Что такое менторство – Менторство – что это такое, кто такой ментор, как его найти, как стать ментором?

Содержание

Что такое менторство, менторинг?

09.04.2017 14 397 0 Время на чтение: 9 мин.

Сегодня я расскажу вам о том, что такое менторство, менторинг, как происходят эти процессы, для чего они необходимы, чем отличаются менторинг и коучинг, в чем преимущества менторства, и много другой интересной информации, касающейся этой темы. Думаю, что это будет полезно знать всем, поскольку очень многие сталкиваются с менторингом в жизни, даже не подозревая об этом. Итак, обо всем по порядку.

Что такое менторство или менторинг?

Понятие «менторинг» заимствовано из английского языка (mentoring), и в переводе означает «наставничество». В русском языке сейчас одновременно используют два понятия — «менторинг» и «менторство» — оба они имеют одинаковое значение.

Менторство или менторинг — это процесс взаимодействия более опытного в чем-либо человека с менее опытным, при котором опытный передает менее опытному свои знания, навыки, умения в этом деле, для того чтобы тот тоже достиг в нем определенных результатов.

Если очень простыми словами, то менторство — это наставничество, но не в чистом виде, а в сочетании с консультированием, коучингом и даже психологической помощью. Далее я подробнее разберу, чем отличаются эти понятия, и что они в себя включают.

Как вы видите, в процессе менторинга участвуют, как минимум, два человека, и их называют определенными терминами.

Ментор — это и есть наставник, осуществляющий менторство.

Протеже — это менее опытный ученик ментора, с которым он взаимодействует.

Чаще всего, менторинг используется в рабочих коллективах: к сотруднику-новичку приставляется опытный ментор, который обучает его работе до нужного уровня. Однако, менторство можно встретить и в других направлениях, таких как личностный рост, развитие каких-либо необходимых жизненных навыков и умений, и т.д.

В какой-то степени ментором для человека являются его родители, учителя, начальники, более опытные друзья, а иногда даже и незнакомые люди. Разница лишь в том, что во взаимодействии с ними человек получает только какие-то определенные стороны менторинга, а когда речь идет о наставничестве опытного ментора — тот осуществляет менторство профессионально, комплексно, включая все его необходимые стороны.

Виды менторинга

Рассмотрим основные виды менторинга, их всего три:

  1. Индивидуальный менторинг — в этом случае ментор взаимодействует со своим протеже индивидуально, «один на один». Это наиболее распространенный и самый эффективный вид менторства.
  2. Групповой менторинг — здесь один ментор взаимодействует с определенной группой протеже, объединяемых общими целями и задачами. Как правило, это рабочий коллектив, сотрудники одного отдела или просто собравшаяся группа людей, желающая получить знания и навыки в определенном направлении. Такой вид менторства часто встречается на крупных предприятиях.
  3. Коллективный менторинг — в этом случае группа из нескольких менторов осуществляет взаимодействие с коллективом протеже. Этот вариант тоже можно встретить на крупных предприятиях.

Как осуществляется менторство?

Давайте рассмотрим, как происходит менторинг. Схема примерно следующая.

Протеже обращается к ментору самостоятельно, либо же руководитель назначает ментора для протеже. Перед ментором ставится задача: чему конкретно он должен научить своего протеже и в какие сроки. И он начинает работу со своим учеником, целью которой является достижение протеже обозначенных результатов.

Из чего складывается эта работа? Обозначу основные моменты, которые выполняет ментор:

  • Оценивает первоначальный потенциал своего протеже;
  • Разъясняет протеже теоретические основы определенного дела/работы/процесса;
  • Показывает протеже на собственном примере, как выполняется работа;
  • Помогает протеже обозначить цели и пути их достижения;
  • Помогает протеже собрать мысли воедино и сконцентрироваться на нужном процессе;
  • Выступает психологическим мотиватором для своего протеже;
  • Помогает протеже преодолеть нерешительность, страхи и т.п.;
  • Помогает протеже обзавестись деловыми контактами, если это необходимо;
  • Дает протеже практические задания, выполнение которых приблизит его к поставленным целям;
  • Дает советы, рекомендации по мере выполнения протеже этих заданий;
  • Оценивает результаты своего протеже;
  • Оказывает психологическую поддержку протеже в процессе менторинга;
  • Помогает протеже прийти к поставленным целям.

Таким образом, в процессе менторства ментор одновременно сочетает в себе функции учителя, тренера, коуча, психолога, консультанта, наставника и других специалистов.

Менторинг и коучинг: сходства и отличия

Теперь я хочу рассмотреть, чем схожи и отличаются менторинг и коучинг. В предыдущих публикациях я отдельно описывал, что такое коучинг, виды коучинга и его отдельные направления.

И менторинг, и коучинг имеют одну общую цель: довести человека до желаемого результата. Но методы, которыми эта цель достигается, несколько разные.

В процессе коучинга коуч-тренер не обучает своего клиента, не рассказывает ему, как правильно нужно делать то или иное дело, а помогает ему раскрыть собственный потенциал, скрытые способности и таланты, найти свой собственный путь к достижению поставленной цели. Сам коуч ни в коем случае не указывает, каким должен быть этот путь, он делает так, чтобы его подопечный сам нашел верное решение.

Менторство — это другой процесс, в котором ментор разъясняет своему ученику и показывает на собственном примере, как нужно достигать той или иной цели, поскольку он опытнее в этом деле. Ментор в какой-то степени выполняет и функции коуча, но в целом менторинг — это более широкомасштабный процесс.

И менторинг, и коучинг помогают людям достичь успеха в определенной сфере жизнедеятельности или даже качественно изменить свою жизнь к лучшему в целом. Но делают это разными методами.

Теперь вы имеете определенное представление о том, что такое менторинг, менторство, как происходит этот процесс, для чего он используется. В следующей публикации я более подробно расскажу, кто такой ментор, и как он работает.

Повышайте свою финансовую грамотность и будьте успешными! Сайт Финансовый гений — это ваш хороший информационный помощник в этом деле. Оставайтесь с нами, подписывайтесь на наши официальные страницы в социальных сетях и следите за обновлениями!

fingeniy.com

Mentoring (Менторинг)

Содействие обучению с долгосрочными целями. Объяснение Mentoring (Менторинг)

Что такое Менторинг? Описание

Менторинг можно описать как содействие обучению с долгосрочными целями. Др. Beverly Kaye (2003) утверждал, что «для каждого успешного человека существует одна элементарная истина: где-то, как-то, кто-то позаботился об их росте и развитии, этот человек был ментором». В исследовании менторов можно обнаружить, что имя ментора появляется в истории многих успешных людей с почти ожидаемой частотой:

    Freddie Richard быть наставником Laker Branson (бизнес). Аристотель был наставником Александра Великого (история, политика). Mel Gibson был наставником Heath Ledger (актерское мастерство). Eddy Merckx был наставником Lance Armstrong (велосипедные гонки). Гайдн был наставником Бетховена и Моцарта (музыка). Мерлин был ментором Артура (легенда).

Для многих людей «неофициальный менторинг является частью повседневной жизни с помощью друзей, родственников, знакомых и незнакомцев, так как содействие представляет собой распространенный человеческий опыт» (Pegg, 1999).

Культурные аспекты менторинг

Культурные аспекты весьма релевантны в определении менторинг. Традиционный американский «ориентированный на карьеру» менторинг, называемый «спонсорство», не прижился в европейской среде, концепция «человека, обладающего качествами отца» не уживается с большей потребностью в самонаправлении. Европейский «эволюционный менторинг» с фокусом на «личном росте и обучении» (Clutterbuck, 1998) ориентируется на «взаимную поддержку», для европейского восприятия это «воспринимается» как более благополучная альтернатива. Однако какая бы ни была контрольная точка, с которой определяется термин, в своей сущности менторинг включает «выраженную тему обучения» (Egan, 2002) и действия «катализатора изменения» (Johnson et al, 1999).

Профессиональный менторинг

Профессиональный наставник может иметь определенные взгляды о том, что «менторинг создает будущее на основании компетентности и мудрости другого… менторы свободно дают совет и мнение относительно стратегий и правил» (Zeus и Skiffington, 2005). Главным определяющим фактором менторинг является то, что он имеет «подтекст, подразумевающий передачу знаний более старым и мудрым ментором и оказание содействия как покровителя подопечному» (Rogers, 2004), что непосредственно связано с этимологией самого слова, в то время как практик/академический менторинг ориентируется больше на «всего человека и большую картину» (Cranwell-ward et al, 2004). Менторинг — более стратегический, органический и целостный процесс. «Менторы говорят о своем личном опыте. С опытом, любой лидер может действовать как ментор и предлагать совет и поддержку» (Rosinski, 2003). Однако в 1990-х ведущие публицисты в данной области начали заявлять, что «необходимо поразить протеже знанием и опытом» (Clutterbuck, 1991). И что ментор — «профессиональный мудрый человек » (Caruso, 1992). «Карьерный друг » (Rolfe-Flett, 1996).

современный взгляд на менторинг

Современному подходу более характерна коммерческая точка зрения на обоснованность менторинг и коучинг. Мы видим смещение представления о менторе как о «Опытном, объективном наставнике, обладающем властью оказывать влияние на события» (Conway, 1995) и процессы обучающейся организации. «Для того, чтобы помочь и поддержать людейм в управлении собственным обучением с целью максимизировать свой потенциал, развить навыки, повысить эффективность и стать тем, чем хотелось бы» (Parsloe, 1999). Ближе к 2000г. произошел сдвиг к более включающему подходу, согласно которому ментор — человек, который «олицетворяет Целый спектр ролей» (Connor et al, 2000). Человек, «обеспечивает Руководство и поддержку, содействует, делает возможным» (Henley Management College, 2000). Для последнего времени характерно рассмотрение роли менторов как «Целостной», основанной на «аналитическом обучении», «сродни пастырской заботе» (Clutterbuck, 2004) и «Большой картине» (Cranwell et al, 2004).

Определения менторинг

Удивительно, но в каждой компании, в которой практикуется менторинг, имеется свое специфическое определение. Поэтому различные компании имеют несколько различные описания менторинга.

    Для Avaya, «Менторинг — термин, используемый для того чтобы, помогать, советовать и направлять сотрудников через сложности бизнеса. В EDS, «Менторинг — взаимное партнерство обучения, в котором люди оказывают содействие друг другу в профессиональном и личном развитии через коучинг, моделирование ролей, консультирование, совместное использование знания и обеспечение эмоциональной поддержки». В Abbey, «Менторинг означает отношение, а не просто процедуру или деятельность, где один человек профессионально оказывает содействие в развитии другого». В Bennetts, «Ментор — это человек, который ведет персональное отношение с учеником с целью развития и тот, кого ученик рассматривает как человека, способного внести вклад в личный рост». (Cranwell-палаты et al, 2004).

Вопрос о том, является ли Coaching (Коучинг) составной частью менторинг, указывает на то, что соотвествующие роли могут измениться по мере развития отношений…. наставник, посредник, важный друг, человек, эффективный в налаживании связей, образец для подражания. (Connor et al, 2000) Представление о том, что менторинг занимает руководящее положение с совокупностью совместимых ролей; в неакадемических кругах также предполагается, что менторинг — модель для наставнической, (Hudson, 1999).

Происхождение менторинг. История

Концепция ментора уходит далеко в прошлое, термин Ментор впервые появился в «Одисcее» Гомера (875BC ), где ментору поручалось королем Одисcеем присматривать за его сыном Телемакусом и его дворцом, в то время как он отправлялся воевать в Троянской войне. Телемакус был любимцем Афины (Rieu, 1946), сказавшей, что она «всегда будет находиться возле Телемакуса и защищать во всех его приключениях». Афина, богиня «войны и мудрости», приняла на себя роль ментора, чтобы направлять, советовать Одиссею и его сыну в различных эпизодах «Одисcеи».

Этимологически слово «ментор» возникло из греческого: Men-«тот, кто думает», «tor»-суффикс, обозначающий мужеской пол (Klein, 1967). Соединяя это понятие с фактическим руководством, исходящим от женщины, мы можем сделать заключение о том, что происхождение слова относится к времени в истории, когда мужчина имел доминирующую власть, с точки зрения иерархии, а не интеллекта. Это понятие слова ментор как «доверенного руководителя» распространилось и сохранилось до сегодняшнего дня.

Первое современное применение термина можно отнести к книге 1699г. Les Adventures de Telemaque, французского писателя Francois Fenelon (Roberts, 1999). В этой книге главный герой выполняет роль ментора, «Telemaque» был имитацией классики Гомера ‘Одисcея’. Cлово ментор появилось в английском языке только в 1750 (Anderson и Shannon, 1995), в Oxford English Dictionary говорится, что слово впервые было использовано в 1750 Chestere в «Letters to Son, 8th March». Как раз в этот период некоторые думают, что менторинг исчез и возник снова, когда, в действительности, независимо от названия, процесс был последователен в течении европейской истории. Начиная с продолжающегося до сегодняшнего дня монастырского менторинг в описании Saint Bede, редактора важного издания De Corpore. Монастырский ментор остается до натоящего дня. Записано в 1511г., что Luther и его монастырский ментор, Johann von Staupitz обсуждали многие темы (Christianity today, 2006). «От подмастерья к ремесленнику» также было распространенное явление в ходе промышленной эпохи. Вообще ученичество в 1640г. означало «обусловленный договором об отдаче в ученичество», что было сродни праву собственности. Подмастерье служил до 12 лет или 21 года.

Сегодня для сравнения фокус находится на компетентности, в отличие от времени службы. Вообще «не много внимания уделяется британской системе ученичества» (Thomas, 1929). Хотя наставления от отцов сыновьям, по общему признанию, идет издавна, существовал также и формальный метод, согласно которому молодой человек обучался мастером-ремесленником, хотя молодой подмастерье и считался крепостным; что указывало на менее, чем равные отношения, что позже было продемонстрировано в различиях «эволюционное/спонсированное» форм менторинга. В работе Levinson (1978) ‘The Season’s of a man’s life’, в которой говорится о «жизненном цикле», был толчок в. В этой работе утверждалась «обязанность менторов в содействии успешному переходу от «молодого совершеннолетия» к «авторитетному развитию». Эволюционная теория Levinson состоит из универсальных этапов или фаз от начального состояния к пожилому состоянию. В последнее десятилетие проводилась определенная параллель между воспринимаемой обоснованностью менторинг и коучинг, а писатели говорили о «недостатке» информации по теории роли менторинг (Wynch, 1986) и предостерегали о том, что «прагматическая» деятельность менторинг конфликтует с недостаточной «эпирической» деятельностью (Little, 1990). Определение менторинг, как термина, немногим помогает в этом отношении в повышении уверенности в потенциальном клиенте.

Применение менторинг. Формы применения

    Эволюционный менторинг. Спонсированный менторинг. Менторинг на рабочем месте. Менторинг в жизни. Дружеский менторинг.

Стадии в менторинг. Процесс

Процесс менторинг может иметь следующие стадии (фазы):

Подтверждение этапа эволюционной потребности. Содействие самоуправлению этапа обучения. Поддержка этапа обучения. Содействие в оценке.

Преимущества менторинг. Преимущества

    Обеспечивает долгосрочную протекцию/развитие личности. Демонстрирует личную/корпоративную приверженность. Высокий ROI (Возврат на инвестиции) по отношении привлечения и поддержки таланта.

Ограничения менторинг. Недостатки

    При восприятии жесткого контроля, процесс может стать механическим и ложным, лишая практику ее внутренней ценности. Может стимулировать «предвзятый отбор», если менторы смогут выбирать тех, кого они хотят видеть в качестве своих подопечных. Попробуйте скажите вашему начальнику, что она плохой ментор!

Предположения менторинг. Условия

    Менторинг чрезвычайно сложная область, и эта информация лишь поверхностна. По определению менторинг — это скорее процесс, а не модель. Модели обеспечивают деятельность менторинг. Менторинг — эта сложная деятельность, имеющая потенциал в форме большого вознаграждения или урона для бизнеса и/или личности. Если дело рассматривается в контексте бизнеса, то используйте помощь професстоналов.

hr-portal.ru

Наставничество (менторство)

Процесс развития человека:

Неосознанная некомпетентность — человек не знает, что он не знает.

Осознанная некомпетентность — человек знает, что он не знает и хочет узнать.

Осознанная компетентность — человек знает, что он знает, но применение этого знания постоянно контролируется и осознается.

Неосознанная компетентность — человек знает и применяет свое знание автоматически, на уровне навыков.

Цель наставника перевести стажера из состояния неосознанной некомпетентности в состояние неосознанной компетентности.

С примером такого развития человека мы сталкиваемся довольно часто. Например, в компанию пришел новый сотрудник. Он хочет работать по профессии.

На первом этапе он уверен в себе и еще не знает, с какими трудностями придется столкнуться — это этап неосознанной некомпетентности. Начав работать, он видит, что многое у него не получается, и, чтобы не потерять рабочее место, ему необходимо получить новые знания.

Он идет на курсы, занимается саморазвитием или работает с наставником. Это второй этап — осознанная некомпетентность.

Закончив обучение, сотрудник овладевает необходимыми знаниями, проходит испытательный срок и активно работает в компании, стараясь выполнять все так, как его научили на предыдущем этапе. Это осознанная компетентность.

Нарабатывая опыт, сотрудник начинает выполнять задания автоматически. Это 4 этап — неосознанная компетентность.

Задача наставника провести сотрудника по всем 4 этапам развития. Сначала показать ему, что ему необходим новый опыт и знания. Другими словами, замотивировать его на обучение и развитие (первый этап развития). Далее дать сотруднику необходимые знания, научить его (второй этап развития). На остальных этапах развития наставник находится рядом, поддерживая и направляя «ученика».

Чтобы наставничество было эффективным, следует соблюдать несколько правил.

Правила наставничества:

1. Старайтесь создать доверительные отношения с партнером.

2. Эффективнее работать «тет-а-тет». У каждого сотрудника свой наставник.

3. Правильная мотивация. Покажите обучаемому, насколько эффективно саморазвитие, объясните, что он учится для самого себя, для самосовершенствования. Научите его получать обратную связь от окружающих его людей, извлекать уроки из собственного опыта.

4. Научите его использовать все возможности для развития и роста.

5. Эффективная система поддержки. Подкрепляйте успехи обучаемого, поддерживайте упорство и желание получать новые знания и умения.

Наставник формулирует цель обучения. Он оговаривает, что сотрудник должен уметь по окончании обучения из того, что он не умел делать до этого. 

РАССКАЖИ (TELL). Наставник объясняет задание обучаемому, предварительно распределив его по шагам. Большие задания разбиваются на несколько частей и проводятся отдельными сессиями. Наставник задает вопросы сотруднику, чтобы удостовериться, что он усвоил информацию. Сотрудник своими словами пересказывает содержание задания. 

ПОКАЖИ (SHOW). Наставник показывает, как нужно выполнять задание, комментируя по ходу дела, какой шаг он выполняет. По окончании он спрашивает, все ли было понятно. 

СДЕЛАЙ (DO). Сотрудник сам выполняет задание. Наставник может попросить сотрудника сделать тот или иной шаг заново, если он не удовлетворен качеством выполнения работы. По окончании наставник дает обратную связь сотруднику и договаривается с ним, по каким критериям будут оцениваться полученные навыки. 

Елена Любовинкина — психолог, консультант. 

Консультанты Mental Skills всегда готовы предоставить услуги наставничества и коучинга онлайн или очно. Подробнее:

www.mental-skills.ru

менторство — это… Что такое менторство?

  • менторство — а, ср. mentor. устар. и ирон. Наставничество; назидательность в тоне и поведении. Мое непослушание и несвоевременные гимнастические упражнения выводили из терпения этих вольнонаемных дядек м они благоразумно отказывались от дальнейшего менторства …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • менторство — а, с. Повчання …   Український тлумачний словник

  • менторство — а; ср. Назидание, поучение …   Словарь многих выражений

  • Бизнес-акселератор — Бизнес акселератор  модель поддержки бизнесов на ранней стадии, которая предполагает интенсивное развитие проекта в кратчайшие сроки. Для быстрого выхода на рынок проекту обеспечиваются инвестирование, инфраструктура, экспертная и… …   Википедия

  • Паррот, Георг Фридрих — сын придворного врача герцога Карла Виртембергского, родился 24 го июня (5 го июля) 1767 г. в Монбеляре, Виртембергском городе, ныне принадлежащем Франции. По достижении девятилетнего возраста он был определен в местную гимназию, а по выходе из… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Подготовка руководящих кадров (management development) — П. р. к. всеохватывающий, долгосрочный образовательный процесс, сочетающий в себе обучение с отрывом от работы и обучение на рабочем месте. Она отличается от повышения квалификации или стажировки своей продолжительностью. Гетцкоу, Форхенд и… …   Психологическая энциклопедия

  • ментор — (иноск.) наставник (намек на Ментора, наставника Телемаха) Менторство (иноск.) роль ментора. Ср. Он… и был избран ментором к молодому, неопытному и восторженному Телемаху. Лесков. Загадочный человек. 10. Ср. Как вы мне надоели с вашим… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • Ментор — Менторъ (иноск.) наставникъ (намекъ на Ментора, наставника Телемака). Поясн. Менторство (иноск.) роль ментора. Ср. Онъ… и былъ избранъ менторомъ къ молодому, неопытному и восторженному Телемаку. Лѣсковъ. Загадочный человѣкъ. 10. Ср. Какъ вы мнѣ …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • МЕФИСТОФЕЛЬ — (нем. Mephistopheles) центральный персонаж трагедии И. В.Гете «Фауст» (часть первая 1806, вторая завершена в 1831). М. Гете мало похож на дьявола народных легенд и тех кукольных представлений о докторе Фаусте, которые часто показывали в Германии… …   Литературные герои

  • Лессинг — Готфрид Эфраим (Gottfried Ephraim Lessing, 1729 1781) немецкий писатель, один из крупнейших представителей литературы европейского Просвещения (см.). Родился в саксонском городке Каменец в семье пастора. С 1746 студент Лейпцигского университета;… …   Литературная энциклопедия

  • dic.academic.ru

    Менторство Википедия

    О наставничестве в Википедии смотрите страницу Википедия:Наставничество.

    Наста́вничество — отношения, в которых опытный или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции. Опыт и знания, относительно которых строятся отношения наставничества, могут касаться как особой профессиональной тематики, так и широкого круга вопросов личного развития. Сферы применения наставничества: адаптация молодых специалистов, услуги личного развития.

    Наставником называют лицо, которое передает знания и опыт.

    В западной традиции такая личность называется ментор (mentor), по имени легендарного наставника сына Одиссея Телемаха. Того, кто перенимает опыт, в западной традиции называют протеже́ (protégé), apprentice (ученик в смысле средневековой цеховой системы), в 2000-е появилось слово mentee. В англоязычной литературе широко употребительным является термин mentoring, который не имеет общего устоявшегося толкования[1]: упоминается до 50 различных определений[2]. Из них самым употребляемым является следующая:

    Менторство является процессом неформальной передачи знания, социального капитала и психологической поддержки, что воспринимаются как значимые для труда, карьеры или профессионального развития; менторство предполагает длительную неформальную коммуникацию между лицом, которое приобрело больший опыт и знания (ментором), и лицом, которое их требует (протеже).

    Историческая справка

    Своими корнями практики наставничества достигают доисторических времен. В первобытных обществах юноши, которые готовились к инициации, находились под наблюдением и набирали советы специально предназначенных для этого опытных старших членов племени.

    В Европе наставничество известно по крайней мере со времен Древней Греции. В античной литературе описаны практики наставничества древних персов и эллинов[3]. Ментор, персонаж гомеровской Одиссеи, был оставлен смотрителем на Итаке, так как из-за старости не мог воевать против Трои, сама богиня Афина воплощалась в его облике, чтобы наставить Телемаха в трудных ситуациях.

    Исторически значимые системы наставничества: традиция гуру из индуизма и буддизма, старейшины или старцы из раввинского иудаизма и христианства, ученичество в средневековой цеховой системе.

    В СССР наставничество распространялось в системе профессионально-технического образования и производственного обучения, с 1950-х годов приобрело характер массового движения (например, наставничество в средней школе, как одна из форм методической работы, определяется как помощь опытного учителя молодому специалисту или стажёру «адаптироваться к новым условиям деятельности, закрепить ряд необходимых в этих условиях первичных умений и навыков»). В 2010-х годах в России наметился курс на возрождение этой традиции[4].

    В социальной работе с детьми в США применение практик наставничества упоминается с начала ХХ века. С 1900-х годов существует Big Brothers Big Sisters of America, объединяющая добровольцев-наставников для различных категорий детей (в конфликте с законом, сироты, дети неизлечимо больных, военных и из неполных семей)[5].

    В контексте американского движения за равные трудовые права второй половины ХХ века, слово «ментор» и концепция карьерного наставничества вошли в обиход с другими терминами, касающимися социального капитала — такими как стеклянный потолок и бамбуковый потолок[6], полезные контакты (нетворкинг), ролевая модель и привратник (гейткипер), — и служат для определения и преодоления проблем представителей меньшинств в достижении социального успеха. С 1970-х эта практика распространяется преимущественно в образовательной среде[7], имеет там прочные связи с движением за свободные трудовые права для женщин и меньшинств[8] и описывается как «инновация в американском менеджменте»[9].

    Основное направление в деловой литературе приняло этот термин и концепт, провозглашая менторство путеводной звездой к успеху для всех, кто заботится о карьерном росте. Зародившись в специальной литературе в 1970-е годы, до середины 1990-х это понятие уже стало частью ежедневного словоупотребления в США, позже и в других странах[8].

    Техники наставничества

    Поскольку наставничество направлено на развитие всей личности, в нем могут быть применены самые разнообразные техники, чтобы дать надлежащий результат[10]. Исследование 1995 года, которое касалось применяемых в бизнесе техник наставничества[11], выявило пять наиболее общих:

    1. Сопровождение: наставник выполняет учебные задачи вместе с тем, кто учится.
    2. Посев: техника, которая применяется для подготовки ученика к изменениям. Сказанное наставником может быть непонятным с первого взгляда, однако раскрывает свое значение и ценность, когда ситуация потребует определенного знания или умения.
    3. Катализация: в моменты, когда изменения достигают критического уровня, обучение может углубиться. Наставник может погрузить ученика просто в водоворот изменений, провоцируя новый способ мышления, изменения в идентичности и/или перестройку жизненных ценностей.
    4. Демонстрация: способ объяснения непонятного собственным примером, показом своих умений. Наставник показывает то, о чем говорит, показывает собственным поведением.
    5. Сбор урожая: применяется для замечания, осознание достижений, подведение итогов. В этом случае наставник задает вопрос: «Чему ты научился?», «Насколько это полезно?»

    Различные техники могут быть использованы в зависимости от ситуации, типа мышления ученика.

    Истоки современных техник можно проследить в античных системах педагогики, от Сократового метода сбора урожая до метода сопровождения в обучении, который применяли странствующие плотники времён Средневековья[11].

    Примечания

    1. Phillip Dawson. Beyond a Definition: Toward a Framework for Designing and Specifying Mentoring Models // Educational Researcher (англ.)русск.. — Vol. 43, № 3. — P. 137–145. — DOI:10.3102/0013189X14528751.
    2. Gloria Crisp, Irene Cruz. Mentoring College Students: A Critical Review of the Literature Between 1990 and 2007 // Research in Higher Education. — Vol. 50, № 6. — P. 525–545. — DOI:10.1007/s11162-009-9130-2.
    3. Наталія Гаврилів. Наставництво як інструмент сучасної освіти (укр.). http://ena.lp.edu.ua/. “HUMANITIES & SOCIAL SCIENCES 2009” (HSS-2009), 14-16 MAY 2009, LVIV, UKRAINE (16 мая 2009). Дата обращения 15 декабря 2016.
    4. ↑ Кремль воскрешает советских «наставников». Во времена СССР они должны были закреплять молодёжь на производстве // Независимая газета, 14.02.2018
    5. ↑ Big Brothers Big Sisters — 114 Years of History (неопр.).
    6. ↑ Asian American and Pacific Islander Work Group Report (неопр.). www.eeoc.gov. Дата обращения 1 января 2016.
    7. Parsloe, E. Coaching and mentoring: practical methods to improve learning. — Kogan Page, 2000. — ISBN 978-0-7494-3118-1.
    8. 1 2 Laird, Pamela Walker. Pull: Networking and Success since Benjamin Franklin. — Cambridge : Harvard University Press, 2006. — ISBN 9780674025530.
    9. Odiorne, G. S. Mentoring — An American Management Innovation (неопр.) // Personnel Administrator. — 1985. — № 30. — С. 63—65.
    10. Daloz, L. A. Effective Teaching and Mentoring. — San Francisco : Jossey Bass, 1990. — P. 20.
    11. 1 2 Aubrey, Bob. Working Wisdom: Timeless Skills and Vanguard Strategies for Learning Organizations. — Jossey Bass, 1995. — P. 23, 44–47, 96–97.

    Литература

    • Alliance for Excellent Education. (2005) Tapping the potential: Retaining and developing high-quality new teachers. Washington, DC: Alliance for Excellent Education.
    • Boreen, J., Johnson, M. K., Niday, D., & Potts, J. (2000). Mentoring beginning teachers: guiding, reflecting, coaching. York, Maine: Stenhouse Publishers.
    • Burda, Arne; H.-Hugo Kremer und Frederik G. Pferdt (2007): Mentoring-Modell Paderborn (MeMoPad) — Konzept und erste Erfahrungen. In: Zeitschrift für Hochschulentwicklung — ZFHE, 2, Nr. 4, 79-95. Online-Zugang. (недоступная ссылка)
    • Carger, C.L. (1996), «The two Bills: Reflecting on the gift of mentorship», Peabody Journal of Education Т. 71 (1): 22–29, DOI 10.1207/s15327930pje7101_4 
    • Cheng, M. & Brown, R. (1992). A two-year evaluation of the peer support pilot project. Evaluation/Feasibility Report, Toronto Board of Education. ED 356 204.
    • Clinard, L. M. & Ariav, T. (1998), «What mentoring does for mentors: A cross-cultural perspective», European Journal of Teacher Education Т. 21 (1): 91–108, DOI 10.1080/0261976980210109 
    • Cox, M.D. (1997). Walking the tightrope: The role of mentoring in developing educators as professionals, in Mullen, C.A.. In M.D. Cox, C.K. Boettcher, & D.S. Adoue (Eds.), Breaking the circle of one: Redefining mentorship in the lives and writings of educators. New York: Peter Lang.
    • Edelkraut, Frank; Nele Graf: Der Mentor — Rolle, Erwartungen, Realität. Pabst Science Publishers, 2011, ISBN 978-3-89967-723-2, Dictionary of National Biography. — L.: Elder Smith & Co..
    • Edelkraut, Frank: Wie Mentoring das Vertrauen fördert, 2014, online.
    • Daloz, L. A. (1999). Mentor: Guiding the journey of adult learners. San Francisco: Jossey-Bass.
    • Franzke, Astrid; Helga Gotzmann (Hrsg.): Mentoring als Wettbewerbsfaktor für Hochschulen — Strukturelle Ansätze der Implementierung, 2006.
    • Graf, Nele; Frank Edelkraut: «Mentoring — Das Praxisbuch für Personalverantwortliche und Unternehmer». SpringerGabler 2013, ISBN 978-3-658-02169-6.
    • Haasen, Neele: Mentoring. Persönliche Karriereförderung als Erfolgskonzept. Heyne, München 2001, ISBN 3-453-18069-0.
    • Head, F. A., Reiman, A. J., & Thies-Sprinthall, L. (1992). The reality of mentoring; Complexity in its process and function. In T.M. Bey & C. T. Holmes (Eds), Mentoring: Contemporary principles and issues. Reston, VA: Association of Teacher Educators, 5-24.
    • Huang, Chungliang and Jerry Lynch (1995), Mentoring — The TAO of Giving and Receiving Wisdom, Harper, San Francisco.
    • Johnson, W. Brad; Charles R. Ridley: The Elements of Mentoring. Überarbeitete Ausgabe. Palgrave Macmillan, New York 2008, ISBN 978-0-230-61364-5,
    • Kram, K. E. (1985). Mentoring at work: Developmental relationships in organizational life. Glenview, IL: Scott, Foresman.
    • Murray, M. (1991). Beyond the myths and the magic of mentoring: How to facilitate an effective mentoring program. San Francisco: Jossey-Bass.
    • Peters, Sibylle: Flankierende Personalentwicklung durch Mentoring. Hampp, Mering; Auflage: 2 (2006), ISBN 3-86618-045-4, OCLC 170038189, Dictionary of National Biography. — L.: Elder Smith & Co..
    • Ragins, Belle Rose; Kathy E. Kram (Hrsg.): The Handbook of Mentoring at Work: Theory, Research, and Practice. Sage Publications 2007, ISBN 978-1-4129-1669-1 LCCN 2007—16878
    • Richert, Vera: Mentoring und lebenslanges Lernen. Individuelles Wissensmanagement im Informationszeitalter. Müller, Saarbrücken 2006, ISBN 3-86550-975-4.
    • Schlee, R. (2000), «Mentoring and the professional development of business students», Journal of Management Education Т. 24 (3): 322–337, DOI 10.1177/105256290002400304 
    • Scherer, Marge (ed.). (1999) A better beginning: Supporting and mentoring new teachers. Alexandria, Virginia: Association for Supervision and Curriculum Development.
    • Stöger, H.; A. Ziegler, D. Schimk (Hrsg.): Mentoring: Theoretische Hintergründe, empirische Befunde und praktische Anwendungen. Pabst, Lengerich/Berlin/Wien 2009, 340 Seiten, ISBN 978-3-89967-543-6.
    • Weber, Peter: Business-Mentoring. Manager als interne Berater in turbulenten Zeiten. Ein Praxisleitfaden für Mentoren, Mentees und Personalentwickler. Maori, Herdecke 2004, ISBN 3-931943-06-2.
    • Wingels, Rebecca: Diversity Mentoring. Unterschiede erkennen, die einen Unterschied machen. In: Iris Koall (Hrsg.): Diversity outlooks. Managing diversity zwischen Ethik, Profit und Antidiskriminierung. Lit, Münster 2007, ISBN 978-3-8258-9745-1.
    • Project Blue Lynx, by Dan Ward. A journal article published by Defense Acquisition University, exploring an innovative approach to mentoring.

    wikiredia.ru

    менторство — Викисловарь

    Содержание

    • 1 Русский
      • 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
      • 1.2 Произношение
      • 1.3 Семантические свойства
        • 1.3.1 Значение
        • 1.3.2 Синонимы
        • 1.3.3 Антонимы
        • 1.3.4 Гиперонимы
        • 1.3.5 Гипонимы
      • 1.4 Родственные слова
      • 1.5 Этимология
      • 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
      • 1.7 Перевод
      • 1.8 Библиография
    В Викиданных есть лексема менторство (L126799).

    Морфологические и синтаксические свойства[править]

    падеж ед. ч. мн. ч.
    Им. ме́нторство ме́нторства
    Р. ме́нторства ме́нторств
    Д. ме́нторству ме́нторствам
    В. ме́нторство ме́нторства
    Тв. ме́нторством ме́нторствами
    Пр. ме́нторстве ме́нторствах

    ме́нторство

    Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

    Корень: .

    Произношение[править]

    • МФА: [ˈmʲentərstvə]

    Семантические свойства[править]

    Значение[править]
    1. книжн. поведение, поступки, высказывания ментора ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
    Синонимы[править]
    Антонимы[править]
    Гиперонимы[править]
    Гипонимы[править]

    Родственные слова[править]

    Ближайшее родство
    • существительные: ментор
    • глаголы: менторствовать

    Этимология[править]

    Происходит от сущ. ментор, далее из др.-греч. Μέντωρ «Ментор» (друг и доверенный Одиссея), далее из праиндоевр. *men- «думать». Русск. ментор заимств. через нем. Меntоr. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

    Перевод[править]

    Список переводов

    Библиография[править]

    Для улучшения этой статьи желательно:
    • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо-ru}}
    • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
    • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

    ru.wiktionary.org

    Цели и задачи наставничества | Что такое менторинг (менторство)

    • Главная
    • Мошенничество в Сети
    • Электронные деньги
    • Прочие виды заработка
    • Полезные статьи
    • Брокеры
    • База знаний
    • Новости

    .

    • Главная
    • Мошенничество в Сети
    • Электронные деньги
    • Прочие виды заработка
    • Полезные статьи
    • Брокеры
    • База знаний
    • Новости

    Еще статьи

    AudioJungle (аудиоджангл) – популярный аудиосток Читать далее K2 (Joomla) – мощный компонент для создания блогов, порталов, каталогов Читать далее LuckStock – аудиосток для продажи музыки Читать далее Paypal Читать далее SEO коучинг: как продвинуть сайт в поисковых системах Читать далее SEO-оптимизация: что нужно знать владельцу сайта Читать далее Seosprint: как заработать, как зарегистрироваться, как увеличить доход Читать далее Webmoney Читать далее Автоматический заработок с помощью торговых экспертов Читать далее Александр Элдер и его книги Читать далее Аудиостоки – площадки, где можно продать и купить музыку Читать далее

    forexaccess.ru

    Читайте также:

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о