Что такое инь и янь – Инь и ян — Психологос

Содержание

Инь и ян — Психологос

Фильм «Мулан 2»

​​​​​​​Инь и ян — женское и мужское начало.

Ян — белое, мужское начало, день, сухой, огонь, горячий, активный, экстравертный (акцент на внешнее).

Инь — чёрное, женское начало, ночь, холодный, влажный, вода, пассивный, интравертный (акцент на внутреннее).

Ян — это прежде всего активное, отдающее, преобразующее, мужское начало мира. Инь — это пассивное, воспринимающее, сохраняющее, женское начало мира. Простейшие примеры. Солнце — это Ян-светило, так как оно светит своим светом, дает тепло, а Луна — это Инь-светило, так как она светит отраженным светом и не дает тепла. Мужчина — это олицетворение Ян, так как он добытчик и строитель дома, дающий начало новой жизни. Женщина — олицетворение Инь, так как она хранительница дома, вынашивающая и охраняющая ребенка. Ян и Инь совершенно естественно дополняют друг друга, хотя в каком-то смысле и противостоят друг другу. Важно тут то, что без Ян невозможно существование Инь, а без Инь невозможно существование Ян. Только их взаимодействие дает полноценную, разностороннюю и самовоспроизводимую жизнь. В жизни всегда чередуются или же существуют одновременно преобразование и сохранение, творчество и использование плодов этого творчества, бодрствование и сон, руководство и подчинение, и все это нормально, без этого нельзя.

Инь и ян, Добро и зло

Добро и зло с Инь и ян никак не связано. Как добро, так и зло могут действовать как Инь-методами, так и Ян-методами.

Мнение не-специалиста, но наблюдательного человека

Нижеизложенный текст не претендует на научность, доказанность и вообще что-либо серьезное. Но…

Есть два Великих Начала Вселенной: Инь и Ян. Они проявляются во всем, что есть в мире. Люди – не исключение. Вся биология, психика и поведение людей складываются из качеств, кои суть проявления этих двух Начал.

Начало Ян: белое, день, сухой, огонь, горячий, активный, экстравертный (акцент на внешнее). Активное, отдающее, преобразующее начало мира.

Психологически может проявляться в виде:

  • доминантности, харизматичности, стремлению подчинять, управлять, возглавлять, воспитывать и учить
  • активности, накала страстей
  • креативности, неожиданных идей
  • стремления украшать себя, любоваться своей внешностью
  • если в созидании – то крупном, масштабном, долговечном (в строителях Вавилонской башни, несомненно, играло начало Ян)
  • определенность, четкость, прямота, решительность
  • строгость, порядок, правильность, принципиальность (в решениях)
  • стремление к разумному, четкому, ясному, понимаемому (в информации)
  • экстраверсия (уже упоминали, но повторюсь)
  • в темпераменте – сангвиник или холерик
  • в акцентуациях – гипоманьяк, истероид, неустойчивый

Кто такой Ян-человек?

​​​​​​​В профессиях: рекламщик, шоумен, бизнесмен, артист, политик, телеведущий, продажник. Разумеется, Ян — руководители всех мастей.

Ян-люди любят все крупное, яркое, броское, эффектное, громкое, ясное, четкое, изобильное.

Есть целая нация людей, сделавших Ян своим стилем жизни. Они так и называются: ЯН-ки.

Начало Инь: чёрное, ночь, холодный, влажный, вода, пассивный, интравертный (акцент на внутреннее).

Психологически проявляется в:

  • стремлении улаживать конфликты, снимать противоречия, налаживать отношения
  • готовности и способности к подчинению, внушаемости, ведомости
  • гибкости в поведении, нежелании «ломить силой»
  • выдержке, хладнокровии, спокойствии, бдительности
  • собранности, сосредоточении, концентрации внимания
  • ИН(ь)траверсии (тот самый акцент на внутреннее)
  • ИН(ь)туиции (то, что идет из внутреннего)
  • милосердии и жалости
  • стремлении няньчить, оберегать, выхаживать и помогать
  • незаметности, неброской внешности
  • скромности, тихости
  • аккуратности, точности, предсказуемости в действиях
  • монотонном, кропотливом, каждодневном труде
  • любви к мистике, тайнам, загадкам
  • в темпераментах флегматика и меланхолика
  • в акцентуациях: шизоид, депрессивный, психастеник, сеситивный, конформный

Наиболее известные виды Инь – деятельности: мастер, ученый-исследователь, ремесленник, писатель, охранник, няня, медсестра, монах (монахиня), из наиболее современных — программист. В социальной иерархии Инь-люди чаще всего — подчиненные. Они редко добиваются популярности и славы. Их предпочтения в жизни – аскетизм, либо скромный уют, «домашность».

Нация, достигшая наибольших успехов в развитии ИНЬ – это ИН(Ь)дусы.

Ян и Инь в отношениях

Ян и Инь совершенно естественно дополняют друг друга, хотя в каком-то смысле и противостоят друг другу — и в отношениях тоже.

Дружеские пары, пары начальник-подчиненный, пары семейные и любовные – как правило складываются так, чтобы Инь и Ян партнеров дополняли друг друга. Т.е., если в одном много Ян, то у другого как-то незаметно оказывается много Инь

Мало того, Ян и Инь друг друга порождают и провоцируют.

То есть, если в женщине ярко горит Ян-начало (она броско одевается, любит быть в центре внимания, экстравертивна и окружена поклонниками), то для прочности их отношений от мужчины потребуется немало Инь (выдержки, спокойствия, хладнокровия). Если же он попробует проявить Ян (доминантность, строгость), то нарвется на Инь (слезы, депрессивность, подавленность).

Когда женщина рождает ребенка (расходуя тем самым созидательное Ян – начало на производство новой жизни), то в ней остается много Инь (милосердие, склонность оберегать и нянчить)

Когда мужчина много и активно трудится (тратит много Ян на работе), то дома он представляет из себя уже сплошной Инь (становится похож на ребенка, которого надо нянчить и обихаживать)

www.psychologos.ru

что это такое, происхождение и значение этого символа

Наверное, нет ни одного человека, который бы не слышал о китайских символах Ин Янь: женском и мужском начале, светлой и темной стороне жизни. Но глубинное понятие Инь Янь никогда не было закреплено за парами противоположностей, оно находится далеко за рамками упрощенного представления о биномах горячего-холодного, дневного-ночного. Это целая философия.

Но нас интересует практическая сторона понятия. Почему мы не можем быть только хорошими или только плохими? Как примирить противоположности в самом себе? Как обрести долгожданную гармонию? В магическом пространстве ин ян ни одно явление не бывает постоянным. Все меняется, перетекает, порождает новые формы. Вот это состояние и стоит научиться ловить.

Что такое инь и янь

Инь Янь — это концепция двух диаметрально противоположных и взаимодополняющих начал, идеальный инструмент, порождающий все в нашем мире (явление, материю, силу). Эти начала или энергии есть внутри каждого из нас, в жизни, семье, мире, космосе. Крайние состояния – это состояния ограничения, некая «конечная остановка».

Истинное развитие происходит только при постоянном взаимодействии противоположных сил, их гармоничном взаимодействии.

Самое образное описание энергий инь янь – это сравнение с переменным током. Энергия Ян – это положительный заряд. Он полон необузданной энергии, которая в любой момент может привести к взрыву. Энергия Инь – холодный отрицательный заряд, способный заморозить все вокруг. Пока сила зарядов одинакова, системой правит дух равновесия. Но достигнутое равновесие

– отнюдь не статическая величина. Достигнув пика, одна из энергия идет на спад, другая нарастает. Как и переменный ток, движение инь-янь происходит не одномоментно, а волнообразно. В какие-то моменты одна и сил превышает другую, но в итоге они снова уравновешиваются.

Для человека важно научиться принять это в себе, не бороться с внутренними энергиями, а следовать им. Так, с наступлением белого дня кипучая энергия Янь усиливается: улучшается пищеварение, мозговая и физическая активность. Когда энергия бьет через край, можно смело идти в бой, решать проблемы. С наступлением ночи на первое место выходит энергия спокойствия Инь. Температура тела слегка понижается, пищеварение практически замедляется, мозг засыпает от усталости. Не нужно сопротивляться, лучше успокоиться, дать себе отдохнуть. Но это касается жаворонков. У сов пики энергии приходятся на другие часы. И в этом снова проявляются противоположности.

Происхожение понятия ин и янь

Хотя исследователи утверждают, что понятие было заимствовано из буддизма, описание понятия инь янь были одним из древнейших космологических символов в китайской культуре. Понятие в первую очередь описывалось как периодическая смена хаоса и порядка. Но явление нельзя считать исключительно китайским. В религиях многих стран на этапе зарождения описывалась дуальная система борьбы добра со злом. Знакомое нам графическое изображение появилось намного позже

.

Что такое инь янь впервые было описано в традиционном китайском учении Даосизма, включающего элементы религии и философии. Как религиозно-философское течение даосизм возник где-то в VI-V веке до нашей эры. Создателем учения считают философа Лао-Дзы, написавшего книгу «Дао Дэ Цзин». Но о жизни этого мыслителя доподлинно ничего не известно. Есть мнение, что авторство книги принадлежит не одному человеку, а целой группе философов.

В теории даосизма инь и янь описывают так: центральное место занимает Дао как сущность бытия. Само по себе понятие Дао рассматривается как двойственная и противоречивая сущность (одинокая и всеохватывающая, бездеятельная и деятельная). Дао – это дух, порождающий субстанцию Ци. Именно из Ци выделяются две противоположные энергии: ин и ян. Эти две энергии порождают пять стихий, из которых и зарождается все сущее на Земле. Все сущее проходит круг развития и возвращается в небытие Ци, а жизнь – это бесконечный круговорот стихий и энергий. В отличие от других религиозных учений, где Высшие силы – это борющиеся со злом силы добра, даосизм призывает познать обе стороны, чтобы обрести себя. «Мудрый человек гибок» говорят последователи даосизма.

Значение Инь и Янь

Из современных авторов-исследователей учений Дао чаще цитируют востоковеда, доктора исторических наук Маслова А. А. В своих книгах он рассказывает об «ИньЯнь» как о сложной китайской концепции восприятия мира снаружи и внутри себя. Одновременно автор считает, что в большинстве публикаций понятие слишком примитизированно.

Например, описание энергии чаще всего разделяют на:

Ян (светлая сторона)Инь (темная сторона)
МужскоеЖенское
Небо (более легкое)Земля (более тяжелое)
Движение (активное)Бездействие (спокойствие)
Максимальная силаБессилие
ГорячееХолодное
День (свет)Ночь (отсутствие света)
ПресыщениеГолод

Автор называет такое деление не более, чем мифом, хотя подобную трактовку можно встретить даже в популярной китайской литературе. Глубинное понимание лежит далеко за рамками такого упрощенного описания. Оно находится на уровне философского мировоззрения о духовном-материальном, добре-зле. Мистическое кольцо на изображении Инь и Янь символизирует постоянное порождение противоположных сил, которые по отдельности существовать не могут.

Так что упоминание об инь и ян как о женском и мужском начале не означает отдельно мужчину и отдельно женщину. Мужское и женское присутствует внутри каждого человека: в характере, эмоциях, организме, поступках, отношениях личной жизни, карьере. Эти понятия не взаимоисключающие, а взаимодополняющие. Когда мы учимся признавать в себе одновременно две энергии инь янь, значение этого символа становится объемным, целостным.

Сегодня существует много тренингов, книг и материалов, муссирующих одну из сторон. На женских тренингах, например, не рассказывают, что означает инь янь в полной мере. Участниц учат искать и развивать в себе женское начало, но не говорят, что делать с мужским. На семинарах обучают позитивному мышлению, но не вспоминают о пользе негативных мыслей или эмоций. Но ведь именно золотая середина позволяет отыскать внутреннюю гармонию, о которой мечтают усталые жители планеты.

Как обрести гармонию с собственной душой

Считается, что большинство болезней уйдут после восстановления душевного равновесия. Это действительно так. Но вот как обрести душевное равновесие – загадка. Сколько людей, столько способов. Если экстраверту для спокойствия достаточно «выйти в люди», поболтать по телефону, то интроверту нужна хорошая книга с полным уединением. Но и до этого нужно дойти самостоятельно. Ведь гармония с миром начинается с гармонии в собственной душе.

Отыскать настоящее «Я»

Мы с детства наращиваем слои представлений о самом себе, так что в сознательном возрасте искренне считаем их своими. Но действительно ли качества, которые мы называем личными, отражают наши внутренние стремления? Психологи отвечают «нет». Человек – это сумма моделей поведения и черт характера людей, окружавших его с детства. К ним привыкаешь.

Зато собственное «Я» настолько сложное, многогранное и многослойное, что взрослые предпочитают спрятать его от самих себя и от окружающих. До определенного времени это срабатывает. Но длительное игнорирование своих душевных порывов лишает сна, здоровья, интереса к жизни счастья.

Как понять, что встреча с собой состоялась? Когда мы действуем в согласии с внутренними порывами, душа начинает звенеть и резонировать. Психологи называют это состоянием потока. В этом состоянии человек постоянно ощущает удовлетворение своей работой, развитием, достижениями, результатом. Он кайфует от жизни, он счастлив.

Внешний мир – это отражение внутреннего состояния

Оказывается, мы сами призываем обиды в свою жизнь. Происходит это бессознательно, но регулярно. Психологи сравнивают новорожденного ребенка с идеальным шариком. Под влиянием разных людей, воспитания, неудач шарик начинает искривляться, получает сильные вмятины от недостатка любви или, наоборот, наросты от ее переизбытка.

Но Вселенная стремится к гармонии, поэтому посылает людей или события, помогающие нам обратить внимание на самого себя и снова принять идеальную форму. Например, гиперответственному человеку приходится работать с безответственными людьми, нетерпеливый все время попадает в пробки или очереди, обидчивого постоянно обижают.

И стрессы продолжаются до тех пор, пока человек не осознает простой, но понятный принцип: причиной всех жизненных неудовлетворенностей является он сам. А Вселенная таким способом указывает на то, что гармония жизни нарушена. Поэтому обижаться на других бесполезно. Все неурядицы – это запросы «деформированной» души.

«Другой» внутри нас

Внутренний дисбаланс не так безобиден, как кажется. Его можно сравнить с включенными фарами в припаркованной машине. Казалось бы, какая мелочь, но через некоторое время водитель садится в машину, но не может ее завести. Потому что маленькие лампочки вытянули весь заряд аккумулятора.

Наше бессознательное – это «другой» внутри нас, которого мы постоянно вытесняем и тратим на это массу энергии. Мы ненавидим готовить, но учимся варить борщи. Мы мечтаем о поездке в горы, но отправляемся с друзьями на море. Но наше настоящее «Я» и те качества, что мы признаем за собой, постоянно конфликтуют. Подобные конфликты деструктивны и чрезвычайно болезненны для души.

«Другой» внутри нас – это наше бессознательное. Оно проявляется во снах, оговорках, незапланированных поступках, иногда пугает или даже бесит. Но это не так уж страшно, ведь мы не обязаны постоянно вести себя хорошо. Даже негатив нужно пережить полностью. а негативные мысли можно научиться работать на благо.

Сила негативного мышления

Пропаганда позитивного мышления продолжает победоносно маршировать по миру, доходя порой до абсурда. Но те, кто действительно стремится найти внутренний баланс, вынуждены учиться мыслить негативно. Не ныть или сетовать на непредвиденные обстоятельства, а учиться видеть опасности заранее, встречать их подготовленным.

Например, не верить всем подряд, учиться видеть темные стороны отношений, других людей и свои собственные, предвидеть возможные ошибки или перестать спасать окружающих без их желания. Да, мы учимся, когда нам больно. Но негативное мышление позволит нам безболезненно принять свое настоящее «Я».

Но не стоит путать негативное мышление с негативными повторяющимися мыслями. Негативное мышление – это, скорее, здравый смысл, умение критически оценить ситуацию. Зато негативные мысли нас угнетают. Перефокусировать мозг на поиск гармонии помогут несколько действенных упражнений для души. Стоит перепробовать несколько, чтобы найти то, единственное:

  • Практиковать медитацию или релаксацию: дает возможность сосредоточиться не на плохих или хороших, а на полезных мыслях.
  • Заняться любимым спортом: помогает скинуть накопившуюся негативную энергию, научиться слушать язык тела.
  • Найти хобби: позволит воплотить мечты, сконцентрироваться на процессе, а не на результате.
  • Завести домашнего питомца: заботы о друге помогут прекратить бесконечные диалоги в голове.
  • Не забывать читать: это отличный способ отвлечься, развить фантазию, пополнить словарный запас.

Выводы

  • Инь Янь – это не популярная теория о мужском и женском начале, а целое мировоззрение, система понятий о добре и зле.
  • Умение выявить и предупредить дисбаланс в любой сфере жизни – наивысшее умение человека.
  • Жизнь многослойна, а слои накладываются с ранних лет жизни. Поиски внутренней гармонии придется начать с разбора детства.
  • Уравновешивая себя, мы добавляем равновесия окружающему миру.
  • Мир справедлив и гармоничен. Если он посылает нам стресс, значит, помогает обрести внутреннее равновесие.
  • Негативное мышление не так бесполезно, как кажется.

wikigrowth.ru

Что такое Инь Ян ци и как они влияют на вас

Инь и Ян — две базовые силы мироздания, которые формируют все Бытие. По сути Инь Ян ци — два противоположных вида энергии, которые проявляются из единой Изначальной природы, коренящейся в Небытие.

Так как в основе всего, что мы можем увидеть и ощутить, о чем можем подумать и распознать, лежит энергия (ци), то понимая ее природу, мы сможем понять всю Вселенную. Если вы познаете природу Инь и Ян, научитесь осознавать перемены Инь и Ян — это откроет для вас базовые принципы мироздания: Единство, Недеяние и Гармонию. Эти принципы лежат в основе Бытия и могут быть использованы для саморазвития и счастливой жизни.

Чаще всего мы привыкли отделять материальное от энергетического, а наши мысли и эмоции вообще считаем чем-то воздушным, отделенным от внешнего мира и принадлежащим исключительно нам. Но на самом деле, тонкое формирует более грубое, и познав основу, можно изменить все остальное.

Хотите сделать свою жизнь счастливой, решения мудрыми, обрести здоровье и реализовать свой потенциал целиком и полностью — начните изучать природу Инь Ян. Это основа, на которой строится все мироздание, это те кирпичики, которые обеспечивают любые перемены вокруг и внутри вас. Вам стоит понять, как борьба двух противоположностей рождает все перемены Бытия и помогает жизни проявиться из Небытия. Тогда вы узнаете, как изменить свою жизнь к лучшему…

Те, кто хочет заниматься даосскими практиками, просто обязаны изучить теорию Инь Ян и позже, во время практики, сопоставить свои знания с реальными ощущениями и осознанием энергетических процессов внутри себя. Это откроет двери к пониманию строения Вселенной и процессов, лежащих в основе всех изменений внутри и снаружи.

Инь и Ян ци лежит в основе нашего духа, жизненной силы и тела. Поэтому и изучать природу этих двух сил нужно в трех слоях реальности, прежде всего, наблюдая за своим сердцем и сознанием, своей ци во время практики и своим телом в течение жизни.

Мифы и заблуждения относительно Инь Ян ци

В интернете можно встретить достаточно много упоминаний Инь и Ян. И многие из них вообще никак не связаны с даосизмом. Так что сначала я хочу развеять несколько заблуждений относительно этих двух сил Вселенной.

И прежде всего предлагаю договориться, что Инь пишется с мягким знаком, так как это женское начало, а Ян без мягкого знака, так как это мужское начало. В интернете можно встретить название «Инь Янь», что режет слух 🙂 Хотя конечно, это не существенно для понимания смысла, лежащего за словами.

Инь и Ян не переходят друг в друга

Очень часто можно встретить идею о том, что Инь и Ян переходят друг в друга, когда происходят какие-либо перемены. Это неверное трактование диаграммы Инь Ян, которая широко распространена в интернете:

Важно раз и навсегда понять, что Инь и Ян — это противоположные силы, которые отталкиваются! Они не могут переходить одна в другую: Инь не может превратиться в Ян, а Ян не может превратиться в Инь. Но они могут заменять друг-друга, то есть может изменяться их баланс в определенной точке пространства и в определенное время.

С помощью практик Нэйдань (внутренней алхимии) даосы сплавляют Инь и Ян ци внутри себя, что позволяет им использовать две силы одновременно. Это продвигает их сердце и сознание, жизненную силу и тело к Единству, а также увеличивает мощь проводимых ими внутренних трансформаций. Но такое сплавление не может произойти само по себе. В конкретное время и в определенном пространстве может изменяться лишь баланс Инь и Ян (их количество), но об этом немного позже.

Инь и Ян работают одинаково на уровне духа, ци и тела

Часто в описании каких-либо упражнений можно встретить одни принципы изменений Инь и Ян, в описании фэншуй (искусства направлять потоки ци с помощью интерьера и экстерьера), медицины, гаданий или философских концепций — другое. То есть многие люди используют термины Инь Ян по своему усмотрению, описывая их качества и принципы взаимодействия, отличные от реального поведения Инь и Ян ци. Конечно это происходит потому, что такие люди сами не ощущают Инь и Ян, не практикуют даосские упражнения и не познают принципы Инь и Ян в реальности.

Следует понимать, что ци лежит в основе всего! Дух, жизненная сила и тело — все это ци, но разной степени грубости. И потому то, что характерно для Инь и Ян на самом тонком уровне (на уровне наших мыслей и чувств), работает абсолютно идентично и на более грубых слоях реальности: на уровне жизненной силы и материального тела.

Именно потому, познав теорию Инь Ян, даосские мастера придумали множество практических способов ее использования. Именно даосизм повлиял на возникновения китайской медицины, гадания, фэншуй, каллиграфии, военную стратегию, мудрое управление страной, принципы здоровой и счастливой жизни (философию) и т.п.

Поэтому если вы читаете что-либо об Инь и Ян в интернете, но потом видите, что это расходится с реальностью, то стоит задуматься, насколько написанное вообще близко к истине. Если автор утверждает, что это философское понимание Инь и Ян, и его не стоит применять к материальному миру, значит это уже не истинная теория Инь Ян.

Ян — не сильное и не хорошее, а Инь — не слабое и не плохое

Инь связывают с мягким и женским, а Ян с твердым и мужским, что верно. Но далее, не понимая природы Инь и Ян, многие авторы говорят, что Инь — это слабое и/или плохое, а Ян — сильное и/или хорошее. Это ошибка, которая приводит ко множеству заблуждений и неверных выводов.

Одним из проявлений Инь является вода, которая мягкая и уступчивая, но тем не менее точит камень. А одним из проявлений Ян является твердое старое дерево, которое может ломаться на ветру, как и скала, которая рассыпается от ветра и дождя.

Ян не есть все хорошее и сильное, а Инь не есть все плохое и слабое! Обе силы могут проявляться в негативном и позитивном качестве, и обе силы могут проявлять силу и слабость. Все зависит от обстоятельств. Например, жадность — это проявление Инь, но не потому, что Инь плохое, а потому, что Инь — это сжатие и концентрация, удержание… Поэтому все эмоции и качества характера, которые заставляют человека отгораживаться от мира, нарушать Единство с ним, удерживать что-то силой, — будут проявлением Инь. Но также проявлением Инь будет и мягкость, например, в качестве воды или скромности. Так как мягкость — это принятие в себя, поощрение движения к центру.

Но вам стоит запомнить, что обе силы образуют Единство! Именно их единство создает жизнь и все мироздание вместе с ней. А значит нужно овладеть искусством Гармонии и в любой ситуации двигаться к Единству, тогда ваши решения будут мудры.

Инь и Ян — это силы, которые создают колебания Бытия

Прежде чем пойти дальше, стоит рассмотреть диаграммы Инь и Ян и разобраться с тем, что на них изображено. Так как наибольшее число заблуждений связано именно с самой распространенной диаграммой Инь Ян.

Но сначала давайте рассмотрим, как же Инь и Ян рождаются и создают все мироздание (также об этом рекомендую почитать в статье о даосизме)…

На диаграмме выше видно, что все начинается из Небытия (пустая окружность). Небытие — это состояние, когда нет никаких проявлений, которые можно было бы измерить и распознать. Это пустота, которая содержит в себе потенциал всего мироздания, но сама по себе никак не проявлена.

Сначала происходит рождение Бытия (окружность с точкой посередине). В этот момент все мироздание — единое целое. Его отличие от Небытия в том, что его уже можно заметить и сравнить с пустотой Небытия. В этот момент появляется разница между жизнью и смертью, между проявленным и непроявленным.

Далее происходит разделение Бытия на две базовые силы Вселенной — Инь и Ян (полосатая окружность). Этому знаку Инь Ян более 3000 лет, он возник во времена неолита. Черные полосы соответствует энергии Инь, а белые — энергии Ян. Эти два вида ци располагаются во Вселенной как бы слоями. Они противоположны друг другу, отталкиваются и производят противоположный эффект во всем, в чем проявляются. Незакрашенная середина полосатой окружности символизирует исходное Единство всего Бытия. То состояние, к которому в конце-концов возвращаются даосские мастера проходя Путь назад к Дао.

Китайский термин «ци» можно перевести как энергия или жизненная сила. Но у ци также есть и свое сознание, которое обеспечивает ее движение и проявление особым образом. Поэтому говоря Инь и Ян ци, я подразумеваю некие две жизненные силы, составляющие также и одухотворенную основу Вселенной!

Приходя в движение Инь и Ян ци проходят 5 стадий, которые также называют 5 движений ци (У Син). По сути эти 5 стадий представляют собой разное сочетание количества Инь и Ян в определенное время и в определенном пространстве. Все процессы во Вселенной образуются за счет этого изменения баланса Инь и Ян. Самый простой пример — смена дня и ночи или смена времен года.

Инь и Ян проходят через следующие фазы, отображенные на рисунке выше:

  • Вода — зрелая Инь. Фаза, когда в определенном времени и пространстве энергии Инь максимально много, а Ян — минимально мало.
  • Дерево — растущий Ян, когда Инь начинает убывать, а Ян начинает расти.
  • Огонь — зрелый Ян. В этой фазе количество Ян максимально много, а Инь минимально мало.
  • Земля — фаза равенства Инь и Ян, точка Гармонии.
  • Металл — молодая Инь, когда Ян убывает, а Инь начинает расти.

Названия этих фаз придуманы даосскими мастерами по внутренним ощущениям каждой фазы движения Инь Ян! Это не просто красивые названия, а те, что отражают качество ци, которое вы можете почувствовать и сами, если начнете практиковать упражнения Нэйдань (внутренней алхимии).

Стоит также рассмотреть более современную диаграмму Инь Ян, которая получила самое широкое распространение и вводит в заблуждение многих людей относительно природы Инь и Ян ци.

В этой диаграмме черная половина круга обозначает Инь, а белая — Ян. Убывание черной половины и ее плавный переход в белую и потом обратно символизирует изменение баланса Инь и Ян, то есть те 5 движений ци, о которых я кратко рассказал выше. Но вот белая и черная точки приводят к ложным идеям о взаимном превращении Инь в Ян, а Ян в Инь. А все дело в том, что эту диаграмму конфуцианцы подсмотрели у даосов и начали трактовать по-своему. В исходном виде точки были приближены к центру диаграммы и показывали алхимический процесс сплавления Инь и Ян.

Сплавление Инь и Ян производится на первом уровне Нэйдань, как один из шагов к полному Единству с Дао. Для этого ученик сначала учиться работать со своей ци, накапливает ее в достаточно большом количестве, уплотняет и потом усердной практикой соединяет две отталкивающиеся силы в единое целое. Это приводит к тому, что его ци становится на порядок мощнее. Любая практика начинает работать во много раз лучше, в сознании происходят определенные изменения и начинается долгий Путь к духовной самореализации.

Но так как современная диаграмма потеряла свою исходную форму и уже не отражает алхимический процесс, то наличие точек можно трактовать, как: когда Ян достигает своего пика Инь скрывается, а потом опять начинает нарастать и, достигнув своего пика, скрывает Ян. Изменяется баланс Инь и Ян, но не они сами! Все это кажется мелочью, пока не начинаешь читать философские тексты, которые делают далеко идущие выводы исходя из ошибочного понимания природы Инь и Ян и неверной трактовки этой диаграммы.

Проявления Инь и Ян

Чтобы понимать что такое Инь и Ян и как они влияют на все, что нас окружает, необходимо научиться видеть их проявления. Внутри нас количество Инь и Ян поровну, если только мы не нарушаем свою Гармонию. Но Инь и Ян ци распределены по телу неравномерно, где-то есть и Инь и Ян, а где-то скапливается больше Инь или больше Ян. То же самое и с их распределением по Вселенной. Есть места где больше скапливается Инь, а есть где больше скапливается Ян.

Базовое проявление силы Ян в движении от центра к периферии (рассеивание). Потому Ян может себя проявлять во Вселенной как:

  • рассеивание под давлением (сопротивление) и потому твердость, стойкость, но и упрямство, негибкость
  • благодеяние, отдавание, но и расточительность
  • сострадание, доброта, но и ярость, раздражение (рассеиваем энергию и в случае добра и в случае ярости)
  • рождение чего-то нового, создание и творчество, но и активное эгоистичное вмешательство в естественный ход вещей
  • движение, но и суета, пустое беспокойство
  • мужское
  • огонь, тепло, свет, солнце, звезды, небо

Базовое проявление силы Инь — движение от периферии к центру (сжатие). Поэтому Инь может проявляться во Вселенной как:

  • сжатие под давлением и потому мягкость, гибкость, но и безвольность, слабохарактерность
  • накопление, сохранение, но и жадность, стремление к выгоде
  • безмятежность и гармония, но и безразличие
  • совершенствование того, что рождено, формирование, но и разрушение, деформация
  • покой, но и безынициативность
  • женское
  • вода, холод, темнота, сила гравитации, луна, земля, черные дыры

Обе силы могут нести пользу и могут нести вред! Ян рождает, а Инь формирует и развивает. Когда Ян окончательно рассеивается, Инь уничтожает то, что было рождено. Инь накапливает, а Ян растрачивает.

Но нужно понимать, что Инь и Ян распространены во Вселенной слоями и потому весьма относительны. Например, Земля по сравнению с Солнцем — это Инь, так как Солнце содержит намного больше Янской энергии, чем Земля. Но если сравнить Землю с мертвым астероидом, то Земля более теплая и живая, чем он. И можно в этом контексте сказать, что Земля — это Ян, а астероид Инь (и еще это более верно, если Землю сравнить с черной дырой).

Эта относительность по началу может вводить в ступор, как это Земля Инь по сравнению с Солнцем, но по сравнению с черной дырой — Ян? Все дело в том, что Земля обладает силой гравитации, что является одним из проявлений силы Инь. Но при этом внутри Земли есть магма, горячее ядро, которое содержит энергию Ян. Ее мало, если сравнивать с Солнцем, но по сравнению с более Иньским объектом ее достаточно, чтобы сказать, что Земля это Ян. При этом на самом деле Земля просто содержит и Инь и Ян. Но в практике даосы всегда рассматривают Землю как источник энергии Инь, так как источником Ян является Солнце (из него ведь проще брать Ян ци).

Так наши внутренние органы и каналы относят к Иньским или Янским, но в Иньских каналах может быть также и Ян ци! Просто названия выбираются по основной функции канала или органа в определенном контексте! Поэтому следует всегда понимать в каком контексте вы рассматриваете те или иные объекты и процессы.

Но важно понимать, что эта относительность не превращает Инь в Ян и наоборот! Так вода есть проявление Инь, но горячая вода будет уже излучать тепло, то есть Ян ци, но при этом сама вода не перестанет быть Инь. Поэтому древняя диаграмма Инь Ян, где отображена полосатая окружность, где каждое черное кольцо (Инь) противостоит белому (Ян) более точно отображает реальное распределение Инь и Ян во Вселенной.

Небесная пружина Инь Ян и великий предел

Мы подошли к самому важному на мой взгляд в природе Инь и Ян. Так как базовое проявление Инь является движение от края к центру, то есть сжатие и концентрация, то Инь ци склонна к накоплению. А Ян ци склонна к рассеиванию, так как ее базовое проявление — движение от центра к краю.

В итоге мы можем проследить механизм возникновения любых процессов во Вселенной… После рождения Бытия из Небытия и разделения единого Бытия на две базовые силы Инь и Ян, они находятся в равновесии. Вся Вселенная неподвижна, в ней ничего не происходит. Но с течением времени Инь накапливается в определенных точках пространства, а Ян рассеивается. Это нарушает равновесие в этих точках и ци начинает двигаться, проходя через 5 стадий: Земля, Металл, Вода, Дерево, Огонь и потом по кругу снова Земля…

Все приходит в движение. Когда Инь доходит до своего предела (фаза Вода) в действие вступает закон Гармонии, согласно которому Инь начинает уменьшаться, а Ян увеличиваться. В трактате Лао-цзы «Дао Дэ Цзин» об этом сказано так:

Путь Неба таков, что оно ограничивает излишнее и поддерживает недостающее.

Путь мира людей таков, что они отнимают у тех, кто не имеет достатка, и прислуживают тем, кто имеет с избытком.

Дао Дэ Цзин, 77 (перевод Александра Кувшинова)

Это мгновение, когда Инь достигает предела и запускается механизм Небесной Гармонии, называют Великим пределом. Сам механизм иногда называют Небесной пружиной, так как он действует подобно пружине. Восстановление баланса Инь и Ян, после того, как Инь чрезмерно накопилась, а Ян рассеился, подобно взводу пружины в часах. И заводит этот механизм сама Вселенная. Человек чаще всего сопротивляется этому, нарушая принцип Гармонии, что ведет ко множеству страданий. Но об этом я рассказываю в другой статье, посвященной Гармонии.

Современная диаграмма Инь Ян также называется Великим пределом. Возможно, именно из-за этого механизма Небесной пружины, который восстанавливает Гармонию, после того, как дисбаланс Инь и Ян доходит до предела. Это великий предел потому, что именно в момент завода Небесной пружины Небытие как бы поддерживает Бытие, чтобы то просто не разрушилось.

Напомню, что ци не просто энергия, а жизненная сила, обладающая одухотворенностью и сознанием. Все механизмы, создающие жизнь — заложены в самом тонком слое реальности!

Механизм Небесной пружины вы можете наблюдать во всех процессах Вселенной. Например, круговорот воды в природе… Вода (Инь) испаряется и образует облака, закрывая Солнце. Это меняет количество Ян ци под облаками и приводит к нарушению равновесия Инь и Ян. Когда количество воды в облаках доходит до предела, начинается дождь. Он восстанавливает баланс Инь и Ян и все начинается снова. Это же можно проследить в изменении атмосферного давления, ветрах, течениях, изменениях климата, миграции животных, движении жидкости в нашем теле или движении ци согласно суточному ритму.

Понимание природы Инь и Ян дает нам возможность понять принцип Гармонии, Недеяния и Единства. А следование этим принципам позволяет не терять счастье из-за перемен Инь и Ян в нашей жизни, сохранять здоровье до самой смерти и жить в достатке. Все это я детально рассматриваю в других статьях, посвященных принципам даосского мышления.

5 движений ци (круг У Син)

Чтобы лучше понимать перемены Инь и Ян, стоит немного детальнее рассмотреть 5 движений ци.

Во-первых, хочу еще раз подчеркнуть, что все перемены Инь Ян происходят в определенное время и в определенном пространстве. Например, смена времен года в южном или северном полушарии.

Соотношение количества Инь и Ян в пространстве меняется и проходит 5 стадий, о которых я уже кратко говорил выше. На рисунке ниже показан круг У Син (5 движений ци), где стрелками показан порядок порождения каждой из 5 фаз и порядок подавления.

Круг порождения выглядит так:

  • Вода (зрелая Инь) порождает Дерево (молодой Ян) — то есть после предельного накопления Инь ци ее количество начинает уменьшаться, а количество Ян ци начинает увеличиваться, что и порождает фазу Дерево. Пример этой фазы — очень раннее утро, когда ночь пройдя свой пик начинает уходить.
  • Дерево (молодой Ян) порождает Огонь (зрелый Ян) — то есть Ян ци продолжает расти и доходит до своего предела в фазе Огня. Пример, весна (Дерево), которая сменяется летом (Огонь).
  • Огонь (зрелый Ян) порождает Землю (гармония) — Ян ци дойдя до максимального значения рассеивается и уменьшается, пока не сравняется с Инь ци. Пример, глубокое безмятежное состояние сердца и сознания, когда человек ничем не расстроен и не возбужден, а просто спокоен.
  • Земля (гармония) порождает Металл (молодая Инь) — Инь ци постепенно накапливается и баланс Инь и Ян сдвигается в сторону Инь. Пример, осень, когда приходит первая прохлада.
  • Металл (молодая Инь) порождает Воду (зрелая Инь) — накопление Инь доходит до предела и переходит в фазу Воды. Пример, наступление Зимы или старости.

Есть множество соответствий всевозможных процессов (перемен во Вселенной) каждой из 5 фаз круга У Син внутри нас и вовне. Перечислять их все бесполезно. Лучше, чтобы вы уловили саму суть этих перемен и научились распознавать Инь и Ян в любом процессе, который решите проанализировать.

Но вот вам некоторые соответствия каждой фазе, просто для ознакомления:

Вода

  • Плотный (основной, иньский) орган — Почки
  • Полый (парный, янский) орган — Мочевой пузырь
  • Цвет энергии, которую вырабатывает основной орган — Чёрный
  • Время года — Зима
  • Вкус — Соленый
  • Положительные эмоции — Нежность
  • Отрицательные эмоции — Страх
  • Патология эмоций — Фобия
  • Ткани тела — Кости
  • Заставы тела — Уши
  • Выделения — Моча
  • Звук — Крик
  • Этап жизни — Смерть
  • Сторона света — Север
  • Планета — Меркурий

Дерево

  • Плотный (основной, иньский) орган — Печень
  • Полый (парный, янский) орган — Желчный пузырь
  • Цвет энергии, которую вырабатывает основной орган — Зелёный
  • Время года — Весна
  • Вкус — Кислый
  • Положительные эмоции — Доброта
  • Отрицательные эмоции — Гнев
  • Патология эмоций — Меланхолия
  • Ткани тела — Связки и сухожилия
  • Заставы тела — Глаза
  • Выделения — Слезы
  • Звук — Плач
  • Этап жизни — Рождение
  • Сторона света — Восток
  • Планета — Юпитер

Огонь

  • Плотный (основной, иньский) орган — Сердце
  • Полый (парный, янский) орган — Тонкий кишечник
  • Цвет энергии, которую вырабатывает основной орган — Красный
  • Время года — Лето
  • Вкус — Горький
  • Положительные эмоции — Любовь, радость
  • Отрицательные эмоции — Злость, нетерпение
  • Патология эмоций — Истерия
  • Ткани тела — Сосуды и кровь
  • Заставы тела — Язык
  • Выделения — Пот
  • Звук — Пение
  • Этап жизни — Рост
  • Сторона света — Юг
  • Планета — Марс

Земля

  • Плотный (основной, иньский) орган — Селезёнка
  • Полый (парный, янский) орган — Желудок
  • Цвет энергии, которую вырабатывает основной орган — Жёлтый
  • Время года — Межсезонье (бабье лето, но между всеми 4 сезонами, то есть 4 раза в год встречается)
  • Вкус — Сладкий
  • Положительные эмоции — Покой
  • Отрицательные эмоции — Беспокойство
  • Патология эмоций — Ипохондрия
  • Ткани тела — Мышцы
  • Заставы тела — Полость рта
  • Выделения — Слюна
  • Звук — Смех
  • Этап жизни — Зрелость
  • Сторона света — Центр
  • Планета — Сатурн

Металл

  • Плотный (основной, иньский) орган — Лёгкие
  • Полый (парный, янский) орган — Толстый кишечник
  • Цвет энергии, которую вырабатывает основной орган — Белый
  • Время года — Осень
  • Вкус — Острый
  • Положительные эмоции — Мужество, порядочность
  • Отрицательные эмоции — Печаль
  • Патология эмоций — Депрессия
  • Ткани тела — Кожа
  • Заставы тела — Нос
  • Выделения — Слизь
  • Звук — Вздохи
  • Этап жизни — Старость
  • Сторона света — Запад
  • Планета — Венера

Следует понимать, что все эти соответствия даосские мастера определили благодаря практике, а не просто придумали! Например, на этом сайте есть видео с практикой Цигун «6 целительных звуков», которая полностью базируется на круге У Син (5 движений ци).

Некоторые соответствия используют для оздоровления организма, некоторые для его совершенствования. Этот же круг используют и в фэншуй, в понимании перемен Инь Ян для гадания или продумывания стратегии. По сути эти перемены происходят во всех процессах, а значит теория Инь Ян может быть использована в любой области человеческой деятельности. Но чтобы использовать это, вам также понадобиться изучить 5 базовых принципов даосского мышления, чтобы вообще понимать, как можно использовать перемены Инь и Ян для решения своих задач.

На рисунке круга У Син также есть стрелки, которые образуют пятиконечную звезду. Это круг подавления. Например, Вода подавляет Огонь… То есть, если в фазе Воды Иньской энергии будет слишком много (действие Небесной пружины по каким-то причинам ослаблено), то в фазе Огня Янской ци будет недостаточно и круг 5 движений ци начнет давать сбои. Так, например, если мы едим много соли и нарушаем водный баланс почек с помощью алкоголя, то это негативно скажется на работе сердца (так как Инь в почках будет слишком много). Почки соответствую фазе Воды, а сердце — Огню.

Но проблемы могут возникать и в круге порождения… Например, если мы часто испытываем страх и почки этим ослаблены, то в следующей фазе движения ци — Дереве, будет нехватка ци. А значит печень, которая соответствует фазе Дерева, будет недополучать нужное количество энергии.

Конечно, в реальности все может быть намного сложнее, но всю сложность порождают 2 типа связей между фазами движения Инь и Ян ци: связи порождения и связи подавления. И это касается не только здоровья наших внутренних органов, а вообще всех процессов во Вселенной.

3 слоя реальности и качество Инь и Ян ци

Прежде чем читать дальше, убедитесь, что вы представляете себе строение энергетической системы человека…

Вся ци не только делиться на Инь и Ян, но также имеет и другие различия. Прежде всего она делиться на Изначальную или прежденебесную и обычную или посленебесную энергию.

Изначальная ци или Прежденебесная — коренится в Небытие, она более тонкая по своему качеству, одухотворенная и является основой, для обычной ци. Изначальную ци еще называют Прежденебесной, так как эту ци мы получаем до рождения, прежде чем увидим небо. Ее запас у нас ограничен и когда он заканчивается, мы умираем. Даосские мастера научились восстанавливать запас Изначальной ци и продлевать жизнь, чтобы иметь возможность полностью реализовать свой духовный потенциал и обрести Единство с Дао. Для работы с Изначальной ци используются практики Нэйдань.

Обычная ци или Посленебесная — это более грубая энергия, которая порождена Бытием (она вторична по отношению к Изначальной ци). Мы вдыхаем ее извне, поглощаем с едой и водой и напрямую впитываем из окружающего пространства. Обычную ци достаточно легко почувствовать и научиться с ней работать. Именно с ней мы работаем во всех упражнения Цигун.

Но ци делиться не только на Изначальную и обычную, но еще и разделяется по степени грубости на 3 вида, соответствующие 3-м слоям реальности: физическое тело, ци и дух. Эти 3 вида ци еще называют тремя сокровищами.

Первое сокровище — Цзин. Это сущностная энергия тела, которая создает форму нашего физического тела и тесно связана с ДНК и РНК. Она храниться в нижнем даньтяне (который отвечает за здоровье физического тела) и почках, но присутствует во всем теле.

Цзин, как я уже сказал выше, делиться на Изначальную и обычную энергию. Изначальную мы получаем от родителей при зачатии и ее запас ограничен, а обычную мы потребляем с едой.

Чтобы Цзин хорошо выполняла свою функцию, она должна быть «живой», пропитанной Ци (более тонкой ци, которая описана ниже). Именно поэтому во многих упражнениях Цигун, когда мы впитываем энергию извне, мы ведем ее в нижний даньтянь, чтобы напитать нашу Цзин ею и оздоровить. И именно поэтому полезно есть такую еду, в которой осталась живая Ци (жизненной силой).

Второе сокровище — Ци. На китайском вся энергия называется ци, но конкретный вид энергии, который можно перевести как «жизненная сила» также называется Ци. Чтобы не путь эти два слова, я буду писать Ци с большой буквы, когда имею ввиду именно жизненную силу, особый вид ци, хранящийся в среднем даньтяне и энергетических каналах.

Благодаря Ци все системы нашего организма работают синхронно, а жидкости двигаются. Напомню, что любая ци — не просто энергия, она еще несет в себе информацию и обладает особой формой сознания!

Все процессы, которые протекают в нашем теле, происходят благодаря Ци. И в даосских практиках, когда мы перемещаем энергию по нашей энергетической системе, — это всегда Ци, так как Цзин передвигать невозможно (это основа тела), а дух можно только питать Ци и направлять на постижение Изначальной природы и мироздания. Поэтому как только появляется застой Ци, слабая проходимость энергетических каналов, накопление мутной Ци — человека начинают одолевать болезни.

Ци в нашем теле выполняет несколько функций:

  1. Стимуляция роста и развития — Ци способствует росту и развитию организма, а также физическим преобразовательным процессам во внутренних органах. Если Ци становится мало или она слабеет, то рост и развитие организма замедляется, а сила и потенциал внутренних органов и каналов падает.
  2. Регулирование температуры тела —  если эта функция Ци нарушена, то человека может ощущать холод или жар, что также влияет на кровяное давление и подвижность конечностей.
  3. Защитная функция — Ци защищает нас от внешнего неблагоприятного воздействия. У нас есть защитное поле Ци, которое образуется из энергии выступающей за пределы тела из мелких энергетических каналов. Если мы болеем, внутренняя Ци начинает бороться с болезнетворной Ци, постоянно усиливая свое давление, пока полностью нас не излечит.
  4. Контролирующая функция — Ци регулирует поток и ра

studentdao.com

Инь и Янь — это… Что такое Инь и Янь?

Инь и ян (кит. трад. 陰陽, упрощ. 阴阳, пиньинь yīn yáng; яп. ин-ё) — одна из основных концепций древнекитайской философии.

В современной философии Ян и Инь — высшие архетипы : Ян — белое, мужское, акцент на внешнее; Инь — чёрное, женское, акцент на внутреннее.

В «Книге перемен» («И цзин») ян и инь служили для выражения светлого и тёмного, твёрдого и мягкого, мужского и женского начал в природе. В процессе развития китайской философии ян и инь все более символизировали взаимодействие крайних противоположностей: света и тьмы, дня и ночи, солнца и луны, неба и земли, жары и холода, положительного и отрицательного и т. д. Исключительно абстрактное значение инь-ян получили в спекулятивных схемах неоконфуцианства, особенно в учении о «ли» (кит. 禮) — абсолютном законе. Концепция о взаимодействии полярных сил инь-ян, которые рассматриваются как основные космические силы движения, как первопричины постоянной изменчивости в природе, составляет главное содержание большинства диалектических схем китайских философов. Учение о дуализме сил инь-ян — непременный элемент диалектических построений в китайской философии. Представления об инь-ян нашли также разнообразное применение в разработке теоретических основ китайской медицины, химии, музыки и т. д.

Открытый в Китае несколько тысячелетий назад, этот принцип первоначально базировался на физическом мышлении. Однако по мере развития он стал более метафизическим понятием. В японской же философии сохранился физический подход, поэтому деление объектов по инь-ян-свойствам у китайцев и японцев различаются[1]. В новояпонской религии оомото-кё это понятия божественных Идзу (огонь, ё) и Мидзу (вода, ин).

Единая изначальная материя тайцзи порождает две противоположные субстанции — ян и инь, которые едины и неделимы. Первоначально «инь» означало «северный, теневой», а «ян» — «южный, солнечный склон горы». Позднее инь воспринималось как негативное, холодное, темное и женское, а ян — как позитивное, светлое, теплое и мужское начало.

В трактате «Ней-цзин» по этому поводу говорится:

Чистая субстанция ян претворяется в небе; мутная субстанция инь претворяется в земле… Небо — это субстанция ян, а земля — это субстанция инь. Солнце — это субстанция ян, а Луна — это субстанция инь… Субстанция инь — это покой, а субстанция ян — это подвижность. Субстанция ян рождает, а субстанция инь взращивает. Субстанция ян трансформирует дыхание-ци, а субстанция инь формирует телесную форму.

Пять стихий и три круга: зелеными стрелками обозначен круг порождения, красными — круг преодоления, синими — круг контроля (погашения)

Взаимодействие и борьба этих начал порождают пять стихий (первоэлементов) — у син: воду, огонь, дерево, металл и землю, из которых возникает все многообразие материального мира — «десять тысяч вещей» — вань у, включая человека. Пять стихий находятся в постоянном движении и гармонии, взаимном порождении (вода порождает дерево, дерево — огонь, огонь — землю, земля — металл, а металл — воду) и взаимном преодолении (вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл разрушает дерево, дерево — землю, а земля засыпает воду).

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Сиро Мацуоки Начало Йиня и Яня//Прикладная макробиотика.

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Инь и ян — это… Что такое Инь и ян?

Эта статья — о взаимодействии крайних противоположностей. О группе см. Инь-Ян; о пьесе см. Инь и Ян. У этого термина существуют и другие значения, см. Инь. У этого термина существуют и другие значения, см. Ян.

Инь и ян (кит. трад. 陰陽, упр. 阴阳, пиньинь: yīn yáng; яп. ин-ё) — одна из основных концепций древнекитайской натурфилософии.

Учение об инь и ян составляет одну из теоретических основ традиционной китайской медицины. Все явления окружающего мира, включая человека и природу, интерпретируются китайской медициной как взаимодействие между двумя началами инь и ян, представляющими собой различные аспекты единой действительности[1].[неавторитетный источник? 549 дней]

Философская концепция

В «Книге перемен» («И цзин») ян и инь служили для выражения светлого и тёмного, твёрдого и мягкого, мужского и женского начал в природе. В процессе развития китайской философии ян и инь все более символизировали взаимодействие крайних противоположностей: света и тьмы, дня и ночи, солнца и луны, неба и земли, жары и холода, положительного и отрицательного, четного и нечетного и т. д. Исключительно абстрактное значение инь-ян получили в спекулятивных схемах неоконфуцианства, особенно в учении о «ли» (кит. 禮) — абсолютном законе. Концепция о взаимодействии полярных сил инь-ян, которые рассматриваются как основные космические силы движения, как первопричины постоянной изменчивости в природе, составляет главное содержание большинства диалектических схем китайских философов. Учение о дуализме сил инь-ян — непременный элемент диалектических построений в китайской философии. В V-III вв. до н. э. в древнем Китае существовала философская школа инь ян цзя. Представления об инь-ян нашли также разнообразное применение в разработке теоретических основ китайской медицины, химии, музыки и т. д.

Открытый в Китае несколько тысячелетий назад, этот принцип первоначально базировался на физическом мышлении. Однако по мере развития он стал более метафизическим понятием. В японской же философии сохранился физический подход, поэтому деление объектов по инь и ян свойствам у китайцев и японцев различаются[2]. В новояпонской религии оомото-кё это понятия божественных Идзу (огонь, ё) и Мидзу (вода, ин).

Единая изначальная материя тайцзи порождает две противоположные субстанции — ян и инь, которые едины и неделимы. Первоначально «инь» означало «северный, теневой», а «ян» — «южный, солнечный склон горы». Позднее инь воспринималось как негативное, холодное, темное и женское, а ян — как позитивное, светлое, теплое и мужское начало.

В трактате «Ней-цзин» по этому поводу говорится:

Чистая субстанция ян претворяется в небе; мутная субстанция инь претворяется в земле… Небо — это субстанция ян, а земля — это субстанция инь. Солнце — это субстанция ян, а Луна — это субстанция инь… Субстанция инь — это покой, а субстанция ян — это подвижность. Субстанция ян рождает, а субстанция инь взращивает. Субстанция ян трансформирует дыхание-ци, а субстанция инь формирует телесную форму.

Пять стихий как порождение Инь и Ян

Пять стихий и три круга: зелеными стрелками обозначен круг порождения, красными — круг преодоления, синими — круг контроля (погашения)

Взаимодействие и борьба этих начал порождают пять стихий (первоэлементов) — у-син: воду, огонь, дерево, металл и землю, из которых возникает все многообразие материального мира — «десять тысяч вещей» — вань у, включая человека. Пять стихий находятся в постоянном движении и гармонии, взаимном порождении (вода порождает дерево, дерево — огонь, огонь — землю, земля — металл, а металл — воду) и взаимном преодолении (вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл разрушает дерево, дерево — землю, а земля засыпает воду).

Аналогичные понятия в других учениях

См. также

Примечания

  1. К.Шнорренбергер Учебник китайской медицины для западных врачей — М: «Balbe», 2003.
  2. Сиро Мацуоки Начало Инь и Ян//Прикладная макробиотика.

Литература

  • Мартыненко Н. П. Предпосылки возникновения концепции «инь-ян» в китайской культуре //Arbor mundi. Мировое дерево. Международный журнал по теории и истории мировой культуры. М., 2006. Вып. 12. С.46-69.
  • Марков Л. Система дуальных противоположностей Инь — Ян в сравнительном освещении.// Восток. М., 2003. № 5. С. 17-31.
  • Дёмин Р. Н. Школа инь ян // Культуры в диалоге. Вып. 1. — Екатеринбург, 1992. С. 209—221.ISBN 5-7525-0162-8
  • Зинин С. А. Пять элементов и концепция инь ян // Количественные методы в изучении истории стран Востока. М., 1986. С.12-17.

dic.academic.ru

Инь и янь — это… Что такое Инь и янь?

Инь и ян (кит. трад. 陰陽, упрощ. 阴阳, пиньинь yīn yáng; яп. ин-ё) — одна из основных концепций древнекитайской философии.

В современной философии Ян и Инь — высшие архетипы : Ян — белое, мужское, акцент на внешнее; Инь — чёрное, женское, акцент на внутреннее.

В «Книге перемен» («И цзин») ян и инь служили для выражения светлого и тёмного, твёрдого и мягкого, мужского и женского начал в природе. В процессе развития китайской философии ян и инь все более символизировали взаимодействие крайних противоположностей: света и тьмы, дня и ночи, солнца и луны, неба и земли, жары и холода, положительного и отрицательного и т. д. Исключительно абстрактное значение инь-ян получили в спекулятивных схемах неоконфуцианства, особенно в учении о «ли» (кит. 禮) — абсолютном законе. Концепция о взаимодействии полярных сил инь-ян, которые рассматриваются как основные космические силы движения, как первопричины постоянной изменчивости в природе, составляет главное содержание большинства диалектических схем китайских философов. Учение о дуализме сил инь-ян — непременный элемент диалектических построений в китайской философии. Представления об инь-ян нашли также разнообразное применение в разработке теоретических основ китайской медицины, химии, музыки и т. д.

Открытый в Китае несколько тысячелетий назад, этот принцип первоначально базировался на физическом мышлении. Однако по мере развития он стал более метафизическим понятием. В японской же философии сохранился физический подход, поэтому деление объектов по инь-ян-свойствам у китайцев и японцев различаются[1]. В новояпонской религии оомото-кё это понятия божественных Идзу (огонь, ё) и Мидзу (вода, ин).

Единая изначальная материя тайцзи порождает две противоположные субстанции — ян и инь, которые едины и неделимы. Первоначально «инь» означало «северный, теневой», а «ян» — «южный, солнечный склон горы». Позднее инь воспринималось как негативное, холодное, темное и женское, а ян — как позитивное, светлое, теплое и мужское начало.

В трактате «Ней-цзин» по этому поводу говорится:

Чистая субстанция ян претворяется в небе; мутная субстанция инь претворяется в земле… Небо — это субстанция ян, а земля — это субстанция инь. Солнце — это субстанция ян, а Луна — это субстанция инь… Субстанция инь — это покой, а субстанция ян — это подвижность. Субстанция ян рождает, а субстанция инь взращивает. Субстанция ян трансформирует дыхание-ци, а субстанция инь формирует телесную форму.

Пять стихий и три круга: зелеными стрелками обозначен круг порождения, красными — круг преодоления, синими — круг контроля (погашения)

Взаимодействие и борьба этих начал порождают пять стихий (первоэлементов) — у син: воду, огонь, дерево, металл и землю, из которых возникает все многообразие материального мира — «десять тысяч вещей» — вань у, включая человека. Пять стихий находятся в постоянном движении и гармонии, взаимном порождении (вода порождает дерево, дерево — огонь, огонь — землю, земля — металл, а металл — воду) и взаимном преодолении (вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл разрушает дерево, дерево — землю, а земля засыпает воду).

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Сиро Мацуоки Начало Йиня и Яня//Прикладная макробиотика.

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Янь — это… Что такое Инь-Янь?

Инь и ян (кит. трад. 陰陽, упрощ. 阴阳, пиньинь yīn yáng; яп. ин-ё) — одна из основных концепций древнекитайской философии.

В современной философии Ян и Инь — высшие архетипы : Ян — белое, мужское, акцент на внешнее; Инь — чёрное, женское, акцент на внутреннее.

В «Книге перемен» («И цзин») ян и инь служили для выражения светлого и тёмного, твёрдого и мягкого, мужского и женского начал в природе. В процессе развития китайской философии ян и инь все более символизировали взаимодействие крайних противоположностей: света и тьмы, дня и ночи, солнца и луны, неба и земли, жары и холода, положительного и отрицательного и т. д. Исключительно абстрактное значение инь-ян получили в спекулятивных схемах неоконфуцианства, особенно в учении о «ли» (кит. 禮) — абсолютном законе. Концепция о взаимодействии полярных сил инь-ян, которые рассматриваются как основные космические силы движения, как первопричины постоянной изменчивости в природе, составляет главное содержание большинства диалектических схем китайских философов. Учение о дуализме сил инь-ян — непременный элемент диалектических построений в китайской философии. Представления об инь-ян нашли также разнообразное применение в разработке теоретических основ китайской медицины, химии, музыки и т. д.

Открытый в Китае несколько тысячелетий назад, этот принцип первоначально базировался на физическом мышлении. Однако по мере развития он стал более метафизическим понятием. В японской же философии сохранился физический подход, поэтому деление объектов по инь-ян-свойствам у китайцев и японцев различаются[1]. В новояпонской религии оомото-кё это понятия божественных Идзу (огонь, ё) и Мидзу (вода, ин).

Единая изначальная материя тайцзи порождает две противоположные субстанции — ян и инь, которые едины и неделимы. Первоначально «инь» означало «северный, теневой», а «ян» — «южный, солнечный склон горы». Позднее инь воспринималось как негативное, холодное, темное и женское, а ян — как позитивное, светлое, теплое и мужское начало.

В трактате «Ней-цзин» по этому поводу говорится:

Чистая субстанция ян претворяется в небе; мутная субстанция инь претворяется в земле… Небо — это субстанция ян, а земля — это субстанция инь. Солнце — это субстанция ян, а Луна — это субстанция инь… Субстанция инь — это покой, а субстанция ян — это подвижность. Субстанция ян рождает, а субстанция инь взращивает. Субстанция ян трансформирует дыхание-ци, а субстанция инь формирует телесную форму.

Пять стихий и три круга: зелеными стрелками обозначен круг порождения, красными — круг преодоления, синими — круг контроля (погашения)

Взаимодействие и борьба этих начал порождают пять стихий (первоэлементов) — у син: воду, огонь, дерево, металл и землю, из которых возникает все многообразие материального мира — «десять тысяч вещей» — вань у, включая человека. Пять стихий находятся в постоянном движении и гармонии, взаимном порождении (вода порождает дерево, дерево — огонь, огонь — землю, земля — металл, а металл — воду) и взаимном преодолении (вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл разрушает дерево, дерево — землю, а земля засыпает воду).

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Сиро Мацуоки Начало Йиня и Яня//Прикладная макробиотика.

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *