Что значит фаталист: ФАТАЛИСТ | это… Что такое ФАТАЛИСТ?

Что такое фатализм? Что такое детерминизм?

Вопрос

Ответ

Начнем с некоторых общих определений. Детерминизм – теория о том, что каждое событие имеет свою причину, а все во вселенной регулируется причинными законами и абсолютно зависит от них. Детерминисты считают, что все события, в том числе и действия человека, предопределены, поэтому эта теория, как правило, считается несовместимой со свободой воли людей.

Фатализм можно охарактеризовать фразой «чему быть – того не миновать», поскольку все прошедшие, настоящие и будущие события уже предопределены Богом или другой всемогущей силой. В религии такое мнение можно назвать предопределением; Господь решает, попадут наши души в рай или ад, и это определяется до нашего рождения и не зависит от нашего выбора.

Свобода воли – теория о том, что люди имеют свободу выбора или самоопределения; то есть, в определенной ситуации человек мог бы поступить иначе, чем он сделал на самом деле. Философы утверждают, что свобода воли несовместима с детерминизмом.

Индетерминизм – мнение, что существуют события, которые происходят без какой-либо причины; многие сторонники теории о свободе воли считают, что способность выбора не зависит от каких-либо физиологических или психологических причин.

Богословский фатализм является попыткой продемонстрировать логическое противоречие между всезнанием Господа и свободой воли человека, где свобода воли определяется как способность выбирать между альтернативными решениями. В этом он похож по смыслу на дилемму: «Может ли всемогущий Бог сделать камень настолько тяжелым, что даже сам будет не в силах его поднять?».

Положения богословского фатализма можно изложить следующим образом. Бог всеведущ. Поскольку Он знает все, то обладает безошибочным предвидением. Если Бог безошибочно предопределил, что завтра вы что-то сделаете (напр., уберетесь в доме), то вы обязательно это сделаете.

Таким образом, свобода воли невозможна, так как у вас нет альтернативы, кроме как сделать то, что предопределено. Если же вы откажетесь, то это будет означать, что Бог не является всеведущим.

В качестве возражения можно использовать следующий аргумент. Бог на самом деле является всеведущим, а это значит, что Он не ошибается. Если Господь безошибочно предвидел, что завтра вам предстоит что-то делать, то вы свободно выберете это сами на основании своей воли, а не из-за принуждения или отсутствия выбора. Вы все еще владеете свободой воли для принятия решения что-то сделать; Бог просто знает о вашем выборе прежде, чем вы его сделаете. Вы не обязаны делать выбор в пользу «A» (уборки) больше, чем в пользу «Б» (посещения родственников). Если бы вы собрались изменить свое решение, то Бог знал бы об этом также, так что вы продолжаете владеть свободой воли по всем вопросам. Более того, вы бы и так сделали тот же выбор (со свободной волей), даже если бы Бог решил не видеть будущего. Божье предвидение или его отсутствие не влияет на вашу свободу воли.

Пассивное предвидение, пока оно сокрыто, не может отменить свободу воли ни по логическим, ни по рациональным причинам.

Человек, выбравший действие «А», все равно бы так сделал, независимо от того, предвидел ли Бог его выбор или нет. Господь, зная или не зная будущего (пассивное предвидение), абсолютно не влияет на человеческую свободу воли. Свобода воли была бы уничтожена, только если бы Бог открыл Свое знание будущего относительно свободного выбора людей; это бы повлияло на выбор человека в будущем и превратилось бы в принуждение. Проиллюстрируем это простым примером. Обладающий сверхъестественными способностями человек увидел, что кто-то на другом конце земли упал и сломал ногу, догоняя автобус. Этот человек не изменяет реальность, увидев это событие, так как оно все равно бы произошло, независимо от того, увидел его кто-нибудь или нет. То же самое относится и к Божьему всеведению: пока оно является пассивным и не влияет на реальность или чье-то знание о ней, оно не противоречит человеческой свободе воли.

Тем не менее, если Бог создал все существующее, то этот факт несовместим с пассивным всезнанием. Понимание всеведения должно совмещаться с пониманием Божьей вездесущности во времени. Если Господь знает обо всех событиях прошлого, настоящего и будущего, то Он знает и все решения человека относительно этих событий, хотя, с точки зрения человека, эти события еще не произошли. Это может свести к нулю проявление свободной воли любого человека, хотя в теории богословского фатализма не заложен механизм того, как Божье очевидное предвидение сдерживает свободу действий человека. Поскольку, согласно христианской теологии, Бог существует вне времени, то Он знает весь ход жизни человека и даже то, признает ли он Его Божественную власть или нет. С такими условиями фаталистическая богословская позиция кажется вообразимой лишь для немногих.

Идем дальше и рассмотрим еще несколько моментов: существует огромная разница между предопределением, фатализмом и случайностью.

Фаталисты учат, что существует слепая, безликая сила, над которой никто не имеет контроля – даже Бог, и что все события диктуются этой бессмысленной силой.

Случайность является непостоянной силой, которая заставляет вещи случаться «просто так», без какого-либо контроля или влияния со стороны Бога. В мире, управляемым случайностью, Бог может лишь предвидеть, что произойдет, но не более того. Все зависит от случайности. И если приверженцев данной теории спросить, почему все произошло именно так, у них не найдется другого ответа, кроме как сказать: «просто так получилось».

Предопределение, библейская доктрина, утверждает, что у Господа есть цель и Он, в соответствии со Своей волей, делает все для ее достижения (Ефесянам 1:11; Даниила 4:35; Исаии 14:24 и 46:10). Бог не делает и не разрешает ничего, кроме того, что служит достижению Его цели (Псалом 32:11). Это означает, что Бог является Владыкой мира, Тем, кто поступает согласно Своей воли.

Те, кто слепо верят в утверждение «чему быть – того не миновать», так же неправы, как и сторонники случайности событий. События на самом деле предопределены, но они предопределены всемогущим Богом, Который реализует Свои собственные решения.

Авторитетные исследователи Библии не верят в то, что все происходит «просто так». Они понимают, что мудрый, святой, милосердный и всемогущий Бог управляет каждой деталью нашей жизни (Матфея 10:29-30). Если человек отвергает Божье управление или презирает Его истинную абсолютную власть, то он не любит Господа и не желает Его присутствия в своей жизни. Он хочет следовать своим собственным путем. Такие люди могут сказать то же, что и нечистый дух в прошлом: «Оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин?» (Марка 1:24). Но это невозможно, так как Бог является всемогущим Владыкой и от Своих замыслов не отрекается.

English



Вернуться на стартовую страницу

Что такое фатализм? Что такое детерминизм?

Поделиться этой страницей:

кто это такой, плюсы и минусы, признаки

Приветствую Вас, друзья!

Люди всегда задумывались о том, почему в их жизни случаются определенные вещи, над которыми они сами часто не властны. Они не всегда могли понять настоящую причину произошедшего события, но всегда пытались найти объяснение – такова человеческая природа. Именно благодаря этому любопытству много тысячелетий назад сформировалась вера в судьбу и её неотвратимость.

Позже это мировоззрение стало неотъемлемой частью большинства религий, ведь предначертанность – простое, удобное и всеобъемлющее объяснение для любого происходящего события, хорошего или плохого, справедливого или нет. В современной литературе это мировоззрение называется фатализмом, а его приверженцы – фаталистами. Сегодня мы подробно поговорим о том, кто такой фаталист, а заодно разберёмся, чем хороша и чем плоха эта система взглядов для обычного человека.

Кто такой фаталист?

Фаталист – это человек, верящий в предначертанность значимых событий и неотвратимость судьбы. Обычно это религиозный или очень суеверный человек, во всём уповающий на высшие силы. Он считает, что может оказывать лишь незначительное влияние на то, что с ним происходит, а все важные события в его жизни предначертаны судьбой. Фаталисты верят в предсказания, пророчества и приметы, и во всём склонны видеть влияние фатума (судьбы).

Вера в судьбу появилась на заре становления человеческой цивилизации, когда возникли первые религии. Людям нравилось верить в божественное предопределение. И эта вера не ослабевала тысячелетиями, несмотря на стремительное развитие общества, просвещение и научно-технический прогресс. Даже сегодня большинство людей продолжает разделять это мировоззрение, считая, что их жизни предопределёны, а они сами способны влиять лишь на незначительные повседневные события.

Самым известным литературным персонажем, ассоциирующимся со словом «фаталист» является, конечно же, Григорий Печорин – ключевой персонаж романа «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова. Он высокомерен, циничен и хладнокровен, часто демонстрирует храбрость и спокойно рискует жизнью, поскольку верит, что каждый умрёт лишь тогда, когда ему суждено.

С точки зрения психологии, фатализм может благотворно влиять на психику, смягчая стресс от пережитых неприятностей. Человеку очень тяжело признавать ошибки, которые привели к значительным потерям. Но если он верит, что произошедшая неприятность была уготована судьбой, ему гораздо проще смириться с ней.

Признаки фаталиста

Чтобы лучше понять, кто такой фаталист, рассмотрим его наиболее типичные черты. Как мы уже выяснили, он полностью полагается на судьбу. Проявляться это может по-разному, но чаще всего ему свойственны следующие особенности поведения:

1. Отказ от ответственности. Фаталист – это человек, верящий, что он практически не влияет на собственную судьбу, и любые значительные события происходят в его жизни лишь потому, что так было предначертано.

2. Вера в гадания и приметы. Людей всегда волновало их будущее, поэтому были придуманы тысячи примет, а такой промысел как гадание распространился по всему миру.

3. Пессимистичность. Фаталисты более склонны верить в негативные сценарии развития событий, чем в позитивные, и чаще всего являются пессимистами.

4. Неверие в собственные силы. Если человек не верит, что способен повлиять на свою судьбу, у него формируется уверенность в том, что от него вообще мало что зависит.

5. Неверие в случайные события. Фаталист не верит в случайности. Если событие предопределено, оно обязательно должно произойти. И если что-то маловероятное произошло, то лишь потому, что это должно было произойти.

Плюсы и минусы фаталиста

Исходя из вышесказанного, может сложиться впечатление, что быть фаталистом — плохо. Однако у людей с данным типом мышления есть и вполне выраженные преимущества, значительно упрощающие их жизнь. Главный плюс заключается в том, что их психика не нагружена переживаниями за собственные ошибки. Ответственность за все неудачи он сразу же перекладывает на некие внешние силы, а все положительные события воспринимает с благодарностью.

В противовес данному преимуществу можно выделить сразу три существенных недостатка фаталистов:

1.  Склонность быстро опускать руки. Фаталист не верит, что настойчивость помогает добиваться поставленной цели. Поэтому, столкнувшись с первой неудачей, он часто сразу же прекращает попытки.

2. Плохая подготовка к важным событиям. Известная латинская пословица гласит: «Победа любит подготовку» (Amat victoria curam). В истории существует немало примеров, когда великие и успешные полководцы проигрывали войны, уверовав, что им покровительствует влиятельное божество, и все битвы будут заведомо успешными.

3. Суеверность. Эта черта характера создаёт массу проблем самому фаталисту и его близким. Он может менять планы и отказываться от важных дел, если ему приснился «вещий сон» или кошка перебежала дорогу. Кроме того, фаталисты часто становятся жертвами мошенников, охотно пользующихся их суевериями.

Почему люди становятся фаталистами?

Если вы правильно поняли, кто такой фаталист, то для вас уже очевидно, что фатализм не заложен в генах. Это мировоззрение формируется у человека в процессе воспитания, взросления и получения определенного жизненного опыта. Чаще всего причинами формирования фатализма становятся такие факторы как:

1. Убеждения, заложенные в детстве. Любой ребёнок склонен принимать на веру то, что говорят взрослые. Нередко убеждения, заложенные родителями, воспитателями или учителями сохраняются и во взрослом возрасте. Поэтому дети суеверных или религиозных родителей, повзрослев, часто становятся фаталистами.

2. Гиперопека со стороны родителей. Подобная тактика воспитания практически всегда приводит к тому, что ребёнок вырастает безответственным. Ему сложно принять, что ответственность за собственную жизнь лежит на нём самом. Уж лучше списывать свои ошибки на промысел судьбы (более подробно о гиперопеке читайте в этой статье).

3. Низкая самооценка. Человек, не верящий в собственные силы, склонен полагаться на судьбу и винить в собственных неудачах обстоятельства.

4. Негативные события. Сильный стресс может сломить человека и сделать его безвольным. А если человек не верит в себя, он также всецело полагается на судьбу.

5. События, которые человек воспринимает как «чудо». Как было сказано выше, люди иногда сталкиваются с серьезными неприятностями. Но все неприятности однажды заканчиваются, и в такой момент у человека может сформироваться убежденность, что его берегут некие высшие силы.

Зарождение и история фатализма

Выше мы рассматривали фатализм в основном как индивидуальное мировоззрение, формирующееся у человека под влиянием тех или иных обстоятельств. Но фатализм – это система взглядов, существовавшая и развивавшаяся на протяжении многих веков. Принято считать, что он зародился в Древнем Риме – цивилизации с тщательно продуманной и хорошо структурированной политеистической религией.

Фатум в древнеримской мифологии был олицетворением судьбы. Древние римляне верили, что судьбу человека определяют особые божества – Фаты. В древнегреческой мифологии также описывались божества, отвечающие за судьбу людей – Мойры. Другие древние религии также уделяли большое внимание судьбе, пророчествам и предназначению. Но именно римляне и греки первыми выделили фатализм в отдельную систему взглядов.

Во всех современных религиях присутствует концепция расплаты за хорошие и плохие поступки. Это также разновидность фатализма, поскольку суть подобных верований заключается в том, что будущее человека определяется заранее, и совершив определенные поступки, он уже не сможет избежать расплаты. Кроме того, практически во всех религиях в мельчайших деталях описан «Конец света». Интересно, что к повседневным пророчествам и гаданиям большинство религий при этом относится негативно (и возможно, не зря).

Всевозможные прорицатели, гадалки и астрологи умело эксплуатируют склонность большинства людей к фатализму. И вполне современный человек с хорошим образованием может заказывать индивидуальный гороскоп, веря в то, что движение Юпитера как-то предопределяет его судьбу. И причина отнюдь не в том, что он не способен мыслить рационально. Для него это отличная возможность переложить ответственность за собственную жизнь на судьбу и не тратить эмоциональную энергию на сомнения и переживания.

Заключение

Фаталист – это человек, во всём полагающийся на судьбу и не верящий, что способен повлиять на значимые события в своей жизни. Он уверен, что всё уготованное обязательно произойдёт, и любые попытки поступить иначе никак не повлияют на конечный результат. В чем-то подобное отношение к жизни полезно, поскольку значительно снижает количество стресса, связанного с переживаниями о собственных неудачах.

Кроме того, фаталист уверен, что если ему суждено утонуть, то в пожаре он не сгорит и от пули не погибнет, а потому в определенных ситуациях он может поступать довольно храбро и самоотверженно. Однако важно учитывать, что люди, добивающиеся действительно выдающихся успехов, редко бывают фаталистами, ведь они осознают, что всё зависит только от их настойчивости, но никак не от судьбы.

Определение и значение фатализма — Merriam-Webster

фатализм ˈfā-tə-ˌli-zəm 

: учение о том, что события зафиксированы заранее, так что люди бессильны изменить их

также : вера или отношение, определяемое этой доктриной

фатализм, считающий социальные проблемы просто неизбежными

фаталист

ˈfā-tə-list 

существительное

фаталистический

ˌfā-tə-li-stik

имя прилагательное

фаталистически

ˌfā-tə-li-sti-k(ə-)lē

наречие

Примеры предложений

Многие люди, кажется, развили чувство фатализма в отношении войны.

Недавние примеры в Интернете Ее женские персонажи ищут выход из биологической фатализм , который проводит прямую линию от наличия матки к материнству. WIRED , 26 августа 2022 г. Но Маунк фактически сфабриковал этот пессимизм для себя, смешав критику левыми прошлого и настоящего с их предполагаемым фатализмом в отношении будущего. Ян Бикок, Новая Республика, , 13 июля 2022 г. Есть и другие противоречивые черты: ностальгия и фатализм , ирония и меланхолия, суровый скептицизм и жажда чуда, обаяние и агрессия, столичный дендизм и привязанность к простому, крестьянскому, деревенскому миру. Гермиона Ли, The New York Review of Books , 21 сентября 2022 г. Этот разрыв также может быть связан со стигмой и фатализмом вокруг рака легких, поскольку пациенты часто думают, что их будут обвинять в том, что у них есть болезнь, и что они все равно не выживут. Симар Баджадж, Scientific American , 6 сентября 2022 г. Суеверия, как и фатализм , широко распространены в Одессе, которая пережила достаточно потрясений, чтобы подозревать, что здесь действуют мистические силы. New York Times , 19 августа 2022 г. Тут и фатализм и фатализм и немалая доля цинизма. Алекс Шепард, Новая Республика , 25 мая 2022 г. Но со сказочной фатализм , история возвращается на ночные городские улицы. Кристин М. Джонс, WSJ , 30 августа 2022 г. Мексиканская культура известна во всем мире своим фетишизмом смерти — я не первый турист, пришедший домой с магнитом на холодильник, на котором изображен человеческий череп, украшенный яркими цветами, — но не путайте очарование с фатализмом . Тимоти Ноа, 9 лет0035 Новая Республика , 22 апреля 2022 г. Узнать больше

Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «фатализм». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.

История слов

Первое известное использование

1678, в значении, определенном выше

Путешественник во времени

Первое известное использование фатализма было в 1678 г.

Посмотреть другие слова того же года фатальный

фатализм

фатальность

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись «Фатализм.»

Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/fatalism. По состоянию на 29 октября 2022 г.

Ссылка на копию

Детское определение

фатализм

фатализм ˈfāt-ᵊl-ˌiz-əm 

: убеждение или отношение к тому, что события заранее решаются силами, не зависящими от человека

фаталист

-əst

существительное

фаталистический

ˌfāt-ᵊl-ˈis-tik

имя прилагательное

фаталистически

-ti-k(ə-)lē

наречие

Еще от Merriam-Webster о

fatalism

Английский: Перевод fatalism для испаноговорящих

Последнее обновление: 6 октября 2022

Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи других определений и расширенный поиск — без рекламы!

Merriam-Webster без сокращений

КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Фатализм

Пожалуйста, поддержите миссию Нового Адвента и получите полное содержимое этого веб-сайта в виде мгновенной загрузки. Включает «Католическую энциклопедию», «Отцов церкви», «Сумму», Библию и многое другое всего за 19,99 долл. США…

Фатализм — это в целом точка зрения, согласно которой все события в мировой истории и, в частности, действия и события, которые составляют историю каждой отдельной жизни, определяются судьбой.

Теория принимает множество форм, или, скорее, ее существенная особенность предшествующей силы, жестко предопределяющей все явления, в той или иной форме входит во многие теории вселенной. Иногда в древнем мире судьба представлялась железной необходимостью в природе вещей, подавляющей и контролирующей волю и силу самих богов. Иногда это объясняли неумолимым указом богов, направляющих ход вселенной; иногда ее олицетворяли как то или иное божество, богиню или богинь судьбы. Их функция заключалась в том, чтобы гарантировать, что жребий, «доля» или часть каждого человека непременно достанутся ему.

Древний классический фатализм

Греческие трагики часто изображают человека беспомощным существом, ведомым судьбой. Иногда эта судьба — Немезида, которая преследует его из-за какого-нибудь преступления, совершенного его предками или им самим; в других случаях это должно компенсировать его чрезмерное везение, чтобы воспитать и смирить его. У Эсхила она носит характер безжалостной судьбы; у Софокла — главенствующей личной воли. И все же наиболее важной чертой является то, что будущая жизнь каждого индивидуума настолько строго предопределена во всех ее деталях предшествующим внешним фактором, что его собственная воля или желание не имеют силы изменить ход событий. Действие судьбы слепо, произвольно, безжалостно. Оно неумолимо движется вперед, производя самые страшные катастрофы, внушая нам чувство беспомощного ужаса и терзая наше нравственное чувство, если мы вообще решаемся на нравственное суждение. Фатализм в целом был склонен игнорировать непосредственные предпосылки и сосредоточиваться скорее на отдаленных и внешних причинах как на факторе, который каким-то образом формирует ход событий. Сократ и Платон считали, что человеческая воля обязательно определяется интеллектом. Хотя этот взгляд кажется несовместимым с учением о свободе воли, он не обязательно является фатализмом. Механическая теория Демокрита, объясняющая Вселенную как результат столкновения материальных атомов, логически налагает фатализм на человеческую волю. clinamen, или склонность к случайным отклонениям, которую Эпикур ввел в атомистическую теорию, хотя по существу является случайным фактором, по-видимому, воспринимались некоторыми как действие, мало чем отличающееся от формы судьбы. Стоики, которые были как пантеистами, так и материалистами, представляют нам очень глубокую форму фатализма. Для них ход вселенной является железной необходимостью. Нигде нет места случайности или непредвиденным обстоятельствам. Все изменения есть не что иное, как выражение неизменного закона. Существует вечно установленное провидение, управляющее миром, но оно во всех отношениях неизменно. Природа — это неразрывная цепь причин и следствий. Провидение — это скрытая причина, содержащаяся в цепи. Судьба или судьба есть внешнее выражение этого провидения или орудие, с помощью которого оно осуществляется. Благодаря этому предвидение будущего стало возможным для богов. Цицерон, который много писал об искусстве предсказания будущего, настаивает на том, что если есть боги, то должны быть и существа, способные предвидеть будущее. Следовательно, будущее должно быть определенным, а если и определенным, то необходимым. Но тогда возникает трудность: что толку от гадания, если искупительные жертвы и молитвы не могут предотвратить предопределенных зол? Всю силу логической трудности ощутил Цицерон, и хотя он замечает, что боги также могли предвидеть молитвы и жертвоприношения и включить их в качестве существенных условий в свои постановления, он не вполне определился с истинным решением. Важность, придаваемая этой проблеме фатализма в древнем мире, подтверждается большим количеством авторов, написавших трактаты «De Fato», например Хрисипп, Цицерон, Плутарх, Александр Афродисийский и различные христианские писатели вплоть до Средневековья.

Фатализм и христианство

С возникновением христианства вопрос о фатализме неизбежно принял новую форму. Языческий взгляд на внешнюю, неизбежную силу, принуждающую и контролирующую все действия, будь то человеческие или божественные, оказался в противоречии с концепцией свободного, личного, бесконечного Бога. Следовательно, некоторые из раннехристианских писателей были озабочены противодействием и опровержением теории судьбы. Но, с другой стороны, учение о личном Боге, обладающем безошибочным предвидением будущего и всемогуществом, регулирующим все события во Вселенной, усугубляло некоторые аспекты трудности. При этом главной чертой новой религии было значение принципа нравственной свободы и ответственности человека. Нравственность больше не представляется нам просто как желательное благо, к которому нужно стремиться. Оно доходит до нас в императивной форме как свод законов, исходящих от Властелина вселенной и требующих повиновения под строжайшими санкциями. Грех — тягчайшее из всех зол. Человек обязан подчиняться моральному закону; и он получит заслуженное наказание или награду в зависимости от того, насколько он нарушает или соблюдает этот закон. Но если это так, то человек должен иметь возможность нарушить или соблюдать закон. Кроме того, грех не может быть приписан всесвятому Богу. Следовательно, свобода воли является центральным фактом в христианской концепции человеческой жизни; и все, что кажется противоречащим этому, должно быть как-то примирено с этим. Таким образом, языческая проблема фатализма становится в христианской теологии проблемой Божественного предопределения и гармонизации Божественного предвидения и промысла с человеческой свободой. ( См. СВОБОДА ВОЛИ; ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ; ПРОВИДЕНЦИЯ.)

Мусульманский фатализм

Мусульманское представление о Боге и Его управлении миром, настаивание на Его единстве и абсолютности метода этого правила, а также восточная тенденция принижать индивидуальность человека — все это было благоприятствует развитию теории предопределения, приближающейся к фатализму. Следовательно, хотя среди мусульманских учителей и были защитники свободы воли, тем не менее среди последователей Пророка наиболее широко преобладало ортодоксальное мнение, согласно которому все добрые и злые действия и события происходят по вечным постановлениям Бога, которые было записано от вечности на предписанной таблице. Вера верующего и все его добрые дела были предопределены и одобрены, в то время как злые дела нечестивых, хотя и предопределены аналогичным образом, не были одобрены. Некоторые мусульманские врачи стремились согласовать эту фаталистическую теорию с ответственностью человека, но восточное настроение в целом с легкостью принимало фаталистическое изложение веры; и некоторые из их авторов апеллировали к этому давно минувшему предопределению и лишению свободы выбора как к оправданию отрицания личной ответственности. В то время как вера в предопределенность жребия делала мусульманские народы вялыми и ленивыми по отношению к обычным сферам жизни, она развила безрассудство перед лицом опасности, которое оказалось ценным элементом воинственного характера народа.

Современный фатализм

Реформаторы шестнадцатого века учили учению о предопределении, если оно вообще было менее жестким, чем мусульманский фатализм. (См. КАЛЬВИН; ЛЮТЕР; СВОБОДА ВОЛИ.) С новым отходом в философии и ее отделением от теологии со времен Декарта древнее языческое представление о внешней судьбе, которое устарело, сменилось или трансформировалось в теорию Потребность. Изучение физики, возрастающее познание господства единого закона в мире, а также возврат к натурализму, инициированный крайними представителями Возрождения, стимулировали рост рационализма в XVII-XVIII вв. и привели к популяризации старых возражений против свободы воли. Определенные элементы в механистической философии Декарта и в окказионализме его системы, которую развили его последователи Мальбранш и Гелинекс, сводящие все реальное действие к Богу, явно тяготеют к фаталистическому взгляду на вселенную.

Современный пантеистический фатализм

Пантеистический нецессарианство Спинозы, однако, является, возможно, самой откровенной и самой жесткой формой фатализма, за которую выступает любой ведущий современный философ. Исходя из идеи субстанции, которую он определяет таким образом, что она может быть только одна, он геометрическим образом выводит из этого понятия все формы бытия во вселенной. Эта субстанция должна быть бесконечной. Он обязательно эволюционирует через бесконечное число атрибутов в бесконечность модусов. Кажущиеся индивидуальными и независимыми существами мира, умами и телами, являются просто этими модусами бесконечной субстанции. Весь мировой процесс действий и событий строго необходим в каждой детали; представления о случайности, о возможных существах, отличных от существующих, чисто иллюзорны. Невозможно ничего, кроме того, что есть на самом деле. Ни у Бога, ни у человека нет свободы воли. Человеческие волеизъявления и решения вытекают с такой же неумолимой необходимостью из человеческой природы, как геометрические свойства из понятия треугольника. Критики Спинозы поспешили указать, что с этой точки зрения человек больше не несет ответственности, если он совершает преступление, и не заслуживает похвалы в воздаяние за свои добрые дела, и что Бог является виновником греха. Единственным ответом Спинозы было то, что награды и наказания по-прежнему используются в качестве мотивов, что зло есть просто ограничение и, следовательно, не реально, и что все, что реально, есть добро. Порок, однако, считает он, так же неприемлем, как боль или физическое развращение. Те же фаталистические последствия для морали логически связаны с различными формами современного пантеистического монизма.

Современный материалистический фатализм

Современный материализм, исходя из представления о материи как единственной первопричине всех вещей, пытается разработать чисто механическую теорию Вселенной, в которой ее содержание и ход ее эволюции являются всем необходимым результат первоначального сочетания материальных частиц вместе с их химическими и физическими свойствами и законами их действия. Более решительные сторонники механической теории, такие как Клиффорд и Хаксли, откровенно признают логические следствия этой доктрины, согласно которой разум не может воздействовать на материю, и учат, что человек есть «сознательный автомат» и что мысли и воля не оказывают реального влияния на материю. движения материальных объектов в современном мире. Психические состояния являются просто побочными продуктами материальных изменений, но никоим образом не модифицируют последние. Они также описываются как субъективные аспекты нервных процессов и как эпифеномены, но, как бы они ни понимались, последователи материалистической школы обязательно считают их неспособными вмешиваться в движение материи или каким-либо образом входить в качестве действующих причин в мир. цепь событий, составляющих физическую историю мира. Эта позиция в некотором роде более крайняя, чем древний языческий фатализм. Ибо, в то время как более ранние писатели учили, что события человеческой жизни и судьбы неумолимо регулируются подавляющей силой, против которой бесполезно, как и невозможно бороться, они обычно придерживались здравого смысла мнения, что наши хотения действительно управляют нашими непосредственными действиями. , хотя наша судьба в любом случае будет реализована. Но ученый-материалист логически склонен к выводу, что, хотя весь ряд наших психических состояний жестко связан с нервными изменениями организма, которые все были неумолимо предопределены исходным расположением материальных частиц вселенной, эти психические сами по себе состояния никоим образом не могут изменить ход событий или повлиять на движение отдельной молекулы материи.

Опровержение фатализма всех типов заключается в абсурдных и невероятных последствиях, которые все они влекут за собой.

(1) Древний фатализм предполагал, что события определяются независимо от их непосредственных причин. Он отрицал свободную волю или то, что свободная воля может влиять на ход нашей жизни. Логически это разрушало основу морали.

(2) Фатализм, основанный на Божественных постановлениях (а) сделал человека безответственным за свои действия и (б) сделал Бога виновником греха.

(3) Фатализм материалистической науки не только уничтожает мораль, но и, логически обоснованный, требует веры в то невероятное положение, что мысли и чувства человечества не имели реального влияния на человеческую историю

Милль различал: (а) Чистый или восточный фатализм, который, по его словам, утверждает, что наши действия не зависят от наших желаний, но подчиняются высшей силе; (б) модифицированный фатализм, который учит, что наши действия определяются нашей волей, а наша воля – нашим характером и мотивами, действующими на нас, – однако характер наш нам дан, (в) – наконец, детерминизм, который, согласно ему, утверждает, что не только наше поведение, но и наш характер подчиняется нашей воле и что мы можем улучшить свой характер. В обеих формах фатализма, заключает он, человек не несет ответственности за свои действия. Но логически в детерминистской теории, если мы проанализируем ситуацию, мы придем к точно такому же заключению. Ибо воля к совершенствованию нашего характера не может возникнуть иначе, как как необходимый результат прежнего характера и нынешних мотивов. На практике может существовать различие между поведением так называемого фаталиста, который будет склонен утверждать, что, поскольку его будущее всегда жестко предопределено, нет смысла пытаться его изменить, и поведением детерминиста, который может отстаивать усиление добрых мотивов. Однако в строгой последовательности, поскольку детерминизм отрицает реальную инициативную причинность индивидуального человеческого разума, непротиворечивый взгляд на жизнь и мораль должен быть совершенно одинаковым для детерминиста и самого крайнего фаталиста (см. ДЕТЕРМИНИЗМ).

Об этой странице

Цитата APA. Махер, М. (1909). Фатализм.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *