Фетешизм: ФЕТИШИЗМ — это… Что такое ФЕТИШИЗМ?
причины, симптомы, диагностика и лечение
Фетишизм – это тип сексуального поведения, при котором половое влечение возникает и развивается во время контакта с неодушевленным объектом. В качестве сексуальных фетишей выступают предметы одежды и быта, обувь, выделения и части тела человека, свое тело. Контакт, провоцирующий возбуждение, может быть визуальным, тактильным, обонятельным. Фетишизм подразделяется на приемлемый, как вариант нормального полового поведения, и патологический – искажающий сексуальные отношения, опасный для здоровья партнеров. Диагностика проводится психиатром, психотерапевтом, сексологом с помощью клинической беседы. Лечение основано на когнитивно-бихевиоральной и психоаналитической психотерапии.
Общие сведения
Синонимы и разновидности сексуального фетишизма – сексуальный идолизм, сексуальный парциализм, ретифизм. Слово «фетиш» в переводе с французского означает «идол, талисман, амулет». Изначально фетишизм рассматривался в контексте религиозных и антропологических учений. В конце XIX века психологи впервые использовали этот термин для описания сексуальной патологии, при которой возбуждение наступает при взаимодействии с определенными неодушевленными предметами.
В настоящее время к парафилиям относится фетишизм, который включает неприемлемые и препятствующие нормальной половой жизни действия. Патологическими формами фетишизма чаще страдают мужчины. Данных о распространенности расстройства нет, так как многие случаи остаются недиагностированными.
Фетишизм
Причины фетишизма
Факторы, способствующие развитию фетишизма, до конца не установлены. Исследователи сходятся во мнении, что решающее значение имеет сексуальный опыт и эмоционально-личностные особенности человека. Актуальным остается вопрос нейробиологической предрасположенности. Среди предполагаемых причин расстройства наиболее вероятны следующие:
- Нарушения психосексуального развития. Случайная ассоциация объекта и эмоционального возбуждения в детском возрасте закрепляется, переносится во взрослую половую жизнь. Пример: открытое кормление младшего ребенка грудью формирует у старшего образ женской груди как фетиша.
- Ранние половые связи. Объекты, присутствовавшие при первом сексуальном акте, сопровождающемся яркими переживаниями (страхом, стыдом, возбуждением), становятся источником полового удовлетворения. В дальнейшем для достижения удовольствия человек нуждается в наличии стимулов из раннего опыта.
- Низкий порог сексуальной возбудимости. Нейрофизиологические исследования выявили способность некоторых детей к переживанию ярких сексуальных ощущений в раннем возрасте. Вероятность ассоциативного опыта в подобных случаях увеличивается.
Патогенез
В основе фетишизма лежит процесс научения. Выделено два наиболее вероятных способа формирования такого поведения: оперантное обусловливание и импринтинг. При оперантном научении неоднократное сочетание нейтрального раздражителя (элемента одежды, обуви, предмета быта) с безусловным – вызывающим нормальное сексуальное желание (обнаженное тело мужчины/женщины), формирует новую положительную реакцию. Половое возбуждение переносится с безусловного раздражителя на нейтральный.
Пример: мужчина испытывает сексуальное влечение, желание к женщине, которая носит сапоги на каблуках, через некоторое время обувь с каблуком превращается в обязательное условие для ощущения удовольствия, может стать единственным необходимым объектом. При импринтинге происходит непроизвольное запечатление объектов в определенные периоды сексуального развития. Повторение и закрепление связи фетиша и полового возбуждения не требуется. Обычно импринтинг наблюдается в ранние годы – до 3-5 лет (в период формирования сексуальных предпочтений).
Классификация
По выраженности и характеру проявлений фетишизм бывает патологическим (отклоняющимся) и допустимым сексуальным поведением. Классификация на основании объектов влечения очень обширна – любой предмет, часть тела, особенность поведения может приобрести свойства фетиша. К наиболее распространенным, известным формам расстройства относятся:
1. Бельевой фетишизм. Возбуждение и удовлетворение связаны с одеждой и обувью.
- Фетишистский трансвестизм. Переодевание в предметы гардероба (обувь, одежду, аксессуары) противоположного пола.
- Цисвестизм. Фетиш – одежда, обозначающая другую возрастную группу, социальную принадлежность, профессию.
- Гомесвестизм. Используется одежда человека того же пола, являющегося объектом желания.
2. Физический фетишизм. Влечение связано с внешними характеристиками партнера.
- Нарциссизм. Фетишем выступает собственное тело или его отдельные части.
- Аутомоносексуализм. Возбуждение от своего тела и отождествление его с телом другого лица.
- Гетерохромофилия. Фетиш – партнер, имеющий другой оттенок или цвет кожи.
- Апотемнофилия. Наличие физического уродства, ампутированной конечности, протеза у партнера является условием возбуждения.
3. Предметный фетишизм. Удовольствие, возбуждение связаны с предметами быта, искусства, орудиями труда.
- Ретифизм. Фетишами становятся кожаные изделия.
- Пигмалионизм.
- Порнографомания. Сексуальные переживания вызываются просмотром порнографической продукции (фильмов, фотографий, рисунков).
4. Экскрементофилия. В роли фетиша выступают человеческие выделения (моча, кал, пот, менструальная кровь, слюна).
Симптомы фетишизма
Одежда и обувь – самые частые предметы фетиша. У мужчин возбуждение провоцируется нижним бельем, чулками, колготками, обувью на каблуке. Среди представителей обоих полов распространенным фетишем является униформа – белый халат, форма официанта, полицейского, военного. Иногда важным становится внешний вид объекта или его запах – используется ношеная, нестиранная одежда.
К фетишным частям тела относятся волосы (женские длинные на голове, мужские на груди, лобке), женская грудь, ступни, особенности половых органов, измененное тело (например, живот беременных, ампутированная конечность). Фетишизм реализуется не только через визуальный контакт. Зачастую человек стремится к совершению определенных действий с объектом вожделения: сжимает, кусает, гладит, нюхает, лижет, ест или пьет, мастурбирует на него. Возбуждение возникает как при непосредственном контакте, так и в фантазиях.
Осложнения
Тяжелые формы фетишизма нарушают нормальную сексуальную активность пациентов – при половом контакте роль партнера упрощается, удовлетворение чаще носит односторонний характер. Существуют формы расстройства, опасные для психики, жизни и здоровья больного, окружающих людей. Например, когда влечение формируется к детской одежде, игрушкам, и фетишист совершает действия сексуального характера на глазах у детей. Другой вариант – влечение к людям с инвалидностью и принуждение их к половому акту. В таких случаях фетишизм становится причиной общественного осуждения, социальной дезадаптации, судебных разбирательств.
Диагностика
Расстройства полового предпочтения диагностируются врачом-психиатром, сексопатологом, психотерапевтом. За профессиональной помощью обращаются больные с тяжелыми симптомами фетишизма, когда сексуальные действия не поддаются контролю, причиняют страдания, нарушают семейную жизнь. Обследование проводится клиническим методом. Для правильной постановки диагноза важно установление доверительного контакта между врачом и пациентом. К ключевым признакам фетишизма относятся:
- Наличие фетиша. Больные нуждаются в контакте (фантазиях) с не живым объектом или частью тела для переживания полового удовольствия. Другие способы достижения оргазма не используются.
- Продолжительность симптомов. Фетишистское влечение наблюдается в течение 6 месяцев и дольше. Существует определенная периодичность, чаще всего совпадающая с периодичностью сексуальных контактов.
- Тотальность. Влияние фетиша постепенно возрастает. Объект становится основным условием, необходимым для получения удовольствия при сексуальном контакте.
- Неконтролируемость. Действия и фантазии носят навязчивый характер: возникают внезапно, не могут быть навсегда прекращены усилиями воли. Они препятствуют осуществлению выбора, совершению традиционного полового акта.
Лечение фетишизма
Лечение проводится методами психотерапии, ключевую роль играет мотивация пациента, его готовность меняться. Фетишизм с трудом поддается коррекции, потому что среди обратившихся к врачу людей большинство желает убедиться в том, что их сексуальные предпочтения нормальны. Реальное стремление изменить объект влечения (с фетиша на партнера) возникает в единичных случаях. Применяются следующие методы лечения:
- Группы поддержки. Групповые встречи позволяют справиться с эмоциональными проблемами, вызванными самообвинением, осуждением со стороны партнера, страхом своей «ненормальности». Общение, совместное выполнение упражнений повышает мотивацию пациентов, веру в успешность лечения.
- Медикаментозная терапия. При выраженных проявлениях, социально-опасных формах фетишизма, недостаточной мотивации больного (например, при принудительном лечении) используются лекарства, снижающие либидо. Назначаются гормональные препараты, гипотензивные и седативные средства.
Прогноз и профилактика
Мнения врачей относительно прогноза фетишизма различаются. Эффективность терапии зависит от выраженности расстройства и мотивации пациента к выздоровлению. Благоприятный исход вероятен, когда больной принимает факт наличия заболевания, стремится восстановить сексуальную жизнь. Специфическая профилактика фетишизма не разработана. Для снижения риска развития расстройства стоит уделить внимание психосексуальному воспитанию детей и подростков: своевременно (в соответствии с возрастом) отвечать на возникающие вопросы, обучать правилам интимной гигиены, с раннего возраста грамотно вводить культуру обнаженного тела.
Сексуальный фетишизм — Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Фетишизм.Сексуа́льный фетиши́зм (от секс и фетиш — идолизм, сексуальный символизм, сексуальный парциализм) — разновидность сексуального поведения, при котором источником и стимулом для полового влечения становятся неодушевлённые предметы: одежда, обувь, вещи, сделанные из определённого материала и т. д.[1]
Фетишизм в сексологии
Фетишизм всегда был достаточно распространённым явлением. Ввиду этого необходимо различать случаи, когда фетишизм является приемлемым с социальной и медицинской точки зрения, и когда он является патологией.
С точки зрения современной медицины, заболеванием (относящимся к категории расстройств сексуального предпочтения — парафилий, код МКБ-10 F65.0) считаются лишь случаи, когда фантазии, связанные с фетишизмом, вызывают у человека неодолимое стремление совершать неприемлемые для него действия, становятся препятствием для нормальной половой жизни и причиняют страдания[1].
Обычно считается, что фетишизмом страдают в основном мужчины, однако Г. Б. Дерягин указывает на достаточно большую частоту проявлений фетишизма у женщин, называя такие распространённые женские фетиши, как развитая мускулатура, оволосение на теле мужчины
Фетишизм сексуальный тесно связан с фетишизмом религиозным или суеверным, хотя и имеет от него определённые отличия. Крафт-Эбинг писал[3]:
Индивидуальное почитание фетиша, доходящее до форменного культа, обозначают именем фетишизма. Это психологически интересное явление объясняется эмпирически ассоциативным законом, отношением частного представления к общему, причём, однако, существенным моментом является индивидуально своеобразная окраска частного представления в смысле чувственного наслаждения; наблюдается оно преимущественно в двух родственных психических областях: в сфере религиозных и в сфере эротических ощущений и представлений.
Религиозный фетишизм имеет другое отношение и значение, чем половой, поскольку он находил и находит свои первоначальные мотивы в убеждении, что предмет, являющийся фетишем, или изображение Божье обладает божественными свойствами, а не представляет только чувственный образ, или поскольку фетишу суеверным образом приписываются особые свойства: чудотворные (реликвии) или предохраняющие (амулеты). Иное дело — эротический фетишизм, психологическая мотивировка которого заключается в том, что фетишем становятся физические или также духовные свойства лица, мало того — даже просто предметы обихода и т. п., причём они каждый раз пробуждают могучие ассоциативные представления о самой личности и сверх того всегда окрашиваются живым чувственным ощущением. Аналогия с религиозным фетишизмом выражается во всяком случае постольку, поскольку и при этом последнем, в зависимости от обстоятельств, фетишами становятся довольно незначительные предметы (ногти, волосы и т. п.) и связываются с чувствами, доходящими до экстаза.
И сексуальный, и религиозный фетишизм в некоторых случаях могут приводить к совершению жестоких, нередко противоправных действий.
Известны также случаи обратного фетишизму явления: антифетишизма, когда определённый элемент внешности, поведения или вещь становится подавляющим фактором для полового влечения[4].
Фетиши
Бельевой фетишизм Памперсный фетишизмВ качестве сексуальных фетишей могут выступать объекты самого различного характера: это могут быть предметы одежды, части человеческого тела, предметы и животные, особенности поведения, внешности, походки и т. д.; можно сказать, что у каждого фетишиста есть свой, уникальный обожаемый им предмет, иногда неожиданный и оригинальный.[5] Наиболее часто роль фетиша играют следующие объекты:
- Одежда и обувь
- Фетишизируются предметы, имеющие отношение к лицам противоположного или того же пола (в зависимости от сексуальной ориентации). Обычными фетишами мужчин являются, например, нижнее бельё, чулки, колготки, бюстгальтеры, обувь, униформа, существует особая фетиш-мода. Этот вид фетишизма может сопровождаться переодеванием в одежду противоположного пола, в этом случае имеет место фетишистский трансвестизм. В Японии фетишизм стал формой заработка, связанной с секс-индустрией; молодыми девушками практикуется продажа ношенного, не стиранного белья, которое упаковывается в герметичные пакеты и отправляется в специальные магазины, где его покупают фетишисты.
- По данным исследований Г. Б. Дерягина, бельевой фетишизм был выявлен у 3,5 % студентов и 2,4 % студенток высших учебных заведений.[5]
- Части тела
- Иногда особенной привлекательностью для фетишиста обладают части человеческого тела, такие, как волосы, молочные железы, ступни и ноги. Фетишизироваться могут особенности строения половых органов, детали внешности, аномалии человеческого тела, состояние беременности. В роли фетиша может выступать также фотография интересующих объектов.
- Объекты живой природы
- Некоторыми сексологами (Г. Б. Дерягин) относятся к разновидностям фетишизма влечения к предметам животного (зоофилия) или растительного мира (дендрофилия), к неполовозрелому телу и детскому образу поведения (педофилия). В МКБ-10 эти расстройства выделены в самостоятельные классификационные единицы.
- Социальные ситуации
- Адулт Бейби — Социальная позиция ребёнка, или бытие ребёнком.[6]
Фетишист обычно испытывает сильное стремление к обладанию тем предметом, к которому испытывает влечение. Если влечение достигает патологического уровня, то могут использоваться и неправомерные способы завладения им, в том числе кражи и даже убийства, сопровождающиеся изъятием предметов одежды и частей тела жертвы[7][8]. Нередко у фетишиста скапливаются целые коллекции подобных предметов, которые он использует для получения сексуальной разрядки.
Предметы фетишизма могут использоваться различными способами: фетишист может их рассматривать, трогать, нюхать, одеваться в них, использовать в качестве «украшения» интерьера, прикладывать к половым органам, мастурбировать на них, укладывать с собой в постель, поедать, целовать, облизывать и т. д.[4]
Формирование фетишизма
Условно-рефлекторное научение
Один эксперимент показал, что у мужчин после неоднократного сочетания нейтрального раздражителя (женские сапоги) с безусловным (обнажённые женщины) появляется сексуальное возбуждение от женских сапог в отсутствии обнажённых женщин.[9] Путём классического обусловливания также было выработано фетишистское поведение у японских перепелов. В качестве нейтрального раздражителя выступал объект из махрового материала, безусловного — возможность вступления в копулятивную активность с самкой. Однако устойчивое фетишистское поведение выработалось только у тех японских перепелов, которые копулировали с махровым объектом. Авторы исследования сделали вывод, что копуляция с неодушевлённым объектом сама по себе является формой подкрепления сексуальной реакции на него.[10]В одном исследовании было показано, что у мужчин при повторении однотипных сексуальных стимулов происходит угасание сексуальной реакции на них, что связано с явлением габитуации. Авторы исследования предположили, что любые попытки увеличить сексуальное возбуждение путём классического обусловливания будут нейтрализованы габитуацией. Кроме того, ими был сделан вывод, что для построения теории развития сексуальных предпочтений на основании условно-рефлекторного научения необходимо учитывать не только классическое обусловливание, но и габитуацию.[11] Однако в связи с недостатком исследований явления классического обусловливания сексуального возбуждения и его габитуации, особенно у людей в критический период психосексуального онтогенеза, такая теория отсутствует.
И изучение 2015 в подсчитанных членов дискуссионных групп со словом «фетиша» в названии. Из групп о частях тела 81,5% женщины, 47% принадлежали к группам и сексуального возбуждения, 78,2% по отношению к мужчинам, 51,7% о груди (груди фетишизма).[12][13] Другое исследование показало, что 28 % мужчин и 11 % женщин сообщили о фетишистском возбуждении (в том числе ноги, «тканей и предметов», таких как обувь, перчатки , «или плюшевых игрушек»).[14]
Импринтинг
Половой импринтинг как специфическая форма научения, характеризующаяся необратимостью и не требующая подкрепления, происходит у животных в критический период их жизни. Например, у цыплят критический период для полового импринтинга — с 31 суток жизни до 45. В результате этой формы научения происходит, как правило, формирование биологически функциональных сексуальных предпочтений к особям противоположного пола своего вида, но иногда могут импринтинговаться особи другого вида и даже неодушевлённые объекты.[15] Существует немного исследований, доказывающих роль импринтинга в формировании сексуальных предпочтений у человека. Например, одно из них, проведённое шведскими учёными, показало, что фетиш на грудное вскармливание и беременность чаще встречается у старших братьев, а не у младших, то есть у тех, кто чаще видел свою мать беременной и кормящей в ранние годы жизни (до 5 лет). Эти данные косвенно указывают на существование критического периода в формировании сексуальных предпочтений у человека.[16]
Нейробиологические факторы
Индийский невролог Виле́йанур С. Рама́чандран считает, что фут-фетишизм связан с нейронными связями между областью мозга, ответственной за чувствительность стопы, и областью, ответственной за чувствительность гениталий.[17]
Возможно сочетание нейробиологических и психологических (импринтинг) факторов в формировании фетишизма. Например, российский сексолог Бейлькин отмечает, что фетишисты страдают в детстве так называемым синдромом низкого порога сексуальной возбудимости, вызванного влиянием различных вредностей в период внутриутробного развития. Такие дети способны очень рано (задолго до пубертата) испытывать оргазмы. Первые ранние сексуальные опыты таких детей закрепляются по типу импринтинга.[18]
На сегодняшний день существует недостаток эмпирических исследований, доказывающих определяющую роль в формировании фетишизма нейробиологических факторов. Одно из таких редких исследований было проведено английскими учёными. У фетишистов было выявлено большее число старших братьев, большее соотношение длин второго пальца кисти к четвёртому (это является индикатором повышенного уровня влияния эстрогена на плод), чем у мужчин контрольной группы, также среди фетишистов больший процент левшей. Эти данные позволили английским учёным предположить, что пертурбации внутриутробного развития являются первопричиной в формировании аномальных сексуальных предпочтений.[19]
Терапия
Лечение осуществляется по желанию пациента, обычно с помощью психоанализа или когнитивной психотерапии.
Разновидности фетишизма
Разновидностей фетишизма известно крайне много, поскольку, как было сказано выше, круг фетишизируемых объектов практически неисчерпаем. Однако лишь немногие из них способны доходить до уровня сексуальной патологии.
Некоторые виды фетишизма могут иметь судебно-медицинское и правовое значение, поскольку сопряжены с опасностью для здоровья лица или возможностью совершения им противоправных действий. К их числу можно отнести, например, нарциссизм, апотемнофилию и некрофилию[20].
Другие же, как правило, относительно безобидны, вмешательство психологов и психиатров для их коррекции требуется лишь в случае, если сам пациент считает свои влечения ненормальными и они причиняют ему страдания.
См. также
Примечания
- ↑ 1 2 Дерягин Г. Б. Криминальная сексология. Курс лекций для юридических факультетов. М., 2008. С. 86. ISBN 978-5-93004-274-0.
- ↑ Дерягин Г. Б. Криминальная сексология. Курс лекций для юридических факультетов. М., 2008. С. 126. ISBN 978-5-93004-274-0.
- ↑ Крафт-Эбинг Р. ф.-К. Половая психопатия (1886)
- ↑ 1 2 Дерягин Г. Б. Криминальная сексология. Курс лекций для юридических факультетов. М., 2008. С. 128. ISBN 978-5-93004-274-0.
- ↑ 1 2 Дерягин Г. Б. Криминальная сексология. Курс лекций для юридических факультетов. М., 2008. С. 127. ISBN 978-5-93004-274-0.
- ↑ http://ajp.psychiatryonline.org/doi/full/10.1176/appi.ajp.160.11.1932
- ↑ Дерягин Г. Б. Криминальная сексология. Курс лекций для юридических факультетов. М., 2008. С. 127—128. ISBN 978-5-93004-274-0.
- ↑ Дэвид Рассел Уильямс, канадский серийный убийца, насильник и фетишист
- ↑ Rachman, S., and Hodgson, R. J.(1968) Experimentally-induced sexual fetishism: Replication and development. Psychological Record, 18, 25-27
- ↑ Köksal F, Domjan M, Kurt A, Sertel O, Orüng S, Bowers R, Kumru G An animal model of fetishism
- ↑ Martin L. Lalumière‚ Vernon L. Quinsey Pavlovian Conditioning of Sexual Interests in Human Males.
- ↑ Bosom buddies: A brief look at breast fetishism. WordPress.com.
- ↑ Joyal, C. C., Cossette, A., & Lapierre, V. (2014). «What Exactly Is an Unusual Sexual Fantasy?». The Journal of Sexual Medicine 12 (2): 328–340. DOI:10.1111/jsm.12734.
- ↑ Dawson, S. J., Bannerman, B. A., & Lalumière, M. L. (2014). «Paraphilic interests: An examination of sex differences in a nonclinical sample». Sexual Abuse: A Journal of Research and Treatment.
- ↑ Aronsson, Hanna Sexual imprinting and fetishism: an evolutionary hypothesis
- ↑ Enquist M, Aronsson H, Ghirlanda S, Jansson L, Jannini EA Exposure to mother’s pregnancy and lactation in infancy is associated with sexual attraction to pregnancy and lactation in adulthood
- ↑ True/Slant
- ↑ Бейлькин Михаил Меерович Низкий порог сексуальной возбудимости и импринтинг
- ↑ Rahman Q, Symeonides DJ Neurodevelopmental correlates of paraphilic sexual interests in men
- ↑ Дерягин Г. Б. Криминальная сексология. Курс лекций для юридических факультетов. М., 2008. С. 128—144. ISBN 978-5-93004-274-0.
Литература
- Бине А. О фетишизме в любви (1887)
- Фрейд З. Три очерка по теории сексуальности (1905)
- Фрейд З. Фетишизм (1927)
У каждого из нас есть свои любимые предметы обихода или какие-то пристрастия, которые кажутся окружающим странными и непонятными. Кто-то собирает фантики от конфет, умиляется фотографиям котят в корзинке или страстно любит насекомых. Такие пристрастия помогают справиться со стрессом, улучшить отношения и никак не влияют на психическое состояние человека. А вот фетишизм – официально признан психическим расстройством, которое может потребовать госпитализации и лечения. Представить себе, что такое фетишизм, психически здоровым людям достаточно сложно, также как и понять, что для фетишиста – предмет его поклонения действительно важен. Давайте попробуем рассмотреть этот феномен с точки зрения психологии, без навязанных стереотипов и домыслов.
Содержание статьи:
Что такое фетишизм
Фетишизм (идолизм, символизм) – особое внимание, придание особого значения каким-либо предметам или личностям. Наиболее распространен сексуальный фетишизм – сексуальное влечение к предметам одежды или частям тела человека.
Исторически фетишизм считают одной из ранних форм религии, когда особое, сакральное значение придавалось определенным предметам – статуи, предметы одежды и так далее. Религиозный фетишизм не считается чем-то патологическим, большинство верующих вообще отрицает наличие подобного феномена. Поэтому сегодня фетишизмом называют психическое отклонение, при котором больной испытывает необъяснимую страсть, в том числе и сексуальную, к разнообразным предметам.
Подобное отношение к частям тела, одежды или другим предметам вызывает у большинства недоумение, переходящее в брезгливость или даже агрессию. Для кого-то такое поведение кажется неуместным, для других – это сексуальное расстройство, требующее лечение. Но большинство относится к фетишистам достаточно терпимо – пока они не нарушают общепринятых правил и не выставляют свои пристрастия на всеобщее обозрение. Поборников нравственности, как правило, возмущает перенесение сексуальных чувств с общепринятых объектов на предметы, абсолютно неподходящие: женское белье, колготки или пальцы на ногах. Конечно, если говорить о морально-нравственном аспекте, это действительно ненормально, но насколько опасны фетишисты для общества и как относится к этому расстройству официальная медицина и органы правопорядка?
Фетишизм – это психопатологическое расстройство, которое внесено в Международную классификацию болезней, как психическое расстройство и расстройство поведения. Но, признавая фетишизм психическим отклонением, врачи не настаивают на немедленном лечении. По мнению специалистов, если это расстройство не причиняет вреда самому больному и окружающим его людям, не влияет на качество жизни и не вызывает проблем с социализацией, то оно относительно «безопасно» и в такой ситуации необходим только контроль и наблюдение за пациентом. Юридически, больному с фетишизмом также нечего «предъявить» — до тех пор, пока он не нарушит существующие законы и не присвоит чужую собственность или покусится на личность и свободу окружающих.
Считается, что фетишизм – это «мужское» расстройство, но, на самом деле, количество больных женского пола ненамного меньше. Просто женщины, как правило, лучше контролируют свое поведение, их пристрастия носят более «приличный» характер и не вызывают такого возмущения общественности.
Причины возникновения и проявления фетишизма могут сильно отличаться. Точные причины развития расстройства до сих пор не известны. Считается, что предрасположенность к фетишизму, как и к другим психическим и поведенческим расстройствам, передается генетически – у людей, родственники которых страдали от психических заболеваний, риск развития поведенческих расстройств в несколько раз выше. Также большое значение имеют психологические травмы, особенности воспитания и принятия в детском возрасте. Есть мнения, что фетишизм развивается, когда у ребенка не формируется «правильная» привязанность, он не чувствует любви окружающих его людей и у него нарушается или не формируется навык взаимодействия с объектами влечения: материнской грудью, родителями и так далее.
Виды фетишизма
Существует множество разновидностей расстройства. Их разделяют в зависимости от вида фетиша. Что такое фетиш? Это объект поклонения и влечения больного. Самый распространенный — сексуальный фетишизм, который проявляется ярко выраженным влечением к определенным предметам, получением сексуального удовольствия от контакта с ним. Большинство видов фетишизма связано именно с удовлетворением именно этой базовой потребности, реже встречается денежный или правовой фетишизм. В таких ситуациях для людей особое значение принимают деньги, денежные средства или законодательные акты (правила поведения, которые обеспечиваются законами). Придание чрезмерного значения этим или другим объектам также является симптомом психического расстройства – менее выраженного, чем при других видах фетишизма, но тоже заметного.
Основные виды фетишизма:
- К частям тела – самые частые фетиши это: грудь, ягодицы, ступни, волосы, пальцы и так далее.
- Предметы одежды, принадлежащие определенному человеку – это может быть белье, колготки, носки или другие предметы.
- Пристрастие к запахам – нравиться может любой запах, но обычно привлекают запахи человеческого тела и физиологических процессов.
- Апотемнофилия – сексуальное возбуждение вызывает вид физического недостатка или уродства.
- Пигмалионизм – удовольствие человек получает при виде или обладании картин, статуй, фотографий с изображением человеческого тела.
Существует фетишизм практически к любым предметам или действиям. Например, меховой фетишизм, фетишизм к вуйаеризму и так далее.
Борьба с фетишем
Бороться с фетишизмом достаточно сложно. Больные нередко испытывают сложности при общении с противоположным полом и могут получать сексуальное удовлетворение только при контакте с фетишем. При попытках нарушить эту «связь» у больных развивается не только сексуальное неудовлетворение, но и чувство вины или депрессия.
Справиться с фетишизмом помогает поведенческая и когнитивная психотерапия, а также прием антидепрессантов.
Сексуальный фетишизм — Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Фетишизм.Сексуа́льный фетиши́зм (от секс и фетиш — идолизм, сексуальный символизм, сексуальный парциализм) — разновидность сексуального поведения, при котором источником и стимулом для полового влечения становятся неодушевлённые предметы: одежда, обувь, вещи, сделанные из определённого материала и т. д.[1]
Фетишизм в сексологии
Фетишизм всегда был достаточно распространённым явлением. Ввиду этого необходимо различать случаи, когда фетишизм является приемлемым с социальной и медицинской точки зрения, и когда он является патологией.
С точки зрения современной медицины, заболеванием (относящимся к категории расстройств сексуального предпочтения — парафилий, код МКБ-10 F65.0) считаются лишь случаи, когда фантазии, связанные с фетишизмом, вызывают у человека неодолимое стремление совершать неприемлемые для него действия, становятся препятствием для нормальной половой жизни и причиняют страдания[1].
Обычно считается, что фетишизмом страдают в основном мужчины, однако Г. Б. Дерягин указывает на достаточно большую частоту проявлений фетишизма у женщин, называя такие распространённые женские фетиши, как развитая мускулатура, оволосение на теле мужчины[2].
Фетишизм сексуальный тесно связан с фетишизмом религиозным или суеверным, хотя и имеет от него определённые отличия. Крафт-Эбинг писал[3]:
Индивидуальное почитание фетиша, доходящее до форменного культа, обозначают именем фетишизма. Это психологически интересное явление объясняется эмпирически ассоциативным законом, отношением частного представления к общему, причём, однако, существенным моментом является индивидуально своеобразная окраска частного представления в смысле чувственного наслаждения; наблюдается оно преимущественно в двух родственных психических областях: в сфере религиозных и в сфере эротических ощущений и представлений. Религиозный фетишизм имеет другое отношение и значение, чем половой, поскольку он находил и находит свои первоначальные мотивы в убеждении, что предмет, являющийся фетишем, или изображение Божье обладает божественными свойствами, а не представляет только чувственный образ, или поскольку фетишу суеверным образом приписываются особые свойства: чудотворные (реликвии) или предохраняющие (амулеты).
Иное дело — эротический фетишизм, психологическая мотивировка которого заключается в том, что фетишем становятся физические или также духовные свойства лица, мало того — даже просто предметы обихода и т. п., причём они каждый раз пробуждают могучие ассоциативные представления о самой личности и сверх того всегда окрашиваются живым чувственным ощущением. Аналогия с религиозным фетишизмом выражается во всяком случае постольку, поскольку и при этом последнем, в зависимости от обстоятельств, фетишами становятся довольно незначительные предметы (ногти, волосы и т. п.) и связываются с чувствами, доходящими до экстаза.
И сексуальный, и религиозный фетишизм в некоторых случаях могут приводить к совершению жестоких, нередко противоправных действий.
Известны также случаи обратного фетишизму явления: антифетишизма, когда определённый элемент внешности, поведения или вещь становится подавляющим фактором для полового влечения[4].
Фетиши
Бельевой фетишизм Памперсный фетишизмВ качестве сексуальных фетишей могут выступать объекты самого различного характера: это могут быть предметы одежды, части человеческого тела, предметы и животные, особенности поведения, внешности, походки и т. д.; можно сказать, что у каждого фетишиста есть свой, уникальный обожаемый им предмет, иногда неожиданный и оригинальный.[5] Наиболее часто роль фетиша играют следующие объекты:
- Одежда и обувь
- Фетишизируются предметы, имеющие отношение к лицам противоположного или того же пола (в зависимости от сексуальной ориентации). Обычными фетишами мужчин являются, например, нижнее бельё, чулки, колготки, бюстгальтеры, обувь, униформа, существует особая фетиш-мода. Этот вид фетишизма может сопровождаться переодеванием в одежду противоположного пола, в этом случае имеет место фетишистский трансвестизм. В Японии фетишизм стал формой заработка, связанной с секс-индустрией; молодыми девушками практикуется продажа ношенного, не стиранного белья, которое упаковывается в герметичные пакеты и отправляется в специальные магазины, где его покупают фетишисты.
- По данным исследований Г. Б. Дерягина, бельевой фетишизм был выявлен у 3,5 % студентов и 2,4 % студенток высших учебных заведений.[5]
- Части тела
- Иногда особенной привлекательностью для фетишиста обладают части человеческого тела, такие, как волосы, молочные железы, ступни и ноги. Фетишизироваться могут особенности строения половых органов, детали внешности, аномалии человеческого тела, состояние беременности. В роли фетиша может выступать также фотография интересующих объектов.
- Объекты живой природы
- Некоторыми сексологами (Г. Б. Дерягин) относятся к разновидностям фетишизма влечения к предметам животного (зоофилия) или растительного мира (дендрофилия), к неполовозрелому телу и детскому образу поведения (педофилия). В МКБ-10 эти расстройства выделены в самостоятельные классификационные единицы.
- Социальные ситуации
- Адулт Бейби — Социальная позиция ребёнка, или бытие ребёнком.[6]
Фетишист обычно испытывает сильное стремление к обладанию тем предметом, к которому испытывает влечение. Если влечение достигает патологического уровня, то могут использоваться и неправомерные способы завладения им, в том числе кражи и даже убийства, сопровождающиеся изъятием предметов одежды и частей тела жертвы[7][8]. Нередко у фетишиста скапливаются целые коллекции подобных предметов, которые он использует для получения сексуальной разрядки.
Предметы фетишизма могут использоваться различными способами: фетишист может их рассматривать, трогать, нюхать, одеваться в них, использовать в качестве «украшения» интерьера, прикладывать к половым органам, мастурбировать на них, укладывать с собой в постель, поедать, целовать, облизывать и т. д.[4]
Формирование фетишизма
Условно-рефлекторное научение
Один эксперимент показал, что у мужчин после неоднократного сочетания нейтрального раздражителя (женские сапоги) с безусловным (обнажённые женщины) появляется сексуальное возбуждение от женских сапог в отсутствии обнажённых женщин.[9] Путём классического обусловливания также было выработано фетишистское поведение у японских перепелов. В качестве нейтрального раздражителя выступал объект из махрового материала, безусловного — возможность вступления в копулятивную активность с самкой. Однако устойчивое фетишистское поведение выработалось только у тех японских перепелов, которые копулировали с махровым объектом. Авторы исследования сделали вывод, что копуляция с неодушевлённым объектом сама по себе является формой подкрепления сексуальной реакции на него.[10]В одном исследовании было показано, что у мужчин при повторении однотипных сексуальных стимулов происходит угасание сексуальной реакции на них, что связано с явлением габитуации. Авторы исследования предположили, что любые попытки увеличить сексуальное возбуждение путём классического обусловливания будут нейтрализованы габитуацией. Кроме того, ими был сделан вывод, что для построения теории развития сексуальных предпочтений на основании условно-рефлекторного научения необходимо учитывать не только классическое обусловливание, но и габитуацию.[11] Однако в связи с недостатком исследований явления классического обусловливания сексуального возбуждения и его габитуации, особенно у людей в критический период психосексуального онтогенеза, такая теория отсутствует.
И изучение 2015 в подсчитанных членов дискуссионных групп со словом «фетиша» в названии. Из групп о частях тела 81,5% женщины, 47% принадлежали к группам и сексуального возбуждения, 78,2% по отношению к мужчинам, 51,7% о груди (груди фетишизма).[12][13] Другое исследование показало, что 28 % мужчин и 11 % женщин сообщили о фетишистском возбуждении (в том числе ноги, «тканей и предметов», таких как обувь, перчатки , «или плюшевых игрушек»).[14]
Импринтинг
Половой импринтинг как специфическая форма научения, характеризующаяся необратимостью и не требующая подкрепления, происходит у животных в критический период их жизни. Например, у цыплят критический период для полового импринтинга — с 31 суток жизни до 45. В результате этой формы научения происходит, как правило, формирование биологически функциональных сексуальных предпочтений к особям противоположного пола своего вида, но иногда могут импринтинговаться особи другого вида и даже неодушевлённые объекты.[15] Существует немного исследований, доказывающих роль импринтинга в формировании сексуальных предпочтений у человека. Например, одно из них, проведённое шведскими учёными, показало, что фетиш на грудное вскармливание и беременность чаще встречается у старших братьев, а не у младших, то есть у тех, кто чаще видел свою мать беременной и кормящей в ранние годы жизни (до 5 лет). Эти данные косвенно указывают на существование критического периода в формировании сексуальных предпочтений у человека.[16]
Нейробиологические факторы
Индийский невролог Виле́йанур С. Рама́чандран считает, что фут-фетишизм связан с нейронными связями между областью мозга, ответственной за чувствительность стопы, и областью, ответственной за чувствительность гениталий.[17]
Возможно сочетание нейробиологических и психологических (импринтинг) факторов в формировании фетишизма. Например, российский сексолог Бейлькин отмечает, что фетишисты страдают в детстве так называемым синдромом низкого порога сексуальной возбудимости, вызванного влиянием различных вредностей в период внутриутробного развития. Такие дети способны очень рано (задолго до пубертата) испытывать оргазмы. Первые ранние сексуальные опыты таких детей закрепляются по типу импринтинга.[18]
На сегодняшний день существует недостаток эмпирических исследований, доказывающих определяющую роль в формировании фетишизма нейробиологических факторов. Одно из таких редких исследований было проведено английскими учёными. У фетишистов было выявлено большее число старших братьев, большее соотношение длин второго пальца кисти к четвёртому (это является индикатором повышенного уровня влияния эстрогена на плод), чем у мужчин контрольной группы, также среди фетишистов больший процент левшей. Эти данные позволили английским учёным предположить, что пертурбации внутриутробного развития являются первопричиной в формировании аномальных сексуальных предпочтений.[19]
Терапия
Лечение осуществляется по желанию пациента, обычно с помощью психоанализа или когнитивной психотерапии.
Разновидности фетишизма
Разновидностей фетишизма известно крайне много, поскольку, как было сказано выше, круг фетишизируемых объектов практически неисчерпаем. Однако лишь немногие из них способны доходить до уровня сексуальной патологии.
Некоторые виды фетишизма могут иметь судебно-медицинское и правовое значение, поскольку сопряжены с опасностью для здоровья лица или возможностью совершения им противоправных действий. К их числу можно отнести, например, нарциссизм, апотемнофилию и некрофилию[20].
Другие же, как правило, относительно безобидны, вмешательство психологов и психиатров для их коррекции требуется лишь в случае, если сам пациент считает свои влечения ненормальными и они причиняют ему страдания.
См. также
Примечания
- ↑ 1 2 Дерягин Г. Б. Криминальная сексология. Курс лекций для юридических факультетов. М., 2008. С. 86. ISBN 978-5-93004-274-0.
- ↑ Дерягин Г. Б. Криминальная сексология. Курс лекций для юридических факультетов. М., 2008. С. 126. ISBN 978-5-93004-274-0.
- ↑ Крафт-Эбинг Р. ф.-К. Половая психопатия (1886)
- ↑ 1 2 Дерягин Г. Б. Криминальная сексология. Курс лекций для юридических факультетов. М., 2008. С. 128. ISBN 978-5-93004-274-0.
- ↑ 1 2 Дерягин Г. Б. Криминальная сексология. Курс лекций для юридических факультетов. М., 2008. С. 127. ISBN 978-5-93004-274-0.
- ↑ http://ajp.psychiatryonline.org/doi/full/10.1176/appi.ajp.160.11.1932
- ↑ Дерягин Г. Б. Криминальная сексология. Курс лекций для юридических факультетов. М., 2008. С. 127—128. ISBN 978-5-93004-274-0.
- ↑ Дэвид Рассел Уильямс, канадский серийный убийца, насильник и фетишист
- ↑ Rachman, S., and Hodgson, R. J.(1968) Experimentally-induced sexual fetishism: Replication and development. Psychological Record, 18, 25-27
- ↑ Köksal F, Domjan M, Kurt A, Sertel O, Orüng S, Bowers R, Kumru G An animal model of fetishism
- ↑ Martin L. Lalumière‚ Vernon L. Quinsey Pavlovian Conditioning of Sexual Interests in Human Males.
- ↑ Bosom buddies: A brief look at breast fetishism. WordPress.com.
- ↑ Joyal, C. C., Cossette, A., & Lapierre, V. (2014). «What Exactly Is an Unusual Sexual Fantasy?». The Journal of Sexual Medicine 12 (2): 328–340. DOI:10.1111/jsm.12734.
- ↑ Dawson, S. J., Bannerman, B. A., & Lalumière, M. L. (2014). «Paraphilic interests: An examination of sex differences in a nonclinical sample». Sexual Abuse: A Journal of Research and Treatment.
- ↑ Aronsson, Hanna Sexual imprinting and fetishism: an evolutionary hypothesis
- ↑ Enquist M, Aronsson H, Ghirlanda S, Jansson L, Jannini EA Exposure to mother’s pregnancy and lactation in infancy is associated with sexual attraction to pregnancy and lactation in adulthood
- ↑ True/Slant
- ↑ Бейлькин Михаил Меерович Низкий порог сексуальной возбудимости и импринтинг
- ↑ Rahman Q, Symeonides DJ Neurodevelopmental correlates of paraphilic sexual interests in men
- ↑ Дерягин Г. Б. Криминальная сексология. Курс лекций для юридических факультетов. М., 2008. С. 128—144. ISBN 978-5-93004-274-0.
Литература
- Бине А. О фетишизме в любви (1887)
- Фрейд З. Три очерка по теории сексуальности (1905)
- Фрейд З. Фетишизм (1927)
Психология фетишизма. Виды фетишизма.
Приветствуем всех на сайте психологической помощи Psi-Labirint.ru. Сегодня вкратце мы расскажем о фетишизме. Эта статья не о патологических проявлениях фетишизма, а том, что представляет собой фетишизм в сексе и стоит ли вообще волноваться, если у вас есть стойкая привязанность к какой-либо особенности партнера или вещи. Надеемся, что эта статья будет вам полезна и интересна.
Фетишизм представляет собой душевную привязанность к предмету или части тела. Во многих случаях трудно разграничивать природу фетишизма и природу эротизма. Действительно, желание видеть свою партнершу, одетую, как кукла, в чулках в сеточку и подвязках, не является проявлением фетишизма.
Настоящий фетишизм — это сильная привязанность к какой-то специальной подробности, оказывающейся единственным объектом внимания и имеющей возможность оказывать такое сильное воздействие, что воспринимается как эротический стимулятор, и в отсутствии партнерши. В качестве примера можно упомянуть, как очень распространенный фетиш — туфли (на высоком тонком каблуке). Некоторые мужчины имеют коллекции обуви, с которой идентифицирует любимых ими женщин. Эта обувь вызывает у таких мужчин эротические ощущения, заставляющие их часто мастурбировать. Иногда, они воспринимают свою привязанность как патологическую и являются частыми клиентами на психотерапии на сайте Psi-Labirint.ru. В сущности, сексуальное поведение всех мужчин основывается на идеях фетишизма. Оказывается лишь предпочтение одному объекту или предмету из всех остальных. Интерес к конкретной части тела по своей природе так же является фетишем и различается у каждого человека.
Виды фетишизма.
Одним из самых распространенных является фетишизм по отношению к женской груди, независимо от эстетической концепции. Фетишизм к большой груди сильно эксплуатируется в эротическом и порнографическом кино. Маленькая же грудь является объектом любви и привязанности для мужчин, склонных к педофилии (открытой или латентной). Для таких типов мужчин маленькая грудь является символом хрупкости девочки.
У гомосексуальных личностей фетишизм чаще всего проявляется к волосам. И подобный вид фетишизма можно считать классическим,т.к он больше всего распространен: короткие волосы у женщин и длинные у мужчин. Выбор цвета волос так же имеет характер фетиша.
Фетишизм у женщин тоже распространен. Это может быть фетишизм к мужской лысине или плешивости.
Так же существует фетишизм к носу и он в какой-то степени может быть объяснен его аналогией с половым мужским органом или следствии его функции. И тут нос все таки выполняет роль эрогенной зоны, когда некоторые запахи могут возбуждать.
Фетишизм к уху объясняется приятными ощущениями при ласкании этой зоны и ношение серег (особенно у мужчин) тоже может являться латентным проявлением подобного фетишизма.
Фетишизм ко рту буквально связан с фантазиями орально-гентитальных ласк. Различные способы макияжа являются его выражением.
Фетиш рук. Здесь можно заметить, что подобный фетиш распространен как у мужчин. Так и у женщин. Мужчин привлекают женщины с маленькими руками, т.к пенис выглядит крупнее в таких руках. Женщин же привлекают большие руки, т.к это внушает чувство защищенности.
Существует фетишизм и к зубам. Подобная страсть доходит иногда до инкрустирования зубной эмали бриллиантами.
Фетишизм к ногам относится и к предметам, которыми их украшают: чулкам, подвязкам, обуви, браслетам на щиколотке.
Фетишизм к запахам — невероятно сильный сексуальный стимулятор. Об этом свидетельствуют души, которые содержат подобие гормонов. Встречаются даже люди с патологическими нарушениями мозга, которые помешаны на запахах и возбуждаются от запаха фекалий.
Части тела -не единственные объекты фетишизма. Фетишизм к коже ( к меху, обработанной коже лица) выдает некоторое стремление к садомазахизму.
Фетишизм к очкам же говорит о стремлении к вуайеризму (подглядыванию за сценами секса).
Отметим так же, что почти вся реклама и торговля являются распространителями фетишизма в различной форме. Многие косметические препараты продаются в упаковке в форме и с размером пениса.
Похожее
фетишизм — это… Что такое фетишизм?
(фр. fétiche — идол, талисман от порт. feiticao — волшебство).
1. Поклонение фетишу, т. е. неодушевленному, обоготворяемому предмету (камням, палкам, проч.). Формы почитания фетиша разнообразны: от принесения жертв и молитв до вколачивания гвоздей в качестве своеобразного мнемотехнического приема, не позволяющего божеству забыть о просьбе. Ф. рассматривается и как архаичная стадия в развитии религий, и как элемент многих религий.
2. Половое извращение, при котором половое влечение направлено на различные одушевленные и неодушевленные предметы, сами по себе не имеющие эротического значения, но обычно символизирующие полового партнера. Син. идолизм, сексуальный парциализм.Элементы Ф. свойственны нормальной сексуальности. Для многих людей какие-то части тела или предметы туалета реального или предполагаемого партнера становятся сильными сексуальными стимулами. Такие объекты имеют заместительный характер: стимул не является самостоятельным, а неразрывно связан с половым партнером (конкретным или обобщенным) и напоминает о нем. В случае Ф. фетиш приобретает более самостоятельное значение: замещая объект любви, он сам превращается в объект влечения, запускает сексуальные фантазии девианта, делает их более яркими и менее бесплотными. Половая активность возможна как с самим фетишем, так и с любым человеком, им обладающим, все личностное своеобразие которого девиантом игнорируется. Отличительные черты Ф. состоят в полной свободе действий с фетишем как безличностным объектом влечения, максимальной независимости от партнера, нарушении коммуникативного начала любовных отношений, принципиальной невозможности какого бы то ни было эмоционального общения. Для получения сексуального удовлетворения прибегают к различным манипуляциям с фетишем: обонянию, осязанию, укладыванию в постель и т. п.
Фетишисты избирательны: у каждого из них свой набор фетишей. Фактически, таковым может стать что угодно. Чаще фетишизируются части тела (иногда какой-то особой или искалеченной формы) — лицо, руки, ноги, волосы, носы и т. д., а также любые предметы одежды, обувь. Женщины чаще фетишизируют бороды, усы, шрамы, татуировки, тембр голоса (особенно тенор), мундиры. Особая форма Ф. — гетерохромофилия, когда сексуальным стимулом служит иной цвет кожи партнера. Иногда фетишем может служить лишь туфля, собственноручно снятая с женской ноги. Сам процесс завладения фетишем, преодоление трудностей усиливает наслаждение. Наблюдается совмещение Ф. с мазохизмом. (И. А. М.)
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
Сексуальный фетишизм (также эротический фетишизм) – расстройство сексуальных предпочтений, при котором импульсом и источником полового влечения является неодушевленный предмет (обувь и одежда, вещи из определенного материала) или часть тела, которая не связана напрямую с сексуальной активностью.
Основные понятия фетишизма
Объект интереса при фетишизме именуется фетишем. Человек, который сосредоточен на фетише является фетишистом. По сути, фетишизм – это приписывание особой ценности или полномочий определенному объекту.
Сексуальный фетишизм можно рассматривать в качестве непатологического вспомогательного способа для достижения сексуального возбуждения, или в качестве психического расстройства, если он причиняет значительное психосоциальное расстройство или имеет негативные последствия в разных сферах жизнедеятельности. Сексуальное возбуждение от определенного участка тела может быть дополнительно классифицировано как партиализм (partialism). Так, данное понятие было включено в пересмотренное третье издание Руководства по диагностике и статистике психических расстройств (DSM-III-R) 1987 года. В DSM-IV сохранилось данное различие. Некоторые ученые выступали за объединение партиализма и фетишизма, поскольку данные понятия частично совпадают. Впоследствии это было сделано в DSM-5 2013 года.
Международная классификация болезней десятого пересмотра (сокр. МКБ 10) определяет фетишизм как ориентированность на неживые объекты с целью сексуального возбуждения и удовлетворения. Он считается патологией только в том случае, если фетишистские наклонности являются основным источником сексуального удовлетворения и становятся настолько непреодолимыми и неприемлемыми, что вызывают выраженный дистресс или препятствуют осуществлению нормального полового акта. Данное отклонение должно продолжаться не менее шести месяцев.
Распространенность фетишизма
Точные данные о распространенности фетишизма неизвестны. Большинство фетишистов являются лицами мужского пола. В одном исследовании 2011 года тридцать процентов мужчин сообщили о наличии фетишистских фантазий (у половины из них фантазии вызывали интенсивное сексуальное возбуждение), а 24,5 процента осуществляли акты фетишизма. Согласно данным исследования 2014 года, 26,3 процента лиц женского пола и 27,8% лиц мужского пола признали, что имели фантазии о «сексе с фетишем или не сексуальным объектом». Фетишизм в степени психиатрического расстройства встречается редко (менее чем у одного процента психиатрических пациентов фетишизм был базовой проблемой).
Фетиши
В качестве фетишей могут выступать разнообразные объекты: предметы одежды, мягкие материалы или ткани, резиновые предметы, части тела, особенности поведения и даже памперсы. Наиболее часто роль объекта сексуального фетишизма выполняют: одежда и обувь — предметами фетишизма становятся предметы, которые имеют отношение к особям того же или противоположного пола. Обычными фетишами у лиц мужского пола являются, к примеру, нижнее белье, бюстгальтеры, чулки, юбки, колготки, головные уборы, униформа, также существует специальная фетиш-мода. Если при данном виде фетишизма лицо надевает одежду противоположного пола, идет речь о фетишистском трансвестизме части тела – волосы (на голове и на теле), ступни и ноги, грудные железы и пупок. Также могут фетишизироваться детали внешности, специфика строения половых органов, аномалии тела и состояние беременности. Фетишем может выступать и фотография обожаемого объекта.
Причины фетишизма
Условно-рефлекторная теория фетишизма
В одном эксперименте было доказано, что у лиц мужского пола после многоразовой комбинации нейтрального раздражителя (например, женских сапог) и безусловного (обнаженные женщины) возникает сексуальное возбуждение от одних женских сапог при отсутствии их обладательниц. Согласно другому исследованию, у мужчин в случае повторения однообразных сексуальных стимулов возникает угасание сексуальных проявлений на них, что имеет связь с таким явлением как габитуция (привыкание).
Сексуальный импринтинг
Теории полового импринтинга предполагают, что люди обучаются распознавать сексуально привлекательные особенности и деятельность в детском возрасте. К фетишизму может привести запечатление ребенком чрезмерно узкой или «неправильной» концепции сексуального объекта. Например, согласно исследованию шведских ученых, фетиш на беременность и вскармливание грудью более часто встречается у старших детей, т.е. у тех, кто более часто видел мать беременной и во время кормления ребенка в раннем возрасте (до пяти лет).
Неврологическая теория фетишизма
Неврологические особенности могут играть роль в некоторых случаях возникновения фетишизма. Индийский невролог В. С. Рамачандран отметил, что область обработки сенсорных сигналов с участков ног располагается непосредственно рядом с областью обработки генитальной стимуляции, и предположил, что случайная связь между этими участками может объяснить распространенность фут-фетишизма. В одном нестандартном случае проведение передней височной лобэктомии с целью лечении эпилепсии у мужчины привело к облегчению симптомов фетишизма к английским булавкам.
Лечение фетишизма
Когнитивная поведенческая терапия является одним из популярных подходов в терапии фетишизма. Когнитивные поведенческие терапевты помогают научить пациентов определять и избегать явлений-предшественников фетишистского поведения, и внедряют нефетишистские фантазии лицам, которые практикуют фетишизм. Аверсионная терапия (вызывание неприятных ощущений от привычки) может уменьшить проявления фетишизма в краткосрочной перспективе, но редко оказывает постоянное действие. Для понижения сексуального влечения могут назначаться антиандрогены и ингибиторы обратного захвата серотонина. Ципротерон ацетата является наиболее распространенным антиандрогенным средством, которое используется с целью контроля полового влечения. Следует учитывать, что средство может привести к таким побочным действиям как феминизация, депрессия и нарушение функционирования печени.
|
Статья о фетишизме от «Свободного словаря»
(1) Религиозное поклонение материальному объекту — фетишу — который, как утверждается, наделен сверхъестественными свойствами.
Фетишизм впервые встретили португальские моряки 15-го века среди народов Западной Африки, которые поклонялись таким предметам, как деревянные колонны и камни. Термин «фетиш» был введен в научное употребление французским ученым К. де Броссом, который опубликовал в 1760 году свое исследование фетишизма у древних египтян, греков и римлян, О культе богов фетиша (русский перевод, О фетишизме , 1973).Французские мыслители Просвещения рассматривали фетишизм как архаичную форму религии, возникающую в результате невежества (см. П. Гольбах, Система Природы, , Москва, 1940, с. 220–21).
В гегелевской интерпретации фетишизм — это форма первобытной и спонтанной религии, или колдовства, посредством которой человек косвенно контролирует природу с помощью магии, то есть через фетиш, чтобы получить то, что ему нужно (см. Г. Гегель, Философия религии , т. 1, М., 1975, с. 448).Согласно Гегелю, фетишизм отражает переходный этап в отношениях человека с миром — от непосредственного чувственного влечения к трудовым отношениям или от поклонения природным объектам до наделения их духовным смыслом.
Различные характеристики были приписаны фетишизму отдельными этнографами: например, Дж. Лаббок интерпретировал фетишизм как основанный на примитивной вере человека в возможность заставить божество исполнить его желания; другие, в том числе Е. Б.Тейлор и Х. Спенсер рассматривали фетишизм как форму анимизма, а фетиш — как сосуды для духа.
Фетишизм играет различную роль в религиозных верованиях разных народов. Австралийские фетиши, называемые чурингами, являются символическими заменителями тотемов; фетиши североамериканских индейцев являются воплощением защитников клана, в то время как среди народов Западной Африки фетиш защищает человека. Фетиши принимают разные формы: это могут быть камни, кусочки дерева, части тела животного или изображения, то есть идолы.Выбор фетиша может быть определен случайно или, альтернативно, священником или колдуном. Известны случаи привычного обращения с фетишем — его можно кормить и ласкать за оказанные услуги, или его можно избить за то, что он был невнимателен или даже выброшен и заменен другим. Фетишизм был сохранен в поклонении реликвиям и иконам в христианской религии, священных ступах буддистов, святых местах и священном «черном камне» мусульман.
(2) Этот характерный процесс товарно-капиталистического общества, при котором сверхъестественные свойства приписываются продуктам труда (как в случае саморасширения стоимости) — процесс, являющийся результатом объективизации общественных отношений и персонификация объектов.Как структура фетишистского мышления, так и механизм фетишистского поведения были разъяснены К. Марксом в его исследовании товарного фетишизма.
Фетишизм — это процесс приравнивания социальных и культурных функций объекта к природным свойствам или врожденным чертам вещи, продукта человеческой деятельности или личности. В любом конкретном случае специфика фетишизма зависит от того, отождествляется ли социокультурный фактор с натуралистической сущностью вещи, телесным субстратом продукта человеческой деятельности или врожденными свойствами индивида.
Маркс первоначально объяснил фетишизм как раннюю форму религии — «религию чувственных желаний» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч ., 2-е изд., Т. 1, с. 98, 410) — в котором человек является рабом объектов, а человеческая концепция вещи становится собственностью самой вещи. Впоследствии он продолжил развитие своей социально-экономической теории, позже Маркс исследовал фетишизм как структурный элемент в общественном сознании антагонистических образований.
Маркс рассматривал фетишизм как общий и постоянный элемент не только религии, но и многих других форм сознания, не связанных с собственно религией.В мире религии «порождение человеческого мозга проявляется как независимые существа, наделенные жизнью и вступающие в отношения как друг с другом, так и с человеческим родом. Так же и в мире товаров с продуктами мужских рук. Это я называю фетишизмом »(, там же ., Том 23, с. 82). Присвоение магических, сакраментальных или святых свойств объектам присуще не только религиозному сознанию, но и различным формам «светского» сознания (например, алхимии или буржуазной политической экономии, особенно в ее вульгарной форме).В дополнение к раскрытию структуры и разновидностей фетишистского сознания, теория Маркса показала, что фетишизм является социально-экономической функцией буржуазных производственных отношений. Фетишизм был связан Марксом с прививкой социокультурных функций вещи и ее материального субстрата. Таким образом, объект фетиша превращается в некую магическую среду, которая призвана обеспечить достижение желаемого, то есть продукт человеческой деятельности превращается во что-то трансцендентное.
Современная марксистская литература подчеркивает методологическое значение теории фетишизма; это считается важным, во-первых, для изучения фетишизма не только как этапа развития автохтонных религиозных культов (например, в Африке), но и как пережитка выживания в христианстве — как в работе Г.П. Францова, Б.И. Шаревской и А.Ф. Анисимов; и, во-вторых, это важный инструмент, используемый С. А. Токаревым для выявления фетишизма как наиболее распространенного и постоянного элемента религии в целом.Марксистские историки религии и этнографы, а также марксистские социологи используют марксистскую теорию фетишизма при анализе деформирующего влияния фетишизма на научные принципы (как, например, путаница сущности и внешнего вида или утилитарная концепция научного идеала), в критикуя различные формы массовой культуры и потребления, а также интерпретируя социально-психологические течения, проявляющиеся в буржуазном обществе.
(3) В медицине сексуальное извращение, при котором субъект сексуально притягивается к различным предметам (таким как обувь, чулки или нижнее белье), принадлежащим любимому.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Маркс К. и Ф. Энгельс. Об атеизме, религии и церкви . [Сборник.] Москва, 1971. С. 458–70.Маркс К. «Теория прибавочной стоимости» (т. 4 из Kapital ). В К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч ., 2-е изд., Вып. 26, части 1–2.
Маркс К. «Критика политической экономики». Там же ., Вып. 46, части 1–2.
Харузина, В. Н. «заметки по пути употребления слова: фетишизм». Этнографическое обозрение , 1908, №№.1-2.
Рубин И. И. Очерки по теории стоимости Маркса . Москва-Ленинград, 1929 год.
Марк, А. Критяка фетишизму в творчестве Маркса . Харьков, 1931.
Францов Г.П. У истоков религии и свободомышлии . Москва-Ленинград, 1959.
Токарев С. А. Ранние формы религии и их развитие . М., 1964.
Альтюссер Л., Ж. Рансьер и П. Мачерей. Lire le capital , vol. 1. Париж, 1965..