Свойства памяти в психологии: Свойства и виды памяти

Свойства и виды памяти

27.12.2014

Память как познавательный процесс характеризуется следующими свойствами: объемом, быстротой запоминания, готовностью к воспроизведению, точностью воспроизведения, длительностью сохранения.

Объем памяти — важнейшее интегральное ее свойство, показывающее возможности запоминания и сохранения информации. Быстрота запоминания определяется скоростью произвольного запоминания. Готовность к воспроизведению характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию. Точность воспроизведения отражает возможность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию. Длительность сохранения говорит о способности человека удерживать определенное время необходимую информацию.

Известны люди с исключительной памятью. Так, А. С. Пушкин мог воспроизвести длинное чужое стихотворение после двукратного прочтения.

В. А. Моцарт запоминал сложнейшие музыкальные произведения после двукратного прослушивания. Композитор М. А. Балакирев мог играть по памяти целые симфонические произведения.

Большинство наших систематических знаний возникает в результате специальной деятельности, цель которой — запомнить соответствующий материал с тем, чтобы сохранить его в памяти. Деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала, называется мнемической деятельностью. Она представляет собой специфически человеческий феномен, ибо у человека запоминание становится специальной задачей, а заучивание материала, сохранение его в памяти и припоминание — специальной формой сознательной деятельности. При этом человек должен четко отделить тот материал, который ему было предложено запомнить, от всех побочных впечатлений. Поэтому мнемическая деятельность всегда носит избирательный характер.

Для систематизации видов памяти исследователями предлагались различные классификации с разными исходными критериями (схема 13).


По характеру психической активности память подразделяется на двигательную (моторную), эмоциональную, образную и словесно-логическую. Двигательная память — это способность к запоминанию, сохранению и воспроизведению различных движений. Она является основой для формирования различных практических и трудовых навыков (ходьба, письмо). В

эмоциональной памяти запечатлены пережитые нами чувства и эмоциональные состояния в форме представлений. Как правило, то, что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длительный срок. Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека. Образная память обеспечивает возможность сохранять и использовать образы восприятия. Специфичность запечатленных образов зависит от особенностей восприятия человека, от работы системы анализаторов. Словесно-логический вид памяти выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей.

По характеру целей деятельности или по критерию произвольности различают непроизвольную и произвольную память. Если запоминание и воспроизведение осуществляются автоматически, без волевых усилий человека и контроля сознания, то это проявление непроизвольной памяти. И напротив, запоминание и воспроизведение, сопровождаемые напряжением воли, характеризуют произвольную память.

По критерию длительности сохранения материала память под разделяют на кратковременную, долговременную и оперативную. Кратковременной

памяти свойственно очень краткое сохранение воспринимаемой информации. Этот вид запоминания наблюдается после однократного или очень краткого восприятия. Оперативная память обеспечивает запоминание и воспроизведение информации, необходимой для осуществления человеком конкретной операции в текущей деятельности. После решения поставленной задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти. Например, материал, который пытается выучить студент перед экзаменом в четко заданные временные рамки, после сдачи экзамена полностью забывается. Этот вид памяти является переходным от кратковременной к долговременной памяти.
Долговременная память хранит все знания человека, его опыт. Чем чаще воспроизводится информация, тем прочнее она закрепляется в памяти.

По характеру приобретения информации память делят на генетическую и прижизненную. В генетической памяти хранится видовая информация, в прижизненной — индивидуальный опыт человека.

По способу запоминания память классифицируют на механическую и смысловую. Механическим называется такой вид запоминания, который осуществляется только путем повторения, без установления ассоциативных и смысловых связей. Смысловая память опирается на установление и запоминание смысловых связей.

Ключевые слова: Память

Источник: Ефимова Н.С., Основы общей психологии

Материалы по теме

Воспроизведение информации

Вейн А. М., Память человека

Патология памяти

Гейслер Е.В., Психиатрия

Процессы, связанные с памятью

Индивидуальные особенности памяти

Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.

Нейрофизиологические основы памяти

Еникеев М.И., Общая и социальная психология

Память и представление

Мясищев В.Н., Основы общей и медицинской психологии

Как улучшить память

Вейн А.М., Память человека

Состояния энграммы

Александров Ю.И., Основы психофизиологии

Свойства памяти

Используй поиск, чтобы найти научные материалы и собрать список литературы

База статей справочника включает в себя статьи написанные экспертами Автор24, статьи из научных журналов и примеры студенческих работ из различных вузов страны

Содержание статьи

1. Основные свойства памяти как психологического феномена

2. Виды памяти

3. Психологические процессы в структуре памяти

Личностное развитие предполагает накопление индивидуумом экзистенциального опыта, что требует актуализации человеком всех мыслительных процессов, включая процессы запоминания. Принимая во внимание многоаспектность памяти как психологического феномена, дать однозначную дефиницию психологического свойства достаточно проблематично.

Определение 1

В наиболее общем виде под памятью понимают психическое свойство личности, ее способность к накоплению, хранению и воспроизведению информации и опыта; способность к воспоминанию и воспроизведению отдельных переживаний прошлого, осознавая не только само переживание, но и его место в индивидуальной истории личности.

Основные свойства памяти как психологического феномена

Как познавательный процесс память характеризуется следующими свойствами:

  1. Объем – способность сохранять значительные объемы информационных данных;
  2. Точность – указанное свойство проявляется в запоминании не только общего содержания информации, но и отдельных фактов и событий;
  3. Готовность к воспроизведению – способность оперативно воспроизводить в сознании личности информационные данные. Указанное свойство памяти позволяет человеку эффективно использовать накопленный раннее экзистенциональный опыт;
  4. Скорость запоминания – индивидуальная характеристика памяти, которая находит свое отражение в оперативности запоминания информации;
  5. Длительность – способность личности на протяжении длительного времени сохранять пережитый опыт. Следует отметить, что данное качество индивидуально, имеет выборочный характер;
  6. Помехоустойчивость – свойство памяти, обеспечивающее возможность личности противостоять звуковому фону, помехам, концентрироваться на главной информации, которую необходимо сохранить в памяти для последующего воспроизведения.

Виды памяти

На основании критерия психической активности выделяют следующие виды памяти:

  1. Образная память представляет собой свойство личности запоминать образы, сформированные при помощи процессов восприятия через сенсорные системы и воспроизводимые в виде представлений. В структуре образной памяти выделяют зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную, тактильные виды запоминания;
  2. Двигательная память находит свое отражение в способности запоминать, сохранять и воспроизводить двигательные операции. Указанный вид памяти формирует основу любых двигательных актов и трудовых навыков;
  3. Эмоциональная память – запоминание чувств, эмоций;
  4. Семантическая, словесно-логическая память – запоминание мыслей, идей, концепций, выраженных в вербальной форме.

На основании критерия участия мышления в процессе запоминания информационных данных выделяют логическую и механическую память.

Определение 2

Под механической памятью понимается процесс запоминания и сохранения, основанный на многократном повторении информации без глубокого ее осмысления.

Определение 3

Логическая память основывается на использовании семантических взаимосвязей между запоминаемыми предметами, объектами, явлениями, процессами.

Психологические процессы в структуре памяти

Возможности запоминания и последующего воспроизведения информации обеспечиваются следующими психологическими операциями:

  1. Запоминание – процесс памяти, обеспечивающий закрепление нового материала. Различают произвольное и непроизвольное, смысловое и механическое, опосредованное и непосредственное запоминание;
  2. Сохранение – процесс, обеспечивающий удержание результатов запоминания на протяжении длительного времени;
  3. Воспроизведение – поэтапный процесс, включающий стадию узнавания объекта, на которой осуществляется сравнение прошлого опыта с актуальным образом; стадию припоминания – активного поиска и добывания необходимого материала из долговременной памяти; на третьей стадии осуществляется репродукция человеком эмоционально-наполненного образа, полное определение образа объекта по всем параметрам;
  4. Забывание – процесс, приводящий к утрате четкости, уменьшению объемов закрепленного в памяти материала. Данный процесс предупреждает перезагрузку памяти.

Таким образом, память представляет собой психический процесс, обеспечивающий запоминание и сохранение информационных материалов, способствующий личностному развитию, накоплению экзистенциального опыта.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 27.08.2022

Выполнение любых типов работ по психологии

Заказать ВКР по психологии Сочинение на тему зависть — плод слабости и несвободы Реферат по психологии на тему экзистенциальная исполненность личности Реферат по психологии на тему психология как наука управления людьми Курсовая работа на тему исследование самооценки в психологии Отчет по практике по психологии Реферат по психологии общения Реферат по психологии на тему стресс и стрессоустойчивость Реферат на тему общение Реферат на тему психология личности

Подбор готовых материалов по теме

Дипломные работы Курсовые работы Выпускные квалификационные работы Рефераты Сочинения Доклады Эссе Отчеты по практике Решения задач Контрольные работы

Память: виды, факты и мифы

Резюме: Хотите узнать виды памяти? Каковы характеристики и операции кратковременной и долговременной памяти? Что такое рабочая память? Конечно, вы делаете, если вы участвуете в области электронного обучения! И последнее, но не менее важное: в этом посте я представлю вам 7 Разрушителей мифов о памяти!

Наша система памяти, согласно когнитивной психологии , делится на следующие 2 типа :

  • Кратковременная память , которая хранит звуки, изображения и слова, позволяет производить короткие вычисления и фильтрует информацию, которая либо попадает в долговременную память, либо отбрасывается.
  • Долговременная память , которая позволяет нам хранить информацию в зависимости от значения и важности в течение длительных периодов времени, влияет на наше восприятие и представляет собой структуру, к которой прикрепляется новая информация.

Основные характеристики кратковременной памяти

Кратковременная память имеет 3 основные характеристики :

  1. Кратковременная продолжительность , которая может длиться не более 20 секунд.
  2. Его емкость ограничена 7 ± 2 порциями независимой информации (закон Миллера) и уязвима для помех и прерываний.
  3. Его ослабление (из-за многих причин, таких как прием лекарств, недосыпание, инсульт или травма головы, например) является первым шагом к потере памяти.

Кратковременная память отвечает за 3 операции :

  1. Iconic , в котором есть возможность хранить изображения.
  2. Acoustic , который позволяет хранить звуки.
  3. Рабочая память , то есть способность хранить информацию до тех пор, пока она не будет использована. Для некоторых ученых рабочая память является синонимом кратковременной памяти, но правда в том, что рабочая память используется не только для хранения информации, но и для обработки информации. Важно то, что он гибкий, динамичный и имеет решающее значение для успешного обучения.

Основные характеристики долговременной памяти

Информация в Долговременной памяти хранится в виде сети схем, которые затем преобразуются в структуры знаний. Именно поэтому мы вспоминаем соответствующие знания, когда натыкаемся на подобную информацию. Задача разработчика учебных пособий состоит в том, чтобы активировать существующие структуры перед представлением новой информации, а этого можно добиться различными способами, например, с помощью графики, фильмов, вопросов, вызывающих любопытство, и т. д.

2 типа долговременной памяти

  1. Явный : Сознательные воспоминания, которые включают наше восприятие мира, а также наш личный опыт.
  2. Неявный : Бессознательные воспоминания, которые мы используем, не осознавая этого.

Долговременная память  отвечает за 3 операции

  1. Кодирование , то есть способность преобразовывать информацию в структуру знаний.
  2. Хранение , способность накапливать порции информации.
  3. Поиск , то есть способность вспоминать вещи, которые мы уже знаем.

    Улучшите долговременную память ваших учеников с помощью лучшего авторского инструмента!

    Откройте для себя, выберите и сравните лучших поставщиков авторских инструментов для электронного обучения!

    Найдите подходящего поставщика


7 Разрушители мифов о памяти
  1. Вечных воспоминаний не бывает . Каждая долговременная память имеет определенный срок жизни.
  2. Память не бесконечна . Согласно недавнему исследованию, большинство людей не могут запомнить более 300 000 фактов за свою жизнь.
  3. Кодирование не укрепит нашу память . Согласно недавнему исследованию, если мы будем хранить информацию в том виде, в каком мы ее изначально получили, она сохранится дольше.
  4. Не заниматься перед сном . Это правда, что сон полезен для обучения, однако нейрогормональное состояние мозга лучше всего ранним утром, и это относится ко всем людям.
  5. Память угасает с возрастом . Хорошо натренированная память может быть устойчивой независимо от возраста просто потому, что тренировка увеличивает объем знаний.
  6. Быстрее учатся те, кто практически не забывает . Все дело в том, как мы манипулируем информацией и как мы связываем ее с образами, а это зависит от того, насколько мы умны.
  7. Нет простого способа запомнить . Запоминание — это навык, требующий довольно много умственных усилий. Есть методики, но они не без усилий.

И последнее, но не менее важное: понимание основ теории когнитивной нагрузки и применение их в своем учебном проекте является абсолютной необходимостью, особенно если вы хотите, чтобы ваши учащиеся получили максимальную отдачу от создаваемого вами курса электронного обучения. Я настоятельно рекомендую вам прочитать статью «Теория когнитивной нагрузки и учебный дизайн 9».0006 .

Ссылки

  • Что такое рабочая память и почему она важна?
  • 10 самых популярных мифов о памяти
  • В чем разница между долговременной, кратковременной и рабочей памятью?
  • Рабочая память — поисковая машина ума
  • Память и обучение

Homebase

Облегчение работы. Управлять малым бизнесом никогда не было так сложно. Homebase помогает с бесплатными инструментами для отслеживания времени и управления вашей командой.

Подробнее

Память: свойства и возможности манипулирования

Исследования по анализу активности мозга для выявления свойств памяти и возможностей манипулирования ею являются значительным прорывом в нейробиологии. В своем выступлении Стив Рамирес и Сюй Лю говорят, что гиппокамп — это часть мозга, содержащая клетки, отвечающие за память (TED, 2013). Клетка, в свою очередь, оставляет след всякий раз, когда она активна через биологические сенсоры. Запущенные процессы помогают узнать, что конкретная ячейка только что работала. Однако ни один из двух предложенных способов не подходит для активации. Фармакологические препараты не подходят, так как они распространяются по всему телу и воздействуют не только на гиппокамп, но и на другие области мозга. Кроме того, этот метод требует времени, что снижает достоверность исследования. Другим предполагаемым потенциальным механизмом активации клеток является электричество. Однако этот подход также не имеет отношения к данной работе, поскольку напряжение вредно для нормальной клеточной жизни. В результате исследователи приходят к выводу, что свет может активировать клетку, и прибегают к оптогенетике и выбирают лазерный луч, чтобы использовать его в качестве переключателя света.

Cut 15% СКИДКА на первый заказ

Мы доставим индивидуальную Когнитивную психологию бумагу с учетом ваших требований с хорошей скидкой исследователями является лабораторная мышь, и они тренируются с ее долговременной памятью, пытаясь вызвать память о страхе. За поведение мыши отвечает центральная нервная система, в частности, ее мозг. После того, как эксперимент оказался успешным, исследователи были шокированы своим открытием и поспешили опубликовать результаты своего исследования. Экспериментируя с синими и красными ящиками, они смогли доказать, что ложные воспоминания могут быть имплантированы посредством вышеупомянутого воздействия лазерного луча и сопутствующей ассоциации, например, посредством поражения электрическим током. Учитывая страх людей перед этическими аспектами такой работы, решения, о которых говорят исследователи, скорее всего, касаются экспериментов с редактированием памяти у людей, что является конечной целью.

Вариант B

Хранение воспоминаний — сложный процесс, в котором участвуют разные отделы мозга и активируются определенные области, отвечающие за запоминание полученной информации. Одной из таких структур является гиппокамп, дублирующийся в каждом полушарии, и две его части связаны нервными волокнами. Эта часть мозга выполняет важную функцию: в ней формируется кратковременная память, и начинается ее трансформация в долговременную память. Среди основных функций гиппокампа можно назвать психические процессы, связанные с консолидацией памяти и процессом обучения, а также регуляцию эмоциональных состояний и ориентировки. Эта область мозга уникальна благодаря своей способности интерпретировать информацию и преобразовывать ее в накопленную память. Гиппокамп участвует в формировании как эпизодических, так и автобиографических воспоминаний на основе полученного опыта. Мозгу нужно место для хранения всех этих данных на долгие годы. Поэтому гиппокамп передает такие временные воспоминания в другие области мозга, где они сохраняются в долговременной памяти.

Еще одним структурным элементом мозга, также связанным с памятью, является мозжечок. Эта часть расположена под затылочными долями больших полушарий и является второй по величине структурой. В частности, эта область мозга отвечает за тренировку как кратковременной, так и долговременной памяти. Помимо управления опорно-двигательным аппаратом, мозжечок участвует в процессе запоминания новой информации и ее временного хранения. Одной из уникальных функций этого элемента мозга является способность обучаться рутинным двигательным движениям и преобразовывать повторяющиеся действия в запоминание.

Вышеупомянутые краткосрочные и долговременные воспоминания являются частью модели Аткинсона-Шиффрина и подразумевают контроль времени, в течение которого информация удерживается и хранится. Кратковременная память сохраняет другой тип материала, чем прямая печать сенсорной информации. В этом случае извлеченные данные представляют собой не полное отображение событий, произошедших на сенсорном уровне, а их непосредственную интерпретацию. Как правило, этот вид памяти активизируется через зрительно-слуховые системы, и запоминаются последние пять-шесть единиц из представленной информации. Сознательно прилагая усилия и регулярно повторяя материалы, можно надолго сохранить их в кратковременной памяти. Долговременная память представляет собой более сложную систему и в то же время более ограниченную по своим размерам. Объем содержащейся информации очень велик, и своевременный поиск необходимых данных может быть затруднительным. Эта память имеет границы, но тот объем данных, который в ней хранится, позволяет человеку воспроизводить опыт, полученный на протяжении всей жизни.

Вариант D

Мнения присяжных являются важным и часто фундаментальным аспектом, влияющим на вынесение решения. Однако в отношении показаний свидетелей, которые используются в качестве доказательной базы, существуют спорные нюансы, которые могут доказывать необоснованность конкретных фактов в контексте обвинения. Сценарий, в котором обвиняемым является лицо, обвиняемое в ограблении магазина, позволяет использовать специфическую концепцию, разработанную Элизабет Лофтус. Эта теория о ложных показаниях, которая предназначена для доказательства и опровержения конкретных утверждений, которые не имели места по определенным причинам.

Своевременная доставка!

Получите индивидуальную и 100 % свободную от плагиата бумагу всего за 3 часа

Начнем

322 специалисты онлайн

Loftus оценивает подход не с точки зрения доказательств своего подхода полноты, но с точки зрения возможности. В качестве фона исследователь прибегает к анализу свойств человеческой памяти, которая зачастую имеет тенденцию предлагать не только реальную, но и вымышленную информацию. Работы Лофтуса в этой области доказывают, что изначально человек предвзято воспринимает мир. С течением времени при наличии мотивации и под влиянием определенных внешних факторов следы памяти могут изменяться или трансформироваться. Из-за таких искажений рождаются, казалось бы, настоящие воспоминания, являющиеся проекцией чего-то, чего никогда не было, и именно в криминалистике этот эффект наиболее заметен. Под сильным давлением свидетели или обвиняемые могут поддаться искажению памяти. Этот пробел запутывает следственный процесс и может служить обвинением в даче ложных показаний, что, в свою очередь, чревато необоснованным наказанием обвиняемого. Примеры из профессиональной практики Лофтус доказывают, что человек может адаптировать память к конкретным ситуациям или связать ее с определенными событиями, имея при этом индивидуальные взгляды и убеждения. В результате искаженные воспоминания воспринимаются как настоящие и правдивые.

Учитывая эту концепцию и контекст ограбления круглосуточного магазина, следует спросить присяжных, действительно ли они убеждены в показаниях. Например, человек, оказавшийся в таком магазине ночью, вызывает подозрение независимо от его намерений. Кроме того, личный опыт свидетелей может быть нежелательным фактором влияния на их мнение о предлагаемой ситуации. Сходные черты внешности, примерное время совершения преступления и другие факторы могут спровоцировать ложные представления о виновности обвиняемого.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *