Что такое конфликт в литературе определение: Дистанционный репетитор — онлайн-репетиторы России и зарубежья

Содержание

Конфликт в литературном произведении, как придумать сюжет для книги

Продолжаем изучение структурных элементов сюжета, и сегодня поговорим о ядре драматических историй – конфликте.

Что такое конфликт?

В первую очередь, конфликт – это столкновение, борьба двух или более интересов в рамках литературного произведения. В «Песне льда и пламени» Дж. Мартина Ланнистеры сражаются со Старками, во «Властелине колец» объединенные силы людей, эльфов и гномов противостоят Саурону, ну и т.д. Вся сюжетная и развлекательная проза тяготеет к использованию конфликта, как основного двигателя сюжета.

Во вторую очередь, конфликт является источником драматических ситуаций, катализатором напряжения физических и эмоциональных сил вовлеченных в борьбу персонажей. Кому интересные ленивые и праздные герои? Персонажи, втянутые в конфликт, вынуждены проявлять силу своего характера и интеллекта, чтобы добиться поставленных целей, а столкновение двух разнополюсных сил рождает разнообразные драматические ситуации – моменты, когда человек стоит перед сложным выбором или висит на волоске.

Наблюдающий за подобным искусно выписанным столкновением читатель невольно втягивается, сопереживает той или другой стороне. Острые конфликтные ситуации всегда притягивают внимание, такова уж природа любопытства, а что еще нужно писателю, как не сосредоточенный на его тексте читатель? В этом плане кино и литература – это формы, позволяющие создавать конфликты самого высочайшего накала. Ограничения накладывает лишь фантазия автора. Поэтому запомним, что конфликт в умелых руках – есть сильнейшее средство воздействия на читательскую аудиторию.

Конфликт как он есть.

Однако мой долг предупредить: не в каждом художественном произведении обязан присутствовать конфликт. Я уже говорил об этом в статье «О типах художественной литературы» (прочитайте ее, чтобы полнее понимать сферу применения советов из из рубрики «Сила сюжета»). Прозаические труды в наше время столь разнообразны, что позволяют обращаться к самым разным сторонам человеческого бытия: не только бескомпромиссной борьбе за место под солнцем, но и сферам духовным и интеллектуальным, эстетике описаний. Однако современная массовая культура, хотим мы того или нет, почти полностью зависима от конфликта.

Поэтому если вы намереваетесь писать остросюжетную прозу, если хотите уверенно владеть вниманием читательской аудитории, вам просто необходимо овладеть искусством построения художественного конфликта.

Итак, добротная драматическая история всегда начинается с конфликта. Однако ему совершенно необязательно проявляться уже на первой странице, но к концу условной первой трети повествования он должен обозначиться конкретно и четко (подробнее в статье «Трехактная структура произведения«). В противном случае, читатель попросту заскучает. Я регулярно сталкиваюсь с подобными текстами: страница за страницей что-то происходит, герой бегает и суетится, но совершенно непонятно, зачем и с какой целью. Конфликт не обозначен, и мы уже не ориентируемся в событиях.

Из этого следует, что в конфликте должны присутствовать только ясные, четко выраженные силы – до читателя следует донести, кто, за что и почему сражается. Обе стороны конфликта нужно наделить конкретными целями, достижение которых для героев должно быть жизненно важным.

Возьмем для примера следующий простейший сюжет.

Две семейные пары вместе с детьми отправляются в двухдневный загородный поход. Вечером на привале девочку кусает ядовитая змея; рядом с ней оказывается отец второго семейства – он пытается отогнать змею, но та кусает и его. Яд змеи смертелен, и люди просто не успеют добраться до города вовремя. Однако у мужчины есть с собой противоядие, но его хватит только для одного. Родители девочки считают, что спасти нужно именно ее, и они готовы силой отобрать лекарство у второй семьи. Мужчина же, как и его близкие, считает, что принять противоядие должен именно он. Две дружные семьи в один миг становятся лютыми врагами. Вот вам и конфликт.

Как видите, в данной истории в центре конфликта находится конкретный предмет — ампула с противоядием. Очень важно, чтобы в центре конфликта находилось нечто понятное и осязаемое (кольцо всевластия во «Властелине колец», Железный трон в «ПЛИО»).

В конфликте приветствуется столкновение крайностей. Чем больше контраст противоборствующих персонажей, чем ярче конфликт. Не забывайте, что стороны в конфликте создают друг другу барьеры – их противостояние ни в коем случае не должно быть умозрительным и вялым, чем больше хитрости и изобретательности проявляют стороны, чем дальше они готовы зайти – тем интереснее. Подробнее читайте в статье «Бреши, барьеры и перипетии«.

Антагонист.

Очень тесно с понятием конфликта связаны еще два сюжетных элемента: антагонист и альтернативный фактор.

Антагонист

– это конкретное лицо, противостоящее главному герою. В трилогии Дж. Р. Р. Толкиена «Властелин колец» главным антагонистом является темный дух Саурон, именно его цели и действия идут вразрез с интересами главных героев. Наличие антагониста предусматривает форму конфликта вида «Добро и зло». Иногда как такового антагониста в произведении может и не быть, в этом случае конфликт примет форму «добро против добра» (как в нашем примере с укусом ядовитой змеи: никто из героев не является откровенно злым (хотя, тут можно поспорить), каждый борется за свою жизнь), либо имеет место так называемый внутренний конфликт.

Внутренний конфликт – есть столкновение двух противоборствующих сторон личности. В нашем примере у укушенного мужчины будет развиваться нешуточный внутренний конфликт – нормы морали и воспитания будут толкать его отдать противоядие девочке, а вот чувство самосохранения будет настаивать на другом.

Зачастую в художественной прозе разворачиваются сразу несколько конфликтов. Это делает историю многогранной, приближенной к подлинным жизненным реалиям. Главное, что требуется здесь от писателя, не забыть довести каждый из конфликтов до разрешения.

Более подробно о роли антагониста в сюжете художественного произведения читайте в одноименной статье:

«Антагонист».

Альтернативный фактор.

Альтернативный фактор – это реальная угроза, которая настигнет героя в случае поражения в конфликте. Ключевое слово здесь – реальная. Если герой в результате поражения в конфликте никоим образом не пострадает, то и сопереживать ему для нас не так уж и интересно. Другое дело, если ему грозит реальная, ощутимая опасность. Отмечу особо, что альтернативный фактор нужно обозначить в тексте как можно раньше, чтобы не возникало неприятного ощущения марионеточности поступков.

Ниже приведена классификация альтернативных факторов по книге А. Митты «Кино между адом и раем».

Классификация альтернативных факторов по А. Митте.
  1. Потеря самоуважения.
  2. Профессиональный провал.
  3. Физический вред.
  4. Угроза смерти.
  5. Угроза жизни семьи.
  6. Угроза жизни нации.
  7. Угроза человечеству.

Как видите, степень накала идет по возрастающей. Но это отнюдь не значит, что самые захватывающие драмы строятся вокруг угрозы уничтожения человечества. Вовсе нет. Здесь как раз и проявляется настоящее мастерство писателя и сочинителя: конфликты с более слабыми альтернативными факторами рождают больше интересных вариаций. В нашем примере со змеей действует альтернативный фактор четвертой группы (угроза смерти), он-то и позволяет нам ввести дополнительный очень интересный внутренний конфликт.

А вот действуй у нас уже пятый фактор (укус получил его собственный ребенок), никаких внутренних противоречий у мужчины не возникло бы.

Что ж, на этом пока остановимся. Вы получили основные знания о природе конфликта в литературных произведениях, поняли основные моменты и особенности его использования и построения. Надеюсь, эти теоретические основы будут удачно воплощены вами на практике. Спасибо за внимание. Следите за обновлениями!

Получать обновления блога «Литературная мастерская» на e-mail!

Конфликты в художественном произведении — Справочник писателя

Типы конфликтов

Для начала давайте вспомним, какие типы конфликтов бывают:

  • внешний (герой конфликтует с другими людьми или обстоятельствами),
  • внутренний (герой борется с внутренними демонами),
  • глобальный (все действующие лица находятся в некой конфликтной ситуации, с которой им так или иначе приходится иметь дело).

Конфликты в художественном произведении разрабатываются под каждого более-менее значительного персонажа, и они могут совпадать, пересекаться и влиять друг на друга.

Рассмотрим пример

Допустим, у нас есть три героя, которые оказались на судне, перевозящем партию рабов из Африки в Америку.

ГЕРОЙ 1. КАПИТАН

Внутренний конфликт: Он понимает, что делает что-то не то, но ему хочется жениться, а для этого нужны деньги.

Внешний конфликт: Противостояние с рабами, которые хотят учинить бунт.

ГЕРОЙ 2. ВОЖДЬ РАБОВ

Внутренний конфликт: Чувство ответственности за своих соплеменников. Страх потерять самоидентификацию: если ты не способен спасти своих людей, то какой из тебя вождь? Страх перед будущим: герой прекрасно понимает, что его ждет в рабстве.

Внешний конфликт: с Капитаном и его командой.

ГЕРОЙ 3. ПОДЛИЗА

Внутренний конфликт: Соплеменников, конечно, жалко, но если рассказать об их заговоре Капитану, то есть шанс, что тот возьмет тебя в услужение и отвезет назад на родину. Сюда же примешиваются те же страхи, что и у Вождя рабов.

Внешний конфликт: с Вождем рабов. Страх, что тот может всех довести до беды. Ведь если начнется бунт, Капитан может выкинуть за борт «опасный груз».

Глобальный конфликт

При этом все герои оказываются в глобальном конфликте, когда судно попадает в шторм… Или когда все белые матросы заболевают малярией… Или когда судно захватывают пираты, которым все равно кого продавать в рабство: белых или черных.

Примерно по такой схеме выстраивайте и свои конфликты.

Основное правило

Каждый герой должен тянуть в свою сторону и иметь собственные интересы, которые противоречат интересам других персонажей.

конфликт — это… Что такое конфликт?

  • конфликт — (от лат. conflictus столкновение) столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме. В основе любого К. лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции… …   Большая психологическая энциклопедия

  • КОНФЛИКТ — (от лат. conflictus) в психологии столкновение двух или более сильных мотивов, которые не могут быть удовлетворены одновременно. Психологически конфликт связан с тем, что ослабление одного мотивирующего стимула ведет к усилению другого и… …   Философская энциклопедия

  • Конфликт — (лат. conflictus – столкновение) – способ взаимодействия людей, при котором преобладает тенденция противоборства, вражды, разрушения достигнутого единства, согласия и сотрудничества. В состоянии конфликта могут находиться отдельные люди,… …   Политология. Словарь.

  • КОНФЛИКТ — (лат. conflictus, от confligere сталкиваться). Столкновение, спор, распря. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОНФЛИКТ лат. conflictus, от confligere, сталкиваться. Столкновение, спорь, распря.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Конфликт — (буквально «столкновение»). В широком смысле К. следует называть ту систему противоречий, к рая организует художественное произведение в определенное единство, ту борьбу образов, социальных характеров, идей, которая развертывается в каждом… …   Литературная энциклопедия

  • конфликт — См …   Словарь синонимов

  • КОНФЛИКТ — КОНФЛИКТ, конфликта, муж. (лат. conflictus) (книжн.). Столкновение между спорящими несогласными сторонами. Конфликт рабочих с администрацией. || Осложнение в международных отношениях. Польско литовский конфликт. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… …   Толковый словарь Ушакова

  • КОНФЛИКТ — (от лат. conflictus столкновение) столкновение сторон, мнений, сил …   Большой Энциклопедический словарь

  • КОНФЛИКТ — (от лат. conflictus столкновение) противоречие во взглядах и в отношениях, столкновение расходящихся, противоположных интересов, острый спор. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М …   Экономический словарь

  • Конфликт — несогласие между двумя или более сторонами (лицами или группами), когда каждая сторона старается сделать так, чтобы были приняты именно ее взгляды или цели …   Словарь терминов антикризисного управления

  • КОНФЛИКТ — (лат. conflictus столкновение) в широком смысле столкновение, противостояние сторон. Философская традиция рассматривает К. как частный случай противоречия, его предельное обострение. В социологии социальный К. процесс или ситуация, в которой одна …   Новейший философский словарь

  • Интрига, конфликт и главный герой

    Текст: ГодЛитературы.РФ

    Фото: кадр из видеоурока

    Знаете ли вы, кто такой герой? А герой литературного произведения? Сможете с ходу объяснить, в чем различие между фабулой и сюжетом? Знаете, почему так важно понимать, кто нам рассказывает о событиях, тянет ниточку сюжета и незаметно подводит нас к выводам и оценкам? А между прочим, все это вы проходили на уроках литературы в 5 и 6-м классах средней школы. О том, какая связь существует между героем и сюжетом, сюжетом и рассказчиком, рассказчиком и точкой зрения и как со всем этим связаны жанры литературы, поможет вспомнить профессор НИУ ВШЭ, кандидат филологических наук, автор школьного учебника по литературе для 10-го класса (линия А. Н. Архангельского/В. В. Агеносова) Александр Архангельский. Его виртуальные уроки доступны на портале «Российская электронная школа».

    Чаще всего на уроках литературы звучит словосочетание «литературный герой», то есть образ человека в литературе. Герои бывают главные и второстепенные, положительные и отрицательные.

    «Но как, на основе чего мы понимаем, что вот этот персонаж — второстепенный, а тот — главный? — спрашивает Александр Архангельский. — Ответить на этот вопрос нам помогает сюжет литературного произведения. То есть последовательность событий, подчиненная авторскому замыслу».

    «Движущей силой сюжета является интрига, а та пружина, которая приводит ее в действие, называется конфликтом,  напоминает основы литературоведения лектор. — Именно благодаря сюжету, вступая или попадая в ситуацию конфликта и участвуя в развитии интриги, герой раскрывает свои лучшие и худшие качества. Он меняется от начала произведения к его концу; в нем проявляется либо доброе, либо злое, либо глубокое, либо мелкое начало.


    Именно по тому, кто из персонажей ближе к самому центру сюжетного конфликта, мы и определяем, кто главный герой, а кто второстепенный».


    Но мы не сможем рассуждать о литературном герое и сюжете, если не вспомним еще одно важное понятие — рассказчик (речевой образ автора), от чьего лица ведется повествование. 

    «Чтобы убедиться в этом, давайте опять от литературы перейдем к жизни, — рассказывает Александр Архангельский. — Представьте, что произошел какой-то важный случай. Забавный или грустный, неожиданный или закономерный. Сами вы не были его участником или свидетелем; о произошедшем вы знаете только из рассказов очевидцев. Если в роли рассказчика выступит ваш близкий друг, это будет одна история. Если заклятый враг — совсем другая. А если взрослый, который обязательно хочет какой-то нравоучительный урок из этого случая извлечь? А если младшая сестра? Событие одно и то же, а рассказы будут совершенно разными. Возможно, маленькая девочка увидит в случившемся волшебное, сказочное начало. Взрослый — использует историю для того, чтобы сделать какой-то поучительный вывод, как баснописец в басне. Близкий друг поделится радостью или огорчением, поэтому в его сюжете будет преобладать личная оценка. А заклятый враг, вполне вероятно, постарается поссорить вас с некоторыми участниками происшествия. От того, чьими глазами мы смотрим на событие и его ключевых участников, зависит очень многое в жизни, и почти все — в литературе»

    Если повествование ведется от имени участника или свидетеля событий, оказавшегося в центре сюжета, то такого рассказчика называют рассказчиком-героем

    «Вспомните, например, повесть Валентина Распутина «Уроки французского»; в ней повествование ведется от первого лица, но в процессе чтения нужно быть очень внимательным, потому что «лиц» этих на самом деле не одно, а два. Сначала автор предстает перед нами в образе взрослого человека, который вспоминает о своем далеком детстве. А затем сквозь голос взрослого начинает пробиваться голос ребенка…» — напоминает лектор.

    Когда повествование ведется от лица человека, который сам не вовлечен в сюжет, но хорошо знает всех героев и прекрасно осведомлен о том, что с ними происходило, как если бы он сам там был и все видел, то это уже автор-рассказчик.

    «Например, в романе А. С. Пушкина «Дубровский» он словно незримо присутствует в повествовании, видит, как мальчишка-посыльный прячет в дупло любовную записку, как один из гостей Троекурова, по фамилии Спицын, просыпается и в ужасе видит перед собой Дубровского, переодетого учителем Дефоржем, как кузнец Архип запаливает барский дом… Но сам рассказчик в действие не вовлечен, он смотрит на него как бы со стороны».

    Но как наши представления о герое, рассказчике и сюжете связаны с жанрами литературы?

    «Один из важнейших жанров — эпическая поэма, то есть масштабное произведение, действие которого разворачивается в легендарном прошлом, а в центре сюжета находятся могучие герои; они воюют, сражаются друг с другом, но побеждают ли они, или терпят поражение, всё равно: им присуще бесстрашие. Кто «достоин» быть рассказчиком такого величественного сюжета? Конечно, восторженный певец. Он воспевает подвиги героев. Он восхищается ими».

    «Другой жанр, с которым мы познакомились, называется баллада. Баллада — это стихотворное сюжетное произведение, в центре которого драматическое событие в жизни героя; балладный сюжет всегда насыщен напряженной атмосферой, эмоционально окрашен. Какого типа герой может действовать в балладе? С одной стороны, он похож на героя эпической поэмы — отличается мужеством и готовностью к подвигу. С другой, он может быть противоречивым. В чем-то прекрасным, а в чем-то ужасным. Как, например, герой средневековых баллад о благородном разбойнике Робин Гуде. Он разбойник — и благородный. Благородный — но разбойник. И балладный сюжет эту противоречивость героя всячески подчеркивает».

    «Еще один жанр, открывшийся нам, — былина. Эпическое, ритмизованное повествование о героях легендарного прошлого — богатырях.


    Богатырь не может быть слишком тонким, слишком чувствительным.

    Хотя, подобно герою баллады, он тоже может быть противоречивым».

    Если мы обратимся в наше литературное время, то «главными» жанрами повествовательной прозы окажутся рассказ, повесть и роман.

    «Рассказ, как мы говорили, это малая форма повествовательной прозы. В центре сюжета любого рассказа — отдельный случай из жизни героя. Здесь не может быть никаких осложняющих сюжетных линий, никаких сложно связанных между собой многочисленных событий, потому что это противоречило бы главной жанровой задаче. Повесть — это средний жанр повествовательной прозы, в центре которого — развернутый эпизод из жизни героя. Чувствуете разницу — всего лишь отдельный случай и целый развернутый эпизод, в рамках которого с главным героем должны взаимодействовать несколько персонажей? А роман — это крупная форма повествовательной прозы, жанр, в центре которого находятся судьбы нескольких героев и вплетаются разные сюжетные линии. Не случай, не эпизод, а судьба…»

    Размер произведения напрямую связан с масштабом рассказа о герое. Маленький рассказ посвящен какому-то отдельному случаю. Повесть побольше, потому что в ней разворачивается целый эпизод. Роман — большой, потому что здесь показана судьба героя (или героев).

    А теперь давайте вспомним, какие бывают жанровые разновидности. Новелла и святочная история — разновидности жанра рассказа. Древнерусская военная повесть — жанровая разновидность повести. Есть роман исторический, есть — рыцарский, а есть роман-пародия, каким (в замысле) должен был стать «Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса Сааведра.

    «Так или иначе, все эти понятия — сюжет, жанр, жанровая разновидность — интересовали нас постольку, поскольку помогали разобраться в главной проблеме, кто такой литературный герой и чем он отличается от «просто» персонажа. И чтобы не путать литературного героя с героем в жизни, мы с вами ввели понятие «прототип». Прототип — это реальный прообраз или несколько прообразов, на основе которых автор создает вымышленный образ своего героя», — заключил Александр Архангельский.

    18. Конфликт в литературном произведении

    1. Конфликт в литературном произведении.

    Важнейшая функция сюжета — обнаружение жизнен­ных противоречий, т. е. конфликтов (в терминологии Гегеля — коллизий).

    Конфликт – противоборство противоречия либо между характерами, либо между характерами и обстоятельствами, либо внутри характера, лежащее в основе действия. Если мы имеем дело с малой эпической формой, то действие развивается на основе одного единственно конфликта. В произведениях большого объема увеличивается число конфликтов.

    Конфликт – стержень, вокруг которого все крутится. Сюжет менее всего напоминает сплошную, непрерывную линию, соединяющую начало и конец событийного ряда.

    Этапы развития конфликта — основные сюжетные элементы:

    Экспозиция – завязка – развитие действия – кульминация – развязка

    Экспозиция (лат. – изложение, объяснение) – описание событий, предшествующих завязке.

    Основные функции: Знакомство читателя с действием; Представление действующих лиц; Изображение ситуации до конфликта.

    Завязка – событие или группа событий, непосредственно ведущих к конфликтной ситуации. Она может вырастать из экспозиции.

    Развитие действия – вся система последовательного развертывания той части событийного плана от завязки до развязки, которая руководит конфликтом. Может быть спокойным или неожиданными поворотами (перипетиями).

    Кульминация — момент наивысшего напряжения конфликтаимеет решающее значение для его разрешения. После чего развитие действия поворачивается к развязке.

    Число кульминационных моментов может быть большим. Это зависит от сюжетных линий.

    Развязка – событие, разрешающее конфликт. Чаще всего финал и развязка совпадают. В случае открытого финала развязка может и отступить. Развязка, как правило, сополагается с завязкой, вторит ей неким параллелизмом, завершая некий композиционный круг.

    Классификация конфликта:

    -разрешимые (ограниченные рамками произведения)

    -неразрешимые (вечные, универсальные противоречия)

    Типы конфликтов:

    а) человек и природа;

    б) человек и социум;

    в) человек и культура

    Способы реализации конфликта в разного рода литературных произведениях:

    Часто конфликт полностью воплощается и исчерпывает себя в ходе изображаемых событий. Он возникает на фоне бескон­фликтной ситуации, обостряется и разрешается как бы на глазах читателей. Так обстоит дело во многих приключенческих и детективных романах. Так обстоит дело в большей части лит произведений эпохи Возрождения: в новел­лах Боккаччо, комедиях и некоторых трагедиях Шекспира. Например, душевная драма Отелло всецело сосредоточена на том промежутке времени, когда Яго плел свою дьяволь­скую интригу. Злой умысел завистника — главная и един­ственная причина страданий главного героя. Конфликт трагедии «Отелло», при всей его глубине и напряженнос­ти, преходящ и локален.

    Но бывает и иначе. В ряде эпических и драматичес­ких произведений события разворачиваются на постоян­ном конфликтном фоне. Противоречия, к которым привле­кает внимание писатель, существуют здесь и до начала изображаемых событий, и в процессе их течения, и после их завершения. Происшедшее в жизни героев выступает как своего рода дополнение к и без того имевшимся противоречиям. Это могут быть как разрешимые, так и неразрешимые конфликты (Достоевский «Идиот», Чехов «Вишневый сад») Устойчиво конфликтные положения при­сущи едва ли не большей части сюжетов реалистической литературы XIX—XX вв.

    Конфликт в литературе — это что за понятие? Типы, разновидности и примеры конфликтов в литературе

    Что заставляет читателя взглянуть на первую страницу художественного произведения? Кто-то взял в руки книгу из-за имени автора, кого-то привлекло броское или провокационное название повести или романа. А дальше? Что может заставить прочитывать страницу за страницей, нетерпеливо «проглатывая» печатные строки? Конечно, сюжет! И чем острее он закручен, чем мучительнее переживания персонажей, тем интереснее читателю следить за его развитием.

    Основная составляющая идеально развивающегося сюжета – конфликт, в литературе это борьба, противостояние интересов и характеров, разное восприятие ситуаций. Все это рождает взаимосвязь между литературными образами, за ним, как за поводырем, развивается сюжет.

    Определение конфликта и как он применяется

    Стоит более детально рассмотреть такое понятие, как конфликт. Определение в литературе некой специфической формы, своеобразного приема, отражающего противоборство характеров главных героев, различное понимание ими одной и той же ситуации, объяснение причины их чувств, мыслей, желаний в схожих или одних и тех же обстоятельствах и есть конфликт. Если говорить более простым языком, то это борьба между добром и злом, любовью и ненавистью, правдой и ложью.

    Столкновение антагонизмов мы находим в каждом художественном произведении, будь то небольшой рассказ, эпическая сага, эпохальный роман или пьеса для драматического театра. Только наличие конфликта способно задать идейную направленность сюжету, выстроить композицию, организовать качественную взаимосвязь противоположных образов.

    Умение автора вовремя создать конфликтную ситуацию в повествовании, наделить противоположные образы яркими характерами, способностью защитить свою правду обязательно заинтересует читателей и заставит дочитать произведение до конца. Время от времени его надо доводить до наивысшей точки накала страстей, создавать неразрешимые ситуации, а затем позволять персонажам успешно их преодолевать. Они должны рисковать, выкручиваться, эмоционально и физически страдать, вызывая у читателей целый ворох всевозможных эмоций от нежного умиления до глубокого порицания их поступков.

    Каким должен быть конфликт

    Истинные мастера художественного слова позволяют своим персонажам иметь и отстаивать свою точку зрения, глубоко увлекать в сети своих чувств и рассуждений читателей с разными моральными ценностями. Только в этом случае армия поклонников произведения будет расти и пополняться любителями художественного слова разного возраста, различных социальных слоев, всевозможных уровней образованности. Если автору удалось с первых страниц захватить внимание читателей и удерживать его на одном сюжетном или идейном противоборстве до финальной точки – хвала и честь его перу! Но подобное случается нечасто, и если конфликты в произведениях литературы не разрастаются, как снежный ком, не вовлекают в их решение новых персонажей, уже со своими трудностями, развить вызванный изначально интерес к себе не смогнут ни повесть, ни роман, ни пьеса даже самого знаменитого автора.

    Сюжет должен динамично закручиваться до определенного момента, рождая самые невероятные ситуации: недопонимание, скрытые и явные угрозы, страх, потери – необходима постоянная динамика. Что ее может создать? Только резкий поворот сюжета. Порой он может быть вызван неожиданным обнаружением разоблачающего письма, в ином случае – похищением неопровержимых доказательств чьей-то истины. В одной главе герой может стать свидетелем какого-то преступления или пикантной ситуации, в другой – сам стать виновником чего-то неоднозначного. В третьей у него могут появиться подозрительные покровители, о которых он ничего не знает, но чувствует их присутствие. Потом может оказаться, что это вовсе не покровители, а скрытые враги из близкого к нему окружения, постоянно находящиеся рядом. Пусть порой примеры конфликтов в литературе кажутся банальными, надуманными, но они должны держать читателя в постоянном напряжении.

    Влияние конфликта на остроту сюжета

    Единоличные страдания и мытарства главного героя художественного произведения могут вызывать интерес и сочувствие лишь до поры до времени, если в конфликт не будут вовлечены и второстепенные персонажи повествования. Противоборство необходимо углублять и расширять, чтобы придать сюжету новизну, яркость и остроту.

    Вялотекущие рассуждения, пусть даже о высоких чувствах и святой невинности, смогут вызвать у читателя желание раздраженно перевернуть скучные страницы. Потому что идеология -это, конечно, замечательно, но если она всякому понятна и не рождает кучу вопросов, то и увлечь чью-то фантазию никак не сможет, а нам, когда мы берем в руки книгу, необходимы яркие эмоции. Конфликт в литературе — это провокация.

    Дать ее может не столько нагромождение непонятных ситуаций, как ясная и четкая цель героев, которую каждый из них проносит через все произведение, не предавая ее, даже когда писатель бросает своих персонажей в самое пекло страстей. Любая из противоборствующих сторон должна вносить свою лепту в развитие сюжета: одни своими дикими, не поддающимися логике выходками бесить читателя, другие – его успокаивать рассудительностью и оригинальностью действий. Но все вместе должны решать одну задачу – создавать остроту повествованию.

    Что еще, кроме книги, может вырвать нас из обыденной жизни и насытить ее впечатлениями? Романтичными отношениями, которых порой так не хватает. Путешествиями по экзотическим странам, чего наяву может позволить себе далеко не каждый. Разоблачениями преступников, скрывающихся под масками законопослушных и достойных уважения гражданин. Читатель ищет в книге то, что беспокоит его, тревожит и интересует больше всего в определенный отрезок времени, но в реальной жизни ни с ним, ни с его знакомыми ничего подобного не случается. Тема конфликта в литературе восполняет эту потребность. Мы узнаем,как все это происходит, что при этом чувствуется. Любую проблему, любую жизненную ситуацию можно найти именно в книгах и всю гамму переживаний перенести на себя.

    Виды и типы конфликтов

    В литературе четко выражены несколько характерных конфликтов: любовный, идейный, философский, социально-бытовой, символический, психологический, религиозный, военный. Конечно, это далеко не полный список, мы взяли для рассмотрения только основные категории, и у каждого из них свой список знаковых произведений, отражающих один или несколько из перечисленных типов конфликта. Так, шекспировскую поэму «Ромео и Джульетта», не вдаваясь в демагогию, можно отнести к любовному типу. Взаимоотношения между людьми, в основе которых лежит любовь, в ней показаны ярко, трагично, безнадежно. Характер драматизма это произведение отражает как ни одно другое более в лучших традициях классики. Сюжет «Дубровского» немногим повторяет основную тему «Ромео и Джульетты» и также может служить характерным примером, но о прекрасной повести Пушкина мы вспоминаем все-таки уже после того, как назовем самую знаменитую драму Шекспира.

    Необходимо упомянуть и другие типы конфликтов в литературе. Говоря о психологическом, мы вспоминаем байроновский «Дон Жуан». Образ главного героя настолько противоречив и так живо выражает внутреннее противоборство личности, что более типичного представителя упомянутого конфликта представить будет трудно.

    Сразу несколько сюжетных линий романа в стихах «Евгений Онегин», мастерски созданных характеров являются типовыми и для любовного, и для социально-бытового, и для идейного конфликтов. Столкновение различных идей, претендующих на главенство одной над другими и наоборот, проходят практически через каждое литературное творение, всецело увлекая читателя и в свою сюжетную линию, и в конфликтную.

    Сосуществование нескольких конфликтов в художественной литературе

    Чтобы более предметно рассмотреть,как применяются конфликты в произведениях литературы, переплетаются виды, разумнее взять для примера произведения крупной формы: «Войну и мир» Л. Толстого, «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы» Ф. Достоевского, «Тарас Бульба» Н. Гоголя, драму «Кукольный дом» Г. Ибсена. Каждый читатель может создать свой список из повестей, романов, пьес, в которых легко проследить сосуществование нескольких противоборств. Довольно часто встрнечается, наряду с другими, и конфликт поколений в русской литературе.

    Так, в «Бесах» внимательный изыскатель найдет символический, любовный, философский, социально-бытовой и даже психологический конфликт. В литературе это практически все, на чем держится сюжет. «Война и мир» также богаты на противоборство образов и неоднозначность событий. Конфликт здесь заложен даже в самом названии романа. Разбирая характеры его героев, в каждом можно найти донжуановский психологический конфликт. Пьер Безухов презирает Элен, но он пленен ее блеском. Наташа Ростова счастлива любовью к Андрею Болконскому, но идет на поводу грешного влечения к Анатолю Курагину. Социально-бытовой конфликт угадывается в любви Сони к Николаю Ростову и вовлечении в эту любовь всего семейства. И так в каждой главе, в каждом небольшом отрывке. А все это вместе – бессмертное, великое произведение, равных которому нет.

    Яркие картины противоборства поколений в романе «Отцы и дети»

    Не меньших восхищений, как и «Война и мир», заслуживает роман И. Тургенева «Отцы и дети». Принято считать, что это произведение – отражение идейного конфликта, противоборства поколений. Несомненно, превосходство собственных идей над чужими, которые с равной долей уважения отстаивают все герои повести, служит подтверждением этого утверждения. Даже существующий любовный конфликт между Базаровым и Одинцовой меркнет на фоне непримиримой борьбы все того же Базарова и Павла Петровича. Читатель мучается вместе с ними, понимая и оправдывая одного, порицая и презирая другого за свои убеждения. Но у каждого из этих героев есть как и судьи, так и приверженцы среди поклонников произведения. Конфликт поколений в русской литературе нигде более не выражен так явственно.

    Война идей представителей двух разных сословий, описана менее ярко, но от этого еще более трагично – мнение Базарова по отношению к собственному родителю. Это ли не конфликт? Вот только какой – идейный или все же больше социально-бытовой? В том или ином случае он драматичный, мучительный, даже страшный.

    Созданный Тургеневым образ главного нигилиста из всех существующих художественных произведений всегда будет самым спорным литературным персонажем, а роман был написан в 1862 году – более полутора века назад. Это ли не доказательство гениальности романа?

    Отражение социально-бытового конфликта в литературе

    В нескольких словах мы уже упоминали об этом виде конфликта, но он заслуживает более детального рассмотрения. В «Евгении Онегине» Пушкина он раскрыт настолько простыми словами, так явственно встает перед нами с первых строк произведения, что ничто другое не доминирует над ним, даже мучительная любовь Татьяны и безвременная смерть Ленского.

    «Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел… Что может быть на свете хуже семьи…», – говорит Евгений, и ему веришь, его понимаешь, пусть даже у читателя и иные взгляды на предмет! Столь непохожие личностные ценности Онегина и Ленского, их мечтания, стремления, образы жизней – кардинально противоположные – отражают не что иное, как именно социально-бытовой конфликт в литературе. Это отражение двух ярких миров: стихи и проза, лед и пламень. Эти две полярные противоположности не могли сосуществовать вместе: апофеоз конфликта – гибель на дуэли Ленского.

    Философский и символический виды конфликтов и их место в художественной литературе

    Что до философского конфликта, то идеальнее примеров для его изучения, чем произведения Федора Достоевского, с первых минут и не вспомнишь. «Братья Карамазовы», «Идиот», «Подросток» и дальше по списку бессмертного наследия Федорова Михайловича – все соткано из тончайших философских нитей рассуждений практически всех без исключения персонажей его произведений. Произведения Достоевского – яркие примеры конфликтов в литературе! Чего стоит развратная (но для героев довольно обыденная) тема прелюбодеяния, проходящая через весь роман «Бесы», и особенно ярко выраженная в запретной долгое время главе «У Федора». То, какими словами эти пристрастия оправдываются и объясняются – не что иное, как внутренний философский конфликт персонажей.

    Ярким примером символизма служит произведение М. Метерлинка «Синяя птица». В нем реальность растворяется в воображении и наоборот. Символическое перевоплощение веры, надежды, собственной убежденности в мифическую птицу – сюжет образцово-показательный для этого вида конфликта.

    Символичны также ветряные мельницы у Сервантеса, тень отца Гамлета у Шекспира, девять кругов ада у Данте. Современные авторы мало используют символизм в качестве конфликта, но эпические произведения им переполнены.

    Виды конфликтов в произведениях Гоголя

    Произведения величайшего писателя России и Украины насыщены ярко обозначенным символизмом с его чертями, русалками, домовыми – темными сторонами душ человеческих. Повесть «Тарас Бульба» заметно отличается от большинства творений Николая Васильевича полным отсутствием потусторонних образов – все реально, исторически оправдано и по накалу конфликтов ничем не уступает той части художественного вымысла, который существует в каждом литературном произведении в той или иной степени.

    Типичные виды конфликтов в литературе: любовный, социально-бытовой, психологический, конфликт поколений можно легко проследить в «Тарасе Бульбе». В русской литературе образ Андрия настолько выверен как пример, на котором они завязаны, что не надо лишний раз вдаваться в пояснения, в каких именно сценах они прослеживаются. Достаточно перечитать книгу и обратить на некоторые моменты особое внимание. Конфликты в произведениях русской литературы для этого и применяются.

    И еще немного о конфликтах

    Существует множество разновидностей конфликта: комический, лирический, сатирический, драматический, юмористический. Это так называемые пафосные виды, их применяют для усиления жанровой стилистики произведения.

    Такие виды конфликтов в литературе, как сюжетные – религиозные, семейные, межнациональные – проходят через произведения соответствующей конфликту темы и накладываются на все повествование в целом. Кроме этого, наличие того или иного противоборства может отражать чувственную сторону повести или романа: ненависть, нежность, влюбленность. Для того чтобы подчеркнуть какую-то грань отношений между персонажами, обостряют между ними конфликт. Определение в литературе этого понятия давно имеет четкую форму. Противоборство, противостояние, борьба применяется при необходимости более яркого выражения не только характера персонажей и главной сюжетной линии, но и целой системы идей, нашедших отражение в произведении. Конфликт применим в любой прозе: детской, детективной, женской, биографической, документальной. Все виды и типы конфликтов не перечислить, они как эпитеты – многочисленны. Но без них не создается ни одно творение. Сюжет и конфликт в литературе неразлучны.

    Что такое конфликт в литературе? Примеры

    В литературе? Как он проявляется? Всегда ли можно его заметить даже неопытному читателю? Конфликты в произведениях литературы — явление обязательное и необходимое для развития сюжетной линии. Без него не обходится ни одна качественная книга, способная претендовать на звание вечной классики. Другое дело, что не всегда мы способны увидеть явное противоречие во взглядах описываемого персонажа, глубоко рассмотреть систему его ценностей и внутренних убеждений.

    Иногда понимать истинные литературные шедевры бывает трудно. Это занятие требует колоссального умственного напряжения, а также желания разбираться в характерах, выстроенной автором системе образов. Итак, что такое конфликт в литературе? Попробуем разобраться.

    Определение понятия

    В большинстве случаев людям интуитивно понятно, о чем идет речь, когда заходит разговор о некоем идейном столкновении в той или иной книге. Конфликт в литературе — это противостояние характеров героев с внешней действительностью. Борьба в вымышленном мире может продолжаться длительное время и обязательно приводит к изменению способа героя смотреть на окружающую реальность. Такое напряжение может сформироваться внутри самого персонажа и быть направлено на собственную личность. Развитие подобного хода происходит очень часто. И тогда говорят о внутреннем конфликте, то есть борьбе с самим собой.

    Конфликты в русской литературе

    Отечественная классика заслуживает отдельного внимания. Ниже приведены примеры конфликтов в литературе, взятые из русских произведений. Многим они окажутся знакомыми со времен школьной программы. На какие книги стоит обратить внимание?

    «Анна Каренина»

    Величайший памятник русской литературы, который не теряет своей актуальности и в наши дни. Сюжет «Анны Карениной» знают практически все. Но не всякий человек может с ходу определить, в чем заключены основные переживания героини. Задумавшись над тем, что такое конфликт в литературе, можно вспомнить это замечательное произведение.

    В «Анне Карениной» показан двоякий конфликт. Именно он не дает главной героине прийти в себя и взглянуть иначе на обстоятельства собственной жизни. На первом плане изображен конфликт внешний: неприятие обществом отношений на стороне. Именно он отдаляет героиню от людей (друзей и знакомых), с которыми раньше так легко было взаимодействовать. Но кроме него еще имеется внутренний конфликт: Анна буквально раздавлена этой непосильной ношей, которую ей приходится нести. Она страдает от разлуки с сыном Сережей, не имеет права забрать ребенка с собой в новую жизнь с Вронским. Все эти переживания создают в душе героини сильное напряжение, от которого она не может освободиться.

    «Обломов»

    Другое незабываемое произведение русской классической литературы, которое достойно того, чтобы о нем говорить. В «Обломове» показана уединенная жизнь одного помещика, который в свое время решил отказаться от службы в департаменте и посвятить свою жизнь уединению. Сам персонаж достаточно интересный. Он не хочет жить по шаблону, навязанному обществом, и в то же время не находит сил для того, чтобы бороться. Пребывание в бездействии и апатии еще больше подтачивает его изнутри. Конфликт героя с внешним миром проявляется в том, что он не видит смысла жить так, как большинство людей: ежедневно ездить на службу, выполнять бессмысленные на его взгляд действия.

    Пассивный образ жизни является его защитной реакцией против непонятного окружающего мира. В книге показан конфликт идейного плана, поскольку он базируется на понимании сущности и смысла человеческого существования. Илья Ильич не чувствует в себе сил для того, чтобы изменить свою жизнь.

    «Идиот»

    Данное произведение — одно из самых известных у Ф. М. Достоевского. В «Идиоте» изображен идейный конфликт. Князь Мышкин сильно отличается от общества, в котором ему приходится находиться. Он немногословен, обладает крайней чувствительностью, отчего остро переживает любые события.

    Остальные персонажи противопоставлены ему своим поведением и взглядами на жизнь. Ценности князя Мышкина базируются на христианском понимании добра и зла, на его стремлении помогать людям.

    Конфликты в зарубежной литературе

    Иностранная классика не менее занимательна, чем отечественная. Конфликты в зарубежной литературе порой представлены настолько широкого плана, что остается только восхищаться этими мастерски написанными произведениями. Какие же примеры здесь можно привести?

    «Ромео и Джульетта»

    Уникальная пьеса Уильяма Шекспира, с которой обязательно в свое время знакомился каждый уважающий себя человек. В книге показан любовный конфликт, постепенно переходящий в трагедию. Две семьи — Монтекки и Капулетти — воюют друг с другом на протяжении многих лет.

    Ромео и Джульетта противостоят давлению родителей, пытаясь отстоять свое право на любовь и счастье.

    «Степной волк»

    Это один и самых запоминающихся романов Германа Гессе. Главный герой — Гарри Галлер — оторван от общества. Он выбрал для себя жизнь неприступного и гордого одиночки, потому что не может найти в ней для себя подходящего места. Персонаж сам себя называет «степным волком», который случайно забрел в город к людям. Конфликт Галлера идейного плана и заключен в невозможности принять правила и установки социума. Окружающая действительность представляется ему картиной, лишенной смысла.

    Таким образом, отвечая на вопрос, что такое конфликт в литературе, следует обязательно принимать во внимание внутренний мир главного героя. Миропонимание одного персонажа очень часто противопоставляется окружающему обществу.

    Примеры и определение конфликта

    Определение конфликта

    В литературе конфликт — это литературный элемент, который включает борьбу между двумя противостоящими силами, обычно главным и антагонистом.

    Внутренние и внешние конфликты

    Тщательное изучение некоторых примеров конфликтов поможет нам понять, что они могут быть внутренними или внешними.

    Внутренний или психологический конфликт возникает, как только персонаж испытывает внутри себя две противоположные эмоции или желания — обычно добродетель и порок или добро и зло.Это разногласие заставляет персонажа страдать от душевной агонии, и это создает уникальное напряжение в сюжетной линии, отмеченное отсутствием действий.

    Внешний конфликт, с другой стороны, отмечен характерным участием действия, в котором персонаж оказывается в борьбе с теми внешними силами, которые препятствуют его продвижению. Самый распространенный тип внешнего конфликта — это когда главный герой сопротивляется тактике антагониста, которая препятствует его или ее продвижению.

    Примеры конфликтов в литературе

    Пример № 1:

    Гамлет (Уильям Шекспир)

    Внутренний конфликт Гамлета является главной движущей силой в пьесе Уильяма Шекспира « Гамлет ». Это решает его трагическое падение. Он раскрывает свое душевное состояние в следующих строках из 3-го акта, 1-й сцены пьесы:

    «Быть ​​или не быть — вот в чем вопрос:
    Благороднее ли в уме страдать?»
    Пращи и стрелы безумной удачи
    Или взяться за оружие против моря бед
    И, противодействуя им, положить конец.Умереть, уснуть… »

    Конфликт заключается в том, что Гамлет хочет убить убийцу своего отца, Клавдия, но он также ищет доказательства, чтобы оправдать свой поступок. Это в конечном итоге разрушает его жизнь и жизни его близких. Из-за внутреннего конфликта Гамлет портит отношения с матерью и приводит Офелию (любовный интерес Гамлета) в такое состояние отчаяния, что она совершает самоубийство.

    Из-за нерешительности Гамлета почти всех убили в конце пьесы. Решение было принято, когда он убил Клавдия, притворившись фальшивым безумием, чтобы у него не спрашивали никакого оправдания.В той же пьесе мы видим, что Гамлет вовлечен во внешний конфликт со своим дядей Клавдием.

    Пример № 2:

    Доктор Фауст (Кристофер Марлоу)

    Другой пример внутреннего конфликта можно найти в персонаже доктора Фауста в романе Марлоу « Доктор Фауст ». У Фауста амбициозный характер. Несмотря на то, что он был уважаемым ученым, он продал свою душу Люциферу, подписав контракт своей кровью, чтобы достичь высшей власти и безграничного удовольствия в этом мире.Он изучает искусство черной магии и бросает вызов христианству.

    После вышеупомянутого действия мы видим Фауста, страдающего от внутреннего конфликта, когда он честно думает о покаянии, действуя по совету «доброго ангела», но «плохой ангел» или зло внутри него отвлекает его, говоря, что это не так. все слишком поздно. В заключение, решение приходит, когда дьяволы забирают его душу в ад, и он терпит вечное проклятие из-за его чрезмерных амбиций.

    Пример № 3:

    Ферма «Повелитель мух» (Уильям Голдинг)

    Самый простой тип внешнего конфликта — это когда персонаж в истории физически борется с другим персонажем.В романе Уильяма Голдинга « Повелитель мух », например, Ральф (лидер «хороших парней») постоянно вступает в конфликт с Джеком — хулиганом, который позже формирует «племя» охотников. Джек и его племя уступают своему дикому инстинкту и предпринимают попытки поохотиться или убить группу цивилизованных мальчиков во главе с Ральфом.

    Пример 4:

    Убить пересмешника (Харпер Ли)

    Другой вид внешнего конфликта настраивает персонажа против зла, которое доминирует в обществе.В этом случае персонаж может противостоять доминирующей группе с противоположными приоритетами. Например, в романе Харпера Ли « Чтобы убить пересмешника » честный адвокат Аттикус Финч восстает против расистского общества, в котором он живет. Аттикусу хватило смелости защитить чернокожего Тома Робинсона, которого ложно обвинили в изнасиловании. Хотя Аттикус пользуется поддержкой нескольких единомышленников, большинство горожан выражают свое неодобрение его защите черного человека.

    Функция конфликта

    Как внутренние, так и внешние конфликты являются важными элементами сюжетной линии.Писателю важно представить и развить их, внутренние, внешние или и то, и другое, в своей сюжетной линии, чтобы достичь цели рассказа. Разрешение конфликта развлекает читателей.

    Определение конфликта в литературе

    Конфликт в литературе — это центральная борьба между персонажами или конкурирующими силами, такими как человек против природы, общества или самого себя. Конфликт вводится в экспозиции или в начале рассказа и готовит почву для будущих событий.Некоторые истории содержат более одного конфликта, но обычно есть основная основная борьба, которую главный герой или главные герои должны решить.

    Подробности борьбы

    Основная борьба имеет одну из двух форм — внутренний или внешний конфликт. Внутренний конфликт возникает, когда протагонист пытается справиться со своими собственными страхами , недостатками или битвами внутри своего разума. Например, «Метаморфоза» Франца Кафки рассказывает о страхе Грегора быть нелюбимым и недооцененным его семьей.По мере того, как он медленно превращается в насекомое, он ставит под сомнение собственное здравомыслие и цель жизни. Внешний конфликт возникает, когда главные герои сражаются против других персонажей, общества в целом или природы, например, погоды или богов. Например, в трилогии Сюзанны Коллинз «Голодные игры» Китнисс борется за справедливость с другими персонажами, в частности с президентом Сноу.

    Создает центральное действие

    Конфликт — это триггерная сила, которая движет центральным действием.Во время кульминации персонажи обычно сталкиваются лицом к лицу со своими внутренними или внешними конфликтами; иногда им приходится сталкиваться с обоими. Конфликт достигает кульминации — самой напряженной части истории, знаменующей поворотный момент в жизни персонажей. Конфликт — причина или причина активной реакции основных персонажей на свои обстоятельства . Например, главный конфликт в «Бегущем в лабиринте» Джеймса Дашнера — это ловушка Томаса и его друзей правительственным агентством WICKED.Этот конфликт заставляет Томаса войти и решить лабиринт.

    Поддерживает сюжет

    Конфликт вызывает интерес и тревогу, а сюжет движется в стабильном темпе. Персонажи борются со сложными конфликтами, которые заставляют их меняться, приспосабливаться и реагировать или расплачиваться за последствия. Во многих случаях конфликт раскрывает лучшее в персонажах и заставляет их смириться со своей борьбой, но не всегда. Например, Икабод Крейн в «Легенде о Сонной Лощине» Вашингтона Ирвинга предпочитает уступить своим жадным, эгоистичным желаниям, а не преследовать свои любовные интересы из чистых побуждений.Независимо от результата, внутренних и внешних конфликтов определяют сюжет .

    приводит к разрешению

    Конфликт приводит к разрешению для символов . Они должны смотреть в лицо ситуации, преодолевать трудности и преодолевать трудности. Например, в фильме Харпера Ли «Убить пересмешника» дети Финча разрешают свой конфликт с обществом, когда понимают, что справедливость и равенство важнее популярности. В другом примере Одиссей разрешает свой конфликт с природой, когда он примиряется с греческими богами в эпической поэме Гомера «Одиссея».Конфликт приводит к самой важной части истории — морали или посланию.

    Что такое конфликт в литературе?

    Что делает книгу или фильм захватывающим? Что заставляет вас продолжать читать, чтобы узнать, что происходит, или остаться до конца фильма? Конфликт. Да, конфликт. Это необходимый элемент любой истории, продвигающий повествование вперед и заставляющий читателя не спать всю ночь и читать в надежде на какое-то завершение. Большинство историй написаны с персонажами, сеттингом и сюжетом, но что отличает по-настоящему отличную историю от той, которую можно не дочитать, так это конфликт.

    В основном мы можем определить конфликт как борьбу между противоборствующими силами — двумя персонажами, персонажем и природой, или даже внутреннюю борьбу — конфликт придает определенный уровень беспокойства в истории, который привлекает читателя и заставляет его или ее вкладываться в выяснение того, что происходит. . Так как же лучше всего создавать конфликт?

    Во-первых, вам необходимо понимать различные типы конфликтов, которые можно разделить на две категории: внутренние и внешние конфликты. Внутренний конфликт — это, как правило, конфликт, в котором главный герой борется с самим собой, например, решение, которое ему нужно принять, или слабость, которую он должен преодолеть.Внешний конфликт — это конфликт, в котором персонаж сталкивается с проблемой внешней силы, например с другим персонажем, стихийным бедствием или даже обществом.

    Отсюда мы можем разбить конфликт на семь различных примеров (хотя некоторые говорят, что их всего четыре). Большинство историй сосредотачиваются на одном конкретном конфликте, но также возможно, что история может содержать более одного.

    Наиболее распространенные виды конфликтов:

    • Человек против себя (внутреннее)
    • Человек против природы (внешний)
    • Человек против человека (внешний)
    • Человек против общества (внешний)

    Дальнейшая разбивка будет включать:

    • Человек против технологий (внешний)
    • Человек против Бога или судьбы (внешний)
    • Человек против сверхъестественного (внешний вид)

    Человек против себя

    Этот тип конфликта возникает, когда персонаж борется с внутренней проблемой.Конфликт может быть кризисом личности, психическим расстройством, моральной дилеммой или просто выбором жизненного пути. Примеры противопоставления человека себе можно найти в романе «Реквием по мечте», в котором обсуждается внутренняя борьба с зависимостью.

    Человек против человека

    Когда у вас есть разногласия между главным героем (хорошим парнем) и антагонистом (плохим парнем), возникает конфликт между человеком и мужчиной. Какой характер является не всегда очевидным, но в этой версии конфликта есть два человека или группы людей, чьи цели или намерения противоречат друг другу.Решение приходит, когда один преодолевает препятствие, созданное другим. В книге «Приключения Алисы в стране чудес», написанной Льюисом Кэрроллом, наш главный герой, Алиса, сталкивается с множеством других персонажей, с которыми она должна столкнуться в рамках своего путешествия.

    Человек против природы

    Стихийные бедствия, погода, животные и даже сама земля могут создать конфликт для персонажа. «Выживший» — хороший пример этого конфликта. Хотя месть, конфликт типа «человек против человека», является движущей силой, большая часть повествования сосредоточена вокруг путешествия Хью Гласса через сотни миль после нападения медведя и выдержки в экстремальных условиях.

    Человек против общества

    Это тот вид конфликта, который вы видите в книгах, персонажи которых расходятся с культурой или правительством, в котором они живут. В таких книгах, как «Голодные игры», показано, как персонаж сталкивается с проблемой принятия или выживания того, что считается нормой этого общества, но противоречит моральным ценностям главного героя.

    Человек против технологий

    Когда персонаж сталкивается с последствиями созданных человеком машин и / или искусственного интеллекта, возникает конфликт между человеком и технологией.Это общий элемент, используемый в написании научной фантастики. «Я, робот» Исаака Азимова является классическим примером этого, когда роботы и искусственный интеллект превосходят возможности человека.

    Человек против Бога или судьбы

    Этот тип конфликта может быть немного сложнее отличить от человека против общества или человека, но он обычно зависит от внешней силы, направляющей путь персонажа. В серии Гарри Поттер судьба Гарри была предсказана в пророчестве.В подростковом возрасте он пытается смириться с ответственностью, возложенной на него с младенчества.

    Человек против сверхъестественного

    Это можно описать как конфликт между персонажем и некой неестественной силой или существом. «Последние дни Джека Спаркса» демонстрируют не только борьбу с реальным сверхъестественным существом, но и борьбу человека с тем, чтобы знать, во что верить.

    Конфликтные комбинации

    Некоторые истории сочетают в себе несколько типов конфликтов, чтобы сделать путешествие еще более интригующим.Мы видим примеры противопоставления женщины «я», женщины против природы и женщины против других людей в книге Шерил Стрейд «Дикая». Пережив трагедию в своей жизни, включая смерть матери и неудачный брак, она отправляется в одиночное путешествие, чтобы преодолеть более тысячи миль по тропе Тихоокеанского гребня. Шерил должна иметь дело с собственными внутренними проблемами, но также сталкивается с рядом внешних проблем на протяжении своего путешествия, начиная от погоды, диких животных и даже людей, с которыми она сталкивается на своем пути.

    Статья отредактировала Стейси Ягодовски

    Что такое внешний конфликт в литературе? — Определение, типы и примеры — Видео и стенограмма урока

    Примеры в литературе

    Классические примеры

    Давайте подробнее рассмотрим внешние конфликты и рассмотрим некоторые примеры из литературы. Практически в любом рассказе, который вы читаете, вы, вероятно, сможете определить внешние конфликты. Классический пример — в пьесе Шекспира « Макбет». В этой пьесе Макбет борется с внутренним конфликтом, его амбиции, которые становятся насильственными, подталкивают его к убийству короля, чтобы занять его место.Но у него также есть несколько внешних конфликтов. После того, как он убивает короля, некоторые люди поднимают против него оружие, и он должен физически сразиться с этими людьми. Это внешние конфликты, которые происходят между «Макбетом» и другими персонажами.

    Другой шекспировский пример встречается в Ромео и Джульетта . В этой пьесе два главных героя влюбляются друг в друга, но происходят из враждующих семей. Их борьба за то, чтобы быть вместе, носит внешний характер, как между двумя влюбленными и давлением общества, заставляющим их ненавидеть друг друга.На самом деле именно эта борьба с их обществом и стала причиной трагической гибели обоих главных героев.

    Последний пример из Шекспира можно увидеть в Гамлете . В этой пьесе Гамлет узнает, что его отец был тайно убит своим дядей, который затем занял трон и женился на матери Гамлета. На протяжении всей пьесы Гамлет ведет внутреннюю борьбу со своей собственной трусостью, которая мешает ему противостоять дяде. Однако в финальной сцене у него есть несколько внешних конфликтов с дядей и другими персонажами.Он заканчивается битвой на мечах с Лаэртом, который умирает, а затем он наносит удар и убивает своего дядю. Это примеры внешнего конфликта между главным героем и антагонистом, а также между другими персонажами.

    Современные примеры

    В современной литературе также есть много примеров внешнего конфликта. В популярной трилогии «Голодные игры» главному герою, Китнисс, приходится много бороться вне себя. Она вынуждена сражаться насмерть с 23 другими подростками, каждый из которых демонстрирует внешние конфликты.Она также борется со злым диктатором г-ном Сноу, который является главным антагонистом, а также изо всех сил пытается прокормить свою семью, что является конфликтом с обществом. Фактически, большая часть борьбы Китнисс во всех трех романах носит внешний характер.

    Еще одна популярная современная серия — трилогия Divergent . В этих книгах у героини Трис примерно столько же внешних конфликтов, сколько у Китнисс. Трис борется со своим обществом в том, что она не вписывается в строгую систему фракций.Кроме того, Трис физически сражается с несколькими другими персонажами, каждый из которых является внешним конфликтом. Наконец, она борется с другим персонажем, который захватывает контроль над ее обществом, Жаннин Мэтьюз, которая является главным антагонистом. В дополнение к этим конфликтам Трис действительно борется с некоторыми внутренними конфликтами, в основном с личными решениями, которые она вынуждена принимать, но внешние конфликты создают сцены действий и сражений.

    Краткое содержание урока

    Внешние конфликты — это литературный прием, используемый для продвижения истории.В то время как внутренние конфликты связаны с внутренней работой и битвами разума главного героя, внешние конфликты навлекаются на главного героя внешними силами, такими как другие персонажи, стихийные бедствия и даже само общество. В целом, внешние конфликты вовлекают аудиторию или читателя в историю и заставляют их беспокоиться о том, что произойдет с их любимыми персонажами.

    Результаты обучения

    Вы можете быть готовы к достижению этих целей, когда этот урок о внешнем конфликте в литературе закончится:

    • Дайте определение конфликту в его отношении к литературе
    • Различия между внешним конфликтом и внутренним конфликтом
    • Приведите примеры внешних конфликтов в классической и современной литературе

    Что такое конфликт в рассказе? Определение и примеры

    Конфликт в любой среде

    Определение конфликта в любой истории

    Конфликт — необходимый элемент в любой истории.Прежде чем мы углубимся в цель конфликта, вот стандартное определение конфликта, независимо от того, какую среду вы выберете для его выражения.

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНФЛИКТА

    Что такое конфликт в истории?

    Конфликт в рассказе — это борьба противоборствующих сил. Персонажи должны действовать, чтобы противостоять этим силам, и именно здесь рождается конфликт. Если нечего преодолевать, нет истории. Конфликт в истории создает и продвигает сюжет вперед.

    Внешний конфликт относится к препятствиям, с которыми персонаж сталкивается во внешнем мире. Внутренний конфликт относится к внутренним или эмоциональным препятствиям персонажа. Моральные или философские конфликты возникают между мировоззрением или системой убеждений персонажа и окружающим миром.

    Важно помнить, что рассмотрение конфликта только с точки зрения внешнего и внутреннего является немного упрощенным. Правильное определение конфликта в рассказе также включает его отношение к философскому или моральному конфликту.

    Видеоэссе Тайлера Мауэри раскрывает не только, что такое конфликт, но и почему он важен. Он подробно останавливается на примерах из таких культовых фильмов, как Sicario , Властелин колец и Snowpiercer .

    Чем глубже конфликт выходит за рамки «внутреннего» и «внешнего», тем более удовлетворительным может быть ваше повествование. Конфликт должен иметь значение для персонажей рассказа, если он будет находить отклик у аудитории. Давайте углубимся в ключевой момент эссе — цель конфликта.

    Почему конфликт важен в рассказах

    Какова цель конфликта?

    Чтобы полностью понять конфликт, у нас есть , чтобы определить цель конфликта в истории. И мы не можем понять цель конфликта, пока не узнаем цель истории.

    Какова цель рассказа?

    То, как вы лично выбираете свою жизнь, зависит от вашей системы убеждений. Мы все это знаем. Истории исследуют эти системы убеждений, а конфликты помогают им бросить вызов.Мы смотрим или читаем рассказы, потому что хотим увидеть, как персонажи сталкиваются с теми же моральными и философскими препятствиями, с которыми мы сталкиваемся в своей жизни.

    Цель конфликта

    Мауэри обсуждает, как истории иллюстрируют все возможные способы жизни, часто поднимая вопросы о том, как пережить точки зрения разных персонажей. Если писатель может сказать что-то ценное о жизни или о том, как ею прожить, конфликт — отличный инструмент, чтобы показать эти конкурирующие точки зрения.

    Конфликт вводит противоположные системы убеждений, желаний или целей не только для развлечения зрителя, но и для того, чтобы показать персонажу другое мировоззрение.Цели и действия персонажа продиктованы его личными убеждениями и желаниями. Если бы персонаж с самого начала получил все, что хотел, истории бы не было.

    Итак, когда персонаж преодолевает достаточно препятствий, бросающих вызов его системе убеждений, он обычно выходит с другой стороны, изменившись. Это изменение (или неспособность к изменению) демонстрирует тему или разрешает философский конфликт . Mowery доводит дело до конца. Не каждый режиссер или сценарист называет это философским конфликтом , , и вы можете называть это как хотите.Но мне нравится этот ярлык, потому что он напоминает нам о том, что конфликт всегда связан с противоположными системами убеждений — настоящий конфликт носит широкий и философский характер, но мы должны воплотить его в конкретные и внешние способы, если мы хотим использовать фильм в качестве средства массовой информации. Так что, если вы боретесь с темой рассказа или с тем, что вы на самом деле пытаетесь сказать, скорее всего, вы не определили свой философский конфликт.

    Развлекательная ценность

    Да, ваши истории и конфликты должны быть развлекательными.Этого нельзя отрицать. Люди ходят в кино, чтобы развлечься, и это факт. Но не в этом главная цель истории или конфликта.

    Даже самые занимательные фильмы рассказывают что-то о жизни или, по крайней мере, противоположные убеждения персонажей — вот что привлекает аудиторию. Итак, рассказывая истории, подумайте о том, во что верит каждый персонаж, и как вызов этим убеждениям приведет к значимому и захватывающему конфликту. Ценность развлечения становится глубже и богаче, когда аудитория может уйти с новым взглядом на свои собственные философские конфликты.

    Наверх Далее

    Внутренний и внешний конфликт

    Теперь, когда вы знаете цель конфликта и немного больше о том, как работает моральный конфликт, как вы могли бы его экстернализовать? Пришло время научиться использовать внутреннюю борьбу и внешние препятствия для создания максимально захватывающей истории.

    Наверх Далее: Внутренний и внешний конфликт →

    Что такое конфликт? | Определение и примеры

    Что такое конфликт?

    В литературе конфликт — это событие, обстоятельство, личность или личная характеристика, которые мешают персонажу преследовать цель, даже если эта цель — просто выживание.Многие утверждают, что без конфликта в повествовании не может быть движущегося вперед сюжета. Конечно, сюжет не был бы очень убедительным, если бы персонаж никогда не встречал сопротивления или вызова.

    Подумайте о фильмах, которые вы, возможно, видели. В самом начале сюжета каждого фильма происходит то, что киноиндустрия называет «главным событием», которое бросает вызов обычной жизни главного героя. Это событие заставляет персонажа действовать — сражаться с инопланетными силами, чтобы стать лучшим родителем, получить высшее образование, остановить катастрофическое событие, заполучить этого идеального парня.Независимо от того, какой человек, место или событие стоит на пути персонажа к достижению этой цели, является конфликтом.

    Как определить письменный конфликт?

    Существует три основных типа литературного конфликта:

    • Человек против человека — это конфликт, который возникает, когда антагонист или общество в целом препятствуют продвижению главного героя. В эпизоде ​​ «Убить пересмешника» ложь и невежество Боба Юэлла не позволяют Аттикусу Финчу допустить торжество справедливости.
    • Человек против природы — это когда в конфликте возникает сила природы, грозящая разрушением. Например, в рассказе Джека Лондона «Развести огонь» ледяной холод Юкона — это сила, которая угрожает выживанию главного героя.
    • Человек против самого себя, третий конфликт, единственный внутренний конфликт из трех. В «Истории часа» Кейт Шопен миссис Маллард живет в ловушке обычного брака и разделена внутри себя. Узнав, что ее муж мертв, она почувствует себя свободной, и ее внутренний конфликт исчезнет.Когда она узнает, что ее муж все-таки жив, она умирает, потому что не может вернуться к состоянию жизни во лжи.

    В приведенной выше истории Кейт Шопен на самом деле есть два конфликта. Мало того, что персонаж находится в конфликте с собственными желаниями; она находится в конфликте с обществом, которое говорило женщинам, что они должны жениться, чтобы быть в безопасности. Во многих нарративах присутствует более одного конфликта, хотя обычно бывает конфликт более важный или доминирующий.

    Примеры конфликтов

    1.В году «Ромео и Джульетта» в году происходит конфликт между Ромео и семьей Капулетти, или между человеком и человеком.

    2. В романе Джона Стейнбека « Гроздья гнева», конфликт возникает между Томом Джоадом и засушливыми условиями Великой депрессии. Конфликт двоякий: человек против человека и человек против природы.

    3. В рассказе Фолкнера «Горящий сарай» конфликт происходит между Сарти и его отцом Эбнером Сноупсом. Вторичный конфликт — это человек против общества, представленный богатыми семьями, собственность которых отец разрушает назло.

    4. Хотя Ахав действительно сражается с белым китом, основной конфликт в Moby Dick — это человек против самого себя, поскольку то, что разрушает Ахава, — это его неустанные поиски.

    5. Конфликт в Голодные игры человек против человека, Китнисс против репрессивных правительственных сил.

    6. Такой же конфликт существует в другом антиутопическом романе, «1984» Оруэлла, между Уинстоном Смитом и партией Океании.

    (Посмотреть все литературные устройства)

    7 типов конфликтов в литературе

    Давайте будем честными — без конфликтов литература была бы скучноватой.Как бы больно ни было читать о наших любимых персонажах, которые переживают трудности, эта борьба необходима, чтобы мы были заняты, развлекались и переворачивали страницы.

    Учитывая количество литературы в мире, неизбежно будут различия в типах опыта конфликтных персонажей. Конечно, каждый тип не исключает друг друга; Истории часто имеют перекрывающуюся борьбу, состоящую из нескольких персонажей и сюжетных линий. Например, в « Les Misérables » Жан Вальжан находится в конфликте со своим обществом, самим собой и другим человеком (Жавером) — не говоря уже о различных конфликтах, которые другие персонажи испытывают друг с другом!

    Рассматривая множество типов конфликтов, существующих в литературе, давайте рассмотрим семь наиболее распространенных, используя примеры из известных романов для иллюстрации каждого типа.

    Человек против человека

    Конфликт, в котором один человек сталкивается с другим, настолько классичен, насколько это возможно. Этот тип конфликта в значительной степени не требует пояснений, когда один человек борется за победу над другим. В литературе можно найти бесчисленное количество примеров такого рода конфликтов.

    На самом деле, примеров в истории литературы настолько много, что мифолог Джозеф Кэмпбелл написал книгу « Тысячелетний герой » , в которой описывается архетип героя, отправляющегося в путешествие и побеждающего врага.Книга в конечном итоге вдохновила Джорджа Лукаса на создание персонажа Люка Скайуокера. Другой пример, упомянутый во введении, — конфликт между Жавером и Жаном Вальжаном в Les Misérables , которые сталкиваются с из-за их противоречивых мнений о справедливости и милосердии.

    Человек против себя

    В конфликте этого типа персонаж обнаруживает, что сражается между двумя конкурирующими желаниями или «я», обычно одним добром и одним злом. Вы не получите более очевидного примера, чем The Call of the Wild , , в котором главный герой (в данном случае собака) разрывается между одомашненным «я» и диким «я».

    Человек против Судьбы / Бога (ов)

    Конфликт этого типа возникает, когда персонаж попадает в ловушку неизбежной судьбы; свобода и свобода часто кажутся невозможными в этих историях. Вы найдете этот образ в греческой трагедии: Эдипу суждено жениться на собственной матери, а Одиссей плывет по Средиземному морю из-за гнева Посейдона. Что могут сделать люди перед лицом богов и судьбы? Только терпите, кажется.

    Человек против природы

    В конфликте этого типа человечество сталкивается с природой, борясь за выживание с ее неумолимой и апатичной силой.Герой может быть вынужден противостоять природе, или главный герой может искать конфликта, пытаясь доминировать над природой.

    Вероятно, самым известным примером конфликта такого типа является модель Moby Dick Германа Мелвилла; в нем рассказывается история одержимости человека преодолением природы — в частности, кита. Более короткий пример (и в несколько меньшем масштабе — меньшая лодка, меньшая рыба) — это работа Эрнеста Хемингуэя «Старик и море ».

    Человек vs.Общество

    Реплика жанра антиутопии. Конфликт между человеком и обществом следует за сюжетной линией индивидуальной или групповой борьбы (иногда успешно, иногда не очень успешно) против несправедливости в своем обществе.

    Хотя персонажи Ферма Джорджа Оруэлла — это животные, а не люди, он по-прежнему иллюстрирует историю, движимую восстанием против общества, когда персонажи борются против коррумпированной структуры власти, создают новое общество и продолжают испытать борьбу в новом обществе.

    Человек против Неизвестного / Инопланетянина

    Это обычная тема в научно-фантастических фильмах и книгах ужасов о сверхъестественном. В конфликте этого типа главный герой сражается с сущностью, которая не совсем известна или понятна, вне зависимости от того, является ли она внеземной или метафизической. Подумайте о книге Стивена Кинга «Сияние » (или о многих его книгах, если на то пошло). Что касается научной фантастики, то роман Герберта Уэллса « Война миров » 1898 года является примером столкновения группы (человечества) с инопланетной расой (марсианами).

    Человек против технологий / машин

    Популярность этого жанра неуклонно росла за последние сто лет, и перед лицом растущей механизации и улучшения искусственного интеллекта нетрудно понять, почему. Этот тип конфликта фокусируется на человеке или группе людей, которые борются за преодоление неэмоционального и несимпатичного механизма, который считает, что он больше не требует человечности.

    « 2001: Космическая одиссея » Артура Кларка, например, противопоставляет астронавта Дэйва Боумена сверхразумному HAL 9000, который считает, что недостатки Дейва как человека означают, что он должен быть насильственно отстранен от миссии.

    Заключение

    Наслаждайтесь ли вы литературой, анализируете ли вы ее или пишете сами, знание этих семи типов конфликтов поможет вам лучше понять, что делает историю такой захватывающей.

    Читайте также:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *