Что такое халяль коротко и ясно – Что такое ХАЛЯЛЬ (Халал) — простой ответ что это значит, халяль еда

Халяльная еда это такие мусульманские продукты халяль значит что разрешено исламом

Что такое Халяль?

Сразу стоит заметить, что Халяльные продукты могут употребляться в пищу людьми любой национальности и вероисповедания. Для мусульман термин «Халяль» – это в первую очередь подтверждение соответствия исламским традициям. Маркировка «Халяль» означает, что продукция не содержит компонентов, запрещенных для употребления в пищу мусульманам (свинину, кровь и т. д.), и является чистым продуктом «Духовного происхождения». Для всех на первое место выходит высокое качество Халяльной продукции, так как она вкусна, не содержит вредных консервантов и добавок, соответствует требованиям срока годности и хранения.

Продукция, изготовленная в соответствии с исламскими нормами, востребована не только двухмиллиардным мусульманским населением Земли. Стремящиеся к здоровому образу жизни немусульмане также охотно приобретают эти товары. Например, в Великобритании ежегодно Халяльной продукции продается на шесть миллионов человек, хотя мусульман проживает всего два миллиона. Маркировкой «Халяль» отмечается не только мясо, но и другие продукты; такую продукцию можно опознать по специальному значку. Чем же Халяльное мясо отличается от обычного?

Производство мяса халяль предусматривает:

  • Тщательное соблюдение санитарно-гигиенических правил на всех этапах производства продукции;
  • Доброе отношение и милосердие к животному до убоя, во время оного и после него;
  • Животных следует кормить исключительно натуральными кормами, не содержащими гормональных и искусственных добавок, ГМО;
  • Достоверное отсутствие у животного заболеваний, которые могут нанести вред здоровью людей;
  • Непосредственно перед убоем каждого животного произносится краткая молитва;
  • Животное умерщвляется перерезанием сонной артерии, любые другие способы (электроток и т. д.) запрещены исламской традицией. Все должно происходить гуманно, одним быстрым движением;
  • Кровь из тела животного удаляется практически полностью, естественным способом. Такое обескровленное мясо при приготовлении приобретает несколько другой вкус – приятный и утонченный; кроме того, отсутствие крови снижает риск развития в свежем мясе бактерий. Считается, что мясо животных, забитых по исламским канонам, не только вкуснее, но и полезнее для здоровья человека.

Современная пища изобилует химическими ароматизаторами, вкусозаменителями, красителями, консервантами, генетически модифицированными ингредиентами и т.д. По мере изучения воздействия таких веществ на человеческий организм многие из них признаются небезопасными, а некоторые – откровенно канцерогенными. Ситуация осложняется и тем, что с увеличением числа людей на планете растет и спрос на продуктовые ресурсы, при этом в отношении производства/потребления пищи главенствует принцип «побыстрее, побольше, подешевле», что не может не отразиться на качестве выпускаемой продукции.

Но в то же время в мире усиливаются и обратные тенденции: все больше людей стремится перейти на здоровое питание и учится ответственному отношению к выбору продуктов, чтобы обезопасить себя и своих детей от негативных последствий употребления низкокачественной «нахимиченной» пищи. На Западе, в частности, в развитых Европейских странах и США, приобретает популярность такое понятие как «organic food» – органическая, натуральная пища. Подразумевается, что такой продукт не вреден для человеческого организма: овощи не содержат нитратов, колбаса и ветчина – канцерогенов и ГМО, йогурты – искусственных красителей и т.д. Все это перекликается со стандартами «Халяль». Халяль – это не просто продукты религиозного значения, но и пища, отвечающая современным экологическим требованиям. В настоящее время производству Халяльной продукции во всем мире уделяется особое внимание, так как этот потребительский рынок является очень привлекательным.

halal-ash.com

Халяль и «Халяль»

Давно хотелось объединить некоторые размышления о халяльной еде в статью о том, чем подход сертификационных центров по стандарту «Халяль» может отличаться от классического подхода к вынесению фетв, в частности по ханафитскому мазхабу. Непонимание этого иногда приводит к каким-то неправильным выводам: то люди подозревают хорошие сертификационные центры в некомпетентности, то обвиняют знающих муфтиев в излишних послаблениях.

 

Есть продукты, которые по ханафитскому мазхабу дозволены, но маловероятно, что они получат сертификацию «Халяль» в любом уважающем себя центре. Ведь значок «Халяль» — это не только про дозволенность, это символ религии. Так, использовать пиво, например, для блинного теста или ром — в шоколадном торте, строго говоря, по ханафитскому мазхабу разрешено, если конечный продукт: блины или торт — не ассоциируется с грешниками и не употребляется с целью опьянеть. Но никто не даст такой сладости сертификат. Почему? Потому что ставить значок «Халяль» на продукт, где в составе алкогольный напиток, — это принижение религии. Потому что другие мазхабы не так классифицируют хамр, а сертификационные центры понимают, что им должны доверять и шафииты, например. Потому что поставить символику «Халяль» на такой десерт значит косвенно поддержать производителей алкоголя (ведь у кого-то для производства закупают пиво и ром!). И наконец — потому что мусульмане не всегда в курсе тонкостей фикха и просто перестанут доверять центру, который сертифицировал что-то с ромом. Пойди потом докажи, что ты не верблюд.

 

И можно привести множество других примеров. Сертификат «Халяль» никогда не получат кроссовки “Nike”, хотя их можно носить, или вода «Святой источник», хотя ее можно пить. Это дискредитировало бы религию. Но ханафитские муфтии, дозволяющие это, тоже не ошибаются.

 

Центр сертификации — это не дар аль-ифта. Работники сертифицирующего центра не выносят академические фетвы, а работают на то, чтобы им доверяли мусульмане всех мазхабов. В общем, подход центров по сертификации может быть на практике строже, чем классическая мазхабная фетва, потому что учитываются мусульмане других мазхабов. И это правильно и нормально. Цель любого такого центра, если он добросовестно работает, — это позволить мусульманину, не сомневаясь, брать продукт с этой символикой.

 

Означает ли это, что все продукты без символики — харам? Конечно, нет. Молоко, масло, яйца, сметана, мука — все это дозволено в основе. Да, мы можем предполагать что-то нехорошее. А вдруг желтки в составе майонеза обработаны наджасой, например? Мы можем даже отказаться от каких-то продуктов из этих соображений, но говорить без уверенности, что это харам, не имеем права. Шариат — это не постоянно смыкающийся карцер, где ничего нельзя и все опасно. Если что-то становится невыносимо сложно для многих, скорее всего, люди чрезмерно усердствуют.

 

Другое жонглирование словами — это когда сомнительным называют все вокруг. Хукма «сомнительное» в практике ифта, то есть именно в рамках вынесения фетв, не существует в том объеме, в каком это предполагает простой мусульманин, прочитав книжки про пищевые добавки или нечто подобное. Кажется, единственная сомнительная штука в терминологическом смысле в ханафитском мазхабе — это вода, из сосуда с которой попил осел или мул.

 

Иными словами, муфтий не будет вам писать, что какой-нибудь глицерин — это сомнительное. Он вам напишет, что это халяль, если из халяльного сырья, и харам, если из харамного. Все.

 

Но в обиходе слово «сомнительное» обозначает что-то такое, что может быть запретным и может быть дозволенным, но мы пока не знаем, какое оно, и, возможно, никогда не узнаем, потому что обычные люди не будут звонить на предприятия и выяснять, что там за сырье. Задача центра сертификации — своей символикой показать, что вот тут точно известно, что все ингредиенты — халяль, в том числе и все пищевые добавки в составе. А если нет символики «Халяль»? Тут все сложнее, если речь о пищевых добавках в продуктах.

 

Во-первых, повторюсь, хукма «сомнительное» не существует. Продукт либо дозволен, либо запрещен. Если мы не уверены, что он запрещен, то он разрешен, если только речь не о мясном продукте. Печенье, в котором может быть пищевая добавка из мясного животного сырья, — это хлеб или мясо? Честно говоря, как ни смешно это звучит, не очень понятно. Это такая серая зона. Обязан ли мусульманин читать состав каждого продукта? Очевидно, что не обязан в том смысле, что это не фард аль-айн, как намаз. Идем дальше. Если он не читает состав, взял печенье с кучей добавок и, даже не подозревая об этом, съел какую-то запретную добавку в составе печенья, он виноват? Не знаю. А если он не читал состав и съел какую-то добавку, которая может оказаться запретной, но мы про нее ничего не знаем пока? Тем более не знаю.

 

Но если все же печенье — это хлеб, то в основе он дозволен, пока не доказано обратное. Вот как минимум это рассуждение должно останавливать нас от того, чтобы выбивать печеньки из рук ни в чем не повинных мусульман, которые оказались рядом с нами в магазине.

 

Во-вторых, как ни странно, если речь о добавках и химических реакциях, там могло произойти полное изменение вещества (истихаля). Ханафитский мазхаб известен не только тем, что не признает истихалю в производстве желатина, но и тем, что признает ее в куче других химических процессов, просто народ об этом не знает. А если вещество полностью изменилось, то сырье не имеет значения. Другое дело — что это не так часто происходит, но вот производство мыла — неплохой пример. Некоторые считают реакцию омыления вполне себе истихалей.

 

Это все не означает, что теперь не надо читать состав. Дело хорошее — остерегаться сомнительного в широком смысле, это правильный подход из области тасаввуфа. Но, если вы ведете себя грамотно и читаете состав, не сейте смуту и не учите других мусульман. Они сами дойдут до вашего высокого уровня потребительской сознательности и макамов укрощения нафса. Не превращайте амр биль-мааруф в притеснение и насилие. И старайтесь покупать продукты с символикой «Халяль», конечно.

azan.ru

Халяльный бизнес. Как российские компании делают деньги на мусульманах

У федерального лидера в производстве мяса птицы, группы «Черкизово», — шесть сертифицированных птицефабрик и два халяльных бренда. В 2018 году компания приобрела белгородский агрохолдинг «Белая птица», который позиционировался как один из крупнейших производителей халяльного мяса бройлеров в России.

Группа агропредприятий (ГАП) «Ресурс» в 2018 году приобрела крупный актив — птицефабрику «Инжавинская» и сразу сертифицировала её для халяля. В том же году ГАП открыла первый и на сегодня единственный в России перерабатывающий комбинат, специализирующийся на производстве исключительно халяля (Птицекомбинат в Невинномысске). Всего у «Ресурса» четыре предприятия, имеющие право выпускать продукты для мусульман.

Ещё один крупный производитель мяса птицы в России, белгородская компания «Приосколье», имеет в портфеле халяльный бренд «аль Сафа» и одно халяльное предприятие.

Директор по маркетингу Группы «Продо» (входит в топ-10 производителей мяса птицы в России) Марина Семёнова считает, что развитие этого сегмента интересно производителям, так как доходность халяля в среднем на 10–15% выше доходности производства обычной курицы.

Какие ещё халяльные продукты выпускают в России

Крупному бизнесу довольно сложно зайти на рынок мяса, потому что практически все мясокомбинаты страны традиционно работают со свининой. А её присутствие на территории предприятия по определению делает продукцию «харам», то есть запрещённой к употреблению мусульманами.

По словам Альберта Давлеева, крупных специализированных промышленных предприятий по убою и переработке говядины, баранины и козлятины в России не существует, только средние и мелкие. Поэтому посчитать долю рынка халяльного мяса в России невозможно.

Но и в эту нишу постепенно заходят крупные игроки. Известные мясные компании «Мираторг» и «Дамате» запустили проекты по промышленному откорму и убою овец для поставок баранины и ягнятины отечественного производства на российский и международный рынок. Прежде всего на Ближний Восток.

secretmag.ru

Пищевые запреты в исламе. Продукты халяль, макрух, мубах и харам

Пищевые запреты в исламе, о которых в общих чертах знают как мусульмане, так и иноверцы, связаны не с усложнением религии Аллаха, а облегчением. Их цель – показать людям то, что полезно и необходимо для жизни, а от чего стоит воздержаться. Также нужно помнить о действии принципа «разрешено всё, что не запрещено». Следовательно, в мусульманской кулинарии не так много ограничений, как кажется на первый взгляд.

В Своём Слове Всевышний предупредил верующих, что Его Посланник (с.г.в.) будет направлять людей в данном вопросе:

«Он повелит им совершать одобряемое и запретит совершать предосудительное, объявит дозволенным благое и запрещённым – скверное, освободит их от бремени и оков. Те, которые уверуют в него, станут почитать его, окажут ему поддержку и последуют за ниспосланным вместе с ним светом, непременно преуспеют» (7:157)

Основной критерий для правоверных в исламе относительно дозволенности – халяль или харам. Если в основных шариатских вопросах мнения касательно разрешённого и запрещённого совпадают, то вопрос питания имеет свои тонкости и различия в каждой богословско-правовой школе (мазхабах). В основе своей они схожи и имеют общие принципы, которые базируются на явных доводах, приведённых в Коране и Благородной сунне. По большей части это касается мяса определённых видов животных: какие позволяется употреблять в пищу (халяль) и сильно не осуждается Шариатом (мубах), а какие запретны (харам) либо порицаемы (макрух).

Характерным примером является употребление некоторыми мусульманскими народами конины. У казахов, киргизов, татар и башкир она является распространённым и популярным видом мяса. С другой стороны, узбеки, таджики и турки, которые придерживаются того же ханафитского мазхаба, не употребляют конину – для них эта еда не дозволена. Общим в мясном рационе всех этих наций является полное исключение свинины, в соответствии с категоричным религиозным предписанием.

В целом каждый вид живущих на суше травоядных животных (т.е. все, кроме хищников) разрешено употреблять в пищу. При этом не является каноническим препятствием то, что некоторые копытные домашние животные, такие как верблюд, бык, корова, козёл, буйвол, овца, баран и др., могут использоваться в хозяйстве не только для получения мяса и молока, но и в качестве источника шерсти, шкур или как тягловая сила:

«Он также сотворил скот, который приносит вам тепло и пользу. Вы также употребляете его в пищу» (16:5)

Исключением в этом ряду выступает осёл, отнесённый к категории харам:

«Аллах – Тот, Кто создал для вас скотину, чтобы на некоторых из них вы ездили верхом, а другими – питались» (40:79)

«Он сотворил коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них верхом и для украшения. Он творит также то, о чём вы не ведаете» (16:8)

По конине имам Абу Ханифа высказал мнение о порицаемости (макрух танзихи), поскольку лошадь используется как средство передвижения. Имамы Абу Юсуф и Мухаммад отнесли конину к категории дозволенной пищи. Поэтому она считается разрешенной у ханафитов, и в то же время лучше воздержаться от её употребления.

 

Что такое мертвечина?

Вторым важным критерием, по которому определятся дозволенность или запрет мясного продукта – это правильный забой скота (забиха) и мертвечина:

«Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Него), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам. Всё это есть нечестие. Сегодня неверующие отчаялись в вашей религии. Не бойтесь же их, а бойтесь Меня. Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам. Если же кто-либо будет вынужден пойти на это (на употребление запрещённых продуктов) от голода, а не из склонности к греху, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (5:3)

В фикхе (т.е. исламском праве) мертвечиной считается любое живое существо, которые погибшее вследствие естественной смерти, удушья, от утопления, сгорело в пожаре, подверглось поражению электротоком или умерло в результате травмирования. К употреблению разрешены лишь те животные и дикие звери, которые забиты целенаправленно, либо были убиты во время охоты.

Касательно рыбы, в мазхабе ханафитов так же запрещено употреблять рыбу, умершую в своей родной стихии естественным образом. Однако в случае, если на неё подействовали внешние природные факторы или она была выброшена волной на берег, то такую рыбу признают халяльной.

Неправильный забой животного (например, без упоминания имени Всевышнего или с упоминанием каких-либо идолов) приравнивает такое мясо к мертвечине. Шариатом установлены правила правильного забоя животного, основанные на гуманном подходе к живым существам. Создаются максимальные условия, чтобы животное не боялось, не испытывало сильной боли и тяжёлых длительных мук. Также правильный забой предполагает обязательное кровопускание, в отличие от современного метода забоев электрошоком и сдиранием кожи у животного, которое, по сути, находится без сознания. Очень важно и необходимо при этом, чтобы при заклании было сказано: «Бисмилляхи. Аллаху Акбар!» При этом забойщик не обязательно должен быть мусульманином, совершающим пятикратный намаз.

 

Можно ли есть морепродукты?

Касательно морепродуктов действуют свои правила. По ханафитскому мазхабу дозволено есть только рыбу, а крабы, кальмары, креветки не относятся к халялю. В шафиитском мазхабе разрешено употреблять все морские и речные животные, которые не могут жить на суше или находиться долгое время без воды (как, к примеру, кит или дельфин).

Ученые трёх мазхабов (шафиитского, маликитского и ханбалитского) считают возможным применение в пищу морских крабов и кальмаров, обосновывая своё мнение на общем разрешении на морепродукты в Священной Книге ислама:

«Вам дозволены морская добыча и еда во благо вам и путникам, но вам запрещена охотничья добыча на суше, пока вы находитесь в ихраме. Бойтесь Аллаха, к Которому вы будете собраны» (5:96)

Дозволенность (халяль) таких морских продуктов, как креветки, особенно тем, кто живёт в неисламских странах, из-за трудности питаться халяльным мясом является своего рода облегчением религии.

Запрещённые в исламе ингредиенты

Если вопрос с мясными продуктами более или менее ясен, то когда речь идёт о современных продовольственных товарах, в составе которых много примесей, продолжает вызывать множество разногласий. Например, желатин, который может готовиться как из свинины, так и крупного рогатого скота. Если в первом случае желатин будет харамом, то для произведенного из другого животного появляется условие для разрешения: оно должно быть забито по канонам ислама.

Нет единогласного мнения о кармине, приготовленном из насекомых. Этот ингредиент придаёт напиткам и продуктам красный цвет. Так же нет единогласного решения в вопросе сычужного фермента.

Считая эти продукты разрешёнными, сторонники такой позиции опираются на хадис: «Самым лучшим уксусом является уксус, полученный из вина» (хадис передал аль-Байхаки). В данной ситуации речь идёт об изменении структуры вещества под воздействием химических процессов, когда продукт теряет свои первоначальные свойства, цвет, запах.

В этих случаях можно избегать употреблять такие продукты с сомнительным составом, выбирая альтернативные продукты. Например, желатин успешно заменяют агаром (водорослями), а сычужный фермент животного происхождения – на микробилогический.

Резюмируя, перечислим, на что в исламе действуют пищевые запреты:

1. То, на что введён явный запрет в Коране (свинина, осёл, мертвечина).

2. Наземные существа без крови (муха, паук, скорпион и т.д.). Исключением выступает лишь саранча согласно хадису от Ибн Аби Авфа (р.а.): «Мы участвовали вместе с Посланником Всевышнего (с.г.в.) в 6 или 7 сражениях и вместе кушали её (саранчу)» (передал Абу Дауд).

3. Земноводные и рептилии, которые могут обитать одинаково и в воде, и на поверхности земли (лягушки, змеи, крокодилы).

4. Все животные, причиняющие вред (мыши, ежи).

5. Хищные животные (волк, лев, лиса, собака, кошка, медведь).

6. Хищные птицы, которые охотятся на прочих животных, применяя свои когти (сокол, ястреб).

Два последних запрета основаны на хадисе Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), назвавшего запретным мясо хищников с клыками и птиц с когтями (передал Муслим).

7. В ханафитском мазхабе считается макрухом употребление мяса и молока животных, питающихся нечистью.

8. Продукты, состав которых включает запрещённые ингредиенты, включая алкоголь.

islam.global

«Халяль – это разрешенное. В России есть понятие «халява» – сладость от дозволенного»

12.05.2018

KazanSummit 2018: лишь одна из 20 гостиниц Татарстана готова к приему туристов по всем законам шариата

«Что первично — инфраструктура или туристы? Мы для себя уже ответили, что первична инфраструктура, после этого появляется турист», — заявил накануне председатель госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов на полях KazanSummit. Одну из сессий саммита отвели под обсуждение халяльного туризма. Коран в каждом номере, мечеть под окном гостиницы, халяльное такси… Почему Татарстан «морально» готов стать российским проводником туризма по шариату, но не спешит с этим — об этом в материале «БИЗНЕС Online».


«ЧТО МЫ ПОНИМАЕМ ПОД ХАЛЯЛЬ?»

«Мы видим устойчивый рост турпотока из Ирана», – заявил накануне на одной из сессий KazanSummit 2018 замруководителя Ростуризма Алексей Конюшков. На полях десятого юбилейного международного экономического саммита «Россия – исламский мир», который в этом году посвятили халяльному образу жизни, во второй день форума обсудили и особенности развития в стране халяльного туризма. Конюшков для затравки дискуссии выдал небольшую вводную. «Мы рассчитываем в дальнейшем использовать это гигантское событие для наращивания потенциала въезда туристов», – заявил он, имея в виду, видимо, исключительно мусульманских туристов.

А цифры говорят сами за себя: в мире проживают сегодня чуть более 1,8 млрд. мусульман, и с каждым годом их число увеличивается в геометрической прогрессии. Глупо было бы не использовать этот приток гостей с «небедного» Ближнего Востока. По словам федерального чиновника, летом в России стартует чемпионат мира по футболу, с которым в страну с новой силой хлынет поток мусульман-болельщиков. И их надо подобающе встретить, проявив свое небывалое гостеприимство. А, по мнению замглавы Ростуризма, сделать это можно, создав им все условия пребывания в стране по канонам шариата. В чем они заключаются и что сегодня надо делать на практике, чтобы мусульмане хотели приезжать в Россию, – об этом и зашла речь во время круглого стола KazanSummit.

Но начали участники дискуссии не с раскрытия понятия «исламский туризм», а уже с конкретных примеров успешного развития такого направления. Слово передали главному специалисту сектора халяль-индустрии министерства экономики Киргизской Республики Нургазы Кадышеву. По его словам, для создания такого вида туризма нужны три составляющие: общество, готовое воспринимать туризм по шариату, волевое решение властей и инициативный бизнес, способный взять туристов-мусульман под свое крыло. В Киргизии проживают почти 90%, исповедующих ислам, отчего первая задача по подготовке общества уже была изначально решена. Но для халяльного туризма не было соответствующей нормативной базы, чем и занимались последние несколько лет власти Киргизии. «Что мы понимаем под халяль? Халяль означает то, что разрешено в исламе. Антонимом является харам – запретное действие», – попытался Кадышев наконец объяснить, что же такое халяль. По его словам, халяльный туризм сегодня имеет огромный потенциал – только в Киргизии объем этого рынка составляет $6,1 млрд за счет приезжих из ОАЭ, Кувейта и Саудовской Аравии. Кадышев опять же подчеркнул, что число мусульман в мире ежегодно растет, как и количество денег у них, отчего просто экономически выгодно привлекать их к себе в страну. Основными факторами, влияющими на развитие халяльного туризма, являются природные ресурсы, культурные и исторические ресурсы, туристическая инфраструктура, религиозная толерантность, безопасность, гостеприимство и теплота, а также маркетинг. По мнению гостя из Киргизии, в Татарстане это все уже есть, ну или почти все…

«Слово „халяль“ – это разрешенное, арабское слово „хальва“. В России есть такое понятие, как халява – сладость… Сладость от дозволенного. Все дети и все взрослые любят сладкое, разрешенное. И здесь можно проводить такие ассоциации», – пытался продолжить тему модератор дискуссии вице-президент федерации рестораторов и отельеров по спортивно-зрелищным мероприятиям (почему именно он?) Ильдар Мусин. Некоторым, как выяснилось после мероприятия, было непонятно слышать такие сравнения, потому что слово «халява» этимологически схоже с ивритским «халяв», что означает «молоко». Как модератор круглого стола перепутал слово на иврите с арабским – остается загадкой. Но это весьма показательно, учитывая слова Мусина о том, что «футбол – это там, где тепло и где Восток», когда модератор говорил о большом наплыве мусульман-туристов на ЧМ, резко делая реверанс в сторону халяльной еды. По его словам, на время проведения ЧМ в России на стадионах запретят использовать свинину как «самое быстропортящееся мясо».

В мире проживают сегодня чуть более 1,8 млрд мусульман. Глупо было бы не использовать этот приток гостей с «небедного» Ближнего Востока / Фото: «БИЗНЕС Online»

«И МЫ ЭТО НЕ ПРИДУМЫВАЕМ! ЕСТЬ ТАКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОТ ТУРИСТОВ-МУСУЛЬМАН!»

Особый интерес в зале к теме халяльного туризма подогрело выступление главы исследовательского департамента Royal Manta Travel Мустафы Халила. Он на примере Египта попытался объяснить, что нужно делать, чтобы мусульмане захотели путешествовать. По его словам, в Египте многих туристов привлекают совсем не курорты и места на пляже, а древняя история страны с ее богатой культурой. Эту составляющую он сделал ключевой в вопросе того, как заинтересовать мусульман ездить в другие страны. И с этой точки зрения с халяльным туризмом в Египте все хорошо, потому что там изначально сформирован халяльный образ жизни. Никто уже давно не удивляется тому, что у каждой гостиницы под боком стоит мечеть, даже если хозяин отеля христианин. Главное – это желание мусульман знакомиться с культурой других народов и в каком-то смысле гостеприимство. И, по мнению египетского гостя, это нормальная ситуация, когда приезжий китаец хочет в другой стране есть свои родные китайские блюда. Так и в халяльном туризме нормально, что путешествующие мусульмане хотели бы соблюдения всех требований шариата.

Шире на эту тему взглянул председатель комитета халяль духовного управления мусульман РТ Марат Низамов, прибежавший уже в серединке дискуссии с выставочного на втором этаже Halal City. Он кратко рассказал о деятельности татарстанского комитета стандартизации продуктов халяль, который в этом году отмечает свое десятилетие. По его словам, в последнее время в республике вырос спрос на медицинские и культурные халяль-услуги, да и идея создания в Татарстане халяльного образа жизни – тема KazanSummit – родилась у руководства республики не просто так, а во время визита ОАЭ. Низамов прошелся по всем обозначенным Кадышевым факторам развития халяльного туризма в республике. Он напомнил, что ислам в республике добровольно приняли еще в 922 году в Болгаре и халяль здесь всегда присутствовал в жизни местного населения, вплоть до прихода большевиков. Сегодня же в России и Татарстане происходит ренессанс халяльного образа жизни. Представитель ДУМ РТ согласился, что благодаря такому строгому следованию Корану у исламского мира большая рождаемость и в республику все чаще стали приезжать мусульмане из Азии. Многие из них остаются жить на постоянной основе, отчего развитие халяльной индустрии приобретает особую значимость в республике.

Марат Низамов кратко рассказал о деятельности татарстанского комитета стандартизации продуктов халяльФото: «БИЗНЕС Online»

Так что же такое халяльный туризм? Как пояснил Низамов, дословно это значит, что все, что увидит приезжий турист, должно быть по законам шариата. Мало того что это относится к посещению культовых исламских мест в республике, это касается и всей гостиничной инфраструктуры. Например, в каждом номере должен быть Коран, под окном – мечеть, в гостинице – молельные комнаты, раздельные санузлы для мужчин и женщин, в комнатах запрещено вывешивать изображения животных, приветствуются плотные шторы, чтобы никто не смог через них заглянуть в номер, и так далее. Для исламского туризма необходимо даже халяльное такси – это когда мужчин возят только мужчины, а женщин – женщины-водители. И стоит ли упоминать про полностью халяльное меню… «Есть вопросы к оборудованию для приготовления еды. Есть жесткие требования к этому в странах Персидского залива. Мы даже встречали такие требования к мытью посуды, то есть она тоже может быть халяльной и нехаляльной. Также нами был изучен вопрос средств для мытья посуды, для стирки белья, – рассказывал Низамов. – И мы это не придумываем! Есть такие требования от туристов-мусульман. Это они нам так говорят, хотя у себя они как-то попроще относятся к этому вопросу».

По его словам, есть еще и определенные требования к персоналу гостиниц и сопровождающим лицам. Например, по деловому этикету общения с арабами нельзя спрашивать у них, как поживают их семьи, – харам. Нельзя даже просто складывать нога на ногу, показывая свою подошву, – харам. И таких нюансов встречи мусульманских гостей Низамов рассказал целое множество. Однако вопрос в другом – насколько в Татарстане готовы к такому халяльному туризму?

Сегодня в России и Татарстане происходит ренессанс халяльного образа жизни / Фото: «БИЗНЕС Online»

«НАШ ПРЕЗИДЕНТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВЗЯЛ ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНЫЙ КУРС НА РАЗВИТИЕ ИНДУСТРИИ ХАЛЯЛЬ…»

С ответом на это участники круглого стола не спешили. Приглашенные гости продолжали делиться своим опытом и рассказывали, как обстоят дела с развитием халяльного туризма в других странах. Модератор поинтересовался у директора ООО «Вантачтревел» Вадима Шпильмана, есть ли будущее у такого туризма в России. Тот заметил, что спрос всегда рождает предложение и наоборот, и привел в пример свою компанию-туроператора. Пару лет назад у фирмы на сайте появилась такая функция, как заказ халяльного питания, и мусульманский клиент попер… И если, скажем, появятся гостиницы по всем канонам шариата, то и туристы с Ближнего Востока будут охотнее приезжать. Тем более, по мнению Шпильмана, в последнее время в России все толерантнее относятся к мусульманам. Что уж в таком случае говорить про Татарстан, где соседство татар и русских возведено до уровня догмы политики местных властей. И все, собственно, в России с халяльным туризмом развивается хорошо, заметил Шпильман. «Простите, но сам факт того, что я являюсь православным евреем и занимаюсь халялем, – кажется, все что можно, я уже совместил в себе. Я отношусь к этому намного глубже. Сауды, которые собираются приехать на чемпионат мира, заставили меня на многие вещи взглянуть с другой стороны. Я лично наблюдал за тем, как упаковывается Коран в гостиничных номерах», – рассказывал владелец «Вантачтревел».

О том, как спрос рождает предложение, говорил и директор ООО «Истисмар инвест» Ратмир Ахметшин, рассказавший про систему онлайн-бронирования отелей в Медине и хадж-боксы. По его мнению, создание условий для мусульман – вот залог успешного развития халяльного туризма. Это подтвердил и Айрат Касимов – создатель сервиса HalalGuide, путеводителя по халяльным заведениям, доставке халяльных продуктов и многому другому.

Сергей Иванов: «Порядка 10 отелей на сегодняшний день готовы предоставлять услуги по стандартам халяль. Процесс продолжается. Должен быть спрос» / Фото: prav.tatarstan.ru

«Наш президент действительно взял очень серьезный курс на развитие индустрии халяль, образа жизни халяль, – уже под конец дискуссии дали слово председателю госкомитета РТ по туризму Сергею Иванову, который попытался объяснить, почему эта тема так важна для республики. – Во время чемпионата у нас будет играть команда из Ирана. Это та страна, которая предъявляет такие требования. И мы сейчас очень серьезные усилия прикладываем к продвижению Татарстана на рынок мусульманских стран, Персидского залива, Ближнего Востока. Мы видим, что на определенных рынках такой спрос на обслуживание по стандартам халяль есть». Но каковы объемы этого спроса непосредственно в Татарстане и насколько халяльный туризм нужен республике, Иванов уже попытался рассказать корреспонденту «БИЗНЕС Online» во время пресс-конференции по итогам круглого стола. По словам главы госкомитета РТ по туризму, сложно оценить реальный поток в Татарстан туристов из стран Ближнего Востока – никто в анкетах не пишет свою религию. Но, по его оценке, число таких туристов составляет несколько десятков тысяч человек в год. Конкретнее собеседник сказать не смог: «Точную цифру здесь нет смысла искать». Не стал разграничивать Иванов и цели визита таких туристов – кто-то приезжает по делам, а кто-то – понежиться на «лазурных берегах» Казанки и Волги…

«Порядка 10 отелей на сегодняшний день готовы предоставлять услуги по стандартам халяль. Процесс продолжается. Это палка о двух концах. Должен быть спрос. Многие же предприниматели говорят: „Будет спрос – тогда начнем это делать“. Но те, кто более продвинут, понимают, что эти споры вечны, что первично – инфраструктура или туристы? Мы для себя уже ответили, что первична инфраструктура, после этого появляются спрос и турист», – пояснил Иванов, заметив, что в республике есть все условия по халяль-сертификации всего необходимого. К слову, опробовать халяльный туризм в том виде, в каком его обсуждали на круглом столе, госкомитет РТ по туризму в ближайшее время при приеме гостей из Ирана на мундиаль не намерен. Действительно, надо ли создавать в республике под приезжих «мусульманские резервации»?

www.business-gazeta.ru

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *