Что такое режим дня определение – Что такое:: режим дня школьника — ikirov.ru

Содержание

Что такое:: режим дня школьника — ikirov.ru

Режим дня — это распределение времени на различные виды деятельности в течение суток. Главной задачей распорядка дня является обеспечение высокого уровня работоспособности, так как сам режим составляется в соответствии с биологическим ритмом функционирования организма. К примеру, организм активнее работает в период с 11:00 до 13:00 и с 16:00 до 18:00, поэтому вся важная деятельность должна планироваться именно на эти временные промежутки. Дети достаточно быстро адаптируются к распорядку дня в школе и дома.

Главными моментами в жизни любого школьника считаются: занятия в школе, домашние задания, отдых на свежем воздухе (прогулки, активные игры), регулярное питание (завтрак, обед, полдник, ужин), отдых по выбору (чтение, музыка, рукоделие и т.д.), полноценный сон. В процессе организации режима родителям необходимо обязательно учитывать состояние здоровья ребенка, его возраст. Если Вы грамотно составите распорядок, то через некоторое время у ребенка сформируется привычка и соблюдение режима не станет непосильной ношей.

Как мы уже говорили — очень многое зависит от возраста ребенка. Так, в 6 — 7 лет организм чувствителен к негативным внешним факторам, наблюдается довольно быстрая утомляемости от процесса учебы и нагрузки. Более того, у младших школьников продолжаются процессы роста и развития скелета, развития мышц кисти, совершенствование нервной системы. 

Для возраста 11 — 14 лет характерны сильные гормональные сдвиги, юношеская гипертензия (сердце растет быстрее, чем просветы сосудов).

В 15 — 18 лет завершается половое созревание, однако сохраняется общее возбуждение и состояние психической неуравновешенности.

 

Физические упражнения

День школьника должен начинаться с утренней зарядки. Именно она поможет проснуться и почувствовать прилив бодрости на весь день. Включите в зарядку преимущественно те упражнения, которые активизируют все группы мышц: туловище, ноги, руки, брюшной пресс, спина. Обязательны упражнения на гибкость позвоночника. Требования предъявляются и к порядку выполнения: сначала разминка (легкое потягивание), затем упражнения на руки и плечи, после этого — туловище и ноги. В конце зарядки — прыжки, бег на месте и успокаивающее дыхание. По времени зарядка обычно длится от 10 минут до получаса. Со временем стоит усложнить упражнения, как-то разнообразить сам процесс. Комната во время выполнения физических упражнений должна обязательно проветриваться. Во время зарядки можно включить музыку, которая настроит Вашего ребенка на нужный лад. И, конечно, нет лучшего стимула, чем родители, которые выполняют физические упражнения вместе со своим чадом.

В течение дня ребенок должен обязательно совершить прогулку на свежем воздухе, в которую должны входить активные игры, занятия спортом. Игры, в которых нужно двигаться, помогут развить эмоциональный и физический тонус. Плавание, лыжи, коньки — все это также может дать отличный оздоровительный эффект. Если у ребенка есть желание, то запишите его в спортивную секцию (волейбол, баскетбол, футбол, танцы и т.д.). Очень важно, чтобы ребенок много находился на воздухе (2,5-3 часа в день). Старайтесь не наказывать провинившегося ребенка лишением прогулки — найдите другой метод.

 

Водные процедуры

После того, как время утренней зарядки прошло, ребенок должен приступить к водным процедурам. Душ (сначала температура воды должна быть 30-32 градуса, после ее можно постепенно снижать до 20-15 градусов — это процедура приучает к закаливанию организма), умывание холодной водой, чистка зубов. Если ребенок в течение недели ходит в бассейн, то после каждого похода необходимо обязательно принимать душ.

 

Прием пищи

Вспомните известную поговорку: «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу». Завтрак должен быть очень плотным и обязательно горячим, так как именно он составляет четверть суточной потребности. Приучайте ребенка не разговаривать за приемом пищи и не заниматься посторонними делами. Второй завтрак должен быть уже в школе (10-15% от суточной нормы). Обед (13:00-14:00) — это 40%, а ужин (до 19:30-20:00) — 20-25%. В промежутке между обедом и ужином может быть еще полдник (фрукты, йогурт, кефир). Ужин не должен быть очень тяжелым и плотным (каша, мюсли, фруктовые или овощные салаты). Детям 7-10 лет нужно потреблять не менее 2300 ккал в день. Контролируйте, чтобы ребенок не перекусывал в течение дня, перебивая аппетит чипсами, сухариками, сладостями.

Выполнение домашних заданий и отдых

Когда Ваш ученик придет домой после утомительных школьных занятий, не спешите сразу же выполнять домашнее задание — мозг ребенка должен отдохнуть. В качестве послеобеденного отдыха можно предложить прогулку на свежем воздухе и активные игры. Если ребенок переутомился, то отдыхом может послужить сон.

Время с 15:00 до 16:00 нужно посвятить приготовлению домашнего задания, так как именно в этот период мозговая деятельность наиболее активна. Начинайте с менее тяжелых предметов и постепенно переходите к сложным. Каждые 30-40 минут занятий разбавляйте физкультминуткой. Даже если ребенку ничего не задали в школе, не пускайте день на самотек, а вместо домашних заданий проведите, к примеру, диктант по русскому языку или порешайте примеры.

Оборудуйте ребенку отдельное рабочее место: удобный стол, стул, полка для учебников и других книг, настольная лампа. Рабочий стол должен стоять как можно ближе к окну, чтобы естественного света было в достатке. Проследите, чтобы в процессе приготовления уроков ребенка ничего не отвлекало (лишние разговоры, радио, телевизор, компьютер), иначе внимание рассеивается и могут быть допущены ошибки. После выполнения домашнего задания выделите ребенку время на отдых по своим интересам (чтение книг, прослушивание музыки, просмотр телевизора, игры на компьютере, занятия в кружках и секциях). Во всем нужно знать меру, поэтому компьютерных игр и телевизора не должно быть больше, чем 1-2 часа в неделю. Самым лучшим отдыхом, несомненно, яляется прогулка на свежем воздухе перед сном. Но помимо этого ребенок может помочь семье: вынести мусор, вымыть посуду, вытереть пыль. Это даст возможность почувствать себя полноправным членом семьи.

Сон

Полноценный сон — это важный фактор в распорядке дня школьника. В процессе сна снижается физическая деятельность организма в то время, как мозг перерабатывает всю информацию, полученную за день. Нормальный сон должен длиться не менее 9-10 часов. При этом ребенку важно соблюдать постоянный режим: ложиться и вставать в одно и то же время.

Перед сном проветрите комнату, если на улице тепло, то форточку можно не закрывать на ночь. Оптимальная температура в комнате ночью — 18 градусов. Постарайтесь исключить вечерний просмотр телевизора и игры на компьютере (это чревато психическими расстройствами и нервозностью на утро), вместо этого пусть ребенок почитает книгу.

В том случае, если Ваш сын (дочка) учится во вторую смену, готовить домашние задания лучше с утра, а не поздно вечером, когда у ребенка одни только мысли об отдыхе.

В процессе чтения данной статьи, возможно, у многих сложилось впечатление, что все это просто невозможно реализовать. Однако это кажется сложным лишь на первый взгляд. Режим дня и распорядок — это понятия из взрослой жизни, с которыми нужно как можно раньше познакомить ребенка. По началу выполняйте все действия вместе с ним (завтракайте всей семьей, делайте зарядку, читайте, гуляйте). Если Вы сделаете первый шаг, то ребенок тут же сделает второй. Не забывайте, что любящие родители, пока их ребенок не вырос и не стал самостоятельным, должны засыпать с мыслью о том, как организовать завтрашний день и сделать его полезным для своего любимого чада.

www.ikirov.ru

Правильный режим дня — основные составляющие, как правильно организовать

Режим дня – это организация и целесообразное распределение временных ресурсов человека, своеобразный жизненный график. Правильный распорядок дня – организация личного времени человека для наиболее оптимального использования его трудового потенциала. Для чего нужен режим дня? Каковы его основные составляющие?

Режим дня: его основные составляющие

Режим дня – основа нормальной жизнедеятельности организма. Именно правильное чередование труда и отдыха, различных видов деятельности позволяет организму полностью восстановить силы в физическом и психологическом плане. Правильный режим дня позволяет грамотно распределить временные ресурсы на отдых, труд, питание, саморазвитие, уход за собой.

Существуют внешние и внутренние факторы, способствующие выработке определенного режима дня человека.

Основным внутренним фактором, способствующим выработке определенного поведения человека, являются биоритмы.

Биоритмы – фундаментальные процессы живой природы, закономерная активность организма, его систем, осуществляемая с определенной периодичностью. Биологические ритмы зафиксированы на всех уровнях живой материи: от простейших биологических реакций, происходящих в каждый момент времени в клетке, до сложных поведенческих реакций человека. Все физиологические процессы, протекающие в организме, согласованы с общим ходом времени. Основным фактором, регулирующим биоритмы всего живого, является Солнце. Значение биоритмов для человека было доказано физиологом И.П. Павловым, который утверждал, что нет ничего более значимого для живого организма, чем ритмичность и периодичность физиологических изменений, протекающих в организме. Биологические ритмы во многом определяют режим дня человека. Именно от биоритмов зависит работоспособность человека, способность к усвоению информации, обучению.

Построение режима дня, противоречащего естественным биоритмам человека, приведет к повышенной утомляемости, психологическому стрессу, длительному периоду нетрудоспособности.

Внешним фактором, определяющим режим дня человека, является его участие в жизни социума: обучение и посещение учебных заведений (детские сады, школы, высшие учебные заведения), труд на предприятии, что способствует выработке более или менее постоянного распорядка дня.

Обязательными составляющими режима дня должны быть:

  • Труд – физиологическая потребность человека, основное условие его существования в социуме, целесообразная, сознательная деятельность индивида, направленная на удовлетворение потребностей его самого и общества;
  • Отдых – необходимая составляющая режима дня, способ проведения времени, целью которого является восстановление физических сил и стабилизация психоэмоционального состояния для достижения нормального уровня работоспособности;
  • Приемы пищи – достаточный интервал времени в период трудовой занятости, отдыха для полноценного приема пищи;
  • Личная гигиена – период времени для проведения процедур для сохранения и укрепления здоровья;
  • Время на саморазвитие и совершенствование – период для прочих видов активности (чтение, посещение театра, общение с людьми).

Режим дня ребенка: как правильно организовать день для ребенка

Почему важно приучить ребенка к правильному режиму дня? Дети легко привыкают к новому распорядку дня в силу того, что в их сознании еще не выработался четкий динамический стереотип – форма деятельности мозга человека, проявлением которой является фиксированный порядок осуществляемых действий. Нарушение динамических стереотипов ведет к напряжению нервных элементов коры головного мозга, выходящему за пределы их функциональных возможностей, результатом чего является нарушение высшей нервной деятельности и развитие невротических состояний.

Режим дня ребенка несколько отличается от распорядка дня взрослого человека. Режим дня для детей является основой воспитания, приучения ребенка к ответственному использованию временных ресурсов, самодисциплины, выработки характера и силы воли.

В первые 3 года жизни ребенка работоспособность его нервной системы постоянно изменяется, что обусловливает смену режима дня ребенка в различные периоды его жизни. При несоблюдении режима дня для ребенка могут возникнуть следующие последствия:

  • Плаксивость, раздражительность ребенка;
  • Нестабильность психоэмоционального состояния;
  • Отклонения в развитии;
  • Трудности с приучением ребенка к распорядку детского сада, школы.

Каждый период в жизни ребенка должен быть правильно организован с точки зрения чередования активности и отдыха. Продолжительное бодрствование и сокращение продолжительности сна могут негативно сказываться на деятельности нервной системы ребенка, результатом чего станет нарушение его поведения. Не существует единого правильного режима дня, который бы подошел каждому ребенку. Однако существует ряд правил, придерживаясь которых родители смогут правильно организовать такой режим дня ребенка, который будет способствовать его полноценному физическому и психическому развитию.

Правила режима дня ребенка:

  • Соблюдение точного времени подъема и отхода ко сну, что способствует выработке рефлекса;
  • Соблюдение интервалов между приемами пищи (время приема пищи полностью зависит от периодов сна и бодрствования ребенка). Однако режим дня выстраивается так, чтобы после кормления ребенок бодрствовал, а затем спал, что способствует поддержанию оптимального состояния ребенка на любом этапе развития;
  • Бодрствование ребенка должно включать в себя развивающие игры, пребывание на свежем воздухе, общение со сверстниками. Не стоит забывать о «свободном времени» для ребенка, когда он не занят другой деятельностью и может заняться тем, что ему интересно самому.

Понятие правильного режима дня для каждого человека

Не существует единственно правильного режима дня, подходящего каждому человеку. Любой режим дня, как для ребенка, так и для взрослого человека, носит лишь рекомендационный характер. Правильный распорядок дня позволяет наиболее эффективно использовать энергетические ресурсы человека. При составлении распорядка дня необходимо учитывать биоритмы, периоды максимальной работоспособности человека.

Так, правильный режим дня способствует:

  • Поддержанию здорового функционирования организма;
  • Нормализации психоэмоционального состояния;
  • Гармоничному развитию личности;
  • Воспитанию пунктуальности;
  • Высокой самодисциплине и организованности, как в труде, так и в период отдыха;
  • Значительному снижению утомляемости;
  • Повышению эффективности труда.

Анализ своего режима дня поможет определить причины высокой утомляемости, низкой продуктивности, рассеянности внимания, частых депрессивных состояний. Не стоит придерживаться стереотипного режима дня, если он противоречит биологическим ритмам человека.

Основа правильного распорядка дня:

  • Нормальная продолжительность сна;
  • Соблюдение времени отхода ко сну и ежедневного пробуждения;
  • Соблюдение графика приема пищи.

Видео с YouTube по теме статьи:

www.neboleem.net

что это такое и как его составить

Режим дня многими воспринимается, как что-то связанное с армией, спортом или здравоохранительными учреждениями. Они считают, что простому человеку не обязательно так себя «дрессировать». Но справедливо ли такое утверждение? Что такое режим дня? Зачем он нужен? Сложно ли заставить себя соблюдать распорядок? Существуют ли научно обоснованные рекомендации, помогающие составить режим дня? Кому это вообще необходимо? Какие причины мешают его соблюдению? Насколько быстро можно упорядочить свой день?

Что такое режим дня?

Режим дня — это четкое расписание всех аспектов жизни, включая сон, бодрствование (рабочие и бытовые вопросы, а также досуг). Упорядочивание своей деятельности позволяет довести до автоматизма отдельные процессы, тем самым повысив личную эффективность. Организм сам запоминает последовательность действий, позволяя разуму переключиться на более актуальные задания.

Кому необходим режим дня

Всем без исключения. Он актуален детям и взрослым, представителям творческих профессий и работникам, связанным с рутинной деятельностью. Несобранность забирает слишком много продуктивного времени и сил. Банальный пример – порядок на рабочем столе. Если все документы, папки и заметки лежат на своих местах, то можно выиграть вплоть до нескольких часов рабочего времени. А это лишь один конкретный стол. Не сложно догадаться, что будет, если упорядочить всю свою жизнь? Поговорим, как это сделать, и какие препятствия могут возникнуть.

Как составить режим дня?

Попытки упорядочить свою жизнь зачастую сталкиваются с суровыми реалиями жизни. Далеко не у всех получается соответствовать тому идеалу, который они для себя создали. Почему же так происходит? Какие помехи не дают выработать режим дня? К основным причинам относятся:

  • Непредвиденные обстоятельства;
  • Физиологические и психические особенности;
  • Обилие рабочих или домашних дел;
  • Многозадачность, распыление усилий;
  • Сезонные изменения в ритме жизни.

Влияние названных факторов на человека может усиливаться или ослабевать, но считаться с ними стоит в любом случае.

Непредвиденные обстоятельства

Неожиданные изменения в планах – злейший враг любого режима дня. Самое коварное в этом – невозможность предвидеть изменения. Например, неожиданная командировка в другой город может перечеркнуть запланированную тренировку в спортзале. Что же делать? Постараться осуществить задуманное, хотя бы «для галочки», не в полном объеме. Допустим, кто-то хотел потратить полтора часа на упражнения в спортзале, но прихоть шефа испортила его планы. Заменой, хоть и условной, будет поход на ближайшую спортплощадку, где можно выделить хотя бы 10-15 минут для  подтягиваний на перекладине.

Физиологические и психические особенности

В силу индивидуальных особенностей в протекании психических реакций и физиологических процессов отдельным людям бывает сложнее стать собранными. Также, важную роль играет здоровье человека, уровень его жизненной энергии и сил. Если уделить внимание правильному питанию и активному образу жизни, то намного проще будет заставить себя соблюдать определенный режим дня.

Обилие рабочих или домашних дел

Чрезмерная наполненность ежедневного графика также усложняет упорядочивание своей жизни. Основной совет, помогающий разгрузить себя от изнурительной рутины – делегирование. Домашние дела можно распределить между всеми членами семьи. Производственные задачи можно попробовать аналогичным образом делегировать своим коллегам. Главное, не давать взваливать на себя дополнительные обязанности, которые отбирают «львиную долю» времени.

Многозадачность, распыление усилий

Бич многих «семиделкинов», из-за которого страдает их режим дня. Согласно закону Миллера, человек способен продуктивно выполнять от пяти до девяти заданий, включая бытовые вопросы и хобби. Если перегрузить себя, то заметно упадет концентрация внимания, сосредоточенность, продуктивность работы. Необходимо научиться устанавливать приоритеты для своих интересов, больше времени уделять самым важным из них.

Сезонные изменения в ритме жизни

Смена времен года также негативно сказывается на режиме дня. Свою лепту вносят практически все изменения, включая температуру, количество осадков, длину светового дня и т.п. Это требует регулярной корректировки своего распорядка. В холодные периоды особенно актуальным становится здоровый сон и потребление витаминов (лучше природные – в виде фруктов и овощей). Поскольку простуда или упадок сил негативно сказываются на работоспособности человека, его желании жить по определенному распорядку.

Как нормализовать свой режим дня?

Причины, мешающие гармонизации жизни, перечислены. Теперь разберемся, как все-таки составить режим дня. Наша работоспособность зависит от целого ряда факторов. Среди них – гормональный фон, биоритмы, активность различных органов.

Считается, что с 6.00 до 7.00 срабатывает «внутренний будильник» человека, поэтому данный временной промежуток особенно благоприятен для пробуждения. Также рекомендуется в это время совершать зарядку без чрезмерных силовых нагрузок, что способствует обогащению внутренних органов кислородом. Не менее полезен прохладный душ.

Примерно с 7.30 до 8.15 оптимальное время для завтрака. Основную массу килокалорий заберет активизация мозговой деятельности. Чем насыщеннее будет завтрак, тем больше сил и энергии появится для дневного времяпрепровождения.

Далее, до 9.00 стоит добраться до работы. Если погода и расстояние позволяет, лучше всего это проделать пешком или на велосипеде. Свежий воздух и солнечные «ванны» помогут дополнительно настроиться на продуктивный день. Начало рабочего дня лучше посвятить составлению списка дел.

Примерно с 10.00 до 12.00 наблюдается максимальный уровень физической и интеллектуальной активности. Так что, при формировании режима дня, желательно планировать на этот период самые ответственные и важные задания.

Обеденное время традиционно ассоциируется с восстановлением сил и энергетических запасов. Органы пищеварения работают на полную мощность, что позволяет переваривать даже очень сытную пищу.

С 13.00 до 15.00 наблюдается снижение активности большинства систем организма. По возможности, стоит посвятить это время спокойной и размеренной работе.

Далее наступает период отдыха. Примерно до 16.00 лучше сменить вид деятельности. Например, в случае работы за компьютером, следует немного прогуляться.

С 16.00 до 18.00 в организме наблюдается оптимальная выработка гормонов, стимулирующих физическую активность. Лучше всего запланировать тренировки именно на это время.

Дальше можно посвятить себя домашним заботам, не забывая поужинать в промежутке с 19.00 до 20.00. Затем, лучше всего расслабиться, посмотреть интересный фильм, либо встретиться с друзьями.

Около 22.00 – оптимальное время для того, чтобы лечь спать.

Безусловно, многие могут возразить, что «мой режим дня невозможно подогнать под эти требования», ведь бывают ненормированные рабочие дни, сменный график, дежурства и т.п. Безусловно, каждый отдельный случай индивидуален. Но стремиться к оптимизации хотя бы определенной части своего продуктивного времени нужно. В первую очередь, это касается сна и еды. Все остальное, может быть упорядоченно чуть позже, по мере возникновения такой возможности.

Лучше всего режим дня представлять в качестве интересной игры, направленной на оптимизацию своей жизни. Ни в коем случае, не стоит превращать его в рутину и повинность. Следует уяснить, в чем польза от подобной упорядоченности. Тогда соблюдение ежедневных правил не будет вызывать дискомфорт, превратившись в жизненный стиль.

wikigrowth.ru

Что такое режим дня?

Режим дня — это определенный распорядок дня, предусматривающий время для работы/учебы, различных дел и отдыха. Режим дня может быть разным в зависимости от предпочтений и возможностей конкретного человека. Так, например, кому-то удобнее просыпаться позднее, но при этом работать до ночи. И наоборот, человек, который спешит на работу в 5 утра, уже к вечеру будет чувствовать привычную усталость и желание поскорее лечь спать. Режим дня человека зачастую связан с его биоритмами. В связи с этим придумали обобщенную классификацию, делящую всех людей на «жаворонков», «голубей» и «сов».

  • «Жаворонки» привыкли просыпаться уже в 6-7 утра и активно работать до обеда, ложиться спать примерно в 21.00.
  • «Голуби» просыпаются чуть позже «жаворонков», после обеда активно трудятся весь день, а засыпают примерно в 23.00.
  • «Совы» предпочитают спать все утро, «раскачиваться» днем, зато становятся активными и работоспособными ближе к вечеру.

Наиболее здоровым считается режим «жаворонков» и «голубей». Соблюдение режима дня очень полезно для человека по следующим причинам:

  • Организм привыкает функционировать в определенном распорядке дня, что благоприятно сказывается на здоровье в целом.
  • Вырабатывается здоровый сон — не нужно каждый раз заставлять себя засыпать и просыпаться, так как организм уже привык к режиму. Распорядок дня у многих людей также предусматривает режим питания, который тоже весьма полезен для здоровья.
  • Режим дня позволяет спланировать свои дела наиболее благоприятным образом. Так, в первую половину дня можно учиться/работать, решать важные дела и вопросы, а вечером отдыхать, посвятить время своим интересам, хобби и развлечениям. Деятельность человека, который живет в режиме, становится более продуктивной, он многое успевает сделать.

Если вы заинтересованы в организации своего режима дня, то вам может быть полезна статья Как организовать свой день.

elhow.ru

Режим дня — это… Что такое Режим дня?

  • режим дня — dienos režimas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Darni ir tikslinga darbo, mokymosi, poilsio, maitinimosi ir miego tvarka. Dienos režimas laiduoja normalią visų žmogaus organizmo sistemų veiklą, kartu ir gerą sveikatą.… …   Sporto terminų žodynas

  • режим дня — dienos režimas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Tikslingas sportininko laiko paskirstymas rungtynėms, pratyboms, mokymuisi, valgymui, poilsiui, laisvalaikiui, asmeninei higienai, miegui ir kitai veiklai, atsižvelgiant į… …   Sporto terminų žodynas

  • РЕЖИМ ДНЯ РЕБЁНКА В СЕМЬЕ — РЕЖИМ ДНЯ РЕБЁНКА В СЕМЬЕ. Правильно организованный режим дня способствует нормальному росту и развитию детей и укрепляет их здоровье. Приучать к правильному режиму это значит не только способствовать физическому развитию детей, но и прививать им …   Краткая энциклопедия домашнего хозяйства

  • РЕЖИМ ДНЯ детей и подростков — порядок чередования разл видов деятельности и отдыха в течение суток Способствует нормальному развитию ребенка, укреплению здоровья, воспитанию воли, приучает к дисциплине Правильно организовать Р.д. в семье помогают учителя, воспитатели, врачи… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Режим дня( детей и подростков) —     порядок чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток, способствующий нормальному развитию ребёнка и укреплению здоровья. Составляется с учётом возрастных анатомо физиологических и индивидуальных особенностей ребёнка.… …   Педагогический терминологический словарь

  • Режим дня детей и подростков — Порядок чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток. Правильная организация Р. д. предполагает оптимальное соотношение учебной, двигательной, познавательной, культурной, бытовой и др. видов жизнедеятельности, определенное… …   Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

  • Режим — Слово режим (фр. regime от лат. regimen управление) используется в нескольких значениях. 1. Чётко установленный порядок, распорядок: Режим дня точно размеренный распорядок действий на день. Режим работы откорректированный порядок работы и отдыха… …   Википедия

  • Режим (значения) — Содержание 1 Для человека 2 В государстве 3 В на …   Википедия

  • режим — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? режима, чему? режиму, (вижу) что? режим, чем? режимом, о чём? о режиме; мн. что? режимы, (нет) чего? режимов, чему? режимам, (вижу) что? режимы, чем? режимами, о чём? о режимах 1. Режимом… …   Толковый словарь Дмитриева

  • Режим Рабочего Времени — распределение времени работы в пределах суток или другого календарного периода. Когда говорят о режиме рабочего времени работника, имеют в виду вид рабочей недели (5 дневная или 6 дневная), продолжительность ежедневной работы (смены), время ее… …   Словарь бизнес-терминов

  • adaptive_physical_education.academic.ru

    Что такое режим дня, и почему он так важен? :: SYL.ru

    Очень часто в своей жизни мы слышим про режим дня. Нам говорят о том, насколько его важно соблюдать, как это делать, а самое главное, зачем. Итак, давайте же попробуем разобраться в этой теме.

    Что такое режим дня? Примеры его необходимости

    Итак, что же он представляет собой? Это грамотное распределение времени человека для того, чтобы все запланированное могло осуществиться и не повредило здоровью. Что же это значит? Что такое режим дня? Это грамотное времяпрепровождение, где каждому элементу и составляющей вашей жизни отводится свое определенное место. Например, вы работаете на фирме, параллельно занимаетесь учебой, а также ходите на плавание. Безусловно, чтобы не устать раньше времени и найти силы на каждую составляющую, необходимо с большим трепетом подойти к этому важному вопросу. Например, занятия спортом лучше перенести на вечернее время, а вот пик умственной активности приходится на 6-7 часов утра. Поэтому самым оптимальным решением будет заняться делами, связанными с учебой, сразу после подъема. В таком духе и решаются все эти проблемы.

    Если не слишком заботиться о своем режиме дня, можно здорово убить свой организм. Очень часто, например, студенты ночами готовятся к сессии, пытаясь выучить нереально большой материал, который предполагается освоить за более длительный срок. Разве не абсурдно делать гигантские задания, прочитывая неимоверное количество материала, на которые отведено около полугода?

    Как избежать ошибок?

    Мы попытались понять, что такое режим дня, а теперь все-таки давайте подумаем, как избежать ошибок при его планировании. Во-первых, нужно учитывать свои индивидуальные особенности, во-вторых, необходимо, чтобы он соответствовал и вашему рабочему времени, и возможностям других людей.

    В-третьих, режим не должен отрицательно влиять на ваше здоровье, то есть стоит исключить вероятность того, что вам придется поздно лечь спать, поесть на ходу.

    Планирование – помощник по жизни

    Когда мы заговорили о том, что такое режим дня, мы совсем забыли дать понять, что планирование помогает в жизни в целом. Вряд ли человек, который составляет режим, будет халатно относиться к работе, безответственно подходя к своим прямым обязанностям. То есть, очень большим плюсом является то, что планирование поможет вам быть более собранным, сосредоточенным на каком-то определенном деле. Ведь гораздо лучше взяться за что-то одно, поставив перед собой определенную задачу, нежели распыляться и браться за несколько дел сразу, но не доводить до конца ничего.

    Факторы, которые стоит учитывать при составлении режима

    Давайте попробуем подытожить эту часть. В начале статьи перед нами стал вопрос, что такое режим дня. Это, как мы говори ранее, распределение времени, позволяющее его сэкономить. При этом преследуется цель — сделать максимальное количество дел. Время обеда, завтрака, ужина, время для сна, подготовки к трудовой деятельности и непосредственно для самой работы – все это требует осознанного и грамотного подхода. При этом нужно учитывать множество факторов. Например, то, кем вы являетесь: совой или жаворонком. Также важны ваши психофизические и другие характеристики. Естественно, если по природе вы являетесь совой, то вам будет невероятно тяжело вставать в самую рань и делать, например, зарядку, тогда как жаворонкам это не будет стоить больших усилий. Поэтому и стоит к этому вопросу относиться серьезно и не обходить стороной, ведь от этого зависит ваше здоровье.

    Для ребенка

    В данной статье хотелось бы поговорить и о том, зачем нужен режим дня для ребенка, что он дает и почему это столь важно в раннем возрасте. Начнем с того, что у детей совершенно не такой приспособленный к внешним факторам организм, как у взрослого, поэтому и стоит отнестись к этому вопросу крайне серьезно. Любое неосмотрительное действие может привести к непоправимым последствиям. Ребенок приходит в этот мир совсем неумелым и немощным. У него нет тех знаний, навыков, умений, которыми обладают взрослые, поэтому необходимо понимать, насколько важно вовремя дать возможность малышу развиваться и жить в соответствии с правилами и необходимым распорядком. Конечно, для этого ребенку нужна помощь родителей. Именно они в ответе за составление правильного режима дня. Стоит отметить, что при правильном планировании дня ребенка он может опередить в развитии своих сверстников.

    Главное — грамотно построить этот распорядок, основываясь на индивидуальных особенностях вашего малыша, и принять их во внимание. Сейчас мы попробуем максимально полно раскрыть эту тему.

    Школьник и режим дня

    Каждый ребенок когда-то начинает ходить в школу. Для некоторых такая перемена является своего рода стрессом. Поэтому главной задачей родителей в этом возрасте является исключение возможности переутомления. Итак, что из себя представляет режим дня класса? Для школьника необходимо всегда чередовать периоды физической активности и пассивности. Только в этом случае получится воспитать выносливого и активного ребенка. Очень важно, чтобы дома родители всегда контролировали соблюдение режима дня. Недостаточно в этом случае только работы педагога. Контроль должен быть всесторонним. Естественно, что для учащегося нужно оставлять место и для отдыха. Потому что без него работоспособность может значительно ухудшиться. В этом возрасте нужно обеспечить ребенку практически тотальный контроль, зато через несколько лет он самостоятельно научится распределять свое время, а именно это во многом способствует тому, что человек становится более успешным.

    Составляющие элементы режима учащегося в школе

    Давайте рассмотрим, что должно входить в составляющие дня обычного школьника. Безусловно, это учеба. Помимо того, что ей необходимо заниматься в школе, не стоит забывать и про домашнее задание. На это также необходимо выделить время.

    Большинство детей сейчас посещают разнообразные кружки. Многие из них развивают в ребенке творческий потенциал, помогают познать себя, посмотреть на этот мир с другой стороны. Поэтому не стоит забывать и про то, что нужно выделить время на проезд до места посещения кружка.

    Естественно, необходимо помнить и про такие важные составляющие, как прием пищи. У любого ребенка обязательно должен быть полноценный завтрак, обед и ужин.

    Конечно, ваш ребенок – это не машина, которая должна выполнять все требования. Школьнику необходимо отдохнуть, расслабиться, погулять, пообщаться с друзьями. Ни в коем случае не лишайте его этих радостей – всегда оставляйте время и на эти шалости.

    Режим для месячного ребенка. Особенности

    Теперь давайте поговорим о том, какие особенности имеет режим дня в месяц. Конечно, в этот период организм вашего малыша очень уязвим. Поэтому любое неосторожное действие может вызвать совершенно не ту реакцию, которую вы ожидали. Итак, что нужно помнить при составлении режима дня для месячного ребенка? Основные функции и задачи вашего чада в этом возрасте – сон и питание. Спит, как правило, ребенок в этом возрасте постоянно. Около 20 часов в сутки, просыпается он лишь только для того, чтобы покушать. Наилучшим вариантом является кормление ребенка в тот момент, когда его организм будет этого требовать. Принято считать, что это происходит не больше восьми раз в сутки. Есть еще один элемент жизни ребенка – его купание. Лучше всего делать эту процедуру вечером в воде при температуре 37 градусов.

    Режим для годовалого ребенка. Особенности

    Режим дня в год несколько отличается от того, что мы написали ранее. Скорее всего, родителям нужно будет пересмотреть время сна ребенка. Если он начинает выказывать явное сопротивление и недоволен предыдущим режимом, необходимо поменять его на другой. Таким образом, отдых может стать более продолжительным, но однократным. При этом кушать малыш должен уже четыре раза в день, а объем предлагаемой пищи не должен становиться больше. Кроме того, в этом возрасте необходимо выполнять с ребенком упражнения, так как мышечная масса должна постепенно крепнуть и приходить в тонус.

    Режим в детском саду

    Теперь давайте поговорим о том, как должен выглядеть режим дня группы. Какие обязательные элементы должны учитываться при его составлении в детском саду? Это время прогулок, развивающих игр, сна, завтрака, обеда и ужина, полдника, а также время физической активности. Грамотное их чередование поможет вырасти ребенку счастливым и здоровым. Также стоит помнить и про то, что очень важно в этом возрасте общение со своими друзьями и сверстниками. Оно помогает понять себя,
    научиться уважению к другим. Режим дня в саду, как правило, составляется воспитателями. Они учитывают возраст детей. Поэтому крайне редко возникают какие-то трудности.

    Итак, после всего вышесказанного можно подвести итоги. Что же мы поняли из сказанного? Во-первых, стоит отметить, что детский режим дня значительно отличается от взрослого. Но важно помнить, насколько велика ответственность у родителей за своих детей. Ведь именно они должны дать понять своему чаду, что нужно правильно и грамотно относиться к составлению распорядка дня. Также родители объясняют, насколько режим важен для развития ребенка, для его мировоззрения, психики, отношений с окружающими.

    Если приучить малыша с раннего детства заранее планировать свое времяпрепровождение, он будет собранным ответственным человеком, на которого всегда можно будет положиться в любой ситуации.

    Режим дня первоклассника

    А давайте ради интереса попробуем составить режим дня, хотя бы попытаемся представить, как это должно выглядеть визуально. Итак, примерно вот так бы выглядел распланированный день первоклассника:

    1. 7:00-8:00 – подъем, зарядка.
    2. 8:00-8:30 – душ, завтрак.
    3. 8:30-9:00 – поход в школу.
    4. 9:00-13:00 – уроки/школа.
    5. 13:00-14:00 – обед.
    6. 14:00-15:00 – секция вышивания.
    7. 15:00-16:00 – прогулка/свободное время.
    8. 16:00-17:00 – подготовка домашнего задания.
    9. 17:00-18:00 – ужин.
    10. 18:00-19:00 – уборка.
    11. 19:00-20:00 – чтение/рисование/занятие творчеством.
    12. 20:00-21:00 – подготовка ко сну.

    Примерно так может выглядеть план дня для ребенка. Конечно же, он составлен довольно приблизительно и поверхностно. Все зависит от вашего ребенка, его наклонностей и психофизических особенностей. Самое главное, чтобы школьник не слишком переутомлялся и вовремя ложился спать. Тогда все проблемы исчезнут сами собой.

    Составление распорядка дня – это действительно очень эффективный метод успевать совершать больше дел.

    Небольшое заключение

    Теперь вам известно, что такое режим дня для детей и взрослых, какие есть особенности для каждого из них. Также для примера был представлен распланированный день первоклассника. Надеемся, что данная информация была вам полезна.

    www.syl.ru

    Правильный режим дня — SportWiki энциклопедия

    Автор: Кравцова Татьяна

    Психологические причины нарушений режима дня у взрослых[править | править код]

    С детства родители стараются приучить ребенка к режиму дня подстраивая его физиологические ритмы под удобный для себя график. Элементарное удобство режима дня для родителей при выполнении ежедневных привычных действий, организуют ребенка и приучают его к дисциплине. Ритм, после нескольких повторений, присваивается ребенком и входит в привычку. Вырабатываются собственный механизм регуляции биологических и физиологических ритмов бодрствования и сна, активности и отдыха. Так, в исследовании 2017 года[1], было доказано что каждая вторая женщина среднего возраста просыпалась не отдохнувшей. Цель такого механизма – снизить негативные и разрушающие воздействия среды, повысить выносливость и эффективность организма в целом.

    Распорядок дня взрослого, это смесь установок идущих из детства и протестных бессознательных выпадов, отрицающих как правильные так и не правильные элементы режима, подстроенных под фактическую ситуацию жизнедеятельности (работа/учеба). Постараюсь далее осветить некоторые из них и оценить степень пользы и вреда для взрослого человека.

    Начнем с самого термина – «режим». Словарь Ожегова дает такое определение — «распорядок дел». Нет ни слова про правильный и не правильный распорядок. Более того словосочетание «Режим дня» применяется в литературе только к детям или лечебным учреждениям.

    Жизненные наблюдения показывают, что все люди живут по собственному распорядку дня включая в него отдых, работу и приемы пищи. По сути, вся наша жизнь состоит из работы и отдыха от нее. Однако то, как мы распределяем силы и свои эмоции, выполняя наше жизненное предназначение, не всегда сказывается на нас положительно. Бледность кожных покровов, отеки или мешки под глазами, потухший взгляд, ранние морщины очень часто человек зарабатывает все это из-за неправильно организованного дня/ночи или из-за неверных установок/стереотипов об организации своей жизни.

    Сон[править | править код]

    «Для полноценного функционирования организма спать нужно не менее 8 часов». Не верно. В зависимости от возраста и общей физической активности человек нуждается в различном количестве сна[2]. Есть нормы потребностей человека во сне, о которых повсеместно говорят физиологи и врачи:

    • у новорожденных 20-23 часа;
    • от 6 мес. до 1 года — 18 часов;
    • от 2 до 4 лет — 16 часов;
    • от 4 до 8 лет — 12 часов;
    • от 8 до 12 лет — 10 часов;
    • от 12 до 16 лет — 9 часов;
    • у взрослых — 7-8 часов.

    Причем под взрослым мы понимаем человека от 17 лет и старше. Как мы видим, норма сна составляет 7-8 часов. Однако это всего лишь средняя продолжительность сна взрослого и по этой цифре нельзя судить о том насколько продолжительность вашего сна удовлетворяет потребности вашего организма. К примеру, на нашей планете есть люди со светлыми и темными волосами, но темноволосых людей значительно больше чем светловолосых. Можно ли на основании этого сделать вывод, что человек с темными волосами это норма? А, соответственно, человек со светлыми, это … отклонение. Ведь такое заявление всерьез не примут!

    Также дела обстоят и со сном. Есть категория людей, чья индивидуальная потребность во сне может составлять 3 часа, а есть люди, которым необходимо для отдыха 12 часов. Не нужно мучить себя дневным сном. Если нет потребности спать, то нет смысла заставлять себя или своего ребенка (выпускника перед экзаменами) отдыхать два часа. Невозможно выспаться впрок. Человек может спать одну ночь больше на час-два, другую меньше, но он «выспит» свою месячную норму до получаса.

    «Ложиться и вставать нужно в одно время». Верно. Биологические часы настраиваются и, в принципе, могут перестраиваться в течение всей жизни. Смена часового пояса при перелете существенно расшатывает устоявшийся ритм и вызывает бессонницу, вялость и слабость. Подобное состояние будет и в случае рваного ритма отхода ко сну. Работающий сменами человек (день работы — ночь и день отдыха, ночь работы – день и двое суток отдыха) во время отпуска просыпается раз в пять ночей и не может уснуть, т.к. организм настроен на бодрствование и работу. Некоторые американские исследователи пришли к выводу, что люди, работающие в ночную смену, примерно в два раза чаще страдают ожирением.[3]

    Читайте также: Бессонница

    Работоспособность[править | править код]

    «Лучше всего работать ночами, когда никто не мешает», «Не могу работать утром, сплю…», «Не могу себя заставить настроиться на работу…» и пр. Верно. Работоспособность это «способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности» [4]. Из этого определения следует, что, во-первых у человека при помощи волевых усилий может существенно повыситься работоспособность, во-вторых, из-за того что основой работоспособности является физиологический и психический потенциал человека существуют ограничения в эффективности работоспособности каждого человека.

    Учитывая эти два параметра можно выстроить собственную модель работоспособности, которая будет направлена на учет личных характеристик, оптимизацию ресурсных затрат и нивелирование внешних трудностей. Однако при этом нужно помнить и о колебаниях работоспособности в течение рабочей смены, суток, недели[5], а также о фазах работоспособности[6].

    Канадские ученые провели исследование[7], в котором выяснили, что почти 40% мужчин, которые длительное время в течение дня находились на ногах, с годами начали развиваться заболевания сердца, у остальных участников эксперимента — представителей сильного пола, которые ведут сидячий образ жизни, так не страдал. Сидячая работа для женщины — это лишний вес, целлюлит, диабет и другие проблемы, но с ними сталкиваются лишь 20% дам. Но при этом 80% представительниц прекрасного пола, которые работают стоя, рано или поздно слышат о таких диагнозах, как ишемическая болезнь сердца, миокардит, перикардит и другие. Также у работников, которые постоянно на ногах, развиваются болезни позвоночника, их беспокоит боль в пояснице и между лопатками, также может появиться варикоз и тромбоз.

    Читайте также: Спортивная работоспособность.

    Эмоционально устойчивый и уравновешенный[править | править код]

    Рисунок 1. Возникновение эмоций и поведенческих реакций.

    «Я слишком нервный», «Меня раздражают…», «Я на все реагирую слишком эмоционально» и пр. Неверно. Эмоциональная устойчивость сложное и до конца не изученное явление. Не существует единого определения или единого подхода к ее пониманию, разные авторы предлагают свои определения и, как результат, свою структуру эмоциональной устойчивости. С чем согласны все исследователи, наличие эмоциональной устойчивости уменьшает отрицательное воздействие сильных эмоциональных воздействий, предупреждает стресс, способствует проявлению готовности к действиям в напряженной ситуации.

    Нельзя говорить о том, что человек эмоционально неустойчив, ориентируясь на его поступки, слова или морально-нравственную оценку ситуации. Действие (другими словами поведение и поступки) вторично по отношению к одномоментной эмоциональной реакции человека, его почти всегда можно проконтролировать и объяснить с позиций логики. Эмоция же первична и возникает, как правило, до сознательной и рациональной интерпретации ситуации. В свою очередь это значит, что эмоции — практически мгновенный отклик человека на внешнюю ситуацию, на событие. И если бы мы умели не думать, то наши эмоции адекватно бы отражали эту внешнюю ситуацию (как зеркало). Однако этого не происходит.

    Пример: мы идем на работу в приподнятом настроении. Буквально вчера получили премию и купили вещь, о которой давно мечтали. Перспективы радужные. Жизнь удалась. И даже то, что вы подвернули ногу оступившись в выбоину на асфальте не особо вас расстроит. «С кем не бывает!» скажет большинство или «Ай! Надо же!». Несколько иной будет ваша реакция на ситуацию с подвернувшейся ногой, если вас на кануне оставил любимый человек. Эмоция не отражает внешнюю ситуацию, она окрашивает факты и события в определенные тона – негативные или позитивные. Эмоция это ситуативная оценка произошедшего события исходя из собственного опыта и общего психологического настроя. Посмотрите, как возникает эмоциональная реакция на то или иное событие в жизни человека (См. Рисунок 1).

    Признаки эмоциональной неустойчивости и неуравновешенности человека наблюдаются на уровне поведения, но возникают они значительно раньше – на уровне ОЦЕНКИ события и его интерпретации. Поведение это итог работы нескольких самостоятельных и независимых компонентов в психике человека. Если человек создает соответствующий психологический настрой и мотивирует себя на положительный результат, т.е. оценивает любое событие как позитивное или как событие, с котором он может справиться (приносящее вероятностную удачу, успех, выгоду, опыт и пр.), то, его поведение становится более выигрышным (хотя бы по общей сумме затрат нервно-психических ресурсов), чем спонтанно возникшее вследствие случайного настроения.

    Выше я писала: «эмоции — практически мгновенный отклик…на событие», в этот маленький промежуток между фактом и эмоцией и вклинивается – оценка, та самая оценка, которую человек может сам заранее запрограммировать или создать.

    Прием пищи[править | править код]

    Проблемы с питанием и его правильностью – это отдельная тема. Скажу только, что питаться нужно от 5-и раз в день и больше, а еще, если вы ночью проснулись и поняли что хотите кушать, нужно встать и покушать. Вопрос заключается в том, что вы кушаете и сколько, а не в том, как часто.

    Читайте также: Оптимальная частота питания при похудении и рациональное питание

    Режим дня — личное дело каждого. Он организует пространство для творчества, для отдыха, для тренировок и работы. Он является каркасом жизненных планов и привычек. Можно сказать, он формирует человека, продлевает или укорачивает жизнь, делает ее насыщенной или скучной[8].

    Таким образом, к психологическим причинам нарушений режима дня у взрослых можно отнести:

    1. Наличие в сознании и реализация в жизни неверных установок/стереотипов об организации своей жизни закрепленных родителями, опекунами, воспитателями и пр.
    2. Стремление найти правильный и верный режим дня, подстроить под него свое поведение.
    3. Игнорирование потребностей своего тела и эмоций.

    sportwiki.to

    Читайте также:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *