Гештальт что такое: Что такое гештальт, или Почему официант сразу забывает выполненный заказ — T&P
Что такое гештальт, или Почему официант сразу забывает выполненный заказ — T&P
«Теории и практики» продолжают объяснять смысл часто употребляемых выражений, которые зачастую используются в разговорной речи в абсолютно неправильном значении. В очередном выпуске рубрики — в чем секрет картин Ренуара и почему мы понимаем слово, даже если в нем поменять местами почти все буквы.
«Тебе просто надо закрыть гештальт» — такой совет можно услышать от доброжелателей. Но чтобы понять, что такое гештальт, и правильно использовать это понятие, нужно на какое-то время отвлечься от психотерапии и обратиться к психологии восприятия.
В буквальном переводе с немецкого Gestalt означает «форма, вид, фигура», а производное от него слово Gestaltung — «оформление». Другие более или менее подходящие по смыслу русские аналоги — «целостность», «структура» и «модель». Официальной датой рождения термина считается 1890 год, когда философ Кристиан фон Эренфельс опубликовал свой ключевой труд Über Gestaltqualitäten («О качествах формы»). Этот ученый поддерживал точку зрения Иммануила Канта — о том, что мы не можем воспринимать физический мир непосредственно. Человек всегда взаимодействует с информацией, полученной от органов чувств — дорабатывая ее в своем сознании. Таким образом, любое целое для нас больше суммы его частей, потому что мы вкладываем в него и свое восприятие.
Незавершенный гештальт может вызвать навязчивое желание вернуться в ситуацию и «переиграть ее»
Эта идея продолжала развиваться в течение 1910-х—1930-х годов, когда психологи начали активно изучать восприятие произведений искусства. Ученые выяснили, что когда мы смотрим на картину или статую, главную роль играет некое целостное восприятие объекта, несводимое к свойствам суммы составляющих ее элементов. Образно говоря, когда мы смотрим на картину Ренуара или другого импрессиониста, мы не замечаем и не оцениваем каждый мазок, а видим единое целое и именно это общее сочетание цветов и форм нас впечатляет. Такое целостное восприятие и стали называть «гештальтом».
Параллельно гештальт-подход к восприятию вырос в самостоятельное направление психологии — благодаря Максу Вертхаймеру, ученику фон Эренфельса. В 1912 году он опубликовал работу «Экспериментальные исследования восприятия движения». Ученый описал, как две вспышки света, сверкнувшие в двух разных местах в разное время, могут восприниматься как один источник света, переместившийся с одного на другое место— если правильно подобрать расстояние и временной интервал (оптический обман работал при интервале около 60 миллисекунд).
Таким образом, наблюдатель воспринимал не два отдельных элемента, а единое целое. Это подтвержало идею о том, что цельная модель отличается от простой суммы частей. Похожие эксперименты проводились и с музыкой — Эрнст Мах в своей работе «Анализ ощущений» доказал, что изменение тональности и темпа мелодии не мешает идентифицировать мотив. Похожий эксперимент — но только с текстом — сейчас широко тиражируется в соцсетях: благодаря способности мыслить гештальтами вы можете понять предложение, даже если в каждом слове поменять порядок букв и оставить на месте только начальные и конечные.
Исследования гештальта продолжил датский психолог Эдгар Рубин. Он делил любое воспринимаемое человеком изображение на Фигуру (объект) и Фон. Фигура — это то, на чем сосредоточено наше внимание, а фон — все остальное. Чтобы показать, что фигура и фон являются взаимоисключающими, Рубин создал знаменитый рисунок, который можно «прочитать» либо как изображение вазы, либо как изображение двух лиц — смотря на чем сконцентрироваться. Когда объектом выступают лица, ваза становится фоном, но когда фигурой становится ваза, лица сразу и полностью отступают на задний план.
Из психологии термин перекочевал в психотерапию и прочно там обосновался, породив новое направление— гештальт-терапию. Ведь понятие фона и фигуры сохраняется и в повседневности — если представить, что реальность, в которой мы существуем — это фон, а различные объекты или процессы — это фигуры. Когда у нас появляются те или иные потребности, мы можем «выдергивать» фигуры из фона и сознательно с ними взаимодействовать, а по завершении взаимодействия, фигура снова сливается с фоном.
По сути, «фигурой», гештальтом, может быть любой процесс — увлечение кем-либо, ссора или начатое дело.
Незавершенные процессы мы запоминаем лучше — это явление называется «эффектом Зейгарник» по имени советского психолога Блюмы Зейгарник. Будучи еще студенткой, она подметила, что официанты в кафе прекрасно помнят все невыполненные заказы и моментально забывают выполненные. Позже Зейгарник провела ряд экспериментов, подтвердивших, что невыполненные задачи создают определенное напряжение в человеческой памяти.
Это напряжение помогает нам не забыть о своих потребностях, но для того, чтобы человек был психологически здоров, гештальты надо своевременно доводить до логического завершения. Незавершенный гештальт может вызвать навязчивое желание вернуться в ситуацию и «переиграть» ее. И человек начинает повторять прежние схемы в изменившихся условиях — например, провоцирует в новых отношениях конфликты, нерешенные с прежним партнером.
Понятие просочилось и в поп-культуру: в мультсериале «Трансформеры» Гештальтом зовут сложносочиненного робота, состоящего из нескольких роботов меньшего размера. Название было придумано поклонниками сериала, но потом стало официальным — возможно, потому что робот действительно оказался наглядной иллюстрацией сложного термина.
Как говорить
Неправильно: «Эта неожиданная научная теория разрушает гештальты». Правильно — «разрушает шаблоны».
Правильно: «Варя в детстве хотела быть врачом, но не получилось. Незавершенный гештальт заставил ее отправить сына на медицинский факультет»
Правильно: «Этот художник играет с оптическими иллюзиями и гештальтами»
Дарья Варламова, Антон Зайниев
Издательство Альпина Диджитал, 2016
Дарья Варламова, Елена Фоер
Издательство Альпина Диджитал, 2018
Читайте нас в Facebook, VK, Twitter, Instagram, Telegram (@tandp_ru) и Яндекс.Дзен.
Варламова Дарья
Теги
#Гештальт
#словарный запас
1 520 912
Что такое гештальт? Что значит закрыть гештальт и как это сделать
Автор:
Ньютон
08 апреля 2019 12:42
Метки: гештальт гештальтпсихология знания психология психотерапия
180857
Гештальт — что это? Объяснение простыми словами. Термин «гештальт» — значение и происхождение. Почему говорят «закрыть гештальт»? Что такое гештальтпсихология и гештальт-терапия? В чем разница? В чем суть «метода пустого стула»?
Закрыть гештальт — это значит закончить незавершенное дело, которое не дает покоя, завершить начатое. В обыденной речи гештальт — незаконченное дело. Например, можно сказать: «Книга плохая, но я все-таки ее дочитаю, чтобы закрыть гештальт».
«Этот гештальт я закрыл», — объявил актер Максим Виторган, избив режиссера Константина Богомолова — любовника своей жены Ксении Собчак.
Вообще же немецкое слово Gestalt означает форму, фигуру, целостный образ. В психологии гештальт — это структура, которая воспринимается как единое целое, а не как сумма отдельных элементов. Классический пример: мелодия — это не набор отдельных звуков, а единое целое — гештальт. Поэтому мы можем узнать знакомую музыку, даже если она сыграна на разных инструментах.
Что такое гештальтпсихология?
Гештальтпсихология — это направление в психологии, которое объясняет человеческое восприятие, мышление и личность с помощью принципа целостности. Гештальпсихология появилась в первой половине XX века, ее основатели — Макс Вертгеймер, Вольфганг Кёлер и Курт Коффка. Они первыми начали изучать эффект гештальта — целостностного восприятия сложных явлений.
Человек воспринимает мир не в виде отдельных деталей, а в виде целостных образов — гештальтов, полагают гештальтисты.
Стремление объединять разрозненные данные и быстро сделать вывод закрепилось в процессе эволюции, полагают современные ученые — нашим предкам это умение спасало жизни. Например, заметив в кустах пятнистую шкуру, древний человек не тратил время на рассуждения, а мгновенно понимал, что это ягуар и нужно спасаться.
Простой пример гештальта. Взгляните на картинку ниже — вы видите черные пятна на белом фоне.
Оптическая иллюзия, иллюстрирующая эффект гештальта.
А теперь приглядитесь — в правой части рисунка изображен пес-далматинец. Как только вы его увидите, то больше не сможете «развидеть» — начнет работать эффект гештальта, ваш мозг сам научится объединять пятна в изображение собаки.
Этим же стремлением искать общий смысл в разрозненных фактах объясняются некоторые когнитивные искажения — ошибки человеческого восприятия. Так, по случайным поступкам мы судим о характере человека, а по нескольким совпадениям делаем вывод о причинно-следственных связях. Это удобно, но не всегда верно.
В делах человек также стремится к завершенности, полагают гештальтисты. Поэтому недочитанная книга или недосмотренный фильм запоминаются лучше. Даже неприятное или бессмысленное дело часто хочется завершить, а не бросить на середине. И поэтому так бросаются в глаза и раздражают идеальные вещи с одной маленькой ошибкой.
«Ад перфекциониста» — незакрытый гештальт.
В настоящее время гештальтпсихология — скорее историческое направление, отмечает в статье для «Постнауки» Мария Фаликман — доктор психологических наук, профессор НИУ ВШЭ. Гештальтпсихологии мышления как таковой не осталось. А гештальтпсихология восприятия существует в синтезе с когнитивной психологией.
Что такое гештальт-терапия?
Гештальт-терапия появилась в 1940-50-х годах, она не имеет прямого отношения к гештальтпсихологии. Этот вид психотерапии рассматривает человека как единое целое — общность духовных, физических, социальных особенностей. Во главу угла она ставит стремление к полной самореализации.
Отцом гештальт-терапии считается немецко-американский врач-психиатр Фриц Перлз. Перлз полагал, что задача психотерапевта — помочь человеку разобраться с нерешенными проблемами, ограничивающими личностный рост, закрыть деструктивные гештальты. Перлз не был гештальпсихологом, однако использовал термин гештальт в похожем смысле.
Фредерик (Фриц) Перлз. Фото: Wikimedia
Деструктивным гештальтом может быть незавершенное дело из прошлого. Например, неудачи пациентки в отношениях с мужчинами гештальт-терапевт может объяснять тем, что она все детство пыталась добиться расположения и похвалы отца, но так их и не получила. Если не осознать и не закрыть этот гештальт, женщина так и будет тянуться всю жизнь к эмоционально холодным мужчинам — доказывать им, что достойна любви.
Незакрытым гештальтом могут быть текущие проблемы, которые человек не способен полностью осмыслить, вписать в единую картину мира. Здесь, по версии гештальт-терапевтов, также необходимо всесторонне изучить проблему и закрыть гештальт, чтобы двигаться дальше. Эта идея перекликается с теорией когнитивного диссонанса Леона Фестингера.
Пациенты работают с гештальт-терапевтом либо индивидуально, либо в гештальт-группе. Конкретные методические приемы при этом могут быть разными. Самая известная техника гештальт-терапии — «метод пустого стула». Человек предлагают представить, что на пустом стуле напротив сидит он сам, и поговорить с собой. Терапевт в это время наблюдает за эмоциями и поведением говорящего.
АНТИФИШКИ
Всё о политике в мире
Метки: гештальт гештальтпсихология знания психология психотерапия
Новости партнёров
реклама
Что такое гештальт? — Кливлендский институт гештальта
Что такое гештальт?
Этот вопрос часто задают. Затем это приводит к следующему вопросу: «Вы имеете в виду только гештальт, гештальт-теорию, гештальт-психологию, гештальт-терапию, гештальт-подход или гештальт-принципы?» Возможно, ответ будет «все они».
Гештальт по определению является физической, биологической или символической конфигурацией или паттерном элемента, настолько унифицированного в целом, что его свойства не могут быть идентифицированы из простого суммирования его частей.
Теория гештальта , как объяснил Макс Вертгеймер, когда он отталкивался от своих исследований по восприятию движения, видя эффект целого события, не содержащегося в сумме частей.
Гештальт-психология — это школа мысли, изучающая человеческий разум и поведение в целом. Пытаясь осмыслить окружающий нас мир, гештальт-психология предполагает, что мы не просто сосредотачиваемся на каждом маленьком компоненте. Вместо этого наш разум склонен воспринимать объекты как часть большего целого и как элементы более сложных систем. Эта школа психологии сыграла большую роль в современном развитии изучения человеческих ощущений и восприятия.
Гештальт-терапия , психотерапевтический подход, разработанный Фредриком С. Перлзом и другими в 1940-х годах под влиянием гештальт-психологии, представляет собой терапию, которая принимает во внимание человека в целом и занимается устранением препятствий на пути функционирования целого в контекст настоящего.
Гештальт-подход исходит из того, что жизнь происходит в настоящем, а не в прошлом или будущем, и что, когда мы размышляем о прошлом или фантазируем о будущем, мы не живем полноценно. Живя в настоящем, мы можем взять на себя ответственность за свои реакции и действия. Полное присутствие здесь и сейчас дает нам больше волнения, энергии и смелости, чтобы жить напрямую.
Гештальт-принципы , на которые обычно ссылаются:
- Сходство – мы склонны группировать похожие элементы вместе дорожка.
- Замыкание – если чего-то не хватает в полной фигуре, мы обычно добавляем к этому
- Близость – Закон близости предполагает, что объекты рядом друг с другом обычно рассматриваются как группа.
- Фигура-фон – похоже, у нас есть врожденная склонность воспринимать один аспект события как фигуру или передний план, а другой – как фон или фон.
Гештальт-институт Кливленда (GIC) представляет гештальт. Это целое, которое больше, чем сумма его частей. GIC разработал уникальные практические семинары и учебные программы, основанные на принципах, методологиях и подходах гештальта. Этот отличительный дизайн, разработанный его преподавателями, приводит к трансформации на индивидуальном, групповом и организационном уровнях. Успешные методики привлекли участников со всего мира.
Гештальт-психология | Определение, основатель, принципы и примеры
- Ключевые люди:
- Кристиан, фрейхерр (барон) фон Эренфельс
- Похожие темы:
- психология близость хорошее продолжение Прегнанц закрытие
Просмотреть весь связанный контент →
Гештальт-психология , школа психологии, основанная в 20 веке, которая заложила основу для современного изучения восприятия. Теория гештальта подчеркивает, что целое чего-либо больше, чем его части. То есть атрибуты целого нельзя вывести из анализа отдельных частей. Слово Гештальт используется в современном немецком языке для обозначения того, как вещь была «размещена» или «собрана». Точного эквивалента в английском языке нет. «Форма» и «форма» — обычные переводы; в психологии это слово часто интерпретируется как «паттерн» или «конфигурация».
Теория гештальта возникла в Австрии и Германии как реакция на атомистическую ориентацию ассоциативных и структурных школ (подход, который фрагментировал опыт на отдельные и не связанные между собой элементы). Вместо феноменологии использовались гештальт-исследования. Этот метод, с традицией, восходящей к Иоганну Вольфгангу фон Гёте, предполагает не что иное, как описание непосредственного психологического опыта, без каких-либо ограничений на то, что допустимо в описании. Гештальт-психология отчасти была попыткой добавить гуманистическое измерение к тому, что считалось бесплодным подходом к научному изучению психической жизни. Гештальт-психология также стремилась охватить качества формы, значения и ценности, которые преобладающие психологи либо игнорировали, либо считали выходящими за рамки науки.
Публикация чешского психолога Макса Вертхаймера «Experimentelle Studien über das Sehen von Bewegung» («Экспериментальные исследования восприятия движения») в 1912 году знаменует собой основание гештальт-школы. В нем Вертхаймер сообщил о результатах исследования явного движения, проведенного во Франкфурте-на-Майне, Германия, с психологами Вольфгангом Кёлером и Куртом Коффкой. Вместе эти трое составили ядро гештальт-школы на следующие несколько десятилетий. (К середине 1930-х годов все они стали профессорами в Соединенных Штатах.)
Самая ранняя гештальт-работа касалась восприятия с особым упором на организацию визуального восприятия, объясняемую феноменом иллюзии. В 1912 году Вертхаймер открыл фи-феномен, оптическую иллюзию, при которой неподвижные объекты, показанные в быстрой последовательности, преодолевая порог, при котором они могут быть восприняты по отдельности, кажутся движущимися. Объяснение этого явления, также известного как постоянство зрения и переживаемого при просмотре кинофильмов, явилось сильной поддержкой принципов гештальта.
При старом предположении, что ощущения перцептивного опыта находятся во взаимно-однозначном отношении к физическим раздражителям, действие феномена фи было, по-видимому, необъяснимым. Однако Вертхаймер понимал, что воспринимаемое движение — это возникающее переживание, не присутствующее в стимулах изолированно, а зависящее от относительных характеристик стимулов. Когда движение воспринимается, нервная система и опыт наблюдателя не пассивно регистрируют физический ввод по частям. Наоборот, нейронная организация, как и перцептивный опыт, немедленно возникают как единое целое с дифференцированными частями. В более поздних работах этот принцип был сформулирован как закон Prägnanz , что означает, что нервная и перцептивная организация любого набора стимулов будет формировать настолько хороший гештальт или целостность, насколько позволят преобладающие условия.
Основные разработки новой рецептуры произошли в течение следующих десятилетий. Вертхаймер, Келер, Коффка и их ученики распространили гештальт-подход на проблемы в других областях восприятия, решения проблем, обучения и мышления. Позднее принципы гештальта были применены к мотивации, социальной психологии и личности (в частности, Куртом Левиным), а также к эстетике и экономическому поведению. Вертхаймер продемонстрировал, что концепции гештальта также можно использовать для прояснения проблем этики, политического поведения и природы истины. Традиции гештальт-психологии продолжились в перцептивных исследованиях, предпринятых Рудольфом Арнхеймом и Гансом Валлахом в Соединенных Штатах.