внимание других на свои недостатки, реальные или мнимые, выпячивает их. Вот только реальная утрата самоуважения переживается не так демонстративно. Человек, разочаровавшийся в себе, вовсе не склонен оповещать об этом всех. Поэтому в реальности основой меланхолии и депрессии является все же не недовольство собой, а недовольство посторонним объектом, именно его на самом деле ругают и упрекают.

Задача психиатра – совместно с пациентом изыскать возможность восстановить целостность личности, привести к примирению человека и утраченного объекта, вызвавшего такую бурю чувств.

Мания

Состоянием, противоположным меланхолии, Фрейд называл манию – радостное неконтролируемое возбуждение, сходное с состоянием опьянения. Человек, выигравший огромную сумму денег, тоже «утратит себя» — будет вести себя неадекватно обстоятельствам, излишне аффективно и навязчиво. Вызвано это будет, по сути, обстоятельством сходным – прошлая жизнь счастливца так же будет «разрушена» выигрышем, как жизнь меланхолика – потерей. Вот только меланхолик лишился приятных, нужных факторов своей жизни, а человек, пребывающий в состоянии мании, наоборот, избавился от трудностей и забот.

Вот только возникает логичный вопрос: «А как быть с состоянием разочарования, приходящим иногда после таких вот крупных подарков фортуны, когда сбывшаяся мечта как раз и приводит к депрессии и осознанию собственной ненужности?»

Меланхолия и депрессия вне концепции

Впрочем, это, наверное, уже придирки. Фрейд проделал огромную работу, впервые описал важность многих психических процессов, ранее не удостоенных внимания медицины. Нельзя ждать от него детального, полностью исчерпывающего ответа по любому вопросу, связанному с психологией или психиатрией. Депрессия, меланхолия – это серьезные психологические проблемы, которые могут привести к крайне неприятным последствиям. Фрейд сделал немало для того, чтобы общество обратило на это внимание, перестало считать такие состояния просто блажью или хандрой.

Конечно, последователи в деле изучения меланхолии, изучили ее более детально, классифицировали и типологизировали. Они разработали много эффективных методик психологического преодоления такого состояния, создали химические препараты, позволяющие преодолеть патологическую угнетенность. Не все формы депрессии лечатся только беседами с психологами, зачастую пациенту требуется медикаментозное лечение в виде антидепрессантов. Но все это было бы невозможным, если бы меланхолию до сих про считали просто плохим настроением.

В классическом искусстве

Такое состояние, как меланхолия, привлекает внимание не только специалистов в области психологии и психиатрии, но и людей творческих. Много описаний, которые можно включать в медицинские учебники, имеется в классической литературе.

К примеру, переживания персонажей Достоевского зачастую сводятся именно к меланхолии. Состояние Анны Карениной, так тщательно описанное Толстым, – это именно угнетение, осложненное приемом наркотиков – морфина. В этом и была причина самоубийства женщины. Психиатром Толстой не был, да и не выделяли тогда меланхолию как отдельное расстройства. Но вот людей он знал и понимал и этапы развития уныния у молодой цветущей женщины показал с хирургической точностью. Ровно тогда же эффекта добился и Флобер в «Мадам Бовари». Вялотекущая депрессия главной героини, которая прервалась с началом романа и вновь вспыхнула с его окончанием, привела к трагической развязке.

В современной литературе

Рассматриваемое состояние не обделено вниманием и современных писателей. У Рю Мураками есть роман «Меланхолия» — вдумчивая история соблазнения женщины. Этот сюжет служит основой для описания переживаний героя, анализа испытываемых им эмоций.

Рэй Брэдбери – автор сборника рассказов «Лекарство от меланхолии». Правда, о самом расстройстве там немного сказано, Брэдбери — не тот автор, которому свойственна меланхолия. А вот в качестве средства от грусти рассказы будут хороши, это правда. Причем автор не идет по пути классического противопоставления: «Грустно? Рассмешим». Нет. Брэдбери намного тоньше. Его рассказы, красивые, яркие, полные любви к жизни и людям, позволяют не просто отвлечься на пять минут, чтобы посмеяться. Они дарят частичку душевного тепла, внутренней энергии автора, позволяют справиться с грустью так же, как огонь позволяет согреться, чтобы справиться с холодом.

В кинематографе

Рассматриваемому состоянию в кинематографе много внимания уделил Ларс фон Триер. Свой фильм «Меланхолия» он снял на основе личных переживаний – режиссеру пришла в голову идея во время курса психотерапии, направленной на борьбу с депрессией. Исполнительница главной роли, Кирстен Данст, тоже лечилась от депрессии, этот опыт она использовала в работе над ролью.

Фильм Триера «Меланхолия» рассказывает о личной катастрофе на фоне апокалипсиса. Молодая женщина тяжело переживает разрыв с женихом, она не может справиться с обуревающим ее чувством разочарования в жизни и отчаяния. Но дни, на которые приходится ее депрессия, – это последние дни существования человечества. К Земле движется планета, названная учеными «Меланхолия», это столкновение уничтожит все живое, катастрофа неизбежна. Прозрачная аллюзия – убийственная меланхолия, уничтожающая человечество. В сочетании со специфическим, медлительным стилем Фон Триера это сделало фильм неоднозначным. Для кого-то он был слишком прост, а вызываемые им ассоциации – излишне очевидны. Кому-то, наоборот, происходящее показалось чересчур вычурным и надуманным. Именно поэтому мнения зрителей о фильме колеблются от «гениально» до «скучно», от «восхитительная притча» до «невнятная ерунда». Но, несмотря на неоднородные отзывы, «Меланхолия» была высоко оценена критиками. Фильм был удостоен призов Европейской киноакадемии, Каннского кинофестиваля, премий «Сатурн», «Золотой орел» и др.

Артхаус

Еще один фильм, посвященный такому расстройству, – «Невероятная меланхолия». Артхаусное кино о девушке, искренне привязанной к старой, потрескавшейся кукле, похожей на манекен. Девушка одинока, и эта кукла заменяет ей близкого друга. Но героиня знакомится с молодым человеком и обращает свое тепло на него. Вот только оказывается, что у куклы тоже есть чувства. В этом фильме меланхолии много. Причем не понятно, кто страдает больше: парень, девушка или все же несчастная, ставшая ненужной кукла.

www.syl.ru

Меланхолия по Фрейду — Психологос

​​​​​​​Применим теперь к меланхолии то, что мы узнали о печали. В целом ряде случаев совершенно очевидно, что и она может быть реакцией на потерю любимого человека. При других поводах можно установить, что имела место более идеальная по своей природе потеря.

Объект не умер реально, но утерян как объект любви (например, случай оставленной невесты).

Еще в других случаях можно думать, что предположение о такой потере вполне правильно, но нельзя точно установить, что именно было потеряно, и тем более можно предполагать, что и сам больной не может ясно понять, что именно он потерял.

Этот случай может иметь место и тогда, когда больному известна потеря, вызвавшая меланхолию, так как он знает, кого он лишился, но не знает, что в нем потерял.

Таким образом, нам кажется естественным привести меланхолию в связь с потерей объекта, каким-то образом недоступной сознанию, в отличие от печали, при которой в потере нет ничего бессознательного.

При печали мы нашли, что задержка и отсутствие интереса всецело объясняются работой печали, полностью захватившей «я». Подобная же внутренняя работа явится следствием неизвестной потери при меланхолии, и потому она виновна в меланхолической задержке (Hemmung). Дело только в том, что меланхолическая задержка производит на нас непонятное впечатление, потому что мы не можем видеть, что именно так захватило всецело больных. Меланхолик показывает нам еще одну особенность, которой нет при печали, — необыкновенное понижение своего самочувствия, огромное обеднение «я». При печали обеднел и опустел мир, при меланхолии — само «я».

Больной рисует нам свое «я» недостойным, ни к чему негодным, заслуживающим морального осуждения, — он делает себе упреки, бранит себя и ждет отвержения и наказания. Он унижает себя перед каждым человеком, жалеет каждого из своих близких, что тот связан с такой недостойной личностью. У него нет представления о происшедшей с ним перемене, и он распространяет свою самокритику и на прошлое; он утверждает, что никогда не был лучше.

Эта картина преимущественно морального бреда преуменьшения дополняется бессонницей, отказом от пищи и в психологическом отношении очень замечательным преодолением влечения, которое заставляет все живущее цепляться за жизнь.

Как в научном, так и в терапевтическом отношении было бы одинаково бесцельно возражать больному, возводящему против своего «я» такие обвинения.

В каком-нибудь отношении он должен быть прав, рассказывая нечто, что соответствует его представлению. Некоторые из его указаний мы должны немедленно подтвердить без всяких ограничений. Ему действительно так чужды все интересы, он так неспособен любить и работать, как утверждает. Но, как мы знаем, это вторичное явление, следствие внутренней, неизвестной нам работы, похожей на работу печали, поглощающей его «я».

В некоторых других самообвинениях он нам также кажется правым, оценивающим настоящее положение, только несколько более резко, чем другие немеланхолики.

Если он в повышенной самокритике изображает себя мелочным, эгоистичным, неискренним, несамостоятельным человеком, всегда стремившимся только к тому, чтобы скрывать свои слабости, то он, пожалуй, насколько нам известно, довольно близко подошел к самопознанию, и мы только спрашиваем себя, почему нужно сперва заболеть, чтобы понять такую истину. Потому что не подлежит никакому сомнению, что тот, кто дошел до такой самооценки и выражает ее перед другими — оценки принца Гамлета для себя и для всех других…, — тот болен, независимо от того, говорит ли он правду или более или менее несправедлив к себе.

Нетрудно также заметить, что между величиной самоунижения и его реальным оправданием нет никакого соответствия.

Славная, дельная и верная до сих пор женщина в припадке меланхолии будет осуждать себя не меньше, чем действительно ничего не стоящая. И может быть, у первой больше шансов заболеть меланхолией, чем у второй, о которой мы не могли бы сказать ничего хорошего.

Наконец, нам должно броситься в глаза, что меланхолик ведет себя не совсем уж так, как нормально подавленный раскаянием и самоупреками.

У меланхолика нет стыда перед другими, более всего характерного для такого состояния, или стыд не так уж резко проявляется. У меланхолика можно, пожалуй, подчеркнуть состояние навязчивой сообщительности, находящей удовлетворение в самообнажении.

Таким образом, неважно, настолько ли прав меланхолик в своем мучительном самоунижении, что его самокритика совпадает с суждением о нем других. Важнее то, что он правильно описывает свое психологическое состояние. Он потерял самоуважение, и конечно, у него имеется для этого основание, во всяком случае тут перед нами противоречие, ставящее перед нами трудноразрешимую загадку. По аналогии с печалью, мы должны придти к заключению, что он утратил объект; из его слов вытекает, что его потеря касается его собственного «я».

Раньше, чем заняться этим противоречием, остановимся на момент на том, что открывается нам благодаря заболеванию меланхолика в конституции человеческого «я». Мы видим у него, как одна часть «я» противопоставляется другой, производит критическую оценку ее, делает ее как бы посторонним объектом. Все дальнейшие наблюдения подтвердят возникающие у нас предположения, что отщепленная от «я» критическая инстанция проявит свою самостоятельность и при других обстоятельствах. Мы найдем действительно достаточно основания отделить эту инстанцию от остального «я». То, с чем мы тут встречаемся, представляет собой инстанцию, обыкновенно называемою совестью. Вместе с цензурой сознания и исследованием реальности мы причислим ее к важнейшим образованиям (Institutionen) и как-нибудь найдем доказательства тому, что эта инстанция может заболеть сама по себе. В картине болезни меланхолика выступает на первый план в сравнении с другими жалобами нравственное недовольство собой; физическая немощь, уродство, слабость, социальная малоценность гораздо реже являются предметом самооценки; только обеднение занимает преимущественное положение среди опасений и утверждений больного.

Объяснение указанному выше противоречию дает наблюдение, которое нетрудно сделать. Если терпеливо выслушать разнообразные самообвинения меланхолика, то нельзя не поддаться впечатлению, что самые тяжелые упреки часто очень мало подходят к собственной личности больного, но при некоторых незначительных изменениях легко применимы к какому-нибудь другому лицу, которое больной любил, любит или должен был любить. Сколько раз ни проверяешь положение дела — это предположение всегда подтверждается. Таким образом, получаешь в руки ключ к пониманию картины болезни, открыв в самоупреках упреки по адресу любимого объекта, перенесенные с него на собственное «я».

Женщина, на словах жалеющая своего мужа за то, что он связан с такой негодной женой, хочет, собственно говоря, обвинить своего мужа в негодности, в каком бы смысле это ни понималось. Нечего удивляться тому, что среди обращенных на себя мнимых самоупреков вплетены некоторые настоящие; они получили возможность выступить на первый план, так как помогают прикрыть другие и способствуют искажению истинного положения вещей: они вытекают из борьбы за и против любви, поведшей к утрате любви. Теперь гораздо понятнее становится и поведение больных. Их жалобы представляют из себя обвинения (Anklagen) в прежнем смысле этого слова, они не стыдятся и не скрываются, потому что все то унизительное, что они о себе говорят, говорится о других; они далеки от того, чтобы проявить по отношению к окружающим покорность и смирение, которые соответствовали бы таким недостойным лицам, как они сами; они, наоборот, в высшей степени сварливы, всегда как бы обижены, как будто по отношению к ним сделана большая несправедливость. Это все возможно потому, что реакции их поведения исходят еще из душевной направленности возмущения, переведенного посредством особого процесса в меланхолическую подавленность.

Далее не представляется трудным реконструировать этот процесс. Сначала имел место выбор объекта, привязанность либидо к определенному лицу; под влиянием реального огорчения или разочарования со стороны любимого типа наступило потрясение этой привязанности к объекту. Следствием этого было не нормальное отнятие либидо от этого объекта и перенесение его на новый, а другой процесс, для появления которого, по-видимому, необходимы многие условия. Привязанность к объекту оказалась малоустойчивой, она была уничтожена, но свободное либидо не было перенесено на другой объект, а возвращено к «я». Однако здесь оно не нашло какого-нибудь применения, а послужило только к идентификации (отождествлению) «я» с оставленным объектом. Тень объекта пала таким образом на «я», которое в этом случае рассматривается упомянутой особенной инстанцией так же, как оставленный объект. Таким образом, потеря объекта превратилась в потерю «я», и конфликт между «я» и любимым лицом превратился в столкновение между критикой «я» и самим измененным, благодаря отождествлению, «я».

Кое-что из предпосылок и результатов такого процесса можно непосредственно угадать. С одной стороны, должна была иметь место сильная фиксация на любимом объекте, а с другой стороны — в противоречие с этим, небольшая устойчивость привязанности к объекту. Это противоречие, по верному замечанию O.Rank’а, по-видимому, требует, чтобы выбор объекта был сделан на нарцистической основе, так что в случае, если возникают препятствия привязанности к объекту, эта привязанность регрессирует к нарцисизму. Нарцистическое отождествление с объектом заменяет тогда привязанность к объекту, а это имеет следствием то, что, несмотря на конфликт с любимым лицом, любовная связь не должна быть прервана. Такая замена любви к объекту идентификацией образует значительный механизм в нарцистических заболеваниях.

Меланхолия берет, таким образом, часть своих признаков у печали, а другую часть у процесса регрессии с нарцистического выбора объекта. С одной стороны, меланхолия, как и печаль, является реакцией на реальную потерю объекта любви, но, кроме того, она связана еще условием, отсутствующим при нормальной печали или превращающим ее в патологическую в тех случаях, где присоединяется это условие. Потеря объекта любви представляет собой великолепный повод, чтобы пробудить и проявить амбивалентность любовных отношений. Там, где имеется предрасположение к неврозам навязчивости, амбивалентный конфликт придает печали патологический характер и заставляет ее проявиться в форме самоупреков в том, что сам виновен в потере любимого объекта, т.е. сам хотел ее. В таких депрессиях при навязчивых неврозах после смерти любимого лица перед нами раскрывается то, что совершает амбивалентный конфликт сам по себе, если при этом не принимает участия регрессивное отнятие либидо.

Поводы к заболеванию меланхолией большей частью, не ограничиваются ясным случаем потери вследствие смерти и охватывают все положения огорчения, обиды разочарования, благодаря которым в отношения втягивается противоположность любви и ненависти или усиливается существующая амбивалентность. Этот амбивалентный конфликт, иногда более реального, иногда более конституционного происхождения, всегда засуживает внимания среди причин меланхолии.

Если любовь к объекту, от которой невозможно отказаться, в то время как от самого объекта отказываются, нашла себе выход в нарцистическом отождествлении, то по отношению к этому объекту, служащему заменой, проявляется ненависть, вследствие которой этот новый объект оскорбляется, унижается и ему причиняется страдание, и благодаря этому страданию ненависть получает садистическое удовлетворение.

Только этот садизм разрешает загадку склонности к самоубийству, которая делает меланхолию таком интересной и таком опасной.

В первичном состоянии, из которого исходит жизнь влечений, мы открыли такую огромную самовлюбленность «я» в страхе, возникающем при угрожающей жизни опасности, мы видим освобождение такого громадного нарцистического количества либидо, что мы не понимаем, как это «я» может пойти на самоуничтожение. Хотя мы уж давно знали, что ни один невротик не испытывает стремления к самоубийству, не исходя из импульса убить другого, обращенного на самого себя. Но все же оставалось непонятным, благодаря игре каких сил такое намерение может превратиться в поступок.

Теперь анализ меланхолии показывает нам, что «я» может себя убить только тогда, если благодаря обращению привязанности к объектам на себя, оно относится к себе самому как к объекту, если он может направить против себя враждебность, относящуюся к объекту и заменяющую первоначальную реакцию «я», к объектам внешнего мира…

Таким образом, при регрессии от нарцистического выбора объекта этот объект, хотя и был устранен, он все же оказался могущественнее, чем само «я». В двух противоположных положениях крайней влюбленности и самоубийства объект совсем одолевает «я», хотя и совершенно различными путями.

www.psychologos.ru

Как избавиться от меланхолии? | Я

Здравсивуй, мой уважаемый читатель! Сегодня поговорим с тобой о такой теме, как «Меланхолия: Как ее побороть?»

Все мы знаем о двух негативных состояниях души — депрессии и меланхолии. Эти термины в психологии смежные, но не одинаковые. Если депрессию можно легко спутать со стрессом или легкой апатией, то у меланхолии есть ряд отличительных черт. Меланхолия названа в честь состояния темперамента человека, который характеризуется депрессивным настроем и даже мыслями о суициде, апатией и невротическими расстройствами.

Это, можно сказать, более глубокая форма депрессии, которую нужно уметь вовремя различить, чтобы помочь близкому выбраться из данного состояния.

Причины появления меланхолии

Как и у любой душевной болезни, у меланхолии есть ряд причин появления, если знать которые можно легко устранить проблему:

  • Одной из причин, которую нельзя практически устранить самостоятельно, психологи называют врожденную особенность психики, приводящей к меланхолии. Нередко матери не всегда ведут здоровый образ жизни и поддерживают мысли в более – менее позитивном состоянии. Согласно исследованиям, дети еще во внутриутробном состоянии чувствуют отношение к нему родителей, внешние проблемы и так далее. Подсознательное восприятие негативной информации может оказать свою роль в формировании темперамента;
  • Также ученые установили, что темперамент вполне может передаваться генетически. Но не бывает чисто холериков или меланхоликов. В темпераменте все 4 свойства смешаны между собой с выделением одного из них. Поэтому, если один из родителей обладает ярко выраженной меланхолией, то ребенок с вероятностью более 80% перетянет на себя эту черту характера на генетическом уровне;
  • Нередко люди становятся меланхоликами из-за нереализованных личностных целей. К примеру, человек не может долгое время устроиться на работу. Сильные люди стараются продолжать искать, совершенствоваться, а чтобы не сидеть на мели, ищут способы подработки и реализации талантов. Слабые люди после 10-ти неудачных собеседований впадают в меланхолию и становятся пессимистами, не желая справляться с жизненными трудностями;
  • Также причинами возникновения меланхолии могут стать душевные переживания и иные взгляды на обыденные вещи, отличающиеся от «нормальных» людей. К примеру, вера человека в жизнь на Луне может спровоцировать ряд насмешек со стороны «знающих» людей, что приведет в конечном итоге к мысли о собственной никчемности и самобичеванию. В таком случае человеку может помочь грамотный специалист, а менять свои убеждения из-за непринятия большинства могут только слабые люди, подверженные апатии и меланхолии;
  • Причины меланхолии могут крыться и в детстве. Например, гиперопека родителей, не дающая ребенку взрослеть нормально, из-за чего даже в 25 лет он будет ощущать себя неспособным ни на что ребенком. Или непринятие в коллективах школы и колледжа, что у слабых детей впоследствии может вызвать социальную неприспособленность и замкнутость наряду с меланхолией.

Признаки меланхолии

Как правило, признаки меланхолии бывают смежными с обычной депрессией. Но есть ряд типичных признаков, свойственные только данному психологическому расстройству, например:

  • Чрезмерно частая смена настроения. Например, если человек страдает от гиперактивности и ни минуты не может просидеть без дела, то такое поведение вполне логично и смена настроения связана с активностью и работой. Но если настроение меняется по 5 раз в минуту, то стоит обратиться к психологу для установления диагноза меланхолии или ряда других причин;
  • Постоянная сонливость. Когда человек реагирует сонливостью на смену погоды или сбитый режим –это одно дело. Совсем другое, когда человек после полноценного сна через пару часов чувствует усталость, даже если выпьет кофе или крепкого чая желание поспать не уменьшается;
  • Заторможенность действий и плохая память, а также несобранность могут вполне стать признаками меланхолии. Стоит обратить внимание на степень проявления данного рода признаков, вполне вероятно, что в данном случае за меланхолией скрывается более серьезная проблема.

Как избавиться от меланхолии?

В первую очередь нужно понимать, что такая проблема встречается у многих и человек не одинок. Если темперамент позволяет, можно устроить себе вечеринку или пойти на пикник с друзьями.

Но есть люди – интроверты, которым постоянное нахождение с людьми в тягость. Таким особам можно посоветовать найти новое увлечение, начать учить язык, читать книгу или просто послушать любимую музыку. Такое времяпрепровождение отвлечет от темных мыслей и приведут их в порядок. Кстати, можно затеять генеральную уборку, она приведет в порядок не только квартиру, но и отвлечет от дурных мыслей.

На этом заканчиваю и, надеюсь, данные советы помогут вам справиться с меланхолией.

iintrovert.ru

Что такое меланхолия и как избавиться от неё?

Что же такое меланхолия? Угнетенное состояние, мрачное помешательство, хандра или способ подсознания показать, что в жизни чего-то не хватает и что-то надо найти, а от чего-то избавиться.
Меланхолией до начала XX столетия называли психическое расстройство, приводящее к психическим страданиям. Этот термин известен еще со времен Гиппократа, тогда основанием для появления меланхолии являлся избыток желчи в организме, сейчас же меланхолия – один из четырех видов темперамента.

В современном мире чаще всего используется синоним слова «меланхолия» – депрессия. Люди в таком состоянии теряют интерес буквально ко всему: к учебе, к работе, к еде, к друзьям. Они никого не хотят видеть. У них снижается самооценка. Около 15% депрессирующих людей совершают самоубийство.

Причины меланхолии

Способы уйти от меланхолии зависят от того, какие обстоятельства её вызвали.

Вот основные из них:

1. Расставание с любимым человеком.
2. Переезд, смена работы.
3. Продолжительный стресс.
4. Смерть близкого человека.
5. Социальная изоляция, конфликты с окружением.
6. Прием алкоголя, никотина, наркотических веществ.
7. Чрезмерное употребление лекарственных препаратов.
8. Недостаток витаминов.
9. Гормоны (в том числе послеродовое состояние и менструации).
10. Экономическое положение. (Бедность может дать только голод, однообразный труд, презрение, ограничивается возможность получить удовольствие. И все мысли заняты только одним.)
11. Дефицит солнечного света (под воздействием солнца в организме вырабатывается серотонин, гормон активности, а ультрафиолет повышает иммунитет).
В древности считали, что меланхолия может появиться у тех детей, которые зачаты на сытый желудок или в пьяном состоянии, а также если дети рождены от стариков или в результате сношения с бесом.

Виды депрессии

Эндогенная депрессия отличается такими проявлениям как заторможенность мышления, отсутствие сосредоточенности, апатия к окружающему. Она вызвана внутренними факторами (наследственностью, биохимическими реакциями организма). Большинство страдающих этим недугом, не считают это болезнью, и как следствие не обращаются к специалистам.

При маниакально-депрессивном психозе сменяется угнетенное, тоскливое состояние безысходности на повышенное настроение и возбуждение. Длятся эти фазы от нескольких дней до нескольких месяцев.
Маскированная (ларвированная) депрессия называется так потому, что она скрытая. Её проявления могут быть незначительны или вовсе отсутствовать, вместо этого человек убежден в наличии у себя редкого заболевания или его мучают постоянные бессонницы с кошмарами. Алкоголизм, наркоманию, анорексию и булимию, расстройства влечений тоже относят к этому виду.

Клиническая депрессия (большое депрессивное расстройство) выражена комплексом симптомов. Не менее 16% человечества испытывали состояние, подпадающее под описание такой депрессии, хотя бы раз в жизни, но и половина из них не обращалась за специализированной помощью. Одной из причин появления заболевания может быть непереносимость препаратов.

Как избавиться от меланхолии?

После того как найдена причина меланхолии, надо попытаться устранить её.
Начав заниматься спортом, изменив рацион питания, добавив в него больше витаминосодержащих продуктов (мясо, рыбу, кашу, молоко), человек позаботиться о своем организме, за что организм ему скажет: «Большое спасибо».

К растительным антидепрессантам относятся зверобой, мята, пустырник, шиповник, валериана, корень солодки, боярышник, шишки хмеля, а также кофе, бананы, какао, апельсин, мандарин, грейпфрут.
Проводить время на свежем воздухе, устроить пикник, гулять по улочкам города – вот что значит наслаждаться природой.

Составление личного «списка желаний» поможет определить, что человек хочет добиться. Если реализовать хотя бы несколько таких желаний, можно почувствовать себя значительно лучше.
Поставить цель, определить этапы её достижения, а дальше надо претворить их в жизнь, радуясь достижению каждого этапа.
Если найти себе хобби, почаще встречаться с друзьями, то это разрядит социально-психологический фон.

Сеанс ароматерапии – отличный способ подлечить разгулявшиеся нервы и поднять настроение.
Путешествие, новые места, новая культура насытит впечатлениями и энергией, и не надо думать, что это может быть дорого, полученных впечатлений хватит с лихвой до конца жизни.
У всех случаются ситуации, от которых паршиво на душе и хочется залезть под одеяло и не показываться, главное преодолеть себя, обстоятельства, или просто пережить.

mnogo-sil.ru

Меланхолия — Психология — Депрессия и апатия

На протяжении длительного времени, вплоть до XIX века, депрессию называли меланхолией. Древнегреческий врач Гиппократ впервые подробно описал эту странную болезнь. Он считал, что меланхолия возникает от переизбытка в организме чёрной желчи, и рекомендовал лечить меланхолию настойкой опия и очистительными клизмами. Он же выделил 4 типа темперамента (холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики).

Средневековая медицина самым опасным из темпераментов считала меланхолический. «Они печальны,угрюмы, ленивы, инертны, избегают общества и ищут уединения». «Единственное, что в какой-то мере служит им утешением и иногда искупает или смягчает их недостатки, – склонность к наукам и размышлениям, которым они предаются в своем одиночестве».  

Символом меланхолии, как необычного состояния психики часто считают резцовую гравюру немецкого художника Альбрехта Дюрера, одно из величайших произведений искусств XVI века.

 

Художник в своё время, не только писал картины и вырезал гравюры, но и увлекался астрономией и астрологией (надо сказать, в то время это были смежные науки). И символизм «Меланхолии» Дюрера, часто связывают с планетой Сатурн, её холодным меланхолическим нравом. По официальной версии Дюрер создал гравюру для эрцгерцога Максимилиана I, который патологически боялся зловещего влияния Сатурна.  Центральная фигура гравюры – крылатая женщина, спустившаяся из другого мира. На заднем плане песочные часы, весы, магический квадрат (в котором сумма чисел в каждой строке, каждом столбце и на диагоналях одинакова) Все эти атрибуты – символы равновесия.

Однако, зная историю гравюры, можно увидеть следующее. Главного героя на картине нет. Скульптор (творец) разбросал инструменты и ушёл. Его постигла меланхолия (депрессия). По описанию биографов Дюрер долго не мог выполнить заказ на эту гравюру. Смерть матери, которая долго болела, но умерла слишком внезапно, стала большим ударом для живописца. Возвращаясь домой, поздно вечером, Дюрер находился в глубокой депрессии. Бездомная собака, встретившаяся ему на пути, смотрела голодными глазами. Брошенный на дороге камень, ничем не примечательный. И взлетевшая летучая мышь. Мгновение, и художнику показалось, как в темноте перед ним стоит женская фигура с крыльями. Так появилась на свет знаменитая «Меланхолия» и ещё две самых знаменитых работы Дюрера, были выполнены в том же году —  «Рыцарь, смерть и дьявол», «Св. Иероним в келье».

Столь художественные представления о депрессии, можно встретить не только в живописи средневековых авторов. В 2011 года Голливудский режиссёр Ларс фон Триер снимает фильм в жанре фантастики, под названием «Меланхолия».

 

По сюжету фильма главная героиня Жюстин выходит замуж. Шикарная свадьба, счастливые молодожёны и довольные гости, ничто казалось, не предвещает беду. Но вдруг Жюстин начинает вести себя очень странно. Она становится равнодушна к собственной свадьбе, избегает общества других людей и в конце концов полностью теряет интерес к собственному счастливому будущему, оставляя всех в недоумении она старается остаться наедине с собственными снами и предчувствиями. Жюстин страдает от хронической депрессии и предчувствует конец света. Её предчувствия не обманывают её. По сюжету фильма к Земле приближается маленькая планета Меланхолия. Её сближение с Землёй должно неизбежно закончиться катастрофой. Как только люди, окружающие Жюстин узнают о приближающемся конце света, начинают вести себя крайне неадекватно, – сами впадают в депрессию и предаются панике. Но только не Жюстин. Поняв, что конец света неизбежен, главная героиня фильма встречает его как дар небес с гордо поднятой головой.

«Меланхолия» Ларса фон Триера, как и подобает названию фильма, создавалась в моменты угнетённого состояния души самого режиссёра. Фильм стоит посмотреть на предмет того, как развивается депрессивное состояние человека.

Меланхолия (депрессия), некое изменённое состояние сознания, в котором человеку всё видится в серых и чёрных тонах. Таковы и люди меланхолики. Они как будто готовы встретить конец света. И понимая, что конца света не ожидается, они всякий раз подстраховываются, погружаясь в тёмную бездну раздумий о несовершенстве мира.

Однако депрессия – расстройство психики,  с которым крайне неудобно жить. Плохое настроение, неспособность переживать радость, пессимистический взгляд на мир, двигательная заторможенность. И из этого состояния, лучше выйти, как можно скорее. Большинство людей, здоровых, не склонных к психическим заболеваниям, имеют опыт переживания депрессии. Такая депрессия называется посттравматической. Она результат пережитой психологической травмы. При тяжёлой депрессии важно прибегнуть к помощи врачей и психологов. Но в борьбе с меланхолией, важно победить саму меланхолию. Когда человек наблюдает собственную жизнь в чёрных и серых тонах, важно уметь «отвернуться» от этой картины. Преодолеть собственную апатию, занимаясь активной деятельностью. Поставить себе новые цели, когда прежние цели не имеют смысла. Не оставаться в одиночестве, где меланхолия находит человека гораздо быстрее. Разрешить себе мыслить позитивно, отодвинув мрачные мысли.

 Очень сложно мыслить позитивно в момент депрессии. Поэтому одним из самых эффективных способов самопомощи, – является творчество. Творчество в любом виде и в любых проявлениях – процесс созидательный. А там где есть движение от мрачных мыслей о прошлом, к счастливому будущему, меланхолии, уже не место. 

 

 

www.liveexpert.ru

Меланхолия – это психическое состояние или темперамент?

Впервые о меланхолии писал родоначальник медицинской науки — врач и философ Гиппократ. Он характеризовал данное состояние как страдание, уныние и страх одиночества. В наше время многие психотерапевты и специалисты часто связывают ее с чертой характера человека — темпераментом. Но есть и те, которые считают состояние серьезным психическим и психологическим расстройством. Что на самом деле собой представляет меланхолия? Это депрессия, болезнь или временное явление, причиной которого является стресс? Попробуем разобраться.

Научное объяснение Фрейда

Еще основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд на этапе своей терапевтической и исследовательской деятельности пытался дать конкретную характеристику болезненному состоянию. Свои размышления он отображал в переписке с доктором Флиссом. Меланхолию он соотносил с психологическим сексуальным напряжением. Сущность заболевания он прояснил в своей работе «Скорбь и меланхолия».

В его понимании человек, страдающий этим недугом, постоянно демонстрирует понижение собственного достоинства. Он перестает уважать и воспринимать себя как личность, у него пропадает интерес ко всему происходящему. Наблюдается дурное и даже болезненное настроение, затормаживаются все чувства, больной как будто ждет наказания.

В описании врача меланхолия — это самоистязание. Больной считает себя омерзительным, аморальным, неспособным совершать разумные поступки. Он упрекает и унижает себя перед окружающими, распространяет самокритику на прошлое. Картина такого помешательства дополняется отказом от пищи и бессонницей.

Характерные признаки

Постоянным беспочвенным страхом, самоуничтожением и самоупреками проявляется меланхолия. Болезнь, если ее не лечить, может сподвигнуть человека на суицидальные действия. К первым признакам этого состояния врачи относят обвинения в адрес любящих людей. Через самонаказание человек пытается отомстить, как ему кажется, объекту его любви.

В сознании появляются неприятные воспоминания, грустные фантазии, мрачные мысли. Ослабевают стимулы к жизненным интересам, больной становится безучастным, малоподвижным. Считает единственным выходом — суицид. У некоторых появляются слуховые и зрительные галлюцинации. Психотерапевты полагают, что такое состояние говорит о депрессивном психозе либо шизофрении. Только врач может понять, по какой причине возникла меланхолия.

Это угнетенное состояние чрезвычайно опасно и требует особого подхода. Нередко у меланхолика нарушается кровообращение и обменные процессы. Он полностью отказывается от еды, впадает в оцепенение. Приступы страха, возбуждения, паники, ярости и тоски могут наблюдаться приступообразно. Иногда болезненные маниакальные фазы приводят к психическому помешательству.

Терапевтические меры

Индивидуального подхода требует меланхолия. Лечение зависит от тяжести течения. Если причиной этому послужила стрессовая ситуация, из которой человек не может самостоятельно выбраться, то доктор порекомендует психотерапию, полноценный отдых и успокоительные средства растительного происхождения. Хорошо помогают при депрессии травяные сборы, чаи и отвары. Пропить отвар лучше курсом – 14 дней. Полезно ежедневно выпивать молоко или чай с медом, клюквенные, брусничные, черничные или смородиновые морсы.

Они обладают успокаивающим действием. Вместо кофе лучше пить ромашковый, лавандовый, мелиссовый или земляничный чай. Если чувствуете упадок сил, нервное напряжение и панику, то постарайтесь окружить себя любящими людьми, не замыкайтесь в себе и не загоняйте в болезненное состояние дальше. Лучше обратитесь к квалифицированному врачу, который подскажет, как лечится меланхолия. Это далеко не безобидное явление, помните об этом.

fb.ru

Чем опасна меланхолия?

О меланхолии впервые заговорил древнегреческий врач и философ Гиппократ, когда описал ее как особенность одного из четырех видов темперамента (меланхолик, флегматик, сангвиник и холерик). Считается, что воспитать в себе темперамент невозможно: на него не влияет окружение, обстановка и условия формирования личности, чужие взгляды, так как с определенным видом темперамента уже рождаются.

Меланхолик считается тревожным интровертным типом, для которого свойственны определенные поведенческие особенности. Однако в психологии и психиатрии специалистам также известно понятие меланхолии как серьезного патологического состояния, которое необходимо лечить.

Как правильно отличить хроническую меланхолию, связанную с особенностью темперамента человека, от клинической меланхолии? Почему вторая форма проявления так опасна?

Отличие меланхолии как темперамента

Меланхолик – человек с тонкой нервной организацией и развитым интуитивным мышлением, чувствительный к внешним проявлениям чужих эмоций, достаточно замкнутый и склонный к постоянному самоанализу.

Такому типу темперамента свойственно частое состояние грусти, уныния, эмоциональной подавленности.

В данном случае заниматься каким-либо лечением бесполезно, так как все перечисленные состояния являются естественными для меланхолика.

Зачастую ему комфортно жить и мыслить таким образом, так как это нормальное состояние его восприятия, характера и мироощущения. Кроме того, меланхолики не страдают от этого и обычно не ищут пути для каких-либо изменений.

Отличие меланхолии как клинического расстройства

В качестве клинического расстройства меланхолия опасна тем, что может являться одним из симптомов многих более серьезных психологических патологий и психических нарушений. Так, например, специалисты видят большой риск невроза, психоза, тяжелой формы депрессии.

Отличить такую меланхолию не очень сложно даже самому пациенту, так как она имеет ряд характерных признаков:

  • ослабление стимулов к каким-либо действиям, когда нет желания и энтузиазма менять жизнь к лучшему даже при наличии существенных проблем;
  • клинический пессимизм, при котором больной не замечает ничего хорошего в жизни, всё окружающее видит только сквозь призму «темных очков», не желает принимать помощь или поддержку со стороны близких, так как считает всё это бесполезными действиями, испытывает приступы отчаяния и потери надежды;
  • склонность к суициду: многие пациенты с подобными расстройствами кончали жизнь самоубийством или пытались это сделать;
  • приступы истерики, чаще всего провоцируемые страхом, который также может быть безосновательным;
  • чувство болезненного разочарования во всем и, прежде всего, в самих себе;
  • состояние оцепенения, постоянного молчания, отказа от какого-либо взаимодействия с другими людьми;
  • возможно появление слуховых или зрительных галлюцинаций.
О чем говорят ученые?

Если раньше в советские времена специалисты не рассматривали меланхолию как психическое расстройство, так как считали, что у нее нет четкой клинической картины, то позднее австралийский эксперт в области психиатрии Паркер Гордон установил, что более 500 тысяч австралийцев страдает данным заболеванием, причем зачастую в скрытой форме. Также он обратил внимание на то, что у некоторых пациентов клиническая меланхолия связана с шизофренией.

В России мало исследований, посвященных данной области: дискуссии по-прежнему ведутся в научных кругах. Как предполагают некоторые психологи, меланхолия в качестве клинической формы проявления требует особого подхода к лечению, так как является симптомом разных заболеваний и психических расстройств.

medafarm.ru

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *