Характер определение в психологии: Характер. Что такое «Характер»? Понятие и определение термина «Характер» – Глоссарий

Содержание

Характер личности — черты, особенности, типы характера

Характер личности – это качественная индивидуальная характеристика, объединяющая в себе устойчивые и постоянные свойства психики, которые определяют поведение и особенности отношения человека. Дословно, в переводе с греческого языка, характер означает примета, черта. Характер в структуре личности объединяет в себе совокупность различных ее качеств и свойств, накладывающих отпечаток на поведение, деятельность и индивидуальное проявление. Совокупность существенных, а главное, устойчивых свойств и качеств определяют весь образ жизни человека и его способы реагирования в той или иной ситуации.

Характер индивида формируется, определяется и образуется на протяжении всего его жизненного пути. Взаимосвязь характера и личности проявляется в деятельности, общении, обуславливая при этом типичные способы поведения.

Черты характера личности

Любая черта – это некоторый стабильный и неизменный стереотип поведения.

Характерные черты личности в общем смысле можно подразделить на те, которые задают общее направление развитию проявлений характера в комплексе (ведущие), и на те, которые определяются основными направленностями (второстепенные). Ведущие черты позволяют отразить саму суть характера и показать основные важные его проявления. Надо понимать, что любая черта характера человека будет отображать проявление его отношения к реальности, но это не значит, что любое его отношение и будет непосредственно чертой характера. В зависимости от среды жизнедеятельности индивида и определенных условий только некоторые проявления отношений станут определяющими чертами характера. Т.е. человек может на тот или иной раздражитель внутренней или внешней среды отреагировать агрессивно, но это не будет означать, что человек злобный по натуре.

В структуре характера каждого человека выделяют 4 группы.  К первой группе относятся черты, определяющую основу личности, ее стержень. К ним относятся: честность и неискренность, принципиальность и малодушие, храбрость и трусость, и многие другие. Ко второй – черты, проявляющие отношение индивида непосредственно к другим людям. Например, уважение и презрение, доброта и злоба, и другие. Третью группу характеризует отношение личности к самой себе. К ней относятся: гордость, скромность, заносчивость, тщеславие, самокритичность и другие. Четвертая группа – это отношение к труду, выполняемой деятельности или работе. И характеризуется таким чертами, как трудолюбие и леность, ответственность и безответственность, активность и пассивность, и другие.

Некоторые ученые дополнительно выделяют еще одну группу, которая характеризует отношение человека к вещам, например, аккуратность и неряшливость.

Также выделяют такие типологические свойства черт характера, как аномальные и нормальные. Нормальные черты присущи людям, которые имеют здоровую психику, а к аномальным относятся люди, имеющие разнообразные  психические заболевания. Следует заметить, что аналогичные личностные черты характера могут относиться одновременно к аномальным и к нормальным. Все зависит от степени выраженности или является ли она акцентуацией характера. Примером этому может быть здоровая подозрительность, но когда она зашкаливает – это приводит к паранойе.

Определяющую роль в формировании черт характера личности играет социум и отношение человека к нему. Нельзя судить о человеке, не видя, как он взаимодействует с коллективом, не  учитывая его привязанностей, антипатий, товарищеских или дружественных отношений в обществе.

Отношение индивида к любому виду деятельности определяется его взаимоотношениями с другими лицами. Взаимодействие с другими людьми может побуждать человека к активности и рационализаторству или держать в напряжении, порождать его безынициативность. Представление индивида о самом себе обуславливается его взаимоотношениям с людьми и отношением к деятельности. Основой в формировании сознания личности выступает непосредственно отношение к другим индивидам. Верная оценка черт характера личности другого человека является основополагающим обстоятельством при формировании самооценки. Также, следует заметить, что при смене деятельности человека меняются не только способы, методы и предмет этой деятельности, но и меняется отношение человека к себе в новой роли деятеля.

Особенности характера личности

Главнейшей особенностью характера в структуре личности является – его определенность. Но это не означает доминирование одной черты. Господствовать в характере могут несколько черт, противоречащих или не противоречащих друг другу. Характер может потерять свою определенность при отсутствии четко выраженных его черт. Система моральных ценностей и убеждений личности является также ведущим и определяющим фактором в формировании особенностей характера. Они устанавливают долговременную направленность поведения личности.

Особенности характера индивида неразрывно связаны с его устойчивыми и глубокими интересами. Недостаток цельности, самодостаточности и самостоятельности личности тесно взаимосвязан с неустойчивостью и поверхностностью интересов индивида. И, наоборот,  цельность и целенаправленность, настойчивость человека напрямую зависит от содержательности и глубины его интересов. Однако сходство интересов еще не предполагает и схожесть характерных особенностей личности. Например, среди ученых можно встретить как веселых людей, так и грустных, как добрых, так и злых.

Чтобы понять особенности характера личности следует также обратить внимание и на его привязанности, досуг. Это может раскрыть новые грани и особенности нрава. Также важно обращать внимание на соответствие поступков человека его установленным целям, потому что индивид характеризуется не только действием, но и тем, как именно он их производит. Направленность деятельности и сами действия формируют у личности доминирующие духовные или материальные потребности, интересы. Поэтому, характер, следует понимать только как единство образа деяний и их направленность. Именно от сочетания особенностей характера личности и его свойств зависят настоящие достижения человека, а не от наличия умственных возможностей.

Темперамент и характер личности

Взаимосвязь характера и личности обусловлены также и темпераментом индивида, способностями и другими сторонами. А понятия темперамент и характер личности образуют ее структуру. Характер – это совокупность качественных свойств индивида, которые определяют его поступки, проявляющиеся  в отношении к другим людям, действиям, вещам. Тогда как темперамент – это совокупность свойств психики индивида, влияющих на его поведенческие реакции. За проявление темперамента отвечает нервная система. Характер тоже неразрывно связан с психикой индивида, но черты его складываются на протяжении жизни под влиянием внешней среды. А темперамент это врожденный параметр, который изменить невозможно, можно только сдерживать отрицательные его проявления.

Предпосылкой характера является темперамент. Темперамент и характер в структуре личности тесно взаимосвязаны друг с другом, но вместе с тем отличны друг от друга.

Темперамент заключает в себе психические несхожести между людьми. Он различается по глубине и силе проявлений эмоций, активности действий, впечатлительности и другим индивидуальным, устойчивым, динамическим особенностям психики.

Можно сделать вывод, что темперамент это врожденный фундамент и базис, на котором формируется личность как член социума. Поэтому наиболее устойчивые и постоянные свойства личности это темперамент. Он одинаково проявляется в любой деятельности вне зависимости от ее направленности или содержания. Остается неизменным и во взрослом  возрасте.

Итак, темперамент – это персональные особенности индивида, которые обуславливают динамичность протекания его поведения и психических процессов. Т.е. понятие темперамент характеризует темп, интенсивность, продолжительность психических  процессов, внешнюю поведенческую реакцию (активность, замедленность), но не убежденность во взглядах и интересах. Он также не является определением ценности личности и не обуславливает ее потенциал.

Выделяют три важных компонента темперамента, которые имеют отношение к общей подвижности (активность) человека, его эмоциональности и моторике. В свою очередь, каждый из компонентов владеет достаточно сложным строением и отличается различными формами психологического проявления.

Сущность активности лежит в стремлении индивида к самовыражению, преобразованию внешней составляющей действительности. При этом само направление, качество осуществления данных тенденций определяется как раз характерологическими особенностями личности и не только. Степень такой активности может быть от вялости и до высшего проявления подвижности – постоянного подъема.

Эмоциональный компонент темперамента личности являет собой совокупность свойств, которые характеризуют особенности протекания разнообразных чувств и настроений. Данный компонент наиболее сложный по своей структуре в сравнении с остальными. Его основные характеристики это – лабильность, впечатлительность и импульсивность. Эмоциональная лабильность – это скорость, с которой одно эмоциональное состояние сменяется другим или прекращается. Под впечатлительностью понимают восприимчивость субъекта к эмоциональным воздействиям. Импульсивность – это скорость, с которой эмоция превращается в побудительную причину и силу поступков и деяний без их предварительного продумывания и принятия осознанного решения выполнять их.

Характер и темперамент личности неразрывно связаны между собой. Доминирование одного типа темперамента может помочь с определением характера субъектов в целом.

Типы характера личности

Сегодня в специфической литературе существует множество  критериев, по которым определяют типы характера личности.

Типология, предложенная Э. Кречмером, сейчас является наиболее популярной. Заключается она в разделении людей на три группы в зависимости от их телосложения.

Люди-пикники – это люди, которые склонны к образованию излишнего веса или слегка полноватые, небольшого роста, но с крупной головой, широким лицом и  укороченной шеей. Тип характера у них соответствует циклотимикам. Они эмоциональные, коммуникабельные, легко адаптирующиеся к разнообразным условиям.

Люди-атлетики – это высокие и широкоплечие люди, с хорошо развитыми мускулами, выносливым скелетом и могучей грудной клеткой. Им соответствуют иксотимический тип характера. Это люди властные и достаточно практичные, спокойные и невпечатлительные. Иксотимики сдержаны в жестах и мимике, плохо адаптируются к переменам.

Люди-астеники – это люди, склонные к худобе, мускулатура слабо развита, грудная клетка плоская, руки и ноги длинноватые, обладают удлиненным лицом. Соответствует типу характера шизотимикам. Такие люди очень серьезные и склонны к упрямству, трудно адаптируются к переменам. Характеризуются замкнутостью.

К.Г. Юнг разработал другую типологию. В основе ее лежат преобладающие функции психики (мышление, интуиция). Его классификация разделяет субъектов на интровертов и экстравертов в зависимости от доминирования внешнего или внутреннего мира.

Экстраверт характеризуется прямотой, открытостью. Такой человек чрезвычайно коммуникабельный, активный и имеет множество друзей, товарищей и просто знакомых. Экстраверты любят путешествовать и брать от жизни все. Экстраверт часто становится инициатором вечеринок, в компаниях он становится их душой. В обычной жизни он ориентируется только на обстоятельства, а не на субъективное мнение окружающих.

Интроверт, наоборот, характеризуется замкнутостью, обращенностью в себя. Такой человек отгораживается от окружающей среды, тщательно поддает анализу все события. Интроверту тяжело даются контакты с людьми, поэтому у него мало друзей и знакомых. Интроверты предпочитаю одиночество шумным компаниям. У этих людей завышенная степень тревожности.

Также существует типология, основанная на взаимосвязи характера и темперамента, которая подразделяет людей на 4 психотипа.

Холерик – это довольно порывистый, быстрый, страстный и наряду с этим неуравновешенный человек. Такие люди подвержены резким сменам настроений и эмоциональным вспышкам. Холерики не обладают равновесием нервных процессов, поэтому быстро истощаются, бездумно расходуя силы.

Флегматики отличаются невозмутимостью, неспешностью, устойчивостью настроений и стремлений. Внешне они практически не проявляют эмоции и чувства. Такие люди довольно настойчивы и упорны в работе, при этом всегда остаются уравновешенными и спокойными. Свою неспешность в работе флегматик компенсирует прилежанием.

Меланхолик представляет собой очень ранимого человека, склонного к стабильному переживанию различных событий. На любые внешние факторы или проявления меланхолик реагирует остро. Такие люди очень впечатлительны.

Сангвиник – это подвижный, активный человек, обладающий живостью характера. Он подвержен частым сменам впечатлений и характеризуется быстротой реакций на любые события. Легко примерим с неудачами или неприятностями, постигшими его. Когда сангвинику интересна его работа – он будет достаточно продуктивен.

Также К. Леонгардом выделено 12 типов, часто встречающихся у людей с неврозами, акцентуированных харак­теров. А Э. Фромм описал три социальные типы характеров.

Психологический характер личности

Всем уже давно известно, что в психологическом характере личности в процессе ее развития и жизнедеятельности происходят существенные изменения. Такие изменения подвержены типичным (закономерным) и нетипичным (индивидуальным) тенденциям.

К типичным тенденциям относят изменения, происходящие с психологическим характером в процессе взросления человека. Происходит это потому, что чем старше становится индивид, тем быстрее он избавляется от детских проявлений в характере, которые и отличают детское поведение от взрослого. К детским чертам характера личности можно отнести капризность, плаксивость, страхи, безответственность. К взрослым чертам, которые приходят с возрастом, можно отнести терпимость, жизненный опыт, разумность, мудрость, расчетливость и др.

По мере продвижения по жизненному пути и приобретению жизненного опыта у индивида происходят изменения во взглядах на события, и меняются их отношения к ним. Что в совокупности тоже влияет на окончательное формирование характера. Поэтому существуют определенные различия между людьми разных возрастных групп.

Так, например, люди в возрасте приблизительно от 30 до 40 лет обитают в основном в будущем, они живут идеями и планами. Все их мысли, их активность направлены на реализацию будущего. А люди,  достигшие 50 лет, подошли к рубежу, где встречается их сегодняшняя жизнь одновременно с прошлой жизнью и будущей. И поэтому, их характер видоизменяется таким образом, чтобы соответствовать настоящему.  Это тот возраст, когда люди полностью прощаются с мечтами, но еще не готовы ностальгировать по прожитым годам. Люди, которые преодолели 60-летний рубеж, о будущем уже практически не задумываются, их намного больше волнует настоящее, у них появляются воспоминания о прошлом. Также в связи с физическими недомоганиями им уже недоступен ранее взятый темп и ритм жизни. Это приводит к появлению таких черт характера, как неторопливость, размеренность, умиротворенность.

Нетипичные, специфические тенденция связаны непосредственно с событиями, пережитыми человеком, т.е. обуславливаются прошлой жизнью.

Как правило, гораздо быстрее закрепляются и быстрее появляются такие черты характера, которые похожи на уже имеющиеся.

Следует всегда помнить,  что характер это не неизменная величина, он формируется на протяжении всего жизненного цикла человека.

Социальный характер личности

Индивиды любого социума, несмотря на их индивидуальные личностные особенности и различия, обладают общим в своих психологических проявлениях и свойствах, поэтому действуют как обычные представители данного социума.

Социальный характер личности – это общий способ приспосабливаемости личности к влиянию социума. Он создается религией, культурой, системой образования и воспитанием в семье. Также следует учитывать, что даже в семье ребенок получает то воспитание, которое одобрено в данном социуме и соответствует культуре, считается нормальным, обычным и естественным.

По Э. Фромму социальный характер означает результат приспособления человека к тому или иному образу организации социума, к культуре, в которой он воспитывается. Он считает, что ни одно из известных развитых обществ в мире не дадут личности самореализоваться в полной мере. Из этого выходит, что личность с рождения находится в конфликте с обществом. Поэтому, можно сделать вывод, что социальный характер личности – это своеобразный механизм, позволяющий личности свободно и безнаказанно существовать в любом социуме.

Процесс адаптации индивида в обществе происходит с искажением характера самого индивида и его личности, в ущерб ей. Социальный характер по Фромму это своеобразная защита, ответ индивида на ситуацию, которая вызывает фрустрацию на социальную среду, не дающую свободно самовыражаться личности и полноценно развиваться, ставящей ее заведомо в рамки и ограничения. В обществе человек не сможет полностью развить, заложенные в него природой, задатки и возможности. Как считал Фромм, социальный характер прививается индивиду и носит стабилизирующий характер. С того момента как индивид начал обладать социальным характером, он становится полностью безопасным для общества, в котором он живет. Фромм выделил несколько вариантов такого характера.

Акцентуация характера личности

Акцентуация характера личности – это ярко выраженная особенность черт характера, находящаяся в пределах признанной нормы. В зависимости от величины выраженности черты характера акцентуацию подразделяют на скрытую и явную.

Под влиянием специфических факторов среды или обстоятельств, некоторые слабовыраженные или совсем не проявляющиеся черты могут ярко выразиться – это называется скрытой акцентуацией.

Под явной акцентуацией понимают крайнее проявление нормы. Такой тип характеризуется постоянством черт для определенного характера. Акцентуации опасны тем, что могут способствовать развитию расстройств психики, ситуативно-определенным патологическим нарушениям поведения, психозов, неврозов и др. Однако не стоит путать и отождествлять акцентуацию характера личности с понятием патология психики.

К. Леонград выделил основные типы и сочетания акцентуаций.

Особенностью истероидного типа является эгоцентризм, чрезмерная жажда внимания, признания индивидуальных способностей, потребность в одобрении и почитании.

Высокой степенью общительности, подвижностью, склонностью к озорству, чрезмерной самостоятельности склонны люди с гипертимным типом.

Астеноневротический – характеризуется высокой утомляемостью, раздражительностью, тревожностью.

Психостенический – проявляется нерешительностью, любовью к демагогии, самокопанию и анализу, мнительностью.

Отличительной чертой шизоидного типа является замкнутость, отстраненность, необщительность.

Сенситивный тип проявляется повышенной обидчивостью, чувствительностью, стеснительностью.

Возбудимый – характеризуется склонностью к регулярно повторяющимся периодам тоскливого настроения, накапливанию раздражения.

Эмоционально-лабильный – характеризуется очень изменчивым настроением.

Инфантильно-зависимый – наблюдается у людей, заигравшихся в детей, которые избегают брать ответственность на себя за свои действия.

Неустойчивый тип – проявляется в постоянной тяге к различного рода  развлечениям, удовольствиям, праздности, безделью.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Что такое характер человека, как он формируется и чем отличается от темперамента + классификация типов характера

Приветствуем вас, друзья!

Численность населения Земли приближается к отметке 8 миллиардов человек. При этом каждый индивид из этого огромного числа – уникальная и неповторимая личность. Как ни старайтесь, вы не встретите двух абсолютно одинаковых людей. Что же отличает нас друг от друга, помимо внешности? Это индивидуальный набор психологических черт, которые сплетаются в единый характер.

В этой статье мы расскажем вам, что такое характер, как он формируется, какие бывают черты и типы характера.

Определение и общая характеристика понятия

Характер – это совокупность устойчивых черт, определяющих поведение человека, его образ жизни, привычки, реакции на различные ситуации. Характер не является врожденным компонентом психики, а формируется в течение жизни. Основой для формирования характера служат биологические особенности: пол, тип темперамента, совокупность генов. Преломляясь через призму воспитания и индивидуального развития, они складываются в уникальный психологический рисунок.

Слово “характер” в переводе с греческого языка означает “оттиск, печать”. Это то, что отличает человека от других людей, делает его уникальным и неповторимым. Невозможно встретить двух людей с абсолютно одинаковыми характерами.

Характер оказывает определяющее значение на нашу жизнь. Все, что мы делаем, о чем думаем, какие эмоции испытываем, обусловлено нашим характером. Это своего рода набор закрепленных в психике паттернов, которые призваны упростить наше существование. Представьте: сталкиваясь каждый раз с одной и той же ситуацией, нам приходилось бы заново оценивать ее, строить стратегию поведения, анализировать последствия. Характер позволяет оптимизировать этот процесс.

Хорошо зная характер человека, можно практически безошибочно предсказать его поведение.

Черты характера

Те черты, которые чаще всего проявляются в схожих жизненных ситуациях, и являются чертами характера.

Например, человек обычно ведет себя дружелюбно и приветливо с окружающими, но однажды срывается и грубит. В этом случае грубость не является чертой его характера. Это следствие ситуативного фактора. Скорее всего, человек был уставшим или расстроенным. А вот дружелюбие можно вполне отнести к устойчивым чертам его характера.

Все черты принято разделять на три группы в зависимости от их направленности. Также в каждой группе выделяют положительные и отрицательные черты:

  • Отношение к самому себе

Эта группа черт отражает отношение человека к собственному “я”. Сюда можно отнести самоуважение, гордость, скромность, самокритичность, тщеславие, заносчивость, самолюбие и др. От сочетания этих характеристик зависит, как человек позиционирует себя в жизни, на какое место ставит себя относительно других людей, как оценивает свои удачи и промахи, какие цели выбирает.

  • Отношение к другим людям

Это черты характера, связанные с социальным взаимодействием. К положительным относятся отзывчивость, дружелюбие, коммуникабельность, альтруизм, чуткость, уважение, к отрицательным – снобизм, презрение, замкнутость, черствость, цинизм. Эффективность общения напрямую зависит от этих черт.

  • Отношение к деятельности

Сюда можно отнести трудолюбие, ответственность, активность, исполнительность, креативность, аккуратность, перфекционизм. А также лень, пассивность, безответственность. Эти черты проявляются в профессиональной деятельности, в отношении человека к делам и обязанностям.

Совокупность черт из этих трех групп формируют структуру характера и уникальный психологический портрет человека.

Формирование характера

Ученые на протяжении многих лет считали характер врожденным компонентом психики. Впоследствии эта гипотеза была пересмотрена. Сегодня уже нет никаких сомнений в том, что характер формируется в течение жизни. Впервые эту идею высказал английский философ Джон Локк.

Характер начинает закладываться сразу после рождения. На этом этапе формируется базовая установка на доверие или недоверие к миру. Очень важно окружить младенца любовью и заботой, вовремя удовлетворять все его жизненные потребности, принимать активное участие в развитии.

Ребенок взрослеет и начинает активно познавать мир. Родители в этом процессе играют роль посредников и проводников. Их авторитет для ребенка огромен. Именно они оказывают сильнейшее влияние на формирование его характера. Часть черт ребенок приобретает в результате подражания им, а часть формируется в результате целенаправленного обучения.

После трех лет круг общения ребенка расширяется, в нем появляются сверстники и новые взрослые. Начинают формироваться черты характера, связанные с социальным взаимодействием: общительность, доброта, щедрость, отзывчивость.

Когда ребенок идет в школу, важную роль в его жизни начинают играть оценки его действий со стороны взрослых. Формируется представление о том, что такое хорошо, а что плохо. Происходит активная социализация, и роль родителей в дальнейшем формировании характера начинает снижаться. Ребенок проявляет себя в активной деятельности, начинают закладываться черты, связанные с ней: трудолюбие, ответственность, инициативность, пунктуальность.

У подростков активно идет формирование морально-этических и волевых качеств. К совершеннолетию характер уже, как правило, полностью сформирован. В дальнейшем происходит лишь корректировка его отдельных черт.

Таким образом, можно выделить основные факторы, влияющие на формирование характера:

  1. родительское воспитание;
  2. культурные ценности, провозглашенные в обществе;
  3. личный пример значимых для человека людей;
  4. общественное мнение;
  5. саморазвитие.
Чем характер отличается от темперамента

Эти два понятия часто путают или отождествляют между собой. Давайте внесем ясность. Характер и темперамент – это не одно и то же, хоть они и тесно связаны между собой.

Первое и самое существенное отличие в том, что темперамент является врожденным показателем, а характер – приобретенным.

Тип темперамента обусловлен особенностями нервной системы каждого конкретного индивида.

По сочетанию таких общих характеристик, как сила, уравновешенность, подвижность нервной системы выделяют 4 типа темперамента:

  1. Сангвиники. Сильная, уравновешенная, подвижная нервная система. Характеризуются общительностью, оптимизмом, энергичностью, активностью.
  2. Холерики. Сильная, неуравновешенная, подвижная нервная система. Характеризуются высокой эмоциональностью, вспыльчивостью, целеустремленностью, общительностью.
  3. Флегматики. Сильная, уравновешенная, инертная нервная система. Флегматики медлительны, спокойны, трудоспособны, замкнуты.
  4. Меланхолики. Слабая, неуравновешенная, инертная нервная система. Меланхолики ранимы, чувствительны, тревожны и замкнуты.

Темперамент является базисом, на основе которого формируется характер. При этом не стоит считать, что темперамент полностью определяет его. Психика человека очень пластична – она может приспособиться к любым условиям. У людей с разными темпераментами могут быть схожие черты характера, просто проявляться они будут по-разному.

Например, возьмем такое качество, как целеустремленность. Холерики идут к цели напролом. Любые препятствия разжигают в них спортивную злость и азарт. Сангвиники действуют методично и уверенно, не поддаются эмоциям и взвешивают каждый шаг. Флегматики движутся к цели по принципу “тише едешь, дальше будешь”. Меланхоликам приходится постоянно подстегивать себя эмоционально, чтобы сохранять высокий уровень мотивации.

Есть черты, которые с большей вероятностью формируются у представителей одних типов темперамента, чем у других. Но это не значит, что человек не может пойти против течения и сформировать их сознательно волевыми усилиями. Характер может маскировать одни из врожденных проявлений, усиливать другие и тормозить третьи за счет образования и упрочения новых рефлекторных связей.

Поэтому над своим характером нужно постоянно работать: избавляться от плохих черт и культивировать хорошие. Это интересный и творческий процесс. Относитесь к нему как к игре.

Что такое акцентуация характера

Акцентуация – это крайняя степень выраженности каких-то конкретных черт характера. Человек с акцентуацией характера является психически здоровым, но на самой границе нормы.

При неблагоприятных условиях акцентуация может развиться в психическое расстройство, привести к алкоголизму, наркомании, девиантному поведению и суициду.

Акцентуации чаще всего встречаются среди подростков. По статистике, 95 % юношей и девушек в возрасте 14–17 лет обладают заостренными, гипертрофированными чертами характера. С возрастом этот показатель снижается до 60 %.

Акцентуации вызывают дисгармонию личности, затрудняют социализацию и общую адаптацию, снижают продуктивность во всех сферах жизни. На формирование акцентуации влияют как наследственные факторы, так и воспитание.

Читайте также нашу статью о том, какие качества характеризуют личность.

Типы характера

В психологии существует несколько классификаций типов характера. Рассмотрим и дадим краткое описание основным.

Классификация Юнга

Пожалуй, самая распространенная классификация в психологии, о которой слышал каждый. Швейцарский ученый Карл Густав Юнг, ученик и последователь Зигмунда Фрейда, классифицировал людей по направленности их жизненной энергии. Он выделил два типа:

  1. Экстраверты. Это люди, основное внимание и энергия которых направлены вовне. Они общительны, активны, жизнерадостны. Любят находиться в обществе людей, в одиночестве им некомфортно. Экстраверты не склонны подолгу переживать из-за неудач и проблем и предаваться мучительной рефлексии.
  2. Интроверты. Их энергия направлена вовнутрь. Недавние исследования позволили сделать вывод, что интроверты отличаются более чувствительной нервной системой, чем экстраверты. Поэтому они все принимают близко к сердцу и любят копаться в себе. Интроверты предпочитают проводить время наедине с собой, общение отнимает у них много сил.

Впоследствии американский психолог Эдмунд Конклин дополнил классификацию еще одним типом, выделив амбивертов. В этих людях сочетаются черты как интроверта, так и экстраверта. Они с удовольствием проводят время в компании людей, но иногда им нужно побыть в одиночестве. Такая двойственность делает их невероятно гибкими и позволяет приспосабливаться к любым условиям.

Классификация Кречмера

Немецкий ученый Эрнст Кречмер связывал особенности характера с телосложением человека.

Он разделил людей на три вида:

  1. Пикники. Это люди невысокого или среднего роста, коренастые, склонные к полноте. У них небольшая голова, короткая шея, мелкие черты лица. Для них характерны такие качества, как общительность, оптимизм, эмоциональность, активность. Пикники обладают хорошим чувством юмора, легко находят общий язык со всеми, поэтому часто становятся душой компании.
  2. Астеники. Люди данного вида худощавы, со слаборазвитой мускулатурой и длинными конечностями. По характеру они упрямы, замкнуты, чувствительны и серьезны.
  3. Атлетики. Высокие, широкоплечие, мускулистые. Им свойственны сдержанность, рассудительность, спокойствие и властность. Атлетики плохо приспосабливаются к новым условиям, поэтому ценят стабильность и постоянство.

Классификация Лоуэна

Американский психолог Александр Лоуэн выделил типы характеров на основе защитных механизмов психики, преобладающих у индивида.

Всего их получилось пять:

  1. Оральный. Этот тип людей крайне зависим от чужого мнения. Его представители панически боятся критики, осуждения, отвержения людьми. Они нуждаются в постоянной любви и моральной поддержке, но сами при этом довольно пассивны.
  2. Мазохистский. Люди с этим типом характера подозрительны, тревожны, пессимистичны. К окружающим они относятся настороженно, иногда даже с ненавистью, но стараются не проявлять этого. Они испытывают мазохистское удовольствие от страданий, любят жаловаться на свои несчастья и портить людям настроение. Им хорошо, когда другим плохо, и наоборот.
  3. Истерический. Это про то, что “весь мир – театр, а люди в нем – актеры”. Именно так выглядит мир в представлении людей-истериков. Они отличаются бурным проявлением эмоций, театрализованным поведением, преувеличенными реакциями на происходящие события. Любят драму во всех ее проявлениях, не выносят спокойствия и стабильности, поэтому часто ввязываются в разные сомнительные истории.
  4. Нарциссический.  В большей степени проявляется у мужчин. Представители данного типа харизматичны, напористы, целеустремленны, энергичны. Они ставят амбициозные цели и уверенно их реализуют. Многие из них становятся руководителями из-за любви к власти и из-за стремления доминировать. Оборотной стороной их характера является агрессивность и авторитаризм.
  5. Шизоидный. Люди этого типа живут в своем вымышленном мире. Они замкнуты, нелюдимы и тревожны. Шизоиды испытывают проблемы с установлением близких отношений, поэтому могут всю жизнь оставаться в одиночестве.

Данные типы редко встречаются в чистом виде. Чаще всего в человеке присутствует смесь 2-3 типов.

Классификация Леонгарда

Немецкий психолог Карл Леонгард занимался изучением акцентуаций характера.

В своей книге “Акцентуированные личности” он выделил 10 основных типов:

  1. Гипертимный. Характеризуется общительностью, активностью, оптимизмом, энергичностью. Такие люди все время находятся в поиске новых впечатлений и ярких эмоций, не выносят скуки. Зачастую они бывают чересчур легкомысленными.
  2. Дистимный. Представители этого типа пессимистичны, тревожны, замкнуты и ранимы. У них мало друзей, шумным компаниям они предпочитают одиночество. С трудом принимают решения, долго колеблются и мучают себя сомнениями.
  3. Возбудимый. Вспыльчивые, конфликтные и агрессивные люди. Очень плохо уживаются с окружающими, нередко становятся домашними тиранами.
  4. Застревающий. Это упрямые, обидчивые, подозрительные люди. Они любят поучать и наставлять людей без запроса с их стороны, за что часто слывут занудами. Чувствительны к несправедливости, болезненно воспринимают критику, злопамятны.
  5. Демонстративный. Представители данного типа обожают внимание во всех его проявлениях. Они самоуверенны, хвастливы, эмоциональны, эпатажны. Любят плести интриги, манипулировать людьми и провоцировать их на эмоции. Среди их позитивных черт стоит выделить артистичность, гибкость и нестандартное мышление.
  6. Тревожный. Робкие, тихие, неуверенные в себе люди. Они самокритичны, пессимистичны, чувствительны и ранимы. С людьми ведут себя доброжелательно, избегают любых конфликтов, но в глубине души относятся ко всем настороженно. Также их отличает недостаток силы воли, безынициативность, нерешительность.
  7. Эмотивный. Эти люди эмоциональны, отзывчивы, мягкосердечны. Всегда рады прийти на помощь к тем, кто в беде. Все принимают близко к сердцу, но не демонстрируют этого, а копят переживания внутри.
  8. Педантичный. Таких людей отличает аккуратность, страсть к порядку, перфекционизм, зацикленность на мелочах. В то же время они серьезны, добросовестны и надежны, близкие могут на них положиться. Не обладают лидерскими качествами, поэтому предпочитают быть ведомыми.
  9. Экзальтированный. Крайне впечатлительные, эмоциональные и чуткие люди. Они бурно реагируют на все происходящее: приятные события вызывают у них восторг, а неприятные вгоняют в тоску и отчаяние.
  10. Аффективно-лабильный. Люди с данным типом акцентуации эмоционально неустойчивы, подвержены беспричинной перемене настроения. Поэтому одни люди считают их общительными и веселыми, а другие думают, что те замкнутые и угрюмые.

Загляните также в нашу подборку тестов на определение типа личности.

Классификация Личко

Советский психиатр Андрей Евгеньевич Личко также занимался изучением акцентуаций характера. В его классификации 11 типов:

  1. Гипертимный. Общительный, позитивный, добродушный человек. Не выносит стабильности, все время ищет приключений и сильных эмоций. Часто подвергает себя риску, чтобы получить дозу адреналина. Непостоянен в пристрастиях, часто бросает начатые дела незавершенными.
  2. Циклоидный. Отличается нестабильным энергетическим состоянием. В периоды подъема он общительный, жизнерадостный, активный, а во время спада погружается в депрессию. Каждая фаза длится примерно 2–3 недели.
  3. Лабильный. Характеризуется частой сменой настроения и непредсказуемыми реакциями. Одно и то же событие, в зависимости от настроения, может казаться ему либо интересным и волнующим, либо пугающим и стрессогенным. Любая мелочь может вызвать смену настроения: неодобрительный взгляд прохожего, красивый пейзаж из окна, случайная песня из прошлого.
  4. Астеноневротический. Мнительный, капризный, быстро утомляемый тип. Склонен к ипохондрии, т. е. к навязчивому беспокойству по поводу своего здоровья. Он тянется к людям, но быстро устает от них и возвращается к одиночеству.
  5. Сензитивный. Чувствительный, ранимый, впечатлительный человек. Крайне требователен к самому себе, из-за этого страдает заниженной самооценкой и переживает из-за своих недостатков. С новыми людьми ведет себя настороженно и замкнуто, а в компании знакомых расслабляется. Тревожен и пуглив. Нередко пасует перед трудностями из-за страха.
  6. Психастенический. Любит размышлять, рассуждать, рационализировать. С трудом принимает решения и берет на себя ответственность. Отличается высокой утомляемостью, тревожностью, мнительностью.
  7. Шизоидный. Замкнутый, нелюдимый, тревожный тип. Живет в собственном мире иллюзий, куда не пускает никого. С трудом устанавливает эмоциональные контакты и сам страдает от этого. Мечтает найти близкого друга, который будет понимать его и поддерживать.
  8. Эпилептоидный. Раздражительный, взрывной, склонный к аффектам. Приступы озлобленности и раздражения могут длиться несколько дней подряд. Все это время он ищет объект, на который сможет выплеснуть свои негативные эмоции. В отношениях очень ревнив.
  9. Истероидный. Отличается эгоцентризмом, постоянной жаждой внимания, эпатажем, демонстративностью. Ради порции внимания готов на многое. Может даже симулировать попытки суицида.
  10. Неустойчивый. Склонен к праздности, безделью, разного рода развлечениям. Не отличается амбициозностью, не имеет карьерных и жизненных целей, живет одним днем. Труслив и безынициативен, нуждается в опеке и покровительстве. Не способен испытывать глубокие искренние чувства, к потребностям близких людей относится безучастно.
  11. Конформный. Постоянно приспосабливается к окружению, не имеет собственной точки зрения, предпочитает во всем полагаться на мнение авторитетов. Совсем не обладает лидерскими качествами, труслив и безынициативен.
Заключение

Мы рассмотрели, что такое характер, как он формируется, чем отличается от темперамента, а также какие бывают типы характера.

Теперь каждый из вас может почувствовать себя психологом и “примерить” различные классификации на своих знакомых. Это позволит вам лучше понимать окружающих людей, прогнозировать их поведение и эффективно взаимодействовать с ними.

Ну и про себя не забываем. Главная мысль, которую мы вложили в статью, заключается в том, что над своим характером можно и нужно работать. Развивать положительные черты, избавляться от отрицательных. Это процесс длиною в жизнь.

Узнавайте себя лучше и совершенствуйтесь вместе с нами. Желаем удачи!

Что такое РАЗВИТИЕ ХАРАКТЕРА? определение РАЗВИТИЯ ХАРАКТЕРА (Словарь по психологии)

В данном случае под развитием характера понимается развитие совести, моральных представлений, религиозных ценностей и социальных установок у ребенка. Исследования по этим взаимосвязанным предметам были несколько разрозненными и спорадическими, поскольку многие психологи считали, что вся эта область не поддается научному исследованию. Тем не менее были проведены некоторые показательные исследования, и нет никаких сомнений в том, что рост стандартов и «внутреннего контроля» является «одной из самых важных проблем, стоящих сегодня перед исследователями развития личности». (Сирс, 1960). Ни один ребенок не рождается с характером или совестью. Нравственным понятиям и нравственному поведению необходимо учиться, и это постепенное дело, простирающееся с самых ранних лет до подросткового возраста. Однако процесс обучения — это нечто большее, чем интеллектуальный вопрос, поскольку в дополнение к обучению одобренным способам поведения ребенок должен перейти от принятия конкретных правил к общему представлению о добре и зле и от внешнего подчинения к внутреннему контролю. . При этом он должен разработать свои собственные стандарты и применять их добровольно, вдумчиво и самокритично. Иными словами, он должен развить собственную совесть, внутренний голос, который не только одобряет правильное поведение, но и заставляет его чувствовать себя виноватым, когда он поворачивает в неправильном направлении: «Вина… . . представляет собой наиболее эффективный сторожевой пес внутри каждого человека, служащий для того, чтобы его поведение соответствовало моральным ценностям общества, в котором он живет». (Осубель, 19 лет55). Нравственное поведение. В течение первых нескольких лет жизни акцент делается на поведении, а не на концепции. Ребенок развивает социальное поведение двумя основными способами. Один из них заключается в прямом обучении и обучении: родители и другие люди показывают ему, что делать и чего не делать в определенных ситуациях, подкрепляя свои усилия дисциплиной, когда он идет не так, и одобрением, когда он подчиняется. Однако исследования показывают, что наказание и порицание, как правило, менее эффективны, чем похвала и вознаграждение (Eysenck, 1960). Другой путь — через идентификацию с родителями или другими людьми, которыми ребенок восхищается. В этом процессе он усваивает желательные (а иногда и нежелательные) модели поведения посредством добровольного подражания и бессознательного подражания, а не посредством давления или обучения. Моральные концепции. По мере взросления и взросления ребенок постепенно учится обобщать конкретное поведение и формирует абстрактные принципы правильного и неправильного. Ребенок шести-семи лет может сказать: «Мяч воровать плохо», но к восьми-девяти годам он, вероятно, будет использовать общее понятие «Воровство нехорошо», а еще через три-четыре года свяжет это понятие с социальными понятиями. Однако приобретение зрелых концепций и ценностей не является простым делом. Некоторым детям не хватает интеллекта или внимания, чтобы понять моральные рассуждения, и во многих случаях они сбиты с толку непоследовательностью родителей, конфликтами между моральными кодексами и давлением как внутри, так и вне дома, или обучением, которое подчеркивает, что неправильно, не показывая или объясняя, что правильно. Такие путаницы не только затрудняют процесс обучения, но и мешают ребенку принимать собственные моральные решения. Затем он может выбрать более простой путь следования своей собственной социальной группе, к добру или к худу, тем более что это помогает ему завоевать признание и одобрение. Некоторые конкретные ценности. Значительный свет был пролит на развитие характера благодаря изучению специальных моральных понятий. Харроуэр (1934) обнаружили, что представления об обмане заметно различаются на разных социально-экономических и образовательных уровнях. Школьники из более высоких слоев чаще всего говорили: «Это бесполезно» или «Так нельзя учиться», в то время как школьники из более бедных районов высказывали такие комментарии, как «Обманывать запрещено», «Это непослушно, или «Это несправедливо». Она также обнаружила разницу в представлениях о наказании. Когда им рассказывали историю, в которой один ребенок взял игрушку другого ребенка, шести-восьмилетние дети из бедных семей обычно говорили, что виновника следует «шлепнуть», а дети из более привилегированных семей говорили, что он должен заменить игрушку (реституция). Однако большинство детей в возрасте от восьми до одиннадцати лет в обеих группах выступали за реституцию, а не за возмездие, что указывает на то, что моральный кодекс становится более стандартизированным по мере того, как дети становятся старше и более вдумчивыми. Исследование честности и обмана, проведенное Хартшорном и Мэй в 1928 до сих пор считается важной вехой в изучении развития характера. Эти исследователи заставили группы детей пройти ряд тестов, которые были разработаны таким образом, чтобы можно было определить, обманывают ли они детей. Они обнаружили, что (1) дети старшего возраста были немного более обманчивы, чем дети младшего возраста, (2) не было существенной разницы между мальчиками и девочками, (3) более способные дети в целом были более честными, чем более тупые дети, (4) неприспособленные дети склонны быть более обманчивыми, чем хорошо приспособленные дети, (5) дети, получившие плохие оценки по общему поведению, были склонны обманывать больше, чем другие, (6) наблюдался прогрессивный рост обмана с вершины социально-экономической шкалы вниз, (7 ) дети, поддающиеся внушению, обманывали больше, чем дети, не внушаемые; (8) дети, чьи учителя подчеркивали важность сотрудничества и доброй воли, обманывали меньше, чем дети, учителя которых подчеркивали жесткий распорядок, и, что удивительно, (9) дети, которые были членами организаций, подчеркивавших добродетель честности, обманывали примерно так же, как и другие. Наконец, исследование показало, что списывание — это специфическая, а не общая и однородная черта, то есть было невозможно провести четкое различие между честными и нечестными детьми, потому что дети, которые лгут или мошенничают в одной ситуации, могут быть вполне честными в другой. Это указывает на важность взгляда внутрь, чтобы обнаружить мотивы ребенка, а также вовне, чтобы оценить давление, действующее на него в конкретной ситуации.

Процитируйте эту страницу: Н., Сэм М.С., «РАЗВИТИЕ ХАРАКТЕРА», в PsychologyDictionary.org , 28 ноября 2018 г., https://psychologydictionary.org/character-development/ (по состоянию на 31 октября 2022 г.).

Предыдущая статьяВРОЖДЕНИЕ

Следующая статьяЖЕСТОКОЕ ДЕТИ (Синдром избитого ребенка)

Последние новости

Что такое личность? Это определения, природа, характеристики Это определения, природа, характеристики

Опубликовано АвторBalaji NiwlikarОставить комментарий

Содержание

  • 1 Значение.
  • 2 Определения личности в психологии 
  • 3 Природа личности в психологии или характерные черты.
  • 4 Детерминанта личности в психологии
  • 5 Методы изучения личности в психологии
  • 6 Характеристики «хорошей» теории личности
  • 7 Подходы к изучению личности в психологии
  • 8 Культура и личность
  • 9 Классификация теорий личности.
    • 9.1 Теории черт личности-

Значение.

Слово «Личность » произошло от латинского слова « персона» , что означает маску , которую носит актер.

Определения личности в психологии 
  1. «Личность – это динамическая организация внутри индивидуума тех психофизических систем, которые характеризуют его/ее характерную приспособленность к окружающей среде» Allport (наиболее полное определение)
  2. «Это относится к уникальному и последовательному образцу мышления, чувств и поведения» — Первин
  3. Рэймонд Кеттелл определяет личность как черты, которые предсказывают поведение человека.
  4. Согласно Американской психологической ассоциации , « Личность относится к индивидуальным различиям в характерных моделях мышления, чувств и поведения».
  5. Мортон Принц (1924) определяет: «Это сумма всех биологических, врожденных предрасположенностей, побуждений, склонностей, влечений и инстинктов индивидуума, а также приобретенных предрасположенностей и наклонностей, приобретенных в результате опыта».
  6. Именно более или менее стабильная и устойчивая организация характера, темперамента, интеллекта и телосложения человека определяет его уникальную приспособленность к окружающей среде. (Айзенк, 1952).
  7. Личность обычно относится к отличительным моделям поведения (включая мысли и эмоции), которые характеризуют адаптацию каждого человека к ситуациям его жизни или ее жизни. (Вальтер Мишель, 19 лет)81).
  8. Обычно определяется как уникальные и относительно стабильные модели поведения, мыслей и эмоций человека. (Барон, 1993).

(Примечание: за хорошие оценки на экзамене набирайте первое число)  

Природа личности в психологии или характерные черты.
  1. Динамическая организация- Психологические элементы системы независимы, но функционируют связующим образом. это может измениться
  2. Психофизические системы –  Психологические элементы системы – это черты, эмоции, интеллект, темперамент, характер, основанные на неврологии и эндокринологии организма.
  3. Уникальный-  У каждого свой характер.
  4. Постоянный образец — человек ведет себя одинаково в разных ситуациях.
  5. Мышление (познание), Чувство (аффект), Поведение (поведение)

Детерминант Личности в психологии

1 Биологические факторы-

  1. Телосложение,
  2. Физический дефект,
  3. Физическая привлекательность,
  4. Состояние здоровья

2 Психологические факторы

1 Интеллектуальные детерминанты
2 Эмоциональные детерминанты
3 Чрезмерная любовь и привязанность
4 Самораскрытие
5 Стремление и достижения
6 Достижения
7 Целеполагание

3 Факторы среды
1 Социальное принятие
2 Социальная депривация
3 Воспитательные факторы
4 Семейные детерминанты
5 Эмоциональный климат дома и обычное положение
6 Размер семьи

Методы обучения3 Психология
  1. Самостоятельный опрос
  2. Тесты Q-сортировки
  3. Рейтинговые шкалы
  4. Наблюдения за поведением
  5. Интервью
  6. Проективные методы
  7. Биологические меры
  8. Анализ документов

Характеристики «хорошей» теории личности
  1. Она должна помочь нам понять и объяснить индивидуальные различия
  2. Это должно помочь нам в прогнозировании поведения человека дома, в школе, на работе и в других социальных условиях
  3. Должен быть проверен эмпирически
  4. Со временем он должен расширяться за счет включения результатов исследований и конструктивной критики
  5. Должен быть широко применим

Подходы к изучению личности в психологии 

A. Подход, основанный на взаимодействии человека и ситуации . Этот подход утверждает, что если поведение людей так резко меняется от одной ситуации к другой, мы должны сосредоточиться на ситуациях, а не на чертах.

B. Идиографический подход к личности – Идиографический метод предполагает изучение отдельного человека как целостной, сложной, взаимодействующей системы.

C. Номотетический подход к P личности  – Номотетические исследования — это исследования, в которых характеристика (например, агрессия) изучается у большого числа людей, которые могут быть похожи только тем, что разделяют эту единственную черту.

Культура и личность

Культурные эффекты – Общее поведение и обычаи, которым мы учимся у различных институтов нашего общества. например религия, система образования, государственная политика и идеология, национальность, раса, каста, этническая группа

Emic VS Etic Approaches — подход emic зависит от культуры. Он ориентирован на одну культуру. Но подход этический является межкультурным. Он ищет сходство между культурами.

Индивидуалистические и коллективистские культуры – Различие центральности или фокуса, являющегося автономным индивидуумом, по сравнению с фокусом, являющимся коллективным целым. Например, западная культура поощряет независимость и индивидуальное развитие, тогда как восточные культуры поощряют групповую деятельность и коллективное развитие

Классификация теорий личности.

Теории черт личности-

Группа теоретиков считала, что наша личность представляет собой комбинацию черт, определяющих наше поведение.

Теория черт Олпорта – Согласно теории, нашей личностью управляют три типа черт. Они назвали эти три категории черт основными чертами, центральными чертами и вторичными чертами.

Теория черт Кеттелла- Кеттелл определил «исходные черты» как наиболее важные, а « поверхностные черты » как менее важные черты. Кеттел также определил между общими чертами и уникальными чертами.  Он придумал шестнадцать черт человеческой личности.

Теория черт характера Айзенка — . Он предположил, что наша личность состоит из двух основных измерений: Экстраверсия и экстраверсия. интроверсия ; и Нейротизм против. Стабильность . Согласно его теории, разные комбинации этих измерений приводят к развитию разных личностей. Позже он добавил к своей модели третье измерение и назвал его 9.0053 Психозизм Против. Социализация.

Теория пяти факторов (Большой пятерки) МакКрэя и Косты. МакКрэй и Коста считали, что все черты человеческой личности можно свести только к пяти факторам: Открытость опыту, Сознательность, Экстраверсия, Доброжелательность и Нейротизм.

Хотите проверить свою личность ? Щелкните здесь

Категорииfyba психология, уведомления, Психология SYBA, Теории личностиТегиПодходы к изучению личности в психологии, Характеристики «хорошей» теории личности, Характеристики личности, Классификация теорий личности.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *