Рассеянность внимания это в психологии – Рассеянность

Содержание

Рассеянность

Рассеянностью
называется неспособность человека
сосредоточиться на чем-либо определенном
в течение длительного времени. Встречаются
два вида рассеянность: мнимая
и подлинная
.

Мнимая рассеянность
— это невнимание
человека к непосредственно окружающим
предметам и явлениям, вызванная
сосредоточенностью на каком-либо
предмете. Иногда ее называют “профессорской”,
так как она нередко встречается у людей
этой категории. Внимание ученого может
быть настолько сконцентрировано на
занимающей его проблеме, что он не узнает
знакомых, отвечает невпопад. Физиологической
основой мнимой рассеянности является
очаг оптимального возбуждения в коре,
вызывающего торможение в окружающих
его участках. Неясность отражения
различного рода внешних воздействий
при рассеянном внимании объясняется
тем, что оно происходит на участках
коры, находящихся в состоянии торможения.

Рассеянность как
следствие внутренней сосредоточенности
не причиняет большого вреда делу, хотя
и затрудняет ориентацию человека в
окружающем мире. Хуже подлинная
рассеянность.
Человек,
страдающий подлинной рассеянностью, с
трудом удерживает произвольное внимание
на каком-либо объекте или действии.
Произвольное внимание рассеянного
человека легко отвлекаемо. Физиологически
подлинная рассеянность объясняется
недостаточной силой внутреннего
торможения. Возбуждение, возникающее
под действием речевых сигналов, с трудом
концентрируется. В результате этого в
коре мозга рассеянного человека создаются
неустойчивые очаги оптимальной
возбудимости.

Одной из причин
подлинной рассеянности является
перегрузка мозга большим количеством
впечатлений. Разбросанность интересов
также может привести к подлинной
рассеянности. Причиной подлинной
рассеянности может быть и неправильное
воспитание ребенка в семье: отсутствие
определенного режима в занятиях,
развлечениях и отдыхе ребенка, освобождение
от трудовых обязанностей. Скучное
преподавание, которое не будит мысль,
не затрагивает чувств, не требует
напряжения воли, — один из источников
рассеянности внимания учащихся.(25)

Развитие внимания

Внимание, как и
все остальные психические процессы,
имеет низшие и высшие формы. Первые
представлены непроизвольным внимание,
а вторые — произвольным. Непосредственное
внимание — это также более низкая форма
его развития, чем опосредствованное.

Историю развития
внимания, как и многих других психических
функций, пытался проследить Л.С. Выготский
в русле своей культурно-исторической
концепции их формирования. Он писал,
что история внимания ребенка есть
история развития организованности его
поведения, что ключ к генетическому
пониманию внимания следует искать не
внутри, а вне личности ребенка.

По мнению Л.С.
Выготского, с самых первых дней жизни
ребенка развитие его внимания происходит
в среде, включающей так называемый
двойной ряд стимулов, вызывающих
внимание. Первый ряд — это сами окружающие
предметы, которые яркими, необычными
свойствами привлекают внимание ребенка.
С другой стороны, это речь взрослого
человека, произносимые им слова, которые
первоначально выступают в роли
стимулов-указаний, направляющих
непроизвольное внимание ребенка.

Первоначально
процессы произвольного внимания,
направляемого речью взрослого, являются
для ребенка скорее процессами его
внешнего дисциплинирования, чем
саморегуляции. Постепенно, употребляя
то же самое средство овладения вниманием
по отношению к самому себе, ребенок
переходит к самоуправлению поведением,
то есть к произвольному вниманию.

По данным наблюдений
и экспериментальных исследований
последовательность основных этапов
детского внимания выглядит так:

1. Первые недели-месяцы
жизни. Появление ориентировочного
рефлекса как объективного, врожденного
признака непроизвольного внимания
ребенка.

2. Конец первого
года жизни. Возникновение
ориентировочно-исследовательской
деятельности как средства будущего
развития произвольного внимания.

3. Начало второго
года жизни. Обнаружение зачатков
произвольного внимания под влиянием
речевых инструкций взрослого, направление
взора на названный взрослым предмет.

4. Второй-третий
год жизни. Достаточно хорошее развитие
указанной выше первоначальной формы
произвольного внимания.

5. Четыре с половиной
— пять лет. Появление способности
направлять внимание под влиянием сложной
инструкции взрослого.

6. Пять-шесть лет.
Возникновение элементарной формы
произвольного внимания под влиянием
самоинструкции (с опорой на внешние
вспомогательные средства).

7. Школьный возраст.
Дальнейшее развитие и совершенствование
произвольного внимания, включая
волевое.(24)

studfiles.net

причины и способы восстановить концентрацию — психология и общение

Рассеянность способна натворить много бед. В лучшем случае мы кладем в чай соль вместо сахара или оставляем что-то из покупок в магазине, в худшем – забываем дома документы, отправляясь в дальнюю дорогу, или покупаем билет не на тот самолет, который нам нужен. Если вы страдаете от рассеянного внимания, то такие ситуации могут преследовать вас на каждом шагу. Откуда же появляется рассеянность? Как с ней справиться? Попробуем ответить вам на эти вопросы.

Хорошее внимание значительно облегчает нам жизнь – мы всегда знаем, что уже сделали, а что только предстоит, помним все необходимые номера телефонов на случай, если неожиданно сядет мобильный или на его счету закончатся деньги, предусматриваем возможное развитие событий. При рассеянном внимании все иначе – мы как слепые котята тычемся из угла в угол, путаемся в массе ежедневных дел, но так и не успеваем ничего сделать. Рассеянность бывает разная – можно выделить по крайней мере три вида.

  1. Первая разновидность не имеет никакого отношения к болезням и является скорее врожденной чертой человека – это элементарное неумение концентрироваться и высокая отвлекаемость. Чаще всего такая рассеянность внимания присуща детям, но, взрослея, многие не расстаются с этой напастью и остаются такими же невнимательными в сознательном серьезном возрасте. Таким людям трудно организовать свою работу и быт, у них отсутствует пунктуальность и они зачастую очень плохо усваивают крайне важную информацию, поэтому на серьезных должностях им побывать обычно не удается.
  2. Второй тип рассеянности ближе людям науки. Они настолько сосредоточены на своих мыслях, что внешние факторы утрачивают для них значение и существуют, словно в другом измерении. Таким людям обычно бывает трудно переключиться со своих мыслей на что-то постороннее или другую мысль, они зачастую отвечают невпопад и попадают в самые абсурдные смешные ситуации.
  3. Третий вид уже ближе к физиологическим нарушениям – возрастная и функциональная рассеянность.  Люди, которые страдают от нее, не всегда в состоянии полноценно воспринимать происходящее, принимать правильные решения и последовательно осуществлять его.

 

 

Причины рассеянного внимания

У рассеянного внимания может быть немало причин. Давайте рассмотрим самые распространенные из них.

  • Ряд физиологических причин, связанных с общим переутомлением организма – недосыпание, напряженный рабочий график, затяжные болезни.
  • Развитию этого состояния часто способствует прием некоторых лекарственных препаратов, злоупотребление алкоголем, курение.
  • Иногда такой симптом может говорить о гормональных изменениях в организме – при беременности, при ПМС, климаксе или заболеваниях щитовидной железы.
  • Психологические нарушения в сознании человека – стрессы, депрессии, неврозы, панические атаки.
  • Возрастные изменения, неизбежно происходящие в организме.
  • Заболевания и патологии головного мозга.
  • Недостаток йода в организме.
  • Характерная черта человека.

Бывает, человек думает, что у него рассеянное внимание, когда как он может отличаться другими способностями (более активными).

Рассеянные люди часто активны. Это не патология, а черта характера. Измениться можно, если знать что в себе менять, тогда и глядишь внимание улучшится.

 Человек может быть рассеян из-за длительного стресса/переживаний, депрессии. Если с детства были несколько рассеянны, значит у вас замедленные или плохо проходят некоторые процессы в головном мозге, а помочь в этом могут головоломки, активные игры.

 


Ответьте перед собой на вопросы:

  • Вы довольны собой? (кроме внимательности)
  • Вы часто грустите?
  • Ощущаете себя одиноким(ой)?
  • Бывает тяжесть просыпания по утрам и дневная сонливость?
  • Не всегда понимаете, что вам хотят сказать?
  • Часто ли отвечаете отрывками (не развернуто)?

Если многие ответы совпали, значит причина в обменных процессах головы.

 

Как восстановить внимание?

Так как это нарушение приносит немало хлопот и неприятностей в жизни, то обязательно нужно принимать меры, чтобы восстановить внимание.

Если причины вам более менее понятны, можно разработать свой план улучшения внимания в зависимости от типа рассеянности.

Что же нужно сделать?

  • Для начала обратитесь к врачу, чтобы исключить возможность наличия функциональных изменений в организме.
  • Упорядочите свой распорядок дня – вовремя ложитесь спать, не валяйтесь в кровати до обеда. Если у вас есть такая потребность, то выделяйте полчаса – час на дневной сон.
  • Правильно питайтесь – употребляйте достаточно пищи с содержанием фолиевой кислоты и йода. Увеличьте потребление сложных углеводов они будут подпитывать ваш мозг и вам будет легче сосредоточиться. 
  • Следите за собой, составляйте списки дел и вычеркивайте из него уже выполненные.
  • Регулярно проветривайте помещение, в котором вы находитесь. Достаточное количество кислорода активирует мозговую деятельность.
  • Психологами давно доказано, что цвет имеет огромное влияние на умственные процессы и настроение человека. Для того, чтобы взбодрить мозг  используйте яркие предметы обихода, письменные, а иногда и одежду. Только не переусердствуйте – обилие ярких красок может вызвать раздражительность.
  • Запахи тоже имеют свойство влиять на нашу память и восприятие происходящего. Прекрасно взбодрит запах лимона или других цитрусовых.
  • Шоколад и орехи давно заслужили славу настоящего активатора мозговой активности. Поэтому пара долек шоколада и горсть орехов ежедневно просто необходимы вам.
  • Если вы чувствуете, что переутомились и не можете собраться с мыслями, то помассируйте ушную раковину. Массаж нужно продолжать не менее одной минуты. Вы будете удивлены, но в голове появится некоторая ясность.
  • Тренируйтесь в разгадывании головоломок, решайте уравнения.

О внимании:

» Можно одновременно концентрировать на двух или даже более вещах или только одном.

» Уметь быстро или медленно переключать внимание.

» Внимание может «скучать», вам будет сложно сосредоточиться, если вам это не интересно. 

 

Играйте в игры развивающие внимание.

 

1. Искать отличия на картинках.

2. Шахматы и шашки.

3. Решение математических уравнений. Счет в уме.

 

Методы

Существует множество методик позволяющие самому, без помощи препаратов откорректировать рассеянность внимания. Ниже представлены самые популярные из них. Данные методику позволят улучшить визуальную, и слуховую внимательность. Заниматься по данным методикам необходимо каждый день чередуя их. После двух недель занятий у пациентов наблюдается улучшение внимания и усидчивости. Время занятий подбирается индивидуально, но не менее 5 минут в сутки, в идеале чем больше времени вы потратите тем быстрее вы почувствуйте результат!

Плавность: лево/ право.

Сядьте в тишине, в удобную для вас позу. Не поворачивая головы как можно медленнее переводите взгляд с лева на право, и в обратную сторону старайтесь концентрироваться на каждой детали, встречающейся на пути у вашего взгляда.

Звук: далеко/ близко.

Закройте
глаза и слушайте звук который вы слушайте (например пение птиц), затем
переключите внимание на другой звук (например шелест листьев деревьев).

Слушайте далекие звуки, не отвлекаясь на другие, а потом близкие, тихие или громкие.


Придерживайтесь этих несложных правил и скоро вы заметите, что ваша память стала значительно лучше, вам проще сосредоточится на важном деле, а в голове вместо кавардака аккуратные, упорядоченные мысли.

www.kubinard.ru

Рассеянность, невнимательность и другие нарушения внимания: причины, как бороться


Рассеянность внимания – это достаточно серьезно нарушение нервной системы, с которым может столкнуться любой человек. Иногда рассеянность проходит самостоятельно, а иногда, наоборот, провоцирует еще большие проблемы.

Нарушение внимания и сопутствующие ему признаки могут доставлять сильный дискомфорт и мешать нормальной жизнедеятельности. Так что же представляет собой рассеянность и невнимательность с медицинской точки зрения, как проявляется это состояние и как с ним бороться?

Что такое внимание с точки зрения психологии

Внимание – это понятие когнитивной психологии, которое представляет собой степень процесса обработки конкретной информации, которую наш мозг получает из окружающей среды.

Благодаря внимательности обеспечивается успешное ориентирование субъекта в окружающем пространстве, а также за счет него обеспечивается полное и отчетливое отображение в психике. Объект внимания попадает в центр нашего сознания, остальные элементы воспринимаются слабо, не отчетливо, но при этом направление нашего внимания может изменяться.

Внимание бывает нескольких типов:

  1. Непроизвольного типа. Во время работы этого типа внимания человек не прикладывает усилия воли, чтобы сосредоточиться, он даже не ставит перед собой цель.
  2. Произвольного типа. Во время этой разновидности человек прикладывает усилия воли, чтобы сосредоточиться на определенном объекте.
  3. Послепроизвольного типа. Во время этого типа внимания характерно снижение волевых усилий, но при этом сохраняется цель быть внимательным.

Что такое рассеянность

В первую очередь рассеянность – это состояние невнимательности, постоянной забывчивости, которое постоянно сопровождает человека. Стоит помнить, что человек не рождается с рассеянностью, он ее приобретает в течение своей жизни.

Наличие этого нарушения в повседневной жизни могут привести к различным проблемам, а иногда к достаточно серьезным. Общение с такими людьми достаточно хлопотное, они не могут построить нормальных отношений и на работе им приходиться очень тяжело. Поэтому это состояние нужно лечить, чтобы оно не привело к более серьезным последствиям.

Разновидности нарушения

Рассеянное внимание может быть разных видов:

  • функционального вида;
  • поэтического вида;
  • минимального вида.

Функциональное расстройство внимания

Невнимательность этого вида может проявляться практически у любого человека в результате монотонного и однообразного рабочего процесса.

Это вид сбоя может проявиться из-за проблем со сном, постоянных головных болей, а также, если у человека имеются какие-нибудь болезни.

Минимальная рассеянность

Минимальная невнимательность и забывчивость обуславливается неумением сосредоточить свое внимание на важных объектах, из-за глубокого погружения в свои личные проблемы.

Данный тип нарушения возникает по причине того, что человек не может отвлечься от внутренних переживаний. Личные переживания отвлекают его от всего, что он делает.

Поэтическая натура летает высоко…

При данном нарушении внимания человек находится постоянно в состоянии мечтательности и фантазий. Это вид не имеет возрастных ограничений. Он относится в основном к людям, у которых творческий характер, для них нормально быть постоянно в задумчивости, поиске, осмыслении.

Разновидности проявлений

Синдром рассеянного внимания может проявляться по разному, а именно:

  1. Недостаточная концентрация — рассеянность. В результате этого нарушения происходит снижение способности к запоминанию увиденного или услышанного. Присуща людям, которые сильно чувствительны к различным условиям (состояние усталости, волнения, недосыпания).
  2. Ригидность – это медлительность, заторможенность, при которой наблюдаются проблемы с переключением от одной темы на другую. Данное состояние наблюдается у больных с эпилептическим синдромом, с состоянием гипомании, гебефрении.
  3. Неустойчивое — скачкообразное внимание. Для этого состояния характерно частое перескакивание с одной темы на другую, в результате этого возникают проблемы с памятью. Неустойчивость внимания часто возникает у детей, которые имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), что влечет за собой появление проблем с памятью, снижение успеваемости.

Рассеянность внимания — болезнь ли это, отвечает врач-психотерапевт:

Эх, рассеянным мне быть и невнимательным жить…

Рассеянность внимания могут вызвать различные причины. Для начала стоит выделить факторы физиологического, не патологического вида, которые провоцируют невнимательность, истощение, скачки и инертность внимания:

  1. На фоне возникновении физической и умственной усталости.
  2. При хроническом недосыпании, бессоннице.
  3. При профессии, которая требует выполнения одних и тех же монотонных действий или сосредоточивания на одном и том же объекте. Часто расстройство объема и ослабление внимания вызывает работа за конвейером, за рулем.
  4. Иногда у людей некоторых профессий, в процессе своей работы, вырабатывается привычка, при которой наблюдается сосредоточивание на предмете своих научных изысканий, что влечет игнорирование всего окружающего, это так называемая инертность внимания ( расстройство переключаемости). При этом память не страдает, наоборот она улучшается, просто люди, работающие в научной области или иной области, откидывают все не нужное и стараются удержать свое внимание на самом важном.
  5. Возрастные изменения. С возрастом, особенно у стариков за 70 ослабевают функции концентрирования внимания и возникает его расстройство.
  6. Иногда сильное волнение мешает сосредотачивать свое внимание, что влечет за собой состояние рассеянности.

Неврологические и другие нарушения

Рассеянность, забывчивость и невнимательность могут возникать из-за различных болезней и нарушений в организме:

  • во время проблем с кровоснабжением и питанием головного мозга, которые связаны с нарушениями сосудистого характера – атеросклероз, остеохондроз, дисциркуляторная энцефалопатия, артериальная гипертензия, вертебро-базилярная недостаточность;
  • разнообразные нарушения опухолевого характера, гидроцефалия;
  • заболевание Альцгеймера, деменция сосудистого характера;
  • различные проблемы психического характера – депрессия, состояние шизофрении, эпилепсия;
  • появление головных болей с различным характером происхождения – мигрень, гипертензия артериального типа, вегетососудистая дистония, состояние анемии;
  • проблемы со сном, состояние бессонницы;
  • состояние гипоксии;
  • факторы генетического типа;
  • если в организме наблюдаются проблемы с метаболизмом – сахарный диабет;
  • если в организме имеется нехватка полезных компонентов (железо, магний) или наоборот избыток (свинец).

Рассеянность и забывчивость у детей — главный признак СДВГ

Нередко рассеянность и забывчивость у детей и совсем еще молодых людей характеризуется в неумении контролировать себя. Внимание у ребенка зависит от многих психологических процессов, которые происходят в организме. В самом начале своего пути ему требуется мотивация и контроль со стороны родителей.

Рассеянность и неспособность к самоконтролю часто является одним из главных признаков синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Если у ребенка имеется данное нарушение, то у него возникает рассеянность типа «порхающее» внимание. Главными особенностями этого состояния являются низкий уровень концентрации и быстрое непроизвольное переключение внимания.

Причины и симптоматика

Рассеянность и забывчивость у маленьких детей могут спровоцировать на первый взгляд безобидные факторы и причины:

  • различные консерванты, ароматизаторы, другие пищевые добавки, которые содержатся в большом количестве в современных деликатесах;
  • медикаменты, которые являются производными от салициловой кислоты;
  • если имеется повышенное влечение к сладостям;
  • проблемы с углеводным обменом;
  • возникновение аллергических проявлений на еду;
  • если имеется нехватка нужных химических компонентов для организма ребенка, особенно железа и магния;
  • если имеется повышенное содержание в крови тяжелого металла – свинца. Его избыток может привести к тяжелым патологиям ЦНС и к возникновению умственной отсталости.

Если у ребенка развивается СДВГ, то у него могут проявиться следующие симптомы:

  • состояние гипервозбудимости, неусидчивости, постоянной суеты;
  • часто переключается с одного занятия на другое, при этом предыдущее дело не доделывает до конца;
  • ребенок не может сконцентрировать себя на одном определенном задании;
  • у него плохая память, рваные движения, рассеянность и забывчивость.

Помимо этих симптомов стоит обратить внимание и на другие признаки:

  • ребенок не может сконцентрироваться на определенном задании, постоянно отвлекается от него;
  • часто теряет или забывает свои школьные принадлежности, вещи, игрушки;
  • постоянно отказывается от выполнения определенной работы, во время которой требуется концентрирование внимания и усидчивость;
  • возникновения проблем с успеваемостью из-за того, что ребенок не может завершить даже простые задания;
  • медлительность;
  • пребывает в постоянной мечтательности;
  • не слушает инструкции;
  • может быстро переключиться на другое задание, при этом, не выполнив до конца предыдущее.

Цели и методы диагностики

Первичный этап диагностирования при нарушениях внимания и рассеянности включает следующие обследования:

  1. Осмотр невролога. Во время обследования врач должен оценить состояние мелкой моторики, а также выявить невралгические симптомы.
  2. Проведение анкетирования с заполнением диагностической карты.
  3. Проведение нейропсихологического тестирования. Во время этого обследования оценивается уровень внимания, интеллектуальных способностей, работоспособности в отношении длительного задания и другие состояния.

Помимо этого проводятся инструментальные обследования и сдаются лабораторные анализы:

Комплекс мер

Лечение СДВГ и сопутствующих расстройств должно быть комплексным и должно состоять из следующих этапов:

  • приемы по коррекции поведения;
  • психотерапевтические методы;
  • нейропсихологическая коррекция.

Корректирование рассеянности у ребенка можно проводить при помощи занятий, которые направлены на улучшение концентрации. Во время этих занятий решаются различные головоломки, логические задачи. Все занятия нужно четко распределить на день, при этом обязательно основное время должно быть выделено для физической активности и отдыха. Однако если это лечение не дает результаты, то можно использовать и другие типы лечения.

Основные лекарственные средства, которые позволяют бороться с рассеянностью, забывчивостью и невнимательностью у ребенка – это психостимуляторы, которые нужно принимать только под контролем врача:

  1. Глицин. Это средство повышает работоспособность, улучшает умственную деятельность, оказывает благотворное воздействие на ЦНС. В сутки принимается 1 таблетка под язык.
  2. Пирацетам. Улучшает умственную деятельность. В сутки принимается по 30-50 мг.
  3. Биотредин. Оказывает положительное воздействие на когнитивные функции. Повышает внимательность и улучшает память. Доза препарата составляет по 2 мкг на 1 килограмм массы тела, принимается в течение 3-10 дней.
  4. Фенибут. Улучшает кровообращение в головном мозге, улучшает умственную деятельность, свойства памяти. В день дозировка составляет до 250 мг.

Все препараты имеют противопоказания и побочные явления, поэтому перед применением обязательно изучите инструкцию по применению.

Во время физиотерапевтического лечения проводятся следующие процедуры:

  • лазерная терапия, полный курс состоит из 7-10 процедур, во время каждой из которых проводится облучение 3-5 зон организма;
  • ДМВ терапия, она состоит из 8-10 процедур;
  • ингаляционные процедуры 5-10;
  • УФО носоглотки, полный курс состоит из 3-5 процедур;
  • курс магнитотерапии, который состоит из 8-10 процедур.

Как развить внимательность — будет полезно и детям и взрослым:

Что делать родителям невнимательного ребенка?

Важную роль при проблемах у своего ребенка с внимательностью и усидчивостью играют родители. Они должны выполнять следующие требования:

  • обязательно подстраиваться под режим своего ребенка и постоянно его соблюдать;
  • контролировать, чтобы в течения дня ребенок чувствовал себя спокойно, чтобы у него не было переутомления, также не желательно, чтобы он долго находился перед экраном телевизора или компьютера;
  • стараться заинтересовать ребенка какими-нибудь спортивными играми, можно записать его в бассейн, а также ходить с ним постоянно гулять на свежий воздух;
  • желательно отказаться от посещений мест с большим скоплением людей, не приглашать к себе большое количество гостей.

Внимание у ребенка необходимо тренировать с самого детства, чтобы в дальнейшем у него не возникло состояния неусидчивости, потерянности и рассеянности. Желательно его заинтересовывать различными развивающими играми. Еще в грудном возрасте нужно показывать разные игрушки и называть их, чтобы он уже мог сосредоточить внимание на них.

Если вдруг вы уже заметили у своего ребенка признаки расстройства внимания, то необходимо на начальном этапе начать самостоятельно развивать внимательность и целеустремленность.

Купите развивающие игры, конструктор, мозаику. Ребенок должен выработать усидчивость, и каждое занятие доложен выполнять до конца, а для облегчения этого процесса родители должны ему в этом помогать.

neurodoc.ru

Рассеянность внимания — это… Что такое Рассеянность внимания?

Рассе́янность внима́ния — нарушение способности к концентрации внимания. Рассеянность внимания относится к явлениям невнимания, так же как ошибки внимания и феномены избирательного (направленного) невнимания. Она различается по характеру и причинам возникновения.

Виды

Выделяют несколько видов рассеянности внимания:

  1. Истинное невнимание (рассеяние). Его впервые описал Уильям Джемс. В это время человек отключается от чего-то важного во внешней среде, от своих планов. Его внимание блуждает, длительно не останавливаясь ни на одном из объектов. Такое состояние можно назвать прострацией. Мысли и ощущения человека при этом расплывчаты, чувствуется упадок сил, неспособность сконцентрироваться на чем-либо определенном, отсутствие интереса к происходящему. Такой вид рассеянности возникает от бессонницы, от усталости, головной боли, монотонной и однообразной работы. Это состояние может сопровождаться скукой. Выделяют особый вид рассеяния внимания, феномен дорожного гипноза, он возникает, когда человек долгое время ведет машину по спокойной дороге, и ничего не происходит. Водитель впадает в состояние, подобное полудреме, есть ощущение «провала во времени» (он не ощущает времени, проведенного в дороге). Такое может случиться во время выполнения любой монотонной работы.
  2. Мнимая рассеянность возникает вследствие трудности распределения внимания (человек не может распределить внимание между разными объектами внешней и внутренней среды). Она рассматривается как негативное следствие глубокой внутренней концентрации. Человек совершает ошибку из-за того, что сконцентрирован на решении какой-либо проблемы или собственных чувствах и размышлениях, и не замечает, что происходит вокруг него, например, в быту. Часто различают два ее вида. Профессорская рассеянность, когда стройный и эмоционально нейтральный ход размышлений логически упорядочен и направлен на решение сложных задач. Поэтическая рассеянность, когда человек находится в состоянии мечтательности. В этих двух видах рассеянность может проявляться в ошибках невнимания, когда нарушается привычный автоматизированный ход деятельности. Любой человек, если поглощен чем-либо, становится невнимательным. Также выделяют вид мнимой рассеянности, когда внешний объект всецело поглощает внимание, например, «гипноз цели» у военных летчиков.
  3. Ученическая рассеянность проявляется как чрезвычайная подвижность и отвлекаемость внимания. Внимание непроизвольно перемещается с одного объекта на другой, не задерживаясь длительно ни на одном из них. Встречается у детей с СДВГ и некоторых видах психопатологии.
  4. Старческая рассеянность плохая переключаемость в сочетании с недостаточно активной концентрацией, внимание застревает на чем-либо, но при этом степень внимания невелика, и поэтому такое сосредоточение неэффективно[1].
  5. Гештальтпсихологи в начале двадцатого века писали, что о рассеянности можно также говорить, как о напряженном невнимании к определенным действиям, мыслям, чувствам. Например, трудно сосредоточиться на определенных эмоциональных и аффективных состояниях, таких как гнев.
  6. Также выделяют моторное, когнитивное или избирательное невнимание, например, к привычной обстановке, тиканию часов, биению сердца и т. д.
  7. Мотивационно-обусловленное невнимание, когда человек старательно, но не всегда осознанно избегает каких-либо мест или людей, не думает об определенных темах. Такого рода рассеянность описывалась З.Фрейдом в его монографии «Психопатология обыденной жизни».

Определенные трудности сосредоточения внимания возникают при прочтении хорошо знакомого текста, часто повторяемых действий и речей и т. д.[2]

Причины

Рассеянность внимания приобретается в течение жизни человека, а не является врожденной. Данный симптом не является нозоспецифическим и может возникать вследствие разных причин. Есть мнение, что рассеянность внимания может быть отражением бессознательного нежелания делать то, на чём оно должно быть сосредоточено. Рассеянность внимания может возникать от усталости, бессонницы, головной боли, однообразной и монотонной деятельности (чаще такое встречается при первом виде рассеянности). Рассеянность внимания также появляется вследствие органического поражения головного мозга. Она встречается при различных психических заболеваниях, например, таких как депрессия или тревожное расстройство, когда человеку трудно сконцентрировать внимание на чем-либо. Существует понятие апрозексия, то есть полное выпадение внимания[3].

Лечение

Так как рассеянность внимания не является нозоспецифическим признаком, то и лечится или корректируется, в зависимости от причины возникновения. Если она возникает вследствие тревожного или депрессивного расстройства, то назначаются антидепрессанты и препараты с анксиолитическим эффектом, если вследствие органического поражения головного мозга — ноотропные препараты. В некоторых случаях она вообще не требует медикаментозного лечения, а необходим отдых или устранение причины в виде психотравмирующей ситуации с помощью психотерапии.

Примечания

  1. М. В. Фаликман Внимание. М., Академия, 2006 г.
  2. Ю. Б. Дормашев, В. Я. Романов Психология внимания. М, Флинта, 2002 г.
  3. В. А. Жмуров Психопатология

См. также

dic.academic.ru

причины, признаки, симптомы и лечение

Рассеянность – состояние человека, длительного или кратковременного характера, которое может указывать на развитие определённых заболеваний со стороны нервной системы или головного мозга. Однако не следует исключать и тот факт, что рассеянность внимания у ребёнка или взрослого может носить симптоматический характер и быть обусловленной психосоматическим фактором.

Различают несколько форм такого состояния человека, каждая из которых имеет свою этиологическую картину. Установить точные причины такого патологического процесса может только врач путём проведения необходимых диагностических процедур. Проводить самолечение не рекомендуется.

Этиология

Причиной нарушения концентрации внимания, забывчивости у детей и взрослых может быть как определённое заболевание, так и особенности психотипа человека.

Что касается патологических процессов, которые могут выступать этиологическими факторами, то сюда следует отнести:

Кроме заболеваний, забывчивость и рассеянность может быть обусловлена и нарушениями психологического характера, а именно:

Также повышенная рассеянность внимания может быть обусловлена сильной усталостью, недосыпанием, частыми нервными перенапряжениями.

Причины рассеянности внимания

Классификация

Выделяют следующие виды рассеянности:

  • мнимая рассеянность – в этом случае подразумевается нарушение психологического плана, о развитии патологического процесса речь не идёт. При мнимой рассеянности человек концентрирует внимание на определённых событиях, отчего все остальное уходит на второй план;
  • подлинная рассеянность – в большинстве случаев причиной подлинной рассеянности выступает развитие определённого патологического процесса или сильное психоневрологическое расстройство.

Мнимая рассеянность не требует специфического лечения, а её признаки носят только симптоматический характер. Однако если симптом проявляется часто и довольно продолжительный по времени, следует обратиться за консультацией к врачу. Особенно если речь идёт о ребёнке.

Симптоматика

Мнимая и подлинная рассеянность имеют совершенно разную симптоматику, так как в первом случае это, само по себе, не является признаком заболевания, а во втором может говорить о развитии серьёзного патологического процесса.

Таким образом, рассеянность внимания может характеризоваться следующими клиническими признаками:

  • головные боли, головокружение;
  • ухудшение памяти и когнитивных способностей;
  • ухудшение работоспособности, теряются профессиональные навыки;
  • раздражительность, резкие перепады настроения;
  • в поведении человека могут появляться черты, которые ранее ему не были свойственны;
  • скачки артериального давления;
  • нарушение цикла сна – сонливость днём, невозможность уснуть ночью;
  • ощущение усталости даже после продолжительного отдыха;
  • снижение активности, в том числе и половой;
  • невозможность сконцентрироваться на мелких деталях;
  • человек может начать терять личные вещи, забывать сделать привычные операции.

У детей рассеянность внимания может проявляться следующим образом:

  • ребёнок отказывается выполнять те операции, где требуется повышенное внимание и усидчивость;
  • неуспеваемость в школе;
  • медлительность;
  • может переключаться на другое задание, недоделав предыдущее;
  • резкие перепады настроения – активность и весёлое настроение может сменяться приступами истерики без видимой на то причины;
  • гипервозбудимость;
  • плохая память.

Проявления рассеянности внимания

Следует понимать и то, что у ребёнка наличие таких признаков далеко не всегда говорит о наличии каких-либо нарушений в работе организма, вполне возможно, что это просто особенности психологического развития. Однако консультация у врача обязательна.

Диагностика

Что делать и как справиться с рассеянностью в том или ином случае может сказать только врач, после обследования и выяснения этиологического фактора и полной клинической картины. В этом случае может понадобиться консультация клиницистов такой специализации:

Диагностическая программа включает в себя проведение таких мероприятий:

  • физикальный осмотр;
  • нейропсихологическое тестирование;
  • забор крови для биохимического анализа;
  • КТ, МРТ головного мозга;
  • электроэнцефалография;
  • допплеровское исследование сосудов головы;
  • генетические исследования.

По результатам исследования лечащий врач сможет установить, как бороться с рассеянностью и назначит эффективное лечение.

Лечение

Лечение, в этом случае, подразумевает только комплексный подход, а именно:

  • нейропсихологическая коррекция при помощи таблеток;
  • занятия с психологом (для детей) или психотерапевтом для взрослых;
  • коррекция поведения.

Медикаментозное лечение подразумевает приём таких таблеток:

  • Глицерин;
  • Фенибут;
  • Пирацетам;
  • Биотредин.

Кроме этого, врач может назначить специальное питание и витаминно-минеральный комплекс в таблетированной форме.

Если причиной проявления такого симптома выступает опухолевый процесс в головном мозге, то проводится операция по иссечению опухоли с дальнейшим терапевтическим лечением.

simptomer.ru

Вопрос 5. Внимательность. Невнимательность. Рассеянность

В
процессе жизнедеятельности внимание
постепенно превращается в устойчивое
свойство личности – внимательность.
Может быть внимательность личности в
конкретном виде деятельности и
внимательность как общее свойство
личности, которое распространяется на
все виды деятельности.

Может
быть невнимательность как свойство
личности, в этом случае важно знать
причины невнимательности. В зависимости
от форм невнимательности можно говорить
о трех ее типах. 1) Рассеянность –
возникает при отвлекаемости и очень
малой интенсивности внимания, чрезмерно
легко и непроизвольно переключающегося
с объекта на объект, ни на одном не
задерживаясь. Этот тип невнимательности
называют «порхающим вниманием». Это
результат неприученности субъектов к
сосредоточенной работе. 2) Второй тип
невнимательности определяется высокой
интенсивностью и трудной переключаемостью
внимания. 3) Третий тип – результат
переутомления субъекта, характеризуется
слабой концентрацией внимания и низкой
его переключаемостью.

Остановимся
подробнее на проблеме рассеянности —
неспособности человека сосредоточиться
на чем-либо определенном в течение
длительного времени (Е.И. Рогов).
Рассеянность может быть мнимая и
подлинная. Мнимая рассеянность – это
невнимание человека к окружающим
предметам и явлениям, вызванная крайней
сосредоточенностью его внимания на
каком-то предмете. Иногда ее называют
«профессорской» рассеянностью, т.к.
внимание ученого может быть сконцентрировано
на решении проблемы.

Подлинная
рассеянность: человек с трудом
устанавливает и удерживает произвольное
внимание на каком-либо объекте или
действии. Возможные причины подлинно
рассеянного внимания: общее расстройство
нервной системы (неврастения), малокровие,
болезни носоглотки, затрудняющие
поступление воздуха в легкие и,
следовательно, обедняющие кислородное
питание мозговых клеток, также физическое
и умственное переутомление и утомление,
тяжелые переживания, перегрузка мозга
большим количеством впечатлений
(телевизор много часов в день), неправильное
воспитание в семье (отсутствие режима
занятий и отдыха, выполнение всех
прихотей ребенка, освобождение от
трудовых обязанностей), скучное
преподавание (оно не будит мысль, не
затрагивает чувств, не требует волевых
усилий).

Вопрос 6. Этапы развития внимания

1
Первые месяцы жизни: появление
ориентировочного рефлекса как врожденного
признака непроизвольного внимания
детей.

2.
Конец первого года жизни: возникновение
ориентировочно-исследовательской
деятельности как средства будущего
произвольного внимания.

3.
Начало второго года жизни: зачатки
произвольного внимания под влиянием
речевых инструкций взрослого.

4.
Второй – третий годы жизни: хорошее
развитие произвольного внимания под
влиянием речевых инструкций взрослого.

5.
Четыре – пять лет: произвольное внимание
под воздействием сложной инструкции
взрослого.

6.
Пять – шесть лет: возникновение
элементарной формы произвольного
внимания под влиянием самоинструкции.

7.
Школьный возраст: развитие и
совершенствование произвольного
внимания.

8.
Юность и зрелость – вершина развития
внимания.

9.
В период геронтогенеза происходит
нарушение механизмов внимания: снижение
устойчивости, длительной сосредоточенности,
объема.

studfiles.net

Рассеянность

Рассеянностью
называется неспособность человека
сосредоточиться на чем-либо определенном
в течение длительного времени.

Встречается
два вида рассеянности: мнимая и подлинная.

Мнимая
рассеянность

— это невнимание человека к непосредственно
окружающим предметам и явлениям,
вызванная крайней сосредоточенностью
его внимания на каком-то предмете.

Мнимая
рассеянность — результат большой
сосредоточенности и узости внимания.
Иногда ее называют “профессорской”,
так как она нередко встречается у людей
этой категории. Внимание ученого может
быть настолько сконцентрировано на
занимающей его проблеме, что он не слышит
обращенных к нему вопросов, не узнает
знакомых, отвечает невпопад.

Рассеянность
как следствие внутренней сосредоточенности
не причиняет большого вреда делу, хотя
и затрудняет ориентацию человека в
окружающем мире. Хуже
подлинная рассеянность.

Человек, страдающий рассеянностью этого
рода, с трудом устанавливает и удерживает
произвольное внимание на каком-либо
объекте или действии. Для этого ему
требуется значительно больше волевых
усилий, чем человеку нерассеянному.
Произвольное внимание рассеянного
человека неустойчиво, легко отвлекаемо.

Подлинная
рассеянность

Причины
подлинно рассеянного внимания
разнообразны. Причиной подлинной
рассеянности может быть общее расстройство
нервной системы (неврастения), малокровие,
болезни носоглотки, затрудняющие
поступление воздуха в легкие. Иногда
рассеянность появляется в результате
физического и умственного утомления и
переутомления, тяжелых переживаний.

Одной
из причин подлинной рассеянности
является перегрузка мозга большим
количеством впечатлений. Вот почему не
следует в учебное время года часто
отпускать детей в кино, театр, водить в
гости, разрешать ежедневно смотреть
телевизор. Разбросанность интересов
также может привести к подлинной
рассеянности. Некоторые ученики
записываются сразу в несколько кружков,
берут книги из многих библиотек,
увлекаются спортом, коллекционированием
и прочим, и при этом ничем серьезно не
занимаются. Причиной подлинной
рассеянности может быть и неправильное
воспитание ребенка в семье: отсутствие
определенного режима в занятиях,
развлечениях и отдыхе ребенка, выполнение
всех его прихотей, освобождение от
трудовых обязанностей. Скучное
преподавание, которое не будит мысль,
не затрагивает чувств, не требует
напряжения воли, — один из источников
рассеянности внимания учащихся

Психологические
теории внимания

Интересные
и противоречивые свойства внимания
привлекали к нему взгляды многих ученых,
которые по-разному объясняли происхождение
и сущность внимания. Одну из наиболее
известных психологических теорий
внимания предложил Т. Рибо.

Теория
внимания Рибо

Он
считал, что внимание, независимо от
того, является оно ослабленным или
усиленным, всегда связано с эмоциями и
вызывается ими. Рибо предполагал особенно
тесную зависимость между эмоциями и
произвольным вниманием. Он считал, что
интенсивность и продолжительность
такого внимания непосредственно
обусловлены интенсивностью и
продолжительностью ассоциированных с
объектом внимания эмоциональных
состояний.

Непроизвольное внимание
также всецело зависит от аффективных
состояний. «Случаи глубокого и
устойчивого непроизвольного внимания
обнаруживают все признаки неутомимой
страсти, постоянно возобновляющейся и
постоянно жаждущей удовлетворения».

Состояние
внимания всегда сопровождается не
только эмоциональными переживаниями,
но также определенными изменениями
физического и физиологического состояния
организма. Только на основе детального
и тщательного изучения подобного рода
состояний можно составить ясное
представление и о механизмах внимания.

Т. Рибо подчеркивал значение
физиологических связей психических
процессов и состояний, и это обстоятельство
сказалось на его трактовке внимания.
Таким образом, теорию Рибо можно назвать
психофизиологической. Внимание, как
чисто физиологическое состояние, имеет
комплекс сосудистых, дыхательных,
двигательных и других произвольных или
непроизвольных реакций.

Интеллектуальное
же внимание усиливает кровообращение
в занятых мышлением органах тела.
Состояния сосредоточенности внимания
сопровождаются также движениями всех
частей тела: лица, туловища, конечностей,
которые вместе с собственно органическими
реакциями выступают как необходимое
условие поддержания внимания на должном
уровне.
Движение, по мнению Т. Рибо
физиологически поддерживает и усиливает
данное состояние сознания. Для органов
чувств (зрения и слуха) внимание означает
сосредоточение и задержку движений,
связанных с их настройкой и управлением.

Усилие, которое мы прилагаем,
сосредоточивая и удерживая внимание
на чем-то, всегда имеет под собой
физическую основу. Ему соответствует
чувство мышечного напряжения, а
наступающие впоследствии отвлечения
внимания связаны, как правило, с мышечным
переутомлением в соответствующих
моторных частях реципирующих систем.

Т.
Рибо полагал, что двигательный эффект
внимания состоит в том, что некоторые
ощущения, мысли, воспоминания получают
особую интенсивность и ясность по
сравнению с прочими оттого, что вся
двигательная активность оказывается
сосредоточенной на них.

В умении
управлять движениями заключается и
секрет произвольного внимания. Произвольно
восстанавливая движения, связанные с
чем-то, мы тем самым обращаем на это наше
внимание. Таковы характерные черты
моторной теории внимания, предложенной
Т. Рибо.

Теория
установки Д.Н. Узнадзе

Пожалуй,
стоит рассмотреть теорию, которая
связывает внимание с понятием установки.
Теория установки предложена Д.Н.Узнадзе
и поначалу касалась особого рода
состояния предварительной настройки,
которое под влиянием опыта возникает
в организме и определяет его реакции
на последующие воздействия.

Например,
если человеку дать в руки два одинаковых
по объему, но разных по весу предмета,
то затем он будет по-разному оценивать
вес других, одинаковых предметов. Тот
из них, который окажется в руке, где
раньше находился более легкий предмет,
на этот раз покажется более тяжелым, и
наоборот, хотя два новых предмета на
самом деле во всех отношениях будут
одинаковыми. Говорят, что у человека,
обнаруживающего такую иллюзию,
сформировалась определенная установка
на восприятие веса предметов.

Установка,
по мнению Д.Н.Узнадзе, напрямую связана
с вниманием. Внутренне она и выражает
собой состояние внимания человека. Этим
объясняется, в частности, то, почему в
условиях импульсивного поведения,
связанного с отсутствием внимания, у
человека, тем не менее, могут возникать
вполне определенные психические
состояния, чувства, мысли, образы.

С
понятием установки в теории Узнадзе
также связано понятие объективации.
Она трактуется как выделение под влиянием
установки определенного образа или
впечатления, полученного при восприятии
окружающей действительности. Этот
образ, или впечатление, и становится
объектом внимания (отсюда название —
«объективация»).

Концепция
П.Я. Гальперина

Интересную
теоретическую точку зрения на внимание
предложил П.Я.Гальперин. Основные
положения этой концепции сводятся к
следующему:

Внимание является одним
из моментов ориентировочно-исследовательской
деятельности. Оно представляет собой
психологическое действие, направленное
на содержание образа, мысли, другого
феномена, имеющегося в данный момент
времени в психике человека.

По своей
функции внимание представляет собой
контроль этого содержания. В каждом
действии человека есть ориентировочная,
исполнительская и контрольная части.
Эта последняя и представляется вниманием
как таковым.

В отличие от других
действий, которые производят определенный
продукт, деятельность контроля, или
внимание, не имеет отдельного, особенного
результата.

Внимание как самостоятельный,
конкретный акт выделяется лишь тогда,
когда действие становится не только
умственным, но и сокращенным. Не всякий
контроль следует рассматривать как
внимание. Контроль лишь оценивает
действие, в то время как внимание
способствует его улучшению.

Во
внимании контроль осуществляется при
помощи критерия, меры, образца, что
создает возможность сравнения результатов
действия и его уточнения.

Произвольное
внимание есть планомерно осуществляемое
внимание, т.е. форма контроля, выполняемого
по заранее составленному плану,
образцу.

Для того чтобы сформировать
новый прием произвольного внимания, мы
должны наряду с основной деятельностью
предложить человеку задание проверить
ее ход и результаты, разработать и
реализовать соответствующий план.

Все
известные акты внимания, выполняющие
функцию контроля как произвольного,
так и непроизвольного, являются
результатом формирования новых умственных
действий.

Н.
Н. Ланге выделил такие основные подходы
к проблеме внимания
:

1. Внимание как результат двигательного
приспособления. Раз мы можем произвольно
переносить внимание с одного предмета
на другой, то внимание невозможно без
мускульных движений. Именно движения
приспосабливают органы чувств к условиям
наилучшего восприятия.

2. Внимание
как результат ограниченности объема
сознания. Не объясняя, что они понимают
под «объемом сознания» и какова его
величина, И. Герберт и У. Гамильтон
считают, что более интенсивные
представления вытесняют или подавляют
менее интенсивные.

3. Внимание как
результат эмоции. Эта теория, особенно
развитая в английской ассоциационной
психологии, указывает на зависимость
внимания от интересности представления.
Дж. Миль указывал: «Иметь приятное или
тягостное или идею и быть к ним внимательным
— это одно и то же».

4. Внимание как
результат апперцепции, т. е. как результат
жизненного опыта индивида.

5. Внимание
как особая активная способность духа.
Некоторые психологи принимают внимание
за первичную и активную способность,
происхождение которой необъяснимо.

6. Внимание как усиление нервного
раздражителя. — внимание обусловлено
увеличением местной раздражительности
центральной нервной системы.

7.
Теория нервного подавления объясняет
основной факт внимания — преобладание
одного представления над другим — тем,
что лежащий в основе первого физиологический
нервный процесс задерживает или подавляет
физиологические процессы, лежащие в
основе других представлений и движений,
результатом чего является факт особой
концентрации сознания.

studfiles.net

Читайте также:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о